Ванька
«Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать». Он писал письмо своему деду Константину Макарычу. Ванька — сирота. Он думает про своего деда — 65-летнего «тощего и юркого старикашку с весёлым лицом и вечно пьяными глазами», служащего сторожем у господ Жихаревых. Днём дед спит или балагурит с кухарками, а ночью стучит в свою колотушку. У деда есть две собаки — Каштанка и Вьюн.
Ванька бесхитростным детским языком пишет о том, как нелегко ему приходится у сапожника, и просит деда забрать его. «А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Милый дедушка, увези меня отсюда, а то помру. Я буду тебе табак тереть, а если что, то секи меня, как Сидорову козу». Ванька хотел бы пешком бежать на деревню, «да сапогов нету, морозу боюсь». Пишет он и про Москву: «А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые».
Во время написания письма Ванька постоянно отвлекается, в его памяти всплывают разные картины жизни в деревне. Он вспоминает, как они с дедом под рождество ходили в лес за ёлкой для господ. «Весёлое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал». Вспоминает барышню Ольгу Игнатьевну, у которой Ванькина мать Пелагея, когда была жива, служила горничной. Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. Когда же Пелагея умерла, сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину. «Милый дедушка, а когда у господ будет ёлка с гостинцами, возьми мне золочённый орех . у барышни Ольги Игнатьевны для Ваньки.
Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется. А гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай». Ванька положил письмо в конверт и написал адрес: «на деревню дедушке». Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Довольный, Ванька «добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель. Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал. Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам. Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом».
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Антон Чехов — Ванька:
Краткое содержание
Ночь под Рождество в огромной Москве. В доме сапожника Аляхина при свете свечи, отраженным темным окном, не спит 9-летний сирота Ванька Жуков, ученик сапожника. Здесь он три месяца, а столько всего натерпелся. Обо всем он пишет в деревню «милому дедушке» Константину Макарычу. Это бодрый, веселый, 65-летний старикашка, ночной сторож у барина. С ним две собаки: Каштанка и Вьюн.
Грамоте, письму, счету и даже танцу мальчика обучила добрая барышня Ольга Игнатьевна Живарева. Но после смерти матери Пелагеи его перевели на кухню к деду, а дальше к сапожнику. Ванька просит деда забрать его. «А то меня все колотят и кушать страсть хочется», еще и скучно, одни слезы. Он рассказывает, что вчера ему была «выволочка», хозяин побил его ремнем. За то, что задремал, укачивая хозяйского младенца. И от хозяйки получил селедкой в «харю», когда стал чистить рыбу с хвоста.
Ванька умоляет ради Христа забрать его. В деревне он готов пойти в подпаски. Ванька вспоминает, как с дедом ходили за елкой. Дед посмеивался над замерзшим Ванюшкой. Мальчик просит сберечь для него золоченый орех с елки, как раньше. И гармошку его пусть никому не отдают. Подписав конверт «На деревне дедушке», добавив «Константину Макарычу», он бросает письмо в ближайший почтовый ящик. А потом сладко спит. И снится ему дед, с печки читающий это письмо кухаркам, и снится ему Вьюн…
Читательский дневник по рассказу «Ванька» Чехова
Сюжет
Ночь под Рождество. Ваньке Жукову 9 лет, он три месяца в огромной Москве учится у сапожника Аляхина. Пелагея, мать его, умерла. У мальчика есть только дедушка Константин Макарыч, сторож. Здесь его бьют, плохо кормят, он всегда один. А в деревне все родное: добрая барышня Ольга Игнатьевна Живарева выучила его грамоте, вместе с дедом и собаками Каштанкой и Вьюном он ходил за елкой. Мальчик просит в письме, чтобы дед забрал его отсюда. Конверт он подписывает: «На деревню дедушке». Опустив письмо в ящик, Ванька сладко спит и видит, как дед на печке уже читает его письмо.
Отзыв
Рассказ о бедном мальчике, у которого отняли детство, о тяжелой сиротской доле. Он вынужден работать за кусок хлеба. Добрая барышня приоткрыла ему дверь в другой мир, научив грамоте и счету. Но дальше его судьба – жить впроголодь, и учиться сапожному мастерству у злого Аляхина. Ясно, что с таким адресом письмо до деда не дойдет. Да и не может он его забрать.
В рассказе все чужие и недобрые люди зовут его Ванькой, сам он себя – Иваном, а для деда внук Ванюшка. Рассказ учит быть неравнодушным, добрым, сострадательным, терпеливым, ставить себя на место другого, жалеть людей, помогать тем, кому трудно, не терять надежду, любить близких, не лишать детей детства.
Чехов А.П. “Ванька” Читательский дневник, краткое содержание
Ванька Жуков, мальчик 9 лет, отданный в услужение сапожнику. Несчастный, постоянно голодный и забитый. Сильно скучает по своему дедушке, единственному близкому человеку. Верит в лучшее, надеется, что дедушка приедет и заберет его.
Константин Макарыч, дедушка Ваньки. Худенький, подвижный, веселый старичок 65 лет. Работает ночным сторожем.
Аляхин, сапожник. Равнодушный, черствый человек.
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
Мальчик Ванька пишет слезное письмо дедушке, в котором умоляет забрать его от сапожника, который его бьет и не дает спать.
Сюжет — краткое содержание
Приближается рождество и мальчик Ванька, надеясь на чудо, пишет письмо своему дедушке.
Ванька представляет себе дедушку, ему кажется, что именно сейчас тот совершает свой обход, любуется звездами и шутит с дворней.
Ванька жалуется на свою жизнь у сапожника, рассказывает, как ему тяжело, как его бьют, как он не высыпается.
Ванька описывает свое впечатление от большого города, описывает магазины и товары, которые в них продаются.
Ванька обещает вести себя хорошо, пишет, что чуть не сбежал в деревню, но у него нет сапог.
Ванька подписывает адрес на письме, добегает до почтового ящика, а потом ложиться спать, уверенный, что его дедушка обязательно заберет его.
Понравившийся эпизод
Меня очень тронул эпизод, в котором Ванька подписывал свое письмо. Мальчик не знал, как правильно написать адрес и подписал письмо “На деревню дедушке”. Это письмо никогда не дойдет адресату, но хотя бы одну ночь мальчик проспит спокойно.
План произведения для пересказа
- Ночь перед Рождеством.
- Ванька садится писать письмо.
- Воспоминания о дедушке.
- Москва и ее магазины.
- В лес за елкой.
- Мольба о помощи.
- Неправильный адрес.
- Сон ребенка.
Главная мысль
Ребенок не должен быть лишен счастливого, беззаботного детства, он не должен сам зарабатывать себе на жизнь, его не должны бить и наказывать.
Чему учит эта книга
Рассказ учит состраданию и сочувствию. Учит тому, что каждый ребенок имеет право быть счастливым, учит тому, что эксплуатация детей не должна существовать в мире. Учит стойко переносить жизненные тягости.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Это очень грустный рассказ о мальчике, которого отдали жесткому сапожнику. Мальчик страдает и плачет, он глубоко несчастен. Мне очень жаль бедного Ваньку, ведь даже его письмо оказывается отправлено в никуда.
Новые слова и выражения
Заутреня — служба в церкви.
Клирос — место для певчих в церкви.
Пословицы к произведению
Всякое дело терпеньем одолеть можно.
Всякому терпенью приходит конец.
За сироту только бог заступится.
Счастье скоро покидает, но надежда никогда.
Хорошо то, что хорошо кончается.
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
Суть повести
В кратком пересказе «Ваньки» Чехова упоминаются главные события произведения. Основной персонаж — девятилетний сирота, отданный на обучение к сапожнику. В ночь перед Рождеством он украдкой пишет письмо деду, единственному родственнику.
Мальчик рассказывает о своей жизни и вспоминает раннее детство и пожилого родственника. Его дед работал охранником. По ночам он бил в колотушку и с двумя собаками обходил вокруг имения. Как и все дети, Ванька Жуков любил животных. В сказке это видно из его воспоминаний о псах:
- Каштанке, старой ласковой собаке, которая чихала, когда дед давал ей понюхать табак.
- Вьюне, молодом кобеле, имевшем чёрный окрас и длинное, как у ласки, тело. Пёс был не злой, но очень хитрый. Мог цапнуть ничего не подозревающего человека за ногу.
А также паренёк вспоминал барыню Ольгу Игнатьевну, которая от нечего делать научила Ваню читать, считать и писать. Каждое воспоминание пронизано тоской и детским горем. Мальчик постоянно отвлекается от написания, перед его мысленным взором всплывают картины беззаботного детства.
Вот он и дед пошли в лес срубить ель к празднику. Был мороз и хотя мальчик продрог, всё же это событие оставило в сердце ребёнка впечатление. Он припомнил, как в ту ночь из леса выбежал зайчик, и дед не удержался, чтобы приказать собакам поймать косого. Но псы не были охотничьими и команду не выполнили.
В своём письме Ваня рассказывает, как ему тяжело в услужении и что его бьют за малейшую провинность:
- начал чистить селёдку с хвоста, хозяйка ударила рыбой прям в лицо;
- уснул, когда качал господское дитя — сапожник избил ремнём;
- есть досыта не дают, на завтрак и ужин только хлеб, а в обед — кашу.
Просит мальчик, чтобы дед забрал его домой и обещает во всём слушаться, за проказу покорно принимать наказания, а после кончины пожилого родича молиться о его душе так же усердно, как он молится о матери.
Заканчивается рассказ тем, что мальчик пишет адрес на конверте «На деревню дедушке» и подумав, добавляет его имя. Потом Ванечке удаётся выйти незамеченным на улицу и бросить письмо в почтовый ящик.
Польза рассказа
Невозможно читать краткое содержание «Ванька» Чехова без сострадания, впрочем, как и полную версию. Судьба мальчика, его искренняя надежда, что дед получит письмо и обязательно поможет, заставляют сжиматься сердца поклонников творчества писателя.
Сюжет произведения довольно прост, но оставляет впечатление после прочтения, заставляет задуматься о собственной жизни, пересмотреть свои ценности. Несколько дней после ознакомления с повестью невозможно не думать о сиротах, их несчастливой судьбе и вечной нужде.
Сказка учит нескольким вещам одновременно:
- ценить родителей (ведь пока они живы, есть кому пожаловаться и у кого попросить защиты);
- быть сострадательным к обездоленным детям;
- не проявлять насилия к беззащитному;
- доброте;
- не жаловаться на отсутствие определённой побрякушки, ведь есть люди, у которых нет и куска хлеба на ужин;
- быть благодарным за кров и тёплую постель, если человек это имеет;
- верить в лучшее и не терять надежды.
Автор в своём произведении хотел показать, как трудно жилось маленьким детям у алчных и жадных хозяев, основная мысль рассказа — человек должен быть добрее и сострадательнее. Очень трогательный момент в повести, когда мальчик объясняет деду, что давно сбежал бы, да нет сапог, а на улице мороз.
А также при анализе произведения видно, как скучает малыш по родным местам. Он пишет, что в Москве дома богатые и лошади красивые, в магазине можно купить различные крючки для рыбалки, но только нет овец и собаки не злые. Даже поразившие паренька вещи не могут разогнать тоску о доме.
Писатель не зря выбрал ночь перед праздником Рождества для сюжета, это делает произведение более проникновенным, и у сердобольных читателей появляется надежда, что мольбы главного героя будут услышаны, свершится чудо, дед заберёт ребёнка от злого и равнодушного сапожника.
Хотя сама повесть небольшая, но краткий пересказ «Ваньки» Чехова может быть использован для пополнения читательского дневника.
Антон Павлович — автор многих творений, но произведение, тема которого затрагивает судьбу наивного, голодного паренька-сироты, является одним из самых запоминающихся.
Отзывы читателей
Ребёнок после прочтения очень расстроился из-за того, что Ваньку били, морили голодом, а его мама умерла. Пришлось провести разъяснительную беседу. Сказка очень трогает.
Лидия, 64 года
Мне понравилась сказка. А сапожник и его жена — злые и противные люди. Я верю, что дедушка заберёт Ваню к себе и они будут жить вместе.
Арина, 8 лет
Внук долгое время не мог забыть Ваньку, и всё время размышлял, как у сироты сложилась дальнейшая судьба. Придумывал хорошие случаи, пришлось ему подыграть. И мы сошлись на том, что дедушка спас мальчика от негодяя-сапожника, а богатая барышня, научившая паренька читать и писать, усыновила его.
Валентина, 65 лет
Прочитала случайно сказку, нашла книжечку, когда убирала в шкафу. Не могу забыть малыша. Теперь хочу передать некоторые вещи и конфеты в детский дом.
Наталья, 32 года
«Ванька» — краткое содержание произведения А.П. Чехова
Источник
Поделиться
Антон Павлович Чехов создал свой рассказ «Ванька» в 1886 году. Под псевдонимом А. Чехонте произведение впервые было размещено на страницах «Петербургской газеты», в отделе «Рождественские рассказы». Рассказ «Ванька» включался в сборники А.П. Чехова ещё при жизни писателя. Кроме того, он был переведён на многие европейские языки. Многомудрый Литрекон предлагает Вам краткий пересказ произведения, где представлены сюжет и основные события в сокращении.
Краткий пересказ
(434 слова) Девятилетний Ванька Жуков в ночное время под самое Рождество старательно пишет письмо в родную деревню своему дедушке Константину Макарычу. Три месяца назад мальчика отослали в Москву «к сапожнику Аляхину» на обучение. Ребёнок остался сиротой. Единственный близкий человек для Ваньки — это дедушка, который работает в деревне в усадьбе господ Живарёвых ночным сторожем. Днём Константин Макарыч, по своему обыкновению, спит или беседует с кухарками, а ночью несёт службу. С ним ходят старая собачка Каштанка и чёрный пёс Вьюн.
Ванька по-простому, детским слогом, рассказывает в письме о своей нелёгкой жизни у сапожника. Хозяева плохо его кормят, часто бьют и ругают за любую провинность: за то, что он заснул, укачивая в люльке хозяйского ребёнка, неправильно почистил рыбу. Кроме того, он терпит насмешки от подмастерьев. Ванька очень просит, чтобы дедушка забрал его обратно в деревню. Мальчик готов всё для него делать: тереть ему табак, молиться за него. Даже готов стерпеть от деда побои, если будет за что. Чтобы не быть дедушке в тягость, он пошёл бы «в подпаски» или к приказчику чистить обувь. Он пишет, что хотел бы уйти в деревню сам, своим ходом, но боится холода, ведь у него нет тёплой обуви. Ванька описывает Москву. Его удивил большой город, где много господских домов и лошадей, разнообразие товаров в торговых лавках.
Пока Ванька пишет, перед глазами его встаёт былое время, когда он жил вместе с Константином Макарычем. Он ясно помнит, как однажды они вместе под Рождество ходили в лес, чтобы срубить ель для праздника в господской усадьбе. Ему вспомнилась и его покойная мать Пелагея. Она трудилась горничной у Ольги Игнатьевны — барышни, которая по доброте своей угощала ребёнка конфетами и просто так, от нечего делать, обучила его грамоте, счёту до ста и даже разучила с ним кадриль. После смерти Пелагеи, Ваньку перевели к Константину Макарычу в людскую кухню, а позже отправили в Москву, к Аляхину.
Мальчик несколько раз повторяет в письме просьбу о том, чтобы Константин Макарыч приехал в Москву и забрал его. Ванька хочет, чтобы дедушка попросил у Ольги Игнатьевны ёлочную игрушку в виде золотистого ореха — «скажи, для Ваньки», и чтобы никому дед не отдавал его гармонь. В конце письма он передаёт поклоны тем, кого он знал и любил в деревне.
Вложив готовое письмо в конверт, Ванька подписал его: «На деревню дедушке». Поразмыслив немного, он приписал: «Константину Макарычу». Довольный мальчик выбежал из дома в одной рубахе. Накануне он спросил сидельцев из мясной лавки, как отправляются письма. Он добежал до первого попавшегося почтового ящика и опустил конверт.
Через час Ванька уже спал, надеясь, что дед получит его послание. Мальчику снилось, как Константин Макарыч сидит на печке и зачитывает его письмо кухаркам. Неподалёку от него бродит пёс Вьюн и виляет хвостом.
Отзыв
(275 слов) Главная мысль рассказа «Ванька» заключается в том, что взрослым нельзя быть равнодушными к беззащитным детям, нельзя вырывать ребёнка из родной среды. Ванька остался сиротой. От него сразу же захотели избавиться и отправили из деревни, где он был окружён добротой, в большой город на работу, в непривычную, тяжёлую для ребёнка обстановку. Чехов высмеивает главные пороки общества — жестокосердие, малодушие, грубость, неспособность к состраданию. Уважать маленького человека — это то, чему учит автор. Нужно быть внимательным к тем, кто не может за себя постоять, кто одинок и наивен. Такова мораль рассказа «Ванька».
Произведение заставляет задуматься о том, что использовать детский труд неприемлемо. Ребёнок должен получать образование, но в то время для бедных это было невозможно. В деревне барышня от скуки обучила мальчика грамоте. В трудную минуту это помогло Ваньке — он смог написать письмо дедушке, но конверт подписал неверно: не указал точный адрес.
Мне понравился рассказ «Ванька» тем, что ребёнок свято верит, что сможет уйти от зла и жестокости, которые на него обрушились. Мальчика очень жаль, ведь после смерти матери для него наступили трудные времена. Ванька терпит унижения и побои, которых не заслуживает. В нём живёт искренняя и безусловная любовь к Константину Макарычу, у него доброе сердце, кроткий и незлобивый характер. Несмотря на все трудности, мальчик остаётся чистым душой. Таково моё отношение к главному герою рассказа «Ванька».
Моё впечатление от рассказа «Ванька» грустное. А.П. Чехов показывает нам судьбу ребёнка, брошенного на произвол судьбы. Его последней надеждой было письмо к дедушке. Он теряет и эту надежду, сам того не подозревая. В произведении показана безысходность маленького мальчика, наивно полагающего, что Константин Макарыч приедет за ним, прочитав его трогательное письмо. В этом заключается трагедия произведения «Ванька». Таково моё мнение о рассказе А.П. Чехова.
Автор: Диана Танцур
Урок
чтения 6 класс.
Дата____________
Тема
урока: А.П. Чехов «Ванька»
Тип
урока: урок изучения нового материала.
Цель
урока:
- Познакомить
учащихся с произведением А.П.Чехова “Ванька”.
Задачи:
Образовательная:
- Формировать
навык осознанного и выразительного чтения. - Учить
анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли,
рассуждать. - Развивать
наблюдательность, устную речь, внимание. - Учить
наблюдать за словом автора, авторской позицией. - Воспитывать
нравственные качества, культуру общения.
Оборудование: портрет
писателя, иллюстрации к рассказу, слова для словарной работы.
Ход урока.
- Организационный момент
Цель:
подготовка учащихся к работе на уроке.
Прозвенел
звонок и смолк.
Начинается
урок.
Ты
учителя внимательно слушай,
Чтоб
задания выполнить смог.
- Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Цель: организовать
познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения
нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению нового
произведения.
— Ребята,
откройте учебники на странице 101 и скажите, с каким произведением мы сегодня
познакомимся?
—
Да, это произведение А.П. Чехова “Ванька”.
—
Антон Павлович Чехов – русский писатель, известный во всем мире.
Лев
Николаевич Толстой назвал Антона Павловича Чехова “Несравненным художником
жизни”, и нам предстоит в этом убедиться на уроке. Его рассказы о детях –
непревзойдённые шедевры русской литературы. В них всё правдиво. А. П. Чехов
горячо любил детей. В его отношениях с ними было много душевной теплоты,
искренней весёлости и забавной игры. Он охотно подолгу беседовал с ребятами,
писал им шутливые письма, рисовал занимательные картинки, проявлял большое
внимание к детскому чтению.
У
Чехова нет специальных, “детских” произведений. Он говорил: “Писать для детей
вообще не умею”. Но произведения Чехова понятны детям потому, что писатель
хорошо знал жизнь и умел о ней увлекательно рассказывать.
- Сообщение нового материала.
Цель: дать
учащимся конкретное представление об изучаемом произведении.
Кто
же такой Ванька? Ванька – ваш ровесник, живший в XIX веке, немногим более 100
лет назад. В те времена бывало и так, что нищета, безысходность заставляла
посылать родителей своих детей на работу в няньки, подпаски, в услужение к
богатым господам. Очень часто детей отдавали в город, в учение к мастеровому,
чтобы они овладели каким-либо ремеслом. Но хозяева ремесленных мастерских
обычно заставляли чужих детей выполнять различные тяжелые работы: возить воду,
заготавливать дрова, мыть полы, нянчить хозяйских детей. До ученья ли тут было?
Но как бы ни жалко было матери отдавать своего ребенка в чужой дом, им
приходилось так делать, чтобы выжить. Несмотря ни на что, родители таких детей
верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он
будет накормлен, чему-то научится, немного заработает. А если ребенок был
сирота, то жизнь его была особенно тяжелая, ведь никто не мог встать на его
защиту.
И
вот Москва XIX века. Крестьянский мальчик – ваш ровесник, привезенный из
деревни в большой город.
Посмотрите
на мир глазами героев рассказа Антона Павловича Чехова и попытайтесь проникнуть
в жизнь “больших” и жизнь “маленьких”, увидеть отличия и разобщённость этих
двух миров.
Давайте перенесемся в то далекое время, представим зимнюю заснеженную Москву,
ночь, в избе при свече перед скамьей на коленях сидит мальчик и что-то пишет…
- Чтение рассказа учителем.
- Первые впечатления от рассказа.
—
Какое впечатление произвел на вас рассказ?
—
Что вы можете сказать о судьбе мальчика?
—
Какие случаи из его жизни показались вам особенно тяжелыми?
(ответы
детей и аргументирование своего мнения)
- Словарная работа.
В
тексте встречаются слова, значения которых могут быть не всем понятны, в том
числе и устаревшие слова – т.е. слова, которые сегодня вышли из общего
употребления. ( темный образ, сидельцы, шпандырь, колодка, заутреня, Рождество)
—
выясняются значения слов, которые объясняются детьми ( выволочка, сени,
подмастерье)
4.
Физпауза, гимнастика для глаз.
Цель: снятие
усталости и напряжения. Повышение работоспособности.
- Работа по теме урока.
Цель: продолжить
работу по изучению произведения.
5.1. Работа
с иллюстрациями и текстом.
—
Посмотрите на первую иллюстрацию и скажите, к какому эпизоду рассказа она
относится? Найдите это описание в тексте и зачитайте его.
1.
Описание деда Константина Макарыча. (Стр.101)
2.
Дед балагурит с дворней (Стр.101)
3.
Выволочка Ваньке. (Стр. 102)
4.
Ванька качает люльку. (Стр.102)
5.
Дед с Ваней идут в лес за ёлкой. (Стр.103)
5.2.
Чтение отрывка рассказа учащимися до
слов «Ванька судорожно вздохнул…»
(читают
цепочкой по абзацу)
- Закрепление полученных знаний.
Цель: закрепить
знания по прочитанному произведению.
6.1.
Анализ прочитанной части рассказа.
—
.По иллюстрации (портрет Ваньки) и по вопросам составьте рассказ о Ваньке
Жукове, охарактеризуем главного героя.
—
Сколько лет мальчику?
—
Есть ли у него родные?
—
Где он жил раньше?
—
Когда его отдали в учение?
—
Учат ли его сапожному делу?
—
Что он делает у сапожника?
—
Как ему живется?
—
О чем Ваня просит дедушку?
–
Найдите в тексте описание, где рассказывается, как Ванька готовился писать
письмо. В спокойной ли обстановке он это делал? Обоснуйте свой ответ.
—
Найдите в письме Вани предложения, в которых выражено полное отчаяние мальчика
от жизни у сапожника.
(«Возьми
меня отсюда домой… нету никакой возможности». «Увези меня отсюда, а то помру».
—
Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила вежливости? Прочитайте.
Несмотря
на крайне тяжелое положение, в котором находится Ванька, он пишет письмо по
всем правилам: начинает с вежливого обращения, потом поздравляет деда с
Рождеством и желает ему всех благ и только после этого начинает жаловаться. В
конце письма он передает поклоны всем знакомым. В этом и заключается культура
общения.
—
Поразителен талант мальчика, богатство его воображения, его наблюдательность,
память, вместившая все впечатления детства.
—
Мальчик сообразительный, активный и находчивый, хотя жизнь Ваньки в городе
очень тяжелая, он не утрачивает живого интереса к жизни.
—
Какая речь у Ваньки?
—
Когда Ванька рассказывает о своей беспросветной жизни в учении у сапожника,
появляются “ейный”, “харя”, “морда”, “трескают”. Грубый быт рождает и
соответствующие слова. А воспоминания о жизни дома, в деревне, связаны с
прекрасным. И слова, в которые облекаются картины воспоминаний, — яркие,
образные, светлые.
—
Как Чехов относится к своему герою? С каким чувством он пишет о Ваньке?
Писатель явно любуется им.
—
А как вы относитесь к Ваньке?
—
Представьте, что вы можете встретиться с Ванькой. Что бы вы ему сказали?
—
Как Ванька подписал конверт? Какой адрес он указал?
—
Как вы думаете, получит дедушка это письмо?
—
Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть
своей жизни прожил в деревне, где всех знают по имени-отчеству, где не надо
указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в
голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни
других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату.
—
Какая фраза из этого рассказа стала крылатой? (“на деревню дедушке”, т.е.
неизвестно куда)
6.2.
Тест по произведению.
1. К кому в учение был отдан Ванька? а) к сапожнику Алёхину б) Осипу Абрамовичу в) Кривому Егорке г) Сапожнику Аляхину 2. Куда писал письмо чеховский Ванька Жуков? а) В Лапландию б) В Кремль в) На деревню г) В город | 3. Кому написал письмо литературный герой Ванька Жуков? а)Бабушке б) Дедушке в) Папе г) Чехову 4. Какое имя и отчество было у дедушки чеховского Ваньки а) Макар Константинович б) Константин Макарыч в) Фёдор Петрович г) Пётр Макарович | 5) Кто научил Ваньку грамоте? а) Мать Пелагея б) Барышня Ольга Игнатьевна в) Сапожник Аляхин г) Подпасок Федька 6) В ночь перед каким праздником Ванька написал письмо ? а) Пасха б) Масленица в) Рождество г) Крещение |
- Подведение итогов.
Цель: сделать
вывод, достигнута ли цель на уроке, и подвести итог, выяснить что нового узнали
на уроке, как работал класс, отметить работу учащихся.
—
Какова была цель на уроке? (Проследить судьбу мальчика 9 лет)
—
Достигли мы этой цели?
—
Какой вывод можно сделать, познакомившись с этим произведением?
(У
бедных детей сирот было очень трудное детство. Нет ни у кого такого права:
издеваться над детьми и людьми вообще.)
-Человечностью
и справедливостью освещены и надежды девятилетнего Ваньки Жукова на возвращение
в деревню. Это вовсе не эгоистическая мечта об улучшении только
“Ванька”,
как и многие произведения Чехова, — об одиночестве, о том, как трудно быть
понятым, о невозможности предощутить страдание другого человека, о
противопоставлении двух миров: взрослых и детей, о равнодушии, жестокости,
чёрствости взрослого мира.
- Домашнее задание: Упражнения в
выразительном чтении эпизодов “Ванька”, “Как Ванька собирается писать
письмо” “Письмо”, “Описание Москвы”, “Дедушка”, “Описание морозной ночи в
деревне”, “Дед рубит елку”, “Елка в барском доме”, “Обещания Ваньки”,
“Собака Вьюн”.
Государственное автономное профессиональное учреждение Саратовской области «Саратовский областной педагогический колледж»
Конспект урока чтения
На тему: Рассказ А.П. Чехова «Ванька»
Выполнила студентка 30 группы
Специальности: Преподавание в начальных классах
Белякова Ирина
Методист: Русина Т.В. ______
Учитель: Перепросова В.К.____________
Оценка__________
Саратов, 2020 г.
Тема: А. П. Чехов «Ванька». Изобразить жизнь и внутренний мир мальчика, героя рассказа.
Тип урока: изучение рассказа
Цель: создать условия для знакомства с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька». Изобразить жизнь и внутренний мир мальчика, героя рассказа.
Задачи:
-формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения:
-Учить выделять главное; анализировать текст, выражать собственные мысли, рассуждать; видеть идею, смысл; совершенствовать умение работать с иллюстрациями и цитатами рассказа.
-повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;
-знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;
-развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память;
-воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности
Формы работы, используемые на уроке: фронтальная, парная
Оборудование: презентация, учебник.
Ход урока.
1.Организационный момент
-Здравствуйте! Меня зовут Ирина Викторовна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.
2. Вступительная беседа
— Ребята, скажите, пожалуйста, мы можем оставаться к равнодушными к чужой беде? А почему нельзя? (Оставаться равнодушным нельзя, потому что людям нужно помогать, ведь когда-нибудь и тебе может понадобиться помощь. Нужно уметь сочувствовать, сопереживать, пытаться помочь)
— Как вы думаете, все ли всегда помогают другим людям? (не всегда люди могут помочь другому человеку в беде). Во всех ли ситуациях человеку можно помочь? (Нет, не всегда человеку можно помочь)
Когда-то давным-давно детей использовали, как рабочую силу. Дети этого поколения были лишены самого главного – детства. В те годы Россия переживала нищету и разруху. Родители были вынуждены отдавать своих детей в обучение к сапожникам, портным, плотникам, в чужой дом. Как вы думаете, а почему родители отдавали своих детей?
— Верно, для родителей было главным, что их ребенок будет сыт, обучен и даже немного подзаработает. Но часто случалось, что хозяева обращались с ребенком весьма жестоко, особенно если ребенок был сирота, то жизнь его была тяжела, ведь никто не мог встать на его защиту.
— О жизни одного из таких детей повествуется в рассказе «Ванька».
— Написал это произведение Антон Павлович Чехов.
— Скажите, встречались ли вы раньше с произведениями данного писателя? (ответ учащихся)
3. Сообщение о А.П.Чехове
Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. Там он учился в гимназии, работал в лавке отца, а в свободное время пел в церковном хоре. Отец семейства разорился и уехал в Москву. В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Антон, зарабатывает себе на жизнь репетиторством. В 1879 году окончив гимназию, он приезжает в Москву и поступает на медицинский факультет Московского университета.
После окончания в 1884 году университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарственной деятельности и до конца жизни считал, что медицина – Главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала на средства, поступавшие от литературной работы и от врачебной практики Чехова.
Пьесы Чехова “Чайка, “Вишнёвый сад”, “Три сестры”, “Дядя Ваня” и сегодня ставятся в разных театрах мира.
4. Словарная работа
Цель: Ознакомить учащихся с незнакомыми словами.
Ребята, прежде чем, мы начнём читать, давайте разберем незнакомые слова.
заутреня – ранняя служба в церкви
клирос – место для певчих в церкви перед иконостасом
кучер, ямщик – работник, который правит лошадьми;
подпасок – мальчик, помогающий пастуху;
шпандырь – специальный сапожный ремень, кнут
ледник – погреб, холодное место для хранения продуктов;
выволочка – наказание;
5. Первичное восприятие текста.
-Ребята, откройте учебник страница 23. Приступим к чтению текста.
Я начну читать текст. Ваша задача- как только я остановлюсь, продолжит тот, кого я спрошу.
-С каким настроением вы читали этот рассказ? Менялось ли оно? Когда и почему?
— Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет? ( 9- летний мальчик – сирота, Ванька Жуков, отданный в ученье к сапожнику ).
6.Физкультминутка
7.Вторичное восприятие текста.
— Я вам буду задавать вопросы, а вы эти ответы должны будете найти в тексте и зачитать.
1. Какая была жизнь Ваньки в деревне и в городе? Где он был счастлив и почему?
2..Прочитайте, как жилось ему у сапожника?
3.. Из чего же состоит «ученье» Ваньки? (Ваньку не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих; его обижают и над ним издеваются)
4. Какие исторические факты мы узнали из этого отрывка? (Москва в 19 веке была большим городом, дома были очень добротные, как выражается Ванька «господские», на улицах можно было увидеть много лошадей, много магазинов, которые назывались лавками, собаки бегали по улицам).
5. Найдите отрывок о том, как и когда Ванька собирался писать письмо(Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырёк с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на тёмный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях. )
8.. Кому писал письмо Ванька? (Ванька писал письмо дедушке).
— Прочитайте первую фразу из его письма? Как он называет дедушку? (Милый дедушка, Константин Макарыч!)
9.. Почему дедушка не может взять Ваньку к себе? (Деду 65 лет, он всю жизнь проработал на господ, сбережений у него нет; ночью он сторожит барскую усадьбу, а днем спит в людской кухне; без разрешения господ дед не может взять Ваньку к себе, а господа не разрешают, так как сами отправили мальчика в Москву, избавились от сироты.)
10. Почему Чехов назвал рассказ “Ванька”, а не “Ванечка”? (к простым людям в те времена обращались так неуважительно, чтобы подчеркнуть их бесправное положение и свое господство над ними).
8. Обобщение. Рефлексия
1. Как вы думаете, что самое важное в рассказе, который мы прочитали? (письмо Ваньки) Почему? (он надеялся, что дедушка его заберет)
2. Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила вежливости? Прочитайте.
(Несмотря на крайне тяжелое положение, в котором находится Ванька, он пишет письмо по всем правилам: начинает с вежливого обращения, потом поздравляет деда с Рождеством и желает ему всех благ и только после этого начинает жаловаться. В конце письма он передает поклоны всем знакомым. В этом и заключается культура общения.)
4. Как Ванька подписал конверт? Какой адрес он указал?
5. Как вы думаете, получит дедушка это письмо? (Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где всех знают по имени-отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату)
6. Накануне какого праздника Ванька пишет письмо? (Ванька пишет письмо накануне Рождества)
7. Как вы думаете, почему именно в ночь под Рождество пишет Ванька это письмо? — Почему Ванька пишет письмо в ночь под Рождество?-(Очень хочется, чтобы все мечты сбывались, ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне зажигается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают, надо только в это верить)
9. Итоговый этап урока
К какому виду литературного произведения мы можем отнести этот рассказ?
— комедии
— трагедии
— детективу
— Почему вы так считаете?
(Т.к. в произведении описана горькая сиротская судьба мальчика. “Ванька”, как и многие произведения Чехова, — об одиночестве, о том, как трудно быть понятым, о невозможности предощутить страдание другого человека, о противопоставлении двух миров: взрослых и детей, о равнодушии, жестокости, чёрствости взрослого мира)
-Что хотел показать автор своим произведением? (тяжёлую жизнь детей раньше)
— Как вы думаете, если бы дед получил письмо, он бы забрал Ваньку домой? Почему?
— А теперь давайте вернёмся в наше время.
— Изменилась ли жизнь детей сейчас? Как изменилась? (учатся, не работают, живут в семьях и т.д.)
— С творчеством какого писателя вы сегодня столкнулись?
— Назовите произведение, с которым познакомились.
— Итак, наш урок подходит к концу, давайте ответим на главный вопрос :
Для чего А.П.Чехов написал это произведение? ( Чтобы показать трудную жизнь детей в прошлом.
Он как бы говорит нам : «Цените своё детство! Цените что имеете! »
10. Домашнее задание.
Давайте представим, что письмо Ваньки дошло до его дедушки. Напишите письмо от дедушки для Ваньки. На этом наш урок окончен. Спасибо за работу!