(910 слов) Рассмотрим коротко одно из известных творений А.С.Пушкина, повесть «Выстрел». Такой обзор поможет быстрее познакомиться с основными моментами сюжета произведения или воскресить в памяти давно прочитанную книгу.
Собственно, начинается повесть с того, что герой, от лица которого ведется повествование, углубляется в свои воспоминания, где находит эпизод, в котором он знакомится с неким Сильвио, 30-летним отставным офицером, жившим отшельником в далекой глуши. Знакомство с Сильвио произошло в среде офицеров, которые уважали его за отвагу и удаль, а кроме того – за особую точность. Отставной военный стрелял невероятно метко, он попадал в грушу, поставленную на голову коллеги, из дульнозарядного пистолета с 30 шагов. Но Сильвио был человеком закрытым, и редко его видели радостным, все больше мрачным.
Однако имел место быть инцидент, после которого репутация Сильвио несколько ухудшилась. А дело было так – во время ссоры в Сильвио бросил подсвечник особо вспыльчивый офицер и промахнулся за малым. Свидетели этого происшествия ожидали, что Сильвио вызовет обидчика на дуэль, однако, этого не случилось. Более того, тот офицер помирился с Сильвио. С течением времени офицеры забыли об этом инциденте, но помнил рассказчик, который задался вопросом: а не является ли Сильвио трусом? А Сильвио, вероятно, почувствовал, о чем думает его товарищ, и поведал ему историю своей жизни лично.
В свое время Сильвио пользовался популярностью в своем полку благодаря удалому нраву. Он гулял и пил, будучи на службе в армии. Однако Сильвио превзошел один из офицеров, и превзошел он его храбростью, которая граничила с безрассудством. Сильвио завидовал этому офицеру и сделал так, что вскоре они оба оказались на дуэли. Это было несложно, достаточно, оказалось, просто высказаться об офицере в нелестной форме.
Первым выпало стрелять офицеру, и он промахнулся. Но мужчина был по-прежнему равнодушен к своей гибели и всячески это выражал: он ел ягоды и бросал косточки в сторону Сильвио. И Сильвио приберег свое право выстрела для вдальидущей перспективы, то бишь, он придет и выстрелит позже, как он сам сказал – когда граф Б. перестанет относиться к своей жизни равнодушно.
Наконец, он получил весть о женитьбе того офицера, который был графом. Он решил использовать свое право выстрела.
После этого следует вторая глава, которая начинается с того, что рассказчик переехал на время в глушь, где скучал без привычного ему общества, но ему долго скучать не пришлось, поскольку вскоре приехала богатая чета. Он попал к ним в гости, они разговорились, и в ходе разговора рассказчик обращает внимание на две пули, всаженные друг в друга. После этого тема разговора перетекла в тему оружия и стрельбы, в ходе беседы выяснилось, что эти всаженные пули – дело рук Сильвио, а сам богач с женой – тот офицер с супругой.
Дело было так – граф в то время вместе с женой проводил медовый месяц, праздновал женитьбу. После одной из конных прогулок он встретил у себя дома Сильвио, который предложил новый жребий. И на этот раз первым стрелял граф, и второй раз он промахнулся. Настал черед Сильвио, он только начал целиться, как вбежала жена вызванного на дуэль графа. Граф хотел ее успокоить, отшутившись, но этот план провалил Сильвио, который признался, зачем шел. Жена графа бросилась ему в ноги, умоляя не убивать ее мужа. Граф же, видя такой позор, потребовал своего выстрела, однако, Сильвио не стал его убивать. Он насытился унижением противника и ушел, а, выходя, выстрелил в картину и попал в пулю, которой по нему промахнулся граф.
Дальнейшая судьба Сильвио незавидна – он погиб при восстании Ипсиланти.
Отзыв
Мне повесть Пушкина пришлась по нраву, ведь она остросюжетная, в ней много переломных моментов в, казалось бы, такой короткой истории мести. Однако на ее примере можно увидеть, чем оканчивается одержимость эгоизмом и гордостью. И в этом показано равновесие зла и добра.
Сложилось мое мнение о повести так из-за фактов, которые имеют место быть в тексте. Так, Сильвио предстает перед нами редкостным эгоистом, который не гнушается убить человека, если тот его, хоть в чем-то превосходит. На это же указывает и его стремление убить человека, которое основано не на гневе, а непосредственно на ненависти за то, что тот лучше его в чем-то. Он годами вынашивал свою месть, что показывает, насколько он злой и хладнокровный. Он почти убил человека, ему оставалось всего лишь спустить курок, но он в последнее мгновение передумал.
У меня сложилось отрицательное впечатление об этом персонаже, но, нужно отметить, что позиция автора несколько иная, хоть и слабо прослеживается – он не относится к герою негативно. В повествовании истории поочередно участвуют 3 рассказчика. Осуждает Сильвио центральный рассказчик, что проскальзывает в его же словах, но тоже не все время, его позиция меняется: с осуждения переходит на самоуничижение.
Невольно задаешься вопросами – чему же учит писатель в этом произведении? Как он по-настоящему к нему относится с сочувствием или с осуждением? Я считаю, что поучительный смысл повести, ее суть заключаются в неоднозначной характеристике персонажа. В нем уживаются как позитивные, так и негативные черты характера и качества. В Сильвио присутствуют положительные черты: храбрость, независимость, упорство. Также имеются и негативные – жестокость, мстительность, угрюмость.
Пушкин специально раскрывает перед читателями внутренний мир героя с 3 ракурсов, включая свое собственное видение героя, позицию главного рассказчика в отношении Сильвио и мнение о нем графа. Основная мысль повести «Выстрел» заключается в стремлении автора показать разносторонность и многогранность характера человека, противоречивость его внутреннего мира. Пушкин обращает внимание читательской аудитории на относительность таких понятий как добро и зло, которые одновременно существуют в каждом человеке.
Завершая сказанное выше, я хочу добавить, что повесть «Выстрел» учит нас не делать поспешных однозначных выводов – хороший человек перед нами или плохой, а пытаться оценить человеческий поступок и его самого с разных позиций или сторон. Человек не может быть только белым или только черным, у каждого из нас имеются и положительные, и отрицательные качества души.
Урок по теме: «Эгоизм ради
эгоизма» (По повести А.С.Пушкин «Выстрел»)
1.Вступительное слово
учителя.
Мы продолжаем работать с
«Повестями Белкина», созданными Пушкиным в Болдино в 1830 году. Работая с
текстом, обращаем внимание на три основных понятия:
- Смысл
жизни - Цель
жизни - Ценность
человеческой жизни.
2.Лексическая работа.
Месть- действие в отплату за
причинённое зло, возмездие за что-нибудь.
Ненависть- чувство сильной
вражды, злобы.
Эгоизм- себялюбие,
пренебрежение к интересам общества и окружающих.
3. Задание по группам:
- Характеристика
Сильвио - Описание
комнаты - Рассказ
Сильвио - Состояние
Сильвио во время 1 дуэли. - Рассказ
графа. - Состояние
Сильвио во время 2 дуэли.
4. Определение порядка
повестей.
Последовательность повестей,
в которой они были созданы:
Порядок созданный Пушкиным.
Гробовщик
Выстрел
Станционный смотритель
Метель
Барышня-крестьянка
Гробовщик
Выстрел
Станционный смотритель
Метель
Барышня-крестьянка
Композиция
произведения.
1-я часть.
1.Рассказ офицера о военной
жизни и о столкновении Сильвио с молодым поручиком.
2.Рассказ Сильвио о первой
дуэли с графом.
2-я часть
1.Рассказ офицера
повествователя о деревенской жизни.
2.Рассказ графа о второй
встрече с Сильвио.
3.Сведения о дальнейшей
судьбе героя.
Образ главного героя.
Отчёт групп.
— Кто главный герой повести?
1 группа.
Опытность, угрюмость, крутой
нрав, злой язык, таинственность.
Вывод: перед нами личность
неординарная, притягательная, способная на многое – на дела великие,
героические.
— Какой поступок чуть было не
повредил ему во мнении молодёжи?
— Для Сильвио важно
общественное мнение?
2 группа.
Пушкин кратко и образно
рисует жилище Сильвио: «голые стены, источенные пулями», как эмблема
разрушенного очага.
3 группа.
— Что же не даёт покоя
Сильвио?
— Какие слова из его рассказа
передают его отношение к молодому графу? («Злобствовал», «волнения злобы», «его
равнодушие взбесило меня», «злобная мысль», «думал о мщении»)
— Уместно ли слово «месть»по
отношению к действиям Сильвио?
Единственный повод для вызова
– пощёчина, она преднамеренно спровоцирована им самим. Причиной послужило то,
что»первенство моё поколебалось», возникло желание утвердить своё превосходство
над молодым счастливчиком.
Не «месть», а «ненависть»
движет героем, толкает его на поступки (стремление унизить человека)
4 группа.
«я его возненавидел», —
звучит в рассказе Сильвио повествователю. Дуэль же «взбесила» героя.
— Какой «бес» овладел им?
Раскройте смысл этой метафоры.
Герой дал такое направление
судьбе, которая преследует чёрную, недостойную цель. Ради «мести» он от многого
отказывается.
— От чего, например?
— Как относится к рассказу
Сильвио офицер-повествователь? А как вы относитесь к поступку героя?
5 группа.
— А теперь переходим к
кульминации повествования.
— Каким увидел граф Сильвио,
ожидающего в кабинете? («… увидел в темноте человека, запылённого и обросшего
бородой»; от его голоса «волосы стали вдруг на мне дыбом»)
6 группа.
— Что так изменило героя?
— Какая внутренняя жизнь и
работа шли в сознании Сильвио в течение явно нелёгких для него лет?
— Чем закончилась эта дуэль?
— Какой выстрел вынес Пушкин
в название повести?
— Что хотел сказать Сильвио
своим выстрелом в картину? Ещё раз показать своё превосходство?
Выстрел похож на своего рода
точку.
— Чему мог поставить точку
герой?
Выстрел Сильвио знаменует миг
озарения. Не пора ли было поставить точку бессмысленной озлобленности и
повернуть жизнь в иную сторону? Теперь мы можем объяснить, почему автор не
заканчивает на этом эпизоде повесть, а дописывает ещё один абзац. Мы теперь
видим:ив его жизни появился новый смысл.
Вывод:
Он задумал дьявольскую месть,
ещё не понимая, что, по сути дела, лишает счастья прежде всего самого себя.
Эгоизм ради эгоизма. Все остальные достоинства человека (храбрость, верность
руки, удаль) лишь условия достижения цели.
— Что же получается?
Смысл жизни – добиться
превосходства над всеми.
Цель жизни –месть.
Ценность человеческой жизни
невысока.
Произведение не столько о
самой дуэли как таковой, а о всей жизни главного персонажа, которая так или
иначе оказалась посвящена желанию отмщения.
Мы говорим о том, как важны
для Пушкина такие понятия, как «дом», «семья», «семейное счастье». Обратите
внимание , с чего начинается вторая часть повести. Пушкин ещё раз обращает
внимание читателя не важность счастливой семейной жизни, важность наличия у
человека домашнего очага.
Сильвио задумал дьявольскую
месть, ещё не понимая, что лишает прежде всего самого себя жизни: нет ни семьи,
ни детей.
— О чём эта повесть?
Не о дуэли повесть, а о
смысле жизни человека, о пути человека к этому смыслу, о дороге жизни от себя
прежнего к себе иному. Поддавшись искушению, нужно найти силы остановиться,
поставить на этом точку и повернуть свою жизнь в русло добра и справедливости.
Эта мысль была так важна для
автора, что он вынес повесть «Выстрел», написанную предпоследней, в начало
цикла.
Д/З: прочитать повесть А.С.Пушкина
«Станционный смотритель»
В повести «Выстрел» Александра Пушкина рассказывается об истории поединка, длившего в течение нескольких лет. На сайте Литера Гуру читатели могут познакомиться с кратким содержанием произведения великого классика или вспомнить основные события повести. Это поможет также учащимся без лишних затруднений подготовиться к занятиям и сочинениям.
1 Глава. История Сильвио
Повествование ведется от лица военного в звании полковника, на что имеется отсылка во вступлении к сборнику «Повести Белкина».
Начинается рассказ с того, что полковник описывает свое пребывание в одном месте, где жизнь текла скучно и однообразно – по утрам шли учения и манежи, а потом обедали у командира полка или в пивнушке жидов. По вечерам баловались пуншем и заигрывались в карты.
С группой офицеров был лишь один гражданский из высшего света – молчаливый и нелюдимый молодой человек, ему было около тридцати лет от роду. Полковник про себя прозвал парня Сильвио. Для офицеров он – загадочная и таинственная личность, которая по неизвестной им причине решила подать в отставку и обосноваться в глухомани. Так же для них оставалось загадкой финансовое положение у Сильвио – они не знали, как и откуда у него деньги, сколько их. Сам Сильвио ходил в старом изношенном одеянии, однако он угощал офицеров весьма щедро.
У Сильвио имелась одна необычная особенность – он был очень метким стрелком – запросто смог бы метким выстрелом сбить с фуражки яблоко, и ни у кого бы ни возникло ни малейшего сомнения в том, что он промахнется.
Сильвио был уважаем среди военных, но в один момент произошел случай, из-за которого офицеры засомневались в храбрости Сильвио. Один из недавно прибывших офицеров разгорячился, играя в карты, и запустил в Сильвио подсвечником. Сильвио увернулся. Офицеры ждали, что тот вызовет обидчика на дуэль, но Сильвио их удивил – он помирился с тем офицером. По этой причине его популярность несколько снизилась, впрочем, ненадолго, и вскоре к парню вернулась былая слава.
Один лишь полковник, от лица которого и ведется повествование, помнил, как Сильвио решил вопрос чести с офицером, и считал, что тот смалодушничал. Раньше полковник тепло общался с Сильвио, на разные темы вели они разговоры, однако после того полковник предпочитал избегать общества Сильвио.
Но настал день, который изменил жизнь Сильвио. Ему пришло письмо, по прочтении которого он, устроив прощальный обед, рассказал военным, что вскоре ему предстоит отъезд, и попросил полковника поговорить наедине. Сильвио рассказал полковнику, почему он помирился офицером, который его оскорбил – мужчина опасался, что ранит офицера так, что тот скончается, а сейчас Сильвио этого не хотел. Полковник удивился этому, а Сильвио пояснил, что к чему и как. Он рассказал ему историю о том, что произошло ранее.
Он был гусаром, всегда старался быть первым практически во всем – принимал участие в разных дуэлях, пил более других. Товарищи им открыто восхищались, а начальство называло его «необходимым злом». Однако потом в полк прибыл новый гусар, который был родом из дворян – семья его была богата и известна. И этот молодой гусар стал затмевать своими качествами Сильвио, которому это не понравилось. Он стал искать предлога, под которым бы вызвал его на дуэль, где с легкостью бы поразил его.
Наконец, он добился, чего так желал – на балу он отпустил в адрес молодого гусара грубую шутку, за что тот дал ему пощечину. И после этого, на утро, была назначена дуэль.
Дуэлянты бросили жребий – стрелять первым выпало молодому гусару. Но он промахнулся – попал в фуражку Сильвио. Сильвио же уже собирался пристрелить гусара, как увидел, что ему все равно – он не боялся гибели, и стоял, сплевывая косточки от съедаемых ягод в сторону Сильвио. И Сильвио решил, что не станет убивать человека, которому не дорога своя жизнь. Он решил отложить свой выстрел на время. И вот, все это время он жил здесь, а в письме была информация о том, что тот гусар собрался сочетаться браком. Сильвио считал, что теперь уже тот парень не будет так равнодушно ждать своей смерти, значит, время отложенного на той дуэли выстрела пришло.
Сильвио отбыл, оставив полковника в раздумьях.
2 Глава. Возобновление дуэли
Далее действия разворачиваются спустя годы. Полковник обосновался в крошечной деревушке. Заняться там ему было нечем, и он сильно скучал и искал, чем себя занять. На соседей ему не повезло – они пили и были глупыми для общения с ним. Но в один из дней в деревню с пустующим имением, приехал граф с женой. Полковник обрадовался их приезду и поспешил знакомиться с ними.
Поначалу он смутился богатству и роскоши, которые царили в имении, однако граф и его жена общались просто и без чинов. Полковник быстро с ними подружился и разговорился. Разглядывая кабинет главы семейства, он заметил необычную картину – она была прострелена, причем двумя пулями, так, что одна попала в другую. Полковник одобрил меткое попадание, и их разговор перешел на тему оружия и меткости, и в ходе разговора полковник вспомнил о Сильвио, чем обескуражил графа – ведь это именно его и собирался застрелить на дуэли Сильвио. Картина была напоминанием о том дне, когда Сильвио пришел убить графа. Он рассказал полковнику, что произошло тогда.
Пятью годами ранее граф женился, и медовый месяц он проводил вместе с супругой в этой деревне. В одну из прогулок, когда они гуляли верхом на конях, лошадь супруги заупрямилась и не хотела идти. Тогда жена графа решила пойти пешком, а граф прискакал домой раньше ее. По приезду в имение его встретил Сильвио, который сказал, что пришло время отложенного выстрела. Графу стало страшно, и он попросил Сильвио, чтобы тот стрелял быстрее, пока жены нет дома. Но Сильвио потребовал снова бросить жребий, потому что иначе это походило бы на убийство. Граф, охваченный страхом, согласился. По жребию стрелять выпало первому опять графу. И вновь он промахнулся. Пуля, пущенная из его пистолета, прострелила картину, висевшую на стене.
Настал черед Сильвио. Он только начал целиться в графа, как пришла жена, которую охватил ужас и непонимание того, что происходит. Граф попытался ее успокоить, аргументировав, что увиденное ею – шутка. А Сильвио помешал ему – он сказал, что граф всегда шутит, а теперь пора шутить ему, и вновь начал наводить пистолет на графа. Но ему в ноги упала жена графа. Сам граф в ярости сказал, чтоб Сильвио прекратил издеваться над его женой, и спросил, выстрелит ли он. Сильвио ответил ему, что стрелять не будет, поскольку ему хватило страха и смятения своего противника. Он почти вышел из кабинета, но у порога развернулся и выстрелил, не целясь, в картину. И попал точно в пулю графа. Затем Сильвио скрылся в неизвестном направлении.
На этом рассказ графа о появлении в его жизни Сильвио был окончен. А полковник узнал финал истории, о которой был в курсе до появления супружеской четы. А о Сильвио он знал лишь по слухам, которые принесли весть о его гибели во время возмущения Ипсиланти Александра.
Литеровед предлагает познакомиться с кратким содержанием повести А. С. Пушкина «Выстрел», входящей в состав цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
Главные герои
Сильвио – главный герой, офицер.
Молодой граф – обидчик Сильвио.
Иван Петрович Белкин – рассказчик.
Краткое содержание
Повествование идет от лица Белкина. Жизнь армейского офицера проста: утром – учения, вечером – карты, пунш. С офицерами часто проводил время гражданский лет тридцати пяти. Его ценили за опытность. По характеру он был угрюм, язвителен, нрав его был крут. Его окружал ореол таинственности. Когда-то он был гусаром, но рано вышел в отставку. Причины были никому неизвестны. Он не был богат, деньги не экономил. Его стол был открыт, шампанское лилось рекой. У него было много книг, он охотно предоставлял их в общее пользование.
У Сильвио была богатая коллекция оружия. Стрельба из пистолета составляла его хобби. Стены в доме напоминали пчелиные соты, так они были избиты пулями. Сильвио в этом достиг удивительного совершенства. О дуэлях он рассказывал неохотно. Все думали, что на его совести лежала какая-то жертва.
Как-то офицеры обедали у Сильвио. Среди них был новенький. Стали метать банк, Сильвио молча исправил ошибку. Офицер попытался ему объяснить, что он ошибся. Сильвио никак не отреагировал, тогда офицер стер написанное. Сильвио по обыкновению молча записал все, как было. Офицер, оскорбленный поступком Сильвио и разгоряченный вином, запустил в Сильвио шандал. Тот побледнел и попросил его покинуть дом. Поручик сказал, что готов ответить в любое время. После этого игра расстроилась, и все разбрелись по домам.
Офицеры думали, что Сильвио вызовет поручика на дуэль, но прошло несколько дней, а этого не случилось. Сильвио объяснился с обидчиком и помирился. Постепенно все забылось.
Однажды Сильвио получил письмо. Когда он читал его, глаза его сверкали. Он сказал, что обстоятельства вынуждают его уехать. Сильвио пригласил всех к себе на обед.
Когда гости разошлись, Сильвио задержал Белкина. Мужчины закурили, и хозяин рассказал свою историю. После его рассказа стало понятно, почему он простил поручика Р. Событие, которое послужило причиной, произошло шесть лет назад. В те годы Сильвио был блестящим офицером, он был буяном, любил первенствовать. Товарищи его любили, он наслаждался своей славой.
Однажды в их полк определился офицер из знатной семьи. Между ними сразу возникло противостояние, которое не могло не закончиться дуэлью. На балу Сильвио получил пощечину от своего противника, на утро был назначен поединок. Бросили жребий, первым стрелять выпало баловню судьбы, Сильвио оказался вторым. Граф выстрелил и прострелил противнику фуражку. Настала очередь Сильвио. Стоя под дулом пистолета, обидчик стоял и беззаботно ел черешню, доставая ее из фуражки. Он совсем не дорожил жизнью. Это взбесило Сильвио. Он объявил, что продолжать поединок не намерен и оставляет выстрел за собой.
Сильвио вышел в отставку и уехал в местечко, где и находился до сего дня, оттачивая мастерство стрелка. В том письме, которое он получил накануне, сообщалось, что «известная особа» собирается вступить в брак с прекрасной девушкой. Теперь Сильвио собирался ехать за долгом, чтобы посмотреть, так же ли спокоен он будет теперь. При этих словах он бросил простреленную фуражку об пол. Сильвио сел в тележку и уехал.
Прошли годы. Рассказчик поселился в деревне Н. Недалеко находилось поместье графини Б. В первый год там жил только управитель. На второй год прошел слух, что графиня с мужем собираются провести лето в деревне. Рассказчик горел нетерпением познакомиться с ними. Через неделю после их приезда, он отправился засвидетельствовать свое почтение.
Слуга провел его в кабинет и пошел доложить графу. Обстановка была роскошной, герой даже слегка оробел. Через несколько минут вошел хозяин, человек лет тридцати прекрасной наружности. Он держался открыто и дружелюбно. Постепенно они разговорились. Вошла графиня, граф представил гостя супруге.
Осматривая кабинет, рассказчик заметил, что один из пейзажей прострелен «двумя пулями, всаженными одна в другую». Рассказчик похвалил стрелка. Граф поинтересовался, как стреляет гость. О себе сказал, что когда-то неплохо стрелял, но уже четыре года не брал в руки оружия.
Белкин заметил, что пистолет требует ежедневных тренировок. Лучший стрелок, которого он когда-либо знал, стрелял не менее трех раз в день. Граф поинтересовался, как его имя. Узнав, что его звали Сильвио, он вскочил с места. Оказалось, что он был тем баловнем судьбы, который дал Сильвио пощечину. Простреленная картина – память об их последней встрече.
Граф рассказал о том, как Сильвио наказал его. Это произошло пять лет назад. Молодожены решили провести медовый месяц в деревне. Вернувшись домой после верховой прогулки, он увидел во дворе телегу. Граф вошел в кабинет и увидел человека, стоящего у камина. Когда гость заговорил, то он узнал Сильвио.
Он напомнил, что граф должен ему выстрел, он приехал получить долг. Хозяин попросил его поторопиться, потому что может войти жена. Зажгли свечи. Гость предложил бросить жребий, а то ситуация напоминает убийство. Графу снова выпало стрелять первым. Он выстрелил и промахнулся. В этот момент вошла графиня. Муж сказал, что они шутят, она не должна бояться. Сильвио прицелился в него, тогда Маша бросилась к его ногам. Граф потребовал стрелять и не мучить его молодую жену. Сильвио сказал, что не будет стрелять. Ему достаточно того, что он видел страх и смятение графа.
Сильвио пошел к выходу. Приостановившись, он, не целясь, выстрелил в картину. Графиня лежала в обмороке. Сильвио вышел, сел в телегу и уехал прежде, чем граф опомнился.
Так Белкин узнал конец истории Сильвио. Потом до него дошли слухи, что тот был убит в сражении под Скулянами.
Автор: Косенко Елена Владимировна
Организация: МБОУ »Вагановская СОШ» Промышленновского района Кемеровской области
Населенный пункт: Кемеровская область, с. Ваганово
Читая Пушкина, можно превосходным
образом воспитать в себе человека.
В. Г. Белинский.
Оборудование урока: зеркало; портрет А.С. Пушкина;
— выставка рисунков учащихся к повести «Выстрел»;
— репродукции одноимённых картин И.Е. Репина «Дуэль»;
— фонозапись музыки Моцарта, симфония 40;
— песня Б. Окуджавы «А всё-таки жаль…»;
— видеофрагмент художественного фильма «Пушкин. Последняя дуэль»;
— карточки со словарными словами, дифференцированным домашним заданием, пословицей – выводом.
Цель урока:
1.Закрепление навыка анализа художественного текста.
2.Освоение учащимися нравственных категорий: «честь», «благородство», «достоинство».
3.Воспитание эстетического вкуса, развитие творческих способностей учащихся.
♫ Звучит музыка Моцарта, симфония 40.
Учитель. Музыка великого Моцарта часто звучала в светских салонах, на танцевальных вечерах в XIX веке. Пусть она перенесёт нас в пушкинскую эпоху великолепных дворцов, вольнолюбивых поэтов, отважных гусар, прекрасных дам и роковых дуэлей.
Всякий раз, когда мы обращаемся к творчеству А. С. Пушкина, мы словно встречаемся со старым добрым другом, мудрым и весёлым одновременно. Он и близок нам и бесконечно далёк, загадочен, как всякий гений. Всякий раз мы постигаем что-то новое, мы совершаем восхождение к Пушкину.
Сегодняшний урок — ступенька на этом трудном, но интересном пути.
Первый шаг вы уже сделали: прочитали текст повести, попытались разобраться в прочитанном, подготовили рисунки к выставке.
«Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека» — эти слова известного критика мы взяли эпиграфом нашего урока.
Сегодня мы подводим итог разговору о повести «Выстрел». Многое для нас было новым, не совсем понятным, ведь мы живем в другое время, с иными правилами жизни.
Какие слова выбрал Пушкин к повести «Выстрел» в качестве эпиграфа?
Я поклялся застрелить его по праву
Стрелялись мы. дуэли (за ним остался ещё мой выстрел).
Баратынский. Вечер на бивуаке.
СЛОВАРНОЕ СЛОВО – БИВУАК.
— Какое событие легло в основу сюжета? (Дуэль двух дворян — офицеров.)
— Что вам известно о дуэли?
Сообщения учащихся о дуэли. ☺
2
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА – ДУЭЛЬ, БРЕТЁР.
Дуэль — поединок с применением оружия между двумя лицами по вызову одного из них на заранее оговоренных условиях.
Между людьми какого сословия в XIX веке были распространены дуэли? (Ответы учащихся)
— Дворяне были убеждены, что положение в обществе обязывало их быть образцом высоких нравственных качеств: «Кому много дано, с того много и спросится».
Быть храбрыми, честными, образованными им следовало не для того, чтобы достичь славы, богатства, высокого чина, а потому что они — дворяне.
— Главной добродетелью сословия считалась дворянская честь, которая не дает человеку никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым, чем другие.
— Готовность рисковать жизнью для того, чтобы не быть обесчещенным,
требовала немалой храбрости, а также честности, как перед другими, так и перед собой. Человек должен был отвечать за свои слова.
По выражению Пушкина, «оскорблять и не драться» считалось пределом низости. Постоянная угроза смертельного исхода поединка повышала цену слова и, в особенности, «честного слова».
Учитель: Так что же было главное на дуэли: убить соперника, отомстить?
Главное — проявить мужество, готовность умереть. Дуэль – это средство защиты своего достоинства.
Известно, что А. С. Пушкин, имея вспыльчивый характер, и не допускавший даже намёка на оскорбление себя или своих друзей, близких, часто дрался на дуэли, демонстрируя полное презрение к смертельной опасности, словно нарочно испытывал судьбу. И часто эти дуэли заканчивались примирением.
Повесть Пушкина «Выстрел» первоначально состояла из одной первой главы.
В таком виде она носила автобиографический характер: она содержит описание собственной дуэли Пушкина в Кишинёве с офицером Зубовым. Об этой дуэли рассказывают: «На поединок с Зубовым Пушкин явился с черешнями и завтракал ими, пока тот стрелял. Зубов стрелял первый и не попал». Пушкин ушел, не стреляя, но и не помирившись с Зубовым.
Через два дня поэт приписал к первой главе вторую.
Учитель: В жизни выстрел остался за Пушкиным, а в повести за соперником.
В жизни Пушкин отказался от выстрела, хотя не простил Зубова, а в повести – Сильвио оставляет выстрел за собой, чтобы отомстить. Что вам это напоминает?
(«Перевёрнутое» изображение, как бы «наоборот» — зеркальное.)
ЗЕРКАЛО И РЕПРОДУКЦИЯ КАРТИНЫ РЕПИНА «ДУЭЛЬ».
— Как закончилась дуэль Пушкина? (Благополучно, счастливо.)
Полный текст статьи см. в приложении.
Приложения:
- file0.doc.. 231,5 КБ
- file1_98fc4f21-5d27-4bf5-9.. 37,7 МБ