Портрет рассказ на дзен истории любви

Аспирантка кейт дибиаски дженнифер лоуренс, работая над своей докторской, замечает на астрономических приборах ранее не известный космический объект. радостная, она

Не смотрите наверх

Аспирантка Кейт Дибиаски (Дженнифер Лоуренс), работая над своей докторской, замечает на астрономических приборах ранее не известный космический объект. Радостная, она зовёт в лабораторию коллег, но расчёты доктора Рэнделла Минди (Леонардо ДиКаприо) вскоре сотрут с лиц пришедших улыбку. Оказывается, что комета огромных размеров летит прямо на Землю — и если ничего не сделать, то она с вероятностью в 99,7% убьёт всё живое на планете. Заручившись поддержкой НАСА, учёные едут на встречу с президентом (Мэрил Стрип), но той интереснее разбираться с политическими скандалами, чем с угрозой всемирного масштаба. Новость в прессе люди просто игнорируют, да и когда правительство всё же начинает действовать, идеи у него, прямо скажем, идиотские. Кажется, человечество обречено.

Леонардо Ди Каприо в роли доктора Ренделла Минди на кадре из фильма «Не смотрите наверх»

Леонардо Ди Каприо в роли доктора Ренделла Минди на кадре из фильма «Не смотрите наверх»

Леонардо Ди Каприо в роли доктора Ренделла Минди на кадре из фильма «Не смотрите наверх»

Адам МакКей в последние годы делал кино очень конкретным методом: брал важную, но сложную для обычного зрителя тему — вроде финансового кризиса («Игра на понижение») или механизмов работы Белого дома («Власть») — и объяснял простыми словами, с юморными инфографиками и прочими постмодернистскими приколами то, чему обычно посвящают долгие нудные документалки. В «Не смотрите наверх» он вроде бы внешне придерживается того же стиля: квазидокументальная съёмка с рук, колкие диалоги, внезапные стоковые кадры и всплывающие надписи, как бы ломающие ткань фильма и переводящие разговор в реальность. Но только события теперь вымышленные, эдакая фантазия на тему, понятную абсолютно любому обывателю: едкая сатира на пандемийную реальность, в которой правительство игнорирует очевидные угрозы, а люди ищут конспирологические заговоры там, где всё на самом деле прозрачно.

Мэрил Стрип в роли президентки Соединенных Штатов а кадре из фильма «Не смотрите наверх»

Мэрил Стрип в роли президентки Соединенных Штатов а кадре из фильма «Не смотрите наверх»

Мэрил Стрип в роли президентки Соединенных Штатов  а кадре из фильма «Не смотрите наверх»

И такая смена контекста при сохранении стиля не идёт на пользу МакКею. Если раньше всё его драматургическое пижонство оправдывалось тяжеловесностью материала, то теперь оно выглядит несколько инородным: как будто тебе слишком сильно пытаются объяснить то, что ты знал ещё до начала картины. Да, правительство пальцем не двинет, пока его не припрут к стенке. Да, мейнстримные медиа пытаются любую новость сделать «комфортной» и не хотят пугать людей, даже когда это абсолютно необходимо. Поп-звёзды — пустышки, военные — напыщенные идиоты, мультимиллиардеры типа Маска — вовсе не спасители человечества, а социопаты с манией величия. Консерваторы же с либералами умеют только ругаться в Интернете и делать мемы, больше их ни на что не хватает. С последним, кстати, у фильма большая беда: «Не смотрите наверх» в одном эпизоде демонстрирует, как действия героев влияют на мировую Сеть, и видно, что МакКей совершенно не понимает культуру Интернета. Пытаясь показать мемефикацию событий, он становится похож на дальнего родственника с «Одноклассников», в 2021 году пересылающего всем в WhatsApp демотиваторы.

На протяжении двух часов «Не смотрите наверх» бросается в зрителя трюизмами, строит гиперболизированный портрет постковидного (или преметеоритного) общества, где все знакомые атрибуты выкручены на максимум. Иногда это смешно, почти всегда жутко нелепо — но очень редко остроумно. Но вот в чём фокус: кажется, в этот раз МакКей и не пытается взять остроумием. Его главное оружие теперь — подкупающая, искренняя злость на всех, кого он с таким упорством высмеивает. Политиков, бизнесменов, обывателей, даже либеральный Голливуд, только повод ищущий создать новый блокбастер на актуальную тему (то есть он смеётся и над собой тоже, полностью осознавая оппортунистическую суть своего фильма). МакКей показывает человечество, которое и не должно выжить, — и ты как зритель с удивлением ловишь себя на мысли, что тоже болеешь за комету. В этом смысле фильм ближе даже не «Власти» с «Игрой на понижение», а какому-нибудь «С меня хватит!», другой бронебойной и глубоко озлобленной сатире, которая вовсе не ставит себе целью быть хоть сколько-нибудь тонкой.

Кейт Бланшетт на кадре из фильма «Не смотрите наверх»

Кейт Бланшетт на кадре из фильма «Не смотрите наверх»

Кейт Бланшетт на кадре из фильма «Не смотрите наверх»

«Не смотрите наверх» самим своим существованием многое говорит о нашем мире. Потому что насколько же надо было довести автора вроде Адама МакКея — человека явно неглупого и чуткого к происходящему вокруг, — чтобы он отбросил все формальности и сделал кино настолько прямолинейное в своём посыле? Как будто бы он просто устал что-то объяснять и понял собственное бессилие перед зрителем, а потому решил просто убить человечество к чертям собачьим, напоследок в ярких красках показав всю его беспросветную глупость. Впрочем, совсем уж мизантропом его не назовёшь. Когда «Не смотрите наверх» заканчивает издеваться над всеми, кем можно, фильм вдруг раскрывается с совершенно новой стороны — как нежная мелодрама о людях, пытающихся в этом безумном жестоком мире сохранить остатки человечности. Только к финалу мы понимаем, зачем режиссёру вообще понадобились большие артисты вроде ДиКаприо и Лоуренс, а не комики с SNL. Вот для этих маленьких финальных сцен, где едкая ирония уходит на второй план, спрятавшись за историей маленьких обречённых людей, что за семейным столом в последние секунды жизни наконец понимают, зачем вообще существовали.

Неровная интонация фильма хорошо отзеркаливает настроение героев — весь фильм бегающие кругами и отчаянно пытающиеся что-то кому-то доказать, то впадающие в болезненную апатию, то теряющие путь из-за свалившейся популярности, они в конце всё же приходят к смирению с миром и самими собой. Лиричный, почти религиозный финал сильно выбивается из всего, что было в картине прежде, и в то же время чувствуется единственно правильным. И для этого конкретного фильма, и, судя по всему, для человечества вообще.

Портрет Деда Мороза в юности, самая веселая азбука и сказки Астрид Линдгрен: если ваши дети любят читать, то эти новые книги они будут рады найти под елкой.

«Звездная пыль. Языки и знаки»

9f140240e40b3c65ccb9027bc85bac03

Можно ли научить Маугли говорить? Как мы понимаем другого? Умеет ли горилла шутить? Как общаются между собой клетки? Мы не имитируем поведение очень бодрого человека лет четырех, а рассказываем о книге, где можно найти ответы на все эти вопросы.

Пусть небольшой размер альманаха вас не смущает: это полноценная книга, которая благодаря сочетанию научных фактов, комиксов и загадок будет интересна даже самым непоседливым читателям.

«Год, полный чудес» Шерил Б.Кляйн

Иллюстрации Цинь Лэн

7bf3d0e7950f920f5285ae90960baf79

Юная героиня этой книги просыпается в первый день нового года, еще не зная, сколько всего с ней произойдет за эти 365 дней, которые — несмотря на сложности в виде потерянных зонтов и ссор с братом — окажутся чудесными.

Небольшая книга станет отличным подарком для начинающей читательницы, особенно если у нее есть вредный старший брат. Дополнительно стоит отметить иллюстрации, очень теплые и местами ужасно смешные.

«Когда я вырасту, я стану Дедом Морозом» Грегуара Золотареффа

37acd7b72f6243862b98d50be2cdd4f2

Маленький мальчик Ноэль Мороз, обожающий красный цвет, находит в лесу загадочный мешок и записку, а потом и вовсе знакомится с гномами, шепчущими ему какой‑то большой секрет. Теперь Ноэлю нужно преодолеть страх и отправиться ночью в лес, чтобы помочь гномам в их загадочных делах.

Книга французского художника Грегуара Золотареффа отлично подойдет для предновогоднего вечера, когда малышам непременно хочется узнать, откуда же взялся этот загадочный старик, развозящий подарки в новогоднюю ночь.

Издательство
«Самокат», перевод Ирины Балахоновой

2a8b01159e2b60a8636625df8d03cb0f

Хитрый голодный лис отлично знает, что в праздничную ночь никто не помешает ему полакомиться свежей курятинкой, поскольку люди сидят по домам. Но кое‑кто охраняет хутор и пристально следит, чтобы никаких неприятных событий на хуторе не произошло.

Книга Астрид Линдгрен (советую обратить внимание, что переизданы две книги, «Гном и лис» и «Не спит лишь гном») — отличный вариант книжного подарка на Новый год. Во-первых, это классика, во-вторых, герои добрые и потешные, а в-третьих, смотреть, как лис ест кашу, сидя рядом с гномом, — удовольствие, которого не стоит себя лишать.

Подробности по теме

Дети начинают и выигрывают: детские писатели и переводчики об Астрид Линдгрен

Дети начинают и выигрывают: детские писатели и переводчики об Астрид Линдгрен

«Чай в зимнем лесу» Акико Миякоси

f2ec1e263ca854618716a9f58d54bc94

Маленькая Кикко решительно надевает красную шапочку и отправляется к бабушке, потому что папа забыл взять с собой пирог. В лесу не очень уютно, Кикко торопится и оказывается у незнакомого дома в чаще, где звери собрались для праздничного чаепития.

Классическая история про Красную Шапочку звучит по-новому. Сдержанная черно-белая графика добавляет очарования, а портреты зверей завораживают. Единственный минус: после прочтения очень сильно захочется пирога.

Издательство
«МИФ», перевод Елены Байбиковой

«Азбука БВ» Елены Вышинской

Иллюстрации Марии Бронштейн

c3f7e4347150910b9028e4b2b0a5a196

Ежик встречает единорога, эму лопают эскимо, а загадочная балерина на барабане превращается в бабушку! А еще здесь вам попадутся рыцарь-рыба и замаскировавшийся под зайца жираф.

Если у вас потихоньку подрастает будущий ученик (или ученица), то «Азбука» станет отличным подарком на Новый год. Вроде как очень полезный подарок, но главное, что это время чистого удовольствия от чтения и иллюстраций, прячущихся в окошках.

«Как хамелеон спас Ноя» Яэль Молчадски

Иллюстрации Орит Бергман

67432ddd6cfb5f47145518b5f682cdb8

На ковчеге стоит шум и гам, потому что звери не только радуются спасению, но и всегда хотят есть. Ной с семьей постоянно заняты, но сталкиваются с неожиданной проблемой: во фруктах завелись черви, и скоро всех нечем будет кормить. Только маленький хамелеон может помочь.

Переосмысленная история ковчега, который и служит местом для спасения, и становится метафорой мирного сосуществования самых разных зверей и птиц. Эта захватывающая книга заставляет переживать и за маленьких хамелеонов, и за остальных обитателей огромного корабля.

Издательство
«Книжники», перевод Ксении Церковской

«Таня, Выдра и компания» Дарьи Варденбург

Иллюстрации Кати Шумковой

344889157a0441b4e5157b4f5f4e5eeb

Таня вместе с родителями переезжает в новый дом. Но двигать мебель ей скучно, поэтому девочка уходит гулять в парк и рисовать все интересное, что встретится на пути, — например, выдру. Героиня готовится к наброску и неожиданно обнаруживает, что зверек умеет разговаривать.

Сказочная повесть Дарьи Варденбург — отличный пример детской книги, которую открываешь, чтобы почитать пару глав между делами, а потом не можешь оторваться. Рекомендуется юным фантазерам и их родителям.

e86a541eee2f7523d3a9c6585f0a698a

Забавный бело-рыжий котенок зарабатывает себе сосиску на пропитание, танцуя на столиках в придорожном кафе и показывая удивительные представления. Только вот жизнь маленького артиста вовсе не такая легкая и радостная, как кажется посетителям.

Повесть Ольги Артамоновой о бездомном котенке понравится и тем, кто уверенно читает сам, и тем, кто еще предпочитает читать вместе с родителями. Вместе с героями нам предстоит понять, как важно заботиться о живом существе, не бояться неизбежных трудностей и помнить, что для важных вещей нужно время.

«Мираморе» Алены Кашуры

Иллюстрации Наташи Морозовой

7ada2996b02c91a6a57e8a8c7b63719d

Дедушка и мама Миры в ссоре, поэтому девочка тайком ходит навещать старика в интернат, пока не узнает, что он никогда не был на море. Теперь для Миры нет задачи важнее, чем организовать поездку. К тому же вдруг удастся помирить маму и дедушку? Но все идет не по плану.

Повесть Алены Кашуры рассказывает о сложных семейных отношениях, которые смогут исправить дети: они иногда лучше взрослых знают о важности любви.

«Молли Мун и волшебная книга гипноза» Джорджии Бинг

Иллюстрации Антонины Лопатиной

28979ce4a49dbadbf4d2aa01836b0264

Молли Мун живет в приюте, и каждый ее день плох из‑за мисс Гадкинс, издевающейся над сиротами. Однако героиня не может предположить, как найденная ею книга про гинотизм изменит мир вокруг, заставив опасных и неприятных взрослых слушаться бедную сироту.

Роман Джорджии Бинг выходил в России много лет назад. История о девочке, научившейся преодолевать трудности благодаря смекалке, с юмором описывает мир, где дружба и любовь могут сделать больше, чем гипнотизм.

«И охотник вернулся с холмов» Марии Пастернак

d5bd59d0d990e68388021b802786f575

Главный герой Уолден МакГрегор — студент, волей судьбы покинувший родной Эдинбург и оказавшийся в Оксфорде. Не то что Оксфорд так плох, но сложная семейная история тяготит Уолдена, и он старается разобраться в своих чувствах и в запутанных событиях прошлого.

Мария Пастернак, знакомая читателям по книге «Золото Хравна», написала роман, который кажется посвященным современности, но лишь на первый взгляд. Ведь причины всего лежат в прошлом, и именно оно становится одним из главных участников событий. Стоит купить на каникулы, чтобы дать отдохнуть за чтением истерзанным выпускникам.

Подробности по теме

8 новых книг для детей и родителей

8 новых книг для детей и родителей

Королём Фридрихом II Прусским, или Фридрихом Великим, восхищались многие. Среди его поклонников был даже император Российской империи Пётр III. В Третьем рейхе прусского монарха считали неким историческим эталонным образом “истинного арийца”. Он любил дисциплину, был королём-солдатом, не позволял себе иметь слабости и не терпел их в своих соратниках — именно таким Фридрих Великий показан в художественной литературе.

Но каким он был на самом деле? Несомненно, прусский правитель был выдающимся человеком, но и ему не чужды были вполне обывательские недостатки или даже специфические пороки. Фридрих II не был совершенством и, встретившись с ним лицом к лицу, вряд ли бы солдаты Третьего рейха испытали прежнее восхищение. Чем же интересен этот человек? И почему его же отец хотел казнить Фридриха?

Вильгельм Кампхаузен «Портрет короля Пруссии Фридриха II» / Дворец Сан-Суси, Герамния

“Неправильный” наследник

Карл-Фридрих появился на свет в Берлине в 1712 году. Его отцом был знаменитый король Пруссии Фридрих Вильгельм I, имевший репутацию бывалого солдата и опытного воина. Среди четырнадцати детей королевской пары старшим мальчиком, пережившим младенческий возраст, оказался именно Карл-Фридрих.

Его отец мечтал воспитать второго “короля-солдата” (а так называли Фридриха Вильгельма), однако ребёнок интересовался не военным делом, а музыкой и танцами. Несколько лет король тщетно пытался превратить мальчика, очарованного искусством и возвышенными идеями, в своё подобие. Поняв, что ничего “путного” из Фридриха не выйдет, Фридрих Вильгельм решил сделать наследником младшего брата принца.

Фридрих II Великий: каким на самом деле был кумир Петра III и солдат Третьего рейха?1Антуан Пэн «Принц Фридрих с сестрой Вильгельминой»

Возможности для реализации этого плана отцу дал сам юный Фридрих. Когда юноше исполнилось 18 лет и он устал терпеть упрёки короля, Фридрих решил сбежать в Англию вместе со своим приятелем, лейтенантом фон Катте. Замысел оказался неудачным, и уже в пути наследника вместе с товарищем нагнали королевские солдаты. Фридриха и фон Катте заключили под стражу. Король объявил их дезертирами, которых ожидало лишь одно — смертная казнь. Впрочем, сыну Фридрих Вильгельм предложил выбор — смерть или отказ от прав на престол.

Поразительно, но в такой ситуации “лирический” принц проявил небывалую стойкость, заметив, что отказываться от престолонаследования не собирается. От себя хочу заметить, что король довёл бы своё дело до конца и казнил сына, если бы не вмешались представители прусского дворянства.

Они заявили, что расправа над наследником престола переходит всякие границы дозволенного. В итоге Фридрих был отправлен на два года в ссылку, после чего был прощён отцом.

Фридрих II Великий: каким на самом деле был кумир Петра III и солдат Третьего рейха?2Фридрих II Великий: каким на самом деле был кумир Петра III и солдат Третьего рейха?3Фридрих Великий в детстве

Фридрих II — утончённый король

В 1740 году умирает прежний монарх, и новым королём Пруссии становится Фридрих II. И если прежде в стране совершались серьёзные армейские преобразования, то теперь пристальное внимание было обращено на развитие науки и искусства.

По инициативе Фридриха в Пруссию были приглашены знаменитые философы, появились Берлинская академия наук, первая в Берлине публичная библиотека. Надо отметить, что и сам Фридрих не находился в стороне от творчества и философии. Его перу принадлежит трактат “Антимакиавелли”, где прусский король критиковал высказывания итальянского политика.

Но главным увлечением монарха была музыка. Он сам являлся прекрасным музыкантом, виртуозно играл на флейте. Кроме того, Фридрих II стал автором сотни сонат и четырёх симфоний. Во времена его правления были сняты ограничения для представителей различных религиозных конфессий. Он говорил:

“Все религии равны и хороши, если их приверженцы являются честными людьми. И если бы турки и язычники прибыли и захотели бы жить в нашей стране, мы бы и им построили мечети и молельни”.

Фридрих II Великий: каким на самом деле был кумир Петра III и солдат Третьего рейха?4Фридрих II Великий: каким на самом деле был кумир Петра III и солдат Третьего рейха?5Адольф фон Менцель «Концерт для флейты Фридриха Великого в Сан-Суси» / Старая национальная галерея, Берлин

Новый “король-солдат”

После смерти отца с молодым королём произошло поразительное преображение. Да, он продолжал увлекаться искусством, но на поле боя нередко выступал личным примером для своих солдат, но главное — Фридрих II вошёл в историю Пруссии как великий завоеватель.

За времена его правления территория страны увеличилась практически вдвое. Кроме того, Фридрих “держал руку на пульсе” и в период первого раздела Польши. Именно тогда, в 1772 году, ловкий монарх приобрёл земли Западной Пруссии. Это была уже не военная, а дипломатическая победа.

Король Фридрих Великий был отчаянным храбрецом. Нередко он лично водил солдат в атаку, из-за чего пользовался у них непререкаемым авторитетом. Казалось, не существует сражения, в ходе которого прусский король мог бы упасть духом — он всегда проявлял стойкость и решимость. От себя хочу также отметить, что знаменитые дисциплинированность и строгость, о которых так часто пишут поклонники Фридриха, чаще всего направлялись у него по отношению к самому себе.

Фридрих II Великий: каким на самом деле был кумир Петра III и солдат Третьего рейха?6Антуан Пэн «Портрет Фридриха II» / Национальный музей Стокгольма

Даже находясь во дворце, он не позволял себе поздно вставать, предпочитал есть весьма скромную и простую пищу, всегда был готов к переходу в “полевые условия”. Я думаю, если бы этого, уже зрелого и сформировавшегося Фридриха, увидел его отец, он был бы доволен, что сын всё-таки превратился во второго короля-солдата. Фридрих не знал полумер — на его счету были или блестящие победы, или разгромные поражения. В последних особую роль сыграли русские.

Стремительное разрастание территорий Пруссии беспокоило прочие могущественные государства, однако главным противником Фридриха Великого выступила Российская империя, во главе которой стояла императрица Елизавета Петровна. Противостояние с русскими истощило силы прусской армии.

Как поговаривали, Фридрих II даже подумывал об отречении от престола, но, к его радости, Елизавета Петровна умерла, а её сменил на российском престоле Пётр III. Он, как я уже заметила, был ярым поклонником прусского короля. Новый император возвратил пруссам все земли, которые прежде русским приходилось завоёвывать с большими потерями. Столь щедрый подарок порадовал прусского монарха, а вот для Петра III стал роковой ошибкой, приведшей к заговору и свержению.

Фридрих II Великий: каким на самом деле был кумир Петра III и солдат Третьего рейха?7Роберт Мюллер «Фридрих Великий осматривает урожай картофеля» / Немецкий исторический музей, Германия

Личная жизнь короля

Несмотря на все заслуги и вклад в развитие Пруссии, безупречным назвать Фридриха Великого точно нельзя. Его “слабостью” были красивые мужчины, которыми он часто увлекался.

Французский министр герцог Шуазель отмечал, что счастье прусский король познаёт “лишь в объятиях барабанщиков”. Вольер в своих записях вполне явно указывал, что причиной холодности к супруге и интереса к представителям своего пола у короля была болезнь. Он писал:

“Фридрих ещё при жизни отца тяжело пострадал от своих мимолётных связей, и дурное лечение не поправило дела”.

Кстати, о прусском короле упоминал и Джакомо Казанова в своих мемуарах. Если верить ему, при встрече со знаменитым ловеласом Фридрих II оглядел его с ног до головы, заметив “А вы красивый мужчина!”. В любимой резиденции короля, Сан-Суси, также имелось множеств намёков на однополую любовь. Они встречались в виде фонтанов картин, изображений на фресках.

Современные историки склонны считать, что Фридрих не придавал плотской любви большого значения. Многие его увлечения имели чисто платонический характер. Что же касается супружеской жизни, то, несмотря на бездетный брак, союз с Елизаветой Кристиной Брауншвейгской был вполне успешным и гармоничным.

Фридрих II Великий: каким на самом деле был кумир Петра III и солдат Третьего рейха?8Антуан Пэн «Портрет Елизаветы Кристины Брауншвейгской, жены Фридриха II»

“История самого себя”

Свои последние годы Фридрих II посвятил творчеству В этот период он много писал. Им были созданы «Письма о любви к отечеству», «Рассуждения о различных образах правления и о обязанностях государей», «История раздела Польши».

На закате жизни прославленный прусский завоеватель всё чаще задумывался о том, что его срок уже вышел. Он продолжает заниматься музыкой, однако теперь игре всё чаще мешают обострившиеся болезни. Известно, что многие годы Фридрих Великий страдал подагрой, геморроем, астмой. На закате жизни его нередко мучила бессонница.

Фридрих II Великий: каким на самом деле был кумир Петра III и солдат Третьего рейха?9Иоганн Георг Цизенис «Портрет Фридриха II»

«Я уже давно стал историей самого себя», — эту фразу тоже приписывают прусскому королю. Вероятно, именно из-за таких душевных мучений и одиночества (монарх пережил многих своих фаворитов и друзей-генералов), представители Третьего рейха идеализировали Фридриха Великого.

В их дневниках и трудах прусский монарх описывается как одинокий борец, не позволяющий собственным чувствам взять верх над разумом, готовый на всё ради успеха своей страны. Как вы понимаете, образ этот далёк от реальности.

Фридрих II Великий: каким на самом деле был кумир Петра III и солдат Третьего рейха?10Фридрих Георг Вейч «Портрет Фридриха II в старости»

В ночь с 16 на 17 августа 1786 года король Пруссии Фридрих II ушёл из жизни. Свои останки он завещал похоронить в имении Сан-Суси, однако сменивший его Фридрих Вильгельм II решил, что место захоронения монарха должно находиться рядом с могилой его отца — в потсдамской гарнизонной церкви.

Во время Второй мировой войны останки королей, в том числе и Фридриха Великого, были вывезены в Марбург, а в 1952 году — отправлены в замок Гогенцоллерн. И лишь в 1991 году завещание “Старого Фрица”, как называют короля Фридриха II было исполнено — его тело было погребено в любимом Сан-Суси.

Фридрих Великий был весьма неординарным и неоднозначным человеком, имеющим как сильные стороны, так и пороки и слабости. Суть его правления кратко и очень точно изложил историк Ю.Ю.Ненахов, словами которого я и хочу завершить рассказ о монархе:

“Именно Фридрих Великий всего за 20 лет превратил Пруссию из маленького княжества в одну из сильнейших держав Европы”.

Все статьи по теме: #woh_интересные личности

Статья написана для канала «Мир истории», автор: Марина Завгородняя

Делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите проект, подписывайтесь на Яндекс.Дзен-канал «Мир истории» (https://zen.yandex.ru/history_world)

  • Главная выставка Казани конца 2021 года открылась сегодня в Государственном музее изобразительных искусств Татарстана, а именно: экспозиция самого значимого художника в истории столицы РТ, выдающего портретиста в истории русского изобразительного искусства Николая Фешина. По случаю его 140-летия посетители увидят самую большую в мире музейную коллекцию, принадлежащую ГМИИ РТ, которую также дополнили произведения из коллекций Российской академии художеств, Государственного Русского музея и Научно-исследовательского музея при Академии художеств (Санкт-Петербург). За несколько часов до официальной церемонии открытия директор музея Розалия Нургалеева любезно устроила экскурсию корреспондентам «БИЗНЕС Online» по выставке.

    bo elg 9982

  • Экспозиция, состоящая почти из 200 картин, заняла весь второй этаж главного здания музея, разместившись в 7 залах.

    bo elg 0087

  • «Празднование юбилея Фешина началось с выставки в Третьяковской галерее в мае 2021 года. Это была и позиция президента нашей республики, и министра культуры РТ. Мы хотели на такой замечательной площадке показать все наше собрание, — напомнила Нургалеева. — После этого мы начали думать, что и в Казани нужно сделать такую масштабную выставку».

    bo elg 0054

  • В первом зале представлены самые ранние графические работы художника. Некоторые из них выполнены в карандашной технике, как, например, те, где изображены обнаженные натурщицы. А также небольшие гуашевые графические картины, в которых он выразил свою любовь к деревенскому пейзажу. Графика, техника рисования углем, по словам Нургалеевой, давались Фешину невероятно мастерски.

    bo elg 0061

  • Не чурался Фешин и других жанров. Например, готовил билеты и программки для бала в художественном училище, где он принимал участие еще и как декоратор («Программа бала художников. Эскиз обложки» (1900).

    bo elg 9996

  • Для антуража экспозиция первого зала разбавлена экспонатами фонда музея в стиле модерн.

    bo elg 0003

  • Кстати, специально к выставке подготовлен огромный 400-страничный электронный каталог, в котором можно посмотреть не только картины выдающегося художника, но и прочесть письма Фешина, написанные как ему, так и им самим; информацию обо всех тех, кто изображен на портретах живописца; то, что он сам писал о себе в 1950-е; его биографию и прочее. «Мы мечтали, что покажем вообще все, что есть о Фешине в России. Порядка 12 частных коллекций, 27 государственных музеев и так далее предоставили свои экспонаты для нашего каталога. Даже музеи Украины и Киргизии», — призналась собеседница газеты.

    bo elg 0090

  • Автопортрет молодого Фешина, сделанный в его мастерской художественного училища в Казани. «Ведущий художник, педагог получал не только жилье, но и свою мастерскую», — объяснила Нургалеева.

    bo elg 0069

  • Уже в следующем зале представлена одна из жемчужин экспозиции — дипломная работа Фешина для Академии художеств «Капустница» (1909), которая впервые выставляется в ГМИИ РТ. Специально для выставки ее предоставила Российская академия художеств РФ, где хранится произведение. Именно тогда художник ярко прозвучал не только в России, но и за границей, побывав со своим произведением на выставках в США, Германии, Италии и т. д. Картина показывает эпизод деревенской жизни того периода, когда капусту солили всей деревней на осенний церковный праздник Воздвиженье. На ней изображены девушки и парни, шинкующие капусту, женщины, вырезающие кочерыжки, и бегающая вокруг детвора, которая хрустит сочными листьями.

    bo elg 0176

  • Еще одна масштабная и значимая работа — «Обливание» (1914). «Это чудеснейшая работа! Все, начиная от плачущего ребенка — девочки, которую только что окатили ледяной водой, до довольного этим поступком мужчины сзади, сделавшего это исподтишка, — передает свои впечатления от картины директор ГМИИ. — Понимаете, это традиции. И на этой традиции получаются не только шоковые ситуации, но и это была еще и радость, весна, надежда на плодородие».

    bo elg 0173

  • Рядом с «Обливанием», словно кусочки пазлов, расположены небольшие эскизы самой картины, которые в итоге Фешин собрал в одно большое полотно.

    bo elg 0156

  • На этой картине изображена мастерская отца Фешина. «Казалось бы, ну что здесь в колорите? Тут небольшая палитра красок, но настолько проникает цвет из маленьких окон картины. Эта сухая стружка… Кажется, мы даже чувствуем ее запах. Я даже мечтала когда-нибудь (как мы на Рерихе сделали мультимедийное интерактивное сопровождение) использовать парфюмерию, чтобы посетители действительно могли чувствовать запах, который источает картина», — рассказывает наш сегодняшний экскурсовод.

    img 20211209 wa0006

  • Кстати, в рамках выставки в Галерее современного искусства ГМИИ РТ в VR-зале музея заработает мультимедийная инсталляция «ФЕШИН», которую подготовила студия Abau. Скорее всего, казанцам она известна по участию в международном фестивале медиаискусства «НУР». Мультимедийный проект представляет собой визуальный очерк, проецируемый на стены ГСИ, о казанском периоде жизни выдающегося живописца. В команде проекта принимала участие композитор Алина Каримова (Holofonote), а для озвучивания Фешина был приглашен главный режиссер ТГАТ им. Камала Фарид Бикчантаев.

    bo elg 0233

  • В другом зале представлен бюст дочери Фешина Ии, которая передала татарстанскому музею бо́льшую часть работ отца.

    bo elg 0228

  • Конечно, представлена и картина с изображением любимой супруги Фешина Александры Белькович — дочери директора Казанской художественной школы. «В нее он влюбился сразу. И сразу начал рисовать», — говорит Нургалеева. Кстати, все картины обрамлены оригинальными рамами.

    bo elg 0196

  • А вот и знаменитый портрет Вари Адоратской (1914). «У ученицы Фешина Надежды Сапожниковой была сестра, которая была замужем за политическим деятелем Владимиром Адоратским. Эта девочка еще, может быть, не знает, что такое война. В нашем каталоге есть воспоминания о том, как Фешин рисовал ее, как ей было неловко, но потом он ее разговорил. Дальше ее семья уезжает за границу, потом возвращается. Но жизнь ее сложилась не очень хорошо», — рассказала историю этой картины директор музея.

    bo elg 0198

  • Семья Сапожниковой очень помогала Фешину, т. к. была обеспечена, в частности, очень хорошо платила ему за свои портреты. Кстати, в ГМИИ РТ хранятся и работы Натальи Сапожниковой.

    bo elg 0206

  • Подлинный палантин, принадлежавший Сапожниковой.

    elg 0220

  • Обнаженный портрет супруги Фешина Александры. «Она была очень романтичной девушкой, писала стихи и мечтала быть не только художницей, а она была ученицей Фешина, в Америке уже хотела заниматься литературой», — добавила директор ГМИИ.

    bo elg 0289

  • А так представлена одна из самых тяжелых картин художника «Бойня» (1904). Фешина ужасало обилие крови на бойне. Но в конце концов он решил создать эту работу. Отец даже приносил голову быка, чтобы сын рисовал ее. Художник писал, что у него в мастерской стояла страшная вонь, но он ее не замечал, потому что рисовал с азартом…

    bo elg 0309

  • Сундук, сделанный самим Фешиным. Мало кто знает, что Фешин был еще и скульптором. Этим умением он обязан отцу. Иван Алексеевич Фешин владел позолотно-столярно-резной мастерской в Казани, оформлял интерьеры церквей, изготовлял алтари и иконостасы. Маленький Коля буквально с детства дышал столярным клеем и впитывал отцовское ремесло. Он считал отца своим первым учителем в искусстве и неоднократно изображал его.

    bo elg 0342

  • Закрывает выставку серия работ, сделанных живописцем уже в Америке, где он часто рисовал местную публику. 

    Напомним, что для посетителей выставка откроется завтра в 17:00. Посмотреть работы одного из наиболее выдающихся портретистов в истории русского изобразительного искусства можно будет до 22 марта в главном здании ГМИИ РТ.

  • KengaLu

    Понравилось. Не моё.

    — Лена, а почему вы кофе не у нас покупаете? У нас очень вкусный кофе, стоит всего 90 рублей.
    Я хожу в эту кондитерскую за миндальным рогаликом или шоколадным круассаном. Еще у них великолепные кексики с кремовой шапочкой, чиабатта на которой можно жениться, крошечные тарталетки с ягодами, и коржики с орехами и черносливом. Наверное, и кофе у них отличный. Но кофе я покупаю в кондитерской через 10 метров. Только по одной причине: они наливают кофе в керамическую кружку. Не в бумажный стаканчик на вынос, а нормальную керамическую кружку. С этой кружкой можно сидеть на скамейке под деревом среди цветущих пионов. Смотреть на спешащих людей. На толстенького шмеля, который деловито облетает анютины глазки и клевер. На рыжего мордатого кота, который любуется своими лапами и хвостом. Выставляет их, как трофеи, явно считает их самыми красивыми лапами в мире. Еще можно смотреть на пожилую даму с огромным ротвейлером, она говорит ему “Сударь” и обращается на вы, а он смотрит на нее, как на Великую собачью Богиню.
    — Вы знаете, — говорю я девочке за кассой, — хозяйка соседней кондитерской понимает жизнь. Она наливает кофе в чашку. Она не боится, что я куда-нибудь убегу, что я не верну чашку в кондитерскую, а оставлю ее на скамейке, что я ее разобью. Она понимает, как это пить кофе из керамической чашки и смотреть на шмеля. И она, кстати, не обижается, что выпечку я беру у вас.
    — Ой, но это же так не удобно. А так взял стаканчик и пошел дальше по делам.
    — Я могу себе позволить это неудобство.
    Быть удобным, по большому счету — это быть стандартным. Не мешать, не создавать очередь, не просить лишнего. Удобные люди не занимаю лишнего места, они не претендуют, ради них не надо напрягаться. Но только удобный для родителей ребёнок — это не приспособленный к жизни взрослый. Удобный взрослый — это человек без ресурсов на собственную жизнь. Нормальная жизнь — это когда в ней есть место для всего и всему свое время. Есть время бежать по делам и есть время смотреть на рыжего кота. Есть время для покупных пельменей и есть время для парадного обеда. Есть время кроссовок и время шпилек. Время нарядных платьев и время собирать волосы в хвостик. Есть время быть победителем и время ничего не хотеть. Есть время вдоха и время выдоха. Что вам удобно, а что нет — решаете только вы. Только вы можете решать, какой длины должна быть ваша юбка и какой высоты ваши каблуки. Что вам есть, куда идти, кому быть с вами рядом и о чем мечтать.

    Е. Пастернак

    07.12.2021 05:34:50,

    36 комментариев

    Так всё упростили в поиске нестандартности, что цели не достигли. Нагромождение противоречий.
    Не нужно мне времени ни для покупных пельменей, ни для шпилек. А автор в почти ультимативной форме заявляет, что нормально, когда есть время всему. Но тут же отрекается от этой идеи, разрешая (уф, прям гора с плеч) людям самим решать, что им нужно.

    07.12.2021 18:20:45, в розовых очках

    Чемберлен

    Люблю этот очерк!
    07.12.2021 15:34:00, Чемберлен

    а мне так нравится пользоваться одноразовой посудой, поскольку общественную люблю, а свою мыть лень.
    И да, керамическая посуда раньше она была ненавязчивая какая-то (т.е. ее мало было), теперь же стала категорически не нравиться. Равно как файн чайна то не нравится. Воспринимаю её как вариант керамики.

    07.12.2021 15:18:04, не романтик

    FossA

    помнится в детстве заводили тетрадки и в них подобные «умности» записывали)

    07.12.2021 15:07:23, FossA

    arte

    Не люблю, когда собственные привычки переходят в наставления, как жить правильно :)

    07.12.2021 14:18:54, arte

    Фиолетта

    Написано красиво, но мне неблизко. Я аж чесаться начинаю, когда вижу праздность. Не могу вот так сесть и пить кофе, сразу думаю, сколько всего можно было успеть за это время. Кофе пью на бегу, в метро или в машине.

    07.12.2021 13:10:00, Фиолетта

    А я люблю взять кофе капучино в большом стакане, дойти до работы (это рядом) и там спокойно пить. А не сидеть в кафе. И именно простой стакан мне удобен.
    07.12.2021 12:35:57, Чернобурка

    Солнечный Ветер

    Про удобных людей прямо срезонировпло :). Красивый рассказ

    Но длина юбки или чашка кофе в соседней кофейне это легко, это мелочь, на которую и решаться-то не надо. А «удобный человек» это о другом и это проблема для него


    07.12.2021 12:15:28, Солнечный Ветер

    Я кофе пью один раз в день, утром. И это мое время, никто-не может-меня-тревожить в это момент. А вот эти стаканчики меня просто выбешивают. Вернее люди, которые с ними прутся в транспорт, в магазин, сидят в кино. А ещё иногда некоторые кривож-пые их роняют. Иииии тогда я очень близка к убийству))
    07.12.2021 12:12:51, ШаНуар

    Неприятный осадок, вот это и есть занудство
    07.12.2021 12:12:11, Пирожки

    я тоже не люблю кофе в стаканчике и кофе на бегу, я люблю красиво — чашка, блюдце, выпечка на тарелочке, столик желательно со скатертью и букетиком… никакого кайфа от пахнущего этим самым бумажным стаканчиком кофе с пластиковой крышкой не испытываю, ещё и количество мусора, который множится благодаря стаканчикам напрягает.

    07.12.2021 10:28:48, douceur

    Лиметт

    Ого, сколько спорного в одном тексте!)) Но мне понравилось, что есть время быть победителем. И есть, очевидно, другое, противоположное время, которое тоже для чего-то дано. Но для чего?!))

    07.12.2021 10:04:55, Лиметт

    Дать возможность победить другим. Научись радоваться чужим успехам — и радости в твоей жизни станет больше.

    07.12.2021 12:11:52, Julinika

    Лёнча-из-Вишни

    Про кота с самыми красивыми лапами и ротвейлера, который Сударь и на вы-чудесно) А вторая часть уже словно не к месту, серьезно, назидательно и, главное, зачем? Лучше, чем в Экклезиасте все равно не скажешь )
    Все же мало кто умеет легко писать о важном, О. Генри, Ал. Грин, других сразу и не вспомнить)

    07.12.2021 10:02:15, Лёнча-из-Вишни

    ландыш

    если честно, похоже на творчество балабобы
    хотя я тоже не люблю одноразовую посуду ))

    07.12.2021 09:54:48, ландыш

    Видела рекламу для блогеров Инстаграмa, контент оптом; им надо гнать каждый день, чтоб подписчики не забыли. Видимо примерно такое, это кошмар, имхо:/
    07.12.2021 11:17:24, Елна

    Не понравилось — все в кучу, и прилетело кассирше ни за что. Сто лет назад в Вене пили глинтвейн в красивых кружках, мне так понравилось, что потом купила такую в Дрездене за 1€, теперь пью из неё чай на работе. Т.е. если мне что-то нравится завожу себе такое, а отношение к чужому что стакану, что чашке–одинаковое — пофиг)
    07.12.2021 09:45:43, Рене

    Бедная девочка, предложила кофею, получила проповедь))) вторая часть рассказа испортила первую.
    07.12.2021 08:57:49, Иллика

    Хорошо,что так и не стала читать сама и дети тоже макулатуру современных писательниц. А керамические кружки использую всегда. В кафе, правда, это не гигиенично, все же со временем они покрываются сеточкой трещин.
    07.12.2021 08:56:15, Etagerka

    А я очень люблю субкультуру кофе в стаканчике. С этим стаканчиком можно ехать в машине, гулять в парке, отойти от кафе и сесть в любом другом удобном и приятном мне месте, прийти на совещание и тд Главное, чтобы кофе хороший был )
    07.12.2021 08:51:41, Йоко

    Имхо, первая часть об одном, а вторая совсем о другом и непонятно почему стали делать выводы, сравнивая теплое с мягким ))

    07.12.2021 08:50:34, Иришка-Мартышка

    Состояние комфорта у всех разное,кому-то мила керамическая чашка,кому-то бумажный стаканчик. Вспомнилось,как с одной конфянкой купили булочки в одном кафе,а кофе пошли пить по соседству в другое. Это мой бзик был. Некомфортно было в первом, не демократично:).
    07.12.2021 08:37:50, Шрайбикус

    Да,считаю,что внутреннее состояние должно быть гармонично. Если тебе нравится быть удобным,полезным для других,то почему нет. Это же не плохо,если люди будут удобными друг для друга,меньше конфликтов,психика в порядке. Вот ведь непросто ж на ровном месте Пастернак написала,нет,грызло ее что-то или кто-то. Мне не надо ничего никому доказывать, и спрашивать,что мне надеть и где купить кофе,я делаю так,как удобно на данный момент. У автора же проблема, что-то кому-то доказывает. А оно надо?
    07.12.2021 08:52:16, Шрайбикус

    эх, так хорошо начиналось, а потом как понеслооо

    07.12.2021 08:35:34, ЁЁЁЁЁ

    Встречала этот текст в ФБ. Тоже понравился.
    07.12.2021 08:30:45, Верная жена

    УникаЛьнаЯ

    Да не «быть удобным», а делать _себе_ удобно! Это и впрямь важно и приятно, когда тебе удобно. Когда можно не спешить, глотая кофе, не бегать с грязной кружкой обратно в кафе, а делать что хочешь: идти, сидеть… Но если куча времени и есть потребность в керамической кружке — можно носить свою. Ещё и скидку делают часто, если наливаешь в свою посуду :)

    PS- а керамических кружек в кафе нет, скорее всего, потому что нет условий для их мытья и некому их собирать по окрестным лавочкам :) а не из-за особого мировоззрения.


    07.12.2021 08:06:31, УникаЛьнаЯ

    Вот именно, речь шла о неудобном действии, а перевернули на удобного человека. Я хожу в французскую пекарню , у нас наливают кофе в классные керамические кружки, они еще и разного размера. Правда, в последний раз кофе был холодный и я слегка обиделась)))

    07.12.2021 08:38:45, рица

    +1 и поменяли смысл абсолютно

    07.12.2021 08:49:26, ЁЁЁЁЁ

    =^..^=

    из чашки, мне кажется, вкуснее.
    говорят, что кола в стекле и в пластике одинаковы.
    возможно. но в стекле вкуснее :)

    07.12.2021 08:02:59, =^..^=

    Я все люблю в стекле. Вот вспоминаю в детстве молоко в стекле было. И сметана. И все вкусное. Кстати у нас сейчас тоже одна фирма делает молоко в стекле для детей. Я своим покупала. Оч вкусное. А в пластике я чувствую вкус пластика. А в банке я чувствую вкус метала.
    07.12.2021 08:32:43, Верная жена

    =^..^=

    из банки хуже всего

    офф информация к размышлению :) (штирлиц)
    интересный пост в ФБ к вашей теме о мастере и маргарите [ссылка-1]


    07.12.2021 09:31:53, =^..^=

    штамп на штампе. я женщина, а не посудомойка
    это ж надо от удобства стаканчика перескочить к пафосу осуждения удобного человека

    07.12.2021 07:42:19, Шерлок

    Быть удобным это быть подогнанным под размер, следовательно, совершенно нестандартным. Каждому удобно свое…
    Честно говоря, все эти толстенькие шмели, довольные коты, керамические кружки…По-моему, это такой набор штампов…стиль книг Джоан харрис, рекламы чая гринфилд да и много где встречается. Равно как и идея, что в жизни хватает места всему, у природы нет плохой погоды, время собирать и разбрасывать камни и прочая…

    07.12.2021 06:59:47, Катятян

    жираф Анатолий

    Спасибо! «Осталось уговорить принцессу»(неточная цитата).
    07.12.2021 06:32:32, жираф Анатолий

  • Портрет писанный масляными красками как пишется
  • Портрет пирогова из рассказа чудесный доктор
  • Портрет павлуши из рассказа бежин луг 6 класс
  • Портрет полутыкина из рассказа хорь и калиныч
  • Портрет пугачева в капитанской дочке сочинение