Портрет пирогова из рассказа чудесный доктор

Основной темой в произведении является тема добра. в большом и жестоком мире порой трудно найти человека, которой не пройдет мимо
  • Основной темой в произведении является тема добра. В большом и жестоком мире порой трудно найти человека, которой не пройдет мимо чужой беды, не отмахнется и не закроет глаза на чужие несчастья. Профессор Пирогов оказался именно таким добрым и отзывчивым человеком, способным думать о других. Все его поступки по отношению к семье Мерцаловых абсолютно бескорыстны. Он искренне хочет помочь людям, попавшим в безвыходное положение. Именно поэтому он оставляет семье деньги на пропитание. При этом профессор не считает себя благодетелем, не гордится своим поступком. Он просто делает то, что велит ему его сердце.
    В «Чудесном докторе» доброта заключается как раз в бескорыстном желании помочь совершенно незнакомому человеку и получить от этого удовлетворение. Куприн показывает читателю, что важно быть добрым не только с родными, но и с незнакомцами, ведь возможно хороший поступок по отношению к страждущему изменит его жизнь в лучшую сторону и станет толчком для начала позитивных изменений.

    Чудесный доктор и жестокий мир

    Доброта в рассказе «Чудесный доктор» Куприна ассоциируется с образом профессора Пирогова. Человек не пожалел своего времени и личных средств, чтобы попытаться спасти от нищеты и голода посторонних людей. Этот доктор, обладая огромным человеколюбием и великодушием, по праву может считаться ангелом-хранителем семьи Мерцаловых.

  • Пирогов – единственный, кто откликнулся на трагедию Мерцаловых. Он выписал рецепт для лечения, он дал деньги. То есть он подарил мотивацию людям, которые уже отчаялись в борьбе с несправедливостью мира. Поэтому это деятельное сострадание – по-настоящему чудо. Для героев точно.
    По сути то, что делает доктор Пирогов – это маленькое дело, которое способен сделать каждый человек, поэтому это вряд ли можно было бы назвать чудом. Никакого волшебства тут действительно нет. Однако А.И. Куприн показывает поступок главного героя на фоне того бездушия и безразличия, которые царствовали в обществе. Писатель с сожалением показывает, что сострадать другим людям умеют не все, а только единицы. И именно поэтому помощь доктора становится для бедной семьи настоящим чудом.
    Но чудо – это не только деятельное сострадание. Возможно, для семьи достаточно было одного доброго слова, которое позволило бы им увидеть, что мир не так уж плох, как они думали. Сострадать можно и на словах, главное, чтобы это действительно помогло человеку.
    Но доктор Пирогов не просто подбадривает Мерцаловых словами, не только советует им никогда не падать духом, но и помогает им настоящим делом. Первое дело – выписывает рецепт на лекарства, которые помогут вылечить Машутку. Второе – советует врача, к которому нужно будет обратиться, причем он сказал, что лично договорится с этим врачом, чтобы семью обязательно приняли. Третье – дает деньги на еду и тепло в доме. Четвертое – незаметно ото всех оставляет еще денег, которые помогут подняться семье из бедности.
    И это деятельное чудо, которое совершил чудесный доктор, помогает семье улучшить свою ситуацию.
    Казалось бы, такие маленькие поступки, но они действительно на всю жизнь запомнились членам семьи Мерцаловых. Один из мальчиков, который и рассказал эту историю, не может вспоминать о докторе без слез на глазах, потому что он понимает значение его поступка.

  • ?
    О проблеме добра и зла человечество размышляет много веков. Каждый
    великий писатель в своем творчестве обращался к этой теме. Слова о доброте
    и милосердии знакомы каждому. Но очень часто слова так и остаются словами,
    пусть меняются эпохи, люди остаются прежними. Эгоизм был и остается одной из
    главных черт характера многих.
    Между тем именно милосердие делает человека человеком. Готовность сделать
    что-то хорошее для других показывает величие души человека, заставляет
    задуматься о том, что такой человек прожил жизнь не зря.
    Одно из самых наиболее моих любимых произведений – рассказ
    А.И.Куприна «Чудесный доктор». Это настоящая рождественская история, тем
    более что все, о чем говорится в рассказе, произошло в самый канун великого
    праздника. Рассказ Куприна основан на реальных событиях: «… рассказ не есть
    плод досужего вымысла». Чудесный доктор действительно оказался настолько
    добр, что спас целую семью.
    Сюжет рассказа очень прост. Ситуация характерна не только для конца 19
    века, когда рассказ был написан, но и для любого времени. Жизнь простого,
    маленького человека всегда очень трудна. Любые беды и трудности могут
    превратить человека в несчастнейшее существо. Именно так произошло с семьей
    Мерцаловых. Сначала глава семьи, отец нескольких детей, заболел, потом
    потерял работу, единственный источник своего существования. В результате
    последовала череда несчастий. Один из детей умер, другие стали страдать от
    голода и тяжело заболели. Семье Мерцаловых пришлось жить в отвратительной,
    тесной и сырой каморке. Может показаться, что автор сознательно сгущает
    краски, описывая заключения семьи. Однако ничего нереального в бедах, которые
    выпали на долю Мерцаловых, нет. Даже в наше время многим доводится
    пережить что-то подобное, а что можно говорить о 1897 году, когда был создан
    этот рассказ…

  • «Чудесный доктор» А. И. Куприна рассказывает читателям об одном небольшом рождественском чуде, которое произошло в бедной семье Мерцаловых. Отец с матерью не знали, куда деть себя от горя и печали, когда у них умерла первая дочь. А когда сильно заболела и вторая, то они просто терзали себя каждую минуту. В их доме редко появлялось тепло, дров купить было не за что, не хватало даже нормальной еды. Когда последние надежды начали пропадать, отец случайно встречает в парке по пути домой одного человека, который с радостью согласился ему помочь. Именно благодаря этому человеку, доктору, Машенька смогла выздороветь. Он выходил ее, дал небольшую сумму на дрова и еду, и исчез.
    Кем был этот человек и как его звали? Почему именно он повстречался семье в эту столь сложную для них минуту, стало загадкой для отца, ведь он даже забыл обо всем его расспросить. А человек был русским хирургом – Н. И. Пироговым. Он не только смог подарить Маше надежду на лучшее будущее, но и на саму жизнь. Протянув свою бескорыстную руку помощи, он спас одну семью от страшного горя. Для семьи Мерцаловых это было настоящее рождественское чудо.
    Таких чудес хотелось бы побольше и в нашем времени, ведь каждый из нас заслуживает на счастье и маленькое чудо, и вовсе не обязательно под Рождество. Нужно быть добрым и человечным каждый день и тогда мир станет добрее. Человек должен испытывать чувство сострадания к близким и окружающим. Главное – быть уверенным в своих силах и не падать духом. Нужно протягивать руку помощи всем нуждающимся, ведь когда-то и мы можем стать ими.

  • О проблеме добра и зла человечество размышляет много веков. Каждый
    великий писатель в своем творчестве обращался к этой теме. Слова о доброте
    и милосердии знакомы каждому. Но очень часто слова так и остаются словами,
    пусть меняются эпохи, люди остаются прежними. Эгоизм был и остается одной из
    главных черт характера многих.
    Между тем именно милосердие делает человека человеком. Готовность сделать
    что-то хорошее для других показывает величие души человека, заставляет
    задуматься о том, что такой человек прожил жизнь не зря.
    Одно из самых наиболее моих любимых произведений – рассказ
    А.И.Куприна «Чудесный доктор». Это настоящая рождественская история, тем
    более что все, о чем говорится в рассказе, произошло в самый канун великого
    праздника. Рассказ Куприна основан на реальных событиях: «… рассказ не есть
    плод досужего вымысла». Чудесный доктор действительно оказался настолько
    добр, что спас целую семью.
    Сюжет рассказа очень прост. Ситуация характерна не только для конца 19
    века, когда рассказ был написан, но и для любого времени. Жизнь простого,
    маленького человека всегда очень трудна. Любые беды и трудности могут
    превратить человека в несчастнейшее существо. Именно так произошло с семьей
    Мерцаловых. Сначала глава семьи, отец нескольких детей, заболел, потом
    потерял работу, единственный источник своего существования. В результате
    последовала череда несчастий. Один из детей умер, другие стали страдать от
    голода и тяжело заболели. Семье Мерцаловых пришлось жить в отвратительной,
    тесной и сырой каморке. Может показаться, что автор сознательно сгущает
    краски, описывая заключения семьи. Однако ничего нереального в бедах, которые
    выпали на долю Мерцаловых, нет. Даже в наше время многим доводится
    пережить что-то подобное, а что можно говорить о 1897 году, когда был создан
    этот рассказ…
    Меня, как читателя, не столько пугают злоключения семьи Мерцаловых,
    сколько равнодушие и черствость окружающих людей. Ведь они же не одни
    на целом свете. Но все остальные поглощены своими делами, и никому нет
    дела до того, что рядом кто-то страдает. Наверняка, рядом с Мерцаловыми
    были вполне достойные и добрые люди, как это бывает всегда. Но по какой-
    то причине эти люди не видели, как страдали от голода мальчишки Володя и
    Гриша, с каким восторгом они наблюдали за яствами за стеклом магазина, как
    страдала Елизавета Ивановна, когда один ребенок умер, а другой вот-вот готов
    был отправиться вслед за ним. Однако иногда случается чудо. Ведь именно
    настоящим чудом можно назвать встречу Мерцалова, готового покончить с
    жизнью, чтобы прекратить этот кошмар, и профессора Пирогова.
    Пожилой незнакомец, который оказался доктором, также спешил по своим делам.
    Он приобрел подарки знакомым детям, о чем простодушно рассказал случайному
    прохожему, которым оказался Мерцалов. И тот в ярости от того, что другие
    живут совершенно иной жизнью, чем он и его семья, рассказал обо всех своих
    злоключениях.
    Доктор, как и все остальные, мог бы спокойно уйти по своим делам, но он этого
    не сделал. Он оказался намного добрее и милосерднее, чем большинство
    окружающих. Эта история внушает надежду на то, что в самых критических
    ситуациях рядом окажется кто-то, кто сможет помочь. В сущности, чудесный
    доктор не сделал для семьи Мерцаловых ничего особенного. Он просто пришел
    на помощь в трудную минуту… Но на самом деле именно встреча доктора и
    Мерцалова привела к заметным изменениям в судьбе целой семьи. Сначала
    Мерцаловы получили лекарство, которое выписал им незнакомый доктор «по
    рецепту профессора Пирогова», а также несколько крупных кредитных билетов.

  • Пройти мимо чужой беды или помочь близким, безразлично созерцать горе, проблемы вокруг, думая только о себе или попытаться сделать мир лучше, подарить надежду, проявить сострадание – это личный выбор каждого человека, зависящий от него самого. В литературе много примеров равнодушных героев-эгоистов, но гораздо больше персонажей стремящихся разделить радости и горе окружающих, дающих людям теплоту своей души. Сочувствие, сострадание помогают нам стать добрее, сделать жизнь светлее и лучше.
    Сочувствие, спасшее жизнь людей описана А. Куприным в рассказе “Чудесный доктор”. Доктор не прошёл мимо беды, откликнулся на чужое горе. Он спас не только умирающего ребёнка, а всю семью Мерцаловых сделал счастливой, кардинально изменив судьбу чужих ему людей. Главная мысль рассказа “Чудесный доктор” – в каждой жизни есть место “чуду”,”мир не без добрых людей.”Не стоит отчаиваться, всегда найдутся сострадательные люди с большим сердцем, которые придут на помощь в самых сложных жизненных ситуациях. Куприн использует прием противопоставления, антитезы, давая столь подробные описания витрины магазина и жилища семьи Мерцаловых. Роскошным, ярким и богатым витринам он противопоставляет нищенскую, подвальную и убогую картину жилища, гастрономическое изобилие-запаху нищеты. Противопоставление мира сытости и равнодушия, миру голода и отчаяния. Автору легко удаётся показать бедность семьи на фоне благополучия окружающих.
    Обыкновенные чудеса могут происходить не только на Рождество, такие люди, как доктор Пирогов живут среди нас, сея добро и даря надежду отчаявшимся и попавшим в беду.”Всякая помощь хороша вовремя” и жизнь дана на добрые дела, неравнодушные люди никогда не пройдут мимо чужой беды.
    Создавая образы различных людей в своих произведениях, Куприн призывает нас быть более внимательными, добрыми к окружающим, проявлять сострадание и отзывчивость к ближним, не оставаться равнодушными к страданиям людей. Тогда наша жизнь наполнится особым смыслом, а мир станет добрее и прекраснее.

  • ?
    О проблеме добра и зла человечество размышляет много веков. Каждый
    великий писатель в своем творчестве обращался к этой теме. Слова о доброте
    и милосердии знакомы каждому. Но очень часто слова так и остаются словами,
    пусть меняются эпохи, люди остаются прежними. Эгоизм был и остается одной из
    главных черт характера многих.
    Между тем именно милосердие делает человека человеком. Готовность сделать
    что-то хорошее для других показывает величие души человека, заставляет
    задуматься о том, что такой человек прожил жизнь не зря.
    Одно из самых наиболее моих любимых произведений – рассказ
    А.И.Куприна «Чудесный доктор». Это настоящая рождественская история, тем
    более что все, о чем говорится в рассказе, произошло в самый канун великого
    праздника. Рассказ Куприна основан на реальных событиях: «… рассказ не есть
    плод досужего вымысла». Чудесный доктор действительно оказался настолько
    добр, что спас целую семью.
    Сюжет рассказа очень прост. Ситуация характерна не только для конца 19
    века, когда рассказ был написан, но и для любого времени. Жизнь простого,
    маленького человека всегда очень трудна. Любые беды и трудности могут
    превратить человека в несчастнейшее существо. Именно так произошло с семьей
    Мерцаловых. Сначала глава семьи, отец нескольких детей, заболел, потом
    потерял работу, единственный источник своего существования. В результате
    последовала череда несчастий. Один из детей умер, другие стали страдать от
    голода и тяжело заболели. Семье Мерцаловых пришлось жить в отвратительной,
    тесной и сырой каморке. Может показаться, что автор сознательно сгущает
    краски, описывая заключения семьи. Однако ничего нереального в бедах, которые
    выпали на долю Мерцаловых, нет. Даже в наше время многим доводится
    пережить что-то подобное, а что можно говорить о 1897 году, когда был создан
    этот рассказ…

  • Ответ оставил Гость
    ?
    О проблеме добра и зла человечество размышляет много веков. Каждый
    великий писатель в своем творчестве обращался к этой теме. Слова о доброте
    и милосердии знакомы каждому. Но очень часто слова так и остаются словами,
    пусть меняются эпохи, люди остаются прежними. Эгоизм был и остается одной из
    главных черт характера многих.
    Между тем именно милосердие делает человека человеком. Готовность сделать
    что-то хорошее для других показывает величие души человека, заставляет
    задуматься о том, что такой человек прожил жизнь не зря.
    Одно из самых наиболее моих любимых произведений – рассказ
    А.И.Куприна «Чудесный доктор». Это настоящая рождественская история, тем
    более что все, о чем говорится в рассказе, произошло в самый канун великого
    праздника. Рассказ Куприна основан на реальных событиях: «… рассказ не есть
    плод досужего вымысла». Чудесный доктор действительно оказался настолько
    добр, что спас целую семью.
    Сюжет рассказа очень прост. Ситуация характерна не только для конца 19
    века, когда рассказ был написан, но и для любого времени. Жизнь простого,
    маленького человека всегда очень трудна. Любые беды и трудности могут
    превратить человека в несчастнейшее существо. Именно так произошло с семьей
    Мерцаловых. Сначала глава семьи, отец нескольких детей, заболел, потом
    потерял работу, единственный источник своего существования. В результате
    последовала череда несчастий. Один из детей умер, другие стали страдать от
    голода и тяжело заболели. Семье Мерцаловых пришлось жить в отвратительной,
    тесной и сырой каморке. Может показаться, что автор сознательно сгущает
    краски, описывая заключения семьи. Однако ничего нереального в бедах, которые
    выпали на долю Мерцаловых, нет. Даже в наше время многим доводится
    пережить что-то подобное, а что можно говорить о 1897 году, когда был создан
    этот рассказ…

  • В рассказе “Чудесный доктор” Куприна семья Мерцаловых оказывается в тяжелой жизненной ситуации. Отец заболел и потерял работу, его семья, жена и трое детей ведут жизнь впроголодь в какой-то мрачной каморке и у них нет никакой надежды на улучшение ситуации.
    Бывший начальник Мерцалова, работника ответственного и когда-то бывшего на хорошем счету, легко отворачивается от больного подчиненного, не желая даже выслушивать просьбы о помощи. Мир богатых и сытых людей оказывается поразительно единодушно равнодушен к страдальцам и казалось бы помощи уже ждать не от кого.
    И тут светлым ангелом на скамейку опускается простой человек в калошах и меховом пальто и отчаявшейся, мечтающий о самоубийстве Мерцалов вдруг узнает, что есть оказывается в мире и доброта и отзывчивость. Ангел в калошах оказывается известным хирургом Пироговым, который выслушав трагическую историю Мерцаловых решает помочь им. Он осматривает больную девочку, выписывает рецепт, оставляет денег и совершает тот самый чудесные переворот в судьбе Мерцаловых, который позволяет им вновь встать на ноги.
    Этот рассказ утверждает нам, что если и есть вокруг нас равнодушие, то конечно существует и отзывчивость. И если равнодушие вызывает в нас отвращение, то отзывчивость заставляет сжиматься сердце и наворачиваться на глаза слезы, ведь отзывчивость – это одно из самых светлых и благородных чувств.

  • Ребенок написал сочинение-рассуждение на тему “Милосердие” в 6 классе по рассказу “Чудесный доктор”. Оценку получил за него 3 с двойным коэффициентом. Подошел к учителю, она сказала, что это пересказ, а не рассуждение. Может быть есть спецы на форуме, что с ним не так? Я последние модные веяния в сочинениях не могу понять совсем, хотя, вроде школу с золотой медалью закончила )
    Ниже привожу текст написанного.
    Милосердие – это доброта, умение сердцем почувствовать чужую боль и делами облегчить ее.
    В рассказе Куприна “Чудесный доктор” тема милосердия показана с разных сторон”.
    Например, отсутствием милосердия” пронизано все окружение Мерцалова. В их страшнейшей ситуации, когда одна дочь уже умерла, вторая тяжело болела, им нечего было есть и чем топить каморку. “Мерцалов обегал чуть ли не полгорода, клянча и унижаясь повсюду”. Но никто не проявил и капли сочувствия и жалости “но все отоваривались или праздничными хлопотами или неимением денег”.
    В тоже время абсолютно незнакомый человек, который оказался еще и доктор услышал боль Мерцалова, не отмахнулся от него, а сказал: “Может быть вместе придумаем что-нибудь для вас”. Он выписал лечение Машутке, дал денег купить еды и оставил несколько крупных кредитных билетов.
    Доктор оказался намного добрее и милосерднее, чем большинство окружающих.
    Как следует из рассказа именно проявленное милосердие способно сотворить чудо. Именно проявление Пирогова к семье Мерцаловых привело к счастливым изменением всей семьи.

  • С самого начала мы сталкиваемся с социальной проблемой
    малоимущих семей, голодных детей, проблемой взрослых
    трудоустроиться, найти свою социальную нишу.
    Это проблема противопоставление двух разных миров,
    существующих в одно время и в одном месте.
    Прежде всего, это проблема любви к ближнему,
    которая решается в рассказе в позитивном
    гуманном ключе.
    Благотворительность, милосердие… Трудно представить
    себе, что этого просто нет.
    Чудесный доктор Пирогов является ярким примером
    благотворительности и человеческого милосердия.
    Рассказ А. И. Куприна доказывает, что один единственный
    случай в жизни человека может так повлиять на
    дальнейшую судьбу.
    Поступок доктора Пирогова может служить примером
    благородства, человеческой доброты.
    Главный герой случайно знакомится с Мерцаловым.
    Несчастный отец не предполагает, кто перед ним.
    Слова “незнакомец”, “доктор”, “профессор Пирогов”
    возникают попутно при описании событий.
    Каждое новое определение постепенно знакомит
    нас с каким-то новым качеством героя.
    Сначала он и для нас, как и для Мерцалова, “незнакомец”,
    немного спустя уже “доктор”, и, наконец,
    мы узнаем, какой доктор: “профессор Пирогов”.
    Автор, скорее всего, хотел рассказать о хорошем,
    добром и заботливом докторе, которые всегда
    были на Руси, и поэтому ему не нужно было выносить
    фамилию в заголовок.
    При таком названии рассказа все, кому помогали
    “чудесные доктора”, и кто считал себя таким доктором,
    могли отнести название рассказа к событиям своей жизни.
    Главное в рассказе А. Куприна, состоит в том, что чудо
    сострадания, милосердия, помощи человеку,
    должно стать “обыкновенным чудом” для каждого
    совестливого человека.

  • О проблеме добра и зла человечество размышляет много веков. Каждый
    великий писатель в своем творчестве обращался к этой теме. Слова о доброте
    и милосердии знакомы каждому. Но очень часто слова так и остаются словами,
    пусть меняются эпохи, люди остаются прежними. Эгоизм был и остается одной из
    главных черт характера многих.
    Между тем именно милосердие делает человека человеком. Готовность сделать
    что-то хорошее для других показывает величие души человека, заставляет
    задуматься о том, что такой человек прожил жизнь не зря.
    Одно из самых наиболее моих любимых произведений — рассказ
    А. И. КупринА «Чудесный доктор». Это настоящая рождественская история, тем
    более что все, о чем говорится в рассказе, произошло в самый канун великого
    праздника. Рассказ КупринА основан на реальных событиях: «… рассказ не есть
    плод досужего вымысла». Чудесный доктор действительно оказался настолько
    добр, что спас целую семью.
    Сюжет рассказа очень прост. Ситуация характерна не только для конца 19
    века, когда рассказ был написан, но и для любого времени. Жизнь простого,
    маленького человека всегда очень трудна. Любые беды и трудности могут
    превратить человека в несчастнейшее существо. Именно так произошло с семьей
    Мерцаловых. Сначала глава семьи, отец нескольких детей, заболел, потом
    потерял работу, единственный источник своего существования. В результате
    последовала череда несчастий. Один из детей умер, другие стали страдать от
    голода и тяжело заболели. Семье Мерцаловых пришлось жить в отвратительной,
    тесной и сырой каморке. Может показаться, что автор сознательно сгущает
    краски, описывая заключения семьи. Однако ничего нереального в бедах, которые
    выпали на долю Мерцаловых, нет. Даже в наше время многим доводится
    пережить что-то подобное, а что можно говорить о 1897 году, когда был создан
    этот рассказ…
    Меня, как читателя, не столько пугают злоключения семьи Мерцаловых,
    сколько равнодушие и черствость окружающих людей. Ведь они же не одни
    на целом свете. Но все остальные поглощены своими делами, и никому нет
    дела до того, что рядом кто-то страдает. Наверняка, рядом с Мерцаловыми
    были вполне достойные и…
    добрые люди, как это бывает всегда. Но по какой-
    то причине эти люди не видели, как страдали от голода мальчишки Володя и
    Гриша, с каким восторгом они наблюдали за яствами за стеклом магазина, как
    страдала Елизавета Ивановна, когда один ребенок умер, а другой вот-вот готов
    был отправиться вслед за ним. Однако иногда случается чудо. Ведь именно
    настоящим чудом можно назвать встречу Мерцалова, готового покончить с
    жизнью, чтобы прекратить этот кошмар, и профессора Пирогова.
    Пожилой незнакомец, который оказался доктором, также спешил по своим делам.
    Он приобрел подарки знакомым детям, о чем простодушно рассказал случайному
    прохожему, которым оказался Мерцалов. И тот в ярости от того, что другие
    живут совершенно иной жизнью, чем он и его семья, рассказал обо всех своих
    злоключениях.
    Доктор, как и все остальные, мог бы спокойно уйти по своим делам, но он этого
    не сделал. Он оказался намного добрее и милосерднее, чем большинство
    окружающих. Эта история внушает надежду на то, что в самых критических
    ситуациях рядом окажется кто-то, кто сможет помочь. В сущности, чудесный
    доктор не сделал для семьи Мерцаловых ничего особенного. Он просто пришел
    на помощь в трудную минуту… Но на самом деле именно встреча доктора и
    Мерцалова привела к заметным изменениям в судьбе целой семьи. Сначала
    Мерцаловы получили лекарство, которое выписал им незнакомый доктор «по
    рецепту профессора Пирогова», а также несколько крупных кредитных билетов.
    Если вдуматься, то на месте доктора мог оказаться любой человек, в чьем сердце
    есть хоть капля милосердия. Но, увы, люди равнодушно относились к страданиям
    других.
    Рассказ КупринА «Чудесный доктор очень правдоподобен, в нем много
    реалистичных деталей. Жанр рассказа привычен для КупринА. Этот писатель
    донес до нас атмосферу конца 19 века, благодаря его произведениям мы
    лучше понимаем прошлое своей страны. О КупринЕ часто говорят как о
    мастере «малых» форм прозы. И на самом деле, произведением малого объема
    писателю удается много сказать… Невозможно остаться равнодушным к тому, о
    чем мы узнаем со страниц произведений КупринА.

  • Винница, Украина. Здесь в усадьбе «Вишня» на протяжении 20 лет жил и работал известный русский хирург Николай Иванович Пирогов: человек, за свою жизнь совершивший немало чудес, прототип «чудесного доктора», о котором повествует Александр Иванович Куприн.

    История создания

    25 декабря 1897 года в газете «Киевское слово» выходит произведение А.И. Куприна «Чудесный доктор (истинное происшествие)», которое начинается со строк: «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад…», — что сразу настраивает читателя на серьезный лад: ведь реальные истории мы воспринимаем ближе к сердцу и сильнее переживаем за героев.

    Так, историю эту Александру Ивановичу поведал знакомый банкир, который, кстати, также является одним из героев книги. Реальная основа рассказа ничуть не отличается от того, что изобразил автор.

    «Чудесный доктор» – произведение об удивительном человеколюбии, о милосердии одного известного доктора, который не стремился к славе, не ждал почестей, а лишь бескорыстно оказывал помощь тем, кому она была необходима здесь и сейчас.

    Смысл названия

    Почему автор назвал доктора чудесным? Во-первых, благодеяние врача совпало с кануном рождества, поэтому Мерцаловы восприняли его появление, как настоящее праздничное чудо.

    Во-вторых, никто, кроме Пирогова, не захотел протянуть руку помощи нуждающимся людям, светлый и чистый посыл рождества прохожие заменили на погоню за скидками, выгодными товарами и праздничными яствами. В этой атмосфере проявление добродетели — чудо, на которое остается только надеяться.

    Жанр и направление

    «Чудесный доктор» – это рассказ, а если быть точнее, святочный, или рождественский, рассказ. По всем законам жанра, герои произведения оказываются в сложной жизненной ситуации: беды сваливаются одна за другой, не хватает денег, из-за чего персонажи даже задумываются о сведении счетов с жизнью. Помочь им может только чудо. Чудом этим становится случайная встреча с доктором, который за один вечер помогает им побороть жизненные трудности. Произведение “Чудесный доктор” имеет светлый финал: добро побеждает зло, состояние духовного упадка сменяется надеждами на лучшую жизнь. Однако это не мешает нам отнести данное произведение к реалистическому направлению, ведь все произошедшее в нем – чистая правда.

    Действия рассказа происходят в предпраздничные дни. Из витрин магазинов выглядывают наряженные елки, всюду изобилие вкусной еды, на улицах раздается смех, а ухо улавливает веселые разговоры людей. Но где-то, совсем рядом царит нищета, горе и отчаяние. И все эти человеческие беды в светлый праздник Рождества Христова озаряются чудом.

    Композиция

    Все произведение построено на контрастах. В самом начале двое мальчишек стоят перед яркой витриной, в воздухе витает праздничный дух. Но когда они идут домой, все вокруг становится мрачнее: повсюду старые разваливающиеся дома, а их собственное жилище и вовсе находится в подвале. В то время как в городе люди готовятся к празднику, Мерцаловы не знают, как свести концы с концами, чтобы просто выжить. О празднике в их семье не идет и речи. Этот резкий контраст позволяет читателю ощутить то отчаянное положение, в котором оказалась семья.

    Стоит отметить и контраст среди героев произведения. Глава семьи оказывается слабым человеком, который уже не способен решать проблемы, а готов бежать от них: он задумывается о самоубийстве. Профессор Пирогов же представлен нам невероятно сильным, бодрым и позитивным героем, который своей добротой спасает семью Мерцаловых.

    Суть

    В рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприн повествует о том, как человеческая доброта и неравнодушие к ближнему способны изменить жизнь. Действие происходит приблизительно в 60-е годы 19 века в Киеве. В городе царит атмосфера волшебства и приближающегося праздника. Начинается произведение с того, что двое мальчишек, Гриша и Володя Мерцаловы, радостно глазеют на витрину магазина, шутят и смеются. Но вскоре оказывается, что в семье их большие проблемы: живут они в подвале, денег катастрофически не хватает, отца погнали с работы, полгода назад умерла их сестренка, теперь и вторая, Машутка, сильно заболела. Все отчаялись и, кажется, готовы к самому худшему.

    В этот вечер отец семейства идет просить милостыню, но все попытки тщетны. Он заходит в парк, где рассуждает о тяжелой жизни своей семьи, и его начинают посещать мысли о самоубийстве. Но судьба оказывается благосклонна, и в этом самом парке Мерцалов встречает человека, которому суждено изменить его жизнь. Они едут домой к обедневшему семейству, где доктор осматривает Машутку, выписывает ей необходимые лекарства и даже оставляет крупную сумму денег. Он не называет имени, считая содеянное своим долгом. И лишь по подписи на рецепте семья узнает, что доктор этот – знаменитый профессор Пирогов.

    Главные герои и их характеристика

    Рассказ предполагает небольшое количество действующих лиц. В этом произведении для А.И. Куприна важен сам чудесный доктор, Александр Иванович Пирогов.

    1. Пирогов – известный профессор, хирург. Он знает подход к любому человеку: он так внимательно и заинтересованно смотрит на отца семейства, что почти сразу внушает ему доверие, и тот рассказывает обо всех своих бедах. Пирогову не надо раздумывать, стоит ли помогать или нет. Он направляется домой к Мерцаловым, где делает все возможное, чтобы спасти отчаявшиеся души. Один из сыновей Мерцалова, будучи уже взрослым мужчиной, вспоминает его и называет святым: «… то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо».
    2. Мерцалов – сломленный невзгодами мужчина, которого гложет собственное бессилие. Видя смерть дочери, отчаяние жены, обездоленность остальных ребятишек, он стыдится своей неспособности им помочь. Доктор останавливает его на пути к малодушному и фатальному поступку, спасая, прежде всего, его душу, которая была готова согрешить.

    Темы

    Главными темами произведения являются милосердие, сострадание и доброта. Семья Мерцаловых делает все возможное, чтобы справиться с навалившимися бедами. И в момент отчаяния судьба посылает им подарок: доктор Пирогов оказывается настоящим волшебником, который своим неравнодушием и сочувствием излечивает их искалеченные души.

    Он не остается в парке, когда Мерцалов выходит из себя: будучи человеком невероятной доброты, он выслушивает его и сразу же делает все возможное, чтобы помочь. Мы не знаем, сколько таких поступков совершил профессор Пирогов за свою жизнь. Но можно быть уверенным, что в его сердце жила огромная любовь к людям, неравнодушие, которые оказались спасительной соломинкой для несчастной семьи, которую он протянул в самый нужный момент.

    Проблемы

    А. И. Куприн в этом небольшом рассказе поднимает такие общечеловеческие проблемы как гуманизм и утрата надежды.

    Профессор Пирогов олицетворяет человеколюбие, гуманизм. Ему не чужды проблемы незнакомых людей, а помощь ближнему он воспринимает как должное. Ему не нужны благодарности за содеянное, не нужна слава: важно лишь, чтобы люди вокруг боролись и не теряли веру в лучшее. Это и становится его главным пожеланием семье Мерцаловых: «…а главное – не падайте никогда духом». Однако окружение героев, их знакомые и коллеги, соседи и просто прохожие – все оказались безучастными свидетелями чужого горя. Они и не подумали, что чье-то бедствие их касается, не захотели проявить человечность, думая, что они не уполномочены исправлять социальную несправедливость. В этом и заключается проблема: никому нет дела до того, что происходит вокруг, кроме одного человека.

    Отчаяние тоже подробно описано автором. Оно отравляет Мерцалова, лишает его воли и силы двигаться дальше. Под влиянием горестных дум он опускается до трусливого упования на смерть, в то время как его семья погибает от голода. Ощущение безысходности притупляет все остальные чувства и порабощает личность, которая в состоянии жалеть только себя.

    Смысл

    Какова же основная идея А. И. Куприна? Ответ на этот вопрос как раз и заключен во фразе, которую говорит Пирогов, уходя от Мерцаловых: не падайте никогда духом.

    Даже в самые темные времена нужно надеяться, искать, а если совсем не остается сил, ждать чуда. И ведь оно случается. С самыми обыкновенными людьми в один морозный, скажем, зимний день: голодные становятся сытыми, замерзшие – согретыми, больные ­– выздоравливают. И чудеса эти совершают сами люди добротой своих сердец — это и есть главная мысль писателя, который видел спасение от социальных катаклизмов в простой взаимовыручке.

    Чему учит?

    Это небольшое произведение заставляет задуматься о том, как важно быть неравнодушным к окружающим нас людям. В суете дней мы часто забываем о том, что где-то совсем рядом страдают соседи, знакомые, соотечественники, где-то царит нищета и хозяйствует отчаяние. Целые семьи не знают, как заработать себе на хлеб, и еле-еле доживают до получки. Поэтому так важно не пройти мимо и суметь поддержать: добрым словом или поступком.

    Помощь одному человеку мир, конечно, не изменит, но изменит одну его часть, причем самую важную для того, что дает, а не принимает помощь. Даритель обогащается гораздо больше, чем проситель, ведь он получает духовное удовлетворение от того, что сделал.

    Автор: Млада Рудницкая

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Анализ произведений
    Анализ рассказа «Чудесный доктор» (А. Куприн)

    1. Назовите имя писателя Куприна – автора «Чудесного доктора»?
    а) Александр Ильич;
    б) Александр Иванович;+
    в) Андрей Иванович;
    г) Алексей Иннокентьевич.

    2. Когда был написан «Чудесный доктор»?
    а) 1897;+
    б) 1898;
    в) 1899;
    г) 1900.

    3. «Чудесный доктор» – это:
    а) повесть;
    б) сказка;
    в) легенда;
    г) рассказ.+

    4. Когда разворачиваются события в произведении?
    а) в канун Пасхи;
    б) в канун Рождества;+
    в) на Страстной неделе;
    г) на Новый год.

    5. Где разворачиваются события?
    а) Санкт-Петербург;
    б) Воронеж;
    в) Казань;
    г) Киев.+

    6. Сколько лет назад произошли события, о которых повествуется в рассказе?
    а) год назад;
    б) 5 лет назад;
    в) 10 лет назад;
    г) 30 лет назад.+

    7. О какой семье идет речь в рассказе?
    а) о Меньшиковых;
    б) о Блестящих;
    в) о Мерцаловых;+
    г) о Красниковых.

    8. Почему младший ребенок в семье постоянно плакал?
    а) был болен;
    б) был голоден;+
    в) от скуки;
    г) требовал внимания.

    9. Кем работал Мерцалов до увольнения?
    а) статским советником;
    б) управляющим;+
    в) торговцем;
    г) извозчиком.

    10. Назовите имя женщины, которая отправляла мальчиков с письмом:
    а) Екатерина Викторовна;
    б) Елизавета Ивановна;+
    в) Людмила Николаевна;
    г) Мария Сергеевна.

    11. Кому мальчики в рассказе должны были доставить письмо?
    а) судьей;
    б) городовому;
    в) барину, у которого служил Мерцалов;+
    г) к доктору.

    12. Для чего дети пошли к барину?
    а) пожаловаться на соседей;
    б) устроиться на работу;
    в) попросить денег;+
    г) за подарками.

    13. Как барин встретил просьбу детей?
    а) выгнал их, ничего не дав;+
    б) дал по рублю;
    в) послал за родителями;
    г) сделал все, о чем они его попросили.

    14. Что привело к серьезному ухудшению материального положения семьи Мерцаловых?
    а) ссоры с барином;
    б) болезнь Мерцалова;+
    в) смерть богатого дяди;
    г) визит врача.

    15. Чем болел Мерцалов?
    а) скарлатиной;
    б) брюшным тифом;+
    в) чахоткой;
    г) гриппом.

    16. Кто из героев рассказа испытывал «желание бежать куда попало, бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи»?
    а) доктор;
    б) Елизавета Ивановны;
    в) младший сын;
    г) Мерцалов.+

    17. Как автора характеризует Мерцалова?
    а) кроткий и застенчивый;+
    б) вспыльчивый и грубый;
    в) угрюмый и молчаливый;
    г) всегда веселый и жизнерадостный.

    18. Как Мерцалов отреагировал на рассказ незнакомца о рождественских подарках другим детям?
    а) стал кричать на незнакомца от обиды за своих детей, которые голодают;+
    б) начал искренне радоваться за детей, у которых будет праздник;
    в) не обратил никакого внимания;
    г) он не слышал, о чем говорил незнакомец.

    19. Назовите героя, о котором идет речь в следующей цитате: «В необыкновенном лице было что-то спокойное и внушающее доверие»:
    а) Мерцалов;
    б) Володя;
    в) доктор;+
    г) Григорий.

    20. Где Мерцалов встретил доктора?
    а) в общественном саду;+
    б) возле церкви;
    в) недалеко от дома;
    г) в аптеке.

    21. Назовите фамилию доктора, который помог семье Мерцаловых:
    а) Пискарев;
    б) Пирожников;
    в) Пирожков;
    г) Пирогов.+

    22. Во что доктор был одет?
    а) в шубу Деда Мороза;
    б) в летний плащ;
    в) в меховое пальто;+
    г) в кожаную куртку.

    23. Как Мерцаловы узнали фамилию доктора?
    а) придя к ним в дом, доктор сам представился;
    б) его фамилия осталась неизвестной;
    в) она была написана на аптечном ярлыке;+
    г) Мерцалов сам спросил у доктора его фамилию.

    24. Кого вылечил чудесный доктор?
    а) Машутку;+
    б) детей;
    в) Мерцалова;
    г) дедушку.

    25. От кого рассказчик услышал историю о чудесном докторе?
    а) от Володи;
    б) от Елизаветы Ивановны;
    в) от случайного прохожего;
    г) от Григория.+

    26. Какое чудо сотворил доктор?
    а) после его визита жизнь семьи Мерцаловых наладилась;+
    б) воскресил маму;
    в) дал Мерцаловым много денег;
    г) наколдовал детям рождественские подарки.

    27. Сколько времени семья Мерцаловых находилась в бедственном положении?
    а) два месяца;
    б) более года;+
    в) три года;
    г) много лет.

    28. Где Мерцаловы еще раз встретились с профессором Пироговым?
    а) на свадьбе;
    б) на крестинных;
    в) в церкви;
    г) на похоронах.+

    29. Сколько всего детей было в семье Мерцаловых?
    а) двое;
    б) трое;
    в) четверо;+
    г) пятеро.

    30. Каково авторское отношение к семье Мерцаловых?
    а) осуждает за бездействие;
    б) сочувствует;+
    в) равнодушен;
    г) автор не высказывает определенного мнения.

    1. Как зовут писателя Куприна – автора «Олеси»?
    а) Александр Ильич;
    б) Александр Иванович;+
    в) Андрей Иванович;
    г) Алексей Иннокентьевич.

    2. В каком году была написана «Олеся»?
    а) 1885;
    б) 1886;
    в) 1889;
    г) 1898.+

    3. Как называлась газета, в которой впервые была опубликована «Олеся»?
    а) «Правда»;
    б) «Киевлянин»;+
    в) «Литературная газета»;
    г) «Комсомольская правда».

    4. В каком жанре написана «Олеся»?
    а) рассказ;
    б) роман;
    в) повесть;+
    г) новелла.

    5. К какому роду литературы относится «Олеся»?
    а) эпос;+
    б) лирика;
    в) драма;
    г) повесть.

    6. О чем повесть «Олеся»?
    а) о поиске Бога;
    б) об отношениях отцов и детей;
    в) о социальном неравенстве;
    г) о трагической любви.+

    7. Назовите тип героя, воплощение которого является Олеся в повести Куприна:
    а) «лишний человек»;
    б) «человек природы»;
    в) «маленький человек»;
    г) «естественный человек».+

    8. Назовите место действия в повести:
    а) Подмосковье;
    б) Полесье;+
    в) Украина;
    г) Рязань.

    9. Какие качества отличают Олесю?
    а) высокомерие и ненависть к людям;
    б) простота и естественность в проявлении своих чувств;+
    в) нелюдимость и склонность к одиночеству;
    г) набожность.

    10. Чем, кроме красоты, очаровывала Олеся?
    а) изысканными манерами;
    б) начитанностью;
    в) своей цельной, самобытной и свободной натурой;+
    г) голосом.

    11. Кто является повествователем?
    а) Олеся;
    б) Иван Тимофеевич;+
    в) Ярмола;
    г) Мануйлиха.

    12. Почему односельчане прогнали Мануйлиху?
    а) она со всеми ругались;
    б) она была ведьмой;+
    в) она была воровкой;
    г) она присвоила себе чужую землю.

    13. Кто вместе с Мануйлихой покинул деревню?
    а) внучка;+
    б) дочь;
    в) сестра;
    г) падчерица.

    14. «Это была высокая брюнетка с большими, блестящими, темными глазами, которым тонкие надломленные посередине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности». О ком речь?
    а) о Мануйлихе;
    б) об Олесе;+
    в) о Катерине;
    г) о Светлане.

    15. Сколько лет было Олесе?
    а) 15-16;
    б) 18-20;
    в) 19;
    г) 20-25.+

    16. Кому гадала Олеся?
    а) Ивану Тимофеевичу;+
    б) Ярмоле;
    в) Мануйлихе;
    г) солдату.

    17. Что предсказала Олеся Ивану Тимофеевичу?
    а) большую любовь и счастливый брак;
    б) скорую смерть;
    в) долгую дорогу;
    г) любовь, которая доставит его возлюбленной много несчастья.+

    18. Как Олеся заставила Ивана Тимофеевича поверить в ее сверхъестественные способности?
    а) заговорила порез и заставила споткнуться;+
    б) навела на него порчу;
    в) загипнотизировала его;
    г) превратила его в жабу.

    19. Что Иван Тимофеевич отдал уряднику в качестве платы за то, что он не тронет Мануйлиху и Олесю?
    а) ружье;+
    б) лошадь;
    в) все сбережения;
    г) серебряное кольцо.

    20. Где Олеся подверглась нападкам со стороны местных жителей?
    а) на рынке;
    б) у реки;
    в) у церкви;+
    г) на площади.

    21. Какое украшение осталось у рассказчика на память об Олесе?
    а) золотое кольцо;
    б) серебряные серьги;
    в) нитка красных бус;+
    г) жемчужное ожерелье.

    22. Кто в повести произносит слова: «Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете»?
    а) Иван Тимофеевич;
    б) Олеся;+
    в) Мануйлиха;
    г) Ярмола.

    23. При первой встрече с Иваном Тимофеевичем Олеся указала ему на:
    а) невоспитанность;
    б) угрюмость;
    в) слабость характера;+
    г) искренность чувств.

    24. В какой праздник Олеся назначила Ивану Тимофеевичу встречу в церкви?
    а) на Пасху;
    б) на Рождество;
    в) на Вознесение;
    г) на Троицу.+

    25. О чем из перечисленного не говорится в повести?
    а) о вере и суеверии;
    б) о ревности;+
    в) об истинной красоте человека;
    г) о противостоянии злому и жестокому обществу.

    26. Сколько времени повествователь прожил в глухой деревне?
    а) месяц;
    б) три месяца;
    в) полгода;+
    г) год.

    27. Каким занятием повествователь развлекал себя в деревне?
    а) рыбалкой;
    б) охотой;+
    в) прогулками по лесу;
    г) сбором грибов и ягод.

    28. Ярмола – это:
    а) слуга повествователя;+
    б) брат Олеси;
    в) жених Олеси;
    г) сын Олеси.

    29. Чем деревенские девушки хотели испачкать Олесю?
    а) грязью;
    б) глиной;
    в) болотной тиной;
    г) дегтем.+

    30. Почему Олеся не вышла замуж на барина?
    а) чтобы не портить ему репутацию;+
    б) она не любила его;
    в) уже была помолвлена с другим;
    г) она планировала уйти в монастырь.

    Автор:
    Самый Зелёный
    ·
    Опубликовано
    · Обновлено

    Итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии. Ведь оно представляет собой допуск к государственной итоговой аттестации. Известно, что итоговое сочинение в нынешнем учебном году пройдёт 1 декабря. Одно из направлений носит название «Человек путешествующий: дорога в жизни человека«. В рамках данной темы выпускник должен поразмышлять о дороге. Это может быть реальная дорога, воображаемая или книжная. Одиннадцатиклассник вправе изложить свой личный опыт путешествий, впечатления окружающих людей, а также опыт приключений литературных персонажей. Таким образом, выпускник должен широко раскрыть тему дороги, опираясь на произведения литературы. Кроме того, в данном случае под дорогой могут подразумеваться творческие поиски и научные исследования. Школьник может понимать дорогу не только в конкретном значении, но и в символическом. В рамках этой темы выпускник также может рассказать, каким образом человек познает духовный и практический опыт. Очень часто случается, что выпускнику не хватает времени, чтобы подробно изучить большие произведения: романы, повести и так далее. На помощь приходят короткие рассказы, которые могут быть использованы на итоговом сочинении в качестве аргументов. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы подходят для данного направления. А вот, кстати, полный список литературы по всем темам.

    1. А.П. Чехов, «Невеста». Надежда покидает родной дом, чтобы добиться успеха в большом городе, и это ей удается.
    2. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил». В путешествии по далеким краям стало очевидно, что генералы не приспособлены к самостоятельной жизни. Вот чему нас учат дальние поездки.
    3. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь». Главный герой всю жизнь просидел на одном месте, боясь опасностей, но в итоге понял, что зря потратил время и потерял все шансы на успех.
    4. Джек Лондон, «Любовь к жизни». Дорогу осилит идущий — это точно подходит для описания сюжета. Герой шел, превозмогая себя, и смог спастись из ледяной пустыни.
    5. А.П. Чехов, «Мальчики». В путешествии юные герои хотели найти приключения, чтобы разнообразить жизнь.
    6. И.А. Бунин, «Солнечный удар». Жизненные пути героев пересеклись в дороге, и каждый из них получил незабываемый опыт, который отразится на их судьбе.
    7. А.И. Куприн, «Куст сирени». Чтобы проложить свой жизненный путь правильно, важно проявить решительность и смелость, как Вера Алмазова, которая спасла мужа от отчисления из Академии.
    8. А.И. Куприн, «Чудесный доктор». На жизненном пути важно проявить милосердие и отзывчивость, как доктор Пирогов, который не прошел мимо чужой беды и спас целую семью от неминуемой катастрофы.
    9. И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско». Если человек неправильно определяет свой жизненный путь, ставит во главу угла только деньги, то его ждет будущее господина, который умер в начале своего первого в жизни отпуска, так и не насладившись жизнью.
    10. М. Горький, «Челкаш». Гаврила узнал цену себе в отъезде, когда столкнулся с новыми вызовами и соблазнами большого портового города.
    11. М. Горький, «Старуха Изергиль». Дорогу осилит идущий — Данко. Исказить жизненный путь может преступление — Ларра. Путешествия дарят бесценный опыт — рассказчик.
    12. М. Горький, «Макар Чудра». Путешествия дарят ощущение свободы и мудрость жизни.
    13. А.П. Чехов, «Попрыгунья». Поездка на Волгу открыла Ольге глаза на ее любовника, который оказался эгоистичным и легкомысленным человеком, в отличие от ее мужа.
    14. В. П. Астафьев, «Бойе». Поездки на малую родину всегда оборачиваются для рассказчика трагическими воспоминаниями о жизни с пьющим отцом. Отъезд из дома помог ему встать на ноги и построить иной жизненный путь.
    15. В.П. Астафьев, «Сон о белых горах». Путешествие по тайге показало истинное лицо Герцева и Акима.
    16. В.Г. Распутин, «Уроки французского». Отъезд из дома позволил главному герою 
    17. И.А. Бунин, «Кавказ». Порой бегство от проблем в дороге приводит к чудовищным последствиям.
    18. А.П. Чехов, «Дама с собачкой». Главный герой нашел в путешествии любовь всей своей жизни.
    19. А.П. Чехов, «Ионыч». Переезд на новое место негативно сказался на развитии Дмитрия, а вот Катерине поездка в большой город позволила лучше разобраться в себе и понять, что музыка — не ее призвание.
    20. И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Главная героиня нашла свой жизненный путь в духовном призвании, несмотря на давление со стороны.
    21. В.Г. Распутин, «Прощание с Матерой». Андрей желает поскорее уехать из Матеры, чтобы найти себя в более развитом регионе. Он хочет отыскать призвание, полезное для общества. Его путь тесно связан с прогрессом, который обходит деревню стороной.
    22. С. Моэм, «Дождь». Путешествие по островам подарило доктору новые встречи и знакомства, которые позволили ему лучше разобраться в окружающем мире.
    23. С. Моэм, «Джейн». Поездка в Париж помогла консервативной вдове открыть в себе источник молодости, красоты и успеха в обществе. Новые впечатления преобразили ее.
    24. А.П. Чехов, «Дом с мезонином». В путешествии герой знакомится с новыми людьми и получает новые впечатления. Он полюбил девушку, но не смог связать с ней свою жизнь, потому что ее сестра была против. Этот опыт помог ему лучше изучить людей и их природу.
    25. О. Генри «Дороги, которые мы выбираем». Генри был выдающимся писателем, который создавал свои прекрасные произведения для представителей всех поколений. Главными персонажами произведения являются бандиты, которые сумели провернуть ограбление поезда. В своем рассказе автор заложил глубокий смысл. Не стоит забывать, что внешние обстоятельства являются отражением внутреннего. Прежде всего, важно то, что человек несёт внутри себя, при этом, жизненные обстоятельства не имеют существенного значения. «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу», – это высказывание отражает главную мысль произведения.
    26. В.П. Астафьев, «Васюткино озеро». В этом рассказе автор повествует о мальчике, который потерялся в тайге. На протяжении практически пяти суток главный персонаж жил в суровых условиях. Отправляясь в путь за кедровыми орехами, мальчик берет с собой все необходимое по привычке. Мальчик в глубине леса замечает глухаря. Он настолько увлёкся, что заблудился. Чувство воли одержало верх над чувством страха. Васька справляется с ситуацией благодаря своему сильному духу. Приключение в тайге является истинным испытанием на прочность для главного героя. В своем произведении автор утверждает, что на жизненном пути необходимо проявлять такие качества, как мужество, храбрость, отвагу и трудолюбие. 
    27. Э.М. Форстер, «По ту сторону изгороди». Главные персонажи данного произведения пытаются отыскать дорогу домой. Герои всячески пытаются выбраться из таинственного леса, который носит название «Неизведанное».
      В произведении автор поднял такие важные и актуальные проблемы, как проблема смысла жизни и предназначения, жизненного пути, взаимопомощи. В образе старшего брата писатель изобразил подростка, склонного к тревоге и беспокойству. Ему комфортнее держаться в стороне, нежели идти на риск. Младший брат по своей натуре является беззаботным и наивным.
    28. Андрей Платонов, «Неизвестный цветок». Однажды на своем пути Даша увидела маленький цветочек. В образе этого цветка перед читателем предстает настоящий борец с трудностями.  В своём произведении автор хотел донести до читателя простую истину. На дороге под названием «жизнь» человек может встретить немало трудностей и препятствий. Терпения и упорство всегда помогут ему преодолеть все невзгоды. Читатель видит, что несмотря на все сложности, маленький цветочек радуется жизни.
    29. К. Г. Паустовский «Телеграмма». В этом произведении автор отобразил то равнодушие, с которым порою человек относится к своим родственникам. Главная героиня рассказа долгое время живет в селе. Дочь героини определила свою жизненную дорогу. Девушка решила отправиться в Ленинград, чтобы построить себе счастливую жизнь. Девушка очень редко пишет своей матери, и в итоге не обращает внимания даже на срочную телеграмму о смерти матери. Настя неправильно расставила приоритеты в жизни, поэтому ее путь привел к такой трагедии.
    30. О. Генри «Мишурный блеск». В образе главного героя рассказа автор показал бедного молодого человека. Для себя он выбрал дорогу фальши. Персонаж испытывает большое удовольствие от недешевых прогулок по Бродвею. Однажды на своем пути молодой человек встречает девушку. Желая произвести на нее большое впечатление, герой рассказывает о том, насколько он богат. Девушка, в свою очередь, желает разделить свой судьбу с простым работящим человеком, у которого будет цель в жизни. В данном произведении подняты очень важные проблемы: смысл жизни и предназначения, поиск счастья, духовные и материальные ценности и так далее.

    Таким образом, мы рассмотрели список коротких рассказов для итогового сочинения, которые помогут выпускнику в написании работы по выбранному направлению. Усердие и трудолюбие помогут школьнику написать экзамен на высший балл. Удачи!

    Автор: Виктория Комарова

    Метки: декабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературы

    Читайте также:

    Помогая коллеге, мы надеемся на взаимную помощь в будущем, а заботясь о детях — на выживание рода. Разбираемся, что такое альтруизм, как он связан с эгоизмом и почему многие люди совершают добрые дела небескорыстно

    Что такое альтруизм

    Альтруизм (с лат. Alter — другой) — это бескорыстное побуждение человека, влекущее за собой поступки во благо других людей. В научный оборот термин ввел французский философ Огюст Конт, который считал альтруизм движущей силой изменения человеческого общества и воплощением моральной нормы «жить ради других».

    Наблюдения за животными показывают, что альтруизм присущ не только людям. Например, летучие мыши делятся едой со слабыми особями, а буйволы защищают раненых сородичей от хищников.

    Вера Илькевич, зоолог, специалист по поведению животных:

    «Альтруизм среди животных немного отличается от идеи бескорыстного альтруизма в человеческом понимании. Человек опирается на устоявшуюся культуру и идеологию, а в животном мире большинство форм поведения направлено на выживание вида. А значит, эта форма поведения и будет больше развита среди сородичей. Павианы могут пожертвовать собой, вступив в неравную схватку с хищником, но смертельно его ранить и спасти стаю. Некоторые виды дроздов предупреждают сородичей об опасности громким свистом, при этом обнаруживая себя.

    Эволюционно в группах примерно в равных количествах присутствуют как эгоисты, так и альтруисты. Если в стае есть только эгоисты или только альтруисты, у нее нет шансов на выживание. Но из современных исследований понятно, что некоторые животные помогают из-за способности к эмпатии. Ведь есть множество иррациональных примеров, где необычное поведение не приносит пользы ни индивиду, ни его группе».

    Слоны заботятся о слонятах всем племенем. Например, во время опасной ситуации взрослые особи окружают молодняк, чтобы ему не причинили вред

    Слоны заботятся о слонятах всем племенем. Например, во время опасной ситуации взрослые особи окружают молодняк, чтобы ему не причинили вред

    (Фото: Depositphotos)

    Четыре вида альтруизма

    Оказывая помощь, одни руководствуются нормами морали, другие — получением выгоды или генетическим сходством. В социальной и поведенческой науках в зависимости от мотивов участников выделяют четыре вида альтруизма.

    Родственный альтруизм

    Родственный альтруизм — альтруистическое поведение, которое объясняется наличием общих генов между оказывающим и принимающим помощь. Согласно теории общей приспособленности, выдвинутой биологом У. Д. Гамильтоном, такое поведение является способом выживания всего рода. Человек всегда помогает в первую очередь родственникам, потому что это увеличивает шансы на выживание его генотипа.

    Реципрокный (взаимный) альтруизм

    Взаимным альтруизмом называют оказание помощи, направленное на ответные альтруистические действия в будущем. Иными словами, это взаимовыгодный обмен между двумя и более людьми.

    Американский эволюционный биолог и социолог Роберт Триверс ввел понятие «взаимная помощь», чтобы объяснить, почему альтруисты помогают не только близким людям, но и посторонним. Согласно этому термину, обе стороны получают выгоду, потому что наша культура обязывает возместить помощь, которая была оказана ранее. Даже если альтруист совершает добрые дела безвозмездно, вторая сторона чувствует себя должником.

    Альтруисты получают больше преимуществ в будущем, потому что окружающие относятся к ним позитивно. Люди охотнее идут навстречу тому, кто всем помогает, чем человеку, которого считают эгоистом. Кроме того, общество вознаграждает альтруистов одобрением: им вручают медали, о них пишут статьи, им улыбаются на улице. Поэтому люди, которые зависимы от мнения окружающих и нуждаются в социальном одобрении, могут совершать добрые дела только ради похвалы.

    Майя Колонтаевская, клинический психолог:

    «Действительно, есть люди, которые совершают добрые дела, чтобы получить одобрение общества. Чаще всего они преследуют эти мотивы неосознанно, и, как правило, за таким поведением стоят потребности быть принятым обществом, стать частью какого-либо коллектива. Одна из основных причин такого поведения — воспитание. Потребность в социальном одобрении есть у людей, которые еще в детстве поняли, что для того, чтобы получить чью-то любовь, нужно быть хорошим».

    Правило работает и в бизнесе. Люди относятся намного лояльнее к брендам, которые проявляют социальную инициативу. В 2017 году компания по связям с общественностью Porter Novelli провела опрос среди американцев, который показал, что 67% респондентов готовы отказаться от продукции компании, если она не помогает в решении социальных проблем общества или, наоборот, их усугубляет.

    Фото:Shutterstock

    Истинный альтруизм

    Истинный альтруизм — просоциальное поведение, не основанное на непосредственной внешней выгоде. Наука до сих пор точно не определила причины истинного альтруизма и лишь предполагает, что это могут быть социальные нормы, отдельные черты характера и неявная выгода человека, оказывающего помощь.

    Так, норвежский политолог и социолог Юн Эльстер выдвинул мнение, что моральные нормы являются одной из основных причин, по которым мы помогаем друг другу. Например, такой нормой является принятое обществом правило «помогать людям, попавшим в беду, даже если вы их не знаете».

    Эмпатийный альтруизм

    Эмпатия — это способность понимать и чувствовать переживания другого человека, а также сопереживать ему. Согласно исследованию Дэниела Бэтсона, Дэвида А. Лишнера и Эрика Стокса, люди с высоким уровнем эмпатии помогают страдающему человеку, потому что склонны ставить себя на его место и испытывать те же эмоции, что и он. Совершая доброе дело, они не только уменьшают переживания другого человека, но и избавляются от своих.

    Примеры альтруизма в жизни и литературе

    Жизнь: японский дипломат Тиунэ Сугихара

    1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, из-за чего жившим там евреям пришлось бежать в соседнюю Литву. Год спустя Литва вошла в состав СССР.

    Незадолго до присоединения страны к Советскому Союзу дипломат Тиуне Сугихара, представлявший Японскую империю в Литве, уже паковал чемоданы, когда к нему пришли представители еврейской диаспоры с просьбой выдать тысячи транзитных виз, чтобы пересечь СССР и осесть на Дальнем Востоке, подальше от границ Германии. После недолгого колебания консул решил помочь беженцам.

    Несмотря на указание Токио выдавать визы только людям, соответствующим определенным критериям, дипломат выдавал их всем. Сугихара работал по 20 часов в сутки, а когда готовые бланки заканчивались, они с женой писали их от руки. После того как консульство Сугихары закрыли, он еще в течение трех дней снимал номер в отеле, где продолжал выдавать визы. Благодаря этому поступку из Литвы смогли уехать около 6 000 евреев: они благополучно добрались до Японии, где пережили войну.

    Транзитная виза, выданная консулом Тиуне Сугихарой

    Транзитная виза, выданная консулом Тиуне Сугихарой

    (Фото: Wikimedia Commons)

    Литература: Данко из рассказа «Старуха Изергиль» М. Горького

    Враги выгнали племя Данко вглубь леса на ядовитые болота, где каждый день погибало много людей. Чтобы спасти свой народ, герой решил вывести всех из леса. Но путь оказался сложным: сильные грозы, темнота и густые деревья не давали найти верную дорогу, и уже через несколько часов люди поняли, что никогда отсюда не выберутся. Члены племени начали плакать, злиться и обвинять главного героя, но он нашел решение. Данко вырвал из груди сердце и, освещая им дорогу, вывел народ из гиблого леса на плодородные земли. Как только племя добралось до безопасного места, он погиб.

    Жизнь: врач и правозащитница Доктор Лиза

    Елизавета Глинка — российский общественный деятель и правозащитник, больше известная как Доктор Лиза. Всю жизнь она посвятила помощи другим людям. В 2007 году Глинка основала общественную организацию «Справедливая помощь». Сотрудники этой организации помогают онкологическим больным, малообеспеченным людям и бездомным: покупают лекарства, кормят, дают юридические консультации и лечат.

    Когда в 2014 году начался конфликт на Украине, Елизавета Глинка поехала на Донбасс и вывезла из боевой зоны на реабилитацию в Москву 495 раненых и больных детей. А когда началась война в Сирии, неоднократно ездила туда с гуманитарными миссиями, отправляла в госпитали лекарства и продовольственные товары и оказывала медицинскую помощь пострадавшим. 25 декабря 2016 года, в очередной раз направляясь в Сирию, Елизавета Глинка погибла в авиакатастрофе.

    Елизавета Глинка на вручении государственной премии за выдающиеся достижения в области благотворительной и правозащитной деятельности

    Елизавета Глинка на вручении государственной премии за выдающиеся достижения в области благотворительной и правозащитной деятельности

    (Фото: Wikimedia Commons)

    Литература: профессор Пирогов из рассказа «Чудесный доктор» Александра Куприна

    Прогуливаясь по парку в сочельник, профессор Пирогов встретил Емельяна Мерцалова, который жил с семьей в подвале и волновался из-за недавнего увольнения и серьезной болезни жены и дочери. Выслушав проблемы Мерцалова, профессор дал ему денег и отправил в магазин за продуктами, а сам пошел к нему домой осмотреть больных. Он оказал им первую медицинскую помощь, выписал рецепт на лекарства, дал номер хорошего врача и денег на жизнь. Все это произошло в канун Рождества: вместо того чтобы провести праздничный вечер с семьей, как все, Пирогов посвятил время нуждающимся.

    Жизнь: актер Константин Хабенский

    В 2008 году Константин Хабенский основал благотворительный фонд помощи детям с онкологическими заболеваниями. Первое время он не афишировал деятельность фонда и вкладывал в него заработанные средства. Но, чтобы спасти большее количество детей, примерно через год он рассказал о проекте коллегам и организовал первую благотворительную акцию в парке Горького.

    Константин Хабенский в «Доме Роналда Макдоналда» в Казани для детей, проходящих длительное лечение

    Константин Хабенский в «Доме Роналда Макдоналда» в Казани для детей, проходящих длительное лечение

    (Фото: Известия Татарстана)

    Сегодня фонд Константина Хабенского оплачивает лечение и диагностику детей с онкологическими заболеваниями, поставляет необходимое оборудование в больницы и дома, спонсирует повышение квалификации врачей. Только в 2021 году фондом было собрано ₽500 млн, которые пошли на помощь другим людям.

    Есть ли связь между альтруизмом и эгоизмом

    Обычно люди противопоставляют альтруизм и эгоизм, используя эти термины как антонимы. На самом деле существуют исследования, доказывающие, что эти явления связаны. Например, научная работа доктора психологических наук Л. З. Левита и кандидата филологических наук Е. З. Шевалдышевой. В ходе опроса исследователи выяснили, что большая часть респондентов, оказывая помощь окружающим, руководствовалась собственной выгодой. А значит, предпосылкой для совершения альтруистического акта чаще всего является эгоизм.

    Путем экспериментов и наблюдений к такому же выводу пришли ученые Джон Дарли и Бибб Латане. Они разделили на пять стадий процесс, в ходе которого человек принимает решение при оказании помощи. По мнению исследователей, на первой стадии, когда человек только узнал о необходимости помочь, он рассчитывает соотношение затрат и будущей награды в случае совершения доброго поступка.

    Когда альтруизм вредит

    Постоянная забота о других людях может нанести вред всем сторонам альтруистического акта. В психиатрии есть понятие патологический альтруизм, согласно которому человек иногда может оказывать помощь «в болезненной форме», даже тогда, когда в ней не нуждаются. И с этой формой альтруизма нужно бороться.

    Виктор Лебедев, психиатр, научный журналист, член экспертного совета фонда помощи пациентам с деменцией «Альцрус»:

    «В случае патологического альтруизма основным благополучателем становится тот, кто помогает: «Я помог — я молодец». Человек отрабатывает сценарий, не ориентируясь на реальные потребности того, кому требуется помощь. Он лучше знает, как и кому помочь, и это делает помощь неэффективной или вообще вредит другому. Обычно такие люди испытывают трудности с пониманием эмоций других людей и с выстраиванием глубоких эмоциональных связей.

    Другая ситуация — помощь всем подряд без разбора и отдыха. Эти «спасатели» — люди, решающие за других их проблемы, часто без запроса на это, и руководствующиеся собственным видением ситуации. Часто такая помощь малоэффективна, потому что в какой-то момент «спасатель» устает от груза ответственности за жизнь другого человека и бросает его, прекращая любую помощь и оставляя того порой в еще более тяжелом положении».

    Когда альтруизм становится патологическим, человек начинает «причинять» добро, а не совершать его. Самый яркий пример этого явления — чрезмерная материнская опека. Доцент кафедры глубинной психологии и психотерапии Валерий Дорожкин в книге «Альтруизм: так называется добро» пишет, что поведение матерей, при котором они отдают все ради детей и забывают о себе, формирует у последних чувство вины. Ребенок, выросший в такой обстановке, иногда чувствует себя настолько обязанным, что всю жизнь живет рядом с родителями и делает только то, что им нужно. Автор считает, что такая стратегия поведения портит жизнь и самой женщине, потому что она полностью посвящает себя ребенку, забывая о своих интересах, а когда он вырастает и отстраняется, остается ни с чем.

    Помимо психологического вреда от избыточного родительского альтруизма Дорожкин пишет и о физическом вреде. Например, когда родители дают выросшему ребенку деньги, а он зависим и тратит их на алкоголь, наркотические вещества и азартные игры.

    О физическом вреде избыточного альтруизма пишет и американская исследовательница Барбара Окли. В качестве примера она приводит ситуацию, когда родственники человека, который зависит от обезболивающих и пытается с этим бороться, продолжают покупать ему медикаменты. Они хотят помочь, но делают только хуже.

    Избыточный альтруизм вредит и в других ситуациях. Например, если человек сутками работает в общественных организациях и игнорирует личную жизнь, здоровье и уход за собой, он может столкнуться с тем, что за пределами волонтерства жизни как таковой у него нет.

  • Портрет павлуши из рассказа бежин луг 6 класс
  • Портрет полутыкина из рассказа хорь и калиныч
  • Портрет пугачева в капитанской дочке сочинение
  • Портрет сказителя былин сочинение описание краткое
  • Портрет своей языковой личности сочинение