Портрет моего поколения итоговое сочинение

Аргументы к сочинению романа и.с. тургенева отцы и детипроблема спора поколений, конфликта отцов и детей.образованная молоджь, всегда иронически относившаяся к

Аргументы к сочинению романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Проблема спора поколений, конфликта отцов и детей.

Образованная молодёжь, всегда иронически относившаяся к официальной народности и имперскому самолюбованию почувствовала себя обманутой. Он отрицала сложившиеся основы российской жизни, отрицала официальную демагогию, противопоставляя всему этому прогресс, науку, демократизм, философский материализм.

Вместе с горьким и униженным настоящим она отрицала всё то, чем восхищалась в прошлом: искусство, эстетику, религию…

«Отрицание прежнего» из моды стало лозунгом эпохи. Тургенев дал этому явлению название — нигилизм. Нигилизм вошёл в русский язык вместе с первым нигилистом, главным героем романа «Отцы и дети» Евгением Базаровым.

Базаров проповедует материалистическое мировоззрение, отрицает мораль, дворянскую культуру, идеалистическую философию. искусство, религию.

Главным оппонентом Базарова (представителя «детей») становится дядя Аркадия, Павел Петрович Кирсанов (представитель»отцов»). Взгляды Базарова оказываются сильным шоком для поколения «отцов». Они не могут победить Базарова доказательной логикой, превосходством в знаниях. Однако они берут не умением, а числом: их много, а Базаров одинок.

По сути все Кирсановы — «отцы», их целый клан, в борьбе с которым одиночка Базаров обречён. В людях из народа Базаров тоже не видит помощников. Мужик пока ещё слишком тёмен: его не понять, да и сам он себя не понимает. А Базаров для него — ещё один барин, да ещё и с причудами: лягушек, например, режет…

Историческая обречённость Базарова, в которой был убеждён Тургенев, повлекла за собой неожиданную и нелепую гибель героя.

Проблема отцов и детей

(в прямом значении этого выражения).

Евгений Базаров не ценит любовь родителей. Матушка даже побаивается его серьёзности, а отец после разговоров с сыном испытывает свою несостоятельность, отсталость, ненужность. Базаров не стыдится того, что его дед землю пахал. Отец гордится достижениями сына. Они с матерью любят сына, однако душевного отклика не получают.

Базаров борется со своими чувствами (таков его жизненный принцип — поступать всегда рационально), отрицает всякую привязанность, любовь, главное для него — «не рассыропиться».

Проблема испытания героя любовью.

«Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…»

Его неприличное ухаживание за Фенечкой закончилось дуэлью с Павлом Петровичем. Не могла заинтересовать Базарова и эмансипированная женщина Авдотья Кукшина. Зато Базаров влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. «В разговорах с ней он ещё больше прежнего высказывал своё презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в себе».

Одинцова позволила Базарову открыть нечто новое в самом себе, новые чувства, новое отношение к женщине. Их союзу не суждено было состояться, но самой своей влюблённостью Базаров был реабилитирован в глазах Тургенева! Его Базаров вовсе не был циничным декламатором необычных идей: у него была душа, он наполнен любви, он показан человеком, достойным самых высоких чувств.

Источник: https://11ege.ru/argumenty-k-sochineniyu-romana-i-s-turgeneva-ottsy-i-deti/index.html

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

В исторической повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» проблема отцов и детей заканчивается трагедией. Это показывает, насколько серьезен конфликт поколений, которые смотрят по-разному на мир.

Главный герой – преданный отчизне казак Тарас. В сыновьях он хочет видеть свое продолжение, поэтому воспитывает их строго, в соответствии с законами Запорожской Сечи. Семейная тема усугублена тем, что события разворачиваются во время сложного военного времени. Гоголь показал нам истинного патриота – Тараса Бульбу, который предан Родине и того же ждет от детей.

Однако младший сын Андрий отличается от отца и брата, у него другие нравственные ценности. Этого не может принять отец, для которого общие интересы товарищества важнее даже родственных отношений. Андрий был изначально другим – его душа тянулась к романтике, ему чужда была война. Но отец не хотел видеть особенность характера сына и старался «обтесать» его по своим убеждениям. Он называл «маменькиным мазунчиком» Андрия, но надеялся, что жизнь на Запорожской Сечи изменит его. Возможно, это и было ошибкой отца. Нежелание понять сына приводит к конфликту интересов. Андрий остается верным себе, и когда влюбляется в прекрасную полячку, то с головой отдается этому чувству. И с этого момента он становится для бывших товарищей врагом.

Тарас Бульба чувствует ответственность за поступки сына, ведь это он его «породил». И принимает страшное решение – погубить то, что сам породил. Так он пытается исправить свою «ошибку». Этот поступок Тараса очень противоречивый и вызывает споры у читателей уже не одно поколение. С одной стороны — главный герой поступает как настоящий патриот, который в военное время верен только Отчизне. А с другой стороны — он жестокий отец, который не нашел другого выхода, кроме, как убить собственное дитя.

Можно ли было избежать событий, которые привели к трагическому финалу повести? Идея автора, конечно же, понятна: он хотел показать, что в суровые времена важнее гражданские интересы, а не семейные. Главный герой в первую очередь не отец, а защитник своей страны. Но можно ли говорить о настоящей защите страны, когда человек не смог уберечь собственную маленькую ячейку этой же страны?

В их семье отчетливо виден конфликт поколений в различие мировоззрения. Тарас Бульба не хочет этого видеть, а просто хочет исправить «неправильного» сына. Как мы видим, строгость в воспитании и навязывание своего мнения не дало хорошего результата. Но если бы Тарас попытался увидеть Андрия настоящим, понять его, возможно, конец был бы другим.

Аргументы по направлению «Отцы и дети»

Сборник аргументов из литературы по направлению «Отцы и дети» для итогового сочинения в 11 классе в 2019/2019 учебном году.

Тезисы по направлению «Отцы и дети»

  • Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений
  • Советы родителей очень много значат для детей
  • По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах
  • Не заботиться о своих родителях – значит предать их
  • Не всегда родители несут добро своим детям
  • Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы
  • Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке
  • Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал

Разбор аргументов «Отцы и дети» по повести В. Быкова «Журавлиный крик»

И. С. Тургенев. «Отцы и дети»

В данном произведении ярко продемонстрирована проблема взаимоотношений двух поколений. «Отцы» – братья Николай и Павел Кирсановы, «дети» – Аркадий Кирсанов, сын Николая Петровича Кирсанова, и Евгений Базаров, друг Аркадия. Студенты увлечены нигилизмом.

Представители старшего поколения остаются верны общепринятым нравам. Конфликт взглядов завершается дуэлью между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым. Позже Аркадий отказывается от нигилистических учений Базарова, заводит собственную семью и возвращается в имение отца.

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»

Своих сыновей, Остапа и Андрия, вернувшихся с учебы в Киеве, отец Тарас Бульба видит в будущем настоящими запорожскими казаками и везет их в сечь. Оттуда они отправляются на войну с поляками, где отличаются удалью и отважностью.

Тарас гордится сыновьями и пророчит им успешное будущее атаманов. Но Андрий, в отличие от Остапа, не оправдывает надежд (влюбляется в полячку), и отец убивает его за предательство. Остап самоотверженно сражается в бою с поляками и попадает в плен, где после публично казнен на глазах отца.

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»

Противостояние «века нынешнего» и «века минувшего» проявилось в резкой противоположности ценностей и идеалов двух поколений.

На смену фамусовскому обществу с его привычкой унижаться перед власть имущими ради получения выгод, с его пренебрежением к истинному образованию, с его поклонением перед западом и духовной пустотой приходит новая эпоха, представителем которой является Чацкий. Эта эпоха несет в себе другие идеалы: отвергаются бесчеловечные принципы крепостного права, ценится «служение делу, а не лицам», высшей ценностью признаются наука и искусство.

Таким образом, мы видим, что конфликт «отцов» и «детей» неизбежен, потому что на разные поколения оказывают влияние конкретные исторические события, поэтому формируются часто противоположные жизненные взгляды у, казалось бы, близких людей.

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Отправляя в Оренбург на службу сына Петра, Андрей Петрович Гринев дает напутствие 17-летнему юноше: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Молодой человек делает эти слова своим главным жизненным ориентиром и даже в грозящих ему смертью ситуациях не теряет своего достоинства. Петру по-настоящему важно оставаться честным человеком перед отцом и Родиной. Это пример воспитания, когда детям передаются истинные ценности.

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»

Повесть о беззаветной любви родителей к детям. Станционный смотритель Вырин души не чаял в единственной дочери-красавице Дуне, которую обманом увез молодой гусар Минский. Старик пошел за дочерью в Петербург, но встреча его сильно огорчила.

Богато разодетая дочь, увидев своего отца, упала в обморок, а зять вытолкал его за порог. Вернувшись домой, старик от тоски скоропостижно умер. Позже рассказчику стало известно, что опосля приезжала молодая барыня с тремя барчатами и долго лежала на могиле смотрителя.

К. Г. Паустовский. «Телеграмма»

Дочь Катерины Петровны Настя работала секретарем в Союзе художников в Ленинграде и годами не приезжала навестить мать в село Заборье. Даже когда женщина написала, что в последнее время ослабла и не доживет до весны, Настя предпочла участвовать в организации выставки картин и не отвечать на письмо.

Только после получения телеграммы с сообщением о тяжелом состоянии матери, Настя задумалась от том, что Катерина Петровна – единственная, кто ее искренне любит, и отправилась в Заборье. Живой родного человека она не застала, о чем потом горько сожалела.

С. А. Есенин. «Письмо матери»

В стихотворении поэт обращается к матери и просит ее не тревожится о нем, не верить слухам и обещает по весне вернуться в родной дом.

И в то же время напоминает, что он уже не тот мальчишка, которого нужно учить, а уставший мужчина, желающий отдохнуть от тоски мятежной в обществе самого родного и близкого человека. Несмотря на различность взглядов на жизнь, мать все же остается для поэта единственной душевной отрадой.

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Произведение демонстрирует, что во взглядах чаще всего дети наследуют своих родителей. Старшее и младшее поколение Ростовых воплощают лучшие черты дворянства: духовную щедрость, открытость, нравственность.

Честность, благородство, образованность прослеживается в трех поколениях Болконских, начиная со старого князя Николая Андреевича и до его внука Николеньки. Курагины же (князь Василий, его сын Анатоль и дочь Элен) показываются как подлые, низкие и алчные люди.

А. Н. Островский «Гроза»

Властная вдова Кабаниха держит свою семью очень строго, вмешивается в супружескую жизнь сына Тихона и невестки Катерины, пытается контролировать дочь Варвару. Сын безропотно подчиняется матери, унижая себя и жену.

Ситуация накаляется до предела, когда утомленная нравоучениями и упреками Катерина изменяет Тихону с приезжим молодым человеком Борисом. Девушка не видит иного выхода, как покончить с собой. После чего Тихон наконец решается «восстать» против деспотичной матери.

А. Алексин «Раздел имущества»

В повести описывается неблагодарное и потребительское отношение детей к родителям. Анисия Ивановна, отказавшись от любимого дела, вызвалась помогать невестке и сыну ухаживать за их дочерью Верой, перенесшей тяжелую родовую травму, и выходила девочку.

Внучка сильно привязалась к бабушке и даже стала называть ее мамой, что вызвало недовольство у родной матери. Это послужило причиной конфликта – семья обратилась в суд по разделу имущества. В результате Анисия Ивановка уезжает в деревню, а с Верочкой случается серьезный приступ.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Митрофан Простаков такой же злонравный и невежественный, как его деспотичная мать, госпожа Простакова. Абсолютной противоположностью выступает сирота Софья, которую из корыстных побуждений приютили Простаковы.

Девушка образованная, вежливая, имеет высокие моральные принципы, как и ее родной дядя Стародум. В пьесе четко прослеживается влияние родительского воспитания на поведение детей. Чрезмерная опека Простаковой над сыном выливается в то, что Митрофан с легкостью соглашается покинуть дом и уйти служить.

М. Ю. Лермонтов «Мцыри»

Юный Мцыри бунтует против предстоящего ему пострига в монахи, поскольку не выбирал для себя этот путь, и видит свою жизнь совсем иначе в родных краях на Кавказе.

Он решается на побег, но тот длится всего 3 дня, после чего юношу находят монахи и забирают обратно в монастырь. Мцыри, так и не увидев родные земли, умирает от болезни, которая стала следствием сражения с барсом в лесу. В поэме прослеживается бунт молодого поколения против привычных устоев общества, созданных их отцами.

М. Цветаева «Бабушке»

Стихотворение, посвященное бабушке, которую Цветаева видела только на портрете. В своем произведении поэтесса ищет схожесть с умершей бабушкой как внешнюю, так и духовную, пытается уловить «бунтарские» черты характера, угадать радости и переживания женщины. В стихотворении не рассматривается конфликт поколений, наоборот, поэтесса хочет восстановить утраченную связь времен.

Н. В. Гоголь «Мертвые души»

Пагубное влияние родителей на детей прослеживается в характере Чичикова, который с рождения был приучен его отцом ко лжи, лицемерию и продажности. Даже товарищ называл его «христопродавец», потому что тот за определенную цену мог продать любого.

А.С. Пушкин «Дубровский»

Об отношениях отцов и детей говорит Александр Пушкин во многих произведениях, в том числе и книге «Дубровский».

Острый конфликт возникает в доме Троекуровых. Отец – властная и беспринципная личность. Для него люди – пешки в его игре, даже собственная дочь Маша, которую он хочет выдать замуж за богатого, но старого мужчину. Богач Верейский никак не привлекал юную девушку, поэтому она молила отца пощадить ее. Свое сердце героиня уже отдала другому человеку – Дубровскому. Но о замужестве с ним отец не хотел и слышать. А чтобы дочь не сбежала с возлюбленным, запер ее дома до свадьбы с Верейским. Маша делает еще одну попытку исправить положение – отправляет письмо жениху с просьбой отменить свадьбу, но становится только хуже. Отец и Верейский переносят дату свадьбы, о чем не знает Владимир Дубровский. Когда он прибыл к ним, Маша уже стала женой Верейского. И теперь моральные принципы не дают ей сбежать с возлюбленным. Она подчиняется отцу, но вряд ли когда-то сможет его простить. Противостояние отцов и детей часто приводит к сломанным жизням.

Однако не всегда между поколениями рождается острый конфликт, часто наоборот между ними тесная связь. Например, Владимир Дубровский и его отец хорошо понимали друг друга. Герои нравственно похожи: честные, благородные, не терпящие подхалимства люди. У Дубровского-старшего возникает конфликт интересов с Троекуровым. Однако он не пытается задобрить его, а наоборот держится с ним наравне, чего почти никто себе не позволял. Но оскорбления и нападки таки укоротили жизнь Дубровскому. Его сын Владимир вырос таким же, как он – смелым и справедливым. И поэтому он хочет отомстить за отца, но делает это своим способом. Все усложняется, когда Владимир влюбляется в дочь Троекурова, Марию. Он видит, что девушка не такая, как ее отец, что она – добрая и порядочная личность. Однако их любовь оборачивается трагедией из-за амбиций господина Троекурова. Как видим, отношения отцов и детей бывают очень разными. Все зависит от их способности понимать друг друга, от того, подают ли отцы хороший пример и умеют ли дети ценить его.

В произведении «Дубровский» мы видим две семьи с разными подходами к воспитанию. Троекуров воспитывал дочь в полном подчинении себе, не считал ее личность, а скорее вещью, которую можно выгодно «продать». Но, на удивление, она не стала копией отца, а выросла порядочным человеком. Возможно, иногда негативный пример оказывает обратное воздействие. А Дубровский воспитывал сына благонравно — и он вырос хорошим человеком, любящим своего отца и хотел стать похожим на него, в отличие от Маши, которая не могла равняться на отца.

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

Отношения между поколениями фигурируют во многих произведениях мировой литературы, ведь проблема отцов и детей не даром является “вечной”. При чем не стоит забывать, что отношения между старшими и младшими не всегда являются конфликтными. Это может быть и ярое противостояние друг другу, и полное взаимопонимание.

О чем может быть ваше сочинение об отцах и детях? Можно рассматривать разные поколения в самом широком смысле, а можно обратиться лишь к семейным взаимоотношениям. Это могут быть размышления в духе Базарова о разности взглядов, а может быть проникновенный монолог о любви к матери и отцу. Все будет зависеть от конкретной формулировки темы (ее вы узнаете лишь за 15 минут до начала сочинения).

Не будет лишним приготовить заранее несколько универсальных цитат для эффектного введения или эпиграфа. Например:

  • Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями.
    (Фалес)
  • Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили.
    (Ф. Шиллер)
  • Все отцы хотят, чтобы их дети осуществили то, что не удалось им самим.
    (И. Гете)
  • Каждому возрасту присущи свои особенности.
    (М. Цицерон)
  • Тот является отцом, кто воспитывает, а не тот, кто родит.
    (Менандр)

Предлагаем возможный круг тем по данному направлению

. Обращаем внимание, что это лишь предположение, реальные темы сочинений находятся в закрытом доступе и станут известны в день написания итогового сочинения.

  • В чем заключается конфликт между поколениями?
  • Почему разные поколения не понимают друг друга?
  • Нужно ли учитывать опыт старших поколений?
  • Почему конфликт отцов и детей вечен?
  • Почему отцы всегда поучают детей?
  • Почему нужно уважать старших?
  • К чему ведет конфликт отцов и детей?
  • Каковы последствия разрушения преемственности поколений?
  • Что такое преемственность поколений?
  • Как изменился конфликт отцов и детей со временем?
  • Как помирить отцов и детей?

Примерный список литературных произведений по направлению «Отцы и дети»

  • А.Н. Островский, «Гроза»;
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»;
  • Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;
  • М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
  • А.С. Пушкин: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
  • И.А. Бунин, «Тёмные аллеи»;
  • И.А. Гончаров, «Обломов»;
  • В.Г. Распутин, «Уроки французского”;
  • И.С. Тургенев “Отцы и дети”;
  • А.С. Грибоедов “Горе от ума”;
  • Н.В. Гоголь “Мертвые души”;
  • А.П. Чехов “Вишневый сад”;
  • Б. Васильев “Завтра была война”.

Произведения и аргументы по направлению «Отцы и дети»

Произведение На что обратить внимание
И.С. Тургенев «Отцы и дети» Спор Евгения Базарова И Павла Кирсанова отражает разницу взглядов на уровне поколений. Базаров для Кирсанова – выскочка разночинец, а Кирсанов для Базарова – никчемный и пустой праздный барин. Павел Петрович мог бы научить Базарова такту и сдержанности, а Евгений мог бы открыть для стариков мир преобразований. Но обе стороны слишком категоричны и бескомпромиссны, чтобы понять друг друга.
И. Гончаров «Обломов» Воспитание во многом определяет судьбу подрастающего поколения. Главный герой стал ленивым и праздным человеком без перспектив, потому что семья с детства баловала Обломова. Противоположным примером является Штольц. Его отец решил, что дорогу в жизнь Андрей должен пробивать себе сам. Он стал успешным предпринимателем, который добился всего самостоятельно.
А.С. Грибоедов «Горе от ума» Консерватизм Фамусова портит и молодежь, которая подстраивается под стариков ради получения высокого чина. Фамусов не признает необходимости образования и выступает за сохранение крепостного права. Кроме того, это общество погрязло в пороках и не пытается прислушаться к Молчалину, представителю младшего прогрессивного поколения.
А.Н. Островский «Гроза» Старшее поколение своим деспотизмом и консерватизмом обрекло город на застой. Поэтому мы наблюдаем в Калинове господство невежества, социальное расслоение и ханжеские нравы времён средневековья. Очевидно, что «отцы» правы далеко не всегда, ведь со временем их система ценностей устаревает и нуждается в обновлениях, которые может принести только новое поколение.
Л.Н. Толстой «Война и мир» Семья Ростовых — идеал семейного бытия для Толстого. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Они чтут русские традиции, всем членам семьи Ростовых свойственны живость и непосредственность. После отъезда из Москвы семья осталась фактически разорена. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Отношение к родителям воплощает нравственную сущность человека. О главной черте в характере Раскольникова можно получить представление из слова его матери о поведении сына: «Вы думаете его бы остановили тогда мои слезы, мои просьбы, моя болезнь, моя смерть? – спрашивает Пульхерия Александровна и сама же отвечает: -Преспокойно бы перешагнул через все препятствия». Главная черта Раскольникова — вовсе не любовь к людям, а самолюбие, стремление во что бы то ни стало осуществить свое хотение.Противоположный пример — Соня Мармеладова. Она смогла преступить все законы морали ради спасения своей семьи от голодной смерти.
К.Г. Паустовский «Телеграмма» Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. На старости лет Катерина Петровна осталась совсем одна, хотя у нее была дочь. Одиночество каждый день разрушало ее, единственное, что держало Катерину Петровну – это ожидание встречи с дочерью. Она ждала три года, но ей не хватило всего пару дней. Очень часто равнодушие по отношению к близким убивает сильнее, чем болезни. Возможно, будь Настя более чувствительной, то не пришлось бы больному человеку умирать в одиночестве.
Р. Брэдбери «Вельд» Отец детей убежден, что «дети должны получать всё самое лучшее». Но не всегда родители в полной мере может осознать последствия своей опеки. В данном рассказе показано, что родители пытались во всем угодить своему чаду, не запрещая им пользоваться детской, даже когда пребывание там приобрело пугающие масштабы. Решившись поставить точку и ограничить нахождение в комнате, отражающей мысли, родители столкнулись с жестокостью и безжалостностью собственных детей. К трагичному финалу приводит избалованность и отсутствие взаимопонимания между «отцами» и «детьми».

Источник: https://examer.ru/ege/2020/itogovoe-sochinenie/otcy_i_deti

Аргументы к сочинению по проблеме взаимоотношения отцов и детей

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Софья Фамусова, выросшая в атмосфере лжи и обмана, тщательно скрывает свои чувства от отца, понимая, что он не позволит развитие отношений с Молчалиным. Делает всё наперекор батюшке.

Молчалин напротив верен своему нравственному (или безнравственному) кредо, строит свою жизнь, как завещал отец: угождать всем людям без изъятья. Грибоедов даёт возможность поразмыслить читателю над завтрашним днём обоих героев.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Воспитание Петруши Гринёва остаётся за пределами страниц текста, но главное, что вынес молодой дворянин из общения с отцом (строгим и требовательным человеком), необходимость быть верным слову, беречь честь, соблюдать законы нравственности. Он поступает так во всех жизненных ситуациях. Даже когда отец запрещает жениться на любимой Маше Мироновой, он принимает его волю как обязательное требование.

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

Из детских воспоминаний Чичикова всплывает образ мрачного, недоброго, жестокого отца и его наставления о необходимости беречь и копить копейку, единственного идола в жизни Павла Ивановича. Чичиков строит свою жизнь по заветам отца и во многом преуспевает.

А.Н. Островский «Гроза»

Взаимоотношение между матерью и детьми в семье Кабановых основаны на страхе и лицемерии. Варвара привыкла ко лжи и пытается научить этому Катерину.

Но у жены брата были другие отношения в семье, она не принимает ханжества свекрови и борется с ней своими средствами. Финал такого воспитания предсказуем: Варвара бежит из дома, Катерина уходит из жизни добровольно, Тихон восстаёт против матери.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

«Дети» в романе – Базаров и Аркадий Кирсанов – в начале повествования выступают единым фронтом против «отцов» в лице дяди Аркадия – Павла Петровича. Николай Петрович не сопротивляется смелым и дерзким высказываниям сына и его друга. И поступает мудро и дальновидно.

Постепенно Аркадию открываются многие несовпадения в поведении его друга, и он возвращается в лоно семьи. А Базаров, так легко критикующий «романтизм» Кирсановых, абсолютно трепетно относится к подобному поведению своего отца, потому что любит своих родителей и бережёт их.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

В романе представлены несколько семейств, в каждом отношения строятся на определённых принципах. В семье Курагиных – это принцип выгоды и наживы. И отец, и его дети согласны на любые отношения, лишь бы они были выгодны, так заключаются браки.

Таким же принципом руководствуется семейство Друбецких: унижение, угодничество – их орудие в достижении цели. Ростовы живут, как дышат: они радуются друзьям, праздникам, охоте – всему, что украшает нашу жизнь. Отец и мать во всём стараются быть честными с детьми и друг другом. Выгода для них не важна.

А.Н. Островский «Гроза»

В драме А.Н. Островского «Гроза» продемонстрировано зарождение борьбы старого и нового. Главная героиня Катерина как представитель нового вступает в конфликт с городом Калиновым, живущим в соответствии со старыми общественными предрассудками.

Яркими представителями старого мира являются Кабаниха и Дикой. Они привыкли к тому, что все окружающие люди уважают их и подчиняются им. Тирания и деспотизм – основные черты Кабанихи и Дикого. А. Н. Островский показывает, что Кабаниха и Дикой стремятся держать жизнь своих близких и всего города Калинова под контролем, потому что они осознают, что их время скоро пройдет. Самодуры боятся лишиться того, что у них есть, они боятся лишиться традиций патриархального строя, потому что понимают, что в новом мире они будут занимать не царствующее место. К сожалению, не готовые к положительным переменам и борющиеся против общественных изменений люди, подобные Кабанихе и Дикому, существуют и в современности.

Правильнее сказать, что с образом Катерины связана не борьба старого и нового, а зарождение борьбы старого и нового. Катерина вступает в конфликт с «темным царством», которое негативно относится к общественным преобразованиям, но долгое время мирится с «жестокими нравами» Калинова и подчиняется домостроевским традициям. Катерина выступает за свободу и искреннюю любовь, но она не может вести явный бунт против общества.

Особенностью конфликта между Катериной и «темным царством» является даже не то, что главными в обществе являются люди, подобные Кабанихе и Дикому, а то, что все окружающие этих самодуров люди мирятся с царствующими несправедливостями. Так бывает и в современности: многие люди ведут себя смиренно, терпя по отношению к себе различные притеснения.

Поступки Катерины и в особенности ее самоубийство всколыхнуло привыкший к статичности город Калинов. Главной героине удалось показать жителям Калинова, что в доме Кабанихи не все так гладко, как она привыкла всем рассказывать. То, что всегда смиренный и подчиняемый своей матери Тихон обвиняет Кабаниху в гибели Катерины, говорит о приближающихся общественных изменениях. А.Н. Островский выражает актуальную во все времена мысль: смирение с общественными несправедливостями никогда не сделает жизнь лучше, изменения начнутся лишь тогда, когда о них кто-нибудь заговорит.

«Отцы и дети». Небанальные аргументы к итоговому сочинению

Данное направление обращено к проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».

Эта проблема волнует и классицистов, и современных писателей, недаром она относится к категории «вечных». Конфликт Базарова и Чацкого с обществом «отцов» — первое, что приходит в голову. Но разнообразие примеров в литературе гораздо шире и интереснее.

Рэй Брэдбери «Вельд»

Отец детей убежден, что «дети должны получать всё самое лучшее». Но не всегда родители в полной мере могут осознать последствия своей опеки.

В данном рассказе показано, что родители пытались во всем угодить своему чаду, не запрещая им пользоваться детской, в которой отражались все воображаемые миры, даже когда пребывание там приобрело пугающие масштабы. Мать потакала своему чаду, не решавшись проявить твердость.

В итоге, когда родители всё же задумали поставить точку и ограничить нахождение в комнате, они столкнулись с жестокостью и безжалостностью собственных детей. К трагичному финалу приводит избалованность и отсутствие взаимопонимания между «отцами» и «детьми».

Евгений Гришковец «Дарвин»

Мальчик, выросший в семье биологов, мечтал походить на своих бабушку и дедушку. Даже его первыми словами были биологические термины, вместо «мама» и «папа». И вот, когда в юношеском возрасте встал вопрос о поступлении, молодой человек не находит среди студентов и преподавателей биофака родственную душу. Это люди ему не близки.

Зато профессор Дарвин, преподающий на филфаке настолько заворожил абитуриента, что решение о выборе факультета не заставило себя долго ждать. Наперекор всем ожиданиям он выбирает для себя не ту профессию, которую пророчила ему вся семья. Преемственность поколений — это очень важно. Но ещё важнее следовать зову своего сердца и выбирать тот путь, который оно указывает.

И. А. Бунин «Красавица»

Безусловно, отношение родителей оказывает на детей огромное влияние. Из этого формируется его характер и самооценка и мировоззрение. В рассказе Бунина описана ситуация, когда мачеха не принимает своего пасынка, а его родной отец идет у супруги на поводу. Все делают вид, что ребенка в доме вовсе не существует.

Из живого, милого мальчика он превращается в забитого и испуганного. Его жизнь стала «неслышной, незаметной и одинаковой изо дня в день». Вряд ли он превратится в счастливого человека с сердцем, наполненным любовью. Вряд ли он будет испытывать к родному отцу теплые чувства. Но очень хочется надеяться, что вера в добро, любовь и справедливость не угаснет в нем до конца.

А. Куприн «Синяя звезда»

В произведении Куприна рассказывается о необычайном народе, где каждый очень красив, умен, свободен и счастлив. Но однажды родилась некрасивая принцесса, что невероятно огорчило её родителей и всех жителей страны. Королева приказала избавиться от всех зеркал, дабы уберечь дочь от разочарований.

Принцесса Эрна обладала недюжинным умом и прекрасным характером, но этого ее родителям было недостаточно. Но Эрне было суждено полюбить чужеземца, для которого она была самым прекрасным «божеством». Когда у них родилась такая же уродливая дочь, на удивление для самих себя она не показалась им некрасивой. Это была самая прекрасная девочка в глазах любящих родителей. Своих детей любят вовсе не за внешние качества. Гораздо важнее то, чего глазами не увидишь.

Григорий Горин «Ёжик»

Взрослея, мы часто забываем, что в мире есть не только погоня за материальным, что удовольствие можно получить не только за деньги и что радоваться можно и простым вещам.

Когда восьмилетний герой рассказа Григория Горина принес домой ежа, которого обменял на призовой лотерейный билет, отец не просто огорчился, он был готов любыми судьбами вернуть свой билет, только бы получить приз, который казался важнее ежа. После неудавшейся попытки ему вдруг стало грустно.

И не от того, что билет оказался просрочен. «Он понял, что никогда уж не вернуть того счастливого времени, когда с лёгким сердцем меняют холодильник на ежа.»

Источник: https://egeturbo.ru/blog/ege/2019/rus/otcy_i_deti_argumenty

Короткие рассказы и небольшие по объему произведения для подготовки к итоговому сочинению 2021 по направлениям: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Разговор с собой», «Время перемен», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека» (55 минут) 
Б. Л. Васильев рассказ «Экспонат № …» (50 минут)
В. П. Астафьев рассказ «Фотография, на которой меня нет» (35 минут)
Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
Ю. В. Бондарев рассказ «Частица» (1 минута)
А. И. Пантелеев рассказ «Кожаные перчатки» (3 минуты)
А. Солженицын крохоток (рассказ) «Путешествуя вдоль Оки» (2 минуты)
Н. С. Лесков сказ «Левша» (50 минут)
В. С. Гроссман рассказ «Мама» (26 минут)
Р. Брэдбери рассказ «И грянул гром» (25 минут)
И. А. Бунин рассказ «Лапти» (4 минуты)
С. Беллоу рассказ «На память обо мне» (1ч 20 минут)
Ю. Буйда рассказ «Продавец добра» (3 минуты)
В. Богомолов рассказ «Первая любовь» (8 минут)
А. И. Приставкин рассказ «Фотографии» (2 минуты)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
Н. Тэффи рассказ «Мой первый Толстой» (8 минут)

Н. В. Гоголь повесть «Шинель» (1 час)
В. Г. Короленко рассказ «В дурном обществе» (2 часа)
А. П. Чехов рассказы «Хамелеон» (6 минут), «Толстый и тонкий» (5 минут), «Смерть чиновника» (5 минут), «Размазня» (3 минуты), «В аптеке» (8 минут), «Беззащитное существо» (9 минут), «Человек в футляре» (25 минут), «Ионыч» (35 минут), «Тоска» (9 минут), «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
К. Г. Паустовский рассказы «Теплый хлеб» (15 минут), «Телеграмма»(20 минут), «Попрыгунья» (45 минут)
А. И. Куприн рассказ «Чудесный доктор» («Добрый доктор») (20 минут), «Куст сирени» (13 минут)
М. Горький рассказ «Старуха Изергиль» (40 минут)
А. П. Платонов рассказ «Юшка» (14 минут), «Песчаная учительница» (12 минут)
А. Грин рассказ «Зеленая лампа» (9 минут)
В. Г. Распутин рассказ «Уроки французского»   (55 минут)
Ф. А. Искандер рассказы «Тринадцатый подвиг Геракла» (30 минут), «Милосердие» (3 минуты)
Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
В. С. Гроссман рассказы «Жилица» (4 минуты), «Из окна автобуса» (5 минут)
И. С. Тургенев «Милостыня» (2 минуты), «Эгоист» (2 минуты), «Близнецы (стихотворения в прозе) (1 минута)
В. О. Богомолов рассказ «Кругом люди» (3 минуты)
А. Моруа рассказ «Фиалки по средам» (24 минуты)
Х. К. Андерсон рассказ «Девочка со спичками» (6 минут)
О. Генри рассказ «Мишурный блеск» (12 минут), «Последний лист» (15 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Заячьи лапы» (9 минут)
Ю. П. Казаков рассказ «Тихое утро» (20 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказы «Багульник» (17 минут), «Собирающий облака» (17 минут), «Рыцарь Вася» (17 минут)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2,5 часа)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
И. А. Бунин рассказы «Слепой» (4 минуты), «Цифры» (18 минут), «Лапти» (4 минуты)
О. Генри рассказ «Дары волхвов» (12 минут)
Дж. Лондон рассказ «Сказание о Кише» (14 минут), «Любовь к жизни» (40 минут)
Б. П. Екимов рассказ «Говори, мама, говори» (12 минут)
Л. Улицкая рассказ «Бумажная победа» (13 минут)
Б. Васильев рассказ «Великолепная шестерка» (24 минуты)
В. Осеева рассказ «Бабка» (18 минут)
Р. Брэдбери рассказы «Все мои враги мертвы» (9 минут), «Все лето в один день» (13 минут)
В. М. Шукшин рассказ «Срезал» (18 минут)

argumety

Ф. М. Достоевский рассказ «Сон смешного человека» (1 час)
И. С. Тургенев повесть «Дневник лишнего человека» (2 часа)
А. И. Куприн повесть «Гранатовый браслет» (2 часа), повесть «Молох» (2,5 часа)
А. П. Чехов рассказ «Черный монах» (1 час) «Пари» (16 минут)
И. А. Бунин рассказ «Солнечный удар»  (13 минут)
А. Н. Островский драма «Бесприданница»  (2 часа)
А. Вампилов пьеса «Утиная охота»  (2 часа)
Э. А. По рассказ «Человек толпы» (20 минут)
Р. Бах повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1 час)
А. П. Платонов рассказ «Песчаная учительница» (12 минут)
Ю. П. Казаков рассказ «Тихое утро» (20 минут)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2 ч 30 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Багульник» (17 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Разбуженный соловьями» (19 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Собирающий облака» (17 минут)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
В. П. Крапивин рассказ «Мокрые цветы» (1 час)
И. А. Бунин рассказ «Слепой» (3 минуты)
Дж. Лондон рассказ «Любовь к жизни» (47 минут)
А. П. Чехов рассказ «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Рыцарь Вася» (13 минут)
И. А. Бунин рассказ «Цифры» (15 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Теплый хлеб» (15 минут)
В. Вересаев рассказ «Легенда» (2 минуты)
В. Астафьев рассказ «Зачем я убил коростеля?» (5 минут)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)

А. С. Пушкин повесть «Станционный смотритель» (25 минут)
Н. В. Гоголь повесть «Шинель» (1 час)
А. П. Чехов рассказы «Ионыч» (35 минут), «Пари» (16 минут), «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
А. И. Куприн рассказ «Чудесный доктор» (20 минут)
Е. И. Носов повесть «Моя Джомолунгма» (1 час 20 минут)
А. И. Солженицын (жанр: крохоток, т.е. короткий рассказ) «Молния» (1 минута)
А. П. Платонов рассказ «Песчаная учительница» (12 минут)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2 часа 30 минут)
В. П. Крапивин рассказ «Мокрые цветы» (1 час)
Дж. Лондон рассказ «Сказание о Кише» (14 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Акварельные краски» (13 минут)
Б. П. Екимов рассказ «Говори, мама, говори» (12 минут)

Р. Бах повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1 час)
Е. Гришковец статья «Антитвиттер» (12 минут)
Е. И. Носов рассказ «Кукла (10 минут)
И. Полянская рассказ «Утюжок и мороженое» (19 минут)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
В. Шукшин рассказ «Критики» (14 минут)
Ж. Жионо рассказ «Человек, который сажал деревья» (24 минуты)
Елена Долгопят рассказ «Часы» (9 минут)
Р. Брэдбери «Улыбка»  (11 минут)
О. Генри «Мишурный блеск» (12 минут)
И. Лёвшин рассказ «Полет» (20 минут)
А. Жвалевский, Е. Пастернак повесть «Время всегда хорошее»

Все темы дополнительного периода итогового сочинения. Основной период прошёл 15 апреля.

Почти 21 тыс. участников напишет итоговое сочинение в дополнительный срок, 12 мая, 508 участников будут в этот день писать изложение. Большинство выпускников школ уже написали итоговое сочинение либо изложение 15 апреля, 98% из них получили «зачёт».

Забвению не подлежит

121. Какого исторического деятеля Вы бы назвали подлинно выдающимся?
122. Какое событие в отечественной истории Вы считаете особенно важным?
123. Почему нужно сохранять память о героях прошлого?
124. Когда произведение искусства становится бессмертным?
126. Почему нельзя забывать о героях и жертвах Великой Отечественной войны?
127. Какие книги, по-вашему, не подлежат забвению?
128. Что нужно совершить в жизни, чтобы заслужить благодарную память потомков?
129. Книга, хранящая память о великом подвиге.
130. Согласны ли Вы с утверждением А.И. Герцена: «глубже опускаясь в смысл былого», мы «раскрываем смысл будущего»?
131. Как Вы понимаете слова А.Т. Твардовского: «Есть имена и есть такие даты, – они нетленной сущности полны»?
133. Почему миллионы людей участвуют в акции «Бессмертный полк»?

Я и другие

221. Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
222. Как личность может влиять на общество?
223. В чём польза и опасность конфликта?
224. Почему порой трудно признать чужую правоту?
225. Какие качества делают человека лидером?
226. Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «не нуждаюсь ни в чьих советах»?
228. Чему человек может научиться у других?
229. Меняется ли человек под влиянием других людей?
231. Почему важно понимать чужое мнение?
232. Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
233. Зачем человеку нужно сравнивать себя с другими?

Время перемен

321. Какое время можно назвать временем перемен?
322. Легко ли жить в эпоху перемен?
324. Какие ценности должны оставаться неизменными при любых переменах?
325. Какими качествами должен обладать человек, способный двинуть человечество вперёд?
326. Согласны ли Вы с мыслью Ф.И. Тютчева: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые»?
328. Может ли один человек быть причиной наступления времени перемен?
329. По каким признакам мы определяем время перемен?
330. Что в жизни людей остаётся неизменным даже в эпоху перемен?
331. Можно ли считать, что перемены – всегда к лучшему?
332. Нужно ли сопротивляться изменениям, которые приходят в Вашу жизнь?
333. Что значит быть современным?

Разговор с собой

421. Что значит быть самим собой?
422. Можно ли обмануть самого себя?
423. Какие вопросы нужно задавать самому себе?
424. Что значит быть честным с самим собой?
425. В чём разница между самопознанием и самосовершенствованием?
426. Как Вы понимаете, что такое «ложный стыд», и как к нему нужно относиться?
427. Важно ли осмысливать свои стремления и поступки?
428. Нужно ли стремиться понять себя?
430. Как нужно относиться к собственным слабостям?
431. Когда человек нуждается в разговоре с самим собой?
433. Что значит брать на себя ответственность за свою судьбу?

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

523. Согласны ли Вы с тем, что современное молодое поколение прагматично?
524. Чему нужно учиться у современной молодёжи?
525. Как современная молодёжь относится к традициям?
526. Что объединяет нас в одно поколение?
527. Каковы духовные ценности современного поколения?
528. О чём спорят мои сверстники?
529. Каким я вижу своё место в жизни страны?
530. Чем молодое поколение похоже на поколение отцов?
531. Портрет читателя моего поколения.
532. Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
533. Можно ли назвать моё поколение нигилистическим?

По регионам

Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ

122. Какое событие в отечественной истории Вы считаете особенно важным?
224. Почему порой трудно признать чужую правоту?
326. Согласны ли Вы с мыслью Ф.И. Тютчева: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые»?
430. Как нужно относиться к собственным слабостям?
526. Что объединяет нас в одно поколение?

Приволжский федеральный округ

Удмуртская Республика, Самарская область

126. Почему нельзя забывать о героях и жертвах Великой Отечественной войны?
223. В чём польза и опасность конфликта?
331. Можно ли считать, что перемены – всегда к лучшему?
421. Что значит быть самим собой?
525. Как современная молодёжь относится к традициям?

Северо-Западный федеральный округ

Калининградская область

124. Когда произведение искусства становится бессмертным?
221. Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
329. По каким признакам мы определяем время перемен?
426. Как Вы понимаете, что такое «ложный стыд», и как к нему нужно относиться?
533. Можно ли назвать моё поколение нигилистическим?

Уральский федеральный округ

129. Книга, хранящая память о великом подвиге.
228. Чему человек может научиться у других?
325. Какими качествами должен обладать человек, способный двинуть человечество вперёд?
427. Важно ли осмысливать свои стремления и поступки?
531. Портрет читателя моего поколения.

Сибирский федеральный округ

Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область

130. Согласны ли Вы с утверждением А.И. Герцена: «глубже опускаясь в смысл былого», мы «раскрываем смысл будущего»?
226. Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «не нуждаюсь ни в чьих советах»?
321. Какое время можно назвать временем перемен?
424. Что значит быть честным с самим собой?
527. Каковы духовные ценности современного поколения?

Омская область

123. Почему нужно сохранять память о героях прошлого?
225. Какие качества делают человека лидером?
332. Нужно ли сопротивляться изменениям, которые приходят в Вашу жизнь?
433. Что значит брать на себя ответственность за свою судьбу?
523. Согласны ли Вы с тем, что современное молодое поколение прагматично?

Иркутская область

128. Что нужно совершить в жизни, чтобы заслужить благодарную память потомков?
222. Как личность может влиять на общество?
328. Может ли один человек быть причиной наступления времени перемен?
431. Когда человек нуждается в разговоре с самим собой?
529. Каким я вижу своё место в жизни страны?

Дальневосточный федеральный округ

Забайкальский край

127. Какие книги, по-вашему, не подлежат забвению?
231. Почему важно понимать чужое мнение?
330. Что в жизни людей остаётся неизменным даже в эпоху перемен?
428. Нужно ли стремиться понять себя?
524. Чему нужно учиться у современной молодёжи?

Магаданская область

133. Почему миллионы людей участвуют в акции «Бессмертный полк»?
229. Меняется ли человек под влиянием других людей?
333. Что значит быть современным?
423. Какие вопросы нужно задавать самому себе?
528. О чём спорят мои сверстники?

Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край

121. Какого исторического деятеля Вы бы назвали подлинно выдающимся?
232. Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
324. Какие ценности должны оставаться неизменными при любых переменах?
422. Можно ли обмануть самого себя?
530. Чем молодое поколение похоже на поколение отцов?

Камчатский край, Чукотский автономный округ

131. Как Вы понимаете слова А.Т. Твардовского: «Есть имена и есть такие даты, – они нетленной сущности полны»?
233. Зачем человеку нужно сравнивать себя с другими?
322. Легко ли жить в эпоху перемен?
425. В чём разница между самопознанием и самосовершенствованием?
532. Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?

Как выглядит задание: temi-12-may.pdf
→ Все темы итогового сочинения с 2014 года

  • Порт сказок загадки круглого кота
  • Поротно и повзводно как пишется
  • Портак или партак тату как пишется
  • Пороть никогда не поздно аудио рассказ
  • Порт действия героев рассказа