Короткие рассказы и небольшие по объему произведения для подготовки к итоговому сочинению 2021 по направлениям: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Разговор с собой», «Время перемен», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека» (55 минут)
Б. Л. Васильев рассказ «Экспонат № …» (50 минут)
В. П. Астафьев рассказ «Фотография, на которой меня нет» (35 минут)
Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
Ю. В. Бондарев рассказ «Частица» (1 минута)
А. И. Пантелеев рассказ «Кожаные перчатки» (3 минуты)
А. Солженицын крохоток (рассказ) «Путешествуя вдоль Оки» (2 минуты)
Н. С. Лесков сказ «Левша» (50 минут)
В. С. Гроссман рассказ «Мама» (26 минут)
Р. Брэдбери рассказ «И грянул гром» (25 минут)
И. А. Бунин рассказ «Лапти» (4 минуты)
С. Беллоу рассказ «На память обо мне» (1ч 20 минут)
Ю. Буйда рассказ «Продавец добра» (3 минуты)
В. Богомолов рассказ «Первая любовь» (8 минут)
А. И. Приставкин рассказ «Фотографии» (2 минуты)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
Н. Тэффи рассказ «Мой первый Толстой» (8 минут)
Н. В. Гоголь повесть «Шинель» (1 час)
В. Г. Короленко рассказ «В дурном обществе» (2 часа)
А. П. Чехов рассказы «Хамелеон» (6 минут), «Толстый и тонкий» (5 минут), «Смерть чиновника» (5 минут), «Размазня» (3 минуты), «В аптеке» (8 минут), «Беззащитное существо» (9 минут), «Человек в футляре» (25 минут), «Ионыч» (35 минут), «Тоска» (9 минут), «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
К. Г. Паустовский рассказы «Теплый хлеб» (15 минут), «Телеграмма»(20 минут), «Попрыгунья» (45 минут)
А. И. Куприн рассказ «Чудесный доктор» («Добрый доктор») (20 минут), «Куст сирени» (13 минут)
М. Горький рассказ «Старуха Изергиль» (40 минут)
А. П. Платонов рассказ «Юшка» (14 минут), «Песчаная учительница» (12 минут)
А. Грин рассказ «Зеленая лампа» (9 минут)
В. Г. Распутин рассказ «Уроки французского» (55 минут)
Ф. А. Искандер рассказы «Тринадцатый подвиг Геракла» (30 минут), «Милосердие» (3 минуты)
Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
В. С. Гроссман рассказы «Жилица» (4 минуты), «Из окна автобуса» (5 минут)
И. С. Тургенев «Милостыня» (2 минуты), «Эгоист» (2 минуты), «Близнецы (стихотворения в прозе) (1 минута)
В. О. Богомолов рассказ «Кругом люди» (3 минуты)
А. Моруа рассказ «Фиалки по средам» (24 минуты)
Х. К. Андерсон рассказ «Девочка со спичками» (6 минут)
О. Генри рассказ «Мишурный блеск» (12 минут), «Последний лист» (15 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Заячьи лапы» (9 минут)
Ю. П. Казаков рассказ «Тихое утро» (20 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказы «Багульник» (17 минут), «Собирающий облака» (17 минут), «Рыцарь Вася» (17 минут)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2,5 часа)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
И. А. Бунин рассказы «Слепой» (4 минуты), «Цифры» (18 минут), «Лапти» (4 минуты)
О. Генри рассказ «Дары волхвов» (12 минут)
Дж. Лондон рассказ «Сказание о Кише» (14 минут), «Любовь к жизни» (40 минут)
Б. П. Екимов рассказ «Говори, мама, говори» (12 минут)
Л. Улицкая рассказ «Бумажная победа» (13 минут)
Б. Васильев рассказ «Великолепная шестерка» (24 минуты)
В. Осеева рассказ «Бабка» (18 минут)
Р. Брэдбери рассказы «Все мои враги мертвы» (9 минут), «Все лето в один день» (13 минут)
В. М. Шукшин рассказ «Срезал» (18 минут)
Ф. М. Достоевский рассказ «Сон смешного человека» (1 час)
И. С. Тургенев повесть «Дневник лишнего человека» (2 часа)
А. И. Куприн повесть «Гранатовый браслет» (2 часа), повесть «Молох» (2,5 часа)
А. П. Чехов рассказ «Черный монах» (1 час) «Пари» (16 минут)
И. А. Бунин рассказ «Солнечный удар» (13 минут)
А. Н. Островский драма «Бесприданница» (2 часа)
А. Вампилов пьеса «Утиная охота» (2 часа)
Э. А. По рассказ «Человек толпы» (20 минут)
Р. Бах повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1 час)
А. П. Платонов рассказ «Песчаная учительница» (12 минут)
Ю. П. Казаков рассказ «Тихое утро» (20 минут)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2 ч 30 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Багульник» (17 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Разбуженный соловьями» (19 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Собирающий облака» (17 минут)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
В. П. Крапивин рассказ «Мокрые цветы» (1 час)
И. А. Бунин рассказ «Слепой» (3 минуты)
Дж. Лондон рассказ «Любовь к жизни» (47 минут)
А. П. Чехов рассказ «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Рыцарь Вася» (13 минут)
И. А. Бунин рассказ «Цифры» (15 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Теплый хлеб» (15 минут)
В. Вересаев рассказ «Легенда» (2 минуты)
В. Астафьев рассказ «Зачем я убил коростеля?» (5 минут)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
А. С. Пушкин повесть «Станционный смотритель» (25 минут)
Н. В. Гоголь повесть «Шинель» (1 час)
А. П. Чехов рассказы «Ионыч» (35 минут), «Пари» (16 минут), «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
А. И. Куприн рассказ «Чудесный доктор» (20 минут)
Е. И. Носов повесть «Моя Джомолунгма» (1 час 20 минут)
А. И. Солженицын (жанр: крохоток, т.е. короткий рассказ) «Молния» (1 минута)
А. П. Платонов рассказ «Песчаная учительница» (12 минут)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2 часа 30 минут)
В. П. Крапивин рассказ «Мокрые цветы» (1 час)
Дж. Лондон рассказ «Сказание о Кише» (14 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Акварельные краски» (13 минут)
Б. П. Екимов рассказ «Говори, мама, говори» (12 минут)
Р. Бах повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1 час)
Е. Гришковец статья «Антитвиттер» (12 минут)
Е. И. Носов рассказ «Кукла (10 минут)
И. Полянская рассказ «Утюжок и мороженое» (19 минут)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
В. Шукшин рассказ «Критики» (14 минут)
Ж. Жионо рассказ «Человек, который сажал деревья» (24 минуты)
Елена Долгопят рассказ «Часы» (9 минут)
Р. Брэдбери «Улыбка» (11 минут)
О. Генри «Мишурный блеск» (12 минут)
И. Лёвшин рассказ «Полет» (20 минут)
А. Жвалевский, Е. Пастернак повесть «Время всегда хорошее»
Опубликованы направления тем итогового сочинения на 2020 — 2021 учебный год
Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах утверждены пять открытых направлений тем сочинения на 2020-2021 учебный год. Они были объявлены министром здравоохранения РФ Михаилом Мурашко 28 августа в ходе VII Общероссийского родительского собрания.
Одиннадцатиклассникам предстоит написать итоговое сочинение по направлениям:
- Забвению не подлежит,
- Я и другие,
- Время перемен,
- Разговор с собой,
- Между прошлым и будущим: портрет моего поколения.
Как и в предыдущие годы, успешное выполнение итогового сочинения (изложения) станет допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. Оценивается оно по системе «зачет»/«незачет». Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо сочинения смогут написать изложение. Итоговое сочинение (изложение) по желанию могут писать выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до его начала.
Основной срок написания итогового сочинения (изложения) – 2 декабря 2020 года. Выпускники, которые получат «незачет», не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его написание по уважительным причинам смогут написать сочинение (изложение) в дополнительные сроки – 3 февраля и 5 мая 2021 года.
Направления итогового сочинения 2020-2021
Новые направления 2020-2021 учебного года.
→ Забвению не подлежит (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности),
→ Я и другие (человек среди людей, проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»),
→ Между прошлым и будущим: портрет моего поколения (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом),
→ Время перемен (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством),
→ Разговор с собой (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе, внутренние переживания, тема совести).
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2020/21 учебного года
Забвению не подлежит
Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.
При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.
В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристку, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.
Разговор с собой
Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам,
дневникам и публицистике.
Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.
Основной период проведения ИС – 2 декабря 2020 года. Дополнительные сроки – 3 февраля и 5 мая 2021 года.
Направления итогового сочинения 2021
Утверждены тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года:
1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
ФГБНУ «ФИПИ» 6 и 7 октября 2020 г. проведены вебинары по теме «Актуальные вопросы обучения написанию сочинения: эффективные методики, опыт субъектов Российской Федерации, использование результатов анализа итогового сочинения» для учителей русского языка и литературы (смотреть запись, скачать запись, скачать презентации), для учителей обществознания, истории, иностранных языков (смотреть запись, скачать запись, скачать презентации). Вебинары позволят познакомиться с некоторыми выводами и закономерностями, сформулированными по итогам проведения статистического и содержательного анализа итогового сочинения 2019/20 года, а также с методическими приемами обучения написанию связного текста, которые могут быть использованы на уроках по гуманитарным предметам.
Сборник текстов для подготовки к итоговому изложению подготовлен в целях создания благоприятных условий для подготовки к итоговому изложению. Сборник включает 200 текстов разнообразной тематики, в том числе использованные при проведении итогового изложения в прошлые годы. Рекомендуется использовать данный сборник для развития устной и письменной речи обучающихся в учебном процессе образовательных организаций, а также в самостоятельной работе обучающихся.
Итоговое сочинение (изложение) введено в 2014/15 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации.
Итоговое сочинение (изложение) проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512
Согласно указанному Порядку к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательным программам среднего общего образования не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение).
Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), экстерны с ОВЗ, обучающиеся XI (XII) классов — дети-инвалиды и инвалиды, экстерны — дети-инвалиды и инвалиды, обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
Открытые направления для тем итогового сочинения утверждаются Советом по вопросам проведения итогового сочинения под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.
На 2019–2020 учебный год утверждены следующие тематические направления:
1. «Война и мир» — к 150-летию великой книги
2. Надежда и отчаяние
3. Добро и зло
4. Гордость и смирение
5. Он и она
Комментарии к открытым тематическим направлениям тем итогового сочинения 2019−2020 учебного года
В рамках открытых тематических направлений разрабатываются конкретные темы итогового сочинения. Темы сочинений (тексты для изложений) формируются по часовым поясам.
Конкретные темы итогового сочинения (тексты для изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Время написания итогового сочинения (изложения) — 3 часа 55 минут.
Экзаменационный комплект включает пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
Сами темы сочинений становятся известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) может быть «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допускают только выпускников, получивших «зачет».
Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме», «Аргументация. Привлечение литературного материала», «Композиция и логика рассуждения», «Качество письменной речи», «Грамотность»).
Изложение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Содержание изложения», «Логичность изложения», «Использование элементов стиля исходного текста», «Качество письменной речи», «Грамотность»).
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям и трем критериям («зачет» по критериям № 1 и № 2 — в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).
Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) — 2019–2020 учебный год
А также Методические материалы, разработанные в целях повышения качества подготовки обучающихся к итоговому сочинению (изложению) на основе выборочного содержательного анализа итоговых сочинений (изложений) 2018−2019 учебного года:
ФИПИ Направления итогового сочинения 2020-2021: список литературы для чтения
В 2020-2021 году выпускники снова будут писать итоговое сочинение, как сообщили на сайте Рособрнадзора. ФИПИ представили 5 направлений сочинений, и в этой статье мы даем свои рекомендации по направлениям, а также по каким произведениям можно писать сочинения
Как проходит итоговое сочинение?
Итоговое сочинение было введено пять лет назад, оно направлено на проверку коммуникативных навыков и умения логично мыслить и связно излагать свои мысли в письменной форме. Работа проверяется в своей школе, а затем экспертами, получает первичные баллы и на их основании — “зачет” или “незачет”. В 2020 году старшеклассники напишут сочинение 2 декабря, для тех, кто почему-либо не смог получить зачет (не справился, был болен и т.д.), будут еще два дополнительных дня.
Сколько слов должно быть в итоговом сочинении 2020-2021 г.?
Объем сочинения должен составлять 3500 слов и более,
Сколько времени дается на написание итогового сочинения?
На его написание дается 3 часа 55 минут.
Школьники с ОВЗ по своему желанию могут писать итоговое сочинение или изложение.
Направления и темы сочинения в 2020-2021 уч.г.
На сайтах Рособрнадзора и ФИПИ опубликованы направления. В рамках каждого из них будут сформулированы темы, которые в декабре будут в случайном порядке (не готовым комплектом) предложены выпускникам. Пять направлений — пять тем на итоговом. Тема не будет сформулирована так же, как направление, она может быть у́же, конкретнее, может даже рассматривать проблематику направления с совершенно неожиданной точки зрения.
Направления, предложенные для подготовки к сочинению в 2020 году, приведены ниже. Они сформулированы не в виде пар понятий (как это бывало прежде), и при этом очень широко и предполагают, по-видимому, знакомство школьников с самой современной литературой и публицистикой. Комментарии к направлениям можно найти на сайте ФИПИ. В этот раз их трудно назвать не то что исчерпывающими, но даже более-менее подробными.
Тема №1.”Забвению не подлежит”
Очевидно, что речь пойдет о событиях (трагических или героических), возможно, также личностях, память о которых будет жить в веках. В такой формулировке годится почти что угодно (хоть про Пушкина пиши!), но навязывается, конечно, военная тематика. Неизвестно, как будут сформулированы темы и все ли они будут предполагать возможность раскрытия на материале литературы о войне. В связи с этим нам кажется целесообразным включить в список чтения какое-нибудь произведение, в котором рассматривается тема памяти как таковая.
- «Реквием» Ахматовой,
- легенду о манкуртах из романа Ч. Айтматова «И дольше века длится день. »,
- «Прощание с Матерой» В. Распутина,
- «Дом и остров» Е. Водолазкина и т.д.
Тема памяти о войне поднимается во всех “школьных” произведениях Б. Васильева (“А зори здесь тихие. “, “В списках не значился”, “Завтра была война”), можно порекомендовать ребятам также “Облачный полк” Э. Веркина и рассказ В. Астафьева из сборника “Затеси” “Поросли окопы травой”.
Тема №2. “Я и другие”
В пояснениях сказано, что могут быть затронуты фактически любые взаимоотношения человека и социума: взаимосвязь, конфликты, влияние, самодостаточность и т.д. Поэтому угадать тему трудно. Но, думается, можно представить себе три варианта:
- взаимосвязь, взаимовлияние, формирование личности в социуме (можно взять, например, произведения Н. В. Гоголя или, скажем, рассмотреть образ Онегина, презирающего свое окружение, но взращенного этим обществом и потому зависимого от него),
- противостояние личности и социума (от Чацкого и фамусовского общества до Ларры),
- “самостоянье человека”, выражаясь словами Пушкина, его способность быть собой, не сливаясь с безликой массой (например, тот же Чацкий, антиутопии, “В списках не значился”).
Можно порекомендовать книги:
- В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»,
- Э. Веркина «Герда», «Кусатель ворон»,
- В. Крапивина «Гуси, гуси, га-га-га»,
- С. Лукьяненко «Звезды — холодные игрушки».
Упорно приходит на ум и стихотворение А. С. Пушкина «Два чувства дивно близки нам…».
Тема №3.”Между прошлым и будущим: портрет моего поколения”
Это тоже интересное направление, но тема может попасться какая угодно. В пояснениях Рособрнадзора сказано, что там и интересы, и пристрастия, и взаимоотношения. Очевидно одно: необходимо прочитать и обсудить с ребятами что-то из современной литературы (желательно без мата и чернухи). Мы порекомендовали бы “Сестру четырех” Е. Водолазкина. Произведение новейшее, прямо-таки “с пылу, с жару”, поднимает много современных проблем, небольшое по объему, написанное великолепным языком. Минус только один — пьеса сложновата для самостоятельного изучения школьниками. Лучше бы найти время рассмотреть его вместе на уроке.
Тема №4.”Время перемен”
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Рассуждая об этом направлении, мы обратились к лирике Тютчева. И это неслучайно: у классиков можно найти немало произведений, посвященных серьезным изменениям в сознании человека под воздействием внешних потрясений. Можно, например, обратить внимание на роман Пушкина “Капитанская дочка” или поэму “Медный всадник”. Последнее произведение отчасти обращается и к теме перемен в обществе и государстве — в связи с личностью Петра Великого.
Значительная перемена в сознании персонажа — это особенность сюжета еще ряда произведений. Наверное, стоит обратиться к романам:
- “Отцы и дети” И. С. Тургенева,
- “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского.
Они могут стать основой для рассуждений и по другим темам (по направлениям “Я и другие”, “Разговор с собой”). Глобальным потрясениям посвящены и поэмы
- А. А. Блока “Двенадцать”,
- В. В. Маяковского “Хорошо” и “Во весь голос”,
- стихотворение С. А. Есенина “Сорокоуст”.
Если же рассматривать направление в другом аспекте, надо сосредоточиться не на изменении мировоззрения героя под воздействием обстоятельств и размышлений, а на потрясениях, которые влияют на людей.
Мы бы порекомендовали в этом случае обратиться к повестям В. Распутина “Прощание с Матерой” и, еще в большей степени, “Дочь Ивана, мать Ивана”. Интересно наблюдать за тем, как не приняла перемены Тамара Ивановна и как по-своему принял их ее сын.
От реальности нельзя убежать, просто разбив телевизор. Игнорирование изменений в обществе привело к тому, что семья оказалась беззащитна перед жизнью. Света огромными глотками пила эту отраву, не получив от родителей никакого противоядия: они-то сами просто игнорировали происходящее. Иван оказался вдумчивее, он принял реальность, но не захотел ей подчиниться. Его спасение — история, язык, культура. Но это не убежище изгоя. Иван нашел то вечное, что все равно вернется рано или поздно. И стал служить этому вечному, приближая его, возвращая ему то место в душах людей, которое незаконно заняли яркие импортные шмотки.
Логичным кажется и обращение к творчеству современных писателей: Е. Водолазкина (“Сестра четырех”), Е. Чудиновой (“Мечеть Парижской Богоматери”) и др.
Тема №5.«Разговор с собой»
Направление “Разговор с собой” кажется очень широким. Строго говоря, любое произведение литературы — это разговор не только с читателем, но и (даже иногда в большей степени) с самим собой. То есть как бы любое произведение годится, но работать с таким соотношением (личность писателя — его произведение) старшекласснику не всегда легко. Разве что “Преступление и наказание” хорошо поддается анализу, ведь Достоевский тоже поменял свои воззрения во время “наказания”: инсценировка казни заставила его задуматься о ценности человеческой жизни, а потом было достаточно времени пообщаться с реальными, а не книжными людьми и по-настоящему понять Россию.
Но все же будет проще опираться на произведения, в которых присутствует диалог героя с самим собой. И подобрать такие произведения не так уж просто. Например, Чацкий говорит много, но в основном транслирует идеи окружающим. Сам с собой он говорит очень мало. Конечно, причина этого и в том, что перед нами драматическое произведение. Но и Онегин, например, особо не рефлексирует, и Базаров. И даже Мастер, хотя от него можно было бы ожидать.
А вот Печорин очень много говорит с собой на страницах своего “журнала”, и в результате “Герой нашего времени” — это просто находка для данного направления. Печорин делает все, что возможно в диалоге с собой:
- строит планы,
- выражает эмоции,
- делится наблюдениями,
- дает оценку окружающим,
- подробно разбирает свои поступки,
- даже анализирует собственную личность.
То есть к любой, вроде бы, теме можно найти аргументы. Кроме, разве что, мук совести — в нормальном смысле слова они Печорину не свойственны.
Стоит обратить внимание на стихотворение С. А. Есенина “Черный человек”. Оно, конечно, очень жесткое, но и старшеклассники — люди уже взрослые. К тому же, “черный человек” — это общепринятое наименование для темного альтер-эго человека. Можно было бы сослаться еще на “Братьев Карамазовых” Ф. М. Достоевского, но это произведение не изучается в школе и притом очень объемное.
Из произведений современной литературы можно порекомендовать
- “Сестру четырех” Е. Водолазкина, именно первую пьесу тетралогии,
- “Крошек Цахес” Е. Чижовой.
В первой люди говорят о сокровенном, полагая, что беседуют со смертью. Но на самом деле они говорят с самими собой.
Во втором героиня-рассказчица, хотя и притворяется просто хроникером, в реальности вторая главная героиня романа. И у нее тоже есть темное альтер-эго — “ночные няни”.
В целом это направление выглядит наиболее обнадеживающим наряду с первым, “Забвению не подлежит”.
Направления известны, книги доступны. Будем надеяться на высокие результаты.
Список произведений для подготовки к итоговому сочинению 2020-2021 г.
В завершение предлагаем небольшой список произведений, которые кажутся интересными и полезными в связи с направлениями сочинения (в скобках указаны номера направлений).
- А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (2, 4)
- А. С. Пушкин «Медный всадник» (2, 4)
- Л. Н. Толстой «После бала» (4, 5)
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (2, 4, 5)
- Ф. М. Достоевский «Кроткая» (2, 5)
- С. А. Есенин «Черный человек» (5)
- С. А. Есенин «Сорокоуст» (4)
- С. А. Есенин «Письмо женщине» (2, 4, 5)
- А. А. Блок «Двенадцать» (1, 2, 4)
- В. В. Маяковский «Во весь голос» (1, 4, 5)
- А. А. Ахматова «Реквием» (1, 4)
- В. Тендряков «Хлеб для собаки» (1, 2, 5)
- В. Астафьев «Царь-рыба» (5)
- В. Астафьев «Затеси» (1, 5)
- В. Распутин «Прощание с Матёрой» (1, 2, 4)
- В. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана» (2, 4, 5)
- Б. Васильев «В списках не значился» (1, 2)
- Б. Васильев «Завтра была война» (1, 2)
- Е. Водолазкин «Дом и остров» (1, 2)
- Е. Водолазкин «Сестра четырёх» (2, 3, 5)
- Е. Чижова «Крошки Цахес» (2, 5)
- Я. Вагнер «Вонгозеро» (2, 3, 5)
- Э. Веркин «Облачный полк» (1, 2)
- Э. Веркин «Герда» (2, 3, 5)
- Исигуро Кадзуо «Не отпускай меня» (2, 3)
Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Определены пять направлений тем итогового сочинения (изложения) на 2020/2021 учебный год
В 2020/2021 учебном году итоговое сочинение (изложение) пройдет 2 декабря 2020 года (основной этап), 3 февраля 2021 года и 5 мая 2021 года – дополнительные сроки.
Тематические направления итоговых сочинений:
Забвению не подлежит,
Разговор с собой,
Между прошлым и будущим: портрет моего поколения.
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).
С 21 октября по 18 ноября комитет по образованию города Барнаула будет вести приём документов для написания итогового сочинения от:
– выпускников прошлых лет, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы,
– иностранных граждан, получивших среднее общее образование в иностранных образовательных организациях,
– обучающихся в образовательных организациях по программам среднего профессионального образования (на базе 9 классов),
– получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях.
Для этих категорий написание итогового сочинения осуществляется по желанию. Дата определяется ими самостоятельно (02.12.2020, 03.02.2021, 05.05.2021) и указывается в заявлении.
Заявление подается не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения в сроки, утвержденные приказом Министерства образования и науки Алтайского края от 24.09.2020 №1165.
В комитете по образованию подчеркивают, что обучающиеся в образовательных организациях по программам среднего профессионального образования на базе 11-ти классов являются выпускниками прошлых лет.
Перечень документов, необходимых при подаче заявления, и график приема размещены на сайте комитета.
Поделитесь статьей в соц. сетях:
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (изложение) 2021-2022 учебный год | |||||||||
Сроки регистрации на участие в итоговом сочинении(изложении) в 2021/2022 учебном году
Федеральные документы Департамент Смоленской области по образованию и науке Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 26.10.2021 г. № 04-416 о методической документации, рекомендуемой при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году. Сборник отчетных форм для проведения итового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году. Региональные документы Департамент Смоленской области по образованию и науке Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 08.10.2021 г. № 899-ОД «О сроках проведения итогового сочинения (изложения), сроках и местах регистрации для участия в написании итогового сочинения (изложения), местах информирования о результатах итогового сочинения (изложения) в Смоленской области в 2021/2022 учебном году» Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 18.10.2021 г. № 922-ОД «О утверждении графика внесения сведений об итоговом сочинении (изложении) в региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, проверки и обработки итогового сочинения (изложения) на 2021/2022 учебный год» Муниципальные документы Отдел образования Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области Приказ Отдела образования Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области № 255 б от 25 октября 2021 года «О Порядке проведения итогового сочинения (изложения) в 2021-2022 учебном году» | |||||||||
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (изложение) 2020-2021 учебный год |
Расписание проведения итогового сочинения (изложения) В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией на территории Российской Федерации проведение итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году перенесено.
Тематические направления итогового сочинения В 2020/21 учебном году утверждены следующие тематические направления итогового сочинения:
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2020/21 учебного года. | ||||||
Подробная информация о сроках, местах регистрации и документах для участия в написании итогового сочинения (изложения) в Смоленской области в 2020/21 учебном году | ||||||
УЧАСТНИКИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)
|
Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году.
Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году.
Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году. ФОРМЫ.
Выпускники 11-х классов для получения допуска к выпускным экзаменам должны получить удовлетворительные отметки по всем учебным предметам, а также результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение), сроки которого перенесены.
Региональные документы
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 06.10.2020 г. № 726-ОД «О сроках и местах регистрации для участия в написании итогового сочинения (изложения) Смоленской области в 2020/2021 учебном году»
Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 12.10.2020 г. № 737-ОД «О порядке проведения и проверки итогового сочинения (изложения) в Смоленской области в 2020/2021 учебном году«
Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 26.11.2020 г. № 908-ОД «О внесении измененийв приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 19.10.2020 № 756-ОД»
Муниципальные документы
Отдел образования Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области
Приказ Отдела образования Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области № 262 б от 17 ноября 2020 года «О Порядке проведения итогового сочинения (изложения) в 2020-2021 учебном году»
Приказ Отдела образования Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области № 270 б от 27 ноября 2020 года «О внесении изменений в приказ Отдела образования «
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (изложение)
2019-2020 учебный год
Региональные документы
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 04.10.2019 г. № 822-ОД «О сроках и местах регистрации для участия в написании итогового сочинения (изложения) Смоленской области в 2019/2020 учебном году»
Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 07.10.2019 г. № 833-ОД «О Порядке проведения итогового сочинения (изложения) и хранении оригиналов (копий) бланков итового сочинения (изложения) в Смоленской области в 2019/2020 учебном году«
Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 05.11.2019 г. № 950-ОД «Об утверждении инструкций для лиц, участвующих в организации и проведении итогового сочинения (изложения) на территории Смоленской области в 2019/2020 учебном году»
Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 11.11.2019 г. № 962-ОД «Об организации и проведении итогового сочинения (изложения) в Смоленской области 4 декабря 2019 года»
Муниципальные документы
Отдел образования Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской област
Приказ Отдела образования Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области № 335 б от 07 ноября 2019 года «О порядке проведения и проверки итогового сочинения (изложения) и хранении оригиналов (копий) бланков итогового сочинения (изложения) в 2019/2020 учебном году«.
Информация о сроках и местах регистрации для участия в написании итогового сочинения (изложения)
в Смоленской области в 2019/20 учебном году
Мероприятие | Место | Дата | Дата | Дата |
Проведение итогового сочинения (изложения) | образовательные организации | 4 декабря 2019 | 5 февраля 2020 | 6 мая 2020 |
Подача заявлений на участие в итоговом сочинении (изложении) всеми категориями участников | места регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении) | до 20 ноября 2019 | до 22 января 2020 | до 22 апреля 2020 |
Ознакомление обучающихся с результатами (указаны примерные даты информирования) | образовательные организации | до 18 декабря 2019 | до 19 февраля 2020 | до 16 мая 2020 |
Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление на участие в итоговом сочинении (изложении), согласие на обработку персональных данных и предъявляют следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность
- документ об образовании (диплом, аттестат о среднем общем образовании (для выпускников прошлых лет)
- справка из образовательной организации, подтверждающая освоение или завершение освоения образовательных программ среднего общего образования в текущем учебном году (для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования)
- справка из образовательной организации с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка (для обучающихся в иностранных образовательных организациях)
- копию заключения ЦПМПК и/или оригинал справки по инвалидности (при наличии) для организации специальных условий при проведении итогового сочинения (изложения)
- СНИЛС (при наличии)
Образцы заявлений
- Для выпускников текущего года:
- Образец заявления на участие в итоговом сочинении (изложении).
- Для выпускников прошлых лет/ для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования/ для обучающихся в иностранных образовательных организациях:
- Образец заявления на участие в итоговом сочинении и согласие на обработку персональных данных.
- Памятка о порядке проведения итогового сочинения (изложения) (для ознакомления обучающихся и их родителей (законных представителей) под подпись).
Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) — 2019-2020 учебный год
Письмо Рособрнадзора от 24.09.2019 г. № 10-888
- Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019-2020 уч.г.
- Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
- Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
- Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
- Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
- Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019-2020 уч.г.
- Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
- Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
- Рекомендации по составлению программы повышения квалификации учителей по обучению написанию сочинения (изложения) для учителей русского языка и литературы
- Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению
- Методические рекомендации по подготовке к итоговому изложению
Образцы бланков итогового сочинения
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (изложение) 2018-2019 учебный год |
Информация о итоговом сочинении в 2018-2019 учебном году.
Региональные документы
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 22.10.2018 г. № 884-ОД «О сроках и местах регистрации для участия в написании итогового сочинения (изложения) Смоленской области в 2018/19 учебном году»
Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 19.11.2018 г. № 968-ОД «О Порядке проведения итогового сочинения (изложения) и хранении оригиналов (копий) бланков итового сочинения (изложения) в Смоленской области в 2018/19 учебном году«
Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 27.11.2018 г. № 987_ОД «Об организации и проведении итогового сочинения (изложения) в Смоленской области 5 декабря 2018 года»
Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 14.01.2019 № 06-ОД «Об организации и проведении итогового сочинения (изложения) в Смоленской области 6 февраля 2019 года»
Муниципальные документы
Отдел образования Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области
Приказ Отдела образования Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области № 375 б от 14 ноября 2018 года «О порядке проведения итогового сочинения (изложения) в 2018-2019 учебном году «.
Приказ Отдела образования Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области № 376 б от 14 ноября 2018 года «О возложении ответственности за предоставление достоверной информации«.
Приказ Отдела образования Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области № 377 б от 14 ноября 2018 года «О назначении ответственного за формирование и ведение информационных систем«.
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!
Похожие работы на — Стиль и методы работы линейного руководителя
Скачать Скачать документ
Информация о работе Информация о работе
Скачать Скачать документ
Информация о работе Информация о работе
Скачать Скачать документ
Информация о работе Информация о работе
Скачать Скачать документ
Информация о работе Информация о работе
Скачать Скачать документ
Информация о работе Информация о работе
Скачать Скачать документ
Информация о работе Информация о работе
Скачать Скачать документ
Информация о работе Информация о работе
Нужна качественная работа без плагиата?
Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу Без плагиата!
Стиль и методы работы линейного руководителя
Тема данного реферата актуальна и может представлять интерес для специалистов в области руководства в организации. В современных условиях очень важно каждой организации правильно подобрать грамотного руководителя, который будет обладать эффективными навыками управления. Руководство является сложной функцией, цель которой — побудить людей работать эффективно и с желанием. Руководя подчиненными, менеджер может давать задания, показывать, как выполнять работу, отдавать распоряжения, оценивать труд работников и исправлять их ошибки. Перед руководителем так же стоит цель создать сплоченный, ответственный и трудолюбивый коллектив.
Руководитель должен иметь широкий профессиональный кругозор, также высококвалифицированный руководитель должен быть энциклопедически вооружен и иметь несколько вариантов решения производственных задач. Одними из немало важных качеств эффективной руководительской деятельности является стили и методы руководства.
Целью данного реферата является рассмотрение стилей и методов работы линейного руководителя. Для достижения цели нужно рассмотреть несколько вопросов, а именно: кем является линейный руководитель, какие методы и стиль работы использует в своей работе.
линейный руководитель управляющий работник
Линейные руководители они же младшие начальники, которых также называют руководителями первого (низового) звена или операционными руководителями — это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). Младшие начальники (или супервайзеры) в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование. Типичным названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой управления в школе бизнеса. Большая часть руководителей вообще — это руководители низового звена. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве.
Работа руководителя низового звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями. Она характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Задачи сами по себе потенциально краткие. Временной период для реализации решений, принимаемых мастером, также короткий. Они почти всегда реализуются в течение менее чем двух недель. Было выявлено, что мастера проводят около половины своего рабочего времени в общении. Они много общаются со своими подчиненными, немного с другими мастерами и совсем мало со своим начальством.
2. Стиль работы линейного руководителя
Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации определяется как стиль руководства.
Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных.
Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения.
Правильно выработанный стиль руководства, соответствующий сложившийся ситуации, способен преодолеть трудности и привести систему к неожиданно высоким конечным результатам.
Четко классифицировать стили управления весьма трудно, так как каждая организация имеет свои неповторимые специфические особенности, и каждый руководитель уникален, наделен своими неповторимыми способностями, талантами. Уберите расстояния в словах
Традиционно различают следующие стили управления: авторитарный (он же автократический, административный, волевой, директивный), сосредоточенный исключительно на работе (одна крайность), демократический (он же коллегиальный, товарищеский) и либеральный (свободный, нейтральный, анархический, попустительский, невмешивающийся, разрешительный, формальный, номинальный), сосредоточенный на человеке (другая крайность).
Авторитарный стиль управления. Руководитель является сторонником централизации управления, обладает достаточной властью, жестко диктует свою волю исполнителям и чаще всего обращается к потребностям низших уровней исходя из концепции, что люди по своей природе ленивы, избегают работы и ответственности и, чтобы заставить их трудиться, нужно использовать принуждение, контроль и угрозу. Он принимает решения единолично, основываясь на личном опыте и интуиции, директивно определяет функции подчиненных, не давая им возможности проявлять инициативу, строго контролирует их действия, пресекает всякую критику в свой адрес и наделяет исполнителей минимумом информации: только он знает фактическое состояние дел в коллективе и перспективы дальнейшего развития. Формально такой руководитель опирается на установленную управленческую иерархию, действующую структуру управления и на систему прав и обязанностей работников. Манерами поведения и часто даже внешне авторитарные руководители похожи друг на друга: угрюмый, неприветливый, всегда озабоченный, «сам не шучу и другим не позволю». Однако авторитарная власть, не знающая сострадания и компромиссов, не обязательно характерна для сильной личности. Чаще такой стиль руководства предпочитают слабые и примитивные начальники, стремящиеся стать «незаменимыми». Тем не менее, не нужно сразу же отбрасывать этот стиль руководства: миллионы людей, особенно старшего поколения, воспитанные советским строем, считают его совершенно естественным и единственно правильным — «приказ начальника — закон для подчиненных». При особых, экстремальных ситуациях, при жестком дефиците времени (война, пожар, стихийные бедствия, кризисная ситуация на фирме) этот стиль управления является оправданным, жесткая централизация гарантирует оперативность выполнения решений и их надежный контроль.
Демократический (коллегиальный) стиль управления. Базируется на другом понимании человеческой сущности: труд — процесс естественный, самоуправление и приобщение к задачам и целям организации позволяют творчески решать возникающие проблемы совместно с руководством. Руководитель сознательно децентрализует свою управленческую власть, консультируется с подчиненными при выборе решений, передает им имеющуюся информацию, апеллирует к более высокому уровню потребностей человека, не навязывает свою волю, часто делегирует подчиненным свои полномочия. При этом стиле управления задействованы каналы коммуникаций, инициатива всячески стимулируется, что способствует двустороннему обмену мнениями для достижения взаимопонимания. Подчиненные убеждены, что, выполняя требования начальника, они получат вознаграждение, адекватное их усилиям, и заинтересованно воспринимают управляющие решения, в подготовке которых они сами зачастую принимали участие. При демократическом стиле управления основная функция руководителя — координация и ненавязчивый контроль, дисциплина базируется на сознательности работников, а не на страхе перед начальником. В таких коллективах редко возникают конфликты, общность взглядов, позиций и высокий престиж руководителя создают благоприятные условия для принятия решения на основе плюрализма мнений. Однако коллегиальный тип руководства требует много времени на разработку и согласование управленческого решения, таит в себе опасность ослабления контроля, иногда даже приводит к безответственности. Демократизация общества, на которую совсем недавно возлагались большие надежды, оправдала их далеко не полностью.
Либеральный (разрешительный) стиль управления. Характеризуется минимальным участием руководителя в управлении, и коллектив имеет полную свободу принимать самостоятельные решения по основным направлениям производственной деятельности предприятия (согласовав их, естественно, с руководителем). Такой стиль управления оправдан в том случае, если коллектив выполняет творческую или индивидуальную работу и укомплектован специалистами самой высокой квалификации с оправданно высокими амбициями. Этот стиль руководства опирается на высокую сознательность, преданность общему делу и творческую инициативу всех членов коллектива, хотя управлять таким коллективом — задача не из легких. Тактика минимального вмешательства (интервенции) в дела коллектива требует от руководителя такта, высокой эрудиции и управленческого мастерства, нужно уметь ничего якобы не делать самому, но знать обо всем и ничего не упускать из своего поля зрения. Руководитель-либерал должен мастерски владеть принципом делегирования полномочий, поддерживать добрые отношения с неформальными лидерами, уметь корректно ставить задачи и определять основные направления работы, координировать взаимодействие сотрудников для достижения общих целей. Самое опасное испытание для либерального стиля управления — возникновение конфликтных ситуаций, своеобразная битва амбиций, вероятность которой весьма велика в коллективе, состоящем из одаренных, неординарных личностей. В таких случаях либеральность может превратиться в попустительство, а коллективу грозит опасность разделиться на враждующие группировки.
. Методы работы линейного руководителя
Традиционная общепризнанная классификация группирует методы руководства по характеру воздействия: экономические, административные (организационно-распорядительные) и социально-психологические. Такое группирование достаточно условно, так как эти методы имеют очень много схожего и взаимно проникают друг в друга. В то же время они имеют определенные различия в способах воздействия на объекты управления, что и позволяет рассматривать каждый из них в отдельности.
Сущность экономических методов состоит в том, чтобы через воздействие на экономические интересы сотрудников компании и других лиц, участвующих в экономической деятельности компании при помощи экономических рычагов (заработной платы, премий, прибыли, налогов, льготных цен и т.п.) организовать эффективное управление производством. В основе данных методов лежит материальное стимулирование, направленное на повышение ответственности и заинтересованности менеджеров в принятии эффективных управленческих решений, а также стимулирующих сотрудников проявлять инициативу при решении поставленных задач без специального распорядительного воздействия.
Использование экономических методов побуждает более эффективно проявляться обратные связи, что положительным образом сказывается на функции контроля. Применение экономических методов управления позволяет активизировать персонал в реализации поставленных задач, позволяет сделать процесс управления более адаптированным и гибким по отношению к конкретному трудовому коллективу. Экономические методы управления отражают социально-экономическую природу компании и способствуют ее развитию в современных рыночных условиях производства. Среди этих методов важное место занимает хозяйственный расчет.
Административные методы управления.
Административные методы управления — это совокупность способов и средств воздействия на персонал, основанных на власти и дисциплине. Главная особенность — прямое воздействие на объект и поведение исполнителей в определенной обстановке. Формой выражения являются распоряжения и приказы вышестоящего органа, которые носят обязательный характер для нижестоящего. Основанные на чётком разграничении прав, ответственности и обязанностей управляющего органа, которые закреплены в положениях структурных подразделений, инструкциях и функциональных обязанностях должностных лиц.
Организационно-распорядительный метод — оперативное воздействие на производственный процесс, с одной стороны, принятие перспективных и эффективных решений по усовершенствованию системы управления и производства, с другой стороны. Для классификации этих методов более рациональным и приемлемым считается деление на три группы: организационно-стабилизирующие, дисциплинарные и распорядительные.
Организационно-стабилизирующее воздействие выполняется: при организационном регламентировании определяются состав предприятия, функциональный набор его органов и должностных лиц. Основой является закон о предприятиях, то есть имеет характер правового регулирования всей системы управления.
Нормирование — установление нормативов, то есть рамки по нижним и верхним пределам, нормы, правила взаимодействия служб и подразделений.
Инструктирование — создание условий для осуществления процессов, независящих от индивидуальных качеств людей, а следующих из требований системы управления.
Менеджмент не может осуществлять процесс управления без распорядительного воздействия, когда перед управляющей и управляемой системами поставлены конкретные задачи — обеспечить техническое, организационное и экономическое регулирование процесса производства, предупреждающее отклонения, восстанавливающее ранее предусмотренные параметры. Распорядительное воздействие обеспечивается посредством распоряжений, приказов, уставных указаний.
Для того, чтобы распорядительное воздействие было эффективным, необходимо организовать строгий контроль за его исполнением.
Контроль и проверка исполнения — необходимые части любого распорядительного документа. Функция контроля является важной составляющей процесса управления. Как текущий, так и итоговый контроль выполнения производственного задания, позволяют добиться наиболее эффективного результата в управленческой деятельности.
Социально-психологические методы управления.
Социально-психологические методы основываются на мотивации потребностей и интересов личности, коллектива, на их профессиональных связях и общении, инициируют творческую и профессиональную активность. Сущность социально-психологических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов задействовать эффективный механизм работы.
Эти методы управления задействуют механизмы, опирающиеся на моральные и эмоциональные стимулы, на поддержание положительного микроклимата в трудовом коллективе. Социально-психологические методы управления воздействуют на человека через удовлетворение и убеждение, применяя различные методики: убеждения, внушения, «заражения идеей» и т.п. Современное управление компанией не может обойтись без социально-психологических методов управления, которые всегда дополняют как административно-командные, так и экономические методы руководства.
Итак, подведя итоги можно сделать следующие выводы, что линейные руководители возглавляют относительно обособленные производственные и хозяйственные подразделения (фирму, цех, отдел, бюро). Каждый из них посредством приданного ему аппарата управления координирует деятельность своих подчиненных, принимает решения, касающиеся вопросов, определяющих работу его подразделения. Стиль работы линейного руководителя является смешанный стиль руководства. Основными методами линейного руководителя являются: экономические, административные и социально-психологические методы, с помощью которых реализуются функции управления.
Так же от руководителя зависит не только эффективность работы подчиненных, но так же атмосфера в коллективе и отношения между руководителем и подчиненным. Когда весь коллектив работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, — в том числе и простое человеческое счастье, взаимопонимание и удовлетворенность работой.
1) Арутюнов, В.В. Управление персоналом: учеб. пособие /В.В. Арутюнов, И.В. Волынский. — Ростов-на-Дону, 2010. — 448 с.
) Веснин, В. P. Управление персоналом. Теория и практика: учебник /В.Р. Веснин. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. — 688 с.
) Зайцева, Т.В. Управление персоналом: Учебник / Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 336 c.
) Лешенкина Т.И. Научная организация труда персонала: учебник / Т.И. Лешенкина. — М.: Маркет ДС, 2011.
Похожие работы на — Стиль и методы работы линейного руководителя Реферат. Менеджмент.
Реферат: Bad Tires Create Safety Problems Essay Research
Контрольная работа по теме Актуальные направления решения проблем инновационного развития животноводства в РФ
Контрольная работа по теме Методы управления инвестиционными проектами
Реферат: Canadian History And Government Essay Research Paper
Курсовая работа по теме Плавание как средство оздоровления детей дошкольного возраста
Реферат по теме Всероссийская служба медицины катастроф России
Дипломная работа по теме Розробка програмного забезпечення вирішення задачі формування портфеля цінних паперів
Курсовая работа по теме Нормативно-правовое регулирование необходимой обороны в российском и зарубежном уголовном законодательстве
Сочинение по теме Сатирическая хроника русской жизни
Портрет Моего Отца Сочинение
Дипломная работа по теме Договор пожизненного содержания с иждивением
Курсовая работа по теме Топонімія і гідронімія Лисянського району Черкаської області
Книги Для Итогового Сочинения Я И Другие
Доклад по теме Теплофизические свойства беспесчаного керамзитобетона
Ликвидность Курсовая Работа
Реферат: на тему: отель легенда «royal hotel sanremo»
Реферат по теме Антисциентизм в современной западной философии (неокантианство, экзистенциализм, персонализм)
Дипломная работа по теме Разработка системы электроснабжения авторемонтного завода
Реферат по теме Ипотечное кредитование в России
Реферат по теме Хирургия (Язвенная болезнь)
Реферат: The Aztec Essay Research Paper The Aztec
Реферат: Essay On Eustacia Vie Return
Реферат: Does God Exist Essay Research Paper Does
Нет на свете человека, который не нуждался бы в дружбе, потому что друг ? это самое родное и близкое существо на свете. Он всегда готов выслушать и прийти на помощь. Иногда бывает, что среди людей трудно найти такого друга, особенно в детстве. Но потребность дружить, общаться, раскрывать свою душу для кого-то очень сильна, и тогда родным и близким может стать домашний питомец ? собака.
Картина Широкова «Друзья» описывает именно такую историю. Другом мальчика стал самый обычный пес, на картине они изображены сидящими рядом на полу. Между ними существует какая-то невидимая связь, они никогда не предадут и не бросят друг друга. Собака всегда будет рядом со своим другом, если потребуется, защитит его, пожертвовав своей жизнью.
На полотне преобладают темные тона. Сочетание холодных красок и четких контуров подчеркивает незримое чувство теплоты, которое испытывают друг к другу герои картины.
Картина «Друзья» помогает понять, что такое дружба. Собака всегда была символом настоящего преданного друга, который не ищет выгоду и для которого не существует границ. Никакие обстоятельства не смогут помешать ей прийти на помощь другу. Я считаю, что в дружбе люди должны брать пример с собак.
2. Сочинение по картине Широкова «Друзья»
План:
Художник Е.Н.Широков.
Описание композиции и сюжета картины.
О картине «Друзья».
Евгений Николаевич Широков ? известный российский живописец. В 1986 г. получил звание народного художника СССР. Его творчество характеризуется особой психологической выразительностью изображенных на картинах персонажей. Большой интерес вызывает полотно «Друзья».
Герои картины ? мальчик и его пес. Композиция выстроена так, что они оба находятся в центре полотна и выглядят равноценными персонажами. Скрестив ноги, мальчик понуро сидит рядом с собакой, опираясь одной рукой о пол, а второй рукой гладит своего питомца. Собака лежит, уронив голову на передние лапы, настроение хозяина явно передалось ей. Задумчиво склонившись над лежащим псом, мальчик грустит о чем-то, и, похоже, он с трудом сдерживает слезы. Кажется, ему хочется поговорить с собакой и пожаловаться ей на что-то. В раздумьях мальчик рассеянно поглаживает блестящую шерсть на спине своего питомца. В глазах умного животного грусть и сочувствие.
Картина написана неяркими скупыми красками. Темноволосый подросток одет в синюю футболку, серые брюки и сандалии. Большая собака ? черная, за исключением белых «носочков» на лапах. На фоне светло-серой стены выразительно прорисован силуэт склонившегося мальчика, таким способом художник подчеркивает его подавленное настроение. Светло-коричневый пол и мятое красное покрывало, на котором расположились герои, выглядят настолько уныло и буднично, что не привлекают ни малейшего внимания зрителя. Акцент сделан на фигурах героев, на их взаимосвязи. Это не хозяин и его пес, а два друга, и название картины подтверждает такой вывод.
Возможно, у мальчика какие-то неприятности, он чем-то сильно расстроен. Наверное, его четверолапый друг только что выслушал какую-нибудь грустную историю, не зря у него приподнято одно ухо. Помочь или дать полезный совет, собака, конечно, не в силах, но может выслушать и проявить сочувствие. Это иногда бывает важнее всего в трудной ситуации. Скорее всего, через полчаса парнишка в отличном настроении побежит играть в футбол, забыв о своих бедах. Восстановить душевное равновесие ему поможет, конечно же, его четвероногий друг.
Картина вызывает двоякое ощущение. Кроме грусти, пронизывающей фигуры мальчика и собаки, чувствуется надежность, уверенность в том, что у героев произведения все будет в порядке. Они всегда поймут и поддержат друг друга, пес будет верным и преданным товарищем, а мальчик станет заботливо ухаживать за своим питомцем, будет хорошим и ответственным хозяином.
Мастерство живописца вызывает неподдельное восхищение. Нарисованная скупыми, несколько мрачными красками, композиция из двух фигур психологически точно передает множество эмоций ? и грусть, и стремление помочь друг другу, и спокойную уверенность в завтрашнем дне.
В этой работе отлично видна способность художника показывать самую суть отношений, причем не только между людьми, а даже между человеком и животным. В картине нашли свое отражение готовность к взаимовыручке, понимание, преданность, способность поддержать в сложный момент, то есть все, что можно назвать словами «настоящая дружба».
Собака недаром во все времена считалась другом человека, она слушает и понимает своим преданным сердцем, и даже на расстоянии может почувствовать, что ее хозяин попал в беду. Если потребуется, четвероногий друг без раздумий бросится на помощь, даже с риском для своей жизни. А в повседневной жизни собака оживляет однообразные будни и поднимает настроение своим хозяевам.
Существует целый ряд произведений искусства, посвященных верности и преданности собак. Одно из самых достойных мест в этом ряду, несомненно, занимает картина знаменитого художника и тонкого психолога Евгения Николаевича Широкова «Друзья».
3. Сочинение по картине Широкова «Друзья» 7 класс
На столе передо мной лежит репродукция картины Евгения Широкова «Друзья». На ней изображены мальчик и большая черная собака.
Одетый в темно-серую футболку и серые брюки темноволосый мальчишка сидит на полу рядом с лежащим животным. Он гладит рукой спину собаки, задумчиво склонившись над ней. У него грустное лицо, глаза опущены вниз. Видно, что мальчик очень привязан к своей собаке, между ними теплые отношения. Название картины говорит о том, что мальчик и собака дружат и делят невзгоды на двоих.
Картина написана неяркими, темными красками. Они подчеркивают грустное настроение, овладевшее ее героями. Помятый красный плед, на котором расположились мальчик с собакой, и серая стена за ними, выглядят уныло и скучно. Поэтому все внимание зрителя приковано к персонажам картины. Их настроение передано так точно, что можно догадаться об их мыслях. Видно, что мальчику требуется помощь и участие. У собаки понимающий взгляд, но, к сожалению, она ничего не может ответить своему юному хозяину. У нее поднято одно ухо, она внимательно слушает мальчика и всем сердцем желает понять его трудности и поддержать его. Да, такому другу можно доверить все: и про двойку по математике рассказать, и про домашние проблемы. Глядя на умные глаза животного, приходит мысль, что собака переживает из-за того, что ее хозяину плохо, а она не может помочь ему и утешить. Но, даже просто проявив участие, можно очень сильно помочь и принести пользу, иногда это бывает очень важно.
Мне очень сильно понравилась картина, она изображает теплые и дружеские отношения между героями. Мне бы хотелось иметь таких друзей, как они.
Всё для учебы » Сочинения » Сочинение по картине Широкова «Друзья» 7 класс