Инфоурок
›
Литература
›Презентации›Презентация к роману Л.Н.Толстого «Война и мир». Анализ эпизода «В салоне Анны Павловны Шерер» (т.1, ч.1, гл. 1 — 5)
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Л.Н.Толстой
Роман-эпопея «Война и мир»
Анализ эпизода
«В салоне Анны Павловны Шерер»
(т.1, ч.1, гл. 1 — 5) -
2 слайд
Описание слайда:
Повторим!
— Почему «Войну и мир» называют романом-эпопеей? (Роман-эпопея – самое большое эпическое произведение, изображающий большой период исторического времени или историческое событие, в котором решаются судьбы нации, народа, страны)
Каковы ваши первоначальные впечатления
о прочитанном? -
3 слайд
Описание слайда:
Словарная работа
Салон — («гостиная» по-французски) -некий кружок вокруг блестящей дамы, который объединял ее друзей из разных слоев общества. Кружки эти всегда создавались по интересам: одних увлекала религия, других политика, третьих – литература, искусство и музыка. Салоны заводили знатные дамы.
Большей частью салоны были прибежищем оппозиции: здесь царствовал не король, а прекрасная или хотя бы довольно умная и любезная дама, перед чарами которой были равны все. -
4 слайд
Описание слайда:
Словарная работа
Фрейлина — (от устаревш. нем. Fräulein — незамужняя женщина, девушка) — младшее придворное женское звание в послепетровской России. Давалось представительницам знатных дворянских фамилий. Фрейлины составляли свиту императриц и великих княгинь. -
5 слайд
Описание слайда:
Романовы
Павел I
убит в 1801 г.
Мария Федоровна
Дети:
1. Александр I – российский император (1801 — 1825)
2. Константин
3. Александра
4. Елена
5. Мария
6. Екатерина
7. Ольга
8. Анна
9. Николай I — российский император (1825 — 1855)
10. Михаил -
6 слайд
Описание слайда:
Л.Н.Толстой
Роман-эпопея «Война и мир»
Анализ эпизода
«В салоне Анны Павловны Шерер»
(т.1, ч.1, гл. 1 — 5) -
7 слайд
Описание слайда:
Цель
Определить роль эпизода в романе, отношение автора к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает. -
8 слайд
Описание слайда:
Эпиграф
Вечер Анны Павловны был пущен.
Веретена с разных сторон равномерно и не
умолкая шумели.
Л. Н. ТолстойПриличьем стянутые маски…
М. Ю. Лермонтов -
9 слайд
Описание слайда:
Салон Анны Павловны Шерер
-
10 слайд
-
11 слайд
Описание слайда:
— В каком году начинается действие романа? В каком городе?
С какими представителями придворной аристократической среды мы знакомимся?
Как автор относится к своим героям?
Почему в салоне постоянно звучит французская речь? Что этим хочет подчеркнуть Толстой? -
12 слайд
Описание слайда:
С кем сравнивает Толстой хозяйку салона?
(Хозяйку салона Толстой сравнивает с хозяйкой прядильной мастерской, подчёркивая автоматизм всего происходящего, отсутствие искренности, простых человеческих чувств.
Автор пишет: «Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели». «Как хороший метрдотель подает как нечто сверхъестественно-прекрасное тот кусок говядины, который есть не захочется, если увидать его в грязной кухне, так в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата, как что-то сверхъестественно утонченное») -
13 слайд
Описание слайда:
САЛОН
Хозяйка
Говорили
и думали
деды
Французский
язык
Поведение
гостей
Гости
Центры
разговоров
Темы
разговоров
виконт
Болконские
Мортемар
Пьер
управляет
контролирует
Говорят
все гости
Знают
в совершенстве -
14 слайд
-
15 слайд
Описание слайда:
Портреты героев
Чье это лицо?” -
16 слайд
Описание слайда:
Кто это?
“Сдержанная улыбка, постоянно игравшая на лице…” -
17 слайд
Описание слайда:
Анна Павловна Шерер
-
18 слайд
Описание слайда:
Кто это?
“Она поднялась с тою же неизменяющеюся улыбкой.., с которою она вошла в гостиную”. -
19 слайд
Описание слайда:
Элен
Курагина -
20 слайд
Описание слайда:
Элен Курагина
-
21 слайд
Описание слайда:
Кто это?
“Лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость”. -
22 слайд
Описание слайда:
Ипполит Курагин
-
23 слайд
Описание слайда:
Кто это?
«Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю» -
24 слайд
Описание слайда:
Лиза Болконская
(жена князя Андрея) -
25 слайд
Описание слайда:
Кто это?
“…светлое выражение плоского лица”. -
26 слайд
Описание слайда:
Князь Василий Курагин
-
27 слайд
Описание слайда:
«С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся…»
КНЯЗЬ АНДРЕЙ -
28 слайд
Описание слайда:
Князь Андрей Болконский
-
29 слайд
Описание слайда:
В салоне Анны Шерер мы видим лица или маски? Почему?
-
30 слайд
Описание слайда:
Чей предмет? Как он характеризует персонажа?
-
31 слайд
Описание слайда:
Пьер Безухов
-
32 слайд
-
33 слайд
-
34 слайд
Описание слайда:
Что представляет собой хозяйка вечера? С какой целью она собирает у себя гостей?
(Анна Павловна была хозяйкой самого модного в Петербурге великосветского салона, посещать который считалось среди петербургской знати хорошим тоном. Кроме того, Шерер являлась фрейлиной и приближенной императрицы Марии Федоровны.
Наблюдая за поведением этой сорокалетней женщины, мы понимаем, что все ее слова и поступки были неискренни. Смысл жизни Анны Павловны заключался в успешном существовании ее салона. «Верчение этой машины» было для нее и работой, и любимым занятием, и целью существования. Шерер была ловка, тактична, мила, обладала поверхностным, но быстрым умом, светским чувством юмора и т. д.
Жизнь салона осуществлялась по определенным законам, негласно принятыми всеми ее членами. Петербургская знать приходила сюда, чтобы узнать последние новости, политические и неполитические, услышать последние сплетни, посмотреть или поучаствовать в интригах, послушать новое лицо, поданное им в качестве «десерта». Ни о каких искренних чувствах, собственных мнениях, живых искренних беседах здесь речи быть не могло. Отношение к событию или человеку определялось последними политическими, придворными или светскими соображениями. Следить за соблюдениями этих законов, обеспечивая «полноценный отдых» своих гостей, и была призвана Анна Павловна). -
35 слайд
Описание слайда:
Расскажите о завсегдатаях салона Шерер. Обратите внимание на внешность героев, их поведение, манеру общения.
Собравшееся общество «разбилось на три кружка.
В одном, более мужском, центром был аббат; в другом, молодом, — красавица княжна Элен, дочь князя Василия, и хорошенькая, румяная, слишком полная по своей молодости, маленькая княгиня Болконская. В третьем — Мортемар и Анна Павловна» -
36 слайд
Описание слайда:
Почему князь Василий Курагин приехал первым?
В погоне за выгодой он готов на все. Цель – попытаться пристроить сыновей: Ипполита («спокойного дурака») в посольство в Вене и Анатоля («беспокойного дурака») женить на богатой невесте. -
37 слайд
Описание слайда:
О ком говорит виконт?
Виконтом Анна Павловна Шерер «угощала» своих гостей. -
38 слайд
Описание слайда:
О чём ещё говорят в салоне?
Гости рассуждают о французской революции, о Наполеоне и его завоевательных стремлениях, о роли Пруссии и Австрии в европейских делах… -
39 слайд
Описание слайда:
Почему Пьеру был отвешен небрежный поклон?
-
40 слайд
Описание слайда:
Высший свет Петербурга
Как относится к Пьеру Безухову петербургская знать?
Охарактеризуйте одного гостя на ваш выбор (письменно).
Кто искренне рад приезду Пьера в салон Анны Павловны? -
41 слайд
Описание слайда:
Князь Андрей Болконский
-
42 слайд
Описание слайда:
— Кого выделяет Толстой среди гостей Анны Павловны?
Это Пьер Безухов и Андрей Болконский.
Умный и робкий, наблюдательный и естественный взгляд Пьера, гримаса скуки на красивом лице князя Андрея. Вроде бы совершенно разные по характеру и темпераменту, по положению в светском обществе люди. Пьера Анна Павловна приветствовала поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне.
О князе Андрее нельзя сказать столь же решительно, что он во всем чужой. В этом обществе он не «медведь», он на равных правах, его уважают и боятся. Он может позволить себе «щурясь» оглядеть общество. Он для всех свой. Они для него – чужие. -
43 слайд
-
44 слайд
-
45 слайд
Описание слайда:
В чём суть метода “срывание всех и всяческих масок”?
-
46 слайд
Описание слайда:
Метод «срывания всех и всяческих масок»
Толстой не принимает и сурово осуждает людей, цель которых – карьера, богатство, корыстное политиканство, власть, жестокость и способность к убийству. Этих людей он относит к миру войны.
Для их разоблачения он вырабатывает свой метод – «срывание всех и всяческих масок». Так, внешне мы видим в салоне изящество, ум, такт, высокие политические интересы. А внутренне это фальшивые люди, их разговоры и поведение лицемерны. Например, князь Василий, рассуждая на высокие политические темы, думает лишь об устройстве сына. Скрывая корыстные намерения, он говорит, «как заведённые часы», «как актёр говорит слова старой пьесы». У всех гостей «улыбка сливалась с неулыбкой». -
47 слайд
Описание слайда:
Значение действия в салоне для дальнейшего развития сюжета
В первых главах Толстой, казалось бы, спокойно и неторопливо описывает светский вечер, не имеющий прямого отношения ко всему, что будет дальше. Но здесь, на вечере у Шерер, завязываются все нити романа.
Разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору, позволяют включиться в политическую атмосферу эпохи; именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений с Францией, когда завязывается основа сюжета романа – конфликт с Наполеоном. Кроме того, сцена в салоне Шерер показывает неоднородность общества и выявляет симпатии и антипатии Толстого.
Здесь Пьер увидел Элен, которая впоследствии станет его женой.
Анатоля Курагина решают женить на Марье Волконской.
Князь Андрей готовится идти на войну.
Чем-то разрешатся не очень теплые отношения князя Андрея с женой.
Князь Василий решается пристроить Бориса Друбецкого. -
48 слайд
Описание слайда:
Авторская позиция
Светские вечера, сплетни, богатство, балы – это все, чем живет великосветская знать Петербурга. Толстому противно все, что здесь происходит. Все здесь – фальшь, маска, скрывающая эгоизм, равнодушие ко всему, кроме собственных интересов. Все здесь происходит подобно спектаклю в театре. Почти каждый скрывается под маской, которую хотят видеть на нём окружающие, каждый делают не то, что хочется, а то, что нужно делать. Их речи, жесты, слова определяются правилами светского поведения. Цель их жизни – быть богатыми и знаменитыми. Во всем этом Толстой видел мертвое начало, ведь эти герои не изменяются на протяжении всего романа. -
49 слайд
Описание слайда:
Подведём итоги!
В сатирическом освещении даны Толстым завсегдатаи салона и его хозяйка А. П. Шерер. «Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка…» За этой краткой характеристикой – авторская ирония.
Чем живут представители аристократической знати? Придворные интриги, сплетни, стремление во что бы то ни стало разбогатеть, «сделать» карьеру – вот интересы и цели.
Определяющая черта «высшего света» — «всепроникающая фальшь поведения». Все пропитано в салоне фальшью, бездушием и ложью.
Пьер Безухов – «чужой» в салоне, его искренность и прямота вызывают удивление и страх. Андрей Болконский – «свой» в салоне, с ним считается петербургская знать, хотя он видит фальшь, ложь и лицемерие высшего света. -
50 слайд
Описание слайда:
Основной художественный прием — антитеза
Антитеза — противопоставление.
Этот прием составляет стержень всего романа. Противопоставление начинается уже с названия романа; противопоставлены две войны (1805 – 1807 и 1812) и два сражения (Аустерлицкое и Бородинское); военачальники (Кутузов и Наполеон); города (Петербург и Москва); действующие лица (любимые и нелюбимые). -
51 слайд
-
52 слайд
-
53 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание.
Прочитать т.1, ч.1, гл. 6 – 17, 8-.
Проанализировать эпизоды «Именины Наташи Ростовой», «Жизнь в имении Болконских «Лысые горы»:
семейство Ростовых (герои, атмосфера, интересы), гл.7-11, 14-17.
Лысые Горы, имение генерала Н. А. Болконского (характер, интересы, занятия, отношение к семье, к войне), гл.22-25.
Различное и общее в поведении людей на именинах у Ростовых и в доме в Лысых Горах по сравнению с салоном Шерер?Развлечение светской молодёжи (вечер у Долохова, гл. 6).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литература (базовый уровень) (в 2 частях)», Лебедев Ю.В.
Похожие материалы
-
Мероприятие по теме «Былины русской старины»
-
Презентация на тему «Уильям Шекспир»
-
Научно-исследовательская работа по литературе «Поэтические странички Козульского района…»
-
Любовная лирика Маяковского. Маяковский в литературе и в музыке.
-
Сергей Есенин. Жизнь и творчество
-
Открытый урок по литературе «Добро и зло в произведении А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»»
-
Конспект урока по литературе на тему «Басня.Понятие и особенности»
-
Конспект урока по литературе на тему «Литература в мире искусств»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5435915 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
-
Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»
Вопросы по картине Бродского «Летний сад осенью»
1. О чем эта картина? Какое время года запечатлел художник? Какой момент изображен на картине?
На картине изображена аллея с гуляющими на ней людьми. Деревья с опадающими листьями, пустеющая беседка, желтые цвета – все это дает нам ясное представление об осени. Автор описал позднюю осень.
4. Каков, по-вашему, замысел художника? Какое чувство вызывает природа?
На переднем плане зрители видят пустую аллею. Бродский как бы приглашает полюбоваться сначала красотой осеннего пейзажа, игрой света и тени. Он выписывает осень поэтично, с любовью, предлагая и зрителю не просто заглянуть в уголок Летнего сада, но и полюбоваться им.
6. В каких красках исполнена картина? Какие цвета преобладают? О чем говорят краски, использованные художником?
Один из последних дней золотой осени. Светит яркое солнце. День радостный, приятный, теплый. Листва деревьев желтая, но уже заметно поредела, поэтому кроны полупрозрачные, зато на земле много оранжевых опавших листьев. Высокие стволы деревьев упираются в лазурное небо, по которому проплывают белые облака. Художник использует типичные для золотой осени краски — все оттенки желтого, оранжевого, коричневого.
Интересные сочинения по картинам
- Реклама катка по картине Финогеновой Каток для начинающих сочинение
Если ты стал счастливым обладателем новеньких коньков, то самое время отправляться на каток, чтобы испытать их в деле! Не умеешь кататься? Не беда, в нашем городе есть немало уютных мест, куда приходят новички - Сочинение по картине Щербакова Русь Подмосковная (описание)
Картина русского живописца Щербакова «Русь подмосковная» — одна из самых известных его работ. Она является, простой и в то же время точно отражает дух своего народа. - Сочинение по картине Васнецова Иван Царевич на Сером волке (описание) 4 класс
Совсем недавно мне выпала честь ознакомиться с картиной Васнецова «Иван – Царевич на сером волке». Ее автор взял за основу одну из моих любимых сказок и изобразил Ивана-Царевича с Еленой Прекрасной, которые мчат по лесу верхом на волке. - Сочинение по картине Назаренко Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве (описание)
Картина Татьяны Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой» — одна из самых известных ее работ. - Сочинение по картине Грабаря Февральская лазурь 5 класс описание
И. Грабарь, талантливый русский художник-пейзажист изобразил на своем полотне зимний пейзаж, поражающий воображение.
Описание картины
Давайте увидим, что и как изобразил художник на картине. Чтобы описание было точным и выразительным, мы должны собрать необходимый материал.
Аллея парка
Какими нарисованы деревья? Стволы деревьев, какими мы их видим? Какого цвета листья? Почему их мало? Какова цветовая гамма?
Зритель видит аллею, уходящую вдаль. Осенняя аллея наполнена удивительным светом. На дорожку ложатся прозрачные темные тени. На тенистых пятнах видны опавшие листья.
Беседка
Гостеприимная беседка, резные перила, освещённая лучами солнца, пустая, одинокая беседка, аккуратная лесенка, спрятавшаяся среди деревьев, защита от непогоды.
На переднем плане изображена беседка. Беседка — крытая легкая постройка для отдыха в саду, в парке. Беседка стоит на возвышенности, к ней ведет небольшая ажурная лестница. Строение лёгкое и воздушное.
Люди
Чем заняты люди? Помогает ли пейзаж понять настроение людей? Как пейзаж связан с жизнью людей, которые изображены на картине?
Люди, гуляющие в саду. Небольшие фигурки людей, которые не спеша прогуливаются по аллее сада, наслаждаются последними погожими осенними днями.
Небо
Какое оно? Синее, облачное, с просветами … Что вы можете еще сказать о небе? Какие краски использует автор для описания неба? Какую роль играет оно в картине?
Деревья
Высокие стволы деревьев с опадающими желтыми листьями.
Краски
Художник использовал преимущественно приглушенные, «осенние» тона. Тонкие темные деревья, сероватое, с проблесками голубизны небо, желтовато-рыжая листва на деревьях — все говорит о приходе осени.
Популярные сочинения
- Сочинение Герои пьесы Свои люди — сочтемся! Островского
Пьеса А. Н. Островского Свои люди — сочтемся — это сатира на купечество середины девятнадцатом века, на его стремления, желания и взгляды - Сочинение по рассказу Тургенева Певцы
Певцы — рассказ выдающегося русского писателя И.С.Тургенева. На первый взгляд сюжет произведения прост и незатейлив. В селе Колотовка в придорожном кабачке происходит - Бесприданница — сочинение по пьесе Островского
Пьеса Бесприданница изображает капиталистическое общество, интересующееся лишь одним — деньгами. Внутри этого общества оказывается девушка с чистой душой, судьбой которой распоряжаются другие люди
Впечатления от картины «Летний сад осенью»
Картина передает зрителю ощущение спокойствия, неотвратимости осени, усталости природы, и одновременно можно почувствовать радостную энергию.
В седьмом классе предлагается написать новый вид сочинения — сочинение-письмо. Давайте сделаем это. Наша главная задача – подробно описать картину и написать о своих впечатлениях в письме другу. Итак, мы будем писать письмо – впечатление о картине Бродского «Летний сад осенью».
Элементы письма в сочинении : обращение, подпись, дата, место написания.
Сочинение по картине «Летний сад осенью» Бродского И.И., 1 вариант
Передо мной картина И. Бродского «Летний сад осенью». Автор изобразил на ней красоту летнего сада в осеннюю пору. На картине мы видим широкую просторную аллею. Вся земля усыпана золотисто-оранжевыми листьями. Деревья стоят обнажённые, но кое-где на тонких и голых ветках ещё сохранились золотистые листочки. Кажется, что вот-вот они оторвутся и упадут на дорожку. В стороне стоит маленькая светлая беседка, в которой можно укрыться от ненастья. Беседка расположена на возвышении, поэтому, чтобы в неё зайти, надо подняться по лестнице. Окна имеют форму арок. Перила украшены красивым орнаментом. Картина «Летний сад осенью» — это не безлюдный пейзаж. По аллее гуляют прохожие. Некоторые из них сидят на скамейках и наслаждаются последними тёплыми деньками, любуются природой. Художник изобразил облачное небо с просветами. Облачка будто предвещают, что скоро начнутся неспокойные дни. Краски, использованные И. Бродским, удивительно нежные, с бледным оттенком. Мне понравилась эта картина, потому что автор очень хорошо передал красоту летнего сада, тонко и изящно прорисовал все детали картины. Хочется попасть на осеннюю аллею, ощутить свежесть осеннего воздуха, поделиться радостью.
«Летний сад осенью», Бродский. Описание художественного творения
Центральную часть полотна занимает аллея парка. Как была сказано выше, у Исаака Израилевича есть картина под названием «Аллея парка». Наверняка Бродский любил гулять по таким живописным местам города. Здесь хорошо прятаться в жару под тенистыми кронами деревьев от палящих лучей солнца, дышать свежим воздухом.
В пору золотой осени подобные прогулки тоже приятны. Поэтому в один из таких дней здесь собралось довольно много народа. В основном это мамы или няни с детьми. Малыши лежат в колясках, а женщины неторопливо везут своих бесценных чад, прогуливаясь с ними по широкой дорожке. Некоторые дамы отдыхают на скамейках. Они сидят и держат коляски перед собой.
Старшие ребятишки играют на дорожке под присмотром родителей. Одни дети что-то рисуют или чертят на асфальте, другие – собирают опавшие листья.
Но не только малыши с мамами облюбовали этот тихий уголок городской природы, здесь гуляют и пожилые люди, которым тоже нравится обстановка парка. На удобных скамейках приятно посидеть, отдохнуть и посмотреть, как хорош летний сад осенью. Картина Бродского наводит на такие размышления.
Природа
Вдоль широкой тропинки растут величественные деревья. Можно предположить, что это липы или тополя, ведь именно их сажали в городских парках. Деревья высокие, так как у каждого достаточно места для роста. Садовники расположили маленькие саженцы на довольно большом расстоянии, чтобы, когда липы и тополя подрастут, им хватило площади для питания и солнечного света.
В начале осени деревья постепенно теряют свою пышную шевелюру, поэтому солнечный свет может проникать в парк в большем количестве, чем летом. Видно, как стволы и ветви отбрасывают на землю довольно длинную тень, поэтому на полотне, скорее всего, изображено утро.
Молодые мамы, няни накормили маленьких детей завтраком и вывели на прогулку в живописный парк. На эту мысль также наталкивает зрителя своим творением Исаак Бродский. Летний сад осенью, как и летом – прекрасное место для прогулок с детьми. Ведь здесь нет машин, оживленного движения, хороший воздух и красивая природа.
Сочинение по картине И.Бродского «Летний сад осенью».
Картина «Летний сад осенью «, её особенности и композиция.
Живописец Исаак Бродский получил известность как прекрасный портретист, создатель стилевых зрелищ, огромных картин, на которых прорисовано множество человек. Но ему нравились не только портреты , но и пейзажи. На картине » Летний сад осенью» он предстает перед нами как амплуа, мастеровито предоставляющий жизнеощущение и величие окружающего мира. Полотно отправляет нас в одно из наипрекраснейших мест второй столицы нашей родины — Летний сад Санкт-Петербурга. Несмотря на то, что действие происходит осенью, парк всё же остаётся летним, и это создаёт в названии картины некую противоположность, антитезу, противопоставление (осень — лето). Другой особенностью картины является то, что на переднем плане мы видим приближенную аллею, и только где-то вдалеке виднеются люди. В парке растут древние деревья. Быть может, их корни появились там с самого начала появления самого парка со всей его красотой. Даже без названия картины природа даёт о себе знать: листья деревьев имеют красную, оранжевую и желтую окраски. Кажется, будто они вот-вот рассыпятся и упадут на землю. Рассматривая это полотно, нельзя не впечатлиться очарованием летнего сада. Не мешают пейзажу даже недовольные чем-то тёмные тучи, затонувшие практически весь горизонт, но через них выглядывают лучи горячего светлого солнца. Заполнена золотой кроной почти вся аллея, а по бокам , вдоль располагаются полуголые деревья. Блуждают люди, на ореоле больших, чутких и тёмных стволов деревьев их образы кажутся очень маленькими, почти не заметными, причём не каждый сумеет увидеть с первого взгляда. Пожалуй, это третья особенность картины. Но не смотря на такие фигурки людей, деревья нарисованы очень четко, уникально — от веточки до веточки, от края до края, до всех мелочей, до самых на первый взгляд ненужных деталей. Деревья словно бросаются в тёмное и тусклое небо, а их отражения образуют на аллее какую-то паутинку. Маленькая беседка с арковидными окошечками находится на правой части полотна и словно притягивает в своё укромное местечко всех любовных парочек; вход в беседку сопровождается небольшой лестницей с кружевным ограждением. Игру цветов и интонации можно заметить на первом плане. И.Бродский нарисовал его опустошенным, без людей. Быть может, этим он подчёркивает величие окружающего мира , и как прекрасна природа без вмешательства человека. На заднем плане мы видим людей различных полов и лет. Например, заметна некая мать с коляской , гулящую со своим дитя. На скамейках же мы видим более взрослых людей, наслаждающихся конечным (крайним) светом теплого солнца. А кто-то не торопится и просто гуляет по парку и вдохновляется величием и красотой живой природы. Все вокруг сияет от лакского солнышко, несмотря на недовольство туч; глухих тонов. Оранжевые цвета так и играют различными созерцаниями от лучей солнышка. Автор нарисовал прекрасный денёк, наполняющий сердца каждого из нас чем-то необычным, оживлённым и летним настроением. На скорые морозы автор не намекает — есть лишь счастье от тепла, даже если оно последнее. Даже если кто-то раньше равнодушно относился к осени , то после рассмотрения столь замечательной и прекрасной картины, к осени должно было выработаться особое настроение и страсть, желание прогуляться по тому самому парку, обнять эти вечноживущие и дарующие жизнь деревья; хочется безпристанно глядеть на это причудливое небо, порадоваться солнышку — и не важно, что скоро наступят холода. Надо жить сегодняшним днём и наслаждаться, пока это возможно.
Описание картины «Летний сад осенью» И.Бродского
Художник Исаак Бродский известен как талантливый портретист, автор больших полотен и жанровых сцен. В его творческой копилке присутствует также большое количество пейзажей. Любителям изобразительного искусства хорошо знаком его камерный пейзаж «Летний сад осенью».
…Теплый осенний день. По небу проплывают легкие облака, между которыми проглядывает ясная синь. Опустевшая беседка, неспешно гуляющие вдали люди, редеющая золотистая листва на деревьях…Осень – лучшая пора для прогулок по городскому парку…
Анализ и описание
Сюжет картины переносит зрителя в один из наиболее посещаемых парков Санкт-Петербурга – Летний сад. На полотне изображена отдаленная боковая аллея, вдоль которой растут мощные многолетние деревья-великаны – по всей видимости, ровесники самого Летнего сада. На картине художник изобразил один из прощальных дней уходящей золотой осени.
Светит мягкое осеннее солнце, из-за чего все вокруг выглядит радостным и теплым.
Пожелтевшая листва деревьев уже заметно поредела, и кроны, изображенные утонченно и изысканно, выглядят полупрозрачными, отчего зрительно почти сливаются с небом. Тянущиеся вверх стволы изящны и стройны, они буквально упираются в небо, по которому проплывают легкие белые облака. Деревья на картине прописаны четко и расположены своего рода рамкой, обрамляющей композицию.
Центральный план композиции прозрачен, он как будто пронизан воздухом. С правой стороны парковой аллеи солнечные лучи красиво высвечивают деревянную беседку с ажурными перилами. Маленькая грязно-белая беседка как будто скрывается среди деревьев. На её темно-коричневой крыше играют теплые солнечные лучи, благодаря чему она выглядит более гостеприимной.
Аркообразные окна беседки и её резные перила придают всему строению воздушную легкость. Беседка кажется почти невесомой и создается ощущение, что она – это всего лишь порождение осеннего воздуха и тумана. Беседка изображена пустой. Это своего рода намек — очень скоро опустеет и вся аллея, полностью опадет листва, пойдут осенние дожди. Однако пока этого не случилось, художник предлагает насладиться картиной золотой теплой осени.
В глубине аллеи, уходящей за горизонт, изображены скамейки с отдыхающими. Художник облачил людей в теплые одежды, чтобы подчеркнуть ощущение осенних заморозков. Люди, казалось бы, заняты своими делами — кто-то прохаживается вдоль аллеи, кто-то отдыхает, сидя на скамейке. Однако их роль в картине нельзя назвать второстепенной.
Присутствие людей несколько оживляет пейзаж, делая его более доступным для зрительского восприятия, придавая картине оживленность и реализм. Разглядывая картину, зритель понимает, что мог бы тоже оказаться среди отдыхающих, неспешно гуляющих по парковой аллее.
На переднем плане композиции изображены перекрещенные на земле причудливым узором темные тени от веток и стволов. Изображение теней позволяет подчеркнуть силу солнечного света и усилить ощущение ясного дня. Художник удачно использует в работе контраст теплых и холодных цветов: на фоне тонких сиреневых теней опавшая желтая листва смотрится, словно золотые монеты.
В картине Бродский использует типичные для осенней поры краски – тончайшие переходы желтого, оранжевого и коричневого. Общее цветовое решение пейзажа не отличается яркостью. Автор умышленно выбрал главным образом приглушенные тона, характерные для осени.
В картине преобладают графические приемы изображения. Деревья написаны художником удивительно точно и пластично. Небо тоже изображено достаточно оригинально и необычно. С одной стороны оно выглядит затянутым облаками, однако в то же время между ними просвечивает чистая лазурь, что создает ощущение присутствия солнечного света.
Картина пасмурна, однако она не вызывает ощущения грусти. Изображенная парковая аллея наполнена теплым светом. У зрителя возникает желание прогуляться по опавшим листьям среди обрамленных нежным осенним золотом деревьев. В работе много света и воздуха. Автор изображает осень с особой поэтичностью, предлагая зрителю не только посетить аллею парка, но и полюбоваться теплым солнечным деньком.
Отдельный интерес представляет перспектива — художник изобразил объекты на картине «снизу вверх». Сочетание необычной перспективы с графическими приемами создает эмоциональное воздействие на зрителя. При разглядывании картины возникает ощущение, что изображенную на ней аллею увидел не взрослый человек, рассматривающий аллею с высоты своего роста, а маленький ребенок. Картина соответствует эмоциональным ощущениям детства – когда окружающий мир прекрасен и одновременно немного загадочен.
В работе «Летний сад осенью» Бродскому удалось убедительно передать неоднозначное очарование осенней поры. Светлая прозрачность прохладного воздуха, щемящая грусть по опавшей листве, редкие проблески осеннего солнца… Об этом произведении трудно сказать, радостное оно или грустное, поскольку оно является отражением смешанных чувств в душе художника.
Главные достоинства этого пейзажа — особая интимность и тонкий лиризм, с которыми Бродский передает настроение погожего осеннего дня. Картина вызывает ощущение спокойствия и понимания неотвратимости осени. Природа устала, однако она продолжает излучать радостную энергию.
Картина «Летний сад осенью» является одной из лучших работ Бродского, воплощающей удивительно поэтичный и вместе с тем правдивый образ осенней природы.
Урок по развитию речи по теме «Подготовка к сочинению по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы» прошел в 7 классе. На урок развития речи уделяется 2 часа (1 час – подготовка, 2 урок – написание сочинения). Цели урока: 1) учебная – формирование основных компетенций учащихся по русскому языку – коммуникативной, литературоведческой, читательской, культуроведческой; 2) развивающая – развитие универсальных учебных действий: личностных, познавательных (общеучебные), коммуникативных. А также развитие по…
Поделитесь с коллегами:
Министерство образования и науки РБ
МАОУ «Средняя школа №60 социальной адаптации детей-инвалидов»
Урок русского языка
в 7 классе
на тему «Подготовка к сочинению по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы»»
Провела преподаватель
русского языка и литературы
Дмитрова С.М.
г. Улан-Удэ
ноябрь 2013 г.
Тема: «Подготовка к сочинению по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы»»
ТДЦ:
-
подготовить учащихся к написанию сочинения; восстановить в памяти знания о понятии «портрет» и «литературный портрет»;
-
уметь отмечать индивидуальные, особые черты внешности человека, посредством описания внешности показать внутренний мир человека;
-
научить учащихся составлять план сочинения;
-
воспитывать внимательное отношение к окружающим людям.
Форма урока: урок по развитию связной речи по картине.
Оборудование: план-конспект урока, раздаточный материал: карточки, портреты.
Эпиграф: Каждое лицо — интересно. Задача художника-портретиста — выразить внутренний мир человека, дать свою оценку. (И. Глазунов)
Ход урока:
-
Вступительное слово учителя:
-
Здравствуйте, ребята! Наш урок посвящен теме «Описание внешности человека».
Давайте присмотримся друг к другу. Как мы выглядим? Как мы разговариваем? Как смотрим? Каково выражение наших лиц? Глаз? Мы порой, ребята, многое знаем, умеем многое, но разучились или не научились смотреть друг другу в глаза.
Сегодняшний урок поможет вам не только написать дома сочинение. Наш разговор о внешности человека поможет вам задуматься над тем, как важно быть наблюдательным человеком, внимательным к окружающим нас людям, как важно понять характер и настроение, внутренний мир человека, находить главное (неповторимое) во внешности конкретного человека и уметь описывать свои наблюдения.
-
запишите сегодняшнее число и тему урока: «Подготовка к сочинению по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы» и эпиграф: Каждое лицо — интересно. Задача художника-портретиста — выразить внутренний мир человека, дать свою оценку. (И. Глазунов).
[2 мин]
-
Теоретическая разминка:
-
На уроках литературы мы знакомились с понятиями «портрет» и «литературный портрет». Вспомним эти определения. (ответы детей)
[2 мин]
-
запись слова портрет в тетрадь.
-
Для чего вводит автор описание внешности героев в художественное произведение? (чтобы представить героя, через описание внешности понять внутренний мир, объяснить их поступки).
-
Погружение в тему:
-
Сегодня на уроке мы попробуем описать картину. Для этого познакомимся с картиной В.И. Хабарова «Портрет Милы».
-
Ваши первые впечатления о картине. Что вы видите? Кого изобразил автор? В какое время это происходит? (не было Интернета, компьютера)
-
Кто нарисовал эту картину? Давайте узнаем об авторе этой картины: (выступление ученицы Сони Булыга) [2 мин]
Валерий Иосифович Хабаров широко известен в нашей стране и за рубежом. Родился 4 августа 1944 года в Мичуринске. В 14 лет по рекомендации Аркадия Васильевича Платицына он поступил в Рязанское художественное училище. Затем после обучения его ждала служба в армии на Сахалине.
В 1967 году В.И. Хабаров поступает в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова на графический факультет, где учится в течение шести лет.
Уже около 40 лет художник живёт и работает в Москве, иногда посещая родной Мичуринск. Он много трудится. Каждая его картина отличается выраженной естественностью, точностью, удивительной гармонией изображения. Причём во все полотна Валерий Иосифович вкладывает особый смысл. Основной жанр его творчества — портрет.
В 2006 г. на Московской международной выставке-конкурсе «Золотая кисть» художник завоевывает Гран-при, представив «Портрет А.К. Гурьянова». В.И. Хабарова называют портретистом от Бога. Над каждым портретом он работает медленно, тщательно, с полной отдачей, проникая в характер человека, затрагивая его психологические струнки.
***
-
Да, считается, что хорошо написанный портрет показывает не только физические, но и духовные черты человека:
1) рассматривание портрета Анатолия Карпова: Чей портрет? (ответы детей)
Герой стоит по центру, оперевшись на стол обеими руками, в одной руке держит шахматную фигуру, а еще несколько находятся на столе. Здесь же лежит листок бумаги и ручка. Лицо серьезное, открытое, голубые глаза выдают мудрость, решительность, серьезность.
2) «Автопортрет». Обсуждение картины.
-
Работа над картиной «Портрет Милы»:
-
Давайте вернемся к картине «Портрет Милы». С чего начинаем описывать внешность человека? (с описания лица)
-
Что вы можете сказать о Миле? (ей 12-13 лет, начитанная, серьезная, увлеченная). Чтобы создать образ, надо описать внешность человека.
-
Работа с таблицей: (Заполнить таблицу, используя причастия, прилагательные — эпитеты). «Кто больше подберет причастия и прилагательные к опорным словам?» Работаем быстро и экономно! Чтение работ.
-
Беседа по картине:
1) А теперь рассмотрим внимательно картину, увидим на ней всё, что нарисовано:
-
Какое настроение возникает у вас при рассматривании картины?
-
Как комната характеризует хозяйку? Назовите те предметы, что видим на картине.
-
Какие краски использует художник?
-
Как вы думаете, почему рядом с креслом девочки лежат коньки? (увлечение Милы)
-
Какую книгу читает Мила? О чем? Интересна ли она? (ответы детей)
2) Работа в группах: (учебник, упр.77)
-
Представьте себе, что вы вошли в комнату Милы и увидели свою подругу (сестру) с книгой в руке. Девочка даже не обратила на вас внимания, и вы невольно стали рассматривать её лицо, позу, одежду. Что нового узнали о Миле? О чем хотели бы её спросить? [7 мин]
-
Составление диалога (работа в парах)
Что такое диалог? Как он оформляется на письме? О чем вы спросите читающую подругу (сестру)?
-
Прослушать детей, скорректировать, дополнить: (4-5 предложений)
— Привет, Мила!
— А? Что?
— Что ты читаешь?
— Я так зачиталась, такая интересная книга, ты не представляешь! Я сейчас…
-
Повторение грамматики (о роли причастий, ПО в предложении):
(запись предложений)
-
Лампа, освещающая девочку, висит над креслом.
-
На полу лежат коньки, брошенные девочкой.
-
Девочка, увлеченно читающая книгу, сидит в кресле. (повторение знаков препинания при ПО)
Вывод: Причастия, так же как и прилагательные, обогащают нашу речь, делают её выразительной, красочной. (увлеченная, мыслящая, думающая, читающая, сосредоточенная)
-
Поза, жесты, выражение лица свидетельствуют об умении живописца глубоко проникнуть во внутренний мир ребенка и раскрыть его зрителю.
-
Да, ребята, художник показал девочку, не только увлеченную чтением, девочку, мыслящую, думающую, по лицу (настолько она увлечена, сосредоточена) мы видим, что у неё происходит внутри, о чем она думает, переживает. Вы согласны со мной?
-
Работа над планом сочинения:
-
Теперь нам предстоит обдумать план сочинения. У каждого из вас этот план может быть свой. (свобода творчества). «С чего начать? Чем продолжить? Как закончить?» — вот вопросы, на которые вам предстоит ответить.
-
Сколько частей должно включать в себя сочинение? (3) (План сочинения на листке)
-
В какой части вы дадите описание внешности Милы?
-
В какую часть включите диалог?
-
Куда вы вставите описание комнаты?
-
Чем вы закончите сочинение?
-
Составьте (дома) заголовок, начало и конец текста!
(раздать памятку — поможет в написании сочинения-описания)
Если есть время!
Дать детям: 1) придумать заголовок; 2) заполнить 1 часть плана (чтение)
План:
— Вступление. Общие сведения о картине.
— Основная часть (состоит из нескольких частей): 1. Описание портрета Милы: а) черты лица; б) глаза (взгляд); в) поза; г) волосы; д) фон картины. 2. Диалог: а) увлечение чтением (о книгах); б) коньки.
— Заключение. Мои (ваши) впечатления о картине.
-
Итог урока. Рефлексия:
-
О чем вы задумались, глядя на картину? Какая мысль художнику была важнее? В чем заключается идея картины? (ответы детей)
-
Внешность девочки, её сосредоточенность, увлеченность (книга, коньки) показали нам внутренний мир Милы. Она ваша ровесница. Сегодня вы такие, завтра — другие, только развиваясь, обогащаясь каждодневно, человек становится мыслящим, уверенным, спокойным. И я хочу сказать в конце: «Будьте внимательны друг к другу, наблюдательны, отзывчивы по отношению к своим близким!»
-
Оценки, комментарии.
Дома: написать сочинение по картине.
Памятка для обучения описанию
1. Охарактеризуйте общий вид предмета (тему описания)
2. Определите цель описания.
3. Помните, что в состав вашего описания должно входить указание на местоположение предметов и названия самих предметов, здесь расположенных, т.е. предложения должны в вашем тексте строиться по схеме: где? — что?
4. Обратите внимание и на разнообразие средств со значением местоположения: около …, рядом с …, за ней, справа от …, налево от …, посередине…
5. Отберите из найденных признаков необходимые для сочинения.
6. Расположите описание признаков, как того требуют тема и идея.
7. Подумайте над итогом описания и его оформлением.
8. Придумайте заглавия, сопоставьте их, выберите из них лучшие.
9. Подберите начало текста в соответствии с избранной темой, идеей, стилем, жанром.
10. Работайте над окончанием текста.
Чтобы ваше сочинение было интересно читать, не забудьте об эмоционально-экспрессивной стороне речи
Портрет — изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре
Живопись — 1. изобразительное искусство — создание художественных образов с помощью красок; 2. произведения этого искусства
Литературный портрет — это изображение наружности человека: черт его лица, фигуры, поз, мимики, жестов, одежды.
Внешность Милы. Составление таблицы с включением средств художественной выразительности
Лицо
Глаза (взгляд)
Волосы
Одежда
Поза
Фигура
Эпиграф:
Каждое лицо — интересно. Задача художника-портретиста — выразить внутренний мир человека, дать свою оценку. (И. Глазунов)
Самоанализ урока
Урок по развитию речи по теме «Подготовка к сочинению по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы» прошел в 7 классе. Присутствовало 6 человек.
Цели урока: 1) учебная — формирование основных компетенций учащихся по русскому языку — коммуникативной, литературоведческой, читательской, культуроведческой;
2) развивающая — развитие универсальных учебных действий: личностных, познавательных (общеучебные), коммуникативных. А также развитие познавательных процессов (воображения, внимания, образного мышления и речи).
3) воспитательная — воспитывать внимательное отношение друг к другу, к близким.
Тип урока — урок развития речи.
Структура урока соответствует данному типу урока. Урок состоял из следующих составляющих элементов:
1 этап. Ориентировочно-мотивационный. Задачей которого было эмоционально подготовить учащихся к работе, более глубокому проникновению в его содержание и мотивировать их к последующей учебной деятельности. Психологический настрой на уроке (формирование поликультурной (быть внимательными друг к другу, наблюдательными), информационной (сообщение о художнике, его портрет, портрет А. Карпова), познавательной, коммуникативной компетенций).
Приемы:
-
Слово учителя.
-
Карточки, портреты.
-
Сообщение ученика о художнике.
2 этап. Операционально-исполнительский. Задачей этого этапа было: создать условия для проявления познавательной активности учащихся, воспитание и развитие индивидуальных особенностей учащихся.
Приемы:
-
Ответы на вопросы
-
Беседа
-
Выразительное чтение предложений
-
Выполнение задания «Составление диалога» (формирование информационной, познавательной компетенций).
3 этап. Рефлексивно-оценочный, задачей которого было: развитие мышления, речи (рефлексивные компетенции)
Приемы:
1. беседа, опрос;
2. выполнение задания
Использован объяснительно-иллюстративный метод, приемы — слово учителя, беседа. Частично-поисковый метод — нахождение примеров из картины.
Самостоятельная работа учащихся: составление диалога.
4 этап. Обобщение и закрепление пройденного материала. Оценка. Домашнее задание.
Методы и приемы обучения соответствуют содержанию материала, типу, целям урока и возрастным особенностям детей.
Описание картины Валентина Хабарова «Портрет Милы»
Картина Хабарова достаточно интересна. Мы видим девочку, которая увлечена чтением книги. Все ее внимание поглощено этим процессом.
Девочка уютно устроилась в кресле прямо с ногами. Справа мы видим коньки, которые небрежно положены. По этой детали можно предположить, что Мила недавно гуляла и теперь вернулась. Она быстро сняла коньки и немедленно продолжила чтение захватывающей книги. Над креслом расположена лампа небольшого размера. Свет от нее падает на книгу.
Хабаров изображает девочку светлыми красками. На Миле белая футболка и синие джинсы. Так одеваются все подростки в ее возрасте.
Перед нами самая обычная героиня, которую художник нисколько не приукрашивает. Для окружающих предметов он выбирает темные тона. Фигура девочки резко выделяется на фоне синего кресла. Белые коньки становятся светлым пятном на фоне темного пола. Художник создает зримый контраст. Данный прием передает беззащитность героини и ее невероятную трогательность.
Перед нами действительно оригинальная картина. В наше время девочка с книгой – редкость.
Стоит обязательно рассмотреть лицо Милы. Она задумчива и сосредоточена. Нос героини имеет правильную форму. Русые волосы рассыпались по плечам. Девочка очень увлечена чтением. Рот ее немного приоткрыт.
Художник использует четкий композиционный прием. Фигура девочки расположена в центре. Круглое кресло становится очень выразительным пятном на коричневом фоне. Хабаров умело расставляет акценты. Он выделяет цветом те детали, на которые зритель должен обратить внимание. Мазки его кисти сочны и естественны.
Живописцу удалось создать невероятно живой потрет. Оказывается, в самой обычной сцене чтения книги есть очарование. Хабаров сумел передать увлеченность девочки, которая сквозит не только в ее позе, но и в других предметах этого необычного полотна.
Жизнь и творчество В. И. Хабарова
Полное название картины — «Портрет девочки в кресле», написана она в 1974 году художником Хабаровым Валерием Иосифовичем. Автор известен не только в России, но и во Франции, Италии, Германии, США. Родился художник в 1944 году, 4 августа, в городе Мичуринске Тамбовской области. Война лишила мальчика отца, поэтому он воспитывался своей матерью Зинаидой Дмитриевной. Творческие способности Валерий стал проявлять рано, его первым учителем был Платицин А.В. По рекомендации учителя мальчика взяли в Рязанское художественное училище в 1958 году. А в 1967 году Хабаров В. И. поступает в Московский художественный институт имени В. И. Сурикова. Его обучение продолжается и в творческой мастерской по 1977 год.
В этом же году он женится на Гурьяновой И. Основным его жанром был и остается портрет. В каждое свое творение он вкладывает особый смысл.
Самые популярные творения художника «Портрет В. И. Кушиловой и С. А. Гонозовой, написанный в 1989 году; «Портрет мальчика», «Натюрморт с вербой», «Портрет К. Шатова», написанный в 1977 году.
В произведении «Портрет девочки в кресле» многое раскрывает сочинение-описание картины. Хабаров «Портрет Милы» считает апофеозом своего творчества. Пишет В. И. Хабаров также иконы для Ильинской церкви в городе Мичуринск. Впечатляет выразительностью, глубиной отличается Богородица с младенцем на руках. Большинство его работ хранится в музее-усадьбе А. М. Герасимова.
Сочинение «Портрет милы»
Вариант 1
Мы привыкли, что обычно художники изображают на портретах известных и знаменитых людей: аристократов, политиков, учёных. Но описание картины «Портрет Милы» Хабарова отличается от наших обычных представлений. На ней мы видим самую обыкновенную девочку, школьницу, сидящую в кресле с книгой и увлечённо читающую. Эту обыденную, бытовую сценку художник изображает очень внимательно и с любовью. Он тщательно описывает свою героиню.
Голова Милы слегка наклонена набок, глаза прикрыты, и всё выражение её лица говорит о том, что она очень увлечена чтением. Мы видим, что она сидит в кресле, поджав ноги и слегка склонившись к книге. У неё светлые волосы и красивое, правильное лицо. Она одета в простую повседневную одежду. Кресло большое, удобное и Мила как будто утопает в нём. Глубокий синий цвет кресла добавляет в картину уюта и покоя. Этот цвет напоминает нам о спокойном зимнем вечере, когда за окнами сгущается темнота и так замечательно устроиться дома с книжкой на коленях, читать о приключениях и тайнах.
Рядом с креслом на полу небрежно брошены коньки. Видимо, девочка только что пришла с прогулки и с нетерпением взялась за книгу, забыв обо всём остальном. Большое круглое кресло, фигура Милы, её сосредоточенное и внимательное выражение лица — всё подчёркивает то, что она всецело погружена в мир читаемой книги, и всего, что происходит за его пределами, для неё не существует. Жаль, что на книжке не видно названия, но зато заметно, какая она толстая и потрепанная, ее уже не раз с интересом читали.
Фигуру девочки художник выделяет на фоне окружающей обстановки с помощью более светлых тонов. Он помещает её в центр картины для того, чтобы зрители сосредоточили на Миле всё своё внимание. Художник как будто хочет показать нам Милу так же, как в давние времена изображали на портретах царей и аристократов. Девочка на портрете выглядит очень естественной и живой, она не позирует. Видно, что автор просто изобразил её за её любимым занятием.
При этом обстановка вокруг девочки тоже довольно простая — коньки у ножки кресла и лампа сбоку. Видимо, художник специально почти ничего не изображал вокруг Милы, чтобы не отвлекать внимание от неё самой. В картине нет ничего масштабного и серьёзного, но тем не менее она очень выразительная и трогательная.
Мне картина понравилась тем, что на ней самые обыкновенные вещи изображены тепло и душевно. Можно удивляться тому, почему художник не выбрал для своего произведения более интересной и выразительной темы. Но лично мне во время написания сочинения по картине «Портрет Милы» Хабарова стала понятна одна вещь. Для того, чтобы изобразить красоту, необязательно искать её в чем-то необычном. В увлеченной чтением Миле, сидящей в синем кресле, нет ничего необыкновенного. Но любой, кто увидел эту картину, еще долго ее не забудет.
Вариант 2
Нарисовать портрет не просто тяжелое, но еще и ответственное занятие. Поэтому для художников рисование портрета, своего рода вызов их мастерству.
В. Хабаров в своей картине “Портрет Милы” пытается передать не только внешность симпатичного подростка, но и ее внутренний мир. Картина нарисована в тёмных тонах, но сама Мила — в светлых.
Так художник показывает, что девочка лучше большинства ровесниц: воспитанней и начитанней. Большое кресло стоит в углу. Этим В. Хабаров передает одиночество Милы, которое связано, скорей всего, с тем что она предпочитает мир, описанный в книгах, реальному.
Вариант 3
Валентин Хабаров — один из лучших российских художников-портретистов. Он очень искусно передает черты лица своих моделей, благодаря чему зритель может угадывать их мысли, понимать их чувства и эмоции.
Рисуя свои картины В. Хабаров много внимания уделяет и окружению. Глядя на обстановку, в которую художник помещает людей, можно проникнуться духом эпохи, во времена которой был написан портрет.
На картине «Портрет Милы» Храбров изобразил девочку, которая читает книгу. Нам тяжело это понять, но если дать посмотреть на репродукцию нашим родителям или бабушкам и дедушкам, то они поймут, что картина была написана в 70–80 годах прошлого века. Им знакомы и обои, которыми оклеены стены, и паркет, пусть не самый качественный, но привлекательный. Из мебели мы видим модное в то время кресло, которое хозяевам квартиры несомненно было трудно достать. За спиной девочки светильник бра. Такие еще можно встретить на дачах, куда часто отвозят не нужные в городе вещи.
Мы уже не застали такую обстановку, но ее можно увидеть в советских фильмах, которые уже успели стать классикой кинематографа. Это так любимые взрослыми «Москва слезам не верит», «Ирония судьбы», «Афоня».
Миле, главной героине картины, около 13–14 лет. Она одета в простую домашнюю одежду. На ногах у нее мягкие тапочки — наверное пол холодный, потому она обула их чтобы не мерзнуть. Это и еще коньки, которые лежат под креслом, говорят о том, что на улице зима.
Но эта суровая пора не способна принести неудобства Миле. По картине можно понять, что ей уютно. Ее не отвлекают ни метели за окном, ни звуки, которые исходят из других комнат, где домашние заняты своими делами. Мила увлечена и сосредоточена, видно, ей попалась очень интересная книга.
Белокурая девочка скорее всего очень любит читать. Кресло стоит в углу, чтобы никто не мог случайно его задеть. Сзади на стене весит бра, свет с которого падает точно на книгу. Все это создает самые лучшие условия для того, чтобы посидеть зимним вечером с книгой.
Лицо и поза девочки выражает крайнюю увлеченность книгой. Ее рот слегка приоткрыт, наверное она шевелит губами и беззвучно произносит написанные в книге слова, когда читает.
Мне очень нравиться эта картина. Глядя на ясное лицо главной героини, невольно понимаешь, что вечером можно проводить время не только за компьютером или телевизором. Жать, что в наше время уже никто не читает с таким уличением, как Мила.
Вариант 3
Валерий Иосифович Хабаров – известный художник – портретист нашего времени.
Одна из его картин – «Портрет Милы», написанная художником в 1970 году, является одним из значимых полотен в творчестве Хабарова.
Почти всю площадь картины занимает мягкое уютное кресло, изображённое сочными синими красками. Это старинное кресло удачно вписывается в угол комнаты, создавая совершенное место для того, чтобы отрешиться от окружающего мира. В нём приятно расслабиться, помечтать или окунуться с головой в чудесный мир книжных героев.
В глубине кресла сидит девочка лет двенадцати, с неподдельным интересом погрузившаяся в чтение захватившей всё её внимание книги.
Под креслом лежат небрежно брошенные коньки, видимо, девочка недавно пришла с катка. Её лицо, обрамлённое светлыми волосами, горит румянцем от мороза.
Интерьер изображённой на картине комнаты выполнен в серо – голубых тонах. Простой рисунок обоев подчёркивает красоту большого круглого кресла, в котором так уютно устроилась девочка, забравшись в него с ногами. В тех же тонах выполнена настенная лампа, находящаяся за спиной девочки. Лампа придаёт дополнительный уют обстановке этой милой комнаты.
Глядя на эту спокойную славную девочку, занятую чтением, так и представляешь себе, что вот сгустятся сумерки, девочка щёлкнет выключателем, и комната погрузится в мягкий тёплый свет, и комната станет ещё уютнее.
Девочка Мила одета в беленькую футболку, и белый цвет сразу притягивает взгляд, обращая внимание зрителя на главную фигуру этой картины.
Выразительность картине придаёт сосредоточенное лицо девочки, которая полностью поглощена чтением книги. По потрёпанной обложке книги видно, что она одна из любимых, и прочитана уже множество раз.
Художнику В. И. Хабарову в своём полотне «Портрет Милы» с удивительной точностью удалось передать не только внешний вид девочки, но и её внутренний мир. Сразу становится понятно, чем она увлекается, что она любит, какой у неё характер и пристрастия.
Глядя на эту девочку, можно с уверенностью сказать, что в её семье царят мир и покой. Вся картина в целом вызывает добрые чувства, она просто дышит теплом и уютом, умиротворением и ощущением счастья.
Картина написана с любовью и искренностью, видно, что художник вложил в это трогательное произведение всю теплоту своего сердца и частичку души.
Я думаю, что такой незабываемый портрет мог создать только человек, всем сердцем любящий детей.
По моему мнению, замечательная картина «Портрет Милы» это венец творчества Валерия Иосифовича Хабарова, оставляющая неизгладимое впечатление после ее просмотра в душе каждого человека.
Описание для 7 класса
Мини-сочинения по картине Хабарова
Вариант 1
Передо мной картина В. Хабарова «Портрет Милы». На картине изображена девочка, сидящая в тёмно-синем кресле оригинальной формы. Мила удобно сидит, согнув ноги в коленях, и с интересом дочитывает любимую книгу. Книга, наверно, очень увлекательная это видно по задумчивому лицу подростка.
Мила стройная, привлекательная девочка. Волосы у неё прямые светлые, с рыжеватым оттенком. Глаза большие и выразительные, брови тёмные. Губы у девочки пухлые. Длинными пальцами она крепко держит книгу, возможно, в рассказе волнующий момент. Одета героиня в белую свободную футболку, серые брюки без рисунка, из-под которых видны синие полупрозрачные колготки. На ногах у девочки удобные домашние тапочки.
Кресло, на котором сидит Мила, находится в углу комнаты, стоит на круглых деревянных ножках. Освещает комнату висящее над креслом бра. Комната девочки оклеена розовыми обоями, что делает комнату уютной и тёплой. Под креслом, на котором расположилась Мила, лежат белые коньки для фигурного катания. Видимо, девочка собиралась пойти с подругой на каток в воскресное утро. Но она так зачиталась, что совсем забыла об этом. Мила сидит спокойно, удовлетворённая чтением чудесного рассказа. И кажется, ничто не может прервать этот прекрасный момент.
Мне очень понравилась картина В. Хабарова «Портрет Милы». Художник умело передал красками заинтересованность героини к книге, которую она читает. Тёплые тона делают картину естественной.
Вариант 2
На картине В. Хабарова «Портрет Милы» нарисована читающая девочка. Мила сидит в кресле, подобрав ноги, и с интересом смотрит в книгу. Вглядимся в её лицо. Оно сосредоточенное, задумчивое. Нос у читательницы красивой формы. Губы слегка приоткрыты. Волосы русые, рассыпанные по плечам.
Мила сидит в круглом синем кресле, возле которого лежат коньки. Вероятно, она пришла с катка. Одета девочка в белую футболку с жёлтыми и синими полосками на рукавах. Синие брюки. Рассмотрев портрет Милы, я почувствовала, как ей тепло и уютно дома. Несомненно, с ней интересно друзьям, потому что она начитанная девочка.
Мне даже захотелось составить про неё стихотворение: Мила за день всё успела, Ведь она у нас умна: Подружилась с кошкой Симой, Посидела у окна. Позвонила всем подружкам, Пригласила танцевать, Поиграть, повеселиться И нисколько не устать. Дом прибрать, сварить обед, Папу с мамой подождать. Не забыла наша Мила Книгу взять и почитать.
Вариант 3
Картины-отражение прошлого
Многие художники того времени рисовали картины с известных людей того времени. А кто-то рисовал свои бессмертные картины с обычных прохожих. Неважно кто на них изображён. Они представляют огромную ценность для потомков.
Авторы тех картин донесли до нас свою жизнь, быт и прошлое. Глядя на это, мы словно переносимся в ту эпоху и представляем перед собой жизнь тех дней. Некоторые картины заставляют нас задуматься или сопереживать героям.
Одной из таких картин является произведение Валентина Иосифовича Хабарова — «Портрет Милы». На первый взгляд она кажется совсем обычным портретом. Но приглядевшись внимательно, мы понимаем насколько этот портрет прекрасен. Этим портретом можно передать целую эпоху, жизнь людей того времени. Портрет был написан в 1970 году.
Описание картины
На картине изображена обычная милая девочка, сидящая в кресле и читающая с огромным интересом книгу. Мила высокая, худенькая девочка. Она является ключевой фигурой портрета. По всей видимости, Мила школьница
Процесс чтения настолько увлёк её, заставил вникнуть и с трепетом ожидать развязки. Она настолько втянута, что сидит в необычной позе. Она забралась в кресло полностью, с ногами. Мила сидит согнув ноги в коленях. Кресло круглой формы на тонких деревянных ножках. Художник изобразил его в темно-синем цвете.
Если приглядеться в лицо девочки, мы увидим задумчивый взгляд, с огромной долей сосредоточения на книге. Хабаров очень чётко передал черты лица девочки. У неё очень красивой формы нос. Губы приоткрыты, что указывает на повышенный интерес к сюжету книги. Волосы у девочки светлые, русые, аккуратно ложащиеся на плечи. Её карие глаза блестят интересом.
Рядом с девочкой мы видим небрежно лежащие коньки. Это свидетельствует о том, что она совсем недавно вернулась с улицы, с прогулки. Вероятнее всего, она была на катке. Книга настолько интересна ей и увлекательна, что она, только сняв коньки, принялась за чтение любимы книги.
Девочка даже не замечает ничего происходящего вокруг неё. Она вдумчиво читает строка за строкой и уходит в глубь себя.
Одета Мила в белоснежную футболку с яркими, жёлто-синими полосами на рукаве. Также на ней одеты синие брюки.
Героиня портрета: поза, одежда, обувь, книга
Здесь перейдем к описанию внешности человека в картине Хабарова «Портрет Милы».
На портрете изображена девочка 12-13 лет, забравшаяся с ногами на кресло и увлеченно читающая книгу. Девочка полностью погружена в чтение: ее рот полуоткрыт, словно она в уме проговаривает фразы, приближающие сюжет к развязке. Наверное, так все мы выглядим со стороны, когда увлечены чем-то. Мы словно находимся внутри себя самого, как в какой-то чудесной капсуле. Может быть, поэтому художник изобразил свою героиню внутри круглого кресла, поджавшую ноги.
Вот-вот перевернутся последние страницы интересной книги, и девочка торопится. Эти страницы — всегда самые увлекательные, поэтому нет ничего удивительного в том, что девочка, прибежав с катка, едва успев раздеться, схватила книжку.
Эта картина предлагает множество вариантов изложения предыдущих и последующих событий, и это-то как раз всегда интересно зрителю (или, например, читателю) художественного произведения. Мы, обсуждая эти предполагаемые события, словно участвуем в создании картины наравне с художником.
В сочинении по «Портрету Милы» Хабарова можно отметить, что героиня портрета, скорее всего, целеустремленная, подвижная, развитая девочка. Она много читает (лентяйка ни за что не заставила бы себя прочесть такую толстую книгу до конца), занимается спортом (это видно по ее осанке, брошенным конькам и еще по тому, что на ней брюки — девочки в то время нечасто носили брюки). И она еще совсем не подвержена девчоночьим заботам о своем внешнем виде: на ней простенькая футболка, а пряди ее прямых волос просто и скромно разбросаны по плечам.
А вот джинсы… Нужно напомнить, что портрет написан в 1970-е годы, когда джинсами в советских магазинах еще не торговали, их можно было приобрести только на черном рынке. И это наводит на мысль о том, что Мила — из обеспеченной семьи, со связями. Она может позволить себе такую роскошь, как джинсовые брюки для девочки-подростка. Но даже эти джинсы говорят в пользу ее скромности — Миле некогда отвлекаться на улицу и прогулки с друзьями, она вся в учебе и своих внешкольных занятиях.
Интерьер комнаты и общая композиция картины
В сочинении по картине Валерия Хабарова «Портрет Милы» попытаемся описать окружающую героиню обстановку.
Скорее всего, Мила — городская жительница. Об этом нам сообщает интерьер, «попавший» на полотно. Паркет, изящный светильник, довольно изысканное для того времени круглое, как чаша, кресло.
По воспоминаниям пожилых, люди в 1970-х годах жили скромно. Если, конечно, это были не представители партийной верхушки. Многие товары нельзя было купить из-за дефицита. Все надо было «доставать». Это еще не так чувствовалось в крупных городах, но в провинции, и тем более в селах, трудно было найти даже хорошие книги. Хотя сейчас в это трудно поверить.
Значит, Мила, скорее всего, жила в крупном городе, где были каток и приличная библиотека. Вероятно, у нее были мать и отец, то есть полная семья.
Композиция картины очень лаконична, потому что подчинена общей задаче: здесь главное — девочка и ее занятие. Художник попытался передать тот момент, когда дочитываются последние, самые увлекательные страницы книги. Еще несколько минут — и Мила закроет книжку и побежит по своим делам, а может быть, примется за уроки. А может быть, подойдет к телефону, чтобы позвонить подруге и поделиться впечатлениями от прочитанного.
Экскурс в детство 1970-х
Если писать сочинение по картине «Портрет Милы», то обязательно надо передать свое впечатление от нее. Да, это были замечательные времена, когда школьники стояли в очередях в библиотеке; когда книгу надо было сдать в срок, и ее читали, вопреки запрету родителей, под одеялом с фонариком; когда коньки для фигурного катания считались лучшим подарком. Сейчас для ровесников девочки Милы важны модные бренды одежды, всевозможные гаджеты давно вытеснили книги, а компьютерные игры предпочитают спорту. И от этого становится слегка грустно.
Но современные школьники, пишущие сочинение по картине Хабарова «Портрет Милы», вряд ли ощутят ностальгию по годам, в которых они не жили. Но, с другой стороны, посыл художника здесь очевиден: он хотел не просто нарисовать милую девочку, а рассказать о ценностях своей эпохи. Это характерно для всех его работ.
Что же, написать сочинение по картине Хабарова «Портрет Милы» под силу каждому. Надо только постараться вникнуть в ее суть, а не только впопыхах ухватить то, что лежит на поверхности.
Удивительна и многогранна жизнь русского художника Валерия Иосифовича Хабарова.
Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов
План сочинения:
Нисский – советский живописец, плакатист, иллюстратор. Родился в начале 20 века. У него была долгая и плодотворная жизнь. Художник ощущал себя патриотом родной страны, понимал романтику индустриальной современности. Он изображал её обыденной и одновременно поэтичной, отражая в своём творчестве дух эпохи. Нисского считают основателем в советской живописи направления сурового стиля и мастером индустриального пейзажа.
Картина «На лодке. Вечер» написана художником в Подмосковье в 1964 году. Это время признано считать поздним периодом в его творчестве. Если в ранних работах мастер воспевал грандиозность городских новостроек и масштабность страны, то в зрелости его живопись стала носить более интимный характер. Он обращает внимание на маленькие уголки в глубинке, тихие лирические пейзажи без железных дорог и автомагистралей. Работа «На лодке. Вечер» посвящена именно тихому лесному пейзажу.
Сюжет картины лаконичен. Движение времени словно застыло. Композиция картины особенна тем, что большую часть картины занимает река, четверть — зелёный холм, и ещё четверть — небо. Но по ощущению зрителя воды на картине совсем немного. В реке почти всё пространство занимают отражающиеся лес и холм. Передний план начинается отражённым в реке небом. Дальним фоном картины стало также небо. Маленький участок реки словно замкнулся в вечности.
Передний план запонен зеркальной гладью реки. В ней затерялась рыбацкая парусная лодка. Но ветра совсем нет, и парус опущен. Двое рыбаков увлечены ловлей. Фигурки людей на переднем плане очень малы в сравнении с окружающим величием природы. Они всего лишь частичка природы. Но художник как бы говорит – вся эта красота тихого вечера создана для человека.
Задний план – это бескрайность зелёных просторов земли и бесконечность вечернего неба. Особенность изображения заднего плана в том, что он залит лучами заходящего солнца. Передний же план уже в тени высоких сосен и выглядит очень сумрачно. Именно свет заднего плана добавляет в тёмный пейзаж радостного настроения. Небо в розоватых отсветах заката и высоких облаках говорит о том, что день был погожим и тёплым.
В картине преобладают холодные цвета. Много оттенков зеленого и синего. Тёплые коричневатые оттенки только у лиственного леса, они выделяют его на фоне вечнозелёных хвойных деревьев.
Художник запечатлел на полотне пограничный момент времени. Солнце садится, лето заканчивается, роща на заднем плане начала желтеть. Замысел в том, чтобы обратить наше внимание на красоту текущего момента, который очень быстротечен и не повторится больше никогда.
Мне картина понравилась безмятежностью, которое создают водная гладь, отражение в ней леса и неба, застывшая в тишине вечера лодка.
Читайте в нашем справочнике: как написать сочинение по картине. Нам важно, чтобы ты научился писать сочинения самостоятельно.