Учебный предмет: литературное
чтение.
Класс:
4.
УМК: «Школа
России» 4 класс, ч.1, М.: «Просвещение», 2011г.
Тема урока: А.П.Чехов
«Мальчики».
Тип урока:
изучение нового материала.
Цель:
Предметные:
1) познакомить
детей с жизнью и творчеством А.П.Чехова;
2)обучить
адекватному восприятию читаемого произведения, размышлять о характере и
поступке героя;
3)
развить литературные способности:
— прогнозировать содержание
текста;
—
читать
текст, понимать его содержание;
—
совершенствовать
навыки выразительного чтения;
—
отвечать
на вопросы по содержанию словами текста;
— относить произведение к жанру;
—
обогащать
словарный запас;
4) воспитывать
целеустремленность.
Метапредметные:
— формулировать тему
и цели урока;
— перерабатывать и преобразовывать информацию
из одной формы в другую (составлять план);
—пользоваться словарями;
—
оценивать
результат работы.
Личностные:
1) проявлять
интерес к миру чувств и мыслей человека;
2) определять
собственное отношение к поступкам героя;
3) восприятие
и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя.
Ресурсы урока:
презентация по теме урока, учебник Л.Ф.Климанова «Литературное чтение»
4 класс,1ч.; карточки для составления плана (для всех учеников), географический
атлас.
Ход урока.
I. Организационный
момент.
Чтение
учителем наизусть:
“Невозможно
без вниманья,
Получить образованье!”
(Все
сосредоточились, все настроились на работу, все успокоились)
Упражнение
с детьми в аутотренинге: ВДОХ!
“Мы спокойны,
Мы внимательны,
Мы – само
внимание!”
— Сегодня
мы познакомимся с неизвестным для вас автором и его произведением.
II.Формулирование
учащимися темы и цели урока.
Слайд.
Для этого восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы,
соедините их между собой, и вы узнаете фамилию автора, с произведением которого
мы будем работать на уроке.
Тют…ев
Ф…т Апу…тин Т…лстой Ершо…
Тютчев
Фет Апухтин Толстой Ершов
Слайд.
Вы правильно определили. Сформулируйте
первую часть темы урока. (Произведение А.П. Чехова).
-Узнаем название
произведения, с которым мы сегодня познакомимся.
Слайд.
Перед вами две таблицы: одна
с буквами, входящими в состав названия произведения; другая – со схемой, показывающей
последовательность соединения букв. Используя схему, прочитайте название
произведения.
-Что получилось?
Правильно. «Мальчики»
Слайд.
Сформулируйте тему нашего урока.(А.П.
Чехов и его произведение «Мальчики».)
( Появляется
тема урока).
-Сформулируйте
цель нашего урока.
Слайд.
(На экране. Познакомиться с творчеством …
и его произведением «…»; учиться правильно и
… читать произведение; отвечать на … ; делить … на части.)
(Появляется цель
урока).Познакомиться с творчеством А.П.Чехова и
его произведением «Мальчики»; учиться правильно и выразительно читать
произведение; отвечать на вопросы; делить текст на части.
III.
Подготовительная работа.
— Приступим к
работе.
Слайд.(Показ
портрета А.П.Чехова)
1.Сообщение
об авторе.
-Что вы знаете об
авторе произведения?
Послушайте
биографию автора по частям.
Внимательно
слушая, составьте план рассказа. Каждый пункт плана
должен быть озаглавлен с помощью одного слова. (Дети работают с карточками).
1.Антон Павлович
Чехов – один из известнейших на весь мир писателей.
Слайд.
Он родился в 1860 году в городе Таганроге
Слайд
в семье мелкого торговца. Отец разорился
(довёл своё состояние до нищеты) и переехал в Москву. Антон остался один в
Таганроге. (Озаглавьте.)
2.Антон учился в
гимназии (учебное заведение), зарабатывал на жизнь частными уроками. Его
писательский талант проявился уже в гимназии. В 19 лет он поступил на
медицинский факультет Московского университета, через пять лет получил звание
врача. (Озаглавьте).
3.Ещё студентом
Чехов начинает печатать маленькие рассказы в юмористических журналах. Эти
произведения приносят ему популярность. Чехов становится известен не только в
России, но и во многих Европейских странах. (Озаглавливаем).
Слайд
4.Основная тема
рассказов, повестей, пьес, написанных Чеховым – это жизнь обыкновенных людей. В
настоящее время имя Чехова является одним из самых популярных в мировой
литературе.(Озаглавливаем).
— Проверим, какой
план у вас получился. (Дети рассказывают, как они озаглавили каждый пункт
плана).
2.Словарная
работа.
— В новом
произведении вам встретятся новые или малознакомые слова.
Слайд.
Попробуйте объяснить значение этих слов.
розвальни
кучер бизон
башлык
джин пампасы
флигель
сюртук
Калифорния мустанги
полоскательная чашка
самоеды урядник
(Выслушиваются
сначала предположения детей, а потом учитель корректирует их предположения).
Слайд.
—
Розвальни – низкие и широкие сани с расходящимся
по бокам облучком;
—
башлык – суконный тёплый головной убор,
остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки;
—
сюртук — длинный двубортный пиджак, обычно в талию;
Слайд
.
—полоскательная
чашка — блестящая металлическая миска для мытья
чайной посуды.
—
джин — английская водка;
—
кучер- слуга, работник, который правит лошадьми
в экипаже.
—
самоеды — северные народы;
—
Калифорния — полуостров на западе Северной
Америки в Мексике.
—
бизон – крупное полорогое парнокопытное животное с
мягкой шерстью, дикий североамериканский бык;
—
пампасы – южноамериканские степи;
—
мустанги – одичавшая домашняя лошадь североамериканских
прерий;
—
урядник – низкий чин уездной полиции;
-флигель-
пристройка сбоку главного здания или дом
во дворе здания.
— Зная название и
некоторые слова из произведения, попытайтесь предположить, о чём пойдёт речь. (
Дети высказывают свои предположения).
IV.
Первичное восприятие текста.
— Послушайте произведение
А.П. Чехова «Мальчики» и определите, чьё предположение окажется более точным.
(Учитель или подготовленные ученики читают текст произведения вслух, а ученики
следят за чтением по учебникам).
V.
Проверка первичного восприятия.
—Понравилось
ли вам произведение?
—Чьё
предположение оказалось более точным?
—
К какому жанру относится это произведение? (Это рассказ, так как присутствуют
признаки рассказа: повествовательность, с небольшим количеством героев).
—
Как вы думаете, это грустный или весёлый рассказ? Объясните свой ответ.
—
Какой фрагмент рассказа вам запомнился?
VI.
Динамическая пауза.
VII.
Закрепление нового материала.
1) Беседа по
прочитанному тексту.
—Откуда
приехали мальчики?
—Кто
приехал к Королевым?
—
Как сёстры относились к Володе?
—Что
заметили сестры?
—Куда
собирались сбежать мальчики?
—Удалось ли
им сбежать?)
— Почему
мальчики решили сбежать? К ним плохо относились в семье? (Чтение
приключенческих романов Майн-Рида.)
—
Просмотрите текст и нарисуйте словесный портрет мальчиков.
(Володя – пухлый…
Чечевицын – худой,
смуглый, с веснушками …)
— А что вы
можете сказать о характере мальчиков? (Они совершенно разные: Чечевицын —
целеустремленный, смелый, решительный.
Володя –
нерешительный.)
— Можно ли
Володю назвать трусом?(Ответы детей.)
2)Работа с
географической картой.
— Проведем
небольшую исследовательскую работу. По карте (на парте географический атлас)
наметим маршрут движения мальчиков. (Сначала Пермь…)
— Как вы
считаете, реально ли мальчикам проделать такой путь?
3) Выборочное
чтение.
— Что
происходило в семье после побега? (Словами из текста)
— Встреча
после побега.(Прочитать)
— Можно
ли так поступать?
— В
начале и в конце описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи
отличаются, чем они похожи?
4)Продолжение
беседы.
— Как вы
относитесь к мальчикам? (нравятся, не нравятся и чем)
— А как
писатель относится к мальчикам? (Монтигомо Ястребиный коготь, непобедимый вождь
индейцев)
— Как Чехов
смог так рассказать о предстоящем путешествии, чтобы нам было интересно? — Как
вы думаете, кем будут мальчики, когда вырастут?
VIII.
Итог урока. Рефлексия
—
С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?
—
Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомились?
Работа в группах .
-Напишите
«Синквейн» 1группа и 2 группа – А.П.Чехов ,а 3группа и 4 группа – к
произведению «Мальчики».
Первая
строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или
предмет, о котором пойдет речь.
Вторая
строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и
свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья
строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими
характерные действия объекта.
Четвертая
строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора
синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая
строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или
объекта.
Чёткое соблюдение правил написания
синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке
можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова.
Возможны варианты использования и других частей речи.
IХ.
Домашнее задание.
Разделить текст
на части и озаглавить .
Творческое
задание: составить тест или кроссворд по данному
произведению.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 133-134.
УКМ «Школа России»
1. Попробуй объяснить, почему Чехов назвал рассказ «Мальчики».
Героями этого рассказа были два мальчика, два гимназиста. Автор назвал рассказ по его главным героям.
Он мог бы назвать рассказ по событиям, которые в нём описаны, например, «Побег в Америку», или по главной мысли, например, «Не подумав, не начинай». Но Чехов назвал рассказ «Мальчики» и это название звучит с доброй иронией. Оно выражает его отношение к героям.
2. Что ты можешь сказать о семье Королёвых? Как родители и дети относятся друг к другу? Приведи примеры из текста.
Семья Королёвых кажется мне очень дружной. Родители искренне любят детей, дети любят родителей. Приезд любимого сына стал настоящим праздником. К нему выскочили все, обнимали, целовали, шумели.
Родители и дети вместе занимаются различными делами, например, украшают ёлку. У них общие интересы.
При этом родители стараются уважать детей. Даже когда Володю вернули домой, отец не стал его наказывать, а просто поговорил в кабинете.
3. Изменилось ли отношение Володи к семье? Объясни.
Неудачный побег изменил отношение Володи к семье. В начале рассказа он кажется отстранённым, занятым своими мыслями. В середине его начинают одолевать сомнения, он уже не хочет бежать, потому что понимает, как это отразится на любимых родителях.
Мальчик понял, что нет ничего дороже семьи и близких людей.
4. О чём мечтали Чечевицын и Володя? Как они представляли свою жизнь в Америке? Могли ли сбыться их мечты? Почему?
Мальчики мечтали сбежать в Америку. Они хотели стать разбойниками, работать на плантациях, сражаться с дикарями, добывать золото и жениться на красавицах.
Эти мечты не могли сбыться. Ведь реальная жизнь совсем иная. Она не похожа на страницы авантюрного романа.
Да и не смогли бы мальчики добраться до Америки, ведь они не представляли себе всех трудностей этого предприятия.
5. Как ты относишься к мальчикам? Что ты о них думаешь?
Мне нравятся эти мальчики. Они целеустремлённые, у них есть мечта. Они наивные, но добрые. Они никому не хотели зла. А что сбежали… Так все мальчишки должны иногда сбегать в Америку, просто потому что любой мальчик мечтает быть героем.
Герои решились на побег, потому что были глупыми и самонадеянными, они мало знали и плохо представляли предстоящие трудности. Но им хотелось быть храбрыми и необычными, как герои прочитанных романов.
6. В конце и начале рассказа описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи различаются и чем похожи?
Первая встреча происходит после долгой разлуки. Близкие рады приезду Володи, его тормошат и целуют.
Вторая встреча происходит после неудачного побега. Володю снова встречают криками, но теперь в них нет радости.
Эти встречи похожи тем, что в них задействованы одни и те же персонажи.
Они различаются настроением героев.
7. Это смешное произведение или грустное? Почему ты так думаешь?
Это скорее смешное произведение, потому что трагедии в нём не случилось, а само событие представлено автором с юмором.
8. Как ты считаешь, автор осуждает мальчиков за их поступок? Обсудите с другом.
Мне кажется, что автор не осуждает мальчиков, потому что редкий мальчик не мечтает убежать в Америку или улететь в космос. Автор понимает, что все мальчики так устроены и всегда остаются наивными мечтателями.
Чехов относится с юмором к поступку своих героев. Мы видим, как он смешно обыгрывает фамилию Чечевицын, как описывает наивные и смешные планы мальчиков, как рассказывает о надеждах сестёр на золото, и так далее.
Но введя в рассказ переживания Володи, показав, как он вернулся домой, автор пытается предупредить читателей о том, что так поступать нельзя. Всегда нужно думать о последствиях своих поступков, о том, как они отразятся на близких людях.
9. Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Расскажи об одной из них. Запиши план своего рассказа в рабочую тетрадь.
Рассказ о подобной ситуации для 4 класса
Однажды мы с братом гостили у бабушки в деревне.
Игорь прочитал роман Фенимора Купера и вообразил себя настоящим индейцем. Он сделал лук и стрелы, а потом решил сбежать в лес и жить в шалаше.
Мы вместе построили в рощице шалаш, и Игорь сказал, что сегодня домой не пойдёт. Он хотел заночевать в лесу, жечь костёр и печь картошку.
Я ушла домой и рассказала про это бабушке. Бабушка улыбнулась и сказала, что в нашем лесу хищников нет, так что пусть ребёнок поиграет.
Игорь вернулся с заходом солнца. Он был сильно покусан комарами и весь чесался. Он сказал, что современные индейцы спят дома, а вот охотиться ходят в лес. Но только днём.
10. Рассмотри иллюстрации в тексте и кратко опиши эпизоды, которые изображены.
На первой иллюстрации мы видим первый приезд Володи. Он в тёплой одежде, приближается Рождество. С ним рядом его товарищ Чечевицын. Они окружены младшими сёстрами Володи. Рядом сидит собака Милорд.
На второй иллюстрации мы видим Володю и Чечевицына в их комнате. Володя говорит, что не поедет, потому что ему жалко маму, но Чечевицын решительно убеждает его бежать.
Но Чечевицын далек от этих душевных терзаний и увлечен только одной идеей — убежать и поскорее. Ему, в отличие от Володи, неведомы тепло домашнего очага и родительская забота, его ничто не держит. Семейные ценности не являются для него чем-то основополагающим. Он — человек решительный и суровый. Володя не такой. Этот мальчик добропорядочный, привязанный к семье всем сердцем, хоть и на стадии своего взросления пытающийся продемонстрировать обратное. Однако у него есть мечта — Америка. И ради ее осуществления он готов на поступок: пренебречь самым ценным, что у него есть, доверием и близостью семьи. Но данное решение дается ему с трудом, Володя принимает его не самостоятельно, а под натиском Чечевицына. У друга же нет камня преткновения в виде семьи, и сомнения в правильности и благоразумности решения его не гложут. Характеристика мальчиков убеждает нас в том, что их воспитание и происхождения прямо противоположны.
Свою неудачу мальчики совершенно по-разному переживали. Володя был сильно подавлен тем, что доставил столько боли своей семье. А Чечевицын, не обремененный чувством ответственности, наоборот гордился поступком, не приняв к сведению масштаб доставленных людям страданий. Ведь им он подверг и свою мать, которая вскоре приехала и забрала мальчика домой.
Темы и проблемы
Главная тема произведения А. П. Чехова — детство, которое выражается в желании главных героев осуществить путешествие в далекую неизведанную страну. Они совершенно неприспособленны к взрослой жизни, не осознают последствий своего решения, продолжают жить в мире грез, иллюзий и фантазий.
В рассказе автор затрагивает проблемы взаимоотношений отцов и детей, в целом мира детей и взрослых, разницу в мировоззрениях людей одного поколения. Чехов рассматривает вопрос расстановки приоритетов в мышлении мальчиков, чем один может легко поступиться и пренебречь, а другой нет.
Проблема воспитания проскальзывает в строках с репликами отца Володи. Тот предельно интеллигентен, очень уважителен к собственному сыну. Он смог заложить в сознание мальчика верные постулаты, которыми необходимо руководствоваться в жизни, элементарно — что такое хорошо и что такое плохо. А на примере Чечевицына мы наблюдаем противоположную картину. Судя по всему, мальчик был лишен родительской любви и должного воспитания, оттого и вырос с безответственной претензией к независимости и самостоятельности.
Главная мысль
Смысл рассказа «Мальчики» – это необходимость поддерживать правильные отношения между взрослыми и детьми. Дети являются продолжением своих родителей, и им следует всегда внимательно относиться к вопросам воспитания своих отпрысков, нести за это ответственность, чтобы в дальнейшем похожее чувство ответственности зародилось и укоренилось в душах и воззрениях самих детей. Ведь родительский пример самый точный и показательный на первых этапах формирования личности ребенка.
Следовательно, идея произведения – это стремление автора напомнить о том, как важно постоянно задумываться о последствиях принятых решений, а тем более совершенных поступков. Так как порой последствия бывают непредсказуемыми и необратимыми, желательно стараться просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. А если неблагоприятный исход неизбежен, возможно, разумнее будет и вовсе отказаться от ранее принятого авантюрного решения.
Чему учит?
Рассказ А. П. Чехова «Мальчики» учит придавать важное значение истинным семейным ценностям и не отказываться от них, учит не поддаваться чужому влиянию и всегда иметь собственную точку зрения и способность при необходимости твердо ответить «нет». Чехов также призывает родителей относиться к своим детям максимально бережно, оказывать им помощь в психологическом становлении и призывать их руководствоваться только своим умом.
Важность семьи для человека автор ставит во главу угла. Все его поступки, еще, будучи ребенком, ознаменованы теми условиями и обстоятельствами, в которых он родился и вырос. Традиционные семейные ценности и глупые детские причуды Чехов одновременно противопоставляет и приводит в сравнение, демонстрируя, как деструктивно может повлиять необдуманное и наивное решение на то, что действительно важно, но о чем иногда людям свойственно забывать.
Автор: Нелли Зиновьева
Рассказ А. П. Чехова «Мальчики» – прозаическое произведение. Главной темой является желание мальчиков осуществить путешествие в далекую страну. Ребята не думали о том, что ждет их впереди, у них нет ограничений взрослой жизни. Герои живут в мире детских фантазий.
В произведении автор поднимает проблему сложных взаимоотношений детского и взрослого миров.
Экспозиция рассказа заключается в представлении героев, когда мальчики Володя Королев и господин Чечевицын приезжают домой. Завязка рассказа происходит тогда, когда вся семья собирается за столом пить чай, а мальчики при этом очень странно себя ведут. («Он (Чечевицын) о чем-то всё время думал и так был занят своими мыслями, что когда его спрашивали о чем-нибудь, то он вздрагивал, встряхивал головой и просил повторить вопрос… Девочки заметили, что и Володя, всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой.»)
Дальнейшие события развиваются таким образом – мальчики обсуждают побег «куда-то в Америку добывать золото». Чечевицын уговаривает Володю уехать. Все эти события приводят нас к кульминации рассказа – мальчики не приходят на обед, родители Володи беспокоятся, ищут мальчиков в деревне и на реке.
Все эти тревожные события приводят нас к развязке – спустя сутки, мальчиков привозят домой. Володя раскаивается. Оказывается, что их задержали в Гостином Дворе, когда они искали, где купить порох. Эпилог рассказа происходит в момент отъезда Чечевицына. В знак памяти в тетрадке у Кати он написал: «Монтигомо Ястребиный коготь».
В рассказе два главных героя Володя Королев и господин Чечевицын. Чечевицын – это не взрослый человек, это мальчик, как и Володя. Они одноклассники.
Чехов дает характеристику героям через их портрет и речь. Портреты и речь героев отличаются, так как у них разные характеры. Писатель противопоставляет мальчиков. Чечевицын описан подробно: «Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив…его можно было бы принять за кухаркина сына… угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся…казался девочкам необыкновенно замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек, и рычал он так, что, стоя за дверями, в самом деле, можно было подумать, что это тигр или лев…»
Чечевицын – по натуре лидер, целеустремленный человек. Любым способом: убеждением, уговорами и шантажом – он воплощает мечты. Описание его внешности начинается краткими прилагательными, описание напряженное, подчеркивает желание быть первым. Он называет себя Монтигомо Ястребиный Коготь. Имя индейского вождя будто взято из американского приключенческого романа о Диком Западе. Ко времени написания чеховского рассказа книги Фенимора Купера и Майна Рида уже прочно вошли в число любимых у молодых российских читателей. Да и родители поощряли: за приключенческими сюжетами легко разглядеть гуманистические идеалы, восходящие к Руссо с его восхищением “благородными дикарями” и близостью к природе. И ведет себя в соответствии с выбранным именем.
Володя в рассказе описывается несколькими словами: «всегда веселый и разговорчивый…пухлый, как укушенный пчелой». Володя – добросердечный ребенок, выросший в дружной семье. До дружбы с Чечевицыным он был веселым и общительным, а теперь старается вести себя как настоящий герой-путешественник, чтобы соответствовать своему другу и общей мечте.
Речевая характеристика господина Чечевицына соответствует портретной: «Он сурово кашлянул, потер правой ладонью левую руку, поглядел угрюмо…только сильно надул щеки и сделал такой вздох, как будто ему было очень жарко… – Нет. Я Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых… сердито спрашивал… – Бледнолицый брат мой… гордо отвечал…»
Речь и поведение Володи так же соответствует портретной характеристике. Существует раздвоение между тем какой Володя на самом деле, и как он должен вести себя рядом с таким другом. Такое поведение Володи, будто маска, за которой он прячет мягкую, добрую, покладистую душу, привязанность к родителям. Маска нужна ему, чтобы воплотить мечты в жизнь. А как мы знаем, путешественники отважные, смелые люди.
« Всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой… расплакался… Идя спать, он долго обнимал отца, мать и сестер… заплакал так горько…»
Отец Володи – человек мягкий и интеллигентный, уважительно относящийся к своему сыну. Его высказывания не унижают человеческого достоинства детей. Даже к другу сына обращается на «вы». В конце же рассказа он решительный, требовательный.
«Извините, я по-домашнему, без сюртука…господину Черепицыну… прошу вас… разве так можно? – Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат, А вам стыдно, господин Чечевицын! Не хорошо-с! Вы зачинщик и, надеюсь, вы будете наказаны вашими родителями…»
Художественное пространство сжатое, ограничено рамками дома, все действия, диалоги героев происходят в доме Володи. Пространство рассказа конкретное, так как нет фантастических, выдуманных автором деталей.
Художественное время длительное, действие рассказа происходит несколько дней, конечное – рассказ заканчивается отъездом Чечевицына. Художественное время замкнутое: в пределах сюжета, вне исторического процесса, в хронологии событий и внутренних душевных процессов героев.
Этот рассказ учит нас тому, что нужно соблюдать семейные ценности. Семья важнее детских причуд. Все мы в детстве хотим быть взрослыми, но очень сильно зависим от родителей и привязаны к ним.
Чехов Антон Павлович — знаменитый драматург и русский писатель, который любил писать свои рассказы именно о детях. Одним из таких произведений является Мальчики, сюжет которого посвящен тому, как книги влияют на поступки детей. Рассказ Мальчики был написан в 1887 году, и знакомит нас с желанием ребят совершить поездку в неизвестную для них Америку. Они хотят увидеть индейцев, о которых мальчики начитались в книжках. Почему писатель называет рассказ именно Мальчики? Наверное оттого, что действующими лицами произведения являются хоть и гимназисты, но их планы слишком уж детские. Своим названием автор как раз и подчеркнул молодость да наивность героев. Давайте же сегодня познакомимся ближе с героями и в сочинении сделаем сравнительную характеристику двух друзей.
Рассказ Чехова Мальчики
Итак, сегодня на уроке мы познакомились с рассказом Чехова «Мальчики». Мы узнали о грандиозных планах детей, которые собрались бежать через Сибирь в Америку. Там они планировали охоту на бизонов, воевать с индейцами даже не представляя всей сложности запланированного побега. Сложность же в том, что эти парни совершенно еще не знают жизни и судят о ней лишь по книгам, которые успели прочитать.
Так кто они Володя Королев и мистер Чечевицын?
Из рассказа мы знаем, что это два друга, которые учатся в одной гимназии. Однако это совершенно разные люди с разными характерами. Чтобы подчеркнуть разность их натур, автор даже дает портретные характеристики ребят. И если Володя представлен веселым, разговорчивым мальчиком, слегка пухлым, как будто укушенный пчелой, то Чечевицын другой. Он замкнутый и серьезен, худой, смуглый и весь в веснушках. Чечевицын некрасивый, угрюмый и мало улыбался. Однако по натуре — это настоящий лидер.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВ ВОЛОДИ И ЧЕЧЕВИЦЫНА
В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА «МАЛЬЧИКИ»
Володя и Чечевицын — ровесники. Они вместе учатся в гимназии. Володя называет Чечевицына своим другом. Однако сразу же после знакомства с мальчиками мы понимаем, насколько они разные. В этом помогает нам убедиться и сам автор, наделив своих героев противоположной внешностью. Володя — белолицый, упитанный, краснощекий. Чечевицын — полная его противоположность: «худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толсты, вообще был он очень некрасив…».
Характеры у мальчиков тоже разные, хоть и ведут они себя в доме Володиных родителей одинаково: ни с кем особенно не разговаривают, не улыбаются, все время о чем-то шепчутся. Но мы понимаем, что замкнутость, угрюмость — на самом деле черты, присущие только Чечевицыну. Володя совсем не такой. Он настоящий сын своих родителей и похож на них. Такой же общительный, энергичный, веселый и открытый. Не зря он в прежние приезды всегда принимал участие в подготовке к Рождеству. Теперешняя его молчаливость и угрюмость — подражание более властному и, возможно, более умному товарищу. Мягкость Володиного характера подтверждает и сцена, когда он слезно умоляет Чечевицына перенести их побег.
С удивлением мы узнаем, что именно Володя — зачинщик побега. Здесь проявляются отрицательные черты его характера — трусость, переоценка своих возможностей. Эти черты Володи, проявленные им в раннем возрасте, скорее всего, и не проявятся в нем в будущем. Вероятно, из него получится неплохой человек, похожий на своего отца. Но великих дел, заслуживающих восхищения, Володя тоже не совершит. Чего нельзя сказать о невзрачном на вид Чечевицыне.
Целостный анализ прозаического произведения большого объёма (Чтение и понимание художественного текста)
Цели сессии:
продолжить
– освоение техник понимания прозаического текста, в т.ч. моделирования;
– освоение способов работы с прозаическим текстом большого объёма..
Анализ рассказа А.П. Чехова «Мальчики»
Детям вечно досаден их возраст и быт…
В. Высоцкий
При организации понимания детьми текста большого объёма существует целый ряд объёктивных сложностей. Во-первых, детям сложно удерживать содержание, даже его фабульную сторону. Во-вторых, авторское отношение к происходящему не просто «рассыпано» по всему произведению. Часто писатель «передоверяет» возможность высказать свое мнение, отношение о проблеме или герое другому, персонажу рассказа, или «прячет» его в портрет, пейзаж. Кроме того, особенности произведения обусловлены не только родом литературы и жанром, но ещё и типом художественности. Как организовать работу по осмыслению текста рассказа, чтобы в результате ребята поняли произведение адекватно авторскому замыслу?
«Мальчики» Чехова – прозаическое произведение, рассказ, тип художественности –юмористический. А.П. Чехов с теплой иронией относится к своим юным героям, но эту тёплую природу смеха понять четвероклассникам непросто. Для этого необходимо создать ряд ситуаций, в которых ученики совершенно однозначно увидят, что смех в рассказе не есть отрицание мечты героев. Улыбку вызывает наивность, с которой мальчики-гимназисты её формулируют и воплощают. Эта добрая улыбка – общее отношение автора, взрослых героев и нас, читателей. Так устроен юмористический тип художественности. В центре – случай как действие; мир гармоничен, героям внутри мира комфортно. Смех не отрицание, смех не над миром и не над героями. Автор и читатель незримо тоже «внутри» мира Дома, семьи, ожидающей наступления Рождества. Юмористический тип художественности отражает следующая модель:
Ход игры
1. Общее заседание.
Цели:
выявить уровень понимания текста,
дать установку на работу в группах.
Недавно прочитали рассказ А.П.Чехова “Ванька”. Теперь вы познакомились с другим произведением этого автора рассказом “Мальчики”. Похожи эти произведения? Почему?
Почему автор написал такие разные рассказы? Что он хотел сказать читателям в этом рассказе?
версии, модели
Как понять истинный смысл произведения?
А? Г ? Р?
внешность? речь?
Вы пойдёте работать в группе, у каждой группы будет своё задание. Через 30 минут мы снова соберёмся и обсудим результаты вашей работы.
2. Работа в группах 30 минут.
3. Общее заседание.
Цели:
обсудить результаты работы групп,
сформулировать свод законов мира семьи и мира фантазий,
выявить авторский замысел.
Для вычитывания подтекста данного рассказа используем следующие «инструменты» анализа, (их всегда диктует содержание):
– анализ персонажей парами (антитеза Володя – Чечевицын: возможно сравнение на уровне портретной характеристики /портретной и речевой характеристик; папа Володи – мама Чечевицына);
– точка зрения (прямая-непрямая авторская оценка).
Чечевицын отрицательный герой? Он плохо влияет на Володю?
Кто больше понравился? Кто быстрее повзрослеет?
Как оцениваете родителей? Какое отношение к детям? (уважительное)
Роль родителей: ругать, контролировать или советами помогать взрослеть?
(Что для понимания текста даёт сопоставление этой пары персонажей?)
Для этого необходимо создать ряд ситуаций, в которых ученики совершенно однозначно увидят, что смех в рассказе не есть отрицание мечты героев. Улыбку вызывает наивность, с которой мальчики-гимназисты её формулируют и воплощают. Эта добрая улыбка – общее отношение автора, взрослых героев и нас, читателей. Так устроен юмористический тип художественности. В центре – случай как действие; мир гармоничен, героям внутри мира комфортно. Смех не отрицание, смех не над миром и не над героями. Автор и читатель незримо тоже «внутри» мира Дома, семьи, ожидающей наступления Рождества.
Моделирование возможных вариантов авторской позиции
Уровень понимания текста зависит от жизненного и читательского опыта, от уровня читательской культуры. После первого (самостоятельного) прочтения этого рассказа ребята, как правило, склоняются к следующему пониманию авторской позиции:
1
Подтверждение этим мыслям они найдут в тексте: «Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат. А вам стыдно, господин Чечевицын! Не хорошо-с! Вы зачинщик и, надеюсь, вы будете наказаны вашими родителями. Разве это так можно?»
В классе обязательно найдутся дети, не согласных с такой жёсткой формулировкой. Они будут искать компромиссы, по сути, мало что добавляя нового в понимание произведения.
3. Вариант, наиболее близкий авторскому:
Чтобы прийти к адекватному авторскому пониманию содержания произведения, необходимо организационно и технически заложить эту возможность в урок.
Работа групповая, с обязательным докладом о результатах работы группы на общем заседании, фиксация основных положений доклада всем классом, вопросы на понимание, вопросы содержательные, общая коррекция или уточнение результата.
Для вычитывания подтекста данного рассказа используем следующие «инструменты» анализа, (их всегда диктует содержание):
– анализ персонажей парами (антитеза Володя – Чечевицын: возможно сравнение на уровне портретной характеристики /портретной и речевой характеристик; папа Володи – мама Чечевицына);
– точка зрения (прямая-непрямая авторская оценка).
(Что для понимания текста даёт сопоставление этой пары персонажей?)
Окончательно проникнуться пафосом произведения позволит общая (в силу возраста целесообразна общее размышление, фиксация, уточнение) работа по формулированию законов, по которым устроены «миры» «космоса» рассказа «Мальчики».
Законы мира Дома
1. Тепло, любовь, забота обо всех в семье.
2. Добрые традиции семьи.
3. Уважение ко всем членам семьи, выражающиеся в принятии других точек зрения (в данном случае уважение выбора сына – Чечевицын, друг сына, априори достоин уважения).
5. Ребёнок имеет право на фантазии и ошибки. Семья поможет ему взрослеть.
Законы мира Фантазии (как его понимают мальчики)
1. Настоящие ценности – не в домашнем уюте.
2. Ты должен быть сильным, гордым, независимым.
3. Свобода есть вседозволенность. Сильный выше закона.
Эти «миры» в рассказе Чеховым противопоставляются? В общем обсуждении выясняется, что эти «миры» в рассказе Чеховым не противопоставляются. Ему (как и родителям) симпатичны дети, вдохновлённые героикой приключенческих книг Майн Рида.
Чехов осуждает мальчиков? Смеётся над ними? По-доброму или по-злому? Улыбку вызывает то, что мальчики, не понимая условности искусства, верят в абсолютную реальность фантазии и действуют, как рекомендует лирический герой баллады В. Высоцкого «Книжные дети»:
Разберись, кто ты – трус
Иль избранник судьбы,
И попробуй на вкус
Настоящей борьбы.
Как отнеслись сёстры Володи? Героический побег мальчиков в Америку навсегда запомнят сёстры Володи, образ г-на Чечевицына в ореоле славы (и рядом – брата) отпечатан в их душах.
Как отнеслись родители Володи? Родители-Королёвы … рады за сына (Чехов!!!). Умение мечтать, жажда воплотить свою мечту – основа творчества.
Родители Королёвы любят сына? Что такое родительская любовь? На этом месте важно задержать разговор подольше – поговорить о том, что такое родительская любовь. (Если есть возможность на это занятие пригласить родителей, нужно обязательно ею воспользоваться.)
модель
Возможный «сухой остаток» понимания текста:
Рассказ о семейных ценностях из разряда «вечных». Володя – в будущем тот самый «чеховский интеллигент, заглядевшийся на звёзды». Добрая атмосфера семьи помогает его правильному взрослению. Он легче, чем Чечевицын, поймет, что « в грёзы нельзя насовсем убежать, краткий век у забав – столько боли вокруг…», и примет не героические, на первый взгляд, но важнейшие семейные ценности семьи как свои: любовь, взаимоуважение, заботу, ответственность. Значит, нужные книги в детстве читал…
Задание 1 группе.
Прочитайте текст.
Выделите маркерами предложения, которые рассказывают о внешности Володи. Если эти предложения расположены в разных местах текста, «соберите» их вместе.
Какой характер героя рисуют нам эти предложения? Какие чувства вызывает этот герой?
Володя Королёв
Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем, и весь он от головы до ног издавал такой вкусный морозный запах, что, глядя на него, хотелось озябнуть и сказать: “Бррр!”
Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками.
Володя потом лежал, и ему к голове прикладывали полотенце, смоченное в уксусе.
Володя в рассказе характеризуется «в двух временных пластах».
Это мягкий добросердечный ребёнок, выросший в тёплой дружной семье с добрыми традициями. До того, как он стал бледнолицым братом Монтигомо, он с радостью принимал участие в предрождественской суете, был весёлым, контактным, был дружен с сёстрами – очень любил свой дом, семью.
Сейчас же, вопреки своей тонкой и нежной природе, он старается вести себя как настоящий закалённый ветрами странствий герой-путешественник, чтобы соответствовать своему другу и их общей мечте.
Задание 2 группе.
Прочитайте текст.
Выделите маркерами предложения, которые рассказывают о внешности Чечевицына. Если эти предложения расположены в разных местах текста, «соберите» их вместе.
Какой характер героя рисуют нам эти предложения? Какие чувства вызывает этот герой?
Две группы учащихся «собирают» портреты героев, попутно отмечая черты характера, оценки этого характера другими персонажами рассказа и то, кому эта оценка принадлежит.
Чечевицын
Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся. Девочки, глядя на него, сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и ученый человек. Он о чем-то все время думал и так был занят своими мыслями, что когда его спрашивали о чем-нибудь, то он вздрагивал, встряхивал головой и просил повторить вопрос.
…
И этот худенький смуглый мальчик со щетинистыми волосами и веснушками казался девочкам необыкновенно замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек, и рычал он так, что, стоя за дверями, в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев.
Обсуждая анализ, проделанный первой группой, класс приходит к выводам о том, что
Чечевицын – лидер, целеустремлённый, волевой, умеет организовать себя и других на воплощение мечты в реальность: убеждением, уговорами, шантажом. Ему, наверняка, принадлежит идея, его инициатива.
Описание его внешности начинается краткими прилагательными, что делает описание напряжённым, стремительным, создаёт ощущение ершистости героя, подчёркивает желание быть первым. Он называет себя Монтигомо Ястребиный Коготь – и ведёт себя так, как предписывает ему избранное имя. «Необыкновенно замечательный, решительный, неустрашимый, тигр, лев» эта оценочная лексика принадлежит восхищённым сёстрам Володи, Соне и Кате.
Маленькая же Маша ничего этого не видит… и ассоциируется у неё г-н Чечевицын с… чечевицей, блюда из которой готовят в пост. Она об этом периодически вспоминает и снижает «высокий» образ героя. Делается это по-детски, как бы нечаянно. Но, естественно, по воле Чехова. (Кому принадлежит оценка «некрасивый», «похож на кухаркина сына»? Зачем она? Почему и когда мы о ней забываем?)
Задание 3 группе.
Прочитайте текст.
Выделите маркерами предложения, которые рассказывают о том, что и как говорит Чечевицын, как это отражается в его поступках. Какой характер героя рисуют нам эти предложения? Какие чувства вызывает этот герой?
А) Чечевицын весь день сторонился девочек и глядел на них исподлобья. После вечернего чая случилось, что его минут на пять оставили одного с девочками. Неловко было молчать. Он сурово кашлянул, потер правой ладонью левую руку, поглядел угрюмо на Катю и спросил:
– Вы читали Майн-Рида?
– Нет, не читала… Послушайте, вы умеете на коньках кататься?
Погруженный в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос, а только сильно надул щеки и сделал такой вздох, как будто ему было очень жарко. Он еще раз поднял глаза на Катю и сказал:
– Когда стадо бизонов бежит через пампасы, то дрожит земля, а в это время мустанги, испугавшись, брыкаются и ржут.
Чечевицын грустно улыбнулся и добавил:
– А также индейцы нападают на поезда. Но хуже всего это москиты и термиты.
– А это что такое?
– Это вроде муравчиков, только с крыльями. Очень сильно кусаются. Знаете, кто я?
– Господин Чечевицын.
– Нет. Я Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых.
…
– Так ты не поедешь? – сердито спрашивал Чечевицын. – Говори: не поедешь?
– Бледнолицый брат мой, я прошу тебя, поедем! Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманил, а как ехать, так вот и струсил.
– Ты говори: поедешь или нет?
– В таком случае я сам поеду! – решил Чечевицын. – И без тебя обойдусь. А еще тоже хотел охотиться на тигров, сражаться! Когда так, отдай же мои пистоны!
– Так ты не поедешь? – еще раз спросил Чечевицьн.
– Так одевайся!
И Чечевицын, чтобы уговорить Володю, хвалил Америку, рычал как тигр, изображал пароход, бранился, обещал отдать Володе всю слоновую кость и все львиные и тигровые шкуры.
– На вокзале! – гордо ответил Чечевицын.
Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: “Монтигомо Ястребиный Коготь”.
Задание 4 группе.
Прочитайте текст.
Выделите маркерами предложения, которые рассказывают о том, что и как говорит Володя, как это отражается в его поступках. Какой характер героя рисуют нам эти предложения? Какие чувства вызывает этот герой?
Девочки заметили, что и Володя, всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой. Пока сидели за чаем, он обратился к сестрам только раз, да и то с какими-то странными словами. Он указал пальцем на самовар и сказал:
– А в Калифорнии вместо чаю пьют джин.
Он тоже был занят какими-то мыслями и, судя по тем взглядам, какими он изредка обменивался с другом своим Чечевицыным, мысли у мальчиков были общие.
– Господи, прости меня грешного! Господи, сохрани мою бедную, несчастную маму!
К вечеру он расплакался. Идя спать, он долго обнимал отца, мать и сестер.
– Господи! – тихо плакал Володя. – Как же я поеду? Мне маму жалко.
– Я… я не струсил, а мне… мне маму жалко.
– Я поеду, только… только погоди. Мне хочется дома пожить.
Володя заплакал так горько, что сестры не выдержали и тоже тихо заплакали. Наступила тишина.
– По… поеду.
Речь и поведение героя подтверждают ситуацию раздвоенности бытия Володи (комметарий-анализ).
Задание 5 группе.
Прочитайте текст.
Выделите маркерами предложения, которые рассказывают об отце Володи и матери Чечевицына. Проанализируйте, как Чехов изображает отца. Какие чувства у вас вызывает этот герой?
Как рассказано о маме Чечевицына? Почему?
Пятая группа сравнивает образы отца Володи и мамы Чечевицына
– Володичка, а это же кто? – спросила шепотом мать.
– Ах! – спохватился Володя. – Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса… Я привез его с собой погостить у нас.
– Очень приятно, милости просим! – сказал радостно отец. – Извините, я по-домашнему, без сюртука… Пожалуйте! Наталья, помоги господину Черепицыну раздеться! Господи боже мой, да прогоните эту собаку! Это наказание.
– Ну, вот скоро и Рождество! – говорил нараспев отец, крутя из темно-рыжего табаку папиросу. – А давно ли было лето, и мать плакала, тебя провожаючи? Ан ты и приехал… Время, брат, идет быстро! Ахнуть не успеешь, как старость придет. Господин Чибисов, кушайте, прошу вас, не стесняйтесь! У нас попросту.
После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для елки. Это была увлекательная и шумная работа. Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался и изредка бросал ножницы на пол, сердясь на них за то, что они тупы. Мамаша вбегала в детскую с очень озабоченным лицом и спрашивала:
– Кто взял мои ножницы? Опять ты, Иван Николаич, взял мои ножницы?
– Господи боже мой, даже ножниц не дают! – отвечал плачущим голосом Иван Николаич и, откинувшись ка спинку стула, принимал позу оскорбленного человека, но через минуту опять восхищался.
Девочки, дрожа, с ужасом думали о том, что теперь будет, слышали, как папаша повел Володю и Чечевицына к себе в кабинет и долго говорил с ними; мамаша тоже говорила и плакала.
– Разве зто так можно? – убеждал папаша. – Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат. А вам стыдно, господин Чечевицын! Не хорошо-с! Вы зачинщик и, надеюсь, вы будете наказаны вашими родителями. Разве это так можно? Вы где ночевали?
Послали куда-то телеграмму, я на другой день приехала дама, мать Чечевицына, и увезла своего сына.
Анализируя портрет и речь отца, ребята приходят к выводу, что он
мягок и интеллигентен, уважительно относится к своему сыну.
Никаких вопросов и комментариев по поводу неожиданного приезда друга (Рождество праздник семейный).
Обращается к другу сына на «вы».
Очень терпелив к тому, как ведёт себя Володя – под несомненным влиянием друга-подростка. (Изменения в поведении сына не могут нравиться родителям).
В финале рассказа мы видим отца решительным, требовательным, проявляющим мужские качества характера. Но его высказывания не унижают человеческого достоинства детей.
Информации о матери Чечевицына чрезвычайно мало. Она «дама», «приехала и увезла» «своего сына». Лаконизм предложения подтверждает догадку читателя о том, что родители мальчиков не будут шумно разбираться, кто виноват, скандалить при детях. Взрослые обладают чувством собственного достоинства, ведут себя в лучших дворянских традициях. Единственное оценочное слово – «дама». Но даже маленькие читатели понимают, каких душевных затрат ей стоит выглядеть невозмутимой после проделок сына, как сложно его воспитывать.
Автор На чтение 13 мин. Просмотров 8 Опубликовано
В своем рассказе «Бежин луг», Тургенев повествует о своей случайной встрече с деревенскими мальчиками. Все они – главные герои «Бежина луга», являются крестьянскими детьми, которых писатель описывает в своем произведении с огромной любовью и нежностью. Каждому он дает свою характеристику, описывая внешность героев, имена которых Ваня, Костя, Ильюша, Павлуша, Федор, и их сказки, услышанные у костра. Этот рассказ входит в тургеневский цикл, под общим названием «Записки охотника», и раскрывает богатый внутренний мир детей.
+
План
- Характеристика героев «Бежин Луг»
- Главные герои
- Второстепенные персонажи
- Полезные ссылки
- Тест по произведению
Характеристика героев «Бежин Луг»
Главные герои
Павлуша | У него неправильные черты лица, но умный и прямой взгляд серых глаз и звучащая в голосе сила, компенсируют неказистую внешность мальчика. Ему лет 14, среди товарищей пользуется авторитетом. Со знанием дела говорит о природных явлениях, не верит в приметы, реалист. Смелый и решительный. Родом из бедной крестьянской семьи, одет в заплатанную одежду. В конце рассказа автор сообщает, что Павлуша разбился насмерть, упав с лошади. |
Федя | Старше всех в компании, мальчик из обеспеченной семьи, хорошо и богато одет. Поездка в ночное для него не способ заработать, а просто развлечение. Красивый, белокурый мальчик, ощущая свое превосходство над остальными детьми, ведет себя покровительственно. В основном, слушает истории мальчиков. Добрый и ласковый, интересуется о здоровье младшей сестренки Вани, просит передать ей, чтобы приходила в гости. Зная о бедности Ваниной семьи, обещает гостинцы. |
Ильюша | На вид лет двенадцати, его неприметная внешность выражает чувство постоянной озабоченности. Чистенько и опрятно одет, трудится на бумажной фабрике вместе со своим старшим братом. Ответственный, чувствуется, что знает цену деньгам. Не хвастаясь, но с гордостью говорит о своей принадлежности к рабочему классу. Очень суеверный мальчишка, знает множество народных примет, в которые искренне верит, и поэтому немножко трусоват. |
Костя | Маленький и тщедушный мальчишка лет десяти, болезненного вида. Из крайне бедной семьи, очень плохо одет. Веснушчатое, заостренное лицо напоминает белочку. Привлекает внимание печальный и задумчивый взгляд больших и блестящих черных глаз. Немного трусливый, но все равно любит ходить в ночное, и слушать страшные побасенки. Добрый и жалостливый мальчик. |
Ваня |
Самый неприметный мальчик из всей компании, маленький, лет семи. Все время лежит под рогожкой, произносит всего несколько слов, из которых понятно, что это добрый и отзывчивый мальчик, которому присущи романтические наклонности. С любовью и нежностью относится к младшей сестренке, отказывается от обещанных гостинцев в ее пользу. У него кудрявые русые волосы, и детское личико с тихими, добрыми глазами, когда говорит, немного картавит.
</tr></table>
Второстепенные персонажи
Рассказчиком является сам автор произведения. Заядлый охотник, случайно заблудившийся и попавший на Бежин луг, где встретил мальчиков. Внимательный слушатель, дает емкое описание каждого из мальчиков, а также описание окружающей природы, которую любит и понимает. Хорошо знает и понимает крестьянскую жизнь.
</tr></table>
Это небольшое описание персонажей рассказа «Бежин луг» герои, обыкновенные деревенские мальчишки которого, дают общее представление о нелегкой крестьянской жизни. Отсутствие образования способствует укреплению веры детей в потусторонние силы, а заботы о куске хлеба приводят к их раннему взрослению. По мнению современников Тургенева, типы русских крестьян составляют новое сословие, достойное их подробного описания в литературе.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 12
В каком году был впервые опубликован рассказ Тургенева «Бежин луг»?</h3>
- <label>1850;</label>
- <label>1851;</label>
- <label>1852;</label>
- <label>1854;</label>
(новая вкладка)Содержание:
Главные персонажи рассказа
Каждый из главных героев «Бежина луга» индивидуален. Все пятеро мальчиков росли в разных условиях, и потому их характеры различаются, у всех них свой внутренний мир. Перечень основных действующих лиц, помимо рассказчика:
- Павлуша;
- Илюша;
- Костя;
- Ваня;
- Федя.
Храбрый Павлуша
Павлуша описан Тургеневым как темноволосый мальчик с серыми глазами и бледным рябым лицом. У него широкие скулы, часто неуклюж и в целом его можно назвать неказистым подростком, хотя автор ему симпатизирует больше остальных. Ему примерно 12 лет. У него хорошая память, в нем сочетаются и сила, и ум. Одет всегда скромно: все вещи в заплатках. Семья настолько бедна, что мальчику приходится ходить босыми ногами.
Павлуша очень храбрый, что подтверждается его поступками. Например, когда собаки с громким лаем кинулись в сторону табуна, подросток самым первым побежал вслед за ними. Несмотря на опасность, он проявил хорошую выдержку. Еще в ту ночь Павлуша пошел за водой на реку, когда все остальные испугались водяного.
Также часто в нем чувствуется чрезмерная ответственность, и несмотря на юный возраст, он ведет себя как взрослый мужчина, доказывая это своим поведением. Даже уходит из жизни мальчишка из-за падения с лошади.
Илюша и Федя
Илюша — заботливый, воспитанный мальчик из семьи с хорошим достатком. Волосы у него желтые, а лицо вытянутое. Немного слеповат. На вид ему 12 лет от роду. Одежду носит новую. Несмотря на обеспеченность семьи (родители — рабочие), с ранних лет работает на бумажной фабрике со своим братом. Также мальчик не раз доказывал, что хорошо знает сельские байки и фольклор. У костра он рассказывал больше всего историй. Суеверен.
Федя — самый старший из всех главных героев рассказа «Бежин луг» — ему 14 лет. Он хорошо сложен, у него стройная фигура и тонкие черты лица. Цвет волос — белокурый. Как и маленький Ваня, он кудрявый. Сам родом из зажиточной семьи — все вещи новые, а сапоги даже подходят по размеру и видно, что не отцовские, как у других ребят. На луг он приехал не столько ради заработка, сколько ради развлечения, ведь семья не нуждается в деньгах.
С остальными ведет себя сдержанно, даже снисходительно, боится пошатнуть свой образ самого взрослого из компании. Переживает о судьбе и здоровье ребят.
Костя и Ваня
Им в произведении отведено меньше всего упоминаний. Косте 10 лет. У него всегда печальное лицо и взгляд, чем он и цепляет автора. Лицо веснушчатое, маленькое, сам весь щупленький, складывается впечатление, что он болен. В отличие от храброго Павлуши, мальчишка славился своей малодушностью: он всего боялся. Родом из бедной семьи, одежда на нем ужасная.
Ваня — самый младший из пятерых мальчишек, ему всего 7 лет. У него русые волосы, большие глаза особенно выделяются на фоне кудряшек. Голосок у него еще тоненький, имеет речевой дефект (картавость). Однако в рассказе ему даже не уделяется достаточно внимания: он на протяжении всего повествования лежит и спит под рогожей. Сам мальчуган незаметный и спокойный, добродушный, с особой любовью отзывается о своей младшей сестры.
В заключение хочется отметить, с какой теплотой Тургенев вспоминает и рисует портрет-описание каждого мальчика. В рассказе «Бежин луг», к какому бы классу ни относились мальчики, автор считает их равными, но неповторимыми. Это он и хочет донести читателю.
Произведение проходят в начале средней школы, где школьник уже может критически поразмыслить и придумать рисунок-иллюстрацию для каждого мальчика или к конкретной сцене.
Еще тесты
Читайте также
Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова
Главные герои рассказа Тургенева «Бежин луг»
Павлуша — мальчик лет двенадцати. Он из бедных крестьян, в заплатанной одежде. У Павла чёрные, в беспорядке, волосы и серые глаза, скуластое рябое лицо, большая голова и неуклюжее тело. Неказистость этого мальчика компенсировалась привлекательными свойствами его натуры. Павел умён, сообразителен. Он тоже находится в плену суеверий, но менее всех ребят угнетён ими. Мальчик старается найти рациональное объяснение непонятным явлениям. Павел очень смел: он единственный, сев на лошадь, помчался на вой волка, когда другие ребята перепугались. Автор отметил в его лице «смелую удаль и твёрдую решимость». Павлуша так же смело пошёл в ночи к воде, несмотря на пугающие ужасы, которые рассказывали ребята. Когда послышался ему зов утопленника, он всё же зачерпнул воды в котелок. В образе Павла проглядывает ум и замечательный характер мальчика из крестьян, он наиболее симпатичен автору отвагой и рассудительностью. В конце рассказа звучит сожаление автора о преждевременной смерти Павла. Федя — четырнадцатилетний мальчик, внешне привлекательный. Он хорошо одет. Видно, что этот паренёк из богатой крестьянской семьи, что наложило на него отпечаток. Федя держится покровительственно по отношению к другим ребятам, даёт им понять своё превосходство. Впрочем, в отношении к товарищам он добр и ласков. Он в основном слушает рассказы других. Федя так же, как и другие мальчики, одержим суевериями и находится в плену невежества. Автор отмечает постоянную «полувесёлую, полурассеянную» улыбку Феди, он не видит в нём ничего примечательного, кроме пригожей внешности. Ильюша — худенький мальчик, из «фабричных». Автор называет его лицо незначительным, выражающим, «тупую, болезненную заботливость». Впрочем, одет он был опрятно, лапти и онучи у него новые. Он работает на фабрике со своим старшим братом. Мальчик рассказывает достаточно много историй, связанных со сверхъестественными силами и существами. Ильюша запуган больше других, верит разным приметам, ему всюду мерещится нечто потустороннее. Фантазия его большим полётом не отличается. Костя — мальчик лет десяти с маленьким, худеньким веснушчатым лицом. Замечательны на этом незначительном личике большие чёрные глаза. В этих блестящих глазах горело желание высказать нечто, чему у него и слов-то не было. Костя малорослый, тщедушный, одет бедно. В своих суеверных рассказах мальчик проявлял сильную и глубокую фантазию. В нём видна натура поэтическая и душа любящая. Автор отмечал особенный взор Кости, в котором — печаль и задумчивость. Он увидел в нём дар рассказчика. Образ Кости свидетельствует о талантливой душе простого народа.
Второстепенные герои рассказа Тургенева «Бежин луг»
Ваня — мальчик самый незаметный среди других ребят. Ему лет семь, у него тихие добрые глаза, кудрявые светлые волосы. Ваня говорил мало, лёжа под рогожкой. Судя по всему, это добрый ребёнок, любящий свою сестру. Образ Вани как дополнительный штрих, подчёркивающий красоту крестьянских детей. Автор пишет о нём с симпатией. Рассказчик — автор произведения, заблудившийся охотник, случайно вышедший на Бежин луг, где сидели у костра мальчики. Он даёт великолепные описания природы и выразительные характеристики мальчиков. При всех отличиях в характерах ребят объединяет угнетающая их разум тьма суеверия. Безграмотность и невежество сковывают их разум. Тургенев показал, какие возможности таятся в детях крепостных крестьян, как нуждаются они в просвещении.
Еще герои произведений:
Герои повести Карамзина «Бедная Лиза»</li>Герои пьесы Островского «Бедность не порок»</li>Герои повести Троепольского «Белый Бим черное ухо»</li>Герои пьесы Островского «Бесприданница»</li>
Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» входит в цикл «Записки охотника». В нём рассказывается, как крестьянские мальчики из соседних деревень стерегли летней ночью табун лошадей и рассказывали друг другу разные былички-поверья. За ночь мальчики рассказали 13 историй. Для них разговоры у костра в ночном были одним из уроков, которые они получали в своей жизни. В ночном было 5 мальчиков, очень разных и интересных. Образы мальчиков помогают понять, как крестьянские дети представляли себе окружающий мир.
Характеристика Феди
Этот красивый, стройный подросток лет 14 был самым старшим из ребят. У него кудрявые белокурые волосы, светлые глаза и постоянная полурассеянная, полувесёлая улыбка.
Федя из богатой крестьянской семьи, он выехал в ночное просто для забавы. Одет этот мальчик в хорошую одежду, сапоги с низкими голенищами были точно его, а не отцовские.
Федя говорил с младшими ребятами иногда с покровительственным видом, а с маленьким Ваней разговаривал ласково. Сам Федяистории не рассказывал, но слушал с интересом, иногда что-то спрашивая и уточняя. Говорил он мало, как будто боясь уронить своё достоинство. Федя, как сын богатого крестьянина, был у ребят «запевалой», начинал разговор, когда мальчики умолкали, и направлял его.
Характеристика Павлуши
Павлуша — мальчик, которому на вид было не больше 12 лет. Он большеголовый, с всклокоченными чёрными волосами, сероглазый, скуластый, большеротый. Лицо у него бледное и рябое. Взгляд у Павла прямой, умный, а в его голосе звучала сила. Одет он был бедно: в простую рубаху и заплатанные штаны.
Павлуша не пересказывал истории, которые слышал от других. Он рассказывал только о том, что сам видел или слышал. Павлуша рассказывал неторопливо, обстоятельно, интересно и даже весело. Этот мальчик любознателен, хочет разобраться в непонятных явлениях. Например, когда Костя спросил у него, кто стонал в яме с водой (бучиле), Павел ответил, что может это жалуется душа утопленного ворами лесника или это лягушки маленькие жалобно кричат.
Многое, что пугает ребят (например, голоса куличков, цапли), Павла не пугает. Он знает, что это такое и объясняет товарищам.
Павлуша — решительный и смелый мальчик. Он не побоялся помчаться за встревоженными собаками на луг. Павел думал, что собаки почуяли волка, но это оказалась ложная тревога.
Характеристика Ильюши
Этому мальчику, как и Павлуше, лет 11–12. Лицо у него вытянутое, горбоносое, подслеповатое, со сдвинутыми бровями и сжатыми губами. На его светловолосой голове была войлочная шапочка, которую он то и дело надвигал на уши. Одет он был опрятно, обут в новые лапти.
Ильюша работает на небольшой бумажной фабрике. Он очень интересуется поверьями, боится нечистой силы. Ильюша пересказывает ребятам множество страшных историй, которые слышал от других людей. Он рассказал только одну историю, которая произошла с ним самим (он с товарищами по работе слышал на фабрике, как там ходил домовой).
К своим и чужим рассказам о нечистой силе Ильюша относится с верой и страхом. Он убеждён в том, что всё так и было.
Когда рассказывают другие ребята, Ильюша постоянно хочет уточнить и исправить их рассказы, желает показать, как много он знает.
Характеристика Кости
Это мальчик лет 10, бедно одетый, худощавый, маленький, с небольшим веснушчатым лицом, тонкими губами и огромными чёрными блестящими глазами. Взгляд его был задумчив и печален. Голос у Кости тонкий.
Костя тоже рассказывал истории (о русалке, об утонувшем Васе). Он трусоват: спрашивает, видели ли здесь волков, вздрагивает от крика цапли.
Характеристика Вани
Этому мальчику лет 7. Он всё время смирно лежал под рогожей, изредка выглядывая из неё. Волосы у него русые и кудрявые, а глаза большие и тихие. Говорит Ваня, слегка картавя.
У этого маленького мальчика поэтичная душа. Когда ребята замолчали, раздался детский голос Вани: «Гляньте-ка, гляньте, ребятки, гляньте на божьи звёздочки — что пчёлки роятся!
Заключение
В рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» мальчики из крестьянских семей говорят о том, что им всего интереснее, и читатель знакомится с их мыслями и чувствами. Характеристики образов мальчиков из рассказа «Бежин луг» помогают понять мир интересов и знаний деревенских детей середины 19 века.
Читайте также: «Бежин луг» — краткое содержание рассказа И. С. ТургеневаВам также будет интересно почитать:Образ и характеристика Бэлы — героини романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Образ и характеристика Базарова — героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»Сравнительная характеристика Онегина и Ленского — героев романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»Образ и характеристика Веры — героини романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Используемые источники:
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/bezhin-lug/glavnye-geroi-harakteristika.html
- https://nauka.club/literatura/sochineniya/geroi-bezhin-lug.html
- https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/geroi-rasskaza-turgeneva-bejin-lug.html
- https://blmb.ru/xarakteristika-malchikov-iz-rasskaza-bezhin-lug/
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 101-102.
УКМ «Перспектива»
1. Что больше всего вас удивило в рассказе? Перечитайте самый интересный эпизод.
Меня удивило, как барсук лечил обожжённый нос в трухлявом пне. При этом он плакал, как человек. Это и был самый интересный эпизод рассказа.
2. Какие чувства к барсуку у вас появились? Сочувствовали ли вы ему, переживали за него, хотели помочь?
Мне было жаль неосторожного барсука, который сильно обжёг нос. Я бы хотела помочь ему, но это невозможно. Я порадовалась, что нос у барсука зажил, а сам зверь научился осторожно относиться к человеку.
3. Найдите и перечитайте описание барсука? Почему он попал в беду? Как он лечился?
Барсук был маленьким и любопытным, с круглыми глазами и шершавым языком. У него был большой нос, который он сунул в горячую картошку и обжёг.
Барсук пострадал из-за любопытства и неосторожности.
Он лечил свой нос, засовывая его в большой трухлявый пень.
4. Подтвердите строками из рассказа, что мальчик был очень наблюдательным, всё замечал и умел рассказать об увиденном.
Мальчику было 9 лет и он многое замечал. Он видел, как переправлялись муравьи, он первым услышал шуршание барсука, он увидел, как барсук лечит нос и показал взрослым.
5. Подумайте, писатель просто сообщает о тех событиях, которые произошли, или рисует, художественно описывает, создает картины увиденного и пережитого.
Писатель художественно описывает события, рисует живые картины пережитого. Он использует средства художественной выразительности, передает своё отношение, наделяет героев характерами.
6. Обсудите с другом, как автор относится к своему герою.
Я думаю, что писатель относится к барсуку с жалостью и любовью. Он заставляет читателя сопереживать животному, рассказывая о том, как барсук плакал. Иначе он не стал бы это описывать.
7. Попробуйте пересказать рассказ Паустовского «Барсучий нос» другу по телефону.
Пример пересказа рассказа «Барсучий нос» другу по телефону для 3 класса
Привет, Андрей!
Я сейчас прочитала классный рассказ, он называется «Барсучий нос».
Его герои, взрослые люди, отдыхали и рыбачили на природе. Они соорудили шалаш, а вечерами жарили картошку на сковороде.
С ними был мальчик, очень внимательный и наблюдательный. Он заметил, что в кустах шевелится какой-то зверь и рассказал взрослым. Те стали наблюдать за кустами и увидели мордочку барсука.
А барсука привлёк запах картошки. Он выскочил из кустов, бросился к сковороде и сунул нос в картошку. И обжёгся! Он закричал и бросился прочь.
На следующее утро мальчик увидел, как барсук лечит нос, и показал это взрослым. Барсук расковырял трухлявый пень и засунул в него нос. Труха была мокрой и холодила нос. А рядом крутился второй барсук, переживая за товарища.
И барсуку было так больно, что он плакал, как человек.
Через год автор, Константин Паустовский, снова увидел барсука. Его нос зажил, но остался шрам. Барсук сердито чихнул на человека и убежал.
8. Определите основную мысль произведения.
Главная мысль рассказа в том, что нужно быть осторожным с незнакомыми предметами и не совать свой нос куда не просят.
9. Вы заметили, что текст разделён на три части? Подберите к ним заглавия.
Дадим названия частям рассказа: «Осень на озере», «Барсук и картошка», «Лечение носа».
10. Передайте кратко содержание понравившейся части.
Краткое содержание части «Лечение носа» для 3 класса
Утром мальчик рассказал автору, что видел, как барсук лечит нос. Автор не поверил ему и не хотел вставать. Но мальчик был настойчив. Он за руку потянул автора и увёл его в чащу.
Там автор увидел большой пень. Возле пня стоял барсук. Он расковырял пень и засунул нос во влажную труху. Рядом с барсуком вился второй зверь. Он волновался и толкал барсука в живот.
А барсук сел и заплакал. Он облизывал нос и смотрел на людей, словно прося помочь ему. Но люди ничем не могли помочь барсуку.
Через год автор вновь встретил этого барсука. На месте ожога образовался шрам. Барсук сердито чихнул на автора и убежал.
11. Подумайте, можно ли было как-то иначе разделить текст. Обоснуйте своё мнение.
Мне кажется, иначе разделить текст было нельзя. Первая часть знакомит нас с местом действия, героями и временем года. Вторая часть рассказывает о несчастном случае с барсуком. А третья говорит о лечении носа и о том, что было дальше.
12. Составьте и запишите план всего произведения.
План рассказа Паустовского «Барсук» для 3 класса
- Осень на озере.
- Наблюдательный мальчик.
- Как барсук обжёг ночь.
- Мальчик зовёт автора.
- Лечение носа.
- Конец истории.
13. Сравните текст художественного произведения «Барсучий нос» и текста из энциклопедии «Барсук». В чём особенность каждого из них?
Особенности художественного рассказа:
- Описан реальный случай с конкретным животным.
- Использованы средства художественной выразительности.
- Описаны чувства и эмоции героев.
Особенности текста энциклопедии:
- Сообщаются общие факты о барсуках.
- Нет героев.
- Не используются средства художественной выразительности.
14. Всё ли вам понятно в научно-популярном тексте? Какие вопросы можно задать к тексту для того чтобы уточнить и конкретизировать информацию?
Дополнительные вопросы к тексту «Барсуки» для 3 класса
- В каких местах живут барсуки?
- Живут они в одиночку или стаей?
- Чем конкретно питаются барсуки?
- Это животное хищное, травоядное или всеядное?
- Какого размера барсук?
- Сколько он живёт?
- Какого цвета его шерсть?
15. Приходилось ли вам наблюдать за поведением животных в лесу? Расскажите.
Рассказ о наблюдении за белочкой в лесу для 3 класса
Однажды зимой я шла по тропинке парка. На многих деревьях висели кормушки, у которых собирались разные птицы, в основном воробьи и синицы.
Но вдруг на одной кормушке я увидела белочку. Она ловко прошмыгнула мимо птичек, схватила несколько семечек и убежала вверх по дереву.
Там она съела семечки и вновь вернулась в кормушку. Птицы не обращали внимания на белку, еды хватало на всех.
А белка ещё много раз бегала вверх-вниз по стволу, набирала семечек и обедала. Зимой и птицам, и зверям очень нужна любая помощь от человека.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
На рождественские каникулы приезжает домой гимназист Володя Королёв с товарищем Чечевицыным, который называет себя Монтигомо Ястребиный коготь. Поведение Володи в этот приезд резко отличается от предыдущего его пребывания дома. Володя не участвует ни в играх с сёстрами, ни в подготовке к празднику, он занят какими-то секретными разговорами с Чечевицыным. Девочкам удалось подслушать, что мальчики замышляют бежать в Америку, и всё у них уже готово. Незадачливым путешественникам далеко убежать не удалось: их задержали в Гостином дворе, где они всех расспрашивали о месте продажи пороха.
7. Система образов произведения.
Главные герои — гимназисты 2-го класса Володя Королёв и господин Чечевицын, Монтигомо Ястребиный коготь. На протяжении всего рассказа автор противопоставляет из друг другу.
Володя — белый и пухлый, весёлый, разговорчивый. Он добросердечен и очень любит свою семью. Он пытается соответствовать своему суровому другу и поэтому ведёт себя не так, как всегда. Но в душе его живёт привязанность к родителям, мягкость и доброта. Володя переживает, что своим побегом он причинит боль родным, отсюда его сомнения в правильности решения. Он плакал, говорил, что «маму жалко». После неудачного побега Володя полон раскаянья.
Чечевицын — худой, смуглый, в веснушках. У этого героя узкие глаза, толстые губы, щетинистые волосы. Словом, далеко не красавец. Ещё и тяжёлый нрав: угрюмый, молчаливый, за всё время ни разу не улыбнулся. Он сердито спрашивает и гордо отвечает. Однако девочки Чечевицыным восхищаются, они видят в нём героическую натуру, неустрашимого человека. Не случайно он выбрал себе имя Монтигомо Ястребиный коготь из романа Фенимора Купера. Этот мальчик отличается целеустремлённостью, он не отступает от своей мечты и убеждает Володю бежать вместе с ним. Неудача не сломила гордого мальчика. Он не чувствует своей вины, семья для него, по-видимому, ничего не значит. Чечевицын так и не понял, что был виновником беспокойства и страданий родителей товарища. При таком складе характера господин Чечевицын, возможно, станет революционером.
8. Композиция произведения.
Экспозиция рассказа — приезд Володи. Завязка — момент, когда Володя представил своего товарища. Развитие действия — непонятное поведение героев. Кульминация — Чечевицын уговаривает колеблющегося Володю бежать с ним. Развязка — возвращение несостоявшихся путешественников.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
Автор использует такие художественные приёмы, как сравнение, противопоставление. Например, Чечевицын сравнивается с кухаркиным сыном (по внешности), с тигром или львом, героем (в восприятии девочек), себя Чечевицын представляет лихим индейцем(Монтигомо Ястребиный коготь). Противопоставление — предыдущий приезд Володи и этот приезд; Володя, подавший идею побега, и Володя, горько плачущий перед побегом.
10. Отзыв о произведении.
Лев Толстой дал высокую оценку рассказу «Мальчики». Действительно, образы детей даны Чеховым очень ярко, показаны их душевные переживания с мастерством детского психолога. Чехов понимает, что происходит в душах детей. Обычно взрослые этого не понимают, не помнят, как сами были детьми.