Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ рассказа Ивана Тургенева «Бежин луг» для читательского дневника. Он поможет узнать сюжет и основные события рассказа в сокращении, быстро и понятно. Рассказ входит в цикл «Записки охотника», в котором автор передает настроение и обычаи крестьянского быта, восхищается природой России, воспевает единство людей с этой природой. В данном рассказе затрагиваются особенности взаимодействия крестьян с природой, а также их вера в сверхъестественные обычаи и приметы. В конце статьи Вы сможет е прочитать отзыв. Приятного просвещения!
Краткий пересказ
(311 слов) Рассказ начинается с описания жаркой июльской погоды, заставшей рассказчика во время его охоты за тетеревами в Тульской губернии. Настреляв много дичи к вечеру и собравшись домой, он обнаружил, что забрел в неизвестную ему долину. Спустившись и пройдя через сырость и высокую траву, охотник выходит к осиннику, за которым должна была быть дорога. Он выходит и узнает знакомые места, пытаясь двигаться к дому. Наступала ночь. Двигаясь со своей собакой по темноте, рассказчик попадает в лощину, похожую на котел и имеющую несколько белых камней в центре. Он покидает жуткую лощину и понимает, что окончательно потерялся. Продолжая идти, он натыкается на огромную равнину, где вдали видит огоньки и копошащихся людей. Охотник узнает Бежин луг и направляется к людям, чтобы переночевать.
Он узнает, что это крестьянские дети стерегут табун лошадей, и решает посидеть с ними. Всего было пять мальчишек: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Дети рассказывают страшные истории про всякую нечисть. Ильюша начал говорить, что слышал домового, когда ночевал в рольне. Далее начал рассказывать Костя: он рассказал о плотнике Гавриле, который встретил русалку, после чего грустным ходит. Далее Ильюша рассказал о том, как Ермила забрал барашка, пасущегося на могиле утопленника, а тот барашек заговорил с ним. В этот момент рассказ прерывается лаем убегающих от костра собак, мальчишки пугаются. Павлуша убегает, но возвращается на коне и с собаками, сказав, что собаки волка учуяли. Успокоившись, ребята вспоминают про покойного барина, иногда гуляющего вне могилы, и другие сельские поверья. Ильюша рассказал про то, как у них солнца не стало видно и все ждали лукавого Тришку, предвестника последних времен. Костя рассказал, как к нему на бучиле взывал утопленный ворами Аким. Ребята вспомнили про Акулину, испорченную водяным, утопленника Васю, которого как раз услышал Павлуша, ходивший за водой. Ильюша подметил, что это дурная примета. Мальчики собирались спать, рассказчик тоже уснул. Утром он покинул ещё спящих ребят. Уже потом он узнал, что в том же году Павел убился, упав с лошади.
Отзыв
(283 слова) Моё мнение о рассказе «Бежин луг» крайне положительное. Автор мастерки погружает читателя в среду загадочной природы, мистического окружающего мира, полного загадочных явлений и жутких существ, описывая эти ощущения через призму восприятия обычных крестьянских детей, особенно остро воспринимающих всё вокруг. Моё впечатление от рассказа «Бежин луг» было положительным и было следствием именно этого погружения, заставляющего на себе ощутить переживания мальчишек, рассказывающих страшные истории ночью у костра. Мальчишки часто сталкиваются с чем-то загадочным и зачастую жутким в своей обыденной жизни, но не унывают и уж тем более не боятся продолжать жить, дыша полной грудью. В этом и заключается главная мысль рассказа «Бежин луг»: нужно жить и радоваться каждому моменту жизни, ценить обыкновенное счастье от существования. Тургенев в рассказе «Бежин луг» учит пытаться быть ближе к природе и ощущать единение с ней, прислушиваться к её знакам. Он показал, как в голове простых людей связываются несвязанные друг с другом вещи, потом находящие реальное отражение на судьбах этих людей. Именно такое отношение к происходящему вокруг можно называть верой в сверхъестественное. Автор заставляет задуматься над тем, что мы становимся заложниками своих собственных необоснованных страхов, как стали ими герои многочисленных историй мальчишек. Чему же учит автор? Мораль в рассказе «Бежин луг» довольно очевидна, хоть и не описывается в открытую: необходимо бороться с невежеством, становиться умнее и лучше, выше своих страхов, чтобы не быть подвластным им.
Мне понравился рассказ Тургенева «Бежин луг» благодаря мастерскому преподнесению автором такой понятной, но все равно своевольной и загадочной сути природы, оказывающей огромное влияние на каждого человека. Моё отношение к рассказу в хорошую сторону склонило подробное и колоритное описание различных обрядов, народных верований и прочих проявлений фольклора в сочетании с подробным описанием природы, дающим эффект погружения читателя в компанию впечатлительных мальчишек, сидящих ночью у костра.
Автор: Илья Шляпников
- Сочинения
- По литературе
- Тургенев
- Характеристика и образ Вани из рассказа Бежин луг
Среди героев рассказа И. Тургенева «Бежин луг» рассказчик уделяет немало времени описанию каждого мальчика. Все они оказываются разными, однако почти всех объединяет принадлежность к одному социальному сословию.
Меньше всего заблудившийся охотник, оставшийся на ночлег возле их костра, уделяет внимание самому младшему мальчику по имени Ваня, которому на вид было не более семи лет.
Автор подчеркивает его возраст: «раздался детский голос Вани». Симпатия автора в отношении этого героя несомненна. Он неоднократно использует слова с уменьшительно-ласкательными значениями: «свежее личико», «оперся на кулачок».
Полный образ Вани складывается из немногочисленных деталей его внешности: «большие тихие глаза», светлые волосы. Он нетороплив в движениях, обращается к ребятам «слегка картавя». С нежностью относится к сестре Анютке, заботясь о том, чтобы ей достался гостинец, что говорит о его доброте.
Характеристика мальчика говорит о безобидном, послушном, смирном пастушке («лежал, прикорнув под рогожку»), у которого за плечами, возможно, есть немалый опыт в тяжелом труде. Ведь несмотря на свой опыт, он в ночное время стережет лошадей подобно взрослому мужчине. Он старался почти не напоминать о себе, не выставляя себя напоказ, занимая лежачее положение.
Автор представляет его мечтательным, романтичным человеком, внимательным, тонким любителем природы, который вместо того, чтобы поддержать разговор товарищей об утопленниках и мертвецах, обращает внимание всех на ночное небо: «Гляньте на божьи звездочки, — что пчелки роятся!». Обратив внимание на восхищение Вани, мальчики долгое время смотрели на ночное небо, с удивлением от того, что ранее не замечали этой красоты, увлекшись лишь своими историями.
Таким образом, автор знакомит с героями, которые были из крестьянских обычных семей, разного возраста, характеров. Уделив меньшее внимание мальчику Ване, он не обделил его полной характеристикой. При этом он откровенно показывает свою искреннюю симпатию к нему, подчеркивая лучшие качества.
Вариант 2
Сюжет рассказа Бежин луг не отличается яркостью и насыщенностью. Вся его суть в понимании жизни крестьян и их детей в ту эпоху. Повествование в тексте ведется от первого лица. Голосом автора становится охотник, взрослый мужчина Петр Петрович. Опытный охотник и человек, хорошо знающий местность, не может вернуться домой. Он заблудился и даже сразу не может понять где находится. С этого и начинаются нотки мистики в истории. Она занимала большое место в жизни крестьян и оправдывала многие их несчастья, облегчая переживания, смягчая горе. Находится ей место и в рассказе.
Проплутав до темноты, герой замечает костер, а рядом с ним людей и направляется туда, надеясь переждать ночь. А утром, когда взойдет солнце, с новыми силами отправиться домой. Обитателями ночной стоянки оказываются дети. Крестьянские мальчишки стерегли табун. Нищета принуждала ребят работать с детства.
Самому младшему из детишек около семи лет. Его зовут Ванечка. Он симпатичный мальчик. У него русые кудрявые волосы, «большие и тихие глаза», свежее, совсем детское личико, тонкие черты лица, звонкий голосок. Ваня кроткий и милый мальчик, немного трусливый. Ему страшно ночью в поле, он пугается каждого шороха, опасаясь волков и нечисти, о которой рассказывают страшилки ребята. Поэтому он всю ночь сидит под рогожей, не вылезая, изредка только выглядывая. Даже не идет есть, когда сварились «картошки». Петр Петрович, подойдя к мальчишкам, не сразу заметил присутствие этого ребенка: «Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу». В плане работы толку от него немного, но он скоро научится, он смышленый.
Ваня растет добрым мальчиком. К мальчикам он обращается ласково: «ребятки», обращает их внимание на красивые звездочки. Красота звездного неба так завораживает ребенка, что он высовывается из-под рогожи, забывая про страх. Когда Федор спрашивает его про сестру и сулит ей гостинцы, Ванечка по-детски интересуется дадут ли ему тоже. А потом, подумав, искренне отказывается от угощений в пользу сестренки, ведь она такая «добренькая».
В рассказе «Бежин луг» несколько образов ребят и каждый из них раскрывается по-своему. Автор упоминает в конце только о судьбе Павлуши. А мне интересно как сложилась дальнейшая жизнь и других мальчиков. И Вани особенно.
Сочинение Ваня из рассказа Бежин луг
В одном из рассказов И.С.Тургенева «Бежин Луг», входящего в цикл произведений «Записки охотника», описываются особенности жизни детей из крестьянских семей того времени.
Автор предстает перед нами в образе охотника, заблудившегося на охоте. Свет костра вывел его на поляну, где находились деревенские ребятишки, стерегущие табун лошадей.
Нищенское существование крестьян вынуждало даже детей идти работать. Но для деревенской детворы стеречь табун лошадей — это не только возможность подзаработать, но и удовольствие. Что может быть лучше, чем одним находиться ночью на поляне у костра, рассказывая друг другу страшилки про водяных и леших, услышанные от взрослых в деревне.
Мальчишки храбрятся друг перед другом, стараясь казаться смелее остальных.
Охотник не сразу обратил внимание на самого юного из табунщиков – семилетнего Ваню, так как тот прятался под рогожей, практически не участвуя в разговоре старших ребят.
Русые, кучерявые волосы, огромные, распахнутые удивленно, глаза, звонкий голосок – все это только подчеркивало юный возраст Ванечки.
Ваня то ли был так напуган рассказами о нечистой силе, то ли просто робел перед старшими и более опытными товарищами, что не вылез из-под рогожи, даже когда ребята стали есть картошку и отказался от своей порции.
Мальчик тихий, послушный, не доставляет много хлопот, поэтому мальчишки соглашаются брать его с собой, чтобы научить его всему, что умеют сами.
Несмотря на скромность и робость, мешающие ему участвовать в общем разговоре, Ваня с любопытством и внимательностью прислушивается к каждому слову. Только раз он не выдерживает и обращает внимание ребят на звезды, похожие на рой пчел.
Несмотря на то, что Ваня с рождения живет в деревне, среди привычных лесов и полей, окружающая природа удивляет его своей красотой и вызывает искренний восторг и удивление.
Ваню также отличают доброта и забота о ближних. Несмотря на то, что ему редко удается получить что-либо вкусное в подарок, он отказывается от гостинца в пользу сестры Анютки. Уже в столь юном возрасте мальчик начинает понимать, что на нем лежит обязанность заботиться о родных.
Описывая мальчиков, Тургенев хотел показать, как рано взрослели крестьянские дети. Даже самый младший из них, Ванька, отличается любовью и ответственностью по отношению к своим родным.
Иван Сергеевич в своем рассказе пытался объяснить читателю, что, несмотря на неграмотность деревенских мальчишек, они имеют богатый внутренний мир, трудолюбивы, любознательны, умеют дружить и брать на себя ответственность за своих близких.
Характеристика 4
Тургенев как писатель является прекрасным примером создания запоминающихся персонажей, лаконично передающих атмосферу произведения, его смысл и цель. Также Тургенев часто писал произведения, основанные на простой бытовой жизни людей, а её детальное описание не возможно без тонко описанных персонажей, и описания их характеров.
Множество его произведений соответствуют вещам описанным выше. Тургенев является прекрасным примером писателя, который может детально, а главное интересно описать окружающее обстановку, природу, пейзажи, и прочие вещи, не выходя за рамки повествования. Он старательно пытается описать всё, на что ему бы хотелось обратить внимание.
Одним из таких детализированных произведений является “Бежин луг”, которое как никакое другое, из его произведений, даёт детальное описание бытовой жизни простых людей, у которых свои проблемы, дела, заботы и прочие вещи, которые заставляют их двигаться вперёд. В произведении раскрываются множество различных характеров и персонажей, которых автор целенаправленно сделал весьма привлекательными морально. Одним из таких персонажей произведения является мальчик по имени Ваня, самый младший мальчик из компании детей произведения. Ему всего семь лет. Ваня – маленький мальчишка, семи лет, с приятными чертами лица, с кудрявыми волосами. Как человек Ваня прекрасного характера, который очень ценит своих друзей и своих родных.
К дружбе Ваня относится взросло не по годам. Он старается полностью отдаваться дружбе, пытаясь помочь своим друзьям всем, чем только мог.
К родным Ваня относится даже лучше чем к друзьям. Для Вани нет ничего более важнее, чем его сестра. Он относится к ней очень бережно, стараясь делать для неё всё, о чём она попросит.Из всего этого мы видим, что Ваня прекрасный человек, который полностью отдаётся дружбе и свои родным.
И.С. Туренев непревзойденный мастер слова, талантливый певец природы и человеческих образов. Мельчайшие детали пейзажей и личностей людей не ускользали от автора и были щедро подарены читателю.«Записки охотника» жемчужина его творчества. Цикл из не больших по объему, но ярких, емких и насыщенных 25 рассказов, создавались автором более 10 лет. Это произведения о людях для людей. Крупицу за крупицей Тургенев собирал картинки реальной сельской жизни, облекая их в художественную прозу.
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика и образ Вани из рассказа Бежин луг
Популярные сегодня темы
- План сказки Золотая рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке) Пушкина
Старик и старуха 33 года жили в ветхой избушке недалеко от морского берега. Старик занимался рыбной ловлей, а старуха пряла. Пошел дед к морю и пытался выловить рыбу с помощью невода.
- Сочинение Бородино (5 класс, Лермонтов)
Лермонтов написал свое самое знаменитое произведение «Бородино» в 1837 году, тогда автор еще не знал, что эта работа прославит его в мире литературы. «Бородино» было актуальным во всех слоях общества
- Анализ повести Понедельник начинается в субботу Стругацких
Известные советские писатели, работавшие в жанре фантастики, Аркадий и Борис Стругацкие написали прекрасное произведение, которое носит название «Понедельник начинается в субботу».
- План рассказа Как я стал писателем Шмелева
С раннего детства будущий писатель любил много общаться. Он обращал внимание на предметы, звуки и запахи, с интересом рассматривал их, и в каждой неодушевленной вещи видел живое существо
- Сочинение Гигиена и здоровье человека
Немало важно в жизни человека здоровье, его самочувствие. И соблюдение гигиены играет главную роль в поддержании организма здоровым. Она является основой профилактики от болезней
Автор На чтение 13 мин. Просмотров 8 Опубликовано
В своем рассказе «Бежин луг», Тургенев повествует о своей случайной встрече с деревенскими мальчиками. Все они – главные герои «Бежина луга», являются крестьянскими детьми, которых писатель описывает в своем произведении с огромной любовью и нежностью. Каждому он дает свою характеристику, описывая внешность героев, имена которых Ваня, Костя, Ильюша, Павлуша, Федор, и их сказки, услышанные у костра. Этот рассказ входит в тургеневский цикл, под общим названием «Записки охотника», и раскрывает богатый внутренний мир детей.
+
План
- Характеристика героев «Бежин Луг»
- Главные герои
- Второстепенные персонажи
- Полезные ссылки
- Тест по произведению
Характеристика героев «Бежин Луг»
Главные герои
Павлуша | У него неправильные черты лица, но умный и прямой взгляд серых глаз и звучащая в голосе сила, компенсируют неказистую внешность мальчика. Ему лет 14, среди товарищей пользуется авторитетом. Со знанием дела говорит о природных явлениях, не верит в приметы, реалист. Смелый и решительный. Родом из бедной крестьянской семьи, одет в заплатанную одежду. В конце рассказа автор сообщает, что Павлуша разбился насмерть, упав с лошади. |
Федя | Старше всех в компании, мальчик из обеспеченной семьи, хорошо и богато одет. Поездка в ночное для него не способ заработать, а просто развлечение. Красивый, белокурый мальчик, ощущая свое превосходство над остальными детьми, ведет себя покровительственно. В основном, слушает истории мальчиков. Добрый и ласковый, интересуется о здоровье младшей сестренки Вани, просит передать ей, чтобы приходила в гости. Зная о бедности Ваниной семьи, обещает гостинцы. |
Ильюша | На вид лет двенадцати, его неприметная внешность выражает чувство постоянной озабоченности. Чистенько и опрятно одет, трудится на бумажной фабрике вместе со своим старшим братом. Ответственный, чувствуется, что знает цену деньгам. Не хвастаясь, но с гордостью говорит о своей принадлежности к рабочему классу. Очень суеверный мальчишка, знает множество народных примет, в которые искренне верит, и поэтому немножко трусоват. |
Костя | Маленький и тщедушный мальчишка лет десяти, болезненного вида. Из крайне бедной семьи, очень плохо одет. Веснушчатое, заостренное лицо напоминает белочку. Привлекает внимание печальный и задумчивый взгляд больших и блестящих черных глаз. Немного трусливый, но все равно любит ходить в ночное, и слушать страшные побасенки. Добрый и жалостливый мальчик. |
Ваня |
Самый неприметный мальчик из всей компании, маленький, лет семи. Все время лежит под рогожкой, произносит всего несколько слов, из которых понятно, что это добрый и отзывчивый мальчик, которому присущи романтические наклонности. С любовью и нежностью относится к младшей сестренке, отказывается от обещанных гостинцев в ее пользу. У него кудрявые русые волосы, и детское личико с тихими, добрыми глазами, когда говорит, немного картавит.
</tr></table>
Второстепенные персонажи
Рассказчиком является сам автор произведения. Заядлый охотник, случайно заблудившийся и попавший на Бежин луг, где встретил мальчиков. Внимательный слушатель, дает емкое описание каждого из мальчиков, а также описание окружающей природы, которую любит и понимает. Хорошо знает и понимает крестьянскую жизнь.
</tr></table>
Это небольшое описание персонажей рассказа «Бежин луг» герои, обыкновенные деревенские мальчишки которого, дают общее представление о нелегкой крестьянской жизни. Отсутствие образования способствует укреплению веры детей в потусторонние силы, а заботы о куске хлеба приводят к их раннему взрослению. По мнению современников Тургенева, типы русских крестьян составляют новое сословие, достойное их подробного описания в литературе.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 12
В каком году был впервые опубликован рассказ Тургенева «Бежин луг»?</h3>
- <label>1850;</label>
- <label>1851;</label>
- <label>1852;</label>
- <label>1854;</label>
(новая вкладка)Содержание:
Главные персонажи рассказа
Каждый из главных героев «Бежина луга» индивидуален. Все пятеро мальчиков росли в разных условиях, и потому их характеры различаются, у всех них свой внутренний мир. Перечень основных действующих лиц, помимо рассказчика:
- Павлуша;
- Илюша;
- Костя;
- Ваня;
- Федя.
Храбрый Павлуша
Павлуша описан Тургеневым как темноволосый мальчик с серыми глазами и бледным рябым лицом. У него широкие скулы, часто неуклюж и в целом его можно назвать неказистым подростком, хотя автор ему симпатизирует больше остальных. Ему примерно 12 лет. У него хорошая память, в нем сочетаются и сила, и ум. Одет всегда скромно: все вещи в заплатках. Семья настолько бедна, что мальчику приходится ходить босыми ногами.
Павлуша очень храбрый, что подтверждается его поступками. Например, когда собаки с громким лаем кинулись в сторону табуна, подросток самым первым побежал вслед за ними. Несмотря на опасность, он проявил хорошую выдержку. Еще в ту ночь Павлуша пошел за водой на реку, когда все остальные испугались водяного.
Также часто в нем чувствуется чрезмерная ответственность, и несмотря на юный возраст, он ведет себя как взрослый мужчина, доказывая это своим поведением. Даже уходит из жизни мальчишка из-за падения с лошади.
Илюша и Федя
Илюша — заботливый, воспитанный мальчик из семьи с хорошим достатком. Волосы у него желтые, а лицо вытянутое. Немного слеповат. На вид ему 12 лет от роду. Одежду носит новую. Несмотря на обеспеченность семьи (родители — рабочие), с ранних лет работает на бумажной фабрике со своим братом. Также мальчик не раз доказывал, что хорошо знает сельские байки и фольклор. У костра он рассказывал больше всего историй. Суеверен.
Федя — самый старший из всех главных героев рассказа «Бежин луг» — ему 14 лет. Он хорошо сложен, у него стройная фигура и тонкие черты лица. Цвет волос — белокурый. Как и маленький Ваня, он кудрявый. Сам родом из зажиточной семьи — все вещи новые, а сапоги даже подходят по размеру и видно, что не отцовские, как у других ребят. На луг он приехал не столько ради заработка, сколько ради развлечения, ведь семья не нуждается в деньгах.
С остальными ведет себя сдержанно, даже снисходительно, боится пошатнуть свой образ самого взрослого из компании. Переживает о судьбе и здоровье ребят.
Костя и Ваня
Им в произведении отведено меньше всего упоминаний. Косте 10 лет. У него всегда печальное лицо и взгляд, чем он и цепляет автора. Лицо веснушчатое, маленькое, сам весь щупленький, складывается впечатление, что он болен. В отличие от храброго Павлуши, мальчишка славился своей малодушностью: он всего боялся. Родом из бедной семьи, одежда на нем ужасная.
Ваня — самый младший из пятерых мальчишек, ему всего 7 лет. У него русые волосы, большие глаза особенно выделяются на фоне кудряшек. Голосок у него еще тоненький, имеет речевой дефект (картавость). Однако в рассказе ему даже не уделяется достаточно внимания: он на протяжении всего повествования лежит и спит под рогожей. Сам мальчуган незаметный и спокойный, добродушный, с особой любовью отзывается о своей младшей сестры.
В заключение хочется отметить, с какой теплотой Тургенев вспоминает и рисует портрет-описание каждого мальчика. В рассказе «Бежин луг», к какому бы классу ни относились мальчики, автор считает их равными, но неповторимыми. Это он и хочет донести читателю.
Произведение проходят в начале средней школы, где школьник уже может критически поразмыслить и придумать рисунок-иллюстрацию для каждого мальчика или к конкретной сцене.
Еще тесты
Читайте также
Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова
Главные герои рассказа Тургенева «Бежин луг»
Павлуша — мальчик лет двенадцати. Он из бедных крестьян, в заплатанной одежде. У Павла чёрные, в беспорядке, волосы и серые глаза, скуластое рябое лицо, большая голова и неуклюжее тело. Неказистость этого мальчика компенсировалась привлекательными свойствами его натуры. Павел умён, сообразителен. Он тоже находится в плену суеверий, но менее всех ребят угнетён ими. Мальчик старается найти рациональное объяснение непонятным явлениям. Павел очень смел: он единственный, сев на лошадь, помчался на вой волка, когда другие ребята перепугались. Автор отметил в его лице «смелую удаль и твёрдую решимость». Павлуша так же смело пошёл в ночи к воде, несмотря на пугающие ужасы, которые рассказывали ребята. Когда послышался ему зов утопленника, он всё же зачерпнул воды в котелок. В образе Павла проглядывает ум и замечательный характер мальчика из крестьян, он наиболее симпатичен автору отвагой и рассудительностью. В конце рассказа звучит сожаление автора о преждевременной смерти Павла. Федя — четырнадцатилетний мальчик, внешне привлекательный. Он хорошо одет. Видно, что этот паренёк из богатой крестьянской семьи, что наложило на него отпечаток. Федя держится покровительственно по отношению к другим ребятам, даёт им понять своё превосходство. Впрочем, в отношении к товарищам он добр и ласков. Он в основном слушает рассказы других. Федя так же, как и другие мальчики, одержим суевериями и находится в плену невежества. Автор отмечает постоянную «полувесёлую, полурассеянную» улыбку Феди, он не видит в нём ничего примечательного, кроме пригожей внешности. Ильюша — худенький мальчик, из «фабричных». Автор называет его лицо незначительным, выражающим, «тупую, болезненную заботливость». Впрочем, одет он был опрятно, лапти и онучи у него новые. Он работает на фабрике со своим старшим братом. Мальчик рассказывает достаточно много историй, связанных со сверхъестественными силами и существами. Ильюша запуган больше других, верит разным приметам, ему всюду мерещится нечто потустороннее. Фантазия его большим полётом не отличается. Костя — мальчик лет десяти с маленьким, худеньким веснушчатым лицом. Замечательны на этом незначительном личике большие чёрные глаза. В этих блестящих глазах горело желание высказать нечто, чему у него и слов-то не было. Костя малорослый, тщедушный, одет бедно. В своих суеверных рассказах мальчик проявлял сильную и глубокую фантазию. В нём видна натура поэтическая и душа любящая. Автор отмечал особенный взор Кости, в котором — печаль и задумчивость. Он увидел в нём дар рассказчика. Образ Кости свидетельствует о талантливой душе простого народа.
Второстепенные герои рассказа Тургенева «Бежин луг»
Ваня — мальчик самый незаметный среди других ребят. Ему лет семь, у него тихие добрые глаза, кудрявые светлые волосы. Ваня говорил мало, лёжа под рогожкой. Судя по всему, это добрый ребёнок, любящий свою сестру. Образ Вани как дополнительный штрих, подчёркивающий красоту крестьянских детей. Автор пишет о нём с симпатией. Рассказчик — автор произведения, заблудившийся охотник, случайно вышедший на Бежин луг, где сидели у костра мальчики. Он даёт великолепные описания природы и выразительные характеристики мальчиков. При всех отличиях в характерах ребят объединяет угнетающая их разум тьма суеверия. Безграмотность и невежество сковывают их разум. Тургенев показал, какие возможности таятся в детях крепостных крестьян, как нуждаются они в просвещении.
Еще герои произведений:
Герои повести Карамзина «Бедная Лиза»</li>Герои пьесы Островского «Бедность не порок»</li>Герои повести Троепольского «Белый Бим черное ухо»</li>Герои пьесы Островского «Бесприданница»</li>
Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» входит в цикл «Записки охотника». В нём рассказывается, как крестьянские мальчики из соседних деревень стерегли летней ночью табун лошадей и рассказывали друг другу разные былички-поверья. За ночь мальчики рассказали 13 историй. Для них разговоры у костра в ночном были одним из уроков, которые они получали в своей жизни. В ночном было 5 мальчиков, очень разных и интересных. Образы мальчиков помогают понять, как крестьянские дети представляли себе окружающий мир.
Характеристика Феди
Этот красивый, стройный подросток лет 14 был самым старшим из ребят. У него кудрявые белокурые волосы, светлые глаза и постоянная полурассеянная, полувесёлая улыбка.
Федя из богатой крестьянской семьи, он выехал в ночное просто для забавы. Одет этот мальчик в хорошую одежду, сапоги с низкими голенищами были точно его, а не отцовские.
Федя говорил с младшими ребятами иногда с покровительственным видом, а с маленьким Ваней разговаривал ласково. Сам Федяистории не рассказывал, но слушал с интересом, иногда что-то спрашивая и уточняя. Говорил он мало, как будто боясь уронить своё достоинство. Федя, как сын богатого крестьянина, был у ребят «запевалой», начинал разговор, когда мальчики умолкали, и направлял его.
Характеристика Павлуши
Павлуша — мальчик, которому на вид было не больше 12 лет. Он большеголовый, с всклокоченными чёрными волосами, сероглазый, скуластый, большеротый. Лицо у него бледное и рябое. Взгляд у Павла прямой, умный, а в его голосе звучала сила. Одет он был бедно: в простую рубаху и заплатанные штаны.
Павлуша не пересказывал истории, которые слышал от других. Он рассказывал только о том, что сам видел или слышал. Павлуша рассказывал неторопливо, обстоятельно, интересно и даже весело. Этот мальчик любознателен, хочет разобраться в непонятных явлениях. Например, когда Костя спросил у него, кто стонал в яме с водой (бучиле), Павел ответил, что может это жалуется душа утопленного ворами лесника или это лягушки маленькие жалобно кричат.
Многое, что пугает ребят (например, голоса куличков, цапли), Павла не пугает. Он знает, что это такое и объясняет товарищам.
Павлуша — решительный и смелый мальчик. Он не побоялся помчаться за встревоженными собаками на луг. Павел думал, что собаки почуяли волка, но это оказалась ложная тревога.
Характеристика Ильюши
Этому мальчику, как и Павлуше, лет 11–12. Лицо у него вытянутое, горбоносое, подслеповатое, со сдвинутыми бровями и сжатыми губами. На его светловолосой голове была войлочная шапочка, которую он то и дело надвигал на уши. Одет он был опрятно, обут в новые лапти.
Ильюша работает на небольшой бумажной фабрике. Он очень интересуется поверьями, боится нечистой силы. Ильюша пересказывает ребятам множество страшных историй, которые слышал от других людей. Он рассказал только одну историю, которая произошла с ним самим (он с товарищами по работе слышал на фабрике, как там ходил домовой).
К своим и чужим рассказам о нечистой силе Ильюша относится с верой и страхом. Он убеждён в том, что всё так и было.
Когда рассказывают другие ребята, Ильюша постоянно хочет уточнить и исправить их рассказы, желает показать, как много он знает.
Характеристика Кости
Это мальчик лет 10, бедно одетый, худощавый, маленький, с небольшим веснушчатым лицом, тонкими губами и огромными чёрными блестящими глазами. Взгляд его был задумчив и печален. Голос у Кости тонкий.
Костя тоже рассказывал истории (о русалке, об утонувшем Васе). Он трусоват: спрашивает, видели ли здесь волков, вздрагивает от крика цапли.
Характеристика Вани
Этому мальчику лет 7. Он всё время смирно лежал под рогожей, изредка выглядывая из неё. Волосы у него русые и кудрявые, а глаза большие и тихие. Говорит Ваня, слегка картавя.
У этого маленького мальчика поэтичная душа. Когда ребята замолчали, раздался детский голос Вани: «Гляньте-ка, гляньте, ребятки, гляньте на божьи звёздочки — что пчёлки роятся!
Заключение
В рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» мальчики из крестьянских семей говорят о том, что им всего интереснее, и читатель знакомится с их мыслями и чувствами. Характеристики образов мальчиков из рассказа «Бежин луг» помогают понять мир интересов и знаний деревенских детей середины 19 века.
Читайте также: «Бежин луг» — краткое содержание рассказа И. С. ТургеневаВам также будет интересно почитать:Образ и характеристика Бэлы — героини романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Образ и характеристика Базарова — героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»Сравнительная характеристика Онегина и Ленского — героев романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»Образ и характеристика Веры — героини романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Используемые источники:
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/bezhin-lug/glavnye-geroi-harakteristika.html
- https://nauka.club/literatura/sochineniya/geroi-bezhin-lug.html
- https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/geroi-rasskaza-turgeneva-bejin-lug.html
- https://blmb.ru/xarakteristika-malchikov-iz-rasskaza-bezhin-lug/
«Бежин луг» — краткое содержание и пересказ рассказа И. С. Тургенева
Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» входит в сборник рассказов «Записки охотника». Рассказ был опубликован в 1851 году . В нём автор показал крестьянских ребят, у которых сказки и поверья гармонично переплетаются с собственными фантазиями и впечатлениями от природы.
Главные герои рассказа
- Павлуша — мальчик лет 12 с умным и прямым взглядом, «в голосе у него звучала сила». Он любознательный, смелый, решительный, рассказывает только о том, что сам видел или слышал. В непонятных явлениях Павел пытается разобраться (например, с голосом из бучила). Он умеет рассказывать ярко, обстоятельно, занимательно и даже весело.
- Ильюша — мальчик лет 12. Он работает в маленькой кустарной бумажной фабрике, очень увлекается поверьями, верит в чудеса, в нечистую силу и боится её. Ильюша пересказывает мальчикам то, что услышал от других людей о странных случаях.
- Федя — красивый подросток лет 14 из богатой семьи (судя по его одежде).
- Костя — мальчик лет 10, тщедушный, бедно одетый. Взгляд его был печален и задумчив.
- Ваня — смирный мальчик лет 7.
Другой персонаж
- Рассказчик — охотник, наблюдательный человек, ценящий красоту природы.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Возвращаясь домой после охоты, рассказчик заблудился и подошёл вечером к двум кострам, у которых было пятеро мальчиков. Они стерегли пасущихся лошадей. Охотник сообщил им, откуда он, и подсел к костру, затем лёг и притворился спящим. Мальчики продолжили свой разговор. Они долго рассказывали друг другу про нечистую силу.
Ильюша рассказал, что он слышал, как домовой ходил ночью у мельничного колеса, а Костя — про то, как плотник заблудился и увидел на ветке лесного дерева русалку. Она манила его к себе, плотник перекрестился, и русалка сказала ему, что будет он горевать до конца дней. С той поры плотник Гаврила всегда грустный.
Когда ребята поели сварившуюся картошку, Ильюша снова стал рассказывать страшную быличку о том, как псарь Ермил ночью ехал из города, увидел на могиле барашка, взял его с собой и стал приговаривать: «Бяша, бяша», а барашек, глядя ему в глаза, тоже произнёс: «Бяша, бяша…»
Вдруг обе собаки мальчиков залаяли и бросились от костра. Павлуша ринулся за ними. Вскоре он вернулся на лошади, собаки тоже прибежали. Павлуша сказал, что собаки что-то учуяли, и он подумал, что там волк. Охотник удивился, что безоружный мальчик ночью поскакал на волка.
Ильюша снова стал рассказывать — на этот раз о покойном барине, который выходил из могилы, чтобы искать разрыв-траву.
Павлуша рассказал о том, как у них в селе все перепугались, когда было солнечное затмение, так как думали, что увидят Тришку. Один из мальчиков, Костя, спросил, кто это. Ильюша сказал, что это удивительный человек. Если он придёт — это знак, что настали последние времена.
Павел продолжил рассказывать, как все увидели идущего в село человека с удивительной головой и подумали, что это Тришка. А это оказался бочар, который надел на голову купленный жбан.
Затем Павел пошёл к речке за водой и, возвратившись, сказал, что слышал голос Васи — утонувшего в реке мальчика. Ребята подумали, что это плохой знак.
Потом мальчики уснули. Уснул и охотник. Ранним утром он ушёл от костра. В конце рассказа автор сообщил, что в том же году Павел упал с лошади и погиб.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Однажды в июле рассказчик охотился в Чернском уезде Тульской губернии со своей собакой Дианкой. Вечером, возвращаясь домой, он заблудился.
На берегу широкой реки увидел охотник 2 огонька, около которых копошились люди. Он узнал место, куда зашёл. Это был Бежин луг. Усталый охотник решил провести ночь у костров и стал спускаться к ним с холма. Вдруг на него бросились 2 большие белые собаки. Несколько мальчиков вскочили с земли. Когда охотник отозвался на их вопросительные крики, мальчики подбежали к нему и отозвали собак.
Это оказались ребятишки из соседних деревень. Они стерегли табун лошадей. Мальчики спросили охотника, откуда он, и посторонились, когда он подсел к костру.
Из разговоров мальчиков охотник узнал их имена: Павлуша, Федя, Ильюша, Ваня и Костя.
Старшему из них, Феде, было лет 14. Был он из зажиточной семьи, так как одет очень хорошо.
Павлуша был «малый неказистый», но с очень умными глазами и какой-то силой в голосе, поэтому он понравился охотнику. Павлуше на вид было лет 12. Он следил за чугунком, в котором варилась картошка.
Ильюша был одного возраста с Павлушей. Его вытянутое лицо выражало «какую-то тупую, болезненную заботливость».
Костя был мальчик лет 10, с печальным, задумчивым взглядом.
Самому маленькому из них, Ване, было лет 7. Он смирно лежал под рогожей, иногда выглядывая из неё.
Охотник лёг в стороне под кустик и притворился спящим.
Мальчики возобновили прерванный разговор. Ильюша стал рассказывать, что он работает на фабрике, и однажды там ему с ребятами пришлось заночевать, так как было много работы. Ильюша утверждал, что они слышали домового, как он ходил наверху, потом спустился по лестнице, распахнул дверь, походил невидимый по помещению, а когда пошёл к двери, громко закашлял.
Затем Костя рассказал про плотника Гаврилу, как он заблудился в лесу и увидел на ветке русалку. Она его манила к себе, но он перекрестился. Русалка заплакала и сказала, что он будет печалиться до конца дней. С тех пор Гаврила и ходит невесёлый.
Услышав слабый свист, мальчики вздрогнули. Павлуша насмешливо крикнул, чего они всполохнулись, и сказал, что картошки сварились.
Когда мальчики поели, Ильюша снова начал рассказывать страшную историю о том, как ехал псарь Ермил из города домой и увидел на могиле утопленника барашка. Ермил взял его с собой. Барашек смотрел ему в глаза. Ермилу стало не по себе, он погладил его и сказал: «Бяша, бяша!» А барашек оскалился и тоже сказал: «Бяша, бяша…»
Не успел Ильюша произнести последнее слово своего рассказа, как обе собаки бросились с лаем от костра. Павлуша бросился за ними. Через некоторое время он прискакал на лошади, прибежали и собаки.
Павел сказал, что собаки просто что-то учуяли, а он подумал, что там волк. Охотник поразился, что мальчик ночью, не задумываясь, поскакал безоружным на волка.
Ильюша начал рассказывать страшную историю про покойного барина, который вышел из могилы и искал разрыв-траву. Охотник заметил, что Ильюша лучше других мальчиков знает сельские поверья.
Павлуша рассказал, что было у них в Шаламове, когда солнца не стало видно. Все перепугались, думали, что увидят самого Тришку. Костя спросил, кто такой Тришка. Ильюша с жаром рассказал о Тришке. Он сказал, что это удивительный, лукавый человек. Когда придёт Тришка — это будет знак, что наступили последние времена.
Павел неторопливо продолжил свой рассказ о затмении солнца. В его деревне старики говорили, что когда «предвиденье небесное» начнётся, придёт Тришка. Когда началось затменье, все вышли из домов. И вдруг увидели, что с горы идёт человек с удивительной головой. Кто-то крикнул, что идёт Тришка. Все переполошились, а оказалось, что это шёл бочар Вавила. Он купил жбан и надел его на голову.
Мальчики засмеялись. Вдруг 2 раза раздался над рекой резкий звук. Костя испуганно спросил: «Что это?» Павлуша ответил, что это цапля кричит.
Костя спросил у Павлуши, кто это стонал из бучила (ямы с водой), когда Костя шёл мимо бучила. Павел ответил, что может это жалуется душа лесника, которого там воры утопили, а может это были голоса маленьких лягушек, которые жалобно кричат.
Павел пошёл к реке за водой. Ильюша крикнул ему вслед, чтобы не упал в реку. Разговор зашёл о водяном, потом вспомнили Васю, который утонул. Когда пришёл Павел с котелком воды, он сказал, что из-под воды его звал Васин голос. Павлуша отошёл, однако воды набрал.
Федя сказал, что это звал Павла водяной, а Ильюша с расстановкой проговорил, что это дурная примета. Павел решительно произнёс: «Ну, ничего, пущай! Своей судьбы не минуешь».
Мальчики замолчали, а собаки задремали. Лежали и лошади. Охотник заснул, проснулся он рано утром и подошёл к тлеющему костру. Мальчики спали вокруг него, один Павлуша проснулся и пристально посмотрел на охотника. Тот кивнул ему и пошёл восвояси.
Рассказчик с сожалением добавляет, что Павла в том же году не стало: он упал с лошади и убился.
Заключение к краткому пересказу
В рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» раскрыты темы:
- детство;
- интересы деревенских мальчиков в середине 19 века;
- поверья.
Основная мысль (идея) рассказа «Бежин луг»: раньше для крестьянских мальчиков разговоры у костра в ночном были одним из уроков, которые они получали в своей жизни. Мир они воспринимали через различные поверья, бытующие в народе. Тогда в них верили и взрослые, а дети верили ещё сильнее в поэтичные истории о русалках, водяных, домовых.
Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.
Краткое содержание Тургенев Бежин луг
Заблудившийся в лесу охотник, ближе к ночи выходит на луг, называющийся в этих краях Бежин. Уставший, он готов просить приюта у кого угодно. На его удачу на лугу расположились вокруг костра ребята, выведшие, лошадей в ночное. Они позволили охотнику переночевать возле их костра.
Сначала ребята молчали, но когда решили, что взрослый заснул, продолжили прерванный разговор. Рассказывали они друг другу страшные истории про нечисть. Первой была быль о том, как мальчикам довелось ночевать на бумажной фабрике и довелось им услышать домового. Увидеть-то его нельзя, а вот звуками разными напугал он мальчишек довольно сильно. Сначала были шаги за стеной, потом сама собой распахнулась дверь, за которой никого не оказалось, и раздался жуткий кашель.
Следующей была история про местного плотника по имени Гаврила, повстречавшего как-то в лесу русалку. Сидела она на дереве, а волосы-то у нее зеленые были. Звала она Гаврилу к себе, тот и пошел. Видать, защекотать его хотела. Они ж, русалки, все этим промышляют! Но плотник-то возьми да перекрестись. Та смеялась все, а после крестного знамения и перестала. Сказала, что могла она с Гаврилой жить всегда, а теперь не бывать тому. И теперь ей невесело будет, пусть же теперь и плотник веселиться не сможет. Вот и ходит он с тех пор печальный.
Дальше история была о том, как псарь Ермила, проходя через болото мимо могилы утопленника, увидал хорошенького барашка. Хотел подманить его да и забрать, позвал: «Бяша, Бяша». А тот оскалился и ответил ему также: «Бяша, бяша».
А еще кто-то видел однажды, как покойный барин искал ночью на болоте разрыв-траву. Уж больно могила давит на него.
А баба Ульяна пошла ночью к церкви. По народному поверью, можно таким образом увидеть тех, кто в течение года умрет. Увидала мальчишку деревенского, тот и впрямь по весне Богу душу отдал. А потом женщину. Приглядывалась Ульяна, приглядывалась, а то она сама! Жива пока, но так и год еще не окончился.
Много еще разных историй рассказывали мальчишки. И про леших и про водяных. Один из ребят отошел от костра, а, вернувшись, поведал, что подойдя к реке, слышал как его кто-то позвал по имени. Решили мальчики, что это водяной был, и ведь только вот его поминали. Не к добру это!
На этом охотник заснул. А утром, поблагодарив ребят пошел домой. Через некоторое время узнал он, что мальчик тот, и в самом деле умер, только не утонул, а упал с лошади.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Тургенев. Все произведения
Бежин луг. Картинка к рассказу
Сейчас читают
На дороге лежит Коняга. Нет у него сил пастись или отойти в тень. Полоса, вспаханная только что, очень уже тяжелая попалась, с камнями. Непонятно даже, как удалось пройти ее до конца такому замученному
Данный рассказ Виталия Драгунского находится в составе цикла «Денискины рассказы», следовательно, ключевой герой здесь шестилетний мальчишка по имени Дениска.
В одной семье, где росли двое детей, Вася и Катя, жила кошка. Осенью она пропала. Где ее только не искали, дети бегали по округе, везде ее звали, но найти так и не смогли. Однажды дети играли у своего амбара, с крыши им послышался писк
Смерть близкого человека всегда как-то сказывается на нас, ведь это потеря кого-то очень близкого и любимого заставляет терять смысл жизни в общем. Так произошло и с девочкой, которой было только семнадцать лет, и звали ее Мария.
Виктор Пелевин по праву считается одним из лучших российских писателей наших дней. Он родился осенью 1962 года. Юношеские годы и детство проходили в городе Долгопрудый.
Краткое содержание рассказа «Бежин луг»
Событие, описанное в рассказе, происходит в середине XIX века в России. В эти года еще не отменено крепостное право. Заблудившийся охотник, автор рассказа, заблудился по лесу. Он выходит на Бежин луг, где сидят крестьянские мальчики. Портреты детей, их рассказы и легли в основу этого произведения.
Автор повести – охотник, который и описывает красоту летней ночи, крестьянских детей у костра. Подразумевается, что это сам Тургенев, заблудившийся в лесу.
Павлуша – мальчик с неправильными чертами лица и в заплатанной одежде, но с умным взглядом. Он – сильный, авторитетный, смелый и решительный.
Федя – красивый, белокурый мальчик, имеет обеспеченных родителей, богато одет. Он пришел на Бежин луг не по нужде, а из интереса. Ведет себя с чувством превосходства.
Илюша – тревожный, озабоченный, неприметный мальчик. Он чисто одет. Илюша уже работает на фабрике и гордится этим.
Костя – невысокого роста, мальчик, болезненный на вид. Его выделяют задумчивые глаза – блестящие и большие.
Ваня – кудрявый мальчик лет семи, тихий, самый маленький и неприметный.
Несколько человек упоминается в мистических рассказах мальчиков, например, плотник Гаврила, впавший в депрессию, баба Ульяна, переполненная страхом смерти, красавица Авдотья, увидевшая водяного.
Рассказчик охотился за тетеревами в Тульской губернии. Охота в этот день удалась, и домой он стал возвращаться лишь вечером, когда солнце уже зашло. Увидев незнакомый осинник, охотник понял, что сбился с дороги. Он заприметил знакомую Синдеевскую рощу, но вместо нее обнаружил лишь темный бугор. Охотник понял, что совершенно заблудился. Он пошел по звездам, наугад. Но вот, наконец, увидев местность, рассказчик понял, куда зашел. Огромная равнина, полукруг широкой реки – это место называлось «Бежин луг». Охотник заприметил два костра и людей возле них. Подойдя ближе, он увидел крестьянских детей, 2-х собак и табун лошадей. Дело в том, что в жаркие летние дни лошадей выгоняют кормиться по ночам, чтобы им не докучали оводы и мухи. Для мальчишек такое времяпровождение – настоящий праздник.
Охотник сказал ребятам, что заблудился и немного поговорил с ними. Он прилег и огляделся по сторонам. Природа вокруг была восхитительна, и рассказчик любовался ею. Из разговоров мальчиков, которых было пятеро, рассказчик узнал их имена и принялся разглядывать их.
Федя – белокурый мальчик, происходил, судя по его одежде, из богатой семьи. Его черты лица были правильными, мелковатыми. Ему было лет четырнадцать, и вел он себя немного высокомерно. Павлуша – широкоскулый, неказистый мальчик с копной черных всколоченных волос. В нем чувствовались ум и сила. Ильюша – горбоносый и подслеповатый. Лицо его было озабочено и напряжено — брови сдвинуты, а губы сжаты. Костя – десятилетний мальчик, был бедно одет. Он выделялся своими глазами – большими, печальными и задумчивыми. Ваня – самый незаметный из ребят. Он лежал под рогожкой, лишь изредка поддерживая разговор.
Охотник претворился, что спит, и мальчики разговорились. Ильюша завел речь о домовом. Мальчик ночевал на фабрике с ребятами. И все они слышали, как домовой ходил, как трещали и гнулись доски под ним. «Потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает».
Дети пекут картошку, посматривают «сварилась» ли она, но картошка еще сырая. Костя рассказывает историю о Гавриле-плотнике. Пошел однажды Гаврила в лес орехов набрать. Задремал и, вдруг слышит, что кто-то зовет его. Увидел тогда он русалку на дереве. Она – вся светленькая и серебряная, как рыбка. Зовет она его к себе и смеется. Гаврила тут же перекрестился. Русалка принялась горько плакать, что не быть им вместе теперь. Не утащила она его в воду, но Гаврила с тех пор не весел, стал. Ходит теперь он мрачным и задумчивым.
Ребята обсудили рассказ о русалке, и вдруг услышали странный и протяжный звук. Ильюша призвал на помощь крестную силу. Павел усмехнулся их реакции и сказал, что картошка уже готова.
Следующую историю рассказывал Илья, про прорванную плотину. В этом глухом месте захоронен утопленник. Однажды псарь Ермила возвращался с почты домой в ночное время. На могиле он увидел барашка и взял его с собой. Странный был этот барашек, уставился мужику прямо в глаза. Ермила гладит его и приговаривает: «Бяша, бяша», а барашик повторяет за мужиком эти же слова, оскаливши зубы.
В момент этого рассказа собаки, громко лая, скрылись во мраке ночи. Их вернул Павлуша, он предположил, что собак взбудоражил волк, но волка нет нигде.
Илья еще рассказал о покойнике-барине, искавшего разрыв-траву, поскольку могила давила на него сильно. Костя был удивлен, он считал, что покойники являются только в родительскую субботу.
Илья вспомнил, что баба Ульяна сидела на паперти, чтобы увидеть, кто в этом году умрет. И увидала она саму себя.
Мальчики вспомнили о недавнем затмении солнца, рассказы о Тришке. Он, якобы, в затмение и явится, и никакой на него управы не будет. Потом дети вспомнили Лешего, поговорили о том, что он не издает никаких звуков, только трещит. Видел его один мужик, рассказывал, что Леший темный, стоит за деревом, только глазища светятся. Дальше разговор пошел о Водяном, который Акулину «испортил» и утопил маленького Васю, игравшего на берегу. Павлуша, вернувшись с реки, как раз слышал голосок Васи, звавший кого-то.
К утру мальчики умолкли, задремал и охотник. Рассказчик проснулся еще до рассвета, и пошел домой вдоль реки. Он рассказал еще и о том, что не стало Павлуши в том же году. Охотник сожалел о гибели такого сильного и смышленого паренька.
Когда читаешь этот рассказ, то буквально чувствуешь дыхание природы, красоту летней ночи, радость от общения детей друг с другом. Ребята сидят у костра и разговаривают. Рядом с ними сидят собаки, пасутся лошади. Складывается очень душевная картина.
Здесь изображено то основное, что ценят люди – контакт человека с природой, дружба ребят и животных, их радость от разговора у костра. Тем более, что действие происходит ночью, когда мир наполнен бесшумной и таинственной красотой.
Несмотря на то, что эти дети принадлежат к семьям крепостных, они с интересом общаются, радуются друг другу. Дети вспоминают страшные случаи из жизни, которые переплетаются с народными поверьями о русалках, утопленниках, леших.
Я думаю, что Тургенев хотел описать контакт человека с природой, то гармонию и красоту, которая есть в жизни каждого человека, независимо от их сословия. Крепостные крестьянские мальчишки с интересом общаются, радуясь замечательной возможности побыть ночью на природе. Важно лишь заметить эту красоту жизни, заключенную в самых обыденных и простых вещах, и наслаждаться гармонией жизни.
Ключевые слова:
И.С.Тургенев,
И.С.Тургенев «Бежин луг»,
В.М.Песков «Бежин луг»,
очерк
Цели:
Обучающая:
- Дать представление об очерке.
- Сравнить художественное произведение (рассказ) с
публицистическим произведением (очерком). - Совершенствовать навыки анализа текста.
Развивающая:
- Развивать коммуникативную компетентность обучающихся.
- Формировать информационную культуру обучающихся через
работу с текстами художественного и публицистического стилей.
Воспитательная:
- Воспитывать духовные ценности на основе личностного
осмысления прочитанного, нравственного опыта других людей.
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование: презентация
Эпиграф
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно:
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться:
Н.Рыленков
ХОД УРОКА
1. Орг. момент
Приветствие. Обращение внимания ребят на оформление класса
(портреты И.С.Тургенева, В.М.Пескова, тексты очерка В.М.Пескова
«Бежин луг»/распечатанный материал на партах
обучающихся/,эпиграф, запись на доске «Очерк»). Определение
учениками цели, задач урока.
Работа с ключевым понятием «очерк».
2. Работа со словарной статьей (в парах)
Выбор главной информации. Записи в тетради (тезисно).
Знакомство с жанром публицистики —
очерком. (слайд).
Очерк — одна из разновидностей малой формы эпической литературы
— рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием
единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей
развитостью описательного изображения. Это полухудожественный,
полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события
и реальные люди.
Очерк — это художественно-публицистический жанр, в котором
сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы
отражения действительности.
Очерковая литература затрагивает не проблемы становления
характера личности в её, а проблемы гражданского и
нравственного состояния «среды» — проблемы «нравоописательные.
Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной
литературы и публицистики.
В художественной литературе очерком называется одна из
разновидностей рассказа, отличается большей описательностью,
затрагивает преимущественно социальные проблемы.
Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и
анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как
правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.
Основной признак очерка — писание с натуры. Очеркист
художественно воплощает в слове реальные исторические лица и
события, составляя о них мнение на основании системного
исследования объекта. Суждение достигается путем анализа, а
заключение и вывод являются логическим его завершением.
Из описательного по преимуществу характера очерка вытекает и
композиционное его построение. В очерке может совсем
отсутствовать сюжет или он во всяком случае ослаблен. Автор
очерка часто переходит от одного характеризуемого явления или
его стороны к другому, лишь в общей форме намечая их
зависимость. Автор очерка чаще, чем авторы других жанров,
вмешивается в ход описываемых событий от первого лица.
Это возможность более свободной группировки материала,
возможность многообразных сопоставлений, аналогий и прочего.
В очерке гораздо большее значение, чем, например, в рассказе,
имеют место публицистические рассуждения, научные обобщения.
Словом, очерк — одновременно и документально-научное осмысление
действительности, и эстетическое освоение мира. Не случайно же
очерк сравнивают с художественными произведениями и даже с
живописью, подчеркивая: если рассказ — живописная картина, то
очерк — графический рисунок или эскиз к картине. Он как бы на
грани между документом и обобщенным художественным образом.
Путевой очерк.
Путевой очерк — один из самых старых видов. Его особенности
заключаются в том, что объект изучения развертывается для
автора постепенно. Действительно, путешествуя, публицист
всматривается в людей, в ситуации, фиксирует факты и события,
отражая их через призму индивидуальных наблюдений. В передаче
личных впечатлений от возникающих перед глазами очеркиста форм
жизни, обычаев, нравов, социальных контрастов и заключается
специфика путевого очерка. В нем сочетаются элементы
портретного и проблемного очерков.
Нередко путевые очерки публикуются с продолжениями, создавая
иллюзию совместного путешествия автора и читателей. Очеркист
становится глазами своей аудитории, используя для этого
репортажные приемы.
Стилистическая языковая структура очерка полностью
соответствует цели, поставленной автором, и виду очерка,
избранному им для художественно-публицистического осмысления
действительности. Краткость, лаконизм, умение в сжатой форме
сказать о многом, создать многогранную картину — один из
основных признаков высокого профессионального мастерства
очеркиста.
Особую роль в очерке играют пейзажи. Описание природы помогает
раскрыть и обстановку, в которой происходит действие, и
эмоционально-психологическое состояние героев очерка или самого
очеркиста.
Яркая, образная манера повествования, острые индивидуальные
речевые характеристики, метафоры, сравнения, гиперболы
способствуют большей выразительности и
художественно-публицистическому отображению действительности.
Одним из эффективных методов построения очерка является
ассоциативный способ изложения, типичным проявлением которого
служат авторские размышления.
Очень важно, чтобы все ситуации, факты, события, ассоциации
представляли единое целое, подчинялись единой цели — разработке
темы, избранной очеркистом. Поэтому, работая над очерком,
пишущий фиксирует в своем блокноте и в памяти все: общие
сведения, данные, цифры, имена и фамилии, должности, конкретные
эпизоды, ситуации, раскрывающие человека в действии, чтобы
потом суметь раскрыть характерное, поучительное, впечатляющее.
Ведь композиция жанра требует непременного соединения,
столкновения многих фактов, эпизодов, размышлений.
— Что же такое очерк?
— Выделите из определения признаки очерка.
— Путевой очерк — каковы его особенности?
— Примером художественного очерка служит рассказ И.С.Тургенева
«Бежин луг».
Примером публицистического жанра — путевого очерка — служит
очерк В. М. Пескова «Бежин луг».
3. Слово о В.М.Пескове
— Имя И.С.Тургенева вам известно, рассказ писателя «Бежин луг»
прочитан (слайд «Портрет И.С.Тургенева»), а вот имя журналиста
В.М.Пескова вам, наверное, неизвестно, как неизвестен и его
очерк «Бежин луг».
(Сообщение о В.М.Пескове заранее подготовлено одним
учеником) — слайды (портрет писателя, фото Бежина луга).
— Василий Песков (1930-2013) — известный писатель, публицист,
спецкор газеты «Комсомольская правда». Он долгое время был
телеведущим в популярной телепередаче «В мире животных».
Необычные рассказы фотоохотника опубликованы в книгах: «Птицы
на проводах», «Странствия», «Просёлки», «Окно в природу».
Василий Михайлович за долгие годы репортёрской работы стал
мастерским фотоснайпером. Щёлк-щёлк — и на плёнке навсегда
остаётся какой-нибудь редкий зверь или пичуга. Его фотографии
являются не иллюстрациями к текстам, а их составной частью.
Каждый из очерков Василия Пескова ценен и интересен.
Для писателя всякое путешествие было радостью. Впечатления о
памятных местах, любопытных географических точках и природных
уголках, встречах с животными накапливались по крупицам. Много
пришлось поездить и походить, чтобы собрать полновесный багаж
литературных материалов. Старое, вечное, новое — всё
переплетено на этих дорогах, самых поэтичных и самых древних,
по мнению Пескова. Из всех путешествий хождение по деревенской
России было, пожалуй, самым интересным для Василия Михайловича.
Писатель обращает своё внимание главным образом на то, что
исчезает, уходит, оставляя щемящее чувство грусти. Читая очерки
и миниатюры, узнаёшь, чем жив старинный городок Плёс, как
выглядит Куликово поле, Бежин луг, как работают люди. Всё
интересное заметишь, если отправишься в путь с Василием
Михайловичем Песковым, читая его очерки, такие живые и
запоминающиеся.
Первая книга писателя вышла в 1960 году. За книгу «Шаги по
росе» (1963) он получил Ленинскую премию (1964). Очерк «Бежин
луг» написан В.М.Песковым в 1968 году, напечатан впервые в
журнале «Пионер». Орден «За заслуги перед Отечеством» IV
степени В.М.Песков получил за большой вклад в развитие
отечественной журналистики 5 мая 2003.
4. Выразительное чтение очерка В.М.Пескова «Бежин
луг»
Тут не случилось великой битвы, нет на этом месте ни
деревянных, ни каменных древностей. Луг этот похож на тысячу
других российских лугов. И все-таки луг необычный…
Пятеро ребятишек сто пятьдесят лет назад ночевали на этом лугу
у костра. Фыркали в темноте лошади, плескалась рыба, тревожно
кричала ночная птица. На огонек вышел заблудившийся в
перелесках охотник. От него мы знаем, какая ночь стояла над
лугом, о чем говорили мальчишки. Мы помним по именам этих
мальчишек: Федя, Павел, Илюша, Костя и Ваня. Вот несколько слов
давнего разговора.
«- А ведь вот и здесь должны быть русалки…
— Нет… здесь место чистое, вольное. Одно — река близко…»
Уже много лет мы знаем эту ночь и этих мальчишек… Оказалось,
без большого труда можно отыскать этот луг. Мы немного
поколесили по перелескам на краю Тульской области, и наконец
встречный сказал: «А вот сразу за ржаным полем…»
Почти по Тургеневу «был прекрасный день… один из тех дней,
которые случаются только тогда, когда погода установилась
надолго». Мы оставили на бугре машину и почти скатились вниз с
крутого, заросшего травой обрыва. Стадо телят паслось возле
кустов. Мы разыскали пастуха, чтобы спросить: тот ли луг?
— Да. Бежин луг, — сказал пастух, потянувшись после дремоты. —
Деревня тоже называется Бежин Луг…
Мы огляделись и увидели: стоим на краю большой зеленой равнины.
Земля с прудами, садами, оврагами, полосами ржи и пшеницы
лежала теперь вверху и со всех сторон опускалась в низину
зелеными, довольно крутыми обрывами. Прохладная, сырая равнина
была похожа на плоское дно большого котла. Дикие груши, дубы и
вязы группами и в одиночку росли на пологих склонах.
А внизу были лозняк и трава. Темно-зеленый вблизи лозняк,
разбегаясь по лугу, синел. По краям же, где равнина упиралась в
бугры, все было синим: и дубы на холмах, и барашки кустов, и
даже лошадь с маленьким жеребенком. К синеве добавлялся
солнечный, золотистый туман, и горизонт уже только-только
угадывался.
Большое облако, проплывая с запада на восток, кинуло на равнину
прохладную тень. И луга вполне хватило, чтобы вместить и
обозначить на лоснящихся травах все полотно и все узорные
завитки облака. Мы догнали край тени и пошли вместе с ней по
лугу к месту, где полоса лозняков и ракит прятала речку.
Желтые брызги лютиков, малиновые головки луговых васильков,
пушистые стебельки лисохвоста, зонтики сладкого купыря, плети
луговой кашки и тонкие ниточки душистого колоска — все
перепутано, перемешано, и все вместе образует плотное душистое
разнотравье — идешь, и за тобой остается сыроватый и темный
брод.
Бежин луг… Гудят шмели. Луговые чеканы и желтые трясогузки со
стеблей конского щавеля настороженным глазом провожают идущего.
Кричит потревоженный чибис. Два коростеля — один близко, в
кустах, другой где-то у самых бугров — то ли зовут, то ли
пугают друг друга: крэкс, крэкс…
Безлюдно. Ходит вдалеке лошадь. Так или не так выглядел луг сто
лет назад? Пожалуй, так же. Холмы не могли измениться, кусты и
ветлы растут, наверное, на старых местах, и речка течет по
прежнему руслу. Вон с того обрыва увидел Тургенев ночной
костер. А ребятишки сидели где-нибудь тут, за кустами. Под
крики чибиса бредем по траве… Я делал на лугу снимки на память
и чувствовал: не хватает самого главного — нынешних ребятишек.
И вдруг (везенье фотографа!) к реке сбежали мальчишки.
Вприпрыжку, перегоняя друг друга, они катили большую
автомобильную шину…
Десятью минутами позже мы уже знали: речка называется Снежедь;
деревня Бежин Луг стоит в километре от луга; поздний мороз в
этом году тронул на огородах картошку и помидоры; в домах «по
телевизору» видят Москву: четверо из ребят умеют ездить на
лошади, а у двоих — отцы шоферы и дают сыновьям иногда посидеть
за рулем…
— Мы слыхали, у вас тут русалки и ведьмы водятся…
Мальчишки переглянулись и прыснули.
Записывая в блокнот имена ребятишек, я спросил, а знают ли они
местных ребят: Федю, Павла, Костю, Илюшу…
— Это кто же? — насторожился старший. И тут же сообразил: —
А-а, знаю! «Бежин луг», да?
И все остальные догадались, в чем дело.
Мальчишки попросили автомобильный насос: получше накачать шину.
Они деловито по очереди сопели, пинали шину босыми пятками. И
потом мы с бугра наблюдали, как мелькали в кустах белые головы
и слышались звонкие шлепки ладоней по шине.
Я подумал: тургеневские мальчишки стали ведь взрослыми, у них
были дети и внуки. Этим нынешним ребятишкам они приходятся
прадедами… А луг все тот же. Большой предвечерний луг дымился в
долине. По-прежнему кричали два коростеля, лениво наклонялись к
траве телята. Вечно молодой луг…
5. Беседа по вопросам
-О чем этот очерк?
-Что заставило журналиста побывать на этом знаменитом лугу?
-Что увидел автор очерка?
-О каких чувствах пишет автор рассказа?
-Как создается настроение?
-Над какими вопросами заставляет задуматься автор очерка?
-Какие признаки очерка присутствуют в тексте?
-Докажите, что это путевой очерк?
6. Сравнительный анализ художественного очерка и
публицистического очерка
-Что общего между двумя произведениями?
-Чем они отличаются?
Два очерка — один публицистический, другой художественный.
Работа с таблицей.
Рассказ Бежин луг» | Очерк «Бежин луг» | |
тема | Бежин луг | |
цель | передать скромную красоту средней полосы России | |
стиль | художественный | публицистический |
герои, | реальная действительность, | реальные люди, |
время | 19 век | 20 век |
задача текста | образная картина мира | задуматься над вечными |
тип речи | смешение типов речи, | смешение типов речи, |
композиция | соответствует рассказу | свободная |
позиция | герой-повествователь-охотник | открытая |
языковые | эмоциональность, тропы, | эмоциональность, тропы, |
крестьянские | Разное отношение к жизни. |
Работа с текстом. Заполнение таблицы
В.М.Песков использует разные изобразительные средства,
чтобы передать свое восхищение увиденным. Он использует
прием цветописи — синий цвет упоминается во фрагменте 5 раз,
желтый — 2 раза, золотой — 2 раза, черный, белый-2 раза,
темно-зеленый …, например: в 1 абзаце фрагмента «лозняк синий»;
«все было синим»; «к синему добавлялся солнечный». Возникает
ощущение чистоты, легкости. Автор использует и звукопись —
«гудят шмели, кричит чибис, два коростеля то ли зовут, то ли
пугают друг — друга: крэкс, крэкс…», «тревожно кричала птица».
В.М.Песков хотел показать, что луг полон жизни, как и
раньше, много лет назад. Читая описание луга, мы чувствуем
и запахи — «душистый колосок», «плотное душистое разнотравье В
описании Бежина луга встречается множество эпитетов. Все
это создает образную картину летнего дня («солнечный
золотистый туман»; «лоснящиеся травы»; «узорные
завитки облаков»), но преобладают метафоры и олицетворения
(«облако кинуло на равнину тень»; «завитки облаков»; «дубы и
вязы в одиночку бежали»; «деревья не решились опуститься»;
«царство лозняка»; «трава упиралась в бугры».
Цель — показать полнокровную жизнь Бежина луга, его
незабываемую красоту, самобытность. Нет ничего экзотического,
все просто, но в этой-то простоте, скромности заключается
Вечное — красота земли.
Мы пришли к выводу, что оба произведения посвящены одному месту
— Бежину лугу. И.С.Тургенев, и В.М.Песков восхищаются красотой
русского пейзажа, любят эту землю, но у каждого свое
незабываемое видение Бежина луга. Два произведения написаны в
разное время (19 и 20 вв.), но тема одна. У каждого писателя
свой отбор языковых средств в изображении природы Тульского
края, разная стилевая манера, но цель одна — передать скромную
красоту средней полосы России через художественное слово. В
двух произведениях появляются крестьянские дети, но у детей
разное отношение к этому месту. Если дети из
«Бежина луга» И.С. Тургенева верят в легенды о домовых,
русалках…, то у детей, живущих в конце 20 века, уже нет этих
суеверий. У них другое отношение к миру, другие заботы, иной
образ жизни. И все же они, как и те их сверстники, тоже любят
свою землю, они тоже не прочь посидеть у костра в ночи и
почувствовать свободу.
Оба произведения посвящены Вечному — красоте природы. Так было
всегда. Этот мир, эта речка…, «и так же, как 100 лет назад,
плескалась рыба в ночной воде, тревожно кричала птица и фыркали
в темноте лошади». «Я подумал: тургеневские мальчишки ведь
стали взрослыми, у них были дети и внуки. Этим, нынешним
ребятишкам, они приходятся прадедами. А луг все тот же…». «
По-прежнему кричали два коростеля… Вечно молодой луг…» Автор
В.М.Песков не случайно употребляет наречие по-прежнему
несколько раз; подчеркивает «вечно молодой луг». Вечна не
только природа, но и вечна любовь человека к родной земле, к
своей стране.
Подведение итогов
Учитель: Итак, в ходе проведенного
исследования мы пришли к следующему выводу:
— благодаря силе и выразительности художественного слова, и
И.С.Тургеневу, и В.М.Пескову удалось показать, как прекрасна
природа. Читая эти произведения, мы задумались о вечном,
ощутили величие тишины и шума окружающего нам мира. И,
наверное, каждый из нас вспомнил свой любимый уголок природы,
куда хочется возвращаться вновь и вновь. Об этом, дорогом
сердцу месте вы напишете сочинение в жанре путевого очерка по
одной из предложенных тем: «Признание в любви к малой родине»,
«Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться…» (Н.Рыленков),
«Прогулки по родному краю»…
7. Рефлексия
А сейчас, прежде чем уйти с урока, возьмите понравившийся вам
цветной магнитик и разукрасьте им тот луг, что представлен на
слайде.
Я вижу ваши улыбки, настроение у всех замечательное.
Посмотрите, как прекрасен этот летний луг в своем многоцветье!
А ведь это мы создали такую красоту. Дома вы можете по желанию
нарисовать или Бежин луг, о котором писали Мастера слова, или
любимый вами уголок природы.
Спасибо за урок, за плодотворную работу .
8. Домашнее задание
Написать путевой очерк по одной из предложенных тем: «Признание
в любви к малой родине», «Здесь мало увидеть, Здесь нужно
всмотреться…» (Н.Рыленков), «Прогулки по родному краю»…