«Уроки французского» — рассказ Валентина Распутина, написанный от лица мальчика-пятиклассника, имя которого в тексте ни разу не упоминается. Герою рассказа пришлось очень рано повзрослеть — окончив начальную школу, он вынужден продолжать учёбу в райцентре, вдали от своей семьи. За свой короткий век ему довелось пережить множество несчастий: бедность, разлуку с родными, унижения со стороны сверстников и голод, жуткий голод.
Герой рассказа — одарённый ребёнок, который всеми силами тянется к знаниям. Жители деревни, в которой жил мальчик, ценили его за пылкий ум и помощь с выигрышем денег на облигациях. Они и убедили маму отправить сына учиться в райцентр: «Башковитый у тебя парень растет. Ты это… давай учи его. Грамота зря не пропадет.»
Мальчик очень привязан к своей семье, к родной деревне. Он стойко переносит все тяготы бедности, обучение в школе даётся ему легко. Однако переезд из дорогого сердцу места ребёнок переживает очень тяжело: «Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой». Тоска по дому мучает его сильнее, чем все те лишения, с которыми он вынужден мириться.
В свои одиннадцать лет герой рассказа обладает невероятной силой духа. Страдая от голода, он понимает, что жаловаться на это своей и без того несчастной матери нельзя: «Обидно было только, что мать ради меня отрывает последнее от своих, от сестренки с братишкой, а оно все равно идет мимо. Но я заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит правду». В столь юном возрасте ребёнок осознаёт, что нужно справляться с неприятностями самому, а не ждать помощи от других.
Присуща мальчику и застенчивость, в которой он сам признаётся, говоря о себе как о человеке «от природы робком и стеснительном». Эта застенчивость не позволяла ему прикоснуться к еде в присутствии учительницы, заставляя забыть о чувстве голода: «Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит.»
Но вместе со стеснительностью герою свойственны гордость и чувство собственного достоинства. Мальчик готов стоять за свою честь, даже если ему приходиться из-за этого пострадать. Так, повздорив с Вадиком, парнем, руководившим игрой на деньги, он стоял на своем, зная, что его за это будут бить: «Ты перевернул ту монетку! — крикнул я ему. — Я видел, что перевернул. Видел». Даже когда мальчика избивали двое других, он продолжал отстаивать свою правоту. После того, как ситуация стала известна классному руководителю, мальчик боялся исключения из школы во многом потому, что подвёл бы этим и близких, и себя самого: «Лучше бы сразу выгоняли. Я мельком, чуть коснувшись этой мысли, подумал, что тогда я смогу вернуться домой, и тут же, словно обжегшись, испугался: нет, с таким позором и домой нельзя. Другое дело — если бы я сам бросил школу… Но и тогда про меня можно сказать, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел…»
О гордости мальчика говорит и то, что он не принимал помощь от своей классной руководительницы. Лидия Михайловна, достаточно обеспеченная молодая учительница, видела, что ребёнок голодает, и искренне желала помочь ему. Поскольку ученик отказывался есть у неё дома, она попыталась пойти на хитрость, передав ему коробку с едой. Но, догадавшись о том, что в коробке вовсе не переданные из дома продукты, герой отказывается в дальнейшем принимать такие «посылки». Тогда Лидия Михайловна решила играть с ним на деньги, тем самым давая ему возможность покупать себе еду. Это была единственная возможность помочь бедному, но гордому мальчику.
Главный герой рассказа «Уроки французского» — человек с тяжёлой судьбой. Но, несмотря на это, ему не чужды честь, достоинство, уважение к себе и окружающим. Будучи смышлёным не по годам, он способен нести ответственность за свои поступки и терпеливо переносить любые трудности на своём пути.
Характеристика главных героев из рассказа «Уроки французского»
Мать мальчика из рассказа «Уроки французского»
Женщина, воспитывающая троих детей, без мужа. Волевая, умная, но безграмотная. Благодаря ей автор смогла учиться, несмотря на голод и бедность. Она решает отдать сына в школу в райцентре, пожертвовала еду, а иногда и деньги.
Лидия Михайловна, учительница французского языка
Красивая, добрая женщина лет 25. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косичку» в глазах, короткие черные волосы. Родом с Кубани. Она родилась и выросла в городе, она обеспечена, ей ничего не нужно. Ей удалось увидеть голодного и очень способного мальчика. Она призналась, что с детства вела себя не по правилам, доставляла родителям много проблем. По ее словам, человек стареет, когда перестает быть ребенком.
Василий Андреевич, директор школы
Строгий человек с манерой говорить громко. В школе его очень боялись дети. Виновный ученик в присутствии всех учеников был вынужден директором школы объяснить, что побудило его к плохому поступку. Обнаружив в «стене» учителя и автора, играющих на деньги, режиссер от возмущения не находит слов. Он не понимал сути поступка учителя, считая его преступлением.
Федька
Сын хозяина квартиры, в которой проживал главный герой. Федька познакомил его с компанией, разыгравшей Чика на деньги. Федька и его семья крадут еду у главного героя, когда он учится в школе.
Вадик
Городской мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается и оскорбляет тех, кто моложе и слабее. Он дружит с хулиганом Птахом. Главного героя несколько раз бьют за то, что он играет лучше всех.
Птаха
Друг Вадика, остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся. Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения.
Тишкин
Одноклассник автора, который часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он первым «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.
Рассказ Распутина «Уроки французского» — это произведение, где автор изобразил небольшой промежуток из жизни деревенского мальчика, который родился в бедной семье, где голод и холод были привычным явлением. Ознакомившись с работой Распутина «Уроки французского» и его , мы видим, что писатель затрагивает проблему сельских жителей, которым приходится адаптироваться к городской жизни, здесь затронута и тяжелая жизнь в послевоенные годы, также автор показал взаимоотношения в коллективе, а еще, и это наверное основная мысль и идея данного произведения, автор показал тонкую грань между такими понятиями, как аморальность и нравственность.
Герои рассказа Распутина «Уроки французского»
Героями рассказа Распутина «Уроки французского» являются учительница французского языка и одиннадцатилетний мальчик. Именно вокруг этих персонажей строится сюжет всего произведения. Автор рассказывает о мальчике, которому пришлось уехать в город, чтобы продолжить свое школьное образование, так как в деревне школа была только до четвертого класса. В связи с этим ребенку пришлось рано покинуть родительское гнездо и самостоятельно выживать.
Конечно, он жил с тетей, но от этого легче не становилось. Тетя со своими детьми объедала парня. Они ели продукты, передаваемые матерью мальчика, которых и так не хватало. Из-за этого ребенок не доедал и чувство голода преследовало его постоянно, поэтому он связывается с компанией мальчиков, которые на деньги играли в игру. Чтобы заработать денег, он решается также с ними играть и начинает выигрывать, становясь лучшим игроком, за что и поплатился в один прекрасный день.
Тут приходит на помощь учительница Лидия Михайловна, которая видела, что ребенок играет из-за своего положения, играет, чтобы выжить. Учительница предлагает школьнику заниматься французским дома. Под видом подтянуть его знания по этому предмету, учительница таким образом решила кормить школьника, но мальчик отказывался от угощений, ведь он был горд. Отказался он и от посылки с макаронами, раскусив замысел учительницы. И тут учительница идет на хитрость. Женщина предлагает ученику играть в игру на деньги. И вот здесь мы видим тонкую грань между нравственным и аморальным. С одной стороны это плохо и ужасно, но с другой стороны мы видим добрый поступок, ведь цель этой игры не обогащение за счет ребенка, а помощь ему, возможность справедливо и честно заработать деньги, на которые бы мальчик купил еду.
Учительница Распутина в произведении «Уроки французского» жертвует своей репутацией и работой, всего лишь решившись на бескорыстную помощь, и в этом кульминация произведения. Потеряла работу, так как за игрой на деньги ее и школьника застал директор. Мог ли он поступит иначе? Нет, ведь он увидел аморальный поступок, не разбираясь в мелочах. Могла ли поступить иначе учительница? Нет, так как ей очень хотелось спасти ребенка от голодной смерти. Причем она не забыла о своем ученике и на своей родине, прислав оттуда ящик с яблоками, которые ребенок видел только на картинках.
Распутин «Уроки французского» краткий анализ
Прочитав работу Распутина «Уроки французского» и делая его анализ, мы понимаем, что здесь ведется речь не столько об школьных уроках по французскому, сколько автор учит нас доброте, чуткости, сопереживанию. Автор показал на примере учительницы из рассказа, каким должен быть на самом деле учитель и это не только человек, который дарит детям знания, но и который воспитывает в нас искренние, благородные чувства и действия.
Сочинение
История создания
«Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве», — писал Валентин Григорьевич Распутин в 1974 году в иркутской газете «Советская молодежь». В 1973 году был публикован один из лучших рассказов Распутина «Уроки французского». Сам писатель выделяет его среди своих произведений: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».
Рассказ Распутина «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери его друга известного драматурга Александра Вампилова, всю жизнь проработавшей в школе. В основу рассказа легло воспоминание детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним».
Рассказ автобиографический. Лидия Михайловна названа в произведении своим собственным именем (фамилия ее — Молокова). В 1997 году писатель в беседе с корреспондентом журнала «Литература в школе» рассказывал о встречах с нею: «Недавно была у меня в гостях, и мы с нею долго и отчаянно вспоминали нашу школу, и ангарский поселок Усть-Уда почти полувековой давности, и многое из того трудного и счастливого времени».
Род, жанр, творческий метод
Произведение «Уроки французского» написано в жанре рассказа. Расцвет русского советского рассказа приходится на двадцатые (Бабель, Иванов, Зощенко) и затем шестидесятые- семидесятые (Казаков, Шукшин и др.) годы. Оперативнее прочих прозаических жанров рассказ реагирует на изменения в общественной жизни, так как он быстрее пишется.
Рассказ можно считать древнейшим и первым из литературных жанров. Краткий пересказ события — случая на охоте, поединка с врагом и тому подобное, — уже является устным рассказом. В отличие от прочих родов и видов искусства, условного по своей сути, рассказ исконно присущ человечеству, возникнув одновременно с речью и являясь не только передачей информации, но и средством общественной памяти. Рассказ есть изначальная форма литературной организации языка. Рассказом принято считать законченное прозаическое произведение объемом до сорока пяти страниц. Это приблизительная величина — два авторских листа. Такая вещь читается «на одном дыхании».
Рассказ Распутина «Уроки французского» — реалистическое произведение, написанное от первого лица. Его в полной мере можно считать автобиографическим рассказом.
Тематика
«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами поеле». Так писатель начинает свой рассказ «Уроки французского». Тем самым он определяет основные темы произведения: взаимоотношения учителя и ученика, изображение жизни, освещенной духовным и нравственным смыслом, становление героя, приобретение им духовного опыта в общении с Лидией Михайловной. Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств.
Игра на деньги учительницы со своим учеником, с точки зрения педагогики, — поступок безнравственный. Но что стоит за этим поступком? — спрашивает писатель. Видя, что школьник (в голодные послевоенные годы) недоедает, учительница французского языка под видом дополнительных занятий приглашает его к себе домой и пытается подкормить. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И счастлива, что ей удается этот обман.
Идея рассказа заключается в словах Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». Эти слова напрямую относятся к рассказу «Уроки французского».
Основные герои
Главными героями рассказа являются одиннадцатилетний мальчик и учительница французского языка Лидия Михайловна.
Лидии Михайловне было не более двадцати пяти лет и «в лице ее не было жестокости». К мальчику она отнеслась с пониманием и сочувствием, оценила его целеустремленность. Она рассмотрела в своем ученике замечательные способности к обучению и готова любыми способами помочь им развиваться. Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы.
Мальчик поражает своей целеустремленностью, желанием при любых обстоятельствах выучиться и выйти в люди. Рассказ о мальчике может быть представлен в виде цитатного плана:
1. «Чтобы учиться дальше… и мне пришлось снаряжаться в райцентр».
2. «Учился я и тут хорошо… по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».
3. «Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни».
4. «Получив его (рубль), … я покупал на базаре баночку молока».
5. «Они били меня по очереди… не было в тот день человека несчастнее меня».
6. «Я пугался и терялся… она представлялась мне человеком необыкновенным, не походила на всех остальных».
Сюжет и композиция
«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр». Одиннадцатилетний мальчик впервые волею обстоятельств оторван от семьи, вырван от привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.
С особым пониманием к мальчику подошла молодая учительница. Она начала дополнительно заниматься с героем французским языком, рассчитывая дома подкормить его. Гордость не позволила мальчику принять помощь от постороннего человека. Не увенчалась успехом затея Лидии Михайловны с посылкой. Учительница наполнила ее «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. В поисках способа помочь мальчику учительница предлагает ему сыграть на деньги в «пристенок».
Кульминация рассказа наступает после того, как учительница начала играть с мальчиком в пристенок. Парадоксальность ситуации обостряет рассказ до предела. Учительница не могла не знать, что в то время подобные отношения учителя с учеником могли привести не только к увольнению с работы, но и к уголовной ответственности. Мальчик этого до конца не понимал. Но когда беда все же случилась, он начал понимать поведение учительницы глубже. И это привело его к осознанию некоторых аспектов жизни того времени.
Финал рассказа почти мелодраматический. Посылка с антоновскими яблоками, которых он, житель Сибири, никогда не пробовал, как бы перекликается с первой, неудачной посылкой с городской едой — макаронами. Все новые и новые штрихи готовят этот оказавшийся вовсе не неожиданным финал. В рассказе сердце недоверчивого деревенского мальчика открывается перед чистотой молоденькой учительницы. Рассказ удивительно современен. В нем большое мужество маленькой женщины, прозрение замкнутого, невежественного ребенка, в нем уроки человечности.
Художественное своеобразие
С мудрым юмором, добротой, человечностью, а главное, с полной психологической точностью описывает писатель взаимоотношения голодного ученика с молодой учительницей. Повествование течет неспешно, с бытовыми подробностями, но ритм его незаметно захватывает.
Язык повествования прост и в то же время выразителен. Писатель умело использовал фразеологические обороты, добиваясь выразительности и образности произведения. Фразеологизмы в рассказе «Уроки французского» большей частью выражают одно понятие и характеризуются определённым значением, которое часто равно значению слова:
«Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? Затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда ещё не умел» (лениво).
«В школе я птаху до этого не видел, но, забегая вперёд, скажу, что в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс» (неожиданно).
«Наголодавшись и зная, что харч мой долго не продержится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези в животе, а затем через день или два снова подсаживал зубы на полку»(голодать).
«Но запираться не было никакого смысла, Тишкин успел продать меня с потрохами» (предать).
Одной из особенностей языка рассказа является наличие областных слов и устаревшей лексики, характерной для времени действия рассказа. Например:
Квартировать — снимать квартиру.
Полуторка — грузовая машина грузоподъемностью в 1,5 т.
Чайная — род общественной столовой, где посетителям предлагаются чай и закуски.
Пошвыркать — похлебать.
Гольный кипяточек — чистый, без примесей.
Вякать — болтать, говорить.
Тюкать — несильно ударять.
Хлюзда — плут, обманщик, шулер.
Притайка — то, что спрятано.
Значение произведения
Творчество В. Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев. Размышления автора о жизни, о человеке, о природе помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты.
В сложное время пришлось учиться главному герою рассказа. Послевоенные годы были своеобразным испытанием не только для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но трудности закаляют характер, поэтому главный герой часто проявляет такие качества, как сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность.
Через много лет Распутин вновь обратится к событиям давно минувших лет. «Сейчас, когда довольно большая часть моей жизни прожита, я хочу осмыслить и понять, насколько правильно и полезно я ее провел. У меня много друзей, которые всегда готовы прийти на помощь, мне есть что вспомнить. Теперь я понимаю, что самый близкий мой друг — моя бывшая учительница, учительница французского языка. Да, спустя десятилетия я вспоминаю именно о ней, как о верном друге, единственном человеке, который понимал меня во время учебы в школе. И даже спустя годы, когда мы встретились с ней, она проявила ко мне жест внимания, прислав яблоки и макароны, как раньше. И кем бы я ни был, что бы от меня ни зависело, она всегда будет относиться ко мне лишь как к ученику, потому что я для нее был, есть и всегда буду оставаться учеником. Сейчас я вспоминаю, как тогда она, взяв вину на себя, покинула школу, а мне на прощанье сказала: «Учись хорошо и ни в чем не вини себя!». Этим она преподала мне урок и показала, как должен поступать настоящий добрый человек. Ведь недаром говорят: школьный учитель — учитель жизни».
Одно из лучших произведений В. Распутина — книга «Уроки французского», краткое содержание которой предлагается в статье. Она посвящена А.П. Копыловой — учительнице писателя, впервые заставившей задуматься подростка о том, что такое доброта, человечность, готовность пожертвовать собой ради благополучия другого.
Начало самостоятельной жизни
Повествование ведется от первого лица и представляет собой воспоминания взрослого человека о наиболее значительных днях своего трудного детства.
Действие происходит в 1948 году в сибирской деревне. Главный герой — восьмилетний мальчик, являвшийся в семье старшим из трех детей. Матери приходилось воспитывать их одной, но, видя прекрасные способности сына к учебе, она решается отдать его в 5-й класс районной школы. Это было в пятидесяти километрах от дома, и потому мальчик, никогда прежде не расстававшийся с родными, чувствовал себя там очень одиноко. Жил он у знакомой матери, тоже без мужа воспитывавшей детей.
Учеба давалась легко, проблемы вызывал только урок французского. Распутин (краткое содержание передает лишь основные моменты рассказа) отмечал, что его деревенский выговор всячески противился иностранным словам. И всякий раз учительница, Лидия Михайловна, начинала морщиться и закрывать глаза от безысходности.
Игра в чику
Еще одной проблемой был постоянный голод. Продуктов мать передавала мало, и те заканчивались очень быстро: то ли хозяйка помогала, то ли ее ребятишки. Потому герой стал сразу съедать все продукты, а потом несколько дней «подсаживал зубы на полку». Пару раз мать передавала деньги: немного, но по баночке молока пять дней покупал. Чаще ложился спать, выпив кипятка.
Краткое содержание произведения «Уроки французского» продолжается рассказом о том, как герой начал играть на деньги. Однажды Федька, хозяйкин сын, повел его за огороды. Там мальчишки играли в чику. Пока денег у мальчика не было, он внимательно наблюдал и вникал в правила. А когда деревенский шофер привез деньги от матери, решил вместо покупки молока попытать счастья в игре. Сначала он проигрывал, и потому по вечерам прибегал на поляну, доставал спрятанную шайбу и тренировался. Наконец герой впервые оказался в выигрыше. Теперь он каждый вечер имел деньги на молоко. Многого не хотел — выигрывал рубль и тут же убегал. Это стало причиной неприятной истории, которая вскоре произошла на поляне. Вот ее краткое содержание.
«Уроки французского» содержат рассказ о мальчишках, собиравшихся за огородами. Главным был Вадик — самый старший. Он руководил игрой и какое-то время не трогал мальчика. Но однажды остановил его, когда тот собрался уходить. Вадик, наступивший на монету, заявил, что она от удара не перевернулась, а значит, выигрыша нет. В результате герой попытался что-то доказать, и его избили.
Трудный разговор
Утром Лидия Михайловна, которая являлась еще и классным руководителем, сразу заметила синяки на лице мальчика. После занятий она оставила ученика для разговора. Приводим его краткое содержание.
«Уроки французского» подчеркивают контраст между героями. Лидия Михайловна была аккуратной, красивой, от нее всегда исходил приятный запах духов, отчего она казалась мальчику неземной. Он же ходил в перешитой отцовской одежде, старых чирках, каких в школе ни у кого больше не было. И вот теперь он отвечал на ее вопросы о том, куда тратит выигранные деньги. Автор подчеркивает, что новость о молоке стала для учительницы полной неожиданностью.
До директора это происшествие не дошло, чему герой был очень рад.
Мучительные занятия с Лидией Михайловной
Осенью дела у героя стали совсем плохи: шофер уже не приезжал, а привезенный им мешок картошки буквально испарился. Мальчику пришлось опять идти за огороды. Однако на четвертый день его вновь избили, и Лидия Михайловна, увидев на его лице синяки, пошла на хитрость. Она решила давать ему у себя на дому индивидуальный урок французского.
Распутин (краткое содержание не рассказывает в полной мере о том, как тяжело давались герою эти посещения учительницы) отмечает, что мальчик терялся от страха и всякий раз не мог дождаться окончания занятия. А Лидия Михайловна сначала пыталась пригласить его к столу, а когда поняла, что это бесполезно, отправила посылку. Открыв коробку, мальчик обрадовался, однако тут же спохватился: откуда у матери макароны? Их сроду в деревне не было. А еще гематоген! Он сразу же все понял и отправился с посылкой к учительнице. Та искренне удивилась, что можно питаться только картошкой, горохом, редькой… Такой была первая попытка помочь способному, но голодающему ученику. Мы описали ее краткое содержание. Уроки французского у Лидии Михайловны продолжились, но теперь это были уже настоящие занятия.
Игра в «замеряшки»
Через пару недель после истории с посылкой учительница завела разговор о чике, как будто бы для того, чтобы сравнить ее с «замеряшками». На самом деле это был единственный способ помочь мальчику. Сначала она просто рассказала ему о том, как девчонкой любила играть в «пристенок». Потом показала, в чем суть игры, наконец, предложила попробовать свои силы «понарошку». А когда правила были освоены, отметила, что играть просто так неинтересно: деньги добавляют азарта. Так продолжается краткое содержание рассказа.
Урок французского теперь проходил быстро, а потом они начинали играть в «пристенок», или «замеряшки». Главное, мальчик мог каждый день покупать молоко на «честно заработанные».
Но однажды Лидия Михайловна стала «махлевать». Это случилось после того, как герой понял, что она ему подыгрывает. В результате возникла словесная перепалка, последствия которой оказались трагичными.
Разговор с директором: краткое содержание
«Уроки французского» заканчиваются не очень весело для героев. Они так увлеклись спором, что не заметили, как в комнату — она находилась при школе — вошел директор. Ошеломленный увиденным (классный руководитель играет со своим учеником на деньги), он назвал происходящее преступлением и даже не попытался разобраться в ситуации. Лидия Михайловна попрощалась и уехала спустя три дня. Больше они никогда не виделись.
Среди зимы в школу пришла посылка на имя мальчика, в которой лежали макароны и три яблока с Кубани.
Таково краткое содержание рассказа, урок французского в котором стал, может быть, главным нравственным уроком в жизни героя.
Познакомьтесь с предисловием В. Распутина к одному из изданий рассказа «Уроки французского», вышедшему в 1982 году в издательстве «Детская литература».
Уроки доброты
Этот рассказ, когда он впервые появился в книжке, помог мне разыскать мою учительницу Лидию Михайловну. Она купила мою книжку, узнала в авторе меня, а в героине рассказа себя и написала мне.
Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнит, что она похожим же, как в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами. Я это прекрасно помню и ошибаться не могу: было. Меня сначала поразило, как же так — не помнит?! Как можно такое забыть?! Но, поразмыслив, я понял, что удивительного тут, в сущности, нет ничего: истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. Так и должно быть. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе — изволь и ты помогать), а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе. И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше, значит, оно обошло людей и тем шире был круг его действия.
Вот так и случилось, что спустя более чем двадцать лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной, пятиклассником, мальчишкой из глухой сибирской деревни. Вернее, стал записывать то, что никогда и не забывалось, что постоянно просилось во мне на люди. Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.
Вопросы и задания
- Главным герой рассказа не назван В, Распутиным но имени. Как иы полагаете, почему?
- Как вы понимаете слова учительницы: «Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда он перестаёт быть ребёнком»?
- Вам предложено несколько тезисов, связанных с содержанием рассказа «Уроки французского». Прочитайте их. К каждому из тезисов подберите необходимый фактический материал из текста рассказа.
- На автобиографический характер рассказа указывает и время, и целый ряд деталей быта, окружающего героя.
- Игра в деньги для мальчика — не развлечение и не попытка обманом заработать. В игре он расчётлив и рассудителен, настойчив. С упорством он пытается постигнуть все её закономерности и секреты. Игра для пего — одно из немногих видимых ребёнком средств для выживания.
- Рассказ «Уроки французского» психологически достоверен.
- Отправив мальчишку одного учиться в район, родная деревня выразила ему особое доверие и возложила на пего особые надежды. И он помнит об этом и старается не подвести никого из односельчан.
- Лидия Михайловна совершает неординарные, рискованные поступки в отношении мальчика и потому, что пытается помочь ему выжить, и потому, что угадала в нём способности к учению.
- Характер главного героя развивается в естественном общении с теми ЛЮДЬМИ, которых послала ему жизнь, — сверстниками, родственниками хозяев, самими хозяевами квартиры, Лидией Михайловной и директором школы. Этот мир сложен. Но именно он вырабатывает у мальчика чувство неприятия зла, казёнщины, равнодушия, жестокости. Под его влиянием возникает и понимание того, что добро не афишируется и ничего не требует взамен.
- Какие ещё тезисы вы могли бы сформулировать на основе рассказа «Уроки французского»? Запишите их.
Живое слово
По рассказу «Уроки французского» снят художественный фильм. Посмотрите его и напишите развёрнутый отзыв или небольшую рецензию.
Для вас, любознательные
Познакомьтесь с основными фактами, связанными с изданиями произведений В. Распутина. О чём они свидетельствуют?
«Деньги для Марии» — первая повесть В. Распутина, которая принесла её автору небывалую известность в стране и мире. Впервые опубликована в 1967 году, неоднократно переиздавалась. «Деньги для Марии» напечатаны в Болгарии, Чехословакии, Португалии, Финляндии, Японии… По мотивам произведения создана пьеса, поставленная в Москве и Германии.
Повесть «Последний срок» была впервые опубликована в 1970 году в журнале «Наш современник» и сразу же вышла в нескольких советских издательствах. Пьеса «Последний срок» была поставлена на сцене МХАТа (Москва) и в Болгарии. Повесть издана во многих городах мира — в Праге, Бухаресте, Милане, Будапеште, Штутгарте, Софии.
Впервые повесть «Живи и помни» была опубликована в журнале «Наш современник» в 1974 году; в 1975-м дважды выходила отдельной книгой, после чего многократно переиздавалась как на русском языке, так и на языках народов СССР. Издана в Болгарии, Германии, Венгрии, Польше, Финляндии, Чехословакии, Норвегии, Англии. В 1977 году В. Распутин за повесть «Живи и помни» удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.
Повесть «Прощание с Матёрой» была опубликована в журнале «Наш современник» (1976), затем многократно выходила на русском и языках народов СССР. Опубликована в Праге, Мюнхене, Софии, Осло, Хельсинки, Барселоне, Варшаве, Братиславе, Берлине. В 1982 году режиссёры Лариса Шепитько и Элем Климов создали по мотивам повести фильм «Прощание»; в 1983 году фильм появился на экранах страны.
Повесть «Пожар» впервые вышла в журнале «Наш современник» в 1985 году, затем отдельным изданием — в библиотеке журнала «Огонёк»; неоднократно включалась в сборники повестей и рассказов В. Распутина; переведена на многие языки мира. В 1987 году В. Распутин за повесть «Пожар» удостоен Государственной премии СССР.
В 1987 году писатель был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
После уроков
Подготовьте и проведите диспут «Уроки жизни» (по рассказу В. Распутина «Уроки французского» и другим произведениям писателя). Подготовьте вопросы для обсуждения. Подберите материал и организуйте книжную выставку.
Пригласите к участию в обсуждении не только сверстников, но и взрослых — у многих из них будут разные точки зрения на одни и те же вопросы и проблемы. Ищите аргументы и попытайтесь услышать, друг друга.
Уроки французского
«Уроки французского»
— рассказ Валентина Распутина . Впервые появился в 1973 году в иркутской комсомольской газете «Советская молодёжь» в номере, посвящённом памяти Александра Вампилова .
Краткое содержание
Герой произведения — одиннадцатилетний мальчик, который жил и учился в деревне. Его считали «башковитым», потому что он был грамотным, а также к нему часто приходили с облигациями: считалось, что у него счастливый глаз. Но в деревне, где жил наш герой, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр. В это тяжёлое послевоенное время, в период разрухи и голода, его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила сына учиться. В городе он чувствовал голод еще сильнее, потому что в сельской местности легче добыть себе еду, а в городе все нужно покупать. Мальчику пришлось жить у тети Нади. Он страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока.
В школе он учился хорошо, на одни пятёрки, кроме французского языка, ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза. Однажды наш герой узнает, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он начинает играть в эту игру с другими мальчиками. Однако он не позволял себе сильно увлекаться игрой и уходил, как только выигрывал рубль. Но в один день остальные ребята не дали ему уйти с рублем, а заставили играть дальше. Вадик, лучший игрок в «чику», спровоцировал драку. На следующий день несчастный деревенский мальчик приходит в школу весь избитый и Лидии Михайловне рассказывают, что случилось. Когда учительница узнала, что мальчик играет на деньги, то вызвала его на разговор, думая, что деньги он тратит на конфеты, а на самом деле он покупал молоко для лечения. У неё сразу изменилось к нему отношение, и она решила заниматься с ним французским отдельно. Учительница приглашала его к себе домой, угощала ужином, но мальчик не ел из гордости и стеснения. Лидия Михайловна, довольно обеспеченная женщина, очень сочувствовала парню и хотела хоть немного окружить его вниманием и заботой, зная, что он голодает. Но он не принимал помощи доброй учительницы. Она пыталась прислать ему посылку с едой, но он отдал ее обратно. Тогда Лидия Михайловна, чтобы дать мальчику шанс иметь деньги, придумывает игру в «замеряшки». А он, думая, что такой способ будет «честным», соглашается и выигрывает. Директор школы посчитал игру с учеником преступлением, совращением, но так и не разобрался по существу, что заставило учительницу пойти на это. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она не забыла мальчика и прислала ему посылку с продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках. Лидия Михайловна — добрый и бескорыстный человек. Даже, лишившись работы, она ни в чем не винит мальчика и не забывает о нем!
Ссылки
- Труд: Героиню своего рассказа «Уроки французского» Валентин Распутин «списал» с этой женщины
Wikimedia Foundation
.
2010
.
Смотреть что такое «Уроки французского» в других словарях:
— «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО», СССР, МОСФИЛЬМ, 1978, цв., 85 мин. Мелодрама в стиле ретро. По мотивам одноименного рассказа Валентина Распутина. Послевоенные годы. Одиннадцатилетнего Володю мать отправляет из деревни в райцентр учиться. Мальчик поселяется … Энциклопедия кино
У этого термина существуют и другие значения, см. Уроки французского (значения). Уроки французского Жанр мелодрама Режиссёр Евгений Ташков В главных ролях Михаил Егоров … Википедия
Уроки французского: Уроки французского рассказ Валентина Распутина. Уроки французского фильм, снятый по одноимённой повести … Википедия
— «УРОКИ», Россия, ВГИК, 1993. Документальный фильм наблюдение. Валентина Романовна Неменова Лунц, 1906 года рождения, живет в московской коммуналке на Спиридоновке. Не забытая людьми, она зарабатывает себе на жизнь уроками французского… Режиссер … Энциклопедия кино
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ташков. Евгений Ташков … Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Распутин. Валентин Григорьевич Распутин … Википедия
Валентин Распутин Дата рождения: 15 марта 1937 Место рождения: Усть Уда, Иркутская область Гражданство: СССР, Россия Род деятельности: прозаик, драматург … Википедия
Валентин Григорьевич Распутин Валентин Распутин Дата рождения: 15 марта 1937 Место рождения: Усть Уда, Иркутская область Гражданство: СССР, Россия Род деятельности: прозаик, драматург … Википедия
Евгений Ташков Имя при рождении: Евгений Иванович Ташков Дата рождения: 1 января 1927 Место рождения: Сталинградская область, СССР … Википедия
Урок русской литературы
Класс: 6
Тема: Развитие взаимоотношений учительницы и мальчика в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
Цель: предполагается, что к концу урока учащиеся смогут ответить на ключевой вопрос урока.
Задачи:
– проследить развитие взаимоотношений мальчика и учительницы французского; определить авторское отношение к героям рассказа; раскрыть суть конфликта в данном произведении;
– способствовать развитию читательской грамотности учащихся, а именно развивать умение находить явную и неявную информацию в тексте, делать выводы, аргументировать свою точку зрения; содействовать развитию языковой, литературоведческой компетенции;
– воспитывать уважение к профессии учителя; создать атмосферу, в которой ребёнок мог бы проникнуться душевной щедростью героев произведения.
Оборудование: иллюстрации В. Гальдяева, Ю. Тризны, Б. Алимова к произведению, карточки с вопросами по произведению для игры «Где ответ?», портрет В.Г. Распутина, Л.М. Молоковой, три красных яблока, эпизод из фильма Е. Ташкова по произведению (https://drive.google.com/file/d/1fXXko36AMmqd86UNOuWr28ffitp2Eq3-/view?usp=sharing), «Музыка моей любви» Вагнера, письмо, мультимедийная презентация https://drive.google.com/file/d/1z7rrqyhBwmzeY5rBldb_DoRNMQ0ECnPi/view?usp=sharing).
Тема для учащихся: Три красных яблока
Ключевой вопрос урока: Почему автор посвятил свой рассказ Анастасии Прокопьевне Копыловой?
Литература: Темушева, Е.А. Русская литература: 6-й класс: дидактические и диагностические материалы / Е.А. Темушева. – Минск: Сэр-Вит, 2019. – 68 с.
Ход урока
-
Организационно-мотивационный этап (на перемене звучит музыка Вагнер «Музыка моей любви»).
— Тема нашего урока: Три красных яблока. Подумайте, о чем, о ком будем говорить?
Вывод: Яблоки – символ жизни, добра, символ любви учительницы к герою произведения. Автор отмечал, что ему «нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня». Речь пойдет сегодня о мальчике и об учительнице Лидии Михайловне.
-
Целевой этап.
— Рассказ имеет посвящающую надпись. Из толкового словаря Ожегова выберите то значение, которое, по вашему мнению, имеет глагол посвятить в данном случае. Итак, поднимите зеленые карточки те, кто за первое значение? Второе? Третье?
Посвятить – …
-
кого? (что?) во что? Осведомить о чем-нибудь тайном, не всем известном, сделать причастным к чему-нибудь.
-
что? кому? (чему?) Предназначить, отдать.
-
что? кому? (чему?) Сделать, создать что-нибудь в честь кого-нибудь или в память о ком-нибудь.
— Кому посвящено произведение? Наша главная задача сегодня ответить на вопрос: Почему автор посвящает свой рассказ Анастасии Прокопьевне Копыловой?
— Давайте вместе обсудим цели на урок. Выберите из предложенных те, которые считаете актуальными сегодня.
-
перечитать рассказ «Уроки французского» В.Г. Распутина;
-
проследить развитие взаимоотношений мальчика и учительницы в произведении;
-
узнать, что такое конфликт художественного произведения;
-
ознакомиться с биографией В.Г. Распутина;
-
выяснить, каков конфликт в рассказе «Уроки французского» В.Г. Распутина;
-
написать от имени мальчика письмо Вадику и Птахе.
-
Индивидуальная работа по карточкам (3-4 уч-ся).
Индивидуальная карточка для работы
над рассказом В.Г. Распутина «Уроки французского»
Выберите правильный ответ.
1. Кому посвящает свой рассказ Валентин Распутин? (1 балл)
А) Маме, б) жене, в) сестре, г) учительнице.
2. В каком году происходит действие рассказа? (1 балл)
А) 1890, б) 1930, в) 1948, г) 1963.
3. Сколько лет главному герою рассказа? (1 балл)
А) 8; б) 11, в) 13, в)18.
4. Соотнесите вопросы и ответы: (2 балла)
Вопрос | Ответ |
А) Какие продукты передавали мальчику из деревни? | 1) Горох, редька |
Б) Что было в первой посылке Лидии Михайловны? | 2) Картошка, хлеб, творог |
В) Что было во второй посылке? | 3) Макароны, яблоки |
Г) Как отвечает мальчик на вопрос учительницы о том, что из еды обычно бывает в деревне? | 4) Макароны, сахар, гематоген |
Дайте полный ответ на вопрос.
5. Для чего мальчик играл на деньги? (2 балла)
Максимальный балл за карточку – 7, итоговую отметку можно повысить за активную работу на уроке.
-
Проверка д/з. Пересказ эпизода к иллюстрациям по произведению.
-
Вопросы к иллюстрации Ю. Тризны по рассказу (с.99-100 выборочно):
— Дайте название иллюстрации. («Взрослая жизнь»)
— Назовите качества, которые проявляются у героя, что сталкивается с трудностями (голод, одиночество, тоска по дому)? (Ответственность, доброта, смелость, упорство.)
— Оцените ответ одноклассника. (Владение текстом, умение анализировать действия героев, отсутствие речевые ошибок, выразительная речь)
2. Вопросы к иллюстрации В. Гальдяева по рассказу (с.109-110 выборочно):
— Подберите заголовок к иллюстрации из текста. («Это правда, что ты играешь на деньги?»)
— Назовите качества, которыми, на ваш взгляд, обладает учительница. (Чувство юмора, внимательность, справедливость, отзывчивость, доброта.)
3. Вопросы к иллюстрации Б. Алимова по рассказу (с.118-119 выборочно):
— Подберите заголовок к иллюстрации из текста. («Ничего хитрого в этих «замеряшках» не было».)
— Как мальчик проявляет себя в отношениях с учителем? (чувствует грань в отношениях между учителем и учеником, поэтому удивлен, смущение)
Вопрос к классу: Каким общим настроением проникнуты данные иллюстрации?
-
Работа по выявлению явной и неявной информации в тексте.
— Перед вами вопросы по тексту произведения. Сначала определите, можно ли ответ на вопрос найти в тексте или цитата из текста будет только подтверждать ваши размышления, но явного ответа в тексте мы не найдем.
Где ответ?
1 – ответ в тексте в одном предложении
2 – ответ в тексте в нескольких его частях (ответ надо формулировать)
3 – ответ в голове читателя, ответ формулируется по той информации, которую автор дает между строк
4 – ответ находится за пределами текста, читатель ищет его в своих знаниях.
№ | Вопрос | Где ответ ? |
1 | Как далеко находился райцентр, куда главный герой рассказа поехал учиться? | 1 |
2 | Что в ящичке от Лидии Михайловны явно указало на отправителя? | 1 |
3 | Как пыталась помочь мальчику учительница? | 2 |
4 | Сколько денег во второй раз «спустил» главный герой, играя в «чику»? | 1 |
5 | Предвидела учительница, чем ей грозит игра в «замеряшки» с учеником? | 3 |
6 | Мог ли директор школы поступить иначе? Почему? | 4 |
— Найдите подтверждение в тексте.
— Согласны ли вы со словами директора, который охарактеризовал поведение учительницы так: «Это преступление. Растление. Совращение»?
Выводы: Заинтересованность Лидии Михайловны в судьбе мальчика помогла ему выжить. Да, необычным способом, но ее душевная щедрость заслуживает уважения. Она ни в чем не винит мальчика и желает ему счастья. Эти отношения дали очень многое герою. Яблоки только символ (Лидия Михайловна – пример доброты и самоотверженности, дружбы на расстоянии.)
-
Релаксационная пауза под музыку Вагнера «Музыка моей любви»
— Ребята, закройте глаза и представьте. Мы с вами выходим из школы и попадаем на оживленную улицу. Там вдыхаем морозный свежий воздух и оглядываемся вокруг. Заснеженный город, люди кутаются в теплые одежды, ускоряя шаг, спешат домой. Спешит и Дуняша. Ее шубка, «закиданная комьями грязного снега» полурастегнута. Вся запыхавшаяся, она успевает перекинуться парой слов с маленькой фигуркой в желтом башлыке, что идет рядом. Хруст снега наполняет особым, праздничным настроением. Такое же счастье наполняет душу летом, когда выгоняют лошадей в ночное. «Без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках» здорово мчаться «с веселым гиканьем и криком, болтая руками и ногами». Вдыхаем морозный чистый воздух. Тело наполняется радостью, надо спешить в тепло. Греем руки, открываем глаза. Оказываемся в учительском доме. В комнате «много книг, на тумбочке у окна стоит большой красивый радиоприемник, с проигрывателем – редкое по тем временам чудо».
— Где оказались к концу свей прогулки? (в комнате Лидии Михайловны)
— Какие уже прочитанные произведения напомнили вам мои описания? («Тапёр» А.И. Куприна (Дуняша и Юрий Азагаров), «Бежин луг» И.С. Тургенева)
— Что объединяет эти рассказы? (Это все истории детства)
-
Работа над литературоведческими терминами.
1. Прототип
— Об «Уроках французского» сам Распутин однажды сказал так: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все это происходило со мной. О ком идет речь? (Лидии Михайловне Молоковой), демонстрация портрета.
— Как в литературе называют реальное лицо, представление о котором послужило писателю первоосновой при создании литературного героя? (Прототип, прообраз) Прототип учительницы французского – Лидия Михайловна Молокова.
2. Рассказ автобиографичен
— Прочитайте информацию о школьной жизни В.Г. Распутина и укажите, какие факты из жизни писателя совпадают с тем, что происходит в рассказе.
В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, приехала в далекую Усть-Уду. Класс ей достался отчаянный. И прогуливали, и хулиганили – все было. Лидия Михайловна организовала драмкружок, и «разбойники» вскоре преобразились. Валя Распутин не был лидером в классе, но его уважали за справедливость и смелость. Плохо тогда жилось, как и везде в послевоенное время, впроголодь. Одеты были дети кто во что горазд: старые шапки, заношенные другими фуфайки, ичиги на ногах. В интервью газете Молокова Л.М. Рассказала, что Валя Распутин был одним из многих ее учеников, которым жилось трудно, но в «чику» и «замеряшки» она с ним не играла.
— Как называется произведение, в котором отражаются некоторые факты биографии писателя? (Автобиографичное)
Вывод: рассказ автобиографичен, но не стоит преувеличивать; нужно понимать, что в нем есть место художественному вымыслу. Автор с годами еще больше начинает ценить душевную щедрость и доброту своего учителя – Лидии Михайловны Молоковой.
3. Конфликт
— Обратимся к учебному пособию. Что значит данный термин? Ключевое слово? (Столкновение)
— Какой элемент сюжета соответствует началу конфликта? (Завязка)
— Продолжите. Самый напряженный момент в развитии конфликта совпадает с… (Кульминацией)
— Если конфликт разрешен, то наступила … (развязка)
— Различают конфликт внешний (это прямое столкновение героев) и внутренний (противоборство в душе героя). С кем из героев рассказа мальчик вступает в прямое столкновение? (Владик и Птаха)
— Посмотрите эпизод из киноповести Евгения Ташкова по произведению. Подумайте, какие чувства испытывает мальчик? В каких эпизодах герой испытывает тревогу? Неспокойно на душе, его мучает червь сомнения? Как называется такой конфликт?
— Какие расхождения между авторским текстом и сценарием вы заметили?
-
Итоги урока.
— Только ли хорошему произношению и грамматике научили мальчика уроки французского? Чему?
— Почему автор посвятил свой рассказ Анастасии Прокопьевне Копыловой?
Выводы: Будучи взрослым, автор с уважением относится к профессии учителя. Поэтому и рождается произведение –благодарность, произведение с посвящением Анастасии Прокопьевне Копыловой – учителю, всю свою жизнь отдавшему своей профессии.
(Печать рассказ в журнале помогла Распутину найти своего учителя и возобновить с ним переписку.)
-
Мотивационный этап по выполнению дз.
— Я держу старое письмо. От времени строчки стерлись, и многое из написанного уже не разобрать. Только край письма с приветствием «Здравствуйте, Лидия Михайловна» на удивление можно прочесть. Почерк ровный, красивый, наверное, детский. Письмо, видно, не раз перечитывали, но все же хранили, оберегая дорогие сердцу воспоминания. О чем могло быть это письмо? Кто и когда его написал? А может, это и не ребенок вовсе, а повзрослевший и уже образованный человек пишет Лидии Михайловне о себе? Подумайте об этом и напишите … письмо.
Написать письмо от лица мальчика своей учительнице.
* Найти расхождения между текстом рассказа В.Г. Распутина и событиями в фильме Е. Ташкова «Уроки французского».
-
Рефлексия
— Легко ли быть учителем? Почему?
— Так сложилось в моей жизни, что только через годы я поняла, какое значение сыграл для меня мой первый учитель. Ему я безгранична благодарна. Ему и всем учителям я посвятила маленькое стихотворение, написанное в юности.
— Мы много знаем, но откуда?
Не все же школа нам дала,
А просто маленькое чудо:
Судьба наставника нашла.
Он проверяет наши знания
И учит Родину любить.
Впервые постигаем тайну,
Как много смысла в слове «жить».
Пусть даже, может, и не первый,
Но главное, уже родной.
Он будет в жизни нам примером
И путеводною звездой.
-Три яблока… Три фразы, которые предлагаю дополнить:
-
Урок дал мне понять…
-
Я по-другому …
-
Желаю, чтобы …
ПРИЛОЖЕНИЕ
Индивидуальная карточка для работы
над рассказом В.Г. Распутина «Уроки французского»
Выберите правильный ответ.
1. Кому посвящает свой рассказ Валентин Распутин? (1 балл)
А) Маме, б) жене, в) сестре, г) учительнице.
2. В каком году происходит действие рассказа? (1 балл)
А) 1890, б) 1930, в) 1948, г) 1963.
3. Сколько лет главному герою рассказа? (1 балл)
А) 8; б) 11, в) 13, в)18.
4. Соотнесите вопросы и ответы: (2 балла)
Вопрос | Ответ |
А) Какие продукты передавали мальчику из деревни? | 1) Горох, редька |
Б) Что было в первой посылке Лидии Михайловны? | 2) Картошка, хлеб, творог |
В) Что было во второй посылке? | 3) Макароны, яблоки |
Г) Как отвечает мальчик на вопрос учительницы о том, что из еды обычно бывает в деревне? | 4) Макароны, сахар, гематоген |
А) Б) В) Г) |
Дайте полный ответ на вопрос.
5. Для чего мальчик играл на деньги? (2 балла)
_____________________________________________________________
____________________________________________________________
_____________________________________________________________
____________________________________________________________
Материалы для работы
над рассказом «Уроки французского» В.Г. Распутина
Где ответ?
Поставьте в пустую графу таблицы соответствующую цифру и ответьте на вопросы:
1 – ответ в тексте в одном предложении,
2 – ответ в тексте в нескольких его частях (ответ надо формулировать),
3 – ответ в голове читателя, ответ формулируется по той информации, которую автор дает между строк,
4 – ответ находится за пределами текста, читатель ищет его в своих знаниях.
№ | Вопрос | Где ответ |
1 | Как далеко находился райцентр, куда главный герой рассказа поехал учиться? | |
2 | Что в ящичке от Лидии Михайловны явно указало на отправителя? | |
3 | Как пыталась помочь мальчику учительница? | |
4 | Сколько денег во второй раз «спустил» главный герой, играя в «чику»? | |
5 | Предвидела учительница, чем ей грозит игра в «замеряшки» с учеником? | |
6 | Мог ли директор школы поступить иначе? Почему? |
Материалы для работы
над рассказом «Уроки французского» В.Г. Распутина
Прочитайте информацию о школьной жизни В.Г. Распутина и укажите, какие факты из жизни писателя совпадают с тем, что происходит в рассказе.
В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, приехала в далекую Усть-Уду.
Класс ей достался отчаянный. И прогуливали, и хулиганили – все было. Лидия Михайловна организовала драмкружок, и «разбойники» вскоре преобразились.
Валя Распутин не был лидером в классе, но его уважали за справедливость и смелость.
Плохо тогда жилось, как и везде в послевоенное время, впроголодь. Одеты были дети кто во что горазд: старые шапки, заношенные другими фуфайки, ичиги на ногах.
В интервью газете Молокова Л.М. рассказала, что Валя Распутин был одним из многих ее учеников, которым жилось трудно, но в «чику» и «замеряшки» она с ним не играла.
Как называется произведение, в котором отражаются некоторые факты биографии писателя?
Д/З: Написать письмо (от лица мальчика, или читателя, или уже взрослого героя рассказа, или другое) Лидии Михайловне Молоковой.
Составные элементы письма:
-
Приветствие.
-
Вступление (вопросы, которые отражают интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания).
-
Основная часть (изложение информации, которая интересует адресата).
-
Заключение (выражение уважения, любви, преданности).
-
Подпись. Дата.
* Найти расхождения между текстом рассказа В.Г. Распутина и событиями в фильме Е. Ташкова «Уроки французского».
Прежде всего отмечу, неназванный по имени мальчик из сибирской глубинки уже имеет понятие о нравственности.
Первый из деревни, которого мать смогла отправить учиться “в район” после начальной школы, понимает свою ответственность за успешную учёбу. Продолжает учиться отлично, придти с невыученными уроками для него невозможно.
Бежит со слезами за отъезжающей машиной с мамой, но когда она, сжалившись, хочет забрать его в деревню, мальчик убегает, вернуться к односельчанам неучем, ему стыдно и невозможно. Он готов терпеть, но не опозорить себя и маму.
Мальчику трудно и голодно, как всем в послевоенные годы. Его положение осложняется оторванностью от семьи, а в той семье, где он получил приют, даже присланные мамой продукты кто -то подворовывает. Он не смеет жаловаться, иначе где ему жить? Единственное, что мальчик допускает – прячет часть картошки в заброшенной сараюшке, берёт понемногу и печёт за посёлком на костре.
Голод толкает его начать играть на деньги, где он сталкивается с завистью, нечестностью, подтасовками, унижением и наконец, с откровенным предательством одноклассника Тишкина.
Учительница французского понимает тяжёлое положение ученика, видит его стремление вопреки всему учиться на пятёрки, пытается отвлечь от неподобающего занятия (азартной игрой в чику), в меру своих возможностей пробует подкормить или передать ему продукты.
Гордость мальчика, понятие о чести не позволяют ему принимать такую помощь.
Тут классная руководительница переступает определённую нравственную грань, склоняет мальчика к игре на деньги, только в своей квартире, чтобы никто не знал. Умышленно поддаётся, старается проиграть, мальчик ловит Лидию Михайловну на мухляже, требует играть честно.
То есть мальчик уступил в одном, согласился играть, только в другом уступить ему невозможно, нравственные установки сдерживают.
Герой получает ещё несколько уроков:
-учительницу французского увольняют, детский ум понимает формальную объективность и моральную несправедливость ситуации,
-Лидия Михайловна честно берёт вину на себя, обиды не держит,
-позже посылает ему привет – посылку с макаронами и яблоками, которые герой никогда не пробовал.
Уроки нравственности от учительницы французского запомнятся мальчику навсегда.
В. Г. Распутин — один из крупнейших современных писателей. В своих произведениях он проповедует вечные жизненные ценности, на которых держится мир.
Рассказ «Уроки французского» — произведение автобиографичное. Герой рассказа — простой деревенский мальчик. Нелегко живет его семья. Мать одна воспитывает троих детей, которые хорошо знают, что такое голод и лишения. Тем не менее она все же решается отпустить своего сына в район на учебу. Не потому что не ведает, что там ему будет тяжело, не потому что бессердечна, а потому, что «хуже уже не будет». Мальчик и сам соглашается уехать учиться. Несмотря на возраст, он достаточно целеустремлен и имеет тягу к знаниям, да и природные задатки у него неплохие. «Башковитый у тебя парень растет,— говорили все в селе его матери. Вот и пошла она «наперекор всем несчастьям».
Оказавшись среди чужих людей, обездоленный мальчик вдруг осознает, как одиноко ему, как «горько и постыло», «хуже всякой болезни». Тоска по дому одолевает его, по материнской ласке, по теплу, по родному углу. От душевной тоски он и физически ослабевает, худеет так, что это сразу бросается в глаза прие хавшей к нему матери.
Материных передачек мальчику не хватает, он по-настоящему голодает. Проявляя душевную чуткость, он не берется искать, кто ворует у него небогатые запасы — измотанная тяжелой долей тетя Надя или кто-то из ее таких же полуголодных, как и он сам, детей.
Маленький человек осознает, как тяжело достаются матери и эти жалкие куски, он понимает, что она отрывает последнее от себя и от его брата с сестрой. Изо всех сил он старается учиться, и все ему дается легко, кроме французского.
Вечное недоедание и голодные обмороки толкают героя на путь поиска денег, и находит он его довольно быстро: Федька приглашает его играть в «чику». Смышленому мальчику ничего не стоило разобраться в игре, и, довольно быстро к ней приноровившись, он скоро начал выигрывать.
Сразу понял герой некую субординацию в компании ребят, где все относились со страхом и заискиванием к Вадику и Птахе. Вадик и Птаха брали верх не только тем, что были взрослее и физически развитей остальных, они не гнушались пускать в ход кулаки, открыто хитрили, мошенничали в игре, вели себя развязно и нагло. Герой не намерен потакать им в их недобрых поступках и незаслуженно терпеть обиды. Открыто говорит он о замеченном обмане и, не умолкая, твердит б этом, все время, пока его за это избивают. Не сломить этого маленького, честного человека, не растоптать его нравственные принципы!
Игра на деньги для героя не средство наживы, а путь к выживанию. Он заранее устанавливает для себя порог, за который никогда не заходит. Мальчик выигрывает ровно на кружку молока и удаляется. Ему чужд агрессивный азарт и страсть к деньгам, которые управляют Вадиком и Птахой. Он крепко владеет собой, имеет твердую и несгибаемую волю. Это стойкий, смелый, самостоятельный, упорный в достижении цели человек.
Впечатлением, оставшимся на всю жизнь, стала в его жизни встреча с учительницей французского, Лидией Михайловной. По праву классного руководителя она больше других интересовалась учениками того класса, где учился герой, и скрыть от нее что-либо было трудно. Увидев первый раз синяки на лице мальчика, она спросила его о случившемся с доброй иронией. Конечно, он соврал. Рассказать все значит подставить под удар всех, кто играл к деньги, и это неприемлемо для героя. А вот Тишкин, не колеблясь, сообщает, кто и за что избил его одноклассника. В своем предательстве он не видит ничего предосудительного.
После этого герой уже не ожидал ничего хорошего. «Пропал!» — думал он, ведь за игру в деньги его легко могли исключить из школы.
Но Лидия Михайловна оказалась не таким человеком, чтобы ни в чем не разобравшись, поднимать шум. Она строго пресекла насмешки Тишкина, а с героем решила поговорить после уроков, один на один, так, как это и должен был сделать настоящий учитель.
Узнав, что ее ученик выигрывает только рубль, который тратится на молоко, Лидия Михайловна мноroe поняла о его не по-детски тяжелой многострадальной жизни. Прекрасно понимала она и то, что игра в деньги и такие вот драки не доведут мальчика до добра. Она стала искать для него выход и нашла его, решив назначить ему дополнительные занятия по французскому, с которым у него не ладилось. План Лидии Михайловны был незатейлив — отвлечь мальчика от походов на пустырь и, приглашая его к себе в гости, подкармливать. Такое мудрое решение приняла эта неравнодушная к чужой судьбе женщина. Но совладать с упрямым мальчишкой было не так-то легко. Он чувствует огромную пропасть между собой и учительницей. Не случайно автор рядом рисует их портреты. Ее — такой умной и красивой, пахнущей духами и его, неопрятного без матери, тощего и жалкого. Оказавшись у Лидии Михайловны в гостях, мальчик чувствует себя неуютно, неловко. Самым страшным испытанием для него становятся не занятия по французскому языку, а уговоры учительницы сесть за стол, от которых он упорно отказывается. Сесть за стол рядом с учительницей и утолять свой голод за ее счет и на ее глазах для мальчика страшнее смерти.
Лидия Михайловна старательно ищет выход из этой ситуации. Она собирает нехитрую посылку и направляет ее герою, который быстро догадывается, что его бедная мать не могла прислать ему ни макарон, ни тем более яблок.
Следующий решительный шаг учителя — игра на деньги с мальчиком. В игре мальчик видит ее совсем другой — не строгой тетенькой, а простой девчонкой, не чуждой игре, азарту, восторгу.
Все рушит внезапное появление в квартире Лидии Михайловны директора, заставшего ее в самый разгар игры с учеником на деньги. «Это преступление. Растление. Совращение»,— кричит он, не намереваясь ни в чем разбираться. Достойно ведет себя Лидия Михайловна в разговоре с начальником. Она проявляет смелость, честность, чувство собственного достоинства. Ее поступком руководили доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость, но Василий Андреевич не захотел увидеть этого.
Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во-вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Литературовед Семенова называет поступок Лидии Михайловны «высшей педагогикой», «той, что пронзает сердце навсегда и светит чистым, простодушным светом естественного примера,… перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя».
Нравственное значение рассказа Распутина — в воспевании вечных ценностей — доброты и человеколюбия.
Нравственное значение рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского», на мой взгляд, является одним из самых неоднозначных в творчестве этого замечательного русского писателя.
В нем нет четких и ясных акцентов, нет однозначно положительных или отрицательных персонажей. В каждом герое множество различных черт и качеств.
Добрый, умный, талантливый парень, а играет на деньги. Но это ему необходимо, чтобы выжить в голодные послевоенные годы «…Я только рубль выиграю, — объясняет герой, — покупаю молоко…».
Учитель, педагог, воспитатель Лидия Михайловна играет со своими учениками на деньги. Что это: преступление против морали или акт доброты и милосердия? Однозначно не ответишь. Зачастую жизнь ставит задачи намного сложнее, чем человек может решить. И нет только белого и черного, хорошего и плохого. Мир многоцветен, в нем масса оттенков.
Лидия Михайловна — необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Она перепробовала все «честные» способы помочь своему талантливому ученику: и кормить хотела как бы невзначай, мол, к обеду поспел, и посылку посылала, да не хочет наш герой получать помощь. Он считает это унизительным для себя, а вот зарабатывать не отказывается. И тогда учитель сознательно идет на «преступление» с точки зрения педагогики — играет с ним на деньги.
Лидия Михайловна точно знает, что он обыграет ее, получит «свой заветный рубль, купит молоко», которое так необходимо ему. Вот и получается, что вовсе не преступление это, а хороший поступок. Почему же директор школы ничего не понял? Скорее всего, Лидия Михайловна не стала ничего объяснять, оправдываться, у нее есть гордость. «Через три дня Лидия Михайловна уехала. Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому.
— Поеду к себе на Кубань, — сказала она, прощаясь. — А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет… Тут виновата я…
Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка… в ней лежали макароны и три красных яблока… Раньше я их видел только на картинке, но догадался, что это они».
Мы понимаем, что герой до конца своей жизни пронесет благодарное воспоминание об этой учительнице. И как бы тяжело ни приходилось ему в дальнейшем, наверняка зерно доброты, зароненное в его душу, дало свои благодатные ростки.
«Уроки французского» — замечательный рассказ, из тех, которые не забываются.
Нравственное значение рассказа В. Распутина «Уроки французского»
В. Г. Распутин — один из крупнейших современных писателей. В своих произведениях он проповедует вечные жизненные ценности, на которых держится мир.
Рассказ «Уроки французского» — произведение автобиографичное. Герой рассказа — простой деревенский мальчик. Нелегко живет его семья. Мать одна воспитывает троих детей, которые хорошо знают, что такое голод и лишения. Тем не менее она все же решается отпустить своего сына в район на учебу. Не потому что не ведает, что там ему будет тяжело, не потому что бессердечна, а потому, что «хуже уже не будет». Мальчик и сам соглашается уехать учиться. Несмотря на возраст, он достаточно целеустремлен и имеет тягу к знаниям, да и природные задатки у него неплохие. «Башковитый у тебя парень растет,— говорили все в селе его матери. Вот и пошла она «наперекор всем несчастьям».
Оказавшись среди чужих людей, обездоленный мальчик вдруг осознает, как одиноко ему, как «горько и постыло», «хуже всякой болезни». Тоска по дому одолевает его, по материнской ласке, по теплу, по родному углу. От душевной тоски он и физически ослабевает, худеет так, что это сразу бросается в глаза прие хавшей к нему матери.
Материных передачек мальчику не хватает, он по-настоящему голодает. Проявляя душевную чуткость, он не берется искать, кто ворует у него небогатые запасы — измотанная тяжелой долей тетя Надя или кто-то из ее таких же полуголодных, как и он сам, детей.
Маленький человек осознает, как тяжело достаются матери и эти жалкие куски, он понимает, что она отрывает последнее от себя и от его брата с сестрой. Изо всех сил он старается учиться, и все ему дается легко, кроме французского.
Вечное недоедание и голодные обмороки толкают героя на путь поиска денег, и находит он его довольно быстро: Федька приглашает его играть в «чику». Смышленому мальчику ничего не стоило разобраться в игре, и, довольно быстро к ней приноровившись, он скоро начал выигрывать.
Сразу понял герой некую субординацию в компании ребят, где все относились со страхом и заискиванием к Вадику и Птахе. Вадик и Птаха брали верх не только тем, что были взрослее и физически развитей остальных, они не гнушались пускать в ход кулаки, открыто хитрили, мошенничали в игре, вели себя развязно и нагло. Герой не намерен потакать им в их недобрых поступках и незаслуженно терпеть обиды. Открыто говорит он о замеченном обмане и, не умолкая, твердит б этом, все время, пока его за это избивают. Не сломить этого маленького, честного человека, не растоптать его нравственные принципы!
Игра на деньги для героя не средство наживы, а путь к выживанию. Он заранее устанавливает для себя порог, за который никогда не заходит. Мальчик выигрывает ровно на кружку молока и удаляется. Ему чужд агрессивный азарт и страсть к деньгам, которые управляют Вадиком и Птахой. Он крепко владеет собой, имеет твердую и несгибаемую волю. Это стойкий, смелый, самостоятельный, упорный в достижении цели человек.
Впечатлением, оставшимся на всю жизнь, стала в его жизни встреча с учительницей французского, Лидией Михайловной. По праву классного руководителя она больше других интересовалась учениками того класса, где учился герой, и скрыть от нее что-либо было трудно. Увидев первый раз синяки на лице мальчика, она спросила его о случившемся с доброй иронией. Конечно, он соврал. Рассказать все значит подставить под удар всех, кто играл к деньги, и это неприемлемо для героя. А вот Тишкин, не колеблясь, сообщает, кто и за что избил его одноклассника. В своем предательстве он не видит ничего предосудительного.
После этого герой уже не ожидал ничего хорошего. «Пропал!» — думал он, ведь за игру в деньги его легко могли исключить из школы.
Но Лидия Михайловна оказалась не таким человеком, чтобы ни в чем не разобравшись, поднимать шум. Она строго пресекла насмешки Тишкина, а с героем решила поговорить после уроков, один на один, так, как это и должен был сделать настоящий учитель.
Узнав, что ее ученик выигрывает только рубль, который тратится на молоко, Лидия Михайловна мноroe поняла о его не по-детски тяжелой многострадальной жизни. Прекрасно понимала она и то, что игра в деньги и такие вот драки не доведут мальчика до добра. Она стала искать для него выход и нашла его, решив назначить ему дополнительные занятия по французскому, с которым у него не ладилось. План Лидии Михайловны был незатейлив — отвлечь мальчика от походов на пустырь и, приглашая его к себе в гости, подкармливать. Такое мудрое решение приняла эта неравнодушная к чужой судьбе женщина. Но совладать с упрямым мальчишкой было не так-то легко. Он чувствует огромную пропасть между собой и учительницей. Не случайно автор рядом рисует их портреты. Ее — такой умной и красивой, пахнущей духами и его, неопрятного без матери, тощего и жалкого. Оказавшись у Лидии Михайловны в гостях, мальчик чувствует себя неуютно, неловко. Самым страшным испытанием для него становятся не занятия по французскому языку, а уговоры учительницы сесть за стол, от которых он упорно отказывается. Сесть за стол рядом с учительницей и утолять свой голод за ее счет и на ее глазах для мальчика страшнее смерти.
Лидия Михайловна старательно ищет выход из этой ситуации. Она собирает нехитрую посылку и направляет ее герою, который быстро догадывается, что его бедная мать не могла прислать ему ни макарон, ни тем более яблок.
Следующий решительный шаг учителя — игра на деньги с мальчиком. В игре мальчик видит ее совсем другой — не строгой тетенькой, а простой девчонкой, не чуждой игре, азарту, восторгу.
Все рушит внезапное появление в квартире Лидии Михайловны директора, заставшего ее в самый разгар игры с учеником на деньги. «Это преступление. Растление. Совращение»,— кричит он, не намереваясь ни в чем разбираться. Достойно ведет себя Лидия Михайловна в разговоре с начальником. Она проявляет смелость, честность, чувство собственного достоинства. Ее поступком руководили доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость, но Василий Андреевич не захотел увидеть этого.
Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во-вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Литературовед Семенова называет поступок Лидии Михайловны «высшей педагогикой», «той, что пронзает сердце навсегда и светит чистым, простодушным светом естественного примера,… перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя».
Нравственное значение рассказа Распутина — в воспевании вечных ценностей — доброты и человеколюбия.