Портрет мальчика и мужчины в рассказе шолохова судьба человека

Автор на чтение 7 мин. просмотров 2 опубликовано 18.02.2021 андрей соколов судьба человека шолохова интересный образ во всей русской

На чтение 7 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Андрей Соколов («Судьба человека» Шолохова) – интересный образ во всей русской литературе. Его судьба и нелегкий жизненный путь являются обобщающим образом судьбы каждого человека его поколения.

Внешность

На момент участия Андрея Соколова в Великой Отечественной войне ему было около 45 лет.

Главный герой «Судьбы человека» – высокий, сутуловатый мужчина с большими, твердыми, «как дерево», черствыми темными руками.

Важной деталью является то, что Андрей Соколов имел глаза, «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Данная внешняя характеристика Андрея Соколова демонстрирует состояние безысходности человека, который был участником военных событий, который потерял всех родных и близких.

Судьба

Андрей Соколов имеет тяжелую и трагичную судьбу. Герой рассказа сам признается в том, что ему пришлось «хлебнуть горюшка по ноздри и выше».

Андрей Соколов являлся участником событий Гражданской войны, был красноармейцем. В 1922 году герой остался совсем один, так как отец, мать и сестра умерли от голода.

Вернувшись на малую родину, Соколов приступает к работе. Вскоре он женится на девушке по имени Ирина. В браке родился первенец Анатолий и две девочки: Настенька и Олюшка. Андрей и Ирина занимаются воспитанием детей и строят собственный дом для счастливой жизни.

Но счастливой семейной жизни пришел конец, когда началась война. В 1941 году герой уходит на фронт, а в 1942 году Андрей Соколов попадает в немецкий плен. Герой находится во многих концентрационных лагерях. В течение двух лет пленной жизни Андрей Соколов пытается сбежать, и однажды у него это получается. Герой сразу же возвращается в армию, но его отправляют в госпиталь, а затем он уезжает домой. Андрея Соколова потрясает новое горе: он узнает, что в 1942 году погибли Ирина и дочери. В День Победы умирает и сын Андрея Анатолий. Главный герой вновь остается в одиночестве, дважды потеряв всех своих родных.

Работая шофером в Урюпинске, Андрей Соколов встречает сироту Ванюшку и усыновляет его, отдавая ему всю свою любовь и ласку.

Внутренние качества

Во время мирной жизни Андрей Соколов постоянно работал, что подчеркивает его трудолюбие.

Образ Соколова глубоко раскрывается в эпизоде, когда герой отказался пить водку за победу немецкого оружия. Андрей Соколов, будучи настоящим патриотом, считал предательство Родины хуже смерти. Он был уверен, что лучше умереть от голода, чем «давиться подачкой» врагов. Это говорит о том, что «русское достоинство и гордость» – основные качества Андрея Соколова.

За свою смелость герой получил буханку хлеба, которую он разделил со своими товарищами. Это говорит об отсутствии эгоизма и стремлении помочь окружающим. Андрей Соколов не оставляет себе больший кусок, он делит хлеб поровну.

Андрей Соколов признается в том, что он не любит жаловаться на свою жизнь. Это говорит об огромной силе духа героя, о его стойкости и мужественности. Андрею Соколову пришлось столкнуться с различными трудностями, но он никогда не сдавался и не опускал руки.

То, что Андрей Соколов взял на воспитание Ванюшку, говорит о его большом, добром и чистом сердце.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Андрей Соколов («Судьба Человека»)», рассмотрит судьбу, внешность и внутренние качества главного героя шолоховского произведения.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 12

    К какому литературному жанру относится произведение «Судьба человека»?</h3>

    • <label>Новелла;</label>
    • <label>Рассказ;</label>
    • <label>Повесть;</label>
    • <label>Роман.</label>

(новая вкладка)Содержание:

Описание главного героя

Благодаря окружению писателя и людям, которые делились с ним собственными биографиями и историями, появилось произведение «Судьба человека». Андрей Соколов — литературный герой, чья судьба может затронуть до глубины души любого читателя. В этом человеке воплотились лучшие качества. Он был добрым, вежливым, храбрым, всегда приходил на помощь. Несмотря на свои положительные черты, он оставался скромным и справедливым.

Главный персонаж по рассказу родился в начале XX века. Он участвовал в Гражданской войне. Когда все закончилось, Андрей переехал жить в маленький поселок вблизи Воронежа. Вскоре герой женился, у него появились дети. Соколов жил спокойной и счастливой жизнью. У него было все — дом, семья, работа. Но такое умиротворение прекратилось в тот момент, когда началась Вторая мировая война.

В самом начале войны солдата Соколова ранили, он был взят в плен. В лагере мужчина находился около двух лет, но, несмотря на это, не терял надежды на спасение и верил, что продолжит служить во благо своей страны. Когда герою удалось сбежать, ему сообщили, что его супруга и две дочки погибли от снаряда, который попал в их дом. Через какое-то время погибает его единственный сын.

После всех этих событий Андрей решает уйти на фронт и полностью искоренить фашизм. Через некоторое время война завершилась. Герой не понимал, что ему делать дальше, ведь у него нет ни дома, ни семьи. В этот момент он почувствовал грусть из-за того, что остался совсем один, одиночество угнетало его. Он не давал эмоциям взять верх над собой и продолжал жить сквозь боль, тоску и разочарование.

Второе дыхание

Спустя какое-то время Андрею Соколову на улице встречается мальчик. Его звали Ванюша, он был таким же несчастным и одиноким, как герой рассказа «Судьба человека». Андрей Соколов, не раздумывая, решается усыновить мальчика. В этом рассказе всего два главных персонажа, без которых произведение не было бы таким лаконичным:

  • Андрей Соколов;
  • названый сын Ванюша.

Пройденный путь и тяжелая судьба не сломили простого человека. Андрей Соколов нашел в себе силы жить, несмотря на все потери, которые выпали на его долю. Он принял незнакомого ему мальчика как родного и воспитывал его как своего сына. Они жили в провинциальном городке в доме фронтового друга героя.

Михаил Шолохов в своем сочинении точно описал образ простого и доброго мужчины, который стал героем того времени. Человек со стальным характером не сломился. Он, наоборот, продолжил жить и воспитывать ребенка. Главный герой рассказа — это пример для каждого человека.

Жизнь мальчика

Полное описание сына из рассказа Шолохова «Судьба человека» помогает проникнуться жалостью к этому мальчику. Сколько ему было лет, Андрей не знал, — примерно пять или шесть. Ванюшкины родители погибли на войне, а он, оставшись один, начал бродяжничать.

Когда мальчик встретил Андрея, сразу потянулся к нему всей душой со словами: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!». Он долго обнимал Соколова, боясь снова его потерять. Мальчик запомнил своего отца, который всегда носил кожаный плащ. Иногда Ванюша спрашивал, где он, а Андрей отвечал, что потерял его на войне.

Две души, которые в жизни многое потеряли, переплелись друг с другом так крепко, что никто и никогда не сможет их разлучить.

Второстепенные персонажи

В рассказе Шолохова имеются и другие герои. Конечно, они играли небольшую роль, но все же они были, например:

  • Ирина Соколова — жена главного героя;
  • Настенька — старшая дочь;
  • Олюшка — младшая дочь;
  • Анатолий — сын Андрея.

В тексте нет разговоров с ними, они лишь в воспоминаниях главного героя.

Кроме того, в рассказе упоминаются люди, которые были на фронте вместе с Соколовым.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/sudba-cheloveka/andrey-sokolov-harakteristika.html
  • https://nauka.club/literatura/andrey-sokolov-kharakteristika-geroya-iz-rasskaza-m-a-sholokhova-sudba-cheloveka.html

План
урока

Тема: 
Русский
характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека».

Цель: раскрыть
через восприятие содержания рассказа  истинное назначение человека и смысл
человеческого бытия; показать значение образа героя рассказа «Судьба человека»,
развивать навыки анализа текста.

Оборудование:
доска, текст М.Шолохова «Судьба человека», мультимедийный проектор,
презентация, экран, иллюстрации О. Верейского и Б. Алимова к рассказу,
фотокадры из фильма С. Бондарчука «Судьба человека».

Ход урока

I.                  
Организационный момент
(приветствие класса) Слайд № 1

II.               
Слово учителя.

Наш
урок я хотела бы начать с притчи: Слайд № 2
Маленький мальчик прогуливался по парку со своим дедушкой и услышал, как
молодая женщина ругала своего сына: «Ты что сделал? Скормил бродячей собаке
целый батон колбасы! Она и без тебя нашла бы пищу! Ты не человек, а чудовище!
Всё для тебя делаю, а ты? Теперь будешь наказан за свой поступок!» Дедушка не
выдержал и подошёл к женщине: «За что же вы его ругаете? Ведь он хорошее дело
сделал, за это не ругать, а хвалить надо. Ведь если за каждый хороший поступок
вы будете наказывать ребёнка, то из него вырастет настоящее чудовище, коим вы
его только что назвали.»  «А это уже не ваше дело»,- сказала женщина и пошла
прочь. Маленький мальчик долго смотрел вслед уходящим, а потом спросил:
«Дедушка, а я человек?» «Да» «Настоящий?» «Настоящий» «А что значит быть
настоящим человеком?» «Надо родиться» «Собака тоже родилась. Она – человек?»
«Нет».

 «Надо
родиться человеком» «То есть – родился с внешностью, похожей на человека,
значит человек?»…
—   А как бы вы ответили на это вопрос? (Мнение учащихся).
А вот что ответил дедушка: «Чтобы быть настоящим человеком, надо иметь огромную
душу, чистое сердце, совершать добрые поступки во благо другим». Многие
писатели обращались к этому вопросу в разное время и каждый по-своему изображал
настоящего человека. Толстой, Горький, Полевой… А каким изобразил его М.
Шолохов, мы узнаем,  открыв страницы его рассказа «Судьба человека»  
Откройте тетради и запишите число, тему урока.  Эпиграфом являются слова
В.Гёте. Слайд № 3

Невозможно всегда быть героем, но можно всегда

оставаться человеком
Гёте

— 
Почему именно эти слова? Подходит ли этот эпиграф к нашей теме?
На эти вопросы мы ответим в конце урока.

III. Актуализация знаний, умений и
навыков.
Слайд
№ 4

В рассказе А. Толстого «Русский характер» мы найдём
такие строки:  «Русский характер. Поди-ка опиши его. Рассказывать ли о
героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, — который предпочесть.
Вот меня и выручил один мой приятель небольшой историей из личной жизни».

И у Шолохова мы тоже слышим рассказ Андрея Соколова о
своей жизни, о тех испытаниях, которые выпали на его долю.

     —  Как
вы понимаете слово «характер»?
(индивидуальное задание: работа с толковым
словарём) Слайд № 5.

Характер
совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его
поведении; человек с характером, сильный характер (Ожегов С.И. Толковый словарь
русского языка).

 —
  Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть
нравственные испытания, посланные судьбой. Такие вопросы задает своим читателям
Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека».

— Какие положительные черты характера вы
можете назвать?
Слайд № 6

(На экране и в тетради слова: стойкость,
великодушие, уверенность в себе, честность, мужество, верность, умение любить,
патриотизм, сострадание, трудолюбие, доброта, самоотверженность.
)

— Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов,
главный герой рассказа, имеет те черты характера, что мы назвали? Будем
рассуждать, доказывать,  опираясь на текст рассказа.

 —
Когда и где встретились герои рассказа? Что поражает в портрете собеседника?
(«Глаза человека – зеркало его души». Не случайно многие писатели, создавая
образ своего героя, непременно обращали внимание на его глаза.  Итак, «высокий,
сутуловатый мужчина…присел рядом и положил на колени большие темные руки,
сгорбился….Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные
такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?». Это описание
глаз Андрея Соколова, героя рассказа Шолохова.)

Почему
Андрей Соколов говорит, что «поначалу жизнь моя была обыкновенная»? Каково
представление героя о счастье
? Слайд № 7

(Мы
замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется
малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье,
здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ
словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится
ясно).


Что же так изменяет установившийся порядок в семье? (
В мир, построенный
бережно и любовно, врывается война. Жизнь людей неотделима от исторических
событий. Так и вмешивается история в судьбу человека.) Слайд № 8

— Как
сложилась военная судьба Андрея Соколова?

(Недолго
пришлось повоевать солдату. Попал в плен в мае 1942 года под Лоховеньками.
Хотел стоя встретить свою смерть, да не расстреляли его, а взяли в плен. И
здесь проявил характер Соколов. «Видишь, какое дело, браток, ещё с первого дня
задумал я уходить к своим. Но уходить хотел наверняка»). Слайд № 9

Индивидуальное
задание
:
сведения о пленных во время ВОв.

К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона
красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона
человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и
без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под
открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

8 сентября 1941 года германское верховное командование
издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по
своей жестокости: “…Большевистский солдат потерял всякое право претендовать
на обращение, достойное честного солдата…”

Положение пленных усугублялось тем, что СССР не
подписал Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, хотя и объявил в начале
войны, что будет соблюдать её основные положения. Однако двум важным пунктам
Советский Союз отказался следовать: о предоставлении пленным права на получение
посылок и об обмене списками пленных. Это дало Германии повод не соблюдать
нормы конвенции по отношению к советским военнопленным.

Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им
16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и
предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали
аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на
голод.

Из 6,3 миллиона советских военнопленных погибли около
4 миллионов. Из выживших почти половина служила в вермахте, СС, вспомогательной
полиции, в большинстве своём — чтобы не умереть с голоду, а не из идейных
соображений. Многие из 1,8 миллиона бывших пленных, вернувшихся в СССР,
оказались в ГУЛАГе (Энциклопедия для детей. Т. 5: История России и её
ближайших соседей. Ч. 3: XX век. М.: Аванта+, 2001. С. 494).

 — 
 Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской
литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену
русские люди, сколько преодолели. Докажите текстом.

(“Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё
тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь
нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех
друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в
груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать…”)

— Какие черты характера Андрея Соколова
помогли пережить ему трудности плена? В каких эпизодах они проявились наиболее
ярко?

В рассказе Шолохова «Судьба человека» есть много
эпизодов, которые позволяют нам лучше понять особенности характера главного
героя. Один из таких моментов, заслуживающих нашего, читательского,
пристального внимания — сцена допроса Андрея Соколова Мюллером.

Чтение по ролям:  эпизода с
условным названием «Вызов к Мюллеру».

Слайд № 10

ВЫВОД:
Несмотря на то, что Соколов полностью зависел от коменданта, вёл себя с большим
достоинством. Это-то достоинство и оценил комендант Мюллер, назвав Андрея
Соколова «настоящим русским солдатом». В этом поединке победил голодный пленный
русский солдат.

(Я думаю, что сцена допроса Андрея Соколова Мюллером
показала немцам всю выносливость, национальную гордость, достоинство и
самоуважение русского человека. Для гитлеровцев это был хороший урок.
Несгибаемая воля к жизни, которая отличает русский народ, позволила выиграть
войну, несмотря на техническое превосходство противника.
Соколов сбежал, прихватив фашиста в качестве
«языка».)

— Что ожидал Андрей Соколов от последующей жизни?
Слайд № 11

(Герой рассказа стал думать об оставленной в
Воронеже семье, о счастье в родном доме — о важных человеческих ценностях.)

— И что же впереди? Ученики читают: (“В июне
сорок второго года немцы бомбили авиазавод, и одна тяжёлая бомба попала прямо в
мою хатёнку. Ирина и дочери как раз были дома…” “Дальше получил я от
полковника месячный отпуск, через неделю был уже в Воронеже. Пешком дотопал до
моста, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом
бурьян по пояс… Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне,
браток!”)

— Жестоко обошлась судьба с солдатом. Дом — очаг, хранитель
семейного счастья, уют. Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни,
счастье. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он
остался один на один со всеми превратностями судьбы.

— Как может измениться человек, попавший в такую
трудную ситуацию?

(Человек может ожесточиться, возненавидеть всех,
особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек
может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл
.)

— Произошло ли это с Андреем Соколовым?

(Нет, не сломили героя рассказа
обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни
своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.)
Слайд № 12

—    Кто кого нашёл?
Как раскрывается характер Андрея Соколова во взаимоотношениях с
Ванюшкой?
Мнение учащихся.

 — Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог
найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь
продолжается. Жизнь продолжается и в самом герое. В этом проявляется сильный характер
человека.

IV.    Анализ
финала рассказа.

 —  Какова
концовка рассказа?
 Слайд № 13

(Лирическая
концовка рассказа оптимистична и гуманна. Андрей Соколов вырастит из Ванюшки
настоящего Человека. «Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот
русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча
вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на
своем пути, если к этому позовет его Родина».)

V.
Подведение итогов.

 —
Шолохов верит в русский характер, восхищается им и еще многого ждет от него, а
потому рассказ завершается оптимистично: по весенней земле, освобожденной от
фашизма, навстречу будущему шагает русский Человек и мальчик с символическим
именем Иван. 

— В чём смысл названия рассказа «Судьба
человека»? Слайд № 14

Судьба — 1. Стечение
обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2.
Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что
случится (Словарь С.И. Ожегова).

В названии рассказа слово судьба употреблено в
нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея
Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств. Шолохов описал человека,
способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой писатель
показал поистине великую силу характера, духа.

—  Назовите те черты характера, которые мы
записали и отметили у Андрея Соколова?

Это и есть лучшие черты русского характера, наличие
которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как
личность. Обращение к эпиграфу. Слайд № 15

Урок хочу закончить словами из нобелевской лекции
Михаила Шолохова: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше,
стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за
идеалы гуманизма человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я
счастлив”.

Слайд № 16

Д/З: 1. Подготовиться к тесту по рассказу М. Шолохова
«Судьба человека». Слайд № 17

2.           
Прочитать
отрывок из рассказа В. П. Астафьева «Царь-рыба» (отметить по тексту
взаимоотношение человек и природа)

  • Порт сказок загадки круглого кота
  • Поротно и повзводно как пишется
  • Портак или партак тату как пишется
  • Пороть никогда не поздно аудио рассказ
  • Порт действия героев рассказа