Портрет илюши из рассказа бежин луг 6 класс

Тургенев это автор, всегда писавший о человеческой бытовой жизни, о жизни в деревне, со всеми е вытекающими, пытаясь показать

Тургенев – это автор, всегда писавший о человеческой бытовой жизни, о жизни в деревне, со всеми  её вытекающими, пытаясь показать всё то, что для людей живущих там является рутиной, и что для них есть веселье и отдых. Множество произведений было написано на эту тему, но выделить можно одно. “Бежин луг” произведение дающие полный образ деревенской жизни, пропущенной через призму детской наивности и беззаботности. В произведении Тургенев показывает нам как дети борются с ежедневной рутиной, и также как они пытаются сопротивляться всей этой взрослой жизни, окружающей их, и давящей на них.
В произведении мы знакомимся с множеством сельских детей, каждый из которых является самостоятельной личностью, с которой необходимо ознакомиться для полноты восприятия сюжета и ознакомления с деревенской атмосферой и всем прочим, что царило в то время на посёлках и в деревнях. Познакомившись со всеми характерами персонажей так же можно узнать, о чём на тот момент думали дети, о чём мечтали, и о чём задумывались.
Мы знакомимся с персонажем по имени Федя. Федя это самый старший из всей компании детей, сын зажиточного крестьянина, который приехал на поле не из-за нужды, а попросту из-за скуки. Он был мальчиком слегка надменным,  который всегда важничал, разгуливая в отцовском жилете. Также, боясь сказать что-то не то и потерять уважение он старался говорить по меньше, и по делу.
Хотя, несмотря на всё это, Федя является человеком, который ценит своих друзей, и близких ему людей, стараясь помочь им всем, чем может. В его стремление казаться важным явно проглядывается желание оправдать ожидания своих родных и друзей. Он явно старается соответствовать положению своего отца, из-за чего он и ведёт себя так осторожно, и, возможно, высокомерно.
Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что Федя прекрасный молодой человек, старающийся помогать окружающим, хоть это и не так очевидно, но он является человеком, несомненно, добрым и с хорошим чувством дружбы и привязанности. Пытаясь скрыть свою доброту за маской безразличия он отвергает от себя людей, не позволяя подойди им ближе, но так или иначе, в процессе произведения он меняется в лучшую сторону.
Однако следует упомянуть, что данное сочинение написано исключительно на субъективном  мнении, из-за чего не может оцениваться объективно.

Сочинение 4

Большинство произведений Ивана Сергеевича Тургенева наполнены живыми красками природы, близких каждому человеку историй из жизни простых людей, важных моральных и нравственных тем, и, конечно же, открытых ярких образов главных героев. Именно благодаря своим неповторимым простым, и в то же время грамотным стилем речи, смог завоевать сердца читателей.
Произведение «Бежин луг» яркое тому доказательство. Рассказ вошел в сборник очерков и рассказов писателя «Записки охотника». Взаимоотношение богатых и бедных, помещиков и крепостных всегда волновало живой разум писателя. Он видел несправедливость, искал способы его решения. При этом он сам родился в семье барина. В каждом своём новом произведении он всё ближе подбирается к решению назревшего вопроса через уникальные психологические портреты главных героев.
В рассказе «Бежин луг» таким характером автор наделил Федю. Федя – мальчик из богатой семьи дворянина. Несмотря на своё происхождение, он не брезгует общением с детьми крестьянских детей. Ходит вместе с ними пасти стадо ради развлечения, в то время как остальные дети – помогают этим зарабатывать деньги родителям.
Парню 14 лет, но выглядит старше своих лет на фоне неучей – крестьян. Характер нельзя назвать плохим, он никогда не задирал носа, но в то же время всегда держится важно, постоянно подчеркивая свой статус, он любопытен и с удовольствием слушает рассказы детей, не забывая при этом вставлять свои комментарии и вопросы, он любит показывать своё превосходство в умственных состязаниях, при этом делает это с честью, не обижая и не задевая соперника, имеет ярко выраженные лидерские качества. Одежда была на нем богато убрана: синий поясок, новая рубашка с каемкой, новый армячок. К тому же, он носил с собой гребень и часто расчесывался. Лицо было милое, красивое и ровное, с весёлой улыбкой.
Исходя из описаний внешности, мыслей и поведения Феди, читатель может сделать вывод, что мальчик имеет живой ум, серьезный характер. Его основными характеристиками являются самодостаточность, любопытность и не по годам понятие своего и чужого положения.
В один из очередных вечеров, к ним подошёл охотник. Не трудно догадаться, что этим охотником является сам Иван Сергеевич Тургенев, который часто любил бродить по лесу с ружьем. Охотник долго слушал и разговаривал с ребятней, а затем притворился спящим. Он лежал и тихо слушал рассказы детей, их мысли и планы.

Образец 5

И.С.Тургенев – это русский писатель, который в своих произведениях помимо описания красоты русской природы, знакомил читателя с жизнью обычных русских крестьян в деревне, Он, будучи сам «пропитан» такой жизнью, так как вырос в деревне, знал её до мельчайших подробностей. Писатель не понаслышке, а из собственных наблюдений знал все плюсы и минусы жизни крестьян. И.С.Тургенева можно также назвать психологом по отношению к этим крестьянским жителям, ведь он понимал их с одного взгляда и полуслова. Автор чувствовал их эмоциональное состояние, по поведению и поступкам мог дать характеристику героям.
Наблюдая за крестьянскими мальчишками в рассказе «Бежин луг», писатель, знакомя читателя с каждым из них, формирует определённый их образ. Самым старшим, из содержания рассказа, был мальчик по имени Федя. Ему было около четырнадцати лет, это уже не ребёнок, а подросток-юноша. По внешнему виду было видно, что мальчик не из самой бедной семьи. Родители Феди были зажиточными крестьянами, и это предавало ему некоторую уверенность и превосходство над остальными мальчишками. Паренек старался соответствовать своему статусу во всех своих проявлениях. Но делал он это без всякого ущемления и унижения своих друзей.
Благодаря большему достатку своих родителей, Федя был одет лучше своих друзей. Все вещи у него были более новые и полностью соответствовали размеру. Это значит, что отцовских сапог он мальчик не носил, что так часто встречалось среди крестьянских ребятишек. Особенно, если дети шли на работу, то они надевали старые вещи других членов семьи. Федя был одет в ситцевую рубаху яркой расцветки, новый армячок с голубым поясом. Внешние черты тоже отличались от остальных детей: он был стройный, достаточно красивый мальчик с немного мелкими чертами лица, волосы были кудрявые и белокурые, а глаза – светло-голубые, на лице постоянно присутствовала немного рассеянная улыбка. На луг, пасти ночью лошадей, Федя пришёл не из-за нужды, как это делали остальные мальчики, а так, для забавы с друзьями.
В разговоре с друзьями сам Федя говорил, конечно, не очень много, он больше слушал остальных. Иногда задавал вопросы или немного поддерживал разговор. Возможно, мальчик боялся сказать что-то не так из-за своей малограмотности и, как следствие, чтобы не потерять свой авторитет в глазах друзей. Так как Федя был самым старшим, он старался казаться смелым и храбрым, хотя на самом деле боялся темноты, особенно во время рассказов про леших и русалок. Однако, анализируя все его поступки, мы можем сделать вывод, что Федя был не таким уж и смелым. Когда послышался в темноте непонятный шум и встревожились лошади, то в разведку бросился не Федя, а мальчик Павлуша. Но это не говорит о том, что он был плохим или трусливым человеком. Скорее всего, он просто был не таким решительным, как многие деревенские дети. Потому что, как известно, тяжёлая, крестьянская жизнь и нужда заставляла многих ребят рано взрослеть морально и становиться более решительными и целеустремлёнными.
По своему характеру Федя был добрым мальчиком и другом. Он искренне интересовался проблемами деревенских жителей, о которых рассказывали ребята у костра. Без всякого злорадства он переживал и сочувствовал им.
Из этого можно сделать вывод, что, несмотря на все материальные блага, важно всегда оставаться человеком с чистой и доброй душой.

Сочинение 6

Федя являлся одним из самых взрослых и мудрых в компании 5 ребят. Федя выглядел старше своих сверстников и выглядел не по своему возрасту. Федя в свои 10 лет выглядел на все 14, как по характеру, так и по внешности. У Феди была богатая семья с хорошим состоянием. Он был всегда опрятно и аккуратно одет, выглядел очень хорошо. Он часто носил рубашку, синий пояс и сапоги. Его повседневная одежда всегда балы небывалой красоты.
Все 5 мальчишек из рассказа Тургенева были подвижными, и так сказать любознательными, они всегда старались познать что-то новое и не когда не сидели на месте. Все мальчики выглядели не на свои годы, как по уму, так и по внешности. Но выделялся из всей толпы Федя. Они вместе всегда преодолевали любые трудности, которые стояли на их пути. Всегда справлялись с любой данной для них работой. Автор, хотел нам показать, какие были идеальные мальчишки в то время. Он характеризует можно так сказать тот самый русский народ.
Внешне Федя выглядит слегка худым. С узкими плечами и с добрым лицом. У него были светлые волосы, которые ярко подчёркивали его образ. На его лице всегда находится улыбка. Во всех ситуациях, во всём, смотря на него можно сказать, что это как лучик солнца среди чёрного неба. Он всегда был радостным и радовался жизни.
Автор нам показывает Федю в эпизоде, когда 5 мальчишек ночью охраняют лошадей. Они развели костёр, сидели во круг него грелись. Так же костёр помогал им освещать местность, чтобы не упустить лошадей. Их там встретил заблудившийся охотник, точнее встретил он Федю. Глядя на Федю автор не передаёт и не включает в его образ высокомерие. Он общается со всеми в ровню. Не возвышает себя. Он общается с крестьянскими ребятами из бедных семей так же как со всеми, не возвышая себя. Он ведёт себя со всеми достойно и подаёт ярки пример лидера.
Ребята разговаривают с Федей как с другом, хотя он выглядел старше их, и он был статуснее и всё равно, с ним общались просто как с лучшим другом. Хотя в голосе Феди и в его манере поведения встречались те нотки взрослого человека. Пастухи так же разговаривают с Федей как с другом, ведь он душа компании. Они любят рассказывать друг другу страшные истории, один раз Федя начал разговор про домового. Тем самым ребята все хотят сразу разобраться кто это да, что. Федя – это душа компании, он мог поддержать у костра любой разговор которые начинали ребята!
Федя очень добрый и любознательный. Общается со всеми на ровных, себя не возвышает, общается с самым младшим он общается понимающе и ласково.

7 вариант

В один из июльских дней, когда обычно стоит хорошая погода, рассказчик охотился на тетеревов в Тульской губернии. Ходил он долго, заблудился, и уже поздней ночью вышел к костру. Там было пятеро крестьянских мальчиков, стерегших табун в ночном, и две большие собаки. Познакомившись с ребятами, он решил составить им компанию, прилег под кустом и стал тихо наблюдать за ними. Сначала мальчики стеснялись гостя, но потом привыкли и перестали обращать на него внимание, занявшись своими разговорами.
Среди мальчиков, стерегших табун, Федя был старшим. Он выглядел примерно на четырнадцать лет, имел светлые глаза и волосы, по лицу бродила рассеянно – веселая улыбка. Судя по одежде, Федя жил в зажиточной семье, в которой всех приучили к аккуратности. Новый армячок и пестрая рубашка из ситца были чистыми, а на поясе висел гребешок. Да и сапоги были по размеру, не отцовские. У костра Федя расположился вольготно, к остальным мальчикам относился покровительственно. Но при этом вел себя не очень заносчиво, остальные мальчики звали его по имени и держались на равных. Было видно, что он поехал в ночное для развлечения, а не по обязанности. Скорее всего, Федя слабо знал местные легенды, но интересовался ими – он постоянно подталкивал мальчиков к рассказам о невероятных случаях, а сам не рассказал ни одного. «Ему, как сыну богатого крестьянина, приходилось быть запевалой. Сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство». К нечистой силе Федя относится скептически – он, конечно, тоже в нее верит, но не столько боится, сколько не все случаи относит к достоверным. «А ты его видел, лешего-то? – насмешливо перебил его Федя».
Федя взрослее всех мальчиков, и у него уже появился интерес к девочкам. Вот он ласково расспрашивает у Вани о здоровье его сестры и просит передать приглашение в гости. И обещает ей подарки подарить…И не только ей, а еще и Ване. Но тот отказался в пользу девочки: «Дай уж лучше ей, она такая у нас добренькая.».
Как видно из описания Феди, рассказчику нравится этот мальчик, которого не испортила принадлежность к богатой семье – он остался таким же простым и любознательным мальчиком, как и его друзья.

Тема: И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Взаимосвязь природы и человека в рассказе «Бежин луг». 6 класс (второй урок из цикла уроков по изучению творчества И.С.Тургенева в 6 класс).

Методическая форма урока: эвристическая беседа (с элементами лекционного слова учителя).

Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления.

Тип урока: применение предметных умений (изучение нового материала).

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Технологии: элементы дифференцированного, личностно-ориентированного обучения, модульной технологии.

Базовый УМК: Полухина В.П. Литература. 6 класс. В 2 ч.: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений /авт.-сост. В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин – М.: «Просвещение», 2014.

Оснащение урока: учебник, мультимедийное оборудование, Портрет И.С. Тургенева, иллюстрация «Дети у костра», портреты героев, изображения мифических существ.

Цель:

1) познавательная: найти взаимосвязь природы и человека в рассказе (личностный результат);

2) развивающая: составить план рассказа «Бежин луг» для наглядного осмысления взаимосвязи природы и человека (предметный результат);

3) воспитательная: формировать представление о том, что истории мальчиков отражают народное мировосприятие через природные образы (личностный результат).

Формируемые УУД:

  • Регулятивные (сформировать представление о воззрениях русского народа, о том, какую функцию выполняют в русской культуре образы домового, лешего, русалки, водяного, как они даны в этом рассказе через призму природных образов на этапе анализа текста).

  • Коммуникативные (высказать свои мысли в форме устного или письменного монолога на этапе рефлексии; участие в беседе на уроке; развитие умения выделять главное в тексте).

  • Познавательные (умение обобщать материал урока – на этапе рефлексии).

1. Стадия вызова. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое. Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно — я тебе помогу. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Сегодня, работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, будем больше узнавать друг о друге, потому что будем видеть друг друга, будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо?

Ответы детей: Необходима тема для общения.

2. Мотивация учебной деятельности.

Скажите, часто ли какие-либо предметы, окружающие вас, представлялись вам в виде сказочных существ?

Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные  интересные истории. Они чем-то похожи на вас, но они – другие.

— Подумайте, на что необходимо обращать внимание, чтобы узнать человека лучше?

Ответы детей:

3. Беседа. (Выявление читательского восприятия учеников.)

 — С каким произведением в вашей памяти  связано имя  И. С. Тургенева? Ответы детей: рассказ «Муму».

— Сегодня мы будем читать произведение, которое называется «Записки охотника». Скажите, что такое «записка»?

Ответы детей: Листок бумаги с записью, короткое письмо. Краткое изложение какого-либо дела, сообщения.

— Как вы думаете, почему это произведение так называется?

Ответы детей

— Как вы думаете, о чем книга «Записки охотника»?

Ответы детей

— Сегодня мы с вами познакомимся с одним из рассказов этой книги «Бежин луг». “Бежин луг” – самый поэтический и волшебный рассказ “Записок охотника”. Одновременно с этим он и самый загадочный рассказ тургеневского цикла.

— Как вы думаете, почему «Записки охотника» называют циклом?

Ответы детей

phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html 5c3e0613778868e

— В рассказе «Бежин луг» из цикла «Записки охотника» Тургенев описывает детей такого же возраста, как и вы.

— Но сначала скажите мне, что такое «луг»?

Ответы детей: Участок, покрытый травянистой растительностью.

— Дома вы начали читать этот рассказ. Чем он вам запомнился?

— Понравилось ли вам это произведение? Чем?

— О чём это произведение?

Ответы детей: Это произведение о деревенских ребятишках, крестьянских детях, об их внутреннем мире и душе.

— С чего начинается рассказ?

Ответы детей: с описания природы.

— А как называется такое описание в искусстве (и живописи в том числе)?

Ответы детей: Пейзаж.

— Запишем определение в тетради: Пейзаж – картина природы  в  художественном произведении.  Описание природы помогает лучше  понять героев и их поступки, представить место действия.

4. Практическая работа. Роль пейзажа. Чтобы понять стиль Тургенева, я вас попрошу сделать интересную работу (в парах). Тургенева считают лучшим мастером пейзажа. Попробуем это почувствовать и понять.

— Перед вами отрывок из рассказа. Попробуйте вставить пропущенные слова и определит их роль в тексте.

Был прекрасный (эпитет) июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром (метафора): она разливается кротким (эпитет) румянцем. Солнце — не огнистое (эпитет), не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное (эпитет) — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками (метафора); блеск их подобен блеску кованого серебра (метафора)… Но вот опять хлынули играющие (эпитет) лучи, — и весело и величаво (эпитет), словно взлетая, поднимается могучее светило (метафора).

— Молодцы! В отрывке мы увидели различные художественные средства, при помощи которых автор постарался нам передать состояние природы. Здесь мы видим описание неба, нарастание картины восхода солнца. Это эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

— Дочитаем отрывок до конца. Определим, какова же роль пейзажа в рассказе.

— Писатель в создании июльского пейзажа обращается к описанию реального неба, утренней зари, солнца, облаков, дождя, звёзд, ветра, к использованию пейзажных красок, эффекта освещения, как бы «заливающего» ясным, тёплым светом всю картину летнего погожего дня. Этот эмоциональный световой эффект и является у Тургенева носителем настроения картины, пространство которой замкнуто на изображении высокого неба. Также описание утра мы видим и в конце рассказа. (чтение отрывка)

phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html 49cb1e530c38ed3c

— Сравним эти описания: В первом описании утра охотник видит только необъятное небо, во втором – всматривается во всё, что его окружает, как живо и весело всё вокруг: луг, зазеленевший холм, лес, пыльная дорога, кусты, река и шум пробуждающейся жизни. Всё зашевелилось, проснулось, запело, заговорило.

В литературе такое построение называется кольцевой композицией. Цель её – показать, как изменилось отношение автора к природе, показать её внутренний богатый мир, красоту. Описание пейзажа помогает нам лучше понять настроение, автор наслаждается природой.

5. Проблемный вопрос:

— Как вы считаете, как человек связан с природой в рассказе Тургенева? Кто или что выше – природа или человек?

—   Почему повествователь заблудился? Кто его «водит»? Какая сила?

О каких чувствах пишет автор рассказа? Почему герой не поддается панике, и кто ему в этом помогает?

Ответы детей: Недоумение», «жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось»,  пошёл «по звездам – наудалую».   Герой рассказа не поддался панике, продолжал действовать – и вышел к людям, с ним его верный друг – собака Дианка «умнейшая из всех четвероногих тварей».

— Каков он, Бежин луг? Найдите описание в тексте (чтение описания).

— Мы видели запечатлённую красоту окружающего мира, и это помогает нам настроиться на те события, которые произойдут в рассказе, хотя произойдут они ночью.

— Закройте глаза, послушайте звуки ночи. (Диск со звуками). Представьте летнюю ночь, луг, костёр, вокруг которого сидят люди.

phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html 6cc806417fbae950

— Кто  же эти люди, которых встретил охотник? (Крестьянские ребятишки, которые стерегли табун).

phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html 7ac612e8f92832cf

— Как вы думаете, почему Тургенев вдруг выбрал для рассказа крестьянских ребятишек? (Хотел раскрыть мир крестьянского детства).

—  Как относится к своим героям автор? (Он добродушно, доброжелательно усмехается над ними, но в то же время проявляет много уважения к своим героям, а местами открыто любуется ими).

phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html d6a64adc77896307

6. Работа над образами героев.

— Вспомните их имена. (Илюша, Костя, Федя, Павлуша, Ваня)

— Что мы о них знаем?

Федя: самый старший, с красивыми чертами лица, белокурыми волосами. Принадлежит к богатой семье.

phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html 9d5041c6dffbbf8b

Павлуша: всклокоченные чёрные волосы, серые глаза, бледное лицо, большой рот.

phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html 8ad171b1b42abcb6phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html 8ad171b1b42abcb6phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html 8ad171b1b42abcb6phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html 8ad171b1b42abcb6

Илюша: горбоносый, сжатые губы, жёлтые, почти белые волосы.

phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html 16ba82ab7ad070ce

Костя: худое лицо, всё в веснушках, большие чёрные глаза, маленький рост.

phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html 43f1b9efb9f6070f

Ваня: с русой кудрявой головой, самый младший, всего 7 лет.

phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html 23a3c2a72fd2c43e

Сидя у костра, ребята рассказывают разные страшные истории. Такие истории называются быличками. Быличка – рассказ о фантастическом событии, участником которого был автор (Запись на доске и в тетради).

— Кто из ребят рассказывал былички? (Былички рассказывали только трое из ребят: Илюша, Костя, Павлуша)

— Давайте вспомним, какие же былички рассказывали ребята?

Работа в группах:1 – Илюша; 2 – Костя; 3 – Павлуша.

Илюша: Рассказ о домовом, рассказ про оборотня, рассказ о покойном барине Иване Ивановиче, рассказ о гадании в родительскую субботу, рассказ о Тришке (антихристе), рассказ о мужике и лешем, рассказ о водяном.

phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html 487b6b7c465b417b

phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html bfdc59456022bf87phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html ced7cf25477f19e5

Костя: рассказ о русалке, рассказ о голосе из бучила, рассказ о мальчике Васе.

phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html 464e6324c7d93b0

Павлуша: рассказ о небесном предвидении, рассказ рассказ о Тришке (антихристе), рассказ о голосе Васи из речки.

— Молодцы! Домовой и леший, водяной и русалка, оборотни и вставшие из гроба мертвецы, небесное предвиденье и гаданье о смерти, таинственные голоса погибших людей – всё вспоминается за время ночной беседы у костра.

— Ребята, а как звучат рассказы мальчиков? (Увлекательно, таинственно)

— А кто больше всех рассказал быличек? (Илюша)

— Давайте посмотрим на портрет Илюши и подумаем, как он мог бы рассказывать истории? (Поэтично, ярко. Верит во всё, что говорит. Для него мир полон загадок. Илюша сам боится своих рассказов)

— Сейчас мы с вами прочитаем рассказ Илюши о лешем (один из хорошо читающих учеников выразительно читает быличку).

— Ребята, посмотрите внимательно на портрет Илюши и скажите, в чём ошибся художник, изображая этого мальчика? (Художник изобразил Илюшу в сапогах, а в то время крестьянские дети не носили сапог, они ходили в лаптях, а летом – босиком)

— Теперь я попрошу выразительно прочитать рассказ Кости о русалке.

— А кто знает, почему русалка на ветвях сидит? (Русалка качается на ветвях как на качелях, она заманивает путников)

— В старину в конце весны праздновались зелёные святки (троицо-семицкие обряды). «Зелёные» — так как это был праздник растительной природы. Троицкую неделю называли русальной, так как в это время по народным поверьям, в воде и на деревьях появлялись русалки – обычно девушки, умершие до брака. Они воспринимались как опасные духи, которые преследуют людей и даже могут их погубить. Так и в Костиной истории русалка хотела погубить Гаврилу, но его спас крест. Но после этой встречи Гаврила всю дальнейшую жизнь был невесёлый.

— Ребята, у нас нет портрета Кости, давайте представим себе мальчика. (Бесстрашный, уверенный, умеет заинтересовать, 7 раз, как в сказке, повторяет слова «братцы мои» (выражает свои чувства).

— Последний рассказчик – Павлуша. Чем он отличается от других? (Смелый, рассудительный. Он старается объяснить всё странное в природе с позиции здравого смысла)

— Прочитаем его рассказ о Тришке. Давайте сравним рассказы мальчиков. (Павлуша рассказывает все истории как очевидец, остальные ребята слышали истории от других людей. Все истории вызывают у Паши улыбку, у его же товарищей – страх)

7. Вывод.

— С какой целью рассказывают мальчики былички? (Дети пытаются понять мир, объяснить народные поверья)

— Какими перед нами предстают крестьянские дети? (Это дети с искренней и чистой душой, богатым внутренним миром, добрым, тёплым и чистым сердцем)

— «Бежин луг» — один из самых поэтичных рассказов в «Записках охотника». Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту и русской природы, и выросших среди нее, на первый взгляд, ничем не приметных героев.

phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html 85425bf8009d715

8. Закрепление.

— Давайте с вами еще раз подумаем, как соотносятся человек и природа в рассказе Тургенева? (В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно   его водит какая-то нечистая сила)

— Что такое природа для писателя? (природа — высшая сила)

9. Итог урока. Рефлексия.

— Понравился ли вам  рассказ Тургенева? 

— Что нового вы узнали на уроке?

10. Домашнее задание:

1. Выбрать любую непрочитанную сегодня быличку, подготовить выразительный пересказ.

2. Написать отзыв о рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».

Иван Сергеевич Тургенев был русским писателем-реалистом, поэтом, драматургом и переводчиком. На счету этого писателя множество выдающихся произведений, которые остаются актуальными и в наше время. Не секрет, что книги Александра Сергеевича наполнены большой любовью к русской природе и крестьянскому быту. Например, всем нам знаком рассказ «Бежин луг», он вошёл в цикл «Записки охотника». Работу над его созданием русский писатель завершил в 1851 году. Свой знаменитый рассказ автор посвятил крестьянским детям. В своем произведении Иван Сергеевич сопоставляет внутреннее состояние человека с картинами природы. Чтобы понять замысел произведения, рассмотрим краткое содержание рассказа «Бежин луг». Кстати, версия для читательского дневника тоже есть.


Повествование ведётся от лица рассказчика — дворянина. Он был охотником и заблудился в лесу вместе со своей собакой Дианкой. Ближе к ночи он вышел на луг, который называли Бежин. Главный герой чувствовал неимоверную усталость, поэтому он мог просить приюта у кого угодно. К счастью, охотник увидел ребят, которые расположились у костра. Ребята разрешили рассказчику переночевать у костра, правда, собаки, принадлежащие им, скулили и лаяли, глядя на чужака. Крестьянские дети пасли лошадей, поэтому были одни ночью в лесу. Они варили картошку.

Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. 

  1. Федя была красивым и стройным ребенком лет 14. У него были белые волосы и светлые глаза. Он был из обеспеченной семьи, судя по одежде, и приехал в поле ради забавы, а не на работу.
  2. Павел был приземистый и растрепанный, его нельзя было назвать красивым: голова была слишком большой, скулы — слишком широкими, рост — небольшим. Он был бедно одет. Зато глядел прямо, и глаза у него были «умные». Ему 12 лет.
  3. Илья был непримечательным мальчиком. Лицо у него «горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость». Он был одет в обновки и носил шапочку. Ему 12 лет.
  4. Костя был маленьким и худам мальчиком из бедной семьи. Он был с веснушками и с большими печальными черными глазами, которые привлекли внимание рассказчика. Лицо было худо и заострено, автор сравнил его с белкой. Ему 10 лет.
  5. Ване было всего 7 лет, и он уже спал. У него кудрявая русая голова.

Сперва ребята стеснялись барина и поддерживали тишину. Когда они решили, что охотник заснул, то продолжили свой прерванный разговор. Они рассказывали друг другу неприятные истории про нечистую силу. Первая история представляла собой рассказ о том, как мальчики, которые были вынуждены ночевать на бумажной фабрике, неожиданно услышали домового. Безусловно, они не смогли его увидеть, но своими звуками он очень напугал ребят. Это были звуки простых шагов за стеной, затем распахнулась дверь и раздался сильный кашель. При этом никого не было видно. 

Далее ребята рассказывали историю о местном плотнике, которого звали Гаврила. Однажды этот человек случайно в лесу встретил русалку. У неё были зелёные волосы, и она сидела на дереве. Русалка звала плотника к себе, и Гаврила пошёл навстречу ей. Вероятнее всего, она хотела его защекотать до смерти. Плотник вдруг решил перекреститься. Русалка все время смеялась, а после крестного знамения перестала смеяться. Русалка заявила, что могла бы жить с Гаврилой, однако теперь это невозможно. Русалке теперь будет совсем не весело. Она хочет, чтобы плотник тоже не смог веселиться. С тех пор у Гаврилы всегда печальное настроение. 

Затем ребята рассказали историю о Ермиле, который проходил через болото мимо могилы утопленника. Внезапно он увидел славного барашка. Герою захотелось его забрать, он позвал его «Бяша, Бяша». Барашек чудесным образом ответил ему также «Бяша, Бяша». 

Мальчики рассказывали, как кому-то однажды удалось увидеть, как покойный барин искал разрыв-траву ночью. Он не мог терпеть той силы, с которой на него давит могила.

Также ребята поведали о том, как однажды баба Ульяна ночью отправилась к церкви. Согласно народному поверью, таким образом можно узнать, кого не станет в течение года. Ульяна увидела деревенского мальчишку, тот действительно умер весной. Затем она увидела женщину. Когда Ульяна пригляделась, то поняла, что это она сама. Она пока жива, но год ведь еще не закончился. 

Мальчики рассказывают о Тришке, который придет тогда, когда наступят последние времена, и он будет «соблазнять» народ христианский. Его видели на днях и очень испугались, а он надел на голову пустой жбан. Павел вспомнил и душу Акима, которого утопили воры. Она взывает к путникам. Много других уникальных историй рассказывали ребята. Они беседовали и о водяных и о леших. Мальчики вспомнили сестру Вани Анюту и попросили его, чтобы он ее привел к ним за гостинец. Потом они обсудили Акулину и то, что она стала дурочкой после встреч с Водяным, который на дне ее «испортил».

Один мальчик отошёл от костра, а когда он вернулся, то рассказал, что когда подошёл к реке, его кто-то позвал по имени. Ребята сразу же подумали, что это был водяной. Ведь они только недавно о нем разговаривали. Этот знак был не к добру. 

Именно на этом рассказчик и уснул. Утром охотник поблагодарил ребят и отправился домой. Спустя некоторое время рассказчик узнал, что тот мальчик умер. Однако он упал с лошади, а не утонул. 

Таким образом, в свое известное произведение Иван Тургенев заложил глубокий смысл. Автор демонстрирует прекрасную способность человека видеть красоту окружающей природы и наделять ее мистическим смыслом. Также писатель акцентирует внимание на неразрывной связи человека и природы. 

Автор: Виктория Комарова

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Тургенев

В своем творении «Бежин луг» писатель рассказывает об охотнике, который заблудился в лесу, возвращаясь с охоты. После бессмысленного брождения охотник натыкается на открытую лужайку, где сидели 5 мальчишек. Произведение повествуется от имени Ивана Петровича. Охотник рассмотрел каждого мальчика.

Одним из ключевых героев произведения является мальчишка по имени Илюша. Автор называет героя Ильюшей. Мальчику исполнилось 12 лет. Герой любил гулять по ночам в поле совместно с друзьями. Мальчик с товарищами пас лошадей. Мальчик одевал непримечательные вещи, поскольку родился в семье простого крестьянина.

От начала до конца рассказа автор подчеркивал бедность мальчика. Несмотря на бедность, Илья старался выглядеть опрятно и носил только чистую одежду. Лицо героя отличалось особой вытянутостью. На носу была маленькая горбинка. А волосы были ярко-желтого оттенка, а брови постоянно щурились. Илья был постоянно хмурым и вел себя достаточно серьезно. Мальчик владел низким голосом. Его голос подходил к мимике лица героя.

По исполнению 12 лет герой начал трудиться на фабрике вместе со своим братом. Илюша занимается разглаживанием бумаги. Из этого читатели могут сделать вывод о трудолюбии мальчика. Илья много времени проводит на работе. Порой мальчик даже оставался переночевать на фабрике. В отличие от своих друзей Илья умел рассказывать страшные и увлекательные истории. У костра герой много рассказывал истории про приведения. Свои страшилки он рассказывал с большим энтузиазмом. Герой всегда повествовал истории ярко и эффектно. Среди друзей мальчик больше всего знал о поверьях и народных приметах. Илья умел рассказывать свои страшилки в качестве очевидца. Как-то раз герой рассказал страшилку про антихриста Тишку и об утопленниках.

Каждый из ребят был трусливее и храбрее. Илюша имел твердый характер и мыслил как взрослый мужчина. Он помогал родным и ценил свой труд. Через образ Илюши автор описал поколение мальчиков, работающих на полях. Ребята пасли лошадей и находили время на веселья. Илья и его друзья рассказывали страшные истории и хотели напугать друг друга. Таким образом, Тургенев описал детей, которые с малого возраста были приучены к настоящему труду и работе.

Вариант 2

В рассказе Тургенева писатель пишет о том, что охотник, который охотился в лесах, возвращаясь вечером домой заблудился. Поплутав по лесу некоторое время, он выходит на поляну, где сидят пять мальчишек. Они выгнали стадо лошадей на ночь в поле, а на рассвете должны были вернуться с лошадьми домой. Ребятам нравилось такое ночное приключение. Рассказ идет от лица охотника Ивана Петровича, который попросился на ночевку к ребятам. Они не отказали охотнику и приняли его к себе в компанию. Притворившись спящим, охотник разглядывает каждого из ребят и делает выводы.

Одним из мальчишек, был мальчик по имени Илюша, которому на вид было не больше двенадцати лет. Одет Илюша был бедно, но одежда вся была чистая и аккуратная. Мальчишка имел качества предводителя, он умел завоевать внимание ребят своими рассказами. Мальчишка больше всех рассказывал историй об оборотнях, утопленниках, мертвецах и других нечистых силах.

Илюша был хорошим рассказчиком и мог за один раз рассказать множество историй. Ребята все внимательно слушали Илюшу, и им нравилось то, как он рассказывает истории. Охотник, внимательно разглядев мальчишку, увидел, что волосы его почти белые торчат в разные стороны под войлочной шапочкой. Шапку мальчишка то и дело пытался натянуть себе на уши.

Каждый из пяти мальчишек хорошо вписался в компанию, кто-то из них был храбрее, кто-то трусливее, но одно точно охотник заметил, что каждый из них был очень добр и трудолюбив. Илюша очень тверд своим характером и похож на маленького мужичка. Ребята знают свое дело и не считают зазорным помогать своим родным. Каждый из них знает цену своему труду и как важно быть честным и трудолюбивым.

Тургенев описал поколение ребят, которые работали на полях, ходили в «ночную» с лошадьми и находили время развлекаться за рассказами страшилок, которые они услышали от своих родителей и в своей родной деревне.

Хоть ребята и рассказывали страшилки пытаясь, напугать друг друга, но не все верили в них. Каждый из ребят знал чего на самом деле стоит бояться. Тургенев лучшим образом описал ребят, которые с малых лет были приучены к труду.

Образ Павлуши в рассказе «Бежин луг»

Одним из мальчиков, встреченных охотником в долине, был Павлуша. Этот приземистый и неуклюжий парень двенадцати лет, с огромной головой, всклоченными черными волосами, серыми глазами, бледным и рябым лицом, стоял на коленях у костра и варил «картошки». И хотя он с виду был неказист, Ивану Петровичу он сразу понравился. Он восхищен его «смелой удалью и твердой решимостью», когда тот стремглав, без оружия помчал среди ночи один на волка и ничуть этим не похвастался, а вскоре один пошел к реке набрать воды, услышал голос покойника и не показал при этом признаков страха. «Что за славный мальчик!» — так оценил его охотник. Рассказчик уделил внимание и одаренности Павлуши: «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». И лишь в последнюю очередь автор обратил внимание на одежду, которая состояла из портов и простой рубахи. Павел сохраняет спокойствие и храбрость, он деловит и решителен: после жуткой истории, которую поведал Костя, он не испугался, а успокоил ребят и перевел беседу на другую тему. Сам же Павлуша, умный и смышленый мальчик, лишь слушает истории о нечистой силе, рассказав только реальный случай, произошедший в его селе во время «небесного предвиденья». Только вот врожденная смелость и твердый характер не вознаградили его долгой жизнью. Как отмечает рассказчик, в том же году Павла не стало, он разбился, упав с лошади. «Жаль, славный был парень!» — с печалью на душе заканчивает Тургенев свой рассказ.

Сочинение про Илюшу

И.С. Тургенев ­– мастер поэзии в прозе. Его белые стихи с удовольствием читают школьники и взрослые. Цикл рассказов «Записки охотника им не уступает. В каждой истории удивительные по своей красоте описания природы, точные и яркие человеческие образы, неподдельные эпизоды жизни людей, тяготы и невзгоды крестьянской жизни. 25 сюжетов ярких и емких, прекрасных и точных в своей простоте, на которые автор потратил более 10 лет кропотливого труда.

Одним из них стал рассказ «Бежин луг». Значительную часть повествования занимает описание природы. Чувствуется атмосфера лета, все вокруг пронизано светом и теплом. И.С. Тургенев тонко переплетает русскую природу и человеческие судьбы. Рассказ имеет законченную циклическую структуру. Начинается с описания жаркого солнечного дня, основные события развиваются ночью, а заканчивается утром. Рассвет всегда радует все живое. Рождение нового дня дарит надежду на лучшее. Только рассвет Тургенева омрачен реальностью крестьянской жизни. Ребята гонят табун домой, а значит следующей ночью все повторится. А Павлуша погибнет этим летом, упав с лошади.

Центральное место в рассказе занимают образы деревенских мальчишек, встреченных охотником ночью у костра. Все ребята из крестьянских семей, но с разным достатком и это заметно по их внешности, одежде, манерам и поведению. Самыми яркими личностями были Павел и Федя.

Илюша тоже был одним их этих ребят. Автор не сразу раскрывает личность этого героя. Познакомив нас с компанией детей, Тургенев упоминает только имя Ильи. Но зато мы можем убедиться, что Илюша лучший рассказчик из всех присутствующих. Он знает больше всех рассказов о нечистой силе, владеет славянской мифологией и может интересно об этом рассказать.

Внешность его непримечательны: нос с горбинкой, блекло подслеповатое лицо с болезненным его выражением. Его одежда идеально чистая и опрятная, но одет он очень бедно, даже в сравнение с другими крестьянскими детьми. Мальчику уже около 12 лет, поэтому он много работает, помогая родителям содержать семью. У него слабый и безжизненный голос, говорящий о хронической усталости. У него есть повод для особой гордости, ведь он вместе с братом работает на бумажной фабрике, где обрабатывает и скоблит бумагу. Там платят гроши, но дети и этому рады. Ребят даже не всегда отпускают домой ночевать.

Несмотря на скудность описания героя и небольшого количества реплик, читатель чувствует сильную личность в этом пареньке. Уже сейчас он много работает наравне с родителями, невзирая на усталость.

Ваня

Для наименьшего из ребят Вани автор не дает портретной характеристики, отмечая только, что мальчику было всего семь лет. Он тихо лежал под своей рогожей, пытаясь уснуть. Ваня молчалив и робок, он еще слишком мал, чтобы рассказывать истории, а только лишь смотрит на ночное небо и восхищается похожими на пчел «божьими звездочками».
Илюша – один из компании мальчиков, которые встретились охотником, заблудившимся в лесу, у ночного костра. Деревенские мальчишки считали праздником “выходить в ночное”. Они вечером перед заходом солнца выгоняли лошадей в поле, а рано утром, с рассветом приводили их обратно. В самом начале произведении мы узнаем только имя этого героя, потом уже писателем описывается внешность мальчика. Благодаря совсем немногим репликам и поступкам мы можем видеть­ раскрытие сильного характера этого двенадцатилетнего “мужичка”.

– мальчик двенадцати лет имел совершенно незначительную внешность, у него был нос с горбинкой, слегка вытянутое подслеповатое лицо, с выражением какой-то тупой, болезненной заботливости. Автором постоянно подчеркивается бедность в описании одежды этого крестьянского мальчика. Он был одет в новые лапти, черную свитку и низкую войлочную шапку. Вся одежда была очень чистой и выглядела опрятно.

От всех своих друзей­ этот мальчик отличался большим мастерством в рассказывании­ страшных историй. Эти рассказы у него получались очень интересными и увлекательными. Он мог без перерыва поведать своим друзьям

большое их количество: и об оборотнях, и о домовом, и о водяном, и о покойниках, и о гадании, которое происходит по родительским субботам, и об антихристе по имени Тришка­ и о мужике с лешим. Он способен завладеть вниманием всей мальчишеской компании, сидящей вместе с ним у ночного костра.

Перейти к основному содержанию

Главное меню
    Home Контакты
Навигация
    Краткие содержания произведений Характеристики персонажей Сочинения по произведениям Сочинения на различные темы Биографии писателей и поэтов Словарь правильных слов русского языка Другие материалы

Другие работы по этой теме:

  1. Павлуша Внешность мальчика по имени Павлуша была вовсе непримечательной: всклокоченные волосы, серые глаза, широкие скулы, рябое и слегка бледное лицо и немного приземистое тело. Но…
  2. ­У костра Особое место в рассказе И. С. Тургенева “Бежин луг” занимает описание атмосферы и костра. Рассказ относится к циклу “Записки охотника”, поэтому неудивительно, что…
  3. ­Мой любимый герой Много произведений у И. С. Тургенева, ставших наследием русской литературы. Некоторые из них включены в обязательную школьную программу для того чтобы подрастающие…
  4. Тургенев, Бежин луг. Как объяснить, почему рассказ называется “Бежин луг”? Как объяснить, почему рассказ называется “Бежин луг”? Какие еще произведения, названные по месту происходящих в…
  5. В Чернском уезде Тульской губернии охотился я за тетеревами в прекрасный июльский день. Когда я принял решение вернуться домой, уже вечерело. Я заметил узкую равнину,…

Илюша – это один из главных героев рассказа «Бежин луг» Ивана Сергеевича Тургенева. Автор его называет Ильюша, используя мягкий знак. Ему двенадцать лет. Любимое занятие Ильи, как и у остальных мальчишек – выходить ночью на поле вместе с ними и пасти лошадей. К слову мальчиков всего пять: сам Илюша, Павлуша, Федя и Ваня. Они всегда вместе сидели у костра, рассказывали разные истории.

Илья одевался непримечательно, так как был из бедной крестьянской семьи. На протяжении всего произведения автор подчеркивает его бедность. Но не смотря на это, его одежда выглядела довольно чисто и опрятно. Лицо у Илюши было немножко вытянутое, всегда с выражением какой-то больной заботливости, нос у него был с небольшой горбинкой. Волосы у него были светло-желтые, даже почти белые. Брови его выглядели так, словно он все время щурился от света, который исходил от костра. Илюша серьезный и хмурый мальчик. Он обладает довольно сиплым и слабым голосом. Как раз этот голос наиболее подходит к выражению его лица.

В свои двенадцать лет он со своим братом работает на фабрике. В его обязанности входит разглаживание бумаги. Можно сделать вывод, что Илюша очень трудолюбивый мальчик. Он большую часть времени проводит в работе на фабрике. Иногда даже бывает так, что они ночуют на фабрике, чтобы не терять время на дорогу домой.

От своих товарищей Илюша отличался умением хорошо рассказывать страшные истории. Во время посиделок у костра он часто расскажет то про приведений, то про водяных. Благодаря этому он запросто мог привлечь к себе внимание остальных ребят. Илья всегда рассказывал истории с большими эмоциями, с жаром. Илюша всегда рассказывает свои истории очень ярко, красочно и довольно подробно. Он лучше всех из кампании знал народные приметы, поверья. Рассказывал свои истории он не как свидетель, а от слов «очевидцев». Он рассказывал истории про антихриста Тишку, про утопленников. Так же давал предсказания о том, кто умрет в следующем году. Из этого можно понять то, что Илюша хвастливый мальчик, выдумщик.

Характеристика 4

Великий русский писатель И.С.Тургенев в своих произведениях помимо описания красоты русской природы, которой он отводил основное место, уделял внимание описанию жизни крестьян и их семей в деревне. Так как он сам часто находился в деревне, ведь писатель любил ездить на охоту, поэтому видел все подробности деревенской жизни. В своих рассказах автор очень тонко и понятно для читателя представляет картину жизни крестьян, их повседневный быт и заботы, которые волновали людей. Не оставлял писатель без внимания и крестьянских детей, ведь они были неотъемлемой частью в деревне.

В рассказе «Бежин луг» И.С.Тургенев показывает читателю пятерых деревенских мальчишек, наблюдая за которыми со стороны, рассказчик представляет образ каждого из них. Одним из таких является двенадцатилетний мальчик Илюша. Среди всех он особо ничем не выделялся и не привлекает особого внимания. Его внешние данные автор описывает как незначительные: нос с горбинкой, лицо продолговатое, словно, вытянутое, взгляд какой-то подслеповатый, брови сдвинутые, как будто нахмуренные, и сжатые губы. Глядя на него, создавалось впечатление, что мальчик постоянно щурится от огня или яркого света, но на самом деле у него просто был задумчивый, заботливый взгляд. Казалось, что Илюша чем-то озадачен и обеспокоен. По общему внешнему образу было видно, что парнишка из обычной крестьянской семьи, которая относится скорее к бедным. Однако можно догадываться, что это аккуратные, трудолюбивые люди, которые ценят и бережно относятся к тому, что имеют, даже к самой мелочи. Это видно по одежде мальчика: что-то из его вещей более новое, а что-то уже и старое, но всё чистое и опрятное. Создаётся впечатление, что Илюша носит одежду очень аккуратно и бережно: тщательно застёгнуты пуговицы, ровненько подвязан поясок и т.д. Сразу видно, что мальчишка приучен к этому с детства.

Из разговора Илюши с друзьями читатель понимает, что, несмотря на детский возраст, мальчик уже достаточно в своей жизни трудится. Он со старшим братом устроился работать на бумажную фабрику, для того, чтобы помогать родителям, как говорится, «сводить концы с концами». Работают они там много, порой даже задерживаются до ночи. Так же, как мы видим, Илюша пасет ночью лошадей, что для ребёнка не совсем легко, а ведь это тоже помощь для семьи. Однако это не огорчает парнишку, в его словах нет ни капли злости и раздражения за такую нелёгкую детскую жизнь. Он понимает, что в семье должны все трудиться и вносить вклад в семейный бюджет. Это и есть признаки воспитания трудолюбия, уважения и заботы к родителям.

Анализируя разговор мальчиков, видно, что Илюша знает много историй о сверхъестественных силах, верит в мифологические образы. Наблюдая за поведением и чертами характера парнишек целую ночь, рассказчик понимает, что Илюша в компании друзей не находится, так сказать, в стороне, он может заинтересовать и привлечь внимание ребят. Одним словом, мальчик обладает организаторскими способностями. Это заметно, когда он рассказывает истории, что происходили в деревне, и которые он услышал от отца и других жителей. Друзья его слушали с интересом, задавали вопросы, на которые Илюша аргументировано отвечал.

Из этого можно сделать вывод, что мальчик владел достаточной информацией и был в какой-то степени образованным. Ведь всё образование крестьянских детей того времени основывалось на информации, которую они получали от старших поколений. Однако, имея ограниченные возможности в образовании и развитии, по сравнению с сегодняшним временем, крестьянские дети росли трудолюбивые, воспитанные и ответственные за своё поведение. Они с интересом и жаждой использовали любую возможность для своего образования и развития, для того, чтобы улучшить свою жизнь.

Образец 5

Однажды летом рассказчик задержался на охоте, заблудился и только к ночи вышел к костру, где сидели мальчики, сторожившие табун лошадей. Жарким летом многочисленные насекомые не дают лошадям пастись днем. Поэтому их с вечера до следующего утра отправляют пастись в луга. Охранять табун в ночном – самая интересная и почетная работа для деревенских мальчишек. Вот к такой компании и подошел рассказчик. Он познакомился с мальчиками, попросил разрешения переночевать и тихо улегся под кустом. Через некоторое время мальчики перестали стесняться и продолжили разговор. Их было пятеро.

Среди мальчиков Илюша выделялся серьезностью, хотя было ему на вид около двенадцати лет. На его вытянутом подслеповатом лице с нахмуренными бровями и постоянно сжатыми губами «отражалась какая-то болезненная заботливость». Одет он был в опрятную черную свитку, перепоясанную толстой веревкой; на ногах – новые лапти. У Илюши единственного из всех мальчиков – головной убор – низенькая, постоянно сползающая войлочная шапочка на светлых, почти желтых, всклокоченных волосах. В отличие от других мальчиков, Илюша работает на бумажной фабрике. Там он с братом (и еще человек десять ребятишек) работают с утра до вечера, а иногда хозяин и на ночь заставляет остаться.

Илюша не только лучше всех знает сельские легенды, но также прекрасно о них рассказывает. И о домовом, которого слышали ночью на фабрике: «я его не видел, да его и видеть нельзя». И о белом говорящем барашке: « баран-то как оскалит зубы, да ему тоже – бяша, бяша…». И про старого барина, который бродит по ночам в поисках разрыв-травы. И про Тришку – неуловимого человека, который придет перед концом света…Много страшных рассказов знает Илюша, но и сам больше всех боится нечистой силы. Стоит незнакомому звуку раздаться, или собаки вдруг вскинутся и побегут с лаем в луга – первым пугается Илюша. Когда на фабрике услышали домового, рассказывал он, то так испугались, что «свалились все и друг под дружку полезли». А когда Павлу послышался голос утонувшего мальчика Васи, Илюша тут же сказал, что это дурная примета. Впрочем, он знает и другие приметы – и что «покойников не во всяк час видеть можно. А в Родительскую субботу – и живых…ну, то есть кому очередь помирать». И о том, что леший не кричит, а только в ладоши хлопает.

Вероятно, если бы Илюше удалось стать грамотным, он мог бы собирать и обрабатывать сельские сказания, а то и книги писать – ведь очень ярко в нем проявляется любовь к народному творчеству.

Другие сочинения: ← Образ и характеристика Павлуши из рассказа Бежин луг↑ ТургеневПейзаж и его роль в рассказе Бежин луг →

Речь Феди и его отношение к мальчикам

После описания внешности, о характере Феди можно судить по его речи, которая обусловлена его привилегированным положением среди мальчиков, которое объясняется не только его социальным статусом, но и тем, что он старше их по возрасту. Основными признаками его речи являются:

  • немногословность;
  • отрывистость;
  • снисходительная интонация;
  • покровительствующий тон.

Речь Феди является основной чертой, по которой можно судить о его характере, потому что в тексте отсутствует описание внутреннего мира героя и его поступков.

Iljusha-rasskaz-Bezhin-lug-Turgenev
Ильюша. «Бежин луг».
Иллюстрация А. Ф. Пахомова

Мальчик Ильюша является одним из пяти главных героев рассказа «Бежин луг» Тургенева.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Ильюши в рассказе «Бежин луг»: портрет, описание характера и внешности героя.

Смотрите: 
— Краткое содержание рассказа
— Все материалы по рассказу «Бежин луг»

Образ и характеристика Ильюши в рассказе «Бежин луг» Тургенева

Ильюша является простым крестьянским мальчиком:
«…Это просто были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун…»

Возраст Ильюши — около 12 лет:

«…И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет…»

О внешности Ильюши известно следующее:

«…Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку…»

Он одевается опрятно:
«…веревка… тщательно стягивала его опрятную черную свитку*…» (свитка — верхняя одежда, разновидность кафтана)

У него сиплый и слабый голос:
«…отвечал Ильюша сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выражению его лица…»

Ильюша является хмурым, серьезным мальчиком. Он все время сдвигает брови и щурится:
«Лицо… выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились…»
«Ильюша сидел рядом с Костей и всё так же напряженно щурился.»

Юный Ильюша и его брат Авдюшка работают лисовщиками на бумажной фабрике. В их обязанности входит гладить, скоблить бумагу:

«…А разве вы на фабрику ходите?

— Как же, ходим. Мы с братом, с Авдюшкой, в лисовщиках состоим.
— Вишь ты — фабричные!..»

Судя по всему, Ильюша является трудолюбивым, ответственным и терпеливым мальчиком, так как в свои 12 лет он уже работает на фабрике:

«…Назаров, надсмотрщик, запретил; говорит: «Что, мол, вам, ребяткам, домой таскаться; завтра работы много, так вы, ребятки, домой не ходите»..»

Юный Ильюша хорошо знает все сельские поверья, приметы и т.д.:
«…Ильюша, который, сколько я мог заметить, лучше других знал все сельские поверья…»

Ильюша, как и все крестьянские дети, является суеверным мальчиком. Он верит в существование «нечистой силы» (леших, водяных и т.д.). Сидя ночью у костра, он делится множеством «страшных историй». Сначала он рассказывает о домовом на фабрике:
«…потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает, словно овца какая, да зычно так… Мы все так ворохом и свалились, друг под дружку полезли… Уж как же мы напужались о ту пору!»

Затем Ильюша рассказывает историю о могиле утопленника и говорящем барашке:
«Смотрит он на него, и барашек ему прямо в глаза так и глядит. Жутко ему стало, Ермилу-то псарю: что, мол, не помню я, чтобы этак бараны кому в глаза смотрели; однако ничего; стал он его этак по шерсти гладить, — говорит: «Бяша, бяша!» А баран-то вдруг как оскалит зубы, да ему тоже: «Бяша, бяша…»»

После этого Ильюша рассказывает о том, что у плотины люди якобы видели призрак покойного барина, а кто-то даже говорил с ним. Сам Ильюша искренне верит в существование призраков:
«— Варнавицы?.. Еще бы! еще какое нечистое! Там не раз, говорят, старого барина видали — покойного барина. Ходит, говорят, в кафтане долгополом и всё это этак охает, чего-то на земле ищет. Его раз дедушка Трофимыч повстречал: «Что, мол, батюшка, Иван Иваныч, изволишь искать на земле?»…»
«Покойников во всяк час видеть можно, — с уверенностью подхватил Ильюша…»

Затем Ильюша рассказывает о том, как местные жители пытаются предсказывать смерть. Согласно поверию, в определенную ночь можно прийти к церкви и на дороге увидеть фигуры тех, кто якобы должны умереть в этом году:
«Но а в родительскую субботу ты можешь и живого увидать, за кем, то есть, в том году очередь помирать. Стоит только ночью сесть на паперть на церковную да всё на дорогу глядеть.»
«Вдруг, смотрит: идет по дорожке мальчик в одной рубашонке. Она приглянулась — Ивашка Федосеев идет…
— Тот, что умер весной? — перебил Федя.»
<…>
— Ну что ж, ведь она еще не умерла?
— Да году-то еще не прошло. А ты посмотри на нее: в чем душа держится.» (о бабе Ульяне)

После этого Ильюша рассказывает про лешего, которого якобы видел один крестьянин. Мальчик признается, что сам никогда не видела лешего, но очень его боится, как и другие ребята:
«— Леший не кричит, он немой, — подхватил Ильюша, — он только в ладоши хлопает да трещит…
— А ты его видал, лешего-то, что ли? — насмешливо перебил его Федя.
— Нет, не видал, и сохрани бог его видеть; но а другие видели. Вот на днях он у нас мужичка обошел: водил, водил его по лесу, и всё вокруг одной поляны… Едва-те к свету домой добился.
— Ну, и видел он его?
— Видел. Говорит, такой стоит большой, большой, темный, скутанный, этак словно за деревом, хорошенько не разберешь, словно от месяца прячется, и глядит, глядит глазищами-то, моргает ими, моргает…»

Затем Ильюша рассказывает о водяном, который может схватить за руку и потащить в воду. По словам мальчика, крестьянка Акулина однажды упала в реку и водяной якобы «испортил» ее так, что та сошла с ума
«…он вот нагнется, станет черпать воду, а водяной его за руку схватит да потащит к себе.» (Ильюша о водяном)
«— А правда ли, — спросил Костя, — что Акулина-дурочка с тех пор и рехнулась, как в воде побывала?
— С тех пор… Какова теперь! Но а говорят, прежде красавица была. Водяной ее испортил. Знать, не ожидал, что ее скоро вытащут. Вот он ее, там у себя на дне, и испортил.» (Ильюша об Акулине)

Ночью один из ребят, Павлуша, идет к реке за водой. Там он как будто слышит голос утонувшего в реке мальчика Васи. Ильюша предупреждает его, что это плохой знак. В том же году юный Павлуша погибает, упав с лошади:
«Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!»

Это был цитатный образ и характеристика Ильюши в рассказе «Бежин луг» Тургенева: портрет, описание характера и внешности героя.

  • Портрет калиныча из рассказа хорь и калиныч
  • Портрет зла рассказ на дзене
  • Портрет иуды в рассказе андреева
  • Портрет и рассказ о нем
  • Портрет дориана грея итоговое сочинение аргумент