Портрет хоря из рассказа хорь и калиныч

Хорь и калиныч. характеристика героев в рассказе хорь и калиныч тургенев изображает два противоположных типа крестьян, чаще других встречающихся в

Хорь и Калиныч. Характеристика героев

В рассказе «Хорь и Калиныч» Тургенев изображает два противоположных типа крестьян, чаще других встречающихся в жизни.

Хорь — человек умный и практичный; он умеет устроиться в жизни. Хорь понял, что чем дальше от барина, тем лучше; поэтому он выпросил себе позволение поселиться в лесу на болоте. Здесь он начал торговать «маслишком да дегтишком» и разбогател. Однако Хорь не желал откупиться от барина потому, что по его мнению, жить за барином выгоднее: «попадешь совсем в вольные люди, тогда кто без бороды живет (т.е. всякий чиновник).

Практичность Хоря видна и из того, что он не обучает своих сыновей грамоте, хотя и сознает пользу ее. Он знает, что грамотных тотчас возьмут на барский двор, и тогда его дружная семья расстроится. Как и все мужики, Хорь смотрит на женщин с презрением. «Бабы — народ глупый, — говорит он: что их трогать? Такими пустяками занимаются. Не стоит рук марать».

Хорь также не обращает внимания на чистоту и опрятность в доме. Но эти мелкие недостатки не заслоняют величавой, достойной уважения фигуры Хоря. По своему трудолюбию, хозяйственным знаниям и опытности он стоит гораздо выше своего барина. Из рассказа прямо вытекает заключение, что такого человека нельзя лишать свободы, а между тем во времена крепостного права помещик легко мог разорить его хозяйство, оскорбить, унизить и даже продать другому помещику.

Калиныч, по определению Тургенева, «идеалист-романтик». Он обладает восторженным, мечтательным характером и поэтому не любит заниматься хозяйством. Все свое внимание он обратил на изучение природы. Он умеет заговаривать кровь, испуг, бешенство, может выгонять червей из ран; пчелы у него не мрут, «рука легкая». У Калиныча доброе, нежное сердце. Он ко всем людям относится с любовью, за своим барином — помещиком Полутыкиным — ухаживает, как за ребенком.

«Уж ты его у меня не трогай» (т.е. не осуждай), — говорит он про своего барина другу своему Хорю. — «А что ж он тебе сапогов не сошьет?», — возражает Хорь. — «Эка, сапоги! На что мне сапоги? Я мужик», отвечает Калиныч. Но Полутыкин нисколько не ценил восторженной, бескорыстной привязанности к нему Калиныча и на вопрос автора, какого мнения он о Калиныче, Полутыкин холодно отвечал: «усердный и услужливый мужик; хозяйство в исправности, одначе, содержать не может: я его все оттягиваю. Каждый день со мною на охоту ходит … Какое уж тут хозяйство, посудите сами». Таким образом, Полутыкин ценил крестьян постольку, поскольку они занимались хозяйством и давали барину более дохода.

В лице Калиныча Тургенев изобразил ту сторону природы русского человека, благодаря которой в прежнее время вырабатывались типы покорных и преданных дядек и нянек. В прежнее время происхождение этих типов объясняли снисходительным отношением помещиков к крепостным, но Тургенев ясно показывает нам, что эти типы — порождение гуманной, любвеобильной природы простого народа.

Характеристика главных героев рассказа «Хорь и Калиныч»

Характеристика калиныча

Сочинения

Один из самых известных рассказов, которые входят в сборник Тургенева «Записки охотника» — это «Хорь и Калиныч». Характеристика главных героев произведения знакома многим еще со времен учебы. Писатель в качестве ключевого направления выбрал образ жизни простых крестьян, среди которых много талантливых людей. Кроме того, автор описывает и образы помещиков, которых он встречал при посещении барских усадеб.

Образ рассказчика

Повествование ведется от лица рассказчика, который часто общается с простыми людьми из народа. Он охотник, но в то же время является наблюдателем за жизнью крестьян, их бытом и нравами. Кроме того, повествователь буквально влюблен в красоту родного края и с удовольствием проводит время на природе.

Спутником рассказчика постоянно является собака. Именно с ней он охотится, ходит по полям и лесным массивам, часто оставаясь ночевать в деревенских избах. Причем автор с удовольствием знакомится с крепостными мужиками и никогда не ставит себя выше других. Он с интересом выслушивает мнение каждого, показывая читателю характер и нравы людей. А способности и таланты главных героев — Хоря и Калиныча, описывает с большой симпатией.

Знакомство с Хорем

Хорь представлен в произведении низкорослым мужчиной крепкого телосложения. Герою на вид около 50 лет. Из других особенностей портретной характеристики:

  • кудрявая борода;
  • маленькие, но внимательные глаза.

Семья Хоря, помимо его самого, состоит из 9 сыновей, которые во всем стараются помогать отцу. Кроме того, у главного героя есть жена, однако она славится ворчливым характером и часто затевает ссоры с невестками. Однако сам глава семейства никогда не влезает в их разногласия, предпочитая оставаться в стороне.

Хорь и калиныч главные герои

По натуре он немногословный человек. В то же время, несмотря на то что никакой грамоте Хорь не обучался, он довольно умный и предприимчивый. Мужчина сумел избавиться от барской зависимости, и в рассказе является достаточно зажиточным крестьянином. Он ведет подсобное хозяйство, с которого отчисляет ежегодный оброк.

В повседневной жизни Хорь занимается продажей собственного меда и другими продуктами, в том числе пенькой. Его изба стоит вдалеке от остальных жилищ. Причина тому пожар, после которого помещик дал разрешение крестьянину построиться за деревней. Несмотря на то что герой — простой труженик, у него всегда чисто и уютно в доме.

Автор, делая описание героя, представляет его как рассудительного и расчетливого хозяина, имеющего чувство достоинства. Он гостеприимный и, хотя не любит особо разговаривать, с рассказчиком вполне общителен и с интересом узнает о жизни в других местах. Хорь грамотно рассуждает о покупках, продажах товаров.

Добрый Калиныч

По цитатной характеристике, Калиныч является полной противоположность своему другу Хорю. Он вынужден работать на барский двор, причем собственное хозяйство оставляет желать лучшего. Единственное, в чем можно наблюдать порядок — это пасека, поскольку пчелы любят чистоту.

Для барина герой готов практически на все. Он с почтительностью исполняет каждую просьбу, сопровождает помещика на охоте, поскольку хорошо разбирается в птицах и может определить их вид по одному пению. Калиныч очень любит природу, а также часто собирает ягоды для господ.

 характерстика хорь и калиныч анализ

Из отличительных черт внешности крестьянина можно выделить:

  • высокий рост;
  • худощавое телосложение;
  • смуглое лицо;
  • небольшая редкая борода.

Герой отличается простодушием и открытой душой. Ходит он неспешно, никуда не торопясь. При разговорах словно подбирает каждое слово, поскольку речь медленная. Своим другом — Хорем, Калиныч воспринимается как неисправимый мечтатель и романтик.

В то же время крестьянин хорошо осведомлен о действии лечебных трав, умеет готовить из них лекарственные средства. Кроме того, мужчина славится хорошим голосом и великолепно поет. Несмотря на разные характеристики Хоря и Калиныча, герои являются хорошими друзьями.

Помещик Полутыкин

Персонаж рассказа изображен автором как мелкий помещик, который любит заниматься охотой. По характеру Полутыкин гостеприимный хозяин, причем довольно добрый, поскольку относится к своим крестьянам с пониманием и благодушием.

В то же время помещик славится своей праздностью. Он может заниматься различными пустяками. Например, попросить своего повара изменить до неузнаваемости рецепт какого-нибудь блюда, называя это французской кухней. Также Полутыкин постоянно мечтает найти богатую невесту и выгодно жениться, в результате чего вынужден предпринимать безуспешные попытки сватовства.

Характеристика хоря и калиныча

Автор описывает портрет помещика и дает характеристику героя «Хорь и Калиныч» с некоторой иронией. Помимо легкомыслия последнего, повествователь отмечает ограниченность барина. Например, тот постоянно может рассказывать один и тот же анекдот, цитаты, которые уже все запомнили.

Рассказ относится к жанру реалистичной литературы. В своем сочинении Тургенев показывает картину крестьянской Руси того времени на примере двух самых типичных представителей простого народа, какими являются Хорь и Калиныч. Анализ произведения помогает понять, что автор пытается показать жизнь простого народа и натуральные картинки окружающей природы. Несмотря на зависимость от барских господ, крестьяне не показаны глупыми людьми. У многих имеется собственное мнение на происходящие события.

«Хорь и Калиныч» главные герои

«Хорь и Калиныч» главные герои

Рассказ «Хорь и Калиныч» входит в цикл произведений Тургенева «Записки охотника». Главные герои «Хорь и Калиныча» – простые крестьяне, характеристики этих персонажей дают понятие о жизни крестьян в целом, об их мировосприятии и образе существования. В «Хорь и Калиныче» герои отображают уровень жизни в двух разных областях России. Повествование идет от лица рассказчика, близко общавшегося с этими простыми мужиками.

Характеристика героев «Хорь и Калиныч»

Главные герои

Зажиточный оброчный крестьянин, который не зависит от барина.

Этот мужик, благодаря своему уму и предприимчивости, сумел отделиться от зависимости хозяина, и ведет свое безбедное хозяйство, лишь раз в год заплатив барину оброк. Ему интересна практическая сторона жизни общественного строя. Это умный и расчетливый хозяин, внешне напоминает Сократа. Грамоты не знает, у него целое подворье детей, они живут с отцом, и только один из них умеет читать. Водит трогательную дружбу с Калинычем.

Калиныч

Крепостной крестьянин, бездетный вдовец.

Этот герой полностью зависит от своего барина, трудится на него в ущерб своему хозяйству. В порядке у него находится только пасека, так как в беспорядке пчелы не живут. Калиныч ближе к природе, он ее любит, и хорошо понимает. Он простодушный и открытый человек. Ему не важен его внешний вид, Калинычу больше по душе его слияние и связь с природой, с живыми существами. Калиныч дружит с Хорем, с любовью и уважением относится к своему приятелю.

Второстепенные персонажи

Полутыкин

Мелкий помещик, страстный охотник.

Полутыкин – хороший человек, но его праздность привела к тому, что он занимается всякими пустяками. Он незлой помещик, по-человечески относится к своим крестьянам.

Рассказчик

Наблюдательный мужчина средних лет.

От его лица идет рассказ, где он выглядит наблюдательным человеком, дающим объективную оценку людям, их отношению к жизни.

Здесь даны основные сведения о повести А. С. Пушкина «Пиковая дама», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой повести.

Краткие сведения о произведении

Александр Сергеевич Пушкин написал повесть «Пиковая дама» в 1833 году. Впервые она была опубликована 1834 году. Это романтическое мистическое произведение о соприкосновении человека с тёмными силами.

Главные герои повести

  • Германн — молодой человек, военный инженер, попавший в омут азартной карточной игры. Он расчётлив, хитёр и небогат, ему приходится экономить.
  • Графиня Анна Федотовна — капризная, деспотичная 87-летняя старуха, знающая секрет выигрышной комбинации карт.

Другие персонажи

  • Лизавета Ивановна — бедная девушка, воспитанница графини.
  • Томский — внук графини Анны Федотовны.
  • Нарумов — конногвардеец.
  • Чекалинский — богатый человек, наживший миллионы в карточной игре.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Германн — молодой военный инженер, сын обрусевшего немца. Он копит деньги, живёт скромно, не берёт в руки карт, а только следит за игрой.

Его приятель Томский рассказал историю о своей бабушке-графине. Она в Париже проиграла в карты крупную сумму и попросила деньги взаймы у графа Сен-Жермена. Тот отказал, но раскрыл ей секрет, благодаря которому графиня полностью отыгралась.

Германн прикинулся влюблённым в её воспитанницу Лизу, проник к графине и, умоляя и угрожая, пытался выведать тайну трёх выигрышных карт. Графиня, увидев у него пистолет, умерла от сердечного приступа.

На её похоронах Германну кажется, что графиня насмешливо на него посмотрела. Вечером к нему явился её призрак и назвал 3 карты: «Тройка, семёрка, туз». Но, чтобы выиграть, Германн должен был ставить не больше одной карты в сутки. Было и второе условие призрака — Германн должен был жениться на Лизе. Но он не женился на ней, а 3 карты стали его навязчивой идеей.

В Петербург приехал миллионер Чекалинский. Германн выиграл у него крупную сумму денег, поставив на тройку весь свой капитал.

У него стало вдвое больше денег, и на следующий день он их поставил на семёрку и, выиграв, удвоил свой капитал.

На третий день поставил все свои деньги на туза. Выпал туз, но Чекалинский сказал, что дама Германна проиграла. Недоумевающий Германн увидел, что каким-то невероятным образом поставил деньги на даму вместо туза.

На карте он увидел усмехающуюся пиковую даму, похожую на графиню. Германн разорился и попал в лечебницу для душевнобольных.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1

После игры в карты у конногвардейца Нарумова все присутствующие сели ужинать только в пятом часу утра. Один из гостей удивился, что молодой инженер Германн ни разу не взял в руки карты, а только смотрел на игру. Германн сказал, что игра его очень занимает, но он не может жертвовать необходимым, надеясь приобрести лишнее.

Томский рассказал о своей бабушке, которая лет 60 тому назад в Париже проиграла в карты большую сумму денег. Она велела мужу заплатить долг, но тот категорически отказался это делать.

Бабушка решила просить деньги в долг у графа Сен-Жермена. Тот сказал, что может помочь ей отыграться, и открыл ей тайну как это сделать. Бабушка в тот же вечер на карточной игре у королевы поставила 3 карты и отыграла свой проигрыш.

Тайну трёх карт она не открыла ни одному из своих 4 сыновей. Только одному молодому человеку, Чаплицкому, который впоследствии умер в нищете, промотав огромное состояние, бабушка открыла тайну, пожалев его. Чаплицкий отыгрался, заплатил проигрыш и остался ещё в выигрыше.

Глава 2

К старой графине пришёл её внук Томский и попросил позволения представить ей и привезти на бал своего приятеля. Графиня согласилась. Когда она ушла за ширмы, её воспитанница Лизавета Ивановна спросила Томского, кого он хочет представить. Тот ответил, что Нарумова. Девушка спросила, не инженер ли он. Томский ответил, что Нарумов кавалерист и спросил, почему она думала, что инженер. Но девушка не ответила, а только засмеялась.

Когда Томский вышел, Лизавета Ивановна стала смотреть в окно. Вскоре на улице показался молодой человек, у девушки зарумянились щёки, и она наклонила голову над шитьём.

Лизавете Ивановне тяжело было жить у своенравной, капризной графини. Девушка с нетерпением ждала избавителя, но молодые люди не желали жениться на бедной.

Однажды (через 2 дня после вечера, который описан в начале повести) Лизавета Ивановна сидела за пяльцами, нечаянно взглянула в окно и увидела молодого военного инженера, неподвижно стоящего и смотрящего на неё. Через 5 минут она снова взглянула — он продолжал стоять. Затем она около 2 часов прилежно шила, а когда позвали обедать, нечаянно взглянув на улицу, снова увидела офицера.

Дня через 2 девушка увидела его стоящего у подъезда, когда она садилась с графиней в карету.

С того дня в известный час молодой человек всегда появлялся под окнами дома графини.

Отец Германна был обрусевший немец. Он оставил сыну маленький капитал. Молодой человек хотел упрочить свою независимость и не касался даже процентов с этих денег, а жил только своим жалованием.

История о трёх картах так подействовала на его воображение, что он не спал всю ночь. На следующий вечер Германн, бродя по улицам Петербурга, мечтал о том, что познакомится с графиней, и она откроет ему тайну трёх карт. Чтобы войти к ней в доверии нужно время, она может в любой день умереть, да и анекдот о трёх картах может быть выдумкой. Подумав об этом, Германн решил, что его 3 верные карты, которые увеличат его капитал — это «расчёт, умеренность и трудолюбие».

На одной из улиц он увидел, что перед красивым домом останавливаются кареты, из них выходят господа и дамы и идут в дом. Германн спросил у будочника, чей это дом, и тот ответил: «Графини ***».

Молодой человек стал ходить около дома и думать о чудесной способности его хозяйки. Ночью ему приснился сон о том, что он выиграл в карты груды золотых монет и кипы ассигнаций.

На следующий день он снова, бродя по городу, очутился перед домом графини. В одном из окон он увидел девушку, которая склонила голову над книгой или рукоделием. Она взглянула на Германна, и «эта минута решила его учесть».

Глава 3

Однажды Германн незаметно передал Лизавете Ивановне записку, когда она садилась в карету вместе с княгиней. Возвратившись домой, девушка прочла письмо. В нём было признание в любви, списанное из немецкого романа.

В ответном письме Лизавета Ивановна написала, что знакомиться таким образом оскорбительно. На следующий день, увидев Германна, Лизавета Ивановна бросила письмо в форточку, и тот поднял его.

Через 3 дня девушка из модной лавки принесла Лизавете Ивановне записку от Германна, в которой он требовал свидания. Девушка разорвала записку и сказала, чтобы девушка больше не носила ей записок.

Но Германн находил другие способы посылать ей каждый день письма. Со временем Лизавета Ивановна стала на них отвечать, и однажды назначила ему свидание в доме графини. В этом письме она объяснила, как сегодня в половине двенадцатого проникнуть в её комнату пока она вместе с графиней будет на балу.

В 10 часов вечера Германн был уже перед домом графини и увидел, как она со своей воспитанницей уехала на бал.

Ровно в половине двенадцатого молодой человек зашёл в дом и, не встретив там швейцара и слуг, прошёл в спальню графини, а затем в кабинет, дверь в который находилась в спальне.

Когда графиня вернулась с бала и отослала из спальни горничных, к ней вышел из кабинета Германн. Он попросил открыть ему тайну трёх карт. Графиня стала уверять, что это была шутка. Германн долго умолял её, но старуха не отвечала. Тогда он вынул пистолет. Графиня от ужаса упала, и Германн понял, что она умерла.

Глава 4

Приехав домой после бала, Лизавета Ивановна пришла в свою комнату. Дверь отворилась, и вошёл Германн. Он всё рассказал девушке, и она поняла, что он не любит её, а мечтает только о деньгах. Лизавета Ивановна рассказала Германну как выйти из дома.

Глава 5

Германн явился в монастырь на отпевание графини, так как верил, что она после смерти может ему навредить. Когда он подошёл к гробу, ему показалось, что покойница насмешливо на него взглянула.

Ночью ему было видение женщины в белом платье. Это была графиня, она сообщила ему 3 карты: тройка, семёрка, туз. Потом добавила, чтобы в сутки он больше одной карты не ставил и потом уже всю жизнь не играл в карты. Графиня сказала, что простит Германну её смерть, если он женится на Лизавете Ивановне.

Глава 6



Нарумов представил Германна Чекалинскому, у которого собиралась богатая молодёжь играть в карты.

В первый день Германн поставил тройку и выиграл 47 тысяч, на второй день поставил семёрку и выиграл 94 тысячи. На третий вечер Германн поставил туз и считал, что выиграл, но вместо туза оказалась пиковая дама. Молодой человек не мог понять, как он мог так ошибиться. Ему показалось, что пиковая дама усмехнулась, и он узнал в ней графиню. «Старуха!» — воскликнул он в ужасе.

Заключение

Сошедший с ума Германн находится в 17-м номере Обуховской больницы и весь день быстро бормочет: «Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама!..»

Лизавета Ивановна сейчас замужем за сыном бывшего управителя, служившего у графини. У Лизаветы Ивановны есть воспитанница — бедная родственница.

Заключение к краткому пересказу

В повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» раскрыты темы:

  • судьба, рок;
  • фортуна;
  • власть денег, жажда обогащения.

Основная мысль (идея) повести «Пиковая дама»: страшная власть наживы, азарта может погубить личность и душу человека.

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

В январе 1847 года в культурной жизни России и в творческой судьбе Тургенева произошло знаменательное событие. В обновленном журнале «Современник», арендованном у П.А. Плетнева друзьями Тургенева Н.А. Некрасовым и И.И. Панаевым, в отделе «Смесь» был опубликован очерк из народного быта «Хорь и Калиныч». Вероятно, и сам автор, и некоторые члены редакции не надеялись на тот шумный успех, который выпал на его долю. Даже место, ему отведенное, оставляло желать лучшего: набранный мелким шрифтом, помещенный среди заметок на агрономические, хозяйственные и прочие темы, «Хорь и Калиныч», на первый взгляд, должен был затеряться в них.

Однако случилось непредвиденное: читатели не только заметили очерк Тургенева, но и предпочли его другим публикациям. Чем объяснить этот успех? Может быть, актуальностью темы? Но в русской литературе уже существовали признанные мастера в жанре рассказа и повести из народного быта — В.И. Даль и Д.В. Григорович. Так что читательский интерес к тургеневскому очерку порождался совсем другими причинами.

Впервые на них указал Белинский: «Не удивительно, что маленькая пьеска «Хорь и Калиныч», — писал он, — имела такой успех: в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил» См.: Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. — М., 1956. — Т. 10. — С. 346.. Как же освещали народную жизнь предшественники Тургенева? Даль интересовался преимущественно внешней, этнографической стороной народного быта. В его очерках создавался обобщенный тип крестьянина-русака, носителя коллективных начал народной жизни. Григорович, напротив, изображал с теплым сочувствием повседневную, домашнюю жизнь мужика, страдающего от самодурства помещика, от притеснений или равнодушия своих деревенских соседей. Как типичный «маленький человек», он вызывал у читателя чувство жалости и сострадания.

Публикацией «Хоря и Калиныча» Тургенев совершил своего рода «коперниковский переворот» в художественном решении темы народа. В двух крестьянских характерах он представил коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы ее дальнейшего роста и становления. Перед лицом практического Хоря и поэтического Калиныча потускнел образ их господина, помещика Полутыкина. Именно в крестьянстве нашел Тургенев «почву, хранящую жизненные соки всякого развития» См.: Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. — М., 1956. — Т. 10. — С. 368., а значимость личности «государственного человека» поставил в прямую зависимость от глубины ее связей с этой «почвой»: «Из наших разговоров с Хорем я вынес одно убежденье, которого, вероятно, никак не ожидают читатели, — убежденье, что Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях» См.: Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения. — Т. 4. — М., 1980. — С. 18..

С такой стороны к крестьянству в конце 1840-х годов не заходил даже Некрасов. Да и позднее, в 1860-е годы, Добролюбов напоминал, что «полного и жизненного, естественного воспроизведения народного быта» можно достичь лишь уяснением значения «низших классов» «в государственной жизни народа» См.: Добролюбов Н.А. Собрание сочинений: В 9 т. — М.; Л., 1963. — Т. 6. — С. 54.. В этих словах критика-демократа указывался такой масштаб освещения народной жизни, какой уже заключал в себе очерк Тургенева, но какой и в 1860-е годы был не по плечу демократической беллетристике.

Вдохновленный успехом первого очерка, Тургенев стал писать другие, внутренне ощущая единый замысел антикрепостнической книги, поэтическим ядром которого оказался очерк «Хорь и Калиныч». Условно говоря, Тургенев подошел к народу с «толстовской» стороны: он нашел в жизни народа ту значительность, тот общенациональный смысл, который Толстой положил потом в основу художественного мира романа-эпопеи.

Наблюдения над характерами Хоря и Калиныча у Тургенева не самоцель: «мыслью народной» выверяется здесь жизнеспособность «верхов». От Хоря и Калиныча эта мысль устремляется к русскому человеку, к русской государственности. И вот мы уже читаем, что из разговоров с Хорем охотник вынес убеждение: «Русский человек так уверен и споен силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. Что хорошо — то ему и нравится, что разумно — того ему и подавай…» См.: Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения. — Т. 4. — М., 1980. — С. 18. (С., IV, 18). Тургенев выводит своих героев к природе, сливает их с нею, устраняя резкие границы между отдельными характерами. Этот замысел ощутим в сопоставлении обрамляющих книгу очерков: от «Хоря и Калиныча» вначале — к «Лесу и степи» в конце. Хорь погружен в атмосферу лесной обособленности: его усадьба располагалась посреди леса на расчищенной и разработанной поляне. А Калиныч своей бездомностью и душевной напевностью сродни степным просторам, мягким очертаниям пологих холмов, кроткому и ясному вечернему небу.

Успех «Хоря и Калиныча», таким образом, был не случаен: здесь Тургенев выступил как новатор, как зрелый мастер народного рассказа, здесь определился антикрепостнический пафос всей книги, заключавшийся в изображении сильных, мужественных, ярких народных характеров, существование которых превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несовместимое с национальным достоинством русского человека. Вслед за «Хорем и Калинычем» в «Современнике» 1847—1851 годов были опубликованы и другие очерки, которые в 1852 году Тургенев собрал и напечатал в отдельном двухтомном издании.

Когда очерки вышли и свет отдельной книгой, в творческой биографии Тургенева произошло еще одно событие, разгадка которого приоткрывает тайну глубокого своеобразия художественного мира «Записок охотника», В то время, когда читатели Москвы и Петербурга нарасхват раскупали томики «Записок охотника», в московском цензурном комитете возник переполох и началось необычное следствие. По личному распоряжению Николая I цензор, пропустивший книгу в печать, был отстранен от должности. Что же произошло? Почему так всполошилась цензура? Ведь все рассказы, за исключением «Двух помещиков», в течение пяти лет она беспрепятственно пропускала на страницы «Современника». Может быть, Тургенев изменил свои рассказы, готовя книгу к отдельному изданию? Нет, содержание рассказов не изменилось. Значит, обличительный пафос книги Тургенева возрос не за счет переделки рассказов, а в результате сложного образного взаимодействия между ними.

Ощущая эстетическую целостность картины, складывающейся из совокупности всех «Записок охотника», Тургенев набрасывал одну за другой знаменитые «программы»; расположению рассказов в книге он придавал очень большое значение, испробовав, по крайней мере, около девяти вариантов их расстановки. Возникала не простая подборка тематически однородных рассказов — рождалось единое художественное произведение, внутри которого действовали сложные образные взаимосвязи. Посмотрим, как от рассказа к рассказу нарастает в тургеневской книге мотив несообразности и нелепости всего крепостнического уклада русской жизни.

В «Хоре и Калиныче» есть эпизод о тяжбе помещика Полутыкина с соседом: «Сосед Пичуков запахал у него землю и на запаханной земле высек его же бабу» См.: Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения. — Т. 4. — М., 1980. — С. 19.. Эта случайная деталь выпадает из композиционного единства очерка, о ней и сообщается мимоходом: главный интерес автора сосредоточен на образах Калиныча и Хоря. Но художественная деталь, обладающая относительной самостоятельностью, легко включается в далекий контекст. В «Однодворце Овсяникове» курьезы помещичьего размежевания, непосильным бременем ложащиеся на плечи крепостных крестьян, развертываются в целую эпопею крепостнических самодурств и бесчинств. Рассказы Овсяникова о дворянских междоусобицах, об издевательствах богатых помещиков над малой братией — однодворцами — уводят повествование в глубь русской истории, до удельной, боярской Руси.

Постепенно, от очерка к очерку, от рассказа к рассказу, нарастает в книге художественная мысль о пагубности крепостничества. В «Однодворце Овсяникове» история превращений неграмотного французского барабанщика Леженя в учителя музыки, гувернера и, наконец, в русского дворянина — не более чем казус. Но в следующем очерке — «Льгов» охотник натыкается у сельской церкви на почерневшую урну с надписью: «Под сим камнем погребено тело французского подданного, графа Бланжия». Судьба барабанщика Леженя повторяется в ином варианте. И тут же начинается рассказ о господском рыболове Сучке, который вот уже семь лет приставлен ловить рыбу в пруду, в котором рыбы не водится.

Жизнь Сучка, подобно жизни Леженя, — сплошная цепь комических несообразностей, играющих по своему произволу человеческой судьбой. В каких только должностях не пришлось побывать Сучку по сумасбродной воле господ: обучался он сапожному ремеслу, был казачком, поваром, кучером, кофишенком, рыболовом, актером, форейтором, садовником, доезжачим, снова поваром и опять рыболовом. Аналогичным образом складываются судьбы многих других героев «Записок охотника»: шумихинского Степушки, скотницы Аксиньи с садовником Митрофаном из «Малиновой воды»; псаря Ермилы, у которого собаки никогда не жили, из «Бежина луга».

Характер помещика Полутыкина набрасывается в «Хоре и Калиныче» легкими штрихами: походя упоминается о его французской кухне, о конторе, которая им упразднена. Но «полутыкинская» стихия оказывается не столь случайной и безобидной. Мы еще встретимся с барскими конторами в особом очерке «Контора», мы еще увидим «полутыкинское» в жутковатом образе «мерзавца с тонкими вкусами», «культурного» помещика Пеночкина.

В Пеночкиие остро схвачено Тургеневым общественное явление, выходящее далеко за провинциальные пределы. Тургенев в одном из писем к А.И. Герцену повторил характеристику Пеночкина применительно к московскому обер-полицмейстеру Ахматову.

В «Записках охотника» разоблачаются и катастрофические экономические последствия «цивилизаторской» деятельности крепостников, подрывающей сами основы труда крестьянина на земле. В «Двух помещиках» рассказывается о хозяйственной деятельности важного сановника, вздумавшего было все свои поля засеять маком: «Мак, дескать, дороже ржи, следовательно, сеять мак выгоднее». С деятельностью этого сановника перекликается «хозяйствование» Чертопханова Пантелея Еремеевича. Этот «избы крестьянам по новому плану перестроивать начал… по три двора вместе ставил треугольником, а на середине воздвигал шест с раскрашенной скворечницей и флагом… Около того же времени повелел он всех подданных своих… перенумеровать и каждому на воротнике нашить его нумер…» См.: Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения. — Т. 4. — М., 1980. — С. 302.. В бесчинствах провинциального помещика, как в капле воды, отражаются бесчинства иного, государственного ранга. Вспомним, например, Аракчеева — организатора военных поселений.

Тургенев показывает развращающее воздействие крепостнического самодурства на психологию народа. Человек, подобный Кузьме Сучку, перестал быть хозяином своей судьбы и привык к противоестественному порядку вещей. Когда охотник в «Двух помещиках» спрашивает буфетчика Василия, за что его наказали, он слышит в ответ: «А поделом, батюшка, поделом. У нас по пустякам не наказывают… У нас барин не такой… такого барина в целой губернии не сыщешь» См.: Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения. — Т. 4. — М., 1980. — С. 185.. Одна крестьянская судьба цепляется в книге Тургенева за другую, возникает единая, «хоровая» судьба народа в беззаконной, крепостнической стране. Со страниц «Записок охотника» встает монументальный образ крепостного строя жизни, губительно влияющего на жизнь всей русской нации.

Этот образ охватывает и природу. Через всю книгу проходит повторяющийся мотив изуродованного, безжизненного пейзажа. Впервые он появляется в «Хоре и Калиныче», где сообщается об орловской деревне, расположенной близ оврага. В «Певцах» деревня Колотовка рассечена на две половины «страшным оврагом», его не оживляют ни растительность, ни ключи. Образ страшного, проклятого людьми урочища возникает в «Бежине луге»: это Варнавицкий овраг, в котором бродит призрак грозного барина Ивана Ивановича.

Природа у Тургенева — образ универсальный, объединяющий обращенные к нему «частные» образные миры, собирающий в живое единство отдельные очерки и рассказы книги. По законам природной жизни возникают и разрешаются в «Записках» многочисленные конфликты, в том числе и конфликт основной, между двумя Россиями — «живой» и «мертвой». В мире людей, живущих в союзе с природой, зло и неправда относительны, как духота и зной. В жизни, как она изображается Тургеневым, есть своя диалектика, приводящая крайние проявления бытия к «снимающему», гармоническому разрешению.

В книге Тургенева захватывается всероссийский социальный конфликт, сталкиваются и спорят друг с другом две России: официальная, крепостническая, мертвящая жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянская, живая и поэтическая, с другой. И все герои, эту книгу населяющие, так или иначе тяготеют к двум полюсам — «мертвому» или «живому».

Характеризуя героев из народа, Тургенев выходит за пределы «частных» индивидуальностей к общенациональным силам и стихиям жизни. Характеры Хоря и Калиныча, как два полюса магнита, начинают притягивать к себе всех последующих, живых героев книги. Одни из них тяготеют к поэтичному, душевно-мягкому Калинычу, другие — к деловому и практичному Хорю.

Устойчивые, повторяющиеся черты у поэтически одаренных героев Тургенева проявляются даже в портретных характеристиках: внешний облик Калиныча перекликается с портретом Степушкн и Касьяна. Родственных героев сопровождает, как правило, пейзажный лейтмотив.

Такую же роль играет в книге тема музыкальной одаренности русского народа. Впервые она заявляет о себе опять-таки в «Хоре и Калиныче» — поэтическом «зерне» «Записок охотника»: пост Калиныч, а Хорь ему подтягивает. В «Малиновой воде» в жаркий полдень сходятся у ключа на берегу реки Исты очень разные люди: дворянин-охотник, несчастный Степушка, бывший дворецкий Туман, крестьянин-ходок Влас. Неторопливо ведется рассказ о судьбах каждого, но есть в них и нечто общее: все герои — неудачники, все не имеют прочного жизненного «гнезда». И в конце очерка, как отзвук на общее всем героям настроение, «на другом берегу голос незнакомого певца затянул песню, да такую унылую… пригорюнился мой бедный Влас» См.: Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения. — Т. 4. — М., 1980. — С. 240.. Песня сближает людей: сквозь отдельные судьбы она ведет к судьбе общерусской, роднит героев между собою. Песня Якова Турка в «Певцах» «Не одна в поле дороженька пролегала» собирает в фокус лучшие душевные порывы Калинычей, Касьянов, Власов, Ермолаев и их подрастающую смену — детишек из «Бежина луга». Ведь мирный сон крестьянских детей у костра под звездами тоже овеян мечтой о сказочной земле, в которую верит, которую ищет странник Касьян. В ту же страну обетованную, где «живет человек в довольстве и справедливости», зовет героев протяжная русская песня Якова: «Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль» См.: Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения. — Т. 4. — М., 1980. — С. 241..

От рассказа к рассказу растет и крепнет в «Записках охотника» русское единство, формируются групповые образы. В переходах от одного героя к другому — от Калиныча к Касьяну, от Касьяна к Якову — групповые качества не просто повторяются: происходит духовный рост, лучшее цементируется и крепнет, слабое отсеивается и отпадает. Хорь, например, человек достаточно сложный. Он обладает «государственным складом ума», он хитер и независим. Но в его хитрости есть некоторый эгоизм: он предпочитает жить в одиночку и к народному «миру» доверия не питает. Тип Хоря в пределах очерка незавершен и открыт навстречу другим родственным ему героям. Худшие стороны его характера наследует бурмистр Софрон. Лучшие — однодворец Овсяников: как и Хорь, он практичен, положителен и терпим ко всякой разумной новизне. Но в отличие от Хоря Овсяников совершенно открыт и бескорыстен: вся округа уважает праведника, люди идут к нему за помощью и советом.

Еще более наглядно изменяется групповой образ в смене героев с поэтическим складом характера. О близости Калиныча к природе говорится немного. В Ермолае она уже наглядно изображается. А в Касьяне «природность» не только достигает полноты, но и одухотворяется высоким нравственным чувством. Нарастает мотив правдолюбия и правдоискательства, тоски но идеалу совершенного мироустройства. Поэтизируется готовность самопожертвования, бескорыстной помощи человеку, попавшему в беду. Эта черта русского характера достигает кульминации в рассказе «Смерть»: русские люди, «умирают удивительно», ибо в час последнего испытания они думают не о себе, а о других, о ближних. Это помогает им стойко и мужественно принимать смерть. Это также мы увидим в рассказе «Живые мощи», где Лукерья перед смертью будет думать не о себе, а попросит барина, чтобы уменьшили оброк с крестьян.

Антикрепостнический пафос книги Тургенева заключается в том, что к гоголевской галерее мертвых душ писатель добавил галерею душ живых. Крестьяне в «Записках охотника» — крепостные, зависимые люди, но рабство не превратило их в рабов: духовно они свободнее и богаче жалких полутыкиных и жестоких пеночкиных.

Живой, целостный образ народной России увенчивает в книге Тургенева природа. Лучшие герои «Записок охотника» не просто изображаются «на фоне» природы, а выступают как продолжение ее стихий, как духовная их кристаллизация. Чаще всего они неожиданно «являются» перед взором охотника: из игры света и тени в березовой роще рождается поэтичная Акулина в «Свидании», из грозовой ненастной мглы, раздираемой фосфорическим светом молний, появляется загадочная фигура Бирюка. Тургенев изображает в «Записках охотника» скрытую от многих взаимную связь всего в природе: человека и реки, человека и леса, человека и степи.

Едва ли не ведущая роль в создании эстетического единства книги принадлежит охотнику-рассказчику. В нем есть удивительный талант приобщения, его присутствие никого не стесняет и часто остается как бы незамеченным. И хотя он дворянин, в строе мыслей и чувств повествователя важно совсем другое. Он — охотник, коренной русский человек. На этой общей для барина и мужика основе возникает особый характер взаимоотношений рассказчика с людьми из народа. Эти люди доверчиво сообщают ему свои тайны, обнажая перед ним интимные уголки своих душ. Повествователь ловит минуты таких сердечных откровений. Именно потому Россия в «Записках охотника» схвачена на поэтическом взлете, на едином дыхании. Охотнику широко доступно чужое «я», чувства и переживания человека из народа. Как Касьян-правдоискатель, он тоже человек бессемейный, непоседа и правдолюбец, скитающийся по Руси. Как Ермолай и Калиныч, он тонко чувствует лес вплоть до каждого дерева и каждой птицы в нем, степь вплоть до каждого насекомого и каждой былинки в ней.

Повествование от лица охотника освобождает Тургенева от одностороннего, узкопрофессионального, писательского взгляда на мир, сохраняет непреднамеренную простоту устной речи, придает картине жизни полнокровное эпическое дыхание. «Фраза Тургенева, — заметил известный французский критик XIX века, знаток русской литературы Мельхиор де Вогюэ, — течет медленно, как воды великих русских рек… Она останавливается и все захватывает с собою — и жужжание пчелы, и крик ночной птицы, и тихое, замирающее дуновение ветерка» См.: Ковалев В.А. «Записки охотника» И.С. Тургенева. Вопросы генезиса. — Л., 1980. — С. 128..

В «Записках охотника» Тургенев впервые ощутил Россию как единство, как живое художественное целое. По отношению к этому универсальному образному миру с его внутренней гармонией будет оцениваться жизнеспособность лучших героев в романах Тургенева, да и в творчестве других русских писателей. В ряду тургеневских преемником упоминают в этом случае Николая и Глеба Успенских, Левитова, Решетникова, Слепцова, Эртеля, Засодимского и др. Далее традицию ведут к Чехову, Короленко и от них к Горькому с его циклом «По Руси»,

Но значение «Записок охотника» этим не ограничивается. Книга Тургенева открывает 60-е годы в истории русской литературы, предвосхищает их. Прямые дороги от «Записок охотника» идут не только к романам Тургенева, но и к эпосу «Войны и мира» Толстого.

Образ России «живой» в «Записках охотника» в социальном отношении не однороден. В книге есть целая группа дворян, наделенных национально-русскими чертами характера. Таковы, например, мелкопоместные дворяне типа Петра Петровича Каратаева или однодворцы, среди которых выделяется Овсяников. Живые силы нации Тургенев находит и в кругу образованного дворянства. Василий Васильевич, которого охотник называет Гамлетом Щигровского уезда, мучительно переживает свою беспочвенность, свой отрыв от России, от народа. Он с горечью говорит о том, как полученное им философское образование превращает его в умную ненужность. В «Записках охотника» неоднократно показывается, что крепостное право враждебно как человеческой природе мужика, так и нравственному достоинству дворянина, что это общенациональное зло, пагубно влияющее на жизнь того и другого сословия. Поэтому живые силы нации писатель находит и в крестьянской и в дворянской среде. Любуясь деловитостью или поэтической одаренностью русского человека, Тургенев приводит читателя к выводу, что в борьбе с этим общенациональным врагом должна принять участие вся «живая» Россия, не только крестьянская, но и дворянская.

Как ни восхищен Тургенев поэтической мощью и нравственной чистотой России народной, он замечает, тем не менее, что века крепостной неволи отучили народ чувствовать себя хозяином родной земли, гражданином. Эта мысль особенно тревожит писателя в созданных вслед за прославленными «Записками охотника» новыми повестями из народного быта, над которыми Тургенев работал в трудных условиях.

В 1852 году он был арестован по обвинению в нарушении цензурных правил при публикации статьи, посвященной памяти Н.В. Гоголя. Но это обвинение было использовано как удобный предлог. Истинной же причиной ареста были «Записки охотника» и связи писателя с прогрессивными кругами революционной Европы — Бакуниным, Герценом, немецким поэтом и революционером Гервегом и др. Месяц Тургенев провел на съезжей адмиралтейской части в Петербурге, а потом, по высочайшему повелению, был сослан в родовое имение Спасское под строгий надзор полиции и без права выезда за пределы Орловской губернии.

В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» (1861 г.) рассказывается о ярком представителе нигилизма Евгении Базарове. Писатель показал бунтаря, отрицавшего сложившиеся порядки и всё то, что не приносит конкретную практическую пользу. Этот тип мировоззрения появился в России в 19 веке, им стали увлекаться многие из молодых людей. Один из них — молодой дворянин Аркадий Кирсанов, попавший под влияние своего старшего друга. Сравнительная характеристика Базарова и Аркадия поможет понять отличие нигилизма Базарова от нигилизма Аркадия Кирсанова.

Происхождение, воспитание, образование

Отец Евгения Базарова служил полковым лекарем, за заслуги был пожалован в дворяне. Мать была небогатой столбовой дворянкой. По линии матери дворянство не передавалось, а отец стал дворянином уже после рождения сына, поэтому неизвестно, был ли Евгений дворянином. Скорее всего, нет, ведь он говорит о дворянах так, как будто сам к этому сословию не принадлежит. В имении его матери, которым руководил отец, было 22 крепостных человека.

Аркадий родился в дворянской семье. Дед его был боевым генералом 1812 года, а отец — помещиком, у которого было имение и 200 крепостных людей.

Базаров, воспитывавшийся в семье военного доктора, перенял у отца интерес к медицине и естественным наукам и поступил на медицинский факультет Петербургского университета. В будущем году он хотел держать экзамен на доктора. Базаров считал, что воспитал себя сам: «Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я, например…» (глава VII).

Аркадий воспитывался с 10 лет только отцом, потому что мать его скончалась. Отец, Николай Петрович Кирсанов, был не очень умелым помещиком и чувствительным человеком, любившим музыку, поэзию, природу. Под влиянием отца Аркадий тоже начал понимать и любить природу и искусство. После учёбы в Петербургском университете ему было присвоено звание кандидата (на каком факультете он учился автор не указал).

Оба отца, и Василий Иванович Базаров, и Николай Петрович Кирсанов, очень любили своих сыновей. Николай Петрович даже прожил с Аркадием три зимы в Петербурге, стараясь знакомиться и общаться с друзьями сына.

Портрет: описание внешности, манеры поведения, речевая характеристика

Евгений Базаров — высокий молодой человек. Выражение его худого длинного лица показывало ум и самоуверенность. Он был тёмно-белокур, на щеках его красовались висячие бакенбарды. На свою одежду Евгений обращал мало внимания, одевался в длинный балахон с кистями. Он не считает нужным соблюдать вежливость в обращении с людьми, с иронией относится к тем, кто соблюдает правила хорошего тона. Манеры его небрежны, ведёт себя Базаров всегда свободно, раскованно, говорит «ленивым, но мужественным голосом». Он немногословен, предпочитает говорить только по делу, а не разглагольствовать на отвлечённые темы.

Внешность Аркадия автор не описывает, читатель узнаёт только что он загорелый, безбородый. Ему «минул двадцать третий год», выглядит он «молоденьким мальчиком», голос у него звонкий, юношеский. Одевается он хорошо, опрятно, ведёт себя вежливо. В речах Аркадия чувствуется влияние нигилистических взглядов Базарова и гордость своими передовыми воззрениями.

Отношение героев друг к другу

Аркадий Кирсанов познакомился с Евгением Базаровым недавно, не раньше прошлой зимы, и успел попасть под его влияние. Аркадий очень ценит дружбу с Базаровым, хочет быть похожим на него, также отрицать авторитеты и принципы. Перед отцом и дядей он уверенно и с важностью излагает идеи нигилизма. «Мы ломаем, потому что мы сила», — вторит Аркадий своему старшему другу. Но, «напялив» на себя эти идеи, он в глубине души остаётся им чуждым.

Базаров относится к Аркадию снисходительно, при общении с ним выражения не выбирает, например, заявляет ему: «Ты, брат, глуп ещё…» (глава XIX), насмешливо называет его нежной душой, размазнёй.

Прощаясь с Аркадием, Евгений покровительственно говорит ему: «Ты славный малый; но ты всё-таки мякенький, либеральный барич…» (глава XXVII)

Образ жизни

Приехав после учёбы домой, Аркадий наслаждался отдыхом, иногда ходил с Базаровым на прогулку. Но Евгений ходил не на обычные прогулки без цели, а собирал травы и насекомых. Даже в гостях у Кирсановых он много занимается, изучает природу, ставит химические и физические опыты.

В конце романа Тургенев пишет об Аркадии как о «рьяном хозяине», который сумел сделать так, что имение в Марьине стало приносить значительный доход.

Характер



Базаров — человек с сильной волей и жёстким характером. Он энергичен, самоуверен, беспринципен, холоден, скептичен, целеустремлён. Его отличает смелость и резкость в суждениях, прагматичность и даже циничность.

Аркадий, в отличие от Базарова, довольно слабовольный молодой человек, он подсознательно ищет себе наставника. По натуре этот юноша очень добр, у него чистая, светлая душа. Ему присущ романтичный настрой души, характер у него спокойный, уравновешенный.

Отношение к природе, искусству, поэзии

Аркадий был воспитан отцом, который любил поэзию, музыку, природу, поэтому тоже любил литературу, искусство, природу. Но, решив стать нигилистом, принялся говорить, что то, что не приносит материальной пользы, не имеет право на существование. Иногда, начав восхищаться природой, Аркадий вспоминал, что он нигилист, и умолкал. Он и музыку классическую любил, но конечно, не говорил об этом Базарову, смеявшемуся над его отцом, что он в 44 года играет на виолончели.

Отношение Базарова к поэзии, искусству, природе передают следующие его высказывания:

  • «Рафаэль гроша медного не стоит…» (глава X).
  • «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» (глава VI).
  • «Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (глава IX).

Отношение к женщинам, к любви

Базаров был «великий охотник до женщин и женской красоты», но относился к ним, как к предмету анатомии. Для него они все были «бабы» («…баба с мозгом», говорит Евгений об Одинцовой).

Цинизм Базарова виден в следующих словах, которые говорит он Аркадию об Одинцовой: «Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа» (глава XV); «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр» (глава XV).

До встречи с Одинцовой Базаров относился к любви как к напускному чувству, «вздору». Любовь к Одинцовой стала сильным ударом по убеждениям Евгения. Он пытался подавить в себе это чувство, но любовь оказалась сильнее его железной воли.

Аркадия, который хоть и благоговел перед своим старшим другом и хотел быть на него похожим, всё же коробили его высказывания об Одинцовой. Сам он о ней говорит: «Что за чудесная женщина Анна Сергеевна» (глава XVI). Аркадий восхищался ею, ему даже казалось, что он в неё влюблён, но хорошо и свободно юноше было только с Катей, младшей сестрой Одинцовой. В конце концов, он понял, что любит Катю, и что свои идеалы искал не там, где следовало, что его идеалы — любовь и семья.

Сравнительная характеристика Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова (таблица)

Параметры сравнения Евгений Базаров Аркадий Кирсанов
Происхождение, воспитание Родился в семье разночинца (полкового лекаря), впоследствии за заслуги пожалованного в дворяне. Мать — столбовая дворянка. От отца он перенял интерес к естественным наукам, к медицине. Базаров считает, что воспитал себя сам. Родился в семье дворянина. Отец был помещиком, очень чувствительным человеком. Под его влиянием Аркадий стал понимать и любить искусство, поэзию, природу.
Образование Учится на медицинском факультете Петербургского университета. Окончил Петербургский университет, получил звание кандидата.
Возраст Около 30 лет (он примерно одного возраста с Одинцовой, которой 28 лет). 23 года.
Портрет: внешность, манера поведения Рост высокий, лицо длинное, худое, волосы тёмно-белокурые, висячие бакенбарды. Одевается и ведёт себя небрежно. О внешности Аркадия сказано только, что он загорелый и безбородый и что выглядит «молоденьким мальчиком». Одевается и ведёт себя прилично.
Характеристика речи Говорит лениво, но мужественным голосом. Речи его отрывочны и немногосложны, так как предпочитает не говорить на отвлечённые темы. Голос юношеский, звонкий. В речах чувствуется гордость своими нигилистическими взглядами на жизнь.
Образ жизни В Марьино и в имении отца Базаров работает: изучает природу, производит физические и химические опыты. Окончив учёбу в университете, Аркадий в родном имении отдыхает, сибаритствует.
Черты характера Энергичность, самоуверенность, скептичность, целеустремлённость, сильная воля. Слабоволие, романтизм, уравновешенность, доброта.
Отношение друг к другу Относится к Аркадию покровительственно, снисходительно, часто насмешливо. Он понимает, что скоро их пути разойдутся. Находится под влиянием Евгения, желает быть на него похожим, но увлечение идеями нигилизма у него поверхностно.
Отношение к природе, поэзии, искусству К природе относится как к мастерской, искусство и поэзию считает бесполезными для людей. Любит природу, классическую музыку, поэзию, но предпочитает скрывать это от Базарова.
Отношение к женщинам, к любви Для него все женщины — «бабы» и предмет анатомии, но женскую красоту он ценит. Любовь для него — «вздор». Старался подавить в себе любовь к Одинцовой, но перед смертью признался Анне Сергеевне, что любил её. Для него любовь — не «вздор», как для Базарова. Полюбив Катю Локтеву, он понял, что для него идеал — это семейная жизнь с любимой женщиной.
Вывод Евгений Базаров — натура сильная, Аркадий Кирсанов — слабая, поддающаяся влиянию людей с сильным характером. Влияние Базарова на него ослабло, и Аркадий, полюбив девушку с сильным характером, попал под её влияние и отказался от нигилистических идей.

Вывод



Образ Аркадия Кирсанова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» выведен автором для того, чтобы показать одиночество главного героя, нигилиста Евгения Базарова. Сравнительная характеристика Базарова и Аркадия показывает, что юный Кирсанов — не единомышленник Евгения, а его временный попутчик, примкнувший к нему из молодой дерзости, из юношеского задора.

  • Портрет феди из рассказа бежин луг 6 класс
  • Портрет сына тропинин сочинение
  • Портрет рассказ на дзен истории любви
  • Портрет писанный масляными красками как пишется
  • Портрет пирогова из рассказа чудесный доктор