Портрет дориана грея как аргумент к итоговому сочинению

Введение красота это явление очень спорное. с давних времен существует выражение красота спасет мир, но о какой красоте

Введение

Красота – это явление очень спорное. С давних времен существует выражение «Красота спасет мир», но о какой красоте – внешней или внутренней – идет речь? Даже внешне идеальный человек внутри может оказаться пустым, равнодушным и эгоистичным, а внешне неприметный и даже некрасивый человек – добрым, милосердным и искренним. Внутренняя красота помогает показать истинное лицо человека, она способна скрасить даже самые неприятные дефекты наружной внешности.

Тема красоты в любом ее проявлении всегда интересовала мыслителей и ценителей слова. О внутренней и внешней красоте рассуждали и русские, и зарубежные писатели, поэты и драматурги. Очень часто они показывали, что внешне непривлекательный человек обладает богатым внутренним миром, а человек с очень красивой внешностью имеет пустое сердце.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Тема несоответствия внешней и внутренней красоты звучит в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Элен – внешне очень красивая женщина. Это представительница светского общества, поэтому ее улыбка и внешность в целом однообразна, всегда без изменений. Одевается Элен по последней моде, что очень ценится окружающими. Заученные фразы, изящные манеры позволили Элен скрыть свое ничтожество. Героиня похожа на статую, которая имеет красивую наружность, но пустоту внутри. У Элен будто нет души, она равнодушна как ко всему, что ее окружает, так и к самой себе. Данная героиня олицетворяет безнравственность и ничтожность, это воплощение внутренней пустоты. Элен глупа, не умеет мыслить и рассуждать. За внешней оберткой скрывается бездуховность. Образу Элен Курагиной противопоставлены образы главных героинь – Наташи Ростовой и княжны Марьи. Наташа с детства росла некрасивым ребенком. Автор большое внимание уделяет этой детали. Однако Наташа Ростова имела большое и искреннее сердце, глубокую душу. Все это позволяло героине привлекать к себе внимание. Окружающие всегда любовались живой и веселой девушкой. Для автора она была идеалом женской красоты. Л.Н. Толстой не наделяет внешней красотой и Марью Болконскую. Противоположный пол не обращает на нее никакого внимания, потому что она некрасива. Однако героиня обладает богатым внутренним миром. Княжна Марья добра и милосердна, способна к самопожертвованию. Внутренняя красота Наташи Ростовой и Марьи Болконской побеждает внешнюю красоту Элен Курагиной. В ходе повествования последняя умирает, а Наташа и княжна Марья обретают семейное счастье. Так, Л.Н. Толстой в своем произведении поднимает тему истинной и ложной красоты.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

На тему внешней и внутренней красоты рассуждал и Ф.М. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание». Лужин и Свидригайлов – второстепенные персонажи. Они очень богаты, поэтому имеют соответствующую внешность. Однако привлекательные наружные черты скрывает пустую и ничтожную душу. На протяжении своей жизни и Лужин, и Свидригайлов совершают различные злые поступки. Ради собственного благополучия и собственной выгоды они готовы на все, даже пойти по головам. Образам Свидригайлова и Лужина противопоставлен образ Сонечки. Бедная девушка Соня Мармеладова не имеет средств к существованию. Чтобы прокормить свою семью, ей приходится пойти по желтому билету. Автор описывает героиню как девушку, не обладающую особой внешней красотой. Выглядеть привлекательно ей мешает бедность. Однако она не мешает Соне быть красивой внутренне. Нравственные ценности для девушки важнее всего. Соня Мармеладова искренне старается помочь своей семье, борется за нее до конца. Она добра и милосердна. Знакомясь с Родионом Раскольниковым, она пытается помочь и ему. В финале произведения проходит мысль о возрождении убийцы. Все это происходит благодаря Соне Мармеладовой. Ф.М. Достоевский подчеркивает, что именно внутренняя красота сможет спасти человечество.


А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Внутренней красотой обладает и героиня романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Автор не наделяет Татьяну Ларину внешней красотой. Она совершенно не похожа на других членов семьи. Девушка отличается от своей сестры Ольги, светской кокетки. Зато Татьяна Ларина обладает красотой внутренней. Девушка искренна во всех своих поступках и словах. Татьяна не боится признаться Евгению Онегину в своих чувствах, потому что не привыкла жить по правилам светского общества. Духовная красота Татьяны проявляется в ее любви к природе, к народным традициям и преданиям. Даже Евгений Онегин смог отметить внутренний свет Татьяны Лариной. Главный герой удивлен тому, что романтик Ленский влюбился в Ольгу Ларину, во внешности которой «жизни нет», а не в загадочную и таинственную Татьяну, идеал любого романтика. Татьяна Ларина – это пушкинский идеал. Автор сравнивает ее с сестрой неслучайно: чтобы показать внутреннюю красоту Татьяны Лариной.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Тема красоты поднимается в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». В ней повествуется об отношениях Лизы и Эраста. Автор отмечает, что именно красота Лизы «при первой встрече сделала впечатление в сердце» Эраста. Повествователь подчеркивает, что Лиза обладала «редкой» красотой. Однако внешняя красота Лизы – не самая главная ее характеристика. На протяжении всего повествования подчеркивается ее богатый внутренний мир. Впервые читатель с ней знакомится, когда девушка собирает ландыши, символизирующие ее непорочность и нравственную чистоту. Лиза добра и милосердна. Она собственным трудом зарабатывает на жизнь себе и своей матери, которую девушка всем сердцем ценит и любит. Рассказчик постоянно повторяет, что Лиза – прекрасна душою и телом. У нее «чистая, радостная душа». Героиня способна любить, ее чувства искренны и чисты. Лиза готова на все ради своего возлюбленного. Н.М. Карамзин подчеркивает, что героиня его повести – это воплощение красоты в любом ее проявлении: Лиза обладает как внешней, так и внутренней привлекательностью. Автор называет свою героиню бедной, так как нравственность Лизы не смогла ужиться в мире черствых, корыстных и обманчивых людей. Главная героиня решает утопиться.

А.Н. Островский «Гроза»

Богатым внутренним миром обладает и главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза». Душа Катерины по-настоящему чиста. Эта девушка привыкла жить по законам свободы. Поэтому она вступает в конфликт с жителями города Калинова. Катерина защищает свободу, стремится к ней. Она является единственной, кто пошел против «жестоких нравов» Калинова. Для Катерины важным в жизни было счастье и любовь. Именно к обретению настоящей любви стремится героиня драмы. С самого детства Катерина чувствовала от своей семьи тепло и поддержку, а также сама давала эту доброту другим людям. Жизнь в Калинове не озлобила Катерину, она не стала похожа на жителей города. Поэтому Катерина выделялась своей нравственностью и духовной красотой. Однако грех, который совершила девушка, не позволяет ей находиться в этом бездушном мире, поэтому религиозная Катерина совершает самоубийство. Главная героиня «Грозы», которая отличалась чистотой и милосердием, не смогла продолжать свое существование в обществе корыстных и жестоких людей.


У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

Тема красоты поднимается и в знаменитой во всем мире трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Автор показывает настоящую красоту любви. Она настолько сильна между героями, что затмевает все прошлое и Ромео, и Джульетты. Герои искренне хотят соединить свои судьбы и свои сердца, однако жестокое общество разводит их и разрушает мечты о счастье. Не желая мириться с этим, Ромео и Джульетта борется за общую судьбу, но когда один из возлюбленных видит мертвого любимого, кончает жизнь самоубийством: Ромео выпивает яд, а Джульетта закалывает себя кинжалом, когда видит рядом с собой труп возлюбленного. История короткой, но такой сильной любви говорит о том, что настоящая любовь проходит даже границы жизни и смерти.

О. Уальд «Портрет Дориана Грея»

Тема красоты является основной в романе О. Уальда «Портрет Дориана Грея». Писатель демонстрирует, что внешняя красота – это всего лишь иллюзия. Главный герой Дориан Грей фактически продает свою душу дьяволу, желая всегда оставаться молодым и красивым. Его истинный облик находится на картине, которая с каждым эпизодом жизни становится некрасивой и жестокой. Окружающие люди не видят то, что образ жизни Дориана Грея аморален и порочен, так как его внешность не позволяет сказать об этом. Здесь звучит мысль о том, что внешность бывает обманчива. Наружная красота оказывается убийственной силой. Ради своей внешности Дориан Грей забывает о морали, о нравственности. Он идет на все ради сохранения своей привлекательности, даже на убийство художника Бэзила, который и написал портрет Грея, настолько изменивший его жизнь. Главный герой не обладает внутренней красотой, с каждой минутой он погрязает в мире лжи и преступлений. В момент отчаяния он решает убить ту копию себя на портрете, поэтому вонзает в нее нож. Однако этим поступком он убивает самого себя. Портрет фактически является символом борьбы нравственных начал человека и внешней красотой. То, что портрет обретает прежнее состояние, а реальный Дориан Грей стареет и умирает, говорит о том, что внутренняя красота побеждает внешнюю красоту.

Вывод

Таким образом, споры по поводу красоты вечны. Несмотря на то что многие люди стремятся к внешней красоте, большинство понимает, что внутренняя красота намного важнее наружности человека. Ведь даже самый некрасивый человек будет обладать привлекательностью и шармом, если его внутреннее «я» глубоко и чисто, а самый красивый человек, не имеющий ничего в душе, будет казаться неприятным в общении. Подводя итог, нужно сказать о том, что именно внутренняя красота человека спасет мир.










«Портрет Дориана Грея» – одно из самых популярных произведений О. Уайльда. Существует более тридцати вариантов экранизации романа. Важную роль в нем играет притчевая составляющая, поэтому смысл произведения следует искать между строк. В школе «Портрет Дориана Грея» изучают в старших классах. Быстро подготовится к уроку и освежить знания о романе перед ЕГЭ поможет представленный в статье анализ произведения. Для удобства разбор составлен по плану.

Краткий анализ

Год написания – 1891.
История создания – Исследователи считают, что на создание «Портрета Дориана Грея» О. Уальда вдохновили образ Фауста, распространенный в мировой литературе и произведения «Шагреневая кожа» О. Бальзака и «Наоборот» Гюисманса.

Тема – В произведении развиваются темы красоты внешней и внутренней, истинного смысла жизни.

Композиция – О. Уайльд описал жизнь Дориана Грея от юных лет и до старости. Существует две версии романа – в 13 и в 20 главах. Каждая глава посвящена определенному событию. В одной из глав автор сумел вместить события, происходившие в жизни Дориана Грея последние 20 лет. Анализируемое произведение – сплетение событий и философских размышлений.

Жанр – Философский роман.

Направление – Модернизм.

Аргументы на тему: Искусство и ремесло в романе «Портрет Дориана Грэя»

Искусство. Он окружает нас повсюду: в архитектуре, в природе, в книгах и даже в нас самих. Так исторически сложилось, что во все времена люди искали себе творческие занятия, в которых можно было выразить порывы своей души. Творцы всегда считались «особенными людьми», способными создать что-то уникальное. Поэтому искусство – неотъемлемая часть наших жизней и довольно обсуждаемая тема в литературе. Пожалуй, одним из самых лучших романов этой тематики по праву считается «Портрет Дориана Грея».

  1. Что несёт в себе искусство? Стремление людей тянуться к прекрасному породило еще в XIX веке эстетизм – направление в искусстве, возвышающее эстетические ценности. Это движение коснулось всех сфер творчества, в том числе и литературы. В рамках этой философии был написан роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Главным и очевидным творением искусства, как следует из названия, является портрет главного персонажа. Данная картина выступает олицетворением ценностей человека. Бесспорно, любое произведение искусства является отражением ценностей автора, создавшего его. Однако О. Уайльд закладывает в это намного больше смысла. По его мнению, любое творение живёт и привязывается к своему обладателю — сначала создателю, а позже владельцу произведения. Так произошло и в романе. Картина стала отражением всех пороков Дориана Грея, которые скрывались за красивой внешностью. Она отражала каждый проступок героя и гнила вместе с его душой. Дориан не смог принять такую версию себя, он буквально набросился на портрет, тем самым убив самого себя. Искусство не всегда призвано приносить лишь удовольствие, в нём кроется гораздо больше внутреннего смысла, чем мы привыкли видеть.
  2. Эстетические ценности человека. Эстетика в каждом действии, в каждом проявлении – с таким принципом живут многие люди. Но кто они на самом деле — ценители прекрасного или ненавистники реальности? Чтобы ответить на этот вопрос, поговорим об одном из таких представителей эстетизма – о лорде Генри Уоттоне из романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Лорд – истинный эстет, получающий наслаждение и вдохновение от красоты и всего, что с ней связано. Он настолько озабочен эстетикой, что даже своё окружение формирует по принципу красоты. Сам он говорит: «Я очень бережно различаю людей. Друзей себе я выбираю только красивых, приятелей – только кротких, врагов – только умных. Он буквально живёт искусством и старается «заразить» этим окружающих. Например, Дориана Грея, который, кстати говоря, очаровал его своей внешней красотой. Будучи тонким психологом, Генри внушил Дориану идею быстротечности красоты, с которой последний не смог примириться. В этом и кроется порок Генри – он падок только на внешние проявления красоты, не замечая внутренних. Как истинный гедонист он живёт по принципу наслаждения, однако ничего более из себя не представляет.
  3. Труд художника и его оценка в обществе. Творческие профессии не всегда всерьёз воспринимаются в обществе. Парадоксально, что люди не воспринимают творчество как работу, но при этом восхищаются созданными произведениями искусства. В романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» центральное место занимает именно деятельность представителя культуры. «Художник – это тот, кто создаёт прекрасное» — с этих слов начинается роман, закладывающий в наши души уважение к таким мастерам. Творцу нужно вдохновение, его Бэзил Холлуорд нашёл в прекрасном Дориане Грее. Художник проникся образом главного героя, его внешней красотой и статностью. Он вложил в его портрет свои чувства, своё видение красоты и свои ценности. Которые, кстати говоря, нашли отражение в душах других и восхитили самого Дориана и его друга лорда Генри. Картина, ставшая произведением искусства, впитала в себя часть души своего творца и, благодаря этому, стала в каком-то смысле «живой». Работа художника в этом произведении преподносится как магия, способная западать в их души и оказывать влияние на их судьбы. Можно ли после этого недооценивать творцов искусства?

Автор: Карина Великая
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

История создания

Работа над романом «Портрет Дориана Грея» длилась всего три недели. Впервые он увидел мир в американском «Ежемесячном журнале Липпинкотта» в 1890 г. Однако через некоторое время О. Уайльд внес в свое произведение изменения: переделал некоторые главы, добавил 6 новых и предисловие, которое сегодня считается манифестом эстетизма. Вторую версию произведения издали весной 1891 в Лондоне отдельной книгой.

Публикация романа стала причиной скандала в обществе. На него обрушилась критика со стороны политической элиты. Произведения посчитали аморальным. Появились требования запретить «Портрет Дориана Грея», а его автора судить. Тем не менее, обычные читатели восприняли его на ура.

Главные герои

  1. Дориан Грей – наивный, удивительно красивый юноша, который под влиянием безнравственного лорда Генри полностью развратил свою некогда чистую душу. В силу своего знатного происхождения Дориану присущи изысканные, аристократические манеры, он прекрасно образован, разносторонне развит. Будучи совершенно неискушенным в светской жизни, юноша отчаянно ищет себе мудрого наставника, и находит его в лице лорда Генри, однако выбор этот в итоге оказывается неудачным. Будучи мягким и слабовольным, Дориан во всем следует циничным советам своего старшего товарища, и в короткий срок превращается из чистого, непорочного юноши в развращенного эгоистичного сластолюбца. Теперь все, что его волнует – лишь собственная молодость и красота, которую он отчаянно боится потерять. Зациклившись на своей внешности, Дориан утрачивает все моральные качества, данные ему от природы: он способен с легкостью предать дружбу и любовь, которые отныне для него ничего не значат. На примере этого героя писатель наглядно демонстрирует, насколько сильно внешность может не соответствовать духовному наполнению человека. Так, обладая самой прекрасной, располагающей к себе внешностью, Дориан на самом деле был убог и жалок в своей трусости, малодушии и эгоизме. Подобный образ ранее был описан Оскаром Уайльдом в сказке «Мальчик-звезда». В ней надменный и жестокий красивый мальчик в качестве наказания превращается в отвратительного уродца. И лишь когда он осознает свои ошибки, ему вновь возвращают его прежний облик. В романе же, в отличие от сказки, писатель правдиво показывает, что ожидает человека, помешанного на своей внешности и равнодушного к другим людям.
  2. Лорд Генри – богатый дворянин средних лет, искушенный всеми соблазнами светского общества. Смысл его существования – всегда и во всем искать чувственные удовольствия, и каждый раз он стремится отыскать как можно более изысканное наслаждение. Лорд Генри умен, начитан, обладает превосходным чувством юмора и остроумием. Однако он никогда не следует своим смелым идеям. Куда больший интерес для него представляет неискушенный Дориан, душу которого он коварно развращает. Образ этого героя часто сравнивают с самим дьяволом, призванным искусить невинную душу и утащить в самую бездну ада. Подобно Мефистофелю из «Фауста» Гете он ловко и умело манипулирует сознанием своей жертвы, направляя его в нужную сторону. Лорду Генри удается мастерски скрывать свой истинный замысел. Под видом заботливого наставника он в буквальном смысле уничтожает доверчивого Дориана, который в итоге теряет всех любящих его людей и умирает сам.
  3. Сибилла Вэйн – красивая юная девушка, начинающая актриса. Своей красотой и редким талантом она покоряет воображение Дориана. В свою очередь, Сибилла всем сердцем влюбляется в красивого юношу, ради которого готова в любой момент бросить любимое дело, пожертвовать успехом и своей карьерой. Дориан наслаждается любовью Сибиллы, но когда новизна отношений пропадает, он начинает тяготиться ее нескрываемым обожанием. Гораздо больше Дориана привлекает сценический образ возлюбленной, но не ее настоящее «я». Будучи от природы нежной, доверчивой и очень ранимой, Сибилла испытывает жестокое разочарование, узнав о том, как на самом деле к ней относится Дориан. Не в силах жить с этой мыслью, девушка отваживается на самоубийство.
  4. Бэзил Холлуорд – талантливый художник, близкий друг Дориана. Именно он пишет злополучный портрет Дориана и знакомит юношу с коварным лордом Генри. Будучи тонким ценителем прекрасного, он искренне восхищается самобытной красотой Дориана, и, как никто другой, быстро замечает перемены, которые в нем неизбежно начинают происходить. Увидев в друге несвойственные ему зарождающиеся пороки, Бэзил пытается наставить его на путь истинный, но тем самым лишь еще больше настраивает против себя Дориана. Бэзил является героем-антагонистом лорда Генри: его нравственные принципы, взгляды, жизненные ценности полностью контрастируют с безнравственностью наставника Дориана. Художник не слишком общителен, на досуге он любит поразмышлять о важном, и в произведении нередко служит проводником авторской мысли. В итоге Дориан, доведенный до отчаяния, во всех своих бедах обвиняет Бэзила и убивает его, мечтая таким образом снять заклятие. Он даже не догадывается, что верный Бэзил все это время пытался спасти его от нравственного падения.
  5. Джеймс Вэйн – родной брат Сибиллы, моряк. Это здравомыслящий юноша, который с большим сомнением относится к намерениям юного дворянина жениться на его сестре. Он предостерегает мать от излишнего доверия к богатому аристократу, который не внушает ему никакого доверия. Будучи типичным представителем викторианской эпохи, он обладает незыблемыми предрассудками, которые и составляют его сущность. Узнав о смерти Сибиллы, Джеймс мечтает лишь об одном – отыскать Дориана и жестоко наказать его за смерть сестры. Он бросает все свои дела ради осуществления этого замысла, но волей судьбы находит смерть раньше, чем Дориан Грей.

Тема

В «Портрете Дориана Грея» анализ следует начинать с характеристики мотивов произведения.

В мировой литературе тема красоты занимает почетное место. Раскрывается она и в романе Уальда. В контексте этой темы поднимаются проблемы любви, человеческих пороков, старости и др.

Главные герои произведения – Дориан Грей и Лорд Генри. Также важную роль в реализации проблематики играют образы художника Бэзила, Сибилы и Джеймса Вэйн. В начале романа читатель знакомится с Дорианом Греем. Это молодой очень красивый человек, с которого художник Бэзил срисовал портрет. В мастерской Безила юноша познакомился с лордом Генри. Здесь же он признался, что очень хотел бы, чтобы старел портрет, а он всегда оставался красивым.

Желание Дориана Грея исполнилось. Шли годы, а он оставался молодым красавцем. При этом герой умел ценить только внешнюю красоту. Это убило его любовь к Сибиле Вейн. Самолюбие мужчины стало причиной смерти Сибилы. Эта трагедия была только началом порочного пути Дориана Грея. После этого он погубил еще не одного человека. С каждым его поступком портрет менялся. Вскоре изображенный на нем юноша превратился в безобразного старика.

Дориан Грей понимал, что портрет – отображение его души, поэтому скрывал его ото всех. Когда же Бэзил обнаружил новое изображение, бывший натурщик убил его.

Основная мысль романа – человеческие пороки и уродливую душу не спрячешь под красивой внешностью. Нужно бороться с самой сутью своих пороков, нельзя позволять, чтобы самолюбие завладело душой, вот чему учит роман О. Уайльда.

Сочинение на тему «Портрет Дориана Грея»

«Протрет Дориана Грея» — величайший роман английского философа и писателя, одного из самых известных драматургов позднего Викторианского периода Оскара Уайльда. Я считаю этот роман литературным шедевром, так как он полностью передает атмосферу лондонской аристократии того времени, содержит в себе немало гениальных афоризмов и поднимает проблемы, которые никогда не перестанут быть актуальными. А именно Уайльд сопоставляет проблемы молодости и красоты с пороком и моральным истощением.

Сюжет романа строится на том, что молодой человек Дориан Грей, обладающий ангельской красотой, гонится за вечной молодостью и вечными наслаждениями, он видит лишь в этом смысл своего существования. Дориан доходит до того, что платит слишком большую цену за это: он обменивает свою душу на то, чтобы всегда оставаться молодым. Его слова, сказанные художнику Бэзилу: «О, если бы было наоборот! Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как сейчас!» подтверждают это. Дориан, предается всевозможным искушениям и запретам, ведет жизнь, наполненную пороком, а его портрет принимает на себя все последствия такой жизни. Он стареет вместо Дориана. красота порок нравственный портрет

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Оскар Уайльд сумел изобразить совершенный образ внешне, но гнилой изнутри. Все уродства души Дориана отображались на портрете, в то время как сам он сохранял ангельское обличие и являлся идеалом, которому все подражали. Автор показывает, как человек превращается в преступника, уничтожая собственную душу. Уайльд говорит о том, что жизнь человека может контролировать только совесть, хоть капля которой живет в каждом из нас, и человек жив, пока жива его совесть. Дориан же убил ее, иначе говоря, его душевная смерть породила физическую. Оскар Уайльд своим романом как бы спрашивает нас, а что прячем мы под своей внешней оболочкой? Видим мы ли мы свои пороки и боремся ли с ними? Автор хочет, чтобы читатель понял, что не бывает совершенной красоты, состоящей только из наружной оболочки, обязательно должна быть внутренняя привлекательность, чистота и наполненность.

Это превосходное произведение заставило и меня сделать определенные выводы. Ведь в современном мире очень часто бывает, что под казалось бы, милой внешностью и благоразумием скрывается черствая душа. Люди должны задумываться о том, что нельзя безнаказанно убивать собственную совесть, нужно быть с ней в согласии, и только тогда можно будет достичь душевной гармонии.

Жанр

«Портрет Дориана Грея» можно отнести к жанру интеллектуального романа. В произведении персонажи и рассказчик подвержены самоанализу, осмыслению своих поступков и окружения. Их беседы выходят за рамки сюжета, представляя собой прения тех или иных философских взглядов. В книге поднимаются важнейшие эстетические, нравственные и «вечные» проблемы.

По времени создания и стилистике произведение можно отнести к викторианскому роману. Так нарекли английскую прозу периода царствования королевы Виктории – эпохи спокойствия, пуританства и лицемерия. Ее автор изящно высмеивает в репликах лорда Генри.

Также применимо по отношению к книге определение «аллегорическая притча». События, происходящие в ней, не стоит воспринимать буквально. Герои не являются людьми, они обозначают философские взгляды, волшебные картины – порочное искушение, смерть и любовь – испытания, медные трубы, которые открывают завесу над человеческой природой.

Направление творческой мысли автора находится на стыке между романтическим, фантастическим и реалистическим началами. Так, в книге проявляются элемент фантастики (магическая сила портрета), психологическая и социальная составляющие реализма и романтический типаж главного героя.

Смысл книги

Произведение Оскара Уайльда отличается удивительной разноплановостью и многогранностью. В нем поднято много важных тем и проблем, но смысл романа, прежде всего, заключается в том, чтобы продемонстрировать, насколько важным является внутреннее содержание человека, которое далеко не всегда может соответствовать внешности. Как бы ни был идеален человек внешне, красота его лица и тела не сможет скрыть уродство души, отсутствие нравственных качеств, порочность мыслей и поступков. Если человек изнутри не светится любовью, добротой, милосердием, никакая внешняя привлекательность не спасет его.

Также писатель хотел продемонстрировать, что истинное искусство существует вне времени, оно вечно. Художник Бэзил не побоялся до конца отстаивать свои жизненные принципы. Он отдал жизнь за свою преданность идеалам, однако его полотно осталось жить, прославляя красоту натурщика. Изображенный на холсте юноша завораживает своей молодостью, свежестью, красотой. Но на деле он, решив истратить все свои силы на призрачные удовольствия, давно мертв. О его существовании напоминает лишь изображение, запечатленное талантливым мастером.

В предисловии к своей книге Оскар Уайльд собрал 25 афоризмов, которые во многом отражают его жизненные принципы. Вот лишь некоторые из них: «Избранными являются те, для кого прекрасное означает лишь одно – Красоту», «Раскрыть себя и утаить создателя – этого жаждет искусство», «Художник – творец прекрасного», «Этические предпочтения творца приводят к манерности стиля», «Пороки и добродетели для творца – материал искусства». Несмотря на то, что писатель был сторонником эстетизма, в своем произведении он демонстрирует, насколько опасно разделять этические и эстетические признаки. Наслаждаться красотой можно, соблюдая мораль и не забывая о добродетели. Только так, гармонично соединив все важные составляющие бытия, можно остаться настоящим человеком.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Автор:
Самый Зелёный
·

Сегодня Литрекон собрал для вас подборку аргументов из произведения «Портрет Дориана Грея» (1891) по направлению «Искусство и ремесло». Данные примеры раскрывают множество заковыристых тем, которые сложно раскрыть, используя лишь отечественную литературу.

  1. (Откуда берется вдохновение?) Опираясь на цитату из книги: «Дориан Грей для меня попросту мотив в искусстве… он словно подсказывает мне новую манеру письма», -можно утверждать, что человек может сам по себе являться источником вдохновения для художника, для творца, и тем самым представлять собой предмет искусства. В основе всего будет лежать симпатия или даже любовь живописца к тому, кого он стремится изобразить. Красота модели или натурщика способна пробудить к жизни тонко чувствующую душу художника, подарить ему замысел для нового творения и, соответственно, помочь создать прекрасное – то, чем впоследствии будут восхищаться миллионы зрителей.
  2. (Когда человек лишается таланта?) Сибила Вэйн смогла своей игрой и воодушевлением покорить сердца зрителей. Пока она жила театром и верила в него, она каждый раз создавала правдоподобных героинь. Публика восхищалась ею. Но как только она обрела такое прекрасное чувство, как любовь к Дориану Грею, она увидела другую сторону своей профессии. Театр перестал для нее быть храмом, где рождается искусство, но стал местом, где люди занимаются своим ремеслом. Одно и то же дело может вдохновлять и разочаровывать – все зависит лишь от отношения человека к своему занятию. Как только творец перестает верить в то, что делает, и обретает другой смысл жизни, его дар угасает.
  3. Роль искусства в жизни человека сложно переоценить, именно поэтому Оскар Уайльд дал портрету такую магическую власть над Дорианом. Венец творения в сфере культуры может напрямую воздействовать на того, кто в силах его оценить. Картина стала совестью героя, лишь она постоянно напоминала ему о том, как низко он пал. В какой-то момент Грей даже не смог смотреть на нее и набросился на портрет с оружием в руках. И вот, убив совесть, воплощенную в изображении, он расправился только с собой. Этот пример показывает, что искусство обладает способностью проникать в душу человека и даже управлять ею. В нем мы находим свое отражение, которое, как правило, открывает ответ на вопрос, кто наблюдает за нами в этом магическом зеркале.
  4. «Всякое искусство совершенно бесполезно», — уверяет читателя в предисловии к роману Оскар Уайльд. Лорд Генри даже называет искусство «болезнью». И автор совершенно прав. Категория пользы не соотносится с искусством, ведь оно имеет абсолютно другие функции. Оно духовно обогащает человека, помогает ему разобраться в своих мыслях и поступках, а также развивает его чувство прекрасного. Все это замечательно, но, с точки зрения материализма, бесполезно, ибо польза – это степень удовлетворения базовых потребностей. Хлеб насыщает организм, значит, он полезен, так как избавляет человека от голода и дает ему силы. Но может ли накормить портрет? Нет, ведь он создан для эстетического наслаждения, не более. Это роскошь, а не предмет необходимости, поэтому живопись мы видим только у богачей: лорда Генри, самого Дориана, Бэзила. Но вот Сибила Вэйн, ее мать и брат обходились без картинных галерей с достопочтенными предками, потому что на подобные развлечения у них не было денег. Без искусства обходились тысячи семей в то время, и их его отсутствие не тревожило. Значит, искусство и вправду можно назвать бесполезным, так как оно вообще не связано с понятием «польза» и не измеряется в подобных величинах.
  5. (Зло и гениальность совместимы) В конце книги Дориан Грей играет на фортепиано, и его манера исполнения поражает лорда Генри своей выразительностью. Это – искусство, суметь сыграть так, как сыграл Дориан. Но доказывает ли это благородство намерений самого героя и отражает ли его истинную сущность? Конечно, нет. Можно упражняться в каком-то деле ежедневно в течение многих лет и добиться в этом деле совершенства. Превратить ремесло в искусство. Стать гениальным в своей профессии. Однако, как нас в том убеждает роман, гений и зло – вещи совместимые, ведь в перерывах между игрой на фортепьяно и танцами в бальных залах герой блуждал по притонам и разрушал судьбы других людей. Он был жестоким и одаренным одновременно.
  6. (Как по-Вашему, какой вид искусства наиболее ценен?) «И, несомненно, для Дориана сама Жизнь была первым и величайшим из искусств, а все другие искусства — только преддверием к ней». Данная цитата доказывает нам, что самым важным талантом является умение правильно жить. Мы знаем множество примеров, когда люди, не обладающие особыми дарованиями, смогли сделать то, что по праву можно считать венцом творения в масштабе человеческой цивилизации. В самом романе мы видим такого человека – леди Агату. Женщина отличалась добротой и тратила огромные суммы на пожертвования в целях благотворительности. Именно ее деньги спасали бедняков от голодной смерти, когда расточительные аристократы пировали и наслаждались порочными развлечениями. Конечно, такие люди, как лорд Генри, высмеивали ее отзывчивость, произносили громкие и красиво оформленные речи, но талантом жить обладала лишь эта молчаливая и самоотверженная дама. Ее жизнь прошла не зря и действительно оставила за собой след благодарности спасенных людей.

Автор: Маргарита Гуськова

Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеИскусство и ремеслоитоговое сочинениеОскар УайльдподборкаПортрет Дориана Греяпример из литературы

Читайте также:

Анализ романа «Портрет Дориана Грея»

Сочинение "Портрет Дориана Грея"
«Портрет Дориана Грея»

«Любое искусство не дает никакой пользы», — такой парадоксальною фразой завершается предисловие к самому известному произведения Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Мы привыкли к мысли о том, что искусство воспроизводит мир. Какой именно мир воспроизводит искусство? Мир реальной жизни или мир художественной мечты? Мы говорим, что мир, созданный искусством, является альтернативным миру, созданного жизнью. Для некоторых он даже становится главным, реальным самой действительности. До таких художников принадлежал Оскар Уайльд. Его эстетизм был реакцией нестандартно мыслящего человека на прагматизм XIX века с идеалом рационализма, бизнеса, обогащения, успеха, с приоритетом мира материального над миром духовным. Согласно этому, все, в том числе и искусство, должно иметь какую-то полезную цель своего существования. Например, искусство должно реалистично воспроизводить в типичных образах общественные конфликты времени, чтобы вынести им свой приговор и таким влиянием на жизнь, или воспитать своего читателя в духе разумного, доброго, вечного … Но не будет в таком случае искусства дублировать политику, социологию, педагогику, этику, религию?

Собственно, сторонники «полезного» искусства имеют виду лишь одну из многих течений в литературе XIX века — искусство реализма.

Роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» внешне выглядит как типично реалистичный. Он даже имеет своего предшественника в литературе – «Шагреневая кожа» роман Бальзака. Но у французского романиста фантастическим является лишь предположения, что загадочная кожа может уменьшаться, выполняя желание своего хозяина, даже против его воли. В целом герой Бальзака погружен в свою социальную среду. В романе органично переплетаются романтизм и реализм как синтетическое художественное мироощущение, не только синтезирует типичные черты романтизма и реализма, но и создает новый мир, подобный художественных миров в других произведениях Бальзака и одновременно отличается от них.

«Портрет Дориана Грея» тоже имеет фантастическую основу. Художник Бэзил Холлуорд, увлекшись чрезвычайно красотой юноши, рисует его портрет, который становится тайным шедевром самого художника. Тайным? Так как Дориан прячет портрет подальше от человеческих глаз, подаренный Бэзилом. Ведь портрет, пожеланию самого Дориана, принимает на себя все изменения во внешности хозяина, связанные с течением лет и неправедным образом жизни, с преступлениями, прямыми и опосредованными. Портрет постепенно стареет и становится уродливым. Герой произведения остается молодым и красивым. Жертвой своего идола становится художник Бэзил, которого Дориан убивает, когда он, ошеломленный, видит свою очень измененную картину.

Как и в «Шагреневой коже», в романе Уайльда герои пытаются найти реальное объяснение фантастическим изменениям. Герой Бальзака прибегает к ученым, чтобы определить, каким образом можно растянуть или уничтожить волшебную кожу, которая все уменьшается. Но научные приборы во время опыта выходят из строя, а кожа остается неповрежденной. В «Портрете Дориана Грея» Бэзил высказывает предположение, что он ошибся в сочетании красок, которые начали портиться, искажая прекрасное лицо, изображенное на портрете. Мировому искусству известны такие фатальные ошибки, приводящие к разрушению художественных шедевров еще при жизни их авторов. Так, невыясненной остается причина разрушения прославленной «Тайной вечеря» Леонардо да Винчи. Но известно, что Леонардо был не только великим художником-экспериментатором, но и замечательным математиком и инженером, который умел правильно рассчитать любой эксперимент. Существует также другое предположение причины гибели шедевра — нематериалистической. Его выразил Дмитрий Мережковский в романе «Воскресшие боги». Российский писатель видит в этой истории расплату за постоянную борьбу в душе художника Христа и Антихриста, добра и зла, христианского отречение и языческой чувственности. То есть дело не в ошибочном смешивании красок.

Дело не в красках также и в истории с портретом Дориана Грея. Финал этого романа не менее загадочный, чем история с «Тайной вечерей» Леонардо да Винчи. Дориан пытается уничтожить портрет, который постоянно напоминает ему о совершенных преступлениях. Персонаж разрезает ножом собственный портрет, и ночь прорезает страшный крик, а когда напуганные слуги вбегают в комнату, видят безобразного старика, убитого ножом в грудь, а рядом с ним портрет, на котором изображен прекрасный юноша. Больше впечатление производит то, что мы не видим, как это перевоплощение происходит: когда герой втыкает нож в портрет, писатель сразу переносит читателей за пределы комнаты, а второй сюжет мы попадаем сюда уже вместе со слугами. Такая внезапная смена угла зрения с внутренней на внешнею будто отражает неожиданную смерть субъекта повествования, главного героя Дориана Грея. Этот финал еще более фантастический, чем финал «Шагреневая кожа», где загадочная кожа, в итоге сократившись, уносит жизни Рафаэля и исчезает на наших глазах с ладони испуганной возлюбленной героя.

Бесспорно, модернистский роман, «прорастает» сквозь жизненное подобие, типичность характеров «Дориана Грея», поубавлено агрессивности современных триллеров. Эстетизм Уайльда больше напоминает движение хиппи в XX веке — своим противостоянием благопристойном обществу с его идеалом прагматизма и благоразумия.

Но чужие для реализма поэтика и стилистика главного произведения английского эстетизма действительно «прорастают» необычным для нас образом. Другие качества жизни появляется на всех уровнях произведения. Возьмем, например, характеры. Мы привыкли к тому, что характеры в литературном произведении, во-первых, должны быть типовыми, то есть отражать характерные черты эпохи, во вторых, имеют раскрываться по принципу психологической индивидуализации образа. Согласно этому, у читателя должно возникать чувство симпатии или антипатии к персонажам.

Почему же мы не можем, хотя бы и хотели, сочувствовать в полной степени несчастной Сибилле Вейн, семнадцатилетней актрисе маленького театра на окраине столицы? Ведь она совершила самоубийство после того, как ее грубо оттолкнул любимый Прекрасный Принц Дориан Грей. Не можем пожалеть и ее брата-моряка, который, желая отомстить за сестру, случайно погибает во время охоты. Мы не сочувствуем даже художнику Бэзил, коварно убитому Дорианом. Почему же? Возможно, мы имеем дело с романом, построенным на совершенно ином, чем в реализме, принципе создания художественного образа? НЕ психологизм, а парадоксальность как интеллектуальная игра ума, парадоксальность как игра слов, парадоксальность как искрометная, блестящая игра стиля?

Лорда Генри, главного интеллектуального героя романа, соблазнителя Дориана Грея, зовут Принц Парадокс. Цель его жизнь — логично довести до абсурда любые устоявшиеся формы общественного мнения и таким образом вызвать интерес у людей, то есть производить впечатление, влиять на них. Это — одна из форм самоутверждения человека — форма театрализованного интеллекта алчной игры, рассчитанной на зрителя. Кто этот зритель – лорду Генри безразлично. Он тратит блеск своей парадоксальной остроты не только в обществе университетского приятеля Бэзила и юноши Дориана, которого хочет очаровать, но и в светском обществе своей тетушки, произнося свои мысли эстета. 

Как действует лорд Генри? Скажем, существует очевидная мысль о том, что молодость неизбежно связана с рядом ошибок. Принц Парадокс возвращает эту банальную истину другим, неожиданным боком: чтобы вернуть молодость, надо повторить все ошибки своей юности. Светское общество пожилых людей в восторге от этого парадокса и от самого лорда Генри. Это была блестящая импровизация. Лорд Генри выступает не только с монологами, которые мы хотя и не слышим, но можем оценить по реакции слушателей. Когда лорд находит достойного соперника, то начинает диалог, больше похожий на поединок или игру с мячом: собеседники выкручиваются короткими многозначительными фразами, не останавливаясь для размышления. Единственная цель такого диалога — обмен неожиданными ассоциациями. Достойным собеседником лорда становится, например, герцогиня Монмаут, хорошенькая жена шестидесятилетнего старика. Их многозначительные диалоги напоминают выпады рапиристов. Чтобы понять, о чем идет речь в этих интеллектуальных диалогах, нам нужно каждый раз прилагать усилия. И в какой-то момент мы устаем от необходимости усваивать все эти парадоксальные утверждения. Избыток интеллектуальной игры, как выясняется, ничего не добавляет к нашему эмоциональному восприятию. Если закрыть книгу и спросить себя, о чем говорили Генри и Глэдис Монмаут, мы вряд ли что-то определенное скажем. Может, мы плохие читатели и не способны воспринимать интеллектуальную игру слов? Или к этому привели недостатки художественного метода? Или же возможности эстетизма не безграничны?

По призванию лорд Генри психолог, хотя как литературный образ он возник без влияния психологического анализа. Это тоже парадокс в духе эстетизма.

Лорд Генри, который отбирает Дориана у Бэзила, хорошо знает, боль наносит художнику, своему приятелю по Оксфорду. Но для него гораздо важнее его искра любопытства — потребность овладеть душой Дориана, что он и делает, этот Мефистофель-эстет. Самым удивительным является то, что лорд Генри осуществляет свою роль до конца. Как и у всякого циника, у него есть уязвимое место — собственная душа. Его покидает жена, такая же странная и оригинальная, как и сам лорд Генри. Но это новость Генри сообщает Дориану тоже в виде парадокса. Равнодушие ко всему чувствуется и в его отношении к неразгаданной смерти старого приятеля – художника Бэзила. Мастерство писателя заключается в том, что лорд Генри сначала выражает как-бы искреннее чувство, и мы начинаем верить в психологическую достоверность этого образа. Например, сообщение о своем разводе лорд Генри начинает из жалости. Но склонность парадоксов побеждает, и лорд Генри предстает в привычном амплуа. Он уверяет Дориана, что высшая ценность человека, которой, по его мнению, достиг Дориан, — это искусство жизни, то есть восприятие жизни с эстетической точки зрения, желания красоты и наслаждения. Внезапным и для Дориана, и для читателей является его вопрос — реминисценция из Нового Завета: «Какую пользу имеет человек, получив целый мир, а потеряв и … Как там сказано? Свою собственную душу? … «. Кажется, что сомнения заполнили Принца Парадокса относительно собственной жизни и своей теории, самое время покаяться и измениться, как мог бы это сделать герой реалистического произведения. Но нет! Оказывается, что объявленную ​​фразу он только слышал от уличного проповедника в Гайд-парке, и этот эпизод показался ему чрезвычайно интересным с эстетической точки зрения. То есть лорд Генри остается эстетом до конца.

Страсть лорда Генри — это страсть ученого-исследователя. Он похож на тех фанатиков-ученых, для которых удовлетворение их страсти любой ценой составляет содержание жизни. Как бы лорд Генри жил в наше время, то мог бы стать знатоком теории и практики парадокса. Сфера его интересов — психология. Очень современная наука. Вот чем привлекает она лорда.

Принц Парадокс в романе становится пророком гедонизма, но не традиций. Это — гедонизм интеллектуальной игры. А что же означает термин гедонизм вообще? Он происходит от греческого слова, которое переводится как «наслаждение». Согласно этой этической теории, возникшей в Древней Греции, высшей ценностью жизни есть удовольствие, наслаждение, радость, а стремление к наслаждению является целью жизни. Древнегреческий гедонист Аристиппа утверждал, что каждый из нас стремится к удовольствию, в чем бы оно ни заключалось, и это единственная ценность жизни. Древнегреческий философ Эпикур развил эту теорию. Условием жизни, лишенной страданий и полноты наслаждений, Эпикур считал освобождением людей от ужаса смерти. Дальнейшее развитие этой теории находим у французских философов XVIII века Гельвеция и Гольбаха, которые утверждали как основу морали личный интерес человека, для осуществления которого необходима организация общества по законам разума. Но очень быстро этот личный интерес превратился в жажду разбогатеть для наслаждения. Обогащение, наслаждение, вновь обогащения. А что дальше? Ведь задача, поставленная Эпикура – не решена. Общество, которое решает свои проблемы с помощью лозунгов современного гедонизма — личной инициативы в накоплениях денег ради самой жизненной радости, — обречено быть изначально прикованным к нерешенной проблеме смерти.

Но это философская, моральная сторона проблемы, что только косвенно касается романа великого английского писателя. И первый парадокс заключается в том, что мы не можем, не вправе оценивать роман Уайльда со стороны морали. Ведь об этом предупреждал сам автор. То есть, моральное осуждение безнравственности может быть частью реалистической художественной системы. Но мы договорились, что перед нами — роман нереалистичный. Почему же мы пытаемся оценивать его с позиций реализма? Почему мы стремимся применить методы и приемы психологического анализа характеров и обвинить персонажей «Дориана Грея» в аморализме? Поэтому внешне этот роман очень напоминает реалистичный, где характеры и типы развиваются по определенной логикой психологической эволюции. Однако только снаружи. Российский публицист Н. Чернышевский, оценивая «Севастопольские рассказы» молодого Льва Толстого, такой психологический прием раскрытия характера назвал «диалектикой души».

Внезапная любовь Дориана Грея возникает и истекает неожиданно не только для читателей, но и для друзей главного героя. Абсурдным кажется, что страстно влюблённый юноша может в течение двух часов разлюбить любимого только потому, что она плохо исполняла роль Джульетты. Но, по убеждению эстетов, интерес вызывает только искусство, поскольку оно является первичным, тогда как жизнь — вторично. Дориан влюбляется не в реальную семнадцатилетнюю девушку-актрису, а в шекспировские роли, которые она талантливо выполняет. Он мечтает не как влюбленный, а как импресарио — о том, что создаст для нее свой собственный театр, который она прославит. И когда девушка, влюбившись в Прекрасного Принца, начинает играть плохо, Дориан испытывает страшное разочарование и отталкивает девушку.

Собственно, Сибилла Вейн нужна автору только как демонстрация принципиального положения эстетизма; реальная жизнь, настоящее чувство убивает искусство. В других аспектах эта девушка автора совершенно не интересует, как и его героя. Разделы, посвященные семье Уэйн — отношениям между матерью, сестрой, братом, — умышленно банальны. Ситуация в целом воспроизводит мотивы «Фауста», где в роли Фауста выступает Дориан, Мефистофеля — Генри, Маргариты — Сибилла, Валентина — Джим Уэйн, моряк. Чтобы избежать аналогий, писатель варьирует «Фаустиану» в духе эстетизма: брата погибшей девушки убивает не герой, а случайный выстрел случайного лица. Такое изменение эффектнее своей театральностью, так же, как и средство, к которому удается испуганный Дориан. Ему двадцать лет ему хочет отомстить брат Сибиллы. Дориан уверяет моряка в том, что он — двадцатилетний юноша, который просто не мог знать его сестру. То есть первейшее требование к сюжетной коллизии — это их эстетизм, игровая, театральная эффектность, а не психологическая достоверность.

Смерть Бэзила, как и смерть Сибиллы Вейн, в романе Уайльда убавлена психологической достоверности. Во-первых, обе смерти недостаточно мотивированны. Когда Дориан решил показать портрет его автору, он не собирался убивать Бэзила. Мотивы убийства проясняются лишь в одном абзаце: ненависть к мастеру была навеяна внезапно самим портретом, который в то время уже зловеще изменился. В Дориане «проснулась бешенство затравленного животного».

То есть никакой реалистической мотивировки, к преступлению в романе нет. Хотя надо признать, что значительное количество современных реальных убийств тоже не имеет никаких логических мотиваций, что отражает и современная постмодернистская литература. Но в романе Уайльда есть больше, чем немотивированное убийство. Автор достигает того, что к самой фигуре жертвы мы начинаем относиться не как к реальному живому человеку, а как к эстетическому феномену. Когда в романе лорд Генри обращается к тексту Нового Завета, он проектирует его на плоскость парадокса. В отличие от него, Бэзил делает это вполне серьезно.

Автор описывает мертвеца как марионетку, восковую фигуру, то есть придает этой ситуации несколько театрального окраса. Игровой момент сцены убийства отрицает психологическое сочувствие к жертве — ведь перед нами лишь кукла. Этой задаче служит и упомянутая деталь — длинные руки. Бэзил — маляр, а для малыша главным орудием труда является руки. Итак, убивая создателя, Дориан уничтожает это орудие отдельно от человека. Какое уж тут психологическое сочувствие!

Жаль, но симпатию Уайльда вызывает не жертва, а убийца. Это тоже один из эстетических парадоксов романа. Жертва всегда выступает в игровом круге ненастоящей жизни. Да, мы не можем сочувствовать несчастной Сибилле Вейн в сцене ее последнего свидания с Дорианом. Ее поведение напоминает аффект актерской игры — Сибилла играет уже не шекспировскую героиню, а она сама. Она выстраивает мизансцены сценического образа.

В литературном произведении, написанном на основе эстетизма, обязательно должны быть произведения искусства. Это и сам портрет Дориана, и представления с участием Сибиллы, и музыка Шопена, которую играет Дориан лорду Генри. Дориан Грей коллекционировал музыкальные инструменты, слушал оперы Вагнера, увлекался драгоценными камнями и красивыми легендами о нем.

Для лучшего понимания романа есть книга, подаренная Дориану лордом Генри в начале их знакомства. Книга не названа автором.

Стиль книги похож на стиль французских символистов. «Это была книга, которая отравляет». От ее влияния Дориан много лет не мог освободиться.

Какую же книгу подарил лорд Генри Дориану? Намеки в очень подробном пересказе ее содержания и стиля свидетельствуют о том, что это могло быть известное произведение позднего французского романтизма 30-х годов XIX века «Исповедь сына века» (1836) Альфреда де Мюссе. В романе писатель описывает типичную трагическую историю одного из представителей «растраченного по поколения», рожденного во время Французской революции.

«Портрет Дориана Грея» — произведение настолько эстетический, что в его содержании находят место даже литературоведческие (шире — искусствоведческие) развертки. Тщательный анализ книги, похожей, возможно, на «Исповедь сына века», свидетельствует о том, что автор считал разговор об искусстве и художественные произведения составной частью художественной структуры собственного романа.

Дориан Грей был «отравлен» искусством как он его понимал. Зло стало для него одним из средств достижения того, что он считал красотой жизни. Перед смертью Дориан говорит об этом лорду Генри, но тот лишь смеется. По его мнению, «искусство не имеет влияния на поступки человека, даже парализует желание действовать. Оно в высшей степени бесплодно. Книги, которые мир считает не моральными, только показывают миру его же надругательство, и все».

Или же все? Финал романа словно дает ответ на этот вопрос. Дориан приходит к выводу, что молитва к Богу со Старого Завета «Накажи нас за беззакония наши» лучше молитвы Иисуса «Прости нам грехи наши». Он желает быть наказанным, и в конце наказание падает на его голову. Но он иллюзию относительно собственного раскаяния, что якобы позволит начать новую жизнь. Чем же иллюзия? Действительно искренне раскаивается убийца? Конечно, нет. Он скорее само оправдывается, ведь даже смерть Бэзила потеряла в его глазах какое-либо значение. Такое раскаяние не принимается Богом.

Дориан понимает, что единственный хороший поступок в его жизни был только лицемерием: ему было интересно носить маску добра и честности. То есть и в этом он выступает как правоверный гедонист: прежде всего его, интересуют собственные перевоплощения и собственные ощущения. Он смотрит на все, даже на себя, сбоку, словно размышляя, насколько это красиво сыграно. Автор дает возможность своему герою «красиво сыграть» собственную смерть …

Роман «Портрет Дориана Грея» является для нас произведением, последовательно раскрывает поэтические принципы эстетизма. А его автор является последовательным мастером теории и практики эстетизма.

На страницах классических произведений писатели часто поднимают вопросы, связанные с культурой. Это не случайно, ведь интерес к культуре обогащает внутренний мир человека, а, значит, вопросы культуры напрямую пересекаются с вопросами нравственности, которые так или иначе красной нитью проходят через всю классическую литературу. На сочинении ЕГЭ по русскому языку целый блок тем связан с культурой. Свои рассуждения выпускник может и должен подтвердить идеями классиков. В данном материале собраны основные проблемы и конкретные аргументы из литературы по теме «Культура», которые можно использовать на экзамене.

Введение

Красота – это явление очень спорное. С давних времен существует выражение «Красота спасет мир», но о какой красоте – внешней или внутренней – идет речь? Даже внешне идеальный человек внутри может оказаться пустым, равнодушным и эгоистичным, а внешне неприметный и даже некрасивый человек – добрым, милосердным и искренним. Внутренняя красота помогает показать истинное лицо человека, она способна скрасить даже самые неприятные дефекты наружной внешности.

Тема красоты в любом ее проявлении всегда интересовала мыслителей и ценителей слова. О внутренней и внешней красоте рассуждали и русские, и зарубежные писатели, поэты и драматурги. Очень часто они показывали, что внешне непривлекательный человек обладает богатым внутренним миром, а человек с очень красивой внешностью имеет пустое сердце.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Тема несоответствия внешней и внутренней красоты звучит в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Элен – внешне очень красивая женщина. Это представительница светского общества, поэтому ее улыбка и внешность в целом однообразна, всегда без изменений. Одевается Элен по последней моде, что очень ценится окружающими. Заученные фразы, изящные манеры позволили Элен скрыть свое ничтожество. Героиня похожа на статую, которая имеет красивую наружность, но пустоту внутри. У Элен будто нет души, она равнодушна как ко всему, что ее окружает, так и к самой себе. Данная героиня олицетворяет безнравственность и ничтожность, это воплощение внутренней пустоты. Элен глупа, не умеет мыслить и рассуждать. За внешней оберткой скрывается бездуховность. Образу Элен Курагиной противопоставлены образы главных героинь – Наташи Ростовой и княжны Марьи. Наташа с детства росла некрасивым ребенком. Автор большое внимание уделяет этой детали. Однако Наташа Ростова имела большое и искреннее сердце, глубокую душу. Все это позволяло героине привлекать к себе внимание. Окружающие всегда любовались живой и веселой девушкой. Для автора она была идеалом женской красоты. Л.Н. Толстой не наделяет внешней красотой и Марью Болконскую. Противоположный пол не обращает на нее никакого внимания, потому что она некрасива. Однако героиня обладает богатым внутренним миром. Княжна Марья добра и милосердна, способна к самопожертвованию. Внутренняя красота Наташи Ростовой и Марьи Болконской побеждает внешнюю красоту Элен Курагиной. В ходе повествования последняя умирает, а Наташа и княжна Марья обретают семейное счастье. Так, Л.Н. Толстой в своем произведении поднимает тему истинной и ложной красоты.

Отцы и дети

Узнать темы заранее не получится — их объявят за 15 минут до начала сочинения. Именно поэтому нужно быть готовым ко всему. Уже сейчас ученики должны подобрать как можно больше аргументов из художественной литературы по одному или нескольким направлениям, ведь без этого не получить зачёт и допуск к экзаменам.

Раскрываем содержание тематических направлений и предлагаем 35 произведений с перечнем возможных вариантов тем.

Комментарий специалистов ФГБНУ «ФИПИ»:

  • «Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
  • Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения».

Какие художественные произведения читать:

Иван Сергеевич Тургенев «Отцы и дети»

Базаров стремится к кардинальному переделу жизни, отрицает ценности старшего поколения и проповедует нигилизм. Аркадий находится под обаянием личности Базарова и потому разделяет его взгляды. Их линии позволяют проследить, почему происходит конфликт поколений, почему «дети» борются за переустройство жизни, каковы возможные итоги оспаривания традиционного уклада.

Различное отношение к проблеме выражается и позициями «отцов»: на одной стороне мягкие и примиряющие родители, способные принять взросление и новые взгляды детей, на другой — представитель старшего поколения, резко противящийся пересмотру уклада жизни.

Возможные формулировки темы:

  • Почему возникает конфликт поколений?
  • Что позволяет преодолеть разницу мировоззрений?
  • Какие непреходящие ценности связывают «отцов» и «детей»?

Еще по этой теме:

  • Николай Васильевич Гоголь «Тарас Бульба».
  • Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка».

Александр Сергеевич Грибоедов «Горе от ума»

В этом произведении конфликт поколений рассматривается через призму личных и общественных отношений. Собственным примером Фамусов научил Софью скрывать то, что осуждается обществом, и соблюдать приличия лишь внешне. Он страдает от такого поведения дочери, но не понимает собственной ошибки воспитания.

Образ Чацкого же задает общественное звучание конфликта: он «один в поле воин» против поколения отцов. Чацкий не принимает ценности и традиции фамусовского общества, но даже руководствуясь лучшими стремлениями, ничего не может предложить взамен, кроме обвинительных речей.

Возможные формулировки темы:

  • Как старшее поколение формирует мировоззрение детей?
  • Что может предложить младшее поколение для коренного и благотворного переустройства жизни?

Еще по этой теме:

  • Александр Николаевич Островский «Гроза».
  • Федор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание».

Николай Гаврилович Чернышевский «Что делать?»

Заплесневевший и загнивающий жизненный уклад старшего поколения здесь во всей красе представлен историей семьи Розальских. «Новые» люди Чернышевского обличают существующие проблемы и предлагают способ их решения.

Слепому и жадному эгоизму прошлого новое поколение предлагает замену — усовершенствованный рациональный эгоизм.

Именно благодаря ему герои романа не только счастливо устраивают собственные жизни, но и помогают другим жертвам прежнего уклада.

Возможные формулировки темы:

  • Почему жизненному укладу требуется периодическое обновление?
  • Какие благотворные силы скрыты в конфликте поколений?

Еще по этой теме:

  • Лев Николаевич Толстой «Война и мир».
  • Денис Иванович Фонвизин «Недоросль».

Мечта и реальность

Комментарий специалистов ФГБНУ «ФИПИ»:

  1. «Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
  2. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям».

Какие художественные произведения читать:

Иван Александрович Гончаров «Обломов»

Обломов считает, что мир поглотила квазидеятельность — пустая и ненужная суета. Из его сна мы узнаем, что он мечтает об идиллическом уголке, где течет неспешная, но полная искренности и теплоты жизнь. Однако мечтам не суждено стать реальностью: ненадолго очнувшись к жизни под влиянием Штольца и Ольги Ильинской, Обломов все же не преодолевает инерцию лишенной смысла жизни.

Возможные формулировки темы:

  • В чем разница между мечтами и мечтаниями?
  • Что происходит с человеком и его идеалами, когда мечта не подкреплена действием?

Еще по этой теме:

  • Федор Михайлович Достоевский «Белые ночи».
  • Антон Павлович Чехов «Ионыч».

Федор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание»

Раскольников остро не принимает окружающую действительность и убежден, что среди обычных людей — «тварей дрожащих» — есть немногочисленные люди, которые «право имеют» на преступление ради великих целей, общечеловеческого совершенствования. Чтобы проверить, относится ли он к последним, Родион совершает убийство.

Мечты о самоутверждении отрывают его от голоса собственного сердца, которое наполнено добротой и состраданием, способно глубоко переживать всякую несправедливость и неправедность, в том числе совершенную собственными руками.

Возможные формулировки темы:

  • Всякая ли мечта достойна воплощения?
  • Каковы последствия реализации недостойных, порочных или античеловечных мечтаний?

Еще по этой теме:

  • Михаил Афанасьевич Булгаков «Собачье сердце».
  • Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея».

Александр Степанович Грин «Алые паруса»

Ассоль искренне и глубоко верит в свою мечту. Разубедить ее не могут ни мещанство окружающих людей, ни их злые насмешки, ни бедность, ни вынужденное одиночество.

Эта мечта становится ее кредо и отражает благородство и тонкость ее натуры.

Только человек, способный увидеть в этой мечте не шутовство, не юродивость, а настоящую веру в чудо и тягу к прекрасному, может быть спутником удивительной девушки.

Возможные формулировки темы:

  • Чем можно пожертвовать ради мечты?
  • Как мечты человека его характеризуют?

Еще по этой теме:

  • Антон Павлович Чехов «Чайка».
  • Михаил Юрьевич Лермонтов «Мцыри».

Месть и великодушие

Комментарий специалистов ФГБНУ «ФИПИ»:

  • «В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
  • Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане».

Какие художественные произведения читать:

Александр Сергеевич Пушкин «Выстрел»

Сильвио вызывает на дуэль противника (графа Б.) за незначительное оскорбление, но не стреляет, а оставляет выстрел за собой, чтобы изощренно наказать обидчика позже. К дуэли он возвращается через несколько лет, когда тому есть что терять: на глазах молодой жены графа он стреляет… в картину — это жест, которым он хочет показать свое нравственное превосходство.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

На тему внешней и внутренней красоты рассуждал и Ф.М. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание». Лужин и Свидригайлов – второстепенные персонажи. Они очень богаты, поэтому имеют соответствующую внешность. Однако привлекательные наружные черты скрывает пустую и ничтожную душу. На протяжении своей жизни и Лужин, и Свидригайлов совершают различные злые поступки. Ради собственного благополучия и собственной выгоды они готовы на все, даже пойти по головам. Образам Свидригайлова и Лужина противопоставлен образ Сонечки. Бедная девушка Соня Мармеладова не имеет средств к существованию. Чтобы прокормить свою семью, ей приходится пойти по желтому билету. Автор описывает героиню как девушку, не обладающую особой внешней красотой. Выглядеть привлекательно ей мешает бедность. Однако она не мешает Соне быть красивой внутренне. Нравственные ценности для девушки важнее всего. Соня Мармеладова искренне старается помочь своей семье, борется за нее до конца. Она добра и милосердна. Знакомясь с Родионом Раскольниковым, она пытается помочь и ему. В финале произведения проходит мысль о возрождении убийцы. Все это происходит благодаря Соне Мармеладовой. Ф.М. Достоевский подчеркивает, что именно внутренняя красота сможет спасти человечество.

Роль культуры в обществе

  1. Книги являются проводником в мир культуры. На этих бумажных носителях хранятся вечные сюжеты, моральные ценности, уроки прошлого. Всё это имеет большую важность для жизни общества. А каким же будет мир без книг? На этот вопрос в своей мрачной антиутопии попытался ответить Рей Брэдбери. Название у книги показательное – «451 градус по Фаренгейту». Это температура, при которой горит бумага. В мире, созданном фантастом, книги строго запрещены. Диагноз, поставленный автором, очевиден – ничего хорошего от такого общества ждать не приходится. Это пустой и бессмысленный мир, где часть героев «смирились» с необходимостью отказаться от книги, а часть полностью потеряли себя как личностей.
  1. О важности культуры в человеческой жизни и необходимости сохранения культурных ценностей пишет в своем сочинении «Раздумья» знаменитый ученый-филолог Дмитрий Сергеевич Лихачев. Культура формируется веками и передается из поколения в поколения, видоизменяясь, но транслируя не приходящие ценности. Культура, по Лихачеву, тесно связана с памятью, это богатейшее наследие, на котором зиждется общественная жизнь. «История культуры – есть история памяти», — убежден ученый.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Внутренней красотой обладает и героиня романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Автор не наделяет Татьяну Ларину внешней красотой. Она совершенно не похожа на других членов семьи. Девушка отличается от своей сестры Ольги, светской кокетки. Зато Татьяна Ларина обладает красотой внутренней. Девушка искренна во всех своих поступках и словах. Татьяна не боится признаться Евгению Онегину в своих чувствах, потому что не привыкла жить по правилам светского общества. Духовная красота Татьяны проявляется в ее любви к природе, к народным традициям и преданиям. Даже Евгений Онегин смог отметить внутренний свет Татьяны Лариной. Главный герой удивлен тому, что романтик Ленский влюбился в Ольгу Ларину, во внешности которой «жизни нет», а не в загадочную и таинственную Татьяну, идеал любого романтика. Татьяна Ларина – это пушкинский идеал. Автор сравнивает ее с сестрой неслучайно: чтобы показать внутреннюю красоту Татьяны Лариной.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Тема красоты поднимается в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». В ней повествуется об отношениях Лизы и Эраста. Автор отмечает, что именно красота Лизы «при первой встрече сделала впечатление в сердце» Эраста. Повествователь подчеркивает, что Лиза обладала «редкой» красотой. Однако внешняя красота Лизы – не самая главная ее характеристика. На протяжении всего повествования подчеркивается ее богатый внутренний мир. Впервые читатель с ней знакомится, когда девушка собирает ландыши, символизирующие ее непорочность и нравственную чистоту. Лиза добра и милосердна. Она собственным трудом зарабатывает на жизнь себе и своей матери, которую девушка всем сердцем ценит и любит. Рассказчик постоянно повторяет, что Лиза – прекрасна душою и телом. У нее «чистая, радостная душа». Героиня способна любить, ее чувства искренны и чисты. Лиза готова на все ради своего возлюбленного. Н.М. Карамзин подчеркивает, что героиня его повести – это воплощение красоты в любом ее проявлении: Лиза обладает как внешней, так и внутренней привлекательностью. Автор называет свою героиню бедной, так как нравственность Лизы не смогла ужиться в мире черствых, корыстных и обманчивых людей. Главная героиня решает утопиться.

А.Н. Островский «Гроза»

Богатым внутренним миром обладает и главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза». Душа Катерины по-настоящему чиста. Эта девушка привыкла жить по законам свободы. Поэтому она вступает в конфликт с жителями города Калинова. Катерина защищает свободу, стремится к ней. Она является единственной, кто пошел против «жестоких нравов» Калинова. Для Катерины важным в жизни было счастье и любовь. Именно к обретению настоящей любви стремится героиня драмы. С самого детства Катерина чувствовала от своей семьи тепло и поддержку, а также сама давала эту доброту другим людям. Жизнь в Калинове не озлобила Катерину, она не стала похожа на жителей города. Поэтому Катерина выделялась своей нравственностью и духовной красотой. Однако грех, который совершила девушка, не позволяет ей находиться в этом бездушном мире, поэтому религиозная Катерина совершает самоубийство. Главная героиня «Грозы», которая отличалась чистотой и милосердием, не смогла продолжать свое существование в обществе корыстных и жестоких людей.

У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

Тема красоты поднимается и в знаменитой во всем мире трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Автор показывает настоящую красоту любви. Она настолько сильна между героями, что затмевает все прошлое и Ромео, и Джульетты. Герои искренне хотят соединить свои судьбы и свои сердца, однако жестокое общество разводит их и разрушает мечты о счастье. Не желая мириться с этим, Ромео и Джульетта борется за общую судьбу, но когда один из возлюбленных видит мертвого любимого, кончает жизнь самоубийством: Ромео выпивает яд, а Джульетта закалывает себя кинжалом, когда видит рядом с собой труп возлюбленного. История короткой, но такой сильной любви говорит о том, что настоящая любовь проходит даже границы жизни и смерти.

«Юшка»

В рассказе А. П. Платонова «Юшка» изображен внешне некрасивый человек. Однако его внешность не важна девочке-сироте, которой помогает Ефим Дмитриевич. Юшка имеет внутреннюю красоту, и героиня оценивает именно ее. Непривлекательность центрального персонажа не мешает ему совершать добрые и жертвенные поступки. Он заботится о сиротке, и его поступок заслуживает уважения. Внутренние качества Юшки позволяют сказать о том, что доброта в человека намного важнее его внешних характеристик.

О. Уальд «Портрет Дориана Грея»

Тема красоты является основной в романе О. Уальда «Портрет Дориана Грея». Писатель демонстрирует, что внешняя красота – это всего лишь иллюзия. Главный герой Дориан Грей фактически продает свою душу дьяволу, желая всегда оставаться молодым и красивым. Его истинный облик находится на картине, которая с каждым эпизодом жизни становится некрасивой и жестокой. Окружающие люди не видят то, что образ жизни Дориана Грея аморален и порочен, так как его внешность не позволяет сказать об этом. Здесь звучит мысль о том, что внешность бывает обманчива. Наружная красота оказывается убийственной силой. Ради своей внешности Дориан Грей забывает о морали, о нравственности. Он идет на все ради сохранения своей привлекательности, даже на убийство художника Бэзила, который и написал портрет Грея, настолько изменивший его жизнь. Главный герой не обладает внутренней красотой, с каждой минутой он погрязает в мире лжи и преступлений. В момент отчаяния он решает убить ту копию себя на портрете, поэтому вонзает в нее нож. Однако этим поступком он убивает самого себя. Портрет фактически является символом борьбы нравственных начал человека и внешней красотой. То, что портрет обретает прежнее состояние, а реальный Дориан Грей стареет и умирает, говорит о том, что внутренняя красота побеждает внешнюю красоту.

Культура поведения

  1. Уровень культуры человека проявляется в его поведении и отношении с окружающим миром. Бездуховный, некультурный и не начитанный человек ведет себя грубо, не стесняется в выражениях. Такие герои предстают перед нами в пьесе «Недоросль». Одному из персонажей Денис Иванович дает говорящую фамилию Скотинин. Не отличаются культурой поведения и госпожа Простакова, и её сын Митрофанушка.
  1. Участь бездуховного и некультурного дворянина ярко и сатирически изображена в сказке «Дикий помещик» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Герою не нужно было ни о чем заботиться, пока в стране было крепостное право, и он не утруждал себя вопросами культуры, как духовной, так и повседневной. Всё за него делали слуги. Но крепостничество пало, и герой обнажил своё истинное лицо, одичав и становясь всё больше и больше похожим на зверя.

  • Портрет дориана грея сочинение по книге
  • Портрет героя в рассказе шолохова нахаленок
  • Портрет дениски из денискиных рассказов
  • Портрет графа толстого брюллов сочинение 6 класс
  • Портрет гоголь это повесть или рассказ