Портрет царевны лебедь из сказки о царе салтане

Сочинениярусский языксказочный образ царевны-лебедьволшебный образ царевны лебеди написан знаменитым пушкиным. это сказочное видение девицы, способной менять свой облик от
  • Сочинения
  • Русский язык
  • Сказочный образ Царевны-лебедь

Волшебный образ Царевны — лебеди написан знаменитым Пушкиным. Это сказочное видение девицы, способной менять свой облик от белого лебедя до прекрасной девы.

Мечта каждого мужчины: с длинной косой, стройная, с правильными чертами лица, главное царевна, покоряет молодого Гвидона. В ней собраны все положительные качества: кротость, покорность, исполнительность и соблюдение норм приличия. Она держит данное слово, не спорит, не ругается, показывает своё истинное лицо, только после просьбы Царевича.

В ней сочетаются все самые лучшие царские качества: красота, спокойствие, умение правильно мыслить и действовать в разнообразных ситуациях. Она наделена волшебным умением превращать по желанию, например, в разных насекомых. Всю сказку постоянно даёт советы и утешает своего спасителя. Смиренно плавает по морю. Помогает в оформлении дворца, привлечении сказочных объектов, чтобы приплыл царь — отец. По её магическому волшебству появляется белка с хрустальным дворцом, разгрызающая скорлупу орехов из золота. Внутри содержатся изумруды. В охрану достаются тридцать три богатыря, постоянно выходящие из морских вод. И в итоге наша героиня приобретает статус жены Царевича.

Стремление девушки отблагодарить спасителя, можно заметить и в речи, и в поступках. Потратив единственную стрелу, наш Царевич получает «палочку — выручалочку» решающую любые проблемы.

В пушкинской сказке снова побеждает добро. И Царевна, спасённая из когтей злого колдуна, выходит замуж за смелого юношу. Правила все соблюдены: царская кровь не пострадала, матушка и отец одобрили выбор.

Наконец благодаря помощи происходит встреча царя и матери Гвидона. Обман прислужниц становится заметным. Правда торжествует и через многие годы всё меняется. Царская семья восстановлена, волшебные свойства героини, смекалка, ум решают все проблемы и помогают преодолеть разнообразные ситуации.

Мне нравиться нежная, очаровательная героиня! Она всегда может подобрать нужное слово, утешить и разрешить любые проблемы в том числе и личного характера.

Также есть сочинение по картине Врубеля Царевна-Лебедь

Сказочный образ Царевны-лебедь

Прекрасная Царевна-лебедь предстает во всей красе на страницах произведения русского писателя и поэта А. С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане». Она одна из ключевых персонажей. Красивая и добрая птица оказывается статной девушкой, которую спасает Гвидон от неминуемой смерти в лапах Коршуна-чародея.

Царевна собрала в себе главные характеристики настоящей русской женщины. Ведь она благодарна, немногословна, оказывает поддержку и всегда приходит на выручку. Благодарность раскрывается в постоянной помощи молодому Гвидону. Она трижды превращала его в маленькое насекомое (комар, муха, пчела), для того, чтобы он смог увидеть своего отца. Лебедь не упрекала князя даже тогда, когда он злился и кусал злых теток.

Когда Гвидон кручинился, Царевна-лебедь его утешала и выполняла самые необычные желания. Сначала было внезапное возникновение целого города, который волшебная птица подарила ему за то, что он не пожалел последнюю стрелу на спасение птицы, потом неожиданное появление волшебной белки в хрустальном домике, о котором рассказывала тетка отцу Гвидона, дальше были приглашены 33 богатыря вместе с Черномором для охраны территории правления князя Гвидона, тоже из-за рассказа царю Салтану. Но самое необычное желание сначала было оспорено гордой птицей. Ведь молодой князь решил женится на чудной девушке, которую никогда не видел. Это переросло в небольшой конфликт.

Когда же лебедь преобразилась в прекрасную царевну, Гвидон в первый же миг полюбил ее всем сердцем. Царевна ответила взаимностью. На назначенную свадьбу был приглашен и сам царь Салтан, отец князя Гвидона. И хотя дважды он отказывался от посещения чудо-острова, на этот раз он решил плыть. Именно тогда царская семья восстановилась.

Благодаря сказочной деве, которая была заколдована злым колдуном, отец и сын нашли друг друга. Виновные в разлуке были наказаны. Сама же царевна нашла свое счастье рядом с князем Гвидоном. В образе царевны спрятан огромный смысл, ведь если ты всей душой к кому-то, то и к тебе всем сердцем.

Описание картины «Царевна-Лебедь»

Мистичность М. Врубеля давно уже общепринятый факт, учитывая всех его демонов. Художника словно притягивали потусторонние силы. Не стали исключением и сказки, причем не народные, а литературные.

Он создавал их зыбкий, фантастический и не всякому понятный мир. Истоки этого – в образовании живописца. Он увлекался музыкой, театром и оперой. После знакомства с Надеждой Забелой он открыл для себя мир театральных декораций и эскизов сценических костюмов для жены. Они поражали публику и критиков настолько, что они ожидали не столько премьеры спектакля, сколько приходили воочию увидеть костюмы оперной певицы.

Супруга стала музой для портретов, а Врубель был влюблен в ее голос, в создаваемый женщиной образ, в то, что так услужливо подсказывало воображение. В 1900 году композитор Н. Римский-Корсаков презентовал московской публике оперу «Царевна-Лебедь».

Врубель трудился над эскизами костюмов для актеров, а Надежда Забела исполнила партию Царевны. Сам художник, как известо, боготворил жену и жил для нее, посещал все репетиции, ночами сидел над декорациями и костюмами, и бесчисленное количество раз рисовал. Вдохновленный музыкой и красотой сказочной героини, мастер создал картину «Царевна-Лебедь», прообразом для которой и послужила супруга.

Картина поражает своей статичностью. Вы не увидите здесь живой игры светотеней, вы лишь ощутите неясную тревогу. Замершая вода и неживые огни дальнего города, огромные глаза бледнокожей девушки навеивают воспоминания о тех таинственных и роковых женщинах, из-за которых мужчины не спят ночами и бросают семьи.

Если проводить параллель между демонами и Царевной-Лебедью, многие с уверенностью скажут, что она – демоница. Согласно опере и сказке, эта девушка помогает Гвидону. Но перед знатоками культуры невольно встает вопрос: «Почему ее хотел убить коршун?». Она была волшебницей, чародейкой, то есть, имела прямую связь с потусторонним миром. А еще не зритель, не читатель не знает, откуда появилась эта незнакомка в кристально белых одеждах и роскошном кокошнике. Точно известно происхождение всех героев пушкинской сказки, а она лишь «… поверх текучих вод <�…> плывет».

Вторая ассоциация – Афродита, рожденная из вод и строчка из цветаевского «я – бренная пена морская». Царевна-Лебедь появилась из моря, в котором, согласно перечню мифов и легенд жили прекрасные девы с чарующим голосом и бездонными глазами, а чтобы выбраться из пучины, они превращались в прекрасных белых птиц.

Очи врубелевской героини – отдельный разговор. Они приковывают к себе и не отпускают, они похожи на взгляд существа из другой вселенной. Они страшны и одновременно загадочны, причем загадка эта настолько дикая и первозданная, что просто не подлежит объяснению.

Девушку, изображенную на картине, довольно сложно назвать красивой по стандартным канонам. Но в ее бледной коже, темных волосах и хрупких длинных пальцах определенно есть магия и притягательность для сильного пола. Князь Гвидон перед Лебедью не устоял.

Загадочная царевна занимает всю композицию картины. Ее наряд – белый с оттенками серебра, настолько легкими, что они почти незаметны. Причем цвет платья и крыльев не мягкий и жизнерадостный, а кристаллический с оттенками голубого – такой поразительно холодный и неживой, что вы невольно задумаетесь о Снежной Королеве.

На заднем плане полотна по левую сторону – огни чудо-острова. Волны бьются о его скалы, словно заманивая к себе. Невозможно разглядеть дома и княжеский замок, поскольку на картине лишь блики красного, оранжевого и желтого – единственные светлые пятна во всей композиции. Они символизируют жизнь, а еще – страсть, которую скрывает взгляд Царевны. Остров омывают воды глубокого синего моря, настолько темного, что кажется, будто оно вот-вот «закипит, поднимет вой», слившись с темно-синим, багровым и мрачным небом. Узенькая полоска света вдали словно говорит о том, что есть в облике Лебеди нечто человеческое – она смогла полюбить.

Весь задний план холста наполнен сгущающимися сумерками. Это прощание ночи и дня, самое таинственное время суток. Сумеречная темнота накрывает чудный остров, морскую гладь и саму Царевну. Начинается та самая загадка – превращение. Вы видите лебединые белоснежные крылья, которые через долю секунды станут морской пеной, а само превращение кажется бесконечным.

Реальность картины Врубеля настолько искажена, что создается впечатление, будто некие демонические силы остановили время. В первую очередь, это проявляется в одежде Лебеди. Роскошный кокошник, украшенный замысловатыми узорами, белыми и голубыми камнями – все сияет, подобно языческим украшениям. Платье демонической красавицы – белое, цвета невинности и чистоты, а еще – бесконечности и холода, чем-то напоминает свадебный наряд. Возможно, художник передал тот миг, когда Царевна должна была явить себя Гвидону.

Поэтому мистическая девушка к зрителю не приближается, она уходит от него навстречу своему счастью, подобно блоковской незнакомке. Она смотрит на вас вполоборота, словно предупреждая, что демонов усмирить дано не каждому.

Картина выполнена в любимой технике живописца – все те же четкие черты лица, конечностей и деталей, игра теней, придающая им объем, а в остальном – грубые мазки мастихином, подчищенные ножом.

Говорят, Врубель сошел с ума, рисуя демонов. Уж не была ли Царевна-Лебедь одной из них? Критики, историки искусства, да и потомки самого художника ищут ответ на этот вопрос и не находят его и по сегодняшний день.

Говорят, что арт-терапия – изобретение Врубеля. Рисуя своих демонов и демониц, он мог контролировать свою шаткую психику. Психиатры, исследовавшие картины художника, пришли к выводу, что в его состоянии бывали улучшения, когда он рисовал и вспышки, когда он только задумывал картину.

Говорят, художник, верный жене, был соблазнен. И это правда. Его соблазнила та неведомая и ускользающая, мистическая и опасная сила искусства, которую он лишь на миг хотел остановить на картине «Царевна-Лебедь». Оказалось, остановил на вечность.

Вариант №2

Михаил Александрович Врубель изобразил на своей поразительной картине «Царевна-лебедь» героиню «Сказки о царе Салтане», написанную Александром Сергеевичем Пушкиным. Сказочные и фольклорные сюжеты – излюбленная тема творчества Врубеля. Прекрасная девушка на картине была срисована художником с его жены. Мрачная обстановка на картине создает тревожное настроение.

Темные тучи нависли над бездвижным морем. Лишь вдали на горизонте белеет светлая полоса. Девушка-лебедь замерла в ожидании неизвестного. Ее выразительный взгляд будто переносит зрителя в картину: чувствуется запах моря и тихое колыхание волн.

Бледность девушки контрастирует с ее черными волосами и темными большими глазами. Её белое одеяние и светлые лебединые перья на фоне черного неба и моря будто окружают царевну священным ореолом. Она выглядит очень нежной и невинной, во многом благодаря игре света и тьмы на картине.

Девушка одета как невеста. Её изумительная серебряная корона-кокошник, украшенная красивым орнаментом и самоцветами, с плетением из бусин, перстни с драгоценными камнями на тонких пальцах, и фата, расшитая серебряным узором – все говорит о ее высоком происхождении и богатстве.

В сказке заколдованная дева была спасена царевичем Гвидоном от чародея-коршуна. В благодарность она подарила ему город, где сказочный герой стал княжить. Царевна каждый раз разрешала печали Гвидона и помогала ему. А когда молодой князь захотел жениться, лебедь обратилась в красивую царевну. Гвидон полюбил ее, и они обвенчались.

За фигурой царевны-лебедь виден остров с городом, который она волшебным образом построила для своего спасителя за одну ночь. На это место падает солнечный свет, и берег кажется вторым светлым пятном на картине. Город представляется единственным близким и безопасным местом для царевны. Возможно, именно туда она направляется.

Недвижность царевны подчеркивает плавность ее движений. Пушкин описывал ее голос как журчание реки, а поступь словно размеренные движения павлина. Девушка легонько держит край фаты тонкой рукой у самого сердца, нерешительно и будто ожидая чего-то. Кажется, что она сейчас отвернется и поплывет прочь.

Глаза девы невольно приковывают к себе взгляд зрителя. В них таится печаль и некий страх. Невозможно не сочувствовать ей и не желать ей помочь. Царевна обернулась, чтобы обратить на нас взор перед тем, как отправиться в неведомый край. Возможно, она опасается приближения ночи и туч или какого-то врага.

Неизвестно, куда она поплывет – к полоске брезжащего на горизонте света или к берегу острова Гвидона. На мой взгляд, царевна грустит, потому что пришла пора прощаться со своим лебединым обликом и становиться снова царевной. Когда она станет княгиней, не суждено ей больше плавать по морю и сиять в ночной тиши своими белоснежными перьями, белым платьем и роскошной фатой.

Царевна-лебедь – это образ всех русских героинь сказок и былин, собирательное воплощение всех прекрасных женщин. В них есть загадка, ум, нежность, красота, гордость и великая сила.

Экранизации

Герои пушкинской сказки впервые ожили на пленке в 1943 году: режиссеры Валентина и Зинаида Брумберг подарили детям черно-белый мультфильм, где царевну Лебедь озвучивает актриса Мария Бабанова.

В цвете анимационная лента по мотивам произведения появилась в 1984 году, над которой трудились в паре Иван Иванов-Вано и Лев Мильчин. В мультике царевна говорит голосом гениальной Людмилы Ивановой.


Ксения Рябинкина в образе Царевны Лебеди

В формате художественного фильма сказка вошла в советскую кинематографическую копилку с легкой руки Александра Птушко. Волшебной птицей, превратившейся в красивую девушку, предстала актриса Ксения Рябинкина. Год создания картины – 1966.

В американском кинематографе тоже нашлось место Лебеди, правда, далекой от пушкинской героини. В 1994 году увидел свет мультфильм «Принцесса-лебедь» под режиссерством бывшего сотрудника студии «Дисней» Ричарда Рича. Затем последовала череда сиквелов: «Принцесса-лебедь: Тайна замка», «Принцесса-лебедь: Тайна заколдованного королевства» и еще четыре полноценных мультика. В фильмах главная героиня королевских кровей заколдована злым лордом: днем девушка живет в образе птицы и только с приходом темноты превращается в человека. Озвучивает принцессу Мишель Никастро.

Царевна Лебедь в сказке о царе Салтане

Главные герои произведения – царь Салтан, женившийся на простолюдинке, и его сын Гвидон, которого сразу после рождения придворные завистницы выбросили вместе с матерью в море. Ключевой женский образ воплощает царевна Лебедь, помогающая царевичу вернуться на родину, воссоединиться с семьей и обрести счастье.


Царевна Лебедь

Волшебная птица жила на острове Буян, который находится где-то «за морем». К его берегам прибило бочку с заточенными в ней царевичем и его матерью. Встреча Гвидона с Лебедью случилась во время охоты: молодой человек спас пернатую от голодного коршуна, взамен получив обещание ответной помощи.

Гвидон воздвиг на острове город. Превращаясь с помощью царевны Лебеди то в комара, то в муху, то в шмеля, князь путешествует с корабельщиками на родину и там подслушивает разговоры отца о чудесных вещах, которыми наполнен мир. Чтобы заманить Салтана в гости на Буян, юноша заводит диковинную белку, грызущую золотые орехи с изумрудной начинкой и умеющую петь, приглашает в гости 33 богатырей – тоже Лебедь постаралась. Однако Салтан, не ведающий о том, что Гвидон и есть его сын, все никак не может собраться.


Царевна Лебедь и Гвидон

Наконец, царь прознал о царевне, чья красота затмевает божий свет. Ею оказалась спасенная Гвидоном Лебедь. Салтан соизволил добраться до острова, где встретился с семьей, а Гвидон женился на прекрасной деве-птице.

История создания

Александр Сергеевич потратил несколько лет, прежде чем представил на суд читателей приключения царя Салтана и его отпрыска Гвидона. Писатель, пока коротал месяцы в михайловской ссылке, кропотливо собирал материал, записывал сказания и легенды, подслушанные у простого люда. Основой для произведения послужила народная сказка «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», а некоторые детали поэт позаимствовал из волшебных рассказов няни Арины Родионовны. В 1832 году поэтическая работа под длинным названием «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» вышла в печать.


Александр Пушкин

Ярким персонажем стихотворного произведения стала царевна Лебедь – персонаж, полностью взятый из фольклора. Дева в образе лебедя является одним из древнейших архетипов, имеет большое значение в символике мифов и легенд. В дохристианской Руси роскошная птица пользовалась особым почтением, называлась царем пернатых, с ней сравнивали изящных, грациозных девушек. В фольклоре Белая Лебедь знает секрет живой воды и молодильных яблок, воплощает мудрость и волшебную силу, верность и целомудрие.

Лебедь из сказки о царе Салтане впитала черты трех красавиц из русских сказаний: Василисы Премудрой, Елены Прекрасной и Софьи Премудрой. С первой героиней царевну роднит и происхождение: Лебедь приходится сестрой 33 морским богатырям, а Василиса Премудрая – наследница морского владыки.


Книги «Сказка о царе Салтане»

Пушкинисты предполагают, что тема Лебеди взята еще и из былины о богатыре Потыке, которая вошла в состав сборника Кирши Данилова. Детали внешнего вида – «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит» – автор позаимствовал еще из одной народной сказки о чудесном мальчике. Впрочем, в творчестве братьев Гримм тоже нашел место образ девы, во лбу которой горит звезда.

Однако Александр Сергеевич наделил «свою» царевну Лебедь и произведение в целом некоторыми особенностями, женский образ в итоге стал уникальным. Так, ни в одной народной сказке с подобным сюжетом не встречается мотив спасения чудесной девицы, а птица не превращается в женщину. Необычна и характеристика героини: ее волшебные способности автор разбавил житейской мудростью.

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Профессия моей мечты
    Еще в юном возрасте, когда я посещал музыкальную школу, то понял, что непременно посвящу свою жизнь музыке. Она сопровождает человека с самого его рождения.
  • Образ и характеристика Миши в сказке Городок в табакерке Одоевского
    Городок в табакерке — сказка выдающегося русского писателя, ученого и педагога В.Ф.Одоевского. Произведение рассказывает об устройстве музыкальной табакерке
  • Сочинение Чичиков – живая или мёртвая душа?
    Чичикова можно назвать центральным героем произведения. По задумке автора, помещики в данном произведении должны были быть показаны как персонажи, чья душа умерла. А насчет того, находится ли жизнь

Разработка урока ИЗО.

6 класс.

Тема урока: «Иллюстрирование отрывка

литературного произведения

(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)».

2020 – 2021 учебный год.

Дата проведения: 09.03.2021 г.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: тематическое рисование.

Тема урока: «Иллюстрирование отрывка литературного произведения (А.С.. Пушкин «Сказки о царе Салтане»)».

Цель урока: научить использовать в иллюстрации выразительные возможности композиций сюжета.

Задачи урока:

— образовательная: продолжить формирование понятий «иллюстрация», «художники-иллюстраторы»; формирование умений простейшими изобразительными средствами передавать основные события в произведении;

— коррекционно – развивающие: коррекция и развитие зрительного восприятия, наблюдательности, внимания, образного и логического мышления; развитие композиционных навыков, совершенствование умений выделять в композиции главное, подчиняя ему все второстепенные элементы; развитие устной речи обучающихся;

развивать умение сопереживать героям литературного произведения;

— воспитательная: воспитание интереса обучающихся к работе художника — иллюстратора; воспитание качеств – усидчивость, взаимоуважение, взаимовыручка, аккуратность, старательность.

Методы, используемые на уроке:

— словесный (беседа, рассказ);

— наглядный (демонстрация презентации, работа с иллюстрациями);

— практический (выполнение практической работы- рисунок);

— проблемный (решение проблемной ситуации, поиск ответов на вопросы проблемного характера);

— стимулирования и мотивации учения (познавательные и занимательные факты, создание ситуации успеха);

— самоконтроля и самооценки (самопроверка при выполнении практической работы и самооценка знаний).

Используемые технологии на уроке:

— разноуровневого и дифференцированного подхода;

— здоровьесберегающие;

— личностно-ориентированные;

— информационно-коммуникативные.

Формы организации деятельности на уроке:

— фронтальная;

— индивидуальная;

Оборудование:

— для учителя: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, иллюстрации И.Я. Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина; презентация с иллюстрациями И. Я. Билибина; отрывки из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» А. С. Пушкина; иллюстрации картин А.Бубнова «Утро на Куликовом поле» и В. М. Васнецова «Богатыри»; музыка из оперы Н.А.Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане»; раздаточный материал – шаблон – палитра; лист А2, кисть, гуашь, баночка для воды;

— для обучающихся: альбом, простой карандаш, ластик, акварельные краски, кисть, баночка для воды, салфетка, цветные карандаши, дневник.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Цель этапа: подготовить обучающихся к восприятию нового материала и к работе на уроке.

— Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно открывайте.
Сказку в душу пропускайте.

Приветствие учащихся.

 Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний.

Цель этапа: выявить уровень усвоения знаний обучающихся и повторить пройденный материал.

— Ребята мы с вами на прошлых уроках знакомились с иллюстрациями к литературным произведениям на примере картин известных художников.

— Что такое иллюстрация?

— Словарное слово «иллюстрация» – рисунок к тексту.

— А кто рисует иллюстации?

— Словарное слово «художники – иллюстраторы» .

Напечатанные словарные слова «иллюстрация», «художник – иллюстратор» размещаются на лоске.

— Рассмотрите иллюстрации картин, представленных на доске.

А.П.Бубнов «Утро на Куликовом поле».

В. М. Васнецов «Богатыри».

— Как называются иллюстрации картин? Кто автор?

— На доске представлена иллюстрация художника Александра Павловича Бубнова «Утро на Куликовом поле» (к произведению «Слово о полку Игореве»).

— На доске представлены иллюстрация художника Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря».

— Кто эти три богатыря?

— Это Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин).

— Для чего нужны иллюстрации?

— Иллюстрации обычно размещаются в книжках, чтобы по ним лучше представить содержание текста.

3. Сообщение темы и цели урока.

Цель этапа: привлечь внимание обучающихся и вызвать интерес к изучению новой темы.

— Сегодня мы с вами продолжим знакомство с иллюстрациями и с художниками – иллюстраторами. Я не зря начала урок со стихотворения, в котором говорилось про сказку. Мы отправимся в путешествие и познакомимся со сказкой. А вот как сказка называется, угадайте?

Звучит музыка из оперы Н.А.Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане».

-Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
— Кто догадался, строки, из какой сказки? — Вам поможет иллюстрация, представленная на слайде (слайд № 1,2)

— Это «Сказка о царе Салтане». Полное название этого произведения «Сказка о царе Салттане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» (слайд № 2).

— А кто автор этой сказки?

— Александр Сергеевич Пушкин (слайд № 3).

— А музыка звучала из оперы Николая Андреевича Римского –Корсакова ««Сказка о царе Салтане» (слайд № 4).

 Тема нашего урока «Иллюстрирование литературного произведения». Сегодня именно о литературном произведении «Сказка о царе Салтане» мы будем вести речь (слайд № 5).

— Мы познакомимся с художником – иллюстратором, который выполнил иллюстрации к произведению «Сказка о царе Салтане». И сами побываем в роли художников – иллюстраторов — выполним иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина.

4. Изучение нового материала.

Цель этапа: дать обучающимся конкретное представление об иллюстрации как о выразительном средстве для композиции сюжета.

Обучающиеся предварительно самостоятельно знакомятся с произведением А.С.Пушкина

«Сказка о царе Салтане».

Иллюстрации в книге являются произведениями изобразительного искусства. Художник-иллюстратор помогает нам лучше понять текст, раскрывает его содержание в зрительных образах. В иллюстрации, как и в любом другом произведении искусства, нет ничего случайного. Художник, прежде всего, обязательно обдумывает замысел иллюстрации, выполняет эскизы и макет будущей книги. Он выбирает формат, решает, кто будет главным героем и какими средствами это будет показано, как расположить персонажей, чтобы правильно передать смысловую связь между ними; каким цветом отличить главного героя.

-Ребята, в детстве, когда вы еще не умели читать, вам читали сказки, а вы в своем воображении представляли сюжеты сказок, героев. Вы в своем воображении рисовали иллюстрации к сказкам. Сказка, однажды вошедшая в жизнь, прочно занимает свое особое место.

— Многие художники считали за честь иллюстрировать сказки А.С.Пушкина, потому что в них можно найти мудрость, доброту, нравственную красоту.

— Одним из художников, который иллюстрировал произведение «Сказка о царе Салтане» является Иван Яковлевич Билибин, сын военно – морского врача, собирался стать юристом, но стал известным художником – иллюстратором (слайд № 6).

— В 1900 году русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков пишет оперу «Сказка о царе Салтане».

— В 1905 году была издана «Сказка о царе Салтане», иллюстрированная И.Я. Билибиным (слайд № 7,8).

А) Беседа по иллюстрациям И.Я.Билибина к произведению «Сказка о царе Салтане».

— В своих иллюстрациях И.Я.Билибин развернул основные эпизоды пушкинской сказки.

— Я вам прочитаю отрывок из сказки, а вы представьте себе иллюстрацию этого сюжета.

Обучающие слушают текст.

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

— Что вам представилось? Какое в это время море, небо?

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации сюжет с бочкой И.Я.Билибин (слайд № 9).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— Одна из лучших иллюстраций И.Я.Билибина – сказочный город. 

— Я прочитаю отрывок из сказки, а вы, ребята, закройте глаза и представьте картинку иллюстрации к этому сюжету.

Обучающиеся слушают текст.

— Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

— А теперь расскажите, что вы представили? Назовите героев этого сюжета.

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации сказочный город И.Я.Билибин (слайд № 10).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— На иллюстрации изображены князь Гвидон и его мать. А город, действительно, сказочно чудесен. Он расположен на крутом, как пишет поэт, то есть гористом, обрывистом острове, который весь зеленеет травой. Город нарисован яркими красками и вычурными линиями. Его можно долго разглядывать: в нем много церквей, башен, теремов. Художник изображает древнерусский город-кремль, город обнесен каменной стеной с башнями. Вся картина от необыкновенных цветов на переднем плане до ярко-синего неба и белых облаков над красочным городом – радостная, чудесная. По нижнему краю листа идет орнамент, мотив которого напоминает или резьбу по дереву, или старинные кружева.

— Ребята, вспомните, о каких трех чудесах рассказывается в сказке?

— Чудеса в сказке – белка, тридцать три богатыря и царевна Лебедь.

— Послушайте, как первое чудо – белочка описывается в сказке.

Обучающиеся слушают текст.

— Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница такая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной –
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть…

— А вот белочка уже в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Белка»).

Обучающиеся слушают музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане» («Белка»).

— А теперь расскажите, что вы представили? Назовите героиню этого сюжета.

— Поэт создает образ при помощи слов, художник при помощи кисти и красок, а композитор создает музыкальные образы при помощи различных музыкальных инструментов.

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации белочку И.Я.Билибин (слайд № 11,12).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— Белочка в хрустальном домике грызет орешки. Белочка веселая, жизнерадостная и краски, используемые в иллюстрации, такие же.

— Предлагаю вам небольшую паузу — пусть наши глазки немного отдохнут. Давайте выполним гимнастику для глаз. В «Сказке о царе Салтане» князь Гвидон превращался в разных насекомых. В каких насекомых?

— В комара, муху и шмеля.

— Я предлагаю вам проследить за полетом шмеля. Внимание на слайд – следим глазками за передвижением шмеля. А музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля») поможет вам задать ритм движения шмеля (слайд № 13).

Физминутка «Гимнастика для глаз».

Обучающиеся слушают музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля») и выполняют гимнастику для глаз.

— Чудо второе – богатыри. Я читаю, а вы слушаете.

Обучающиеся слушают текст.

Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге –
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит…

— А вот тридцать три богатыря в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Богатыри»).

Обучающиеся слушают музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане» («Богатыри»).

— А теперь расскажите, что вы представили? Назовите героев этого сюжета.

— Какими изобразил художник богатырей? Во что богатыри одеты?

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации богатырей И.Я. Билибин (слайд № 14,15).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— Наиболее выразительно художник рисует море. Из моря поднимается отряд богатырей. Во главе их самый старший – дядька Черномор. На всех богатырях кольчуги, шлемы, в руках щиты и копья. Они вооружены, как древние воины. Стройные ряды копий, целым лесом возвышающихся над воинами, подчеркивают могущество отряда. Море с крутыми вздыбившимися волнами «расплескалось в шумном беге». При взгляде на такие волны как будто слышите шум моря. В мелодии слышится мощь богатырей, мелодия быстрая и громкая.

— Чудо третье – царевна-лебедь. Какой ее представил А.С.Пушкин?

Обучающиеся слушают текст.

Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.

— А вот царевна Лебедь в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Царевна Лебедь»).

Обучающиеся слушают музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане» («Царевна Лебедь»).

— А теперь расскажите, что вы представили? Назовите героиню этого сюжета.

— Какая музыка звучала?

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации царевну Лебедь И.Я. Билибин. Кажется, что она вот – вот сойдет с картины и окажется среди нас (слайд № 16).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— На иллюстрации изображена сказочная волшебница, скорее лебедь, чем человек. С картины смотрит на нас вся в белых пушистых перьях царевна, какая-то восточная красавица с большими лучистыми глазами, с нежным и печальным лицом. Весь тон картины – голубовато-серебристый (слайд № 17,18).

— Ребята, мы с вами рассматривали иллюстрации художника И.Я.Билибина. А кто мне скажет, что самое главное во всех этих иллюстрациях?

— Самое главное во всех этих иллюстрациях, что главные персонажи сказки изображены в центре и крупно. С помощью цветовых оттенков можно выделить главных героев.

— Сейчас мы с вами научимся, как правильно нужно смешивать краски, чтобы получились цветовые оттенки. Давайте разомнем кисти рук для предстоящей работы с кистью и карандашом.

Физминутка «Пальчиковая гимнастика».

1.

Домик . Дом стоит с трубой и крышей, на балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

2.

Очки бабушка надела и внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам

3.

Флажок. Я в руке — флажок держу и ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

4.

Лодка. Лодочка плывет по речке, оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). Пароход. Пароход плывет по речке, и пыхтит он, словно печка.

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

5.

Стул, ножки, спинка и сиденье — вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).

6.

Грабли. Листья падают в саду, я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

7.

Скворечник. Скворец в скворечнике живет и песню звонкую поет. Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.

8.

Цепочка. Пальчики перебираем и цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой — указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

9.

Лошадка. У лошадки вьется грива, бьет копытами игриво.

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

10.

Птичка. Пальчики — головка, крылышки — ладошка.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы — головка, остальные сомкнутые пальцы — крылья. Помахать ими.

— Руки на живот. Дыхательные упражнения: глубокий вдох через носовую полость, выдох через ротовую полость.

Обучающиеся выполняют упражнения для развития мелкой моторики рук,

а также дыхательные упражнения.

Б) Графические упражнения «Цвета радуги».

— Сейчас мы выполним упражнения на смешивании основных красок для получения более «холодного» и «теплого» оттенков.

— У вас на рабочих столах шаблоны в виде палитры.

Словарное слово: палитра — небольшая тонкая и лёгкая доска  четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает во время работы краски для получения необходимых цветов (слайд № 19).

Словарное слово напечатанное размещается на доске.

Обучающиеся проговаривают словарное слово.

— У нас палитра – это альбомный лист, на котором 5 кружков.

— В каждом из них мы будем смешивать краски, получая оттенки красок, добавляя в каждый из нужных цветов «теплый» или «холодный»  цвет,  можно  получить  цвета  более  «теплого»  или  «холодного» оттенков. Обязательно соблюдаем правила работы с красками.

— Берем на кисть желтый цвет краски, закрашиваем первый кружок. Добавляем красный цвет краски. Какой цвет получается?

— Оранжевый цвет, теплый оттенок.

— Следующий кружок. Берем на кисть желтый цвет краски, закрашиваем второй кружок. Добавляем голубой цвет краски. Какой цвет краски получился?

— Зеленый цвет, холодный оттенок.

— Третий кружок. Берем на кисть красный цвет краски, закрашиваем кружок. Добавляем зеленый цвет краски. Какой цвет получился?

— Коричневый цвет, теплый оттенок.

— Четвертый кружок. Берем на кисть оранжевый цвет краски, закрашиваем кружок. Добавляем красный цвет краски. Какой цвет получился?

— Пурпурный цвет, теплый оттенок.

— Пятый кружок. Берем на кисть синий цвет краски, закрашиваем кружок. Добавляем зеленый цвет краски. Какой цвет получился?

— Цвет станет сине-зеленым, а значит, «холодным».

Показ смешивания цветов на доске.

Обучающиеся на палитре смешивают цвета красок, получая новые оттенки цветов.

— С помощью оттенков цветов можно выделить наиболее интересное, впечатляющее в сюжете, главное, а также цветом подчеркнуть контурные линии.

5. Практическая работа.

Цель этапа: закрепить знания, полученные обучающимися, научить применять полученные знания.

— Предлагаю вам, ребята, на время стать художниками-иллюстраторами и нарисовать свою иллюстрацию к произведению «Сказка о царе Салтане». Вы должны выбрать сюжет для иллюстрации, обдумать композицию своего рисунка, как будут располагаться предметы на листе. Каждый должен постараться по-своему выполнить задание.

— Пожалуйста, закройте глаза и постарайтесь представить картинку иллюстрации. Обдумывание композиции поможет вам реализовать замысел, скорректировать его, избежать ошибок в изображении.

— Вы можете нарисовать рисунок любого из понравившегося вам эпизода. Постарайтесь передать не только внешнее сходство изображаемых объектов и героев, но и ваше отношение к ним.

— Напоминаю вам порядок выполнения рисунка – иллюстрации.

Порядок работы над выполнением иллюстрации:

1). Сначала определяем сюжет.

2). Как правильно расположить лист? (вертикально, горизонтально)

3). Выбор главного персонажа иллюстрации (главный герой располагается в центре).

4).Место расположения персонажей (предметов).

5). Детальная проработка иллюстрации.

Напечатанный порядок работы размещен на доске.

— Помните, чтобы выделить наиболее интересное и впечатляющее в выбранном вами сюжете, надо эти объекты расположить в центре работы и выполнить более крупно.

После выбора сюжета для иллюстрирования сказки учащиеся приступают к рисованию. Вначале решается общая схема задуманной композиции. Тонкими линиями намечаются герои сказки. После эскизного построения композиционной схемы, прорисовываются детали. Уточняется линейное построение рисунка иллюстрации.

— А сейчас приступайте к работе. Желаю вам успехов и хорошей творческой работы! Я думаю, что вы все справитесь с этим заданием.

— Вначале ребята выполняем рисунок в простом карандаше. Затем рисунок в цвете выполняете акварельными красками. Не торопитесь, рисунок должен быть аккуратно выполнен. Не переживайте, если вы на уроке не успеете выполнить работу в цвете, вы можете это сделать дома – это будет вашим домашнем заданием.

— Ребята, у вас есть подсказка. Если у вас возникли трудности в выборе сюжета, на доске размещены иллюстрации сюжетов к произведению «Сказка о царе Салтане», можете какой – либо сюжет взять за образец рисунка.

— Чтобы вы работали более увлеченно, фоном для вашей деятельности будет музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Звучит музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

(«Белка», «Богатыри», «Царевна-лебедь»).

Простым карандашом учащиеся намечают композицию рисунка иллюстрации.

Индивидуальная работа:

— обучающиеся 3 группы выполняют сюжет на заданную тему, где главная героиня – царевна Лебедь (с помощью шаблона прорисовывается лебедь и детали сюжета).

Оказывается дозированная помощь. Во время рисования, обучающиеся постоянно сравнивают свой рисунок с образцом.

Образец рисунка для обучающихся 3 группы.

— обучающиеся 4 группы выполняют сюжет на заданную тему, где главная героиня – царевна Лебедь (обводят лебедь по пунктирным линиям).

Оказывается дозированная помощь. Рисунок в цвете выполняют с помощью цветных карандашей.

Образец рисунка для обучающихся 4 группы.

Во время творческой работы наблюдается, чтобы обучающиеся располагали листы альбома и определили величину изображения на листе в зависимости от композиционного замысла и размера листа, чтобы композиция отражала содержание выбранного эпизода в логической связи между изображаемыми объектами.

Выполняя рисунок в цвете обучающимся напоминается:

— последовательность заполнения листа цветом: от закрашивания больших плоскостей неба, земли, объектов фона; от больших пятен основного цвета героев сказки и их костюмов к проработке деталей;

— необходимо выбирать нужные цвета для изображения сюжета, не забывая про палитру;

— цвета должны быть яркими и чистыми, поэтому после каждого обмакивания в краску нужно мыть кисть и протирать салфеткой;

— стараться закрашивать элементы рисунка, не выходя за контур.

Обучающиеся выполняют рисунок в цвете акварельными красками.

6. Подведение итога урока.

Цель этапа: сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу обучающихся, выяснить, что нового узнали обучающиеся на уроке.

— Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу.

— Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке?

— Как называются рисунки в книгах?

— Кто рисует иллюстрации в книгах?

— Для чего нужны книжные иллюстрации?

— О каком произведении сегодня шла речь на уроке?

— Кто автор произведения «Сказка о царе Салтане»?

— С иллюстрациями, каких художников к этому произведению вы сегодня познакомились?

— Ребята, а теперь давайте посмотрим на ваши работы.

Выставка работ обучающихся. Анализ рисунков и выставление оценок.

Каждая работа обучающихся комментируется и оценивается (работы красивые по цвету; работы, в которых грамотно продумана цветовая гамма; работы аккуратно выполненные; работы, в которых выделено самое интересное в сюжете).

— Всем вашим работам можно дать такую оценку: они ярки, выразительны, в них подмечено главное свойство пушкинских сказок – живописность, неповторимость образов. Три искусства – музыка, поэзия и живопись – это необыкновенное чудо, заставляющее радоваться и грустить, смеяться и плакать и каждый раз волноваться от этой встречи с прекрасным.

Домашнее задание: закончить рисунок в цвете (обучающимся 1,2 группы — придумать название к своей работе или подобрать к ней соответствующие строчки из сказки).

— Я довольна вашей работой, каждый из вас проявил фантазию, у вас получились замечательные рисунки – иллюстрации к произведению «Сказка о царе Салтане» (слайд № 20).

— Сказка ложь, да в ней намек-

Добрым молодцам урок!

— Каждая сказка чему-нибудь нас учит: добру, состраданию, что зло всегда будет наказано. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже научились только хорошему.

На этом наш урок закончен. Давайте дружно наведём порядок на рабочих местах.

Игра-путешествие по сказкам А.С. Пушкина

Оформление: Крутящееся колесо, разбитое на 6 секторов с различной тематикой, выставка сказок Пушкина, жетоны, которые выдаются за правильные ответы, портрет Пушкина.

Правила игры: тематика игры составлена на основе сказок Пушкина, каждый игрок, отвечает на вопросы той темы, которая ему выпадет на круге, побеждает тот, у кого будет больше всего правильных ответов ( жетонов).

Тема 1: «Женские имена»

1. Как звали сватью из «Сказки о царе Салтане»? (Бабариха)

2. Царевна, ставшая женой князя Гвидона. (Царевна Лебедь)

3. Имя няни А.С.Пушкина. (Арина Родионовна)

4. С кем жил старик у самого синего моря? (Со своею старухой)

5. Кто был избранницей царя из «Сказки о Золотом петушке»? (Шамаханская царица)

6. Чей это портрет?

«Правду молвить молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела;

И умом и всем взяла.» (Злая царица)

7. Злой, сварливый персонаж из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке. (Старуха)

8.«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…»

Кем в будущем они стали?

(Ткачиха, повариха, царица)

9. В какой сказке вы прочли про эту красавицу?

«Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама – то величава,

Выступает будто пава;

А как речь – то говорит,

Словно реченька журчит.» (Царевна – лебедь)

10. Как звали жену Руслана, похищенную Черномором? (Людмила)

11. Сенная девушка, служившая у злой царицы в сказке о Мертвой царевне.(Чернавка)

12. Невеста царевича Елисея. (Царевна)

13. Кто отравил яблоком молодую царевну в сказке о мертвой царевне?(Злая царица)

14.Кто такая Арина Родионовна? (Няня Пушкина)

15. Кем раньше была жена царя Салтана? (Девицей)

16. Жена попа из « Сказки о попе и работнике его Балде»  (Попадья)

Тема 2: «Мужские сказочные имена»

1. Как звали находчивого трудолюбивого работника одной из сказок Пушкина? (Балда)

2. Как звали отца пушкинского князя Гвидона? (Царь Салтан)

3.Имя волшебника, укравшего пушкинскую Людмилу (Злой волшебник Черномор)

4.Назовите имя царя из « Сказки о золотом петушке». (Царь Дадон)

5.Отпрыск царя Салтана.(Князь Гвидон)

6.Как звали жениха царевны из «Сказки о мертвой царевне»? (Королевич Елисей)

7.Муж пушкинской Людмилы. (Руслан)

8.Как старуха обзывала своего мужа –старика, за то, что он отпустил золотую рыбку? (Дурачина и простофиля)

9. Как звали отца Людмилы из поэмы « Руслан и Людмила»? (Князь Владимир – Солнце)

10. Кто звал работника Балду тятей? (Попенок)

11.Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (Звездочет)

12. Как звали дядьку, стоявшего во главе 33 богатырей? (Дядька Черномор)

13. Кто нанял Балду к себе на работу? (Поп)

14.Кто доставлял письма от царя Салтана Царице? (Гонец)

15. Кто из пушкинских героев может подать следующее объявление:

«Предлагаю свои услуги: работаю за семерых, могу: запрягать лошадь, топить печи, закупать продукты на рынке…»? (Балда)

16. Кем приходились царевне Лебедь 33 богатыря? (Родные братья)

Тема 3: «Животные, птицы, насекомые»

1. Хищник, в которого обернулся злой чародей в пушкинской сказке о царе Салтане. (Коршун)

2.Насекомое, в которое обратился князь Гвидон, чтобы лететь к отцу в первый раз. (Комар)

3.Что оказалось в неводе, когда старик закинул его в третий раз? (Золотая рыбка)

4.Какой зверек жил перед дворцом князя Гвидона в хрустальном домике? (Белочка)

5.Кличка собаки семи богатырей. (Соколко)

6.К кому пошел за оброком Балда по указанию попа? (К чертям)

7. Кто был верным сторожем царя Дадона? (Золотой петушок)

8.Канатоходец из пушкинского Лукоморья. (Кот ученый)

9.В кого поочередно превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (Комар, муха, шмель)

10.Сказочное существо, жившее в море –океане в одной из сказок Пушкина. (Золотая рыбка)

11. Какая птица плавала поверх текучих вод в одной из сказок Пушкина? (Лебедь)

12.Какое животное исполняло песню «Во саду ли, в огороде…» в одной из сказок Пушкина? (Белка)

13.Назовите небольшого ушастого зверька, который помог Балде собрать оброк с чертей (Заяц)

14.На чем ездили на охоту семь богатырей из сказки Пушкина? (На лошадях)

15.Назовите хищное животное, которое верно служило царевне, томящейся в темнице. (Серый волк)

16. Назовите животное, охранявшее дом семи богатырей. (Собака)

Тема 4: «Угадай сказку»

1.Назовите сказку, в которой есть такие слова:

«Ветер на море гоняет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…» («Сказка о царе Салтане»)

2.Откуда этот отрывок?

«Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской.»

(Поэма «Руслан и Людмила»)

3.Откуда эти строки?

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.»

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

4.Назовите сказку о бесправном положении мужчины – кормильца.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

5.В каком произведении говорится о случае тяжелой черепно – мозговой травмы, сопровождаемой потерей речи, двигательным возбуждением и необратимой функцией дыхания?

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

6.В каком произведении Пушкина главный герой не захотел рассчитываться за оказанные ему магические услуги, за что был справедливо наказан, и погиб?

(Сказка о золотом петушке)

7.В какой сказке герой, несмотря на сложившиеся в обществе неблаговидное мнение о его умственных способностях, в процессе общения с нечистой силой смог доказать, что он обладает острым умом, смекалкой, хитростью?

(«Сказка о попе и работнике его Балде)

8.Назовите сказку, в которой простая работница текстильной промышленности и ее сестра, работающая в общепите, пытаются извести свою преуспевающую сестру и ее сына, с помощью престарелой женщины они плетут интриги.

(«Сказка о царе Салтане»)

9.Какая сказка начинается следующими словами:

«Жил старик со своею старухою

У самого синего моря…»

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

10.Назовите сказку, где некая высокопоставленная женщина выживает свою родственницу, при помощи специального устройства и отравляет ее. Умершую помещают в гроб, однако, девушка, благодаря своему жениху, оживает. ( «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

11. Назовите сказку, в которой голова, отделенная от тела, сама называет имя своего убийцы ( Поэма « Руслан и Людмила» )

12. Назовите сказку, в которой два брата губят друг друга, а их престарелый отец, мечтая жениться на молодой красавице, жестоко обходится со своим верным слугой, за что и получает заслуженное наказание. («Сказка о Золотом петушке»)

13. Назовите сказку, в которой даже существо обладающее чудесными способностями, не в силах выполнить запросы жадной старухи, за что жестоко ее наказывает  (« Сказка о рыбаке и рыбке»)

14. Какая сказка начинается словами:

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.»

(Сказка о царе Салтане»)

15. Как называется малоизвестная, незаконченная сказка А.С.Пушкина?

(«Сказка о медведихе»)

16. Назовите сказки в которых мы встречаемся с Черномором, как положительным героем, и сказку – где Черномор – отрицательный герой.

(Поэма «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане»)

Тема 5: « Сказочная математика»

1.Сколько девиц пряло поздно вечерком под окном в одной из сказок Пушкина? (Три)

2.Сколько богатырей было под началом дядьки Черномора? (Тридцать три)

3.Сколько сыновей имел царь Дадон? (Два)

4.Сколько раз закидывал старик невод в море, прежде, чем поймал золотую рыбку? (Три раза)

5.Сколько раз были в гостях у царя Салтана купцы? (Четыре)

6.Сколько сестер было у жены царя Салтана? (Две)

7.Сколько богатырей было в сказке о мертвой царевне? (Семь)

8.Сколько щелчков получил от Балды поп? (Три)

9.Что, в числовом отношении, приготовил царь – отец в приданое молодой царевне в сказке о мертвой царевне? (Семь торговых городов и сто сорок теремов)

10.Через сколько дней кричал золотой петушок, предупреждая царя Дадона об опасности? (Через восемь дней)

11.Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (Тридцать лет и три года)

12.За скольких ел работник Балда? (За четверых)

13.За скольких человек работал Балда? (За семерых)

14.За сколько лет надо было взять Балде оброк с чертей? (За три года)

15.Скольких зайцев поймал Балда, чтобы обмануть чертей? (Двух)

Тема 6: «Сказочный винегрет»

1.В кого превращала золотая рыбка старуху, исполняя ее желания? (В столбовую дворянку, в вольную царицу, во владычицу морскую)

2.Когда родилась царевна из сказки о мертвой царевне? (В сочельник, то есть 6 января)

3.Назовите волшебный предмет, которым владела злая царица из сказки о мертвой царевне. (Зеркальце)

4.Как называлась торговая площадь, на которой Балда встретился с попом и тот нанял его к себе на работу? (Базар)

5.Он по морю гуляет, и кораблик подгоняет в одной из сказок Пушкина. (Ветер)

6.Что понадобилось старику, чтобы поймать золотую рыбку? (Невод)

7.По какому принципу движется с бабой Ягой в пушкинском Лукоморье? (Идет, бредет сама собой)

8.Как назывался дом, в котором жили старик и старуха? (Землянка)

9.Назовите первый заказ, исполненный золотой рыбкой. (Новое корыто)

10. Чего лишился поп, после второго щелчка Балды? (Языка)

11.Кто помог Елисею отыскать невесту? (Ветер)

12.Продолжите фразу:

«Вот в сочельник в самый, в ночь,

Бог дает царице …» (Дочь)

13. На какую работу был нанят попом Балда? (Повар, конюх, плотник)

14.Что кричал золотой петушок, сидя на спице? (Кири- ку –ку, царствуй, лежа на боку)

15. Какие изделия из золотых скорлупок, чеканились и пускались в ход по свету в одной из сказок Пушкина? (Золотые монеты)

17. Что хотела приготовить на весь мир одна из девиц в сказке о царе Салтане? (Пир)

Подведение итогов и награждение победителей.

Литература:

Пушкин А.С. «Сказка о Золотом петушке»

Пушкин А.С. « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Пушкин А.С. «Сказка о попе и работнике его Балде»

Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане»

  • Портрет феди из рассказа бежин луг 6 класс
  • Портрет сына тропинин сочинение
  • Портрет рассказ на дзен истории любви
  • Портрет писанный масляными красками как пишется
  • Портрет пирогова из рассказа чудесный доктор