Портрет бабушки из рассказа фотография на которой меня нет

Предмет: литература класс: 8 б дата: 24.04.2019 урок 62 тема: в.п.астафьев. фотография, на которой меня нет. автобиографический характер

Предмет:
литература

Класс:   8 – Б

Дата: 
24.04.2019

Урок  № 62

Тема:
В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер
рассказа

Урок развития речи
8

Цель: углубить знания учащихся  о личной и творческой биографии
В.П.Астафьева;

выявить художественную идею главы, состоящую в утверждении
необходимости сохранения памяти о прошлом во имя счастья в будущем;
особенностей образов героев рассказа, авторской позиции; формировать навык
исследовательской  работы с текстом, умения выделять главное, анализировать,
делать выводы на основе прочитанного; развивать нравственно-эстетические
представления учащихся о роли учителя и о проблемах, связанных с отношением к
профессии учителя в современном обществе.

Основное
содержание урока:
автобиографический характер рассказа; развитие
представлений о герое-повествователе; подготовка к домашнему письменному ответу
на проблемный вопрос.

Основные
виды деятельности:
различные виды пересказов; устный или письменный
ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования); участие в
коллективном диалоге; анализ различных форм выражения авторской позиции;
подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.

Планируемые
результаты:

Личностные:  развитие
компетентности в решении моральных проблем, формирование нравственных качеств
личности и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам.

Метапредметные: умение
определять понятия, делать выводы и обобщения, строить логическое рассуждение,
использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Предметные: развитие
умения участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать своё мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях различных жанров.

УУД:

Познавательные:
прогнозировать содержание, умение выделять главное.

Регулятивные:
формулировать учебную задачу.

Коммуникативные: строить
диалог; умение работать в группе, доказывать своем мнение, подтверждая
аргументами из текста.

Личностные:
осознавать эстетическую ценность произведения,  проявляющуюся в оригинальности
авторского мировоззрения.

Тип
урока:

комбинированный

Средства
обучения:

презентация, учебник, раздаточный материал

Ход урока

1.Организационный
момент

Психологический
настрой к уроку.

2.Актуализация
опорных знаний

Проверка
домашнего задания


творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке? (В.П.Астафьев
«Фотография, на которой меня нет».

-Что
нового о сельской жизни первой половины
XX века вы узнали из рассказа?

-Что
вам известно о биографии писателя?

-Какие
произведения Виктора Петровича мы с вами изучали ранее?

3.Мотивация
учебной деятельности

На
сегодняшний урок вы должны были принести семейные фотографии.

-Дороги
ли вам эти фотографии?

-Почему?

-Чем
ценны эти фотографии для вас? Дорожите ли вы фотографиями, на которых вас нет?

-Почему?

Фотографии,
на которых нас нет, могут также быть яркими эпизодами из нашей жизни. В
основном на них запечатлены наши друзья или родные – братья и сестры, бабушки и
дедушки, прабабушки и прадедушки. Храним их потому, что это память о дорогих
нам людях. Глядя на них, мы вспоминаем радостные или важные моменты нашей
жизни.

4.Сообщение
темы урока

-Что
у меня в руках? (песочные часы)

-Что
они символизируют? (время – символ быстротечности жизни).

-Можно
ли остановить время? Как? (стоп-кадры в наших семейных альбомах).

-Чем
является семейный альбом? (биографией).

-Можете ли вы предположить тему сегодняшнего урока?

Определение
целей и задач урока.

Учащиеся
проговаривают тему урока. Оформление записей в тетрадях.

5.
Применение учащимися знаний в стандартных условиях с целью усвоения навыков

Экспресс-опрос
 по рассказу Астафьева «Фотография, на которой
меня нет».

1.С кем жил мальчик этого рассказа? (у бабушки и дедушки)
2.Как звали друга мальчика?  (Санька)
3.Какое время года происходят события? (зима)
4. Какой болезнью страдал мальчик? (ревматизм)
5.Почему простуда далась мальчику с трудом? (сильно простудился)
6.От кого ему передалась болезнь? (от матери)
7. Где поселили фотографа? (у десятника сплавконторы)
8. Сколько лет было учителю? (25)
9. Как звали бабушку рассказчика? (Катерина Петровна)
10.Почему, когда учитель гулял с ребятами в лесу, он не знал того, что обычно
знают простые, деревенские люди?  (он жил там, где нет тайги и леса)
11.Где учитель с ребятами встретили змею?  (в лесу)
12.Кем была жена учителя? (учительницей)
13.Как относились люди к учителю? (уважали, любили)
14.Кто еще не стал фотографироваться? (Санька)
15. Каким образом фотограф очутился в этом селе? (приехали сами)
16. Какая река находилась рядом? (Енисей)
17. Как подписана фотография? (Овсянская школа)

Взаимопроверка (оценка результатов).

-Обратимся к рассказу. Почему рассказ назван именно так? Как
название связано с его темой и основной идеей? (название рассказа тесно связано
с его последними абзацами. Рассказчик вспоминает о своих школьных товарищах. В
словах героя чувствуется грусть, тоска и печаль. Название связано с сюжетом
рассказа).

-Какое событие описывает автор в рассказе?  (приезд фотографа)

-Смог ли Витька сфотографироваться с классом? (нет, застудил ноги)

—Как поступил его друг Санька?

-Кто лечит героя (его бабушка)

Бабушка – доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость,
ласковая, справедливая, седина, добрые, морщинистые руки, варежки, колыбельная,
валенки, шерстяные носки.

Словарная
работа: яркость и красочность языка Астафьева
(употребление
диалектных и устаревших слов, от этого  речь звучит убедительно и
выразительно).

Дайте
определения следующим словам: катанки —  валенки; куть- вход в избу; магарыч;
туес – берёзовая кора (корзина); увал – склон; гужом ходили – толпой, вместе;
нудь в ногах – боль в ногах; парнишка – ревун; домовничать.

6.Творческая
работа

Работа
в группах

Задание: по цитате из текста определите, о ком из
героев рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» идет речь:

№ 1. «…они
жили в одной половине дряхленького домишка, оставшегося от выселенцев, и был у
них маленький парнишка-ревун».


Учитель Евгений Николаевич и его жена, Евгения Николаевна.

№ 2. «(…) три
раза заговаривала пупок дитенку».


Бабушка рассказчика, Катерина Петровна.

№ 3. «Она
отозвала учителя в куть и с напором, правда, конфузливым, взялась его убеждать:
«Им тама нельзя».


Тетка Авдотья.

№ 4. «(…) был
пристроен на ночь у десятника сплавконторы».


Фотограф.

№ 5. «Сам
он давно женился на нашей деревенской молодице, был всем кумом, другом и
советчиком по части подрядов на сплаве, лесозаготовках и выжиге извести».


Десятник сплавконторы Илья Иванович Чехов.

№ 6. «
(…) гужом ходили по селу, гадали, кто где сядет, кто во что оденется и какие
будут распорядки».

— Школьники.

№ 7. «…стали
кататься с такого обрыва, с какого ни один разумный человек никогда не
катался».


Рассказчик и его друг Санька.

№ 8. «Раскидал
одежонку, прижал ноги, ровно бы вывернутые в суставах, к горячим кирпичам
русской печи, потом растирал ладонями…».


Рассказчик.

№ 9. «Она
зажгла лампу, унесла ее с собой в куть и там зазвенела посудою, флакончиками,
баночками, скляночками — ищет подходящее лекарство».


Бабушка рассказчика, Катерина Петровна.

№ 10. «Выдохлась,
умолкла докторша, заткнула граненый длинный флакон, прислонила его к печной
трубе, укутала мои ноги старой пуховой шалью».


Бабушка рассказчика, Катерина Петровна.

№ 11. «Он
помялся, помялся, потоптался, потоптался и скинул с себя новую коричневую
телогрейку, выданную ему дядей Левонтием по случаю фотографирования».


Санька, друг рассказчика.

№ 12. «…покидала
в меня одежонку: рубаху, пальтишко, шапку, рукавицы, катанки — все покидала. —
Ступай, ступай!»


Бабушка рассказчика, Катерина Петровна.

№ 13. «Потом его словно
коробейники из мешка вытряхнут, нарядного, пьяного, с гостинцами и подарками».


Терентий, муж тетки Авдотьи.

№ 14. «вся
жизнью издерганная, худая, бурная, бегучая, все в ней навалом — и легкомыслие,
и доброта, и бабья сварливость».


Тетка Авдотья, соседка.

Работа
со схемой системы персонажей

1.Бабушка
– 1 группа

2.Учитель
– 2 группа

3.Друг
Санька – 1 группа

4.Жители
деревни – 2 группа

Литературная
дуэль

1.Докажите,
что взрослый герой знает, то произойдет с мальчиком, поэтому даёт оценки
будущим событиям?

2.
Каким предстаёт перед читателем взрослый герой, рассказывающий историю своего
детства?

3.
Почему герой не помнит фамилию учителя?

4.Что
такое автобиографический рассказ?

7.Итог
урока. Рефлексия

 —
О каком времени жизни героя поведал писатель?

-Так
о чём же этот рассказ?

-Что
символизирует фотография в рассказе?

-Год
написания рассказа?

-Тема
рассказа?

-Особенности
композиции?

-Жанр?

-Из
какой повести эта глава?

-Как
вы думаете, какие испытания пережил человек в военное время?

-Почему
Астафьев назвал деревенскую фотографию «своеобразной летописью» народа,
настенной его историей?

Рефлексия

Закончите
предложение:

-Сегодня
на уроке я открыл…

-Почувствовал…

-Понял…

-Задумался…

-Испытал…

Оценка
своих результатов.

8.Домашнее
задание

Дать
письменный развёрнутый ответ на вопрос: « Почему В.П. Астафьев назвал
деревенскую фотографию «своеобычной летописью нашего народа, настенной его
историей»?

Индивидуальное
задание. Прочитать рассказы В.П.Астафьева, выявить особенности жанра.
Подготовить общение о поэтах
XX века ( Н.Рубцов, Н.Заболоций).

Этот трогательный рассказ написал Виктор Астафьев. Здесь повествуется от имени деревенского мальчика, который озорничает, поддаётся влиянию соседских хулиганов. Но у ребёнка  Мальчик, от чьего имени ведется повествование, с ранних лет остался сиротой. Теперь его воспитывает бабушка Екатерина Петровна и дед. В начале рассказа писатель создает необходимую атмосферу. Читатель погружается в обстановку того времени.доброе сердце, он искренне переживает о содеянном.

Витя

Витя (от его лица ведётся рассказ) – сирота, внук Екатерины Петровны. Он часто рассуждает о гибели его матери. Из всего повествования хорошо заметно, что мальчик любит свою деревню, почитает родню, ценит родину, уважает простой деревенский народ: «Я и поныне, как вспомню песню, — так и вижу Бобровский переулок и всех бобровских, и мураши у меня по коже разбегаются от потрясённости», «дрожит, сжимается сердце от песни», «деревня большая была, народ голосистый, удалой, и родня в коленах глубокая и широкая».

Витя уважает и семейство левонтьевских: «Ни одна из них не могла растревожить закаменелую душу боевого семейства». Он никогда не упускает возможности побыть вместе с этой семьёй: «Главная цель моей жизни была прорваться в дом Левонтия после его получки, послушать песню про малютку обезьяну и, если потребуется, подтянуть могучему хору», «я окружён бывал нередкостным вниманием, тут мне полный праздник».

Хоть Витя часто глядит на ребят, иногда подражает им, но что-то всё таки подсказывает ему, что нельзя себя вести также, как они: «Я тоже знал поганые слова, научился говорить их у ребят, но боялся, может стеснялся употреблять поганство». Главный герой также проявляет слабохарактерность, он легко поддаётся чужому влиянию , ведётся на «слабо», потакая Саньке, хвастается, что «ещё у бабушки калач украдёт», решает обмануть бабушку, «натолкав в туёс травы, сверху ягод». При этом его мучает совесть: «Терзался я ночью», «а что если всё рассказать», «что только будет», «и зачем я так сделал».

В итоге мальчик решает раскаяться: «Да чтобы я ещё раз сплутовал». Становится понятно, что Витя испытывает стыд, ему сложно признаться в содеянном, попросить прощение, но опять таки совесть помогает ему исправиться, потому что мальчиком руководит его добрая душа.

Екатерина Петровна

Екатерина Петровна – бабушка Вити. Екатерина Петровна – строгая, обладающая большим жизненным опытом, женщина, осуждающая лень и разгильдяйство, любящая порядок во всём: «сосчитать ведь надо», «бабушка считала обстоятельно и долго, разглаживая каждый рубль», «ты как с деньгами то обращаешься». Она строго воспитывает внука: «Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба», «ешь за столом, иначе худо будет», «нет-нет да поддаст».

Несмотря на всю строгость и неотступность от своих правил, бабушка является добрым человеком, она долго ругает Витю за плохой поступок, но вскоре прощает его, понимая что он раскаивается, и дарит коня с розовой гривой, о котором так долго мечтал Витя.

Дедушка Вити

Дедушка Вити – умный и рассудительный человек. Дед никогда не ругает Витю. Он для мальчика является сильной и надёжной поддержкой, «он ищет и находит зелье, чтобы не оставлять горемычного внука один на один с «генералом» — так он в сердцах или в насмешку называет бабушку», «дед мне подморгнул – терпи».

Тётка Васеня

Тётка Васеня – жена дяди Левонтия. От этой женщины никогда не веет спокойствием, автор представляет её суетливой: «И тут же кидалась прочь из избы, взметнув юбкою вихрь», «опять взмётывала юбкой и укатывалась» и зажиточной: «Но и при такой малой сумме заполошная Васеня умудрялась обсчитаться на рубль, когда и на целый трояк». Также Васеня была «непереносимой чувствительности человеком».

Дядя Левонтий

Дядя Левонтий – сосед Вити. Скорее всего единственный щедрый человек из Левонтьевских: «Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой», но является пьющим, как пишет автор, он «вино жрал», а становясь пьяным всегда «ругался, гремел, плакал». Порой кажется, что Левонтия никогда ничто не заботит: «Я, Петровна, слободу люблю», «любил море», «садился на тюрбак, курил, смотрел».

Левонтьевские дети

Левонтьевские дети («левонтьевские орлы», как их называет автор): Санька, Танька и другие ребята. Санька и Танька являются неположительными героями в рассказе. Уже вначале автор даёт понять, что они подлизываются для собственной выгоды: «Ребята левонтьевские к тебе так и ластятся, чтоб только им позволили потом откусить от коня или лизнуть его». И проявляют жадность: «Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива». Остальные дети семейства не всегда дружно относятся друг к другу, они «вольничали, боролись, бросали друг в друга посудой, ставили подножки, раза два принимались драться, плакали, дразнились». Санька вовсе пытается всячески задеть главного героя. «Бабушки Петровны испугался», обзывается «поганым словом». Или же пытается взять его на слабо, заставить сделать плохой поступок, обмануть старших. Он даже шантажирует Витю: «Принеси калач, тогда не расскажу».

Тётя Феня – второстепенный герой. Добрая женщина, которая принимает Витю погостить, кормит его и расспрашивает обо всём.

Конспект урока по литературе в 8-м
классе на тему:

В.П.  Астафьев.   Анализ содержания
рассказа

“Фотография, на которой меня нет”.

Цели:

·        
углубление знаний учеников о личной и творческой биографии В.П.
Астафьева;

·        
формирование навыков анализа текста;

·        
развитие навыков выразительного чтения;

·        
воспитание гражданской позиции через литературное произведение.

Оборудование: портрет
В. Астафьева, компьютер, мультимедиа, презентация

Ход
урока

1.
Организационный момент.

Эпиграф

Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнём, враждой
Земля полным — полна,
И близких всех душа не позабудет…

(Николай Рубцов)

2.
Актуализация знаний.

-О чём мы говорили на предыдущем уроке? (О биографии В. Астафьева
и его книге “Последний поклон”).

— С какими рассказами-главами из книги писателя вы уже знакомы?
(“Конь с розовой гривой”,“Васюткино озеро”).

— О чём же эти произведения? (О том, как маленькие герои
взрослеют, как формируется их характер).

-Какое было домашнее задание?

(Прочитать рассказ. Найти и выделить в тексте материал по темам:
Приезд фотографа в село. Простуда и её лечение. Школьный учитель. Старая
деревенская школа. Жизнь деревенских ребят).

— Что объединяет эти рассказы Астафьева с рассказом «Фотография,
на которой меня нет», над которым мы сегодня будем работать? (Действие
происходит в деревне, главный герой – мальчик, который проходит нравственное
испытание, это испытание делает его взрослее, серьезнее, помогает усвоить урок
жизни).

3.
Сообщение темы урока

— Одной из глав “Последнего поклона” является рассказ “Фотография,
на которой меня нет”. Это эпизод из жизни главного героя – Виктора Потылицына.

-Сегодня будем анализировать содержание рассказа В.Астафьева
“Фотография, на которой меня нет”.

Цель
нашего урока:
 выяснить, как тема памяти раскрывается в рассказе
«Фотография, на которой меня нет», что и почему сохранила память героя рассказа
Виктора Потылицына, что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти.

4. Беседа
по содержанию рассказа В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”.


Каков сюжет рассказа? (Приезд фотографа. Витька простудил ноги и не
смог сфотографироваться
). Сюжет прост, значит, не события главные, а что-то
другое. Что?


Найдите основную мысль рассказа. 
(«Деревенская фотография –
своеобразная летопись нашего народа, настенная его история»).

-Объясните
смысл этой фразы 
(История страны складывается из
историй и судеб отдельных людей. Писателю дорого время его детства, ставшее
историей. Фотография тех лет – часть этой истории).

— В
какое время происходит действие рассказа? (Действие происходит глухой зимой в
середине 30-х годов 20 века в Сибири, в деревне Овсянка – родные места
писателя).

— Чем живет русская деревня в эти годы?

— Какие
лица выхватывает писатель для своей фотографии? (деревенские жители, Санька,
Витька, бабушка Витьки, учителя)

Работа по плану:

1.     Рассказ
о деревенских жителях

2.     Рассказ
о Витьке и Саньке

3.     Рассказ
о бабушке

4.     Рассказ
об учителях и деревенской школе

1. Рассказ
о деревенских жителях

— Как
вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще
значило сфотографироваться в то время? (В деревни приезжали редко. Это
было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили).

Взбудоражить (будоражить)
беспокоить, вызвать волнение.

-Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь?

1)
«всем хотелось угодить фотографу, чтобы он оценил заботу о нём и снимал бы
ребят как полагается, хорошо снимал»;

2)
человеческая забота – это характерно для деревенских жителей.

3) Как еще создает автор картину жизни людей в Овсянке?

— «По
окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка…»
 —
пишет автор. Перечитайте описания разных деревенских окон, определите по ним
характер хозяек.

2.
Рассказ о Витьке и Саньке


Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, им
обидно. По сути, фотография должна всех объединить)
.

-Почему полезли в драку? Почему “пропащие”?

(Чтение отрывка: от слов “Весь длинный зимний вечер…” до “Тогда
пошли мы…”).


Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии? (Витька застудил
ноги. Санька поступил как настоящий друг, решив тоже не сниматься; он
чувствовал свою вину: ведь катались с горы вместе). Ответ: стр. 205.

— Что было причиной болезни ног у рассказчика Витьки в этот раз?
Как это характеризует жизнь ребят в деревне?


Каким человеком становится герой рассказа? Подтвердите свои доказательства
примером из текста. (Отзывчивый, любознательный).

-Почему нет страшных картин сиротства, трудной жизни? Цель автора:
показать формирование характера героя. Всё лучшее в нас прорастает в мире
детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на
оживающие весной цветы, он тоже тянется к солнцу, свету, теплу.


Перечитайте слова Саньки, принявшего решение не сниматься. Почему в его речи
так много повторов? Как этот поступок характеризует Саньку? («Ладно! –
решительно сказал Санька .. закинул Санька удочку» (стр 208).

3.
Рассказ о бабушке

— В рассказе есть ещё один герой, которому отведено много места.
Это бабушка Витьки, которая лечит мальчика, чтобы тот смог сфотографироваться.


Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”? Запишем их на доске и в
тетрадях: доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание
лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки,
варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая.

— А теперь наши ассоциации соотнесём с художественным образом
бабушки Катерины Петровны: такой ли Астафьев изобразил свою героиню? (Соединяет
многие качества, хранительница народной мудрости, семьи, защитница детей).

— Какие воспоминания Виктора связаны с бабушкой? Как бабушка
относится к внуку и как это ее характеризует?

— Подтвердите примерами из текста

Чтение отрывков:

1.     стр.
205 от “Так я и знала!..” до “Посинели, будто на лёде…”;

2.     стр.
206 от “Бабушка уже не колотила…”

3.     стр.209
от «Бабушка меня лечила и баловала … которые я очень любил»

Дополните
текст:

Лечила
она меня: натерла мои ноги, укутала … и вытерла … «Спи, пташка ..». Утром меня
бабушка унесла … Долго … ноги, грела их …, парила .. Дома дала ложку … После
этого поила ..

— Что
особенного в речи бабушки? (Диалекты, народные обороты, приметы, присловья).

-Почему
автор тщательно воспроизводит речь героини? (Автору дорого в ней всё, в
том числе и речь; хочет, чтобы читатель услышал живую, яркую, очень
эмоциональную разговорную речь деревенской женщины).

— Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон
характеризует ее?

( окна в доме, стр. 209 от “Деревенское окно…” до “Бабушкины
окна…”;цветы в доме, стр. 211 от “После того как загорались…” до конца абзаца);

— отношение бабушки к людям: к учителю (приняла шапку, пальто;
поставила самовар; всё, что было в доме – на стол).

-Хорошая бабушка у Витьки?

4.
Рассказ об учителях Виктора.


Вспомним, а с какой целью приезжает в деревню фотограф? (Сфотографировать
учеников школы).

— Кто был инициатором этого события? (учителя)

-Какие
детали в описании быта учителей объясняют, почему они не могли оставить у себя
фотографа на ночевку? («Сами они жили в одной половине дома … и был у
них маленький парнишка- ревун. Во второй половине размещалась контора сплавного
участка … Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставлять у
себя»).


Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? («Лицо учителя
хоть и малоприметное …». Главная деталь портрета — “немного печальные и оттого
необыкновенно добрые глаза”).

— Как относились к учителям в деревне? За что уважали? Чтение:
стр. 214 от «Знаете, Екатерина Петровна, какой случай вышел?». “Уважение к
нашему учителю…” до “…в гулянке народ…”

Выборочный
пересказ:

За что уважали?

Учителей
уважают за вежливость, за то, что …

Учителей
уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и …

К
учителю можно прийти и пожаловаться на кого угодно: …


какой школе они начали работу? Комментированное чтение текста от слов: «А
в какой школе начали работу наши учителя!» до слов «Это ли не достижение!».

Исследовательская
работа.

-Заполните таблицу

В
какой школе учителя начали работу?

Что
сделали учителя для школы?

Школа
находилась в старом деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек
не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на весь
первый класс и один красный карандаш.

В
школе появились карандаши, тетради, краски, переводные картинки. Учитель
ездил в город, выхлопотал и привёз учебники, один учебник на
пятерых. Потом один учебник на двоих. Столы и скамейки сделали деревенские
мужики.

Выхлопотать
– 
добиться чего – либо хлопотами

— С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору, историю со
змеёй? (Этот эпизод раскрывает лучшие качества учителя: он был способен на
подвиг, он мог пожертвовать жизнью, спасая своих учеников от змеи.).

-Чему учил учитель деревенских ребят и чему он учился у жителей
деревни?

-Почему учитель приносит фотографию Витьке?

“Я принёс тебе фотографию,» — сказал учитель.

— Одна из важных черт в характере учителя — уважение к ученику,
который заболел и пропустил важное событие.

-Как рассказчик вспоминает учителей спустя годы? Чтение: стр. 219
от “Прошли годы…” до конца абзаца.

Вывод: Жизнь
учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую
деревню. Городские жители, молоды, ребёнок, нет условий, но они не побоялись
трудностей.

Рассказ
о школе 30-х годов и учениках

— Опишите школу, в которой учился герой. На какие детали вы
обратили внимание? Какие чувства испытали?

— Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы
представляете учеников “Овсянской начальной школы”? Над чем заставляет
задуматься эта фотография?

Анализ
последней части рассказа.


Какие высокие нравственные ценности находит рассказчик, заглядывая в далекие
годы своего детства? (Любовь, взаимное уважение, забота друг о друге,
ответственность за свои поступки)

— Чтение заключительной части рассказа “Школьная фотография жива
до сих пор…”

— В чем особенность построения этой части рассказа?

Она построена на антитезе: война – мирная жизнь, фотография –
летопись жизни. Автор вспоминает сначала фотографии военного периода – Первой
мировой войны. Затем говорит и о смешных фотографиях, где тётка снята в шляпе,
дядя – в кожаном шлеме, сдвинутом на глаза. Они смешные, но писатель не хочет
смеяться. Ему не смешно.

— Вся жизнь деревни в этих фотографиях, здесь и погибшие на войне.
Смешные фотографии, связаны с трагедией жизни.

Вывод: История
страны, ее судьба складывается из историй и судеб отдельных людей. Фотография –
это память человека и память народа, портрет эпохи.

— Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не
было?

(Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография
разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее).

— Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию?
(Фотография воскрешает в памяти дорогие картины из далекого прошлого: события,
людей, родные места).

Зачитаем последний абзац: “Деревенская фотография – своеобычная
летопись нашего народа, настенная его история” (стр.219-220).

Как понимаете эти слова? (История заслуживает внимания и
уважения.) А наш герой научился быть внимательным и уважительным.

Подведение
итогов.

1. Так о чём рассказ В.П. Астафьева “Фотография, на которой меня
нет”?

— о том, как быть добрым,

— о человеческой памяти,

— о способности хранить благодарность к нашему прошлому, простым
русским людям,

— о Великой Отечественной войне, о которой Астафьев прямо не
говорит, но она присутствует в рассказе незримо,

— о любви к родной земле.

2. Каков герой Астафьева?

(Герой
Астафьева — благородный. Помнит добро, ценит любовь и заботу. Это совестливый
человек, который не прощает себе прошлых ошибок. Ему дорога память о прошлом,
об истории народа, которая складывается из памяти каждого человека).

V.
Домашнее задание.

Составить
связный рассказ:

— Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его,
проанализировав следующие эпизоды рассказа:

а) приезд фотографа;

б) болезнь;

в) наблюдение за цветком;

г) отношение к школьной фотографии.

Слайд 1

Урок литературы в 8 классе (по произведению В.П. Астафьева “Фотография, на которой меня нет”

Текст слайда:

Урок литературы в 8 классе
(по произведению В.П. Астафьева “Фотография, на которой меня нет”


Слайд 2

“Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать” (Жан Поль) “Единственной мерой времени является

Текст слайда:

“Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать” (Жан Поль)

“Единственной мерой времени является память”(Владислав Гжегорчик)


Слайд 3

Тема:Проблема нравственной памяти в рассказе В.П. Астафьева “Фотография, на которой меня нет”

Текст слайда:

Тема:

Проблема нравственной памяти в рассказе В.П. Астафьева “Фотография, на которой меня нет”


Слайд 4

“Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история”.

Текст слайда:

“Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история”.


Слайд 5

Виктор Астафьев.«Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними

Текст слайда:

Виктор Астафьев.

«Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости… И воскреси – слышишь? – воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него…»


Слайд 6

Сформулируйте главный вопрос урока?

Текст слайда:

Сформулируйте главный вопрос урока

?


Слайд 7

Главный вопрос урока:Почему герою дорога старая, пожелтевшая фотография?

Текст слайда:

Главный вопрос урока:

Почему герою дорога старая, пожелтевшая фотография?


Слайд 8

Словарь урокаСказПолифонияИндивидуальныйЛетописьНравственностьПовествованиеПамятьЗапись исторических событий, производимая современником.Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт.Особый тип повествования, ведущийся

Текст слайда:

Словарь урока

Сказ
Полифония
Индивидуальный
Летопись
Нравственность
Повествование
Память

Запись исторических событий, производимая современником.
Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт.
Особый тип повествования, ведущийся от лица рассказчика в своеобразной, присущей именно ему манере.
Многоголосие
Рассказ о событиях и участниках событиях
Личный
Правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимых человеку в обществе


Слайд 9

Словарь урокаСказПолифонияИндивидуальныйЛетописьНравственностьПовествованиеПамятьОсобый тип повествования, ведущийся от лица рассказчика в своеобразной, присущей именно ему манере.Многоголосие ЛичныйЗапись исторических событий,

Текст слайда:

Словарь урока

Сказ
Полифония
Индивидуальный
Летопись
Нравственность
Повествование
Память

Особый тип повествования, ведущийся от лица рассказчика в своеобразной, присущей именно ему манере.
Многоголосие
Личный
Запись исторических событий, производимая современником.
Правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимых человеку в обществе
Рассказ о событиях и участниках событиях
Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт.


Слайд 10

Фотография, на которой меня нет

Текст слайда:

Фотография, на которой меня нет


Слайд 11

Самоходы - Выселенцы - Ссыльные - “Сами жили они в одной половине дряхленького домика, оставшегося от выселенцев”“Не

Текст слайда:

Самоходы —
Выселенцы —
Ссыльные —

“Сами жили они в одной половине дряхленького домика, оставшегося от выселенцев”
“Не разбирая не бедных, ни богатых, ни ссыльных, ни самоходов”


Слайд 12

Жизнь сибирской деревни 30-е годы XX века

Текст слайда:

Жизнь сибирской деревни
30-е годы XX века


Слайд 13

Музей повести «Последний поклон» Дом бабушки Екатерины

Текст слайда:

Музей повести «Последний поклон»

Дом бабушки Екатерины


Слайд 18

Бабушка писателя Заботливость, стойкость, терпениеМудрость, жизненный опытИскренняя вераЧувство меры, стремление к красоте, любовь ко всему живому

Текст слайда:

Бабушка писателя

Заботливость, стойкость, терпение
Мудрость, жизненный опыт
Искренняя вера
Чувство меры, стремление к красоте, любовь ко всему живому


Слайд 19

Заботливость, стойкость, терпениеМудрость, жизненный опытИскренняя вераЧувство меры, стремление к красоте, любовь ко всему живому“Укутала мои ноги старой

Текст слайда:

Заботливость, стойкость, терпение
Мудрость, жизненный опыт
Искренняя вера
Чувство меры, стремление к красоте, любовь ко всему живому

“Укутала мои ноги старой пуховой шалью, вытерла слезы с моего лица” Собственная боль действует на нее усмиряюще
“Растирала ноги запаренным березовым веником, после чего напоила молоком, кипяченным с маковыми головками”
“Спи, пташка малая, Господь с тобой и анделы в изголовье”
“Бабушка рамы вставляла в зиму с толком и неброской красотой” “Фикусы бабушка стережет пуще глаза”


Слайд 20

Задание 1 группе. Составьте связный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы

Текст слайда:

Задание 1 группе.
Составьте связный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы

Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?
С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью?
Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее?

Начните свой рассказ со слов: “Главное, что рисует писатель крупным планом, – это человеческие характеры…”.
В конце сделайте вывод: “Повесть, в которую включен рассказ, называется “Последний поклон”. Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что…”


Слайд 21

Вывод №1Екатерина Петровна – бабушка писателя стала для него нравственным ориентиром. Она трудолюбива, терпелива, решительна. В основе

Текст слайда:

Вывод №1

Екатерина Петровна – бабушка писателя стала для него нравственным ориентиром. Она трудолюбива, терпелива, решительна. В основе ее нравственности лежит православная вера. В молитвах своих она просит не за себя, а за других людей.


Слайд 22

Я вспоминаю первого учителя:Вот он стоит, диктуя у доски.И буквы неуверенно, мучительноВыводят малыши ученики.Был Архимедом он и

Текст слайда:

Я вспоминаю первого учителя:
Вот он стоит, диктуя у доски.
И буквы неуверенно, мучительно
Выводят малыши ученики.
Был Архимедом он и был Гомером,
Он всё умел на свете, добрый маг.


Слайд 23

Задание 2 группе. Составьте связный рассказ об учителе Овсянской начальной школы, включив в него цитаты, свои наблюдения,

Текст слайда:

Задание 2 группе.
Составьте связный рассказ об учителе Овсянской начальной школы, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

Обратите внимание на внешность учителя.
Как характеризуют учителя его поступки?
Какое отношение к учителю в деревне. Почему?

Начните свой рассказ со слов: “В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель…”
В конце сделайте вывод: “Благодарная память героя сохранила образ учителя, потому что…”.

И. Пчёлко.
Иллюстрация к рассказу


Слайд 24

- Я принёс тебе фотографию, - сказал учитель.

Текст слайда:

— Я принёс тебе фотографию, — сказал учитель.


Слайд 25

Вывод №2 И в поведении, и в отношении к людям учителя показывали нравственный пример. Именной учитель преподал

Текст слайда:

Вывод №2

И в поведении, и в отношении к людям учителя показывали нравственный пример. Именной учитель преподал настоящий урок мужества, доброты и самоотверженности нашему герою.


Слайд 26

Нет! Никогда не умирает тот, Чья жизнь прошла светло и беспорочно, Чья память незабвенная живет, В сердцах

Текст слайда:

Нет! Никогда не умирает тот,
Чья жизнь прошла светло и беспорочно,
Чья память незабвенная живет,
В сердцах людей укоренившись прочно.


Слайд 27

Как много жёлтых снимков на РусиВ такой простой и бережной оправе!И вдруг открылся мне и поразилСиротский смысл

Текст слайда:

Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнём, враждой
Земля полным — полна,
А близких всех душа не позабудет…
Николай Рубцов.


Слайд 28

Фотография, на которой меня нет

Текст слайда:

Фотография, на которой меня нет


Слайд 33

Главный вопрос урока:Почему герою дорога старая пожелтевшая фотография?

Текст слайда:

Главный вопрос урока:

Почему герою дорога старая пожелтевшая фотография?


Слайд 34

“Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история”.- Почему рассказ В.П. Астафьева “Фотография, на которой

Текст слайда:

“Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история”.
— Почему рассказ В.П. Астафьева “Фотография, на которой меня нет” тоже своеобразная история нашего народа?


Слайд 35

Домашнее заданиеСочинение «История одной школьной фотографии».

Текст слайда:

Домашнее задание

Сочинение «История одной школьной фотографии».


Слайд 36

Рефлексия. Закончите предложение:Сегодня на уроке я открыл...почувствовал...узнал...понял...задумался...испытал...приобщился…

Текст слайда:

Рефлексия.

Закончите предложение:
Сегодня на уроке я
открыл…
почувствовал…
узнал…
понял…
задумался…
испытал…
приобщился…


Тема Памяти в рассказе Виктора Петровича Астафьева " Фотография, на которой меня нет"

Урок литературы, 8 класс

Учитель русского языка

 и литературы Степанова Л.А.

с. Ленинское 2021г.

                               
  Тема памяти

                
в рассказе Виктора Петровича Астафьева

                  
«Фотография, на которой меня нет» (12.02.21г.)

Цели урока:

1.    
Формирование
анализа текста с целью представления о художественном мире В.П. Астафьева;

2.    
Развитие, умения
пользоваться текстом для подтверждения  своего мнения сопоставлять, обобщать,
развивать устную монологическую речь, эмоционально отвлекаться на затронутые
писателем проблемы, в том числе , словесно созданные образы;

3.    
Воспитание
гражданской позиции, формирование личного отношения к событиям прошлого;

Оборудование
урока:
компьютерная
презентация,  карточки с заданием для работы в парах, группе, карточки
«Рефлексия».

               
                                     Ход урока:

 Этап актуализации
знаний:

Слово учителя.

Обратите внимание на
снимки из местных газет « Маршрутка»,

« Архаринские вести».
Помещён материал акции « Свеча Памяти» от 22 июня 2019г., жители с.Ленинское
запускают шары с надписью « Мы помним- мы вместе!». Здесь же совместное фото на
память всех участников акции, своеобразная летопись села.

В моей семье жила
традиция – хранить фотографии в рамке на стене.

Есть такие же
рамочки  с фотографиями в школьном музее. Этот материал мы используем во время
проведения экскурсий на тему « Из истории села».  О чём сегодня будем говорить
подскажет нам эпиграф урока и фотографии из ваших семейных альбомов и ,
безусловно, воспоминания наших гостей урока, жителей села принадлежащих к
категории « дети войны», ветераны педагогического труда  Науменко Антонина
Ивановна и Тимофеева Тамара Кирилловна, поприветствуем  их.

Эпиграфом к уроку
взяты поэтические строки Н. Рубцова. Поэта старые семейные фотографии заставили
о многом задуматься.

Мне кажется, что
слова поэта могут стать хорошим началом нашего урока. Ознакомьтесь с ним,
подумайте, что поэт считает важным. Найдите ключевые слова в стихотворении.

                                            
Как много желтых снимков на Руси

                                            
В такой простой и бережной оправе!

                                            
И вдруг открылся мне и поразил

                                            
Сиротский смысл семейных фотографий:

                                            
Огнем, враждой

                                 
           Земля полным-полна,

                                            
И близких всех душа не позабудет…

                                                                              
(Н. Рубцов)

Я обращаю ваше
внимание на слово «НЕ ПОЗАБУДЕТ».

-Значит, о чем мы будем говорить?

 Слово «ПАМЯТЬ» очень
важно сегодня на уроке.

Этап мотивации:
 
( просмотр семейных
фотографий с комментарием)

Обратимся к нашему
опыту:

На урок вы принесли 
любимую старую фотографию вашей семьи.

-Расскажите,  кто изображён на них?

— Почему они так вам дороги?

(Учащиеся комментируют свои фотографии).

Слово учителя.

  Писатель В. Астафьев
написал целую книгу, состоящую из рассказов-воспоминаний о своих близких, о своем
детстве, о своей родной Сибири.

( презентация «
Расскажу «о  моей Сибири».)

Эта книга называется
«Последний поклон».

Сегодня вы получите
домашнее задание составить « Родословное древо своей семьи». Возможно, мы
напишем проект класса « Моя родословная».

А сейчас мы
остановимся на одном рассказе из этой книги « Фотография, на которой меня нет»
который вы читали дома.

 Выявление
восприятия:

1.О чем этот рассказ?

2.Почему, несмотря на то, что на фотографии нет героя рассказа, она
очень дорога ему? (обращаем внимание на последние строчки рассказа: «своеобычная
летопись народа», «настенная история его»)

Писатель рассказывает
о заурядном случае, происшедшим с деревенским мальчишкой, а выводит нас на
большой и серьезный разговор о памяти исторической, о памяти человеческой.

-Определим тему
нашего урока.

Тема Памяти.

-О ком должны сегодня
поговорить? (о герое, о бабушке, об учителе, о школе и жителях деревни).

 Работа в
группах:

Задание 1 группе.

 Расскажите о главном
герое, используя  цитаты и свои наблюдения.

1.    
Кто главный герой рассказа?
Какое событие осталось в  памяти Витьки? Почему?

2.    
Проведите наблюдение над
фрагментами текста, как характеризуют героя его поступки?

3.    
 Как изменился герой после
болезни?

4.    
Покажите, что детство — не
простая пора в жизни человека. Важно то, чему мы учимся на своих ошибках.

5.    
Продолжите
предложение:

Воспоминание о далёком детстве позволяют нам судить о
самом рассказчике, как о человеке…

Задание 2 группе.

Расскажите о бабушке
героя, используя цитаты и  свои наблюдения.

1.    
Какие ассоциации  у вас 
возникают  со словом «бабушка»?

2.    
Забота о внуке.

3.    
Как ее характеризует:

                а) речь;

                б) любовь к цветам;

                в) украшение зимних окон;

                г) приход учителя в дом.

 4. Почему автор говорит о чувстве вины?

5. Продолжите предложение: Много лет спустя автор
низко кланяется своей бабушке, потому что…

Задание 3 группе.

Разумеется, душевную
привязанность герой испытывает ко многим людям, сопровождающим его детство.
Одним из них был учитель. Автор говорит о

« благодарной
человеческой памяти».

Расскажите об учителе
Овсянской начальной школы, используя цитаты и свои наблюдения.

1. Какими  вспоминаются
первые учителя?

2.  Как характеризуют
учителя его поступки, отношение к людям:

        а) забота о
школе;

        б) отношение
к детям и деревенским жителям;

        в) случай со
змеей?

3. Приведите примеры,
как сельские жители относились к учителю?

4. Продолжи
предложение: В воспоминаниях о далёком детстве одно из главных мест занимает
учитель…

   Чтение  заключительной
части рассказа:
«Та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела,
обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю в ней.

Где они сейчас?
Кто они?

Половина из них,
если не больше, полегла в войну. Всему миру известно их имя – сибиряки.

Иногда возьмешь в
руки школьную фотографию, и снова нахлынет, нахлынет».

— Какие чувства
вызывают старые фотографии?

Почему взрослый человек, прошедший войну,
потерявший близких, друзей так дорожит старой школьной фотографией, на которой
его нет?

-Какое значение имело
для Витьки фотография, на которой его не было?

( Изображены школьные
товарищи погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые
помогли ему стать лучше, повзрослеть).

— Какие чувства он
испытывает, рассматривая фотографию? (фотография воскрешает в памяти дорогие
картины из далёкого прошлого: события, людей, родные места).

Вернемся к
главному вопросу:

Помогает ли память о прошлом жить человеку сегодня?  Может ли жизнь без нее
быть полноценной?

В. Астафьев дает нам
свои уроки памяти, обогащает душу человека. Для него память о прошлом, о
детстве стала «родиной души», т. к. именно в детстве он получил свои главные
уроки: научился сочувствовать, быть благодарным, добрым, совестливым, научился
преодолевать трудности и, главное, любить свою землю, любить своих близких.

Какие главные уроки
жизни получили наши гости  из  своего детства, «опалённого  войной». Предложим  им
ответить на следующие вопросы:

1.    
« Детство, опалённое
войной».

2.    
Какое отношение к учителям
было  в послевоенные годы?

3.    
Почему они избрали
профессию учителя? ( в школьном музее есть экспозиции присутствующих: а) Семья
Науменко- народные умельцы села;

                              б) «Богатыри семьи Кириленко», о трёх
братьях, участников ВОВ.

Итог урока:

-Зачитаем последний
абзац: « Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа,
настенная его история».
Так о чём рассказ В.П. Астафьева? ( о человеческой
памяти; о способности хранить благодарность к нашему прошлому; о ВОВ, которая
присутствует в рассказе незримо; о любви к родной земле).

-Сегодняшний урок
заканчивается и уходит в прошлое.  А чтобы был и у вас повод его вспомнить, я
предлагаю вам сфотографироваться. Мы назовем этот снимок: «Фотография, на
которой я есть…»     Она поможет каждому из нас повести рассказ внукам и
правнукам о событиях своего времени, о прошлом и настоящем. ( Фото на память)            

Рефлексия:

 Рассказ В. Астафьева
оставил много впечатлений. Давайте сохраним их в нашей памяти.  Прошу записать
свои впечатления на карточке:

Сегодня на уроке    я 
узнал…

                                  почувствовал…

                                  задумался…

 Оценочная
деятельность

 Домашнее
задание:

1.    
Прочитать рассказы из
книги  В.П. Астафьева «Последний поклон».

2.    
Составить « Родословное
древо» своего рода, обозначив участников ВОВ, тружеников тыла, «детей войны».

  • Портрет ваньки жукова из рассказа чехова
  • Порт набоков тема рассказа
  • Порошок как пишется правило
  • Портал госуслуг как пишется правильно
  • Порошок по латыни в рецепте как пишется