В повести-сказке А. Погорельского необычный сюжет, в ней реальное переплетается с фантастическим. Реальное – жизнь десятилетнего мальчика Алёши в пансионе в Петербурге, фантастическое – его грёзы о подземном царстве гномов.
Действие в произведении динамично и увлекательно. Однажды Алёша спас Чернушку – чёрную курицу, скрашивавшую его одиночество. Чернушка в благодарность за своё спасение провела мальчика в подземное царство гномов. Подземный король подарил Алёше волшебное семечко. Теперь, ничего не делая, ничего не уча, мальчик всегда знал свой урок. От успехов у него вскружилась голова, он зазнался, стал плохим товарищем.
Постепенно он абсолютно отвык работать и уже не мог запомнить урок, когда потерял волшебное семечко. А испугавшись наказания, выдал тайну пребывания гномов в подземелье. Сказка заканчивается болезнью Алёши, его выздоровлением и возвращением к жизни, к самому себе, прежнему.
Образ главного героя вызывает симпатии и пробуждает сопереживание. Алёша – добрый, смелый, впечатлительный мальчик. Он заблуждается, совершает ошибки, но одновременно и задумывается над серьёзными вопросами: в чём настоящая ценность человека? Что такое верность слову? Что может случиться, если не прислушиваться к голосу совести?
Автор произведения призывает читателя: будь честным, трудолюбивым, скромным. А последняя сцена – прощание Чернушки с Алёшей, волнение покидающего своё царство маленького народа, отчаяние главного героя от осознания непоправимости его опрометчивого поступка – серьёзный нравственный урок, преподанный нам талантливым писателем.
В сказке рассказывается о мальчике Алёше, который однажды спас курицу-министра, за это Король Подземного царства пообещал исполнить любое его желание. Алёша загадал никогда не учить уроки, но знать их.
Главный герой сказки Алёша учился в пансионе, в свободное от учёбы время читал рыцарские романы и ухаживал за птицами на птичьем дворе. Ему было 9-10 лет. Он был очень послушным и хорошо учился. Мальчик искренне верил в то, что выдумывал. Алёша был смелым, ради спасения друга был готов отдать самое дорогое, что у него есть. Но после исполнения желания никогда не учить уроки, его характер начал меняться в худшую сторону: он стал ленивым, возгордился, стал считать себя самым умным и перестал общаться с ребятами. Когда ему угрожали наказанием, он выдал тайну. Всему царству пришлось уехать из-за его трусости. После этого у него началась горячка. Когда он выздоровел, всё происходившее перед болезнью показалось ему тяжёлым сном. Мальчик вновь стал послушным, добрым, скромным и дружелюбным.
Это произведение учит не лениться, с уважением относиться к одноклассникам и думать, прежде чем делать.
Сказка помогает понять, что нужно выполнять обещания, чего бы это ни стоило, а иначе могут пострадать другие. Я очень советую почитать эту добрую, светлую сказку со счастливым концом.
Когда Алеша получает конопляное зернышко, приходит пора новых уроков. А. Погорельский показывает, как меняется мальчик и отношение окружающих к нему. После наблюдения за «новым Алешей» понимаешь, что нельзя идти наперекор своей совести. Нужно вовремя прогонять свою гордыню, пока она не начнет прогонять друзей, как это случилось с Алешей.
Читая о поступках изменившегося Алеши, понимаешь, что очень легко потерять любовь и уважение окружающих людей и очень трудно его вернуть. Алеша пытался исправиться, но с первого раза не смог. И это в сказке объясняется очень просто: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку».
А. Погорельский напоминает и то, что хороши лишь те плоды, которые добыты своим трудом. Когда Алеша сам читал рыцарские романы, он знал их почти наизусть. Знания же, которые мальчик получил без усилий, кажется, вылетали вместе с его рассказом, были таким же обманом, как мыльный пузырь Пользы от них, конечно же, не было никакой.
Есть люди, которые не умеют хранить чужие секреты. Они тоже могут получить хороший урок, прочитав это произведение. Алеша – один из немногих людей, которому подземные жители доверили свою большую тайну. Спасая себя от наказания, мальчик все рассказал учителю. В итоге учитель воспринял все как вранье, и наказал Алешу. Из-за этого поступка верный друг-министр был скован, а жители подземелья вынуждены были покинуть территорию, на которой жили сотни лет. Писатель нарочно изображает выселение подземных жителей сквозь восприятие Алеши. Мальчик слышит плач женщин и стук колес. Эта ситуация еще раз доказывает, насколько важно хранить тайны, которые тебе доверяют.
Уроки А. Погорельского – то, что стоит хранить в памяти и взрослым, и детям. Следуя советам писателя, можно уберечь себя и близких от многих бед.
Краткое содержание, краткий пересказ сказки “Черная курица”
Был в Петербурге старый пансион в котором училось 30-40 мальчишек и в том числе десятилетний Алеша. Алешу привезли в пансион родители издалека и заплатили за несколько лет вперед.
Алешу любили в пансионе, он был милым и послушным мальчиком. Только по субботам он сильно скучал, когда его товарищей разбирали родители.
Алеша любил стоять у забора и смотреть через дырочки на улицу, ожидая волшебницы. Также мальчик любил кормить курочек и особенно среди них любил Чернушку.
Однажды на новогодних каникулах Алеша увидел, как кухарка поймала Чернушку, и в слезах бросился к ней, умоляя оставить Чернушку. Чернушка вырвалась из рук кухарки и Алеша отдал ей империал, чтобы та ничего не рассказала учителю.
В это время приезжает директор и Алеша думает увидеть рыцаря, но видит лысого старичка.
Весь день Алеша играет с Чернушкой, а потом отправляется спать. Вдруг мальчик услышал как кто-то позвал его по имени, и из-под простыни вышла Чернушка.
Чернушка обратилась к Алеше человеческим голосом и позвала мальчика за собой. Чернушка говорила Алеше ничего не трогать, но он хотел взять за лапку кошку. Та мяукнула, разбудила попугая, попугай громко закричал. Чернушка сказала, что наверно это разбудило рыцарей.
Они спустились в большую залу и два рыцаря напали на Чернушку. Алеша испугался и пришел в себя в своей постели.
На следующий вечер Чернушка вновь пришла к Алеше. Алеша по пути ничего не трогал и Чернушка привела его в невысокую залу. Из боковой двери вышли маленькие человечки, следом рыцари и наконец король.
Король поблагодарил Алешу за спасение министра и мальчик с удивлением узнает в министре Чернушку.
Король просит Алешу загадать желание и мальчик желает, чтобы он знал все уроки, которые были заданы.
Король дал Алеше конопляное семечко, но предупредил, чтобы он молчал обо всем увиденном.
После того, как король ушел, министр стал показывать Алеше подземный мир. Повсюду были драгоценные камни. Они осмотрели сад с деревьями из мха и зверинец с крысами и кротами.
Потом они отправились на охоту. Алеша сел на палочку с лошадиной головой и все поскакали по переходам. Охотники загнали нескольких крыс.
После охоты мальчик спросил о том, кто такие подземные жители. Чернушка рассказал, что раньше они выходили наверх, но давно уже прячутся от людей. И если люди про них узнают, им придется отправится в далекие края.
Алеша очнулся в своей постели.
После этого он стал легко отвечать все уроки, пользуясь помощью конопляного семечка. Алеша постепенно стал привыкать к похвалам, стал гордым и непослушным. Алеша стал много шалить. Однажды учитель задал ему выучить 20 страниц, Алеша раскрыл рот, но не сказал ни слова. Алеша потерял семечко и долго с отчаянием искал его, взывая к помощи Чернушки.
Алешу оставили на хлебе и воде, ведь он не мог выучить текст. Ночью к нему пришла Чернушка, отдала ему семечко и сказала, что не узнает мальчика.
Алеша смело пошел на урок и ответил все 20 страниц. Учитель удивился и потребовал рассказать, как Алеша успел все выучить.Кто-то из учеников сказал, что Алеша не брал в руки книгу. Учитель решил, что Алеша его обманывает и наказал его. Принесли розги и вне себя от страха Алеша стал говорить про подземных жителей. Учитель решил, что мальчик обманывает и рассвирепел. Алешу высекли.
У Алеши больше не было семечка. Вечером пришел Чернушка, укорил мальчика, простил его и сказал, что должен вместе с народом отправится в далекие земли. Руки Чернушки были скованы цепью.
Утром Алешу нашли в сильной горячке. Когда мальчик выздоровел он снова стал тихим и добрым, послушным и прилежным. Его вновь полюбили товарищи.
«Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского – это волшебная сказка. В ней переплетается реальность и фантастика.
Главный герой произведения – мальчик Алеша. Ему не более девяти или десяти лет. Алеша в числе других детей учится в мужском пансионе в С.-Петербурге на Васильевском острове. Он послушный и прилежный мальчик. Алеше нравится учиться, «дни учения для него проходят быстро и приятно», но в выходные дни ему грустно и одиноко. В это время все разъезжаются домой, а Алешины родители живут далеко от Петербурга. «По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и единственным его утешением было чтение книг». Алеша рос романтиком и мечтателем. «Любимым его занятием было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие века». Еще Алеша любил кормить курочек. Особенно ему нравилась черная хохлатая Чернушка. Алеша заступился за нее, когда однажды к празднику кухарка Тринушка решила поймать и приготовить из Чернушки обед. Добрый и щедрый мальчик отдал кухарке за курочку империал – подарок бабушки.
Чернушка, которая оказалась министром подземных жителей, решила отблагодарить мальчика за свое спасение. Она открыла свою тайну, провела Алешу в закрытое королевство, где король подарил ему конопляное семечко, взяв клятву никогда никому не рассказывать о подземных жителях. Теперь Алеша мог не уча отвечать на любой заданный урок.
С этого времени характер мальчика начал портиться. Если сначала он стыдился незаслуженных похвал учителей, то потом он настолько возгордился своими успехами, что вообразил себя «гораздо лучше и умнее» своих товарищей. Из скромного мальчика он превратился в высокомерного, заносчивого и ленивого. Не имея необходимости тратить время на выполнение уроков, Алеша «занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав». Товарищи стали смотреть на него с презрением, перестали его любить.
Алеша настолько отвык заниматься, что, потеряв конопляное семечко, не смог сам выучить урок. Боясь наказания, он выдал тайну, предав подземных жителей, чем навлек беду не только на Чернушку, но и на весь подземный народ, который был вынужден покинуть свое место жительства.
Сказка поучительная. Она мне понравилась. Я понял, что нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь. Если ты дал слово, то надо держать его до конца. Нельзя надеяться на хитрость и жульничество, правда всегда выйдет наружу.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Образ и характеристика Алеши в повести Черная курица, или Подземные жители
Произведение А. Погорельского об Алеше и Черной курице – это самая читаемая сказка автора. Писатель умело показывает, что характер человека может меняться в зависимости от жизненных ситуаций и порой не в лучшую сторону. Изменения поведения отчетливо видны у детей с неокрепшей психикой.
Главный персонаж сказки, Алеша, учится в петербургском пансионе и очень скучает по дому и родителям. Он хорошо успевает по предметам, помогает другим детям, любит природу и животных. Родители Алеши живут далеко, и он долго не может с ними встретиться. В качестве развлечений мальчик много читает и гуляет в саду. Алеше очень понравилось кормить курочек, которые ходили по саду. Особенно любимой стала Чернушка, с которой в дальнейшем мальчик проводил все больше времени.
Узнав о том, что Чернушку собираются зарезать, Алеша выкупил ее у кухарки и спас ей жизнь. Ночью Чернушка пришла к нему и попросила следовать за собой. Она предупредила мальчика, чтобы он не шумел. Так Алеша попал в подземное королевство. С удивлением он узнал, что Чернушка это министр, который находится на хорошем счету у короля и любим жителями волшебного государства. За его спасение король обещал исполнить любое желание мальчика. Алеша подумал и попросил, чтобы он знал всегда учебные задания, не уча их и не прикладывая усилий. В дар он получил семечко, которое должно было лежать в кармане его одежды. Чернушка попросила Алешу никому не рассказывать о подземных жителях, иначе им придется уходить в другое место. Так в жизни Алеши появилось волшебство.
Когда началась учеба, Алеша испытал действие семечки. Не выучив уроков, он блестяще ответил на все вопросы. С тех пор Алеша перестал читать учебники и готовиться к занятиям. Со временем, из трудолюбивого, доброго мальчика он превратился в ленивого и заносчивого ученика. Волшебные успехи в учебе все больше портили характер Алеши, но как-то раз, он не смог ответить на вопросы учителя. Оказалось, что семечко исчезло из кармана одежды. Мальчик очень сильно расстроился. Чернушка пожалела Алешу и принесла ему ночью пропавшее семечко.
На следующее утро Алеша ответил урок и соврал, что выучил его утром. Другие ученики уличили Алешу во лжи, и он из страха перед наказанием, рассказал всем о подземном королевстве. Мальчику никто не поверил и его наказали. Ночью Алеша услышал, как жители подземного королевства стали уходить с обжитого места, а Чернушка-министр звенел надетыми на него цепями. От расстройства Алеша заболел.
Прошло время, Алеша выздоровел и решил исправить свой характер в лучшую сторону. Он опять стал прилежно учиться и перестал заноситься перед друзьями.
2 вариант
Повесть «Черная курица, или Подземные жители» была написана А.Погорельским для детской аудитории. Главный герой назван в честь мальчика, о котором говорилось в сказке и, которая была написана непосредственно для него. Алеша – родной племянник автора, который стал известен миру как писатель Алексей Константинович Толстой.
За основу сказочной повести автор взял большую дружбу Алеши Толстого с курочками, которые жили в поместье у его дяди. Мальчик готов отдать все свое состояние в виде золотого империала кухарке, чтобы выкупить у нее курочку по имени Чернушка. Автор писал, что курочка, которую он выкупил, всюду следовала за ним как верный пес.
Автор описал Алешу как девятилетнего мальчика, умненького и миленького. Алеша преуспевал в учебе и его все любили. В том, как автор повествует эту историю, ощущается некая печальная нежность, испытываемая им по отношению к мальчику. Образ Алеши привлекателен тем, что мальчик живет в ожидании волшебства, что свойственно его застенчиво-детской природе. Сказочность повести проявляется через детский взгляд на, казалось бы, обычные вещи, такие как, например, дырки в заборе, которые мальчик считает делом рук какой – то волшебницы, а не следами, оставшимися от гвоздей.
Алеша спас любимую курочку Чернушку, а она в ответ раскрыла ему тайну о том, что под полами, в подземелье есть целое подземное царство, в котором живут маленькие человечки. Сама Чернушка в этом подземном мире вовсе не курица, она является главным министром. С наступлением ночи, когда все засыпают, Чернушка тайком провожает Алешу в подземное царство и знакомит с королем, который в знак благодарности за спасение Чернушки награждает мальчика. Но Алеша высказал, свое желание, не успев его обдумать. Он пожелал, не уча уроки знать их. Полученное в подарок от короля конопляное семечко выполняло желание мальчика. Алеша изменился и вместо доброго и скромного мальчика превратился в гордого и непослушного. Но однажды семечко исчезло, и Алеша утратил свой талант. Алеша должен был признаться в том, как ему удавалось заучить наизусть сразу такое количество страниц, иначе его ждало наказание. Испугавшись, мальчик поведал свой секрет, в который в итоге никто не поверил, приняв его за лгуна. Алешу за это еще и высекли. Но главное наказание, которое его ждало, было впереди и заключалось оно в том, что ему пришлось расстаться с любимой курицей Чернушкой, ведь по его вине королю подземного царства вместе со всеми его жителями пришлось покинуть родные места и переселиться как можно дальше от них. А его теперь уже бывший друг министр Чернушка был приговорен к ношению золотых цепей.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ и характеристика Алеши в повести Черная курица, или Подземные жители
Популярные сегодня темы
- Образ и характеристика Кирсанова в романе Что делать Чернышевского сочинение
Одним из основных персонажей произведения является Александр Матвеевич Кирсанов, лучший друг главного героя Лопухова.
- Образ и характеристика Азамата в романе Герой нашего времени
Образ Азамата в культовом романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», является не самым ярким, но, безусловно, играет одну из главных ролей в первой части произведения.
- Сочинение на тему Общественное мнение
Мы живём в социуме, то есть в обществе, а поэтому этот социум оказывает на нас влияние. Мы зависим от мнения других людей, от общественного мнения. Что это такое?
- История создания поэмы Пушкина Руслан и Людмила
Поэма «Руслан и Людмила» была написана Александром Сергеевичем Пушкиным в период с 1818 по 1820 год, после того, как он окончил лицей. Сам автор иногда говорил, что начал произведение ещё во время обучения, однако анализируя фактам можно сделать вывод
- Анализ повести Собака Баскервилей Дойла
Произведение является составной частью цикла литературных творений, который объединяются наличием общего героя в лице гениального сыщика Шерлока Холмса.
Автор На чтение 10 мин. Просмотров 6 Опубликовано
Погорельский Антоний, сказка «Черная курица или Подземные жители» Жанр: авторская волшебная сказочная повестьГлавные герои сказки «Черная курица» и их характеристики
- Алеша, мальчик 10 лет, добрый и жалостливый, веселый товарищ. но получив волшебное семечко, он становится гордым, надменным. проказливым. Алеша предает доверие подземных жителей и мучается стыдом. Он снова исправляется.
- Чернушка, одновременно курица и министр. Добрый, ласковый, справедливый, благодарный. При этом мудрый и внимательный политик. Наказан за проступок Алеши.
- Учитель, считал, что Алеша его обманывает и высек мальчика розгами. Впрочем тогда это было нормой воспитания.
План пересказа сказки «Черная курица»
- Старый пансион в Петербурге
- Мальчик Алеша и его Чернушка
- Спасение Чернушки, золотой империал
- Директор не рыцарь
- Первый визит Чернушки
- Неосторожность Алеши и черные рыцари
- Второй визит Чернушки
- Подземный мир
- Король
- Конопляное семечко
- Сад и зверинец
- Охота на крыс
- Характер Алеши меняется
- Потеря семечка
- Возвращение семечка и порицание Чернушки
- Предательство и порка
- Прощание с Чернушкой
- Болезнь и исправление.
Кратчайшее содержание сказки «Черная курица» для читательского дневника в 6 предложений
- Алеша спасает курицу Чернушку от кухарки, и та в благодарность зовет его за собой
- В первый раз рыцари не дают им пройти, но на вторую ночь Алеша оказывается в подземном мире
- Король благодарит Алешу за спасение министра и дарит конопляное семечко
- Алеша видит чудеса подземного мира и участвует в охоте на крыс
- Алеша становится непослушным, гордым и его перестают любить товарищи, а учитель угрожает поркой.
- Алеша рассказывает о подземных жителях и те вынуждены уйти в далекие края, Алеша болеет, выздоравливает и исправляется.
Главная мысль сказки «Черная курица» Ценность представляет только то, что добыто своим трудом, а доставшееся даром только развращает человекаЧему учит сказка «Черная курица» В этой сказке скрыто много уроков. Прежде всего о том, что надо быть честным, добрым, прилежным, чтобы тебя любили товарищи. Надо уметь держать слово и не подводить тех, кто тебе доверился. Надо уметь терпеть боль, но не становится предателем. Нельзя быть злым, гордым, заносчивым, нельзя хвастать своим превосходством.Отзыв на сказку «Черная курица» Это очень красивая и поучительная история про мальчика Алешу, который был добрым и милым, но стал злым и гордым, получив волшебную возможность не учить уроков. Мальчик загадал неправильное желание, и его исполнение принесло вред и самому Алеше, и подземным жителям. Но тем не менее, я сочувствовала Алеше и искренне радовалась, когда он исправился. Конечно жаль, что Чернушка и его товарищи покинули Петербург, но я верю, что они нашли не менее хорошее место в другом городе.Пословицы к сказке «Черная курица» Давши слово держись, а не давши крепись. От слова спасение, от слова и гибель. Долг платежом красен.Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Черная курица» Был в Петербурге старый пансион в котором училось 30-40 мальчишек и в том числе десятилетний Алеша. Алешу привезли в пансион родители издалека и заплатили за несколько лет вперед. Алешу любили в пансионе, он был милым и послушным мальчиком. Только по субботам он сильно скучал, когда его товарищей разбирали родители. Алеша любил стоять у забора и смотреть через дырочки на улицу, ожидая волшебницы. Также мальчик любил кормить курочек и особенно среди них любил Чернушку. Однажды на новогодних каникулах Алеша увидел, как кухарка поймала Чернушку, и в слезах бросился к ней, умоляя оставить Чернушку. Чернушка вырвалась из рук кухарки и Алеша отдал ей империал, чтобы та ничего не рассказала учителю. В это время приезжает директор и Алеша думает увидеть рыцаря, но видит лысого старичка. Весь день Алеша играет с Чернушкой, а потом отправляется спать. Вдруг мальчик услышал как кто-то позвал его по имени, и из-под простыни вышла Чернушка. Чернушка обратилась к Алеше человеческим голосом и позвала мальчика за собой. Чернушка говорила Алеше ничего не трогать, но он хотел взять за лапку кошку. Та мяукнула, разбудила попугая, попугай громко закричал. Чернушка сказала, что наверно это разбудило рыцарей. Они спустились в большую залу и два рыцаря напали на Чернушку. Алеша испугался и пришел в себя в своей постели. На следующий вечер Чернушка вновь пришла к Алеше. Алеша по пути ничего не трогал и Чернушка привела его в невысокую залу. Из боковой двери вышли маленькие человечки, следом рыцари и наконец король. Король поблагодарил Алешу за спасение министра и мальчик с удивлением узнает в министре Чернушку. Король просит Алешу загадать желание и мальчик желает, чтобы он знал все уроки, которые были заданы. Король дал Алеше конопляное семечко, но предупредил, чтобы он молчал обо всем увиденном. После того, как король ушел, министр стал показывать Алеше подземный мир. Повсюду были драгоценные камни. Они осмотрели сад с деревьями из мха и зверинец с крысами и кротами. Потом они отправились на охоту. Алеша сел на палочку с лошадиной головой и все поскакали по переходам. Охотники загнали нескольких крыс. После охоты мальчик спросил о том, кто такие подземные жители. Чернушка рассказал, что раньше они выходили наверх, но давно уже прячутся от людей. И если люди про них узнают, им придется отправится в далекие края. Алеша очнулся в своей постели. После этого он стал легко отвечать все уроки, пользуясь помощью конопляного семечка. Алеша постепенно стал привыкать к похвалам, стал гордым и непослушным. Алеша стал много шалить. Однажды учитель задал ему выучить 20 страниц, Алеша раскрыл рот, но не сказал ни слова. Алеша потерял семечко и долго с отчаянием искал его, взывая к помощи Чернушки. Алешу оставили на хлебе и воде, ведь он не мог выучить текст. Ночью к нему пришла Чернушка, отдала ему семечко и сказала, что не узнает мальчика. Алеша смело пошел на урок и ответил все 20 страниц. Учитель удивился и потребовал рассказать, как Алеша успел все выучить.Кто-то из учеников сказал, что Алеша не брал в руки книгу. Учитель решил, что Алеша его обманывает и наказал его. Принесли розги и вне себя от страха Алеша стал говорить про подземных жителей. Учитель решил, что мальчик обманывает и рассвирепел. Алешу высекли. У Алеши больше не было семечка. Вечером пришел Чернушка, укорил мальчика, простил его и сказал, что должен вместе с народом отправится в далекие земли. Руки Чернушки были скованы цепью. Утром Алешу нашли в сильной горячке. Когда мальчик выздоровел он снова стал тихим и добрым, послушным и прилежным. Его вновь полюбили товарищи.Рисунки и иллюстрации к сказке «Черная курица»
Сказка «Черная курица или подземные жители» является довольно нетипичной для русского фольклора того времени. Она была написана Антонием Погорельским в 1829 году и посвящалась его племяннику Алеше Толстому.
Сюжет сказки разворачивается вокруг мальчика Алеши, который живет и учится в пансионе в Петербурге, очень далеко от дома. Он прилежный ученик, тихий и скромный мальчик. Родители к нему не могут приехать даже в каникулы, поэтому единственным развлечением мальчика в дни, когда пансионат пустеет, становятся книги из личной библиотеки учителя, а единственными друзьями – курочки.
Свою самую любимую курочку Алеша называет Чернушкой и спасает от кухарки в обмен на монетку, единственное его сокровище. После чудесного спасения Чернушка приходит к Алеше и провожает его в подземное царство, превращаясь там в маленького человечка, премьер-министра. Король царства награждает Алешу волшебным зернышком, с помощью которого мальчик сможет знать все уроки, даже не учив их. Чернушка прощается с другом и предупреждает, что все, что мальчик здесь увидел – тайна.
После этого Алеша меняется. Он становится гордым, заносчивым, ставит себя выше других, ссориться с друзьями; и лишь внезапная потеря зернышка, забравшая у мальчика дар, возвращает его с небес на землю. Чернушка отдает зернышко обратно другу, но под давлением учеников и взрослых тот рассказывает о подземном царстве, из-за чего всем его жителям, в том числе и Чернушке, приходится бежать. Вскоре после этого все встает на круги своя.
Любое произведение, в особенности, детская литература, учит чему-либо читателя, преподносит какую-либо мораль. Попробуем разобраться, в чем смысл сказки «Черная курица или подземные жители».
Прежде всего стоит отметить, что Алешу любили учителя и дети за его доброту и скромность. Он хорошо учился, но не стремился показать более слабым ученикам свое умственное превосходство. Именно за доброту и благородство поступков король подземного царства и награждает мальчика.
Любое добро будет вознаграждено, однако им нужно уметь распоряжаться. В любом деле важна мера, а Алеша этой меры в силу возраста еще не знал. Именно поэтому мальчик не сумел остановить свою гордыню. Читателю наглядно показывают, как может измениться человек, злоупотребляющий властью или силой. Характер мальчика меняется на глазах в худшую сторону: из милого мальчика в высокомерного заносчивого ребенка, общение с которым неприятно ни ученикам, ни учителям. Алеша становится чуть ли ни гением, однако теряет своих товарищей и остается совсем один.
Сказка учит читателей, что очень важно то, как вы обращаетесь с окружающими. Без уважения к другим нельзя ожидать уважения к себе. Также в произведении показано, что всякие поступки несут за собой определенные последствия. Так, уповая на силу волшебного зернышка, Алешка забывает о своем собственном развитии, а, потеряв зернышко, остается ни с чем. Однако Чернушка дает мальчику второй шанс – шанс на исправление. Необходимо бороться со своими дурными сторонами, хоть иногда это и безумно трудно. Алеша же не смог исправиться, пока не понес более серьезное наказание.
Под давлением товарищей и учителя он рассказывает о подземном царстве, нарушает собственное обещание, данное им дорогому другу. Чем же оканчивается сказка? Какие последствия у Алешиных проступков?
Своим малодушием мальчик обрек все подземное царство, жившее в подполах пансиона не одно поколение, бежать далеко за его пределы. Также Алеша подвел друга, ведь именно Чернушка привел его в подземное царство и после поплатился за это золотыми кандалами на своих маленьких ручках.
Смысл сказки многозначен. Она учит доброте и уважению к другим, правдивости, верности и человечности. Произведение показывает, что человек должен добиваться успехов своим трудом, но, достигнув их, не зазнаваться. Как говорит русская поговорка, бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Воронцов Григорий
Главная мысль сказки Антония Погорельского «Чёрная курица или подземные жители»: нужно уметь быть благодарным за добро и не желать, чтобы всё давалось в руки без труда. Герой, Алёша, хороший и добрый мальчик. Однако, получив за спасение курицы Чернушки, оказавшейся министром в подземном царстве, способность знать заданные уроки ничего не уча, он быстро меняется — становится ленивым, заносчивым и высокомерным. Заканчивается тем, что и своего друга Чернушку Алёша предаёт, испугавшись наказания. Так невинное на первый взгляд тщеславие мальчика тянет за собой серьёзные проступки.
ПожаловатьсяИспользуемые источники:
- http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/04/blog-post_7.html
- https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-skazki-chernaya-kurica-ili-podzemnye-zhiteli/
- https://vashurok.ru/questions/kakaya-osnovnaya-misl-skazki-chyornaya-kuritsa
Сочинение по «Черная курица, или Подземные жители» А.Погорельского
«Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского – это волшебная сказка. В ней переплетается реальность и фантастика.
Главный герой произведения – мальчик Алеша. Ему не более девяти или десяти лет. Алеша в числе других детей учится в мужском пансионе в С.-Петербурге на Васильевском острове. Он послушный и прилежный мальчик. Алеше нравится учиться, «дни учения для него проходят быстро и приятно», но в выходные дни ему грустно и одиноко. В это время все разъезжаются домой, а Алешины родители живут далеко от Петербурга. «По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и единственным его утешением было чтение книг». Алеша рос романтиком и мечтателем. «Любимым его занятием было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие века». Еще Алеша любил кормить курочек. Особенно ему нравилась черная хохлатая Чернушка. Алеша заступился за нее, когда однажды к празднику кухарка Тринушка решила поймать и приготовить из Чернушки обед. Добрый и щедрый мальчик отдал кухарке за курочку империал – подарок бабушки.
Чернушка, которая оказалась министром подземных жителей, решила отблагодарить мальчика за свое спасение. Она открыла свою тайну, провела Алешу в закрытое королевство, где король подарил ему конопляное семечко, взяв клятву никогда никому не рассказывать о подземных жителях. Теперь Алеша мог не уча отвечать на любой заданный урок.
С этого времени характер мальчика начал портиться. Если сначала он стыдился незаслуженных похвал учителей, то потом он настолько возгордился своими успехами, что вообразил себя «гораздо лучше и умнее» своих товарищей. Из скромного мальчика он превратился в высокомерного, заносчивого и ленивого. Не имея необходимости тратить время на выполнение уроков, Алеша «занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав». Товарищи стали смотреть на него с презрением, перестали его любить.
Алеша настолько отвык заниматься, что, потеряв конопляное семечко, не смог сам выучить урок. Боясь наказания, он выдал тайну, предав подземных жителей, чем навлек беду не только на Чернушку, но и на весь подземный народ, который был вынужден покинуть свое место жительства.
Сказка поучительная. Она мне понравилась. Я понял, что нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь. Если ты дал слово, то надо держать его до конца. Нельзя надеяться на хитрость и жульничество, правда всегда выйдет наружу.
Сочинение Черная курица, или Подземные жители по повести Погорельского
Чёрная курица это волшебная сказка Антония Погорельского, написанная им для своего племянника. В произведении рассказано про два мира. Это мир пансиона, в котором живёт главный герой и другие ученики, и учителя. Их мир наполнен учением, встречами с гостями пансиона. На выходные дни мальчик оставался в пансионе. Его любимым занятием стало ухаживание за курочками. Он очень к ним привязался. Всю свою любовь, которую он не мог выразить родителям он передавал своим подопечным. Он был настолько храбр и смел, что однажды даже спас свою любимую курочку, которую звали Чернушка, от кухарки, отдав за её спасение самое ценное, что у него было: золотую монету.
Это был добрый и честный мальчик. Его сердце было наполнено состраданием и любовью к окружающим, поэтому у него было много друзей.
Другим миром, показанном в сказке был мир подземного царства. Это был тайный мир, о котором никто ничего не знал. В нём жило много маленьких людей, у которых даже был свой король с министрами. Как мы узнаём из сказки это подземные жители, которые очень боялись, что тайна их существования будет раскрыта и им придётся уходить в неведомые земли в поисках нового пристанища.
Чернушка, спасённая им от кухарки, оказалась министром этого необыкновенного царства. Решив отблагодарить Алёшу за своё спасение она показала ему свой мир. Познакомила его с жителями и сводила на охоту. Чернушке хотелось, что бы мальчик не чувствовал себя одиноким, а знал, что, у него есть друзья, даже когда в пансионе нет других детей. Именно там он получил необычный подарок конопляное семечко. Благодаря этому подарку, Алёша может отвечать любой урок, даже не выучив его.
Мальчик берёт такой подарок с радостью, хотя уже ясно, что все похвалы, которые он будет получать, будут не заслуженными и он ничего не будет знать по своим урокам. Он встанет на путь лицемерия и лжи. В итоге, так оно и получилось.
Из доброго и милого мальчика он превратился в гордого и надменного. Сначала он стыдился незаслуженного расположения к себе всех учителей, но со временем, стыд прошёл. Он стал шалуном. Учителя уже не знали, что с ним делать.
И вот однажды всё изменилось. Семечко пропало. Алёша уже не мог выучить нужный урок. Всё его ликование сменилось отчаянием. Но что же он делает дальше? Он не садится учить уроки, он уже настолько обленился, что предпочитает лишь жалеть себя.
Кульминацией произведения становится момент предательства. Мальчик рассказал учителю о подземном царстве и его жителях. Конечно, Чернушка прощает мальчика. Она помнит всё добро, которое он сделал. Но его трусливый поступок приносит несчастье маленькому народу.
Сказка учит нас, что доброту и честность надо воспитывать в себе хорошими поступками.
Сочинение 2
Главным героем произведения «Черная курица или Подземные жители» является молодой парень по имени Алеша. Он учится в пансионате. У него было огромное количество друзей, которые всегда готовы прийти на помощь или выручить в трудной ситуации. Практически на каждые выходные всех ребят забирали родители домой, а вот нашего главного героя никто не забирал, а все, потому что у него нет родителей. Пока все ребята находились дома и радовали родителей, Алеша сидит в пансионате и очень много читает книг. А когда ему надоедало читать, то он отправлялся на улицу, где гулял и играл один. Больше всего на свете ему нравилось играть с курицами, которых выпускали также прогуляться. Он даже своей любимице дал прозвище Чернуха. Однажды повариха отловила несколько куриц для того чтобы приготовить из них обед и вместе с другими курицами туда же попала и Чернуха. И тогда парень готов был пожертвовать своей золотой монетой, которую он берег до этого времени. И после этого повариха согласилась оставить курицу в живых.
Ночью Алеша увидел сон, в котором главной героиней была курица. Она решила провести его по одной тропе, которая ведет в интересное место. Вот только куда именно она его вела и что это было за место, он так и не узнал, а все, потому что неожиданно проснулся. На следующую ночь он все-таки узнал про это самое место. И им оказалось царство, в котором Чернуха была главной. Здесь жили только человечки маленького роста. Кроме этого здесь она подарила ему одно золотое зернышко, при помощи которого парень может знать все занятия и все уроки даже не открыв при этом учебники. Вот только парень никому не должен рассказывать про то, где он был и что видел.
Шло время, и все были удивлены, почему же он вдруг стал учиться лучше всех и очень быстро учил уроки и знал ответ на любой вопрос. Они много раз пытали мальчика, но он обещал курице не рассказывать ничего и держал свое слово. Вот только это портило парня и постепенно ему не хотелось ни с кем, ни дружить, ни общаться, ведь он считает себя самым умным, а другие намного хуже его. Все больше и больше он стал обманывать не только своих друзей, но и взрослых. И в итоге рассказал всю правду, но никто ему не поверил. И этим он потерял своего единственного друга по имени Чернуха. Она ушла от него, а он обещал, что больше такого не повториться и все будет по-другому. Но изменить уже ничего было нельзя.
Также читают:
Картинка к сочинению Черная курица, или Подземные жители по повести Погорельского
Популярные сегодня темы
Данное произведение повествует о страшнейшей судьбе одного бойца по имени Андрей. Действие происходит во времена Великой Отечественной войны, в которой герой потерял всю семью.
Поначалу пьеса называлась «Гордым Бог противится». Эта комедия, состоящая из трех действий, была написана Островским в 1853 году, а опубликована — в начале 1854 года.
Что же понимается под словом «культура»? У этого слова есть несколько значений. В основном это понятие используется для обозначения всех аспектов самовыражения и самопознания человека.
Раннее утро у многих вызывает негативное восприятие и ассоциируется с необходимостью вставать в школу или на работу. Поспать подольше в теплой уютной постели кажется гораздо приятнее и важнее
Рождаясь, человек от родителей получает имя и фамилию. Они будут сопровождать его если не всю жизнь, то долгие годы. Но человека называют не только по имени, в течение жизни у него появляются различные прозвища.
Сочинение на тему «Черная курица» Погорельский
Сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» рассказывает нам о жизни маленького Алеши. Уже два года он учится в пансионе Петербурга. Он очень прилежный и добрый мальчик, многие любят за его характер.
В будни Алеша счастлив, а в выходные, когда все дети разъезжаются домой, к родителям, Алешу мучает жуткое одиночество, потому что своих родителей он давно не видел. На выходных Алеша кормит курочек, среди которых больше всех любит черную, которой дал имя Чернушка. Мальчик спасает ее от кухарки и выкупает ее, дав монетку. За это Чернушка благодарит Алешу.
Оказывается, что эта курица ‒ министр подземного короля, а под землей живет целый народ. Курочка водит в подземное царство Алешу. Алеша видит там дворцы, залы, рыцарей, волшебных попугаев. Король благодарит Алешу за спасение курицы волшебным семенем, которое позволяет не учить урок и знать его.
С той поры Алеша меняется. Теперь он знает, что он не одинок, и в подземном царстве его почитает сам подземный король, и он знает тайну, которая неизвестна никому. Он становится балованным, проказничает. Вероятнее всего, мальчик просто понимает, что теперь он лучше всех учеников, он зазнается.
Курочка приходит к Алеше и просит исправиться, иначе волшебное конопляное семя больше ему не дадут, и уроки придется учить самому. Но однажды, под страхом быть высеченным, мальчик проговаривается о подземном царстве.
Это влечет за собой плохие последствия ‒ курочка арестована, а все подземные жители вынуждены перебраться жить в другое место. На прощание Чернушка очень просит Алешу стать снова прилежным. И Алеша исправляется, и даже становится примером для товарищей.
Сказка учит нас, что в душе каждого человека есть добро и прилежность, каждый способен достичь цели своим трудом. Ничего в мире нельзя получить просто так, и пользоваться всем готовым не получится, нужно стараться, трудиться.
Усилия нужны и для того, чтобы заслужить любовь и уважение других. Нужно помнить, что те, кто нас любит, могут пострадать от наших слов и дел, и нужно уметь нести ответственность за свои поступки перед этими людьми.
Тема
Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.
Тип урока
урок открытия нового знания
Цель урока
выявить нравственные аспекты литературной сказки.
Задачи
— познакомить с жизнью и творчеством А.Погорельского;
— систематизировать знания учащихся о фольклорной и литературной сказке;
— формирование нравственных ценностей учащихся.
УУД
Образовательные:
воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах и группах.
Формировать УУД: самоопределение, мотивация учения, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация, оценивание событий сказки, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее оценку героев и их поступков к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
— Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, уважение мнения, позиции и оценки товарища, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского языка.
— Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат
Предметные умения: характеризуют сюжет произведения, его тематику, сопоставляют сюжеты, персонажей литературных произведений, характеризуют героя литературного произведения.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.
Познавательные: осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Методы
Беседа по вопросам, презентация, беседа, самостоятельная работа.
Ресурсы
Учебник «Литература 5 класс» учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина. — М.: Просвещение, 2014 г.
— рабочие тетради, раздаточный материал, листы оценки
— презентация к уроку
— фильм
— мультипликационный фильм
Организация пространства
Фронтальная работа, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа.
ЭОР
www.feb-web.ru, www.rubricon.ru
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные учебные действия
1
2
3
4
1. Оргмомент
Самоопределение к деятельности
Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
— Здравствуйте, ребята!
— Какое сейчас время года? 1 слайд.
— Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились.
- Изобразите, как вы лепите снеговика: ставите снежные комья друг на друга. Молодцы!
2 слайд. – Посмотрим, какой у нас получился снеговик?
- желаю нам с таким же отличным, веселым, сказочным настроением поработать сегодня на уроке. А сопровождать нас будет сказочный снеговик. 3 слайд.
Приветствуют учителя, настраиваются на урок, выполняют движения.
Ответы детей:
Красивый, добрый, веселый, сказочный.
Регулятивные:
Умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.
2. Актуализация опорных знаний.
Беседа.
— Скажите, с каким жанром литературы мы работали на предыдущих уроках? сказка
— Вспомним с вами, какой основной признак отличает фольклорную сказку от литературной? 4 слайд.
У фольклорной сказки нет автора, а литературная сказка принадлежит конкретному автору.
У вас на столах лежит лист оценивания, в котором вы на протяжении урока будете себе проставлять баллы.
6 слайд. – Снеговик принес к нам на урок викторину.
Вы хотите поиграть со снеговиком?
— Будьте внимательны!
Участвуют в беседе, знакомятся с листом оценивания.
Познавательные УУД:
выявлять сущность,
особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; устанавливать аналогии; обобщать и
классифицировать по
признакам
Викторина
Цель: подвести детей к теме урока, а также к целеполаганию.
Вопросы:
- Определите рифму в прологе к «Руслану и Людмиле»
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом… (перекрестная)
- Какой прием подразумевает наделение неодушевленных предметов одушевленными качествами? (олицетворение)
- Любимый жанр фольклора у детей и взрослых? (загадки)
- Как называется помещение для овец? (овчарня)
- Как звали няню А.С.Пушкина? (Арина)
6.В старину так называлась небольшая светлая комната в верхней части дома; обычно в таких комнатах жили девушки (светлица).
- Изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет? (аллегория)
- Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом? (мораль)
- Занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (сказка )
- Известный русский баснописец (Иван Андреевич Крылов)
- Назовите любимого положительного героя русских народных сказок? (Иванушка)
- Кто автор строк:
Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет как нет… (Василий Андреевич Жуковский)
Отвечают фронтально на вопросы викторины, дополняют и корректируют ответы.
Оценивают свое участие в викторине в ЛИСТЕ САМО-И ВЗАИМООЦЕНИВАНИЯ (1 балл)
Подходят к выводу: в ответах викторины зашифровано слово:
П
О
Г
О
Р
Е
Л
Ь
С
К
И
Й
Коммуникативные:
владение навыками аргументированного устного высказывания;
оформление своих мыслей в устной форме; ведение диалога с учителем, слушание и понимание речи других.
3. Целеполагание.
Цель: определение темы урока, целей и задач.
— Прочитайте по выделенным буквам слово.
Антоний Погорельский.
— Знакомо вам это имя?
Да, летом и дома читали сказку «Черная курица, или Подземные жители».
7 слайд. Откроем тетради, запишем тему урока. Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.
— Что вы хотите узнать на уроке?
— Какие ставим задачи?
Ставят перед собой задачи:
узнать биографию писателя;
отличие лит.сказ. от фольклор. характером героев;
чему учит, какие уроки мы можем усвоить для себя.
Формулируют тему и цель урока.
Работают в тетради.
Регулятивные:
учатся определять и формулировать цель деятельности на уроке.
4. Создание проблемной ситуации.
Цель: заинтересовать детей.
— Сейчас вы просмотрите информационный фильм о творчестве Антония Погорельского.
— Сделайте записи в тетрадях, отражающие значимые события в жизни писателя, используя план на доске.
8 слайд. Фильм о Погорельском.
Работают самостоятельно или в парах при просмотре фильма, делают записи, опираясь на заданный алгоритм действия.
Познавательные
( поиск информации).
Анализ (разрешение проблемной ситуации)
Цель: учить работать по заданному алгоритму, отыскивать только нужную информацию.
Вы посмотрели фильм, какие интересные моменты вам запомнились?
План
- Ф.И.О. писателя, годы жизни.
- Где провел детство?
- Где учился?
- Как был связан с Отечественной войной?
- В каком году начинает писать?
- Кому Антоний Погорельский посвятил свою сказку «Черная курица, или Подземные жители»?
7. Какой был псевдоним у А.Перовского? — С чем это связано?
8. С какими выдающимися людьми знаком писатель?
— Что такое псевдоним?
Псевдонимы бывают не только у писателей; псевдоним может взять себе актер, журналист, художник. В современном компьютерном мире мы встречаемся с псевдонимами очень часто, только называем их иначе: ник
Отвечают по алгоритму, дополняют ответы другу друга, корректируют связные высказывания.
Алексей Алексеевич Перовский, родился в 1787 году.
Детство прошло в родовом имении Разумовского на Украине.
Поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора философских и словесных наук.
Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в этой войне, а затем в заграничном походе русских войск.
В 1822 году.
Своему племяннику Алексею Константиновичу Толстому, знаменитому русскому писателю и поэту.
Антоний Погорельский. В честь села Погорельцы, где он жил.
С Пушкиным, Брюловым, Карамзиным, Вяземским, Жуковским.
Псевдоним — придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.
Познавательные:
учатся делать выводы в результате самостоятельной, совместной с учителем и одноклассниками работы.
Личностные: стремление к речевому совершенствованию.
Коммуникация (поиск новых знаний).
обогащение, преобразование прежнего опыта, конструирование нового опыта; побуждение эмоциональных переживаний.
Слово учителя.
Самостоятельная работа.
Дома вы прочитали сказку Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Она написана почти двести лет назад, но до сих пор ее с удовольствием читают дети, а родители считают, что в ней заключено очень много полезных мыслей. Постараемся и мы усвоить урок, который преподаст нам сказка.
Перед вами хаотичное изложение основных событий сказки. Соотнесите последовательность событий по нумерации.
Проверяем. СЛАЙД
Упорядоченный ход событий.
1. Жизнь Алеши в пансионате.
2. Спасение Чернушки.
3. Алеша в подземном королевстве.
4. Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание.
5. Алеша проявляет необыкновенные способности.
6. Предательство.
7. Прощание с министром.
8. Болезнь и выздоровление.
Упорядочивают сведения, затем сличают с образцом, делают выводы, оценивают свою успешность.
Работают с листом оценивания:
У кого нет ошибок поднимите руку, обратимся к листу оценивания — поставьте себе 2 балла,
поднимите руку, кто допустил 1-2 ошибки – поставьте себе 1 балл.
Познавательные УУД:
выявлять сущность,
особенности объектов; на основе анализа объектов
делать выводы;
устанавливать аналогии;
обобщать и
классифицировать по
признакам;
Коммуникативные:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Уметь работать в паре, группе.
Регулятивные: самооценка.
Аналитическая беседа. Работа с текстом.
Работа в группах (четверках)
Цель: совместное открытие знаний.
— Поговорим о главном герое. Кто он ? (9-10 лет. мальчик Алеша)
— Снеговик предлагает нам поработать в группах. Он собирается на елку и просит нас о помощи, чтобы мы его нарядили. А для этого вы должны выбрать для себя задание по уровню сложности: слайд снеговик
У вас на столах лежат листочки с заданиями, выберите для себя задание
• Кто возьмет задание синего цвета?
• Кто возьмет задание зеленого цвета?
• Кто возьмет задание оранжевого цвета?
Даю время на выполнение задания, включаю слайд-музыка.
Дифференцированная
работа: выбирают для себя задание по уровню сложности:
задания синего цвета – самые простые:
задания зеленого – средней степени сложности;
задания оранжевого цвета – высокая степень сложности.
1 группа. (стр. 122-123) Найдите в тексте ключевые слова, которые помогают понять, каким был Алеша до получения зернышка. Дайте характеристику мальчику.
2 группа. (стр.139 (4 абзац)-140)(стр.139 (4 абзац)-140). Как изменилась жизнь Алеши после того, как ему подарили волшебное зернышко? Как чувствует он себя в первое время? Как ведет себя в последующие дни? Найдите ключевые слова, которые помогут вам при ответе.
3 группа. Какие советы дает Чернушка (стр.144 – 1абзац)? Совпадают ли эти советы с выводами учителя Алеши (стр.145 – предпоследний абзац)?
4 группа. (стр.147) Найдите ключевые слова, которые помогут вам ответить на вопросы: «Верит ли Чернушка, что Алеша исправится?», «Исправился ли мальчик на самом деле?»
5 группа. (Стр. 123 (последний абзац) -124) Охарактеризуйте эпизод «Спасение Чернушки».
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата
ФИЗМИНУТКА.
Сядьте поудобнее, сейчас проведем физминутку для глаз, понаблюдайте за снежинкой глазами.
делают зарядку для глаз
Вернемся к сказке. Группы готовы. Слово предоставляется 1 гр.
— Что получил в награду Алеша за спасение Чернушки? — волшебное зернышко.
Ключевые слова для 1 группы «…умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили, ласкали», «часто скучно бывало,… грустно», «разлучен с родными», «стал привыкать», «чувствовал одиночество», «единственным утешением было чтение книг», «знал наизусть деяния славнейших рыцарей», «переносился в старинные века», «пристально смотрел в дырочки в заборе», «кормить курочек», «особенно любил… Чернушку»
Формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; формируем умение оценивать учебные действия
в соответствии с
поставленной задачей.
— Почему вначале Алеше не приносят радости его успехи?
Алеша нисколько не утруждается, поэтому похвала не приносят ему удовольствия.
Ключевые слова для 2 группы «Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он его гораздо лучше и умнее всех их».
«… он день ото дня становился хуже, и день ото дня товарищи менее его любили».
В первое время: «не принимал хвалу учителя с тем удовольствием, которое прежде чувствовал», «не заслуживает этой похвалы», «внутренне стыдился».
- последующие дни: «мало-помалу стал привыкать к похвалам», «принимал похвалы, не краснея», «много стал думать о себе, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех» «нрав испортился», «сделался гордым, непослушным», «самолюбие… заглушало голос совести», «занимался шалостями», «праздность… портила его нрав», «давно отвык от занятий».
Познавательные УУД:
формируем умение
извлекать информацию текста,
ориентироваться в своей
системе знаний,
отличать новое от
изученного с помощью
учителя.
Ключевые слова для 3 группы:
Советы Чернушки Выводы учителя
«Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собой» «Чем более вы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Вам дан ум, чтобы вы во зло его употребляли»
Приходят к выводу:
Советы Чернушки совпадают с выводами учителя.
Оба они сходятся в том, что праздность развращает человека, труд — это условие нравственной красоты человека.
Уметь оформлять свои
мысли в устной форме,
слушать и понимать других,
формировать умение
представлять информацию в
виде схемы, таблицы.
Чернушка верит в исправление Алеши? Да, потому что любит его и потому что видит искреннее раскаяние мальчика.
Ключевые слова для 4 группы
«…я тебя прощаю», «… все тебя люблю», «не плачь, Алеша», «Одним только ты можешь меня утешить в моем несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком».
«Как раскаивался он в дурном поведении своем», «совесть его мучила», «стыдился открыть глаза», «Я знаю, что виноват перед тобой», «бросился целовать маленькие ручки министра», «всю ночь не мог он сомкнуть глаз», «старался быть послушным, добрым, скромным, прилежным».
Уметь проговаривать
последовательность
действий на уроке
— Как называется готовность человека пожертвовать собой, чем-то дорогим ему ради другого? (Самопожертвование).
— Отметим, что Алеша не знал, что спасает не курицу, а кого?
Министра подземного королевства.
Обобщают знания, полученные в течение урока, делают вывод, записывают в тетради
Уметь оценивать правильность выполнения действия.
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Просмотр мультипликационного фильма
Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма и попробуйте определить, есть ли разница в изображении спасения Чернушки Антонием Погорельским и создателями мультфильма?
В чем разница?
Вернемся к листу оценки поставим друг другу баллы от 1 до 3. Посчитаем баллы, выставим себе оценку. Поднимите руку, кто набрал 5-6 б., вы получили оценку «5», поднимите руку, кто набрал 4 б., вы получили оценку «4», есть кто набрал 3 б.?
Разница в том, что Антоний Погорельский в сказке показывает, как Алёша просит кухарку Тринушку не резать курицу.
В мультфильме сцена спасения представлена по-другому: неожиданно налетает коршун, Алёша смело бросается с палкой на него и отбивает Чернушку.
Работают с листами оценивания.
Уметь оценивать правильность выполнения действия.
Формируем умение определять успешность
выполнения своего задания в диалоге с учителем; формируем умение оценивать учебные действия
в соответствии с
поставленной задачей;
словарная работа
– Как вы считаете, почему Чернушка решила рассказать Алёше свою тайну?
Алёша был добрым мальчиком. Чернушка хотела отблагодарить мальчика за спасение её жизни.
Попробуем определить, как называется поступок человека, который, спасая себя, подвергает смертельной опасности других? Предательство.
— Какое отношение это имеет к Алеше?
- спасая себя, забыл обещание, данное подземному королю и его министру, и начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях.»(Стр.146 – 3 абзац). слайд
— Мысленно нарисуйте портрет Алеши, какие вы возьмете краски, чтобы передать характер героев. Объясните свой выбор.
У нас получилась черно-белая гамма. А ведь и то, и другое слово характеризует поступки Алеши. Так какой же он герой, положительный или отрицательный? (Противоречивый).
— Бывают ли такие герои в народных сказках?
(Нет, они или положительные, или отрицательные).
— Вспомним с вами, как называет Чернушка отрицательные качества, появившиеся в Алеше? (Пороки).
— Для обозначения положительных качеств есть слово добродетели.
— Как бы вы объяснили первокласснику, что такое добродетель?
(Это добро, это когда ты делаешь что-то хорошее другому).
— В словаре В.И. Даля дается такое определение: прочитайте его.
Добродетель – всякое похвальное качество души, деятельное стремление к добру, к избежанию зла.
— Мы сейчас выполним очень важную работу. Попробуем найти в тексте или вспомнить слова, которые помогут, оценить, понять героя и его поступки. И, конечно же, сделать выводы и для себя.
Проверим себя по слайду, что мы еще не назвали?
Делают выводы, что это слова САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ
ПРЕДАТЕЛЬСТВО.
Анализируют таблицу:
Добродетель Порок
скромность
послушание
сострадание
раскаяние
стыд
совесть
доброта
непослушание
нескромность
гордость
самолюбие
самонадеянность
праздность
неблагодарность
Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание.
Коммуникативные УУД:
умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания.
— Мы вспомнили внешние события жизни героя. Но для человека свойственна и внутренняя жизнь. Жизнь души. Внутри каждого из нас звучит колокольчик, подсказывающий нам, хорошо мы поступаем или плохо.
- Как называется этот звоночек, колокольчик? (стр.146 – последний абзац совесть) Слайд колокольчик
— Когда вы поступает вопреки своей совести, как вы себя чувствуете?
Не по себе, мучает совесть.
— А если человек не обращает внимания на звоночек, то что происходит с звоночком? Он замолкает.
— Как говорят про таких, какой это человек? (бессовестный).
Систематизируют и обобщают, подходят к главному выводу о совести.
Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.
5. Рефлексия
Цель: обобщение и
систематизация
знаний
Я предлагаю построить пирамиду событий, происходящие во внутренней жизни героя сказки.
Слайд.
— Что положим в основание пирамиды? (одиночество)
— Что положим в середину пирамиды? (предательство, страдание)
— Что положим в вершину пирамиды? (раскаяние)
— Поразмышляйте, в своем духовном развитии,
куда движется герой, вверх или вниз?
Мысленно отразите это движение в виде стрелки. Слайд.
Вспомним, какие мы ставили задачи?
— узнать о писателе,
— характер героя, какой характер героя в литературной сказке- противоречивый ,
— какие уроки усвоили?
Слайд. Закончите предложение
— Какие уроки сказки усвоили вы?
Я узнал, что надо жить честно, быть скромным,
Я понял, что надо уважать других людей.
Надо быть трудолюбивым, преодолевать в себе лень.
Мне сегодня было интересно…
Волшебное зернышко я (хочу, не хочу) …
Регулятивные:
ориентирование в ситуации, коррекция, оценка.
6. Домашнее задание
Напишите развернутый ответ «Хочу ли я получить в подарок волшебное зернышко?» или составьте кластер.
Ребята, спасибо за работу на уроке.
Записывают дом.задание
1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2002.
2. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Ерёменко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
3. Коровина В.Я., Журавлев В.П .,Коровин В.И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014.
4. Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П. Читаем, думаем, спорим…: 5 кл. — М.: Просвещение, 2014.
5. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: 5 кл.: Метод. советы. — М.: Просвещение, 2014.