Порт действия героев рассказа

Рассказы максима горького о босяках отразили новое явление в русской жизни. в 1890-е годы значительно увеличилось количество так называемых люмпен-пролетариев,

Рассказы Максима Горького о босяках отразили новое явление в русской жизни.  В 1890-е годы значительно  увеличилось количество так называемых люмпен-пролетариев, то есть людей, по сути, обреченных на нищету. И если большинство писателей изображали таких героев отвергнутыми обществом, низведенными до самой низшей степени падения, то Горький взглянул на «отверженных» по-другому.

Герои писателя – вольнолюбцы, склонные к размышлениям о судьбе таких же обездоленных людей. Это бунтари, которым чуждо мещанское самодовольство или, наоборот, стремление к покою. Недовольство своей жизнью, с одной стороны,  чувство собственного достоинства, не позволяющее находиться в роли раба, с другой, — вот что характерно для горьковских бунтарей. Именно из-за бунта они шли на разрыв со своей средой, а подчас становились бродягами, которых называли босяками.

В 1895 году Максим Горький написал рассказ «Челкаш» как раз о судьбе изгоя человеческого общества – вора-контрабандиста. Произведение построено на антитезе: перед глазами читателя сталкиваются два героя – Челкаш и Гаврила. Оба родились в деревне. Но Челкаш не смог там долго находиться, а уехал в приморский город, чтобы жить своей независимой жизнью, и сейчас чувствует себя абсолютно свободным. А Гаврила только мечтает о свободе, и цена его свободы – полторы сотни рублей, чтобы иметь свое хозяйство и не зависеть от тестя.

Противоположность образов героев показана автором даже в описании их внешности, в манере держать себя, в их речи и поступках, в реакции на все окружающее. Челкаш «своей хищной худобой», «прицеливающейся походкой» напоминает степного ястреба. Да и многие портретные детали сопровождаются эпитетом «хищные»: всклокоченные черные с проседью волосы, смятое, острое, хищное лицо, холодные серые глаза.

Он противопоставлен Гавриле – простоватому деревенскому парню, широкоплечему, коренастому, «с загорелым и обветренным лицом и большими голубыми глазами», которые смотрели доверчиво и добродушно на своего старшего товарища. В какой-то момент Челкаш, глядя на Гаврилу, напоминавшего молодого телка,  чувствует себя хозяином жизни парня, попавшего в его «волчьи лапы», но при этом он испытывает и отеческое чувство, так как вспоминает о своем деревенском прошлом.

Раскрыть характеры героев помогает композиция рассказа. Произведение состоит из пролога и трех глав. Во вступительной части очень ярко представлено место действия – порт, в описании которого используется звукопись – «оглушительная музыка трудового дня». Однако при этом люди на фоне созданных ими «железных колоссов» выглядят ничтожно и жалко, потому что «созданное ими поработило и обезличило их».

Читатель понимает, почему Челкаш не работает в порту – его не устраивает жалкая доля грузчика, который может заработать только несколько фунтов хлеба для своего желудка. Он становится контрабандистом, и ему время от времени нужен помощник, в качестве которого он и приглашает Гаврилу. Хотя тот до смерти пугается «дела», участником которого становится, за «пятитку» рублей он готов «загубить душу», зато сделаться на всю жизнь человеком, так как у него появятся деньги, а значит, и свобода.

Для вора-контрабандиста свобода измеряется другими понятиями. Например, в море он чувствует себя по-настоящему свободным: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство», которое очищало душу «от житейской скверны». Пейзаж моря, данный в живописно-романтической манере, характерной для всех неоромантических рассказов Горького, помогает показать положительные качества Челкаша и этот же пейзаж ярче оттеняет ничтожество Гаврилы.

Узнав о криминальной стороне предложенного вором заработка, он пугается до смерти и готов бежать от этого «душегуба», но потом деревенский парень, не искушенный в подобных делах, становится жадным, увидев множество разноцветных бумажек в руках своего напарника. Для Челкаша же это действительно бумажки, которые он быстро истратит.

Сначала симпатии читателя явно на стороне деревенского парня, чистого и открытого, слегка наивного и  честного, то уже ближе к концу рассказа каждому становится ясно, что из себя представляет Гаврила на самом деле. Ради наживы он готов пойти на унижение, на преступление, даже на убийство – ведь ради всех денег, которые Гаврила видит в руках вора, он решается его убить. Однако выживший после сильного удара по голове Челкаш испытывает отвращение к неудавшемуся убийце: «Гнус!… И блудить-то не умеешь!»

В финале автор разводит героев окончательно: Челкаш отдал все деньги своему «партнеру» и ушел с разбитой головой, а Гаврила, испытав облегчение от того, что все-таки не стал убийцей, спрятал за пазуху деньги и широкими, твердыми шагами пошел в другую сторону.

  • «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького

  • «На дне», анализ драмы Максима Горького

  • «Старуха Изергиль», анализ рассказа Горького

  • «Детство», анализ повести Горького

  • «Макар Чудра», анализ рассказа Максима Горького

  • «В людях», краткое содержание по главам повести Максима Горького

  • «Песня о Соколе», анализ произведения Максима Горького

  • «Мои университеты», анализ повести Максима Горького

  • «В людях», анализ повести Максима Горького

  • «Мои университеты», краткое содержание повести Максима Горького

  • «Мещане», анализ пьесы Максима Горького

  • «Песня о Буревестнике», анализ произведения Горького

  • «Старуха Изергиль», краткое содержание по главам рассказа Горького

  • Образ Данко в рассказе Горького «Старуха Изергиль»

  • Максим Горький, краткая биография

По произведению: «Челкаш»

По писателю: Горький Максим

  • Сочинения
  • По литературе
  • Шолохов
  • Главные герои рассказа Судьба человека

Данное произведение повествует о страшнейшей судьбе одного бойца по имени Андрей. Действие происходит во времена Великой Отечественной войны, в которой герой потерял всю семью. На войне он получал ранение, бывал в плену, бежал, сражался с неприятелем на поле боя. Остался совсем один и усыновил мальчика-сироту.

Андрей Соколов

Главный герой произведения, именно его судьба является самой сложной и ключевой в рассказе. Он показывает невероятную стойкость, силу духа, характера, воли. Он непреклонен. Андрей отважный, храбрый, сильный воин, преданный своему Отечеству. На его долю выпали страшные испытания, которые лишили его всего. Повествование идет от лица героя. Он говорит медленно и спокойно, не сбивается и не теряет мысль. Слушателем является незнакомый попутчик, что подтверждает сильнейший внутренний надлом персонажа. Помимо стойкости и силы, характер героя включает в себя сострадание, доброту, милосердие и заботу. Видя маленького мальчика сироту, герой не может бросить его на произвол судьбы. Он понимает, что судьба тоже сильно на нем отыгралась. Поэтому решает сказать, что он его пропавший без вести отец. Это действие еще больше подтверждает силу характера героя.

Ванюшка

Это второй главный герой. Маленький мальчик, которому всего лишь шесть лет. В свои годы он уже стал сиротой, которому негде жить и нечего есть. В свои юные годы познал всю жестокость войны. Однако, несмотря на это, ребенок очень добрый и любознательный. Мать ребенка погибла во время эвакуации, отец без вести пропал на фронте. Мальчуган уже ни на что не рассчитывал. Благодаря Соколову, обрел отца и новую жизнь, где он кому-то нужен.

Ирина

Ирина – жена Андрея. Веселая и образованная женщина. Выросла в детдоме. Ее характер несет в себе отпечаток тяжелого детства. Она прекрасная хозяйка, любящая жена и мать. За всю жизнь ни разу не высказала упрека своему мужу, никогда не говорила против его слов. Когда Андрей отправлялся на войну, Ирина интуитивно ощущала, что больше никогда не увидит его.

Комендант лагеря Мюллер

Мюллер – немец, страшный человек, ему чуждо сострадание и милосердие. Он очень жесток, знал русский язык и частенько использовал матерные слова. Жестоко издевался над пленниками, называя свои действия профилактикой от гриппа. Однако, когда он начинает воздействовать на Андрея, чувствует страха. Его непреклонность и внутренняя сила пугают коменданта. Он понимает, что не имеет над ним власти.

Настя и Оля – дети Андрея и Ирины, погибли во время бомбежки.

Анатолий – сын Андрея и Ирины, воевал на фронте, погиб в день победы.

В рассказе много героев, которые появляются в маленьких эпизодах. Больше о них нет ни слова, к ним относятся: военнослужащий, занимающийся командованием автороты, немец, военный врач, предатель по фамилии Крыжнев и многие другие. Есть такие персонажи, чьи имена и фамилии сокрыты от читателей.

2 вариант

Рассказ «Судьба человека», написан советским писателем Михаилом Шолоховым, в 1956 году, и посвящен войне. Произведение рассказывает о простом человеке Андрее Соколове, о таких качествах человека как стойкость, вера в победу добра и несгибаемость духа.

Главные герои

Главный герой рассказа, Андрей Соколов, простой неграмотный работяга. Весь повествование ведется со слов самого Соколова. Остановившись на переправе, он решается хотя бы кому-нибудь рассказать свою историю, ему нужно было выговориться. Родители его умерли еще в двадцать втором году, когда разразился голод. Оставшись один, он переезжает в Воронеж и там женится на сироте Ирине. Соколов, простой работяга, любит свою семью, жену Ирину, души в ней не чает. Родни не было никакой, поэтому они берегли друг друга. Сначала, работал слесарем, затем стал водителем, так и на фронт ушел. Не может себе простить, что оттолкнул жену, когда на фронт уезжал.

В 1942 году, попал в плен. Спокойный и рассудительный, он помогал многим, нуждающимся в помощи, даже убил предателя Крыжнева, чтобы не пострадали офицеры и коммунисты. За два года плена, перебывал у многих хозяев, почти по всей территории Германии. Находясь в концлагере, остался человеком, и как не было страшно, отказался пить с лагерным начальником за победу врага. Коменданту лагеря понравился Соколов, за его качества настоящего солдата, стойкость и мужество. Многое пришлось перетерпеть в лагере. Воспользовавшись первой возможностью, захватил своего начальника инженера и сбежал в расположение Советской Армии. Как бы жизнь не крутила Андрея, от этого он становился сильнее. Узнав о гибели семьи, а потом и смерти сына Анатолия, убит немецким снайпером в последний день войны, он уехал к своему приятелю, в Урюпинск, где и нашел Ванюшку, мальчика, оставшегося без родителей. Чтобы поддержать малыша, и дать возможность жить в семье, Соколов называется отцом мальчика и, совершая душевный подвиг, берет его к себе. Их обоих не смущает несовпадения в воспоминаниях мальчика и рассказах Андрея. Они рады подарить друг другу душевное тепло.

Второй главный герой, это Ванюшка, маленький мальчик, лет пяти, оставшийся один на белом свете. Отца убили, а мать погибла во время бомбежки поезда, вывозившего семью на восток. Мальчик не грустил, жил, где придется и питался тем, что подадут. Судьба жестоко обошлась с ребенком, оставив его одного, но вера в светлое завтра, когда его найдет отец, помогла Ванюшке выжить.

Второстепенные герои

Семья Андрея Соколова, жена Ирина и дочери Настя и Оля, сын Анатолий, идут как второстепенные герои, потому что о них рассказывает сам Андрей Соколов. Они проскальзывают в его рассказах, но остаются где-то в стороне. Жена добрая, ласковая, всегда пыталась угодить, приготовить что-нибудь вкусненькое, даже когда особо не из чего готовить было. О дочерях вообще никаких упоминаний, только о том, что погибли. Про сына скупо, что ушел на фронт после гибели матери и сестер. Имел шесть орденов и медали, надо полагать отваги и решительности сыну не занимать, в этом был похож на отца.

Комендант Мюллер, отрицательный герой, захватчик и поработитель, но дает полную характеристику отважному и настоящему солдату Андрею Соколову.

Характеристика героев произведения Судьба человека

Михаил Шолохов – известнейший русский писатель, который сделал немало для всей мировой литературы, написав большое количество произведений. Герои произведений Михаила Шолохова – люди совестливые, которые сталкиваются большой несправедливостью в жизни, но остаются верными себе и своему делу. Роман «Судьба человека» именно об этом и повествует.

К главным персонажам «Судьба человека» можно отнести Андрея Соколова, Ванюшу.

Андрей Соколов – это самый главный персонаж произведения Михаила Шолохова. Он обладает характерным для русского человека нравом. На его долю выпало немало тяжелых событий и бед. Этот человек таит в своей душе очень много тайн, которые повествуют о том, что пережил много проблем и всего тяжелого. Он считает, что жизнь его покалечила.

Соколов пережил тяжелый голод, пленение, он потерял семью и сына, которого не стало в живых в день, когда закончилась война.

Именно чисто русский характер, а также выносливость, умение противостоять слабости, борьба за свободу и страсть жить помогли ему не уйти в мир иной и не пасть под мечом смерти. Андрей непрерывно успокаивал и утешал самого себя тем, что он солдат и непременно сможет все вынести и выстоять и выстоял. Будучи одиноким солдатом, главный герой повстречал Ванюшу и решил, что точно станет ему семьей. Они поддерживали друг друга несмотря на разницу в возрасте поддерживали друг друга несмотря на разницу в возрасте. Михаил Шолохов отчетливо показал в своем произведении то, что человек, который обладает настоящим русским характером ни за что не сдастся, останется верным себе, своей родине и все будет хорошо.  Главный герой – это человек мужественный, отважный, смелый, готовый положить жизнь за свободу родины. Этот тот человек, которому не нужны ордена и слава. Главное – чтобы Россия была свободной.

Андрей Соколов – это эталон замечательного воина.

Ванюша – второй основной персонаж этого романа. Он повстречался на пути Андрея Соколова, который стал его этаким «опекуном» и старшим другом. Ванюша носил оборванную одежду, жил в нищете. Поэтому, когда встретил Соколова, назвал его папой. Это был очень трогательный момент.

Мальчик Ванюша был очень добрым, чистосердечным по натуре человечком, хотя и маленьким.

Он тоже много всего тяжелого пережил и можно так сказать, что жизнь его потрепала также, как и другого героя.

Ко второстепенным будут относиться жена главного героя Ирина, также дети по имени Настенька, Оля, Анатолий. В рассказе они не имеют каких-то реплик. О них лишь следы воспоминаний. Также в произведение Шолохов ввел определенную группу героев, у которых не имеется имени, они играют косвенные роли.

Роман Михаила Шолохова раскрывает перед читателями все сложности и многогранности судеб человеческих. Думаю, что он достоин внимания однозначно.

Сочинение 4

Андрей Соколов — главный герой. По профессии водитель. Ценит труд. Отражает в себе лучшие черты характера русского человека. Кажется, что ему по плечу решить любые проблемы. Видно, что он имеет в запасе большую силу воли. Соколов сильный но, как и любому человеку, он тоже хочет быть рядом с родными. К сожалению, главный персонаж потерял всех, кто был ему дорог. Любящую жену и единственного сына. Ему нужен был новый смысл жизнь, необходимо было о ком-то заботиться и быть нужным. Соколову одному было сложно устроиться после войны, нужна была еда, крыша над головой, но он всё равно принял решение забрать мальчика и воспитывать, как родного сына.

Соколов даже в трудных условиях, пребывая в концлагере, смог сохранить гордость и преданность Родине, чем даже заслужил уважение у немцев.

Главный герой принёс еду, чтобы поделиться с такими же пленными и испытывающими лишения, этот поступок показывает, какой он бескорыстный и щедрый. Андрей мог съесть всё один, ведь хлеб и сало были роскошью для голодного желудка, но не поступил так.

Ванюшка — это один из главных героев. Возраст около шести лет. Сирота, поэтому ходил грязный и в старой одежде. Это мальчик  с открытой душой и  добрым сердцем, который хочет вырасти и познать мир. Он перенёс много трудностей. Потерял маму (её убила бомба), отца (погиб на фронте). Ванюша остался совсем один, ему нужен был тот, кто о нём позаботится. Мальчик обрёл новую семью, встретив Соколова.

Ирина — женщина. Умная и позитивная. Сирота, детство провела в детском доме. Собирательный образ русской женщины. Она примерная хозяйка, заботливая мать и любящая жена. Никогда не  унижала мужа, даже не повышала на него голос. Когда Соколов уходил на фронт, то поняла, что больше его никогда не увидит.

Комендант лагеря Мюллер — отрицательный персонаж, беспощадный немец. Занимал должность коменданта лагеря. Имел светлые волосы и небольшой рост. Понимал русскую речь и любил ненормативную лексику. Мюллеру приносило удовольствие издеваться над пленными. Свою жестокость он прикрывал профилактикой от гриппа. Уважал только Андрея, так как был удивлён его упорством.

Анатолий — сын Соколова. Когда учился в школе, то имел хорошие оценки, особенно любил заниматься математикой. К несчастью погиб от рук снайпера и не смог увидеть мирную жизнь. Был талантливым командиром, за это его наградили орденами и медалями.

В книге есть и остальные второстепенные герои. Они встречались в воспоминаниях главного героя. Это военный врач, командир автомобильных войск, друг из Урюпинска. У некоторых людей даже нет имён, так как они в воспоминаниях появлялись на короткое время и поэтому глубоко не раскрывались.

Также читают:

Картинка к сочинению Главные герои рассказа Судьба человека

Главные герои рассказа Судьба человека

Популярные сегодня темы

  • Анализ произведения Байрона Паломничество Чайльд-Гарольда сочинение

    «Паломничество Чайльд-Гарольда» поэма написанная английским поэтом лордом Байроном в период с 1812 по 1818 год. Это был крайне сложный период в жизни писателя, не ладились отношения в семье

  • Сочинение по поэме Мцыри Лермонтова (8 класс)

    Михаил Юрьевич Лермонтов написал величайшее произведение «Мцыри». Это огромный вклад в литературу. В произведении много романтических образов и моментов. Все действия происходят на территории Кавказа.

  • Анализ комедии Ревизор Гоголя 8 класс

    Произведение представляется писателем в виде сатирической комедии, в которой на примере образов основных персонажей демонстрируется порочность и гнилость общественного порядка первой половины девятнадцатого века.

  • План поэмы Руслан и Людмила Пушкина (5 класс рассказ)

    Великий киевский князь Владимир выдавал свою славную дочь Людмилу за богатыря по имени Руслан. По обычаю, после пиршеств жених и невеста отправились почивать. Как вдруг, в темноте, раздались непонятные речи

  • Анализ главы Пешки из произведения Радищева Путешествие из Петербурга в Москву

    Глава «Пешки» повествует с самого начала о том, что путешествующий проголодался и хочет утолить свой голод. Ему бы хотелось бы городских деликатесов, но странник вынужден зайти поесть в простой деревенской избе. Там он достает из своих

Ход урока.

  1. Водное слово учителя.

  Имя Алексея Максимовича Горького (Пешкова) известно в нашей стране каждому. Несколько поколений изучали его творчество со школьной скамьи. О Горьком сложились определенные представления: это основоположник литературы социалистического реализма, «буревестник революции», литературный критик и публицист, инициатор создания и первый председатель Союза писателей СССР.

  1. Реферат по биографии Горького.
  1. Характеристика раннего этапа творчества писателя.

  Ранние рассказы Горького носят романтический характер.

  Романтизм – особый тип творчества, характерным  признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

  В центре повествования у Горького обычно романтический герой – гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек, разрушитель сонного прозябания большинства. Действие происходит в необычной, часто экзотической обстановке: в цыганском таборе, в общении со стихией, с миром природы – море, горы, прибрежные скалы. Часто действие переносится в легендарные времена.

  Отличительные черты романтических образов Горького – гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте.

  Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима – так формируется важнейшая черта романтического мира: принцип романтического двоемирия. Идеальный мир героя противостоит реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противостояние романтика и окружающего его мира – коренная черта этого литературного направления.

  Именно таковы герои ранних романтических рассказов Горького.

  Старый цыган Макар Чудра предстает перед читателем в романтическом пейзаже.

— Приведите примеры, доказывающие это.

  Героя окружают «холодные волны ветра», «мгла осенней ночи», которая «вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море». Обратим внимание на одушевленность пейзажа, на его широту, которая символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять.

  В романтическом пейзаже предстает и главная героиня рассказа «Старуха Изергиль» (1894): «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порывы, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее».

  В рассказе «Челкаш» (1894) морской пейзаж описывается несколько раз. При свете жаркого солнца: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом». И темной ночью: «по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным, соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. На далекое пространство от берега с моря подымались темные остовы судов, вонзая в небо острые мечты с разноцветными фонарями на вершинах. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой желтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-черном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день».

  Обратим внимание на развернутую метафоричность стиля Горького, на яркую звукопись.

  Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького. О Челкаше сказано: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, — охватывая всю его душу, оно немного очищало его от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют – первые – остроту, вторая – цену. По ночам над морем носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук вливает в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могучие мечты…»

  1. Беседа по романтическому этапу творчества М.Горького.

— Каковы основные черты характеров романтических героев Горького?

(Макар Чудра несет в характере единственное начало, которое полагает наиболее ценным: стремление к свободе. То же начало и в характере Челкаша с «его кипучей, нервной натурой, жадной до впечатлений». Челкаша автор представляет читателю так: «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Отличительной чертой Изергиль является ее уверенность, что вся жизнь была подчинена любви к людям, однако свобода была для нее превыше всего.

  Герои легенд, старухи Изергиль – Данко и Ларра – тоже воплощают собой единственную черту: Ларра – крайний индивидуализм, Данко – крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям.)

— Какова мотивировка характеров героев?

(Данко, Рада, Зобар, Челкаш таковы по своей сути, таковы изначально.

  Ларра – сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Обратим внимание на необычность и звучность имен героев.

  Действие легенд происходит в глубокой древности – это как будто время, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений. Поэтому в настоящем есть следы, прямо связанные с той эпохой, — это голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Лары, которую видит Изергиль, образы Рады и Лойко Зобара, соткавшиеся перед взором рассказчика в темноте ночи.)

— Каков смысл противопоставления Данко и Лары?

(Ларра уподоблен могучему зверю: «Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу»; «у него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого». По прошествии лет выясняется, что этот сын орла и женщины был лишен сердца: «Ларра хотел вонзить в себя нож, но сломался нож – точно в камень ударили им. Страшна и закономерна постигшая его кара – быть тенью: «Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего». В образе Лары воплощена античеловеческая сущность.

  Данко несет в себе неиссякаемую любовь к тем, кто были как звери, как волки, окружавшие его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. Одно желание владело им – вытеснить из их сознания мрак, жестокость, страх перед темным лесом, оттуда «смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное». Сердце Данко загорелось и сгорело, чтобы рассеять тьму не только лесную, но и душевную. Спасенные люди не обратили внимания на упавшее рядом гордое сердце, и один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».

  Подумаем, чего испугался осторожный человек.

  Отметим символические параллели: свет и тьма, солнце и болотный холод, огненное сердце и каменная плоть.

  Самоотверженное служение людям противопоставлено индивидуализму Лары и выражает идеал самого писателя.)

V. Беседа.

  Композиция (построение художественного произведения) подчинена одной цели – наиболее полно раскрыть образ главного героя, являющегося выразителем авторской идеи.

— Как раскрываются в композиции образы героев?

(Композиция «Макара Чудры» и «Старухи Изергиль» — рассказ в рассказе. Этот прием часто встречается в литературе. Рассказывая легенды своего народа, герои рассказов выражают свои представления о людях, о том, что считают ценным и важным в жизни. Они словно создают координат, по которой можно судить и о них.

  В композиции важную роль играют портретные характеристики. Портрет Рады дается опосредованно. О ее необычайной красоте мы узнаем по реакции людей, которых она поражала. (Описание Рады.) Гордая Рада отвергала и деньги, и предложение идти в жены к  магнату. Гордость и красота равновелики в этой героине.

  Зато портрет Лойко нарисован подробно. (Описание Лойко.)  

В чем конфликт произведения и как он разрешается?

(Рассказывая о любви Рады и Лойко, Макар Чудра полагает, что только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так можно было сохранить собственную свободу. Конфликт между любовью и гордостью разрешается смертью обоих –

покориться любимому человеку ни один не захотел.)

— Какова позиция автора и как она выражена?

(Образ повествователя – один из самых незаметных, он обычно остается в тени. Но взгляд этого человека, путешествующего по Руси, встречающегося с разными людьми, очень важен. Воспринимающее сознание (герой-рассказчик) является важнейшим предметом изображения, критерием авторской оценки действительности, средством выражения авторской позиции. Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и есть авторская оценка – восхищение силой, красотой, поэтичностью, гордостью.)

— Какова реализация автором конфликта?

(В «Старухе Изергиль» автор сталкивает в легендах идеал, выражающий любовь к людям, и самопожертвование, и антиидеал, доведенный до крайности индивидуализм. Эти две легенды как бы обрамляют повествование жизни самой старухи Изергиль. Осуждая Лару, героиня думает, что ее судьба ближе к Данко – она тоже посвящена любви. Но из рассказов о себе самой героиня предстает, скорее, жестокой: она с легкостью забывала прежнюю любовь ради новой, оставляла некогда любимых людей. Ее равнодушие поражает.)

-Какую роль в композиции играет портрет Старухи Изергиль?

(Портрет героини противоречив. Из ее рассказов можно представить, как хороша она была в молодости. Но портрет старухи вызывает почти отвращение, нарочито нагнетаются антиэстетические черты. (Описание Старухи.) Черты портрета Лары сближают этих героев. (Описание Лары.).)

— Как соотносятся романтизм и реализм в рассказе?

(Автобиографический герой – единственный реалистический образ в ранних романтических рассказах Горького. Реалистичность его в том, что в характере и судьбе его отразились типические обстоятельства русской жизни 1890 – х годов. Развитие капитализма привело к тому, что со своих мест оказались сорванными миллионы людей, многие из которых составили армию босяков, бродяг, оторвавшихся от прошлой жизни и не нашедших себе места в новых условиях. Автобиографический герой Горького принадлежит к таким людям.)

— Как композиция раскрывает образ романтического героя в рассказе «Челкаш»?

(Формально рассказ состоит из пролога и трех частей. В прологе обрисовано место действия – порт: «Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжанье извозчичьих телег, свистки пароходов, то глухо ревущие, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат – все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня…». Отметим приемы, с помощью которых создается эта картина: прежде всего, звукопись (ассонансы и аллитерации) и бессоюзие, придающее динамизм описанию.)

— Какова роль портрета героев в рассказе?

(Портрет героя в первой части раскрывает его характер: «сухие и угловатые кисти, обтянутые коричневой кожей»; «всклоченные черные с проседью волосы»; «смятое, острое, хищное лицо»; «длинный, костлявый, немного сутулый»; с «горбатым, хищным

носом» и «холодными серыми глазами». Автор прямо пишет о его сходстве «с степным ястребом своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».)

— Каково значение слова «хищник»?

(Обратим внимание, сколько раз встретился эпитет «хищный». Очевидно, он раскрывает суть героя. Вспомним, как часто Горький уподобляет своих героев птицам – орлу, соколу, ястребу.)

— Какова роль Гаврилы в рассказе?

(Челкаш противопоставлен Гавриле, деревенскому простоватому парню. Портрет Гаврилы построен по контрасту с портретом самого Челкаша: «ребячьи голубые глаза» смотрят «доверчиво и добродушно», движения неуклюжи, рот то широко раскрыт, то «шлепает губами». Челкаш чувствует себя хозяином жизни Гаврилы, попавшего в его волчьи лапы, к этому примешивается и отеческое чувство. Глядя на Гаврилу, Челкаш вспоминает свое деревенское прошлое: «Он чувствовал себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах».)

— Когда происходит развязка рассказа «Челкаш»?

(В третьей части, в диалоге Челкаша и Гаврилы окончательно проясняется, насколько это разные люди. Ради наживы трусливый и жадный Гаврила готов на унижение, на преступление, на убийство: он едва не убил Челкаша. Гаврила вызывает презрение, отвращение у Челкаша. Окончательно автор разводит героев так: Гаврила «снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими твердыми шагами пошел берегом в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш».)

VI   Вопросы по ранним романтическим рассказам М.Горького.

  1. Как вы понимаете принцип «романтического двоемирия» в творчестве Горького?
  2. Каковы особенности пейзажа в ранних романтических рассказах Горького? Какова роль пейзажа?
  3. Как вы понимаете слова героини рассказа Горького «Старуха Изергиль»: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются»?
  4. Чего испугался «осторожный человек» из рассказа «Старуха Изергиль», наступивший ногой на «гордое сердце» Данко?
  5. С какими литературным персонажами можно сопоставить этого «осторожного человека»?
  6. Каков идеал человека в ранних романтических рассказах Горького?
  7. В чем, по-вашему, смысл противопоставления героев Горького – Челкаша и Гаврилы?
  8. В чем вы видите особенности романтизма Горького?

Д.З.  Читать пьесу  М.Горького «На дне».

  • Поросенок по английскому как пишется
  • Порода тотошки из сказки
  • Порожало или поражало как пишется
  • Порой слышишь рассказы как змея или еще кто нибудь вид связи
  • Порождает как пишется правильно