5.04.2021
KudaPostupat.by
Тест по русскому языку. 2021 год. Вариант 1. Составила репетитор по русскому языку, ИП Бовтрукевич И. М. — специально для пользователей Электронного справочника абитуриента Беларуси KudaPostupat.by (Куда Поступать бай). Условия всех заданий совпадают на 100% с условиями заданий тестов 3-го этапа РТ 2021г.
Внимание:
- значком* и синим цветом отмечены задания с измененным условием по сравнению с тестами ЦТ-2020;
- под каждым новым или измененным заданием даны комментарии, где они встречались ранее (если встречались).
! Ответы можно скачать здесь.
Часть А
А1. Пишется «А» на месте пропуска в словах:
- тр…диция
- уг…релый
- сож…ление
- оз…рение
- покл…ниться
А2. Пишется «Е» на месте всех пропусков в рядах:
- пр…бытие в город
- бл…стеть на солнце
- арт…ллерия
- обв…вать веревкой
- инт…ллект
А3. Укажите ряды, в которых на месте двух пропусков пишется одна и та же буква:
- дис…онанс; рас…тегай
- бе…козырка; ди…куссия
- запра…ка; би…штекс
- мчаться вскач…; свеч…ное освещение
- миллиар…; накла…ка
А4. Пишется «О» на месте пропуска в словах:
- увлеч…нный
- ж…рнов
- корниш…н
- испеч…т
- с сургуч…м
А5. Укажите ряды, в которых на месте двух пропусков пишется одна и та же буква:
- традиц…я; без…дейный
- огурц…; ц…ганский танец
- с…гранный матч; ц…лина
- необходимая помощ…; в…етнамский товар
- кинос…ёмочный; грязная ветош…
А6. Пишется «Е» на месте всех пропусков в рядах:
- зайч…к, стоит на контрол…
- ковр…к; об эпопе…
- о бездель…; доверч…вый
- о говорящ…м попуга…
- выступить на ассамбле…; излиш…к
А7. Пишется «А/Я» на месте пропуска в примерах:
- они терп…т
- леле…щий ребенка
- прикле…вший ленту
- снег раста…л
- вывал…нный в грязи
А8. Пишется НН на месте всех пропусков в рядах:
- девочка избалова…а родителями; нестриже…ые волосы
- иллюстрирова…ый журнал; шли организова…о
- прида…ое невесты; дети культурны и образова…ы
- взгляды несоверше…ы; соломе…ая шляпка
- пече…ые с медом яблоки; ути…ый клюв
А9. Пишется «НЕ» раздельно во всех случаях в рядах:
- (не)лепая случайность; (не)добрый, а злой человек
- (не)рад новостям; ничего (не)сделано
- нагрубил (не)сдержавшись; (не)трудно сделать
- (не)решенная никем задача; совсем (не)ожиданная встреча
- (не)шестой день; (не)всякий сможет
А10. Пишется «НЕ» на месте пропусков:
Ребята н… (1) раз уже писали Никите по Viber, но он н…(2) разу им н…(3) ответил. И сколько бы они н…(4) звонили ему, парень, обидевшись, н…(5) снимал трубку.
А11. Через дефис пишутся слова:
- (ярко)синий
- петь (по)английски
- (пол)границы
- (южно)американский
- (длинно)хвостый
А12. Раздельно пишутся выделенные слова в предложениях:
- (Не)смотря на сложность экзамена, Андрей справился и сдал его на десятку.
- Идем сегодня (в)глубь тайги.
- В Мирский замок теперь следует ехать (по)новому шоссе.
- Мальчишкам пришлось запрыгивать в уходящий поезд (на)ходу.
- (В)виду недостатка времени советую не отвлекаться на посторонние темы.
А13. Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:
- Язык _ это наше бесценное наследство, с ним мы не расстаемся до конца жизни.
- Жизнь _ не сад, в котором растут одни только цветы.
- Поиск по названию квалификации и специальности, словарь специальностей и онлайн-профтест _ все эти сервисы впервые были разработаны и внедрены на сайте KudaPostupat.by в 2010г.
- Соблюдение законодательства и авторских прав _ есть неотъемлемая часть ведения бизнеса в рамках правового поля.
- Электронный справочник абитуриента Куда Поступать бай _ популярен у старшеклассников на протяжении 11 лет.
*А14. Обособленные второстепенные члены есть в предложениях (учтите, что знаки препинания не расставлены):
- Вечерами у берега оставалась не застланной листьями только полоска воды.
- Ванька вышел наружу и бросившись в воду с шумом поплыл к буйку.
- Нам порядком надоели не растаявший до сих пор снег и холод никак не заканчивающийся в конце марта.
- Позвольте ж капитан наконец спуститься на нижнюю палубу.
- Кузьмич старый наш дворник встал очень рано чтобы успеть справиться с работой до появления первых прохожих.
(Задания с идентичной формулировкой условия последний раз были в тестах ЦТ 2016-17гг.-А14)
А15. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):
- Оказалось что всё может сложиться вполне удачно и вывести меня из кризиса.
- Очевидно что хорошие идеи часто копируются конкурентами и выдаются за собственные.
- Девочки почти весь день плутали по лесу и уставшие наконец вышли к своей деревне.
- Одним словом жизнь потихонечку приобретает новые краски.
- Кажется Печорин еще не собирался в дорогу.
*А16. Укажите, какие предложения соответствуют приведенной ниже схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены):
[ ], и [ ].
- Снег растаял и из-под слоя слежавшейся прошлогодней листвы проклюнулись тоненькие иголочки молодой травы.
- На сайте KudaPostupat.by выпускники ищут будущее место учёбы и педагоги читают новости.
- Кто из нас не был молод и кто не делал ошибок?
- Резкий ветер шуршал листвой и дождь моросил на снопы сена.
- Бабушка сидела в кресле закутавшись в плед и читала какую-то старую книжку.
(Точно такие же задания последний раз встречались в тестах ЦТ 2012-13гг.-А15)
А17. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
- Лодка была уже на середине озера, когда Нефёдов проснулся и когда мальчишки заметили ее отсутствие на берегу.
- Я сижу возле костра, и, пока Никита Петрович дёргает свою удочку, попадается несколько славных рыбин.
- Из окна его дома, располагавшегося в микрорайоне «Маяк Минск», была видна та самая Национальная библиотека, и был слышен тот самый музыкальный фонтан «Дана Танец».
- Тот что шёл впереди, был одет в легкую льняную рубашку серого цвета.
- Когда гроза закончилась, и небо немного посветлело, оказалось, что деревья повалены и оторванные от них ветки лежат даже на крышах домов.
А18. Знаки препинания расставлены правильно в бессоюзных сложных предложениях:
- Пора было уже вставать — часы показывали без четверти восемь.
- Я оглянулся вокруг и почувствовал — сердце мое наполняется радостью от увиденного.
- Утром я немного прогулялся возле обрыва и очень удивился: чего мы так вчера испугались?
- Три часа упорного труда были уже позади: курсовая работа была готова.
- Нравится рисовать — рисуй на здоровье.
А19. Укажите предложения с правильным пунктуационным оформлением чужой речи:
- «Самое главное — поступить в вуз!» — запальчиво произнёс Никита. «Не соглашусь. Самое главное — его закончить», — спокойно возразила мама.
- «Чья это собака? — спрашивал я себя: — Откуда она?»
- Пушкин говорил, что: «неуважение к предкам есть первый признак безнравственности».
- — Откуда этот камень у тебя? — удивился Николай Петрович.
- «Единый мониторинг хода подачи документов во всех вузах страны вы найдете на сайте KudaPostupat.by, — сообщил учитель и добавил: — Этот сервис работает уже 11-й год».
А20. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:
- KudaPostupat.by известен _ как первый в Беларуси интернет-портал, предоставивший пользователям возможность искать специальность по вступительным экзаменам (ЦТ).
- По этой дороге в старину ездили _ как короли _ так и простые купцы.
- Основателем первого электронного справочника абитуриента Беларуси является не кто иной _ как И. М. Бовтрукевич.
- Ближе к вечеру солнечный свет стал густым и тягучим _ как мёд.
- В итоге наш конкурент обанкротился и стал беден _ как церковная мышь.
А21. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:
Нам нужно было во что бы то ни стало к утру попасть на место _ (1) и _ (2) чтобы это получилось _ (3) впопыхах выпив кофе _ (4) мы вышли ночью из дома _ (5) дорога была длинной и непростой.
*А22. Укажите, в каких примерах значение фразеологизмов указано верно:
- Стоять в глазах — не двигаться, стоять долго на одном месте
- На один зуб — не хватает умения, способностей на что-либо
- Стоять на своих ногах — быть самостоятельным, не нуждаться в поддержке или помощи
- Класть зубы на полку — испытывать нужду, ограничивать себя в самом необходимом, голодать
- С места в карьер — сделать что-то очень быстро, без промедлений, сразу
(Традиционное задание, однако несколько последних лет встречалось в ЦТ под № В7).
*А23. Укажите, какие слова имеют такое же строение, как слово подумаю:
- пригорок
- прочитав
- задумка
- счищавший
- безрыбье
(Изменена только формулировка условия задания, проверяются те же навыки разбора слова по составу, что и в предыдущие годы).
*А24. Выделенные слова являются сочинительными союзами и соединяют части сложного предложения:
- Все работы были уже выполнены, курсовая тоже была закончена.
- Он избегал общества литераторов и предпочитал им светских людей.
- Сергей хотел вручить ему тридцать рублей, однако в этот момент Фёдор заговорил и тем самым отбил желание делиться.
- Учитель стал выяснять, придут ли ее ученики на мероприятие.
- Гостей-иностранцев удивляли не столько широкие улицы и проспекты Минска, чистые и ухоженные, сколько сами горожане, приветливые и добрые.
(Новое условие задания, которое ранее в такой формулировке никогда не встречалось в тестах ЦТ).
А25. Верными являются утверждения:
- В предложении Школьников попросили прийти на субботник выделенное слово выполняет функцию дополнения.
- В предложении Прочитать наизусть отрывок из стихотворения оказалось делом несложным составное глагольное сказуемое.
- В предложении Брат приехал к сестре сообщить ей о рождении своего сына выделенное слово выполняют функцию обстоятельства.
- Предложение К радости Киры, дела стали налаживаться является распространенным.
- Предложение Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности и невежества осложнено однородными членами предложения.
А26. Речевые нормы нарушены в предложениях:
- Пандемия начала 20-х годов 21 века, вызванная коронавирусом COVID-19, произвела огромное влияние на образовательный процесс во всем мире.
- Успешно выполненная работа является результатом старания человека, его внимания ко всем мелочам и даже подробностям.
- Он изо всех сил старался произвести хорошее впечатление на Мирославу.
- Этот трудолюбивый человек целеустремленно и настойчиво всю жизнь стремится к своей цели.
- Всем желающим в нашем банке представляется кредит на покупку жилья.
А 27. Морфологические нормы нарушены в предложениях:
- Мой брат поступил в БГУ в двух тысяча пятнадцатом году.
- Им только сплетен не хватало.
- Около полуторасот человек стали свидетелями открытия нового фонтана в Минске.
- Я побежу в этом соревновании.
- Самое главное в жизни — это здоровье наших детей.
А28. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:
- На встречу со студентами пришел заведующий кафедрой современного русского языка.
- Согласно постановления им надо было подать апелляцию.
- Потревоженные пчелы медведем стали летать вокруг дуба и недовольно жужжать.
- Глядя на картины молодого художника, возникают самые разные ассоциации.
- Министр образования рассказал о предстоящих изменениях в системе вступительной кампании.
Текст к заданиям А29, А30 и В1 – В5
(1) Электронный справочник абитуриента KudaPostupat.by (Куда Поступать бай) был создан в 2010-м году, когда Интернет только входил в активный обиход белорусских пользователей, а порталов, посвященных образованию, почти не было. (2) Идея создания родилась из необходимости облегчить поступающим поиск будущего места учебы и принадлежит репетитору с многолетним опытом подготовки старшеклассников к поступлению Ирине Михайловне Бовтрукевич.
(3) До появления KudaPostupat.by в Беларуси существовали только бумажные справочники для абитуриентов, которые ежегодно переиздавались Министерством образования в виде сборников. (4) Но пользоваться ими было не очень неудобно, так как в поисках нужной специальности и вуза, изучения проходных баллов и вступительных экзаменов приходилось перелистывать по 200 – 300 бумажных страниц.
(5) Создание сайта начиналось с разработки автоматизированной поисковой системы по экзаменам (ЦТ), проходным баллам, названию специальности и квалификации. (6) Впоследствии были добавлены новости и другие многочисленные сервисы. (7) Сейчас, когда справочник отметил свой 10-летний юбилей, здесь работает более 25 сервисов, адресованных абитуриентам: общереспубликанский календарь «Дни открытых дверей»; каталог курсов (ЦТ); словарь «Специальности (описание и где учиться)»; тест на профессию «Кем быть — где учиться»; поиск УО, предоставляющего место в общежитии; каталог «Переподготовка» и многие другие. (8) Кроме того, открыт «Служебный доступ» для сотрудников вузов, колледжей и лицеев, которые, получив его, самостоятельно работают с размещенной информацией и актуализируют ее в соответствии с новым порядком приема, демонстрируя тем самым свое доверие справочнику. (9) Надо сказать, что сервисами портала активно пользуются не только молодые люди, но и многочисленные белорусские профориентологи и педагоги.
(10) К сожалению, сегодня некоторые сервисы KudaPostupat.by — самые востребованные и популярные у абитуриентов — беспардонно копируются другими образовательными сайтами и выдаются за их собственные разработки. (10) Так, например, произошло с поисковой системой по экзаменам (ЦТ) и личной разработкой Ирины Михайловны — единым мониторингом (ходом приема документов во всех вузах и колледжах), с помощью которого летом очень удобно следить за количеством поданных документов на ту или иную специальность и оценивать свои шансы.
(11) Из всего вышесказанного можно сделать вывод: сайт KudaPostupat.by был создан своевременно, решая многие актуальные проблемы и отвечая потребностям пользователей. (12) И до сих пор он остается популярным и нужным как абитуриентам, так и педагогам различного профиля.
А 29. Прочитайте текст и определите, какие из приведённых ниже утверждений соответствуют содержанию текста:
- На сайте KudaPostupat.by есть специальный раздел, где размещаются объявления об открытии новых специальностей в вузах и колледжах Беларуси.
- Основатель сайта — преподаватель одного из ведущих вузов Беларуси.
- Учреждения образования доверяют справочнику KudaPostupat.by и более 10 лет сотрудничают с ним.
- Единый мониторинг (ход приема документов во всех вузах и колледжах Беларуси) работает на KudaPostupat.by более 10 лет.
- В Беларуси автоматизированный поиск специальности по ЦТ и проходным баллам впервые был реализован на сайте KudaPostupat.by.
А30. Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:
1. Художественный стиль речи;
2. Публицистический стиль речи;
3. Тип речи – повествование с элементами рассуждения;
4. Тип речи – описание;
5. Задача речи – рассказать о создании и причинах популярности первого в Беларуси электронного справочника абитуриента KudaPostupat.by.
Часть В
*В1. Найдите в тексте (среди предложений 3-5) предложение, связанное с предыдущим при помощи союза и местоимения. Номер предложения запишите цифрами (например, 10) в область ответов.
(Последний раз такое задание встречалось в ЦТ-2017).
В2. Найдите в 8-м предложении синоним к слову «обновлять». Запишите это слово (синоним) в область ответов в той форме, в которой оно использовано в тексте.
В3. Найдите в 12-м предложении слово, в котором все согласные звуки звонкие. Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
*В4. Подберите слово, от которого образовано существительное, выделенное в 2-м предложении текста. Запишите это слово в область ответов в начальной форме.
(Новое условие задания, которое ранее в такой формулировке никогда не встречалось в тестах ЦТ).
*В5. Укажите характеристики, соответствующие слову, выделенному в 3-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например, 1345.
- прилагательное в краткой форме;
- наречие;
- качественное;
- в форме среднего рода единственного числа;
- является обстоятельством.
(Новое условие задания, которое ранее в такой формулировке никогда не встречалось в в части В тестов ЦТ).
В6. Найдите в данном ниже предложении слово, в котором допущена орфографическая ошибка, и запишите его в область ответов в исправленном виде (в той форме, в которой оно употреблено).
Угрюм-рекой называли Подкаменную Тунгуску — один из притоков Енисея, расположенный на севере Красноярского края. Река всегда отличалась большим количеством порогов, к тому же периодически в ее течении то справа, то слево из-под воды появлялись огромные валуны. В связи с этим сплавляться по ней не рекомендовалось.
*В7. Найдите в предложениях существительные третьего склонения, определите их падеж и установите соответствие между столбцами таблицы:
А. В середине большого зала мы увидели рояль белого цвета, за которым сидела обворожительная девушка в шляпке, украшенной вуалью. | 1. именительный |
Б. Но больше всего ее раздражали слякоть под ногами и надоедливые дождь со снегом. | 2. родительный |
В. Желающие получат консультации специалистов государственной службы занятости и представителей кадровых служб организаций. | 3. дательный |
Г. Неожиданное предложение поработать с моделями этого агентства стало для молодого фотографа хорошим стартом в карьере. | 4. винительный |
5. творительный | |
6. предложный |
(Новое условие задания, которое ранее в такой формулировке никогда не встречалось в тестах ЦТ).
*В8. Установите соответствие между глагольными формами и их морфологической характеристикой:
А. поступит | 1. в форме будущего времени |
Б. сохнувший | 2. в форме настоящего времени |
В. предостерег | 3. в форме прошедшего времени |
Г. загадать | 4. значение времени не определяется |
(Новое условие задания, которое ранее в такой формулировке никогда не встречалось в тестах ЦТ).
*В9. Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях и установите соответствие между столбцами таблицы:
А. побеждающий всех | 1. согласование |
Б. пятый элемент | 2. управление |
В. написавший грамотно | 3. примыкание |
Г. призвание учить | |
(Новое условие задания, которое ранее в такой формулировке никогда не встречалось в тестах ЦТ).
В10. Определите виды придаточных частей в сложноподчиненных предложениях и установите соответствие между предложениями и их схемами:
А. Ребята с разбегу бросились в реку, вода в которой уже достаточно прогрелась из-за жуткой жары. | 1. изъяснительная |
Б. В зале воцарилось молчание, ибо все присутствующие были шокированы услышанным. | 2. определительная |
В. Антон Павлович сказал, что подкрепление вскорости прибудет. | 3. времени |
Г. Мы тщательно продумали запасной вариант, чтобы не пришлось платить лишнее. | 4. причины |
5. цели |
! Ответы можно скачать здесь.
Другие материалы:
- Тест по русскому языку 3-й вариант 2021г. с ответами. Онлайн-тестирование. Бесплатно
- Тест по русскому языку. 2-й вариант 2021г. с ответами. Онлайн-тестирование. Бесплатно
- Тест по русскому языку. 1-й вариант 2021г. с ответами. Онлайн-тестирование. Бесплатно
- Тест по русскому языку 3-й вариант 2020г. Онлайн-тестирование. Бесплатно
- Тест по русскому языку 2-й вариант 2020г. Онлайн-тестирование. Бесплатно
- Тест по русскому языку 1-й вариант 2020г. Онлайн-тестирование. Бесплатно
- Тест по русскому языку 3-й вариант 2019г. с ответами. Онлайн-тестирование. Бесплатно
- Тест по русскому языку. 2-й вариант 2019г. с ответами. Онлайн-тестирование. Бесплатно
- Тест по русскому языку. 1-й вариант 2019г. с ответами. Онлайн-тестирование. Бесплатно
- Бесплатные авторские тесты + Ответы
- Тактика и порядок выполнения заданий теста по русскому языку, чтобы избежать ошибок и все успеть. Практические советы
- Бесплатное онлайн-тестирование! Тесты по русскому языку 2014 — 2021г. + Ответы
- Сборники тестов ЦТ за 2006 — 2014 гг.
- Тесты РИКЗ и полный разбор заданий (консультации)
- Тесты (демоверсии) РИКЗ и правильные ответы к ним
- Демонстрационные варианты тестов по всем предметам ЦТ — в помощь абитуриентам
- Вниманию абитуриентов: РИКЗ предлагает демоверсии тестов по всем предметам (архив)
1.
… даром стоит. А зернышко расти-порасти да деревцом выросло. Цвести взялось, пахло густо. Я кажинной день …
Писахов Степан. Ледяна колокольня
2.
… и спрячу, пока все не порастет травой». На лестнице послышались шаги. — Держите пистолеты наготове, — предупредил меня …
По Эдгар Аллан. Рассказы
3.
… оставили в покое, дали возможность порасти сырым мхом. Нет, я не могла ее понять, она не …
Полянская Ирина. Прохождение тени
4.
… по свету, а потом крапивою порастут. Ушаков знал, как такие фразы в крамолу переводить. — Значит, — спросил …
Пикуль Валентин. Слово и дело
5.
… вся эта история могла бы порасти травой… если бы в этой больнице не лежал чрезвычайно неудобный …
Перуц Лео. Снег святого Петра
6.
… песок уходит, И Путь туманом порастет, Работа для вора придет. С Клубникой встретится он в ночь …
Пехов Алексей. Крадущийся в тени 1-4
7.
… холма не успели еще травой порасти, как случилась новая беда. Пошла как-то Марья стирать на …
Пикуль Валентин. Нечистая сила
8.
… в ответ. А прошлое пускай порастет быльем. К тому же у него, вероятно, язва. В одном …
Пратер Ричард. Дорогой, это смерть!
9.
… для ухи! пущай в реке порастет!» Взял его под жабры, да и пустил в вольную воду …
Салтыков-Щедрин. Рассказы
10.
… деревьев и пеньки, не успевшие порасти мхом. Полузатопленные стволы поваленных сосен, которые преграждали нам путь. — Похоже …
Самохин Дмитрий. Рожден быть опасным
11.
… тебе одному принадлежащего, иначе тиною порастем, не под силу одному, даже сотне мудрецов страну перевернуть, коли …
Семенов Юлиан. Смерть Петра
12.
… крапива, и возделанные нивы вновь порастут частым ельником… В городе начиналась робкая весна. Днем с крыш …
Ряховский В.. Евпатий Коловрат
13.
… травой наши кости в полях порастут — Тот, кто завтра придет, соберет урожай. Наша жизнь — краткий миг …
Прэтт Флетчер. Колодец единорога
14.
… в пустыне мрачной, дикой, Забвенья порастет ползущей повиликой! СТАНСЫ. (ИЗ ВОЛЬТЕРА). Ты мне велишь пылать душою …
Пушкин А.С.. Полное собрание сочинений с критикой
15.
… сокрушатся, нива запустеет и бесплодным порастет злаком; поселяне, не имея над собою власти, скитаться будут в … здания обветшают, законы затмятся и порастут недействительностию. Тогда огромное сложение общества начнет валиться на части и … причин распадутся, позлащенные нивы их порастут тернием и в развалинах великолепных чертогов гордых их правителей скрываться … поручаешь дом родительский? Поля наши порастут травою, мохом — наша хижина. Я, бедная престарелая мать твоя, скитаться …
Радищев А.Н.. Путешествие из Петербурга в Москву
16.
… ничего строить, пока все не порастет травой, которая вберет в себя злую судьбу этого места. — Судьбу …
Перумов Николай. Кольцо тьмы 1-3
17.
… дере- вом, оплакиваемым в басне,- и порастут могильною тра- вой низвергнутые храмы. О, мерзость Сеннахеримова! Так вещаем мы …
Мережковский Дмитрий. Юлиан Отступник
18.
… сверху сойдется, весь строевым лесом порастет. Снова пойдут по лесу девки в снарядных сарафанах собирать малину … сверху сойдется, весь строевым лесом порастет. Снова пойдут по лесу девки в снарядных сарафанах собирать малину … сверху сойдется, весь строевым лесом порастет. Снова пойдут по лесу девки в снарядных сарафанах собирать малину …
Миронов Алексей. Древнерусская игра 1-3
19.
… разобрать с кем. — …Мхом не порастет, — бормотал он, шагая. — Сказал же, что не отдам двадцать мельниц …
Найт Даймонд. Рассказы
20.
… после нас… Пусть все бурьяном порастет! Пусть пересохнут реки! А звери все наперечет Исчезнут пусть навеки … не останется! Пусть все бурьяном порастет, Пусть пересохнут реки! А звери все наперечет Исчезнут пусть навеки …
Медведев Валерий. Рассказы
21.
… лето утоптанная земля так не порастет. Ой, бабуленька моя родненькая, сколько ж это я годков без …
Манова Елена. Рассказы и повести
22.
… запустение его хозяйство? Зная, что порастет все бурьяном, изроятся его пчелы? И дольмен, так неудобно стоящий …
Мегре Владимир. Путешествия 1-7
23.
… запустение его хозяйство? Зная, что порастет все бурьяном, изроятся его пчелы? И дольмен, так неудобно стоящий …
Мегре Владимир. Рассказы
24.
… Не такие головы назад вертаются. Порасти еще годков пяток тогда поедешь. А Мишка не верит мужикам …
Неверов Ал.. Ташкент — город хлебный
25.
… холмик, еще даже не успевший порасти травой, с аккуратным гранитным надгробием, на котором уставным письмом кайшу …
Олди Генри Лайон. Мессия очищает диск
26.
… там годы, жизни, вы можете порасти там мхом, но это уже не повторится. И до того …
Ошо. Труды
27.
… для других: — Забудется, залечится, быльем порастет. Полюбит моя Руфина достойного молодого человека. А от них нет … взрыхленная земля, которая с годами порастет лесом. Саженым или самосейным. Так, что ли? — Так, дедушка. Именно …
Пермяк Евгений. Последние заморозки
28.
… ногу. || возвр. пораниться, -нюсь, -нишься. ПОРАСТИ (-ту, -тешь, 1 и 2 л. не употр.) -тет; _рос … безвкусном (разг.). Хлеб — трава-травой. * Порасти травой забвения (книжн.) — оказаться давно забытым. Тише воды, ниже травы …
Ожегов С., Шведова Н. Толковый словарь русского языка
29.
… сюда Сил больше нет, мхом порасту. Ави улыбнулся. -Ну, если будет вакансия на новом месте то …
Нечай Дмитрий. Повести и рассказы
30.
… Его вывернутые корни уже успели порасти травой, и, раздвинув этот зеленый занавес, можно было забраться в …
Нортон Эндрю. Здесь обитают чудовища
2
Как правильно пишется Выросли или вырасли? Поросли или порасли (травой)? Какая орфограмма?
8 ответов:
14
0
Слова с корнями -раст-, -ращ-, -рос- ни в коем случае не проверяются проверочными словами. Тут существует правило: если после корня стоит буква Т, то есть корень -раст-, то пишем а. Если -т- нет, то рос. То есть поросли, выросли будет правильно.
3
0
«Выросли» или «вырасли», а также «поросли» или «порасли» — даже не зная правил русского языка, многие скорее всего напишут эти слова через «о», подобрав к ним проверочное слово «рост». На самом деле в данном случае подбор проверочного слова не является правильным, так как перед нами корень с чередующейся гласной «раст»-«ращ»-«рос». Подтвердить это могут однокоренные слова: вырос, растил, растение, выращу, подрос, подрастал, растил, поросль и т.д. По этим словам видно, что в некоторых случаях в корне пишется то гласная «а», то «о». И если с гласной, находящейся под ударением все ясно, то в случае с безударной гласной следует руководствоваться следующим правилом:
Исходя из этого правила, слова «выросли» и «поросли» следует писать через «о», так как в корне отсутствуют согласные «ст» или «щ».
Примеры употребления:
- Кусты за лето выросли чуть ли не вдвое.
- Все заброшенные участки возле нашей дачи быстро поросли бурьяном.
1
0
Школьников уже давно нет, поэтому выручает мой любимый орфографический словарь.
В корне раст- —рос- без ударения перед ст и щ пишется а: вырАстить,срАщение
перед с без последующего т, пишется о: вырОс, водорОсль
Таким образом пишем: вырОсли и порОсли
Есть конечно и исключения. Самые нужные: росток, ростовщик, отрасль и конечно производные от них
1
0
Ни в слове «выросли» ни в слове «поросли» мы не видим букву «т» после корня РАС/РОС а это единственное условие, по правилам русского языка, когда нам надлежит писать корен «рас» (за исключением слов-исключений к которым наши слова не относятся)
Правильно пишем «выросли» и «поросли»
«Дети выросли» а «Наши годы поросли травою»..)
1
0
Как сильно выросли деревья за это лето.
Как обильно поросли травой поляны в лесу.
Однокоренные глаголы Выросли и Поросли имеют в своем составе одну и ту же орфограмму — чередование гласных О и А в корне.
Мы знаем, что есть слова Расти, Растут, Вырастают, Обрастать, Растение и многие другие, которые пишутся с корнем РАСТ.
Но также есть слова Вырос, Оброс, Проросший, и так далее, в которых корнем оказывается морфема РОС.
И есть третий вариант этого корня: Выращивать, Проращивать, в котором корнем оказывается морфема РАЩ.
Проверки эти корни не подлежат, их просто надо запомнить: Раст и Ращ через А, Рос — через О.
Есть конечно и исключения — слова образованные от существительного Рост: росток, вырост, отросток.
0
0
Правильное написание слова- выросли, именно через-о. И это, на мой взгляд совершенно естественно, потому как проверочное слово к глаголу-выросли, это имя существительное -рост, где буква-о совершенно однозначно имеет место.
Только моё мнение.
0
0
Рассмотрим слово «выросли» мы видим, что корень в слове «выросли» — это «рос», а по правилу «а» нужно писать, когда у на имеется корень «раст». В нашем же случае, со словом «выросли» нужно писать только букву «о» в корне. Напишу для вас предложение со словом «выросли»:
- В нашем саду яблони выросли в высоту больше пяти метров.
Теперь проанализируем слово «поросли» — здесь мы опять видим корень «рос» поэтому и писать нужно только букву «о».
Проиллюстрирую слово «поросли» в придуманном предложении:
- Каменные стены старинного дома поросли мхом.
0
0
Написать правильно это слово можно через букву «О», а именно «Выросли». Чтобы убедится в том, что вы верно написали это слово вспомните правило из школьной программы русского языка, что в словах с корнем «Рос» всегда пишется буква «О», а в словах с корнем «Раст» пишется буква «А». Как видите, ничего сложного в этом нет, главное запомнить это правило и всегда применять его на практике, ведь писать без ошибок очень важно.
Читайте также
Чтобы правильно написать это слово, надо применить правило о написании чередующихся гласных букв О и А в словах с корнем «рос, рощ- раст». Если в словах с приведёнными корнями в безударном варианте после буквы С следует буква Т или Щ, то в корне надо писать букву А. Например: взращённый, растение.
Если в корне после С нет буквы Т или Щ, то пишем букву О.
Данное слово «заросли» имеет корень «рос» и за буквой С не следует буква Т или Щ, значит правильно писать в корне О. Подобные слова: пророс, вырос, водоросль.
Из этого правила есть исключения. Слова, написание которых необходимо запомнить : росток, отрасль, Ростов, Ростислав.
Слово «полющий» является действительным причастием настоящего времени, образованным от глагола «полоть», который относится к 1 спряжению, поэтому это причастие надо писать с суффиксом -ющ-.
Разбирается по составу следующим образом: корень -пол-, суффикс -ющ-, окончание -ий.
Слово Разделивший оказывается причастием мужского рода от инфинитива Разделить.
Ударение в нем падает на третий слог: разделИвший.
Корнем слова оказывается морфема ДЕЛ-: Делить-Разделение.
Замечаем, что в корне этого слова имеется безударная гласная Е, а возможной ошибкой написания слова будет: раздИливший
Проверить эту гласную можно с помощью слова Раздел.
Правописание приставки РАЗ соответствует правилу написания приставок на С/З: после приставки идет звонка согласная Д и значит в приставке пишем звонкую согласную З.
Также в этом слове обратим внимание на суффикс причастия ВШ, и вспомним, что суффикса ФШ не существует.
Есть несколько опредлений термина орфограмма. Сейчас первоклассникам говорят, что это трудное место, буква, в написании которой можно допустить ошибку. По-моему, в программе для начальной школы «Гармония», такие трудные места, если соответсвующее правило еще не изучено, заключают в квадратик, а саму букву ученики не пишут.
Нужно понимать, что орфограмма находится в какой-то из частей слова ( приставке, корне, суффиксе или окончании ), это важно для выбора нужного правила.
В нашем случае все существительное целиком является корнем. В нем два слога. Ошибку можно допустить только в гласной первого безударного слога. Поскольку слово является заимствованым ( лат. album — лист для сбора подписей ), то, как и в большинстве подобных случаев, проверочное слово не подберешь.
Следовательно, мы имеем дело с безударной гласной в корне слова непроверяемой ударением ( Альбом ).
Бездарность — имя существительное неодушевлённое, нарицательное, женского рода, 3-го склонения.
Сначала определим, в какой части слова находится орфограмма. Для этого выполним морфемный разбор:
1.Чтобы выделить окончание, изменим слово по падежам:
бездарность (им. пад.)
бездарности (род. пад.)
бездарности (дат. пад.)
бездарность (вин. пад.)
бездарностью (тв. пад.)
(о) бездарности (пр. пад.).
Окончание в слове «бездарность» нулевое.
2.Найдём основу (часть слова без окончания): БЕЗДАРНОСТЬ.
3.Чтобы обозначить корень, подберём однокоренные слова: ДАР, поДАРить, дАРить, ДАРитель, поДАРок.
Корень — ДАР. Корень начинается с согласной, передающей звонкий звук.
4.Отметим два суффикса: Н и ОСТЬ.
5.Выделим приставку БЕЗ.
Орфограмма находится в приставке.
Затем вспомним правило, которое гласит о том, что в словах с приставками «без-«(«бес-«), «раз-«(«рас-«), «из-«(«ис-«), «вз-«(«вс-«), «воз-«(«вос-«), «чрез-«/»через-«(«чрес-«/»черес-«), «низ-«(«нис-«) перед согласными буквами корня, обозначающими звонкие звуки пишется согласная «з», а перед буквами, обозначающими глухие звуки пишется «с».
Например,
беззаботный — бесполезный,
разгонять — рассаживать,
изготавливать — испарение,
взбодриться — встрепенуться,
возглавить — воспламеняемость,
чрезмерно/череззерница — чересполосица,
низведение — нисходящий.
Теперь мы можем сделать вывод, что слово «бездарность» пишется с приставкой БЕЗ.
Дидактические материалы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской — Л. А. Аксенова 2019
243. Запишите словосочетания, выделите корни слов с чередующейся безударной гласной, объясните правописание безударной гласной в корне.
Вьющееся р..стение, молодая пор..сль, выр..щенный урожай, отр..сль лёгкой промышленности, выр..с будто из-под земли, густые зар..сли, морские водор..сли, р..стительный и животный мир, подр..сла на пять сантиметров, немного подр..сти, небольшой р..сточек.
Выделите в словах орфограмму «Проверяемые безударные гласные в корне слова», подберите проверочные слова.
Ответ:
Вьющееся растение, молодая поросль, выращенный урожай, отрасль лёгкой промышленности, вырос будто из-под земли, густые заросли, морские водоросли, растительный и животный мир, подросла на пять сантиметров, немного подрасти, небольшой росточек.
244. Запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.
Высокое р..стение, распол..жились у костра, краткое прил..гательное, посадки разр..слись, предл..гать решение, сл..жить вещи, полить р..сточек, прол..жить тропинку в зар..слях, как из-под земли выр..с, вр..стать корнями, р..стки смородины.
Подчеркните слова с орфограммой «Непроверяемые безударные гласные в корне слова».
Ответ:
Высокое растение, расположились у костра, краткое прилагательное, посадки разрослись, предлагать решение, сложить вещи, полить росточек, проложить тропинку в зарослях, как из-под земли вырос, врастать корнями, ростки смородины.
245. Прочитайте и запишите пословицы, вставьте пропущенные буквы. Выделите корни слов с чередованием, объясните в них выбор гласной буквы.
1) Где р..сла тр..ва, там и ещё выр..стет. 2) Возр..ст не защ..щает от глупостей. 3) С осину выр..с, а ума не вын..с. 4) Где водор..сли, там и рыба. 5) От доброго к..ня добрая и отр..сль. 6) Мало р..дилось, да в..лико взр..сло. 7) Птицы в гн..зде — до ос..ни, дети в с..мье — до возр..ста. Пока тр..ва подр..стёт, много в..ды ут..чёт. 9) Из одного з..рна два р..стка не выр..стут. 10) Лес по дер..ву не плачет, а по пор..сли сохнет.
Ответ:
1) Где росла трава, там и ещё вырастет. 2) Возраст не защищает от глупостей. 3) С осину вырос, а ума не вынес. 4) Где водоросли, там и рыба. 5) От доброго коня добрая и отрасль. 6) Мало родилось, да велико взросло. 7) Птицы в гнезде — до осени, дети в семье — до возраста. Пока трава подрастёт, много воды утечёт. 9) Из одного зерна два ростка не вырастут. 10) Лес по дереву не плачет, а по поросли сохнет.
246. Прочитайте выразительно. Запишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, свой выбор объясните.
* * *
Р..сти р..сти ябл..нька
подр..стай.
Цв..ти цв..ти ябл..нька
расцв..тай!
3..л..тое солнышко
жарче грей!
Выр..стайте ябл..ки
поск..рей!
Р..сла р..сла ябл..нька
подр..сла.
Цв..ла цв..ла ябл..нька
отцв..ла.
Отр..хнула ябл..нька
свой н..ряд
и поспели ябл..ки
для р..бят.
(Н. Забила)
Выделите обращения знаком О.
Произведите синтаксический разбор последнего предложения. Начертите схему.
Ответ:
Яблонька
Расти, расти, яблонька,
подрастай.
Цвети, цвети, яблонька
расцветай!
3олотое солнышко,
жарче грей!
Вырастайте, яблоки,
поскорей!
Росла, росла яблонька —
подросла.
Цвела, цвела яблонька —
отцвела.
Отряхнула яблонька
свой наряд,
и поспели яблоки
для ребят.
247. Прочитайте и запишите текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания, свой выбор объясните. Слова с чередующейся безударной гласной в корне подчеркните.
Митя, вып..тив нижнюю губу, н..сёт в л..донях к..нверт, разр..сованный д..ковинными р..стениями. Все самые яркие и в..сёлые краски всё св..ё умение вл..жил Митя в р..сунок. А как ст..рательно выв..дены на листке ч..тыре слова Д..р..гая мамочка! Поздр..вляю. Митя. (По 3. Воскресенской)
Начертите схему предложения с прямой речью.
Ответ:
Митя, выпятив нижнюю губу, несёт в ладонях конверт, разрисованный диковинными растениями. Все самые яркие и весёлые краски всё своё умение вложил Митя в рисунок. А как старательно выведены на листке четыре слова: «Дорогая мамочка! Поздравляю. Митя». (По 3. Воскресенской)
248. Запишите слова в три колонки: 1) с проверяемой безударной гласной в корне (подберите и запишите проверочные слова); 2) с непроверяемой безударной гласной в корне; 3) с чередующейся безударной гласной в корне (объясните выбор гласной буквы).
Р..са, подр..сла, р..стение, изл..гать, комн..та, б..рдовый, р..скошный, усл..жнять, сл..жить, изл..жение, р..сточек, п..латка, благосл..влять, сл..гаемое, зар..сли, произр..стать, пор..сль, прил..гательное, взр..щённый, к..стюм, сл..жение, пол..жить, спр..ведливый, л..пата, л..яльный, д..лина, д..леко, б..гряный.
Ответ:
Роса, подросла, растение, излагать, комната, бордовый, роскошный, усложнять, сложить, изложение, росточек, палатка, благословлять, слагаемое, заросли, произрастать, поросль, прилагательное, взращённый, костюм, сложение, положить, справедливый, лопата, лояльный, долина, далеко, багряный.
249. Прочитайте. Выпишите только те предложения, в которых есть слова с чередующейся безударной гласной в корне, выделите корень, объясните правописание безударной гласной.
1) Бор..ду выр..стил, а ум выпустил. (Пословица) 2) Не пол..жа, не ищут. (Пословица) 3) Вместе с р..сой падает алый блеск на п..ляны. (И. Тургенев) 4) Дружба может быть проч..на только при зрелости ума и возр..ста. (Цицерон) 5) От слов пл..хого ч..ловека г..л..ва ра..колется. (Пословица) 6) По н..чам в зар..слях вокруг нас ш..велились и др..жали ни..кие звёзды. (К. Паустовский) 7) Зачем же всё так усл..жнять? С др..внейших времён люди и..пользуют м..рские водор..сли в пищ.. . (Из учебника биологии) 9) Во всяком возр..сте ув..жай р..дителей. (Екатерина II) 10) Рано з..тает, долго не р..стает. (Пословица) 11) Соч..нение ст..хов ближе к богослужению, чем обычно пол..гают. (А. Франс) 12) Как ветки листьями облепит, р..стают зимние сл..ва. (А. Прасолов)
Ответ:
1) Бороду вырастил, а ум выпустил. (Пословица) 2) Не положа, не ищут. (Пословица) 3) Вместе с росой падает алый блеск на поляны. (И. Тургенев) 4) Дружба может быть прочна только при зрелости ума и возраста. (Цицерон) 5) От слов плохого человека голова расколется. (Пословица) 6) По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды. (К. Паустовский) 7) Зачем же всё так усложнять? С древнейших времён люди используют морские водоросли в пищу. (Из учебника биологии) 9) Во всяком возрасте уважай родителей. (Екатерина II) 10) Рано затает, долго не растает. (Пословица) 11) Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают. (А. Франс) 12) Как ветки листьями облепит, растают зимние слова. (А. Прасолов)
250. Прочитайте текст. Выпишите слова в две колонки: 1) с чередующейся безударной гласной в корне; 2) с проверяемой безударной гласной в корне. Выделите корень, объясните правописание безударной гласной.
Как по..вился хлеб
Каждый день у нас на ст..ле по..вляется душ..стый л..моть хлеба. А вот инт..ресно, когда и где р..дился хлеб?
Учёные пол..гают, что впервые хлеб по..вился на з..мле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Ж..знь наших пре..ков была нелё..кой. Главной заботой была забота о проп..тании. В поисках пищи они и обр..тили вн..мание на злаковые р..стения. Эти злаки — пре..ки нынешних пш..ницы, рж.., овса, ячм..ня. Древние люди заметили, что брошенное в землю з..рно возвр..щает несколько зёрен, что на рыхлой и влажной з..мле выр..стает больше ростков.
Долгое время люди употр..бляли в пищ.. зёрна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и в..рить их. Так по..вились первые ж..рнова, первая мука, первый хлеб. (Л. Введенская)
Дополните записи в первой колонке своими примерами (пять — шесть примеров).
Ответ:
Как появился хлеб
Каждый день у нас на столе появляется душистый ломоть хлеба. А вот интересно, когда и где родился хлеб?
Учёные полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки — предки нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зёрен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше ростков.
Долгое время люди употребляли в пищу зёрна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить их. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. (Л. Введенская)
*251. Допишите пословицы словом с чередующейся безударной гласной в корне. Объясните правописание безударной гласной в корне.
1) Сколько ни свети солнце на бурьян, на нём розы не … . 2) Мало родилось, да велико … . 3) От доброго корня добрая и … . 4) Где … трава, там и ещё … . 5) Без света и тепла не … виноградная лоза. 6) Ты посей рожь, васильки сами … . 7) Без весеннего денёчка нет хорошего … .
Ответ:
1) Сколько ни свети солнце на бурьян, на нём розы не вырастут. 2) Мало родилось, да велико выросло. 3) От доброго корня добрая и поросль. 4) Где росла трава, там и ещё вырастет. 5) Без света и тепла не растет виноградная лоза. 6) Ты посей рожь, васильки сами взойдут. 7) Без весеннего денёчка нет хорошего росточка.
252. (Задание по теории языка.) Допишите предложения.
В корне -РАСТ- — -РОС- безударная А пишется … (например: …, …, …). Исключения: …, … .
Ответ