Популярные темы сочинений на огэ

Комплект тем итогового сочинения 1 декабря 2021 выберите только одну из предложенных тем итогового сочинения, в бланке регистрации и бланке

Комплект тем итогового сочинения 1 декабря 2021

Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения, в бланке регистрации и бланке записи укажите номер выбранной темы, в бланке записи итогового сочинения перепишите название выбранной темы сочинения. Напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт».
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка даётся в свободной форме). Объём цитирования не должен превышать объём Вашего собственного текста. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию, докажите её, подкрепляя аргументы примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы. Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается соблюдение требований объёма и самостоятельности написания сочинения, соответствие выбранной теме, умение аргументировать позицию и обоснованно привлекать литературный материал.

Курская область
Комплект тем итогового сочинения
№ ИС01122021-04

НОМЕР ТЕМА
110 Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
213 Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
309 Когда слово становится преступлением?
407 Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
505 В чём может проявляться любовь к своему отечеству?

Примечание: в комплект тем итогового сочинения включены по одной теме от каждого общего тематического направления в соответствии с последовательностью направлений:

1.     Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

2.     Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

3.     Преступление и наказание — вечная тема.

4.     Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

5.     Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

НОМЕР

ТЕМА

110

Почему людей привлекает идея путешествия во времени?

213

Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?

309

Когда слово становится преступлением?

407

Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?

505

В чём может проявляться любовь к своему отечеству?

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

3. Преступление и наказание — вечная тема

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Как оформлять примеры в сочинении?

  • цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
  • указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
  • для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать речевые клише.

Типовые конструкции для аргументации

Смысл данного отрывка (финала текста, фразы из текста…) я понимаю так: … (толковать смысл своими словами). Для доказательства своего мнения приведу примеры из текста … (автор).

Так, в предложении …(номер предложения) говорится о том, что … (вкратце о первом аргументе). Это свидетельствует о … (микровывод по первому аргументу).

Кроме того, в … (номер предложения) предложении … прослеживается мысль о том, что …. (второй аргумент).Вот подтверждение моей мысли (микровывод по второму аргументу).

Таким образом, мне удалось разъяснить смысл отрывка (финала, фразы…). (Вывод по теме).

Задание 15.2

Смысл финала текста я понимаю так: школьники ранили в сердце старую женщину, украв у неё письмо погибшего сына, которым мать очень дорожила, которое было для неё единственной памятью о сыне. Мне кажется, слепая женщина только этим и жила. А когда она поняла, что письма нет, для неё мир полностью опустел. Докажу это утверждение примерами из текста.

В предложениях 24 и 33 говорится, что женщина слышала теперь плохо, потому что разговор с детьми, а особенно голос девочки с вызывающей агрессией, сильно обеспокоил и обидел её. Слепая женщина оглохла, оглохла и душой.

Когда Анна Федотовна узнала об отсутствии письма, прикрыла слепые глаза, напряженно прислушалась, но не смогла поговорить со своей душой о сыне, так как она была пуста (предложение 51). Теперь уже сын погиб для неё навсегда, исчезла из души память о сыне.

Таким образом, мне удалось доказать, что значит «…и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа».

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы текста: «Знавшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников».

Смысл данной фразы я понимаю так: морякам каждый день приходилось смотреть смерти в лицо, ведь они защищали нашу родину от фашистов. Они обладали силой духа и мужеством. И такая же сила духа была присуща ленинградским детям, потому что они жили в условиях блокады. Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

Во-первых, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда». Это значит, что, глядя на выступающих детей, моряки утверждались в вере в победу и жизнь.

Во-вторых, в предложении 16 автор замечает, что «дети…были глубоко потрясены войной». Но дух их был не сломлен. Презирая опасность, они пробирались к Дворцу пионеров, чтобы снова быть вместе и выжить в этой страшной блокаде.

В заключение хочется сказать, что мужественные люди обретают поддержку в мужестве других. Так и должно быть в жизни.

Сочинение 9.3

(136 слов) Смелость — это проявление силы духа, когда человек побеждает свой страх и идет наперекор сомнениям.

Именно такой пример изобразил Л. Пантелеев в приведенном отрывке из художественного произведения. Матвей не бросил весла даже тогда, когда лодку накрыл осколочный дождь (предложения 29-30). А ведь меньше месяца назад под ним погиб его отец! Но даже этот факт не пугал мальчика, он привык к угрозе и не терял мужества, даже находясь под смертоносным градом.

Такого же смелого человека мы встречаем в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Обычный советский солдат не раз рисковал жизнью ради спасения отечества. Однажды он переплыл ледяную реку под обстрелом, чтобы доставить важные сведения о дислокации войск. Он мог погибнуть, но преодолел себя и пошел на риск ради высшей цели. Это и есть настоящая храбрость!

Таким образом, смелость — это проявление исключительной внутренней силы, способной свернуть горы.

Типовые конструкции для аргументации

Что такое …? На мой взгляд, … – это… (толкование слова своими словами). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

В данном тексте …(автор) рассказывается о том, что … Об этом говорится в … предложении. По-моему, … (микровывод по первому аргументу).

В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое …, мне хотелось бы привести пример из жизни. ….(микровывод по второму аргументу).

Итак, мне удалось доказать, что … (вывод по теме сочинения).

Конспект урока по русскому языку 9 класс.Сочинение-рассуждение.15.03. Подготовка к ОГЭ.

Урок русского языка в 9 классе на тему «Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему (задание 15.3 формата ОГЭ)»

До цели четыре шага: Планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно, действуйте положительно и добивайтесь неустанно. Уильям Уорд

Цели:

-продолжать работу по развитию языковой компетенции,

-учить логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, соответствующее тексту-рассуждению;

— обучать основным приемам мыслительной деятельности (выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, доказательство);

— формировать навыки написания сочинения-рассуждения, комплексного анализа текста;

— развивать аналитические и творческие способности учащихся, понимание композиционных особенностей текста-рассуждения;

— формирование нравственных качеств учащихся

.Ход урока.

  1. Организационный этап

    . Посмотрели друг на друга и улыбнулись друг другу и гостям

  2. Учитель

    : Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас. Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере взаимопонимания и взаимосотрудничества

1. Вступительное слово учителя.

Наш урок сегодня – продолжение цикла уроков по подготовке к ОГЭ. Мы повторим задания тестовой части, поработаем с текстом изложения, вспомним способы сжатия текста, но особое внимание мы уделим подготовке к написанию сочинения-рассуждения.

2. Введение в тему. Формирование мотивации.

Что мы знаем о структуре ОГЭ по русскому языку. Из каких частей она состоит?

(изложение, тестовая часть и сочинение-рассуждение).

-А что мы уже умеем?

-Какая часть работы вызывает у вас наибольшие затруднения? Почему?

(Сочинение, потому что легче воспроизвести авторский готовый текст, чем создать свой собственный, умещающийся в строгие рамки – определенный тип речи, тема текста, объем, логическая и композиционная стройность).

-Что можно считать одним из условий успешного выполнения этого задания?

(Начитанность).

-Почему?
(Приведение аргументации)
Ребята, есть ещё одно важное условие, которое необходимо при работе над этим заданием – умение проникать в смысл читаемого текста. А для этого необходимо владеть определёнными приёмами анализа текста.

«Чтобы научиться ездить на велосипеде, нужно ездить на велосипеде»,
-сказал Лихачев.
(Что он этим хотел сказать?)

А чтобы научиться писать сочинения, нужно писать сочинения!

Именно этим мы и займемся сегодня на уроке. И в результате у нас должно получиться сочинение — рассуждение в формате задания 15.3 ОГЭ по русскому языку.

Запись даты, темы урока в тетрадь.
Сегодня 28 февраля 2021 г.
Хотелось бы начать с притчи:

Старый индеец рассказывает своему внуку: «Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность». — Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил. «А какой волк побеждает?» — Старый индеец улыбнулся: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Я думаю, что смысл жизни в том, чтобы жить радостно и дельно, делая добро. Чтобы сегодня было радостно, а завтра становилось лучше, чем сегодня. Чтобы наши дети жили в мире еще более красивом, чистом и богатом. Чтобы после нас на земле оставались сады, города, чистая вода и солнце.

3. Актуализация имеющихся знаний.

— Расскажите, что вы знаете о задании 15.3 ОГЭ?

Что предлагают вам КИМы при выполнении этого задания?

Из каких подразделов оно состоит?

VI.
Обратимся к тексту для изложения.
Текст изложения я вам дала на дом. Вы должны были ознакомиться с ним.

В тексте для изложения ставится какая-либо проблема, чаще всего связанная с нравственными понятиями, в самом общем виде. Ключевое слово, вынесенное в задание 15.3, соответствует поставленной проблеме. Поэтому в тексте для изложения вы можете найти или полное определение этого понятия, или частичное, которое вам поможет сформулировать своё определение. Подчеркните в нём те фрагменты, воспользовавшись которыми, вы сможете дать определение слову доброта.(Зачитывание фраз учениками)

3. Работа с текстом для изложения. Сжатие текста.

(Приложение текст 1)

— Какова тема и основная мысль текста Д.С. Лихачева?

— Какие ключевые слова вы выделили в каждом из трех абзацев? Какова микротема каждого абзаца?

— Какие способы сжатия текста мы знаем и какие можно использовать при

2. Разминка

  1. Какое средство выразительности используется в предложении:

— Пушкин читал стихи своим товарищам, а они не сводили с него глаз (фразеологизм).

— При мысли, что такое может случиться и со Стёпкой, ужас

прокалывал Федю ледяной иглой (метафора)

  1. Замените словосочетание стихотворная строчка

    , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление (строчка стихотворения)

  2. Замените словосочетание увлеченно читал

    , построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. (читал с увлечением)

  3. Назовите грамматическую основу в предложении: «Тебя можно слушать вечно, Пушкин!»
  4. В предложении «Ему трудно было отречься от своих принципов» замените книжное слово отречься

    стилистически нейтральным синонимом (отказаться )

Вопросы классу:

1.Какова схема построения сочинения-рассуждения ( композиция) ?

-Тезис.

-Аргументы (доказательства)

-Вывод.

2. Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

III. Работа над построением сочинения — рассуждения.

  1. Чтение задания к сочинению.

15.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое ДОБРОТА», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку

Часть (абзац)

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

1. Тезис

На мой взгляд, доброта- это…(или)
По моему мнению, доброта — это… (или)Мне кажется, что доброта — это… (или)Я думаю, что доброта — это… (или)Что такое доброта? Многие над этим размышляют. Я считаю, что…
2. Аргумент 1

Обратимся к тексту Ю. А. Лиханова, в котором говорится о… (или)

В тексте А. ЛИХАНОВ поднимает проблему…
В предложении № … автор говорит о том, что…
3. Аргумент 2

Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта… (или) В жизни мы часто наблюдаем… (или) Однажды я был свидетелем события, которое… Как-то раз…

4. Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что…
(или)Таким образом, можно заключить, что…(или)В заключение я хочу сказать, что…
Вопрос к классу

: Над каким понятием мы сегодня будем работать?(ДОБРОТА)

Чтобы определить понятие, отражающее качество человека(чувство, черту характера ,предмет и т.п.) необходимо внимательно изучить его, сравнить с другими предметами, чувствами ,качествами, проанализировать их свойства и отношения. Свои наблюдения можно оформить в виде схемы, которая значительно облегчит работу над заданием 15.3.

1

Даем определение понятия, используя материал схемы.

  1. После собеседования учащиеся приходят к выводу, что

Тезис.
Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.
2.Комментарий к тезису.

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

После собеседования учащиеся приходят к выводу, что люди бывают агрессивными, жестокими, равнодушными, чёрствыми, забывают о человечности. Такого быть не должно!

Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

Комментарий Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь.
Такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.

  1. Орфографическая работа:

— Индивидуальное задание( Найти определение слова доброта в словарях)

Доброта

– отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим (.Полон доброты кто-то)
Словарь Ожегова
Доброта

– это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе.
www.daz.su | Познавательная Википедия
— Подобрать синонимы к слову доброта:

добросердечие, душевность; благость, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, благодушие, человечность, человеколюбие, участливость, добродушность, добросердечность, добродушие, отзывчивость, благодушность, добротность, кротость, гуманность, ласка, мягкость

Чтение и Анализ текста.

(1)Няня, где Жучка? – спрашивает Тёма.

– (2)Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод, – отвечает няня. – (3)Весь день, говорят, визжала, сердечная…

(4)Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове. (5)У него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя засыпает. (6)Он просыпается от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он всё вытаскивал Жучку, но она срывалась и вновь падала на дно колодца.

(7)Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу. (8)На дворе светает.

(9)Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:

– (10)Жучка, Жучка!

(11)Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно визжит.

– (12)Я сейчас тебя вызволю! – кричит он, точно собака понимает его.

(13)Фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец. (14)Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул: как только приспособление достигло дна, собака сделала попытку схватиться за него, но, потеряв равновесие, свалилась в грязь.

(15)Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучку можно было ещё спасти и теперь он сам виноват в том, что она погибнет, заставляет Тёму решиться на выполнение второй части сна – самому спуститься в колодец. (16)Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17)Он сознаёт только одно: времени терять нельзя ни секунды.

(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше.

(20)Жучка, опять усевшаяся на прежнее место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию. (21)Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна.

(22)Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх. (23)Но подниматься труднее, чем спускаться! (24)Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы уже мало. (25)Страх охватывает его, но он подбадривает себя дрожащим от ужаса голосом:

– (26)Не надо бояться, не надо бояться! (27)Стыдно бояться! (28)Трусы только боятся! (29)Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят.

(30)Тёма улыбается и снова спокойно ждёт прилива сил. (31)Таким образом, незаметно его голова высовывается наконец над верхним срубом колодца. (32)Сделав последнее усилие, он выбирается сам и вытаскивает Жучку. (33)Но теперь, когда дело сделано, силы быстро оставляют его, и он падает в обморок.

(По Н. Гарину-Михайловскому)*

* Гарин-Михайловский Николай Георгиевич
(1852

1906) – русский писатель. Самым известным его произведением стала повесть «Детство Тёмы», с которой он начал своё литературное творчество.

  1. Как связать вступление и основную часть?

Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия на примере из текста( Ф.И. авторам текста)
Николая ГеоргиевичаГарина-Михайловского
5. Аргументы — примеры.

1-й аргумент — из прочитанного текста

Так герой его произведения Тема, превозмогая страх и усталость спасает Жучку, которую кто –то сбросил в колодец. Тема не думал об опасности, он всей душой стремился спасти любимое животное.
«Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят» — думает Тема( предложение 29).
2-й аргумент — из Вашего жизненного опыта(примеры из художественной литературы; жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).

Слово учителя:

В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример из художественной литературы. Назовите эти произведения (учащиеся называют произведения Л., М.Шолохова « Судьба человека», В. Короленко «Дети подземелья», Л.Толстого «Кавказский пленник», В. Распутин «Уроки французского», а также приводят примеры из жизни)
Расскажи о благотворительном фонде «Подари жизнь
»:

— соучредители Дина Корзун и Чулпан Хаматова;

— фонд существует с 2006 года;

— фонд помогает детям с онкологическими заболеваниями.

Каждый человек может перевести деньги на счёт фонда, чтобы спасти хотя бы одного ребёнка.

Варианты 2 аргумента:
В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое доброта (или что-то другое), мне хотелось бы привести пример из жизни. Так в рассказе В.Распутина молодая учительница, узнав о бедственном положении своего ученика пытается ему помочь. Это ли не пример проявления доброты? В нашей школе проходила ярмарка, все средства, собранные на ней были направлены в фонд«Подари жизнь
», который помогает детям с онкологическими заболеваниями.

6.Вывод к сочинению

– это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

Вывод
Проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу, что надо быть добрее, чтобы мир вокруг нас стал лучше.
X.
Рефлексия.
— Что нового и важного вы узнали и повторили на уроке?

— Что вам показалось сложным?

— Где вы сможете применить полученные знания?

XI
.Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель:

Удивительная вещь — экзамен. Одних он удивляет вопросами, других — ответами.

Я желаю вам, чтобы вы на экзамене меньше удивлялись сами, а других удивляли только хорошим!

Учитель:

подводя итог нашему разговору , послушаем замечательную притчу « О доброте). (Читает заранее подготовленный ученик).

Домашнее задание:

написать сочинение – рассуждение на морально – этическую тему (и 15.3) по предложенному тексту.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Официальные реальные темы итогового декабрьского сочинения 2021-2022 для каждого региона допуск 11 класса к ЕГЭ 2022, официальная дата проведения сочинения 01.12.2021 (1 декабря 2021 года).

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Белгородская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Брянская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Владимирская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Воронежская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Ивановская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Калужская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Костромская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Курская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Липецкая область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Москва
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Московская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Орловская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Рязанская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Смоленская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Тамбовская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Тверская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Тульская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Ярославская область

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Архангельская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Вологодская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Калининградская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Ленинградская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Мурманская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Ненецкий автономный округ
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Новгородская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Псковская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Республика Карелия
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Республика Коми
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Санкт-Петербург

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Амурская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Еврейская автономная область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Забайкальский край
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Камчатский край
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Мурманская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Магаданская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Приморский край
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Республика Бурятия
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Республика Саха (Якутия)
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Сахалинская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Хабаровский край
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Чукотский автономный округ

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Алтайский край
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Иркутская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Кемеровская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Томская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Красноярский край
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Новосибирская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Омская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Республика Алтай
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Республика Тыва
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Республика Хакасия

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Курганская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Свердловская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Тюменская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Ханты-Мансийский автономный округ
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Челябинская область
  • Темы итогового сочинения 2021-2022 для Ямало-Ненецкий автономный округ

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

  • Темы итогового сочинения для Астраханская область
  • Темы итогового сочинения для Волгоградская область
  • Темы итогового сочинения для Краснодарский край
  • Темы итогового сочинения для Республика Адыгея
  • Темы итогового сочинения для Республика Калмыкия
  • Темы итогового сочинения для Республика Крым
  • Темы итогового сочинения для Ростовская область
  • Темы итогового сочинения для Севастополь

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

  • Темы итогового сочинения для Кировская область
  • Темы итогового сочинения для Нижегородская область
  • Темы итогового сочинения для Оренбургская область
  • Темы итогового сочинения для Пензенская область
  • Темы итогового сочинения для Пермский край
  • Темы итогового сочинения для Республика Башкортостан
  • Темы итогового сочинения для Республика Марий Эл
  • Темы итогового сочинения для Республика Мордовия
  • Темы итогового сочинения для Республика Башкортостан
  • Темы итогового сочинения для Республика Татарстан
  • Темы итогового сочинения для Самарская область
  • Темы итогового сочинения для Саратовская область
  • Темы итогового сочинения для Удмуртская Республика
  • Темы итогового сочинения для Ульяновская область
  • Темы итогового сочинения для Чувашская Республика

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

  • Темы итогового сочинения для Кабардино-Балкарская Республика
  • Темы итогового сочинения для Карачаево-Черкесская Республика
  • Темы итогового сочинения для Чеченская Республика
  • Темы итогового сочинения для Республика Дагестан
  • Темы итогового сочинения для Республика Ингушетия
  • Темы итогового сочинения для Республика Северная Осетия-Алания
  • Темы итогового сочинения для Ставропольский край

Темы итогового сочинения для всех регионов с Московским часовым поясом 

110.Почему людей привлекает идея путешествия во времени?

213.Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?

309.Когда слово становится преступлением?

407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?

505.В чём может проявляться любовь к своему отечеству?

Темы итогового сочинения для часового пояса МСК -1 (разница с московским временем -1 час)

111.Чем путешествие может обогатить человека?

205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?

308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?

410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.

501.Что значит быть гражданином?

Темы итогового сочинения для часового пояса МСК +1 (разница с московским временем +1 часов)

113.Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?

207.Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?

303.Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?

404.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!

509.В чём может проявляться активная гражданская позиция?

Темы итогового сочинения для часового пояса МСК +2 (разница с московским временем +2 часов)

104.Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?

206.Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?

310.Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»

405.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?

508.Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?

Темы итогового сочинения для часового пояса МСК +3 (разница с московским временем +3 часов)

108.С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?

210.Какие возможности человека расширяет технический прогресс?

301.Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?

409.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.

510.Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?

Темы итогового сочинения для часового пояса МСК +4 (разница с московским временем +4 часов)

109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?

208.От чего предостерегают человечество антиутопии?

302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?

406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.

504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?

Темы итогового сочинения для часового пояса МСК +5 (разница с московским временем +5 часов)

112.О чём может рассказать дорожный дневник?

203.Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?

311.Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?

408.Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?

513.На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

Темы итогового сочинения для часового пояса МСК +6 (разница с московским временем +6 часов)

106.Книга как путешествие в прошлое.

202.В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?

306.Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?

412.Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…

507.Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?

Темы итогового сочинения для часового пояса МСК +7 (разница с московским временем +7 часов)

105.Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?

201.Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?

307.Что такое преступление против самого себя?

413.Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).

511.Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?

Темы итогового сочинения для часового пояса МСК +8 (разница с московским временем +8 часов)

101.Как путешествия могут изменить человека?

212.Шаги цивилизации: обретения и потери.

305.Можно ли заставить человека раскаяться?

402.К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?

503.Является ли богатство необходимым условием счастья?

Темы итогового сочинения для часового пояса МСК +9 (разница с московским временем +9 часов)

102.В чём ценность путевых впечатлений?

204.Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?

312.Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?

411.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?

502.Что такое гражданский долг?

Смотрите также на нашем официальном сайте:

Все аргументы для итогового сочинения ЕГЭ 1 декабря 2021 год

Примерные темы итогового сочинения 2021 2022 ЕГЭ по литературе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новокаякентская СОШ» Каякентского района

КОНСПЕКТ

урока русского языка в 9 классе

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3 ОГЭ»

99771413 1

Автор: учитель русского языка и литературы

Саидова Г.А.

2020г.

Цели урока: 

— формирование у школьников навыков написания сочинения — рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 9.3);

формирование умения учащихся наблюдать, анализировать, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы;

Задачи:

1)образовательные: расширение и углубление знаний о структуре сочинения-рассуждения в формате ОГЭ; совершенствование умений самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2)развивающие: развитие познавательной активности учащихся, развитие навыков и способностей критического мышления , навыков индивидуальной и групповой работы, формирование умений анализировать полученную информацию;

3)воспитательные: формирование потребности у учащихся самовоспитания морально-волевых качеств, формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, иллюстративный.

Организационные формы: применение ИКТ и ТСО, беседа, практическая работа, фронтальный и индивидуальный опрос. Заключительный этап — рефлексия.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, мыслительный прием СИ-ФИНК-УАНДЭ, опрос по ПОПС-формуле, анализ текста, составление текста сочинения.

Оборудование: ТСО, компьютер, рабочая тетрадь, лист формата А4, раздаточный материал, алгоритм написания сочинения-рассуждения.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас. Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере взаимопонимания и взаимосотрудничества. Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ. Какую тему будем обсуждать на этом уроке, вы определите после просмотра фрагмента фильма о легендарном летчике по повести Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке»

(Просмотр фрагмента фильма)

После просмотра фрагмента фильма учитель проводит с учащимися гимнастику для глаз .

(Использование приёма СИ-ФИНК-УАНДЭ: посмотри — подумай — задайся вопросом)

Учитель: Ребята, сейчас организуем обсуждение просмотренного фрагмента. Запишите, пожалуйста, вопросы.

Первый вопрос: что вы видели на экране?

Ученики записывает ответ в течение 2 минут

Учитель:Что вы думаете об увиденном?

Ученики записывают ответ

Учитель:О чем заставляет задуматься увиденное?

Ученики записывают ответ

(Фронтальный опрос)

Учитель: Прочитайте, пожалуйста, ответ на первый вопрос

(Ответы учеников )

Учитель:Прочитайте ответ на второй вопрос

Ответы учеников

Учитель: Прочитайте ответ на третий вопрос

Ответы учеников

2. Постановка целей и задач урока.

Учитель: Посмотрев отрывок о легендарном летчике Алексее Мересьеве, который превозмогая боль, преодолел все препятствия на пути достижения цели и смог вернуться в строй, вы задумались над вопросом, что помогает человеку добиваться поставленной цели, какими волевыми качествами должен обладать человек, чтобы преодолеть все трудности и истыпания на жизненном пути. Ребята, давайте подумаем, на какую тему мы сегодня будем писать сочинение-рассуждение?

Ответы учеников: Что такое сила воли?

Учитель: Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы должны определить, что такое сила воли.

3. Работа над темой урока.

Работа в группах

Учитель: Ребята, сейчас мы организуем обсуждение по вопросу, что такое сила воли? На середине листа написано: Что такое сила воли?

Каждый из вас должен записать ответ на вопрос на своей части листа, если вашу идею (ответ) поддержит команда, то эту идею записываем в центральный квадрат. Продолжаем писать, пока все не поделятся своими ответами.

Учитель: Итак, мы закончили делиться идеями. Давайте прочитаем слова, записанные в центральном квадрате.

(Выступления учеников).

Примерные ответы 1-ой команды: Сила воли – это сила духа, стойкость, упорство в достижении поставленных целей, настойчивость, работа над собой, терпение.

Примерные ответы 2-ой команды: Сила воли – это умение противостоять искушениям и соблазнам, умение говорить нет, целеустремленность, стойкость, упрямство, железная воля.

Учитель: Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали. Как же воспитать у себя волевые качества? Все признают, что это очень трудный процесс. Ведь по сути своей это насилие над собой, принуждение делать то, что делать не хочется, либо, наоборот, отказ от того, что очень хочется.

(Организация опроса по ПОПС-формуле.)

Ответы учащихся: Я считаю, что лучше всего развивать силу воли, занимаясь спортом, потому что интенсивные тренировки побуждают человека постоянно преодолевать себя. Я могу доказать это на примере людей с ограниченными возможностями, которые, преодолевая всетрудности, сумели стать чемпионами на Параолимпийских играх.

Таким образом, занятие спортом делает нас сильными не только физически, но и духовно.

Учитель: Совершенно согласна с вами. Кроме спорта, какими способами можно воспитать силу воли?

Примерные ответы учеников.

Ученики: Я считаю, что можно воспитывать силу воли в борьбе с такими вредными привычками, как алкоголизм, курение, наркомания. Потому что противостоять влиянию пагубных привычек может только человек несгибаемой воли. Например, часто в компании предлагают первую сигарету, алкоголь. Уметь сказать нет очень важно, хотя и нелегко. Поэтому человека, сумевшему противостоять соблазну можно назвать человеком железной воли.

Учитель: Спасибо за исчерпывающие ответы. Прежде чем приступить к чтению текста, мы немного отдохнём.

Проведение «Релаксация» под спокойную музыку.

Учитель: Чтобы иметь сильную волю, необходимо долго и упорно работать над собой. А как работал над собой великий русский полководец Суворов? Об этом узнаем, прочитав текст Осипова.

4. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

Работа над построением сочинения — рассуждения.

Текст читает ученик.

Учитель: Ребята, по данному тексту вы должны написать сочинение-рассуждение, в котором необходимо раскрыть значение словосочетания «сила воли»? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение, которое будет тезисом вашего сочинения-рассуждения.

Аргументируя свой тезис, приведите 

2 (два) примера-аргумента

, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите 

из прочитанного текста

, а второй — 

из Вашего жизненного опыта.

 
Объём сочинения должен составлять 

не менее 70 слов

. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. 
Сочинение пишите 

аккуратно, разборчивым почерком

.

Учитель: Давайте вспомним композицию сочинения-рассуждения.

(Организуется фронтальная беседа – интерактивный прием микрофон)

Ответы учеников:

Сочинение-рассуждение имеет следующую композицию:

-Тезис.

-Аргументы (доказательства)

-Вывод.

Учитель: Таким образом, сочинение состоит из трех частей.

Работа в группах.

Учитель дает задание каждой команде.

Первая команда пишет тезис (формулирует определение словосочетания сила воли и прокомментирует его).

Вторая команда формулирует 1-ый аргумент из прочитанного текста

В этом аргументе нужно кратко рассказать о том, кто в тексте К.Осипова с помощью силы воли сумел воспитать себя и добиться поставленной цели. Каким образом он это делал. Что для этого делаем?

Ответы учащихся: Выделяю ключевые предложения, на которые буду опираться при написании аргумента: 2-9, 11-14.

Учитель: По какой схеме будете выстраивать свой аргумент?

Ученик: Аргумент выстраиваю по такой 

схеме:

1. тезис (мысль, которую буду доказывать, это первое предложение),
2. доказательства (рассказ о Суворове),
3. микровывод (последнее предложение аргумента).

Учитель:

Третья команда формулирует 2-ой аргумент из собственного жизненного опыта. (Примеры из художественной литературы; жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.)

Учитель: Прежде чем, приступить к работе сделаем короткую передышку.

Физминутка.

Учитель: Ребята, в качестве 2-го аргумента можете обратиться к просмотренному в начале уроку эпизода фильма об Алексее Мересьве. Также Можно вспомнить о том, как тренировали силу воли великие люди.

  • Александр Невский, 

  • Дмитрий Донской, 

  • Михаил Кутузов, 

  • Василий Чапаев, 

  • Георгий Жуков, 

  • Лев Толстой, 

  • Максим Горький и другие.

Затем мы соединим все три части и вместе напишем вывод.

Команды работают над текстом сочинения в течение 5-7 минут)

Затем каждая команда читает написанное.

Примерные ответы учеников

Первая команда: Что такое сила воли? По-моему, сила воли – сила духа, стойкость, упорство в достижении поставленных целей. Чтобы воспитать силу воли необходимо долго и упорно работать над собой.

Вторая команда: Большинство великих людей добивались побед и славы, работая над собой, побеждая свои недостатки и развивая лучшие качества. Об одном из них — легендарном А.В.Суворове — рассказывает в своём тексте К.Осипов. Ещё в детстве будущий полководец сумел преодолеть то, что могло помешать ему осуществить свою мечту о военной службе: физическое несовершенство, недостаточное воспитание и образование и даже отсутствие поддержки со стороны отца. Для этого юный Суворов разработал целую систему самовоспитания, в которую входили закаливание, самообразование и чтение военных книг.  Твердость воли и сила духа помогли великому полководцу добиться поставленной цели.

Третья команда: Обладал огромной силой воли и духа и Алесей Мересьев. Лишившись ног, Алексей не только не пал духом, но и поставил себе цель снова стать полноценным лётчиком. Чтобы добиться своей цели, Алексей, превозмогая невыносимую физическую боль, упорно занимался гимнастикой ног и учился ходить на протезах.

Учитель: Замечательно, теперь соединим тезис, аргументы и вместе напишем вывод.

Ответы учеников: Таким образом, эти примеры убеждают нас в том, что только человек несгибаемой воли преодолеет все препятствия на жизненном пути и добьется поставленной цели.

  Таким образом, героический пример Алексея Мересьева убеждает нас в том, что только сильный человек способен осуществить свою мечту. 

IV. Рефлексия. Подведение итогов.

Учитель: Ребята, мы с вами проделали огромную работу. Я желаю вам здоровья, как гласит народная пословица: В здоровом теле здоровый дух. Воспитывайте в себе волевые качества, которые помогут вам смотреть в будущее с оптимизмом и преодолеть все жизненные невзгоды.

Урок  заставил задуматься …,

Навел меня на размышления …

  Что нового вы узнали на уроке?

 Что вы считаете нужным запомнить?

  Над чем ещё надо поработать?

 Своей работой на уроке я  доволен;  

не совсем доволен;

  не доволен, потому что …

Домашняя работа.

  1. Написать сочинение-рассуждение «Что такое сила воли?» по тексту

Л. Пантелеева;

2. Подобрать аргументы из прочитанных произведений в поддержку тезиса, сформулированного вами на сегодняшнем уроке.

Преступление – это противозаконное, общественно опасное действие, нарушающее общественный правопорядок. Преступление неразрывно связано с другим понятием – с наказанием. Это некая кара, воздаяние за содеянное. Но всегда ли за преступлением следует наказание? Я считаю, что это утверждение правдиво. Человек, совершивший преступление, рано или поздно столкнется со своим наказанием, неважно, в какой форме оно перед ним предстанет.

В правильности своей точки зрения меня заставляет убедиться художественная литература. Чтобы доказать свою позицию, я хотел бы обратится к рассказу “Кнопка, кнопка” Ричарда Мэтисона. Главные герои получили “заманчивое” предложение от некоего мистера Стюарта. Его условия просты: если они нажмут на кнопку, то где-то в мире умрет незнакомый им человек, и они получат крупную сумму денег. Молодая пара из Нью-Йорка мечтает съездить в Европу, купить коттедж, завести детей. Деньги бы пригодились. Так, может, нажать? Один нюанс – ценой их благополучия должна стать смерть незнакомого им человека. Всего сутки Норма раздумывает над этим предложением, в отличие от своего супруга, которому все это действие кажется аморальным. Молодая женщина, не имеющая твердых принципов, делает то, что считает нужным. Финал рассказа трагичен, он показывает нам, что алчность никогда не приводит к добру. И что так легко одним движением совершить преступление – и разрушить свою жизнь. Ведь погибшим «незнакомым» человеком оказывается её муж, жизнь которого и застрахована на огромную сумму. «Кнопка, кнопка» – рассказа о том, как важно четко понимать свои жизненные приоритеты и принципы, не отступать от них несмотря ни на что. Это рассказ об искушении, о преступлении как следствии отсутствия морали и чувства ответственности за свои поступки. И о неизбежном наказании.

Еще одно произведение, которое приходит на ум, когда речь заходит о преступлении и наказании, — это рассказ Рэя Бредбери “Наказание без преступления”. Главный герой, Джордж Хилл, на почве ревности возымел желание убить свою жену. Благо, в этом мире существует способ совершить “преступление без преступления”. Джордж заказывает высокотехнологичную куклу своей жены, для того чтобы провести “очищающее”, по его мнению, преступление. Автор подчеркивает, как герой пытается оправдать предстоящее у себя в голове. Убийство не далось Джоржду легко, ведь кукла была слишком хорошо выполнена. Тем не менее, он довел дело до конца. Убивая копию своей жены, Хилл пытается убедить себя, что освободился от мук ревности, “очистился от гнева и жажды убийства”. Вскоре после убийства его арестовывают. Просидев в тюрьме несколько дней, Джордж раскаялся, признался самому себе, что он совершил преступление, что он – преступник. Однако раскаяние это длилось недолго: увидев свою жену живой, герой впал в истерику, начал требовать освобождения, крича о том, что он не убил ее. Но уже слишком поздно, суд вынес герою свой приговор. Почему же Рэй Бредбери так жесток к своему герою? По мнению автора, Хилл заслужил свое наказание, потому что преступна сама мысль о лишении человека жизни. Этим рассказом автор пытается сказать нам, что даже мысли могут быть преступны, а следовательно, даже мысли могут быть наказуемы.

Таким образом, преступление и наказание неразрывно связаны между собой. Как за любым нашим решением и поступком следует последствие, так за любым преступлением следует наказание.

Здравствуйте, Егор!

Вам удалось создать работу, отвечающую требованиям ИС. Вы владеете знанием композиции сочинения, верно подбираете произведения для аргументов.  Вместе с тем следует обратить внимание на речь.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.
Тема раскрыта. Во вступлении ответ на вопрос дан.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Аргументы представлены в аналитическом ключе, иллюстрируют ключевой тезис сочинения. Предпринята попытка осмысления произведений в аспекте заявленной темы.
Анализа произведений развернутый, убедительный.

Всего сутки Норма раздумывает над этим предложением

До этого Вы нигде не называли героиню по имени. Нужно или дать раньше имя, или пояснить, кто такая Норма.

К3 (логика и композиция) + 1 балл
Структура силлогизма ТЕЗИС-ДОВОД-ВЫВОД выдержана.

Обоснование

Но всегда ли за преступлением следует наказание? Я считаю, что это утверждение правдиво.

Вы ставите вопрос, а пишете УТВЕРЖДЕНИЕ. Указательное местоимение отсылает на предыдущее предложение (вопросительное).

К 4 (речь)+ 1 балл

Обоснование

Преступление – это противозаконное, общественно опасное действие, нарушающее общественный правопорядок. Преступление неразрывно связано с другим понятием – с наказанием.

повтор

Главные герои получили “заманчивое” предложение от некоего мистера Стюарта. Его условия просты

ЕГО- предложения или мистера? Неверное использование личного местоимения.

И о неизбежном наказании.

Еще одно произведение, которое приходит на ум, когда речь заходит о преступлении и наказании, — это рассказ Рэя Бредбери “Наказание без преступления”.

повторы

Просидев в тюрьме несколько дней, Джордж раскаялся, признался самому себе, что он совершил преступление, что он – преступник. Однако раскаяние это длилось недолго: увидев свою жену живой, герой впал в истерику, начал требовать освобождения, крича о том, что он не убил ее.

тавтология

преступна сама мысль о лишении человека жизни. Этим рассказом автор пытается сказать нам, что даже мысли могут быть преступны, а следовательно, даже мысли могут быть наказуемы.

Лишнее слово: А НЕ САМА?
НАМ- кому? «Повисшее» слово можете убрать его.
повторы

Как за любым нашим решением и поступком следует последствие

Когот Вы имеете в виду?

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: указать

Орфография

Пунктуация

Один нюанс ценой их благополучия должна стать смерть незнакомого им человека.

Двоеточие= пояснение

И что так легко одним движением совершить преступление – и разрушить свою жизнь.

В этом случае тире- авторский знак. Да, получилось очень эмоционально. И всё-таки на экзамене аккуратнее с авторским знаками: не все проверяющие могут одобрить постановку, посчитать пунктуационной ошибкой.  

Джордж раскаялся, признался самому себе, что он совершил преступление, что он преступник.

То же самое: авторский знак.
Очень хорошо, что Вы чувствуете выразительность знаков препинания, но будьте аккуратнее с ними, не переборщите.

Грамматика
шероховатость

Преступление неразрывно связано с другим понятием – с наказанием.

второй предлог С лучше убрать

Финал рассказа трагичен, он показывает нам, что алчность никогда не приводит к добру. ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И что так легко одним движением совершить преступление – и разрушить свою жизнь.

Неоправданная парцелляция- нарушение границ предложения.

Это рассказ об искушении, о преступлении как следствии отсутствия морали и чувства ответственности за свои поступки. ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И о неизбежном наказании.

Неоправданная парцелляция- нарушение границ предложения.

Автор подчеркивает, как герой пытается оправдать предстоящее у себя в голове.

подчёркивает, что…
обращает внимание на то, как…

Джордж раскаялся, признался самому себе, что он совершил преступление, что онпреступник.

повтор

Общий вывод по работе

Егор, молодец! У Вас получилась сильная работа. Ваше сочинение оценивается на «зачет». Проанализируйте мои замечания в  рецензии, и тогда на экзамене сумеете создать идеальную работу.

Удачи!

  • Популярные короткие сказки для детей
  • Популярные виды спорта в россии сочинение
  • Популярные детские русские сказки
  • Попугай рассказ для детей
  • Популярная сказка в россии на английском кратко с переводом 7 класс