Попросила сделать ребенка рассказ

В дагестане отец, хоронивший двух новорожденных детей, обнаружил в саванах кукол. мужчина обратился в полицию и обвинил в подмене сотрудников

В Дагестане отец, хоронивший двух новорожденных детей, обнаружил в саванах кукол. Мужчина обратился в полицию и обвинил в подмене сотрудников Ставропольского перинатального центра, считая, что младенцы могут быть живы. Однако во время проверки выяснилось, что его жена даже не рожала — все девять месяцев она обманывала мужа, притворяясь беременной. По словам женщины, она и сама настолько поверила в эту историю, что у нее начал расти живот. В обстоятельствах странной истории разбирались «Известия».

Куклы вместо младенцев

Случившееся больше похоже на страшный киносюжет: отец, хоронивший новорожденных близнецов, обнаружил вместо них пупсов из магазина игрушек. Видео с родового кладбища облетело все социальные сети: на кадрах убитый горем дагестанец Дауд Даудов, желавший попрощаться с детьми у выкопанной могилы, разворачивает погребальные покрывала и видит там обычных пластиковых кукол, набитых песком для лепки.

— Вот, Ставрополь, — почти кричал он. — В перинатальном центре на Семашко, 3, родились у меня дети. Я привез их в Дагестан хоронить. Начал вскрывать саван — вот что я увидел. Здесь куклы! Натуральные куклы! Значит, мои дети живы, да, получается? И я же их оплакивал!

Мужчина обратился в местный отдел полиции и рассказал, что в начале месяца его беременная жена Лаура ездила рожать в Ставропольский перинатальный центр. В ночь на 3 февраля она позвонила и радостно сообщила о появлении на свет двойняшек, крепких и здоровых. Однако утром 9 февраля младенцы неожиданно скончались из-за кровоизлияния в мозг.

Пластиковая кукла, обнаруженная в саване во время похорон «умерших» младенцев

Фото: соцсети

Жена вернулась домой и позвонила мне в слезах, сказала, что мы детей потеряли. Я приехал с работы в панике. С того момента от детей не отходил, они были на виду постоянно. Потом мы взяли их, поехали с родственниками хоронить на родовое кладбище. Яму выкопали возле дедушки. Братишка сказал, надо по-человечески сделать — открыть, положить. Я начал лицо открывать первого ребенка и увидел — глаз нет. Второго открываю — то же самое. Куклы маленькие, как будто дети. В памперсах, — рассказал Даудов.

Мужчина предположил, что над его женой «психологически поработали» сотрудники центра, которые должны были подготовить тела к погребению. Потому женщина якобы написала отказ от дальнейшего лечения, получила кукол вместо младенцев и вместе с ними поехала домой на такси.

Детей не было

На новость о «подмене» младенцев быстро отреагировали ставропольские власти. Губернатор Владимир Владимиров рассказал, что получил обращение от правоохранительных органов Дагестана, после чего «проверил все базы» — Лаура в перинатальный центр не поступала.

— И мертворождений, случаев гибели младенцев тут не было очень давно. А двойных, насколько мне известно, — никогда. К тому же в случае смерти тело родственникам передается не медучреждением, а патологоанатомической службой — после исследования. При такой передаче у родных есть возможность увидеть тело, — пояснил Владимиров.

Дауд Даудов

Фото: ИЗВЕСТИЯ

Следователи Следственного комитета, начавшие проверку, изучили документы и электронные базы и не нашли Даудову ни в одном из перинатальных центров города. Свою проверку провели и в краевом минздраве — и заявили о том же самом.

После этого, по данным РЕН ТВ, Лауру обследовали дагестанские медики и установили, что она не была беременна и не рожала. У женщины не было изменено состояние молочных желез и не появилось грудное молоко. Во время беседы со следователями она призналась, что обманула мужа.

Боялась потерять семью

На допросе Лаура расплакалась и рассказала, что у нее была ложная беременность и она не смогла раскрыть супругу правду. Семья пыталась завести ребенка, но у них ничего не получалось. На этот раз тест оказался положительным, но сделанные после УЗИ и анализ крови показали, что плода нет.

— Я не смогла сказать об этом мужу. Сама поверила, что ребенок есть. Внушила себе до такой степени, что у меня начал расти живот, я чувствовала шевеление. Мой организм работал так, будто я правда беременна, — сказала она.

По словам женщины, внутренний голос говорил ей, что нужно во всем сознаться, но она постоянно откладывала разговор на потом. Лаура замечала, как счастлив ее муж, потому не хотела огорчать его и сама продолжала «жить надеждой». В день рождения Дауда она солгала ему, что ждет двойню, о которой всегда мечтала сама.

— Когда я почувствовала шевеление, подумала, что ребенок действительно есть. Я не знаю, то ли это мое воображение, не понимаю, что это было. Я проживала ложь и считала ее правдой, — призналась женщина.

Лаура готовилась к «появлению» детей: купила вещи и кроватку и собрала сумку для роддома. Потом она сказала родственникам, что поедет в Ставропольский перинатальный центр, попросила не провожать ее из-за коронавируса, а сама неделю прожила в съемной квартире. Нашла в детском магазине двух пластиковых пупсов, засыпала в них песок для тяжести и целыми днями «сюсюкалась» с ними, просматривая на YouTube ролики про пеленание и кормление.

Лаура Даудова во время допроса

Фото: МВД Дагестана

— Я с ними нянчилась, и у меня было ощущение, будто это мои дети. Детского запаха не было, я купила кашку и замочила в ней вещи, высушила на батарее, одела пупсиков и запеленала, — сказала Лаура, добавив, что отправляла мужу, матери и свекрови фотографии младенцев из интернета и давала слушать по телефону детский плач.

Когда время подошло к «выписке», женщина стала обдумывать план действий. Она сказала семье, что дети умерли от аневризмы. Затем женщина завернула кукол в саван, вернулась домой и, сославшись якобы на слова муллы, попросила его не разворачивать.

— Я понимала, что это куклы, но душа болела так, будто я попрощалась с детьми. У меня было ощущение, будто мои дети умерли. Я выстрадала это, — завершила рассказ Лаура.

На похороны «детей» муж и родственники уехали без нее, их долго не было, и они не отвечали на сообщения женщины. Потом брат Дауда рассказал ей, что под саванами обнаружили кукол. Все были шокированы, потому что думали, что хоронят настоящих детей.

После случившегося в его семье Дауд Даудов заявил «Известиям», что намерен развестись с женой и больше не хочет с ней общаться. Однако позже источники сообщили журналистам, что он простил Лауру — по крайней мере попросил следователей не возбуждать против нее уголовное дело.

Ложная беременность

Явление «ложная беременность», с которым столкнулась Лаура, редко, но встречается в медицинской практике. В этой ситуации женщины могут чувствовать стандартные признаки беременности: прекращение менструации, увеличение живота, токсикоз, и даже тесты иногда показывают им положительный результат.

— Женщина убеждает себя, что она действительно ждет малыша, и у нее появляются все симптомы вплоть до шевеления в животе. Но они связаны с газообразованием, с повышенной перистальтикой кишечника, — рассказала «Известиям» гинеколог Елена Ордиянц.

По ее словам, диагностировать ложную беременность достаточно просто: женщине следует сдать анализ крови на бета-ХГЧ, а также сделать УЗИ органов малого таза. В дальнейшем пациентке требуется скорректировать психическое состояние, а затем вернуться к гинекологу, чтобы восстановить менструальный цикл и назначить необходимую терапию.

Большинство таких женщин подвержены депрессиям и неврозам, потому, как правило, они обращаются к профильным специалистам и не всегда наблюдаются у гинекологов, отметила Ордиянц.

Фрагмент протокола допроса Лауры Даудовой

Фото: соцсети

Психиатр Надежда Соловьева объяснила «Известиям», что с подобными ситуациями, как правило, сталкиваются женщины, которые мечтают о беременности, но по каким-то причинам не могут родить или потеряли ребенка. Данное расстройство относится к группе конверсионных и может протекать на невротическом или психотическом уровне.

При последнем женщина, считающая себя беременной, отказывается верить врачам и результатам анализов и может годами искать специалиста, который «признает» ее положение.

— Психотическое состояние более тяжелое, при нем есть нарушения поведения, обман восприятия, галлюцинации, восприятие объекта без объекта (на примере с теми же куклами), бред и ложные умозаключения. Здесь человеку необходимо психотерапевтическое лечение, чтобы помочь адаптироваться к полноценной жизни, — сказала врач.

В данном случае, добавила она, терапия нужна не только самой женщине, но и всем членам ее семьи.

Из чувства вины

В России случаи ложной беременности чаще всего встречаются на Северном Кавказе, говорят психологи. В этом регионе сложились древние традиции, согласно которым главная роль женщины заключается в материнстве и продолжении рода, иначе она считается «неполноценной». Обман в таком случае может быть способом успокоения и защиты от осуждения, в том числе и близких людей.

— В данном случае женщина могла внушить себе, что она беременна, из чувства вины перед мужем и семьей, которые ждали наследников. В дальнейшем она, судя по всему, чувствовала себя небезопасно, жила в страхе, и ей лучше было придумать такую историю, чем столкнуться с непринятием и гневом близких, — считает психолог Мария Дмитриева.

Мать Лауры Даудовой

Фото: ИЗВЕСТИЯ

По мнению психолога Елены Рагозиной, главное, в чем сейчас нуждается Лаура — в поддержке своей семьи и специалистов. Сейчас женщине необходимо реабилитироваться после случившегося, а затем выйти на путь материнства с помощью врачей и психологов.

Сама Лаура отказалась общаться с журналистами, а ее мать попросила прессу не беспокоить дочь. По ее словам, у девушки развилось психическое расстройство и сейчас ей в первую очередь требуется покой и лечение. Женщина попросила прощения за инцидент у всех, кого он коснулся, и отметила, что всё случившееся — беда ее семьи, которая может произойти с каждым.

Ссоры и конфликты в близких отношениях — это нормально! Как происходит примирение и почему не стоит требовать немедленных извинений, объясняет психолог Анна Скавитина.

Попросила сделать ребенка рассказ

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Как ссориться правильно?

Начиная с момента, когда ваш ребёнок делает первые самостоятельные шаги — и вдруг начинает хотеть совсем не того, что хотите вы, приходит Время Конфликтов, а заодно и ощущения себя плохой матерью или отцом. Теперь ваши потребности и желания далеко не всегда совпадают с потребностями и желаниями ребёнка. Вы хотите пойти гулять, а он не хочет одеваться, вы хотели бы накормить его супом, а он ни на что, кроме шоколадки, не согласен, вы хотели пойти в магазин, а он отказывается остаться дома с бабушкой. Конфликты становятся обыденностью, могут происходить несколько раз в день, что… нормально в любых близких отношениях. Поэтому навыки разрешения конфликтов становится действительно важным инструментом для каждого родителя. Если вы умеете справляться с ними конструктивными способами, ваш ребенок будет жить в эмоционально безопасном мире.

Когда за ссорой следует примирение, любые ссоры в семье будут выглядеть гораздо менее страшными и угрожающими, даже в случаях, если родители были слишком нетерпеливы и раздражены. Когда они взрываются и выплескивают гнев, это, как правило, выглядит для детей пугающе и травмирующе, они могут чувствовать себя подавленными, пойманными в ловушку и растерянными. Они, почувствовав на себе всю силу родительского гнева, нуждаются в большом количестве сознательных усилий, которые должны приложить родители для восстановления тёплых отношений. А если родители не делают ничего примиряющего и надеются, что ребёнок как-то сам возьмёт и помирится, «ведь он же первый начал», «он же виноват», «что он плачет, это я должна плакать», ребенок бессознательно начинает развивать защитные психологические механизмы, которые помогают ему самому справляться в непростое время.

Это вроде бы правильно — справляться самому, но он осваивает часто не самые здоровые способы. Например, «витать в облаках» — как бы переставать слышать происходящее, и можно говорить ребёнку всё, что угодно двадцать пять раз, он не здесь, вас не услышит. Или начинает «отключать мозг» — переставать думать, и сколько угодно вы можете ему что-то объяснять, ничего не выходит. Ещё можно «изображать снеговика» — делать замороженное лицо и переставать чувствовать то, что происходит внутри, а заодно и терять эмпатию и сочувствие к другим людям.

Часто детям просто не хватает психических сил на другие стороны жизни после конфликтов: им трудно осваивать новое, учиться в школе, выстраивать отношения с друзьями. У некоторых детей запас психической прочности и без этого не велик, и их даже небольшие конфликты и недоразумения могут выбивать из колеи надолго, поэтому примирение, сглаживание конфликтов помогает им быстрее восстановиться.

Попросила сделать ребенка рассказ

Зачем мириться?

Есть много способов восстановить вашу связь — даже если вы не сдержались и накричали, или ещё как-то не очень адекватно выразили свои переживания, много способов передать своё раскаяние и желание примириться. Главное — ваше намерение, если оно есть — всё получится. Важно: если в семье регулярно практикуется восстановление отношений после конфликтов, то ребенок развивает хорошие навыки коммуникации, доверяет своим родителям, и это будет его серьезным психическим багажом, который он сможет использовать во время непростых жизненных испытаний. Потому что он будет знать, что:

  • Примирение возможно и на этот раз
  • Я буду услышан и признан
  • Я имею право выражать чувства, вызванные конфликтом
  • Я имеют право не соглашаться, сопротивляться, имею право на своё мнение, могу вести переговоры или бунтовать
  • Мы сможем всё разрешить
  • Наши тёплые отношения всегда останутся, потому что конфликт не означает потерю отношений
  • Мой родитель всегда помнит обо мне и возвращает меня к вере в себя
  • Я смогу научиться навыкам восстановления самого себя и отношений с другими после конфликта

Дети готовы бесконечно вас прощать. По крайней мере — до подросткового возраста!

Что делать, если поссорились?

Извиниться!
Если вы говорите «мне жаль», когда вы все еще расстроены и злы на ребёнка, это может ввести в заблуждение: дети чувствуют ваше разочарование, даже если вы его не показываете (и особенно если вы стараетесь ничего не показывать). Ребёнок чувствует, что вы ещё обвиняете его, и будет винить себя за то, что испортил отношения с вами, а не по тому поводу, по которому вы ругались. И будет злиться — или на вас, или на самого себя. Чтобы сообщения не выглядели противоречивыми, вы можете сказать что-то вроде: «Мне очень жаль, что я кричала, я потеряла самообладание. Я знаю, что мне все еще нужно успокоиться, и я сейчас начинаю успокаиваться», — это покажет ребенку, что вы остановились, а опасность нарастания конфликта, вероятно, закончилась. Вы также показываете, как можно честно говорить о своих чувствах, даже если они негативные и пугающие.

Мне жаль, но…
Попробуйте воздерживаться от «но» в конце, например, «Мне жаль, что я кричал на вас, но я уже даже не знаю, что еще ещё делать, потому что вы не слушаетесь меня, и такое происходит каждый раз!». Так вы не миритесь, а продолжаете нападение. Ребёнок продолжает чувствовать себя виноватым, он чувствует давление, он не может «простить», потому что вы его не прощаете. Даже взрослому человеку очень трудно иметь дело с противоречивыми сообщениями.

Попросила сделать ребенка рассказ

Все еще злитесь?

Если у вас еще не появилось желания помириться, то стоит вспомнить способы справиться со своей болью и обидой, чтобы поскорее захотеть вернуться к тёплым отношениям. Но это нормально, что вы расстроены: вы имеете право на свои чувства (но это не значит, что вы имеете право делать всё, что появляется в этот момент в ваших фантазиях). Как справиться со своими эмоциями здоровым образом? Каждый родитель нуждается в легкодоступном для него лично списке с различными вариантами саморегуляции. Развитие таких навыков укрепляет вас как родителя, помогает справляться с теми событиями, которые были у вас в прошлом и причиняли вам боль, предоставляет вам инструменты, которым стоит научить и детей, чтобы помочь им с их переработкой чувств. Например, в вашем списке может быть вот что.

1. Выйти из помещения и медленно выпить стакан воды
2. Глубокое дыхание, которое помогает вывести гормоны стресса из тела, буквально их «выдохнуть»
3. Самоубеждающие утверждения (аффирмации). Например: «Я сейчас смогу взять себя в руки и успокоиться, у меня все получится, я хороший родитель»
4. Медитация
5. Выражение чувств в письменном виде
6. Слезы (поплакать и правда помогает!)
7. Звонок другу
8. Специальный плейлист с музыкой, которая радует или помогает расслабиться
9. Принять ванну с пеной или солью
10. Потанцевать или попрыгать под музыку
11. Порисовать
12. Выйти на улицу (в парк, в сад)

Составьте собственный список, чтобы помнить, что возвращает вас к самим себе, распечатайте его и повесьте на видное место. Удивительно, но когда мы в стрессе, в состоянии беспомощности — мы и не вспомним ни одного пункта из этого списка.

Мама, извини!

Как правильно реагировать на желание ребенка помириться? Любые попытки извинений — принимаем и поддерживаем! Если ребёнок пытается забраться к вам на колени, обнять за шею, что-то сказать, не отталкивайте его. Уважайте любые попытки выразить раскаяние. И не стоит добавлять критики: «Ой, ну что значит извини-извини, как будто ты перестанешь это делать навсегда!». Ребёнок будет чувствовать при этом стыд, и его желание восстанавливать с вами отношения или искать компромиссы от этого точно не усилится. Сам конфликт — это уже испытание и наказание, поэтому лучше не добавлять туда ещё и стыд. А что если ребёнок говорит «Ну извини, это ты хочешь услышать?!» — или что-то подобное сердитым голосом? Поймите, пока он не сможет почувствовать себя в безопасности, он не сможет и понять, что происходит, и искренне раскаяться, даже если он точно не прав. Лучше помочь ему успокоиться понятными ему способами, или сказать: «Я слышу, что ты все еще расстроен, тебе не нужно сейчас извиняться», или «Если ты все еще расстроен, я могу помочь, хочешь, мы разберемся с этим вместе?», или «Может, тебе нужно что-то, чтобы справиться со своими чувствами?»

Мы все имеем право чувствовать то, что чувствуем. А чтобы прожить и переработать свои чувства, чтобы пройти через гнев, вину, стыд, прежде чем действительно почувствовать раскаяние, и взрослым, и детям нужно столько времени, сколько… нужно и необходимо. Формальное требование «а ну давай быстро извинись передо мной!» не приводит ни к чему хорошему, лишь дает понять, что есть такие «волшебные слова», которые снимают с тебя ответственность за любой поступок. Сделал — извинился, сделал — извинился без какого-то осмысления. «Что вы от меня хотите? Я же извинился!!!»

Попросила сделать ребенка рассказ

Важно помнить!

Дайте ребенку время и поддержку, пусть у него будет возможность показать вам свои обиды. Вероятно, самый важный аспект примирения -это дать разрешение на высказывание переживаний про конфликт, рассказ про то, как конфликт повлиял на него. Если родитель говорит: «Ладно, ну мне жаль, что я кричал на тебя, я люблю тебя, давай обнимашки и всё, помиримся», — ребенок оказывается один на один со своими чувствами, он не имеет безопасного места, чтобы показать, поделиться, освободиться, с кем-то переработать трудные для него чувства, вызванные конфликтом. Когда вы сердитесь на него, это делает ему больно, и он тоже сердится на вас. Это нормально и понятно: если на вас разозлился начальник, то вы тоже злитесь на него. Вы можете сказать, например: «Мне очень жаль, я вышла из себя и кричала на тебя, это было трудно для тебя, я могу себе представить. Тебе, наверное, было очень неприятно. Ты испугался? Расскажи мне, пожалуйста.»

Решение проблем происходит только после восстановления отношений. Когда тёплые отношения восстановлены, можно говорить о том, что можно было бы сделать по-другому или в другое время. Когда вы помогаете детям чувствовать себя в безопасности, показываете, что они любимы, вы верите в то, что они научатся действовать иначе, и это облегчает планирование действий на будущее — шаг за шагом.

Вы строите устойчивость ребенка к конфликтам в мире. Когда дома становится меньше ссор, или они, как правило, заканчиваются конструктивным разрешением, это снижает для ребенка риск конфликтных отношений с другими людьми вне семьи. Ребёнок теперь знает, как обращаться с ссорами, он становится активным участником их урегулирования дома — и эти навыки снижают чувство бессилия в подобных ситуациях на детской площадке, в садике, в школе.

Навыки для жизни. Дети, родители которых учат их здоровому способу мириться после конфликтов, используют эти навыки в конфликтах с другими — сначала в детстве, а затем в подростковом возрасте и взрослыми. Дети, которые меньше боятся конфликтов, имеют прочный фундамент эмоциональной безопасности, что позволяет им быть более честными, разрешает быть самими собой, не бояться показывать свои ошибки и проблемы. Это значит, что они и правда смогут учиться на ошибках — и использовать все возможности для своего развития.

Читайте также:

Я с тобой не разговариваю! Почему нельзя наказывать ребенка молчанием?

12 простых, но эффективных способов перестать кричать на детей

«Не хочу и не буду!»: как договориться с упрямым ребенком

Фото: fizkes, Liderina, VGstockstudio/Shutterstock

eda

Сначала  я думала назвать эту статью: «Как кормить дочку в 3 года, чтобы в 30 у нее были проблемы с лишним весом.» Но передумала…

Потому что это было бы дискриминацией по отношению к мальчикам. Тем несчастным мальчикам, которых тоже взрослые вынуждают есть.

Еда – естественная потребность организма. Голод и жажда – первичные инстинкты самосохранения. Попробуйте забыть накормить младенца. Он известит вас о голоде громким криком и не успокоится, пока его не накормят. Ребенок лучше знает, когда и сколько ему надо есть.

Удивительно, как отчаянные сторонницы кормления по требованию к годовастию ребенка превращаются в традиционных уговаривателей «ложечку за маму, ложечку за папу, ложечку за троюродную тетю». А еще через пару лет настает период ультиматумов: «Пока не съешь, из-за стола не выйдешь!» ( Варианты: «Не включу мультик», «Не дам конфету», «Не куплю игрушку»)

Естественный аппетит? Не, не слышали…

Был в моей жизни недолгий период работы консультантом в центре снижения веса. Там работали с людьми, чей лишний вес не являлся следствием тяжелого заболевания. Относительно здоровые (относительно – потому что с лишними кг к ним приходили отдышка, гипертония, варикоз и т.л.) располневшие женщины сетовали на роды, возраст, наследственность. И очень тяжело, с сопротивлением, которое приходилось ломать психотерапевту, принимали факт, что на самом деле причина лишнего веса  — неправильное пищевое поведение, пищевые привычки, в том числе усвоенные в детстве.

Когда вы идете на разные манипуляции, чтобы скормить порцию чего-либо ребенку, подумайте о его будущем. Не совершаете ли вы ошибку?

История Марины

Бабушка говорила, что еду нельзя выбрасывать. Бабушка радовалась и хвалила, когда Марина все доедала и подчищала тарелку кусочком хлеба. Бабушка часто читала рассказ «Общество чистых тарелок». Бабушка говорила «Хорошие дети всегда съедают все, что положено на тарелку» Бабушка учила, что в гостях надо есть с добавкой, чтобы хозяевам было приятно. Марина очень хотела быть хорошей девочкой, хотела, чтобы ее хвалили, хотела, чтобы бабушке и другим людям было приятно… Марина выросла, вышла замуж, родила двух детей, кормила семью обедами и ужинами. По-прежнему считала, что тарелки после еды должны оставаться пустыми. И никогда не выбрасывала еду. Хорошая девочка Марина не могла навязывать мужу и детям свои правила. Но и отказаться от них не могла. Поэтому всегда доедала все, что оставили на тарелках муж и дети. Систематические переедания привели к набору лишнего веса.

История Натальи

В ее детстве было правило: «Съешь, что положили на тарелку — получишь конфету.» С годами выработалась потребность любой прием пищи заканчивать десертом. Иначе она не чувствовала сытости и удовлетворения. Каждый день минимум четыре конфеты. С другой стороны, когда просто хотелось сладкого, внутренний выдрессированный ребенок напоминал, что сначала надо съесть что-то не сладкое. И, даже при отсутствии голода, Наталья ела суп или кашу, чтобы позволить себе съесть конфетку…

История Ирины

Воспитатель детского сада грозно вещала: «Пока не съешь, из-за стола не выйдешь!» А еще угрожала вылить суп за шиворот, тому, кто этот суп недоест. Ирина верила, что именно так воспитатель и поступит.  Один раз Ирина даже спрятала в карман ненавистную рыбную котлету, а потом на прогулке зарыла ее в землю на участке за верандой. Второй раз этот трюк провернуть не удалось. Воспитатель заметила, громко ругалась, стыдила котлетную аферистку перед всей группой. Ирина выросла, но остался какой-то  подсознательный страх, установка, что съедать надо все, что лежит на тарелке, даже через «не хочу»

История Марии

Худенькую Машеньку всеми способами мама пыталась накормить. Мама бегала за Машей с ложкой по квартире, уговаривала, завлекала, рассказывая сказки. А потом в доме появился видеомагнитофон и видеокассеты с мультиками. Это было мамино спасение. Мама стала кормить Машу перед телевизором. Пока Маша смотрела мультик, она охотно открывала рот и жевала. Маша любила мультики и старалась долго жевать. Потому что знала, что, как только она перестанет есть, мама выключит мультик. У взрослой Марии осталась привычка есть перед телевизором. Или за чтением. Или за компьютером. Или хотя бы в компании за оживленной беседой. Обязательно что-то должно происходить параллельно с приемом пищи. А когда что-то происходит параллельно, то концентрация внимания уже не на приеме пищи, контакт с организмом нарушен, и очень легко пропустить момент насыщения, переесть. С другой стороны, когда Мария просто смотрела телевизор, ее постоянно тянуло что-нибудь пожевать…

История Светланы

В детстве Светлану не кормили насильно, не поощряли сладким, не развлекали телевизором во время еды. Но проблема с лишним весом во взрослом возрасте у нее все-таки появилась. Потому что ее постоянно тянуло на «вкусненькое». Когда маленькая Светочка падала и ушибалась, ей говорили: «Не плач, на конфетку!» Когда ее вели на прививку, ей обещали, что будет чуть-чуть больно, зато потом она получит шоколадку. Когда однажды в парке ее, семилетнюю,  не пустили на аттракцион, потому что было возрастное ограничение «старше 12 лет», папа сказал: «Не расстраивайся, зато мы сейчас пойдем и налопаемся мороженым» Когда она ревела из-за плохой отметки за экзамен, мама гладила ее по спине и спрашивала: «Доченька, что тебе приготовить?» Во взрослой жизни Светланы стрессов и огорчений стало гораздо больше. Но у нее был сформированный в детстве поведенческий стереотип: когда грустно, больно, тоскливо, одиноко – надо съесть что-нибудь вкусненькое. Заедая стрессы, Светлана набрала лишних 40 кг.

Все эти примеры объединяет одно: употребление еды не по голоду и прекращение приема пищи не по сигналу наступления сытости. Постоянно уговаривая, принуждая ребенка съесть еще ложечку через «не хочу», доесть до конца, мы нарушаем естественный контакт с телом. Ребенок перестает чувствовать, голоден он или сыт. Во взрослом возрасте начинает ориентироваться не по внутренним сигналам организма (хочу есть), а по внешним факторам (пора пообедать).

«А как же его не заставлять? Он же сам есть целый день ничего не будет!» Конечно не будет. Если его ранее постоянно заставляли есть, а потом вдруг оставили в покое, какое-то время ребенок будет наслаждаться правом ничего не есть и демонстративно отодвигать тарелку. Но потом инстинкт самосохранения возьмет верх над амбициями.  Важно чтобы при этом в свободном доступе не было печенья, конфет и прочих сладостей. Иначе ребенок будет питаться только ими.

mancareЕсли  в очередной раз маме захочется «докормить» ребенка, то стоит притормозить и задуматься: « Что меня вынуждает так поступать?»

Стереотипы из прошлого? Свои установки: съедать нужно все, что положено на тарелку. Пожалуйста, не пересаживайте на ребенка своих тараканов.

Боязнь, что ребенок останется голодным? Поверьте, ребенок себе не враг, у него еще контакт с телом не разорван. Поест, когда проголодается.

Желание, чтоб ребенок набрал вес? Что с того, что он самый худой в группе, если ребенок здоров, активен и доволен жизнью.

Жаль продуктов? Жаль усилий, потраченных на приготовление? «Я старалась, готовила, а он не ест»  Пожалейте лучше ребенка. Насилие едой – далеко не лучшая форма проявления родительской заботы.

И еще пара маленьких наблюдений.  Аппетит у ребенка будет лучше, если привлекать его к процессу приготовления. Ведь это будет блюдо, которое он сам приготовил! (мама лишь чуть-чуть помогла) А овощи у многих детей лучше всего съедаются в виде супа-пюре с сухариками.

Психолог Анна Быкова

  1. Home

  2. Герои
  3. Дела
  4. Интервью
  5. «Даже в мыслях не было отказаться» — истории родителей детей со спина бифида

25 октября — Всемирный день информирования о Spina Bifida. С латыни это переводится как ‘расщеплённый позвоночный столб’. Спина бифида — врождённый порок, при котором позвонки во время развития плода не смыкаются полностью. Из-за этого у большинства детей появляются множественные нарушения: спинномозговая грыжа, проблемы с недержанием мочи и кала и дефекты двигательной системы. Сама болезнь никак не влияет на продолжительность жизни ребёнка. 

Грыжу спинного мозга можно увидеть на УЗИ с 12-й недели. На 24–26-й неделе беременности можно сделать внутриутробную операцию, которая способна снизить осложнения у малыша. Если порок обнаружили после 24–26-й недели, операцию ребёнку проводят после рождения — в первые часы жизни. Обе операции можно сделать по полису ОМС. 

В России детям со спина бифида помогает благотворительный фонд «Спина бифида». НКО занимается поддержкой детей и взрослых с врождёнными нарушениями спинного мозга, консультирует родителей, проводит просветительскую деятельность и помогает сиротам со спина бифида. «Филантроп» поговорил с тремя мамами детей с этой болезнью, которые обращались в фонд за поддержкой и нашли её. 

Наталья Макарова, мама Ани со спина бифида. Девочке сделали внутриутробную операцию в Цюрихе. Живут во Владимире

Наталья Макарова и ее дочь Аня. Фото из семейного архива

Наталья Макарова и ее дочь Аня. Фото из семейного архива

Наталья Макарова и ее дочь Аня. Фото из семейного архива

Наталья Макарова и ее дочь Аня. Фото из семейного архива

В октябре 2017 года во время беременности я пришла к генетику, поскольку у меня были завышены какие-то генетические анализы. Врач сказал мне срочно бежать на УЗИ. Там доктор очень долго смотрела на мои результаты и молчала — была такая звенящая тишина. Потом она вызвала другого врача, с которой они перешёптывались, тыкали в экран, ничего не говоря мне. Я услышала только слово «синдром», поэтому в какой-то момент не вытерпела и спросила, в чём дело.

Мне ответили: «Хорошо, что вы так рано пришли, — а у меня была 19-я неделя беременности, — успеете на прерывание. Если ребёнок родится, то будет тяжёлым умственно отсталым инвалидом. Таких детей не рожают». Я пошла к доктору, она тоже посоветовала прерывать беременность. 

Я спросила пол ребёнка, и мне ответили, что будет девочка. У меня уже было три старших сына, эту беременность мы очень ждали.

Когда мне сказали, что будет девочка, у меня была такая радость, что я даже забыла, что она больна.

Я вышла и сказала мужу: «Да, всё плохо, врачи отправляют нас прерывать, сейчас пойдём к генетику, но я сразу говорю — никакого прерывания, и точка». 

Естественно, генетик посоветовала прерывать беременность, поскольку у ребёнка гидроцефалия (скопление лишней спинномозговой жидкости в желудочках внутри головного мозга. — Прим. «Филантроп»), огромная голова, которая к началу родов должна была стать ещё больше. Когда я мужу сказала, что у нас девочка, он сразу заулыбался, стал счастливый, и ему уже тоже её болезнь была безразлична. Мы поехали домой, когда муж сказал: «Что [делать], какая родится, такая и родится, так [значит] дано». Он принял эту ситуацию спокойно, и мы решили делать [всё], что в наших силах. 

Врачи не сказали правильного диагноза, а написали перечень пороков: гидроцефалия, синдром Арнольда Киари и спинномозговая грыжа. Все эти три порока по отдельности означают одно, а в спина бифида, которая сочетает это всё, — другое. Врачи объясняли всё неправильно, говорили, что главная проблема — в голове, что нужно искать, кто прооперирует голову, а спина и грыжа — это всё ерунда. Если бы они написали «спина бифида», я могла бы получить более полную информацию по диагнозу и понять, что всё дело именно в спине.

«В жизни возможно все. Надо только протянуть руку»: Инна Инюшкина о помощи и Spina bifida

На одном из приёмов врач-генетик сказала, что где-то в мире делают внутриутробные операции. Я начала искать, и мне попалась статья Екатерины, которой первой в России сделали внутриутробную операцию в Цюрихе. У её ребёнка был диагноз «спина бифида», а у моего — нет, поэтому я думала, что это другая история. В итоге я с ней созвонилась, и стало понятно, что у моего ребёнка тоже спина бифида. Екатерина рассказала про благотворительный фонд «Спина бифида», который был готов отправить меня на операцию в клинику.

Мы готовились к поездке месяц: делали загранпаспорта, визу, анализы. Через месяц мы с мужем и сестрой поехали в Германию. У меня не было страха перед операцией и перед возможными последствиями. Мне было страшно лететь в другую страну, поскольку мы до этого не выбирались за границу. В Цюрихе нас встретили волонтёры из русской православной церкви, которые помогли нам с переводом с немецкого и с продуктами. 

Операцию назначили на 6 ноября 2017 года. Клиника выставила за неё счёт в 10 миллионов рублей — для меня это была нереальная сумма. Фонд полностью взял на себя все обязательства, заключил договор с клиникой. Я смотрела каждый час, как люди переводят деньги: кто 100 рублей, кто несколько тысяч. Куратор сбора присылала мне сообщения с пожеланиями к платежам — поддержка была очень большой.

Операцию сделали на 24-й неделе, всё прошло хорошо. До родов мне надо было находиться рядом с больницей, чтобы приходить на обследования. Я родила раньше срока, но обычно с такой операцией так и происходит (внутриутробная операция повышает риск преждевременных родов и осложнений при беременности. — Прим. «Филантроп»). Аня весила 2 килограмма 250 граммов, но всё было нормально, она сразу задышала. Три недели после операции мы лежали в клинике, врачи обследовали дочь со всех сторон, делали МРТ, обследования мочевого пузыря, её смотрели ортопеды. Врачи сказали, что с ребёнком всё нормально, и разрешили ехать домой, посоветовав приезжать поначалу каждые три месяца на контрольное обследование, а в целом — жить так, как будто это обычный здоровый ребёнок.

Ещё доктора посоветовали следить за размером головы [чтобы избежать гидроцефалии]. Когда я принесла назначения врача из Швейцарии нашему российскому педиатру, она сказала, что ничего не понимает. Я попросила показать, как мерить голову для отслеживания течения болезни, но никто в поликлинике ничего не знал. Я позвонила в фонд и спросила, что делать. НКО связала меня с эрготерапевтом, Анной Лучниковой, которая объяснила, что мне делать с ребёнком и к каким специалистам ещё обратиться. Фонд направил меня к российским нейрохирургу, ортопеду, урологу. Я до сих пор с ними консультируюсь.

У Ани хороший итог внутриутробной операции — у неё почти не пострадали внутренние органы. Дочь развивалась с небольшим отставанием в двигательных функциях. Она начала рано говорить, понимать, но ходила за ручку или за поручень, у неё были проблемы с равновесием. До трёх лет мы постоянно наблюдались в Цюрихе, обследование там нам оплачивал местный фонд М. Мойли, и я обращалась к специалистам в Москве. В два года после МРТ мы провели фиксацию — высвобождение — спинного мозга.

В три года в Цюрихе во время проверки ноги на рентгене мы увидели, что деформируются суставы. Надо было срочно делать пластиковые ортезы, которые жёстко фиксируют ногу и не дают ей уходить. Ортезы — это очень дорогое удовольствие, обычно их выдаёт государство, но у Ани тогда не было инвалидности. А они нужны были срочно, поэтому мы обратились за помощью к фонду «Спина бифида», который помог за четыре дня собрать 60 тысяч рублей и закупить ортезы. 

Ирина Кулькова, мама девятилетней Насти со спина бифида. Девочке сделали операцию через два месяца после рождения. Живут в Нижегородской области

Ирина Кулькова и ее дочь Настя. Фото из семейного архива

Ирина Кулькова и ее дочь Настя. Фото из семейного архива

Настя Кулькова. Фото из семейного архива

Настя Кулькова. Фото из семейного архива

Настя Кулькова. Фото из семейного архива

Настя Кулькова. Фото из семейного архива

Я узнала о диагнозе [у своей дочки] за три дня до родов: приехала в роддом, мне сделали УЗИ — и начался ад длиною в три дня. Я ходила по разным врачам, но мне говорили только: «Всё потом, после постановки диагноза». Меня отправили из Дзержинска в Нижний Новгород, чтобы сделать 3D-УЗИ. Там подтвердили, что у ребёнка спинномозговая грыжа Арнольда Киари и все сопутствующие спина бифида [заболевания]. Меня привезли в роддом с рекомендацией делать кесарево сечение. По какой-то причине врач этим рекомендациям не последовала, и я рожала сама. Во время родов [у ребёнка] лопнул грыжевой мешочек, в котором находилась спинномозговая жидкость — ликвор. Он вытек наружу, что ухудшило состояние дочери. 

Настюша родилась с разорванной грыжей, её отправили в детскую больницу. Туда приехал местный нейрохирург и отказался делать операцию, якобы потому, что это нецелесообразно и ребёнок не выживет. Он рекомендовал перевязываться и тянуть время, которое отведено ребёнку. 

У нас была очень хорошая заведующая детским отделением, которая посоветовала попасть в Москву к нейрохирургу Дмитрию Зиненко. Через друзей и знакомых мы отослали ему все документы и поехали в столицу с двухмесячной Настей на операцию. Дочери поставили эндоэкспандер, который растягивал кожу, — её не хватало для закрытия дефекта. Дочка пролежала под этим устройством две недели, только после этого ей удалили грыжу, сделали сечение и закрыли дефект. Когда нас отправили домой восстанавливаться, ей было четыре месяца. 

О фонде «Спина бифида» я узнала в больнице от волонтёров другого НКО. Они купили нам коляску активного типа, а потом меня познакомили с куратором Марией Коротковой, которая предлагала программы помощи. К нам приезжал на дом эрготерапевт, который осматривал ребёнка и делал заключение, что необходимо сделать.

Настя после операции лежала то на животе, то на боку до восьми месяцев, она никак не развивалась, у неё очень долго заживал шов. После года мы начали заниматься ортопедией: помимо грыжи у дочери были врождённые вывихи бёдер и косолапие из-за искривлённых суставов. Она не могла ровно сидеть, суставы уходили в разные стороны, спина искривилась. В 1,2 года Настя начала сидеть и нормально развиваться. 

Дочь прошла через множество операций: было по пять операций на колени и на стопы, а ещё две — на тазобедренные [суставы]. К четырём годам Насте сделали операцию на колени и на стопы, после чего она встала в аппарат для ходьбы, в котором ходила до шести лет.

[Сейчас наша жизнь протекает по следующему сценарию]: мы два месяца реабилитируемся, месяц проводим дома. Я слежу за урологией дочки, проверяю почки, мочеполовую систему. Восстановление шло медленно, пока дочь не попала в бассейн. Настя с шести лет занимается в паралимпийской группе бассейна в местной школе олимпийского резерва для людей на инвалидных колясках. В 2020 году она взяла два первых места в области, а в этом году защитила первый юношеский разряд по плаванию.

Когда я родила Настю, в роддоме мне сказали: «Откажись, ребёнок будет больной, ты молодая, родишь ещё». У меня даже мысли не было об этом.

До того как у Насти появилась активная коляска, она ползала в песочнице, а родители здоровых детей кричали им не подходить к моему ребёнку, потому что она «больная». Однажды Настя у меня спросила, почему у неё такие ноги, почему она не может взять и пойти. Мы обсудили с ней, что каждый человек не до конца здоров: есть незрячие, глухие люди, у кого-то нет руки, кто-то не может ходить — мы все не идеальны. Я объяснила дочери, что она родилась со своей болезнью, но это не мешает ей общаться, учиться, дружить, плавать, разговаривать, есть, дышать. Сейчас Настя во втором классе, она на домашнем обучении, к ней приходят учителя. В итоге вопросы сошли на нет, потому что мы ведём активную жизнь: гуляем, ходили в садик и во всякие кружки, путешествуем, общаемся с людьми с инвалидностью и без неё. 

Мы учим нашу дочь никого не бояться, жить свободно и так, как она сама хочет. Как мама я хочу, чтобы мой ребёнок был социализирован, чтобы у неё была своя цель, хобби, чтобы она занималась любимым делом. Она мечтает попасть на Паралимпийскую олимпиаду по плаванию, мечтает получить [звание] мастера спорта. Они с тренером идут к этой цели. 

Анна Роха, мама шестилетнего Миши Захаревича со спина бифида. Мальчика усыновили из детского дома. Живут в Сочи

Анна Горохова и ее сын Миша. Фото: Артем Пашуто

Анна Горохова и ее сын Миша. Фото: Артем Пашуто

Анна Горохова и ее сын Миша. Фото: Артем Пашуто

Анна Горохова и ее сын Миша. Фото: Артем Пашуто

Мне кажется, что у каждого ребёнка должна быть мама. А уж тем более у детей, которые родились с каким-то недугом, они не должны с этим сами справляться. Я читала блоги многих приёмных мам: Фатиму Медведеву, у которой два приёмных сына, и оба с диагнозом «спина бифида»; Людмилу Санникову с двумя приёмными детьми со спина бифида — Витей и Алисой; Ольгу Комарову, у которой тоже двое детей со спина бифида — Саша и Ангелина, и других. Наблюдала за эволюцией их родительства, среди них были те, кто брал детей со спина бифида. Мне всегда было непонятно — зачем? Это же сложный ребёнок, который не ходит, — какие могут быть перспективы? Для меня сосуществование с таким ребёнком казалось сложной ежедневной работой, но почему-то по сердцу пришлись именно такие дети. 

В какой-то момент я увидела видеоанкету, в которой говорилось о пятилетнем мальчике Мише. Несмотря на неумение ходить, он был очень активным, самостоятельным, любознательным во всех вопросах. И моё сознание полностью переключилось, все мои мысли, установки, пунктики, стереотипы сразу отошли на второй план. Я просто сразу полюбила Мишу таким, какой он был, а для себя решила: надо знакомиться с ребёнком и вытаскивать его из детского дома. 

Вся катавасия с документами заняла у меня год. Но я уже понимала, что не смогу жить без этого ребёнка.

Меня спрашивали, как я осмелилась взять такого ребёнка, но я понимаю, что я просто не осмелилась оставить его там.

В день икс, когда были собраны документы и выдано направление, я рванула за ним. Когда я увидела, что у него ноги как ниточки висят, — такие тоненькие, худенькие, мышц на них вообще нет, — у меня сердце сжалось, и мне стало очень страшно в этот момент. Но я понимала, что обратного пути уже нет. Моё сердце признало в этом ребёнке своего. 

У Миши повреждён поясничный отдел позвоночника, он не контролирует мочеполовую систему. Какие-то мышцы в бёдрах он может контролировать, он чувствует горячую воду и прикосновения. Я ему делаю массаж и щекочу, он всё это чувствует, но ниже колена — просто [висят] верёвочки.

Миша очень быстро вписался в нашу семью и наш ритм жизни. Если честно, как будто он всегда был с нами. У меня есть ещё один сын, Эрнест, ему пять лет. Я представляла, что будет много ревности, делёжка мамы, игрушек и всего. А в итоге они друг за друга горой стоят. Младший сын меня постоянно поддерживает, когда я устаю, ухаживая за Мишей. 

Мой муж изначально был против [усыновления], я пошла против его воли. Когда я брала ребёнка, я обещала, что его жизнь никак не изменится. Я взяла все тяготы на себя, а его попросила брать радость от этого общения. Муж каждый вечер занимается ногами Миши — никак не может принять, что ребёнок не ходит. Каждый вечер он говорит: «Поднимай ноги, ты можешь, я в тебя верю!» Первое время Миша плакал, потому что воспринимал это как давление. А сейчас мальчик может поднимать ногу и расслаблять её, грубо говоря, имитировать ходьбу.

Фонд «Спина бифида» берёт на себя некоторые расходы по лечению Миши: мы прошли консилиум в высокотехнологичной клинике, дополнительных врачей, МРТ. Ещё фонд помогает нам с поездками на лечение из Сочи в Москву. Самим нам это было бы довольно сложно потянуть.  

Я вижу, насколько Миша благодарен нам [за то, что мы его забрали из детского дома]. Он иногда просыпается и говорит: «Фух, слава богу, это не сон, что я в семье, что ты моя мама!» У Мишки активная жизнь: ходит на шахматы, на рисование, занимается следж-хоккеем, планирует пойти на плавание. За полгода дома ему сделали две операции: поменяли шунт (устройство отводит лишнюю жидкость из головного мозга в брюшную полость. — Прим. «Филантроп») в голове и сделали операцию на спинном мозге — убрали фиксацию. Мы планируем сделать операцию на ногах, поэтому я не теряю надежды, что Миша будет ходить. Когда у Миши кто-то спрашивает, может ли он ходить, он отвечает: «Пока нет, но я буду!» Мы не знаем, каковы шансы, но его вера непоколебима, а я никак её не подавляю. Я говорю: «Конечно, ты будешь ходить! Если ты веришь — так и будет!»


Благотворительный фонд «Спина бифида» помогает детям и взрослым с врождёнными нарушениями спинного мозга. Среди подопечных НКО — семьи, детские дома и интернаты, где есть дети с таким диагнозом, а также специалисты, которые работают с этой патологией.

Сейчас в фонде действует несколько проектов помощи, среди которых — программы для мам и младенцев, в том числе «Проект помощи беременным с установленным диагнозом спина бифида и младенцам до года». Ещё есть программа для поддержки детей со спина бифида — «Проект адресной помощи», который включает в себя оплату технических средств реабилитации, оплату медикаментов, медицинских обследований и медицинских услуг. Всего за 2020 год более 130 детей-сирот и 95 семей получили помощь благодаря проекту. В «Проекте домашнего визитирования» подопечных регулярно посещает профильный специалист и многие другие. В 2020 году стартовал проект юридической поддержки, тогда за помощью обратились 153 семьи. 

Одним из важнейших направлений в фонде считают информационно-просветительскую деятельность — в сентябре запустили онлайн-проект «Институт Spina Bifida». Здесь учат основам работы с детьми с такой патологией не только профильных специалистов, но и родителей. Обучение начнётся с 2022 года. Все программы можно найти на сайте фонда «Спина бифида».

В сентябре 1983 года в Сыктывкаре состоялся семинар молодых писателей, на котором был представлен рассказ Елены Габовой «Двойка по поведению», напечатанный затем в журнале «Юность» за 1984 год (текст приводится по более поздней, чем в журнале, версии).

Рисунок Н. Протасова.

— Вот она! Вот Коданева!

Мальчишки разом отлипли от стен и бросились на Таню. Они вырвали и бросили под ноги ранец, окружили ее тесным кольцом и так повели к мужскому туалету. Они улюлюкали, кричали и свистели. Валерка Приходнов дергал за косу по-подлому, накручивая ее на руку.

Все было непонятно и страшно, словно Таня по ошибке попала в страну врагов, и они сейчас расправятся с ней, расправятся дико и стыдно.

Таня пыталась вырваться, но ей заломили руки и втолкнули в туалет.

Здесь ее ждали мальчишки из параллельных шестых, все вместе они прижали Таню к стене.

— Дураки, пустите, что я вам сделала?

Приходнов зло расхохотался ей в лицо и крикнул:

— Соловьева! Давайте сюда Соловьева!

Таня сразу все поняла. Сразу вспомнился вчерашний вечер. И снег, и ледяная горка. И Приходнов. И то, как он понравился вчера Тане. То, что он делал сейчас, было так не похоже на представление о нем.

«Ничего, что он двоечник, — думала вчера Таня. — Я буду ему помогать. Зато он какой! Смелый! Все его слушаются!»

Мальчишки приволокли Соловьева, он плакал. Они толкнули его к Тане, и Приходнов приказал:

— Целуйтесь!

Таня еще сильнее вжалась в стенку, а Соловьев, маленький, красный от рева, повернулся и замолотил кулаками по голове ближнего шестиклассника. Мальчишки повернули его обратно и снова бросили на Таню.

— Целуй ее! — скомандовал Приходнов. — Она тебя любит! Целуй быстро!

Стало напряженно-тихо, и в этой тишине прозвучал спасительный звонок.

Все бросились по классам.

Приходнов стукнул Таню и Соловьева лбами и побежал тоже. Он бежал последним, и Таня, собрав обиду в кулачки, догнала его, замолотила по спине. А когда он повернул к ней лицо с узкими зелеными глазами, она изо всех сил провела ногтями по его желтым веснушкам. Полоски-царапины на лице Приходнова сразу расширились, набухли, из них показалась кровь.

— А-а-а! — закричал Приходнов вслед убегавшей Тане. — Будешь знать, как его любить!

Он рукавом утер кровь с лица и тоже побрел в класс. Приходнова догнала учительница и увидев, что с ним творится, ахнула, схватила за руку, и они побежали на второй этаж к медсестре.

В туалете плакал маленький Соловьев, уткнув голову в холодную стенку.

Мальчишки, лишившись предводителя, не трогали Таню, только с любопытством на нее оглядывались. А она, с порванным воротничком, растерянная, растрепанная, дрожала всем телом и ни на кого не могла смотреть. Мужской туалет, эта запретная для девочек зона, орущая насмехающаяся толпа, злой беспощадный Приходнов — все это стояло перед глазами и не давало прийти в себя.

И уже как будто не было вчерашнего вечера.

*****

Учились шестиклассники во вторую смену. На втором уроке в классе зажигали свет. Домой Таня возвращалась в полной темноте, фонари в их районе почему-то не горели. Обычно она шла с подружками, но сегодня — одна. В школе потерялась варежка, и Таня долго ее искала.

— Коданева, подожди! — окликнули ее.

Валерка Приходнов и Саня Муравченко догнали Таню.

— Нашла рукавицу? — спросил Приходнов.

— Нашла, — ответила Таня. — Это не ты ее спрятал?

— Я, — сознался Приходнов. — Ты бы спросила у меня, я бы сразу ее обратно нашел. В другой раз спрашивай.

— Ты лучше больше не прячь, — попросила Таня. — Я боюсь одна в темноте возвращаться.

— А ты с нами будешь, с нами не страшно, — пообещал Приходнов и громко запел некрасивую взрослую песню. Муравченко его поддержал, и они, подражая словам песни, зашатались, как пьяные. Таня за них покраснела.

Падали звездочки снега. Вечер был теплый, первый такой после сильных морозов, когда шестиклассники даже два дня не учились.

Прохожих не было на тихой улочке. Мимо проезжали редкие машины, высвечивая фарами дорогу и снежинки перед собой.

— Кода, хочешь, фокус покажу?

Приходнов остановился, подождал очередную машину и бросил под нее портфель.

— Ух, мимо! Коданева, подожди, не уходи, я счас под другую машину брошу. Вот увидишь, попаду!

Они с Муравченко бросили портфели под вторую и под третью машины, но под колеса не попали. Последний грузовик, пропустив портфели между колес и проехав еще немного, остановился. Из кабины выскочил шофер и погнался за мальчишками. Они дико обрадовались и помчались прочь. Таня, сама того не ожидая, бросилась за ними, как соучастница и верная подруга. Шофер их, конечно, не догнал, и всех это страшно развеселило. Все почувствовали себя ловкими, смелыми. И Тане передался мальчишеский азарт. Прежде она ни в каких озорствах не участвовала. Рядом был ее дом, а расставаться с мальчишками уже не хотелось.

— Выходи гулять, Кода, я тебя здесь подожду, — сказал Приходнов.

Услышав это, Муравченко удивленно покрутил головой. Что это с Валеркой — девчонку зовет гулять? Приходнов не обратил на это внимания.

Таня знала, что если зайдет домой, улицы ей не видать, и без того задержалась. А погулять кому ж не хочется в теплый снежинчатый вечер? К тому же Таня впервые гуляла с мальчишками и немножко гордилась этим. Правда, Приходнов и Мураченко — двоечники, в школе на плохом счету, ну и что?

Она согласилась погулять, не побывав дома.

— Ура! — крикнул Приходнов и подставил Тане подножку. Она упала в снег, вскочила и толкнула Приходнова. Он развалился в сугробе и заржал. Таня подала ему руку, он резко дернул ее. Она упала на Валерку, и они весело забарахтались в сугробе.

— Ребя, айда на горку в наш двор! — предложил Муравченко.

Это была удивительная горка — высокая, крутая, сделанная без единой доски — от твердых ступенек с одной стороны до изумительно ровного ската цвета морской волны с другой. Делали ее отцы трех двухэтажных домов, не доверяя детям ни трамбовать снег, ни заливать поверхность. Каждый вечер детвора устраивала на этой горке зимние праздники и возвращалась домой неохотно — мокрая, замерзшая, но румяно-счастливая.

Сейчас, поздно вечером, горка стояла непривычно одинокая и была похожа на памятник Детству.

Ребята побросали на снег портфели, радостно побежали к ступенькам. На ходу Таня подобрала картонку и наверху плюхнулась на нее. Как чудесно было мчаться вниз, зажмурив от ветра глаза, и за короткое время почувствовать, как хорошо на свете!

Мальчишки форсили перед Таней, катались стоя, с шиком, ловко прыгая в снег там, где лед под горкой кончался. Таня скатывалась на картонке или на корточках. Над ней смеялись.

— Кода, катайся стоя! Кода, ветер услышишь! — просил Приходнов.

— Бояха, трус! — добавлял Муравченко и презрительно ронял: — Баба!

Таня хотела обидеться — так легче уйти, и не смогла. Уж слишком хорошо ей было с мальчишками. В следующий раз она поехала стоя. Это оказалось нестрашно, надо было просто приседать в том месте, где спуск кончался, и начинался прямой лед. Зато восторг поднимался на высоту Таниного роста. Таня захлебывалась им и смеялась почти беспрерывно.

Падала она только в тех случаях, когда дорогу ей преграждал Приходнов. Он вставал на лед и отпрыгивал лишь в тот момент, когда приближалась Таня. Но она все равно пугалась и падала.

— Боишься? Меня боишься? — Приходнов обгонял Таню на ступеньках и поворачивал к ней лицо с узкими зелеными глазами. — Ты меня, Кода, не бойся, я тебя никогда не обижу.

— Еще раз встанешь, я домой уйду, — сказала Таня.

Больше он не вставал.

— Ребя, давайте паровозиком? — предложил Муравченко.

Ему, наверное, стало скучно. Он катался сам по себе и удивлялся ненормальности Валерки — на какую-то девчонку обращает столько внимания! Сам же говорил, что они — бабы!

  • Попрощавшись как пишется правильно
  • Попробуйте сочинить небольшой рассказ по личным впечатлениям о каком либо интересном событие
  • Попробывал или попробовал как правильно пишется
  • Попросту или по просту как пишется правильно
  • Попробуйте самостоятельно составить цитатный план к рассказу о герое напиши сочинение портрет героя