Викторина по сказке «О мертвой царевне и о семи богатырях»
- Какое волшебное свойство зеркальца ? говорить).
- Почему злая царица рассердилась на зеркальце? (оно сообщило, что падчерица ее красивее).
- Где оставила Чернавка царевну? (в лесу).
- Отправился ли королевич искать невесту? (отправился).
- В чьем лесном доме, стала жить девушка? (у семи богатырей).
- Чем отравила царевну мачеха? (яблоком).
- Куда поместили богатыри царевну, когда она уснула? (в гроб из хрусталя).
- Кому удалось пробудить царевну? (королевичу Елисею).
- Что случилось с мачехой в конце сказки? (умерла).
- Чьи это слова? «Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне на зло» (злая царица).
Дополнительные вопросы, стимулирующие детей к анализу и выводам.
- Хорошо ли живется злым и завистливым людям? (плохо).
- С кого не надо брать пример? (с царицы).
Викторина по сказке «О царе Салтане»
- Сколько девушек увидел царь вечером под окном? (троих).
- Почему царь выбрал в жены третью сестру? (обещала родить наследника).
- Зачем сестры вредили жене царя? (от зависти).
- Кто был посажен в бочку и пущен в океан? (царевна и ее ребенок).
- Как царевна с сыном вышли из бочки? (сын вышиб дно).
- От кого спас Гвидон царевну лебедь? (от коршуна).
- Грызла ли орешки белочка во дворце князя Гвидона? (грызла).
- Куда укусил комар Бабариху? (в глаз).
- Что сияло во лбу у царевны, луна или звезда? (звезда).
- Кто это говорит? «Чем вы, гости, торг ведете? И куда теперь плывете?» (Гвидон).
Дополнительные вопросы, стимулирующие к анализу и выводам.
- Добрые или злые герои победили в сказке? (добрые).
- Является ли зависть хорошим чувством? (нет).
Викторина по сказке «О попе и его работнике Балде»
- Где встретились поп и Балда? (на базаре).
- С какой целью пришел поп на базар? (искать работника).
- Сумел ли поп нанять Балду в работники? (сумел).
- На какую оплату за труд договорились поп с Балдой? (три щелбана в лоб попа).
- Хорошо ли работал Балда? (хорошо).
- В каком месте находились черти? (в море).
- Получил ли Балда оброк? (получил).
- Расплатился ли поп с работником? (расплатился).
- Выжил ли поп после щелбанов? (нет).
- Чьи это слова? «Здравствуй, Балда-мужичок; Какой тебе надобен оброк?» (бесенок).
Вопросы к тексту, заставляющие анализировать и делать выводы.
- Считается жадность отрицательной чертой характера? (считается).
- Помогут ли смекалка и ум в любой трудной ситуации? (помогут).
Литературная викторина с ответами по сказкам Пушкина для 4 класса
Литературная викторина для 4 класса
Описание: Данный материал предназначен учителям начальной школы для проведения урока внеклассного чтения в начальной школе. Цель: формирование общекультурных компетенций через восприятие художественной литературы. Задачи: — открывать учащимся сказки а.Пушкина — развивать умение анализировать информацию — развивать речь учащихся и навык осознанного чтения — воспитывать интерес к художественной литературе
Викторина «Герои сказок А. С. Пушкина»
О каком герое говорится в сказке? 1.«Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива». ( О царице в сказке «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
2. А кто это такой? «В сорочинской шапке белой, Весь как лебедь поседелый». ( Звездочет из « Сказки о золотом петушке».)
3.Кто это? «В дорогой собольей душегрейке, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, А на ногах красные сапожки». (Старуха из «Сказке о рыбаке и рыбке».)
4.Чей это портрет? «Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого» (Царевна из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».)
5.Кому принадлежат эти слова? «Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» (Царице из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Кто отправил телеграммы из сказок? 1)- Да вот веревкой хочу море морщить, Да вас, проклятое племя, корчить! (Балда)
2)Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова буяна… (Корабельщики)
3)Видит девица, что тут Люди добрые, живут; Знать, не будет ей обидно! (Молодая царевна)
4)Горе мне! Попались в сети Оба наших сокола! Горе! Смерть моя пришла. (Царь Дадон.)
«Угадай-ка» Попробуйте отгадать, Как героя сказки звать. 1)Живет он в поповом доме, Спит себе на соломе, Ест за четверых, Работает за семерых (Балда; «Сказка о попе и о работнике его Балде».)
2)Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днем свет Божий затмевает, Ночью землю освещает — Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. (Царевна-лебедь; «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасно царевне-лебеди».)
3)Чуть опасность где видна, Верный сторож, как во сне, Шевельнется, встрепенется, К той сторонке обернется. (Золотой петушок; «Сказка о золотом петушке».)
4)Все красавцы молодые, Великаны удалые. Все равны как на подбор, С ними дядька Черномор. (Тридцать три богатыря; «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди».)
«Так все начиналось» Узнайте сказку по ее началу: 1. Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
2.Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать три года. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
3. Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди».)
4.Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился. И царица у окна Села ждать его одна. («Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди».)
5.Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон, Смолоду был грозен он. («Сказка о золотом петушке».)
Вопросы Ученого кота
Одним из самых мудрых пушкинских персонажей является Ученый кот. Сколько знает он сказок, сколько песен! Но сегодня он приготовил для вас несколько вопросов: 1. В кого превращался князь Гвидон? (В муху, комара, шмеля.)
2. Кто был наказан за то, что не выполнил обещание, данное мудрецу? (Царь Дадон)
3. Назовите кличку собаки семи богатырей.(Соколко.)
4. Как звали бабушку князя Гвидона? (Бабариха.)
5. Какая природная сила знала ответ на вопрос королевича Елисея? (Ветер)
6. За какую плату нанял поп работника?(В год за три щелчка попу по лбу.)
7. Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана? (Остров Буян)
8. Назовите любимую песню белочки из «Сказки о царе Салтане…» (Во саду ли, в огороде».)
9. Что кричал петушок, сидя на спице?(«Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку…»)
10. С какими обращалась царица к волшебному зеркальцу?(«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи….»)
11. Вспомните название дома, в котором жили семь богатырей из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».(Терем.)
12. Мехом какого ценного пушного зверька торговали корабельщики из «Сказки о царе Салтане…»?)(Соболь)
13. Как называлась еда, которой кормили Балду? (Полба)
14. Вокруг зеленого дуба ходит кот ученый, бродит Леший. А кто сидит на ветвях?(Русалка)
15. Какого роста родился мальчик в «Сказке о Царе Салтане…»?(Аршин)
16. С какими словами обращался старик к золотой рыбке? («Смилуйся , государыня рыбка».)
17. Назовите имя женщины, которая пытается отравить царевну наливным яблочком? (Чернавка)
18. Кто нес богатыря через леса, через моря? (Колдун)
19. Над чем чах Кощей? (Над золотом)
20. Кто служил царевне?(Бурый волк)
Рекомендуем посмотреть:
Викторина с ответами по литературному чтению для учащихся 4 классов по теме: Сказки Литературная викторина с ответами по сказкам в 4 классе Интеллектуальная викторина с ответами для учащихся 3-4 класса на тему: Реки Конспект урока внеклассного чтения «Литературные сказки» в 4 классе с презентацией
Похожие статьи:
Пушкин «Сказка о золотом петушке»
Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери»
Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Прокофьева «Приключения жёлтого чемоданчика»
Чехов «Белолобый»
Викторина по сказке «О золотом петушке»
- Кто беспокоил царя Додона? (соседи).
- Кто принес во дворец петушка? ( мудрец).
- Какую пользу приносил петушок? (сторожил границу).
- Какую награду хотел мудрец? (исполнить его первую волю).
- Кто прятался в шатре? (шамаханская царица).
- Какая просьба мудреца не понравилась царю? (подарить ему девицу).
- Как петушку удалось наказать царя? (клюнул в темя).
- Кто это сказал? «Петушок мой золотой Будет верный сторож твой» (мудрец).
Дополнительные вопросы, стимулирующие детей к анализу и выводам.
- Надо ли выполнять свои обещания? (надо).
- Последует ли расплата за обман? (да).
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
5. Сколько лет прожил старик со старухой «у самого синего моря»? (Тридцать лет и три года)
6. На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх и плотник)
7. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколко)
8. Из какой сказки эти строки?
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене.
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
9. Из какой сказки эти строки?
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
10. Что пообещал царь Дадон мудрецу за золотого петушка? (За такое одолженье, – // Говорит он в восхищенье, – // Волю первую твою // Я исполню, как мою)
2-й тур. Сказки и произведения зарубежных писателей
1. Как Робинзон Крузо назвал пленника, которого он спас? (Пятница)
2. Кто лучший в мире специалист по паровым машинам, мастер по уборке комнат, товарищ по играм и большой выдумщик? (Карлсон)
3. В какой сказке медведь сам сочинял стихи, например такие:
Мишка очень любит мед!
Почему? Кто поймет?
В самом деле, почему
Мед так нравится ему?
(«Винни-Пух и все-все-все»)
4. Как звали мальчика-овоща? (Чиполлино)
5. Назовите одно из любимых выражений Карлсона. (Пустяки, дело житейское. Спокойствие, только спокойствие!)
6. Как бременские музыканты напугали разбойников? (Осел поставил передние ноги на подоконник, собака забралась ему на спину, кот вскочил на спину собаке, а петух взлетел на голову коту. Они одновременно закричали и ввалились в домик через окно)
7. Сколько лет Робинзон Крузо жил на необитаемом острове? (28 лет)
8. Назовите страну, где вместо «Доброе утро» говорят «Спокойной ночи», а когда идут спать, говорят «Доброе утро»; где в булочных продаются канцелярские принадлежности, а хлеб надо покупать в канцелярских магазинах? (Страна лжецов)
9. Кто этот обжора? Какой писатель и в какой сказке о нем рассказал? «…Когда он был еще молод, он спал с вечера до утра, чтобы успеть переварить все, что съел за день. Но потом он сказал себе: “Спать – это только время терять: ведь когда я сплю, я не могу есть”. Поэтому он решил питаться и ночью, оставив для пищеварения часа два в сутки». (Барон Апельсин. Дж. Родари. «Приключения Чиполлино»)
10. Кто ездил на бал в тыкве, превращенной в карету? (Золушка)
3-й тур. Чей это портрет?
1. Кто это такая? Кто нам о ней рассказал?
«…Веселенько поглядела, усмехнулась ласково, платочком махнула и пошла плясать, а снег-то от нее бегом побежал. Где ей ножку поставить, там трава зеленая да цветы лесные. […]
…На березе уж листочки зашумели… припевать стала: «У меня тепло! У меня светло! Красно летичко!»
А сама волчком да волчком – сарафанчик пузырем». (Огневушка-Поскакушка из одноименного сказа П. Бажова)
2. Кто это такой? В сказке какого писателя вы о нем читали?
…В сарачинской шапке белой // Весь как лебедь поседелый… (Звездочет. А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке»)
3. Чей это портрет? Как называется сказка? Кто ее написал?
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
(Царица. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
4. А это о ком сказано? В какой сказке? Кто ее автор?
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
(О царевне. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
5. В какой сказке вы прочитали про эту красавицу? Кто автор сказки?
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
(Царевна Лебедь. А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
6. А это кто? Из какой сказки?
«…Руки кривые, на руках когти, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь мохнатый от верху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные». (Зверь лесной, чудо морское. С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек»)
7. Из какой сказки этот великан? Какой народ придумал эту сказку?
«…Голова его была как купол, руки – как вилы, ноги – как придорожные столбы, рот – как пещера, а глаза его метали искры». (Джинн из арабской сказки «Алладин и волшебная лампа»)
8. Кто это? Где вы с ней встречались? Кто о ней написал?
«…Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, укутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна, так нежна – вся из ослепительно белого льда и все же живая! Глаза ее сверкали, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни кротости». (Снежная королева из одноименной сказки Г.Х. Андерсена)
9. Какой автор и в какой сказке описал этого урода?
«…Неужели это он! Глаза у него стали маленькие, как у свиньи, огромный нос свешивался ниже подбородка, а шеи как будто и совсем не было. Голова ушла глубоко в плечи, и он почти совсем не мог ее повернуть, а ростом он был такой же, как и семь лет назад, – совсем маленький». (Карлик Нос из одноименной сказки В. Гауфа)
10. Кто это такой? Из какой сказки?
«…Лицо головы было гладкое и лоснящееся, с полными щеками, с огромным носом, с крупными, плотно сжатыми губами. Голый череп сверкал, как выпуклое зеркало. Голова казалась безжизненной: ни морщины на лбу, ни складки у губ, – и на всем лице жили только глаза. Они с непонятным проворством повернулись в орбитах и уставились в потолок. Когда глаза вращались, в тишине зала слышался скрип, это поразило Элли». (Гудвин Великий и Ужасный. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города»)
4-й тур. Русские народные сказки
1. Кто с кем спорил: «Твои вершки, а мои корешки»? (Мужик с медведем в сказке «Мужик и медведь»)
2. Этот герой очень любит мед и кашу, а еще пирожки… Скажите, как это его на пирожках провели? (Медведь из сказки «Маша и медведь». Маша испекла пирожков и попросила медведя отнести их ее дедушке и бабушке. А сама забралась в корзину. Как только медведь останавливался, чтобы съесть пирожок, она говорила ему: «Не садись на пенек, не ешь пирожок!» Так медведь и донес ее до деревни)
Викторина «Герои сказок А.С. Пушкина»
1. О каком герое говорится в сказке?
«Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива».
(О царице в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
2. А кто это такой?
«В сорочинской шапке белой.
Весь как лебедь поседелый».
(Звездочет из «Сказки о золотом петушке».)
3. В какой сказке встречается эта красавица?
«Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит».
(Царевна – лебедь из «Сказки о царе Салтане…».)
4. Кто это?
« В дорогой собольей душегрейке,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».
(Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке».)
5. Чей это портрет?
«Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого».
(Царевна из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
6. Кому принадлежат эти слова?
«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
(Царице из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
Кто отправлял телеграммы из сказок?
1) – Да вот верёвкой хочу море морщить,
Да вас, проклятое племя, корчить! (Балда)
2) Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна… (Корабельщики)
3) Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать, не будет ей обидно! (Молодая царевна)
4) Горе мне! Попались в сети
Оба наших сокола!
Горе! Смерть моя пришла. (Царь Дадон)
— Что объединяет всех этих персонажей? (Обо всех них нам рассказал А.С. Пушкин.)
«Угадай-ка»
Попробуйте отгадать,
Как героя сказки звать.
1) Живёт он в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых.
(Балда «Сказка о попе и работнике его Балде».)
2) Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла.
(Мачеха «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
3) Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
(Царевна-лебедь «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне – лебеди».)
4) Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как во сне,
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся.
(Золотой петушок «Сказка о золотом петушке».)
5) Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
(Тридцать три богатыря «Сказка о царе Салтане…..».)
6) Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги окружили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
(Старуха «Сказка о рыбаке и рыбке».)
«Так всё начиналось»
Узнайте сказку по её началу:
1. Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
(«Сказка о попе и о работнике его Балде».)
2. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
(«Сказка о рыбаке и рыбке».)
3. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
(«Сказка о царе Салтане….».)
4. Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился.
И царица у окна
Села ждать его одна.
(«Сказка о царе Салтане….».)
5. Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он.
(«Сказка о золотом петушке».)
Вопросы Учёного кота
Одним из самых мудрых пушкинских персонажей является Учёный кот. Сколько знает он сказок, сколько песен! Но сегодня он приготовил для вас несколько вопросов:
1. В кого превращался князь Гвидон? (В муху, комара, шмеля)
2. Кто был наказан за то, что не выполнил обещание, данное мудрецу? (Царь Дадон)
3. Назовите кличку собаки семи богатырей. (Соколко)
4. Как звали бабушку князя Гвидона ? (Бабариха)
5. Какая природная сила знала ответ на вопрос королевича Елисея? (Ветер)
6. За какую плату нанял поп работника? (В год за три щелчка попу по лбу)
7. Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана? (Остров Буян)
8. Назовите любимую песню белочки из «Сказки о царе Салтане…» («Во саду ли, в огороде».)
9. Что кричал петушок, сидя на спице? («Кири – ку – ку! Царствуй, лёжа на боку…»)
10. С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу? («Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…»)
11. Вспомните название дома, в котором жили семь богатырей из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».) (Терем)
12. Мехом какого ценного пушного зверька торговали корабельщики из «Сказки о царе Салтане…»?) (Соболь)
13. Как называлась еда, которой кормили Балду? (Полба)
14. Вокруг зелёного дуба ходит кот Учёный, бродит Леший. А кто сидит на ветвях? (Русалка)
15. Какого роста родился мальчик в «Сказке о царе Салтане…»? (Аршин)
16. С какими словами обращается старик к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня рыбка».)
17. Назовите имя женщины, которая пытается отравить царевну наливным яблочком? (Чернавка)
18. Кто нёс богатыря через леса, через моря? (Колдун)
19. Над чем чах Кощей? (Над златом)
20. По какой цепи ходил кот Учёный? (По золотой)
21. Кто служил царевне? (Бурый волк)
22. Сколько витязей вышло из моря? (30)
23. Где жила золотая рыбка? (В море)
24. Сколько раз посылала старуха старика к рыбке? (Пять раз)
Цели: систематизировать знания
учащихся о прочитанных сказках, развивать у
детей любовь к пушкинскому слову, умение
внимательно работать с текстом, рассуждать
и обсуждать прочитанное.
Игра способствует развитию памяти,
внимания, мышления, повышает интерес
учащихся к урокам литературного чтения.
Учащиеся покажут знание сказок, умение
коллективно думать и отвечать на вопросы.
Дети научатся творчески осмысливать
прочитанные произведения, создавать сюжеты
для инсценировки, находить для себя новую
информацию в неизвестных областях.
Форма проведения: интеллектуальная
игра «Брэйн – ринг».
Методы: индивидуальная и групповая
деятельность.
Подготовительная работа: изучить
литературу по теме, разработать вопросы к
игре, разделить класс на команды, придумать
название команд, подготовить призы
победителям.
Оборудование: записи для музыкальных
пауз и конкурсов, световой сигнал для
каждой команды, призы для всех участников в
игре и для победителей, сцена для театра
теней, фигурки персонажей для театра теней.
Ход игры:
- Вступительное слово учителя.
- Игровая программа.
- Подведение итогов игры, награждение
победителей.
Проведение игры
На доске плакаты:
- «Что наша жизнь? Игра…»А. С. Пушкин
- «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть
поэма!»А. С. Пушкин - «О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг». А. С. Пушкин
Под музыку начинается урок
I. Вступление.
Пушкин А. С.! Это имя сопровождает нас всю
жизнь. Мы впервые услышали его в раннем
детстве, еще не умея читать, уже повторяем
со слов бабушки и мамы:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет…
II. Сказочница.
Ветер по морю гуляет, дует в паруса.
Никогда не перестанем верить в чудеса.
Где царевна оживает злу наперекор,
Где красавиц похищает мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит, белочка поет,
Где разбитые корыта рыбка раздает,
Где шумит волна морская, нас туда зовет.
Лукоморье, цепь златая и ученый кот.
III. На сцену выходит Кот со словами:
Говорят Коты и Кошки
Любят греться на окошке,
Любят сливки и печенье,
Но не любят приключенья.
Я – совсем наоборот,
Я не зря – Ученый Кот!
Обойдусь без молока
И творожного сырка.
Но скажу без самомненья-
Обожаю приключенья!
Про меня молва идет:
Мол, не зря учился Кот!
Я в душе авантюрист,
Но – подчеркиваю, — лично
Я учился на «отлично»!
И поэтому – то вот
Я – вполне Ученый Кот!
IV. Ведущий. Дамы и господа, юные
повелители мысли – знатоки всего и вся! Мы
рады приветствовать вас в нашем классе!
Сегодня мы проводим игру, которая
называется «Брэйн – ринг».
Тема нашей игры – сказки А. С. Пушкина. В
игре участвуют три команды. Напоминаю
правила игры.
После прочтения вопроса подается
звуковой сигнал, команда начинает
обсуждение. Когда ответ команды готов –
капитан подает световой сигнал, сообщающий
о готовности отвечать.
Если вопрос не будет выслушан и пойдет
сигнал ответа, то зафиксируется « фальстарт».
Команда теряет право отвечать на этот
вопрос.
Если первая команда ответила неправильно,
остальные продолжают обдумывать вопрос и
сообщают о готовности нажатием на кнопку.
Игра проводится на фиксированное
количество вопросов в три этапа.
Та команда, которая наберет баллов больше,
и будет победителем в нашей игре.
Чтобы получить поощрительный бал, надо
правильно и быстрее всех других команд
ответить на вопрос. Когда ответ команды
готов – капитан подает световой сигнал.
Выкрикивать с места ответ нельзя, так как за
это снимаются баллы.
Объявляется начало первого этапа.
1 этап. Обзорные вопросы
- С какими словами обращалась царица к
зеркальцу?(свет мой, зеркальце , скажи..) - Начните «Сказку о рыбаке и рыбке» .(Жил
старик со своею старухой…» - Что кричал Петушок сидя на спице? (Кири-ку-ку,
царствуй лежа на боку»). - Расплачиваясь с Балдой, поп подставлял
лоб. Что приговаривал Балда с укоризной?(«Не
гонялся бы ты ,поп, за дешевизной».) - Из какого дерева князь Гвидон сделал лук?
(Из дуба). - Сколько лет жил старик со своею старухой?
(Ровни тридцать лет и три года). - Как старуха бранила старика? (Дурачина
ты, простофиля). - Что значит «столбовая дворянка» (Дворянка
старинного знатного рода). - Из меха какого животного была сшита
душегрейка для старухи? (из меха соболя). - Зачем ходил поп на базар? («Посмотреть
кой-какого товара»). - Работники каких специальностей были
нужны попу? (конюх, повар и плотник). - Как попенок звал Балду? (тятя).
- Кто такая сенная девушка Чернавка? (служанка).
- Имя жениха «мертвой царевны»? (Елисей).
- Изделие из золотых скорлупок, которое
пускалось в ход по свету? (монеты). - Сколько богатырей действуют в «Сказке о
мертвой царевне…» (семь ). - В какую птицу превращалась царевна в «Сказке
о царе Салтане»? (лебедь). - Какие орешки грызла белочка в «Сказке о
царе Салтане»? (А орешки непростые, все
скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд…) - А кто это такой? «В сорочинской шапке
белой, весь как лебедь поседелый» (Звездочет
из «Сказки о Золотом петушке» А. С.
Пушкина) - Сколько раз закидывал старик невод,
прежде чем поймал золотую рыбку? (Два раза.
«В третий раз закинул он невод- пришел
невод с одною рыбкой). - Исполнитель песенки «Во саду ли , в
огороде».(Белка). - Место встречи попа с Балдой. (Базар).
- Чем отравилась молодая царевна? (Яблоком).
- Кличка собаки из «Сказки о мертвой
царевне…» (Соколко). - Название острова, мимо которого
проплывали корабельщики. (Буян). - Кто помогал королевичу Елисею в поисках
царевны? (Солнце, месяц, ветер). - Как звали царя в «Сказке о Золотом
петушке»? (Дадон). - Сколько раз старуха посылала старика
крыбке? (5раз). - Назовите по порядку, что хотела от рыбки
старуха? (Корыто, избу, столбовою
дворянкой, вольной царицей, владычицей
морскою). - Что поймал старик в первый и во второй
раз? (Первый раз-тину, второй раз-морскую
траву). - С кем соревновался Балда, чтобы получить
оброк? (С бесенком). - О каком времени года идет речь в начале «Сказки
о мертвой царевне…» (О зиме). - Какое приданое приготовил царь – отец
царевне в «Сказке о мертвой…»? (Семь
торговых городов да 140 теремов). - Какое наказание придумала злая царица
молодой царевне? («Весть царевну в глушь
лесную и, связав ее живую, под сосной
оставить там на съедение волкам»). - Каким ремеслом занимался старик со
старухой , живя в своей землянке? (Старик
ловил неводом рыбу, старуха пряла свою
пряжу). - Чем потчевали старуху бояре да дворяне в
царских палатах? (Заморскими винам,
печатными пряниками). - В кого превращался князь Гвидон, когда
летал в царство Салтана? (В комара, муху,
шмеля). - С какими словами обращалась своенравная
царица к волшебному зеркальцу? (Свет мой,
зеркальце! Скажи, да все правду доложи. Я
ль на свете всех милее, всех румяней и
белее?). - С каких слов начинается «Сказка о попе…»?
(Жил- был поп, толоконный лоб).
2 этап. Узнать сказки и продолжить
строчки
- И жених сыскался ей – (королевич Елисей)
«Сказка о мертвой царевне » - Все равны, как на подбор,(с ними дядька
Черномор) «Сказка о царе Салтане…» - А Балда говорит с укоризной(не гонялся
бы ты, поп, за дешевизной). «Сказка о попе и
его работнике Балде» - Жил старик со своею старухой у самого(синего
моря). «Сказка о рыбаке и рыбке» - Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Кабы я была…(царицей.) «Сказка о царе
Салтане…» - Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На …(раздутых парусах). «Сказка о царе
Салтане…» - А царевна молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла,
Да шла и …(на терем набрела). «Сказка о
мертвой царевне…» - И кричит: «Кири – ку – ку.
Царствуй, лежа…..(на боку)! «Сказка о
золотом петушке» - А царица – хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
(И прищелкивать перстами). «Сказка о
мертвой царевне…» - Ты бесенок, еще молоденок,
Со мною тягаться слабенок,
Это было б лишь времени трата
Обгони – ка сперва…(моего брата). «Сказка
о попе и его раб…» - И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице прилетел
И царю …(на темя сел). «Сказка о золотом
петушке» - Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке …(обернется). «Сказка о
золотом петушке»
3 этап. В этой сказке…
- В этой сказке Пушкина наказывается
непомерная жадность. «Сказка о рыбаке и
рыбке» - В этой сказке Пушкина описывается
сказочный процесс взимания налогов. «Сказка
о попе и его работнике Балде» - В этой сказке Пушкина за нарушение
собственного обещания главный герой
наказывается смертью. «Сказка о золотом
петушке» - В сказке Пушкина под водой живут сразу
СТОЛЬКО человек. «Сказка о царе Салтане…» - В этой сказке Пушкина самым
осведомленным оказывается ветер. «Сказка
о мертвой царевне и семи богатырях» - В этой сказке четко оговариваются
условия найма на работу, условия работы и
оплаты труда. - В этой сказке героиня всегда жила в воде,
и в ее имени встречается название
драгоценного металла. «Сказка о рыбаке и
рыбке» - В этой сказке герой почти всегда жил в
воде, на сушу выбирался очень редко, был
старым, поэтому хитрый человек его легко
обвел вокруг пальца. «Сказка о попе и его
работнике Балде» - В этой сказке героиня часто жила на воде,
однажды ей чудом удалось избежать смерти
от лап злого чародея.От смерти ее спас
богатырь. «Сказка о царе Салтане…»
V. Ведущая. Жюри подводит итоги и
вручает призы победителям.
Список используемой литературы
- Агашина М., Стихи. – Волгоград: Ниже-Волжское
издательство, 1976. - Агафонова И. Учимся думать. СПб.: МиМ-Экспрессо,
1996. - Алексеев Е., Белкин В., Курмашова И.,
Поташов М., Тюрикова И. «Что? Где? Когда?» . - Анашина Н. Ю., Путешествие в страну «Что?Где?Когда?»,
Ярославль, Академия развития, 2006. - Анашина Н. Ю., Кубанов Г. С.,Мельченко И. В.
Гимнастика для ума. Ростов –на- Дону: «Феникс»
, 2004. - Вадченко Н. Л., Хаткина Н. В. Энциклопедия.
600 задач на сообразительность. Донецк: И К
Ф «Сталкер», 1995. - Василенко Г. И. Дни наук в начальной
школе: Сценарии предметных праздников и
внеклассных мероприятий, посвященных
школьным наукам. Волгоград: Учитель, 2006. - Винокурова Н. Магия интеллекта, или
Книга о том, когда дети бывают умнее,
быстрее, смышленее взрослых. М.: Эйдос, 1994. - Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие
творческих способностей. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - Воспитательная работа в 4 классе/сост. Н.
А. Горбунова. – Волгоград: Экстремум, 2004. - Галеева Р. А.,Курбанов Г. С., Мельченко И. В.
Тренируем мышление. Задачи на
сообразительность. Ростов-на-Дону: «Феникс»,
2005. - Калашников В. Э. Интеллектуальные игры.
Москва: Инновационно-образовательный
центр, 1997. - Коган М. С., Игровая кладовая,
Новосибирск, Сибирское университетское
издательство, 2008. - Левин Борис. «Что? Где? Когда?» для
чайников. Донецк: «Сталкер», 1998. - Мартынова Я. Ю. Внеклассные мероприятия
в начальной школе, выпуск 1 и 2.,Волгоград:
«Учитель», 2007. - Театр теней: сборник. – М.: Молодая
гвардия, 1963. - Рыбинский В., МельченкоИ. Развитие
творческого мышления. М., 2002. - Тюрицкова И., Нехлецкий С., Бражников В.,
Молчанов В. «Своя игра», вып.1 – 9. М. : «Тера»,
1995-1999. - Хайчин Ю. Д. «Книга для умных и
находчивых», кн. 1,2 и 3. Донецк: «Сталкер»
1996-1998 - Хайчин Ю. Д. Твоя игра. М.: Издательство
торговый дом «Гранд», 2000.
Приложение 1
Приложение 2
«герои сказок А. С. Пушкина»
(викторина)
1. О каком герое говорится в
сказке?
«Правду
молвить, молодица
Уж и
впрямь была царица:
Высока,
стройна, бела,
И
умом и всем взяла;
Но
зато горда, ломлива,
Своенравна
и ревнива».
(О
царице в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».)
2. А
кто это такой?
«В
сорочинской шапке белой,
Весь
как лебедь поседелый».
(Звездочет
из «Сказки о золотом петушке».)
3. В
какой сказке встречается эта красавица?
«Месяц
под косой блестит,
А во
лбу звезда горит.
А
сама-то величава,
Выплывает,
будто пава;
А как
речь-то говорит,
Словно
реченька журчит».
(Царевна-лебедь
из «Сказки о царе Салтане…».)
4.
Кто это?
«В
дорогой собольей душегрейке,
Жемчуги
огрузили шею,
На
руках золотые перстни,
На
ногах красные сапожки».
(Старуха
из «Сказки о рыбаке и рыбке».)
5.
Чей это портрет?
«Между
тем росла, росла,
Поднялась
– и расцвела,
Белолица,
черноброва,
Нраву
кроткого такого».
(Царевна
из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».)
6.
Кому принадлежат эти слова?
«Свет
мой, зеркальце! Скажи,
Да
всю правду доложи:
Я ль
на свете всех милее,
Всех
румяней и белее?
(Царице
из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Кто
отправил телеграммы из сказок?
1) –
Да вот веревкой хочу море морщить,
Да
вас, проклятое племя, корчить! (Балда.)
2)
Ветер весело шумит,
Судно
весело бежит
Мимо
острова Буяна… (Корабельщики.)
3)
Видит девица, что тут
Люди
добрые живут;
Знать,
не будет ей обидно! (Молодая царевна.)
4)
Горе мне! Попались в сети
Оба
наших сокола!
Горе!
Смерть моя пришла. (Царь Дадон.)
– Что
объединяет всех этих персонажей? (Обо всех них нам рассказал Александр
Сергеевич Пушкин.)
«Угадай-ка»
Попробуйте
отгадать,
Как
героя сказки звать.
1)
Живет он в поповом доме,
Спит
себе на соломе,
Ест
за четверых,
Работает
за семерых.
(Балда;
«Сказка о попе и о работнике его Балде».)
2)
Правду молвить, молодица
Уж и
впрямь была царица:
Высока,
стройна, бела,
И
умом и всем взяла.
(Мачеха;
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
3)
Говорят, царевна есть,
Что
не можно глаз отвесть.
Днем
свет божий затмевает,
Ночью
землю освещает –
Месяц
под косой блестит,
А во
лбу звезда горит.
(Царевна-лебедь;
«Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
царевне-лебеди».)
4)
Чуть опасность где видна,
Верный
сторож, как во сне,
Шевельнется,
встрепенется,
К той
сторонке обернется.
(Золотой
петушок; «Сказка о золотом петушке».)
5)
Все красавцы молодые,
Великаны
удалые.
Все
равны как на подбор,
С
ними дядька Черномор.
(Тридцать
три богатыря; «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне-лебеди».)
6)
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги
окружили шею,
На
руках золотые перстни,
На
ногах красные сапожки.
(Старуха;
«Сказка о рыбаке и рыбке».)
«Так
все начиналось»
Узнайте сказку по ее началу:
1. Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
(«Сказка
о попе и о работнике его Балде».)
2.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
(«Сказка
о рыбаке и рыбке».)
3. Три
девицы под окном
Пряли
поздно вечерком.
4.
Царь с царицею простился,
В
путь-дорогу снарядился.
И
царица у окна
Села
ждать его одна.
(«Сказка
о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди».)
5.
Негде, в тридевятом царстве,
В
тридесятом государстве,
Жил-был
славный царь Дадон,
Смолоду
был грозен он.
(«Сказка
о золотом петушке».)
Вопросы
Ученого кота
Одним
из самых мудрых пушкинских персонажей является Ученый кот. Сколько знает он
сказок, сколько песен! Но сегодня он приготовил для вас несколько вопросов:
1. В
кого превращался князь Гвидон? (В муху, комара, шмеля.)
2.
Кто был наказан за то, что не выполнил обещание, данное мудрецу? (Царь
Дадон.)
3.
Назовите кличку собаки семи богатырей. (Соколко.)
4.
Как звали бабушку князя Гвидона? (Бабариха.)
5.
Какая природная сила знала ответ на вопрос королевича Елисея? (Ветер.)
6. За
какую плату нанял поп работника? (В год за три щелчка попу по лбу.)
7.
Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана? (Остров
Буян.)
8.
Назовите любимую песню белочки из «Сказки о царе Салтане…» («Во саду ли, в
огороде».)
9.
Что кричал петушок, сидя на спице? («Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку…»)
10. С
какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу? («Свет мой,
зеркальце, скажи, да всю правду доложи…»)
11.
Вспомните название дома, в котором жили семь богатырей из «Сказки о мертвой
царевне и о семи богатырях».) (Терем.)
12.
Мехом какого ценного пушного зверька торговали корабельщики из «Сказки о царе
Салтане…»?) (Соболь.)
13.
Как называлась еда, которой кормили Балду? (Полба.)
14.
Вокруг зеленого дуба ходит кот Ученый, бродит Леший. А кто сидит на ветвях? (Русалка.)
15.
Какого роста родился мальчик в «Сказке о царе Салтане…»? (Аршин.)
16. С
какими словами обращается старик к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня
рыбка».)
17.
Назовите имя женщины, которая пытается отравить царевну наливным яблочком? (Чернавка.)
18.
Кто нес богатыря через леса, через моря? (Колдун.)
19.
Над чем чах Кощей? (Над золотом.)
20.
По какой цепи ходил кот Ученый? (По золотой.)
21.
Кто служил царевне? (Бурый волк.)
22.
Сколько витязей вышло из моря? (30.)
23.
Где жила золотая рыбка? (В море.)
24. Сколько раз посылала
старуха к рыбке старика? (Пять раз.)