Попробуй самостоятельно составить к сказке сивка бурка вопросы которые требуют подробного ответа

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему: сказка сивка-бурка цель: познакомить детей с русской народной сказкой сивка

Конспект урока по литературному чтению для
3 класса на тему: Сказка «Сивка-бурка»

Цель: познакомить
детей с русской народной сказкой «Сивка — Бурка».

Задачи:

  • Образовательные:

1.    
познакомить детей с русской народной сказкой «Сивка — Бурка»;

2.    
учить давать оценку поступкам героев;

3.    
вспомнить структурные элементы сказки (зачин);

  • Развивающие:

1.    
продолжить обогащение словарного запаса (вещий каурка);

2.    
работа над предложением;

  • Воспитательные:

1.    
воспитать любовь к родному языку.

Ход урока.

1. Организационный момент

 Доброе
утро (руки в стороны)

Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И
тогда весь день будет веселее.

Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)

А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись
снова

Будьте
все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы
садитесь.

Звенит звонок,

Зовёт нас на урок.

Урок сейчас пойдёт,

В мир знаний поведёт.

— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.

 — Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем
 хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа
со скороговоркой:

На
окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.


О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все расселись по местам? Никому не тесно?

По секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и
творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?

— Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь,
что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем
складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.

— Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы
обязательно должны справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром
и горы сдвинем». — Как вы понимаете эти слова?

2. Речевая разминка.

— Ребята, вспомним главное правило.

Дети: Каждый день всегда, везде,

  На занятиях, в игре,

  Верно, четко говорим,

  Никогда мы не спешим!

 • Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном
торте).

— Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте
одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь
задуйте, сколько вам лет.

Артикуляционная гимнастика

Ы А О У Э И

— Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо,
разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)

— Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить
логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

 и певуньей.

1. Каким
испытаниям подвергается Иванушка? Сразу ли он добивается своей цели? Кто
помогает ему?

Ивану предстояло допрыгнуть на коне
до окна башни и снять с руки красавицы перстень. Своей цели он добивается
не сразу, а с третьей попытки. Ему помогает конь Сивка-бурка.

2. Опиши
волшебного коня. Что необычного в его изображении? Как Сивка-бурка помогал
Иванушке? Какие чудеса происходят в сказке?

Конь в сказке описан так: одна
шерстинка была золотая, другая — серебряная. Конь бежит — земля дрожит, из ушей
дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. Необычно в коне то, что шерстинки
его были золотые и серебряные, что конь мог творить волшебство, что появлялся
перед Иваном по первому зову. Иван влезал в одно ухо к Сивке-бурке, а вылезал
из другого его уха красавцем. На этом коне Иван подпрыгнул очень высоко
к окну царевны и снял перстень с её пальца. 

3. Так ли
прост Иванушка? Чем он отличается от братьев? Каким герой изображён в сказке?

Иван совсем не прост. Он
довольно умен и находчив. Иван ловкий, проворный и храбрый, а его братья –
глупые и завистливые. Ивану удавалось долго водить их за нос и скрывать то, что
на самом деле тот самый молодец — это он и есть.

4. Почему
именно Иванушке досталась Елена Прекрасная? Какие человеческие качества помогли
ему обрести счастье? Выбери правильный ответ:

•доброта;
•жестокость;
•упорство;
•смелость;
•жадность;
•находчивость;
•умение исполнить порученное дело.
Почему ты так думаешь? Приведи примеры.

Доброта, смелость, упорство,
находчивость, умение исполнять порученное дело. Эти черты характера и
стали залогом счастья Ивана. Наглядными примерами является достижение целей
героя: сначала он поймал волшебного коня, а потом еще добрался до желанного
окна.

5.
Прочитайте с другом по ролям понравившийся эпизод. Подумайте, какую вы выберете
интонацию.

Читаем выразительно, напевно.

6.
Рассмотри иллюстрацию художника В. Васнецова. К какому эпизоду сказки можно её
отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную? Используя
данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки.

Художник изображает момент, когда
Иван допрыгнул до окна Елены Прекрасной, снял с нее кольцо и поцеловал ее.
Лица видны не очень хорошо, но видно, что герои красиво и богато одеты, что на
царской дочери корона. Я так их себе и представлял.

Пересказ:
Иван вызвал к себе Сивку-бурку, залез ему в одно ухо и вылез из другого
красавцем. Он сел на коня, помчался к царскому дворцу. Подпрыгнул конь и
допрыгнул до самого окна царевны. Иван поцеловал ее и снял с ее пальца кольцо.

7.
Попробуй самостоятельно составить к сказке вопросы, которые требуют подробного,
вдумчивого ответа. На них нельзя ответить одним словом.

•Объясните, почему…
•Почему вы думаете…
•Почему вы считаете…
•В чём различие…
•Предположите, что будет, если…

Объясните,
почему Ивана называли «дурачок»?
Предположите, что будет, если Иван на самом деле будет очень глуп.

Составь
вопросы, которые не требуют подробных объяснений.
кто   верно ли   согласны ли вы   может ли
что   мог ли   когда   как зовут   было
ли

Сколько у Ивана было братьев?
Кто истоптал поле?
Кто помогал Ивану? Опиши его, что в нем особенного?
Какой персонаж тебе больше всего понравился?
Как звали невесту Иванушки-дурачка?
Чем тебе запомнились братья Ивана?
Какие главные черты характера братьев?
Чем закончилась сказка?

8. По
каким признакам можно определить, что это произведение — волшебная сказка?
Запиши в «Рабочую тетрадь».

В этом произведении
есть волшебные персонажи, превращения, присказка, троекратные повторы,
значит это —  волшебная сказка.

— Давайте вспомни, в каких сказках мы с
вами встречались с Иваном? С конем?

— Кто сочиняет сказки? (сказки
сочиняет народ)

1. Первичное восприятие.

— Сегодня мы познакомимся с еще одной русской
народной сказкой — «Сивка — Бурка».

— Сейчас мы прослушаем первую часть сказки
(слушаем аудиозапись). Откройте свой учебник на странице 40 и следите
внимательно.

— Давайте рассмотрим иллюстрации к сказке,
которые даны в учебнике (обсуждение). Затем показать
иллюстрации к этой сказке из других книг.

— Понравилась ли вам сказка?

— Какие чувства вы испытали при слушание
сказки? (страх, радость, удивление, грусть, обиду, смех) — выбрать
из перечня карточек нужные.

— В какие моменты вы испытали эти чувства?

2. Первичная проверка восприятия и
словарная работа.

— Смысл каких слов был непонятен? (вещий
— предсказывает будущее; каурка — масть лошади рыжеватого цвета) — 
на
доску вывешиваются карточки с этими словами.

3. Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться

Два — согнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка

Головою три кивка

На четыре — руки шире

Пять — руками помахать

Шесть — на место тихо сесть.

4. Работа над первой частью сказки.

— Давайте теперь вместе почитаем.

— Как начинается сказка? (жил — был)

— Сколько сыновей было у старика? (три)

— Число три — что это за число? (волшебное)

— Почему именно пшеницу посеял
старик? (пшеница — самое дорогое, что было у крестьян)

— Как отец любит своих детей, как он к ним
обращается? (милые мои дети)

— Что узнаем о старшем сыне? Какими
качествами обладает? (ленивый, безответственный, не готов к трудностям)
— 
на доску повесить карточки с качествами братьев.

— Что нового узнаем о нем? (лгун,
обманщик)

— Что узнаем о старшем сыне? (такой
же)

— Что мы узнаем о герое Иване? (предусмотрительный,
смелый) — 
повесить карточки рядом с качествами братьев.

— Почему в полночь? (в полночь
случается волшебство)

— Конь обычный или нет? (необычный)

— Что необычного? (одна шерстинка
серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей
пламя пышет) 
— заучиваем наизусть это описание.

— Разве конь не слышал, что в поле кто —
то есть?

— Как можно охарактеризовать Ивана? (умелый,
сильный)

— Что дальше должно происходить, как вы
думаете? (предположения детей)

— Как конь разговаривает с Иваном? (знает
его по имени)

— Какую службу обещает сослужить? (великую)

— О чём думает Иван, взяв обещание с
коня? (если конь не сдержит слово, чтобы найти его потом)

— Как Иван мог найти коня? (произнести
слова — Сивка — Бурка — вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой)
 —
заучиваем наизусть эти слова.

— Почему братья спрашивают у Ивана?

— А мог он соврать или не говорить? (да,
мог)

— О каком качестве Ивана это
говорит? (честный)

— Иван рассказал как поймать коня? (нет)

— Почему? (потому что конь
волшебный, разговаривал с ним, братья ему и так не поверили)

— Каким качеством еще обладают
братья? (жадные, хитрые)

— Сдержал ли конь слово? Перестал ли
топтать пшеницу? (да, все кто дают слово, должны держать его)

— Давайте прочитаем диалог Ивана с конем.

— Диалог Ивана с братьями по возвращении
домой.

1.    
Итог урока

— Назовите героев сказки «Сивка — Бурка»

— Давайте вспомним описание коня? (одна
шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым валит,
из ноздрей пламя пышет)

— Как мог позвать коня Иван? (произнести
слова — Сивка — Бурка — вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой)

1.    
Домашнее задание

— Откройте дневники, записываем домашнее
задание: нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 15-31.

УКМ «Школа России»

Ответы на вопросы раздела «Устное народное творчество»

1. Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова.

К устному народному творчеству мы относим произведения, автором которых является народ. Такие произведения сочинялись во все времена, и раньше передавались из уст в уста.

В этих произведениях люди выражали свою мечту о счастье.

К устному народному творчеству относятся малые фольклорные произведения, в том числе сказки. Сказки бывают волшебными, бытовыми и о животных.

В волшебных сказках всегда есть волшебные предметы и сказочные превращения.

2. Какие виды народного творчества ты знаешь?

Заклички, песни, потешки, скороговорки, пословицы, загадки, сказки.

3. Составь список книг, которые можно поместить на выставке «Народное творчество».

Список книг для выставки устное народное творчество:

  1. Русские народные сказки.
  2. Русские волшебные сказки.
  3. Русские бытовые сказки.
  4. Русские сказки о животных.
  5. Сборник «Народные песни».
  6. «100 пословиц и поговорок».
  7. Сказки народов России.
  8. «Пословицы и поговорки о временах года».
  9. «Лучшие детские загадки о животных».
  10. «Считалки и скороговорки для детей».

4. Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка). Возможно, в том месте где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного искусства. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.

Примеры рассказов о каждом из этих народных промыслов можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Дополни текст заклички:

Бабочка, бабочка, сядь на ладошку —

Сядь на цветок — принеси нам медок.

Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам!

Принесите нам тёплую весну и солнце!

6. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов «Весна-красна!

Пример заклички про весну для 3 класса

Весна-красна! Приходи к нам быстрей!

Яркое солнышко, свети нам теплей!

Милый дождик лей, лей сильней!

Мы станцуем вам быстрый хоровод

Чтобы меньше было у людей хлопот! 

Приходи скорее в гости к нам весна!

Красно солнышко горит и весна красна!

7. Собери пословицы на стр. 53 в учебнике. Восстанови загадки на стр. 54.

Пример выполнения этого задания смотри в ответах на вопросы учебника к этому разделу по ссылке.

8. Придумай свои загадки к словам: лёд, снег, весна, листья, дождь, лес, подсолнух.

Примеры загадок к словам для 3 класса

Между снегом и водой

Он бывает голубой.

(лёд)

Солнце на земле растёт — 

Кто захочет, тот сорвёт!

(Подсолнух)

Он не море и не поле — 

Для деревьев он раздолье!

(Лес)

Под деревьями трава, 

А на дереве ….

(Листва)

С неба звёздочки летят,

Только губы холодят.

(Снег)

Если он идёт стеной — 

Это значит проливной.

(Дождь)

Тает снег, бегут ручьи. Прилетели вновь грачи.

Значит кончилась зима. Значит к нам пришла …

(Весна)

9. Определи, какое слово лучше всего раскрывает понятие «докучать».

Это понятие лучше всего раскрывает слово «Надоедать».

10. Прочитай докучную сказку про журавля. Как она начинается? Найди повторяющиеся слова, выражения. Какими словами заканчивается сказка?

Сказка начинается словами: Слушайте, послушайте!

Повторяющиеся слова: ноги, хвост, увязнет, вытащит.

Сказка заканчивается словами: Хороша ли моя сказочка?

10. Попробуй сочинить докучную сказку.

Примеры оригинальных докучных сказок можно посмотреть, перейдя по ссылке.

11. Раздели текст сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка на смысловые части. Выпиши опорные слова. Озаглавь части. Можно ли твою запись считать планом? Докажи.

План сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

12. Сколько раз повторяются слова «Солнце высоко…»? Какие ещё слова повторяются?

Слова «Солнце высоко…» повторяются в сказке три раза.

Также повторяются слова: «Не пей, братец»,  и призыв Иванушки: «Выплынь, выплынь на бережок».

13. Раздели сказку «Иван-царевич и серый волк на три части. Озаглавь их.

Пример разделения сказки на три части можно посмотреть в ответах на вопросы учебника, перейдя по ссылке.

14. Как ты понимаешь выражение «Синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает»? Какую картину ты себе представляешь?

Это выражение описывает скорость передвижения волка. 

Я представляю такие картины:

Леса пробегали мимо глаз с такой скоростью, что казались синими.

От помахивания хвоста на бегу по воде озёр идут волны.

15. Каким был Иван-царевич?

Он был добрым, смелым, решительным и мужественным. Он не был хитрым, потому что всё время попадался. Он был исполнительным и трудолюбивым, потому честно сторожил яблоки. Он не был глупым, но и умным его нельзя назвать.

16. Сравни сказку, иллюстрации Билибина и репродукции картин Васнецова. Какое настроение создают? Запиши свои мысли используя опорные слова.

Пример сравнения картины Васнецова и иллюстрации Билибина можно посмотреть, перейдя по ссылке.

17. Рассмотри произведения изобразительного искусства. Выпиши их названия и распредели на группы.

Портрет: Аргунов «Портрет Шереметьева», Маковский «Алексеич».

Пейзаж: Ге «Мост в Вико», Шишкин «Дубы».

Натюрморт: Ван Гог «Натюрморт с гладиолусами», Серебрякова «Натюрморт с кувшином».

18. Найди в сказке «Сивка-бурка» зачин.

Зачин: «Жил-был старик, и было у него три сына».

Мы сразу узнаём, кто будет героями сказки.

19. Составь таблицу сказочных зачинов. 

Жили-были: «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

В некотором царстве, в некотором государстве: «Царевна-лягушка», «Медное, серебряное и золотое царства»,  «Каменное царство».

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве: «Сказка о золотом петушке».

Ехал однажды мужик с базара: «Мудрая девушка».

20. По каким признакам можно определить волшебную сказку?

Выбираем: Чудеса и превращения, волшебные слова, волшебные предметы, троекратные повторы.

Дополняем: волшебные существа, сказочный мир, борьба добра со злом.

21. Вспомни сказку в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.

Вспомним сказку «Вещий сон». В ней используются сразу три волшебных предмета из этого списка.

Её главными героями являются Иван, Царевич и Елена Прекрасная.

Иван не хотел рассказывать вещий сон и Царевич бросил его в темницу. Сам Царевич поехал свататься к Елене Прекрасной, а Иван набрал одиннадцать товарищей и поехал следом.

По дороге он забрал у спорящих старичков шапку-невидиму, сапоги-скороходы и ковёр-самолёт, и с их помощью помог Царевичу отгадать загадки Елены.

Царевич успешно женился и вернулся домой.

В этом и состоял вещий сон, увиденный Иваном.

22. Рассмотри иллюстрацию Васнецова на стр. 43 учебника. К какому эпизоду сказки можно её отнести?

Это эпизод третьего прыжка Сивки-Бурки. Иван допрыгнул до Елены и снял перстень.

Герои очень красивые, как я их и представляла.

23. Придумай свои вопросы по содержанию сказки «Сивка-бурка».

Двадцать вопросов по содержанию сказки и ответы к ним можно посмотреть, перейдя по ссылке.

24. Как бы ты сказал, что такое сказка?

Сказка — это литературное или народное произведение, которое изображает всё чудесное, необычное, волшебное. В ней всегда добро побеждает зло.

25. Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать?

Чудесные превращения, троекратные повторы, зачин, концовка, присказка, сказочные помощники, невероятные события.

26. Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах:

Бытовые сказки: «Каша из топора», «Умная внучка», «Как Иванушка-дурачок дверь стерёг».

Сказки о животных: «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Петушок и бобовое зёрнышко».

Волшебные сказки: «Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»

27. Сравни произведения художников Билибина и Васнецова. Составь рассказ об одном из них. Запиши план рассказа.

Пример рассказа о художниках Васнецове и Билибине можно посмотреть в ответах на вопросы  учебника к этому разделу, перейдя по ссылке.

План рассказа о художнике для 3 класса

  1. Годы жизни.
  2. Как стал художником.
  3. Самые известные картины.
  4. Моя любимая картина.
  5. Впечатление от картины.

28. Сочини свою волшебную сказку.

Пример самостоятельно мной придуманной волшебной сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.

29. Говорят, что сказка — добрым молодцам урок. Чему тебя учат сказки?

Сказки учат: отличать добро от зла; совершать хорошие поступки; быть находчивым и смелым; быть мудрым, отзывчивым, честным; понимать, что такое настоящая дружба; сравнивать героев.

1

Содержание учебника «Литературное чтение 3 класс 1 часть»

Рукописные книги Древней Руси – стр. 7

Первопечатник Иван Фёдоров — стр. 8 -12

Проверим себя — стр. 12

Русские народные песни — стр. 14 -17

Докучные сказки — стр. 18 -19

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» — стр. 27

Сказка «Иван Царевич и Серый Волк» — стр. 38 — 39

Сказка «Сивка-бурка» — стр. 49 — 50

Проверим себя и оценим свои достижения — стр. 51-57

Наши проекты — стр. 58. Сочиняем волшебную сказку

  • Волшебная сказка «Под водой, в современном мире»
  • Дополняем литературную сказку своими историями
  • Волшебная сказка «На Земле, в стародавние времена»
  • Волшебная сказка «В космосе. В далёком будущем»

Как научиться читать стихи — стр. 61

Фёдор Иванович Тютчев — стр. 62 — 63

Афанасий Афанасьевич Фет — стр. 64 — 65

Иван Саввич Никитин — стр. 67 — 71

Иван Захарович Суриков — стр. 75 — 77

Проверим себя и оценим свои достижения — стр. 78 — 80

Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина — стр. 85

Пушкин Александр Сергеевич — стр. 86 — 91

Сказка о царе Салтане… — стр. 128 — 129

Крылов Иван Андреевич — стр.133

Басня «Мартышка и очки» И. Крылов — стр. 135

Басня «Зеркало и Обезьяна» И. Крылов — стр. 136 — 137

Басня «Ворона и лисица» И. Крылов — стр. 139

Лермонтов Михаил Юрьевич — стр. 144 — 147

Детство Л. Н. Толстого — стр. 151

Рассказ «Акула» Лев Толстой — стр. 155

Рассказ «Прыжок» Лев Толстой — стр. 159

Рассказ «Лев и собачка» Лев Толстой — стр. 162

Рассказ «Какая бывает роса на траве» Лев Толстой — стр. 162

Рассказ «Куда девается вода из моря?» Лев Толстой — стр. 163

Проверим себя и оценим свои достижения — стр. 164 — 166

Некрасов Н. А. — стр. 168 — 172

Бальмонт К. Д. «Золотое слово» — стр. 173

Бунин И. А. — стр. 174 — 177

Проверим себя — стр. 178

Присказка «Алёнушкины сказки» Д. Н. Мамин-Сибиряк — стр. 182

«Сказка про храброго Зайца» Д. Н. Мамин-Сибиряк — стр. 187

Сказка «Лягушка-путешественница» В. М. Гаршин — стр. 195

Сказка «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевский — стр. 207 — 208

Проверим себя — стр. 209 — 211

Литературная викторина — стр. 212 — 213

ГДЗ по учебнику «Литературное чтение 3 класс 1 часть» Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.

На нашем сайте вы найдёте онлайн-решебник по литературному чтению – ГДЗ литературное чтение 3 класс 1 часть, учебник Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. (ответы). Он является отличным помощником в учебном процессе.

ГДЗ по литературному чтению 3-й класс – это возможность легко усвоить пройденный материал, самостоятельно изучить пропущенные темы, с лёгкостью выполнить домашние задания и получить похвалы учителя за их качество. Ведь с ними даже самые сложные вопросы учебника за 3 класс не страшны.

Плюс ко всему, с ГДЗ по литературе 3 класс 1 часть по учебнику Климанова Горецкий (ответы) у школьника появится намного больше свободного времени. Его можно будет потратить на такие полезные занятия, как прогулки, спорт, хобби либо любой другой вид отдыха.

У нас на сайте ответы к учебнику по литературному чтению 3-й класс 1 часть Климанова, Горецкий можно посмотреть и сравнить со своим вариантом выполнения задания.

Ведь все готовые ответы 3 класс от «ГДЗ Грамота»:

1. Исключительно уникальны

Мы не дублируем другие сайты ГДЗ, а пишем свои ответы – наиболее подробные и грамотные. Такая особенность обладает множеством преимуществ, одним из которых является минимальная вероятность таких же ответов у одноклассников.

2. Качественные и доступные

Мы серьёзно подходим к написанию ответов. Никаких ошибок, сокращений и неподходящих слов. Учитывая возрастную категорию третьеклассников, мы пишем предложения оптимального для них объёма и подбираем слова, что понятны всем. Поэтому школьники при написании домашнего задания по литературному чтению, даже не нуждаются в помощи родителей.

«ГДЗ Грамота» придерживается требований ФГОС 3 класс.

ГДЗ литературное чтение 3 класс 1 часть

ГДЗ выручает, как школьников, так и их родителей. С ними вы избежите слёз и нервов над страницами учебника и потери массы времени.

Сборник ответов для 3 класса литературное чтение содержит решения, как самых простых, так и самых сложных заданий, в том числе творческих.

Если посмотреть на вопросы в учебнике 3-й класс Климанова, Горецкий, сразу становится понятно, что даже родителям придётся нелегко. Без дополнительного изучения материала, чтений произведений не обойтись. А для этого необходимо уделить немало времени и сил. Но, согласитесь, они не всегда есть после тяжёлого трудового дня.

На помощь приходят готовые ответы за 3 класс. Можно как просто переписать готовые ответы, так и использовать ГДЗ в качестве подсказок и для проверки правильности. Теперь на подготовку к уроку будет уходить не по 3 часа, а максимум час. Представьте, какая это огромная экономия времени в неделю и в месяц. И любовь к литературе будет расти естественным образом, а не погибать под влиянием сложностей в виде домашних заданий.

Это настоящий помощник для родителей, чьи дети не в силах справляться с уроками самостоятельно. А, учитывая уровень сложности современной школьной программы, таких большинство.

ГДЗ Грамота – шагаем по учебному пути с удовольствием!

Цена газа на Украине превысила $730 за тысячу кубических метров, сообщило Министерство экономики Украины. Причем газ импортный. А импорт — как бы с запада, из Европы, там ведь газ дорогой, вне зависимости от того какой он: норвежский, российский или американский. Государственная таможенная служба Украины рассчитала среднюю стоимость импортного природного газа за ноябрь текущего года, и получилось примерно 19 262 гривны, цитирует сообщение ТАСС.

Год назад голубое топливо стоило всего $182 за тысячу кубов. Говорят, что на Украине с начала отопительного сезона начался газовый кризис из-за высоких цен на топливо. Но кризис этот — пока невидимый, без демонстраций и майданов. В год страна потребляет до 23 млрд куб. м газа, из них 13 млрд свой газ — надо полагать такой же дешевый в добыче, что и туркменский. А в Туркмении газ для населения — еще лет пять тому назад был вообще бесплатный. Вот и дешевый жовто-блакитный газ, добываемый «Нафтогазом» смешивается с дорогим «западным» импортом.

Но если сравнить стоимость газа для потребителей на Украине и в России — пять-шесть рублей за куб, в зависимости от региона, или в среднем шесть тысяч рублей за тысячу кубометров, то разница более чем ощутимая. Однако украинские власти как-то умудряются снизить цену газа для населения, они хотя и растут, но не в сотни раз — всего лишь в разы дороже, чем в России.

Руководитель института национальной энергетики Сергей Правосудов напоминает, что поскольку на европейских торговых площадках «взлетели» цены на газ, то на Украине вынуждены поднять и цены для потребителей:

— Украинские власти обещают, что за счет государственного и местных бюджетов будут делать какие-то скидки для малообеспеченных слоев населения. Сложно сказать, что в результате получится, но сам факт, что газ покупается по высоким ценам, не допускает продажи его населению задешево — это просто невозможно. Кому-то газ достанется со скидкой. Но скорее всего, на всех его будет не хватать. Либо не будет хватать денег в бюджете — на компенсацию расходов. Если вы покупаете газ по тысячу долларов, то не сможете долго его продавать по двести. Только в очень ограниченных объемах.

«СП»: — Поговаривают, что на Украине газа хватит только до февраля, а после придется снова его где-то закупать: то ли в России, то ли американский сжиженный.

— Сжиженный газ из Америки — это из разряда сказок. Теоретически Польша может купить американский СПГ и перепродать его на Украину. Но практически они продолжат отбирать газ из трубы, а на бумаге оформлять так, как будто купили на биржевых европейских площадках.

«СП»: — Руководитель «Нафтогаза» жалуется, что «русские не хотят вести переговоры» с Украиной по поводу поставок газа. В самом деле не хотят?

— Речь идет о договоре на транзит газа, потому, что договора о поставках газа на Украину — давно не существует. Тут логика простая, исходят из того, что есть контракт до 2024 года. «Газпром» обязан проплачивать Украине 40 миллиардов за транзит, вне зависимости от объемов, что и исправно делается. «Нафтогаз» предлагает продлить контракт еще лет на десять. Но «Газпром» сомневается, какой будет в Европе объем потребления. Глупо в этих условиях заключать договор по транзиту так далеко вперед. Поэтому «Газпром» и не спешит.

Тем более что Украина делает свои заявления не официально «Газпрому», а просто публично, где-нибудь в СМИ или соцсети. Дескать мы хотим подписать еще на десять лет! Прекрасно — хотите дальше. Мы, призывают с украинской стороны, готовы сделать скидку, если Россия увеличит поставки по трубе. Но не известно, что будет через эти десять лет, сможет ли российская сторона увеличить транзит? Это не только от нее зависит — вот в чем проблема.

Да, ближе к завершению срока контракта будет подписан какой-то договор. Но объем поставок — это предмет для серьезных переговоров, с участием европейских потребителей. Вдруг они тогда окажутся не готовы брать газ по украинскому транзиту? Но к какому-то компромиссу обязательно придут. Сейчас пока это заявления в пустоту: «Мы теоретически готовы, а они теоретически не готовы». Пока это «Нафтагаз» развлекает журналистов и скучающую публику.

«СП»: — Запланированы телефонные переговоры президентов Путина и Байдена. Наверное, американец попросит о своих украинских подопечных?

— Такое наблюдается очень давно, на протяжении десятилетий, со времен обретения Украиной независимости. Американцы исходят из простой логики: поскольку украинские власти от них зависят, то они считают, что как можно больше транзита должно идти по территории Украины. Поэтому любые поставки, минующие американский контроль, им не нравятся. Я не удивлюсь, если Байден скажет Путину: «Вы обязаны осуществлять поставки газа через Украину» — это в американских интересах…

Пока же местные наблюдатели говорят про полномасштабный энергетический кризис на Украине. Американское давление на Европу и слабина, которую дал Старый Свет — очень успешно выдаются за «происки России». Но у Европы, по крайней мере, есть надежда на запуск «Северного потока-2», а украинские газовые резервы сокращаются — в результате неизбежно наступит момент, когда никакой энергии может не хватить. Незалежная просто не успеет ликвидировать дефицит.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин напоминает, что Украина недальновидно привязала себя к спотовым ценам на газ:

— Это было хорошо в прошлом году, когда цена на газ упала из-за пандемии и очень плохо в этом году. Если европейцы как-то маневрируют и в результате у них цены меньше, то украинцы за эти спотовые цены целенаправленно боролись. У них внутренняя цена — повторяет спотовые цены, двигаясь вместе с ними. Конечно, в этой ситуации надо на кого-то перекладывать закупочные цены. А ключевой потребитель — это население.

«СП»: — Если через год цены рухнут, то на Украине будет хорошо?

— Вряд ли это случится. Для этого нужно, во-первых, чтобы «Северный поток-2» запустили. Во-вторых, чтобы Азия не задирала свои цены на газ. Так что Украина теперь — отчасти заинтересована в быстрейшем запуске «Северного потока-2», хотя сама в этом ни за что не признается…

Из подземных хранилищ газа незалежной уже было поднято почти три млрд кубометров газа. Осталось около 16 млрд кубометров голубого топлива, первая неделя зимы была достаточно теплой. Наступят морозы, ускорятся темпы отбора драгоценного газа.

Свидомым необходимо иметь в подземных хранилищах газа 13 млрд кубометров к окончанию зимы. Без этого — напора не будет, трудно станет поднимать из хранилищ сто с лишним млн кубометров в сутки. И это случится намного раньше окончания зимы. Ликвидировать дефицит страна, скорее всего, самостоятельно не успеет.

Политолог Андрей Марчуков считает, что, не смотря на рост цен, народ Украины будет и далее демонстрировать долготерпение:

— Протеста, который приведет к политическим изменениям в стране, я думаю не будет. Возможно, некоторые выйдут на организованные митинги с плакатами, на которых намалюют про высокие цены на ЖКХ. Но это — просто политический пейзаж. Реально ни заморозки цен, ни тем более их снижения не будет.

Украина ведет идиотскую, самоубийственную политику в газовой сфере. Но это — производное от отношения украинских властей к России. В том числе — к экономической составляющей. Поскольку никаких изменений в отношениях к России не предвидится, то и изменений в экономической сфере тоже не будет. Подорожание газ, идущего на отопление ЖКХ, на промышленные цели — следствие этой политики.

«СП»: — Телефонные переговоры президентов Байдена с Путиным повлияют на этот процесс?

— Я думаю, американский президент будет давить по всем направлениям, касающимся двусторонних отношений США и России. Особенно сильным будет давление по вопросам, связанным с Украиной. Во-первых, по Донбассу. Также возможно по другим аспектами, экономическим, в том числе и по транзиту и поставкам газа: по «Северному потоку-2» и по украинскому направлению. Что будет в результате — гадать бессмысленно, но последствия этих телефонных переговоров мы скоро увидим и почувствуем…

Пока Украине может не хватить запасов и потребуется импортный газ. Виртуального реверса, может не хватить, а физический импорт через территорию Словакии — всего 27 млн кубометров в сутки, это меньше трети того, что требуется. Но и к этому не готовятся. Украина может спокойно дожить до новогодних праздников. Потом возможны блэкауты, веерные отключения, энергетический коллапс. Но после нового года украинские неурядицы могут не заметить на фоне других катаклизмов.

Зачем нужна сказка современному человеку?

Из книги «Приключения Ярого Бога» Так встарь встречали на Севере сказителей. Умение петь былины и рассказывать волшебные истории ценилось наравне с мастерством ремесленников или охотников. На Русском Севере известны целые династии сказителей. Когда ученые открыли для себя чудо северной сказки, наши бабушки и дедушки, певцы былин, даже приезжали в столицу и собирали там целые театральные залы. Можете ли вы представить себе, чтобы полный зал людей собрался послушать волшебную сказку?

Встарь понимали пользу сказок не только для детей, но и для взрослого человека

Зачем нужны были сказки взрослым, образованным людям? Северные былины, длинные и размеренные, настраивали на особый лад, успокаивали разум. Истории славянских Богов и героев взрослым часто даже ближе, чем детям. Там, где ребенок услышит только волшебную сказку, взрослый может заметить мудрый урок. Польза сказки в том, что она помогает увидеть свою жизнь иначе, взглянуть на свой путь с высоты, куда поднимается душа вслед за словами сказителя, и увидеть верную дорогу там, где раньше был тупик.

Что такое сказка

— Екатерина Андреевна, что такое сказка?

— В ХХI веке взрослые люди обычно под словом сказка подразумевают именно литературную, авторскую сказку. Человек старше двадцати лет сейчас считает классической сказкой, например, «Щелкунчик» Гофмана, где есть сказочное пространство, хэппи-энд и понятные мотивировки.

В народной же сказке главное — сюжет, где есть понятные троекратные повторения типичных ситуаций, например, три раза старик закидывает невод в море, где есть плохие герои и хорошие герои, но не понятно, почему они действуют именно так.

В ХХI веке человек уже не понимает многих сюжетных мотивировок народной сказки: «девушку выдали замуж, потому что надо выйти замуж». Для нас это совершенно немыслимо, что замуж надо выйти просто для того, чтобы выжить, потому что есть мужская и женская работа и только вместе мужчина с женщиной могут обеспечить себе пропитание. Мы не живем в такой системе координат, нам это трудно понять.

Поэтому многие современные сказки сочетают в себе архаичный сюжет, например, о принцессе и ее спасителе, и его новую трактовку, которая понятна современникам. Например, в «Шреке» Уильяма Смейга есть два внешне ужасных героя, которые становятся счастливыми, найдя друг друга, но при этом остаются такими же безобразными, как и в начале истории. Мораль у этой истории проста — если любишь, то уродливое для других кажется прекрасным для тебя.

— Сказка — это детское чтение?

— С самого начала народная сказка — это не рассказ для детей. Это был жанр, похожий на современные сериалы. Задача сказки — заполнить досуг, рассказать занятную историю, которую слушают, выполняя какую-то несложную домашнюю работу для того, чтобы отвлечься, отдохнуть. Современный человек смотрит сериал так, как человек слушал сказку тогда, когда она родилась и активно рассказывалась.

Для чего детям нужны сказки

Во время чтения ты налаживаешь с малышом эмоциональный контакт. Маленький человечек сидит у тебя на коленях, чувствует себя в безопасности, родной ласковый голос успокаивает его…

Не думай, что двухлетний малыш еще не поймет сказку о Дюймовочке или Чипполино. Попробуй! Вовсе не обязательно читать от начала и до конца. У крохи не хватит терпения дослушать ее. Просто пересказывай своими словами и больше внимания уделяй разглядыванию ярких картинок в книжке.

Сказки дают малышу нужную информацию. Он познает жизнь людей, животных и сказочных существ. Придуманный мир и реальность часто переплетаются в его воображении, и многие необычные явления становятся для крохи практически настоящими.

Непременно почитай ему историю о Колобке и Курочке Рябе. В этих простых сказках для самых маленьких много повторов, которые неплохо запоминаются, а это позволит малышу копить словарный запас.

Не забывай о том, что сказки снимают напряжение, которое собирается в детском подсознании. Они вырабатывают в ребенке мужество и веру в справедливость. Ведь маленький человек уже знает, что в трудный момент прилетит и поможет добрая ласточка или фея. Значит, у него есть поддержка и надежные друзья.

Попробуй самостоятельно составить к сказке сивка бурка вопросы которые требуют подробного ответа

Мир сказок

Человек растет и сказки становятся старше. От «Колобка» он переходит к произведениям великих сказочников: братьев Гримм, Андерсена и Астрид Линдгрен.

Теперь малыш представляет себя храбрым рыцарем или богатырем, мама и папа восхищаются им. А иногда ему хочется быть драконом, свирепым львом или волком. Так он показывает свою силу.

Мир сказок всегда занимателен и разнообразен. Не только благодаря набору персонажей: говорящих животных, чудесных предметов и супер богатырей.

Волшебные истории — кладезь всевозможных случаев из реальной жизни. Их можно считать отличной учебной методичкой. С их помощью ребенок познает мир и его непростые законы. Возможно, услышанная история поможет решить малышу важную для него проблему.

Приготовься отвечать на сотни вопросов во время чтения

Человеку, познающему мир, необходимо знать, как устроена избушка на курьих ножках и почему страшный Змей Горыныч дружит с Бабой Ягой, а благородный Серый волк помогает отважному Ивану-царевичу найти любимую

Дочитав очередную сказочную историю до конца, поговори с крохой. Обсудите совместно: кто вам нравится, а кто — нет и почему? Это будет блестяще развивать логическое мышление.

Тебе сразу станет ясно, каким видит себя малыш в реальной жизни. Ему по душе Мальчик с пальчик? Ничего удивительного, ведь и малыш пока не Илья Муромец.

Зачем детям нужны сказки

Роль сказок в воспитании и обучении детей огромна

Они развивают мышление, воображение, память, внимание и связную речь ребенка, его творческий потенциал. Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, а совместное чтение не только доставляет удовольствие от общения, но и помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга

Сказки знакомят детей с литературным творчеством. Ребенок приобретает знания об окружающем его мире, отношениях между людьми, повадках и образе жизни животных, знакомится с новыми героями и обычаями разных народностей. Народные сказки знакомят детей с культурой и обычаями родной страны, воспитывают дух патриотизма и любовь к Родине.

Сказки вызывают в душе ребенка эмоциональный отклик, что способствует более быстрому запоминанию и пониманию текста. Пополняется словарный запас, речь ребенка наполняется образными выражениями, ускоряется развитие мыслительных процессов.

Сказка помогает углублению у ребенка понимания и оценки окружающей действительности. Чем старше становится ребенок, тем более четко он проводит границы между реальностью и вымыслом. Слушая сказку, ребенок учится в мыслях действовать в воображаемых обстоятельствах. Дети, в отличие от взрослых, очень живо и эмоционально участвуют в процессе чтения, могут прерывать его вопросами, пытаются вмешаться в события и помочь любимым героям,  иногда даже просят изменить «неправильную» концовку, разрисовывают и зачеркивают отрицательных персонажей.

В сказках собраны житейские мудрости многих столетий. Они несут в себе колоссальную информацию, которая передается из поколения в поколение, формируют в сознании ребенка набор нравственных ценностей, учат сопереживать и искать выход из сложных ситуаций, уважать взрослых. Любая сказка внушает, что нужно стремиться быть добрым, а положительные герои в ней всегда побеждают отрицательных

Крайне важно, чтобы ребенок с детства осознавал суть человеческих ценностей и нравственных качеств (что такое доброта и честность, милосердие и справедливость)

Попробуй самостоятельно составить к сказке сивка бурка вопросы которые требуют подробного ответа

Сказка учит противостоять злу и стремиться к совершенству. Человек должен не пасовать перед трудностями, а ставить цели и добиваться их. Так формируется активная жизненная позиция.

Кроме того, чтение – это прекрасный вариант совместного времяпрепровождения детей и родителей. Без помощи ребенку не удастся до конца осмыслить сказку и ее уроки, поэтому взрослый после прочтения выбранной истории должен задавать вопросы, помогающие дошкольнику разобраться в главной идее, поступках героев и собственном впечатлении.

А еще сказки могут лечить детские расстройства, недаром их используют в качестве психотерапии.

Выбор книг для чтения детям

Многие родители испытывают трудности с выбором книг для чтения перед сном

Важно подобрать такую литературу, которую ребенок смог бы понять. Поэтому выбирая, какую книгу прочесть малышу, опирайтесь на его возраст

Попробуй самостоятельно составить к сказке сивка бурка вопросы которые требуют подробного ответа

Книги детям до 3 лет

В раннем возрасте дети еще не могут сконцентрироваться на длинных произведениях. Самым маленьким лучше предлагать книги с минимумом текста и большими картинками, которые малышу будет интересно рассматривать. Можно читать небольшие стишки, ведь маленькие дети хорошо воспринимают рифму.

Сказки для детей 3-4 года

В этот период детям уже можно предлагать небольшие сказки. Ребенок уже достаточно развит для понимания их сюжета. В три-четыре года малыши с интересом знакомятся с русскими народными сказками: Колобок, Теремок, Маша и медведь, Заюшкина избушка, Гуси-лебеди, Репка, Курочка Ряба, Морозко, Лиса и Тетерев. Можно предлагать к ознакомлению небольшие произведения Александра Сергеевича Пушкина: У Лукоморья дуб зеленый, Сказка о рыбаке и рыбке и Братьев Гримм: Волк и семеро козлят, Бременские музыканты, Белоснежка и семь гномов, Горшочек каши.

Сказки и поучительные рассказы для детей 5-7 лет

Ребенок растет, но продолжает фантазировать, мечтать, в его жизни еще долгое время особую роль будет занимать сказка. Девочки и мальчики будут в восторге от произведений Ганса Христиана Андерсена: Снежная Королева, Дюймовочка, Стойкий оловянный солдатик, Оле-Лукойе, Новое платье короля, Свинопас, Гадкий утенок. А какие поучительные сказки и стихи написал для детей Самуил Яковлевич Маршак: Двенадцать месяцев, Кошкин дом, Вот какой рассеянный, Почта.

В пять-семь лет детям, помимо сказок, уже становятся интересны небольшие повести. Замечательным детским автором является Николай Николаевич Носов, его произведения добрые, заставляют малышей посмеяться: Живая шляпа, Три охотника, Находчивость, Мишкина каша. Также ребенка не оставит равнодушным сборник Виктора Юзефовича Драгунского Денискины рассказы.

Дети старше пяти лет начинают активно интересоваться окружающим миром: животными, птицами, растениями, погодными явлениями. В их речи все чаще слышится почему. Не оставляйте вопросы малышей без внимания, читайте им небольшие статьи из детских энциклопедий, дети с интересом будут слушать и узнавать новое.

Попробуй самостоятельно составить к сказке сивка бурка вопросы которые требуют подробного ответа

Все эти произведения знакомы многим поколениям родителей, вызывают теплые чувства и воспоминания из собственного детства. Читайте их с ребенком и, без сомнения, это принесет пользу и научит малыша только доброму, чистому, светлому.

Почему полезно читать ребёнку сказки перед сном

Чтение успокаивает малыша, и он крепче и спокойнее спит, гораздо лучше, чем при засыпании под мультики. Сказка, прочитанная на ночь, несёт огромную пользу.

Гармония в отношениях с родителями

Темп жизни сейчас значительно ускорился, и иногда родителям не хватает времени для общения с ребёнком. А доверительные разговоры с папой и мамой, особенно перед сном, очень важны для детей. Поэтому на ночь можно не только рассказать сказку, но и поговорить с ребёнком о том, что его волнует. Это поможет создать атмосферу любви и установить доверительные детско-родительские отношения.

Лёгкое засыпание

Даже маленьким деткам проще, когда есть определённый режим. Каждый день, укладывая малыша спать при помощи сказки, вы сокращаете время засыпания, ведь ребёнок привыкает к такому распорядку. Поэтому сон приходит быстрее.

А капризы зачастую уходят, ведь ребёнка перед сном ждёт сказочное путешествие в совершенно другой мир, полный тайн и загадок. И всё это вместе с самым родным человеком — мамой, папой, бабушкой.

Развитие интеллектуальных способностей

Учёными доказано, что книга, прочитанная вечером, лучше закрепится в памяти. Поэтому лучше именно в вечернее время почитать детям сказку, поразмышлять о судьбе её героев и пофантазировать, как может в дальнейшем сложится судьба персонажей.

Это будет способствовать развитию творческих способностей и воображения малыша, улучшению памяти и интеллекта. Когда ребёнок подрастёт, можно будет рассказать о его любимых писателях, что будет способствовать расширению кругозора.

Любовь к чтению

Современные дети предпочитают книгам телевизор и компьютер. Но до того, как ребёнок вырастет и выберет компьютерную игру вместо книги, есть время привить ему любовь к книгам

Именно поэтому важно с младенчества читать малышу книги, рассказывать сказки и дарить не только игрушки, но и всевозможные детские книжки

Сказкотерапия

Слушая сказку, ребёнок сопереживает персонажам, проходит с ними все испытания и учится на их ошибках. В это время он учится находить грань между добром и злом, анализировать поступки.

Понятие «сказкотерапия» есть в педагогике. Это метод коррекции поведения, в процессе которого благодаря добрым сказкам у ребёнка формируется правильная модель поведения. Поэтому правильный выбор книг для чтения может стать хорошим инструментом в деле воспитания ребёнка.

Сказки – древняя традиция передачи знаний

Пусть нынешним людям кажется, что сказки – сплошь выдуманные истории. Северные же старики знают: быль – что смола, а небыль – что вода. Сказки, не находящие отражение в душе народа, быстро умирают, подобно тому, как капли воды скатываются со ствола дерева. Только подлинные истории с глубоким смыслом подобны смоле, которая застывает и навсегда сохраняет волшебный миг сказки.

Знаете ли вы, что в начале XX века пытались создавать истории, напоминающие русские былины, только героями их были вожди и цари? Много подобных историй вы запомнили сами? Искусственно созданные былины, даже напоминающие по форме настоящие северные сказания, не прижились в народе. Сказкой становится только та история, которая задевает что-то в душах людей. В этом настоящая польза сказок: читая их, можно уловить, что же было для наших Предков самым важным, какие ценности сохраняли славяне, какие уроки передавали от отца к сыну.

Зачем нужны сказки? Тут найдутся два ответа: о пользе волшебных историй для детей и для взрослых.

Сказки для мальчиков и сказки для девочек

Чем полезны сказки конкретно для мальчиков? Мальчикам они помогают:

  • быть храбрыми, благородными, добрыми, помогать всем слабым, сражаться со злом во имя добра. Вспомним для примера того же Иванушку из русских народных сказок;
  • не бояться никаких трудностей и успешно их преодолевать, уметь рисковать во имя добра;
  • правильно выбирать себе невесту (будущую жену) – а почему бы и нет? Любой сказочный добрый молодец вначале присматривается к красной девице – умеет ли она управляться по хозяйству, печь хлеб, насколько она умна, добра и щедра. Разве это не актуально и поныне?

Девочкам от сказок также немало пользы. В частности, они учат:

  • любая девочка должна быть трудолюбивой, заботливой, доброй, кроткой, умной, желать всем добра и счастья. А если ты зла, ленива и завистлива – ничего хорошего в жизни ты не добьешься;
  • уметь выбирать жениха (будущего мужа). Не зря же в сказках добрый молодец, прежде чем завоевать симпатию красной девицы, обязан выручить ее из беды, вступить в схватку с чудовищем, одолеть его – то есть, постараться стать той самой «каменной стеной».

Конечно, вряд ли маленькие дети (хоть девочки, хоть мальчики) в полной мере поймут эти важнейшие житейские постулаты, но все равно – что-то в их детском уме по этому поводу все равно отложится.

Как правильно рассказывать детям сказки

Попробуй самостоятельно составить к сказке сивка бурка вопросы которые требуют подробного ответаОсобых премудростей здесь, конечно, нет, но над кое-какими моментами все же стоит задуматься.

  1. Лучше всего рассказывать (или читать) малышам народные сказки. Это – безошибочный вариант. В них заключена мудрость веков, так что вреда для ребенка от таких сказок не будет.
  2. У каждого народа есть свои великие и мудрые сказки. Так что не следует забывать о своей национальности и рассказывать малышу больше национальных сказок. Таким образом ребенок будет знать, что он – русский, или татарин, или мордвин, или якут. То есть, с раннего детства малыш впитает в себя мудрость народа, к которому он принадлежит от рождения. Да и, кроме того, в национальных народных сказках есть некоторые особенности, которые может уяснить лишь ребенок определенной национальности. Попробуйте, к примеру, растолковать русскому малышу суть эвенкийской сказки о солнце-медведице, которая уходит на полгода (полярная ночь) и затем на полгода возвращается (полярный день). А вот маленькому эвенку такая образность будет вполне понятна.
  3. Нужно ли детям читать авторские сказки? Ну, это смотря какие авторы и что они сочинили. Многие из таких сказок чрезмерно сложны по смыслу и даже жестоки– их, конечно, малышам лучше не читать. Например, сказки современных авторов. А вот другие сказки (написанные в советское время) для ребенка вполне понятны и полезны. Так что здесь родителям нужно быть внимательными. И если есть сомнения, то лучше делать упор на народные сказки. Они плохому не научат.

Виды сказок

В первую очередь, сказки бывают фольклорные, или народные (жанр письменного и устного народного творчества), и литературные (авторские).

Литературные сказки чаще всего имеют одного автора. Персонажи литературных сказок, так же как и фольклорных, обычно вымышленные. Текст сказок такого рода не изменяется со временем, так как зафиксирован автором в письменном виде.

Фольклорные сказки — это творчество самого народа. Они передаются из уст в уста, из поколения в поколение. В этих сказках имеет место отражение общенародных идеалов. Именно народной сказке нередко присущ определенный мерный склад — «и я там был, мед пил, по усам текло, да в рот не попало»

Поэтический характер сказочного языка выражается также в обычных эпических повторениях, обыкновенно до трех раз — повторяется подвиг героя, важное изречение, ключевая встреча. Да и героев в сказках тоже часто бывает трое — например, три медведя, три брата, три сестры

Кроме того, все сказки можно классифицировать по их содержанию и действующим в них лицам. Например, сказки о животных, волшебные сказки и так называемые бытовые сказки (такие истории чаще всего повествуют о событиях обычной жизни, освещая различные социальные проблемы и человеческие характеры. В них автор высмеивает негативные человеческие качества. Среди популярных художественных приемов здесь выделяются сатира, юмор, смех).

Что такое сказка? Для чего она создана?

Согласно научному определению, сказка — «эпический литературный жанр, повествование о каких-либо волшебных или авантюрных событиях, которое имеет четкую структуру: зачин, средина и концовка». Из любой сказки читатель должен извлечь какой-то урок, он же мораль. В зависимости от вида, сказка выполняет различные функции. Также следует добавить, что сказка всегда идет в ногу со временем. Именно сказка раз и навсегда поставила резкую грань между добром и злом. Она является суровой обличительницей, поясняя читателям, что действительно хорошо, и что, наоборот, достойно беспощадного осуждения. Всю свою любовь и симпатию сказка отдает добру, а зло старается уничтожить любыми, доступными ей средствами.

Самая лучшая книга для вашего ребёнка

Многие родители предпочитают придумать свою сказку для ребёнка, самостоятельно её оформить, сделав к ней рисунки. Такая книжка станет для ребёнка самой любимой и сможет научить его многому, ведь написана она именно для него. А заодно такая книжка поможет сблизить ребёнка с родителями.

Если ваш малыш просит читать одну и ту же сказку многократно, то это желательно выполнить. Дело в том, что деткам сложно сразу воспринимать большой поток информации. А потому, чтобы понять всё происходящее в рассказе, требуется неоднократное повторение информации.

Важно даже в сотый раз читать сказку с искренним удовольствием. Тогда ребёнок будет хорошо воспринимать информацию, следить за ходом развития событий

Голос близкого человека поможет малышу получить положительные эмоции, что хорошо отразится на качестве сна.

Поделиться

Что лучше — авторские или народные сказки?

Однозначного ответа здесь конечно же нет и быть не может. Особенностью народных сказок является то, что в простом и легкочитаемом тексте скрывается глубочайший социальный смысл. Считается, что самыми первыми героями народных сказок были явления природы — Солнце, Луна, Земля и прочее. Позднее, когда они стали подчиняться человеку, в сказки вошли образы людей и животных. Есть предположение, что все народные повествования имеют под собой реальное основание.

Характерные черты авторской сказки — это психологизм, возвышенная речь, яркие персонажи, использование стандартных клише, а также тот факт, что она может быть прочитана на разных уровнях. Так, одна и та же история воспринимается по-разному у представителей разных возрастных групп. Одни и те же сказки ребенку кажутся невинным рассказом, в то время как подросток или уже взрослый человек найдет в них серьезные проблемы и мораль. Часто книги, ориентированные изначально на юного читателя, растолковываются взрослыми иначе, равно как и фантастические истории для взрослых, пусть и по-своему, но нравятся детям.

Выбор сказок с учетом возрастных особенностей ребенка

Многие родители думают, что покупать ребенку книжки нужно тогда, когда он становится смышленым, то есть к 2-3 годам. Ведь в традиционном понимании книга – это источник новых знаний. И пока малыш не может воспринимать словесную информацию в полном объеме, не стоит напрягать его чтением сказок. К тому же несмышленый карапуз может порвать или испортить книжку своим неаккуратным обращением.

Однако, это не совсем правильный подход. Для того, чтобы ребенок научился любить и ценить книги, приучать его к чтению нужно с самого маленького возраста.

Еще до 1 года родителям стоит приобрести первые книжки для своего карапуза. И пусть он еще мал, и воспринимает чтение как непонятную тарабарщину, но малыш уже может рассматривать картинки. Вот это киса, она делает «мяу-мяу», а это — собачка, она говорит «гав-гав»

Именно поэтому так важно, чтобы первые книжки для ребенка были с большими и красивыми иллюстрациями

Маленькие дети (до 3 лет) с удовольствием читают «потешки», сказки о животных и небольшие стихотворения

Они еще не могут долго концентрировать свое внимание на одном объекте и просто не в состоянии уследить за развитием сложного сюжета. Выбирая книжки для детей этого возраста, стоит покупать короткие произведения с простым сюжетом и яркими красочным картинками

Для детей от 3 до 5-6 лет можно выбирать более длинные сказки, с простым, но поучительным сюжетом и обязательно с хорошей концовкой

Ребенок уже дольше удерживает внимание и может понять поучительный замысел автора. Он активно сопереживает героям, представляя себя на месте любимого персонажа

В этом возрасте для детей очень важно эмоциональное чтение. Они хотят, чтобы родители читали им с выражением, выделяя голосом и паузами диалоги героев и важные моменты в произведении

Несмотря на то, что дети в возрасте от 6 лет уже могут читать по слогам самостоятельно или учатся этому в школе, они все еще нуждаются эмоциональной близости с родителями и поэтому не стоит прерывать традицию и прекращать вечернее чтение с ребенком.

Родители могут взять с полки книгу, в которой будут длинные детские рассказы, которые можно читать несколько вечеров подряд. Их допускается разделять на логически законченные части. Так, одну большую книгу можно разбить на несколько вечерних чтений.

Попробуй самостоятельно составить к сказке сивка бурка вопросы которые требуют подробного ответа
О том, как быстро и правильно научить ребенка читать по слогам используя различные методики, можно узнать здесь: Чтение по слогам для дошкольников: методики и упражнения
 

Благодаря более развитому мышлению, ребенок в 6 лет уже может сопоставить факты, глубоко прочувствовать эмоции героев, выделить главное и второстепенное, а также осознать причинно-следственные связи и самостоятельно сделать необходимые выводы.

Совместное чтение семейные традиции

Чтение взрослым ребенку уютный, семейный отдых. Он успокаивает подвижную детскую психику, пробуждает воображение, заставляет подумать

После прочтения произведения важно, чтобы малыш отвечал на вопросы родителя, старался пересказать прочитанное. Это будет развивать его концентрацию и память

Важнейшей задачей чтения является привитие малышу любви к книгам. Замечательно, если родители тоже любят читать, тогда ребенок будет видеть перед собой положительный пример.

В возрасте 5-6 лет можно постепенно начинать учить малыша читать. Читающий ребенок грамотнее своих сверстников, у него большой словарный запас и широкий кругозор. Обученный грамоте ребенок легче адаптируется к учебе в первом классе, ему проще дается школьная программа.

Учиться читать можно и в домашних условиях, но лучше доверить образование малыша профессионалам. Опытный педагог сможет последовательно обучить ребенка чтению, начиная с изучения звуков и алфавита, заканчивая таким уровнем, на котором ребенок сможет довольно бегло воспроизводить текст.

Совместное чтение это не только вклад в будущее малыша, но и приятное времяпрепровождение, которое оставит теплые воспоминания и у взрослого, и у ребенка. Читайте книги всей семьей.

Может ли сказка навредить

— А может ли сказка научить младшего школьника чему-то плохому, напугать его? Допустим, прочитал я про Карлсона и стал есть только варенье с печеньем…

— Вообще-то плохому скорее может научить не сказка. Может ли ребенок подражать действиям героев? И да, и нет. Надо понимать, что прочитать сказку как разрешение есть варенье банками сможет лишь тот человек, который и так уже это хотел сделать. Сказка даст ответ тому, кто этот вопрос уже задал.

Если у ребенка внутри нет потребности делать что-то, о чем рассказано в сказке, то он не станет так поступать.

Другое дело, что у литературного произведения есть возможность включить у читателя воспоминания о каком-то неприятном событии или опыте. Чисто теоретически любая книга может испугать, если активизирует память ребенка, если сказочная история совпадает с каким-то личными неприятными или страшными переживаниями.

— Правильно ли я понял, что, например, приемному ребенку не стоит читать «Мальчика-с-пальчика», где родители отводят детей в лес и там их оставляют?

— Не, неправильно. Не существует общих рекомендаций «для всех детей». И литература, и искусство прекрасны своим разнообразием и возможностью любому читателю предложить то, что ему нужно.

Один ребенок-сирота себя узнает в мальчике-с-пальчике, а другой ребенок-сирота себя не узнает. Он прочитает эту сказку иначе. Один может испугаться того, что его снова бросят, другой научится у героя этой истории преодолевать трудности, а третий вообще останется равнодушным к мальчику-с-пальчик, потому что ему этот опыт не близок.

Попробуй самостоятельно составить к сказке сивка бурка вопросы которые требуют подробного ответа

Дюймовочка. Sofi/www.flickr.com

— Тогда получается, что взрослые почему-то боятся и считают «вредными» совершенно безобидные сказки?

— У каждого папы и мамы есть свои страхи, которые они приобрели не из книг, а из личного опыта. Мы, взрослые, слишком часто пугаем друг друга, предъявляем к себе и окружающим разные требования.

Чтение — это один из ключевых маркеров. То, что ты читаешь, то, что читает твой ребенок, показывает окружающим, хороший ты родитель или плохой.

Многие родительские страхи связаны именно с этим маркером. «Я — хорошая мать, если я контролирую своего ребенка везде и абсолютно», об этом заблуждении часто говорят психологи.

Поэтому, например, «Красная шапочка» — сказка про «плохих» родителей. Если взрослая женщина сейчас читает «Красную шапочку» и обнаруживает там модель поведения, которая не укладывается в идею полного контроля, то ей кажется, что это страшная сказка. Она действительно пугает, только не детей, а взрослых.

Что читать с детьми?

Народные сказки

Для самых маленьких:

«Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Маша и Медведь», «Петушок и бобовое зернышко», «Соломенный бычок», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Рукавичка», «Заяц-хваста», «Хвосты», «Снегурочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Заюшкина избушка», «Кот, лиса и петух», «Зимовье зверей».

Для тех, кто постарше:

«Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Лягушка-царевна», «Василиса Прекрасная», «Летучий корабль», «По-щучьему веленью», «Вершки и корешки», «Каша из топора», «Морозко», «Царевна Несмеяна», «Два мороза», «Чудесная рубашка», «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что», «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо», «О молодильных яблоках и живой воде», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Финист — ясный сокол», «Приключения Синбада-морехода», «Волшебная дудочка», «Аладдин и волшебная лампа».

Выводы

Сделаем выводы, зачем ребенку нужны сказки:

  1. Сказка — это золотой ключик к душе ребенка.
  2. Сказочные персонажи помогают ребенку стать добрее, отзывчивее и смелее.
  3. Пополняется словарный запас. Развивается логика, фантазия и воображение.
  4. Учат разбираться, что такое добро и зло.
  5. Сопереживание герою формирует милосердие и сострадание.
  6. Тренировка памяти и формулировка мыслей при обсуждении прочитанного.
  7. Самостоятельное чтение помогает усвоить пунктуацию и орфографию в дальнейшем.
  8. Чтение спокойных сказок со счастливым концом могут решить проблемы со сном.
  9. Семейные чтения вслух и обсуждение произведений сближают детей и родителей.

МирТесен

  • Попробуй описать героев из сказок петушок и бобовое зернышко лиса и журавль курочка какая
  • Попробуй придумать сказку например о собаке или кошке запиши в рабочую тетрадь план своего рассказа
  • Попробуй описать героев сказки петушок и бобовое зернышко лиса и журавль
  • Попробуем как пишется слитно или раздельно
  • Попробовать на вкус как пишется