Что такое совесть? Многие люди задаются этим вопросом. Но ведь ответ на него прост и не должен вызывать сложности.
Совесть – это червячок, который живет где – то в душе человека, ожидая пробуждения. А когда он, наконец, проснется, мало не покажется никому. Потому что совесть – это то качество, которое изнутри “грызет” человека, заставляя прислушиваться к ней. Она просыпается каждый раз, когда мы делаем что – то дурное. Вы забрали у одноклассника ручку и не вернули после уроков? А совесть тут как тут. Забыли про обещание другу? Не переживайте, совесть обязательно напомнит. Сказали кому – то что – то нехорошее и обидное? Совесть поможет извиниться. У нее обширные связи, она знает все. При этом она будет мучить человека до тех пор, пока он не поймет и не исправит свои ошибки. Ей нельзя просто сказать: “Хватит”. От совести нельзя избавиться, если она уже живет в вашей душе. Она будет провоцировать бессонницу, голод, но все равно добьется своего.
Так что, можно сказать, совесть – некий регулятор поведения человека. Она не дает совершить ему плохой поступок, обидеть кого – то. А если все – таки что – то нехорошее случается, совесть заставляет человека пожалеть об этом и исправить ситуацию во что бы то ни стало.
Однако, как бы совесть ни старалась, она есть не у всех людей. Некоторые заранее договариваются с ней, подавляют ее, засовывая в самый темный и дальний уголок своей души. И помогает ведь. Таких людей совесть не грызет. И они продолжают творить нехорошие дела, не зная ни раскаяния, ни сострадания.
Так откуда же берется совесть? Никто не знает этого. Скорее всего, она появляется в зависимости от воспитания. Если родители с детства объясняли человеку, что такое хорошо и плохо, то у него будет совесть. Если же воспитанием ребенка не занимались, он вырастет бессовестным и эгоистичным.
Совесть может сделать жизнь человека невозможной. Однако, именно благодаря ей люди все еще поддерживают хорошие отношения между собой. Именно поэтому совесть должна быть у каждого. Иначе какой же это человек?
Подводя итог, можно сказать, что совесть – это один из основных терминов морали, определяющий что такое “плохо” и что такое “хорошо”. Ее нельзя подавлять, нельзя отстранять от души. Ведь совесть может помочь человеку, она поддерживает его чистоту и свет в его сердце.
Образец 4
В карусели событий современной жизни не всегда есть время задуматься о правильности поступков, в основном, при принятии решений люди руководствуются своими эмоциями.
Каждому человеку на протяжении всей жизни приходится сталкиваться с трудностями, преодолевать препятствия. Методы решения проблем и преодоления препятствий могут разниться: кто-то делает вся честно и открыто, а кто-то “идет по головам”, предает друзей, обманывает.
Про человека, который, не приносит никому вреда, своими способами достижения целей, не ущемляет чужого достоинства можно сказать, что он живет по совести. Живущий по совести думает о других, а не только о себе.
Наверное, каждому человеку, поступившему некрасиво, приходится чувствовать неприятное чувство – совесть. Это чувство помогает нам проанализировать свои поступки и выбрать путь, который будет наиболее этически приемлем, не навредит другим людям, также совесть помогает нам учесть совершенные ошибки.
Совестливый человек никогда не предаст ближнего, даже если когда-нибудь он ошибется, оступится, то сделает все, чтобы этого не повторилось.
Однако не все любят это чувство, не каждому это по вкусу. Многие люди систематически его угнетают, с каждым разом чувствуя совесть все слабее и, в конце концов, перестают его ощущать. Но поступая по совести, мы получаем одобрение окружающих, делаем мир лучше. Также, лучше принимать благодарность окружающих людей, чем ощущать терзания совести. Иногда есть возможность помочь кому-то, но в то же время лень, особо не хочется затрачивать энергию. Предстоит выбор, или отдых, собственный досуг, или помощь посторонним, или родным людям. И если выберешь эгоизм, то будешь чувствовать угрызения совести, но если будешь систематически так поступать, то чувство будет бледнеть, может совсем исчезнуть. Кажется, что не так и плохо, но живя только ради себя, невозможно получить одобрение окружающих, положительную энергию. Выбирая же путь совести, помогая другим, мы делаем мир немного лучше, у людей появляются положительные эмоции, которые передаются человеку, поступающему по совести.
Жизнь по совести не подразумевает то, что интересы других людей в любом случае ставятся выше своих, но в то же самое время, это означает, что в меру своих сил нужно помогать другим, быть отзывчивым и дружелюбным. Нужно замечать свои неправильные, эгоистичные поступки и стараться, чтобы их стало как можно меньше.
Сочинение на тему Жить по совести. Что это значит?
Каждый человек на земле наделён широким спектром чувств: счастье, страх, любовь, отчаяние. Но особое и очень значимое место занимает совесть.
Совесть – это своего рода диалог человека с самим собой, позволяющий ему определить вектор своих действий. Никто не рождается совестливым. Это качество закладывается ещё в детстве главным образом на примере родителей и усиливается на протяжении всей жизни. Но далеко не каждый может его сохранить и преумножить. В мире множество людей, которых волнуют только собственные интересы. Они совершенно забывают о таких чувствах как забота и уважение. Жить по совести – значит уметь оглядываться по сторонам, разделять невзгоды с ближними, находить возможность вовремя подать руку помощи тому, кто в этом нуждается.
В современном мире всё чаще можно услышать мнение о том, что людям эгоистичным и безнравственным жить намного легче: они быстрее адаптируются в изменчивых условиях, быстрее добиваются своих целей. Однако всегда есть обратная сторона медали. Ради своего успеха они готовы идти по головам, продавая и предавая других. Глупо винить таких людей. Ведь по факту это простой самообман. Они не прислушиваются к тому, что пытается донести совесть и в итоге сглаживают все углы и находят с ней компромисс, ссылаясь на обстоятельства и находя оправдания, которые чаще всего кажутся нелепыми.
Я считаю, что люди должны быть более строгими по отношению к себе и учиться справляться с собственными страхами. И речь не о боязни высоты или насекомых, а о трусости признания ошибок. Многие считают, что раскаяться в своем поступке – это удел слабых людей. А на самом деле они просто не могут переступить через ступень страха, которая встаёт выше совести и сожаления.
Несмотря на все сказанное, важно понимать, что в мире нет идеальных людей, да и жизнь может подкидывать всевозможные испытания, преодолевать которые приходится, совершая разные, в том числе некрасивые и неблаговидные поступки. Нет необходимости корить себя за проступок до конца своих дней. Надо научиться с этим жить, попросив прощение не только у кого-то, но и у самого себя.
Если человек порядочен и склонен к добру, то, поступив плохо, он постарается исправить ситуацию, обернув её во что-то хорошее. Не допускать такие моменты довольно просто. Нужно только не делать по отношению к другим того, чего не желаешь самому себе. Живя по такому правилу, становится гораздо легче и спокойнее и именно так достигается гармония с собой, обществом и окружающим миром.
9 класс ОГЭ 15.3
Альтруизм- постоянная готовность жертвовать своими интересами в пользу интересов других людей или общества в целом.
Аномалия- отклонение от нормы.
Бережливость— заботливое отношение к материальным и духовным благам, к собственности.
Благодарность— чувство признательности за сделанное добро или оказанную помощь.
Благородство— моральное качество, характеризующее поступки и действия человека с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы.
Боль— ощущение страдания (физическая, душевная).
Вежливость— моральное качество, оценивающее поведение людей. Включает в себя внимательность, деликатность, такт.
Вера— принятие чего- либо истинным в силу субъективного убеждения.
Вина- отрицательно окрашенное чувство по отношению к какому- либо поступку или действию.
Взаимопомощь— это взаимная, обоюдная помощь, выручка в каком- либо деле.
Внимание к ближнему- уважение интересов других людей, учёт возможных последствий для них при совершении тех или иных поступков, отзывчивость по отношению к чужим проблемам и бедам.
Воля— духовная способность человека к дополнительным усилиям, необходимым для достижения цели.
Выбор- принятие решения из нескольких вариантов.
Гармония- слаженность целого, рождающаяся от сочетания противоположных по качеству сущностей.
Внутренний мир человека— это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности.
Героизм— способность жертвовать собой и своими интересами ради чужого, общего блага.
Гордость- чувство собственного достоинства, самоуважение.
Грубость- отрицательное моральное качество человека, который пренебрегает культурой поведения.
Гуманизм— человеческое в человеке. Глубокая вера в безграничные возможности человека и его способность к самосовершенствованию.
Добро- всё положительное, хорошее, полезное.
Доброта- отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Доверие— доброе отношение к действиям другого лица и к нему самому.
Долг- общественно обусловленная и внутренне осознанная субъектом необходимость.
Достоинство- понятие, выражающее оценку человеческой личности: уважение и самоуважение.
Дружба- близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Жизненные ценности— это цели и приоритеты, которые, управляя человеком, определяют его сущность.
Зависть— враждебное чувство по отношению к успехам других людей, показатель болезненного себялюбия и тщеславия.
Зло- действия человека или многих людей, направленные на разрушение или игнорирование принятых в обществе моральных принципов, причинение вреда другим людям и себе, оно несёт с собой нравственные страдания и ведёт к разрушению личности.
Золотое правило нравственности- общее этическое правило, которое можно сформулировать так: не делайте другим то, чего вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили.
Идеал— высшая степень нравственного представления о благом и должном.
Измена— нарушение верности общему делу, предательство.
Индивидуальность- неповторимое своеобразие конкретной личности и её творческой деятельности.
Инициатива- проявление личной активности человека, сопрягающейся с его творчеством и мужеством.
Интерес— особое внимание, целеустремлённое отношение человека к чему- либо.
Интуиция— внутреннее чувство, чутьё, догадка.
Искренность- честность, субъективная сторона убеждённости в правоте своих идей и действий.
Искупление- снятие с себя вины за совершённые проступки посредством полного признания своей вины и искупления причинённого вреда.
Истина— идеал познания и способ достижения точного знания о ком или о чём- либо.
Культура поведения— совокупность правил и форм поведения человека в соответствии с общепринятой моралью и правилами этикета.
Личность— целостный человек в единстве его индивидуальных способностей и выполнения им социально- культурных функций.
Любовь- глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.
Малодушие— слабость воли человека.
Материнская любовь— особое чувство, самое бескорыстное, сильное м нежное, доброе и светлое. Она поддерживает ребёнка всегда и во всём, придаёт ему силу и уверенность в жизни.
Намерение— решение совершить действие и достигнуть положительного результата.
Норма- нравственно узаконенное установление, признанный обществом порядок морального поведения.
Нравственность— показатель и критерий духовной культуры человека. Самый значительный показатель нравственности- совесть.
Нравственный выбор-основанный на моральных ценностях выбор человеком модели своего поведения.
Обида— несправедливо причинённое огорчение, а также вызванное этим чувство; переживание гнева, жалость к себе.
Обязанность— моральное требование, выступающее как проявление долга.
Ответственность- способность личности управлять своей деятельностью, отвечать за свои действия и поступки и совершать при этом правильный выбор, сознательно и добровольно выполнять моральные требования.
Патриотизм— любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.
Полезность- форма оценки действий человека с точки зрения удовлетворения каких- либо потребностей или интересов людей.
Порядочность — это строгое соблюдение человеком установленных в обществе норм поведения и неспособность человека ни при каких обстоятельствах к подлым поступкам.
Прекрасное- очень красивое; то, что воплощает красоту, соответствует её идеалам.
Преступление- проступок, который представляет собой особую опасность для человечества.
Проступок- нарушение требований морали и нравственности.
Раскаяние- признание личностью собственной вины и осуждение допущенных ошибок.
Репутация- создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках кого- либо.
Рефлексия- осмысление человеком своих собственных мыслей и действий.
Свобода- деятельность, не обусловленная внешними причинами.
Свобода воли- способность человека самостоятельно принимать решения и действовать по своему усмотрению.
Семья- важнейшая общественная ценность. Члены семьи связаны общностью быта, вступлением в брачные отношения, стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.
Сила воли- стремление человека добиваться поставленных перед собой целей, несмотря на различные обстоятельства, физические возможности, лень или настроение.
Смирение-покорность по отношению к внешним силам и обстоятельствам.
Смысл жизни- способ восприятия человеческой жизни , который даёт личности ощущение её значимости в мире природы и в истории общества.
Совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми.
Сознательность- способность принимать решение со знанием дела и нести за это личную ответственность.
Солидарность— единство убеждений и действий, взаимная помощь и поддержка, основанные на общности интересов.
Сочувствие— гуманное отношение человека к человеку.
Сострадание— искреннее сочувствие, жалость человека по отношению к страдающему или больному лицу. Направлено на оказание посильной помощи страдающему человеку и словом, и делом.
Справедливость- понятие о должном, включающее в себя требование соответствия деяния и воздаяния: соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли в жизни общества и социального положения в нём.
Счастье— состояние человека, которое соответствует его наибольшей удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности его жизни и деятельности, реализации всех его запросов и устремлений.
Толерантность- терпимость по отношению к иным взглядам, мнениям, нормам поведения, общения и деятельности.
Требование— строгое указание, равносильное приказу.
Тревога- беспокойство, волнение.
Убеждения- духовные ценности, осознанно принятые субъектом для принятия личных решений.
Уважение— отношение к людям, в котором признаётся достоинство личности.
Ханжество— лицемерие. Обычно скрывает недоверие, подозрительность, ревнивое отношение к людям.
Харизма- исключительная наделённость личности особыми качествами: святостью, всезнанием, непогрешимостью.
Характер— совокупность нравственных качеств личности, указывающих на её разум и силу воли.
Хоспис— социально- медицинское учреждение, оказывающее помощь и поддержку безнадёжно больным и членам их семей.
Цель- заранее предполагаемый и желаемый результат действия человека.
Ценность- предельное, безусловное основание творческо- созидательной человеческой жизни (может быть материальной и духовной).
Человечность- нравственное качество, готовность прийти на помощь каждому, кому она необходима.
Честность- правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективная убеждённость в правоте дела, искренность перед другими и перед самим собой.
Честь- внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.
Чуткость- уважительное отношение, забота о людях, внимание к их нуждам и запросам.
Щедрость— открытость, готовность делиться как своим материальным достатком, так и способностями, знаниями, душевными силами.
Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.
Тематическое направление: Преступление и Наказание – вечная тема
10.10.2021 19:10:35
Совесть – это чувство ответственности за то, что ты уже сделал или сделаешь. Но чем же страшен человек без совести? Совесть помогает нам не сбиваться с жизненного пути, не совершать ошибок. И если человек игнорирует её или же просто не имеет, то он способен на поистине страшные вещи.
Так, в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский обращается к теме совести. Главный герой не имеет ее. После убийства двух человек Родион Раскольников не испытывает чувства вины за совершенное им преступление. Его тревожит лишь понимание того, что оказалась неверной его теория о том, что он не «тварь дрожащая», а «право имеет». Голос совести Раскольников еще до содеянного был заглушен этой идеей, а потому он решил осуществить задуманное. Если бы совесть воздействовала на Родиона сильнее, чем такие теории, то он бы не стал убийцей. Этим и страшны люди без совести – они могут сделать что угодно, не испытывая за это вины.
В отличие от Родиона Раскольникова, герой повести Н. Карамзина «Бедная Лиза» имеет совесть и поэтому раскаивается в совершенном. Эраст действительно был влюблён в Лизу, но обстоятельства сложились так, что ему пришлось жениться на другой женщине, которая могла бы оплатить все его долги. Чувства к девушке уже остыли, но молодой человек даже не смог признаться в этом. Лиза восприняла всё произошедшее как измену и предательство, и, впав отчаяние, совершила самоубийство. Но Эраст не думал, что всё получится так, он не хотел причинять Лизе боль. У молодого человека есть совесть и потому он посчитал себя виноватым в том, что сделала Лиза. Эраст до конца жизни раскаивался, жалел о произошедшем и считал себя убийцей. Он совершил ошибку, но совесть дала ему понять это и почувствовать вину. В ином случае он мог бы в очередной раз совершить такую же оплошность и принести боль еще одной девушке, но этого не вышло.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что совесть – важнейшее для людей чувство ответственности за свои поступки. Благодаря совести мы не совершаем страшных ошибок, не оступаемся. Люди не должны заглушать ее голос и ослушаться её, чтобы потом не жалеть о последствиях.
Здравствуйте! К сожалению, не знаю, как нужно к вам обратиться.
Вам удалось в своем сочинении выполнить требования № 1 «Объём слов» и № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения» критериев оценивания, написать сочинение по теме, привлечь для аргументации художественные произведения. Работа отличается грамотностью. Вместе с тем следует обратить внимание на шероховатости в развитии логики.
В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.
К1 (соответствие теме) + 1 балл.
К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.
Для аргументации привлечены классические произведения: роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Его тревожит лишь понимание того, что оказалась неверной его теория о том, что он не «тварь дрожащая», а «право имеет».
Искажение позиции автора. После преступления Раскольникова не разочаровывается в своей теории, как Вы предполагаете: он мучается от осознания своей ничтожности (он думал, что «право имеет»…).
В отличие от Родиона Раскольникова, герой повести Н. Карамзина «Бедная Лиза» имеет совесть и поэтому раскаивается в совершенном.
Хотелось бы, чтобы отчество писателя тоже было указано. Фёдора Михайловича Достоевского знаете, а Николая Михайловича нет. Это не ошибка, а пожелание быть более внимательным к личности писателя.
На мой взгляд, в предложении звучит очень смелое и категоричное утверждение. Я бы не стала так широко обобщать. Герои показаны в динамике. Нужно уточнять, в какие моменты, в каких эпизодах. Мы не можем с абсолютной уверенностью сказать, что у Раскольникова отсутствует совесть. А как же его сны? болезнь? Призываю Вас не проявлять категоричность.
К3 (логика и композиция) + 0 баллов
К сожалению, чёткого ответа на вопрос темы не последовало. Произошла подмена тезиса толкованием понятия
Совесть – это чувство ответственности за то, что ты уже сделал или сделаешь. Но чем же страшен человек без совести? Совесть помогает нам не сбиваться с жизненного пути, не совершать ошибок. И если человек игнорирует её или же просто не имеет, то он способен на поистине страшные вещи. (Вот эту мысль мы можем считать тезисом, её нужно было развивать. Тезис получился недосказанным).
Ошибки
Так, в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский обращается к теме совести. Главный герой не имеет ее.
Нелогичный переход к примеру.
Он совершил ошибку, но совесть дала ему понять это и почувствовать вину. В ином случае он мог бы в очередной раз совершить такую же оплошность и принести боль еще одной девушке, но этого не вышло.
Нелогично, неорганично выглядит предположение. Старайтесь ничего не домысливать.
К 4 (речь)+ 1 балл
Ошибки
Совесть – это чувство ответственности за то, что ты уже сделал или сделаешь. Но чем же страшен человек без совести? Совесть помогает нам не сбиваться с жизненного пути, не совершать ошибок. И если человек игнорирует её или же просто не имеет, то он способен на поистине страшные вещи.
Так, в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский обращается к теме совести.
Старайтесь избегать большого количества повтором.
Совесть, например, можно метафорично назвать компасом нравственности, внутренним судьёй и т.д.
И если человек игнорирует её или же просто не имеет, то он способен на поистине страшные вещи.
Слово «вещи» использовано неуместно. Лучше сказать по-другому: человек способен на низкие поступки.
У молодого человека есть совесть и потому он посчитал себя виноватым в том, что сделала Лиза.
Речевая шероховатость. Лучше сказать так: … он посчитал себя виновным в гибели (в самоубийстве) Лизы; чувствовал ответственность перед девушкой и т.д.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что совесть – важнейшее для людей чувство ответственности за свои поступки.
Старайтесь избегать подобных повторов. Подводя итог — можно сделать вывод — это одно и то же.
К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок:
Ошибки
Орфография — 0
Пунктуация — 2
Лиза восприняла всё произошедшее как измену и предательство, и, впав отчаяние, совершила самоубийство.
Лишняя запятая. Лиза восприняла и совершила — однородные сказуемые, поэтому запятая перед И не нужна.
У молодого человека есть совесть ЗПТ и потому он посчитал себя виноватым в том, что сделала Лиза.
Сложное предложение.
Грамматика — 0
Общий вывод по работе
Итак, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над логикой развития мысли (тезисно-доказательной частью: чётче формулируйте тезис, приводите доводы, подкрепляйте их примерами из художественных произведений), речевым оформлением
Удачи!
Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 0; К4: 1; К5: 1;
Итоговый балл — 4 Зачёт
Возврат к списку
Скачать все готовые примеры и темы итогового сочинения ЕГЭ 2021-2022 года
Скачать структура и клише для итогового сочинения 11 класс 2021 — 2022
Скачать список литературы для итогового сочинения 2021 — 2022
Скачать аргументы по направлениям итогового сочинения 2021 — 2022
Скачать план написания и шаблон для итогового сочинения 2021 — 2022
Скачать график и расписание итогового сочинения 2021 — 2022
Вот и настал новый учебный год! В декабре месяце ученики 11-х классов начнут сдавать экзамены по итоговому сочинению в формате ЕГЭ. А вы кы когда нибудь пробывали написать сочинение своими словами? Попробуйте хотя бы раз написать сами и вам это понравится! Если на зимнем декабрьском итоговом сочинении вы выбрали это направление, рекомендуем вам изучить подробные материалы по данной теме. Данное итоговое декабрьское сочинение — рассуждение по литературе и русскому языку поможет ученику 11 класса, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2022 года в школе. По итогам итогового сочинения, школьники получают допуск к ЕГЭ-22. Здесь размещены уникальные примеры новых сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения по направлению. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных авторов и поэтов.
Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, прочитать и бесплатно скачать новые примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык на тему: Что сильнее: закон или совесть? . Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по итоговому сочинению ИС пройдет зимой в декабре 2021 года.
Официальный сайт. 2021 — 2022 учебный год. ВПР. ФИПИ ШКОЛЕ. 11 класс. ФГОС. ОРКСЭ. МЦКО. ФИОКО. ОГЭ. ЕГЭ. ГИА. Школа России. Школа 21 век. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Экзамен. Россия. Беларусь. Казахстан. РБ.
Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения по теме: Что сильнее: закон или совесть?
Недавно в одном комменте прочитала такую интерпретацию: «Например, толкнул я в очереди человека, а потом вспомнил, как меня толкнули, как мне было обидно, и мне стало стыдно». Примерно так представляют себе происхождение совести сторонники эволюционной теории.
Однако, тут можно возразить. Напротив, воспоминание о том, как меня толкнули, не может вызвать во мне угрызений совести! Скорее наоборот, оно могло бы послужить оправданием дурному поступку: «Меня когда-то толкнули, значит, и я могу сделать то же самое».
По моему глубокому убеждению, совесть – это сравнение себя с неким светлым образом, внутренним Идеалом Человека, это неосознанное стремление человека к своему духовному идеалу. И стремление это абсолютно не носит какого-то практического характера. Оно НЕ требует одобрения. Оно возникает как лично МОЯ внутренняя потребность совершать добро. Оно приносит мне удовлетворение сразу, независимо от одобрения или вознаграждения поступка. И наоборот, не соверши я этот необходимый поступок, я буду испытывать угрызения совести, даже если никто об этом не узнает. Только Я, только МОЙ идеал Человека служит моим образцом, моим мерилом, моим цензором.
Откуда берётся этот Идеал? Это вопрос, на который никто не сможет дать однозначный и исчерпывающий ответ. Люди верующие скажут, что это Бог или Иисус. Учёные скажут, что это фрагмент ДНК или что-то в этом роде. Я не буду здесь искать ответа на этот вопрос, потому что он не имеет для меня никакого значения. Для меня важнее тот глубокий духовный смысл, который придаёт нашей жизни СОВЕСТЬ.
Для меня высшим проявлением совести, неопровержимым доказательством на всю жизнь стал подвиг одного замечательного Человека – педагога Януша Корчака. Если кто не знает, это был польский педагог, автор книг «Как любить ребёнка», «Когда я снова стану маленьким». Когда гитлеровцы повели его воспитанников – детей-сирот – на сожжение в печах Треблинки, то ему предложили на выбор: остаться без детей или пойти с ними. Он без колебаний выбрал смерть. «Господин Гольдшмит, — сказал ему гестаповец, — мы знаем Вас как хорошего врача, Вам не обязательно идти в Треблинку». «Я не торгую совестью», — ответил Януш Корчак.
Когда я прочитала об этом, то не могла сдержать слёз. Хотя я человек вовсе не сентиментальный, над индийскими сериалами не плачу. Но тут я просто рыдала! Эта история просто перевернула мне душу! Это тот случай, когда один поступок убедительнее тысячи слов!
Может, кто-то скажет, что это был глупый, необдуманный поступок, что Корчак смог бы принести больше пользы, оставшись в живых, воспитывая послевоенных сирот, спасая другие жизни и т.д. и т.п… Но совершив этот героический поступок, Корчак дал миру гораздо больше! Он дал нам образец совести, истинной любви и самоотречения, образец мужества и духовной силы!
«Жизнь Януша Корчака, его подвиг изумительной нравственной силы и чистоты явились для меня вдохновением», — пишет другой великий педагог Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям».
Для меня этот поступок убедительнее всех заповедей, проповедей и священных писаний!
Сейчас многие говорят о нравственной деградации общества, о духовном обнищании. Эта проблема помимо сугубо морального, наносит еще и практический, так сказать, материальный вред. От войн, терроризма, преступности, наркомании и т.д. страдает также и экономика, уровень жизни. Я уже не говорю об угрозах глобального масштаба, которые ставят под удар человечество в целом. И эту проблему необходимо уже как-то решать!
И вот тут наблюдаются очень интересные и забавные высказывания и предложения политиков, государственных деятелей и просто рядовых граждан. Не буду приводить примеров и вдаваться в подробности, суть их в следующем: необходимо инвестировать в развитие морали и нравственности, поощрять материально нравственные поступки, нравственный образ жизни и всячески повышать уровень жизни людей – как культурный, так и непременно материальный (а то он всё ещё очень низкий, благ материальных ещё мало). Необходимо также, чтобы было гражданское общество, либеральная демократия и свобода слова. Только в таких условиях может процветать нравственность – в сытом, интеллектуальном и равноправном обществе. Собственно, нравственность в таком обществе сводится к верховенству Закона, т.к. понятие «совесть» для последователей этой теории чуждо, для них она как реальность не существует. Поэтому вся нагрузка ложится на совершенный, учитывающий интересы каждого, Закон.
Некоторые считают, что нужно повышать уровень образования. Дескать, он напрямую связан с уровнем нравственности. С чем я категорически не согласна — слишком много повидала на своём веку очень умных и образованных подонков. Ум без нравственности – страшное оружие! Кто-то же изобретает новые наркотики, новое оружие, средства массового поражения и т.д.
А что предлагает церковь? Обучение Слову Божьему детей в школах? Объединение церкви с государством? А что вообще представляет из себя религия? Кому она, прежде всего, нужна? Ведь религия, это не что иное, как навязанная извне совесть. Т.е. она предлагает заповеди, которые необходимо выполнять под страхом кары Божьей. Но разве нам нужна ТАКАЯ нравственность – нравственность из страха, «из-под палки» или ради посмертного вознаграждения в раю? Я уже не говорю о нравственном уровне самих представителей церкви! Это отдельная история.
И что же нам остаётся? На кого надеяться? Кто же вытащит нас из этой трясины безнравственности, бездуховности и бессмысленности жизни? Кто, кроме нас самих?
Давайте будем жить по совести. Давайте лелеять и взращивать в себе всё прекрасное, что в нас есть. То, что делает нас людьми. То, что возвышает нас в наших собственных глазах. Только наш внутренний нравственный ориентир должен служить нам указателем. Никакие законы, полиции, комиссии и комитеты не смогут сделать общество нравственным и справедливым. Всё зависит только от нас, от нашего внутреннего духовного мира.
Если же мы этого не сделаем, то нас ждёт нечто, пострашнее второй мировой войны.
Неужели нам непременно нужна война, страдания, гибель миллионов людей для того, чтобы мы пробудились? Неужели для того, чтобы проявились лучшие нравственные качества, человека нужно обязательно столкнуть лицом со смертью?
Читать сочинение далее…
.
Автор:
Самый Зелёный
·
Совесть – это мерило нравственности человека. Чем острее он чувствует несправедливость, тем чище его душа, тем лучше его характер. Чтобы объяснить данное понятие на примере, Многомудрый Литрекон нашел литературные аргументы, отвечающие на вопрос: Что такое совесть? Они помогут Вам написать хорошее сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ по русскому языку. А Вы можете помочь ровесникам, если напишите в комментариях, какое произведение можно добавить к нашему списку.
- В рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» герой, обманув бабушку, не смог спокойно спать. Всю ночь он мучился от осознания вины, ведь из-за его лжи Катерине Петровне пришлось краснеть на базаре, так как туесок был набит травой, а не земляникой. Чувство, которое заставило мальчика страдать, и называется совестью. Это обостренное чувство справедливости, которое помогает человеку поступать правильно.
- В книге А. С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой страдал от душевных мук, осознав свою неправоту. Он проиграл крупную сумму, а Савельич (его провожатый) возмутился. В ответ барин своим высокомерием оскорбил преданного слугу. Петр чуть позже понял это и захотел извиниться, ведь не мог спокойно жить с осознанием своей несправедливости. Это понимание и признание ошибки – проявление совести, сущность которой заключается в строгом моральном контроле своих поступков.
- В повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» герой узнал о трагедии: его бывшая возлюбленная утопилась, услышав о его предательстве. Только тогда Эраст понял, как жестоко он поступил с девушкой. Муки совести преследовали его всю жизнь, ведь именно он своим равнодушным обращением довел крестьянку до суицида. В данном примере совесть – суровый и беспристрастный судья, который вынес обвинительный приговор.
- В книге Н. В. Гоголя «Шинель» должностное лицо выставило просителя за дверь, чтобы продемонстрировать присутствующим свою власть. Только потом чиновник горько посетовал, что жестоко обошелся с Башмачкиным, который искал защиты своих прав у государства, но нашел лишь цинизм и равнодушие. Герой жалел о случившемся, и это чувство вины – наглядная демонстрация проснувшейся совести.
- В повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Филипп Филиппович смог создать человека в результате операции, но вскоре понял, что сотворил нечто, лишь внешне напоминающее людей. Шариков так и не приобрел того качества, которое отличает личность от зверя – совести. Он вел себя нагло и бесцеремонно, злоупотреблял добротой и терпением профессора, но ни за один проступок не чувствовал ни ответственности, ни вины. Именно это обстоятельство побудило Преображенского свернуть эксперимент. Значит, совесть – это важнейший показатель человечности, без которого люди ничем не отличаются от животных.
- В пьесе А.Н. Островского «Гроза» Катерина изменила мужу, не выдержав прозябания без любви и заботы в доме Кабановой. Но вскоре к героине пришло осознание собственной греховности. Верующая женщина не смогла жить без покаяния и во всем созналась семье. Несмотря на негативные последствия, она сделала это, потому что не смогла иначе. Значит, именно совесть дает человеку силы жить в соответствии с морально-нравственными принципами.
- В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Грушницкий совершил подлость, согласившись зарядить пистолет своего противника холостым патроном. Даже когда стало понятно, что поединок закончится смертью одного из участников, герой не дрогнул и стрелял в безоружного человека. Но когда Григорий попросил перезарядить пистолет, а секундант противника выступил против этого, Грушницкий осознал свою вину и настоял, чтобы они стрелялись на равных условиях. Его решение – запоздавшая победа совести над страхом. Этот пример доказывает, что данное качество – единственный инструмент, позволяющий контролировать соблюдение непреложных морально-нравственных законов.
- Пример чистой совести демонстрирует читателю А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин». Героиня всю жизнь любила одного человека, но судьба распорядилась так, что замуж она вышла за другого. Когда возлюбленный, наконец, осознал, что хочет вернуть Татьяну, женщина отказала ему, ведь не могла изменить мужу. Моральный долг она поставила выше чувства. Сохранить чистоту души ей помогла именно совесть, которую автор считал нравственной ответственностью человека за свои слова и поступки.
- В книге В. Г. Короленко «Дети подземелья» герой исправил свою ошибку, признав свою несправедливость по отношению к сыну. Вася унес из дома куклу, и отец обвинил его в воровстве. Но в разгар разговора к нему пришел бедняк, объяснивший, что мальчик утешал его больную дочку, которая уже умерла. Судья извинился перед сыном, и его раскаяние пробудила совесть, сущность которой заключается в способности признавать свои ошибки и исправлять их.
- В произведении Н. С. Лескова «Пугало» жители деревни считали Селивана колдуном и грешником, распускали про него ужасные слухи. Однако герой проявил честность и доброту, вернув шкатулку с деньгами, и люди раскаялись в том, что напрасно обвиняли его. Многие из них стали специально останавливаться в постоялом дворе Селивана, чтобы загладить вину. Приведенный пример говорит о том, что совесть – это стремление к истине и готовность принять ее.
Метки: 9 классаргумент из литературыОГЭ по русскому языкупример из литературысочинение 15.3Что такое совесть