Понятие сказка характерные особенности фольклорной сказки

Классификация сказок. характерные черты каждого видаважнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и главное расстановка сил, осуществляющих добро и

Классификация сказок. Характерные черты каждого вида

Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.

Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.

И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.

Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.

Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной «системы» – что, безусловно, облегчает работу родителей и воспитателя.
На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

1. Сказки о животных;
2. Волшебные сказки;
3. Бытовые сказки.

Рассмотрим подробнее каждый из видов.

Сказки о животных

Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, «образ жизни» и т.д. Отсюда живой, напряженный текст сказок.
Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.

В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка «Медведь»). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, «победа» над ним. Так происходит, например, в сказках «Мужик и медведь», «Медведь, собака и кошка». Сказки существенно отличаются от поверий о животных — в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в повериях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда — близость подобных сказок к басням («Лиса и журавль», «Звери в яме»).

Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).

В сказках о животных человек :
1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза»);
2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

Возможная классификация сказки о животных.

Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация). Такая классификация приведена в указателе сказочных сюжетов мирового фольклора, составленного Арне-Томсоном и в «Сравнительном Указателе Сюжетов. Восточнославянская сказка»:

1. Дикие животные.
— Лиса.
— Другие дикие животные.
2. Дикие и домашние животные
3. Человек и дикие животные.
4. Домашние животные.
5. Птицы и рыбы.
6. Другие животные, предметы, растения и явления природы.

Следующая возможная классификация сказки о животных – это структурно-семантическая классификация, которая классифицирует сказку по жанровому признаку. В сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие жанры как:

1. Кумулятивная сказка о животных.
2. Волшебная сказка о животных
3. Басня (аполог)
4. Сатирическая сказка

Е. А. Костюхин выделял жанры о животных как:

1. Комическая (бытовая) сказка о животных
2. Волшебная сказка о животных
3. Кумулятивная сказка о животных
4. Новеллистическая сказка о животных
5. Аполог (басня)
6. Анекдот.
7. Сатирическая сказка о животных
8. Легенды, предания, бытовые рассказы о животных
9. Небылицы

Пропп, в основу своей классификации сказки о животных по жанрам, пытался положить формальный признак. Костюхин же, в основу своей классификации, отчасти положил формальный признак, но в основном исследователь разделяет жанры сказки о животных по содержанию. Это позволяет глубже понять разнообразный материал сказки о животных, который демонстрирует разнообразие структурных построений, пестроту стилей, богатство содержания.

Третья возможная классификация сказки о животных является классификации по признаку целевой аудитории. Выделяют сказки о животных на:

1. Детские сказки.
— Сказки рассказанные для детей.
— Сказки рассказанные детьми.
2. Взрослые сказки.

Тот или иной жанр сказки о животных имеет свою целевую аудиторию. Современная русская сказка о животных в основном принадлежит детской аудитории. Таким образом, сказки рассказанные для детей имеют упрощенную структуру. Но есть жанр сказки о животных, который никогда не будет адресован детям – это т. н. «Озорная» («заветная» или «порнографическая») сказка.

Около двадцати сюжетов сказок о животных — это кумулятивные сказки. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Томпсон, С., Болте, Й. и Поливка, И., Пропп выделяли сказки с кумулятивной композицией в особую группу сказок. Кумулятивную (цепевидную) композицию различают:

1. С бесконечным повторением:
— Докучные сказки типа «Про белого бычка».
— Единица текста включается в другой текст («У попа была собака»).
2. С Конечным повторением:
— «Репка» — нарастают единицы сюжета в цепь, пока цепь не оборвётся.
— «Петушок подавился» — происходит расплетание цепи, пока цепь не оборвётся.
— «За скалочку уточку» — предыдущая единица текста отрицается в следующем эпизоде.

Другой жанровой формой сказки о животных является структура волшебной сказки («Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» ).

Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки — о проделках животных («Лиса крадёт рыбу с саней (с воза), «Волк у проруби», «Лиса обмазывает голову тестом (сметаной) , «Битый небитого везёт» , «Лиса-повитуха» и т. д), которые влияют на другие сказочные жанры животного эпоса, особенно на аполог (басню). Сюжетное ядро комической сказки о животных составляют случайная встреча и проделка (обман, по Проппу). Иногда сочетают несколько встреч и проделок. Героем комической сказки является трикстер (тот, кто совершает проделки). Основной трикстер русской сказки — лиса (в мировом эпосе — заяц). Жертвами её обычно бывают волк и медведь. Замечено, что если лиса действует против слабых, она проигрывает, если против сильных – выигрывает. Это идёт из архаического фольклора. В современной сказке о животных победа и поражение трикстера нередко получает моральную оценку. Трикстеру в сказке противопоставлен простофиля. Им может быть и хищник (волк, медведь), и человек, и животное-простак, вроде зайца.

Значительная часть сказок о животных занимает аполог (басня), в которой выступает не комическое начало, а нравоучительное, морализующее. При этом аполог не обязательно должен иметь мораль в виде концовки. Мораль вытекает из сюжетной ситуаций. Ситуации должны быть однозначными, чтобы легко сформировать моральные выводы. Типичными примерами аполога являются сказки, где происходит столкновение контрастных персонажей (Кто трусливее зайца?; Старя хлеб-соль забывается; Заноза в лапе медведя (льва). Апологом можно также считать такие сюжеты, которые были известны в литературной басне с античных времён (Лиса и кислый виноград; Ворона и лисица и многие другие). Аполог — сравнительно поздняя форма сказок о животных. Относиться ко времени, когда моральные нормы уже определились и подыскивают для себя подходящую форму. В сказках этого типа трансформировались лишь немногие сюжеты с проделками трикстеров, часть сюжетов аполога (не без влияния литературы) выработал сам. Третий путь развития аполога — это разрастание паремии (пословицы и поговорки. Но в отличие от паремии, в апологе аллегория не только рациональна, но и чувствительна.

Рядом с апологом стоит так называемая новеллистическая сказка о животных, выделенная Е. А. Костюхиным. Новелла в животной сказке — это рассказ о необычных случаях с довольно развитой интригой, с резкими поворотами в судьбе героев. Тенденция к морализации определяет судьбу жанра. В нём более определённая мораль, чем в апологе, комическое начало приглушено, либо совсем снято. Озорство комической сказки о животных заменено в новелле иному содержанию — занимательному. Классический пример новеллистической сказки о животных — это «Благодарные звери». Большинство сюжетов фольклорной новеллы о животных складываются в литературе, а потом переходят в фольклор. Лёгкий переход этих сюжетов связан с тем, что сами литературные сюжеты складываются на фольклорной основе.

Говоря о сатире в сказках о животных, надо сказать, что литература некогда дала толчок к развитию сатирической сказки. Условие для появлении сатирической сказки возникает в позднем средневековье. Эффект сатирического в фольклорной сказке достигается тем, что в уста животных вкладывается социальная терминология (Лиса-исповедница; Кот и дикие животные). Особняком стоит сюжет «Ёрш Ершович», которая является сказкой книжного происхождения. Поздно появившись в народной сказке сатира в ней не закрепилась, так как в сатирической сказке легко можно убрать социальную терминологию.

Так в XIX веке сатирическая сказка непопулярна. Сатира внутри сказки о животных — это лишь акцент в крайне незначительной группе сюжетов о животных. И на сатирическую сказку повлияли законы животной сказки с проделками трикстера. Сатирическое звучание сохранилась в сказках, где в центре трикстер, а где была полнейшая нелепица происходящего, то сказка становилась небылицей.

Волшебные сказки

Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки «Снегурочка». «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». «Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.

В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).

Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

В.Я. Пропп вскрывает однообразие волшебной сказки на сюжетном уровне в чисто синтагматическом плане. Он открывает инвариантность набора функций (поступков действующих лиц), линейную последовательность этих функций, а также набор ролей, известным образом распределённых между конкретными персонажами и соотнесённых с функциями. Функции распределяются среди семи персонажей:

• антагониста (вредителя),
• дарителя
• помощника
• царевны или её отца
• отправителя
• героя
• ложного героя.

Мелетинский, выделяя пять групп волшебных сказок, пытается решить вопрос исторического развития жанра вообще, и сюжетов в частности. В сказке присутствуют некоторые мотивы, характерные для тотемических мифов. Совершенно очевидно мифологическое происхождение универсально распространённой волшебной сказки о браке с чудесным «тотемным» существом, временно сбросившим звериную оболочку и принявшим человеческий облик («Муж ищет изчезнувшую или похищенную жену (жена ищет мужа)», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек» и др.). Сказка о посещении иных миров для освобождения находящихся там пленниц («Три подземных царства» и др.). Популярные сказки о группе детей, попадающих во власть злого духа, чудовища, людоеда и спасающихся благодаря находчивости одного из них («Мальчик-с-пальчик у ведьмы» и др.), или об убийстве могучего змея — хтонического демона («Победитель змея» и др.). В волшебной сказке активно разрабатывается семейная тема («Золушка» и др.). Свадьба для волшебной сказки становится символом компенсации социально обездоленного(«Сивко-Бурко»). Социально обездоленный герой (младший брат, падчерица, дурак) в начале сказки, наделённый всеми отрицательными характеристиками со стороны своего окружения, наделяется в конце красотой и умом («Конёк-горбунок»). Выделяемая группа сказок о свадебных испытаниях, обращает внимание на повествование о личных судьбах. Новеллистическая тема в волшебной сказке не менее интересна, чем богатырская. Пропп классифицирует жанр волшебной сказки по наличию в основном испытании «Битвы — Победы» или по наличию «Трудной задачи — Решение трудной задачи». Логичным развитием волшебной сказки стала сказка бытовая.

Бытовые сказки

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).

Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.

Характерна пестрота бытовых сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новэллистические и другие. В отличии от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.

В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок – о сказках смешанного типа. Конечно, сказки этого типа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа – это сказки переходного типа.
В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие.

Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования.
Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности.

Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.

Сказка и рассказ
статья на тему

Чем сказка и рассказ отличаются друг от друга

Скачать:

Вложение Размер
skazka_rasskaz.docx 20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Чем сказка отличается от рассказа?

Сказка и рассказ — две ключевые формы повествовательной прозы. Они пишутся по особым законам. Чем же отличается сказка от рассказа?

Нет на свете человека, который бы не знал, что такое сказка. Когда-то сказка приходит в дом каждого, и остаётся в нём навсегда.

Сказка – выдумка, чародейство, волшебство. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Сказка – это увлекательная, интересная история, зачастую со счастливым концом. Чем же отличается сказка от обыкновенного рассказа?

Рассказ, как правило, — это цепочка правдивых событий, последовательное изложение какого-либо материала. В рассказах не распускаются зимой подснежники, а Мухи-Цокотухи не покупают самоваров.

Конечно, сказка в этом плане – сплошная выдумка. Но всё-таки сказка – это отличный познавательный и воспитательный материал. В сказках присутствует своя правда. Сказки воспитывают в ребёнке первые, правильные основы. В сказках нередко говорится о том, как люди хотели бы жить. Чтобы добро всегда побеждало зло, а у смелых, отважных, трудолюбивых людей всё складывалось бы хорошо.

Сказки дают нам представление об обычных, но важных представлениях: о правде и кривде, о любви и ненависти, о добре и зле, о великодушии и мелочности, о согласии и вражде, о бедности и богатстве.

Сказки учат ненавязчиво, без нотаций, как бы между прочим.

…Всем нам хочется, чтобы наша жизнь была счастливой, доброй сказкой. Любите сказки, читайте сказки, глядишь – и наша жизнь будет больше похожа на хорошую сказку со счастливым концом.

Рассказ – это небольшое по объему литературное произведение, повествующее о каких-то событиях, явлениях, взаимоотношениях людей. У рассказа практически всегда есть автор. Сюжет рассказа (за исключением фантастики) может восприниматься как нечто, происшедшее в реальности. Темой для рассказа может стать все, что угодно, здесь нет никаких ограничений. В рассказе часто видна позиция автора, его личное отношение к описываемым событиям (идея рассказа). С авторским видением читатель может согласиться, а может сформировать свою точку зрения. Персонажи рассказов – это обычные люди, у них есть достоинства и недостатки, они страдают и ошибаются, их характеры многогранны и неоднозначны. Часто в рассказах описываются внутренняя жизнь героев, их чувства и переживания.

Сказка – это жанр устного народного творчества, у сказок, за исключением литературных, нет одного автора. Отличительная особенность сказок – вымысел, волшебство. Читатель изначально понимает, что читает о том, чего на самом деле не может быть. Тематика сказок ограничена, на этот счет существуют каноны и традиции, которые складывались веками. В сказках может быть рассказчик, но он лишь рассказывает о событиях, не выражая к ним своего личного отношения. Как правило, мораль сказки понимается всеми однозначно. Герои сказок – это целостные натуры, без сложного характера. В сказках нет подробного описания чувств и переживаний героев, сюжет строится исключительно на действии.

  1. В сказке описываются приключения героя, каждое из которых – важный эпизод в развитии сюжета. Рассказ строится на основе одного короткого эпизода, играющего фатальную роль в жизни героя.
  2. Сказочные события – аллегорический вымысел, а в рассказе всегда подразумевается достоверность происходящего.
  3. Действие в сказке не ограничено в пространстве и времени в отличие от рассказа, где оно всегда кратковременно и происходит в конкретном месте.
  4. Рассказ имеет оригинальный сюжет и отражает авторский стиль. Сказочные сюжеты повторяются, а повествование сохраняет устойчивые, традиционные для сказок речевые обороты.
  5. Авторская позиция в рассказе может быть выражена с помощью отступлений, оценочной характеристики героев или композиционного приема использования контрастных деталей. В сказке прямая авторская оценка отсутствует – отражается только общая идея. Подробнее:
  6. В сказке, как правило, наряду с обычными персонажами — людьми, соседствуют фантастические и вымышленные говорящие герои, которых в реальной жизни не встретишь. А рассказы, хоть и не всегда опираются на реальные события, всегда можно представить происходящими с людьми.

Сказка и рассказ сходны во многом. Они относятся к повествовательной прозе и пишутся они по определенным законам.

О сказках знают все. С малых лет сказка с ее выдумкой, волшебством и чародейством селится в душе ребенка и живет в ней всегда. Обычно эта захватывающая история хорошо кончается.

Рассказ же – логическое изложение цепочки реалистичных событий. Здесь вы не найдете зимой распускающихся подснежников, и никакая маленькая девочка не поселится в крысиной норе.

Так что всякая сказка – прежде всего, выдумка. Зато любая из них остается отличным воспитательным и познавательным инструментом. В ней всегда найдется истина, чтобы воспитать в маленьком человеке правильные основы, дать ему главные жизненные понятия о добре и зле, о правде и кривде, о бедности и богатстве, о любви и ненависти. Всякая сказка содержит свой урок, неназойливый, без каких-либо нотаций.

Они во многом сходны, сказка с рассказом. У обоих есть сюжет, который обозначен четко, события, описываемые в виде повествования, главный герой и не только.

И все же их отличают друг от друга, прежде всего, формой и, конечно, содержанием. Именно они определяют жанровую принадлежность всякого сочинения в литературе.

Сказка

В основе ее лежит вымысел, который не претендует на подлинность . Само это слово в источниках появилось около XVI века. Образовалось оно от «казать» и применялось в значении: перечень, список, точное описание. Предполагало оно, что узнают про него: и что это такое и зачем нужно. Лишь к XVIII веку сказка обретает нынешнее значение и называют ее «баснь», а позже – «кощуна».

В ее содержании какая-то интересная история, наполненная чудными приключениями героя, тесно между собой связанными, дозволяющими ему обрести славу и богатство, пройдя через все испытания.

Никого не удивляет, что сюжеты сказок могут повторяться, что герои их – эдакие символы, которые становятся олицетворением добра либо зла. Даже выделяются «бродячие сюжеты», что появляются в различных культурах и объясняются сходными чертами сознания, проявляющимися у всех этносов.

Этот вид творчества в числе древнейших. Но даже нынешние сказки сохраняют основные закономерности их создания: испытания, преодолеваемые главным героем, сверхъестественные силы, ему помогающие, возвращение утраченного, наконец, счастливое завершение.

Они нужны, чтобы ребенок в семье научился определенным жизненным правилам, необходимости защищать место своего обитания, достойно относиться к иным общинам. Сказки передаются от поколения к поколению, воспитывают уважение к своим корням.

Чем отличается сказка от рассказа

Многие согласятся, что чтение – это погружение в другие фантазийные миры, а то количество жанров, которое имеется сегодня, позволяет выбрать для себя подходящий вариант. У детей, изучающих школьную литературу, возникает вопрос: чем сказка отличается от рассказа? Попробуем ответить на него подробнее.

01 41

Основные характеристики сказочного произведения следующие:

  • Занимательный сюжет.
  • Присутствие развития действий и необычного хода событий.
  • Особый язык повествования.
  • Многократность повторения слов, поступков героев.
  • Композиция построена по типу кольца: начало и конец встраивают ее в другое художественное произведение.
  • Характерные прозвища у действующих лиц.

Главное определение, по которому можно узнать данный жанр – своеобразность интонации рассказчика: оригинальный зачин, кульминационные мотивы на повышенных тонах, поучительная концовка.

В литературе сказку легко можно спутать с рассказом из-за четко обозначенных сюжетных границ, нестандартной ситуации, наличия главных и второстепенных персонажей.

Главные отличия двух жанров

02 41

Рассказ и сказка – две формы повествовательного жанра, которые изучаются детьми, начиная с младших классов и заканчивая студентами. Мировая литература обладает большим количеством значимых произведений из данных направлений, стоит только вспомнить народные повествования, рассказы про животных, поучающие детей добру.

Рассказ всегда может иметь краткое повествование, которое можно пересказать несколькими словами, в сказке необходимо описать целую цепочку действий и высказываний персонажей.

Особенности Сказка Рассказ
Действия Вымышленные Часто правдивые
Период времени Безграничен Четко обозначен
Построение композиции Присутствие особых метафор, речевых оборотов Произвольное построение диалогов и субъективная оценка персонажей
Содержание Занимательная история, целью героя является получение обогащения, славы путем прохождения ряда испытаний Все события подготавливают читателя к кульминации

Сказку можно узнать по таким критериям: испытание персонажа, помощь волшебства, возврат утраченного и счастливая концовка.

Особенности рассказа

03 38

Часто 3 класс средней школы уже повествует детям о том, что такое сказка. Жанр рассказа ребята изучают, начиная с 5 класса. К этому времени у детей замечается четко сформированное умение выделять основных и второстепенных героев, выяснять цели их поступков, анализировать структуру произведения.

Следует подробнее перечислить основные характеристики жанра рассказ для видения отличий:

  • Короткий текст, написанный в прозе.
  • Единство времени – описывается определенный период жизни героя.
  • Наличие одного конфликта.
  • Одно или два главных событий.
  • Действие происходит в одном, максимум в двух местах.
  • Часто главный персонаж только один.

05 23

Особенность заключается в том, что центральный символ истории обуславливает ее смысл. Даже если главного героя нет, то показаны некоторые события, которые несут определенную значимость. Нередко рассказ отражает оригинальный авторский стиль, а писатель вносит лирические отступления и небольшие размышления по теме.

Поэтому в сказочном произведении показана только главная идея, задумка.
Определив основные отличия, можно смело открывать книгу, выявляя эти два наиболее популярных в детской литературе жанра.

Чем отличается рассказ от сказки?

Сказки есть у многих народов мира, но ближе всего нам, конечно, русские народные. Наверняка каждый сможет отличить, например, поэму от других жанров по ряду признаков. Разобраться, чем сказка отличается от рассказа, уже сложнее.

Что такое сказка?

Сказка – это разновидность фольклорного или литературного жанра. Чаще всего в ней рассказывается о событиях, произошедших в прошлом (эпос). Сюжет имеет бытовой, героический либо волшебный характер. При этом вымышленность событий или действующих лиц не скрывается от читателя. Большинство сказок написано прозой.

Термин «сказка» впервые зафиксирован в источниках 17-го века, но современное значение он приобрел только ближе к 19-му веку, а прежде подобные произведения назывались баснями.

В зависимости от принадлежности к жанру, сказки бывают:

  • литературные;
  • фольклорные.

Литературные сказки в отличие от народных принадлежат определенному автору и не были распространены в устной форме до момента публикации. Они могут быть поучительными или просто содержать рассказ в народном стиле.

Фольклорная сказка представляет собой жанр устного и письменного народного творчества, который свойственен разным народам. Следует отличать сказку от так называемых «достоверных» повествований, например: мифа, предания, легенды и т.п. В историческом плане фольклорные сказки появились раньше, чем литературные.

3 главных признака фольклорной сказки: анонимность, устность, коллективность. В народных произведениях часто присутствуют специальные «формулы», которые используются в начале, середине и в конце, например, фразы «жили-были…» или «в некотором царстве…». Также события могут разворачиваться в одних и тех же местах, а по отношению к персонажам используются одинаковые эпитеты: «добрый молодец».

Среди фольклорных сказок также выделяют множество жанровых разновидностей: о животных, волшебные, бытовые, анекдотические и др. Первым собирателем русских народных сказок называют А. Афанасьева, который в 1870 г. выпустил сборник для детей.

Что такое рассказ?

Рассказ – то же самое, что и новелла – жанр малой повествовательной прозы. Рассказам предшествовали устные фольклорные пересказы и притчи. Они характеризуются наличием одной проблемы, небольшим числом действующих лиц, одной-двумя сюжетными линиями.

tsiodnnch Сказки и новеллы часто переплетаются, например, в собрании “Тысяча и одна ночь”

Традиционная структура рассказа состоит из завязки, развития событий (кульминации) и развязки, но все зависит от автора. К слову, его правильно называть не рассказчиком, а новеллистом. Обычно новые рассказы одного и того же автора публикуются в периодических изданиях, а когда их становится довольно много, выпускается сборник.

Интересно, что до середины 19-го века в России не выделяли рассказы в отдельный жанр, поскольку все крупные произведения считались романами, а небольшие – повестями. Но затем появилось мнение, что в рассказе описывается небольшой период из жизни героя, все события разворачиваются медленно. А в повести может быть охвачен огромный временной промежуток.

Отличия между сказкой и рассказом

Единственные особенности, объединяющие рассказ и сказку: наличие сюжета, главного героя, повествовательный стиль и прозаическая форма. Однако основой сюжета в рассказе является один короткий эпизод из жизни главного героя, который каким-то образом повлиял на него. В сказке же все завязано на приключениях персонажа, и выделить какое-то одно событие сложно – каждый момент имеет значение для сюжетной линии.

В рассказах редко говорится о чем-то неправдивом, а действие имеет четко установленные временные рамки. Сказка без вымышленных событий была бы просто-напросто скучной, поэтому в ней всегда присутствует элемент волшебства, а время и пространство не имеют границ.

Также автор рассказа имеет свою манеру изложения, показывает собственное отношение к событиям, персонажам и предлагает читателю уникальный сюжет. В сказках присутствует много повторяющихся речевых оборотов, сюжетных линий, а читателю необходимо самому понять главную суть.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Чем отличается рассказ от сказки и других литературных форм

Деление литературы на виды повествовательных форм и жанры часто оказывается весьма условным. И если, например, рассказ от романа можно отличить по объему, то иногда возникают и более сложные ситуации. Так, понять, чем отличается рассказ от сказки, может помочь только анализ содержания произведения.

Что такое рассказ?

Для начала нужно определить основные признаки рассказа. Сам по себе этот жанр в России не существовал до девятнадцатого века, а был лишь подвидом повести. Впрочем, граница между этими двумя разновидностями прозы до сих пор весьма расплывчата.

Чаще всего рассказы в своей основе имеют некую жизненную историю, произошедшую с главным героем, которая могла случиться и в реальности. Это основное, чем рассказ отличается от стихотворения и сказки, где ситуации могут быть выдуманными и совершенно нереальными. Количество основных персонажей и описываемых сюжетных линий – это косвенный признак, помогающий не спутать эту малую литературную форму с повестью, где описываемых героев и ситуаций бывает несколько.

1155417

Главное (и порой самое сложное для автора) в рассказе – его краткость. В совсем небольшом объеме повествования необходимо уместить ту основную мысль, которую автор хотел раскрыть в своем произведении. В такой ситуации нет возможности для пространных описаний мыслей героя. Вместо этого больше внимания приходится уделять деталям, делая их яркими и характерными.

Отличие от сказки

Самое главное, чем отличается рассказ от сказки, это реалистичность сюжета и героев. Сказка по природе своей является вымышленной приключенческой историей, которая призвана донести до читателя (чаще всего, ребенка), определенную мысль.

Целевая аудитория сказок диктует принципы повествования. Каждый герой здесь – не просто обычный человек, а некий символ, олицетворяющий определенную черту характера (хитрая лиса, злой волк, трусливый заяц, скромная падчерица, отважный принц и тому подобное). Так ребенку с самого раннего возраста прививают понятия хорошего и плохого, последствий определенных поступков и закладывают нормы морали.

1155414

Вспомни, чем рассказ отличается от сказки, из собственного опыта. Многие традиционные сказочные сюжеты похожи друг на друга и подчиняются определенной схеме. Если рассказ повествует лишь о какой-то одной сцене из жизни героя, то сказка – это всегда цепь событий, испытывающих персонажа и либо меняющая его жизнь в лучшую сторону (если персонаж изначально был добрым), либо помогающая ему самому стать другим.

На вопрос, чем рассказ отличается от сказки, ответы стоит искать в преданиях, дошедших до нас из глубины веков, ведь именно они и стали родоначальниками историй, которые мы сейчас рассказываем детям.

Отличие фантастики от сказки

Есть один литературный жанр, на примере которого сложно определить, чем отличается рассказ от сказки. Речь идет о фантастике, где мир является плодом воображения автора, а повествование буквально пропитано условностью и символизмом.

Чтобы точно определить, чем сказка отличается от фантастического рассказа, можно взглянуть на место и время действия в произведении. События сказок чаще всего происходят в давнем прошлом или вообще не имеют привязки ко времени, тогда как фантастика предпочитает предсказывать будущие события или представлять другие планеты.

1155413

Еще одно отличие этих жанров в том, что сказки в своем финале обычно содержат ярко выраженную мораль, а фантастические рассказы показывают нам, что может произойти в будущем или какой могла бы быть жизнь в иных, отличных от нашего, мирах.

Мир сказки – волшебство, чудеса и очеловечиваемые животные (иногда даже предметы), в то время как рассказ, пусть даже фантастический, во главу угла ставит повествование с минимумом выразительных средств. Это и есть то, чем отличается рассказ от сказки.

Отличие от новеллы

Новелла является краткой прозаической формой, как и рассказ, однако имеет ряд отличий от него.

Лаконичность и краткость изложения, характерная для рассказа, еще сильнее выражена в новелле. Здесь нет места авторскому изображению персонажа и описанию его психологического состояния. Вместо этого центром повествования становится некое необычное событие, сюжет, удерживающий внимание читателя.

Цепляющая завязка, динамичный сюжет, неожиданный финал – это те три стержня, на которых строится новелла. Основная тема здесь ясна, без всякого двойного толкования (которое допустимо в рассказе). Стиль написания новеллы обычно нейтральный, а вот рассказ может быть юмористическим, философским, жестким или мелодраматичным, в зависимости от авторской задумки.

Отличие от стихотворений

Стихотворение практически невозможно спутать с прозаической формой, которой является рассказ. Для стихов характерно ритмическое построение текста, в котором ударные и безударные слоги четко чередуются, образуя стихотворный размер.

1155412

Обычно стихотворение разделяют на отрезки – строфы – из нескольких строк, окончания которых рифмуются между собой. Впрочем, существуют и белые стихи, рифма в которых отсутствует.

Символизм, описание переживаний лирического героя и глубоко личностное описание – вот что всегда характерно для поэзии.

Отличие сказки от рассказа

от imageДмитрий Панин 27.07.2019, 16:10 1.6к Просмотры

Для многих чтение — увлекательное занятие, позволяющее погрузиться в другой мир, созданный чьей-то фантазией. Разнообразие существующих литературных жанров позволяет выбрать произведение по душе. Иногда возникает необходимость конкретизировать отличия одного жанра от другого. Например, сказки от рассказа.

Рассказ

Термином «рассказ» обозначается небольшое по объёму произведение, прозаического характера. Композиция его построена вокруг отдельного эпизода или человека.

Развитие заложенных в основу сюжета событий, ограниченных временем и пространством, позволяет раскрыть особенности личности героя, понять причины его поступков.

Автор достоверно описывает какой-то эпизод из жизни или свой вымысел. Он может использовать лирические отступления, выстраивать диалоги по своему усмотрению, давать субъективную оценку происходящему. Такой стиль помогает создать интересный и объёмный образ главного персонажа.

Повествование обязательно содержит сцену кульминации, когда описываемые события достигают наивысшего напряжения. После этого наступает развязка.1011323612

Сказка

Жанр фольклора или литературы — сказка, представляет собой, как правило, прозаическое произведение, содержащее в основе вымысел. Характеризуется отсутствием претензий на историческую достоверность повествования.

Для сказки свойственны:

  • безграничность времени и пространства;
  • присутствие необычных персонажей, наделённых волшебными качествами;
  • особый стиль изложения — оригинальный зачин, многократно повторяющиеся слова, поучительная концовка;
  • наличие устойчивых речевых оборотов, метафор;
  • последовательное развитие действия, как правило, связанное с достижением персонажем какой-либо конкретной цели — найти богатство, отыскать возлюбленную, спасти кого-то близкого.cover13d 3

Главный герой, олицетворяя добро и справедливость, всегда противостоит в сказке кому-то злому и жестокому. Бывает, что отрицательных героев несколько. Заканчивается повествование всегда победой положительного персонажа. Сказочные сюжеты часто повторяются.

Что общего у жанров

Сказка и рассказ произведения прозаического характера. В них присутствует основной сюжет, имеется главный герой, стиль изложения событий — повествовательный.

В чём разница между сказкой и рассказом

Чем отличаются эти два жанра, можно наглядно увидеть в таблице.

Таблица: различия жанров

Рассказ Сказка
Основа сюжета — короткий эпизод из жизни героя, который стал для него судьбоносным. В основе повествования — описание приключений героя. Каждое происходящее с ним событие является важной частью сюжета.
Действие ограничено чёткими временными рамками. В произведении время и пространство безграничны.
Описываемые события чаще всего правдивые. Происходящие события — вымысел.
Стиль изложения авторский. Диалоги построены произвольно. Присутствуют оценочные суждения. Сюжетная линия уникальна. Повествование содержит устойчивые речевые обороты. Прямая оценка отсутствует. Сюжетные линии повторяются.

Это основные критерии, определяющие разницу между жанрами.

Конспект урока

Литература

5 класс

Урок № 17

А. Погорельский. «Чёрная курица, или
Подземные жители»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Краткий рассказ о писателе и прототипе
главного героя сказки;

Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное
в сказке;

Понятие о литературной сказке;

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет
сказки.

Тезаурус

Литературная сказка – это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на
сюжет и образы фольклорной сказки.

Двоемирие – принцип
изображения действительности в литературе романтизма. Центральное понятие
романтического жанра. В основе – противоречие между романтическим идеалом и
низменной действительностью.

Сказка – один из жанров фольклора, либо
литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного,
героического или бытового характера.

Пансион (французский pension, от латинского
pensio, буквально — взвешивание; взвешивание платёжного средства, платёж) –
закрытое учебное заведение с общежитием и полным содержанием учащихся.

Список литературы

Обязательная литература:

Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для
общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В.
И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019 – 307 с

Дополнительная литература:

Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах:
Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 256

Гороховская Л. Н. Марьина О. Б. Проверочные
работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96

Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные
работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

Егорова Н. В. Поурочные разработки по
литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400

Егорова Н. В. Контрольно-измерительные
материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80

Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5
кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279

Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.:
Экзамен, 2019, стр. 80

Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению.
Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019,
стр. 64

Открытые электронные ресурсы:

Словари, энциклопедии, справочники
универсального содержания. Сайт Российской Национальной библиотеки. URL: http://www.nlr.ru (дата обращения: 19.07.2019)

Каталог сетевых ресурсов по русской филологии
и фольклору. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (дата
обращения: 19.07.2019)

Все книги России, библиографический каталог.
URL: http://www.biblus.ru/ (дата
обращения: 19.07.2019)

Фундаментальная электронная библиотека
«Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских
писателей. URL: http://feb-web.ru/ (дата
обращения: 19.07.2019)

Раздел «Урок литературы» сайта «Учительский
портал». URL: https://www.uchportal.ru/load/257 (дата
обращения: 19.07.2019)

Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и
тексты. URL: http://yanko.lib.ru/books/betweenall/rudnev-new-slovar.htm /
(дата обращения: 19.07.2019)

Раздел «Литература» на проекте «Мир
энциклопедий» URL: http://www.encyclopedia.ru/cat/soft/group/5380/ (дата
обращения: 19.07.2019)

Теоретический материал для самостоятельного
изучения

Антоний Погорельский прожил короткую, но
весьма насыщенную жизнь. Его настоящее имя Алексей Алексеевич Перовский.
Псевдоним был взят по названию родового имения Погорельцы.

Это был один из образованнейших людей России
того времени, участник Отечественной войны 1812 года, современник Александра
Сергеевича Пушкина, его литературный соратник и друг. Будучи внебрачным сыном
графа Разумовского, будущий писатель получил отличное домашнее образование,
затем стал студентом Московского университета. Родители гордились юношей,
который спустя два года после обучения в университете получил степень доктора
философских и словесных наук. С ранних лет мальчик с особым интересом относился
к литературе.

Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители»
написана Погорельским для своего десятилетнего племянника Алёши, который нам
известен как поэт и писатель Алексей Константинович Толстой. Более того, в
сказке есть как автобиографические моменты (какое-то время сам Погорельский
обучался в подобном пансионе), так и мотивы из биографии маленького Алексея
Толстого. Да и характер мальчика – героя сказки очень напоминал современникам
характер юного Толстого.

Произведение имеет подзаголовок «Волшебная
повесть для детей», хотя оно больше соответствует жанру литературной сказки.

В сказке представлено два плана: мир реальный
– пансион, где обучался главный герой Алёша, и мир волшебный – подземное
царство. Два мира соединяет образ Чернушки, которая в действительности обычная
курица, а в волшебном мире – заслуженный министр. С волшебной сказкой
произведение роднит и наличие героя, который должен пройти испытания, присутствие
волшебных предметов (конопляное семечко), мотив троекратного повтора.

Король сказочной страны за спасение своего
главного министра Чернушки – предлагает Алёше загадать желание. И с этого
момента начинается череда ошибок мальчика, которая и приводит к печальным
последствиям. Алёша загадывает, чтобы всегда знать урок свой, не прикладывая к
этому усилий. Король опечален таким неблаговидным желанием, но всё-таки он
исполняет своё обещание, вручив мальчику волшебное конопляное семечко. Алёша
вначале чувствует неловкость, когда его хвалят за хороший ответ: внутренний
голос твердит, что он не заслуживает похвалы, ведь урок этот не стоит ему
никакого труда.

Погорельский показывает, как изменился Алёша:
вскоре его перестали терзать муки совести, он сам поверил в собственные
необыкновенные способности, стал важничать перед другими мальчиками.
Погорельский отмечает, что в Алёше, как и в любом человеке, происходит
внутренняя борьба. Он чувствовал, что похвалы несправедливы, он должен
исправиться, но самолюбие брало верх, и мальчик становился всё более
эгоистичным.

Погорельский даёт нравственный урок своим
читателям: чужие заслуги не принесут счастья, незаслуженный успех, не
являющийся результатом труда, приводит к эгоизму и потере добрых качеств
характера. Кульминацией произведения становится момент предательства Алёши. Он
рассказывает о подземном царстве, нарушая запрет, и Чернушка вместе со всеми
жителями вынуждена переселиться «далеко-далеко от здешних мест».

Автор противопоставляет великодушного Чернушку
и Алёшу, ставшего мелочным и трусливым. Подземный министр перед уходом прощает
Алёшу, он помнит своё спасение и по-прежнему благодарен за него. Об одном
только просит он мальчика: снова стать добрым и хорошим. Алёша долго страдает
из-за своего поступка, чувствует вину и всеми силами стремится исправиться. Ему
это удаётся, он становится послушным, добрым, скромным и прилежным.

Погорельский обладал удивительным искусством
соединять правду жизни с фантастикой. В этой сказке очень хорошо описан старый
Петербург, пансион, в котором учился Алёша, быт того времени, и так же ярко
изображены: волшебное государство и чёрная курица, которая была подземным
министром.

Мудрость этой сказки близка нам. И недаром ее
любил Лев Николаевич Толстой и ставил её рядом с теми книгами, которые
произвели на него в детстве сильное впечатление.

Теоретический материал для углублённого
изучения

Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители»
была благосклонно встречена современниками. Особого одобрения был удостоен
«свободный и изящный» слог сказки. Известны положительные отзывы В. А.
Жуковского: «У Перовского есть презабавная и, по моему мнению, прекрасная
детская сказка «Чёрная курица».

Сказка раскрывает внутренний мир ребёнка,
особенности его психологии, мышления, формирования характера и предшествует
произведениям С. Т. Аксакова и Л. Н. Толстого, на которого она произвела в
детстве очень большое впечатление.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы…

Варианты ответа:

Кормить курочек

Играть на клавесине

Шалить

Кататься на коньках

Задание опирается на сюжет изученной сказки.
Вспомнив основные события сказки и дружбу главного героя с курицей Чернушкой,
можно сделать вывод, что правильный ответ: кормить курочек.

В предложенном фрагменте найдите и выделите
цветом сравнение.

«Когда он выходил из курятника, ему
показалось, что глаза у Чернушки светятся в темноте, как звёздочки, и что она
тихонько ему говорит:

– Алёша, Алёша! Останься со мною!

Прочитав задание, нужно вспомнить, что
сравнение – это троп, характеризующийся наличием сравнительных союзов «как»,
«будто», «словно». В предложенном отрывке сравнение представлено в единственном
варианте: как звёздочки. Выбор осуществляется выделением цвета правильного
ответа.

Тема: Сказки А. С. Пушкина. Особенности фольклорной и литературной сказок.

Цели урока: Обобщить знания учащихся по сказ­кам А. С. Пушкина; на основе сравнительного ана­лиза выявить особенности фольклорной и лит$ера­турной сказок; показать детям, что «пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной»; развивать навыки осознанного чтения, расширять кругозор, формировать интерес и умение самос$тоятельно осмысливать прочитанное; прививать любовь к русской литературе.

Подготовительная работа: Чтение сказок и сти­хотворений А. С. Пушкина; знакомство с отдель­ными моментами жизни поэта; конкурсы рисун­ков: «Остров Буян», «Чудеса князя Гвидона»; кон­курс «Лучший чтец»; творческая работа «Я — князь Гвидон».

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

$ Ребята, сегодня у нас необычный урок. Он посвящен творчеству Александра Сергеевича Пушкина. Мы с вами проделали большую работу: прочитали его сказки и стихи, провели конкурсы рисунков, написали творческую работу: «Я$ князь Гвидон». Сегодня мы еще раз поговорим о сказках Александра Сергеевича, разберем особенности фольклорной и литературной сказок.

III. Проверка домашнего зада$ния.

  1. Беседа о жизни и творчестве А. С. Пушкина.

Что вы помните о жизни великого поэта? Используйте материал своих докладов.

2. Конкурс «Вспомним стихи А. С. Пушкина».

Ни в одной с$тране мира за столь короткий пе­риод времени не возникло такое ярчайшее созвез­дие блистательных имен, как в русской литературе XIX века. Но именно Александра Сергеевича Пушкина мы по праву считаем родоначальником нашей классической литературы. Мы с вами знакомились с его стихами и сказками. Дома вы должны были вспомнить стихи А. С. Пушкина, которые вы учили на протяжении трех лет. Каждому ряду я предлагаю отрывки из стихотворений, вы должны вспомнить их названия, а одно из них прочитать наизусть.$

  1. «…Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!» ( «Няне»)

  1. «…Бедный Ваня еле дышит,

Спотыкаясь, чуть бредет…» («Вурдала$к)»

  1. «…Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Доволно скучная пора…» ( «Уж небо осенью дышало…»)

  1. $ «Зима!.. Крестьянин торжествуя

На дровнях обновляет путь…» («Зима!»)

IV. Работа над темой урока.

1. Вступительное слово учителя о сказках А. С. Пушкина.

Пушкин не мог не написать свои сказки:$ то, что с детства запало в сердце поэта, рано или поздно должно было отозваться. И он отдал людям то, что ему самому подарили Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна, — мудрость, заключен­ную в волшебных $образах. Он создал мир сказки, подобный существовал на Руси лишь в устном на­родном $творчестве. Откройте учебники на стр. 113, прочитайте первый вопрос.

Сколько сказок написал А. С. Пушкин? Назовите их?

«Сказка о золотом петушке».

  • «Сказка о попе и о работнике его Балде».

  • «Сказка о золотой рыбке»

$- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

«Сказка о царе Салтане…»

  • А сейчас посмотрим, как хоро­шо вы знаете сказки Пушкина. Я вам предлагаю викторину.

2. Викторина по сказкам А. С. Пушкина.

— Первый вопрос; сколько лет жил старик со своей старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»? ( Тридцать лет и три года).

  • О ком написан этот отрывок? Из ка$кой он сказки?

«Что и жизнь в такой тревоге?

Вот он с просьбой о подмоге

$

Обратился к мудрецу,

Звездочету и скопцу». (О царе Дадоне. «Сказка о золотом петушке»).

  • Кого испугался герой сказки Пушкина? Из какой это сказки?

«Испугался бесенок и к деду

Пошел рассказывать про такую победу.

Черти стали в кружок,

Делать нечего — собрали полный оброк…» (Балду. «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

  • Кто и из какой сказки говорит такие слова?

«Свет мой, зеркальце! скажи,

$ Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?» ( Царица из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».)

$К кому обращался королевич Елисей в поис­ках своей невесты в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? (К солнцу, месяцу и ветру)

Послушайте отрывок из сказки:

«В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая $на маковке кичка,

Жемчуги сгрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки».

  • О ком идет речь? Из какой это сказки? ( О старухе из «Сказки о рыбаке и рыбке)

  • Прочитайте задание учебника к сегодняшнему уроку на стр. 114.

  • Ребята приготовили зачин одной из сказок А. С. Пушкина. Догадайтесь из какой это сказки? (сценка).

  • $

— Мы с вами привыкли называть это произведение Пушкина «Сказка о царе Салта­не…». Кто сможет сказать полное название сказки? ( «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

  • Какую же песню поет белочка, грызя золотые орешки в «Сказке о царе Салтане…»? («Во саду ли в огороде»)

Учитель показывает рисунки комара, мухи, шмеля.

$— Кто это? С какой сказкой и как их можно со­отнести? ( Князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане…» пре­вращался в комара, муху и шмеля)

3. Обобщение по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

— Ребята, мы с вами читали и разбирали «Сказ­ку о царе Салтане…». Что вам особенно запомни­лось в этой сказке?

— Кто из героев сказки вам понравился больше всего? Поче$му?

— О каких чудесах говорится в сказке? Найдите в тексте сказки, как рас­сказывает автор об этих чудесах. (Три ученика читают соответствующие отрывки)

Недавно мы познакомились с таким поэтиче­ским приемом, как сравнение. Сравнения помогают нам ярче представить то, о чем мы читаем. Найдите сравнения в описании красоты царевны и прочи­тайте.

Дети выполняют задание.

$ — Я вам предлагаю прослушать музыкальный фрагмент из балета Петра Ильича Чайковского «Ле­бединое озеро». Какие картины, связанные со сказ­кой Пушкина, вы себе представляете?

— Кто является носителем зла в «Сказке о царе Салтане..»? (Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха)

$- Троекратные повторы — особенность народной сказки. Есть ли они в сказке Пушкина? ( Да. Князь три раза летает к отцу, у него есть три чуда)

. В чем главный смысл сказки? ( Добро и любовь побеждают зависть и зло)

Мир пушкинских сказок гармоничен и прекрасен тем, что ненависть, $корысть, зависть — все зло в мире — обречены на гибель. Первоначально в жизни

не зло, а материнская любовь, вообще любовь.

$4. Физкультминутка

Дети выполняют под музыку несколько упражнений.

6. Беседа о няне А. С. Пушкина — Арине Родионовне.

— К своей няне Арине Родионовне Пушкин ис­пытывал особую привя$занность. Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Именно от няни ус­лышал Пушкин много сказок. Возможно, одна из них натолкнула его на создание известной нам сказ­ки. Сейчас мы познакомимся с фольклорным вари­антом «Сказки о царе Салтане…». Представим, что мы перенеслись с вами во времени и $попали в те далекие годы, когда поэт был маленьк$им.

7. Знакомство с фольклорным вариантом сказки.

Сегодня на уроке мы познакомимся с фольклорным вариантом сказки, сделанным Пушкиным со слов няни в 1824 году в селе Михайловском. Александр Сергеевич любил слушать сказки, будучи уже взрослым человеком. Воз­можно, эта сказка является источником «Сказки о царе Салтане…». На столах у вас запись фольклор­ного варианта сказки. Прочитайте текст вслух и подумайте похожа ли «Сказка о царе Салтане…» и этот текст? (Фольклорный вариант сказки дан в сокращении)

7.1. Словар$ная работа.

  • В тексте вам встретятся новые слова, объясним их до чтения.

Заволок –
Гонец –
Корабельщик –
Отрок –
Боров –
— Прочитаем фольклорный вариант сказки. После чтения мы проведем сравнительный анализ двух сказок.

«Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды раз­говор трех сестер. Старшая хвасталась, что государство одним зерном накормит, вторая, что одним куском сук­на оденет, третья, что с первого года родит 33 сына.

Царь женился на меньшой. А через несколько дней уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась ее погубить$. После девяти месяцев царица благополучно родила 33 маль­чиками, 34-й уродился чудом — ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звез­да, а в заволоке месяц; послали известить о том царя. Мачеха задержала гонца по дороге, напоила его пья­ным, подменила письмо, в коем написала, что ца­рица разрешилась не мышью, не лягушкой, а неве­домой зверюшкой. Царь весьма опечалился, но с тем же гонцом повелел дожидаться приезда его для раз­решения. Мачеха опять подменила приказ и напи­сала повеление, чтоб заготовить две бочки: одну для 33 царевичей, а другую — для царицы с чудесным сыном, и $бросить их в море. Так и сделано.

Долго плавали царица с царевичем в засмоленной бочке, наконец, море выкинуло их на землю. Сын заме­тил это: «Матушка ты моя, благослови меня на то, чтоб рассыпались обручи и вышли бы мы на свет». «Господь благослови тебя, дитятко». Обручи лопнули, они вышли на остров. Сын избрал место и с благословения матери вдруг выстроил город и стал в оном жить да править. Плывет мимо корабль. Царевич оста$новил корабельщиков, осмотрел их пропуск и, узнав, что едут они к Султану Султановичу, турецкому государю, об­ратился в муху и полетел вслед за ними. Мачеха хочет его поймать, он никак не дается. Гости — корабельщи­ки — рассказывают царю о новом государстве и о чудес­ном отроке — ноги серебряные. «Ах, — говорит царь, — поеду посмотреть на это чудо». «Что за чудо, — говорит мачеха, — вот что чудо: у моря — лукоморья стоит дуб, на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот; вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет».

Царевич прилетел домой и с благословения матери пе­ренес перед дворц$ом чудный дуб. Новый корабль. То же опять. Тот же разговор у Султана. Царь опять хочет ехать. «Что это за чудо, — говорит опять мачеха, — вот что чудо: за морем стоит гора, а на горе два борова грызутся, а меж ними сыплется золото да серебро». Третий корабль так же. «Что за чудо, а вот чудо: из моря выходят 33 отрока — точь-в-точь равны и голо­сом, и волосом, и лицом, и ростом, а выходят они из моря только на один час».

Тужит царица об остальных своих детях. Царевич с ее благословения берется их отыскать: «Нацеди, матушка, своего молока, замеси 33 лепешечки». Он идет к морю, море всколыхалося, и вышли 33 юно­ши и с ними старик. Царевич спрятался и оставил одну лепешку. Один из них съел ее. «Ах, братцы, — говорит он, — до сих пор не знали мы материнского молока, а теперь узнали». Старик погнал их в море. На другой день вышли они опять, и все съели по лепешке, и $познали брата своего. На третий вышли без старика, и царевич привел всех братьев своих к матери. Четвертый корабль. То же самое. Мачехе уже более делать нечего. Царь Султан едет на остров, уз­нает свою жену и детей и возвращается с ними до­мой, а мачеха умирает»

8. Сравнительный анализ фольклорного вари­анта сказки и «Сказки о царе Салтане…» А. С. Пуш­кина

— А теперь, работая с текстом, сравните сюжеты двух сказок. Похожи ли они?

— Мы уже говорили о том, кто является носителем зла в сказке Пушкина. Кто выступает в этой роли в фольклорном варианте сказки? ( Мачеха)

— Меньшая из сестер обещала родить царю сына-богатыря. А что происходит в народной сказке? (33 сына, а 34-й – чудо)

  • Мы уже говорили о чудесах князя Гвидона. О каких чудесах расск$азывается в фольклорном вари­анте сказки? Совпадают ли эти описания?

1. «У моря-лукомория стоит дуб, а на том дубу зо­лотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет»

$ 2. «На горе два борова грызутся, а меж ними сып­лется золото да серебро».

3 «Из моря выходят 33 отрока — точь-в-точь равны и голосом, и волосом, и лицом, и ростом»

— Послушайте фразу из фольклорной сказки: «Царь уехал воевать».

Сравните со сказкой Пуш­кина .

«В те поры война была

Царь Салтан, с женой простяся,

На добра-коня садяся,

Ей наказывал себя

Побе$речь, его любя».

— Здесь мы видим уже отношения между ге­роями, в сказке появляется романтическая лю­бовь, не характерная для русских народных ска­зок.

$

Послушайте:

«Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах».

Сравните с фольклорной записью.

— Едет мимо корабль… .

— Новый корабль…

— Третий корабль, так же.

— А теперь сделаем вывод.

$ — Мы увидели, что фольклорная запись сухо со­общает нам о событиях; никаких чувств, эмоций, переживаний, В сказке Пушкина появляются ро­мантическая любовь, описание природы. Многие слова и выражения показывают отношение автора к описываемым событиям.

— Ребята, а какой новый персонаж появляется в сказке Пушкина? (Царевна Лебедь)

— Все превращения и чудеса не подвластны простому человеку. Всю волшебную силу автор отдает Лебеди. Таким образом, мы видим, что сюжеты ска­зок различны. У литературной сказки есть конк­ретный автор, он — творец.

9. Выявление особенностей литературной и народной сказок$

На доске таблица.

Сказка народная

$

Сказка литературная

$1. Автор — народ

2. Существует в устной форме

3. Каждая сказка суще­ствует в нескольких вари­антах. (Создатель может вносить изменения.)

4. Время создания опре­делить невозможно

5. Народная сказка огра­ничивается опред$еленным жанром:

— волшебная,

— бытовая,

— о животных

  1. Автор – конкретное лицо ( он – творец).

  2. Создается в письменной форме.

    $

  3. Внесение изменений не допускается.

  4. Время создания сказки известно.

  5. Не ограничивается определенным жанром, включает в себя черты бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

Далее дети работают$ по вопросам.

— Кто является создателем народной сказки; литературной?

— Прочитайте второй пункт таблицы. Объясните прочитанное.

— Мы с вами уже говорили о вариативности народных сказок. Можно ли вносить изменения в литературную (авторскую) сказку?

— Можно ли определить время создания народной (литера­турной) сказки?

— Мы познакомили$сь с жанрами народной сказки. Прочитай­те, что говорится о жанровой специфике литературной сказки.

— Конечно, это не все особенности сказок. Более под­робно вы будете знакомиться с ними в старших классах.

V. Итог урока. Оценка работы детей

$ Учитель оценивает работу детей. Приглашает посмотреть выставку книг А. С. Пушкина с целью дальнейшего знаком­ства с его произведениями.

1

Поэзия Пушкина сродни самой жизни. Он, как никто другой, умел находить прекрасное не только в исключительном, но и в самом простом. Не зря поэт и критик Аполлон Григорьев утверждал: «Пуш­кин — это наше все».

VI. Домашнее задание.

  1. Вспомнить, в какой сказке А. С. Пушкина есть поговорка «Не садися не в свои сани».

  2. Прочитать отрывок из рассказа об А. С. Пушкине «Поступление в лицей», стр. 118-122. Решить задачи №1 и 2 на стр. 132.

Скачать презентацию на тему: «Сказки А. С. Пушкина. Особенности фольклорной и литературной сказок. » Урок чтения в 3 классе» с количеством слайдов в размере 15 страниц. У нас вы найдете презентацию на любую тему и для каждого класса школьной программы. Мы уверены, что наши слайды помогут найти вам свою аудиторию. Весь материал предоставлен бесплатно, в знак благодарности мы просим Вас поделиться ссылками в социальных сетях и по возможности добавьте наш сайт MirPpt.ru в закладки.

1: Презентация на тему:»Сказки А. С. Пушкина. Особенности фольклорной и литературной сказок. » Урок чтения в 3 классе. Автор: Учитель начальных классов Еланской основной общеобразовательной школы Дуракова Светлана Васильевна.

2: Цели урока: обобщить знания учащихся по сказкам А. С. Пушкина; на основе сравнительного анализа выявить особенности фольклорной и литературных сказок; учить анализировать поступки героев; развивать речь, внимание, память; обогащать словарный запас; воспитывать нравственные ориентиры поведения; воспитывать любовь к чтению.

3: План урока Вступительная беседа. Семья А. С. Пушкина. Портреты. Викторина по сказкам А. С. Пушкина. Обобщение по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Беседа о няне А. С. Пушкина – Арине Родионовне. Знакомство с фольклорным вариантом сказки. Выявление особенностей литературной и народной сказок. Вопросы. Итог урока. Оценка работы детей.

4: Вступительная беседа

5: Семья А. С. Пушкина

6: Портреты

7:

8:

9: Обобщение по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» . — Ребята, мы с вами читали и разбирали «Сказку о царе Салтане…». Что вам особенно запомнилось в этой сказке? Ответы детей. Кто из героев сказки вам понравился больше всего? Почему? Ответы детей. Мы с вами проводили конкурс рисунков «Остров Буян». Вы изображали остров таким, каким его увидели. Каким же увидел остров князь Гвидон? Найдите ответ в тексте сказки и прочитайте его. Дети выполняют задание. Ещё мы проводили конкурс рисунков «Чудеса князя Гвидона». Найдите в тексте сказки, как рассказывает автор об этих чудесах. Три ученика читают соответствующие отрывки.

10: Недавно мы познакомились с таким поэтическим приёмом, как сравнение. Сравнения помогают нам ярче представить то, о чём мы читаем. Найдите сравнения в описании красоты царевны и прочитайте. Недавно мы познакомились с таким поэтическим приёмом, как сравнение. Сравнения помогают нам ярче представить то, о чём мы читаем. Найдите сравнения в описании красоты царевны и прочитайте. Дети выполняют задание. Кто является носителем зла в «Сказке о царе Салтане…». Ответы детей. Троекратные повторы – особенность народной сказки. Есть ли они в сказке Пушкина? Ответы детей. В чём главный смысл сказки? Высказывания детей. Мир пушкинских сказок гармоничен и прекрасен тем, что ненависть, корысть, зависть – всё зло в мире – обречены на гибель. первоначально в жизни не зло, а любовь.

11: Беседа о няне А. С. Пушкина – Арине Родионовне Эта чудесная русская женщина, чьё имя – Арина Родионовна – известно любому читателю, не была обучена грамоте. Её руки привычны были к веретену. а не к перу. Это была «старушка бедная» с богатой душой, первая муза поэта, «наперсница волшебной старины». Арина Родионовна родилась 10 апреля 1758 года и была крепостной – сначала графа Ф. А. Апраксина, а затем потомков Абрама Ганнибала, прадеда поэта. В 1797 году у Пушкиных родилась дочь Ольга, а через полтора года – Александр, будущий поэт. Арину Родионовну взяли к ним няней, и с тех пор вся её жизнь была связана с жизнью и судьбой Пушкиных. Она выпестовала и младшего брата поэта – Льва. К своей няне Пушкин испытывал особую привязанность. Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Именно от няни услышал Пушкин много сказок. Возможна, одна из них натолкнула его на создание известной нам сказки. Сейчас мы познакомимся с фольклорным вариантом «Сказки о царе Салтане…». Представим, что мы перенеслись с вами во времени и попали в те далёкие годы, когда поэт был маленьким .

12: Знакомство с фольклорным вариантом сказки Няня. Сашенька, голубчик, спать пора. Пушкин. А ты расскажешь мне сказку, нянюшка? Няня. А как же, мой ангел, без сказки-то, слушай… «Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвасталась, что государство одним зерном накормит, вторая, что одним куском сукна оденет третья, что с первого года родит 33 сына. « Царь женился на меньшей , и с первой ночи она понесла. Царь уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решила её погубить. После девяти месяцев царица благополучно разрешилась 33 мальчиками, 34-й уродился чудом – ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, а в заволоке месяц; послали известить о том царя. Мачеха задержала гонца по дороге, напоила его пьяным, подменила письмо, в коем написала, что царица разрешилась не мышью, не лягушкой, а неведомой зверюшкой. Царь весьма опечалился, но с тем же гонцом повелел дожидаться приезда его для разрешения. Мачеха опять подменила приказ и написала повеление, чтоб заготовили две бочки: одну для 33 царевичей, а другую – для царицы с чудесным сыном, и бросить их в море. Так и сделано. Долго плавала царица с царевичем в засмоленной бочке, наконец море выкинуло их на землю. Сын заметил это: «Матушка ты моя, благослови меня на то, на то, чтоб рассыпались обручи и вышли бы мы на свет». «Господь благослови тебя, дитятко». Обручи лопнули, они вышли на остров. Сын избрал место и с благословения матери вдруг выстроил город и стал в оном жить да править…»

13: Выявление особенностей литературной и народной сказок Проводится сравнительный анализ фольклорного варианта сказки и «Сказки о царе Салтане…» А. С. Пушкина и выявляются особенности литературной и народной сказок. На доске составляется таблица.

14: Вопросы

15: Итог урока. Оценка работы детей.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Понятие месть для сочинения
  • Понятие нравственный выбор для сочинения
  • Понятие мечта для сочинения
  • Понятие дружба для сочинения
  • Понятие раскаяние для сочинения
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии