Проблема выбора возникает перед нами ежедневно, она является неотъемлемой частью самой жизни. Многие люди боятся сделать какой-то выбор, боятся изменить привычный ход вещей. Это, по сути, бессмысленно. Ведь если мы сами не сделаем свой выбор, жизнь сделает его за нас, и совсем не факт, что он придется нам по душе.
Тема выбора в литературе
Вечные темы (в искусстве) — традиционные, неисчерпаемы проблемы, всегда актуальные в любом обществе, которые можно по-разному интерпретировать в разные исторические эпохи.
К ряду вечных проблем относятся, конечно, противостояние добра и зла, света и тьмы, конфликт разума и чувства (или долга и чувства), вопрос смысла жизни человека и многие-многие другие. В один ряд с этими вопросами можно поставить и проблему выбора.
Каждый человек на протяжении своей жизни делает огромное количество различных выборов. Часть из них он делает, даже не осознавая это. Другие же решения оказываются настолько тяжелым, что порой человек не может поступить правильно. Литература, в том числе и русская литература, отразила и тот, и другой тип выбора, однако именно второй часто становился двигателем сюжета, сердцем конфликта, отражённого в произведении.
Очень многие литературные проблемы так или иначе сводятся к проблеме выбора.
Герои выбирают между разумом и чувством, честью и бесчестием, местью и великодушием, состраданием и равнодушием. Авторы часто создают на страницах своих произведений условия, которые позволят им понаблюдать за действиями персонажа и продемонстрировать читателям последствия правильно и неправильно сделанного выбора.
Иными словами, проблему выбора можно найти на страницах практически любого литературного произведения, нужно только вглядеться.
Одной из разновидностей выбора, с которым встречаются персонажи литературных произведений, является нравственный выбор. Герои, оказавшись в тяжелой ситуации, выбирают между тем, что правильно, и тем, что легко. Они размышляют о правах и свободах человека. Часто они вынуждены принимать тяжелые, невозможные решения. Проблема нравственного выбора встречается в следующих произведениях:
- «Мастер и Маргарита», М.А. Булгаков;
- «Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский;
- «Капитанская дочка», А.С. Пушкин
В знаменитом романе Булгакова «Мастер и Маргарита» наряду с другими персонажами свой выбор делают Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат. Иешуа, находясь на допросе, строго придерживается своих принципов, осознавая, что если скажет правду, то будет казнён. И на допросе, и на казни он не изменяет себе: говорит правду, прощает, проявляет безграничное терпение. Между смертью и ложью Иешуа выбирает смерть.
Понтий Пилат же, оказавшись в ситуации выбора, совершает ошибку. Выбирая между сохранением своей должности и возможностью спасти невиновного и безобидного философа от казни, Понтий предпочитает должность. Храбрец на поле боя, здесь он струсил, оказавшись не в силах выбрать то, что правильно, а не то, что легко.
Булгаков, поставив своих героев в ситуацию нравственного выбора, продемонстрировал читателям, как человек может избежать нравственного падения.
Проблема нравственного выбора — одна из самых популярных тем, исследуемых русскими писателями. Ещё одним героем, ошибившимся при совершении нравственного выбора, является Родион Раскольников из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского. Желая проверить свою безумную теорию о превосходстве одних людей над другими, Раскольников выбирает убить старуху-процентщицу.
Это убийство должно было сделать его победителем, «право имеющим», однако практически сразу герой осознаёт, что совершил ужасную ошибку. Достоевский, чьи романы известны своей тонкой психологичностью, показал человека, доведённого до крайности, и свернувшего не туда. В конце произведения, впрочем, Раскольников возвращается на путь истинный благодаря Соне Мармеладовой.
В «Капитанской дочке» А.С. Пушкина с выбором сталкиваются жители Белогорской крепости, в том числе и главный герой произведения, Пётр Гринёв. После захвата крепости Пугачёвым каждому солдату был предложен выбор: присоединиться к восстанию и жить или же отказаться и умереть. Все офицеры, кроме Алексея Швабрина, предпочитают смерть продаже своей чести и своих принципов.
«Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу» — так отвечает Гринёв на предложение Пугачёва. На примере Швабрина и Гринёва Пушкин показывает читателям, как люди совершают правильный и неправильный с моральной точки зрения выбор.
Выбор в любви
Не менее распространённой и не менее важной проблемой, поднимаемой русскими писателями, является проблема выбора жизненного пути. Во все времена, во всех точках земного шара люди, влюбляясь и вставая перед каким-то выбором, страдали, не зная, какой путь им стоит избрать. Эта проблему исследовали в своих произведениях и русские писатели.
Проблема выбора в любви встречается в следующих произведения:
«Евгений Онегин», А.С. Пушкин;
«Анна Каренина», Л.Н. Толстой
Главная героиня романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина является одним из самых известных русских женских персонажей. И любимой героиней самого Пушкина. На страницах произведения Татьяна вынуждена столкнуться со сложным выбором. Не увидев взаимности от Евгения и расставшись с ним на несколько лет, Татьяна вновь видит его, уже будучи замужней женщиной. Её чувства к Онегину по-прежнему сильны, но когда тот предлагает ей выбрать его, Татьяна отказывает, произнося самые, пожалуй, известные свои слова: Но я другому отдана; Я буду век ему верна.
Выбирая между любовью к Онегину и верностью мужу, Татьяна останавливается на нравственно правильном варианте.
Выбор — это не всегда решение между правильным и неправильным. Порой это просто предпочтение одного другому без приобщения категории правильности.
Вынуждена выбирать и главная героиня романа Л.Н. Толстого Анна Каренина. Её любовный выбор является одним из самых известных русских литературных сюжетов. Анна Каренина, жена и мать, искренне и горячо полюбила графа Вронского. На одной чаше весов для неё находились эти чувства, а на другой — семья, состоящая из любимого ею сына и нелюбимого мужа. Каренина выбрала пылкую любовь вместо мирного и даже скучного существования в семье, из-за чего в конце концов потеряла всё, что ей было дорого, и решила покончить с собой.
Русские писатели обращались и к другим подтемам проблемы выбора: Проблема выбора жизненного пути; Проблема выбора на войне и др.
Читайте также: Добро и зло аргументы из литературы с примерами.
Сочинение на тему «Выбор и последствия»
Рано или поздно каждый из нас оказывается перед тем или иным выбором. А он, в свою очередь, означает принятие какого-то решения в пользу одного из вариантов.
Я считаю, что каждый должен сам управлять своей жизнью. И один из способов делать это – принимать взвешенные решения и не бояться оказаться перед выбором.
Не стоит забывать, что выбор предполагает ответственность за принятое решение. Человек, сделавший какой-либо выбор, должен отвечать за последствия, которые он за собой влечет.
В моей жизни, как и у любого человека, очень часто возникает проблема выбора. Иногда я колеблюсь между несколькими вариантами, не решаясь сделать его. Ведь каждый из них имеет свои плюсы и минусы. В такие моменты я беру себя в руки и задаюсь вопросом: какие последствия повлечет за собой тот или иной вариант? Тогда определиться с выбором становится гораздо проще.
Прошлым летом передо мной стоял нелегкий выбор. Мне нужно было решить, поеду ли я на море с друзьями или в деревню к бабушке. Очевидно, что на море мне хотелось больше — там весело и беззаботно. Но я понимал, что бабушка старенькая, и ей нужна моя помощь. Кроме того, мы редко видимся. Какое-то время я колебался, а потом решил разделить свое время поровну. Я поехал на неделю в деревню, помог бабушке с огородом, дровами и скотиной, а потом присоединился к друзьям на море. Я приехал туда позже остальных, но зато не обидел бабушку.
К сожалению, найти компромисс не всегда удается. Иногда выбор приходится делать вопреки своим желаниям, и делать то, чего тебе совсем не хочется. Например, когда мне хочется пойти с ребятами поиграть в футбол, а уроки еще не делал. Тут уж не до компромиссов, пока не сделаны уроки – гулять не пойдешь. Приходится садиться и делать, и если останется время, тогда может и в футбол удастся поиграть.
Сочинение Что такое Нравственность
Нравственность это сложное и многогранное понятие. Нелегко сходу дать определение этому слову и феномену. Я думаю, что это совокупность положительных черт характера человека, его принципов, внутренних убеждений.
Огромную роль в формировании нравственности играет воспитание. Раньше родители и педагоги уделяли гораздо больше внимания формированию в детях этого качества. Маленький человек рос на высоких идеалах. Все ребята и даже девчата мечтали быть как Мальчиш-Кибальчиш гордыми, сильными, отважными и никогда не сдаваться врагу, даже превозмогая боль. Понятия чести и достоинства были знакомы и близки молодежи.
На первом месте была Родина и труд на ее благо. И, конечно, близкие люди. Было глубокое уважение к родителям у подрастающего поколения, благодарность. Дети воспитывались в духе равенства и дружбы между народами. И взрослые люди, выросшие на этих принципах и впитавшие их, уважали друг друга и права каждого человека. Населению не были чужды принципы этики, такта. Ценилась дружба. Люди бережно относились к природе, заботились о животных. Все это аспекты нравственности.
Сейчас вектор развития общества стал сдвигаться в сторону западных ценностей. Все большее влияние приобретают деньги. Хорош тот, кто умеет зарабатывать любой ценой. И не имеет значение его образование, воспитание и моральный облик. Скорее наоборот, соблюдение принципов и норм мешает людям в бизнесе. Богатым будет лишь тот, кто идет по головам товарищей. Здесь нет речи о нравственности. Да и понятие моральной нормы постепенно сдвигается, размываются его границы. То, что вчера было категорически неприемлемо, сегодня в порядке вещей.
Нравственность наиболее ярко проявляется в конкретных поступках. Мы не всегда можем дать словарное определение понятию. Но абсолютно точно можем определить нравственно человек поступил или нет. И решить для себя как бы повели себя сами в подобной ситуации.
Долг и честь – необходимые компоненты нравственной личности. Человек должен быть честен, верным своему слову. Важное значение также имеет навык самоконтроля. Я думаю, что нравственный человек – это гармонично развитая и воспитанная личность.
Человек, который продолжает развивать и воспитывать себя сам на протяжении всей жизни. Тот, кто взвешивает решения перед тем или иным поступком, постоянно анализирует свои действия. Тот, кто умеет признавать и, по возможности, исправлять свои ошибки.
Что такое Нравственность — эссе
Нравственность является внутренним чувством и внутренним ориентиром, который позволяет человеку делать верный выбор. Тема более чем глубокая и сразу трудно сказать, в чем основа нравственности.
Наверное, для религиозного человека суть нравственности заключается в том, чтобы прислушиваться к собственной душе и Всевышнему, поступать согласно Его предписаниям. Для человека светского суть нравственности, наверное, заключается в каком-то личном разумении, стремлении к определенным идеалам, которые воплощают суть человечности. Так или иначе, в любом варианте нравственность представляет собой какой-то внутренний ориентир и стремление к чему-то высшему.
Мне кажется, именно поэтому нравственность является движением и всегда динамическим свойством, то есть невозможно стать нравственным сразу и навсегда, нужно, как говорится, оставаться нравственным, то есть поддерживать нравственность в себе. Поэтому также невозможно говорить о живом человеке как полностью нравственном. Его нравственность полностью проявится, когда человека не станет, ведь только тогда появится возможность понять, был ли человек нравственным полностью.
На протяжении своего существования человек может делать и нравственные и безнравственные поступки, совершать зло после чего раскаиваться и наоборот, быть сначала положительным героем собственной книги жизни, а после этого стать отрицательным. Соответственно, нравственным или безнравственным человек становится только по окончанию своего бытия.
Однако, какую ситуацию возможно наблюдать на практике? Практически каждый бывает и нравственным и безнравственным. Большинство людей просто близко к среднему значению, периодически поступают достойно, периодически – наоборот.
Более того, для одного нравственный поступок, а для другого такое поведение неприемлемо. Вот почему данная тема является такой трудной для рассмотрения. Просто говорить о нравственности и намного труднее действительно размышлять над этой темой и делать грамотные выводы и гораздо труднее применять верное мировоззрение на себе.
Сочинение-рассуждение про Нравственность
Жизнь людей не может обходиться без каких-то правил, которые созданы, чтобы регулировать эту самую жизнь, чтобы избежать хаоса. Правила бывают разные: дорожные, правила поведения в больницах, правила этики и другие. Но самым главным сводом правил в жизни человека, безусловно, есть правила нравственные, или просто: нравственность.
Что такое нравственность в широком понятии? Как я сказал ранее, это список правил, которыми руководствуется человек при выборе в различных жизненных ситуациях. Для каждого индивида эти правила определяются только им самим, своей волей, воспитанием, которое привили ему родители и личными убеждениями.
Примеров привести можно массу, но я возьму самый простой: положим, возле дороги с большим трафиком стоит бабушка, которой трудно ходить, но которая пытается перейти эту дорогу. Безразличный человек, чья нравственность не говорит ему о том, что пожилой женщине надо помочь, пройдёт мимо. Человек благороднейших взглядов обязательно поможет бабушке. А тот человек, чья нравственность стремится к нулю, пройдя мимо бабушки, посмеется с её пороков и пойдёт дальше.
По сути, у каждого человека в данной ситуации есть выбор, три перечисленных мною варианта развития событий. И в зависимости от нравственных правил, уложенных в голове, результат будет соответствующий. Каждый человек выбирает сам, как ему поступить, исходя из своих соображений.
Мы все — люди, наше общество должно строиться на взаимопонимании и взаимопомощи. Эти два понятия и есть основой всякой нравственности. Я хочу, чтобы каждый человек стремился к некоему альтруизму в своих мыслях, чтобы думал не только о своей выгоде, но и о том, что чувствуют и что будет с другими людьми. Иначе — будет огромный конфликт между нами, мы не сможем сосуществовать. И доказательством тому есть различие между поколениями.
Более старшее говорит более младшему, что нравственность последних пала и из-за этого вспыхивает конфликт. Да, набор жизненных правил у всякого человека разный, но мы все должны приходить к чему-то похожему, чтобы сосуществовать.
Сочинение «Что такое нравственный выбор?»
Вариант 1
Для многих людей бывает нелегко сделать тот или иной выбор. Они долго размышляют перед принятием решения. Все тщательно взвешивают, определяются с предпочтениями, рассматривают все варианты возможных последствий. Стоит принимать решения, опираясь не только на логические выводы, но и руководствуясь нравственными нормами. Выбор, сделанный в соответствии со всеми канонами морали и этики, является нравственным выбором. Это выбор между достоинством и бесчестьем, между добром и злом.
Рискнуть или пройти мимо?
Ситуации, требующие принять нравственный выбор, сами по себе бывают, как рискованные, так и не очень. Например, человек, заметивший, как проходящий мимо прохожий обронил деньги, становится перед выбором оставить их себе или вернуть владельцу. Или другой пример – человек, невольно ставший свидетелем того, как хулиганы обижают обычного прохожего, становится перед выбором пройти мимо или заступиться за человека, несмотря на то, что это может быть вопросом жизни и смерти. Именно такие критерии, как нравственность и мораль, определяют наш уровень человечности. Именно они не позволяют нам переступить грань между совестью и ее отсутствием.
Борьба нравственности и искушений.
Казалось бы, все просто и понятно, будь достойным человеком и всегда поступай по совести. Но не все так просто. Иногда случается так, что человеку и с твердыми нравственными устоями бывает нелегко сделать правильный и нравственный выбор. Искушения и соблазны делают свое дело, усердно стараясь перетянуть на сторону зла новую жертву. В таких случаях человеку нужно осознать и определить, что для него более ценно – какая-то выгода или собственное достоинство. Нравственность является тем шлагбаумом, который преграждает нам путь к совершению неверных и подлых поступков. Она служит нам жизненным ориентиром, направляя нас только на правильные решения.
Истоки нравственности.
Обычно нравственность шагает нами рядом по жизни с самого детства. Законы нравственности нам с пеленок прививают наши родители, со школьной скамьи – учителя. Нравственным устоям и моралям нас с детства учат сказки, мультфильмы и книги. Большим и емким источником всех нравственных норм для человека является религия и святые писания.
Нравственно развитому человеку присущи многие положительные качества, такие как милосердие, доброта, сострадание и умение прощать. Для того, чтобы нравственный выбор не был тяжким испытанием, необходимо стремиться к укреплению своих моральных устоев, постоянно само совершенствоваться и воспитывать в себе только исключительно положительные качества.
Вариант 2
Нравственный выбор – это решение, которое принимает человек, руководствуясь собственной совестью, жизненными принципами, представлениями о добре и зле. Порой сделать нравственный выбор очень непросто, для этого требуются усилия души и разума. Рассмотрим это на конкретных примерах.
Главный герой текста Ю.Домбровского Зыбин не сразу принял верное решение. Ему понадобилось целых семь мучительных дней, чтобы в конце концов осознать всю бесчеловечность своего поступка — сделать из живого существа сувенир. День за днём наблюдая за животным, Зыбин понял, что обрекает его на страдания и медленное умирание.
Герой текста оказался человеком, неравнодушным к чужой боли, поэтому он принял решение прекратить издевательства над крабом и отпустить его обратно в море, надеясь, что он обязательно выживет.
В непростой ситуации выбора оказался и Петр Гринёв, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Вспомним сцену, когда Пугачёв предложил Гринёву верно служить ему. На какое-то время он заколебался, не знал, что ответить самозванцу, ведь от этого зависела его жизнь. Но всё-таки после раздумий чувство долга в молодом офицере восторжествовало над человеческой слабостью.
Прямой и честный ответ пленника вызвал у Пугачёва уважение и побудил проявить к нему милость — отпустить на свободу. Так, правильно принятое решение помогло Гринёву не только с достоинством выйти из сложной ситуации, но и сохранить свою жизнь. Таким образом, делая нравственный выбор в трудных ситуациях, нужно думать о последствиях своего поступка, прислушиваться к голосу совести и не терять человеческий облик.
Вариант 3
План сочинения
- Введение
1.1 Что такое нравственный выбор.
- Типы людей по нравственному выбору.
2.1 Примеры нравственного выбора в реальной жизни.
2.2 Причины разного выбора людей.
2.3 Роль и примеры нравственного выбора в искусстве.
- Вывод
Иногда каждому из нас приходится выбирать как поступить, но в некоторых случаях принять правильное решение особенно сложно. Перечащий нравственности выбор всегда вызывает внутреннюю тревогу, и только человек с сильной волей сможет быстро принять решение.
Отношение к моральному выбору у людей разное, один не раздумывая, соврёт из зависти. Второму безразличны беды других людей, а третий будет принципиален и поможет даже едва знакомому человеку. Я же считаю, что он заключается в определении, что для тебя важнее собственная выгода или искренняя дружба людей и общее благо. Хотелось бы поведать о двух случаях нравственного выбора из личного опыта.
Первый заключался в предъявлении списанной работы преподавателю, но сразу же следом за учеником, у которого её списал. Когда же идентичность работ была замечена, и последовал вопрос: “Кто у кого переписал?”. Пришлось, признаться и сделать работу честно.
Второй случай произошёл ещё в детстве, когда бумеранг данный мной поиграть мальчишке со двора застрял на дереве. Смелый Артём, закинувший туда игрушку, вызвался достать её. Однако упал, и позже ходил на костылях с ногой в гипсе. Стоило ли давать ему игрушку, и стоило ли его отговорить от её возврата? Не зная последствий даже взрослому человеку было бы трудно избежать такого исхода.
Объединяет все подобные дилеммы одно, на светлой чаше весов лежит совесть, сочувствие, и чувство вины. Им противопоставляется материальная ценность в случае бумеранга или же свободное время, которое можно провести во дворе списав работу. Что правильнее знает каждый, но вот только их ответы различаются, и их доводы с примерами вполне убедительны. Есть и те, кто, отвечая врёт о своей точке зрения боясь, что ответ не понравится спрашивающему, однако ложь уже записывает таких людей в безнравственные ряды, вот только она не всегда раскрывается.
В литературе, кино и театре нравственный выбор также присутствует, ведь он пробуждает эмоции, делает произведение интереснее. Задача автора показать необычный выбор героя и убедить читателя в его подлинности. Как пример можно привести борьбу Эраста Фандорина за реформы и торжество справедливости в романах Б. Акунина. Тут главному герою противостоят как выдуманные чиновники и преступники, так и реальная история, согласно которой просвещённой монархии, в те времена не наступило.
Вторым примером можно привести моральную дилемму Раскольникова в произведении Достоевского. Она довольно банальная, ведь крутится вокруг денег, которых ему так не хватает, но описана очень реалистично. Совершая преступление ради них, герой поступает против своей природы, и даже избавившись от кровавого богатства, он не лишается чувства вины. Нравственность очень нужна людям, так как без морали все относились бы друг к другу жестоко. Было бы невозможно завести друзей, доверять кому-либо, заботится о детях.
Сочинение на тему «Жизненный выбор человека»
Жизнь человека – это череда решений, которые он принимает. Каждое наше решение – это выбор из ряда вариантов. Ежедневно каждый человек делает выбор не один раз, а несколько, от простых бытовых до таких, которые влияют на всю его дальнейшую жизнь. Иногда выбирать легко, например, когда выбираешь между тем, что тебе нравится, и тем, что нет. Иногда это сделать сложнее, потому что твой выбор сталкивается с интересами других людей.
Конечно, когда мы выбираем конкретные вещи, мы анализируем плюсы и минусы различных вариантов. Но даже в этом случае не можем быть уверенными в том, что все будет именно так, как мы загадали. И не знаем наверняка, как бы все было, если бы когда-то мы сделали другой выбор. Потому что жизнь – непредсказуема, и, видимо, ее нельзя спланировать заранее. Выбранная когда-то профессия может стать не востребованной через несколько лет или просто не понравиться, более того, могут не заладиться отношения с мужем или женой, но кто знает о том наперед? Единственный Жизненный выбор, который мы можем сделать, это выбор собственных принципов принятия важных решений.
Видимо, под Жизненным выбором человека имеется ввиду его отношения к самой жизни и другим людям, средства, которые человек выбирает для достижения своих целей. Кто выбирает жизнь по подсказкам души и по правде, а кто-то – за высокомерием и выгодой. Первый идет своим путем, преодолевает трудности, раскрывает таланты и находит свое счастье, а второй думает только о том, как быть лучше других – больше денег, занимать лучшую должность, жениться как можно на красивей женщине, водить шикарнее авто. Такие люди не получают от жизни истинного удовольствия, а только зависть со стороны других.
Кто-то может себе позволить получить выгоду, обманывая кого-то, наживаясь на чьем-нибудь несчастье, а для второго это норма. Кто-то способен принести в жертву собственную Жизнь Ради другого человека, а кто-то может убить за оскорбление или деньги.
Все, что я могу сказать напоследок – это то, что каждый делает выбор самостоятельно. Невозможно заставить кого-то быть честным, добрым, трудолюбивым по-настоящему. Можно заключить вора или выпросить денег на благо у скряги, но это не сделает их лучше и счастливее. Поэтому лучше думать за себя и строить Свою жизнь, что в принципе и является главной целью для каждого.
Проблема нравственного выбора на примере повести Ю. Бондарева «Горячий снег»»
Отгремели последние взрывы, врылись в землю последние пули, протекли последние слезы матерей и жен. Но ушла ли война? Можно ли с уверенностью сказать, что не будет никогда такого, что больше не поднимет человек руку на человека. К сожалению, так сказать нельзя. Проблема войны актуальна и сегодня. Такое может повториться где угодно, когда угодно и с кем угодно.
Именно поэтому военная литература о героической борьбе русского народа против фашистов интересна и сегодня. Именно поэтому необходимо изучать произведения В. Быкова, Ю. Бондарева и других. И я надеюсь, что эти великие произведения, написанные о войне, предостерегут людей от ошибок, и больше не повторятся взрыв от снаряда на нашей земле. Но даже если взрослые люди будут настолько глупы, чтобы решиться на подобные действия, то тогда нужно знать, как вести себя в таких ужасных ситуациях, как не потерять свою душу.
Ю. Бондарев в своих произведениях ставил перед читателем множество проблем. Важнейшая из них, и не только во время войны, — это проблема выбора. Нередко от выбора зависит вся сущность человека, хотя этот выбор осуществляется всякий раз по-иному. Меня эта тема привлекает потому, что она дает возможность исследовать не саму войну, а возможности человеческого духа, проявляющиеся на войне.
Выбор, о котором говорит Быков, — понятие, связанное с процессом самоопределения человека в этом мире, с его готовностью взять свою судьбу в собственные руки. Проблема выбора всегда интересовала и продолжает привлекать внимание писателей потому, что позволяет поставить человека в необычные, экстремальные условия и посмотреть, что же тот будет делать. Это дает широчайший полет фантазии автору произведения. Да и читателям интересны такие повороты событий, потому что каждый подставляет себя на место персонажа и примеривает на себя описанную ситуацию. От того, как поступил бы читатель, и зависит его оценка героя художественного произведения.
В этом разрезе мне особенно интересен роман Ю. Бондарев «Горячий снег». Бондарев интересно и многопланово раскрывает проблему выбора. Его герои истинно и искренне требовательны к себе и чуть снисходительны к слабостям других. Они упорны в отстаивании своего духовного мира и высоких нравственных ценностей своего народа. В романе «Горячий снег» обстоятельства боя потребовали от всех его участников высшего напряжения физических и духовных сил, а критическая ситуация до предела обнажила сущность каждого и определила, кто есть кто. Не все выдержали это испытание. Но все оставшиеся в живых изменились до неузнаваемости и через страдания открыли для себя новые нравственные истины.
Особенно интересно в этом произведении столкновение Дроздовского и Кузнецова. Кузнецов, скорее всего, нравится всем читателям и принимается сразу. А Дроздовский и отношение к нему не так однозначны.
Мы как бы разрываемся между двумя полюсами. С одной стороны, совершенное неприятие этого героя как положительного (такова в общих чертах и позиция автора), ведь Дроздовский увидел в Сталинграде, прежде всего, возможность для немедленного карьерного взлета. Он торопит солдат, не давая им передышки. Командуя стрелять по самолету, жаждет выделиться, не упустить шанс.
С другой стороны, мы поддерживаем этот характер как пример того типа командира, который необходим в военной обстановке. Ведь на войне от приказов командира зависит не только жизнь бойцов, но и победа или поражение всей страны. По долгу службы он не имеет права жалеть ни себя, ни других.
Но как раскрывается проблема выбора на примере столкновения характеров Дроздовского и Кузнецова? Дело в том, что Кузнецов всегда делает правильный выбор, так сказать долгосрочный, то есть рассчитанный, может быть, не на победу в настоящем, а на победу всего народа. В нем живет осознание высокой ответственности, чувство общей судьбы, жажда слитности. И потому так радостны для Кузнецова мгновения, когда он ощущает силу сплоченности и единства людей, потому он остается спокойным и уравновешенным в любой ситуации — он понимает идею происходящего. Война не сломает его, это мы понимаем окончательно.
Духовный же мир Дроздовского не выдержал напора войны. Ее напряжение не всем по силам. Но в конце боя он, подавленный смертью Зои, начинает смутно понимать высший смысл свершившегося. Война предстает перед ним как огромный черновой труд народа.
Многие, осуждают Дроздовского или жалеют его. Но автор дает герою второй шанс, потому что понятно, что со временем он сумеет преодолеть себя, поймет, что и в жестких условиях войны такие ценности, как человечность, братство, не теряют своего смысла, не забываются. Наоборот, они органически сочетаются с понятиями долга, любви к отечеству и становятся в судьбе человека и народа решающими.
Потому так символично становится название романа — «Горячий снег». И означает он ту несокрушимую духовную силу, которая была воплощена в командирах и солдатах, истоки которой в горячей любви к стране, которую они были намерены защищать до конца.
Автор:
Самый Зелёный
·
Многомудрый Литрекон знает, что готовиться к итоговому сочинению тяжело, ведь впереди маячит финальный босс — ЕГЭ. При таком набитом доверху графике никто не может сосредоточиться на литературе, особенно если этот предмет не входит в список выбранных экзаменов. Поэтому Литрекон рекомендует Вам взять за основу короткие рассказы для итогового сочинения 2020-2021 года. Это прекрасный материал для аргументов. Его можно освоить за считанные дни до ИС. Приятного просвещения!
«Забвению не подлежит»
Короткие рассказы о войне для итогового сочинения выручат каждого выпускника, ведь в программе не так много «маленьких» произведений на эту тему.
Название книги | О чем? |
«Память», Юрий Яковлев | Девочка рассказывает учительнице о подвиге юной партизанки, и они вместе погружаются в историю. |
«Девочки с Васильевского острова», Юрий Яковлев | Юная героиня после войны «подружилась» с Таней Савичевой, читая ее дневник о блокаде. Теперь она помогает людям строить памятник. |
«В старом танке», Владимир Железников | Мужчина и мальчик залезают в танк, ставший памятником в центре города. Герой рассказывает ребенку о своем пропавшем отце и о геройском подвиге неизвестного танкиста. Мальчик хочет разыскать пропавшего без вести отца героя. |
«Как мы искали партизан», Елена Пономаренко | Дети в оккупации ищут отряд партизан, голодают, но в финале встречают добрую учительницу, и она помогает им найти отряд. |
«Учитель истории», Юрий Яковлев | Дети до сих помнят историю об учителе, который принял смерть добровольно вместе со своими учениками. Теперь наряду с танкистом и разведчиком в их игре есть учитель истории. |
Но не только война попадается в рамках направления «Забвению не подлежит». Еще более непонятными темами являются вечная актуальность и сохранение памятников искусства. Тут пригодятся не только рассказы, но и поэмы (и даже небольшие повести). Ссылки укажут путь до краткого содержания.
Название книги | О чем? |
«Бахчисарайский фонтан», А.С. Пушкин | Автор восславляет фонтан хана и рассказывает историю произведения. Вот так фонтан донес историю любви и ревности до наших дней. |
«Медный всадник», А.С. Пушкин | Искусство увековечило образ Петра и отразило его характер. Оно до сих пор сохранилось и является одним из главных достоинств культурной столицы. |
«Пушкину», С.А. Есенин | Автор обращается к памятнику Пушкина на Тверском бульваре. Это произведение вдохновило его на новый виток творчества. |
«Корзина с еловыми шишками», К.Г. Паустовский | Композитор встретил маленькую девочку и посвятил ей мелодию. Она узнала об этом через много лет, и ее душа наполнилась ликованием и жаждой жизни. |
«Портрет», Н.В. Гоголь | Настоящее искусство не стареет, потому что всегда производит неизгладимое впечатление на человека, как портрет ростовщика из книги. |
«Чучело», В.К. Железников | Герой всю жизнь потратил на сбор коллекции картин своего прадеда. Он многим пожертвовал, чтобы собрать полотна. Но в финале он отдал их городу и обогатил его уникальным музеем. |
Вот еще короткие рассказы о том, что не подлежит забвению:
- «Уроки французского», В. Распутин. Автор вспоминает о своей учительнице, которая спасла его от голода в трудные времена. Ее поступок нельзя забыть, ведь героиня совершила нравственный подвиг.
- «Болото», Е. Пономаренко. Маленький мальчик чудом выжил после того, как фашисты убили его семью. Он шел к партизанам через болото. Весь путь он прошел только благодаря тому, что помнил советы деда о том, как пройти через трясину.
- «Моцарт и Сальери», А.С. Пушкин. Несмотря на то, что Сальери убил Моцарта, в памяти людей остался настоящий талант, перед которым меркнет всякое злодейство.
- «Светка», Е. Пономаренко. Героиня вспоминает, как они спаслись от немцев, которые хотели брать у детей кровь для раненых. Ей помогла сбежать подруга, а потом их приютила у себя бабушка Стася. Такое преступление против человечества нельзя забыть.
- «Оккупация», Е. Пономаренко. Предатель из русских стал полицаем и был опаснее для родного села, чем оккупанты. Он хотел отправить детей в Германию на работы, но его и других полицаев остановили партизаны. Преступление предателей нельзя забыть, это вечное бесчестье.
- «Кортик прапорщика», Н. Бадеев. Сын героя передал в музей кортик своего легендарного отца, который не покинул боевой пост, несмотря на опасность для жизни. Он внес огромный вклад в оборону Ленинграда.
- «Корабль из легенды». Рассказ о пушке, которая помогла нашим предкам защитить Родину. Теперь ее место в музее, ведь потомки должны помнить о жертвах, принесенных людьми прошлого ради будущего.
Если этого материала Вам мало, напишите в комментариях, мы добавим необходимое в сжатые сроки.
«Разговор с собой»
В этом году направления итогового сочинения донельзя абстрактны, поэтому для удобства разобьем небольшие рассказы на популярные тематические направления. Ссылки ведут на краткие содержания (для наиболее нетерпеливых читателей).
Вот короткие произведения о призвании и любви к своему делу:
Название книги | О чем? |
«В прекрасном и яростном мире», А. Платонов | Главный герой — талантливый машинист. Он настолько погружен в свою сферу деятельности, что запомнил свой маршрут наизусть и воспроизвел его по памяти, когда потерял зрение. |
«Песчаная учительница», А. Платонов | Главная героиня стала учительницей в занесенном песком селе, но ее наука оказалась никому не нужной, ведь жители прозябали в нищете из-за стихии. Она приручила пески и помогла беднякам бороться с песком. В финале она уезжает в новую деревню с такими же проблемами. |
«Сигнал», В.М. Гаршин | Два героя спорят о том, как добиться справедливости. Один предпочитает смирение и честный труд, а другой — идеологическую борьбу. В итоге второй отчаивается и ломает рельсы, чтобы поезд сошел, и власти услышали его жалобы. А первый жертвует собой, чтобы спасти состав и выполнить свой долг. |
Вот смысл жизни и его поиски:
- «Дары волхвов», О. Генри. Джим и его супруга покупают друг другу подарки, жертвуя самым дорогим, что у них есть. Герои живут ради любви, и этот выбор дарует им неземное счастье.
- «Душечка», А.П. Чехов. Героиня перенимает взгляды и смысл жизни своего супруга, и так брак за браком. У нее нет ничего своего, поэтому в финале она чувствует себя опустошенной.
- «Дом с мезонином», А.П. Чехов. Художник спорит с гражданской активисткой о смысле бытия. Она выступает за то, что человек должен жить, чтобы приносить обществу конкретную пользу. Он же является индивидуалистом и стремится к красоте и личностному росту.
- «Старик и море», Э. Хемингуэй. Герой борется со стихией и старостью, отправляясь на рискованную рыбалку. Он доказывает, что смысл жизни — в борьбе против обстоятельств и победе над своей слабостью.
- «Царь-рыба», В.П. Астафьев. Герой пытается поймать огромного осетра, но едва не погибает и переосмысливает свою жизнь, приходя к выводу, что нагрешил, и судьба наказывает его. Он понял, что эгоистичное существование ради наживы и потребительское отношение к природе — это очень плохо. Важнее всего человеческие отношения и нравственный выбор.
Вот еще интересные произведения к сокращении, направленные на раскрытие наиболее актуальных тем:
Название книги | Для каких тем? |
«Айвенго», Вальтер Скотт | Толерантность Отношения отца и сына, конфликт разных поколений Перемены в обществе Вред консерватизма Польза традиций и культурных памятников |
«Робинзон Крузо», Даниэль Дефо | Человек вне общества Саморазвитие Жизнь с целью Влияние религии и созидания на личность Толерантность |
«Кукла», Е. Носов | Ценность прошлого Уроки войны Совесть |
«Очарованный странник», Н.С. Лесков | Поиск смысла жизни Самосовершенствование Влияние перемен |
«Кавказский пленник», Л.Н. Толстой | Что способствует развитию человека? Влияние прошлого на будущее Отношения в семье Влияние среды на внутренний мир |
Внутренний мир — одна из самых ходовых тем этого года. Короткие рассказы для итогового сочинения могут ее раскрыть, так что ловите список.
Название | Темы |
«Дама с собачкой» | Любовь помогает в познании себя Контраст внутреннего мира и внешнего Трудно быть собой |
«Хамелеон» | Влияние обстоятельств на сущность человека Ложь перед самим собой |
«Человек в футляре» | Замкнутость в себе Страхи, подавляющие личность Зависимость внутреннего мира от внешнего |
«Душечка» | Что формирует наш внутренний мир? Влияет ли окружение на наше мировоззрение?Какие чувства влияют на состояние души? |
«Тоска» | Проблема одиночества Как пережить горе? Что мешает человеку быть счастливым? |
Если нужно раскрыть еще какие-то важные темы и подобрать для них короткие рассказы для итогового сочинения, пишите в комментариях. Мы оперативно добавим новую информацию!
«Время перемен»
«Маленькие» рассказы для итогового сочинения есть и по направлению «Время перемен». Вот самые короткие и универсальные:
- «Конь с розовой гривой», В. Распутин. Мальчик меняется к лучшему под воздействием жизненного опыта.
- «Холодная осень», И. Бунин. Эпоха перемен слишком быстро меняет условия жизни, и многие люди оказываются за бортом истории.
- «Шинель», Н. Гоголь. Новая верхняя одежда делает героя счастливее и меняет его отношение к себе. Чтобы изменить жизнь, нужно начать с самооценки.
- «Тапер», А. Куприн. Под лежачий камень вода не течет: если бы Юра не работал по ночам на праздниках и не учился мастерству пианиста, он никогда не познакомился бы с нужными людьми и не стал бы знаменитым композитором. Человек может изменить свою судьбу.
- «Беда», М. Зощенко. Что мешает человеку измениться к лучшему? В том числе и вредные привычки.
- «Срезал», В. Шукшин. Люди, которые ничего не хотят менять в своей жизни и сидят на одном месте, всегда будут не удовлетворены своим положением. Пример тому — Глеб, который завидовал всем, кто уехал из деревни в город.
- «Левша», Н. Лесков. Герой обосновал необходимость перемен в армии, но его никто не услышал. В результате Россия получила значительное отставание в сфере вооружения. Увы, один человек не может изменить мир.
- «Дикий помещик», М. Салтыков-Щедрин. Не все изменения идут на пользу людям. Вот барин избавился от крепостных, но в итоге одичал и деградировал, ведь без них не мог даже чулок натянуть.
- «Муму», И. Тургенев. Герой переехал на новое место службы, но изменения принесли ему лишь страдания, и он вернулся обратно в деревню. Не все перемены ведут к положительным результатам.
- «Мцыри», М. Лермонтов. Герой пытался изменить свою судьбу, но тщетно, все предопределено.
О переменах в себе или вокруг себя писали многие авторы, но не так кратко, как хотелось бы. Но хорошо, что есть подробные краткие содержания, которые по размеру не превышают рассказы. Ссылки в таблице. Вот интересные варианты по направлению «Время перемен»:
Название книги | Темы |
«Белая гвардия» | Революция Разочарование в переменах Последствия перемен |
«Собачье сердце» | Последствия революции Как трудно даются изменения Как изменить страну? Может ли человек изменить мир? |
«Ася» | Боязнь перемен Стоит ли бояться перемен? Зона комфорта |
Как Вы знаете, аргументация для итогового сочинения может быть намного шире, чем мы думаем. Не только книги из школьной программы достойны занять свое место в экзаменационной работе. Можно использовать даже статьи из журналов и блогов, было бы желание и умение применить этот материал. Это не сложнее, чем писать сотой сочинение по «Войне и миру». Здесь Вы найдете подборку статеек о переменах в себе и обществе, а также о других важных проблемах этого года.
«Я и другие»
Почему люди друг друга не понимают и как это исправить? Об этом будут многие сочинения по направлению «Я и другие». А вот и короткие произведения на эту тему. Ссылки указывают на краткие содержания.
Название книги | О чем? |
«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери | Маленький рассказчик рисовал странные рисунки, и взрослые сказали ему, что у него нет таланта. Он поверил, но зря, ведь оказалось, что он просто имел уникальный внутренний мир художника, недоступный обычным взрослым. А ведь родителям нужно было проявить всего лишь немного креатива, чтобы понять своего сына… |
«Пересолил», А.П. Чехов | Землемер очень боялся ехать с незнакомым возницей через лес ночью, поэтому он приврал о себе, что он, мол, бандит. Но Клим испугался и убежал в лес, оставив землемера в расстроенных чувствах. Недопонимание было следствием страха и недоверия. |
«Кошка под дождем», Эрнест Хемингуэй | Он читает газету и не обращает внимания на Нее. Она же вышла на улицу и увидела кошку под дождем. Ее первый порыв — взять животное под уютный кров, но Он остался безразличен и к этому. Их разделяют разные жизненные ценности: ей хочется уюта и семьи, а ему — свободы. |
«Челкаш», М. Горький | Вор, живущий в городе, и крестьянин из деревни не могут понять друг друга из-за ментальных противоречий и разных жизненных ориентиров. |
«Попрыгунья», А.П. Чехов | Она — яркая представительница богемы, он — скромный врач. Разумеется, она его недооценивает и всячески принижает, а он ее любит, но не может дать то, что она хочет. Герои не могут найти общего языка, потому что они из разных миров. |
А может ли человек обойтись без общества? Вопрос на века. И он очень часто попадался на пробниках этого года. Так что вот короткие рассказы для подготовки к итоговому сочинению, посвященные роли коллектива в жизни личности:
- «Пари», А.П. Чехов. Человек уходит из общества на 15 лет и утрачивает человеческий облик.
- «Старуха Изергиль», М. Горький. Ларра получает изгнание в наказание и не может вынести этой ноши. В итоге он сам пожелал умереть.
- «Ионыч», А.П. Чехов. Несмотря на свое презрение к обществу, Старцев не может покинуть его и абстрагироваться.
- «Человек в футляре». Пытаясь жить вне общества человек не развивается, а деградирует.
- «Премудрый пискарь», М. Е. Салтыков-Щедрин. Герой всю жизнь держался в стороне от других, потому что боялся, но в итоге попросту растратил все годы на прозябание в темной дыре своего одиночества.
О дружбе, любви, общении нам повествуют вот эти небольшие рассказы для итогового сочинения:
- «О любви», А. П. Чехов.
- «Тихое утро», Ю.П. Казаков.
- «Юшка», А. Платонов.
- «Макар Чудра», М. Горький.
- «Барышня-крестьянка», А. С. Пушкин.
Чего-то не хватает? Литрекон дополнит список коротких рассказов для итогового сочинения, но напишите ему в комментариях, что лучше добавить?
«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
Это самое непопулярное направление, на котором многие поставили крест из-за того, что для некоторых тем нужно привлекать прямо совсем-совсем новую литературу. А как быть, если даже современные авторы пишут о прошлом? Правильно, выбирать другое направление! Так что здесь ограничимся кратким списком рассказов, которые более или менее современны.
- «Конец блицкрига», С. Алексеев. Современный автор с гордостью пишет о том, как советская армия остановила нацистов. Это говорит о преемственности поколений.
- «Шесть спичек», А. и Б. Стругацкие. Ради прогресса ученый жертвует собой и получает серьезную травму. Авторы говорят о том, что самое ценное в мире — это человек, поэтому им жертвовать нельзя.
- «Спонтанный рефлекс», А. и Б. Стругацкие. Урм — универсальная рабочая машина. Он имеет исключительные интеллектуальные и физические возможности, это первый в мире искусственный интеллект. Но люди не могут предугадать то, что появилось в машине от людей — спонтанный рефлекс. Это говорит о неоднозначности научного прогресса.
- «Улыбка», Рэй Брэдбери. Люди будущего разрушают достижения прошлого, чтобы отомстить предкам за их недальновидность и свои несчастья. Вот так разрушение преемственности поколений ведет к деградации.
- «Замечательный костюм цвета сливочного мороженого», Рэй Брэдбери. Герои купили дорогой костюм и носили его по очереди, чтобы стать более успешными. Но оказалось, что новая одежда не способствует исполнению мечты. Важен не статус, а масштаб личности.
Чтобы привести пример, касающийся именно нашего поколения, используйте короткие статьи из СМИ:
А вот и блок статей про отношения нашего поколения с окружающим миром:
Многомудрый Литрекон желает Вам удачи на экзамене!
Метки: 11 класситоговое сочинениекороткие рассказынебольшие рассказы
Читайте также:
Написать сочинение – само по себе нелегкое задание. Это нужно правильно выстроить повествование, чтобы одно не наслаивалось на другое, соблюсти четкую структуру и прочее и прочее и прочее. Развивать этот навык поможет наш телеграм-канал, а группа со скидками поможет подобрать выгодные предложения.
А мы расскажем об особенностях написания экзаменационного сочинения, а также перечислим, какие основные темы для сочинения на ЕГЭ по русскому языку в 2021 году ждут учащихся.
В чем сложность сочинения по русскому языку?
Во второй части заданий по русскому языку учащемуся предлагают написать развернутое сочинение на предложенную тему. Причем темы к сочинению по русскому языку во время ЕГЭ не будут известны заранее.
Но кроме незнания темы появляется сразу несколько других проблем при написании сочинения:
- Ученику сложно быстро (в течение экзамена) сформировать и аргументировать свое отношение к предложенной теме.
- У ученика сложности с использованием художественных средств (метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы и т.д.).
- Проблемы с определением темы сочинения. В тексте может содержаться от 3 до 10 проблем, из которых нужно выбрать самую важную или даже описать все сразу.
Определить проблематику сочинения – самый субъективный момент. В тексте проблема может «витать в воздухе», быть второстепенной или всплыть неожиданно, но при составлении списка проблем ее могли не увидеть/забыть/осознанно не включить.
Самая частая трудность при написании сочинения во время ЕГЭ – невозможность сформулировать тему. Даже если ученик будет интуитивно чувствовать, в чем заключается проблема, его словарного запаса и опыта может не хватить, чтобы грамотно сформулировать ее. И тогда проверяющий, даже если уловит ход мысли школьника, не сможет оценить его на высокий балл.
Чтобы этого не произошло, изучайте темы сочинений ЕГЭ по русскому языку 2019 и более ранних лет.
Чтобы не возникало сложностей и двусмысленностей с формулировкой проблемы, попытайтесь придать ей вид вопроса.
И хоть разновидности проблем могут звучать по-разному из года в год, основной список тем-проблем для сочинения на ЕГЭ по русскому звучит одинаково:
- проблемы нравственного, этического характера, добродетели и морали;
- проблемы отношений отцов и детей (поколений);
- проблемы культуры и искусства;
- проблемы чтения, языка и речи;
- проблемы любви (не в узком, а в широком смысле слова);
- проблемы войны, героизма и патриотизма;
- проблемы экологии, природы, животного мира;
- проблемы философского характера: истинной любви и дружбы, чести и верности и пр.
Темы для подготовки к ЕГЭ по русскому не меняются уже много лет, нарочно обходя острые и спорные проблемы: политику, внешнюю экономическую торговлю, дискриминацию (по полу, национальности или убеждениям), религию.
Хотите быть готовыми к быстрой и грамотной формулировке мысли на определенную тему? Нужно тренироваться. Каждый день делайте пометки (в тетради или на телефоне) на одну из перечисленных проблем: что вы думаете об истинной дружбе, кто мог бы быть вашим героем и почему, что такое предательство.
А сейчас перечислим для вас список тем для сочинения ЕГЭ по русскому в рамках отдельных вопросов.
Возможные темы сочинений к ЕГЭ по русскому
Проблема | Темы |
Проблема человека и природы | Как деятельность человека влияет на природу? |
Проблема человека и животных | Почему человек должен заботиться о животных? |
Отношения в семье, детство | Как семья влияет на формирование личности ребенка? |
Красота и богатство русского языка | Что значит для человека родной язык? |
Школа, учителя, книги | Почему человеку важно получить хорошее образование? |
Внутренний мир, нравственные качества человека | О чем может сказать внешность человека? |
Дружба | Может ли настоящая дружба когда-нибудь закончиться? |
Любовь | Какова настоящая любовь? |
Социальные проблемы | Как нужно относиться к бедным? |
Воспитание | Какого человека можно назвать воспитанным? |
Искусство в жизни человека | Всегда ли талантливого человека замечают? |
Военное время | Почему в военное время героизм был обычным делом? |
Список тем для сочинения/изложения ОГЭ по русскому языку 2020
Если же вы готовитесь к сдаче ОГЭ по русскому, обязательно изучите список предложенных тем, чтобы понимать, какие могут попасться на изложении и сочинении:
- жизненные ценности
- дружба
- любовь
- материнская любовь
- доброта
- взаимовыручка
- выбор
- нравственный выбор
- настоящее искусство
- драгоценные книги
- неуверенность в себе
- внутренний мир человека
- счастье
- сила духа
Внимательно изучите эти темы, тогда вы будете готовы к любым поворотам судьбы на едином государственном экзамене. Ну а в будущем вас уже никто не сможет загнать в тупик, будь то написание эссе или лабораторной: рядом всегда будет сервис студенческой помощи, который подстрахует и поддержит в трудную минуту.
Автор:
Наталья
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено
Тема нравственного выбора встречается в сочинениях 9.3 довольно часто. При этом она наименее понятна, потому что ученики 9 класса без особой охоты рассуждают о нравственности. В помощь Вам Многомудрый Литрекон подобрал аргументы из литературы и примеры из жизни, которые служат для раскрытия проблемы нравственного выбора.
Из жизненного опыта
- Личный опыт. В жизни каждого человека возникает необходимость нравственного выбора, и я — не исключение. Однажды я отдыхал на даче. Там я увидел бездомного кота и начал его подкармливать. Он привык ко мне, но каникулы были на исходе, и я должен был определиться: либо бросить своего питомца на зиму, либо добиваться у родителей его переезда. Они были против животных, я очень боялся начать разговор, но жалость пересилила страх. Моего любимца приняли, и я очень рад, что сделал именно такой выбор.
- СМИ. Однажды я прочитал в газете историю одного человека, который очень торопился на собеседование, но внезапно увидел на улице раздавленную, но еще живую собаку. Он колебался: потерять вакансию мечты и спасти животное или пройти мимо? Герой истории так и не смог уйти: он привез собаку к ветеринару и оплатил лечение, а после забрал ее к себе. Он не пожалел, потому что обрел самого верного друга!
- Личный опыт. Перед нравственным выбором оказалась моя лучшая подруга: она случайно разбила телефон мамы, а ее брат взял вину на себя, чтобы ее не наказали. Родители обошлись с ним строго, ведь он был уже взрослым. На день рождения он нового телефона так и не дождался. Его сестра должна была решить: либо оставить все как есть, либо вмешаться, но подставить под удар себя. Она выбрала второй вариант и не пожалела. Главным наказанием оказалось чувство вины, а не выговор мамы и папы.
- История. Не все справляются со своим нравственным выбором. Например, печально известный гетман Мазепа предал своего императора и переметнулся на сторону врага, когда Россия вступила в войну со Швецией. Петр Первый был расположен к нему, поэтому до последнего не верил доносам и слухам. После поражения вражеских войск гетман бежал, но мог бы быстрый конь унести его от стыда? Вряд ли, и горечь предательства наверняка омрачила его последние дни.
- Личный опыт. Однажды мой друг оказался между двух огней: родители настаивали на его поступлении в медицинский вуз, а друзья знали, что он увлекается дизайном, и советовали ему двигаться по этому направлению. Он не хотел огорчить маму и папу, но и осознавал, что предаст свою мечту, став не тем, кем хотел бы быть. Ему пришлось набраться смелости и переговорить с семьей, и многих трудов ему стоило убедить их в своей правоте. Но в итоге он рад заниматься любимым делом и счастлив, что не пошел на поводу у чужого мнения.
Еще 10 примеров из жизненного опыта Вы можете найти в данной подборке.
Из литературы
- «Горе от ума», А.С. Грибоедов. Чацкий оказался перед нравственным выбором: принять законы своего окружения или остаться верным своим убеждениям? Он не мог поддерживать коррупцию, блат, невежество и жестокость крепостнического строя, поэтому отказался от службы и решил навсегда покинуть Москву. Герой пожертвовал любовью, карьерой и признанием, но сохранил свои идеалы незапятнанными, а совесть — чистой.
- «Бедная Лиза», Н.М. Карамзин. Не все люди проходят испытание нравственным выбором. Эраст пообещал жениться на Лизе, но позабыл свои клятвы, когда потратил большую часть своего капитала и залез в долги. Слабовольный герой решил поправить свои дела браком по расчету. Свою бывшую избранницу он рассчитал как гувернантку и отправил восвояси. Лиза не выдержала горя и утопилась, а виновник ее кончины всю жизнь жалел о содеянном.
- «Дубровский», А.С. Пушкин. Иногда нравственный выбор бывает спорным. Например, Марья Троекурова любила врага своего отца, но по приказу Кирилла Петровича вынуждена была обвенчаться с нелюбимым человеком. Из-за переноса даты церемонии Владимир не успел ее освободить до венчания, а после сама Марья отказала ему, потому что не могла пойти против веры и своего новоявленного мужа. Ее решение не все поддержат, но все же ее верность своим убеждениям достойна уважения.
- «Тарас Бульба», Н.В. Гоголь. Нравственный выбор иногда загоняет человека в тесные рамки. Так, Андрей был вынужден метаться между страстью к женщине и любовью к родине. Он ценил семью и уважал товарищей, но чувства к панночке затмили все, и он перешел на сторону врага. Оступившегося казака убил убил собственный отец. Конечно, Андрея можно осуждать, но никто из судей не пожелал бы оказаться на его месте, потому что выбор был очень сложным.
- «Судьба человека», М.А. Шолохов. Правильный нравственный выбор всегда подскажет сердце. Например, Андрей Соколов ни секунды не колебался в своем решении пойти на фронт добровольцем. Попав в плен, он убил предателя и спас честного офицера, которого тот хотел «сдать» врагам. Не менее сложным решением был отказ выпить за победу Германии, когда от этого зависела его жизнь. Но все эти испытания герой выдержал, потому что имел моральное превосходство над противником.
Еще больше литературных примеров о нравственном выборе Вы можете найти в специальной подборке.
Метки: 9 классаргумент из жизниаргумент из литературыОГЭ по русскому языкупример из жизнипример из литературысочинение 9.3сочинение-рассуждениеЧто такое нравственный выбор
Читайте также:
В декабре выпускникам предстоит написать итоговое сочинение, которое является условием допуска к ГИА для учеников 11-х классов. Времени остается не так уж много, поэтому давайте повторим основные правила написания итогового сочинения вместе с доктором филологических наук, ведущим экспертом отдела методического обеспечения процедур оценки качества общего образования МЦКО Александрой Кудряшовой.
Требования к итоговому сочинению
Важно понимать разницу между итоговым сочинением и сочинениями по русскому языку и по литературе в рамках государственной итоговой аттестации.
Одно из требований, отличающих итоговое сочинение, — существенный объем (от 350 слов). Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то работа не проверяется.
В работе необходимо показать умение рассуждать на заданную тему c выражением своей точки зрения и личным эмоциональным откликом.
В итоговом сочинении необходимо:
- раскрыть тему сочинения;
- аргументировать свою позицию с опорой на литературный материал;
- комментировать приведенные примеры из произведений;
- выстраивать трехчастную композицию, владеть грамотной письменной речью.
Выбор темы сочинения
Это важный этап в начале работы над итоговым сочинением. Внимательно читайте предложенные темы, выбирайте то, в чем вы хорошо ориентируетесь. Рассматривайте возможные типы формулировок тем, которые могут встретиться на итоговом сочинении. Название темы может включать цитату. Например, «Разделяете ли вы убеждение Андрея Болконского: „Надо… чтобы не для одного меня шла моя жизнь“?». Очевидно, что для ее раскрытия нужно понимать цитату в контексте сюжетной линии и духовных исканий героя.
Тема может быть сформулирована и в виде прямого вопроса — например, «Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?». Здесь важно раскрыть понятие отзывчивости и показать на литературном материале, в каких поступках выражается эта черта характера.
Возможна и формулировка темы в виде дискуссионного вопроса — например, «Что важнее для детей: советы родителей или их пример?». Такой вопрос предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий.
Критерии оценки сочинения
Первый критерий — «Раскрытие темы сочинения». Чтобы работа соответствовала максимальному баллу по этому критерию, важно выделить главную мысль, прокомментировать ключевое понятие в теме сочинения. Например, если вы выбрали тему сочинения «Что важнее для детей: советы родителей или их пример?».
Что значит «советы родителей», «пример родителей» и какую роль они играют в жизни детей? На этом этапе формулируется тезис — ваше утверждение, которое вы будете доказывать (раскрывать) в основной части своего сочинения. Например, тезис может прозвучать так: «Я считаю, что советы и пример родителей в равной мере важны в воспитании детей». От того, насколько четко сформулирован тезис, зависит успешность дальнейшего раскрытия темы.
Следующий этап в работе над сочинением — выбор литературного произведения, который станет основой для аргументации и подтвердит выдвинутый тезис.
Прежде всего нужно указать название произведения и его автора. Описать образ, характер героя с точки зрения раскрытия темы сочинения. Как раскрывается характер героя в произведении? Это могут быть его поступки, речь, а может быть портрет героя. Для привлечения литературного материала можно обратиться к пересказу эпизода.
Важным элементом основной части сочинения является ваш комментарий, который должен включать рассуждение, оценку героя или его поступка.
Умение использовать литературный материал оценивает второй критерий — «Аргументация. Привлечение литературного материала». Литературным материалом могут быть не только художественные произведения, но и дневники, мемуары, публицистика, произведения устного народного творчества (за исключением малых фольклорных жанров).
Напомню, что незачет ставится в случаях, если сочинение написано без привлечения литературного материала, в сочинении существенно искажено содержание произведения или если литературные произведения упоминаются в работе, но не используются для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется зачет.
Третий критерий — «Композиция и логика рассуждения» — оценивает умение школьников выстраивать тезисно-доказательную композицию сочинения, которая включает вступление, основную часть и заключение. Заключительная часть сочинения должна быть логически связана со вступлением.
Четвертый критерий — «Качество речи». Он оценивает точное выражение мысли и разнообразие лексики.
Пятый критерий — «Грамотность». Учитывает орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки.
В заключение сформулируем основные рекомендации для успешного написания итогового сочинения:
- Вспомните тексты произведений, которые могут быть использованы для раскрытия конкретных тем сочинений. Важно знать автора, название произведения, имена главных героев, ключевые эпизоды.
- Не забывать про рассказы и стихотворения, которые также могут быть убедительными аргументами в вашем рассуждении.
- Не бояться размышлять и выражать свое мнение.
- Следовать за формулировкой темы.
- Комментировать поступки героев, эпизоды, сюжетные линии.
- Соблюдать правило композиции: вступление — основная часть — заключение.
- Уметь грамотно выражать свои мысли.
- И важно помнить, что цитирование в сочинении необязательно: нужно передать идейное содержание произведения.
Источник: МЕЛ