Понравилась ли вам сказка увлекли ли вас события происходившие с алешей менялось ли ваше отношение

Ответы на вопросы учебника литература 5 класс, 1 часть, коровина, страницы 148-149размышляем о прочитанном1. понравилась ли вам сказка? увлекли ли

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 148-149

Размышляем о прочитанном

1. Понравилась ли вам сказка? Увлекли ли вас события, происходящие с Алёшей? Менялось ли ваше отношение к герою сказки по ходу чтения? Почему?

Это очень интересная и увлекательная сказка. Она мне понравилась.

Отношение к Алёше у меня менялось, в зависимости от его поступков. В начале сказки я его жалела, он вызывал симпатию. Когда он загордился, мне стало стыдно за него. Когда он переболел и исправился, я вновь сочувствовала ему.

2. Перечитайте описание Петербурга и дома, в котором располагался пансион. Как вы думаете могло ли быть такое детальное описание в народной волшебной сказке? Если нет, то почему?

В народных сказках не может быть столь детальных описаний.

Они изначально были устными, передавались от рассказчика к рассказчику, а в таком случае передаются лишь основные события, мелкие детали каждый рассказчик придумывает сам. Невозможно запомнить и повторно воспроизвести такое детальное описание какого-нибудь дворца или избушки на курьих ножках.

3. Почему Алёша «пристально смотрел в круглые дырочки, которыми усеян был забор»? Что он хотел увидеть? Чего ожидал? Почему его разочаровал приезд директора?

Алёша мечтал увидеть волшебницу, которая провертела для него эти дырочки, как он думал. Он ждал, что волшебница принесёт игрушку или письмо от родных.

Также Алёша ждал приезд директора. Он представлял его рыцарем из романов, которыми зачитывался. Но приехал обычный лысый человек. Для Алёши такой неказистый директор стал разочарованием.

4. Как Алёша спас Чернушку? Перескажите эпизод спасения от лица Алёши, передавая те чувства, которые он переживал.

Алёша спас Чернушку, выкупив её у кухарки, хотевшей зарезать курицу.

Пересказ эпизода спасения Чернушки от лица Алёши

В тот день я как обычно кормил курочек. Вдруг я увидел, как во двор вышла кухарка Трина с огромным ножом. Я знал, что кухарка убивает кур и петушков, и моё сердце сжалось от предчувствия беды.

Я стал размахивать руками, отгоняя кур, потом встал и бросился прочь. Я не хотел, не мог видеть, как кухарка поймает кого-нибудь из моих любимцев. Мне хотелось плакать от горя.

Позади что-то кричала кухарка, но я не слушал её, убегая всё дальше. Как вдруг голос Чернушки пробился до моего сознания. Чернушка громко кричала от страха, и я понял, что Трина поймала именно её.

Забыв про страх, я бросился обратно и запрыгнул на шею кухарке. Та от неожиданности выпустила Чернушку и курица взлетела на крышу, торжествующе вереща. Трина начала было ругаться, но я протянул ей империал, единственное богатство, которое у меня было. Мне было не жаль расставаться с деньгами, ведь я спасал жизнь своего друга.

Трина взяла деньги, Чернушка была спасена, я был счастлив.

5. Как менялся характер Алёши после того, как король вручил ему конопляное семечко? Расскажите об этом подробно от лица одного из одноклассников Алёши.

Характер Алёши испортился. Он стал важничать и считать себя умнее всех.

Рассказ о характере Алёши от лица его товарища

Я давно знаю Алёшу и даже дружил с ним. В то время он был скромным и добрым мальчиком, которого все любили. Если его наказывали, то Алёшу все жалели.

Но потом с ним что-то случилось. Характер Алёши стал меняться не в лучшую сторону. Он грубил, стал заносчивым, считал себя умнее всех.

И постепенно от Алёши все отвернулись. Мы больше не были с ним друзьями, а когда он попытался обратиться ко мне, я просто отвернулся.

А Алёша стал врать и выдумывать небылицы. За этого его строго наказал учитель и никому не было жаль Алёшу.

После наказания Алёша долго болел, а когда поправился, вновь стал нормальным мальчиком. Алёша опять был скромным и добрым. Постепенно к нему стали относиться лучше, а я думаю, что мы снова подружимся.

6. Почему Алёша стыдился рассказывать кому-либо о том, что с ним произошло?

Алёше было стыдно вспоминать своё некрасивое поведение и трусость. Он хотел бы вычеркнуть этот эпизод не только из памяти, но и из жизни..

7. Похож ли Алёша на героя русских народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?

Алёша совершенно не похож на героя волшебной сказки. Он обычный мальчик, такой как все вокруг. Он не очень смел и может ошибаться.

Алеша не положительный и не отрицательный герой. В начале сказки он совершает добрые поступки и является положительным героем. В середине Алёша совершает глупости и ведёт себя плохо. Он становится отрицательным героем. В конце он исправляется и вновь оказывается героем положительным.

Таких героев в волшебных сказках нет. Там они либо положительные, либо отрицательные.

Обогащаем свою речь

1. Объясните слова, подберите синонимы, составьте в ними предложения.

Суровый. Строгий, сердитый. Учитель был суровым, но справедливым.

Дряхлый. Старый, слабый. Дряхлый дед сидел на лавочке.

Отдалённый. Далёкий. Отдалённый холм зарос лесом.

Неведомый. Незнакомый, неизвестный. Неведомый зверь оставил следы на тропе.

Невиданный. Чудесный, неизвестный. Невиданный мир лежал за рекой.

Грозный. Сердитый, строгий. Грозно посмотрел он на меня.

Тужить. Грустить, печалиться. Не надо тужить о лете.

Снарядился. Собрался, приготовился. Он снарядился в поход.

Желанный. Ожидаемый, вожделенный. Желанный случай представился скоро.

Трезвонить. Звонить, болтать. Хватить трезвонить о ерунде.

Перечить. Идти наперекор, прекословить, огрызаться. Будешь перечить — быть тебе битым.

Потешить. Веселить, смешить. Учитель потешил учеников смешным заданием.

Печальный. Грустный, невесёлый. Печальный страус смотрел на закат.

2. Найдите в сказке Погорельского слова, которые редко используются в современной речи (например: нынешний, пансион, сказывал, говаривал, утешение). Подумайте, какие из них незаслуженно мало используются в современной речи.

Слова, которые редко используются в современной речи:

Помещался, славный, заступали, нежели, тогдашний, содержатель, дортуары, письмецо, бранчливая, возымел, с горестию, умильно, ободрился, шандалы, кисейные, учительша, несбыточное, яхонты, насилу мог, особливо, обхождение.

Мне нравится слово Учительша и жаль, что сейчас его не используют. Оно кажется мне более ласковым, чем привычное Учительница.

AVvXsEitAVtu8owCdtynOSnEUduV7Ph qWPIzGJvCIv3uFhXoGa2REgEF lHA3l1KhYIA4tRtFAtFCVD90J8i822qemWeG6K5i1AgvccqHmz8n49 MdpyCGW5tQVLph1g09zVWbUyIGWrPM84I9G 2fkxry2tmnh232uXuKZ5 z1zk0EvZ8 GclKtw3OGF7wg=w344 h400

Готовые сочинения по литературе. 9 класс

cover

Дорогие друзья! Школьная программа 9-го класса по русской литературе предполагает изучение небольшого количества произведений. Однако они достаточно объёмны и являются весьма значительными по культурному и образовательному уровню. Вам предстоит изучить различные периоды развития русской классической литературы. Вы познакомитесь с величайшими произведениями, относящимися к разным литературным направлениям: выдающимся памятником древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», повестью Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», романом в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», романом М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», поэмой Н. В. Гоголя «Мёртвые души». После разбора каждого литературного произведения в классе обычно следует задание учителя написать сочинение. Учащиеся часто испытывают трудности в обобщении своих знаний. Представленные в нашей книге готовые сочинения помогут вам справиться с этим. Вы сможете по плану, который приводится к каждому сочинению, создать свой текст: выразить собственные мысли, привести примеры из литературного произведения, дополнить или изменить сочинение. Помните, что каждое сочинение – индивидуальная творческая работа, выражение ваших личных суждений и впечатлений. При этом не забывайте, что любое ваше мнение должно опираться на содержание литературного произведения, о котором вы пишете, и на теоретические знания, которые вы получаете на уроках литературы. Не торопитесь переписывать готовое сочинение в тетрадь! Учитесь самостоятельно выражать свои мысли и чувства, формулировать личную оценку. Пусть приведённые в книге тексты станут для вас обучающими образцами, которые помогут в развитии письменной речи. Желаем вам успехов!

Оглавление

  • Образ автора в «Слове о полку Игореве»

Из серии: Средняя школа (Литера)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Готовые сочинения по литературе. 9 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Дорогие друзья!

Школьная программа 9-го класса по русской литературе предполагает изучение небольшого количества произведений. Однако они достаточно объёмны и являются весьма значительными по культурному и образовательному уровню.

Вам предстоит изучить различные периоды развития русской классической литературы. Вы познакомитесь с величайшими произведениями, относящимися к разным литературным направлениям: выдающимся памятником древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», повестью Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», романом в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», романом М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», поэмой Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

После разбора каждого литературного произведения в классе обычно следует задание учителя написать сочинение. Учащиеся часто испытывают трудности в обобщении своих знаний. Представленные в нашей книге готовые сочинения помогут вам справиться с этим. Вы сможете по плану, который приводится к каждому сочинению, создать свой текст: выразить собственные мысли, привести примеры из литературного произведения, дополнить или изменить сочинение.

Помните, что каждое сочинение — индивидуальная творческая работа, выражение ваших личных суждений и впечатлений. При этом не забывайте, что любое ваше мнение должно опираться на содержание литературного произведения, о котором вы пишете, и на теоретические знания, которые вы получаете на уроках литературы.

Не торопитесь переписывать готовое сочинение в тетрадь! Учитесь самостоятельно выражать свои мысли и чувства, формулировать личную оценку. Пусть приведённые в книге тексты станут для вас обучающими образцами, которые помогут в развитии письменной речи.

Желаем вам успехов!

Образ автора в «Слове о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» — прекрасный благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения.

Автор «Слова о полку Игореве».

II. Основная часть.

1. Талантливый и образованный человек.

2. Литературно одарённый человек.

3. Поэт русской природы.

4. Патриот родной земли.

Образ русского народа.

«Слово о полку Игореве» — шедевр древнерусской литературы, непревзойдённый образец поэтического слова, поражающий даже современных читателей. Кто же автор этого удивительного произведения?

Существует множество предположений о том, кем был человек, написавший «Слово о полку Игореве». Нет никаких сомнений, что он был очень талантливым и образованным. Автор умело сочетает достижения современной ему литературы с образными средствами устной народной поэзии. В те далёкие времена большинство образованных людей были монахами, но автор мог быть и приближённым князя Игоря, и дружинником, настолько достоверными кажутся описания битвы. Этот человек не только рассказывает о событиях, но и даёт собственную оценку всему происходящему. Он одобряет стремление Игоря к свободе, его желание защитить родную землю, однако осуждает честолюбие князя, которое приводит к гибели всего войска.

Автор «Слова…» — литературно одарённый человек: он использует выразительные метафоры и сравнения, приводит не только эпитеты, характерные для устного народного творчества, но и собственные яркие определения. Например, война у него уподобляется грозе, грому, буйному ветру, битва — труду земледельца, молотьбе. Часто авторская метафора перерастает в развёрнутую панорамную картину. Каждый образ важен, исполнен смысла и многозначен. Когда автор говорит, что «чёрные тучи с моря идут», читатель понимает, что это описание и явления природы, и движения войска половцев. Приводится много сравнений, которые усиливают поэтическое звучание текста. Например, князя Игоря, брата и их сыновей автор сравнивает с четырьмя солнцами: «Чёрные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца…»

В тексте произведения много авторских отступлений. Это прямое авторское вмешательство в ход изображаемых событий. В них выражаются личная горечь, скорбь автора. Все отступления носят лирический характер. Необыкновенно своеобразен и певуч язык и слог «Слова…».

В «Слове…» ярко выражена связь человека с природой, характерная для эпохи Средневековья. Природа здесь одухотворена. Она участница событий, о которых рассказывает автор: природа радуется, печалится, плачет, страдает, как человек. Она живёт и дышит в этом произведении. Она вестница несчастья и радости, выразительница дум и чувств человека. Вспомним затмение солнца — оно было предупреждением для героев. Природа отражает мировоззрение людей, верящих в её силу и могущество. Поэтому Ярославна призывала на помощь явления природы, поэтому родная земля — центральный образ произведения.

Автор «Слова…» — настоящий патриот. Его произведение проникнуто нежным чувством любви к Родине. Это чувство проявляется, и когда он рассказывает о поражении дружины Игоря, и когда повествует о мирном труде русских пахарей, нарушенном усобицами князей, и когда передаёт плач русских женщин по убитым воинам. Автор гордится своей Родиной и уверен в её могуществе. Ему больно, потому что русские князья враждуют между собой, вместо того чтобы защищать свои земли. Автор призывает к прекращению междоусобиц. Неудачный поход князя Игоря на половцев послужил поводом для его обращения к князьям с призывом объединиться. Концовка «Слова…» отражает желание автора увидеть князей, единых перед общим врагом.

В зависимости от событий, которые описывает автор, его облик меняется. Он то дружинник, то пахарь, то военачальник, то государственный деятель, а то белобородый сказитель. Из всех этих различных проявлений складывается образ автора первого произведения древнерусской литературы — великого, мудрого и талантливого русского народа.

Каким я представляю автора «Слова о полку Игореве»

Кто был автор «Слова о полку Игореве» — неизвестно. В летописях также нет о нем никаких сведений. Вся его биография — в его песне о походе Игоря. Эта песнь свидетельствует, прежде всего, о том, что автор ее был христианин, мирянин, современник Игоря и, быть может, участник его похода на половцев. Его песнь служит отголоском дум и чувств лучших людей того времени, и самые привлекательные черты рисуют ее автора, певца Игоря.

Он был христианин; он верил в помощь Божию. В «Слове» он говорит о церковном звоне, о заутрене, о храме Богородицы Пирогощей в Киеве, куда Игорь по возвращении из плена прибыл принести благодарственное моление за свое спасение. Только на первый взгляд круг понятий автора может представлять смесь языческих верований и христианских воззрений. Языческое мировоззрение автора «Слова» являлось лишь поэтическим образом при изображении им лиц и событий, а не служило предметом его веры.

Он упоминает об языческих божествах, но эти имена встречаются у него в виде эпитетов или сравнений, как достояние поэтического языка. Поэт, приписывающий спасение Игоря из плена Божьей помощи, не мог, конечно, верить в происхождение русских от Даждьбога или Бояна от Велеса. Он был христианин, мирянин, а, судя по интересам и взглядам автора, следует признать, что он был человек светский. С достоверностью можно предположить, что сам автор был воин.

Искренно сочувствуя народному горю от бед войны, он в то же время трепетал при мысли о походе, о добыче. Он одушевлен тем ратным духом, каким живет дружина. Он восхищается звоном славы в Киеве, боевой удалью; он живо и искусно передает звуки битвы, гром победы и стон поражения. Все это — чувства и впечатления, близкие и родные для воина, но чуждые тогдашнему благочестивому бытописателю.

Автор знает всех современных ему русских князей, ясно понимает отношения к ним бояр и дружинников, правдиво передает современные исторические события. Он обнаруживает знакомство не только с государственным положением русских областей, но и с характером их природы. Он знает южно русскую степь, ее обитателей и их отношение к Русской земле. Ему хорошо известно, что происходило на Руси до Игоря. Только современник мог сказать так: «Почнем же, братие, повесть сию от старого Владимира до нынешнего Игоря».

Все это побуждает видеть в нем дружинника, принимавшего участие в походе Игоря, в печальном событии, которое он изобразил с такими подробностями и необыкновенно живо, как бы по личным впечатлениям. А глубокое сочувствие к судьбе Игоря, проникающее все «Слово», позволяет предположить, что автор сам находился в дружине Игоря.

Автор «Слова» был одарен сильным поэтическим талантом; был образованный, просвещенный человек. На его «Слове» отразилось несомненное влияние тогдашней византийско-славянской литературы; в его песне встречаются образы и выражения книжного характера, как следы начитанности автора.

Будучи близко знаком с книжными светскими произведениями, он хорошо знал и народную поэзию и часто обращался к родным образам народного творчества. Однако он не похож на народного певца. Вместо детской простоты и наивности в его «Слове» мысли человека вполне развитого, представителя и поборника государственной идеи, которую сознавали лишь немногие в то время.

Он был певец-патриот. Все лирические места, отступления, выражающие основную мысль песни, характеризуют и освещают личность автора, его пламенную любовь к родной земле. Он горько плачет и скорбит о Русской земле. Он глубоко чувствовал все испытания, скорбь и страдания нашей великой Русской страны.

Причина скорби певца есть вместе с тем и причина бед родной страны — это княжеские усобицы и разорение разрозненной Руси врагами-иноплеменниками. Но у вещего поэта, несмотря на печальное настоящее, оставалась надежда на светлое будущее, на победу над врагом, на славу и величие Русской земли!

По всем перечисленным чертам пред нами встает благородный образ русского национального певца, автора «Слова о полку Игореве». Из глубины веков он, верный сын родины, завещал всему русскому народу горячо и беззаветно любить свою великую родину и неизменно хранить в своих сердцах идею единства Русской земли.

Имя автора «Слова о полку Игореве» осталось неизвестным, несмотря на все изыскания ученых. Однако, вдумываясь в содержание и в тон «Слова», можно составить довольно определенное понятие о том, кто был его певец. «Слово» — произведение в высшей степени субъективное, проникнутое глубоким лиризмом, и личность автора ясно отражается в нем.

Уже первый взгляд на тон и содержание «Слова» позволяет определить общественное положение неизвестного автора. Певец, безусловно, лицо светское. На это указывает отсутствие религиозного элемента в его произведении. Если б автор «Слова» был лицом духовным — священником или монахом — это, несомненно, отразилось бы и на языке его поэмы. Изложение поэмы было бы пересыпано цитатами из Священного Писания и из христианских молитв, и вообще во всем тоне слышалось бы религиозное настроение автора.

Даже идея «Слова» и взгляд автора на исторические события были бы другие, — можно полагать, такие же, как и в летописи Нестора, который волю Господа считает единственным двигателем истории, и во всяком историческом событии видит вмешательство Провидения в человеческую жизнь.

Во всяком случае, в поэме был бы немыслим тот языческий элемент, которым она проникнута от первой строки до последней. В богатстве языческих образов заключается вся поэтическая сила и вся оригинальность «Слова о полку Игореве», но именно эти образы и делают «Слово» произведением светским, и автором его могло быть тоже только светское лицо.

Само содержание «Слова» дает возможность еще ближе определить общественное положение его автора. Певец «Слова о полку Игореве», вероятно, был дружинник и близко стоял к княжеским сферам.

Он обнаруживает близкое знакомство с княжеской родословной и с княжескими отношениями. Он так живо рисует образы князей Игоря и Всеволода Святославичей и великого князя Святослава, что складывается впечатление, что певец, должно быть, знал их лично. Певец прекрасно понимал политическое положение современной ему Руси.

Поход Игоря и все его битвы изображены им так ярко, что можно с уверенностью сказать, что он сам принимал в них участие. Наконец, та любовь, с какой певец говорит о дружинной жизни, та нежность, с какой он рисует теплые отношения князя и дружины; та восторженность, с какой он говорит о храбрых курянах, например, — тоже свидетельствуют о том, что певец «Слова» был дружинник.

Но по содержанию можно составить не только понятие об общественном положении автора «Слова». По прекрасной поэме можно судить и о его умственном и нравственном развитии.

Певец «Слова» не мог не быть грамотным человеком. Идея поэмы и отношение автора к лицам и событиям обнаруживают в нем блестящее умственное развитие.

Эти идеи были еще новы в эпоху, когда жил поэт, и даже весьма немногие князья еще прониклись ими тогда. Если же певец так ясно проповедовал эти идеи, то само собою разумеется, что он был одним из самых развитых людей своего времени.

Вопрос о религии, к которой принадлежал автор «Слова» долгое время был спорным в литературе, хотя все данные говорят за то, что певец был христианин. Если еще Владимир Святой объявил, что будет считать своим личным врагом каждого русского, который не примет
христианства, то немыслимо было бы, чтобы дружинник и притом такой развитый человек, в XII веке был язычником.

В «Слове» даже встречается несколько выражений, которые могли выйти только из уст христианина. Певец на всем протяжении своего произведения называет половцев «погаными», а «поганый» — оскорбительный эпитет язычника. Наоборот, Богородицу Пирогощую певец называет святою. Наконец, заключительные строки поэмы ярко свидетельствуют о христианстве певца: «Здрави князи и дружина, поборая за христианы на поганые попки!» — восклицает певец, описывая возвращение Игоря из плена и радость, охватившую по этому поводу всю Русь.

То, что поэзия «Слова» проникнута как бы языческим духом, нисколько не может служить доказательством того, что автор был якобы язычником.

Языческий элемент, с одной стороны, отражение глубокого чувства красот природы, которым проникнута вдохновенная душа такого поэта; а с другой стороны — это одно из психологических средств, которыми певец воспользовался для усиления художественной стороны своего произведения. Народные суеверия и языческие образы вообще представляют благодарный материал для романтической поэзии, а «Слово о полку Игореве», по существу своему, произведение романтическое.

Из всего сказанного ясно, что это был человек в высшей степени выдающийся, на целое столетие, можно сказать, опередивший свою эпоху и бывший представителем лучших народных идей, только назревавших в то время.

Призыв русских князей к единению в «Слове о полку Игореве»

Поэма «Слово о полку Игореве» — это не только рассказ о походе на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича. Это, в первую очередь, поэтическое обобщение чувств и стремлений всего русского народа. В XII веке Русь страдала от постоянных набегов половецких племен. И, конечно же, все стремились к освобождению своей родины от врага. В то же время в душе каждого русского человека заложено стремление к единству всего народа. Поэтому осуждение разрозненных действий русских князей, которое высказал в своем произведении автор «Слова…», разделяли все люди Древней Руси. Разделяют его и наши современники.

Вся поэма, от первого слова до последнего, проникнута важной идеей — идеей государственного единства Русской земли. И разгром дружины Игоря, и тяжкие страдания и беды Руси, по которой половцы «рассеялись, словно барсово гнездо», и тревожные раздумья Святослава, и горький плач Ярославны, и искреннее раскаяние русского князя — все это показывается автором для того, чтобы убедить русичей в необходимости объединения сил государства. Сама природа откликается на происходящие события. Животные, деревья, цветы, даже городские стены оказываются способными сочувствовать добру и ненавидеть зло, предупреждать русских воинов о грозящих им несчастьях, переживать вместе с ними радость и горе. Затмение солнца перед походом является предвестником неудачи; предостерегают войско об опасности звери; звезды наливаются кровавым светом, предчувствуя великое кровопролитие; чернеют тучи перед битвой, словно становясь неким траурным покровом; Ярославна обращается к силам природы, как к защитникам, а сам Игорь разговаривает с могучим Доном.

Но поражение Игоря не было случайной трагедией, не было признанием превосходства половецкого войска. Оно стало отражением главного бедствия того времени — отсутствия политического единства Руси, постоянной вражды князей между собой.

Сказал брат брату:
«Это мое, и то мое тоже».
И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать.

Эти горькие слова автора «Слова…» напоминают правителям о том, что разрозненность, княжеские раздоры и междоусобицы разрушают страну изнутри, делая ее легкой добычей для воинственных кочевников. Неудачный поход Игоря наилучшим образом подтверждает эту мысль.slovo o polku igoreve 26

Из поэмы мы узнаем о великой битве Святослава, который, объединив русские дружины, одержал победу над половцами. Игорь в этом сражении не участвовал и, руководствуясь стремлением к собственной славе, через год организовал свой поход, собрав лишь незначительную по численности дружину и позвав на помощь только своего брата Всеволода. «Вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал по чистому полю», ведя «свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». В первом сражении с половцами русское войско одержало победу, взяв богатую добычу: «Покрывалами, накидками и опашнями, и разными узорочьями половецкими стали мосты мостить по болотам и топким местам». Такая удача укрепила уверенность князя в собственных силах, и он решил продолжить наступление. Новое сражение становится самым напряженным моментом в поэме. Бой идет не на жизнь, а на смерть:

С раннего утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы.
Трещат копья булатные в поле незнаемом среди земли Половецкой.

Силы противника во много раз превосходили силы русского войска, потому во втором сражении русичи довольно быстро были разгромлены, а сам Игорь взят в плен.

Этим походом Новгород-Северский князь, по существу, «отворил ворота» кочевникам на Русь. А вместо славы добился лишь осуждения за беды и страдания, выпавшие по его вине на долю всей Русской земли. Последствия его похода оказались очень тяжелыми для страны: страшные кровопролития; напрасная гибель тысяч людей; глубокая скорбь русских женщин, потерявших своих мужей и сыновей; семьи, лишенные отцов и кормильцев; горе, разорение, страх.

Воплощением мудрости и силы выступает в произведении киевский князь Святослав. Он видит страшный сон, из которого узнает о поражении войска Игоря. Возмущенный и раздосадованный опрометчивым поступком князя, скорбящий вместе со всем народом о бессмысленных многочисленных жертвах, он произносит свое «золотое слово», в котором, смешивая гнев с болью и слезами, несколько раз заклинает соотечественников постоять «за землю Русскую», отомстить «за раны Игоря». Вместе с тем умудренный опытом полководец и государственный деятель горько сетует на своих отважных, но безрассудных младших братьев, которые решили: «Будем одни мужественны, одни захватим будущую славу, да и прежнюю сами поделим».

Автор поэмы отводит «золотому слову» Святослава центральное место в своем произведении, потому что полностью разделяет его чувства. Вместе с великим князем он призывает русичей к единению перед нашествием татаро-монгольских полков. Он уверен, что только сильная и дружная Русь, только сплоченная и многочисленная дружина сможет дать могучий отпор врагу. Но русские князья не услышали этого призыва, не осознали грозящей им опасности, в результате чего Русь была обречена на трехсотлетнее татаро-монгольское иго.

Захваченный в плен Игорь сознает свою вину. Он бежит из плена, чтобы вернуться на родную землю, чтобы явиться с, повинной к Святославу. Однако насколько запоздалым оказалось это раскаяние!

И все-таки русские князья, в первую очередь сам Святослав, прощают неудачливого героя. А автор поэмы, больше всего желающий, чтобы русское войско объединилось и сумело дать решительный бой врагу, обращается ко всем князьям, укоряет и стыдит их за бездеятельность, напоминает им о долге перед отчизной. Он призывает Всеволода Суздальского, Ярослава Осмомысла Галицкого и других правителей обширных и могучих, но разрозненных киевских княжеств объединиться и всем вместе выступить против половцев, защитить и отстоять Русскую землю, загородить врагам ворота своими острыми стрелами. «Где же ваши золотые шеломы, и сулицы лядские, и щиты! — обращается автор к князьям. — Загородите степи ворота своими острыми стрелами за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!»slovo o polku igoreve 18

На данный момент русское войско потерпело поражение. Но автор выражает надежду, что это поражение далеко не окончательное, оно лишь начало великой решающей битвы. И в этот бой должна вступить вся единая Русь. В финале поэмы нет мотива уныния и отчаяния. Здесь — призыв к сражению, искренняя забота о великом и славном будущем Руси. Путь к победе, возможно, будет долгим и нелегким, еще очень рано торжествовать и радоваться, но эта победа непременно будет достигнута. А потому всем князьям необходимо объединить усилия, собрать войско, вдохновить народ на борьбу за родную землю и смело отправляться в новый поход.

Сюжет, образы, стиль изложения и композиция поэмы соответствуют основной авторской идее — идее объединения Руси. Автор «Слова о полку Игореве» постоянно высказывает мысль о том, что как бы ни были храбры русские воины, как бы мужественно они ни сражались, какими бы героями и богатырями ни были их военачальники, многочисленного врага можно победить только большой, объединенной силой. Вся последующая русская история подтвердила правильность этой идеи, а победы над монголами, татарами и немецкими захватчиками показали, что русские воины — настоящие патриоты, храбрые и стойкие защитники родины. Жаль только, что все это не было понято русскими князьями намного раньше — тогда бы Русь одержала победу гораздо меньшими жертвами, не пережила бы столько бед и несчастий.

Призыв к единению Слова о полку Игореве

Древнерусская литература, как литература любого периода нашей истории, неразрывно связана со своим временем: она отражает происходившие тогда события и сохраняет их в истории. Один из таких памятников – “Слово о полку Игореве”.

В центре повествования поход на половцев князя Игоря, сына Святослава 1 , состоявшийся в 1185 году. Князь вместе со Всеволодом, своим братом, Владимиром, родным сыном, и Святославом, племянником, решили сами справиться с половцами, но потерпели поражение и были взяты в плен. Однако вскоре Игорю удалось сбежать.

Главная мысль и идея “Слова…” – призыв князей объединиться против врагов, угрожающих всей Руси. Проще говоря, “Слово…” – это и есть призыв.

Его произносит великий князь Святослав, отец Игоря; неслучайно его монолог назван “Золотым словом”. Узнав от бояр о неудачном походе, он осуждает стремление князей без посторонней помощи справиться с половецким войском:

Вы ж решили бить наудалую:
“Нашу славу силой мы возьмём,
А за ней поделим и былую”. 2

Он обращается ко всем князьям, призывает их забыть о ссорах и обидах и ссорах (“Преклоните стяги 3 ! Бросьте меч!”), сплотиться ради своей Родины и победить половцев, отомстить им:

Вашим стрелам время зазвенеть
За Русскую Землю,
За Игоревы раны –
Удалого сына Святославича!

Святослав пытается предостеречь правителей от междоусобиц и ссор, призывает их к миру и согласию, к совместной борьбе с трудностями и опасностями, к взаимоподдержке и взаимопомощи. Сам же автор показывает последствия братоубийственной войны. Игорь решил лично одолеть половцев и благодаря этому прославиться, но сам поплатился за свой эгоизм. Весть о его поражении доходит до его отца и жены. Но не только они страдают и скорбят: опечалена вся Русь, которая теперь, беззащитная, в большой и страшной опасности. Опечален весь русский народ, измученный распрями князей, полностью открытый половцам, неспособный оказать им сопротивление. И безжалостные половцы свободно грабят наши земли, а русские правители бездействуют, ослеплённые жаждой мщенья

Князь Святослав – герой-резонёр, говорящий голосом автора; его “золотое слово” обращено не только к русским князьям, но и будущему поколению и человечеству в целом. Сам автор, показывая, к чему приводит внутригосударственная вражда, одним из первых подтверждает, что один в поле не воин, что решение проблем государственных масштабов требует сотрудничества правителей, их дружбы и совместного участия. И этот призыв к единству, к союзу, к братству звучит в “Слове о полку Игореве” с самых первых строк от начала до конца.

1 Святослав Ольгович – сын Олега Святославовича, черниговского князя, который, в свою очередь, является третьим сыном Ярослава Мудрого
2 Этот и следующий текст приведён из перевода “Слова…”, выполненного советским поэтом Николаем Алексеевичем Заболоцким (1903-1958). По словам поэта Корнея Ивановича Чуковского, он “точнее всех наиболее точных подстрочников, так как в нём (в переводе) передано самое главное: поэтическое своеобразие подлинника, его очарование, его прелесть”
3 Стяг – военное знамя конца XI веков
4 Хула – осуждение, позор
5 Див – персонаж восточнославянской языческой мифологии, демон

Также читают:

Картинка к сочинению Призыв к единению Слова о полку Игореве

Популярные сегодня темы

Чебоксары – это прекрасный город, в котором мне довелось родиться. Поэтому я считаю его любимым и родным местом, в нем много прекрасных достопримечательностей и мест, которые я люблю.

Главным персонажем комедии «Ревизор» является И.А. Хлестаков. Давая ему краткую характеристику в «Замечаниях для господ актёров», Гоголь примечает, что это пустейший глуповатый человек

Вральман один из второстепенных персонажей комедии русского литератора Дениса Фонвизина “Недоросль”. Уже по фамилии героя становится понятно многое о данной личности.

Эпоха перемен – время, когда меняется одна эпоха и начинается другая. Это может быть период, когда привычные и традиционные взгляды на жизнь, сменяют другие, новые и непривычные

Искусство было всегда, с этим никто не будет спорить. Оно проходит красной нитью через все развитие человечества. Еще люди древности пытались выразить свои чувства путем живописи, построек старинных, красивейших храмов, созданием непревзойденных скульптур

«Слово о полку Игореве» – призыв к единению русской земли.

«Слово о полку Игореве» — одно из вершинных произведений древнерусской литературы, удивитель­ный памятник прошлого Руси. Оно свидетельствует о высоком уровне культуры и национального самосоз­нания русского народа той эпохи.

Написанное в конце XII века, «Слово» нашло сво­его читателя лишь спустя шестьсот лет. «Слово о пол­ку Игореве» было открыто в 1795 году. Эта заслуга принадлежит графу А. И Мусину-Пушкину, извест­ному и удачливому коллекционеру памятников рус­ской старины.

Подлинная рукопись «Слова» была уничтожена пожаром трагического 1812 года, но благодаря усили­ям ученых первоначальный текст «Слова» был все же почти полностью восстановлен.

«Слово о полку Игореве» оказало значительное влияние на русскую литературу. Его переводами за­нимались В. А. Жуковский, А. Н. Майков, Н. А. Забо­лоцкий и другие. А. Н. Майков утверждал, что «появ­ление «Слова» в печати сделало эпоху в нашем лите­ратурном мире. ».

Текст «Слова» отличается сжатостью и образно­стью.

В произведении нашли отражение подлинные ис­торические события. Русь начиная с конца XI века страдала от жуткой междоусобицы и набегов половцев. В 1185 году состоялся поход на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына Владимира.

Автор «Слова» с гордостью вспоминает те времена, когда Русь была едина, отчаянно призывает к объеди­нению русичей, которые только совместно могут дать отпор половцам. Он рассуждает о событиях, дает им оценку. Еще Владимир Мономах, известный мудрец, говорил: «Если мы не прекратим междоусобий. то погибнет земля Русская и враги наши, половцы, возь­мут землю Русскую».

Произведение отличает глубокая любовь к родине, острые переживания за ее судьбу.

Вся природа сочувствует участникам похода. В на­чале похода она предвещает неудачу: солнце тьмою путь заступает, птицы и звери своим поведением обе­щают беду.

Князь Игорь решил пойти в безрассудно смелый поход на половецкого хана Кончака, не взвесив как следует своих сил и не продумав последствий похода.

Тогда Игорь воззрел на светлое солнце,

Увидел он воев своих, тьмою от него

И рек Игорь дружине своей:

«Братия и дружина!

Лучше нам быть порубленным, чем даться

Сядем же, друга, на борзых коней

Да посмотрим синего Дона».

В первом бою одержала дружина Игоря славную победу. Помчала она в плен «красных дев половец­ких, а с ними и злато, и паволоки, и драгие оксамиты. ». Однако недолгим было торжество русичей. Уг­лубившись в степи половецкие, потерпели они пора­жение:

Черна земля под копытами

Костьми была посеяна,

Полита была кровию,

И по Русской земле взошло бедой.

Билися день,

Бились другой,

На третий день к полдню

Пали знамена Игоревы.

И снова подчеркивает автор «Слова» сочувствие всей природы к русским воинам: «Поникает трава от жалости», деревья от печали к земле клонятся.

Разбудил Игорь-князь половцев для войны, но не готова была Русь к великому сопротивлению, потому что ее князья друг на друга «крамолу ковали».

Тоска разлилася по Русской земле,

Обильна печаль потекла среди земли Русской.
Принялись разорять половцы землю Русскую,
одерживая одну победу за другой, дань собирали беспощадно.

Гневное обвинение брошено автором «Слова» в ад­рес неблагоразумных князей:

. два храбрых Святославича,

Игорь и Всеволод, пробудили коварство,

Едва усыпил его мощный отец их,

Святослав грозный, великий князь Киевский.

Гроза Святослав! Силу и мужество Святослава, его рассудительность воспевает автор. Огромное значение в произведении имеет «злато слово» Святослава, которым он, горюя о безрассудном поступке своих сыновей, обвиняет рус­ских князей в опасной и бессмысленной раздроблен­ности.

Но горе, горе! Князья мне не в помощь! Времена обратились на низкое! Святослав воспевает достоинства каждого из кня­зей и говорит, что, объединившись, они были бы непобедимой силой. Призывает Святослав русичей к объе­динению, к борьбе за родную землю. Горячей любо­вью к родине наполнены его слова:

Вступите, вступите в стремя златое

За честь сего времени, за Русскую землю,

За раны Игоря, буйного Святославича!

Несомненное достоинство «Слова» — плач Яро­славны. Это высокий образец лиризма. Плачет Яро­славна о своем возлюбленном, горюет о нем, взывает о помощи ко всем силам природы. Плач Ярославны и еще тысяч таких, как она,— тоже укор русской меж­доусобице, оставляющей жен вдовами, а детей сиро­тами.

Роль «Слова» трудно переоценить. Оно — нагляд­ный пример истинного патриотизма, истинной любви к родине, свидетельство драматичных событий рус­ской истории. «Слово о полку Игореве» оказало и продолжает оказывать значительнейшее влияние на всю русскую культуру и культуры других народов. Бе­линский сказал о «Слове», что это «прекрасный, бла­гоухающий цветок славянской народной поэзии, дос­тойный внимания, памяти и уважения».

Сочинение: Слово о полку Игореве – призыв к единению русской земли

«Слово о полку Игореве» – призыв к единению русской земли

Автор: Разное

Великие произведения литературы никогда не утрачивают своей свежести и красоты. Самой суровой проверкой художественной ценности произведения является время. Прошло около восьми веков со времени рождения гениальной поэмы «Слово о полку Игореве». Но она и сейчас близка русским людям. Честь первооткрывателя «Слова. » принадлежит знатоку русской древности Мусину-Пушкину. Любитель старины граф Мусин-Пушкин купил в одном из ярославских монастырей рукописный сборник, в котором было несколько произведений: из них были известны почти все. Исключением явилось одно. Находка, конечно, очень заинтересовала историков, филологов, этнографов, просто культурных людей России. Вокруг «Слова» началась работа: перевод, обработка, комментарии и т.д. Возникла версия: «Слово» не подлинник, а ловкая подделка. Спор по этому поводу длился довольно долго. В нем принял участие и Пушкин, горячо отстаивавший подлинность «Слова». Он даже собирался делать стихотворный перевод. Такие переводы были сделаны Жуковским и Майковым. Но еще до этих событий, в 1812 году, во время пожара Москвы, сгорела библиотека Мусина-Пушкина: погиб подлинник «Слова», а также копия, которая была снята для графа. Осталась лишь вторая копия, сделанная для Екатерины II.

Что же легло в основу «Слова»? Русь XII в. Была слабым, раздробленным государством. Киев потерял свое былое могущество, хотя киевский князь все еще назывался Великим. Не было единой экономики, единой сильной дружины. Князья враждовали друг с другом. Этим пользовались кочевники, главным образом половцы и печенеги, которые совершали набеги на Русь. В 1184 году несколько князей, объединились, дали бой половцам и даже взяли в плен половецкого хана Кобяка. Это событие упомянуто в «Слове». Они решили через год, собравшись с силами, повторить поход, тем более что половцы притихли. Однако четыре князя не дождались остальных и решили сами одолеть врага.

«Слово. » состоит из вступления, трех частей и концовки. Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна (здесь — поэт), который прославляет воинские подвиги русских князей. Создатель «Слова. » стремится рассказать людям суровую правду.

Первая часть «Слова. » — рассказ о походе Игоря.

Вторая часть «Слова. » переносит читателя в Киев. Киевский князь Святослав, умудренный опытом полководец и государственный деятель, горько сетует на своих младших двоюродных братьев. Эти отважные, но безрассудные начальники решили: «Будем одни мужественны, одни захватим будущую славу, да и прежнюю сами поделим». Великое горе принес их необдуманный поход. Святослав обращается ко всем русским князьям, призывая к объединению.

Третья часть «Слова. » рассказывает о плаче Ярославны, жены Игоря. Ярославна обращается к могучим силам природы, умоляя помочь князю вернуться на родную землю. Будто услышав ее мольбы, Игорь бежит из плена. Сознавая свою вину, он едет в Киев к князю Святославу. Концовка поэмы отражает желание автора увидеть князей объединившимися для отпора общему врагу. Таково содержание «Слова. ».

Прекрасно нарисованы образы «Слова». Игорь честолюбив, это в нем главное. Он рвется в бой, к славе. Писатель уважает князя Игоря за его смелость, мужество и решительность. Он видит в князе верного сына Руси, защитника своей Родины. Но автор находит для него и суровые слова, осуждая корысть, честолюбие, удаль, чрезмерное желание прославиться, негодуя, что Игорь оставляет народ беззащитным против кровавых вторжений половцев.

Всеволод – князь-воин. Автор восхищается его мужеством.

Киевский князь Святослав – воплощение мудрости. Он-то и выражает основную мысль автора о необходимости объединиться. Узнав о поражении князей, Святослав «изронил золотое слово, со слезами смешанное», в котором корит князей за то, что они рано захотели себе славы добыть и сокрушить мощь поганых. Но он отдает должное храбрости, ему жаль их и великий князь призывает «отомстить за землю русскую, за раны Игоря, храброго Святославича».

«На примере поражения Игоря автор показывает печальные последствия политического разъединения Руси, – пишет один из исследователей «Слова. », К.Д.Лихачев. Задачей «Слова. » было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве русской земли». Создатель этого произведения – передовой человек, он понимает, что раздробленность и междоусобные войны приведут к гибели государства.

«Хочу, — сказал, — копье преломить на границе поля Половецкого».

Не случайно введен в поэму и образ жены Игоря Ярославны. Она олицетворяет собой всех русских женщин. Видя разрушенные города, спаленные села и опустошенные поля, княгиня горько скорбит о том, как «приумолкли города, и снова на Руси веселье полегло».

Глубже понять смысл поэмы помогает природа, которую автор, олицетворяя, наделяет человеческим разумом. Затмение солнца словно предупреждает о несчастье: «Подивился Игорь на светило: средь бела дня ночная тень ополченья русские покрыла».

Но вот, потерпев поражение, Игорь попал в плен. Глубоко понимая свою вину перед Родиной, князь скорбит о случившемся, осуждает себя, и природа помогает ему вернуться на Русь, сочувствует предводителю храбрых русичей.

Но не только образная система «Слова» интересна. Оно является по-настоящему художественным произведением, конечно связанным с устным народным творчеством. Автор в самом начале произведения размышляет, как ему писать: «по былям нашего времени», т.е. придерживаясь только фактов, или по «замышлению Бояна», т.е. осмысливая факты художественно, что он и делает.

На протяжении всей поэмы явственно слышен и голос самого писателя. Автор не ограничивается изложением горестного для Руси похода Игоря, но стремится осмыслить, понять, почему в двухвековой борьбе со степью прежде побеждала Русь, а теперь — половцы. Он хочет передать свою тревогу за судьбу Родины, зажечь слушателей своими стремлениями и своими надеждами. Он противопоставляет картины боя картинам мирного труда. В этом сравнении выражены взгляды автора: русский народ должен заниматься мирным трудом, а князья — защищать этот труд. Короткими, поразительно точными замечаниями автор рисует нам происходящие события. Он не сторонний наблюдатель, но непосредственный участник похода Игоря. С какой скорбью и печалью он пишет о несчастьях Руси, о междоусобных войнах князей. С гневным упреком обращается к ним поэт: «Это вы раздорами и смутой к нам на Русь поганых завели».

«Слово» можно назвать героической песней: в нем много строк, придающих музыкальность: «О, русская земля, ты ужо за холмом. Ища себе чести, а князю славы…»

В «Слове» много лирических отступлений: автор постоянно разговаривает с читателем о том, как начались княжеские усобицы, к чему они привели. «Слово» написано страстно: автор обращается к читателям «братья». Эта разговорная манера очень подкупает, делая «Слово» живым и особенно интересным.

Поэма заканчивается хвалебной песнью князьям и дружине. Но автор восхваляет весь русский народ, всю родную землю.

Главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами, слившись воедино.

«Слово о полку Игореве» призыв к единению русской земли

Призыв русских князей к единению в «Слове о полку Игореве»

Поэма «Слово о полку Игореве» — это не только рассказ о походе на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича. Это, в первую очередь, поэтическое обобщение чувств и стремлений всего русского народа. В XII веке Русь страдала от постоянных набегов половецких племен. И, конечно же, все стремились к освобождению своей родины от врага. В то же время в душе каждого русского человека заложено стремление к единству всего народа. Поэтому осуждение разрозненных действий русских князей, которое высказал в своем произведении автор «Слова…», разделяли все люди Древней Руси. Разделяют его и наши современники.

Вся поэма, от первого слова до последнего, проникнута важной идеей — идеей государственного единства Русской земли. И разгром дружины Игоря, и тяжкие страдания и беды Руси, по которой половцы «рассеялись, словно барсово гнездо», и тревожные раздумья Святослава, и горький плач Ярославны, и искреннее раскаяние русского князя — все это показывается автором для того, чтобы убедить русичей в необходимости объединения сил государства. Сама природа откликается на происходящие события. Животные, деревья, цветы, даже городские стены оказываются способными сочувствовать добру и ненавидеть зло, предупреждать русских воинов о грозящих им несчастьях, переживать вместе с ними радость и горе. Затмение солнца перед походом является предвестником неудачи; предостерегают войско об опасности звери; звезды наливаются кровавым светом, предчувствуя великое кровопролитие; чернеют тучи перед битвой, словно становясь неким траурным покровом; Ярославна обращается к силам природы, как к защитникам, а сам Игорь разговаривает с могучим Доном.

Но поражение Игоря не было случайной трагедией, не было признанием превосходства половецкого войска. Оно стало отражением главного бедствия того времени — отсутствия политического единства Руси, постоянной вражды князей между собой.

Сказал брат брату: «Это мое, и то мое тоже». И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать.

Эти горькие слова автора «Слова…» напоминают правителям о том, что разрозненность, княжеские раздоры и междоусобицы разрушают страну изнутри, делая ее легкой добычей для воинственных кочевников. Неудачный поход Игоря наилучшим образом подтверждает эту мысль.

Из поэмы мы узнаем о великой битве Святослава, который, объединив русские дружины, одержал победу над половцами. Игорь в этом сражении не участвовал и, руководствуясь стремлением к собственной славе, через год организовал свой поход, собрав лишь незначительную по численности дружину и позвав на помощь только своего брата Всеволода. «Вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал по чистому полю», ведя «свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». В первом сражении с половцами русское войско одержало победу, взяв богатую добычу: «Покрывалами, накидками и опашнями, и разными узорочьями половецкими стали мосты мостить по болотам и топким местам». Такая удача укрепила уверенность князя в собственных силах, и он решил продолжить наступление. Новое сражение становится самым напряженным моментом в поэме. Бой идет не на жизнь, а на смерть:

С раннего утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы. Трещат копья булатные в поле незнаемом среди земли Половецкой.

Силы противника во много раз превосходили силы русского войска, потому во втором сражении русичи довольно быстро были разгромлены, а сам Игорь взят в плен.

Этим походом Новгород-Северский князь, по существу, «отворил ворота» кочевникам на Русь. А вместо славы добился лишь осуждения за беды и страдания, выпавшие по его вине на долю всей Русской земли. Последствия его похода оказались очень тяжелыми для страны: страшные кровопролития; напрасная гибель тысяч людей; глубокая скорбь русских женщин, потерявших своих мужей и сыновей; семьи, лишенные отцов и кормильцев; горе, разорение, страх.

Воплощением мудрости и силы выступает в произведении киевский князь Святослав. Он видит страшный сон, из которого узнает о поражении войска Игоря. Возмущенный и раздосадованный опрометчивым поступком князя, скорбящий вместе со всем народом о бессмысленных многочисленных жертвах, он произносит свое «золотое слово», в котором, смешивая гнев с болью и слезами, несколько раз заклинает соотечественников постоять «за землю Русскую», отомстить «за раны Игоря». Вместе с тем умудренный опытом полководец и государственный деятель горько сетует на своих отважных, но безрассудных младших братьев, которые решили: «Будем одни мужественны, одни захватим будущую славу, да и прежнюю сами поделим».

Автор поэмы отводит «золотому слову» Святослава центральное место в своем произведении, потому что полностью разделяет его чувства. Вместе с великим князем он призывает русичей к единению перед нашествием татаро-монгольских полков. Он уверен, что только сильная и дружная Русь, только сплоченная и многочисленная дружина сможет дать могучий отпор врагу. Но русские князья не услышали этого призыва, не осознали грозящей им опасности, в результате чего Русь была обречена на трехсотлетнее татаро-монгольское иго.

Захваченный в плен Игорь сознает свою вину. Он бежит из плена, чтобы вернуться на родную землю, чтобы явиться с, повинной к Святославу. Однако насколько запоздалым оказалось это раскаяние!

И все-таки русские князья, в первую очередь сам Святослав, прощают неудачливого героя. А автор поэмы, больше всего желающий, чтобы русское войско объединилось и сумело дать решительный бой врагу, обращается ко всем князьям, укоряет и стыдит их за бездеятельность, напоминает им о долге перед отчизной. Он призывает Всеволода Суздальского, Ярослава Осмомысла Галицкого и других правителей обширных и могучих, но разрозненных киевских княжеств объединиться и всем вместе выступить против половцев, защитить и отстоять Русскую землю, загородить врагам ворота своими острыми стрелами. «Где же ваши золотые шеломы, и сулицы лядские, и щиты! — обращается автор к князьям. — Загородите степи ворота своими острыми стрелами за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!»

На данный момент русское войско потерпело поражение. Но автор выражает надежду, что это поражение далеко не окончательное, оно лишь начало великой решающей битвы. И в этот бой должна вступить вся единая Русь. В финале поэмы нет мотива уныния и отчаяния. Здесь — призыв к сражению, искренняя забота о великом и славном будущем Руси. Путь к победе, возможно, будет долгим и нелегким, еще очень рано торжествовать и радоваться, но эта победа непременно будет достигнута. А потому всем князьям необходимо объединить усилия, собрать войско, вдохновить народ на борьбу за родную землю и смело отправляться в новый поход.

Сюжет, образы, стиль изложения и композиция поэмы соответствуют основной авторской идее — идее объединения Руси. Автор «Слова о полку Игореве» постоянно высказывает мысль о том, что как бы ни были храбры русские воины, как бы мужественно они ни сражались, какими бы героями и богатырями ни были их военачальники, многочисленного врага можно победить только большой, объединенной силой. Вся последующая русская история подтвердила правильность этой идеи, а победы над монголами, татарами и немецкими захватчиками показали, что русские воины — настоящие патриоты, храбрые и стойкие защитники родины. Жаль только, что все это не было понято русскими князьями намного раньше — тогда бы Русь одержала победу гораздо меньшими жертвами, не пережила бы столько бед и несчастий.

Оставить комментарий Отменить ответ

Золотое слово

Князь Киева призывает завершить распри и раздоры между княжествами. Святослав начинает обращение: «О сыны!». Уже это слово характеризует речь, как искреннюю и честную. Князь расстроен, он понимает, что для похода было выбрано не то время. Сердце сынов «закалилось в буйстве самочинном». Серебряные седины отца становятся символом горя и непринятой детьми мудрости. Посоветовавшись со Святославом, сыновья избежали бы гибели своих воинов, потери рати. Единство «Слово о полку Игореве» – это связь поколений.

Дальше князь спрашивает, где его брат, воины Чернигова и другие соратники. Он вспоминает, как шли русские князья отмстить врагам за сожженные дома. Они вставали на защиту чести с ножом, без щитов и воинского снаряжения. Вот это был, по мнению Святослава, гром прадедовской славы. Киевский князь понял, к чему стремились сыны, идя на половцев по своему плану, не посоветовавшись. Красиво звучит текст о желании помолодеть. Старый сокол верит, он заставит «птиц лететь» высоко. Родимое гнездо не даст в обиду. Но князь опытен и мудр. Он понимает, одному не справиться с грозной силой половцев. Разрозненные войска, ищущие славы только для своих князей, будут разбиты. Нет толку в молодецкой удали. Огорчен князь: «время … двинулось назад…».

Не слышат князья, что происходит вокруг них, остаются «русичи под саблей половецкой»лежат на полях сражений.

ДРЛ к практике №2 «Слово о полку Игореве»

хранилось только в одном экземпляре, да и тот оказался утрачен (наличие единственного списка памятника такого уровня выглядит противоестественно, так как по логике вещей его должны были очень активно переписывать, поскольку частота копирования напрямую зависела от идейно-художественного уровня произведения, то есть, если следовать этой логике, «Слово» должно было дойти до нас в десятках, а то и в сотнях экземпляров, однако дошел только один).

Исторической основой сюжета «Слова о полку Игореве» является поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича против половцев, начавшийся 23 апреля 1185 г. Вместе с ним в походе принимали участие его брат Всеволод, сын Владимир и племянник Святослав.

По пути следования войска попали в полосу солнечного затмения (1.05.1185), которое подробно описано в Лаврентьевской летописи. Затмение считалось дурным предзнаменованием, но это не остановило Игоря, и он убедил своих соратников продолжать поход. Но не только затмение было причиной неизбежной неудачи похода. Она определялась и тем, что половцев не удалось застать врасплох. Но Игорь, посчитав, что отступление повлечет за собой больший позор, чем поражение и смерть в бою, принял решение продолжить поход.

10 мая 1185 г. в первом бою половцы были разбиты. Игорь собирался до подхода основных половецких сил вернуться назад, но теперь этому воспротивился Святослав Ольгович, отряд которого ушел далеко вперед, преследуя отступавших половцев, и тем самым очень утомил коней.

На следующее утро русские отряды были окружены кочевниками и в кровопролитной битве разбиты. Лишь 15 человек сумели прорваться через кольцо окружения и вернуться на Русь. Одержав полную победу, половцы воспрянули духом и тут же совершили набег на левый берег Днепра, осадили Переяславль Южный, взяли город Римов. Что же касается князя Игоря, то, пробыв месяц в плену, он бежал.

Таково летописное сообщение о походе князя Игоря, походе, в общем-то ничем не примечательном, ибо подобные стычки с половшими и другими кочевниками были в то время обычным явлением.

Совсем иной масштаб приняли эти события под пером неизвестного автора. Он поднял их на общерусский уровень, использовал как отправную точку в своем призыве к единению, обращенному к князьям. Поэтому автор и призывает на помощь Игорю не только тех князей, которые были в этом непосредственно заинтересованы (то есть тех, чьи земли граничили с половецкой степью и были постоянно под угрозой набегов), но и тех, кто княжил очень далеко от мест, где происходили описываемые события,

например, князей Всеволода Большое Гнездо и Ярослава Осмомысла.

Автор «Слова» делает в своем произведении центральной мысль о необходимости единства князей в борьбе с внешними врагами русской земли, о необходимости прекращения междоусобиц. Он призывает их жить в мире и беспрекословно подчиняться старшему по положению – Великому князю Киевскому. Отсюда и прославление в произведении побед Святослава Киевского. Поэтому именно в его уста автор вкладывает укор в адрес Игоря и Всеволода, отправившихся искать личной славы и забывших об общерусских интересах.

В то же время автор остается сторонником удельной системы, но при действительном, а не теоретическом главенстве киевского князя. Это видно даже в том, что, вопреки действительным родственным отношениям, Святослав называет Игоря и Всеволода своими племянниками, тогда как в действительности они были двоюродными братьями.

Сам же автор вообще называет Святослава Киевского их отцом, утверждая тем самым его господствующее положение сюзерена. Этой же цели подчинены и исторические экскурсы автора: осуждение князя Олега Святославича (Гориславича – укоряющий эпитет), ковавшего крамолы, в которых сокращаются жизни человеческие, воспоминание о временах княжения Владимира, когда Русь была единым сильным государством.

Очень точно определил своеобразие художественной природы «Слова» академик Лихачев: «Это не воинская повесть в собственном смысле этого термина. Автор не рассказывает подробно о событиях 1185 г., он рассуждает о них, оценивает, рассматривает их на фоне широкой исторической перспективы, едва ли не на фоне всей русской истории».

Именно этими особенностями и определяется композиция произведения, они же определяют его систему образов.

«Слово» начинается с обширного вступления, где автор вспоминает старинного певца слав Бояна, который, очевидно, был мудрым и искусным исполнителем, и заявляет, что не будет следовать традиции этого певца прошлых времен, то есть поведет свою песнь по былинам сего времени, а не по замышлению Бояна.

Далее, определив хронологический диапазон своего повествования (от старого Владимира до нынешнего Игоря), автор рассказывает о дерзком замысле последнего навести свои полки на землю Половецкую, испить шлемом Дону.

Затем дается в радостных тонах описание встречи Игоря и Буй Тура Всеволода, что создает дополнительный контраст при последующем описании грозных знамений, которыми омрачено начало похода и которые предвещают его трагический исход: солнечное затмение, необычные зловещие звуки в ночной тишине, тревожное поведение зверей, крик Дива. И даже при описании первого сражения, где русские полки одержали победу, автор вновь возвращается к теме грозных предзнаменований: кровавые зори, черные тучи.

Рассказ о второй битве сопровождается авторским отступлением, где он вспоминает о временах Олега Святославича. Таким образом поднимается важнейшая для автора тема – тема княжеских усобиц, несущих гибель русской земле. Но, по его мнению, битвы прошлых времен не могут сравниться с битвой Игоря. И хотя она происходит в далекой половецкой степи, но ее последствия скажутся на Руси.

И снова, прервав рассказ об Игоре, автор повествует о бедах всей Русской земли, говорит о том, что ответственность за них несут русские князья. Только в объединении всех русских сил для борьбы с кочевниками автор видит залог победы, и примером тому является поражение, нанесенное им Святославом Киевским, возглавлявшим коалиционную армию.

Далее речь идет о вещем сне Святослава, предрекающем ему горе и смерть. Бояре истолковывают сон: недобрые предзнаменования уже сбылись – Игорь и Всеволод потерпели поражение. Святослав обращается с золотым словом, со слезами смешанным. Он упрекает двух князей за их нерасчетливые поиски славы, за несвоевременный поход.

Автор, как бы продолжая мысль Святослава, обращается к наиболее влиятельным русским князьям, прославляет их могущество и воинскую доблесть, призывает вступиться за раны Игоревы.

Но время побед для многих из них уже в прошлом, и причина тому в междоусобных войнах. И как раньше автор вспоминал о временах Олега Гориславича, теперь он обращается к времени не менее воинственного князя – Всеслава Полоцкого, который также не сумел добиться победы, несмотря на временные успехи своих войск.

Затем автор вновь возвращается к судьбе Игоря. Теперь это связано с образом Ярославны, которая в Путивле молит силы природы помочь ее мужу. Характерно, что в этом плаче, построенном по образцу народного причитания, звучат также обществен-

Сила единства

Слова князя обращены ко всем князьям. «Слово о полку Игореве» единение всех земель. Русь в речи-призыве – это раздробленная на мелкие части государство, забывшее о единстве. Желание славы увело их в свои земли, сделало обособленными и честолюбивыми. Святослав не просто призывает, он кричит: «Верните былую любовь к Родине!». Настоящий патриотизм – это великая сила, сумевшая вывести Русь из страшных войн победительницей. Нельзя забывать об этом и отдавать родные земли врагам. Святослав призывает к единению, к новой битве: «Вступите в стремя золотое!». Он просит идти воевать за честь Русской земли и честь «…сего времени». Князь просит забыть о своих интересах, думать только об общей цели. Роль такого призыва понятна и современникам. Представить силу слов в исторических событиях несложно. Авторы переводов помогают читателям ощутить истинность и искренность князя. Он верит, что только в единении сила Руси.

Жанр «Слова…» сложен для восприятия, именно поэтому читатель знакомится с текстом через переводы. Слова призыва Святослава доказывают эпитет автора – «злато слово». Призыв ценен по содержанию и смыслу, вложенному в каждую цитату, которую автор постарался сохранить и донести до потомков.

Написать сочинение «Призыв к единению в «Слово о полку Игореве» можно, если взять за основу предложенные по теме рассуждения.

Предыдущая СочиненияОбразы “Слова о полку Игореве” – сочинение по произведению Следующая

СочиненияОбраз автора в “Слове о полку Игореве” – его черты

  • Положительный или отрицательный герой алеша в сказке черная курица или подземные жители
  • Полное собрание сочинений тургенева
  • Положите или положете как пишется
  • Полное собрание сочинений николай помяловский книга
  • Полное собрание сочинений сталина читать