Помнишь ли ты сказку в которой используется художественный прием сновидение

Автор андрей измаилов на чтение 20 мин. просмотров 6 опубликовано 21.07.2021 найдено 2 определения показать: все проще сложнее автор: российский

На чтение 20 мин. Просмотров 6 Опубликовано

Найдено 2 определения Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

–> ГРОТЕСК (фр.drotesque — причудливый, смешной, комический) — в первоначальном значении — вид ор-намента, использовавшийся в искусстве итальянского Возрождения, отличающийся причудливым сочетани-ем изображений людей, растений, животных, фантастических существ. Впервые образцы гротеска были обнаружены в развалинах древнеримских построек, называемых «гротами», откуда и получили свое название. Второе значение термина «гротеск» трактует его как особый способ выражения комического, при котором образность достигается причудливым, контраст-ным сочетанием реального и фантастического, прав-доподобного и карикатурного, прекрасного и безобразного, а также доходящего до уродливости соединения несоединимых элементов. Гротескные образы обычно обобщают явления и отношения, достойные осуждения, негодования, презрения, и рассчитаны не столько на смех, сколько на осмеяние. В широком словоупо-треблении гротеск — это характерное до уродливости и фантастическое странное.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

–> ГРОТЕСК

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

ГРОТЕСК — предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер.Гротеск нарушает границы правдоподобия, придаёт изображению условность и выводит образ за пределы вероятного, деформируя его. Основа гротеска — немыслимое, невозможное, но необходимое писателю для достижения определённого художественного эффекта. Гротеск — это фантастическая гипербола. Гипербола ближе к реальности, гротеск — к кошмарному, фантастическому сну, видению. Литературоведение / Словарь литературоведческих терминов

Слово «гротеск» происходит от французского термина, означающего «комический», «смешной», «затейливый», «причудливый». Это древнейший прием в литературе, который, как и гипербола, основан на преувеличении, заострении качеств людей, а также свойств явлений природы, предметов, фактов жизни общества. Но в гротеске преувеличение носит особый характер: оно фантастическое, в котором полностью выведено изображаемое не только за пределы так называемого жизнеподобного, но и допустимого, вероятного с позиции правдоподобия. Непременное условие, при котором возникает гротеск (примеры мы вам еще представим), — это фантастическая деформация существующей реальности.

Где используется гротеск?

Наряду с гиперболой, используется широко в сказках, легендах и мифах гротеск. Примеры его в этих жанрах весьма многочисленны. Один из самых ярких в сказке — это образ Кощея Бессмертного.

image

Писатели, создавая персонажей, основанных на гротеске, используют как художественную условность преувеличение. При этом оно может быть реалистически обосновано (например, в описании Хлестаковым петербургской жизни, которое является результатом страсти этого героя к вранью). В произведениях Лермонтова этот прием используется для романтического изображения событий и героев. В основе его лежит хотя и возможное, но исключительное. Размытыми являются границы между реальным и фантастическим, однако они не исчезают.

Примеры в литературе

Для того чтобы понять, что такое гротеск, нужно рассмотреть его примеры, представленные в литературе.

Читайте также:  Анализ и мораль басни Обоз Крылова 8 класс

Примеры гротеска в произведениях мировых литераторов:

  • Франсуа Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль» . В произведении главные герои имеют громадные размеры, они живут с обычными людьми. Гротескно выглядит сцена, в которой один из приближенных попадает в рот своему господину. Там он обнаруживает деревни и города.
  • Эразм Роттердамский, «Похвала глупости» . Произведение было написано в шуточной форме во время путешествия автора. Гротеск, примеры которого описаны выше, выражается с самого начала, когда Глупость представляется аудитории, сообщая тему своей речи.
  • Николай Гоголь, «Нос» .Здесь исчезновение Носа переплетается с будничной реальностью Петербурга. Абсурдность состоит в том, что нос, исчезнув с лица, стал чиновником 5-го класса. Все ведут себя с ним, как с обычным человеком. Даже героя происшествия, который лишился носа, заботит не то, чем он будет дышать, а то, как он будет выглядеть в обществе при дамах. Нос в должности чиновника вовсе не вызывает ни у кого лишних вопросов. Нелепость самой идеи является гротеском.
  • Эрнст Гофман, «Крошка Цахес». Описывает жизнь уродливого карлика, которого добрая фея заколдовала и сделала для всех другим. Гротеск (это в литературе) проявляется в самой внешности героя. Его настоящее обличие видит только Бальтазар, студент, влюбленный в героиню Кандиду. В конце обличенный всеми Цахес тонет в ночном горшке с нечистотами.
  • Франц Кафка, «Превращение» . Ошеломляет с первой же строки, из которой становится понятно, что такое гротеск. Главный герой проснулся насекомым. Неправдоподобность ситуации дополняется чувством отвращения, которое испытывают большинство людей к насекомым. Родственники продолжают жить своей обычной жизнью, несмотря на всю абсурдность ситуации. В конце концов насекомое умирает, а его семья, как ни в чем ни бывало, едет на прогулку.

image

  • Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита» . В романе сталкивается реальное и фантастическое. Персонажи попадают во множество гротескных ситуаций, которые позволяют обличить их внутренний мир. К гротеску относится появление кота Бегемота человеческих размеров, выступление Воланда в театре «Варьете», предыстория «нехорошей квартиры». Гротеск проходит не только через это произведение Михаила Булгакова. Не менее интересны его «Собачье сердце», «Роковые яйца».

Основа гротеска

Невозможное, немыслимое, но необходимое автору для достижения некоторого художественного эффекта составляет основу гротеска. Это, таким образом, фантастическая гипербола, поскольку обычное преувеличение находится ближе к реальности, в то время как гротеск — к кошмарному сну, где будоражащие воображение фантастические видения логическим объяснениям не поддаются, могут стать ужасающей «реальностью» для людей. Связано возникновение образности гротеска со сложнейшими механизмами, которые имеет человеческая психика. В ней взаимодействуют бессознательное и сознательное. Основанные на преувеличении образы, которые столь впечатляют нас в произведениях, созданных отечественными писателями, недаром возникают часто именно в сновидениях персонажей. Здесь очень часто используется гротеск. Примеры из литературы можно привести следующие: это сны Татьяны Лариной и Раскольникова.

Сны литературных персонажей

Знаменитое произведение Александра Пушкина «Евгений Онегин», знакомое всем со школьной скамьи, также содержит фантастические элементы — образы чудовищ, которые являются Татьяне Лариной во сне. Здесь задействован гротеск. Чего стоят череп, подвешенный на гусиной шее, или танцующая вприсядку мельница. Будоражащее зрелище героиня наблюдает в убогом шалаше, где пляшут фантасмагорические субъекты.

Сны Раскольникова в романе «Преступление и наказание» также включают гротескный образ. Герой страдает бредовыми видениями, которые составляют психологическую часть всего происходящего. Он борется со злом, которое для него сосредоточено в старухе-процентщице. Ее жуткий смех одолевает парня в сновидениях. В итоге эпическая борьба становится такой же нелепой, как между Дон-Кихотом и ветряными мельницами. Раскольников не в состоянии одолеть зло. Чем сильнее его желание убить, тем крепче он прирастает к нему.

Сон Раскольникова

Фантастические элементы снов Лариной и Раскольникова

Сновидение Татьяны Лариной (произведение «Евгений Онегин», пятая глава) наполнено образами чудовищ, являющимися гротескными. С ужасом замечает эта героиня в убогом шалаше фантастическую пляску, в изображении которой используется гротеск. Примеры: «череп на гусиной шее», «рак верхом на пауке», «вприсядку пляшет» мельница.

Во сне Раскольникова, также являющемся фантастическим, создан образ хохочущей старухи, который тоже можно отнести к гротескному. Психологическим эквивалентом истины являются бредовые видения героя: схватка его со злом, которая воплощена была в образе «зловредной старушонки», в итоге оказалась всего лишь нелепой борьбой, подобно той, что осуществлял с ветряными мельницами Дон-Кихот. Лишь дико хохочет зло над Раскольниковым. Чем он жаждет неистовее убить его, тем прирастает все больше к нему сам.

Этимология

Слово гротеск

пришло в русский язык из французского. Первичное значение французскогоgrotesque — буквальногротовый , ‘относящийся к гроту’ или ‘находящийся в гроте’, отgrotte — ‘грот’ (то есть небольшая пещера или впадина), восходит к латинскомуcrypta — ‘скрытая’, ‘подземная’, ‘подземелье’. Выражение появилось в XV веке после того, как в результате археологических изысканий в подземных помещениях были обнаружены древние римские декорации, настенные росписи с причудливыми узорами, в которых использовались мотивы из растительной и животной жизни (поэтому первоначально гротеском назывались искажённые изображения). Эти помещения были комнатами и коридорами Золотого дома Нерона, незавершённого дворцового комплекса, основанного Нероном после большого пожара в 64 году н. э.

Французское неоклассическое расписное убранство, изображающее классических грифонов, не гротесков, во Дворце Фонтенбло, 1780-е.

Реалистические элементы в снах Лариной и Раскольникова

Элементы реальности в обоих этих произведениях имеет гротеск, и не только в них: примеры из литературы, представленные творчеством других авторов, также доказывают присутствие двух элементов в нем (фантастических и реалистических). Например, в кошмарном сне, приснившемся Татьяне, персонажами оказываются, наряду со страшными чудищами, легко узнаваемые Ленский и Онегин.

Читайте также:  Неизвестный автор «Беовульф»

В сновидении героя Раскольникова мотивировка гротескного образа и ситуации из эпизода, в котором изображается хохочущая старуха, является вполне реальной. Это всего лишь сон-воспоминание главного персонажа о совершенном им убийстве. Ничего фантастического нет в топоре и самом преступнике.

Гротеск — что это такое? Определение

Гротеск (ударение на «е») это, в изначальном смысле, художественный приём, в основе которого лежит странное и причудливое сочетание реальности и сказочности, красоты и кошмара, мудрости и безумия. Французское слово «гротеск» происходит от Grot — «пещера». Оно появилось после того, как в XV веке в Риме были найдены странные пещерные изображения, в которых в причудливой форме сочеталось прекрасное и ужасное.

Гротеск в художественной литературе — это употребление противоречивых, реально-мистических, ужасно-комических и сюрреалистических приёмов, описание искажённой, извращённой и вывернутой наизнанку реальности. Классическим примером гротеска в русской литературе обычно считается сатирическая повесть Николая Васильевича Гоголя «Нос». В мировой литературе мастером гротеска был Франц Кафка (новелла «Превращение»), всё творчество которого пронизано и наполнено мрачным гротеском.

Использование гротеска писателями-сатириками

Широко используется сочетание заурядных общественных и житейских ситуаций с гротескной образностью различными писателями-сатириками. Так, образы градоначальников города Глупова, у одного из которых «органчик» вместо мозгов, а у другого на плечах фаршированная голова, были созданы в «Истории одного города» М. Е. Салтыковым-Щедриным.

История эта наполнена еще и некоторыми гротескными, невероятными ситуациями (войны против тех, кто отказался использовать горчицу; «войны за просвещение» и т. п.). Все они доведены автором до абсурда, однако изображают для России вполне обычные конфликты и противоречия между народом и самодурной властью.

Мы рассказали вкратце о том, что такое гротеск. Примеры из художественной литературы можно привести и другие. Они довольно многочисленны. Таким образом, очень популярное явление — гротеск. Примеры в русском языке можно дополнить произведениями зарубежных авторов, так как и в их творчестве этот художественный прием используется весьма активно.

В литературе

Гротеск в литературе — одна из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности. Как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего; как правило, образы гротеска несут в себе трагический смысл. В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни.

Как художественный образ гротеск отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск — всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях. В советской литературе бытовало мнение, что гротеск и сатира — понятия почти одинаковые: гротеск — «форма сатирического изображения, сатиры без гротеска не бывает». Однако Г. Абромович, А. Бушмин, Б. Дземидок, Д. Николаев и В. Фролов эту точку зрения опровергают.

Примерами литературного гротеска могут служить повесть Н. В. Гоголя «Нос » или «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер » Э. Т. А. Гофмана .

Примеры гротеска в литературе

В комедии «Лягушки», принадлежащей великому греческому драматургу, высмеиваются вещи серьёзные: судьба души после смерти, политика, стихосложение, общественные нравы. Персонажи попадают в царство мёртвых, где наблюдают спор между великими афинскими трагиками: Софоклом и недавно умершим Еврипидом.

Поэты ругают друг друга, критикуя старый и новый способ сложения стихов, а заодно и пороки современников. Вместо классического античного хора, который обычно сопровождал реплики героев, у Аристофана появляется хор лягушек, чьё кваканье звучит как смех.

Яркий пример гротеска – повесть Н. В. Гоголя «Нос». Орган обоняния отделяется от своего хозяина и начинает самостоятельную жизнь: отправляется на службу, в собор, гуляет по Невскому проспекту.

Самое интересное, что Нос воспринимается окружающими как вполне серьёзный господин, а вот покинутый им майор Ковалёв не может выйти из дому. Получается, что обществу важен не человек, а его атрибуты: чин, статус, облик. Гротескный образ разгулявшегося носа

Читайте также:  ОСОБЕННОСТИ САТИРЫ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

На гротеске построены сатирические сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Например, герой одноимённого произведения Карась-идеалист олицетворяет философствующего интеллигента, оторванного от реальной жизни. Карась проповедует всеобщую любовь и равенство, тогда как хищные рыбы продолжают глотать мелкую рыбёшку.

Думая отговорить щуку от поедания себе подобных, идеалист гибнет. Его попытка пойти против законов природы комична, но за ней скрывается глубокая печаль от осознания этой истины.

Однако не все исследователи считают гротеск исключительно комическим приёмом. В произведениях М. А. Булгакова сталкиваются столь мощные и фантастические образы, что смеяться над ними вряд ли придёт кому-то в голову.

Повести (что это?) «Роковые яйца» и «Собачье сердце» посвящены экспериментам человека над природой. Во всё ли нам дозволено вмешиваться? Какими могут быть последствия научных опытов? Эти вопросы всё более актуальны в эпоху клонирования и креоники. Гротески Булгакова пугают, предостерегают, своей зловещей достоверностью напоминая гравюры Гойи.

В обычном разговоре многие воспринимают гротеск как нечто странное, уродливое, эксцентричное, фантастическое. В современности воплощение этого понятия для многих представляется в качестве карнавальных масок, которые используют на Хэллоуин, или изображений гаргулий.

Что такое гротеск на самом деле и где его применяют, предстоит узнать из статьи.

Значение понятия

Существует два перевода слова «гротеск» – это французский и итальянский, при этом они схожи между собой. С французского языка слово переводится как «комичный», с итальянского – «причудливый», также «грот».

Что такое гротеск в общих чертах? Термин означает тип художественной образности. Он основан на фантастике, контрасте, смехе, который переплетается с реальностью. Помимо этого, гротеску присущи карикатура, алогизмы, гиперболы.

Этимология понятия

В русский язык слово, как и его определение (гротеск), пришло из Франции, хотя его первоначальный перевод связан с Италией. Оно означало «грот» и появилось после археологических раскопок 15-го века. В это время в Италии в подземных помещениях обнаружили растительную живопись с причудливыми узорами. Это были в свое время комнаты и коридоры дома Нерона.

Гротескны ли гаргульи?

Многие ошибочно приписывают гаргульям гротеск. Они действительно причудливы, однако предназначение этих резных фигур – в отводе дождевой воды, чтобы она не попадала на стены здания. Каменная резьба в гротескном стиле не имеет подобных целей. Стоит отметить, что гаргульи относятся к химерам, а не к гротеску.

Литература и гротеск

Это в литературе данное понятие представлено ярче всего, оно является разновидностью комического приема, сочетает в себе в форме фантастики смешное и ужасное, возвышенное и безобразное. В гротеске переплетается выдуманное с реальным, вскрываются противоречия действительности.

Гротеск нельзя назвать просто комическим. Он содержит в себе юмор и иронию, но они неотделимо связаны с чем-то зловещим, трагическим. При этом за всем неправдоподобным и фантастическим кроется глубокий жизненный смысл. Гротеск всегда предполагает отклонение от нормы, он широко применяется в сатирических целях.

Примеры в литературе

Для того чтобы понять, что такое гротеск, нужно рассмотреть его примеры, представленные в литературе.

Примеры гротеска в произведениях мировых литераторов:

  • Франсуа Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль». В произведении главные герои имеют громадные размеры, они живут с обычными людьми. Гротескно выглядит сцена, в которой один из приближенных попадает в рот своему господину. Там он обнаруживает деревни и города.
  • Эразм Роттердамский, «Похвала глупости». Произведение было написано в шуточной форме во время путешествия автора. Гротеск, примеры которого описаны выше, выражается с самого начала, когда Глупость представляется аудитории, сообщая тему своей речи.
  • Николай Гоголь, «Нос».Здесь исчезновение Носа переплетается с будничной реальностью Петербурга. Абсурдность состоит в том, что нос, исчезнув с лица, стал чиновником 5-го класса. Все ведут себя с ним, как с обычным человеком. Даже героя происшествия, который лишился носа, заботит не то, чем он будет дышать, а то, как он будет выглядеть в обществе при дамах. Нос в должности чиновника вовсе не вызывает ни у кого лишних вопросов. Нелепость самой идеи является гротеском.
  • Эрнст Гофман, «Крошка Цахес». Описывает жизнь уродливого карлика, которого добрая фея заколдовала и сделала для всех другим. Гротеск (это в литературе) проявляется в самой внешности героя. Его настоящее обличие видит только Бальтазар, студент, влюбленный в героиню Кандиду. В конце обличенный всеми Цахес тонет в ночном горшке с нечистотами.
  • Франц Кафка, «Превращение». Ошеломляет с первой же строки, из которой становится понятно, что такое гротеск. Главный герой проснулся насекомым. Неправдоподобность ситуации дополняется чувством отвращения, которое испытывают большинство людей к насекомым. Родственники продолжают жить своей обычной жизнью, несмотря на всю абсурдность ситуации. В конце концов насекомое умирает, а его семья, как ни в чем ни бывало, едет на прогулку.
  • Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита». В романе сталкивается реальное и фантастическое. Персонажи попадают во множество гротескных ситуаций, которые позволяют обличить их внутренний мир. К гротеску относится появление кота Бегемота человеческих размеров, выступление Воланда в театре «Варьете», предыстория «нехорошей квартиры». Гротеск проходит не только через это произведение Михаила Булгакова. Не менее интересны его «Собачье сердце», «Роковые яйца».

«История одного города» как гротескный роман

Концепцию общественно-политической сатиры автор смог воплотить через гротеск в «Истории одного города». Название вымышленного города говорит о многом. История Глупова начинается с «Описи градоначальников». Первого градоначальника звали Амадей Мануйлович, который получил такую должность «за искусную стряпню макарон». Весь ужас данного гротеска в том, что за более чем сто лет глуповцы выбирали себе градоначальников за знание заграничной болтовни, экзотическую фамилию и тому подобное.

Абсурдность многих ситуаций призвана разоблачить глубокую аморальность самодержавия. Так, один из героев был съеден предводителем дворянства, так как носил на плечах настоящую фаршированную голову.

За комически-нелепой картиной Глупова стоят реальные злободневные проблемы самодержавной и крепостнической России. Гротеск, примеры которого представлены выше, смог обличить уродливые реалии современной для авторов жизни.

Похожие статьи

Найдено 4 определения Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

–> ГРОТЕСК изображение чего-нибудь в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

–> ГРОТЕСК тип образности, основанный на контрастном, причудливом сочетании фантастики и реальности, прекрасного и безобразного, трагического и комического. Сфера гротеска в искусстве включает многозначные образы, созданные фантазией художника, в которых жизнь получает сложное и противоречивое преломление. Гротескные образы не допускают ни их буквального толкования, ни их однозначной расшифровки, сохраняя черты загадочности и непостижимости. Ярчайшее воплощение стихия гротеска получила в искусстве Средних веков (орнаментика звериного стиля, химеры соборов, рисунки на полях рукописей). Мастера эпохи Возрождения, сохранившие средневековое пристрастие к гротеску (Хиеронимус Босх, Питер Брейгель, Альбрехт Дюрер), сделали гротеск средством выражения моральных и социальных взглядов своего переломного времени. Жак Колло, Франсиско Гойя, Оноре Дамье в XVII–XIX вв. использовали гротеск как средство драматического воплощения зловещих символов современных социальных сил. Войны, революции и политические катаклизмы XX в. вызвали новую волну гротескной сатиры в обличении «страшного мира» (например, Кукрыниксы в СССР). Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Тематический словарь. М., 1997.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

–> ГРОТЕСК

Источник: Эстетика: Словарь

–>ГРОТЕСКфранц. grotesque, от итал. grottesco) – термин эстетики, обозначающий соединение в иск-ве комического и трагического, смешного и ужасного в фантастич. и гиперболич. форме. Первоначально термин “Г.” применялся для обозначения особого типа орнамента, открытого в конце 14 – нач. 15 вв. при раскопках подземных помещений – гротов в Риме (отсюда и название) и представляющего собой фантастич. узор из причудливых сплетений лент, масок, карикатурных фигур людей и животных. В эпоху Возрождения Г. широко использовался для декорирования архитектурных ансамблей: росписи Пинтуриккьо во дворце Борджа в Ватикане (1492–1495), ватиканские лоджии Рафаэля (1515–19) и др. Впоследствии термин “Г.” стал употребляться в качестве особой эстетич. категории наряду с категориями прекрасного, трагического, комического. Особое значение Г. получили в эстетич. теории и художеств. практике романтиков. Эстетика романтизма, разрабатывая диалектику комического и трагического как основу романтич. иронии, дала глубокую характеристику гротеска. Шеллинг в лекциях по философии иск-ва (1803), Ф. Шлегель в “Разговорах о поэзии” (1800), А. Шлегель в “Чтениях о драматическом искусстве и литературе” (1809–11) рассматривали Г. как выражение необходимой внутр. связи комического и трагического и перехода низкого в высокое, считая его признаком гениальности художеств. произведений (см. F. W. Schelling, Philosophie der Kunst, Werke, Bd. 3,1907, 359–60). Наиболее значительными в истории иск-ва, по мнению романтиков, являются произведения Аристофана и Шекспира, в к-рых осуществляется синтез трагедии и комедии, великого и низкого. Во Франции с пропагандой Г. выступил В. Гюго. В “Предисловии к „Кромвелю“” он рассматривал Г. как центр. понятие всего послеантичного иск-ва, считая Г. эстетически более выразительным, чем прекрасное ( В. Гюго, Собр. соч., т. 14, М., 1956). Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. появилась обширная формалистич. лит-ра о Г., к-рая за определение Г. принимала его внешние формальные признаки: заострение образа, преувеличение, фантастику и т. д. Так Ф. Т. Фишер (F. Т. Vischer, ?sthetik, oder Wissenschaft des Sch?nen, TI 1, 1854, S. 400-09), К. Флегель (К. Fl?gel, Geschichte des Grotesk-komischen, 1788) и др., рассматривая Г. лишь со стороны его формы, по сути дела отождествляли его с гиперболой, шаржем, буффонадой. Эстетика рус. рев. демократов широко исследовала сферу рождения Г. – диалектику трагического и комического (см. Н. Г. Чернышевский, Возвышенное и комическое, 1854), открыв реалистич. пути в иск-ве изображения переходов высокого и низкого, ужасного и смешного, трагического и комического, злого и человечного. “Злое, – писал Чернышевский, – всегда так страшно, что перестает быть смешным, несмотря на все свое безобразие” (Избр. филос. соч., т. 1, 1950, с. 288). В Г. комическое и трагическое взаимопроникают друг в друга, органично связываются в единое целое, так что одно оборачивается другим. В Г. ужасное и зловещее обнаруживает смешные и ничтожные черты (напр., в живописи Брейгеля), а смешное и ничтожное – страшную и бесчеловеч. сущность (напр., в повестях Э. Т. А. Гофмана, Гоголя, Щедрина). То, что на первый взгляд воспринимается только как смешное и забавное, раскрывает в Г. свой действительный, глубоко трагич. и драматич. смысл. Трагическое является Г. лишь постольку, поскольку оно принимает иронич. или комич. форму. Совр. бурж. эстетика отождествляет Г. с безобразным, считает его характерной особенностью иск-ва 20 в. наряду с эротикой и психопатологией (“Revue d´esthetique”, P., 1954, v. 7, No2, p. 211–13). Бурж. эстетика и иск-во утверждают антигуманистич. Г., изображая его как извечное безобразие и трагич. нелепость мира. В сов. иск-ве реалистич. Г. широко используется в произведениях поэзии (Маяковский), кино (Эйзенштейн) и музыки (Прокофьев, Шостакович) как средство сатирич. критики уродливого в обществ. жизни и утверждения положит. эстетич. идеалов. Лит.: Зунделович Я., Поэтика гротеска, в сб. – Проблемы поэтики, под ред. В. Я. Брюсова, М.–Л., 1925; Ефимова З. С., Проблема гротеска в творчестве Достоевского, “Науч. зап. н.-и. кафедры истории европейской культуры”, [Харьков], 1927, [вып.] 2, с. 145–70; Adeline, Les sculptures grotesques et symboliques, Rouen – Aug?, 1878; Heilbrunner P. M., Grotesque art, “Apollo”, L.–N. Y., 1938, v. 28, No 167, November; M?ser J., Harlequin, oder Vertheidigung des Groteske-Komischen, в его кн.: S?mtliche Werke, Tl 9, В., 1843; Michel W., Das Teuflische und Groteske in der Kunst, 11 Aufl., M?ncth, 1911; Kayser W., Das Groteske. Seine Gestaltung in Malerei und Dichtung, [Oldenburg–Hamb.], 1957. В. Шестаков. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Показать еще…

Конспект урока по
литературному чтению для 4 класса на тему:
В. Ф. Одоевский «Городок в
табакерке».

Цель: Познакомство
учащихся со сказкой Одоевского, используя методы исследования.

·        
 Задачи:   познакомить
с жизнью и творчеством В.Ф.Одоевского;

·        
изучить литературную сказку “Городок в табакерке”;

·        
пополнять словарный запас учащихся;

·        
формировать навыки выборочного чтения, грамотного составления
ответов на вопросы.

  Ход
урока.

1.
Организационный момент

 Доброе
утро (руки в стороны)

Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И
тогда весь день будет веселее.

Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)

А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись
снова

Будьте
все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы
садитесь.

Звенит
звонок,

Зовёт
нас на урок.

Урок
сейчас пойдёт,

В
мир знаний поведёт.

— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.

 — Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем
 хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа
со скороговоркой:

На
окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.


О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все
расселись по местам? Никому не тесно?

По
секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне
очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы
готовы меня слушать и слышать?


Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на
уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в
портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.


Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны
справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». —
Как вы понимаете эти слова?

2.
Речевая разминка.


Ребята, вспомним главное правило.

Дети:
Каждый день всегда, везде,

 
На занятиях, в игре,

 
Верно, четко говорим,

 
Никогда мы не спешим!

 •
Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте
свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).


Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую
свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте,
сколько вам лет.

Артикуляционная
гимнастика

Ы
А О У Э И


Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно,
задумчиво, улыбнитесь)


Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте
предложение, выделяя голосом выделенное слово.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

 и
певуньей.

Цель:
создать условия для актуализации знаний учащихся.

СЛ.
1

-Ребята,
посмотрите на доску. Что вы видите перед собой? (стих-е) Прочитайте про себя.


чём говориться в стихотворении? (о волшебном городке, с интересными жителями)

-Объясните
фразу «чудный народ».(необычные, волшебные, сказочные, загадочные жители)


Прочитайте выразительно. К какому типу оно относится? (стих-е для детей)

-Как
выдумаете, как это стих-е связано с нашим уроком?(ответы детей)

-Правильно,
откройте учебник стр.156. Прочитайте название произведения.

СЛ.
2

-Все
ли слова вам понятны в названии? (табакерка)

-Предположите,
о чём пойдёт речь в произведении?

-Прочитайте
автора, знаком ли он нам?

СЛ.
3 Итак, назовите тему урока. Какие задачи поставим на урок?

СЛ.4-5 Рассказывают
биографию писателя дети и выясняем, что с этим писателем уже встречались в 3
классе при изучении сказки «Мороз Иванович»

4.
Работа по теме.

Цель:
создать условия для восприятия произведения, развития устной речи через ответы
на вопросы и формирования умения устанавливать связи между прочитанным и
иллюстрацией.

 Просмотр
отрывка из мультфильма (4 мин)

-Вы
просмотрели фрагмент мультфильма. С чего начинается произведение? ( Папенька
поставил на стол табакерку.)


Кто такой «папенька»? Подберите слова- синонимы к этому слову. (отец, папа,
папочка, батюшка, тятя, тятенька)


Как вы думаете, почему именно это слово употребил автор? (Поясняю, что в те
годы, когда жил автор, все называли так своих отцов, выражая этим, своё
уважение, свою любовь, благодарность родителю.)


Что было внешне необычного в шкатулке? (расписная).

-Как
назывался городок? (Динь-Динь)

-Что
захотел узнать мальчик? (что внутри, после того, как услышал музыку из
шкатулки)

-Над
каким вопросом размышлял Миша? (от чего звенят колокольчики)


Как вы думаете, узнает ли мальчик, от чего звенят колокольчики?  А как,
предположите.

Просмотр
отрывка из мультфильма (ещё 55сек)


Кто поманил мальчика за собой?

-Как
выглядел мальчик – колокольчик?

Чтение
отрывков детьми.

Стр.159-160


Что увидел Миша внутри шкатулки? (своды)

СЛ.
6- Что такое свод, разбираем на слайде.


Чему удивится Миша, когда оглянется назад, предположите?

Стр.160-161


Как объяснил ему колокольчик, почему это происходит? (чем дальше- тем меньше)


Какую историю вспомнил мальчик? (про рисунок)

-Что
показалось смешным в истории колокольчику? (неумение рисовать)


Как Миша отреагировал на этот смех? (вежливо задал вопрос)

5.Физминутка.

Цель:
снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную
работоспособность учащихся.

СЛ.
7

Продолжаем
работать. Давайте вспомним, что такое синквейн?


Предлагаю поработать в парах, опираясь на прочитанный отрывок (стр.159-161),
составьте синквейн

1ряд-колокольчик

2ряд-мальчик

3ряд-на
выбор (заслушиваем с каждого ряда по одной паре)

Работа
с иллюстрацией стр.161

-Ребята,
рассмотрите внимательно иллюстрацию и, прочитав отрывок жужжащим чтением
стр.162-163 до последнего абзаца, найдите те предложения, которые соответствуют
этому рисунку.


А в чём ошибся Миша, когда посмотрел на колокольчики? (что они одинаковые)

-Чем
колокольчики отличались друг от друга? (звоном)


Объясните смысл отравка.стр.162-163 (читаю сама)


Ребята, как вы думаете, недочитывая произведение, к какому жанру оно относится?
(сказка)

-Почему,
какие фрагменты помогли определить?

1.
Обсудите с другом, можно ли назвать произведение Одоевского сказкой. Можем ли
мы выделить познавательную информацию в сказке?

Произведение
Одоевского можно назвать сказкой. В ней происходит волшебство — мальчик
уменьшается и попадает внутрь табакерки в сказочный город Динь-Динь, есть
вымышленные, сказочные персонажи — царевна Пружинка, господин Валик,
дядьки-молоточки, мальчики-колокольчики.
Познавательная информация — откуда берется музыка в табакерке.

2.
Почему Мише захотелось попасть в табакерку? Что удивило мальчика, когда он её
впервые увидел?

На табакерке
был нарисован сказочный город с воротами, башенками, домиками, деревцами и
солнышком, поэтому Мише захотелось попасть в такой городок. Его удивил
этот городок.

3.
Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь?

Миша
разобрался в устройстве музыкальной табакерки и научился рисовать людей:
если они находились близко — нужно их рисовать большими, если вдалеке —
маленькими.

Что
ты думаешь о мальчике? Используй опорные слова и расскажи о
Мише: осторожный, воспитанный, учтивый, внимательный, любознательный,
любопытный, находчивый, добрый, безответственный, равнодушный. Подтверди свой
выбор примерами из текста. Подбери другие слова.

Миша воспитанный,
учтивый, любознательный, внимательный
 и добрый
«Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игру и подошел к
папеньке». «Как хорошо воспитанный мальчик, он почел долгом
прежде всего обратиться к своему провожатому.» «Мише захотелось
узнать
, правду ли говорит царевна…», «Миша учтиво поклонился;
мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли». «Да, мне жаль
бедных мальчиков-колокольчиков
…»

4. Как
описание внешнего вида и речь помогают узнать жителей городка в табакерке?
Объясни. Приведи примеры.

У
каждого персонажа в табакерке определенная роль, функция, которую он выполняет
в механизме этой табакерке. Отсюда и характерный внешний вид. Например,
колокольчики выглядят как мальчики с золотою головкою в стальной юбочке, перед
началом речи они говорят «динь-динь-динь». Дяденьки-молоточки — господа на
тоненьких ножках — приговаривают «тук-тук-тук», надзиратель говорит
«шуры-муры», царевна Пружинка, выглядевшая как змейка, — «зиц-зиц-зиц».

5. Обсудите
с другом, зачем Одоевский создал своё произведение? Что автор хотел сказать
читателям?

Одоевский
создал свое произведение, чтобы показать, что в жизни все взаимосвязано.
Мальчик задел одну пружинку, а сломал всю табакерку. 

6.
Составь два плана произведения: для краткого и для подробного пересказа. Запиши
их в «Рабочую тетрадь». В чём будет особенность каждого плана?

План
для краткого персказа:
1. Папина табакерка
2. Миша в городке «Динь-динь»
3. Пробуждение

План сказки для подробного пересказа:
1. Папа показывает Мише табакерку
2. Городок «Динь-динь»
3. Разговор с отцом
4. Волшебное превращение
5. Мальчик-колокольчик
6. Начало путешествия по сказочному городку
7. Разговор с колокольчиками на улице городка
8. Знакомство с дяденьками-молоточками
9. Разговор с господином Валиком
10. Царевна Пружинка
11. Пробуждение Миши

7.
Расскажи о путешествии в городок Динь-Динь от лица Миши. Постарайся при
пересказе передать настроение мальчика, его отношение к жителям городка в
табакерке.

 
                   
 Рассказ от лица Миши
     Папа показал мне красивую табакерку с нарисованным на
ней городком. Я уменьшился и смог пройти в маленькую дверцу. Моим проводником
по городку стал мальчик-колокольчик. Я узнал от него, как надо правильно
рисовать. Потом я очутился на шумной улице среди мальчиков-колокольчиков,
узнал, что им живется не так уж и весело. Затем произошла встреча с
господами-молоточками, которые колотят мальчиков-колокольчиков, мне их очень
жалко. Потом я разговаривал с надзирателем  — господином Валиком, и
познакомился с царевной Пружинкой. Но вот я проснулся. Путешествие в
табакерку оказалось сном, но я многому из него научился.

8.
Знаешь ли ты народные сказки, в которых описываются научные изобретения,
техника?

 
Сказка «Аленький цветочек» — в ней описывается волшебное блюдечко и
наливное яблочко, глядя в блюдечко, можно увидеть разные дали, страны и чудеса.
«Гуси -лебеди»- печка, сама выпекающая пирожки.
«По щучьему велению»- печка Емелина.
«Финист – ясный сокол»
«Летучий корабль»

9.
Помнишь ли ты сказку, в которой используется художественный приём «сновидение»?

Сказка,
в которой используется художественный приём «сновидение» —  «Сказка о
золотом петушке». А.С. Пушкина. Вещий сон царя Додона.

7..Итог
урока. Рефлексия. Выставление отметок.

Цель:
подведение итога урока, самооценивание по данной теме.

СЛ.
8-9

-Какие
задачи мы ставили перед собой на этом уроке?

-Все
ли задачи удалось решить?

-Оцените
свою работу на уроке, продолжив одну из фраз.

8. Объяснение
домашнего задания.

Цель:
отрабатывать умения делить текст на части, находить в каждой часть главное и
составлять план.

Дочитать
сказку, разбить на части, составить план.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Мархинская средняя общеобразовательная школа №1

Городского округа «город Якутск»

Республики Саха (Якутия)

ПРОГРАММА

отряда «Книжная радуга» пришкольного лагеря

с дневным пребыванием детей

Якутск

2021г.

Автор

Егорова Изольда Николаевна – педагог-библиотекарь МОБУ Мархинской СОШ №1 ГО «г.Якутск»
РС(Я)

Информационная карта программы           

1

Полное
название программы

Программа отряда «Книжная
радуга»
пришкольного
лагеря с дневным пребыванием детей

2

Цель
программы

Организация
отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.

3

Направления
деятельности

Познавательное,
нравственное и художественно — творческое

4

Краткое
содержание программы

Программа содержит:
мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия
реализации.

7

Муниципальное
образовательное учреждение, представившее программу

МОБУ Мархинская СОШ №1

8

Адрес,
телефон

Республика
Саха (Якутия) г.Якутск ул.Олега Кошевого, 39

9

Место
реализации программы

Пришкольный лагерь с
дневным пребыванием в мкр.Марха (дистанционно)

10

Кол-во 
участников, возраст

25 
учащихся,8-10 лет.

Пояснительная
записка

Лагерь – это
удовольствие, которому нет цены. Лагерь – это сфера
активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность,
отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной
деятельности. Лагерь с дневным пребыванием  учащихся призван создать оптимальные
условия для полноценного отдыха детей. Лагерь дает возможность любому ребенку
раскрыться, реализовать свои возможности, потребности в индивидуальной,
физической и социальной компенсации в свободное время.

Деятельность
лагеря направлена на создание социально значимого пространства
для развития их художественного, технического и социального творчества.

Данная
программа используется для работы с детьми разного возраста, пола и уровня
развития, поэтому она включает в себя разноплановую деятельность, объединяет
различные направления творчества, образования, воспитания в условиях лагеря.

Основная
идея программы — ребенок мера всех ценностей. Основу программы
составляет ориентация всех мероприятий проводимых в лагеря на личность ребенка
и предоставление детям возможности творить и импровизировать.

Сроки реализации
программы – июнь 2021 года. Длительность смены составляет 21 день.

Цели
и задачи программы

Цель — организация
отдыха учащихся школы в летний период.

Задачи:

1.   Формирование интереса к различным
видам деятельности.

2.    Развитие познавательной активности,
творческого потенциала каждого ребенка.

3.   Воспитание качеств, составляющих
культуру поведения и культуру здоровья.

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной
смены

Ø
   Безусловная безопасность всех мероприятий

Ø
Учет особенностей каждой личности

Ø
Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и
творческой деятельности всеми участниками лагеря

Ø
Достаточное количество оборудования и материалов для организации
всей деятельности лагеря

Ø
Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение
каждого дня.

Ø
Четкое распределение обязанностей и времени между всеми
участниками лагеря

Ø
Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных
категорий детей и взрослых

Ø
Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря
высказать свое мнение о прошедшем дне.

Направления и виды деятельности

 Познавательное и
художественно-творческое
направление.

 Вовлечение
детей в различные формы познавательной и творческой работы;

 Выработка
и укрепление познавательных навыков;

 Расширение
знаний об окружающем мире.

 Основные
формы организации:

 конкурсы,
выставки, видеосюжеты

 познавательные
беседы.

 Подвижные
игры на свежем воздухе

Механизм реализации программы

Подготовительный
(май):

Этот этап характеризуется тем, что за 1 месяц до
открытия пришкольного летнего лагеря начинается подготовка к летнему сезону.

·      
разработка программы деятельности отряды «Книжная радуга» пришкольного
летнего лагеря с дневным пребыванием детей
;

·      
подготовка
методических материалов;

·      
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка,
положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

·      
подготовка
материально-технической базы.

Организационный
(июнь):

В
первый день лагеря.

·      
встреча с детьми;

·      
проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и
творческих способностей через анкетирование;

·      
запуск программы

·      
знакомство с правилами работы лагеря;

·       подготовка к дальнейшей деятельности по программе

Практический
(июнь):

Этот этап
характеризуется тем, что он является этапом реализации данной программы отряда «Книжная
радуга» пришкольного лагеря.

·      
реализация программы;

·      
вовлечение детей и подростков в различные виды
коллективно-творческих дел;

·      
работа творческих мастерских.

Во время реализации программы учащиеся оформляют виртуальный
отрядный уголок с тематикой занятия, выставку рисунков по прочитанным книгам,
по итогам занятий видеоролики и т.д.

Заключительный
(июнь):

Основой этого
этапа является подведение итогов смены, анализ
предложений и мнений  детей, родителей по деятельности отряда летнего
оздоровительного лагеря.

·      
закрытие
смены (последний день смены);

·      
сбор
отчетного материала;

·      
анализ
реализации программы и выработка рекомендаций;

·      
выпуск электронного
журнала в виде видеосюжета.

5.  Условия реализации программы

Основной состав отряда
– это учащиеся МОБУ МСОШ№1  в возрасте 8-11 лет. Деятельность учащихся во время
лагерной смены осуществляется в одном отряде. Учитывая возрастные особенности
среднего школьного возраста, процесс творчества, отдыха и воспитания детей в
условиях дистанционного пребывания будет проходить через сюжетно – ролевую
игру, как ведущий тип деятельности.

Сюжетно — ролевая
игра представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Сценарий игры
служит лишь канвой для импровизации. Сюжетно-ролевая игра «Росток» проходят без
зрителей, все-участники! Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем,
насколько в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость,
умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах
коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к
действительности.

Сюжетно-ролевая
игра «Росток»- это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. Данная игра
предполагает большую двигательную активность, разнообразие видов деятельности,
признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых.

Нормативно-правовые
условия:

·      
Закон «Об образовании РФ»

·      
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.

·      
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития
детей 30.09.1990г.

·      
Устав МОБУ МСОШ№1

·      
Положение о лагере дневного пребывания.

·      
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.

·      
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

·      
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению
несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.

·      
Инструкции по организации и проведению экскурсий.

·      
Приказ РОО.

·      
Должностные инструкции работников.

·      
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.

·      
Заявления от родителей.

·      
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.

·      
Акт приемки лагеря.

Материально-технические
условия предусматривают:

1.     Выбор оптимальных условий и площадок
для проведения различных мероприятий.

Помещение

Применение

1

Кабинет

Комната отдыха,
библиотека

2

Спортивный
зал

Линейка (в
случае плохой погоды)

3

Спортивный
стадион

проведение
общелагерных игр на воздухе,
спартакиады.

4

 Столовая
при МОБУ МСОШ №1

Завтрак, обед

2.     Материалы для оформления и творчества
детей.

3.     Наличие канцелярских принадлежностей.

4.     Аудиоматериалы и видеотехника.

5.
Призы и награды для стимулирования.

Методические условия
предусматривают:

·      
наличие необходимой документации, программы, плана;

·      
коллективные творческие дела

·      
творческие мастерские

·      
индивидуальная работа

·      
тренинги

·      
деловые и ролевые игры

Педагогические условия.

1.  Отбор педагогических средств с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной
самореализации детей.

2. Организация
различных видов деятельности.

3. Добровольность
включения детей в организацию жизни лагеря.

4. Создание
ситуации успеха.

5. Систематическое
информирование о результатах прожитого дня.

6. Организация
различных видов стимулирования.

План
мероприятий по реализации программы (1 год). Лето-2019

Название дня

Наименование мероприятий

1.

День знакомств

игры на
знакомство

конкурс “Моя
визитка”

выбор названия
отряда, девиза, эмблемы, песни

2.

День лагеря

Мероприятие
“Здравствуй лето»

Выбор органов
детского самоуправления

3.

День музея

Конкурс
рисунков “Музейная экспозиция”

«Мы познаем
мир» «Виртуальная экскурсия по музеям» или «Экскурсия в музей»

4.

День рекордов

Спортивная
программа “Я самый…., я самая….”, чтение книг про рекорды

5.

Пушкинский день России

Викторина по
произведениям Пушкина;

Конкурс рисунков по произведениям А.С.Пушкина

Виртуальное посещение музея Пушкина

6.

День здоровья

Закаливание
солнцем и водой

Игры на воздухе.
Посещение Парка культуры и отдыха

7.

День чудес

Конкурс
рисунков “ Чудеса и приключения сказочных героев”, чтение волшебных сказок,
инсценировка

«Мы познаем
мир» «Чудеса мира»

8.

День природы

Конкурс поделок
из подручных материалов

Викторина “Мой край”

Выставка книг
про природу

9.

День зеленой аптеки

Экскурсия «Зелёная аптека».

Легенды о лекарственных
травах. Энциклопедия лекарственных растений

10.

День музыки

Конкурсная
программа “Угадай мелодию”

«Мы познаем
мир» «Самые известные певцы и композиторы»

11.

День России

Конкурс
рисунков на асфальте “Я люблю тебя, Россия!”

«Мы познаем
мир» “Русские народные традиции”

12.

День делового человека

Фотоконкурс «От
улыбки станет мир светлей».

Словари и
работа с ними

13.

День вежливости

День вежливых и галантных джентльменов и изысканных леди.

Написать краткое сообщение об одном вежливом слове с рисунком

14.

День спорта

Подвижные игры на свежем воздухе с мячом.

15.

День космонавтики

Игра «Полет на Марс и Венеру».

Посещение музея авиации. ДК им.Гагарина

16.

День кино

Разговор о кино или Посещение кинотеатра.

Мы познаем мир «Киноактеры»

17.

День памяти

Торжественная
линейка, посвященная Дню памяти и скорби  «Памятная дата 22 июня 1941
года»

Просмотр
кинофильма.

18.

День принцесс и принцев

Конкурс
рисунков “Мои увлечения”

Конкурсная
программа “Мисс и Мистер лагеря”

19.

День театра

Конкурс
рисунков “Кукольный театр”

Мы познаем мир
«Театры г.Якутска»

20.

День экологии

Игра на внимательность «Съедобное и несъедобное».

Экскурсия «Полевые и лесные цветы – береги их!»

21.

День закрытия лагеря

Концерт “Мои
таланты”

Дискотека

План работы (2 год). Прошел в дистанционной форме. Лето-2020

Планируемая
дата

Тематическое
содержание

1

15.06

1. Знакомство детей
друг с другом.

2. Обсуждение
планирования работы в лагере.

2

16.06

1. Открытие лагеря (наш
видео
https://youtu.be/QEnsHsuR_uU )

2. Вводное занятие.
Изучение культуры, традиции, литературы России. Просмотр видеоролика
https://www.youtube.com/watch?v=cgLFTitXPdw

3. Выбрать одного
русского писателя и нарисовать 1 произведение (отправить фото)

3

17.06

1. Изучение культуры,
традиции, литературы России. Просмотр видеоролика
https://www.youtube.com/watch?v=Brw5UV_ch38

2. Отправить фото
оживления сказки
https://youtu.be/Jqj5tXQ8LkM

4

18.06

1. Игры по развитию наблюдательности.
«Что здесь изображено», «Это похоже на…» онлайн тест

2. Изучение культуры,
традиции, литературы народов Севера. Просмотр видеоролика
https://www.youtube.com/watch?v=tBSfxITkEWY

5

19.06

1. Прочитать одно
произведение (сказку) народа Севера, снять видеоотзыв и отправить

2. Нарисовать памятники
Якутска

 6

20.06

1. Вводное занятие.
Изучение культуры, традиции, литературы Якутии. Просмотр видеоролика
https://www.youtube.com/watch?v=wcVkOJ3hfPw

3. Работа над
оформлением декораций к якутскому празднику — Ысыах.

 7

21.06

1. Просмотр видеоролика
об Ысыахе.
https://www.youtube.com/watch?v=wjGs_BAJjJU

2. Снять челлендж
повседневная одежда – якутская одежда
https://youtu.be/1xDLjmCvZdA

 8

22.06

1. Начало ВОВ в 22 июня
1941г. Встреча с ветераном войны Наумом Слепцовым

2. Нарисовать рисунок
про войну

9

23.06

1. Изучение культуры,
традиции, литературы любимой страны.

2. Нарисовать флаг
выбранной страны, написать кратко о литературе

 10

24.06

1. Виртуальное
посещение музея им.Ярославского
http://yakutmuseum.ru/virtualnyj-muzej/

 11

25.06

1. Экскурсия на природу
или во двор, запечатлеть самое интересное и отправить

 12

26.06

1. Онлайн встреча с
библиотекой Встреча на тему «Любимые писатели детей»

 13

27.06

1. Виртуальное
посещение музея хомуса 
http://virtualyakutia.ru/old/tours/khomusmuseum/museum.html

 14

28.06

Создание видеоролика о
работе лагеря
https://youtu.be/y2u5VRDD1r8

Ожидаемые результаты

В
ходе реализации данной программы ожидается:

1.    Получение участниками смены умений и
навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности, социальной
активности, навыков чтения.

2.   Повышение
творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую
деятельность.

3.   Повышение общей
культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

ЛИТЕРАТУРНАЯ
ВИКТОРИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ С
ОТВЕТАМИ

1.    
В какой
сказке главная героиня часто терпела обиды мачехи, перебирала золу,
выполняла всю черную работу, а в итоге вышла замуж за принца? («Золушка»)

2.    
В какой
сказке жили старик со старухой у самого синего моря, и старухе все было мало
тех вещей, которые она имела? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

3.    
Какой
подарок сделала черепаха Тортилла Буратино? ( Золотой ключик)

4.    
Какой
литературный герой ходил в синей шляпе с широкими полями, постоянно попадал в
неприятные ситуации и не хотел ничему учиться? ( Незнайка)

5.    
Как
называли себя жители цветочного города из произведения «Приключения Незнайки и
его друзей»? ( Коротышки)

6.    
Назови автора
трилогии «Приключения Незнайки и его друзей» (Николай Носов)

7.    
Герой
какой литературной сказки отличался большой любовью к меду и мог за один
присест съесть целый горшок? ( Винни – Пух)

8.    
В какой
сказке волк съел семерых козлят? ( «Волк и семеро козлят»)

9.    
Помнишь
ли ты сказку, в которой в одном доме дружно жили папа – медведь, мама –
медведица и сынок – медвежонок? ( «Три медведя»)

10.
Из какой
сказки эти слова «Тянут – потянут, а вытянуть не могут?» ( «Репка»)

11.
Какой
герой родился таким маленьким, что ему даже имя дали похожее? ( Мальчик с
пальчик)

12.
Знаком ли
ты с рассказами Виктора Драгунского? Как называется этот цикл произведений?
(Денискины рассказы»)

13.
Какая
девочка отправилась в гости к бабушке, несла ей гостинцы, а потом ее вместе с
бабушкой съел волк? ( Красная Шапочка)

14.
Как
называется сказка про семейство луковых, среди которых был смышленый и отважный
мальчишка – непоседа? («Чиполлино»)

15.
Как звали
кота из сказки Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот»? (Матроскин)

16.
Как
называется рассказ Виктора Драгунского, в котором мальчик  Дениска вылил
кашу на улицу прямо на прохожего? Почему он так поступил? (Дениска не хотел
есть кашу. Рассказ называется «Тайное становится явным»)

17.
Назови
лучшего друга Дениски из рассказов Виктора Драгунского? ( Мишка)

18.
На чем
катался Емеля по городу в сказке «По щучьему велению»? ( на печке)

19.
Какая
фамилия была у почтальона из деревни «Простоквашино»? ( Печкин)

20.
 Как
звали брата Герды из сказки «Снежная Королева» ( Кай)

В гостях у сказки

Цель урока: приобщение
детей к чтению.

Задача урока:

— познакомить
детей со сказкой;

— привлечь детей
к регулярному посещению библиотеки.

Подготовка:

— подготовить
рассказ о книгах (кратко);

— провести игры и
загадки по сказкам.

Ход урока

Здравствуйте
дорогие ребята!

Сегодня поговорим
о книге «Русские народные сказки». Автор Александр Николаевич Толстой. В этой
книге очень много разных и интересных сказок. Сейчас я хотела бы прочитать вам
одну из них. Сказка называется «Заяц Хваста».

Прочитать сказку.

Ребята, какое
произведение вам понравилось? Какие сказки знаете про зайца? Ответы
детей.
 А теперь поиграем. Разделение на команды.

1 тур

1.   Ждали маму с молоком, а
впустили волка в дом. Кем же были эти дети? (семеро козлят)

2.   Он в Италии родился, он
своей семьей гордился, он не просто мальчик – лук, он надежный верный друг.
(Чипполино)

3.   Вот совсем не трудный
коротенький вопрос, кто в чернилу сунул деревянный нос? (Буратино)

4.   Лечит маленьких детей,
лечит птичек и зверей, сквозь очки свои глядит добрый доктор … (Айболит)

5.   Возле леса на опушке,
трое их живет, там три стула и три кружки, три кровати, три подушки, угадайте
без подсказки, кто герои этой сказки? (Три медведя)

6.   Толстяк живет на крыше,
летает он всех выше? (Карлсон)

7.   Она была подружкой гномов
и вам, конечно же, знакома. (Белоснежка)

8.   Дюймовочки жених слепой,
живет все время под землей? (Крот)

9.   В Простоквашине живет,
службу там свою несет, почта – дом стоит у речки, почтальон в ней дядя?
(Печкин)

2 тур

1.   Какие звери были в сказке
«Колобок»? (Заяц, волк, медведь, лиса)

2.   Кто съел колобка? (Лиса)

3.   Сколько девиц сидели под
окном в сказке «О Салтане»? (3)

4.   Кем хотели быть девицы?
(Ткачихой, поварихой, женой царя)

5.   Что снесла Курочка Ряба?
(золотое яйцо)

6.   Кто тянули репку? ( Дед,
бабка, внучка, собака Жучка, кошка, мышь)

7.   Какое имя самое известное
в русских народных сказках? (Иван)

8.   Что сказала бабка рыбке,
что та на нее обиделась в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Чтобы бабка была
владычицей морскою и рыбка у нее на посылках была)

9.   Кто сказал бабке испечь
колобка? (Дед)

3 тур

Дополни имя: я
буду говорить имена сказочных героев, а вы дополните

Кощей –
Бессмертный

Елена –
Прекрасная

Василиса –
Премудрая

Иван – Царевич

Змей – Горыныч

Крошечка –
Хаврошечка

Красная – Шапочка

Жар – птица

Золотая – рыбка

Илья – Муромец

Иванушка –
дурачок

Мальчик – с
пальчик

Курочка – Ряба

Шалтай – Болтай

Баба – Яга

Крокодил — Гена

4 тур.

Опиши героя. Я
буду описывать героя, а вы должны узнать этого героя.

Красная Шапочка,
Змей Горыныч, Баба Яга, Маугли, Крокодил Гена, Золушка.

Таня:

Ответь одним
словом: я говорю, а вы должны ответить только 1 словом.

1.   Способ передвижения Бабы
Яги (Ступа)

2.   Любимая книга Буратино.
(Азбука)

3.   Фрукт, которым отравили
царевну. (Яблоко)

4.   Кто помог вытащить репку
(мышь)

5.   Куда летал Незнайка?
(Луна)

6.   Кто из обитателей болота
стал женой царевича? (Лягушка)

7.   В кого превратился гадкий
утенок? (Лебедь)

8.   Кто из русской народной
сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)

Ну что ребята,
вот и конец нашему уроку. Что вам понравилось? Приходите к нам, и мы к вам придем
с новыми книгами, играми и загадками.

Продолжительность
библиотечного урока – 40 минут.

Страница 31 из 35

Ответы на вопросы страниц 126-127. В. Ф. Одоевский. Городок в табакерке

1. Обсудите с другом, можно ли назвать произведение Одоевского сказкой. Можем ли мы выделить познавательную информацию в сказке?

Ответ:

Произведение Одоевского можно назвать сказкой. В ней происходит волшебство — мальчик уменьшается и попадает внутрь табакерки в сказочный город Динь-Динь, есть вымышленные, сказочные персонажи — царевна Пружинка, господин Валик, дядьки-молоточки, мальчики-колокольчики.
Познавательная информация — откуда берется музыка в табакерке.

2. Почему Мише захотелось попасть в табакерку? Что удивило мальчика, когда он её впервые увидел?

Ответ:

На табакерке был нарисован сказочный город с воротами, башенками, домиками, деревцами и солнышком, поэтому Мише захотелось попасть в такой городок. Его удивил этот городок.

3. Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь?

Ответ:

Миша разобрался в устройстве музыкальной табакерки и научился рисовать людей: если они находились близко — нужно их рисовать большими, если вдалеке — маленькими.

Что ты думаешь о мальчике? Используй опорные слова и расскажи о Мише: осторожный, воспитанный, учтивый, внимательный, любознательный, любопытный, находчивый, добрый, безответственный, равнодушный. Подтверди свой выбор примерами из текста. Подбери другие слова.

Ответ:

Миша воспитанный, учтивый, любознательный, внимательный и добрый
«Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игру и подошел к папеньке». «Как хорошо воспитанный мальчик, он почел долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.» «Мише захотелось узнать, правду ли говорит царевна…», «Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли». «Да, мне жаль бедных мальчиков-колокольчиков…»

4. Как описание внешнего вида и речь помогают узнать жителей городка в табакерке? Объясни. Приведи примеры.

Ответ:

У каждого персонажа в табакерке определенная роль, функция, которую он выполняет в механизме этой табакерке. Отсюда и характерный внешний вид. Например, колокольчики выглядят как мальчики с золотою головкою в стальной юбочке, перед началом речи они говорят «динь-динь-динь». Дяденьки-молоточки — господа на тоненьких ножках — приговаривают «тук-тук-тук», надзиратель говорит «шуры-муры», царевна Пружинка, выглядевшая как змейка, — «зиц-зиц-зиц».

5. Обсудите с другом, зачем Одоевский создал своё произведение? Что автор хотел сказать читателям?

Ответ:

Одоевский создал свое произведение, чтобы показать, что в жизни все взаимосвязано. Мальчик задел одну пружинку, а сломал всю табакерку. 

6. Составь два плана произведения: для краткого и для подробного пересказа. Запиши их в «Рабочую тетрадь». В чём будет особенность каждого плана?

Ответ:

План для краткого персказа:
1. Папина табакерка
2. Миша в городке «Динь-динь»
3. Пробуждение

План сказки для подробного пересказа:
1. Папа показывает Мише табакерку
2. Городок «Динь-динь»
3. Разговор с отцом
4. Волшебное превращение
5. Мальчик-колокольчик
6. Начало путешествия по сказочному городку
7. Разговор с колокольчиками на улице городка
8. Знакомство с дяденьками-молоточками
9. Разговор с господином Валиком
10. Царевна Пружинка
11. Пробуждение Миши

7. Расскажи о путешествии в городок Динь-Динь от лица Миши. Постарайся при пересказе передать настроение мальчика, его отношение к жителям городка в табакерке.

Ответ:

                       Рассказ от лица Миши
     Папа показал мне красивую табакерку с нарисованным на ней городком. Я уменьшился и смог пройти в маленькую дверцу. Моим проводником по городку стал мальчик-колокольчик. Я узнал от него, как надо правильно рисовать. Потом я очутился на шумной улице среди мальчиков-колокольчиков, узнал, что им живется не так уж и весело. Затем произошла встреча с господами-молоточками, которые колотят мальчиков-колокольчиков, мне их очень жалко. Потом я разговаривал с надзирателем  — господином Валиком, и познакомился с царевной Пружинкой. Но вот я проснулся. Путешествие в табакерку оказалось сном, но я многому из него научился.

8. Знаешь ли ты народные сказки, в которых описываются научные изобретения, техника?

Ответ:

  Сказка «Аленький цветочек» — в ней описывается волшебное блюдечко и наливное яблочко, глядя в блюдечко, можно увидеть разные дали, страны и чудеса.
«Гуси -лебеди»- печка, сама выпекающая пирожки.
«По щучьему велению»- печка Емелина.
«Финист – ясный сокол»
«Летучий корабль»

9. Помнишь ли ты сказку, в которой используется художественный приём «сновидение»?

Ответ:

Сказка, в которой используется художественный приём «сновидение» —  «Сказка о золотом петушке». А.С. Пушкина. Вещий сон царя Додона.

  • Литнет
  • Литературные блоги
  • Речевой портрет героя

Умение создавать речевой портрет героя во многих учебниках по литературному и сценарному мастерству незаслуженно обходят стороной, и все же именно он во многом помогает раскрывать характер героя, выделять его среди прочих персонажей, а самой истории выглядеть правдоподобнее. Если совсем коротко, то определение речевого портрета можно свести к следующему: набор речевых предпочтений личности, которые делают ее узнаваемой. Но, прежде, чем говорить о речевых предпочтениях героя, рассмотрим факторы, которые влияют на его личность. К наиболее ярким из них относятся:

1. Возраст

К примеру, речь подростка может быть перенасыщена неологизмами, но, если этот подросток рос среди книг в отрыве от своих ровесников, то в его речи ожидаемо будет много книжной лексики. Именно к этому приему прибегла Диана Сеттерфилд в романе «Тринадцатая сказка». Ее героиня Маргарет всю жизнь провела среди книг и почти не общалась с живыми людьми, что неизбежно сказалось на ее речевом портрете.

2. Гендер

Гендер персонажа тоже неизбежно влияет на его речевой потрет, начиная с родовых окончаний и заканчивая самоопределением персонажа как личности. В сетевой литературе нередко используется прием, когда женскому персонажу дают набор вкусовых и речевых предпочтений, которые традиционно связанны с противоположным полом. Героиня может пить, как сапожник и материться, как гопник. Какое-то время это будет работать на контрасте, однако, без более глубинной проработки этот прием очень скоро станет клише. Тут может помочь разбор того, что именно стоит за подобной речью, и почему героиня говорит так, а не иначе. Быть может, это девочка из хорошей семьи, и тогда обсценная лексика для нее это некий бунт и способ самовыражения.

3. Психологический фактор

Вспомним Марти Макфлая из «Назад в будущее» и то, как он реагировал на то, когда его называли цыпленком. Казалось бы, прием совсем прост, но вместе с тем он двигал сюжет и развлекал зрителей. Психологический фактор в большей степени относится к умению автора передать то, что лежит в душе персонажа, не говоря об этом напрямую, или к тому, как те или иные психологические особенности влияют на его речь. Вспомним роман Саши Соколова «Школа для дураков», написанный от лица ребенка, страдающего раздвоениям личности, или же любой из романов Достоевского и то, как именно автор работает с речью своих героев, каждый раз создавая узнаваемые речевые портреты. Каждый раз Достоевский в определенный момент словно даёт выговориться своим героям на манер исповеди, что в сочетании с психологическим правдоподобием создает прочную связь между героями и читателями. С психологическим фактором работает и Джордж Мартин, позволяя читателям посмотреть на историю глазами разных героев, у каждого из которых есть свои проблемы и цели.

4. Этнокультурный фактор

Культурная среда, в которой находится герой, тоже в немалой степени отражается на его речевом портрете. С этим фактором больше работал Шолохов, но современным авторам он тоже может многое дать. Менталитет, социальная среда и влияние времени — все это тоже может стать маркерами уникальности вашего персонажа. 

Приступаем к работе

Назначение речевого портрета — это создание художественного образа. У самого речевого портрета есть несколько функций: характеризующая, выделяющая, сравнительная, психологическая (к которой относится эмоциональное состояние героя) и воздействующая. К эталонным примерам можно отнести Остапа Бендера: его речь узнаваема, она его характеризует и выделяет среди прочих героев.
Приступая к работе, в моей голове всегда есть определенный образ героя, но он словно находится в расфокусе, и моя задача сделать его как можно более четким. Эти вопросы помогают мне этого достичь:

1. Кто мой герой и как он выглядит? Как его физические данные отражаются на его речи?
2. Каковы убеждения моего героя и откуда они проистекают?
3. Пессимистичен или оптимистичен его взгляд на мир?
4. Есть ли в его характере противоречия? Если есть, то как они отражаются на его речи?
5. Есть ли у него особенные словечки, которые употребляет только он?
6. Какова его манера речи: быстро он говорит или медленно, громко или тихо и тд.
7. О чем он никогда не скажет?
8. Его речь ориентирована на художественную литературу или на реальность?

Последний вопрос адресован самим авторам. Если вы создаете стилизацию под определенную эпоху, то и ориентироваться в первую очередь нужно на литературу тех лет, а если пытаетесь максимально подражать реальности, то ориентация на художественную литературу может только помешать.
Однако, ответить на эти вопросы мало. Следующим шагом будет анализ того, как именно полученные ответы воплотить в самой истории и отсеять все лишнее.

Есть еще один прием, который я использую при создании героев и их речевого портрета. В любом пускай даже самом далеком от меня герое всегда есть что-то от меня, и при его создании я иду как раз от этой его черты. Как ни парадоксально, именно благодаря этому я могу создавать максимально далеких от себя персонажей, превращая эту черту в связующую нить, и позволяя герою идти своим путем, куда бы он его не привел.

  • Помногу как пишется слитно или раздельно
  • Помните ли вы этот рассказ мой милый читатель характеристика предложения
  • Помнится уезжая я обещал вам писать письма сочинение
  • Помираю или помераю как пишется
  • Помне или по мне как пишется