Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Псалтирь 104:15 / Пс 104:15
Псалтирь 104 стих 15 — синодальный текст:
«не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла».
Афанасий Великий (~295−373)
Не прикасайтеся помазанным Моим. Помазанные суть Авраам и подобные ему, потому что сподобились в видениях узреть явление Бога Слова.
Источник: Толкование на псалмы.
Иоанн Златоуст (~347−407)
не прикасайтеся помазанным моим, и во пророцех моих не лукавнуйте
Справедливость постигшего потомков Авраама отвержения подтверждается и тем, что они не устыдились благодеяний, оказанных их предкам, между тем эти благодеяния принесли пользу даже язычникам. В самом деле, праотцы их, говорит, будучи весьма малочисленными и пришельцами, при господствовавшей тогда враждебности между народами и жестокости властителей, безопасно совершали свои путешествия под покровом Промысла Божия. Так, Авраам из земли халдейской переселился в Ханаан, из Палестины в Египет и оттуда в Герар, где после него обитал Исаак; Иаков из Палестины переселился в Египет. И Моисей описывает, как Бог не потерпел, чтобы они были обижены, вразумив о них царей. Так, фараона Он удержал великими и ужасными угрозами от захвата Сарры, жены Авраамовой. Так, Авимелеха Он устрашил ночью, говоря: «вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа» (Быт.20:3). Так, тогдашним обитателям Палестины Он внушил уважение к Исааку. Так, Лавану Он угрожал: «берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого» (Быт.31:24). Праотцов называет Господь помазанниками, не потому, что они помазаны елеем, до потому, что они были избранниками. Авраама же Бог назвал и пророком: «теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив» (Быт.20:7). Или может быть называет помазанниками, как получивших невидимое помазание Духа. А что Сам Он говорил с ними, это показывают Его слова: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин.8:56). Когда же он увидел? Когда, подняв глаза свои, увидел Бога, стоящего пред ним у дуба Мамврийского, о чем именно и Писание сказало: «и явился ему Господь у дубравы Мамре» (Быт.18:1).
Источник: Беседа на псалом 104.
Филарет (Дроздов) (1782−1867)
не прикасайтеся помазанным моим, и во пророцех моих не лукавнуйте
«Не прикасайтеся помазанным Моим». Краткая заповедь, но премудро соединяющая в себе с требованием повиновения глубокое изъяснение сего требования и убеждение к послушанию! «Не прикасайтеся» властям предержащим, глаголет Вседержитель, ибо оне суть «Мои»; не прикасайтеся, ибо оне суть «помазанныя» от Меня.
Итак, одно из глубоких оснований неприкосновенности предержащих властей есть то, что оне суть Божии.
Имя «помазанных» Слово Божие нередко дает Царям по отношению к Священному и торжественному помазанию, которое они приемлют, по Божественному установлению, при вступлении на Царство. Как бы мы ни разсуждали о сем действии, значит ли оно посвящение помазуемаго Богу, или его освящение от Бога, созерцаем ли мы в сем действии таинство, приносящее помазуемому Божественный Дух и силу духовную, или только видим действие торжественное, пред очами народа полагающее на Царя несокрушимую печать Вышняго избрания, — если только имя помазанника Божия не есть слово без значения, то оно представляет лице, запечатленное Богом, священное, превознесенное, достойное благоговения, и потому неприкосновенное.
Но достойно особаго примечания, что Слово Божие именует помазанными и таких земных владык, которые никогда не были освящены видимым помазанием. Так Исаия, возвещая волю Божию о царе Персидском, говорит: «сице глаголет Господь помазанному Своему Киру» (Ис. 45:1); тогда как сей царь языческий еще и не родился, и родясь, не познает Бога Израилева, в чем и обличается от Него предварительно: «укрепих тя, и не познал еси Мене» (Ис. 45:4). Каким же образом сей самый Кир, в то же время, наречен помазанным Божиим? Сам Бог изъясняет сие, когда предрекает о нем чрез того же Пророка: «Аз возставих его.., сей созиждет град Мой, и пленение людей Моих возвратит» (Ис. 45:13). Приникни здесь, Христианин, в глубокую тайну предержащей власти! Кир есть царь языческий; Кир не знает истиннаго Бога: однако Кир есть помазанник истиннаго Бога. Почему? Потому что Бог, «сотворивый грядущая» (Ис. 45:11), назначил его для исполнения судьбы Своей о возстановлении избраннаго народа Израильскаго; сею Божественною мыслию, так сказать, помазал Дух его еще прежде, нежели произвел его на свет: и Кир, хотя не знает, кем, и для чего помазан, движимый сокровенным помазанием, в царстве языческом совершает дело Царствия Божия. Как могущественно помазание Божие! Как величествен помазанник Божий! Если только не изглаждает он в себе помазания Божия упорным противлением помазавшему его Богу: то он есть живое орудие Божие; сила Божия исходит чрез него во вселенную, и движет бoльшую или меньшую часть рода человеческаго, к великой цели всеобщаго совершения. Если таков может быть даже неведущий Бога: не много ли паче священно величие тех помазанников, которые познали Помазавшаго их, и дар помазания не только прияли для других, но и для себя объяли верою и благочестием.
Храните же внимательно зеницу ока Господня, «не прикасайтеся Помазанным Его». Заповедь Господня не говорит: не возставайте противу предержащих властей. Ибо подвластные и сами могут понимать, что, разрушая власть, разрушают весь состав общества, и следственно разрушают сами себя. Заповедь говорит: «не прикасайтеся» даже так, как прикасаются к чему либо без усилия, без намерения, по легкомыслию, по неосторожности; ибо случается нередко, что в сем неприметно погрешают. Когда власть налагает на подвластных некое бремя, хотя и легкое и необходимое: как легко возбуждается ропот! Когда подвластные видят дело власти, несогласное с их образом понятия: как стремительно исторгаются из уст их слова осуждения! Как часто необученная послушанию мысль подчиненнаго, нечистым прикосновением, касается самых намерений власти, и полагает на них собственную свою нечистоту! Клеврет мой! кто дал тебе власть над твоими владыками? Кто поставил тебя судиею твоих судей? Христианская душа! ты призвана «повиноватися за совесть» (Рим. 13:5): елико можно, не прикасайся власти, ниже словом ропота, ниже мыслию осуждения; и веруй, что «якоже возвеличися душа Помазанных во очию твоею, тако возвеличишься ты пред Господем, и покрыет тя, и измет тя от всякия печали» (1 Цар. 26:24). Аминь.
Источник: Слово в день венчания на царство Государя Императора Александра I.
Не прикасайтеся помазанным Моим
Среди торжества о Помазаннике Божием при воспоминании помазания Его ко времени слово о помазанных Божиих.
И какое слово! Пророк, между судьбами Божьими по всей земли, отличая особенную судьбу помазанных, не довольствуется собственным указанием на то очевидное действие сея судьбы, что Бог не оставил человека обидети их (Пс. 104:14); Он отверзает небо и дает услышать оттоле творческое слово, созидающее их безопасность: Не прикасайтеся помазанным Моим.
Под именем помазанных в сем изречении первоначально разумеются некоторые начальники избранного Богом племени. Но поелику то же имя помазанных тем же Словом Божиим усвоено предержащим властям, от Бога поставленным, то мы не погрешим теперь, если, возведя ум свой на небо, представим себе, что Царь царей и Господь господей с высочайшего Престола Своего указует на всех помазанных от Него властителей и заповедует всем подвластным: Не прикасайтеся помазанным Моим!
Неудивительно, что громовым гласом нужно было возвещать сию заповедь народам языческим, глухим для кроткого слова Божия. Кто бы подумал, что для Христианских народов нужно будет вновь написать ее кровью Христианских народов? Но она написана кровью и огнем на жесткой скрижали Европы, и в просвещенном веке есть мудрецы, которые доныне еще не умеют прочитать сих грозных и вместе спасительных письмен!
Благочестивые Россияне! Кто, как вы ныне, творит молитвы, моления, прошения, благодарения за Помазанного Царя и за всех, иже во власти суть (1 Тим. 2:1−2), тот, если делает сие искренно и усердно, являет делом, что на сердце его написан закон благоговения и любви к помазанным Божиим. Посему можно быть уверенным, что здесь нет никого, для кого бы нужно было заповедь о неприкосновенности помазанных Божиих проповедовать как новую заповедь. Но, как во время заразы желающие предохранить себя умножают очистительный огонь и курение, так во времена, когда зараженный дух века распространяет мнения тлетворные, не бесполезно и нам размышлением воздувать хранящуюся у нас искру истины, дабы чистыми и неповрежденными сохранить чувствования сердечные.
Если бы Слово Божие не провозглашало неприкосновенности помазанных Божиих, тем не менее надлежало бы обществу человеческому законом постановить и освятить неприкосновенность власти государственной. Правительство, не огражденное свято почитаемою от всего народа неприкосновенностью, не может действовать ни всею полнотою силы, ни всею свободою ревности, потребной для устроения и охранения общественного блага и безопасности. Как может оно развить всю свою силу в самом благодетельном ее направлении, когда его сила непрестанно находится в ненадежной борьбе с другими силами, пресекающими ее действия в столь многоразличных направлениях, сколько есть мнений, предубеждений и страстей, более или менее господствующих в обществе? Как может оно предаться всей своей ревности, когда оно по необходимости должно делить свое внимание между попечением о благосостоянии общества и между заботой о собственной своей безопасности? Но, если так нетвердо правительство, нетвердо также и государство. Такое государство подобно городу, построенному на огнедыщащей горе; что значат его твердыни, когда под ними кроется сила, которая может каждую минуту все превратить в развалины?! Подвластные, которые не признают священной неприкосновенности владычествующих, надеждою своеволия побуждаются домогаться своеволия; власть, которая не уверена в своей неприкосновенности, заботою о своей безопасности побуждается домогаться преобладания — в таком положении государство колеблется между крайностями своеволия и преобладания, между ужасами безначалия и угнетения и не может утвердить в себе послушной свободы, которая есть средоточие и душа жизни общественной.
Но, не простираясь далее в сих гражданских соображениях, обратим внимание к Слову Божию, которому внимать мы призваны и которое не многими чертами или звуками открывает великий свет.
Не прикасайтеся помазанным Моим — краткая заповедь, но премудро соединяющая в себе с требованием повиновения глубокое изъяснение сего требования и убеждение к послушанию! Не прикасайтеся властям предержащим, глаголет Вседержитель, ибо они «суть Мои; не прикасайтеся, ибо они суть помазанныя от Меня».
Итак, одно из глубоких оснований неприкосновенности предержащих властей есть то, что они суть Божии. Несть бо власть, как говорит Апостол, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть (Рим. 13:1).
При сей мысли опять удивляюсь и сетую, вспоминая, как некоторые вопреки столь ясному учению первых, истинных, Богодухновенных учителей Христианских, что власть от Бога, среди Христианства вздумали учить, что власть — от народа. Спросил бы я сих людей, которые сами себя провозглашали мудрецами за то, что по обдуманному плану были совершенными невеждами в Христианстве и учили сему невежеству других, — спросил бы я их: где же видели вы народ, который бы сперва не имел над собою власти и потом сотворил ее для себя? В каких местах? В какие времена? Не думаю, чтобы вы решились указать на скопища беглецов или разбойников как на первоначальный и совершеннейший образец общества человеческого. Можете ли вы хотя в другом роде вещей показать нам образ того, как, по вашему понятию, происходит власть в обществе? Если, например, уподобим общество зданию, а власть сравним с основанием, которым все поддерживается, или со сводом, который все покрывает, — здание ли полагает свои основания или возносит над собою свод? Не художник ли устрояет все сие? Или, если представим себе общество в виде членовного тела и власть, как орудие управления и охранения, как возбудительную силу общественной жизни и деятельности, назовем главою или сердцем, — глава и сердце руками ли и ногами обязаны своим происхождением и достоинством? Не основательнее ли признать общее и высшее начало образования для всего состава членов? Но поспешим опять по совету Апостола уклониться от прекословий лжеименнаго разума (1 Тим. 6:20) и внимать учению (1 Тим. 4:16).
Изыскателю беспристрастному нетрудно уразуметь, каким образом власть по учению Христианскому происходит от Бога. Откуда сие множество людей, соединенных языком и обычаями, которое называют народом? Очевидно, что сие множество народилось от некоего меньшего племени, а сие произошло от семейства. Итак в семействе, собственно так называемом, лежат семена всего, что потом раскрылось и возросло в великом семействе, которое называют государством. Следственно, там должно искать начатки и первый образ власти и подчинения, видимые ныне в обществе. Отец, который естественно имеет власть дать жизнь сыну и образовать его способности, есть первый властитель; сын, который ни способностей своих образовать, ни самой жизни сохранить не может без повиновения родителям и воспитателям, есть природно подвластный. Но как власть отца не сотворена самим отцом и не дарована ему сыном, а произошла вместе с человеком от Того, Кто сотворил человека, то и открывается, что глубочайший источник и высочайшее начало первой, а следственно, и всякой последующей между человеками власти есть в Боге. Из Него, во-первых, как изъясняется Апостол, всяко отечество на небесех и на земли именуется (Еф. 3:15); потом, когда сыны сынов разраждаются в народ и из семейства возрастает государство, необъятное для естественной власти отеческой, Бог дает сей власти новый, искусственный образ и новое имя, и, таким образом, Его премудростью царие царствуют (Притч. 8:15). И далее, сколько бы ни продолжались народы, как бы ни изменялись государства, всегда посредством вседействующего Промысла владеет Вышний царством человеческим (Дан. 4:22). Поелику во времена неведения как человеки забыли Творца своего, так и общества человеческие не познавали верховного своего Владыки, то Бог вместе с другими тайнами Своими и тайну происхождения предержащих властей даже чувственным образом представил пред очи мира в избранном для сего народе Еврейском. В Аврааме чудесно вновь сотворил Он качество отца и постепенно произвел от него племя, народ и царство — Сам руководствовал Патриархов сего племени, Сам воздвигал вождей и судей сему народу, Сам царствовал (1 Цар. 8:7) над сим царством, Сам воцарил над ним царей и долго являл над ними чудесные знамения Своей верховной власти.
Если, таким образом, всякая предержащая власть открыто или сокровенно исходит от Бога и Ему принадлежит, то как дерзнуть прикасаться к ней? Если мы требуем, чтобы наше произведение неприкосновенно было для других и наша собственность ненарушима, кто может ненаказанно нарушить устроение и собственность Вседержителя?
Другое священное основание неприкосновенности предержащих властей есть то, что они суть помазанные от Бога.
Имя помазанных Слово Божие нередко дает царям по отношению к священному и торжественному помазанию, которое они приемлют по Божественному установлению при вступлении на царство. Как бы мы ни рассуждали о сем действии, значит ли оно посвящение помазуемого Богу или его освящение от Бога, созерцаем ли мы в сем действии таинство, приносящее помазуемому Божественный Дух и силу духовную, или только видим действие торжественное, пред очами народа полагающее на царя несокрушимую печать Вышнего избрания, если только имя помазанника Божия не есть слово без значения, то оно представляет лицо, запечатленное Богом, священное, превознесенное, достойное благоговения и потому неприкосновенное.
Но достойно особого примечания, что Слово Божие именует помазанными и таких земных владык, которые никогда не были освящены видимым помазанием. Так Исаия, возвещая волю Божию о царе Персидском, говорит: Сице глаголет Господь помазанному Своему Киру (Ис. 45:1), тогда как сей царь языческий еще и не родился и, родясь, не познает Бога Израилева, в чем и обличается от Него предварительно: Укрепих тя, и не познал еси Мене (Ис. 45:5). Каким же образом сей самый Кир в то же время наречен помазанным Божиим? Сам Бог изъясняет сие, когда предрекает о нем чрез того же Пророка: Аз возставих его; сей созиждет град Мой, и пленение людей Моих возвратит (Ис. 45:13). Приникни здесь, Христианин, в глубокую тайну предержащей власти! Кир есть царь языческий, Кир не знает истинного Бога, однако Кир есть помазанник истинного Бога. Почему? Потому что Бог сотворивый грядущая (Ис. 45:11), назначил его для исполнения судьбы Своей о восстановлении избранного народа Израильского; сею Божественной мыслью, так сказать, помазал Дух его еще прежде, нежели произвел его на свет, и Кир, хотя не знает, кем и для чего помазан, движимый сокровенным помазанием, в царстве языческом совершает дело Царствия Божия. Как могущественно помазание Божие! Как величествен помазанник Божий! Если только не изглаждает он в себе помазания Божия упорным противлением помазавшему его Богу, то он есть живое орудие Божие, сила Божия исходит чрез него во вселенную и движет большую или меньшую часть рода человеческого к великой цели всеобщего совершения. Если таков может быть даже не ведующий Бога, не много ли паче священно величие тех помазанников, которые познали Помазавшего их и дар помазания не только прияли для других, но и для себя объяли верою и благочестием, как Давид, Иосия, Константин Великий, помазанные для того, чтобы с собою воцарять благочестие, и — не усомнимся присовокупить — как Александр Благословенный, помазанный разрушить мятежное могущество нечестия в сии последние времена?
О таковых сугубо священных помазанниках, если бы грозная заповедь не возвещала, благоговейная любовь сама собою чувствует, что касаяйся их, яко касаяйся в зеницу ока Господня (Зах. 2:8).
Храните же внимательно зеницу ока Господня, не прикасайтеся Помазанным Его. Заповедь Господня не говорит: не восставайте против предержащих властей. Ибо подвластные и сами могут понимать, что, разрушая власть, разрушают весь состав общества и, следственно разрушают сами себя. Заповедь говорит: не прикасайтеся даже так, как прикасаются к чему-либо без усилия, без намерения, по легкомыслию, по неосторожности, ибо случается нередко, что в сем неприметно погрешают. Когда власть налагает на подвластных некое бремя, хотя и легкое и необходимое, как легко возбуждается ропот! Когда подвластные видят дело власти, несогласное с их образом понятия, как стремительно исторгаются из уст их слова осуждения! Как часто не обученная послушанию мысль подчиненного нечистым прикосновением касается самых намерений власти и полагает на них собственную свою нечистоту! Клеврет мой! Кто дал тебе власть над твоими владыками? Кто поставил тебя судиею твоих судей? Христианская душа! Ты призвана повиноватися за совесть (Рим. 13:5); елико можно, не прикасайся власти ниже словом ропота, ниже мыслью осуждения и веруй, что, якоже возвеличися душа Помазанных во очию твоею, тако возвеличишися ты пред Господем, и покрыет тя, и измет тя от всякия печали (1 Цар. 26:24). Аминь.
(Слово в день торжественного венчания и священного помазания на царство благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича, 1821 г.)
Евфимий Зигабен (~1050−~1122)
Не прикасайтеся помазанным моим и во пророцех (с пророками) моих не лукавнуйте (не поступайте лукаво).
Бог, говорит, за выше означенных патриархов обличал, т. е. постыждал и устрашал царя фараона, царя Египетского и Авимелехат царя Герарского, как мы сказали. Он сказал сим: не прикасайтесь помазанникам моим и не делайте зла пророкам моим; где помазанниками называет патриархов, как помазанных Святым Духом, а пророками, как много пророчествовавших, из которых особенно Иаков пророчествовал, что имело случиться с двенадцатью сынами его. Бог ясно сказал об Аврааме, что он пророк (Быт. 20,7). Но сих слов Давидовых нет в книге Бытия, чтобы именно было сказано: не прикасайтесь помазанным моим, и с пророками моими не поступайте лукаво. Другие же слова находятся там, имея ту же самую мысль, какая заключается в словах Давида.
Слова Кирилла: Ибо невозможно, чтобы, тогда как знаменитейшие в сей жизни имеют всю заботу о своих домашних, Господь сил, у Которого все готово к исполнению, не имел никакой попечительности о любящих Его. А помазанниками называет вместо названия избранными; потому что то же самое, что производить помазание, отделяющее помазуемого, производить и избрание, отличающее, по словам Феодорита, избранных. Афанасия: Авраам и подобные ему называются помазанниками, потому что удостоились явления Бога—Слова в видениях. Ибо, по словам Исихия, они помазаны не елеем чувственным, но так названы и от участия в видении явившегося им Бога—Слова, так что могут говорить, что мы участники Христовы, а от причастия Святого Духа они назывались пророками.
Лопухин А.П. (1852−1904)
не прикасайтеся помазанным моим, и во пророцех моих не лукавнуйте.
Когда за своей малочисленностью они, патриархи, вели кочевой образ жизни, Господь никому не позволял обижать их
Счастливая судьба Авраама, принужденного кочевать среди земель многочисленных и враждебных ему народов, есть дело Промысла над ним Господа, соблюдавшего свое обетование: «не прикасайтесь к помазанным Моим». Помазанными называется не один патриарх Авраам, равно также не только пророки, но весь Богоизбранный народ, как выделенный Господом для служения Ему и проповедования Его имени среди языков.
Всего найдено: 18
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, нужна ли запятая, находящаяся в скобках? На этот вопрос можно дать несколько ответов: во-первых, гроза — это не просто величественное явление природы, это нечто судьбоносное, например(,) социальное потрясение, изменение в сознании общества; во-вторых, гроза — это религиозный знак, указывающий на гнев Божий.
Ответ справочной службы русского языка
После слова например запятую ставить не нужно. Слово например стоит в начале присоединительной конструкции, поэтому от самой конструкции оно не отделяется.
Здравствуйте. Пишу стихи. Помогите пожалуйста выбрать самый грамотный, самый правильный вариант: 1. На всех не угодишь. Ну, а впрочем, на наши все дела есть Божий Суд. 2. На всех не угодишь. Но, а впрочем, на наши все дела есть Божий Суд. 3. На всех не угодишь. Ну а впрочем, на наши все дела есть Божий Суд. 4. На всех не угодишь. Но а впрочем, на наши все дела есть Божий Суд. Очень жду от Вас совета. Заранее благодарен.
Ответ справочной службы русского языка
Третий вариант самый правильный, только слово суд следует писать с маленькой буквы.
«Но Божий мир, как прежде, некомфортен…» Нужно ли обособлять «как прежде» (значение: Божий мир сегодня такой же некомфортный, как и вчера)? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
При таком значении (некомфортен в той же степени, что и прежде) запятые не нужны.
Пожалуйста, очень срочно!!! Как писать: помазанник божий?
Ответ справочной службы русского языка
Об императоре: помазанник Божий. О Мессии (Христе): Помазанник Божий.
Пожалуйста, очень срочно!!! С прописной или строчной следует писать «божий храм», «божий венец», «раб божий»?
Ответ справочной службы русского языка
В этих сочетаниях следует писать с прописной буквы Божий.
Посоветуйте, пожалуйста. 1. Нужно ли писать слово «божественный» с заглавной буквы, если оно по смыслу близко к слову «Божий», например: «божественное намерение и руководство» (в смысле, что намерение имеет Бог и руководство осуществляет Бог). 2. Нужна ли запятая. «По милости Бога и с помощью оберегающего нас Господа (,) мы обретем спасение и жизнь вечную». Коллега настаивает на постановке запятой, мне же кажется, что вследствие «тесной и прямой» логики запятая была бы избыточна.
Ответ справочной службы русского языка
1. Да, в этом значении прилагательное Божественный пишется с большой буквы.
2. Вы правы, корректно без запятой.
Здравствуйте, уважаемые авторы! Подскажите, пожалуйста. Верно ли мнение, что слово «промысел» обозначает только ремесло, а слово «промысл» — провидение как религиозный термин? Правильно ли написать «Промысел Божий«?
Ответ справочной службы русского языка
В значении ‘занятие, ремесло’ правильно только промысел. В значении ‘провидение’ правильно: промысел и промысл, Промысел Божий и Промысл Божий.
Когда слово бог пишется с маленькой буквы , а когда — с большой? Заранее благодарю.
Ответ справочной службы русского языка
Полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2006 и более поздние издания) рекомендует писать с прописной буквы слово Бог как название единого верховного существа в монотеистических религиях. Нормативное написание: верить в Бога, молиться Богу.
Однако в следующих случаях рекомендуется написание со строчной буквы:
В формах множественного числа, в значении одного из множества божеств, а также в переносном значении: боги Олимпа, бог Аполлон, бог войны.
В устойчивых сочетаниях, употребляющихся в разговорной речи вне связи с религией: не бог весть, бог знает что, бог с ним, не дай бог, ради бога, как бог на душу положит, боже упаси, ей—богу и т. д. Невозможна прописная буква в таком, например, контексте: у него всё не слава богу.
С прописной буквы пишутся также прилагательные Божий, Божественный в религиозном контексте: храм Божий, благодать Божья, Божественная Троица, Божественная литургия. Но: божий одуванчик, божья коровка, божественный вкус (в знач. ‘восхитительный’).
См. также: http://gramota.ru/spravka/letters/?rub=ortho
В религиозных текстах я часто встречал фразы типа: «на всё воля Его», «будучи безгрешным по своей природе, Он принял мученическую смерть на кресте» и т.д.(имеется в виду Бог). Является ли такое написание с большой буквы правильным? И если да, то в каких ещё случаях можно писать эти слова с большой буквы, если не считать начала предложения?
Ответ справочной службы русского языка
Да, в церковно-религиозных и религиозно-философских текстах местоимения, заменяющие слова Бог, Божий, пишутся с прописной буквы. Также с прописной буквы не в начале предложения местоимения могут быть написаны в тех контекстах, где им придается особый высокий смысл (например, написание Ты, Твой с прописной у А. А. Блока при обращении к Прекрасной Даме как к неземной женщине, к божеству: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — // Всё в облике одном предчувствую Тебя. // Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, // И молча жду,— тоскуя и любя).
Здравствуйте!
На вопрос № 248385 (http://www.gramota.ru/spravka/buro/29_346928)
«В каких случаях слово «бог» следует писать с заглавной буквы, а в каких — со строчной?»Ваша служба дала следующий ответ:
«В практике письма последних двух десятилетий преодолено требование «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 года писать со строчной буквы многие названия, связанные с религией (такое правило в 1956 году было обусловлено идеологическими причинами). Сейчас слова Бог, Господь, Богородица и т. п. рекомендуется писать с большой буквы. При этом дело не в религиозной позиции пишущего (она может быть любой), а в том, что слова Бог, Господь, Богородица, Аллах и т. п. – индивидуальные названия, являющиеся фактически собственными именами.Итак, сейчас во всех текстах (религиозных и нерелигиозных) рекомендуется писать: Бог, если имеется в виду единое верховное существо в монотеистических религиях. В формах множественного числа, а также в значении одного из множества богов или в переносном значении слово бог пишется со строчной: боги Олимпа, бог Аполлон, бог войны.
C прописной буквы рекомендуется писать и прилагательные, образованные от слова Бог: Божий, Божественный. В переносном значении употребляется только строчная буква: божественный вкус, бабушка божий одуванчик.
В устойчивых сочетаниях, употребляющихся в разговорной речи вне прямой связи с религией следует писать слово бог (а также господь) только со строчной буквы. Вне зависимости от религиозной позиции пишущего ошибкой будет написание ей-Богу. Также невозможна прописная буква в таком контексте: у него все не слава богу.»
Хотелось бы уточнить некоторые моменты:
1) Вы начинаете свой ответ фразой «В практике письма последних двух десятилетий преодолено требование «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 года писать со строчной буквы многие названия, связанные с религией», правильно ли я понимаю, что документ 1956 это самые современные правила, регламентирующие написание этого слова ? Если это так, то фактически в «в практике письма последних двух десятилетий» слово «Бог» написанное с большой буквы является ошибкой ?2) Далее вы отвечаете «Сейчас слова Бог, Господь, Богородица и т. п. рекомендуется писать с большой буквы.»
Рекомендуется кем ? Не могли бы вы привести ссылку на конкретный документ ?
3) «При этом дело не в религиозной позиции пишущего, а в том, что слова Бог, Господь, Богородица, Аллах и т. п. – индивидуальные названия, являющиеся фактически собственными именами.»
Полностью с вами согласен в отношении Аллаха. Но слова бог, богородица или господь никак не могут быть собственными именами. Существует тысячи разных богов, рождённых от тысяч разных богородиц.
4) «Итак, сейчас во всех текстах рекомендуется писать: Бог, если имеется в виду единое верховное существо в монотеистических религиях.»
Опять же, кем рекомендуется ? Приведите ссылку на документ.
То есть, как я понимаю, напиши я слово бог в значении «единое верховное существо в монотеистических религиях» с маленькой буквы в школьном сочинении или на диктанте при поступлении в ВУЗ это не будет считаться ошибкой, так как существует всего лишь рекомендации относительно этого слова ?С уважением.
Ответ справочной службы русского языка
1. «Правила русской орфографии и пунктуации» 1956 года – это официально действующие в настоящее время правила русского правописания. Официально действующие – но в ряде случаев значительно отстающие от современной практики письма, противоречащие ей, – такой вот парадокс. Написание с прописной буквы слова Бог не соответствует этим правилам, но в той же степени не соответствует им, например, написание с прописной слова Республика в сочетании Французская Республика, ибо согласно правилам 1956 г. слово республика пишется с прописной только «в официальных названиях советских республик и стран народной демократии». Раздел «Прописные буквы» в этом своде правил – пожалуй, наиболее устаревшая часть. В современных словарях и справочниках (некоторые из них приведены в пункте 2) рекомендации свода 1956 года пересмотрены, правила употребления прописных букв сформулированы заново, сейчас следует руководствоваться именно этими правилами.
2. См.: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2007; В. В. Лопатин, И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. Прописная или строчная? Орфографический словарь. М., 2007; Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора. М., 2003.
3. В политеистических религиях, действительно, существуют тысячи богов, поэтому, если речь идет об одном из верховных существ в политеистических религиях, бог – нарицательное существительное (и пишется со строчной). Однако монотеистические религии основаны как раз на том принципе, что существует только один бог, поэтому в значении ‘единое верховное существо в монотеистических религиях’ слово Бог сближается с именем собственным, на этом и основана рекомендация писать это слово с прописной.
4. См. пункт 2. В этих изданиях употребляется именно слово «рекомендуется» (поэтому и мы так пишем). По поводу того, как оценивается написание бог / Бог в школьных сочинениях и диктантах, ничего не можем сказать (не знаем); вероятно, правильнее всего было бы не считать ошибкой ни то, ни другое написание, но рассказать ученикам о данной орфографической проблеме, о том, как она решается сейчас, какие рекомендации приведены в современных справочниках по правописанию.
Добрый день! Скажите, пожалуйста, как написать фразу «суд божий«. Имеются в виду строчные-прописные.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: суд Божий.
Добрый день.
Есть ли случаи, при которых Ты и Твой пишутся с прописной буквы?
спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Написание местоимений Ты, Твой с прописной буквы возможно: а) в церковно-религиозных текстах, когда эти местоимения заменяют слова Бог, Божий, употребляются как обращение к Богу, б) в особом стилистическом употреблении, близком к описанному выше (например, написание с прописной у А. А. Блока при обращении к Прекрасной Даме как к неземной женщине, к божеству).
Уважаемые господа!
В каких случаях слово «бог» следует писать с заглавной буквы, а в каких — со строчной?
Ответ справочной службы русского языка
В практике письма последних двух десятилетий преодолено требование «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 года писать со строчной буквы многие названия, связанные с религией (такое правило в 1956 году было обусловлено идеологическими причинами). Сейчас слова Бог, Господь, Богородица и т. п. рекомендуется писать с большой буквы. При этом дело не в религиозной позиции пишущего (она может быть любой), а в том, что слова Бог, Господь, Богородица, Аллах и т. п. – индивидуальные названия, являющиеся фактически собственными именами.
Итак, сейчас во всех текстах (религиозных и нерелигиозных) рекомендуется писать: Бог, если имеется в виду единое верховное существо в монотеистических религиях. В формах множественного числа, а также в значении одного из множества богов или в переносном значении слово бог пишется со строчной: боги Олимпа, бог Аполлон, бог войны.
C прописной буквы рекомендуется писать и прилагательные, образованные от слова Бог: Божий, Божественный. В переносном значении употребляется только строчная буква: божественный вкус, бабушка божий одуванчик.
В устойчивых сочетаниях, употребляющихся в разговорной речи вне прямой связи с религией следует писать слово бог (а также господь) только со строчной буквы. Вне зависимости от религиозной позиции пишущего ошибкой будет написание ей-Богу. Также невозможна прописная буква в таком контексте: у него все не слава богу.
Нужно ли писать «божий» с прописной буквы в словосочетании «божья искра»?
Ответ справочной службы русского языка
Искра божья (в ком, у кого) пишется со строчной.
Здравствуйте. Как правильно писать?
Божья или божия.
Ответ справочной службы русского языка
Вам поможет наша «Проверка слова» с электронными словарями (нужно набрать _божий_).
1. Âòîðàÿ ñìåíà. Ïðîçâåíåë çâîíîê íà òðåòèé óðîê. Âñå ó÷åíèêè 4Â-êëàññà çàøëè â êëàññíóþ êîìíàòó è ðàññåëèñü ïî ïàðòàì. Ñî çâîíêîì â 4 âîøëà çàâó÷ è, îáúÿâèâ, ÷òî èõ ó÷èòåëü çàäåðæèâàåòñÿ íà äåñÿòü-ïÿòíàäöàòü ìèíóò, ïðèêàçàëà: «Ñèäåòü íà ñâîèõ ìåñòàõ. Èç êëàññà íå âûõîäèòü!». Êîãäà çàâó÷ óøëà, âñå ñïîêîéíî ñèäåëè çà ïàðòàìè, è òîëüêî îäèí Òîëèê Ñèðîòèí âûøåë èç êëàññà. ×åðåç íåñêîëüêî ìèíóò îí âåðíóëñÿ è íàïðàâèëñÿ íà ñâî¸ ìåñòî. Ïðîõîäÿ ìèìî ïàðòû íîâè÷êà Áîðè Êîãàíà, îí íåîæèäàííî îñòàíîâèëñÿ îêîëî íåãî è ñî ñëîâàìè «ïîìàçàííèê áîæèé» ïðîâ¸ë ñâîèì óêàçàòåëüíûì ïàëüöåì ïî åãî ãóáàì. Ýòî áûëî òàê íåîæèäàííî, ÷òî Êîãàí äàæå íå óñïåë ïîíÿòü, ÷òî ïðîèçîøëî. Íî â ñëåäóþùóþ æå ñåêóíäó ïî çàïàõó îí ïîíÿë, ÷òî Ñèðîòèí îáìàçàë åãî ãóáû ãîâíîì! Åãî ãóáû, êîòîðûìè îí êàæäûé äåíü ïåðåä ñíîì öåëîâàë íåæíóþ ìàìèíó ù¸êó, åãî ãóáû, êîòîðûìè îí ïðèæèìàëñÿ ê êîëþ÷åé ùåòèíå ïàïèíîãî ëèöà, êîãäà òîò ïîñëå äîëãèõ êîìàíäèðîâîê âîçâðàùàëñÿ äîìîé, åãî ãóáû, êîòîðûìè îí áðàë åäó, åãî ãóáû áûëè çàìàçàíû èñïðàæíåíèÿìè ýòîãî ïîäîíêà!
«Òîëüêî áû ýòà ìåðçîñòü íå ïîïàëà â ðîò», — Áîðÿ âûñêî÷èë èç-çà ïàðòû è áðîñèëñÿ èç êëàññà â óáîðíóþ. Ðàñêðóòèâ äî îòêàçà êðàí, îí ïîäñòàâèë ëèöî ïîä ìîùíóþ ñòðóþ õîëîäíîé âîäîïðîâîäíîé âîäû íàä ðàêîâèíîé, è, ñæèìàÿ ãóáû, íà÷àë òùàòåëüíî ñìûâàòü ýòó âîíþ÷óþ ãðÿçü. Áîðÿ ñ îñòåðâåíåíèåì ò¸ð ãóáû ïîä ñòðó¸é. Åìó êàçàëîñü, ÷òî îí íàâñåãäà óòðàòèë îùóùåíèå ÷èñòîòû, ê êîòîðîé îí áûë ïðèó÷åí ñ äåòñòâà. Ñìûâ ñ ãóá âñþ ãðÿçü, Áîðÿ âûñêî÷èë èç òóàëåòà â ïóñòîé êîðèäîð è áåãîì ïîí¸ññÿ âíèç ïî ëåñòíèöå ê âûõîäó. «Äîìîé, äîìîé, áûñòðåå äîìîé! Íèêîãäà, íèêîãäà íå âåðíóñü ñþäà!».
2. Áîðÿ âñþ äîðîãó áåæàë. Îí æèë ðÿäîì ñ øêîëîé. Îáû÷íî äîðîãà îò øêîëû äî äîìà çàíèìàëà ìèíóò ïÿòü, íî â ýòîò ðàç îí äîáåæàë ìèíóòû çà äâå. Ïåðåñ¸ê äâîð ñâîåãî äîìà, âëåòåë â ïîäúåçä è, íå äîæèäàÿñü ëèôòà, îäíèì ìàõîì, ïåðåñêàêèâàÿ ÷åðåç ñòóïåíüêè, âçáåæàë íà ÷åòâ¸ðòûé ýòàæ. Òðè ðàçà íåòåðïåëèâî íàæàë çâîíîê â äâåðè êîììóíàëêè, â êîòîðîé îí æèë ñ ðîäèòåëÿìè è äîìðàáîòíèöåé Íþðîé. Çàòåì âíîâü è âíîâü ïî÷òè áåç ïåðåðûâà æàë íà êíîïêó çâîíêà ïî òðè ðàçà. Ðàç, äâà, òðè! .
Ðàç, äâà, òðè!
Çà äâåðüþ ïîñëûøàëèñü òîðîïëèâûå øàãè. Íþðà îòêðûëà äâåðü. Áîðÿ, ïðîñêîëüçíóâ ìèìî íå¸, ñòðåìãëàâ ïðîáåæàë ïî êîðèäîðó, çàñêî÷èë â êîìíàòó, ãäå æèëà èõ ñåìüÿ, è, áðîñèâøèñü ëèöîì âíèç íà ñâîé äðÿõëûé äèâàí÷èê, çàðûäàë, âñõëèïûâàÿ è äàâÿñü ñëåçàìè. Åãî âñåãî òðÿñëî îò ïåðåíåñ¸ííîãî óíèæåíèÿ, îò îáèäû, îò íåãîäîâàíèÿ, îò íåïîíèìàíèÿ, îò áåçâîçâðàòíîé óòðàòû ×èñòîòû. Äëÿ íåãî áûëî íåïîñòèæèìî: êàê è ðàäè ÷åãî ìîæíî áûëî ðåøèòüñÿ íàáðàòü ïàëüöåì èç ãðÿçíîãî óíèòàçà ãîâíî è ìàçàíóòü èì ïî ãóáàì ÷åëîâåêà?  âèñêàõ ïóëüñèðîâàëè íåñêîëüêî âîïðîñîâ, îòâåòîâ íà êîòîðûå ó Áîðè íå áûëî: «Ïî÷åìó? Ðàäè ÷åãî? Çà ÷òî? ×òî îçíà÷àåò «ïîìàçàííèê áîæèé»?». «×òî ýòî çíà÷èò?» Îí íå ïîíèìàë ñâîþ ñâÿçü ñ «ïîìàçàííèêîì áîæüèì»! Ó íèõ äîìà íèêòî íå âåðèë â áîãà. Ìîæåò áûòü, Íþðà? Íî, åñëè îíà è âåðèëà, òî íèêîãäà íè ñ êåì äîìà îá ýòîì íå ãîâîðèëà.
Ìåæäó òåì Íþðà áûñòðî çàøëà çà Áîðåé â êîìíàòó, çàêðûâ çà ñîáîé äâåðü. Ïðèñåâ ðÿäîì ñ íèì íà äèâàí÷èê, îáíÿëà åãî çà ïëå÷è è íà÷àëà ðàññïðàøèâàòü: «×òî ñëó÷èëîñü? Òû ÷åãî ïëà÷åøü? Ïî÷åìó òàê ðàíî èç øêîëû? Ãäå òâîé ïîðòôåëü?»
Îí ïûòàëñÿ çàãîâîðèòü, íî ñë¸çû äóøèëè åãî è îí íå ìîã âûìîëâèòü íè ñëîâà. «Îí, îí,
», è ñë¸çû ïîëèëèñü ðó÷ü¸ì. «Îí, îí,
». «Óñïîêîéñÿ, óñïîêîéñÿ æå òû.×òî ïðîèçîøëî?». «Îí ïîäîø¸ë, ÿ ñèäåë
», — è åãî ñíîâà âñåãî çàòðÿñëî è ñëîâà çàñòðÿëè â ãîðëå. «ß ñèäåë çà ïàðòîé. Óðîê åù¸ íå íà÷àëñÿ. Æäàëè ó÷èòåëüíèöó. Îí ïîäîø¸ë
», — è îí îïÿòü íà÷àë âñõëèïûâàòü, çàòðÿññÿ è, çàõëåáíóâøèñü ñëåçàìè, íå ìîã ïðîèçíåñòè íè ñëîâà, à òîëüêî çàìîòàë ãîëîâîé. Îíà çà ïëå÷è îòîðâàëà åãî îò âàëèêà, ðàçâåðíóëà ëèöîì ê ñåáå, ïðèæàëà åãî ãîëîâó ê ãðóäè è, ãëàäÿ ðóêîé ïî âîëîñàì, ñïîêîéíî ïîâòîðèëà: ««Îí ïîäîø¸ë», à ÷òî äàëüøå?». Áîðÿ, ïûòàÿñü ñïðàâèòüñÿ ñ ðûäàíèÿìè, íà÷àë ãîâîðèòü, íèêàê íå ðåøàÿñü ïðîèçíåñòè òî ñàìîå ñòðàøíîå, ÷òî ïðîèçîøëî: «Îí, îí
Îí ïîäîø¸ë è ïðîâ¸ë ìíå ïàëüöåì ïî ãóáàì. ß ñíà÷àëà íå ïîíÿë, — Áîðÿ ìåæäó âñõëèïûâàíèÿìè ïðåðûâèñòûì äûõàíèåì íàáðàë âîçäóõ, — à, à, à
ïîòîì ÿ ïî çàïàõó ïî÷óâñòâîâàë, ÷òî îí ìåíÿ èçìàçàë êàêàøêîé
Ó, ó
, ó íåãî íà ïàëüöå áûëà êàêàøêà
» , — è âíîâü õëûíóëè ñë¸çû, è îí çàìîòàë ãîëîâîé è âñ¸ íèêàê íå ìîã ïåðåõâàòèòü äûõàíèå. «Îí âûìàçàë òåáå ãóáû ãîâíîì?!» È îí â îòâåò óòâåðäèòåëüíî çàìîòàë ãîëîâîé, è ñë¸çû íåïðåðûâíî òåêëè ïî ùåêàì. «ß, ÿ, ÿ,
, — îí íà÷àë çàèêàòüñÿ, õîòÿ ñ íèì òàêîãî íèêîãäà íå áûëî, — ß ñòðàøíî áîÿëñÿ, ÷òî îíà ïîïàä¸ò ìíå â ðîò!» , — è ñíîâà áåçóòåøíî çàïëàêàë. «Îíà îòâðàòèòåëüíî âîíÿëà! Ãóáà áûëà â êàêàøêå! ß ñî âñåõ ñèë ñæàë ãóáû, ÷òîáû îíà íå ïîïàëà â ðîò.È åù¸ îí ñêàçàë «ïîìàçàííèê áîæèé»».
Ïðîèçíåñÿ ýòî, Áîðÿ åù¸ ñèëüíåå çàðûäàë, ñíîâà ïåðåæèâàÿ ýòîò óæàñ, çàêðûâ ãîëîâó ðóêàìè.
— Êòî?
— Òîëèê Ñèðîòèí!
— Óñïîêîéñÿ! — Íþðà âñòàëà ñ äèâàíà è, ñíÿâ êóõîííûé ôàðòóê, âûøëà èç êîìíàòû. Çàòåì õëîïíóëà âõîäíàÿ äâåðü.
Íþðà ïðèøëà ê ñåìüþ Êîãàí â ñåíòÿáðå 1948 ãîäà, êàê ðàç, êîãäà Áîðÿ ïîø¸ë â ïåðâûé êëàññ. Ðîäèòåëè Áîðè, êàê è âñå âçðîñëûå â ïîñëåâîåííûå ãîäû, ðàáîòàëè ñ óòðà äî íî÷è. Òàê ÷òî Áîðÿ, ïðàêòè÷åñêè, âñ¸ âðåìÿ áûë íà ïîïå÷åíèè Íþðû. Ó íå¸ íå áûëî ñâîèõ äåòåé, ó íå¸ âîîáùå íè÷åãî ñâîåãî íå áûëî. Íþðà áûëà èç ðàñêóëà÷åííûõ. Çà ÷åòûðå ãîäà, ÷òî Íþðà ðàáîòàëà â ýòîé ñåìüå, îíà î÷åíü ïðèâÿçàëàñü ê Áîðå. Îí áûë ïîêëàäèñòûì, äîáðûì, ñìûøë¸íûì ðåá¸íêîì è ó íèõ ñëîæèëèñü ò¸ïëûå, äóøåâíûå è äîâåðèòåëüíûå îòíîøåíèÿ.
3. Íþðà, áåç ñòóêà, ðàñïàõíóâ äâåðü, âîøëà â êëàññ è ãðîìêî ïðîèçíåñëà:
— Êòî çäåñü Òîëèê Ñèðîòèí? Íó êà, âñòàíü, ãîâíîìàç âîíþ÷èé! — Íþðà îáâåëà òÿæ¸ëûì âçãëÿäîì êëàññ.
Êëàññ çàìåð.
— Ó íàñ óðîê! Âû ÷òî ýòî ñåáå ïîçâîëÿåòå! Íåìåäëåííî âûéäèòå èç êëàññà! — ñðàçó ïåðåéäÿ íà êðèê, çàâîïèëà ó÷èòåëüíèöà.
— Ýòî Âû ÷òî ñåáå ïîçâîëÿåòå? Ýòî ÷åìó Âû òóò ó÷èòå ìàëü÷èøåê? Ãîâíîì åâðååâ âûìàçûâàòü?
Ó÷èòåëüíèöà îïåøèëà. Äëÿ íå¸ ðåàêöèÿ ýòîé âíåøíå ñîâåðøåííî ïðîñòîé æåíùèíû áûëà ïîëíîé íåîæèäàííîñòüþ.
— Ñèðîòèí, âñòàíü! — ó÷èòåëüíèöà ïîìèìî ñâîåé âîëè ïîä÷èíèëàñü è ïîâòîðèëà òðåáîâàíèå Íþðû.
Òåïåðü óæå Íþðà âåëà ñâîé óðîê â å¸ êëàññå!
Òîëèê Ñèðîòèí íåõîòÿ ìåäëåííî âñòàë, íå âûõîäÿ èç-çà ïàðòû, ãëóïî óõìûëÿÿñü. Îí ÷óâñòâîâàë ñåáÿ ãåðîåì.
Íþðà ñïîêîéíî ïîäîøëà ê íåìó è, íåîæèäàííî óõâàòèâ çà óõî, ïîòÿíóëà èç-çà ïàðòû â ïðîõîä ìåæäó ðÿäàìè, ãðîìêî è ÷¸òêî âûãîâàðèâàÿ íà âåñü êëàññ:
— Àõ òû, ãèòëåðîâñêèé ïðèñïåøíèê, ìðàçü ôàøèñòñêàÿ! Ïîçîð ðóññêîé íàöèè! «Ïîìàçàííèê áîæèé», ãîâîðèøü?! — è îíà, âûâîëî÷èâ åãî çà óõî â ïðîõîä ìåæäó ïàðòàìè, óäàðèëà åãî íàîòìàøü ëàäîíüþ ïî ëèöó! Òîëèê âçâûë, à Íþðà ðàçâåðíóâ åãî çà óõî ñïèíîé ê ñåáå, ïîääàëà åìó ìîùíåéøèé ïîäçàòûëüíèê, îò êîòîðîãî òîò, ïðîëåòåë ïî ïðîõîäó è, íå óäåðæàâøèñü íà íîãàõ, ðàñòÿíóëñÿ íà ïîëó ëèöîì âíèç è òóò æå æàëêî çàñêóëèë. Åìó áûëî íå ïðèâûêàòü, ìàòü ÷àñòî áèëà Òîëèêà çà äâîéêè, çà æàëîáû ó÷èòåëåé, çà ïëîõîå ïîâåäåíèå, âîîáùå çà âñ¸ «õîðîøåå».
Íþðà ïîäîøëà ê áëèæàéøåé ïàðòå, íà êîòîðîé áûëî ñâîáîäíîå ìåñòî, çàïóñòèëà ðóêó â ïîëîñòü ïîä ñòîëåøíèöåé ïàðòû, ãäå îáû÷íî õðàíèëè ïîðòôåëè, è âûòàùèëà îòòóäà ïîðòôåëü Áîðè. Çàòåì òàê æå ñïîêîéíî ïîøëà ê âûõîäó èç êëàññà. Ïðîõîäÿ ìèìî ïîäâûâàþùåãî íà ïîëó Ñèðîòèíà, îíà ñïëþíóëà íà íåãî, ãðîìêî ñ ïðåçðåíèåì ïîâòîðèâ:
— Ãîâíîìàç âîíþ÷èé! — è âûøëà èç êëàññà.
Ó÷èòåëüíèöà, îøàðàøåííàÿ ðàñïðàâîé, êàê çàâîðîæåííàÿ, ïðîâîäèëà ãëàçàìè óõîäÿùóþ Íþðó.
Ýòî ïðîèçîøëî â Ìîñêâå â ïðåäåëàõ Ñàäîâîãî êîëüöà îñåíüþ 1952 ãîäà.
4. Áîðÿ, íåìíîãî óñïîêîèâøèñü, íà÷àë àíàëèçèðîâàòü ñëó÷èâøååñÿ. Äî ÷åòâ¸ðòîãî êëàññà îí ó÷èëñÿ â 4Ä. Ñ ñåðåäèíû ïåðâîé ÷åòâåðòè ÷åòâ¸ðòûå êëàññû èõ øêîëû îò 4à äî 4È ïåðåâåëè â íîâóþ òîëüêî ÷òî ïîñòðîåííóþ øêîëó. Áîðÿ îñòàëñÿ â ñòàðîé, ïîòîìó ÷òî îí æèë â äîìå ðÿäîì ñî øêîëîé. Òàê îí îêàçàëñÿ â 4Â. Îí õîðîøî ó÷èëñÿ, áûë îáùèòåëüíûì è äîáðîæåëàòåëüíûì ìàëü÷èêîì èç èíòåëëèãåíòíîé ñåìüè. Áîðÿ åù¸ íå íàñòîëüêî îñâîèëñÿ â íîâîì êëàññå, ÷òîáû õîðîøî óçíàòü âñåõ ðåáÿò, íî åìó êàçàëîñü, ÷òî ÿâíûõ âðàãîâ èëè íåäîáðîæåëàòåëåé ó íåãî íå áûëî. Òàê ÷òî æå ñëó÷èëîñü? Ïî÷åìó è çà÷åì Òîëèê Ñèðîòèí, èñïà÷êàë åãî, äà åù¸ òàêèì èçîùð¸ííûì ñïîñîáîì? Ýòîò ìàëåíüêèé ñòàðè÷îê, êàê ïðî ñåáÿ åãî çâàë Áîðÿ, ñ íåîæèäàííî íèçêèì íàäòðåñíóòûì ãîëîñîì ñ õðèïîòöîé, ïðîèçâîäèë âïå÷àòëåíèå äåðåâåíñêîãî äóðà÷êà è ñàì íå ñìîã áû äîäóìàòüñÿ ñäåëàòü ýòî. Êòî-òî åãî ïîäó÷èë è ïîäãîâîðèë
×òî æå îòëè÷àëî åãî îò îäíîêëàññíèêîâ? Âûäàþùèéñÿ âïåð¸ä íîñ ñ ãîðáèíêîé, ôîðìà ãëàç è íå ðóññêàÿ ôàìèëèÿ — âîò, ïîæàëóé, è âñ¸. Îí ðîäèëñÿ è æèë â Ìîñêâå. Ðóññêèé áûë åãî ðîäíûì ÿçûêîì, íèêàêîãî äðóãîãî ÿçûêà îí íå çíàë. Áîëüøå òîãî, òàê êàê çíà÷èòåëüíóþ ÷àñòü âðåìåíè äîìà îí ïðîâîäèë ñ äîìðàáîòíèöåé, áûâøåé ðÿçàíñêîé êðåñòüÿíêîé, â åãî ðå÷è áûëî ìíîãî ïðîñòîðå÷èé è íàðîäíûõ ïîñëîâèö è ïîãîâîðîê. Äîìà âñå ãîâîðèëè íà ðóññêîì. Îí ÷èòàë ðóññêèå êíèãè, äðóæèë ñ ðóññêèìè ðåáÿòàìè âî äâîðå. Ôàìèëèÿ. Äà, ó âñåõ ðóññêèõ ðåáÿò ôàìèëèè â îñíîâíîì çàêàí÷èâàëèñü íà «èí» è «îâ». Ó íåìíîãî÷èñëåííûõ óêðàèíöåâ íà «êî». Ðàíüøå îí íå îáðàùàë íà ýòî âíèìàíèå. Åãî ôàìèëèÿ çàêàí÷èâàëàñü íà «àí». Íåóæåëè ðàçëè÷èå â îäíó áóêâó äîñòàòî÷íî äëÿ òîãî, ÷òîáû âûçâàòü íåíàâèñòü ê íåìó, êîòîðàÿ çàñòàâèëà Ñèðîòèíà ïîéòè íà òàêóþ ìåðçîñòü? Íåóæåëè ïðè÷èíà îïÿòü â òîì æå, ÷òî îí åâðåé?
Áîðÿ óæå çíàë, ÷òî îí åâðåé. Îí óçíàë ýòî â øåñòü ëåò, êîãäà îäèí áåç äîìðàáîòíèöû âûøåë ïîãóëÿòü âî äâîð. Íà ñêàìåå÷êå ïåðåä ïîäúåçäîì ñèäåëè íÿíüêè, âûãóëèâàâøèå ìàëåíüêèõ äåòåé. Îäíà íîâåíüêàÿ, êîòîðóþ îí âèäåë ïåðâûé ðàç, ñîâñåì ìîëîäàÿ ïîëíàÿ êðóãëîëèöàÿ äåðåâåíñêàÿ äåâêà, êðîâü ñ ìîëîêîì, ñ íàñìåøêîé è ïðåçðåíèåì ïðîäåêëàìèðîâàëà åìó âñëåä ñ÷èòàëî÷êó: «Ñêîëüêî âðåìÿ? Äâà åâðåÿ, òðåòèé æèä, ïî âåð¸âî÷êå áåæèò!». È äîáàâèëà ñ íåçíàêîìûì åìó àêöåíòîì: «Àáõðàøà, êóõðà÷ðêó õî÷åøü?!», — êàðòàâÿ è êîâåðêàÿ áóêâó «ð». Ñ÷èòàëî÷êè áûëà ñîâåðøåííî áåññìûñëåííîé, íî îí ïîíÿë ÷òî â íåé áûëî ÷òî-òî îñêîðáèòåëüíîå â åãî àäðåñ, îò ÷åãî îí âåñü ñæàëñÿ, ñãîðáèëñÿ è, íå îáîðà÷èâàÿñü, ïîø¸ë âãëóáü äâîðà ïîäàëüøå îò ýòîé ñêàìåå÷êè. È åù¸ îí ïîíÿë, ÷òî ýòà íåçíàêîìàÿ äåâêà íàçâàëà, íåò, îáîçâàëà åãî åâðååì è æèäîì. Íî ÷òî ýòî çíà÷èò è êàê îíà îá ýòîì óçíàëà åìó áûëî íåâåäîìî, âåäü îíà âïåðâûå âèäåëà åãî, à îí íèêîãäà íå ñëûøàë òàêèõ ñëîâ. À ïðè ÷¸ì çäåñü êàðòàâûå «Àáõðàøà» è «êóõðà÷ðêà»? Íè îí è íèêòî èç åãî äîìàøíèõ è çíàêîìûõ íå êàðòàâèë è ñ òàêèì àêöåíòîì íå ãîâîðèë!
5. Ñåãîäíÿøíåå ïðîèñøåñòâèå áûëî ïåðâûì ãëóáîêèì ïîòðÿñåíèåì â åãî æèçíè. Áîðÿ âïåðâûå â æèçíè ñòîëêíóëñÿ ñ ïðîÿâëåíèåì íåîáîñíîâàííîé è íåîáúÿñíèìîé íåíàâèñòè ê íåìó, ïðîòèâîðå÷àùèì åãî äåòñêîìó îïûòó ðåá¸íêà èç ñ÷àñòëèâîé ñåìüè, â êîòîðîé åãî âñå ëþáèëè çà åãî âåñ¸ëûé íðàâ, æèçíåðàäîñòíûé õàðàêòåð, ïîçèòèâíûé íàñòðîé, çà åãî äîáðîòó è íåïîñðåäñòâåííîñòü.
Îí åù¸ íå çíàë, î òîì ÷òî âñåãî íåñêîëüêî ëåò íàçàä â õîäå íåäàâíî çàêîí÷èâøåéñÿ Âòîðîé Ìèðîâîé âîéíû, ïðîèçîøëà êàòàñòðîôà åâðåéñêîãî íàðîäà, ê êîòîðîìó, êàê âûÿñíèëîñü, îí ïðèíàäëåæàë. ×òî ïðàêòè÷åñêè, âñÿ «öèâèëèçîâàííàÿ» Åâðîïà, îêàçàâøàÿñÿ ïîä ãèòëåðîâñêîé Ãåðìàíèåé, ïîäõâàòèëà èäåîëîãèþ íåìåöêîãî íàöèîíàë-ñîöèàëèçìà è ñ áîëüøèì èëè ìåíüøèì ðâåíèåì ïðèñîåäèíèëàñü ê ïðîöåññó ïëàíîìåðíîãî óíè÷òîæåíèÿ åâðåéñêîãî íàñåëåíèÿ íà îêêóïèðîâàííûõ òåððèòîðèÿõ Åâðîïû! Îí åù¸ íå çíàë, ÷òî øåñòü ìèëëèîíîâ áåççàùèòíîãî ãðàæäàíñêîãî íàñåëåíèÿ åâðåéñêîé íàöèîíàëüíîñòè áûëè îñîçíàííî óíè÷òîæåíû â ïåðèîä 1938 ïî 1945 ãîäû â ñîîòâåòñòâèè ñ ãîñóäàðñòâåííîé äîêòðèíîé ãèòëåðîâñêîãî òðåòüåãî ðåéõà òîëüêî çà òî, ÷òî îíè áûëè åâðåÿìè!
Îí íå çíàë, ÷òî â 1947 ãîäó â ÑÑÑÐ íà÷àëàñü ñïëàíèðîâàííàÿ Ñòàëèíûì àíòèñåìèòñêàÿ êàìïàíèÿ, ïîëó÷èâøàÿ â 1949 ãîäó ëîçóíã «Áîðüáà ñ êîñìîïîëèòèçìîì». Êàìïàíèÿ, â íà÷àëå êîòîðîé â 1948 ãîäó ïî ïðÿìîìó óêàçàíèþ Ñòàëèíà ïîäëî è çâåðñêè áûë óáèò âñåíàðîäíûé ëþáèìåö, íàðîäíûé àðòèñò ÑÑÑÐ, ðóêîâîäèòåëü Åâðåéñêîãî Àíòèôàøèñòñêîãî Êîìèòåòà (ÅÀÊ) Ñîëîìîí Ìèõîýëñ. ×òî âñëåä çà óáèéñòâîì Ìèõîýëñà áûë àðåñòîâàí, îáâèí¸í â øïèîíàæå è íàöèîíàëèçìå è çàòåì óíè÷òîæåí ïî÷òè â ïîëíîì ñîñòàâå ÅÀÊ, â êîòîðûé âõîäèë öâåò ãóìàíèòàðíîé åâðåéñêîé èíòåëëèãåíöèè ÑÑÑÐ, ïèñàòåëè è ïîýòû, æóðíàëèñòû, àêò¸ðû, ðåæèññ¸ðû, ïîëèòè÷åñêèå äåÿòåëè.
Îí âñåãî ëèøü êàê øóòêó âîñïðèíèìàë ñëîâà ïàïèíîé ÷àñòóøêè: «Òèëè, òèëè, òèëè, òèëè! Íàøó ìàìó ñîêðàòèëè!» — è âåñåëî ïîäïåâàë ïàïå, êîãäà ìàìó óâîëèëè ñ ðàáîòû. À âñêîðå è ñàìîãî ïàïó ïåðåâåëè ïî ñëóæáå èç Ìîñêâû â Õàðüêîâ.
Åù¸ âïåðåäè áûëî «Äåëî âðà÷åé», ïî êîòîðîìó áûëè àðåñòîâàíû âåäóùèå êðåìë¸âñêèå äîêòîðà, â áîëüøèíñòâå åâðåè ïî íàöèîíàëüíîñòè, îáâèí¸ííûå â çàãîâîðå ïðîòèâ âëàñòè, â óìûøëåííîì óáèéñòâå è ïîäãîòîâêå ê óáèéñòâó âûñøèõ ãîñóäàðñòâåííûõ è ïàðòèéíûõ äåÿòåëåé, â øïèîíàæå è íàöèîíàëèçìå. ×àñòü àðåñòîâàííûõ â ðåçóëüòàòå ïûòîê è èçáèåíèé óìåðëè â çàñòåíêàõ ÍÊÂÄ, íå äîæèâ íåñêîëüêî ìåñÿöåâ äî èõ ïîëíîé ðåàáèëèòàöèè ïîñëå ñìåðòè âîæäÿ íàðîäîâ.
Îí, êîíå÷íî, åù¸ íè÷åãî íå çíàë íè î «áåëûõ», íè î «êðàñíûõ» åâðåéñêèõ ïîãðîìàõ âî âðåìÿ ïðîñëàâëåííîé ñîâåòñêîé èñòîðèîãðàôèåé ëåãåíäàðíîé ãðàæäàíñêîé âîéíû â Ðîññèè.
Îí åù¸ íè÷åãî íå çíàë î òðàãè÷åñêîé ñóäüáå ñâîåãî íàðîäà, ïîäâåðãàâøåãîñÿ ìíîãî÷èñëåííûì ãîíåíèÿì è ïðåñëåäîâàíèåì â òå÷åíèå âîò óæå 2000 ëåò!
Âñå ýòî åìó åù¸ ïðåäñòîÿëî óçíàòü, îñìûñëèòü è ïîíÿòü. Ïîíÿòü, â ÷àñòíîñòè, íàèâíîñòü ñâîèõ ëþáèìûõ ðîäèòåëåé, ñ ýíòóçèàçìîì ïîääåðæàâøèõ è âîïëîòèâøèõ â æèçíü â ñâîåé ñåìüå èäåþ àññèìèëÿöèè
Дух Господень подсказывает и учит того, на ком пребывает. Он указывает, что есть праведность, как ее сохранить и приумножить: «Вы не нуждаетесь в том, чтобы кто-то учил вас. Но само это помазание учит вас…» Слово «помазанник» очень часто можно встретить в Библии. На протяжении истории человечества у различных народов было много Божьих помазанников. Это были наставники, руководители, вожди, цари. Так кто же такой Божий помазанник? Это глубокий философский вопрос, с которым нам придется сегодня разобраться.
Кто такой помазанник Господень?
Господень помазанник представляет собой Божьего избранника, который лучше всего подходит для управления православной страной из множества других людей по Божественному предвидению. Он является избранным служителем Богу, ему Господь сообщает свою благодать и дает дары в помощь по управлению страной посредством церковных обрядов миропомазания на царство. Таким образом, Божий помазанник имеет пред Господом задачу, что заключается в таком управлении страной, что помогает всему народу быстрее и легче спасти свои души от погибели, стать ближе к Царствию небесному путем верной и жертвенной службы царю, то есть помазаннику Бога.
Благодать государя
Помазанник божий (царь) имеет благодать постигать цели, способы решения современных жизненных вопросов, а также тех, что осветляют далекое будущее станы. Не всегда жизненные вопросы народа совпадают с требованиями православного государства, целью которого выступает спасение душ как в настоящее время, так и в будущем. Иногда потребности настоящего и далекого будущего являются противоположными, в этом случае только монарх, помазанник Божий, может разрешить данную проблему самым наилучшим способом. И всем во благо. Это и есть благодать государя и преподношения Господа Божьему помазаннику.
Доказательство этой истины
Если Бог является Добродетельным, он заботится о благополучии народа; если Бог Всеведущ, он предсказывает, кто из людей может самым лучшим образом править страной; если Господь Всемогущ, он делает так, чтобы человек, которого он выбрал, и его потомки были самыми подходящими для правления во все времена и в любом жизненном случае. Утверждая династию царей, Бог предоставляет ей помощь и попечительство, направляя в трудные времена монарха на правильные решения. Таким образом, Господь знает, что верная служба Его помазанника даст положительные результаты, улучшит качество жизни народа, создаст хорошие условия для спасения душ каждого из православных людей. Православная церковь же учит нас, что Господь есть Добродетель, он всеведущ и всемогущ. Поэтому именно он выбирает помазанника, который будет править государством.
Помазание в Библии
Помазание на царство выступает обрядом, при котором монарх, что вступает на трон, помазывается елеем (оливковым маслом) и миром (ароматическим маслом из нескольких трав) с целью подношения ему даров Господа для правильного управления государством. Первым примером из Библии является история Аарона, когда он возводился в сан первосвященника. Многократно в этой книге встречаются указания на помазание монархов, поэтому позже, при восшествии царя на престол, всегда проводился обряд помазания на царство, когда монарх получал благословение небес.
Помазание в православии
В православии этот обряд проводился патриархом, старшим епископом. Когда помазывали русских монархов, применяли сосуд, который принадлежал, по легенде, императору Октавину Августу и был потерян в 1917 году. Помазание на царство в православии не является одним из семи таинств церкви.
Характеристики помазания
Помазание – благословение небес. Оно дается не для собственных нужд, а для служения Всевышнему. Это сила, что дана для изменения в лучшую сторону, для способности принести духовные плоды. Плод, то есть конечный результат, имеет большое значение. Помазание дается для «созревания плода». Награда свыше будет предоставлена только за плоды, а не за само помазание. Независимо от размера помазания, награда воздастся за процент принесенного плода, поэтому кому было предоставлено много помазания, с того будет много спрашиваться. И Божий помазанник должен принести все 100% положительного результата.
Монарх и церковь
Служитель церкви, патриарх, не может править народами государства. Если он провозгласит себя царем, то осквернит чистоту веры, так как признает право тех, кто ложно верит в Господа, на спасение душ. Поэтому государь является выше патриарха, православные каноны дают ему власть назначать и снимать патриарха и епископов. Божий помазанник несет ответственность перед Богом, людскому суду он не подсуден.
Русский православный царь
После обряда помазания, когда святой дух преподносит дары Господа государю, русский православный царь становится так называемым мужем своего народа, а народ образно становится его женой. По этой причине коронация имеет название «венчание на царство». Таким образом, между царем и его подданными возникают «супружеские отношения», которые в православии должны протекать строго по заповедям. Это значит, что в Боге должны быть и монарх, и народ. Ни царь не может существовать без народа, ни народ без царя в Господе. Так, мы видим построение линии власти от Всевышнего к народу через помазанника – монарха. Царь может спасти свой народ от греха, направив его вектор на себя, если на то будет воля Божья, согласие самого государя и отсутствие подобного греха на самом монархе.
Люди и Господь
Бог не отрицает наличие иного источника власти, отличного от себя, власти от народа как результат свободного их выбора. Господь не будет противиться, если человек выбирает жизнь и власть без Всевышнего. Именно поэтому не всякая власть дается от Бога. Единство Господа и человека всегда идет через помазанника, отсутствие которого делает невозможным получение благодати. Если святой дух не коснулся помазанника, Всевышний оставляет народ на произвол судьбы, без своей поддержки.
Истина царской власти помазанника Божьего
Помазанник Божий является олицетворением Иисуса на земле, данным Богом спасителем-мессией. Его руками Всевышний спасает избранный народ и земную Церковь от истребления сатаной, как духовного, так и физического. Он олицетворяет живое орудие в руках Господних. Именно руками царя Бог защищает свое наследие от врагов, что убивают тело и душу, и удерживает от грехов, применяя как силу слова, так и силу меча. Церковь говорит, что нужно молиться о царе-помазаннике, так как это христианский долг всех людей. Если отвергать законного помазанника Божьего, то не будет возможности совершить поступок веры по отклонению сатаны. Отсутствие молитвы об избраннике Господнем – путь к антихристу. Тот, кто отвергает помазанника Божьего, попадает в лапы сатаны, который своими руками создаст пародию на Вселенскую Православную Империю, то есть царство антихриста. Тому государству и его народу, что уверовали и приняли своего царя, уготовано воскресение и победа над всеми врагами.
Таким образом, помазанник Божий является царем избранного Всевышним народа. Он возводится на престол государства, чей народ выбрал Господь, и представляет собой Главу воинствующей Христовой Церкви. Православный царь – отец народа, его начальник, доброжелатель и защитник. Где есть глава государства, там есть и порядок, а из-за его потери часто бывают беды. И как в семье не может быть более одного отца, так и в государстве не может быть больше одного правителя.