Полусожженная рукопись как пишется

Н и нн в причастиях и прилагательныхэкспресс-диктант в 1-м столбике запишите номера слов с н, во 2-м с нн.размешанные

Н и нн в причастиях и прилагательных

Экспресс-диктант (в 1-м столбике запишите номера слов с н, во 2-м — с нн).

Размешанные краски Бесценная вещь Выкрашенные лавки Поляна освещена

Тканый узор Туристы размещены Комиссия образована Румяные лица

Свиные окорока Некрашеная ткань Писаная красавица Тетрадь исписана

Кожаный портфель Ветреный день Ветряной двигатель Безветренный день

Рассеянный мальчик  Нечаянная ошибка

Алгоритм правописания –н- и –ин- в прилагательных и причастиях.

Образуйте от существительных и глаголов прилагательные по образцу:

кожа — кожаный: песок, рожь;

барабан — барабанный: брань, ураган, карман, туман, весна, манна, рань;

глина — глиняный: береста, вода, жесть, смола, шерсть, торф;

вязать — вязаный: драть, звать, путать, тесать, ковать, жевать, резать, стирать;

валять — валяный: веять, паять, сеять, стрелять.

Графически объясните написание н и ин в словах:

кошеный луг — некошеный, скошенный и кошенный по росе луг;

выкрашенный забор — крашеный — давно не крашеный — некрашеный;

нетканая скатерть — тканная золотом — сотканная — несотканная;

раненый воин — раненный в бою — легкораненый — поранены плугом;

жженый сахар — полусожженная рукопись — выжженная пустыня.

проведите выборочный диктант с объяснением. Выпишите в два столбика слова с н и нн.

Старый Мазай любит до старости свой низменный край (Н. Неркасов). 2) Дорога лежала через бывшее ржаное поле. З) Торжественным маршем вступила на землю весна. 4) Тянуло в каменные корпуса, где пахло машинным маслом. 5) Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку (А. Фадеев). б) Ни санного, не звериного следа не было видно. 7) Послышался стук лошадиных копыт: выводили из конюшни вороного коня. 8) Станица обнесена земляным валом (Л. Толстой). 9) Настя была столь же ветрена, как и её барышня (А. Пушкин). 10) Ночь была безветренная.

Составьте и запишите диктант из слов-исключенний на все случаи данной темы.

Спишите, образуйте от данных слов с помощью суффиксов -ость-, — ний-, -ений- существительные, обозначьте орфограммы.

Сдержа_ый, рассмотре_ый, опубликова_ый, плавле_ый, расплавле_ый, консервирова_ый, суше_ый, кале_ый, вяза_ый, вороне_ый, усовершенствова_ый, да_ый, несмышлё_ый, свяще_ый.

Вставьте пропущенные буквы, найдите слова с суффиксами, выделите суффиксы.

Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий, дли_ый, ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый, накло_ый, пр_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый, революцио_ый, воро_ий, пога_ый.

Объясните разницу в написании однокоренных слов.

Все мои друзья образованны. Комиссии уже образованы.

Лица солдат суровы и озабоченны. Мы были озабочены зачётом.

Сборы прошли организованно. Организовано хорошее питание.

Шерсть вся запутана котенком. Эта история запутана и неясна.

Море взволновано бурей. Говорил взволнованно, горячо.

Карточки контроля

№1

Задание 1. Запишите рядом с полной формой краткие формы прилагательного.

Образец: румяный — ребёнок румян, девочка румяна, дитя румяно.

Несравненный, единый, ценный, революционный, пустынный, современный.

Задание 2. Объясните написание слов с помощью прилагательных, от которых они образованы.

Образец: масленица — масленый (блин).

Непринуждённость, бешено, бесцеремонность, жизненно, доверенность, гостиница, ветрено, лиственница, карманник, таможенник, родственник.

№2

Задание 1. Вставьте н и нн, выделите суффиксы.

Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис, земля_ая насыпь, журавли_ый крик, урага_ое предупреждение, беспричи_ое опоздание, искус_ый оратор, искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа, цели_ый район, серебря_ая нить, деревя_ая солонка.

Задание 2. Образуйте от данных прилагательных их краткую форму в женском роде.

Неожиданный, священный, ветреный, пустынный, длинный, румяный, юный, искусный, раненый, образованный, искусственный.

№3

Задание 1. Замените данные словосочетания синонимичными выражениями, выделите суффиксы.

Образец: время революции — революционное время.

Командир дивизии, автобус для экскурсии, треугольник с равными сторонами, комиссар батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор по традиции, день с ветром, институт информации.

Задание 2. Объясните написание н и нн по образцу.

Образец: копчёность — копчёный.

Смышлёность, воспитанник, мудреность, масленица, избранник, туманность, путаница, запутанность, ремесленник, юность.

№4

Задание 1. Превратите причастия в прилагательные.

Образец: печенная в золе рыба — печеная рыба, позолоченное кольцо — золоченое кольцо.

Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, груженная лесом баржа, вымощенная улица, раненный в руку воин, давно не крашенные волосы, незасеянное поле, посаженные детьми кусты.

Задание 2. От данных слов образуйте наречия с помощью суффикса –о-

Бешеный, самонадеянный, торжественный, масленый, ветреный, буйный, безымянный, безветренный, организованный, продуманный, неслыханный.

№5

Задание 1. Образуйте краткую форму, выделите орфограмму.

Спутанные волосы, рассыпанные бусы, перекрашенные чулки, художественные произведения, многочисленные огни, стриженые волосы, данные слова, юные существа, образованные юноши, сосредоточенные лица.

Задание 2. Превратите прилагательные в страдательные причастие, добавив либо зависимое слово, либо приставку.

Моченые яблоки, раненая птица, стеганая куртка, крашеные волосы, соленая рыба, нестриженые дети, жженый уголь, некормленый скот.

№6

Задание 1. Вставьте н или нн, объяснив свой выбор.

Краше_ый в синий цвет, посаже_ый под икону гость, посаже_ый отец,

Прида_ое невесты, улицы пусты_ы, прида_ый командарму, сви_ые туши, движения царстве_ы, давно не краше_ые волсоы, смышле_ые дети.

Задание 2. Запишите все исключения по теме “Н и НН в прилагательных”.

№7

Задание 1. Образуйте от данных глаголов краткие причастия и наречия, составьте словосочетания и запишите их.

Образец: запутать — шерсть запутана, говорить запутанно.

Организовать, сосредоточить, оживить, заслужить, напрячь, вдохновить, возбудить, рассеять, взволновать, осудить.

Задание 2 Подчеркните слова с суффиксом –онн-.

Сезонный, радиационный, бездонный, композиционный, революционный, бульонный, законный, бессонный, неугомонный, комиссионный, наклонный, шаблонный, инерционный, вагонный, бетонный, реакционный, операционный.

№8

Задание 1. Объясните написание следующих слов (покажите графически).

Кошеный луг — нескошенный луг

Крашеное изделие — давно не крашенный забор

Плетенная умельцем корзина — корзина не сплетена

Купленный хлеб — раненый солдат

Данный пример — тканый узор

Полусожженная рукопись — полувяленая рыба

Мороженое мясо — незамороженная ягода

Задание 2. Запишите слова-исключения по теме “Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных”.

№9

Задание 1. Образуйте прилагательные от существительных и глаголов, данных в скобках, запишите с ними словосочетания, объясните графически н или нн.

(Дискуссия) вопрос, (ветер) молодой человек, (без ветра) погода, (вагон) мастер, (вдохновение) музыка, (газифицировать) район, (пчела) воск, (делать) испуг, (ткать) ковер, (семена) фонд, (орел) взгляд, (воробей) чириканье, (дивизия) медсанбат, (не ждать) визит.

Задание 2. Объясните написание н или нн.

Решения обдуманны (верны) — все ходы обдуманы

Взгляды устремлены вдаль — движения устремленны (решительны)

Бумаги направлены в суд — двигать направленно

№10

Задание 1. Образуйте от глаголов причастия и прилагательные.

Образец: белить — беленый, давно не беленные стены.

Квасить, косить, мостить, плавить, студить, топить, учить.

Задание 2. Объясните написание по образцу: тканный золотом платок (есть зависимое слово).

Спрятанное мороженое, запутанное дело, путаная история, юный шахматист, история запутанна, нерешенная задача, нетканый материал, золоченая нить, неразгаданная тайна, слоеный пирог, кипяченая вода.

№11

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, распределите в две колонки с н и нн.

Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес, квалифицирова_ый работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа, журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш, непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой двигатель, безветре_ая погода, поране_ый палец, жела_ый день.

Задание 2. Рядом с полными причастиями и прилагательными запишите краткие.

Испеченная рыба —

Засеянное поле —

Священная клятва —

Желанные праздники —

Медленные движения

Рассеянные ветром тучи —

Сосредоточенные лица —

Испытанные друзья –

№12

Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.

Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; кваше_ы в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеша_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква.

Задание 2. Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:

Воспитаны — воспитанны, изолированы — изолированны, спаяны — епаяннм, рассеяны — рассеянны, сдержаны — сдержанны.

Контрольный словарный диктант

Зеленый лес, масляный двигатель, масленый блин, оловянный солдатик, ветреный день, жженый сахар, нечаянный успех, балованный ребенок, свиной хвост, жеванный- изжеванный лист, подкованный конь, неожиданный успех, прийти нежданно-негаданно, невиданный рассвет, неслыханная весть, медленный ход, невестино приданое, нетканая скатерть, смышленый малец, полувяленая рыба, долгожданный визит, кожаный плащ, свежевыкрашенный забор, легковерный зверь, ветряная мельница, беспрестанный дождь, сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода, замечание ценно, искусственный мед, печеное яблоко, недоеные коровы, сеченные градом поля, названный брат, раненный в грудь, странный случай, целинный урожай, подлинная история, миллионный житель, истинные ценности, валяная обувь, стреляный воробей, подлинная истина, дети рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны, пахнет пряно шафраном, румяная именинница, полынные заросли, отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце, государственные таможенники, чеканный шаг, рваная рана.

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Одной из специфических особенностей уроков
русского языка является большой объём работы,
которую необходимо осуществить для приобретения
соответствующих умений и навыков, а также
характер этой работы: кропотливое выполнение
упражнений, переписывание из учебника иди другой
учебной книги дидактического материала с
одновременным выполнением каких-либо заданий.
Совершенствование методики преподавания
русского языка с использованием компьютера как
технического средства обучения позволяет
интенсифицировать процесс обучения: повысить
темп урока, увеличить долю самостоятельной
работы учащихся. Особенно эффективно
использование компьютера для тренинга и
контроля за усвоением знаний и навыков учащихся.
А как же я использую компьютеры на своих уроках
русского языка?! В качестве примера я хочу
описать урок, проведённый в 7 классе по теме “Н и
НН в причастиях и прилагательных”. Этот урок
проводился как урок зачёт с применением
компьютера. Работа строилась так. Я традиционным
способом объяснила сначала условия правописания
н, нн в причастиях и прилагательных. Затем
перешла к опорному конспекту по этой теме. Так
как с этой темой мы встречались раньше, то
опорный конспект рассказала одна из учениц
класса. На парте перед каждым учеником лежали
перфокарты. В течение урока ученик должен был
сделать работу и на перфокарте, и на компьютере.
Была создана экспертная группа, которая
проконтролировала результаты работы учеников,
так один учитель справиться с этим не сможет.
Результаты заносились в табло оценок. В
результате у ученика было две, три оценки: за
устный ответ(если отвечал), за перфокарту, за
компьютер. Каждая программа на компьютере
состоит из трёх автономных блоков: обучающего,
тренировочного и контролирующего. Любой из этих
блоков может быть использован как
самостоятельное педагогическое программное
средство и органически, впитаться в канву
традиционно проводимого урока путём выбора меню,
предложенного на экране монитора перед началом
работы.

Цели урока

  1. Вооружение школьников технологией, позволяющей
    достичь высокой грамотности в написании слов с-н-
    и -нн-
  2. Обобщить и систематизировать знания,
    полученные при изучении данной темы.
  3. Воспитание культурного навыка работы со
    справочными пособиями различных видов как
    основы для дальнейшей самостоятельной
    деятельности в старших классах.

Ход урока

Первый этап. Орг. Момент: вступительное
слово учителя.

Второй этап. Повторение пройденного:
презентация с правилами, фронтальный опрос можно
провести в виде форума.

Вопросы форума:

Когда в прилагательных пишется нн?

Назовите исключения из этих правил.

Как отличить отглагольные прилагательные с
суффиксом -н- от причастия с -нн-?

Какие исключения в правописании отглагольных
прилагательных вам известны?

Как пишутся суффиксы с н и нн в
кратких формах прилагательных и причастий?

Сколько н пишется в наречиях и
существительных, образованных от прилагательных
и причастий?

Третий этап. Работа с опорным конспектом,
подготовленным в word.

Четвёртый этап. Применение полученных
теоретических званий на практике.

Экспресс-диктант (в 1-м столбике запишите номера
слов с н, во 2-м — с нн).

Размешанные краски

Бесценная вещь

Выкрашенные лавки

Поляна освещена

Тканый узор

Туристы размещены

Комиссия образована

Румяные лица

Свиные окорока

Некрашеная ткань

Писаная красавица

Тетрадь исписана

Кожаный портфель

Ветреный день

Ветряной двигатель

Безветренный день

Рассеянный мальчик

Нечаянная ошибка

Работа экстренной группы: 18 баллов – 5, 17-16
баллов 4, 15-14 баллов – 3.

Пятый этап. Алгоритм правописания –н- и
–ин- в прилагательных и причастиях.

Образуйте от существительных и глаголов
прилагательные по образцу:

кожа — кожаный: песок, рожь;

барабан — барабанный: брань, ураган,
карман, туман, весна, манна, рань;

глина — глиняный: береста, вода, жесть,
смола, шерсть, торф;

вязать — вязаный: драть, звать, путать,
тесать, ковать, жевать, резать, стирать;

валять — валяный: веять, паять, сеять,
стрелять.

графически объясните написание н и ин
в словах:

кошеный луг — некошеный, скошенный и
кошенный по росе луг;

выкрашенный забор — крашеный — давно не
крашеный — некрашеный;

нетканая скатерть — тканная золотом —
сотканная — несотканная;

раненый воин — раненный в бою —
легкораненый — поранены плугом;

жженый сахар — полусожженная рукопись
— выжженная пустыня.

проведите выборочный диктант с объяснением.
Выпишите в два столбика слова с н и нн.

Старый Мазай любит до старости свой низменный
край (Н. Неркасов). 2) Дорога лежала через бывшее
ржаное поле. З) Торжественным маршем вступила на
землю весна. 4) Тянуло в каменные корпуса, где
пахло машинным маслом. 5) Ранняя суровая зимняя
заря проступала сквозь мертвенную дымку (А.
Фадеев). б) Ни санного, не звериного следа не было
видно. 7) Послышался стук лошадиных копыт:
выводили из конюшни вороного коня. 8) Станица
обнесена земляным валом (Л. Толстой). 9) Настя была
столь же ветрена, как и её барышня (А. Пушкин). 10)
Ночь была безветренная.

Составьте и запишите диктант из
слов-исключенний на все случаи данной темы.

Спишите, образуйте от данных слов с помощью
суффиксов -ость-, — ний-, -ений-
существительные, обозначьте орфограммы.

Сдержа_ый, рассмотре_ый, опубликова_ый,
плавле_ый, расплавле_ый, консервирова_ый, суше_ый,
кале_ый, вяза_ый, вороне_ый, усовершенствова_ый,
да_ый, несмышлё_ый, свяще_ый.

Вставьте пропущенные буквы, найдите слова с
суффиксами, выделите суффиксы.

Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий, дли_ый,
ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый,
накло_ый, пр_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый,
революцио_ый, воро_ий, пога_ый.

Объясните разницу в написании однокоренных
слов.

Все мои друзья образованны. Комиссии уже
образованы.

Лица солдат суровы и озабоченны. Мы были
озабочены зачётом.

Сборы прошли организованно. Организовано
хорошее питание.

Шерсть вся запутана котенком. Эта история
запутана и неясна.

Море взволновано бурей. Говорил взволнованно,
горячо.

Таких заданий на одного ученика около 5.
Учащиеся должны правильно поставить или нет н
в причастия и прилагательные. Компьютер как бы
вместе с учеником проходит путь усвоения умений
и навыков правильного написания. Он как бы
призывает учащихся работать совместно.
“Прекрасно! Верный ответ”, — говорит компьютер
при правильном ответе. А на неправильный ответ он
“реагирует” звуковым сигналом и мигает слово
“Ошибка!”. Если учащийся допустил ошибку, то
спустя заданное время компьютер высвечивает на
экране правильную запись словосочетания, в
котором была допущена ошибка. По окончании
работы выставляется оценка по 5 бальной системе.
Шкала оценок соответствует принятым в
педагогической практике нормам. При работе на
компьютере ученику приходятся быть внимательным
и постоянно анализировать, используя
определённые умственные операции. Так как
компьютеров на каждого ученика не хватает, то
учащиеся у меня на таких уроках работают
поочерёдно. Часть ребят работают на компьютерах,
часть — делают перфокарты, затем меняются.
Обмениваются перфокартами, ставят друг другу
отметки, которые вносятся экспертной группой в
табло. Табло сдаётся мне, и я на его основании
ставлю отметки в журнал. Как я уже говорила, на
своих уроках я применяю перфокарты. Их я делаю
многоразового использования. Они находятся
внутри тонкой пластиковой плёнки. Учащиеся
работу выполняют на плёнке. Во время следующей
работы предыдущие задания просто стираются.

Шестой этап. Контроль усвоения пройденного
материала.

Карточки контроля

№1

Задание 1. Запишите рядом с полной формой
краткие формы прилагательного.

Образец: румяный — ребёнок румян, девочка
румяна, дитя румяно.

Несравненный, единый, ценный, революционный,
пустынный, современный.

Задание 2. Объясните написание слов с помощью
прилагательных, от которых они образованы.

Образец: масленица — масленый (блин).

Непринуждённость, бешено, бесцеремонность,
жизненно, доверенность, гостиница, ветрено,
лиственница, карманник, таможенник, родственник.

№2

Задание 1. Вставьте н и нн,
выделите суффиксы.

Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис, земля_ая
насыпь, журавли_ый крик, урага_ое предупреждение,
беспричи_ое опоздание, искус_ый оратор,
искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа, цели_ый район,
серебря_ая нить, деревя_ая солонка.

Задание 2. Образуйте от данных прилагательных
их краткую форму в женском роде.

Неожиданный, священный, ветреный, пустынный,
длинный, румяный, юный, искусный, раненый,
образованный, искусственный.

№3

Задание 1. Замените данные словосочетания
синонимичными выражениями, выделите суффиксы.

Образец: время революции — революционное время.

Командир дивизии, автобус для экскурсии,
треугольник с равными сторонами, комиссар
батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор
по традиции, день с ветром, институт информации.

Задание 2. Объясните написание н и нн
по образцу.

Образец: копчёность — копчёный.

Смышлёность, воспитанник, мудреность,
масленица, избранник, туманность, путаница,
запутанность, ремесленник, юность.

№4

Задание 1. Превратите причастия в
прилагательные.

Образец: печенная в золе рыба — печеная рыба,
позолоченное кольцо — золоченое кольцо.

Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок,
растопленное масло, груженная лесом баржа,
вымощенная улица, раненный в руку воин, давно не
крашенные волосы, незасеянное поле, посаженные
детьми кусты.

Задание 2. От данных слов образуйте наречия с
помощью суффикса –о-

Бешеный, самонадеянный, торжественный,
масленый, ветреный, буйный, безымянный,
безветренный, организованный, продуманный,
неслыханный.

№5

Задание 1. Образуйте краткую форму, выделите
орфограмму.

Спутанные волосы, рассыпанные бусы,
перекрашенные чулки, художественные
произведения, многочисленные огни, стриженые
волосы, данные слова, юные существа, образованные
юноши, сосредоточенные лица.

Задание 2. Превратите прилагательные в
страдательные причастие, добавив либо зависимое
слово, либо приставку.

Моченые яблоки, раненая птица, стеганая куртка,
крашеные волосы, соленая рыба, нестриженые дети,
жженый уголь, некормленый скот.

№6

Задание 1. Вставьте н или нн, объяснив
свой выбор.

Краше_ый в синий цвет, посаже_ый под икону гость,
посаже_ый отец,

Прида_ое невесты, улицы пусты_ы, прида_ый
командарму, сви_ые туши, движения царстве_ы, давно
не краше_ые волсоы, смышле_ые дети.

Задание 2. Запишите все исключения по теме “Н
и НН в прилагательных”.

№7

Задание 1. Образуйте от данных глаголов краткие
причастия и наречия, составьте словосочетания и
запишите их.

Образец: запутать — шерсть запутана, говорить
запутанно.

Организовать, сосредоточить, оживить,
заслужить, напрячь, вдохновить, возбудить,
рассеять, взволновать, осудить.

Задание 2 Подчеркните слова с суффиксом –онн-.

Сезонный, радиационный, бездонный,
композиционный, революционный, бульонный,
законный, бессонный, неугомонный, комиссионный,
наклонный, шаблонный, инерционный, вагонный,
бетонный, реакционный, операционный.

№8

Задание 1. Объясните написание следующих слов
(покажите графически).

Кошеный луг — нескошенный луг

Крашеное изделие — давно не крашенный забор

Плетенная умельцем корзина — корзина не
сплетена

Купленный хлеб — раненый солдат

Данный пример — тканый узор

Полусожженная рукопись — полувяленая рыба

Мороженое мясо — незамороженная ягода

Задание 2. Запишите слова-исключения по теме “Н
и НН в причастиях и отглагольных
прилагательных”.

№9

Задание 1. Образуйте прилагательные от
существительных и глаголов, данных в скобках,
запишите с ними словосочетания, объясните
графически н или нн.

(Дискуссия) вопрос, (ветер) молодой человек, (без
ветра) погода, (вагон) мастер, (вдохновение)
музыка, (газифицировать) район, (пчела) воск,
(делать) испуг, (ткать) ковер, (семена) фонд, (орел)
взгляд, (воробей) чириканье, (дивизия) медсанбат,
(не ждать) визит.

Задание 2. Объясните написание н или нн.

Решения обдуманны (верны) — все ходы обдуманы

Взгляды устремлены вдаль — движения
устремленны (решительны)

Бумаги направлены в суд — двигать направленно

№10

Задание 1. Образуйте от глаголов причастия и
прилагательные.

Образец: белить — беленый, давно не беленные
стены.

Квасить, косить, мостить, плавить, студить,
топить, учить.

Задание 2. Объясните написание по образцу:
тканный золотом платок (есть зависимое слово).

Спрятанное мороженое, запутанное дело, путаная
история, юный шахматист, история запутанна,
нерешенная задача, нетканый материал, золоченая
нить, неразгаданная тайна, слоеный пирог,
кипяченая вода.

№11

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы,
распределите в две колонки с н и нн.

Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес, квалифицирова_ый
работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа,
журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш,
непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой
двигатель, безветре_ая погода, поране_ый палец,
жела_ый день.

Задание 2. Рядом с полными причастиями и
прилагательными запишите краткие.

Испеченная рыба —

Засеянное поле —

Священная клятва —

Желанные праздники —

Медленные движения

Рассеянные ветром тучи —

Сосредоточенные лица —

Испытанные друзья –

№12

Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя
орфограммы.

Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая
капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли
организова_о; озабоче_ы состоянием больного;
кваше_ы в бочке; вести себя сдержа_о; подростки
неуравновеша_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и
несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о
прида_ое; пече_ая тыква.

Задание 2. Составьте и запишите предложения или
словосочетания со словами:

Воспитаны — воспитанны, изолированы —
изолированны, спаяны — епаяннм, рассеяны —
рассеянны, сдержаны — сдержанны.

Контрольный словарный диктант

Зеленый лес, масляный двигатель, масленый блин,
оловянный солдатик, ветреный день, жженый сахар,
нечаянный успех, балованный ребенок, свиной
хвост, жеванный- изжеванный лист, подкованный
конь, неожиданный успех, прийти
нежданно-негаданно, невиданный рассвет,
неслыханная весть, медленный ход, невестино
приданое, нетканая скатерть, смышленый малец,
полувяленая рыба, долгожданный визит, кожаный
плащ, свежевыкрашенный забор, легковерный зверь,
ветряная мельница, беспрестанный дождь,
сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода,
замечание ценно, искусственный мед, печеное
яблоко, недоеные коровы, сеченные градом поля,
названный брат, раненный в грудь, странный
случай, целинный урожай, подлинная история,
миллионный житель, истинные ценности, валяная
обувь, стреляный воробей, подлинная истина, дети
рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны, пахнет
пряно шафраном, румяная именинница, полынные
заросли, отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце,
государственные таможенники, чеканный шаг,
рваная рана.

Седьмой этап. Подведение итогов экспертной
группой, выставление баллов в табло результатов.

Восьмой этап. Домашнее задание.

Но я хочу отметить, что работу с компьютером в
преподавании русского языка нужно рассматривать
как дополнение к традиционным приёмам и методам
обучения. Он не может полностью заменить учителя.
Ведь за учителем остаётся ведущая роль
“режиссера” урока и всего процесса обучения, а
компьютер является лишь помощником,
методическим инструментом наряду с другими
средствами обучения.

Всего найдено: 16

Гадолинийсодержащее контрастрое средство или гадолиний-содержащее? или гадолиний содержащее? в научной литературе чаще встречается слитное написание, но встречаются и другие способы. Есть правило?

Ответ справочной службы русского языка

Слитное написание соответствует современной норме. Основное правило таково: сложные прилагательные с подчинительным отношением основ и без суффикса в первой части пишутся слитно, напр.: колесотокарный, йодосодержащий и йодсодержащий, овощемоечный, рельсоукладочный, сталелитейный. (Подробнее см. здесь.)

Доброго времени суток. Не могли бы вы сказать, почему «мёртвенно-бледный» пишется через дефис, по какому правилу?

Ответ справочной службы русского языка

Сложные прилагательные, обозначающие оттенки качества, цвета, пишутся через дефис. Также обратите внимание, что мертвенно-бледный пишется с е (а не ё).

В ответе на вопрос № 283709 приведен исчерпывающий список первых частей сложных слов с конечным о, пишущихся слитно со второй частью? Часть «греко-» в этот список не входит, соответственно слова греко-римская (борьба), греко-католический (собор), греко-язычное (издание) пишутся через дефис, правильно?

Ответ справочной службы русского языка

Такой вывод делать нельзя. В том вопросе речь шла о словах с первой иноязычной (интернациональной) частью, это совсем другое правило. А сложные прилагательные, о которых идет речь в Вашем вопросе, могут писаться по-разному, в зависимости от соотношения основ и значения. Ср.: греко-римская борьба, но грекокатолическая церковь; греко-российский (относящийся к связям между Грецией и Россией), но: грекороссийская церковь (православная).

Здравствуйте, правильно ли написаны слова шестидесятитысячекратный и трехмиллионократный? Это сложные прилагательные? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

С орфографической точки зрения все верно, это сложные прилагательные.

Здравствуйте!

Подскажите, пожалуйста, почему прилагательное «хлопчатобумажный» пишется слитно?
Какое правило используется для проверки написания этого сложного прилагательного? Заренее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

В справочнике Д. Э. Розенталя слитное написание слова хлопчатобумажный объясняется так: Пишутся слитно многие сложные прилагательные, употребляемые в качестве научно-технических терминов или выражений в книжном языке.

Добрый день!
Поясните, пожалуйста, слитно, через дефис или раздельно пишутся сложные прилагательные:
хозяйственно ценные и хозяйственно полезные признаки у растений.

Какое из выражений правильное: Число растений или количество растений?

Ответ справочной службы русского языка

1. Верно раздельное написание: хозяйственно ценные и хозяйственно полезные признаки у растений.

2. Верны оба варианта.

Здравствуйте!
Помогите, пожалуйста, разобраться: как правильно писать слова «белоогненный» и «огненнобелый» — с дефисом или слитно?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов, пишутся через дефис: бело-огненный, огненно-белый.

А Вы не подскажете, как объяснить отсутствие «х» в словах 2-этажный, 3-камерный (а не 2-х этажный, например)?

Ответ справочной службы русского языка

Раздельное написание с буквенным наращением неправомерно вот по какой причине: соответствующие сложные прилагательные пишутся слитно (двухэтажный, трехкамерный), буквенное наращение после цифр принято использовать лишь в одном случае — при обозначении порядковых числительных (2-й, 3-й — второй, третий).

Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, как правильно написать «спинно?мозговой»? («Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника» дает через дефис, но ведь прилагательное образовано от словосочетания «спинной мозг», не опечатка ли в словаре?)

Ответ справочной службы русского языка

Орфографическая норма: спинномозговой.

Дефисное написание в словаре, о котором Вы говорите, – не опечатка. Дело в том, что авторы словаря (Б. З. Букчина, Л. П. Калакуцкая) предлагают особый (надо признать, весьма разумный) подход к решению вопросов слитного / дефисного написания сложных имен прилагательных (не случайно поэтому книга носит подзаголовок «Опыт словаря-справочника»). Расскажем об этом подходе подробнее.

Как известно, согласно действующим «Правилам русской орфографии и пунктуации» 1956 года, основной критерий слитного / дефисного написания прилагательных – отношение между основами: слитно пишутся прилагательные, образованные от двух слов, по своему значению подчиненных одно другому (железнодорожный – от железная дорога), через дефис пишутся прилагательные, образованные из двух или более основ, обозначающих равноправные понятия (беспроцентно-выигрышный). Однако эти правила очень часто нарушаются – причем не только и не столько из-за незнания их пишущими, сколько из-за того, что не всегда удается определить, какие отношения существуют между мотивирующими словами – подчинение или сочинение (особенно это касается слов, относящихся к разным областям науки, техники, культуры). Но и тогда, когда эти отношения ясны, дефисных написаний вместо требуемых правилами слитных слишком много, чтобы можно было списать это только на безграмотность (тем более учитывая, что картотека собиралась авторами в 1970-е – 80-е, когда за грамотной устной и письменной речью следили куда тщательнее, чем сейчас).

Далее цитируем предисловие к словарю: «Авторы настоящего Словаря пытались выяснить, что же заставляет упорно писать через дефис, вопреки требованиям «Правил», некоторые сложные прилагательные. Лингвистическим основанием для этого авторы считают формально выраженную грамматическую самостоятельность первой части сложного прилагательного. …Первая часть имеет суффиксы, характеризующие ее как прилагательное».

Иными словами: наличие в первой части суффикса прилагательного или причастия влияет на замену слитного написания дефисным. Поэтому пишут естественно-научный (хотя слово образовано от сочетания естественные науки), лечебно-физкультурный  и т. д.

Обнаруженную орфографическую тенденцию авторы словаря предложили закрепить в виде правил, которые и легли в основу рекомендаций издания. Одно из них гласит: пишутся через дефис сложные имена прилагательные, образованные из двух и более основ, имеющие в этих основах суффиксы прилагательных (или причастий). Вот почему в словаре рекомендуется писать слово спинно-мозговой через дефис: в первой части есть суффикс прилагательного -н-.

Некоторые из написаний, обусловленных действием данной орфографической тенденции, утвердились в современной письменной речи и фиксируются большинством словарей. Таковы уже упоминавшиеся выше прилагательные естественно-научный и лечебно-физкультурный – сегодня нормативно дефисное написание этих слов (да, де-юре оно не соответствует правилам правописания, но объясняется это тем, что во многом устарели сами правила). Однако написание большинства сложных прилагательных по-прежнему основывается на «Правилах» 1956 года – в том числе и слова спинномозговой, которое, согласно правилам, следует писать слитно (слитное написание этого слова фиксируют практически все словари, в том числе «Русский орфографический словарь» РАН – самый полный на сегодняшний день орфографический справочник).

Здравствуйте! Второй раз задаю вопрос. На одном из сайтов нашла информацию, что в 2001 году в правила русского правописания были внесены следующие изменения:
«Писать «брошура» и «парашут» вместо «брошюра» и «парашют». Писать
«разыскной» вместо «розыскной». Прилагательные и причастия, образованные от
глаголов несовершенного вида («жареная», «груженые», «стриженые») во всех
случаях писать с одним «н». Сложные прилагательные, имеющие в первом
компоненте суффиксы -н-, -ск-, -ов-, -ян-, -чат-, -ист- писать через дефис
(«народно-хозяйственный», «первобытно-общинный» и т. п.). При отсутствии
упомянутых суффиксов прилагательные пишутся слитно («нефтегазовый»,
«товаропассажирский»). Соединения с компонентом «пол-» всегда писать через
дефис («пол-дома», «пол-первого»), а слова, начинающиеся с «мини-«, «видео-«
и т. п. — слитно («миниюбка», «видеоприставка»). Официально утвердить
написание с прописной буквы «названий, связанных с религией» (Бог, Пасха
Христова, Великий Пост и т. д.).»
Вопрос — так ли это?

Ответ справочной службы русского языка

Информация о том, что «в 2001 году в правила русского правописания были внесены изменения» не соответствует действительности. В 2000–2001 гг. Орфографической комиссией РАН, действительно, велась работа над внесением изменений и дополнений в правила русского правописания. К сожалению, работа эта не была доведена до конца – главным образом из-за негативной реакции общества на некоторые предлагавшиеся изменения, которая во многом была спровоцирована недобросовестным освещением этой темы в СМИ (журналисты, как водится, заговорили о «реформе языка», не понимая, что язык и правописание – далеко не одно и то же).  Аргументы лингвистов тогда остались неуслышанными, многолетняя работа приостановлена, и в результате сейчас официально действующим сводом правил правописания по-прежнему являются «Правила русской орфографии и пунктуации», принятые в 1956 году и существенно отстающие от современной практики письма.

См. также ответ на вопрос № 247113.

Как правильно написать: быстрозакаленная металлическая лента или быстро закаленная металлическая лента?

Укажите, пожалуйста, общее правило для такого рода случаев.

Заранее спасибо за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Как правило, терминологические сложные прилагательные такого типа пишут слитно. В Вашем примере уместно слитное написание.

скажите, пожалуйста, как пишутся слова: нижеподписавшиеся и вышеобрисованные — слитно или раздельно и почему?

Ответ справочной службы русского языка

Эти сложные прилагательные обычно пишутся слитно.

Здравствуйте!

У меня возник вопрос: как отличить сложные прилагательные, в состав которых входят наречия, от словосочетаний, состоящих из наречия и прилагательного?

И особо хотелось бы узнать, как правильно писать словосочетание «условно(-)бесплатная программа» (shareware)?

Заранее спасибо!

P.S. Пытаюсь получить ответ уже третью неделю :)

Ответ справочной службы русского языка

Для ответа на Ваш вопрос мы проконсультировались с председателем Орфографической комиссии РАН профессором В. В. Лопатиным. Вот его рекомендация. Разграничить сочетание наречия с прилагательным и сложное слово зачастую очень трудно, какого-то единого правила, действующего во всех случаях, не существует. Но в случае с первой частью _условно_… можно применить такой формальный критерий. Если вторая часть сочетания — причастие, то пишем раздельно: _условно освобожденный, условно осужденный_. Если же вторая часть — прилагательное, то следует писать через дефис: _условно-беспошлинный, условно-досрочный_. Поэтому корректно дефисное написание: _условно-бесплатная программа_.

1. Объясните, пожалуйста, как пишутся сложные прилагательные слитно или через дефис:
а. Конноспортивный
б. материально-правовой
в. средне-специальное (образование)

2. Какой части речи является слово несудимый?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _конноспортивный, материально-правовой, среднее специальное образование_. Это слово может быть как причастием (при наличии пояснительного слова со значением действующего лица), так и прилагательным (в остальных случаях).

Вопрос в связи с путешествиями слов «ликёро-водочный», «хлебо-булочный», «вкусо-ароматический» и т.д. из дефисного написание в бездефисное и обратно.
В соответствии с изданием Былинский К.И., Никольский Н.Н. Справочник по орфографии и пунктуации для работников печати. М.: 1970, сложные прилагательные, вторая основа которых присоединяется при помощи «о» или «е» к первой основе, не имеющей суффикса прилагательного, но однородной по смыслу с первой основой, пишутся через дефис.
Существуют ли конкретное новое правило, по которому эти слова теперь нужно писать слитно?

Ответ справочной службы русского языка

См. подробно в http://spravka.gramota.ru/hardwords.html?no=318&_sf=120 [«Непростых словах»].

  • Полуостров как пишется кратко
  • Полуостров как пишется слитно или через дефис
  • Полуприсяде или полуприседе как пишется
  • Полуостров сокращенно как пишется слово
  • Полумна лавгуд как пишется на английском