Полуразрушенный как пишется слитно или раздельно

Статья находится на проверке у методистов skysmart. если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат в правом нижнем углу

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Понятие причастия

Сначала разберемся, что такое причастие и какая разница между действительными и страдательными причастиями.

Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.

Примеры причастий: покупающая конфеты мама, составленный папой план, спешащий в магазин дедушка.

Причастие характеризует предмет с точки зрения действия. Из этого следует:

  • Если действие совершает сам предмет, к которому относится причастие, то оно действительное.
  • Если предмет испытывает на себе действие другого — причастие страдательное.

Основные группы причастий:

  • Страдательные причастия настоящего времени.
  • Страдательные причастия прошедшего времени.
  • Действительные причастия настоящего времени.
  • Действительные причастия прошедшего времени.

Рассмотрим пример действительных причастий:

  • Получающий подарок именинник — это именинник, который получает подарок, то есть действие совершает сам именинник.
  • Получивший подарок именинник – это именинник, который получил подарок, то есть действие совершил сам именинник.

Рассмотрим пример страдательных причастий:

  • Подарок, получаемый именинником – это подарок, который получает именинник, то есть подарок подвергается действиям именинника, но сам подарок действие не выполняет.
  • Подарок, полученный именинником – это подарок, который получил именинник, то есть подарок был подвергнут действиям именинника.

А теперь разберемся в том, что такое причастный оборот, какие слова составляют причастный оборот и каким членом предложения он является.

Определение причастного оборота

Причастный оборот (ПО) — это причастие с зависимыми словами. Главное слово в причастном обороте — причастие.

Определяемое слово — это слово, от которого зависит причастный оборот.

Запоминаем!

Причастный оборот отвечает на вопросы: какой? что делающий? что сделавший?

Каким членом предложения является причастный оборот? В предложении причастный оборот чаще всего занимает функцию определения и подчеркивается волнистой линией.

Причастие, как неспрягаемая глагольная форма, обозначает признак предмета по действию:

В таких словосочетаниях одиночное причастие определяет существительное и является зависимым от него словом.

Вот мы и узнали, что называется причастным оборотом и как выделять причастный оборот как член предложения.

Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.

Границы причастного оборота

Самый сложный момент в этой теме — как найти границы причастного оборота.

Чтобы определить причастный оборот в предложении, нужно выделить причастие и все зависимые от него слова. Зададим вопрос и найдем зависимое слово на примере:

  • Пригревающее (кого?) — нас.
  • Пригревающее (как?) — нежно.

Слово «солнышко» не входит в состав причастного оборота, так как к нему мы не можем задать вопрос от причастия «пригревающее». Поэтому причастный оборот в этом предложении — это конструкция «нежно пригревающее нас».

Запоминаем!

Причастный оборот состоит только из полных причастий с зависимыми словами. Краткие причастия мы используем только в роли составного именного сказуемого.

Знаки препинания при причастном обороте

Рассмотрим, как выделяется причастный оборот на письме.

По правилам причастный оборот обособляется в трех случаях:

  1. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он обособляется.

    Висевшая на стене — определение, которое выражено причастным оборотом. Оно стоит после определяемого слова «картина» и поэтому обособляется.

  2. Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется (кроме случаев, описанных в следующем пункте).

    Висевшая на стене — определение, выраженное причастным оборотом. Оно стоит перед определяемым словом «картина» поэтому не обособляется.

  3. Причастный оборот обособляется независимо от его места в предложении, если выполняется любое из следующих условий:

    • причастный оборот относится к личному местоимению (я, ты, он, она, оно, они);
    • причастный оборот имеет добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное);
    • причастный оборот оторван от определяемого слова другими членами предложения.

Распространённые ошибки при использовании причастного оборота

При составлении предложения с причастным оборотом нужно обратить внимание на следующие правила:

  • Между ПО и определяемым словом не должно быть разрыва.

    Шум листвы наполнял всё пространство, тихо трепещущей.

    Земля пропиталась влагой от дождя, лившему всю ночь.

    Шум, тихо трепещущей листвы, наполнял все пространство.

    От дождя, лившего всю ночь, земля пропиталась влагой

  • Страдательные и действительные причастия выполняют разную функцию.

    Контрольную работу, решающуюся учениками, учитель проверит завтра.

    Контрольную работу, решаемую учениками, учитель проверит завтра.

  • Синтаксическая конструкция имеет однородный вид.

    Я хожу в школу, расположенную рядом с нашим домом и которая устраивает моих родителей.

    В школу, расположенную рядом с нашим домом, устраивающую моих родителей, я хожу.

  • Главное слово стоит до или после ПО, а не разрывает его.

    Прибывшие ученики на олимпиаду из соседней школы заняли свои места.

    Ученики, прибывшие на олимпиаду из соседней школы, заняли свои места.

Кроме того, значительную часть денег, полученных от населения, ГУПы и МУПы должны тратить на ремонт и содержание своего полуразрушенного хозяйства.

Теперь Алексей Сергиенко, ветеран советской милиции, полковник в отставке, со своей больной женой живёт в полуразрушенном доме.

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Слово «по-моему» является наречием. В предложении оно может выполнять функцию обстоятельства или вводного слова. Обособление запятыми зависит от его роли в предложении.

Обстоятельство

Наречие «по-моему» используется в значении «таким же образом, как я», «по моему желанию», «как я хочу», «по моим представлениям». Оно отвечает на вопрос «как?», зависит от сказуемого и обозначает признак действия.

  • Пример: «Я не призываю вас всегда поступать по-моему». Поступать (как?) по-моему. «Я не призываю вас всегда поступать таким же образом, как я».
  • Пример: «Пусть все будет по-моему». Будет (как?) по-моему. «Пусть все будет по моему желанию».

Наречие «по-моему» выполняет функцию обстоятельства. Оно является членом предложения и не требует обособления запятыми.

  • Пример: «Все как-то не по-моему происходит».
  • Пример: «Если бы ты по-моему поступил, то все было бы хорошо».

Запятые могут присутствовать рядом с наречием, если того требует конструкция предложения или обособление различных оборотов, вводных слов, обращений.

  • Пример: «Сделай, пожалуйста, по-моему, и вскоре появится результат». Запятыми обособляется вводное слово «пожалуйста», запятая также разделяет части сложного предложения.
  • Пример: «На этот раз, ребята, по-моему будем действовать». Запятыми обособляется обращение «ребята».

Наречие «по-моему» образовано от притяжательного местоимения «мой» при помощи приставки «по» и суффикса «ему». Согласно правилу, оно пишется через дефис.

Вводное слово

Вводное слово «по-моему» выражает мнение автора высказывания. К нему можно подобрать синонимы: «с моей точки зрения», «я так считаю», «на мой взгляд», «по моему мнению», «я думаю», «как мне кажется».

  • Пример: «По-моему, сегодня прекрасная погода». «На мой взгляд, сегодня прекрасная погода».
  • Пример: «У вас, по-моему, есть какое-то предложение ко мне?». «У вас, я думаю, есть какое-то предложение ко мне?».

Вводное слово не изменяется и не связано с другими членами предложения. Его можно переставить или удалить без ущерба для структуры и смысла предложения.

  • Пример: «Я вас, по-моему, где-то уже видел». «По-моему, я вас где-то уже видел». «Я вас где-то уже видел».

В большинстве случаев вводное слово обособляется запятыми.

Если одиночное вводное слово стоит в самом начале или конце предложения, то отделяется одной запятой. В средней части предложения оно обособляется запятыми с двух сторон.

  • Пример: «По-моему, голубой цвет тебе больше к лицу, чем синий».
  • Пример: «Этому человеку, по-моему, нужна помощь».
  • Пример: «В этом предложении есть одна ошибка, по-моему».

В обособленном обороте

В середине обособленного оборота (причастного, деепричастного, уточняющего и т. д.) вводное слово выделяется запятыми с двух сторон. При этом запятые ставятся также по границам оборота.

  • Пример: «К ней приехал родственник, являющийся, по-моему, ее двоюродным братом, из Нижнего Новгорода». Вводное слово выделяется запятыми внутри причастного оборота «являющийся ее двоюродным братом». Запятыми обособляется также сам оборот.

Если вводное слово расположено в начале или конце оборота, то не выделяется запятой. Запятыми обособляется весь оборот целиком, вместе с вводным словом.

  • Пример: «Он обещал позвонить мне вечером, по-моему в семь часов, по какому-то важному вопросу». Вводное слово не обособляется в начале уточняющего оборота «в семь часов».
  • ·Пример: «Женщина говорила о золотом перстне, доставшемся ей по наследству по-моему». Вводное слово не выделяется запятой в конце причастного оборота «доставшемся ей по наследству».

Если оборот обособлен при помощи тире или скобок, то вводное слово выделяется запятыми всегда, при любом местоположении.

  • Пример: «Он срочно уехал по какой-то важной причине (по-моему, из-за болезни сына) и обещал вернуться через три дня». Вводное слово в начале оборота обособляется запятой, так как он заключен в скобки.

С союзом

Между сочинительным союзом («и», «а», «но», «да») и вводным словом ставится запятая, если вводное слово можно удалить или переместить без ущерба для смысла и структуры предложения.

  • Пример: «На небе собираются тучи, и, по-моему, скоро пойдет дождь». «На небе собираются тучи, и скоро пойдет дождь». После удаления вводного слова структура предложения не нарушилась.

Сочинительный союз не отделяется запятой от вводного слова, если при его удалении нарушается структура и смысл предложения. Они образуют вводную единую конструкцию и обособляются вместе.

  • Пример: «В этом году весна будет поздняя, а по-моему, и дождливая». «В этом году весна будет поздняя, а и дождливая». Без вводного слова предложение становится некорректным по структуре.

Если в начале предложения находится присоединительный союз, за которым идет вводное слово, то запятая между ними не ставится. Если же автор выделяет вводное слово интонацией, то постановка запятой допускается.

  • Пример: «И по-моему, концерт прошел просто замечательно».
  • Пример: «Но, по-моему, вам не хватает уверенности в себе».

Вводное слово всегда отделяется запятой от оборотов, начинающихся с союза «чтобы» или «как».

  • Пример: «Мы собрались здесь, по-моему, чтобы поговорить о важных делах, а не о пустяках».
  • Пример: «Она будет рада букету красивых цветов, по-моему, как и любая женщина».

При однородных членах

Если вводное слово разделяет ряд однородных членов и обобщающее слово, то перед вводным словом ставится тире, а после него — запятая.

  • Пример: «Красный, желтый, оранжевый — по-моему, самые яркие краски в палитре».

В сложном предложении перед тире ставится еще одна запятая, разделяющая его части.

  • Пример: «Я не встретил ни человека, ни животного, — по-моему, в этом полуразрушенном доме давно никого нет».

Если вводное слово расположено после обобщающего слова, а далее следует ряд однородных членов, то перед вводным словом ставится запятая, а после него двоеточие.

  • Пример: «Начало войны обсуждали везде, по-моему: в городах, деревнях, на заводах».

Два вводных слова

Два находящихся рядом вводных слова или сочетания всегда разделяются запятой.

  • Пример: «По-моему, того и гляди, ботинки мои в негодность придут».
  • Пример: «Послушайте, по-моему, я четко выразила свое негодование по поводу ваших слов».

С усилительной частицей

Не отделяется запятой усилительная частица («ведь», «все-таки», «все», «все же», «даже», «уж», «уже», «лишь» и т. д.) от вводного слова.

  • Пример: «Все же по-моему, вам следует поговорить с ним».

В сложном бессоюзном предложении

Вводное слово может стоять между частями бессоюзного сложного предложения или однородными членами. Если по смыслу оно относится к находящемуся за ним предложению или слову, то запятая ставится только перед вводным словом.

  • Пример: «Я слышу чьи-то шаги, по-моему отец вернулся с работы».

Если вводное слово по смыслу можно отнести к любой из частей сложного бессоюзного предложения, то оно обособляется двумя запятыми, а после первой запятой дополнительно ставится тире.

  • Пример: «Мы ошиблись, — по-моему, это не тот дом». Тире подчеркивает, что не «мы ошиблись, по-моему», а «по-моему, это не тот дом».

«По моему»

Нужно отличать наречие «по-моему» с дефисным написанием от сочетания предлога «по» и притяжательного местоимения в форме дательного падежа «моему». Оно требует зависимого слова, поэтому используется в сочетании с существительным.

  • Пример: «Капли дождя ритмично стучали по моему (чему?) зонту».

Слова «по-моему» и «по моему» отличаются также ударными слогами. Если в наречии «по-моему» ударение ставится на слог «мо», то в местоимении «моему» ударным является последний слог «му».

  • Пример: «Просто делайте по-моему, и у вас все получится». Наречие.
  • Пример: «Вы должны действовать только по моему приказу». Сочетание предлога с местоимением.

Словосочетание «по моему» в связке с существительным выступает в роли определения и не обособляется запятыми.

  • Пример: «Коллега прошелся по моему мнению своими ироничными замечаниями». Прошелся по (чему?) мнению. Мнению (какому, чьему?) моему.
  • Пример: «По моему расстроенному лицу он понял, что сказал лишнее». Понял по (чему?) лицу. Лицу (какому, чьему?) моему.

Словосочетание «по моему (мнению, наблюдению, опыту и т. д.)» может выполнять функцию вводного. Оно обособляется запятыми аналогично вводному слову «по-моему».

  • Пример: «По моему опыту, в этом деле нам нужен толковый специалист».
  • Пример: «Тебе, по моему мнению, не стоит так сильно волноваться».
  • Пример: «Он что-то скрывает от нас, по моему наблюдению».

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Когда не с прилагательными пишется слитно

Если без не слово не употребляется

Не с прилагательными пишется слитно, если такое слово нельзя употреблять без не.

Примеры: ненасытный, ненастье, негодовать, недоумевать, небылицы, ненавидеть.

Если есть сопоставление

Когда слова не противоречат друг другу, а по-разному описывают предмет или ситуацию, прилагательное и частица не пишутся слитно. Часто такой случай можно узнать по союзам но, и.

Примеры:

  • Холл небольшой, но уютный.

  • Холл небольшой и уютный.

  • Холл небольшой, уютный.

По этому предложению ясно, что холл маленький и все же уютный. Эти слова не противоречат друг другу, а дают разную информацию.

Если пояснительные слова — это наречия меры и степени

Когда прилагательное поясняют наречия меры и степени, не пишется слитно. Такими словами могут быть:

  • почти,

  • отчасти,

  • весьма,

  • довольно,

  • гораздо,

  • вполне,

  • полностью,

  • очень,

  • абсолютно,

  • слишком,

  • крайне,

  • совершенно,

  • в высшей степени и т. д.

Примеры:

  • Эта ситуация в высшей степени несправедлива.

  • Человек напротив был крайне нескладным и угловатым.

  • Тайник оказался слишком незаметным.

Таблица правописания НЕ с прилагательными слитно | skysmart.ru

Когда не с прилагательными пишется раздельно

Если есть противопоставление

Когда в предложении ясно, что одну его часть автор утверждает, а другую — отрицает, не с прилагательными пишется раздельно. Такие случаи можно узнать по союзу а. При этом оба слова должны противоречить друг другу, то есть быть антонимами. Это же правило касается и кратких прилагательных.

Примеры:

  • Это дерево не высокое, а низкое.

  • Дом на холме не близок от деревни, а далек.

  • Он встретил нас не гостеприимно, а грубо.

Иногда противопоставление автор не пишет, а лишь подразумевает. В этом случае не с прилагательным тоже пишется раздельно.

Пример:

  • Отношения между ними были не дружескими.

Если есть отрицательные местоимения и наречия

Когда в предложении есть отрицательные местоимения и наречия, не с прилагательными пишется раздельно.

Такими словами могут быть:

  • вовсе,

  • далеко,

  • отнюдь,

  • ничуть,

  • нисколько и т. д.

Примеры:

  • Ремонт оказался вовсе не дорогим.

  • Хоть отец и не приехал, мне было ничуть не грустно.

Если у краткого прилагательного нет полной формы

Когда к слову нельзя подобрать полную форму и сохранить его значение, написание частицы не с прилагательным будет раздельным.

Примеры:

  • Я не готов к такому повороту событий.

  • Он явно был не рад видеть мою семью.

Если не используем с относительными прилагательными

Иногда предложение отрицает свойство предмета с помощью относительного прилагательного с не. В этом случае не следует писать раздельно.

Примеры: не каменный забор, не серебряные серьги, не шелковый шарф, не деревянный стол.

Если прилагательное передает цвет или вкус

Когда предложение отрицает цвет или вкус предмета с помощью качественного прилагательного, не пишется раздельно.

Примеры: не кислая вишня, не зеленый учебник, не синее пальто.

Если не используем с притяжательными прилагательными

Когда предложение отрицает, что предмет кому-либо принадлежит, не пишется раздельно. Такие прилагательные отвечают на вопросы: чей? чья? чьи? чье?

Примеры: не мамина сумка, не отцов дом.

Если предложение отрицает два одинаковых признака сразу

Когда сразу несколько прилагательных отражают одно и то же качество предмета, не пишется раздельно.

Пример:

  • Она не молода и не стара.

Таблица правописания НЕ с прилагательными раздельно | skysmart.ru

Особые случаи, когда не с прилагательными пишется раздельно или слитно

Не с пояснительным словом совсем

В случае со словом совсем написание не с прилагательными может быть и слитным, и раздельным.

Если слово совсем мы используем в значении очень, совершенно, то не с таким прилагательным пишется слитно.

Пример:

  • Совсем некрасивый человек (очень некрасивый).

Если же под совсем мы имеем в виду отнюдь или никоим образом, то прилагательное с не пишется раздельно.

Пример:

  • Совсем не красивый человек (отнюдь не красивый).

Если прилагательное в сравнительной степени

Обычно прилагательные в сравнительной степени с не пишут раздельно.

Пример:

  • Все детство я был не выше своей сестры.

Но бывают и исключения. Когда прилагательное в сравнительной степени образовалось от другого прилагательного с приставкой не, такое слово пишется слитно.

Пример:

  • Лекция была еще непонятнее, чем обычно.

Здесь прилагательное непонятнее образовано от слова непонятная. Противопоставления нет, и слово можно заменить синонимом без не — запутанная, сложная. Значит, не — это приставка.

Проверьте себя

Как пишется не с прилагательными в этих случаях? Для самопроверки можно использовать таблицу правописания частицы не с прилагательными ниже.

  1. И он ушел, высокий, (не) складный, никем (не) понятый.

  2. Перед нами открылась (не) крохотная полянка, а целое поле.

  3. Это была (не) обычная новогодняя ночь: за окном светило совсем (не) зимнее солнце.

  4. Он оказался (не) готов к такой резкой смене событий.

  5. Ее (не) ряшливый вид кричал о тяжелом периоде в жизни.

Таблица правописания НЕ с прилагательными | skysmart.ru

Подготовка к ОГЭ по русскому онлайн — отличный способ разобрать реальные экзаменационные задания в комфортной обстановке с внимательным преподавателем.

Комплект
заданий для итоговой контрольной работы по русскому языку, 7 класс

Вариант
1

Часть
А

А1.
В каком слове на месте пропуска пишется буква Ю?

1)
та…щий снег

2)
кле…щий карандаш

3)
хорошо вид…щий

4)
плещ…щиеся волны

А2.
В каком ряду во всех словах пишется НН?

1)
моче…ое яблоко, уроки не выуче…ы

2)
нескоше…ая трава, медле…ый ход

3)
незва…ые гости, льня…ое полотенце

4)
стекля…ая посуда, были разочарова…ы

А3.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется
НН?

Запряжё(1)ые
кони беше(2)о храпели и били о мостовую кова(3)ыми копытами; их пышные гривы
были украше(4)ы яркими лентами, вплете(5)ыми накануне конюхом Архипом.

1)
1,5; 2) 3,5; 3) 1,3,5; 4) 2,4

А
4. В каком ряду НЕ пишется слитно?

1)
(не)проглядная вьюга, (не)законченная работа

2)
(не)видящий никого, (не)шерстяной

3)
(не)большой дом, но удобный, (не)легче,

4)
(не)чувствуя, (не)увидел

А5.
Укажите строку, в которой все наречия пишутся через дефис:

1)
(по)дружески, (в)миг, (в)низу

2)
(в)слепую, (в)ничью, (в)третьих

3)
(по)зимнему холодно, (волей)неволей , точь(в)точь

4)
(в)пятых, (бок) о (бок), видимо(невидимо)

А6.
Укажите, в каком ряду есть числительное:

1)
столетний (дуб), пятерка за ответ

2)
тройник, утроить

3)
сто (лет), тройка (лошадей)

4)
работали вшестером, шестикратный чемпион

А7.
Найдите строку, в которой на месте пропуска во всех словах пишется буква А:

1)
предл…гать, р…стет, ук…ризна

2)
пол…гать, оч…ровательный, р…скошный

3)
сокр…щать, ср…стание, нас…ждать

4)
насл…ждение, вопл…щение, об…ятельный

А8.
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)
не…говорчивый, бе…мятежный, ни…ходящий

2)
пере…давать, и…подтишка, чере…чур

3)
пр…землиться, пр…вышать, пр…ём

4)
бе…церемонный, во…пылал, в…рыхлить

А9.
Какое слово пишется через дефис?

1)
(железно)дорожный

2)
(все)таки

3)
(пол)часа

4)
(ис)подтишка

А10.
Укажите предложение, в котором нужно выделить причастный оборот (знаки
препинания не расставлены).

1)
По улице ехали машины заляпанные едкой грязью.

2)
Машины везли налитые соком сосновые стволы.

3)
Несколько скакавших рядом всадников вдруг свернули влево.

4)
Поблескивающее звездами небо казалось еще выше.

А11.В
каком предложении есть деепричастный оборот?

1)
Оглядевшись, он увидел, что в комнате царит ужасный беспорядок.

2)
Играя с котенком, Антошка забыл о своей беде.

3)
Благодаря стараниям бабушки он получил хорошее образование.

4)
Акробат медленно шел по канату и глядел только вперед.

А12.
Где допущена ошибка в употреблении наречия?

1)
Говори немного медленнее.

2)
Пиши более разборчивее.

3)
Ты отвечал лучше всех.

4)
Я стал писать аккуратнее.

Часть
В

Прочитайте
текст.

(1)Ночью
на реку упал плотный туман, не развеявшийся до самого восхода солнца. (2) С
высокого холма от старой полуразрушенной церкви открылась удивительная картина.
(3)Над спящей рекой и сбегающей к ней улицей клубилось серое вспененное море.
(4) Блестящие крыши крайних изб усеяны серебряными каплями воды. (5)Рядом,
дымясь, показались печные трубы, словно корабли, выстроившиеся в походном
порядке. (6)Полузатопленным маяком торчала вершина старого развесистого тополя.
(7)Первые лучи восходящего солнца, еще не выплывшего на небосвод, коснулись
макушки тополя. (8)С восходом солнца все это застывшее море начинает оживать,
двигаясь и клубясь. (9)Люди, пораженные этой картиной, благодарили прекрасную
русскую природу за нечаянную радость, подаренную им.

В1.
Напишите, чем выражено сказуемое в предложении (4).

__________________________________________________________________________________

В2.
Из предложения (7) выпишите действительное причастие прошедшего времени.
Укажите его вид. _________________________

В3.
Выпишите причастия из предложения (3).

__________________________________________________________________________________

В4.
Разберите слово ПОКАЗАЛИСЬ по составу.

__________________________________________________________________________________

В5.
Выпишите из предложения (1) причастный оборот и подчеркните его как член
предложения.

__________________________________________________________________________________

В6.
Выпишите из предложения (5) деепричастие и разберите его по составу.

__________________________________________________________________________________

В7.
В предложении (7) найдите слово с чередующейся безударной гласной, выпишите
его.

__________________________________________________________________________________

В8.
В предложении (4) найдите прилагательное с суффиксом –ян-, выпишите его.

__________________________________________________________________________________

Часть
С

Напишите
развернутый ответ на вопрос: приходилось ли вам испытывать нечаянную радость,
подаренную природой?

Вариант
2

Часть
А

А1.
В каком слове на месте пропуска пишется буква Я?

1)
хлопоч…щий человек

2)
завис…щий от меня

3)
се…щийся дождь

4)
стел…щийся туман

А2.
В каком ряду во всех словах пишется Н?

1)
стекля…ая посуда, следы запута…ы

2)
отчая…ый шаг, овся…ая каша

3)
испуга…ый шумом, ветре…ый день

4)
кожа…ый портфель, варе…ый картофель

А3.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется
две буквы Н?

На
пустыре за садом валялись разбитые глиня(1)ые кувшины, жестя(2)ые банки,
рва(3)ая обувь, полома(4)ая мебель, какие-то спиле(5)ые деревья.

1)
1,5; 2) 2,3,4; 3) 2,3; 4) 4,5

А4.
В каком ряду НЕ в обоих случаях пишется раздельно?

1)
(не)проверены до конца, (не)взрачный цветок

2)
(не)отыщешь на карте, (не)по-нашему

3)
ничего (не)зная, инженер (не)годовал

4)
читал (не) выразительно, (не) исследованная местность

А5.
Уажите строку, в которой все наречия пишутся через дефис:

1)
(по)птичьи, (на)бок, (в)верху

2)
(в)слепую, (в)ничью, (в)седьмых

3)
(по)дружески, (нежданно)негаданно, (еле)еле

4)
(волей)неволей, (в)пятых, (бок) о (бок)

А6.
Укажите строку, где есть числительное:

1)
тройка за ответ, мятая трехрублевка

2)
Семипалатинск, магазин «Седьмой континент»

3)
новая «девятка», школа-девятилетка

4)
двойная польза, пара серег

А7.
Найдите строку, в которой на месте пропуска букв во всех словах пишется буква
А:

1)
нав…ждение, пригл…шать, заг…релый

2)
предст…влять, уг…сать, прил…жение

3)
препод…вать, выр…сти, упр…щать,

4)
ф…нтазия, пол…гается, распростр…нять

А8.
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)
и…коренить, бе…жалостный, чре…мерный

2)
ни…падать, …делать, бе…вкусный

3)
пр…небречь, пр…пятствие, пр…старелый

4)
…десь, по…дороваться, ра…писание

А9.
Какое слово пишется через дефис?

1)
(ис)подлобья

2)
(пол) лимона

3)
(все) равно

4)
(сельско)хозяйственный

А10.
Укажите предложение, в котором причастный оборот не выделяется запятой (знаки
препинания не расставлены).

1)
Партизаны отрезанные от основных сил с честью выдержали осаду.

2)
Туча нависшая над высокими вершинами тополей уже сыпала дождиком.

3)
Быстро высыхает согреваемая солнцем земля.

4)
Морская ширь играющая яркими красками живет и дышит могучей силой.

А11.
В каком предложении есть деепричастный оборот?

1)
Несмотря на проливной дождь, мы вышли на улицу.

2)
Над рекою, наклонясь, что-то шепчет камыш.

3)
Изучая прошлое, поймешь настоящее.

4)
Листва, радовавшая взгляд яркостью, теперь потускнела.

А12.
Где допущена ошибка в употреблении наречия?

1)
Он слушал на уроке более внимательно.

2)
Он сделал работу лучше всех.

3)
Я стараюсь писать более красивее.

4)
Мой друг внимательнее всех в классе.

Часть
В

Прочитайте
текст.

(1)Неожиданно
подул ветер всколыхнув зеркало озера и обломав сухие ветки. (2)Птицы (не)
успевшие улететь и…чезли бе…следно. (3)Маленькие кроты стро…вшие подземные
царства спрятались. (4)Солнце послав на землю последний луч зарылось в серую
мглу. (5)Пр…рода затаившая дыхание зам…рла в ожидании чего-то и вот первая
серебр…ая снежинка к…снулась кленового листа.

(6)
Бе…шумно пошел снег засыпая все неровности на земле. (7)Снежный ковер
изменивший обычный наряд леса опушил инеем ра…кидистые елочки од…ноко р…стущие
у опушки. (8)Они покорно пр…гнулись к земле. (9)Ещё (не )скован…ая лед…ым
панцирем лесная реч…нка покрыта большим снегом. (10)Он ост…навливает течение у
берегов глуша шум на перекатах. (11)Снег погл…тил все звуки и создал
бе…конечные вереницы белых фигур оч…ровав все лесное царство.

В1.
Выпишите из предложения (5) причастный оборот и подчеркните его как член
предложения.

__________________________________________________________________________________

В2.
Выпишите из предложения(11) деепричастие и разберите его по составу.

__________________________________________________________________________________

В3.
Из предложения (7) выпишите действительное причастие настоящего времени.
Укажите его вид. _______________________________________________________

В4.
Напишите, чем выражено сказуемое в предложении (9).
________________________________

В5.
Выпишите из предложения (4) деепричастный оборот и подчеркните его как член
предложения. ________________________________________________________

В6.
Разберите слово СПРЯТАЛИСЬ по составу.

__________________________________________________________________________________

В7.
В предложении (5) найдите слова с чередующейся безударной гласной, выпишите.

__________________________________________________________________________________

В8.
В предложении (9) найдите прилагательное с суффиксом –ян-, выпишите его.

__________________________________________________________________________________

Часть
С

Напишите
развернутый ответ на вопрос: приходилось ли вам испытывать нечаянную радость,
подаренную природой?

Кодификатор проверяемых умений и компетенций

Код раздела

Код
контролируемого раздела

Содержание
образования

1

Введение.
Литературный русский язык. Нормы, их изменчивость.

2

Морфология

2.1

Причастие.
Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и
синтаксические признаки.

2.2

Признаки
прилагательного у причастия

2.3

Признаки глагола
у причастия.

2.4

Действительные и
страдательные причастия.

2.5

Причастный
оборот. Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого
слова.

2.6

Словообразование
действительных причастий.

Правописание
гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

2.7

Словообразование
страдательных причастий.

Правописание
гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Правописание
согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

2.8

Правописание Е-Ё
после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

2.9

Правописание Н в
кратких формах страдательных причастий.

2.10

Правописание
гласных в причастиях перед НН и Н.

2.11

Правописание НЕ
с причастиями.

3

Деепричастие.

3.1

Понятие о
деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические
признаки.

3.2

Признаки глагола
и наречия у деепричастия.

3.3

Деепричастный
оборот. Выделение запятыми деепричастного оборота.

3.4

Словообразование
деепричастий несовершенного вида.

4

Переход из одних
самостоятельных частей речи в другие.

5

Служебные части
речи.

5.1

Общее понятие о
служебных частях речи.

5.2

Предлог. Понятие
о предлоге. Назначение предлогов в речи.

5.3

Разряды
предлогов по значению: пространственные, временные, причинные, целевые и
другие. Многозначность предлогов.

5.4

Группы предлогов
по происхождению: непроизводные и производные.

5.5

Переход других
частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и
другие). Раздельное написание производных предлогов. Слитное написание
производных предлогов. Буква Е на конце предлогов в течение, в
продолжение, вследствие.

6

Союз.

6.1

Понятие о союзе.
Назначение союзов в речи. Употребление союзов в предложениях с однородными
членами предложения, в сложных предложениях и для связи частей текста.

6.2

Простые и
составные союзы.

6.3

Сочинительные и
подчинительные союзы; их группы по значению.

6.4

Сочинительные
союзы: соединительные, разделительные, противительные. Одиночные и
повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и
сложносочиненных предложениях.

6.5

Правописание
сочинительных союзов тоже, также, зато.

6.6

Запятая при
однородных членах и в сложносочиненном предложении.

6.7

Подчинительные
союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях. Разряды
подчинительных союзов по значению: временные, причинные, условные,
сравнительные, следственные, изъяснительные.

6.8

Правописание
составных подчинительных союзов. Правописание подчинительных союзов чтобы,
оттого что и других 
(в отличие от местоимений с частицами и
прелогами.

7

Частица.

7.1

Понятие о
частицах. Значение частиц.

7.2

Правописание НЕ
и НИ с различными частями речи (обобщение).

7.3

Правописание –то,
-либо, -нибудь, кое-, -таки, -ка.

8

Переход слов из
самостоятельных частей речи в служебные.

9

Междометие.

9.1

Понятие о междометии.
Значение междометий в речи. Признаки междометий.

9.2

Знаки препинания
при междометии.

                                     Спецификация
итоговой работы

по русскому языку в 7 классе

1.​ Назначение тестовой работы

Назначение работы – выявить и оценить степень соответствия
подготовки учащихся 7 классов образовательных учреждений требованиям
государственного образовательного стандарта основного общего образования по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

2.​ Нормативно-правовая база

Документы, определяющие нормативно-правовую
базу аттестационной работы:

·​ Федеральный компонент государственного стандарта
общего образования (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального
компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089),

·​ Закон Российской Федерации «Об образовании».

3.​ Характеристика структуры и содержания работы

·Общее количество заданий в работе – 20

Экзаменационная работа разделена на 2
части и включает задания разных типов.

Часть 1 включает 12 заданий (А1-А12). К
каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Задание считается выполненным, если ученик отметил номер правильного ответа.
Задание признается невыполненным, если ученик отметил номер неправильного
ответа или отметил номера двух и более ответов, или вообще не отметил ни одного
номера ответа.

Часть 2 состоит из текста с пропущенными
буквами и знаками препинания и 8 заданий (В1-В8), требующих краткого ответа.
Учащиеся должны  вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.
Ответы к заданиям В1-В8 учащиеся  должны сформулировать самостоятельно. Задание
считается выполненным, если верный ответ зафиксирован в той форме, которая
предусмотрена инструкцией по выполнению задания.

Таблица 1.

Распределение заданий по
частям работы

Части
работы

Число
заданий

Максимальный
первичный балл

Типы
заданий

Часть
1

12

(А1-
А12)

12

с
выбором ответа

Часть
2

8

(В1-В8)

8

с
кратким ответом

Часть
3

1

(С)

19

с
развернутым ответом

Итого:

21

39

4.​ Проверяемые элементы содержания

Содержание и структура теста дают
возможность достаточно полно проверить необходимый комплекс знаний и умений по
предмету. Большинство заданий содержат элементы содержания, изучаемые в 7
классе.

Работа проверяет лингвистическую
компетенцию учащихся (знания о языке и речи; умение применять
лингвистические знания в работе с языковым материалом, а также опознавательные,
классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки).

О степени сформированности языковой
компетенции говорят умения и навыки учащихся, связанные с соблюдением
языковых норм (лексических, грамматических, стилистических, орфографических,
пунктуационных).

Коммуникативная компетенция проверяется
в работе на уровне владения учащимися продуктивными и рецептивными навыками
речевой деятельности (в частности, извлекать информацию из текста,
интерпретировать содержание прочитанного текста, создавать аргументированное
высказывание).

1. Элементы содержания, относящиеся к
коммуникативной компетенции учащихся:

​ речь и речевое общение: речь устная и письменная,
диалогическая и монологическая;

​ функциональные разновидности языка: разговорная речь,
ситуации речевого общения, художественный стиль речи;

​ текст как продукт речевой деятельности: основные признаки
текста, функционально-смысловые типы текста (повествование, описание,
рассуждение), содержание текста (тема текста, основная мысль текста, авторская
позиция в художественном тексте), структура текста.

2. Элементы содержания, относящиеся к
языковой и лингвистической компетенции учащихся:

​ общие сведения о языке и науке, его изучающей: понятие
о русском литературном языке и его нормах, наука о русском языке и ее основные
разделы;

​ состав слова (морфемика) и словообразование: морфема
как минимальная значимая единица языка, виды морфем, основа слова, основные
способы образования слов;

​ лексика и фразеология: слово как основная
единица языка, лексическое значение слова, прямое и переносное значение слова,
синонимы, стилистически окрашенная лексика русского языка, основные лексические
нормы современного русского литературного языка;

​ морфология: система частей речи в русском языке,
самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические
признаки, синтаксическая роль, служебные части речи, междометия и
звукоподражательные слова, основные морфологические нормы русского
литературного языка;

​ синтаксис: словосочетание и предложение как
основные единицы синтаксиса, синтаксические связи слов в словосочетании и
предложении, обособленные члены предложения, однородные члены предложения,
обращения, способы передачи чужой речи, основные синтаксические нормы
современного русского литературного языка;

​ орфография: правописание гласных и согласных в
составе морфем, слитное, раздельное и дефисное написание слов;

​ пунктуация: знаки препинания, их функции,
одиночные и парные знаки препинания, знаки препинания в конце предложения, в
простом осложненном предложении, при прямой речи, цитировании, диалоге,
сочетание знаков препинания.

5.​ Проверяемые
умения

Содержание и структура теста дают
возможность достаточно полно проверить комплекс необходимых умений по предмету,
а именно:

​ умение распознавать: функционально-смысловые
типы текста, языковые единицы, языковые явления, изученные орфограммы и пунктограммы,
нарушения норм русского литературного языка, языковые средства выразительности
речи;

​ умение классифицировать: языковые единицы,
языковые явления, нарушения норм русского литературного языка;

​ умение соблюдать на письме изученные
орфографические и пунктуационные правила;

​ умение производить языковой анализ: лексический
анализ слова, анализ слова по составу, словообразовательный анализ слова,
морфологический анализ слова, синтаксический анализ простого осложненного
предложения, пунктуационный анализ простого предложения;

​ умение при чтении текста определять тему,
авторскую позицию, основную мысль текста, определять функционально-смысловые
типы текста, анализировать структуру и языковые особенности текста, находить и
извлекать из текста необходимую информацию, интерпретировать содержание
прочитанного текста, создавать аргументированное высказывание.

6.​ Распределение
заданий итоговой работы по содержанию и видам деятельности

Распределение заданий по основным
содержательным разделам учебного предмета «Русский язык» представлено в таблице
2.

Таблица 2.

Распределение заданий по
основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык»

Содержательные
разделы

Число
заданий

Максимальный
первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного блока
содержания от максимального первичного балла за всю работу

Словообразование

2

2

5,1%

Морфология

3

3

7,6%

Синтаксис

2

2

5,1%

Орфография

10

10

26 %

Пунктуация

3

3

7,6%

Развитие
речи (сочинение-рассуждение)

1

9

23,1%

Практическая
грамотность и фактическая точность речи.

(С)

10

25,5%

Итого:

21

39

100%

Задания экзаменационного теста по русскому
языку различны по способам предъявления языкового материала (см. таблицу 3).
Ученик работает с отобранным языковым материалом, представленным в виде
отдельных слов, словосочетаний или предложений; с языковыми явлениями,
предъявленными в тексте; создаёт собственное письменное монологическое
высказывание.

Таблица 3.

Распределение заданий по видам
работ с языковым материалом

Виды
работ с языковым материалом

Число заданий

Максимальный
первичный балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий,
предусматривающих различные виды работы с языковым материалом, от
максимального первичного балла за всю работу

Работа
с отобранным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов,
словосочетаний или предложений

12

(А1-А12)

12

30,8%

Работа
с языковыми явлениями, предъявленными в тексте (языковой анализ текста)

8

(В1-В8)

8

20,5%

Работа
над письменным монологическим

высказыванием

1

(С)

19

48,7%

Итого:

21

39

100%

7.​ Распределение
заданий итоговой работы по уровню сложности

В таблице 4 представлено распределение
заданий экзаменационной работы по уровням сложности.

Таблица 4.

Распределение заданий работы
по уровню сложности

Уровень
сложности

Число
заданий

Максимальный
первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного уровня
сложности от максимального первичного балла за всю работу

Базовый

12

12

30,8%

Повышенный

8

8

20,5%

Высокий

1

19

48,7%

Итого:

21

39

100%

8.​ Необходимое количество вариантов КИМ

Итоговая работа представлена в двух
вариантах.

9.​ Время выполнения и условия проведения работы

Время выполнения работы – 90 минут (2
урока).

Дополнительное оборудование не требуется.

10.​ Система оценивания отдельных заданий и работы в
целом

За верное выполнение каждого задания 1
части 
работы (А1-А12) выставляется 1 балл. За неверный ответ или его
отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может
набрать экзаменуемый, правильно выполнивший 12 тестовых заданий первой части
работы, – 12 баллов.

За верное выполнение
заданий 2 части экзаменационной работы (В1-В8) экзаменуемый
получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие
выставляется 0 баллов. В заданиях, где в качестве ответа записывается несколько
слов или цифр, 1 балл выставляется, если верно указаны все слова
или цифры.

Максимальное количество баллов, которое
может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший 8тестовых задания второй
части работы, – 8 баллов.

Оценка ответа на задание С 3
части 
работы осуществляется по специально разработанным критериям.

Максимальное количество баллов, которое
может получить экзаменуемый за выполнение третьей части работы, – 19
баллов.

Максимальное количество баллов,
которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы,
– 39 баллов.

Отметка «2» выставляется в том
случае, если учащийся набрал не более 15 баллов (от 0 до 15) за выполнение всех
частей экзаменационной работы;

отметка «3» выставляется в том
случае, если учащийся набрал не менее 16 и не более 29 баллов (от 16 до 29) за
выполнение всех частей экзаменационной работы;

отметка «4» выставляется в том
случае, если учащийся набрал не менее 30 и не более 35 баллов (от 30 до 35) за
выполнение всех частей экзаменационной работы.

Отметка «5» выставляется в том
случае, если учащийся набрал не менее 36 и не более 39 баллов (от 36 до 39) за
выполнение всех частей экзаменационной работы.

Ключи к работе

Часть
А, 1 вариант.

1-1,2-2,
3-1,4-1,5-3,6-3,7-3,8-2,9-2,10-1,11-1,12-2.

Ответы.
Часть В, 1 вариант

В1
усеяны – краткое причастие

В2
еще не выплывшего – сов. вид.

В3
спящей, сбегающей, вспененное море

В4
по-каз-а-л-и-сь

В5
не развеявшийся до самого восхода солнца

В6
дым-я-сь (все слово основа, без окончания)

В7
коснулись

В8
серебряными

Ответы.
Часть А, 2 вариант.

1-2,
2-4, 3-4,  4-2,  5-3,  6-2,  7-4,  8-3,  9-2,  10-3,  11-3,  12-3

Ответы.
Часть В, 2 вариант

В1
затаившая дыхание

В2
о-чар-ова-в (все слово основа, без окончания)

В3
Растущие – несов. вид

В4
Покрыта – краткое причастие

В5
послав на землю последний луч

В6
С-прят-а-л-и-сь

В7
замерла, коснулась

В8
ледяным

Учитель                      Кутузова Т.В.

Сентябрь,2020

  • Полуоборот как правильно пишется
  • Полуденный зной после сыроватой прохлады родительского дома сочинение
  • Полуавтомат как пишется и почему
  • Полтора года как пишется правильно
  • Полсела как пишется правильно