Полуночи как пишется и почему

Главная общество александр разумный 17 декабря 07:00 0 фото: m.facebook.com/nikushaturbina ника турбина осталась в памяти, как последний советский вундеркинд. первая
  • Главная
  • Общество


Александр РАЗУМНЫЙ

17 декабря 07:00
0

История Ники Турбиной: придуманная легенда или нераскрытый талант

Фото: m.facebook.com/nikushaturbina

Ника Турбина осталась в памяти, как последний советский вундеркинд. Первая подборка стихотворений 8-летней Ники вышла в 1983 году в «Комсомольской правде». А потом пришли мировая слава и крушение всех надежд. Признание и забвение. Небо и дно. Десятки любовников. Вино и наркотики.  Озарения и отчаяние никогда не повзрослевшей девочки, трагически погибшей в мае 2002-го.

27 лет земной жизни Ники Турбиной – одна сплошная тайна, раскрыть которую сумел днепровский поэт и переводчик Александр Ратнер.

Его книга-расследование ««Тайны жизни Ники Турбиной», вышедшая в 2018 году, вдохновила российского режиссера Василису Кузьмину снять фильм «Ника». Роль мамы досталась дочери Никиты Михалкова Анне Михалковой, юную Нику играет 11-летняя Виталия Корниенко, а взрослую – Лиза Янковская, внучка знаменитого актера театра и кино.

Фильм уже снят и должен выйти на экраны к 47-летию Ники, которое поэтесса отметила бы 17 декабря.

О том, какой была забытая сегодня украинка, о ее творчестве и семье, о скандалах и мифах вокруг этого имени, журналисту «КП в Украине» рассказал писатель, автор книги «Тайны жизни Ники Турбиной» Александр Ратнер.

В гениальность 8-летней девочки поверили все

Александр Ратнер с книгой-расследованием. Фото: Александр РАЗУМНЫЙ

— Александр Григорьевич, чем вас заинтересовала Ника Турбина? Понравились ее стихи, начиная с первой детской публикации?

 — История первой публикации Ники известна всем. Бабушка Ники – Людмила Карпова работала администратором в гостинице «Ялта», где останавливались многие известные писатели. Там она показала стихи внучки Юлиану Семенову, благодаря которому в «Комсомолке» опубликовали 10 стихотворений юной крымчанки. И она действительно проснулась знаменитой. Ведь тираж газеты – 13 миллионов! Это был взрыв бомбы. Нику заваливали сотнями писем. Писали отовсюду: из Еревана и Витебска, из Иркутской области и Москвы, из Харькова и Душанбе.

От самих стихов я не был в восторге. Меня они не притянули. Просто удивило, что 8-летний ребенок на такое способен. Бабушка и мама утверждали, что придумывать стихи Ника начала в 4 года, хотя вообще научилась писать в 9 лет.

Потом был ошеломительный триумф Ники Турбиной. Она получила первую премию — «Большого Золотого льва Венеции», прославилась на весь мир.  Тогда в гениальность 8-летней девочки поверили все.  Увы, эта слава пришла ненадолго. Потом СМИ описывали скандалы, связанные с повзрослевшей девочкой-вундеркиндом, а в мае 2002-го ее не стало.

Уже после смерти Ники в СМИ прочел большое интервью, которое заканчивалось словами: «родные юной поэтессы хотят издать сборник ее стихов, но не имеют средств». Я приехал в Ялту, где познакомился с мамой Майей Никаноркиной и бабушкой Людмилой Карповой. Бабушка рассказала, что написала пьесу «Ника», которую я издал тысячным тиражом за свои средства. Собственно, кроме 33 стихотворений, в этой пьесе почти ничего не было.

— Вам не удалось пообщаться с самой Никой Турбиной, но вы много лет общались с ее ближайшими родственниками, друзьями и приятелями. Вы дотошно разбирались в жизненных обстоятельствах Ники.  Почему решили писать о ней книгу?

— С Никой действительно мы разминулись на полтора месяца. А с мамой общались на протяжении семи лет, с бабушкой – двенадцать лет. Это были встречи, беседы, телефонные звонки. Всю информацию я записывал, считал, что она важна и должна сохраниться.

Но все время чувствовал какую-то недосказанность, неискренность.

В 2009 году, когда Нике исполнилось бы 35, в Ялте мы с бабушкой открывали мемориальную доску на фасаде школы, где девочка училась с шестого по восьмой классы. На этой встрече журналистка Татьяна Барская рассказала, что у отца Ники была другая фамилия. На поиски отца я потратил шесть лет. Не было ни одной его фотографии. Выяснилось, что это театральный режиссер и певец Георгий Торбин — красивый и одаренный человек, с которым Майя Никаноркина прожила недолго и развелась. Но фамилию дочери подправила, изменив одну букву: была ТОрбина, а стала ТУрбина. Для красоты, для правильной легенды.

Это заставило задуматься, и я стал искать отца — Георгия Алексеевича. Потратил время зря — Георгий Торбин умер в 59 лет. А девочке внушали, опять же для красивой легенды, что ее настоящий отец – Андрей Вознесенский, который был любовником ее матери Майи. Постепенно у меня накопилось много противоречивой информации, в которой решил разобраться и в 2013 году приступил к написанию биографии Ники.

Евгений Евтушенко и Ника Турбина. Фото: культурный фонд Ники Турбиной m.facebook.com/nikushaturbina/

Евгений Евтушенко и Ника Турбина. Фото: культурный фонд Ники Турбиной m.facebook.com/nikushaturbina/

Бренд гениального ребенка создавали мама и бабушка

— Вы не только поэт, но и ученый-металлург, привыкший досконально разбираться и детально анализировать информацию. К каким выводам вы пришли? Действительно ли стихи писали сама Ника?  Насколько они гениальны?

— Сомнения в подлинности стихов девочки-вундеркинда возникли сразу. Уж слишком они были взрослыми для такого юного автора. К примеру, в стихотворении, посвященном Евтушенко, такие строки: «Вы поводырь, а я слепой старик/ Вы проводник. Я еду без билета/ И втоптан в землю прах друзей моих». Мог ли ребенок так сказать: прах друзей моих?

Как писались стихи? В доме дедушки, известного поэта-шестидесятника Анатолия Игнатьевича Никаноркина, часто собирались знаменитые московские поэты. Говорили, выпивали. Сам воздух наполнялся стихами. В такой атмосфере даже стул, если мог бы писать, писал бы стихи.  Ника плохо спала и могла до полуночи слышать эти стихи-разговоры.

Вообще у Ники была больная психика. По ночам она выкрикивала отдельные слова и фразы. Мама кое-что записывала и дописывала до стихотворения. А утром, когда девочка просыпалась, ей говорили: «Никуша, ты ночью продиктовала стихотворение. Послушай!».  Девочке это очень нравилось. А потом ее заставляли выучить и прочесть.

Так создавался бренд «Ника Турбина».

 — С какой целью это делали?

— Для мамы и бабушки во главе были деньги. Они сразу увидели свою выгоду. В Крыму девочку возили по пансионатам и Домам отдыха, где она читала стихи. А читала Ника прекрасно. У нее вообще был дар актрисы. За выступление брали 150 рублей, а в восьмидесятые годы — это зарплата хорошего инженера в придачу еще с премией.

Но это были в большинстве своем мамины стихи. Не зря же когда в Доме-музее Пастернака Евгений Евтушенко, прочтя стихи Ники, спросил маму: «Это ты писала?». С Майей Евгений Александрович был хорошо знаком и даже какое-то время был с ней в близких отношениях. Он знал, что Майя пишет не очень хорошие стихи, и газеты и журналы их не печатали. А как детские стихи они воспринимались «на ура». Об этих стихах прекрасно сказал поэт Валентин Берестов: «Это не очень хорошие стихи немолодой женщины».

— Мировой славе Ника Турбина во многом обязана Евгению Евтушенко. Что их связывало?

— На мой взгляд, они были друг другу полезны. Евтушенко редактировал первую книгу Ники «Черновик», которая вышла в «Молодой гвардии» тиражом в 30 тысяч экземпляров. Он способствовал переводу стихов Турбиной на итальянский и подготовил почву для поездки на фестиваль в Венеции, ставший для Ники триумфальным.

То есть все восхождение к мировой славе крымской поэтессы связано с Евгением Александровичем. Тогда на поэтическом фестивале «Поэты и Земля» Ника получила первую премию — «Большого Золотого льва Венеции».  Но победа Ники стала и победой Евтушенко. Ведь к тому времени популярность знаменитого поэта несколько угасла. А тут такой успех его гениальной протеже!

На съемочной площадке - Виталия Корниенко и Анна Михалкова. Фото: кадр из фильма «Ника»

На съемочной площадке — Виталия Корниенко и Анна Михалкова. Фото: кадр из фильма «Ника»

Звезды и смерть Ники Турбиной

— Но именно после Венецианского биеннале жизнь поэтессы пошла под откос. Ее слава очень быстро улетучилась, и журналисты вспоминали Нику только в связи со скандальными историями, не имеющими отношения к творчеству.  Что помешало Нике Турбиной состояться как поэту или актрисе?

 — В Венецию Ника поехала вместе с Евтушенко и бабушкой. Она выступала в огромных залах, давала интервью на телевидении. Имела оглушительный успех. Но при этом оставалась одинокой. Вместо того чтобы по ночам смотреть за внучкой, бабушка играла в казино. В одиночку Ника не могла осознать и «переварить», обрушившуюся на нее славу. А для мамы и бабушки — главное были деньги. По словам Евгения Александровича, Ника в Италии заработала 2-3 тысячи долларов. Для 10-летней девочки огромная сумма. Но мама считала, что этого мало, и продолжала тянуть из Евтушенко деньги.

 — Потому знаменитый поэт «отказался» от девочки-вундеркинда?

— Евгению Александровичу не нравилось, что мама и бабушка выманивают у него деньги. Он понимал, что и Ника — яблоко от яблони недалеко падает – тоже не так уж бескорыстна и будет его доставать в Москве. Потому он и пытался дистанцироваться от этой семьи. А семья действительно сволочная. Такой показательный эпизод. Нику и маму разочаровало то, что фигурка венецианского льва оказалась не золотой, а гипсовой. Они даже специально подпилили хвост у льва, чтобы проверить это. Потом Ника колола этим львом орехи.

— И все-таки, что помешало Нике Турбиной состояться как поэту или актрисе? Ведь у нее был  именно актерский талант.

— У Ники действительно был большой актерский дар, который она не смогла реализовать. Сначала Армен Джигарханян устроил ее во ВГИК, но там она проучилась только семестр, потом дочь Александра Галича Алена «поступила» Нику в Московский институт культуры. Но и там Турбина после первого курса, не сдав сессию, рванула к любимому парню в Ялту.

Ничего удивительного. Ника нигде и никогда не училась. У нее не было усидчивости, она не могла работать с учебниками. Даже в школе оценки ей ставили за талант, за публикации, но не за знания. И в вузе это сказалось.

А талант актрисы у Ники был, о чем вспоминала Алена Галич: когда Ника играла сценку по Чехову, весь курс ходил смотреть на нее. Еще девочкой она замечательно сыграла главную роль в фильме Аян Шахмалиевой «Это было у моря». По сути, она сыграла саму себя.

Кто знает, если бы Ника Турбина окончила институт, она и смогла бы стать актрисой. Но случилось то, что случилось.

Взрослую Нику в фильме сыграла Елизавета Янковская. Фото: кадр из фильма «Ника»

Взрослую Нику в фильме сыграла Елизавета Янковская. Фото: кадр из фильма «Ника»

— И вместо всего этого были алкоголь, наркотики, многочисленные любовники

 — Да всего этого в жизни девочки было предостаточно. Уже в 13 лет она стала неуправляема — выпивала, курила, уже имела отношения с мальчиками, сидела на седативных препаратах. А в 16 уехала в Швейцарию, где в течение года жила с психиатром и основателем клиники для душевнобольных Джованни Мастропаоло, которому на тот момент было 74 года. Предполагалось, что стихи Ники помогут пациентам его клиники. Но в действительности Ника никого там не лечила, а была на содержании профессора и пила.

После возвращения на Родину она продолжала спиваться. Даже побывала на панели. Самостоятельно избавиться от алкогольной зависимости она уже не могла.

—  Гибель Ники Турбиной – самоубийство или несчастный случай?

— Это несчастный случай. Подобный произошел с ней за пять лет до этого. Желая напугать своего парня, Ника вышла на балкон пятого этажа, перелезла через перила и повисла на руках. Но не удержалась и полетела вниз. Тогда, в мае 1997-го, ветви деревьев притормозили ее падение, и все обошлось двумя месяцами в больнице. Ну а в мае 2002-го все закончилось трагически.

Тогда с компанией отмечали 9 мая. Празднование продолжилось 10, 11 мая… Когда друзья ушли за очередной дозой спиртного, Ника спала. Проснулась и решила покурить, сидя на подоконнике. А когда слезала, не удержалась и соскользнула, успев ухватиться руками за подоконник. Но ладони разжались… Удар о землю был такой силы, что джинсы треснули по швам. Ника умерла в больнице от потери крови.

— Жизнь-судьба Ники Турбиной — материал для целого сериала, но сняли только двухчасовой фильм. Тем не менее кинематографисты проявили к полузабытой поэтессе интерес. С чем он связан?

— Интерес связан с тем, что это была грандиозная афера, грандиозная мистификация. Об это надо рассказать. Примечательно, что в фильме вообще не будет бабушки Людмилы Карповой. Сюжетная линия строится на отношениях мамы и дочери плюс самый любимый мужчина – Константин Постников (в фильме он обозначен как Иван).

В любом случае Ника Турбина вошла в историю русской литературы. Как бренд. Я знаю многих известных людей, хорошо знакомых с Никой и этой семьей – Елена Камбурова, Ольга Самолевская, Светлана Соложенкина, которые утверждали: Ника не написала ни строчки!

В то же время есть немало людей, для которых стихи Ники Турбиной и сегодня остаются гениальными. Им не хочется расставаться с мифом.

Для меня история Ники очень поучительна. Ведь я открыл не только ее истинную жизнь, но и жизнь всей этой семьи, которая сложилась трагически для всех – для мамы, бабушки, дедушки, для самой Ники. Книгу писал не потому, что Ника плохая или бездарная. Писал из жалости к ребенку, которому мама и бабушка обломали крылья, сделали курицей, несущей золотые яйца.

Самое главное, чтобы родители талантливых детей поняли, что нельзя этих детей с колыбели поднимать на небывалую высоту. Иначе ребенок уже с 4-5 лет почувствует себя бог знает кем. Его судьба уже будет надломлена. А что будет завтра? То же, что и с Никой Турбиной?

Ника Турбина с мамой. Фото: культурный фонд Ники Турбиной

Ника Турбина с мамой. Фото: культурный фонд Ники Турбиной

Подписывайтесь на нас в соц. сетях

Ученые уже много раз доказывали, что для сохранения крепкого здоровья нужно спать достаточное количество времени. Например, в 2019 году китайские исследователи объявили, что бессонница на 18% повышает риск инсульта, инфаркта и ряда других проблем с работой сердца. А годом позже другая группа ученых рассказала, почему здоровый сон важен для похудения. Научных работ на эту тему проведено очень много и их становится все больше. Недавно британские ученые изучили данные о режиме сна и показателях здоровья около 88 000 людей с целью найти ответ на вопрос: в какое время лучше ложиться спать, чтобы предотвратить болезни сердца? Оказалось, что идеальные часы действительно есть, но далеко не каждый человек может себе позволить такой режим.

Полуночи как пишется и почему

От того, в какое время вы ложитесь спать, зависит здоровье сердечно-сосудистой системы

Изучение человеческого сна

Результаты проведенной научной работы были опубликованы в научном журнале Science Alert. В исследовании приняли участие тысячи добровольцев из британского биобанка — проекта, в рамках которого собираются различные данные о людях для использования в научных целях. Ученые на протяжении семи дней при помощи акселерометров следили за тем, во сколько часов они ложатся спать. Напомню, что акселерометр позволяет определять, в каком положении находится тело человека, вертикальном или горизонтальном. Также исследователи попросили людей заполнить анкеты, чтобы выяснить подробности об их образе жизни и состоянии здоровья.

Полуночи как пишется и почему

В рамках научной работы ученые проследили за тем, в какое время люди ложатся спать

Читайте также: Как ночь в одной кровати с партнером влияет на сон?

Как сон влияет на здоровье?

После сбора необходимой информации, авторы исследования продолжили следить за добровольцами и в следующие 5,7 года. За это время у 3 172 человек (3,6% из всех участников исследования) были выявлены заболевания сердечно-сосудистой системы. Оказалось, что большая часть из этих людей ложились спать после полуночи. Также проблемы с работой сердца возникали у людей, которые ложились до 22:00 вечера. Ученые сделали первый вывод — слишком раннее или позднее засыпание повышает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний.

Полуночи как пишется и почему

Ложиться спать рано так же вредно, как и ложиться после полуночи

Второй вывод заключается в том, что лучшее время для засыпания — это промежуток между 22:00 и 22:59 вечера. Судя по собранным данным, у людей с таким режимом сна риск развития сердечно-сосудистых болезней был на 12% ниже, чем у остальных. Ученые не знают почему, но взаимосвязь между временем засыпания и состоянием здоровья больше всего наблюдалась у женщин. По мнению одного из авторов научной работы Дэвида Плэнса (David Plans), это может быть связано с тем, что гормональная система мужчин и женщин работает по-разному. Также не исключено, что результаты были искажены возрастом добровольцев — им было от 43 до 79 лет. Когда у женщин начинается менопауза, риски возникновения болезней сердца возрастают сами по себе.

Проведенное исследование показывает, что в 24-часовом цикле организма есть лучшее время для засыпания и любые отклонения могут нанести организму вред. Наиболее опасное время — после полуночи, потому что в этом случае человек вряд ли увидит необходимый для обнуления биологических часов дневной свет, — заключил Дэвид Плэнс.

Что такое циркадные ритмы?

Стоит напомнить, что внутри каждого человека есть биологические часы, которые также известны как циркадные ритмы. Они нужны для того, чтобы регулировать химические процессы, возникающие в качестве ответа на разного рода сигналы. На протяжении дня скорость этих часов постоянно меняется, что влияет на активность человека. В одни промежутки времени мы очень продуктивны, а в другие — хотим отдохнуть. По мнению ученых, циркадные ритмы регулируются областью мозга, именуемой гипоталамусом. Скорее всего, проблемы с работой сердца действительно связаны с тем, что при позднем засыпании человек не видит утренний дневной свет. Из-за отсутствия этого сигнала, внутренние часы сбиваются, что и приводит к проблемам со здоровьем.

Полуночи как пишется и почему

У каждого из нас есть биологические часы и с ними лучше не спорить

Ссылки на интересные статьи, смешные мемы и много другой интересной информации можно найти на нашем телеграм-канале. Подпишитесь!

Получается, что каждому человеку лучше засыпать в одно и то же время, между 22:00 и 23:00 вечера. Только вот себе позволить такую роскошь могут не многие — среди нас есть много людей со скользящим графиком работы. В один день мы можем лечь спать рано, а в другой уже не способны позволить себе ночной сон. Впрочем, отдых в рекомендованное время редко себе обеспечивают и люди с постоянным графиком, потому что после работы необходимо заниматься домашними делами. Из-за этого часто возникает «прокрастинация в кровати», которая тоже вредит здоровью. Подробно о ней можно почитать в этой статье.

Считается, что фанфикшеном занимаются только школьники, ничего не понимающие в сторителлинге. Но это не так. В рамках серии материалов о том, как фанфикшен изменил нашу культуру поговорили с тремя взрослыми фикрайтерами о том, зачем они этим занимаются, как создают тексты и почему их работы все-таки можно считать литературой.

Василиса, 26 лет

Фикрайтерка

Я из тех детей, кто с детства писал рассказы в тетрадях, мне очень нравилось придумывать. Мой первый фанфик был по «Чародейкам», хотя я еще не знала, что это так называется. Просто очень нравилась пара Корнелия/Калеб, и меня расстроило то, как закончилась их история, поэтому я написала альтернативную развязку.

Подробности по теме

Все о фанфиках — в спецпроекте «Афиши Daily»

Все о фанфиках — в спецпроекте «Афиши Daily»

О фанфиках я узнала лет в 12, когда мама пустила меня в интернет, и первым делом я набрала в поисковике «форум WITCH» (по «Чародейкам» — Прим. ред.), а в 2008 году «Фикбук» еще не существовал. Затем я начала смотреть аниме, завела страницу на diary.ru, где были разные сообщества и фандомы. Своим первым более-менее осмысленным текстом я считаю фанфик по аниме «Характеры-хранители», в котором уже виден мой стиль. На момент его написания мне было лет 13. Уже в старших классах вышли работы по «Хеталии» и «Темному дворецкому».

В студенческое время я перестала писать фанфики. Во-первых, поругалась с фандомом Гарри Поттера и ушла с diary.ru — там была очень душная аудитория. Дело в том, что в фандомах помимо канона зачастую есть общепринятые хедканоны, динамики между персонажами, разработки характеров. Например, в одно время считалось моветоном писать фанфики, где Дамблдор был положительным героем.

И как только у тебя появляется собственное видение, которое не сходится с мнением фандома, начинаются конфликты, такого автора просто не принимают.

Во-вторых, тогда же я начала писать огромный ориджинал про петербуржских студентов, живущих в общежитии. Герои сталкивались с проблемами, которые волновали и меня, то есть в каком‑то смысле это была терапевтическая история. Я пишу его уже семь лет с перерывами — классно возвращаться к персонажам спустя годы.

До 2014 года я творила набегами: у меня появлялась прикольная идея, я ее воплощала, потом полгода могла не писать вообще. А когда начала ориджинал про студентов, поняла, что у меня не хватает писательского навыка, и каждый день в течение года стала писать по 500 слов. При этом я закрывала сессию, подрабатывала репетитором. Иногда я приезжала домой около полуночи и садилась писать, хотя надо было вставать в шесть утра. Как‑то я завалила экзамен, потому что вместо подготовки придумывала очередную главу.

Однажды я купила томик комиксов «Майор Гром» в магазине, и история меня зацепила. Я полистала фанфики и поняла, что там нет того, что вижу в героях я. В каноне есть два персонажа — Сергей Разумовский и Олег Волков, они друзья детства, оба воспитывались в детском доме. Разумовский поступил в МГУ и создал свою социальную сеть, разбогател. Волков ушел в армию, а потом наемником таскался по разным странам. В итоге Сергей сошел с ума, начал пытать и убивать людей. Его сажают в тюрьму, он ворует у доктора телефон, и Волков его вытаскивает. Вместе они мстят полицейскому, который посадил Разумовского.

ac717f3078888d12619039f793648942

Кадр из фильма «Майор Гром: Чумной доктор»

© «Дисней Студиос»

Я решила написать про пропущенные места канона, например, про события, предшествующие аресту Разумовского, где он ссорится с другом и медленно и красиво сходит с ума. Для этого фанфика я консультировалась со своей психотерапевткой.

По канону у Разумовского диссоциативное расстройство идентичности, когда в человеке живут несколько личностей, но так как у героя были галлюцинации, я предположила, что это может быть шизофрения. Мы рассуждали, как бы вел себя человек с этим заболеванием, как оно проявляется и развивается, что может его вызвать. Я задумывала фанфики по этому комиксу как цикл рассказов, допишу его и больше, наверное, не буду возвращаться к «Майору Грому».

Подробности по теме

Город, которого нет: Станислав Зельвенский — о фильме «Майор Гром: Чумной Доктор»

Город, которого нет: Станислав Зельвенский — о фильме «Майор Гром: Чумной Доктор»

Я берусь писать тексты, потому что замечаю в каноне пропущенный эпизод, во время которого с героем могла произойти любопытная метаморфоза.

Мне не очень интересно копаться в жизни реальных людей, потому что это серьезная ответственность. А вот с воображаемыми ответственности никакой! Я чувствую себя актером, пытающимся понять внутренний мир героя, выяснить, как он действует, что думает.

Изначально у меня есть какая‑то идея фанфика и точки А и Б. Я понимаю, откуда и до какого момента буду писать. Дальше я стараюсь персонализировать эту идею, сделать ее интересной для себя. Начинаю копать матчасть, читать книги, слушать подкасты и смотреть тематические видео — изучать все, что известно про героя в каноне.

Если моя идея уже где‑то описана, я радуюсь и расслабляюсь, потому что она перестает меня грызть. После этого формирую сюжет, опираясь на колесо сценариста Дэна Хармона, который делал «Рика и Морти». Это помогает красиво рассказать любую историю. Прописываю подсценник (это просто список из одного-двух слов) и потом начинаю работать над текстом. Летом я купила себе магнитную доску, на которой схематично строю сюжеты и вычеркиваю прописанные сцены.

96eda67472ef3b7c2a711005b45f7d30

«Колесо истории» сценариста Дэна Хармона. Кратко оно работает так: герой в зоне комфорта, он что‑то хочет и попадает в непривычную ему ситуацию, он к ней адаптируется, получает желанное, но платит большую цену за это, после чего возвращается в привычные условия, изменившись по итогам путешествия.

© ameswerver/commons.wikimedia.org

Я трачу два месяца на подготовку и месяц пишу. По мере готовности я отправляю сцены ридерам — у меня есть три подруги в интернете, которые читают все мои тексты и морально меня поддерживают. Две из них тоже пишут фанфики, которые смотрю я.

В основном мои работы читают друзья, но я рекламирую себя в твиттере, выкладываю ссылки на тексты во «ВКонтакте». Зачастую отзывы положительные, хвалят психологизм. Был один прекрасный комментарий к фанфику про безумие Разумовского: «Мне и нравится, и не нравится, вы сделали хорошо, но при этом отвратительно».

Я посвящаю фанфикам много времени и сил, но не прошу донаты и не планирую делать это моей основной работой. Не готова расставаться с уровнем жизни ради хобби — лично мне гораздо проще творить, когда у меня есть деньги.

И родственники, и друзья знают, что я пишу фанфики, и относятся к этому хорошо. На работе тоже в курсе. Как‑то я писала текст по «Гарри Поттеру», героями которого были адвокат и прокурор, и коллега, зная об этом, спросил: «Я сегодня с утра был в полицейском участке, хочешь, расскажу? Тебе, наверное, пригодится для фанфика».

Я считаю фанфики прекрасным способом выразить себя, развить литературный скилл, планирую продолжать писать и, наверное, сосредоточусь на незаконченном ориджинале по славянской мифологии. Думаю, по объему это будет как три полноценные книги.

Как‑то я видела текст с примечанием: «Извините, что три года не было продолжения, я просто родила ребенка, возилась с ним, но теперь сдала его в садик и наконец свободна и снова могу писать!» Возможно, я стану такой же.

Инна, 23 года

Фикрайтерка

Я пишу фанфики с 13 лет. Все началось с текстовых ролевых игр — вы с другим человеком переписываетесь от имени выбранных героев. Но мне этого оказалось недостаточно, хотелось куда‑то выкладывать сюжеты, появлявшиеся в процессе игр. Первые фанфики я написала по вселенной Marvel. Они, конечно, уже удалены, потому что никакого писательского навыка у меня тогда не было, только огромное желание творить. Лет в 15-16 я написала фанфик по игре S.T.A.L.K.E.R., ориджиналы про русала и вампира, дракона и принца, что‑то еще на космическую и средневековую тематики.

Потом лет семь я вообще ничего не писала, так как оканчивала школу, поступила сначала в один колледж на радиационную безопасность, потом забеременела и ушла, позже начала учиться в медучилище. При этом я продолжала играть в текстовые ролевые [игры] и читала фанфики по S.T.A.L.K.E.R., Dragon Age и «Ведьмаку». К фанфикшену я вернулась только этим летом, когда посмотрела фильм «Майор Гром», и мне снова захотелось творить. Кроме того, дочке уже пять лет, и с графиком стало посвободнее.

d2acd0a6fa574c500966d5445d830ce3

Кадр из сериала «Топи»

© «Кинопоиск»

Сейчас я состою в фандоме актеров Ивана Янковского и Тихона Жизневского — они играли в сериале «Топи», фильмах «Текст», «Огонь», «Тряпичный союз», «Майор Гром». По многому из этого у меня написаны успешные фанфики. Часто я совмещаю в тексте роли Янковского и Жизневского из этих фильмов. Например, у меня есть несколько работ по пейрингу «Хазгром» — герои Игорь Гром Жизневского из «Майора Грома» и Петр Хазин Янковского из «Текста». Также пишу фанфики про самих актеров: как‑то за вечер я написала работу, где Жизневский был росгвардейцем, а Янковский — представителем оппозиции. Всего с лета я выложила около восьми работ.

Некоторые авторы пишут актерам в личку: «А прочитайте, пожалуйста, мой фанфик». Это, конечно, нарушение личных границ, так делать не надо. Хотя Жизневский и Янковский иногда читают работы про себя, поэтому стараюсь писать так, чтобы мне было не стыдно, если кто‑нибудь из них увидит мои тексты.

Подробности по теме

«Топи»: 30-летние подростки в поисках отечественного Твин Пикса

«Топи»: 30-летние подростки в поисках отечественного Твин Пикса

Когда у меня появляется идея, я минимально прорабатываю в голове костяк сюжета, решаю, какие события точно хотела бы видеть в тексте. Дальше открываю Word и начинаю писать, на костяк наращиваю мясо — дополнительные подробности, события. Потом все вычитываю, и фанфик готов.

Короткую работу страниц на десять я могу написать за несколько часов, что‑то пишу две недели, зависит от вдохновения. Мне нравится таким образом продлевать любимые истории, еще раз повзаимодействовать с персонажами. Но самое приятное — когда читатели понимают отсылки в работах и указывают на них.

Я спокойно отношусь к тому, что [фикрайтерство] — это неоплачиваемый труд. Фанфики ведь не про деньги, а про творчество и свободу самовыражения. К тому же мне приходят небольшие донаты с благодарностью от читателей.

Меня никогда не критиковали из‑за моего увлечения. Друзья и родственники относятся к нему нейтрально. Дочка пока ничего не знает — стараюсь писать в свободное время, когда она в детском саду или пока спит. Наверное, я бы хотела, чтобы она прочитала мои тексты. Возможно, я буду предлагать ей самой что‑то написать, потому что это очень творческий процесс: развивает воображение, умение строить письменную речь, формулировать мысли.

Мне кажется, лицемерно считать фикрайтеров инфантильными. Почему то же самое не говорят про взрослых людей, работающих в жанре фэнтези, например? Вам 45 лет, а вы пишете про эльфов, которые скачут по лесам.

Может, у нас менталитет такой, ты вырос — значит, должен быть серьезным человеком, ходить с угрюмым лицом, думать только о себе и карьере. Какие хобби, зачем? Пройдет еще, наверное, лет десять, и отношение к фанфикшену точно изменится, потому что сейчас подрастает поколение, дружелюбно настроенное вообще ко всему.

Андрей, 42 года

Фикрайтер

Писать я начал в школьные годы на отцовской печатной машинке «Любава». Пробовал себя в фэнтези, научной фантастике, исторических произведениях. Я даже послал несколько работ в издательства, но, к счастью, их не опубликовали. Произведения были сырые, и сейчас мне было бы за них стыдно.

Первым фанфикшеном, который я прочитал, была серия книг Ника Перумова «Кольцо тьмы» по вселенной Средиземья Толкина. Но тогда, в 90-х, никто из нас не знал, что это так называется, наверное, и сам Перумов тоже.

Когда я начал учиться в колледже и в институте, затем стал работать, писательство отошло на второй план. Хотя я печатался в газетах, публиковал кроссворды и даже вел спортивную колонку. Где‑то в 2015–2016 годах мои друзья стали читать фанфики и посоветовали мне работы, которые меня заинтересовали. Примерно год я просто читал взахлеб тексты по «Гарри Поттеру», «Звездным войнам», мирам Толкина, потом сам решил что‑то написать. В фанфиках есть определенная магия: можно что‑то изменить в каноне, посмотреть на героев с другой стороны, рассмотреть известные ситуации под необычным углом. Огромный простор для творчества и сюжетных ходов.

В начале 2017 года я зарегистрировался на фикбуке. Мой первый фанфик называется «И смерть лишь начало». Герой, наш современник, погиб и оказался в теле юного Гарри Поттера до того, как его приняли в Хогвартс. При этом он читал книги Роулинг и смотрел фильмы, так что прекрасно ориентировался в этом мире. Я написал шесть книг по шести курсам Хогвартса. Фанфик стал популярным на фикбуке: ко мне пошли читатели, и я понял, что им нравятся мои работы. Одна девушка из Италии даже спрашивала разрешение на перевод. Хотя, конечно, была и критика: кто‑то находил смешным поведение главного героя, кто‑то считал, что происходящее не вписывается в канон.

6423b4b0449898e8fc79e322777ded9b

Джоффри Баратеон из «Игры Престолов»

© «HBO»

После Гарри Поттера я написал фанфик по «Властелину колец», потом меня серьезно и надолго захватил мир Вестероса. Моя работа «Ветер перемен» была ведущей по «Игре престолов» на фикбуке — по оценкам, количеству сохранений, комментариям. Там тоже про человека из нашего времени, который реинкарнируется в теле Джоффри Баратеона в день его казни. И теперь попаданцу надо изменить мнение о себе, чтобы выжить, ведь в сериале и книгах Джоффри нехороший персонаж, а у оказавшегося в его теле героя другие моральные взгляды и ценности.

Сейчас я пишу по игре Warhammer 40 000, еще есть недописанный фанфик по «Гарри Поттеру». Всего я создал больше 20 работ. Пишу точно не ради денег, сначала я даже номер карты не прикреплял. Но скоро многие захотели меня поддержать.

Меня не привлекают слишком ванильные, белые и пушистые персонажи, у каждого должны быть недостатки, а поступки не всегда однозначно положительные. Но в целом мой герой руководствуется благими намерениями и хочет изменить мир, пусть иногда у него это не получается.

Мне нравится, когда перед ним стоит моральный выбор. Что проще — проявить слабину и выжить или пойти на принцип и отдать за это жизнь? Кроме того, любой герой — это в той или иной степени отражение фикрайтера, его желаний.

С помощью текста также можно проработать свои психологические проблемы. Например, прописать в фанфике расставание с девушкой и выяснить, почему это получилось.

Перед созданием фанфика важна подготовительная работа. А то иногда читаешь текст и осознаешь, что автор вообще не понимает, о чем речь. Допустим, если пишешь по миру «Ведьмака», ты должен разбираться в холодном оружии, приемах боя, поездках на лошадях, ориентироваться в средневековой культуре — моде, еде, манере общения, этике и морали тех времен. Пусть это и вымышленный мир, но Анджей Сапковский писал книги с оглядкой на земную историю. Я сам изучал и средневековую кухню, и историю костюма, и военную теорию, читал про магические ритуалы, эзотерику.

1d2b0474e5e8cb035715f50c9760ff13

Кадр из сериала «Ведьмак»

© «Netflix»

У любого качественного произведения, в том числе у фанфика, есть идея, которая выражается простым предложением. Например, в моей работе «Речной лорд» по Вестеросу идея простая: «Из любой ситуации можно выбраться». Главный герой начинает путь в очень тяжелых условиях, у него мало друзей и много врагов, и постепенно он преодолевает препятствия. Следующий после идеи этап — продумывание главного героя, его достоинств и недостатков, внешности, проблем, желаний, взаимоотношений с другими персонажами, мотивации, действий по сюжету. Потом нужно разработать план и, собственно, написать фанфик. Хотя бывает и по-другому — просто приходит в голову какая‑то сцена, я начинаю ее описывать и впоследствии позволяю сюжету вырулить куда получится. Глава на 12–15 страниц может занять несколько часов.

Я часто выхожу за рамки канона, когда это обусловлено придуманным сюжетом. Например, пейринг Гарри Поттер/Полумна Лавгуд мне показался интереснее канона, потому что Гарри/Джинни — уже проторенная тропа. А в фанфике по «Властелину колец» главный герой встретил эльфийскую принцессу, которой не было в каноне, и я просто придумал ее с нуля. Вдохновлялся своими представлениями о хорошей добросердечной девушке, с которой мне бы самому было интересно построить отношения.

Пренебрежительное отношение к фанфикшену я могу объяснить несколькими причинами.

Во-первых, фанфики действительно проще писать, чем книги. Есть придуманные персонажи, конфликты, динамика, взаимоотношения между героями. Во-вторых, дело в качестве самих фанфиков — из сотни текстов хорошими окажутся только два–три.

Но иногда это правда литература, которая не уступает серьезным книгам ни по качеству, ни по накалу страстей.

Друзья и родственники говорят, что я круто пишу, но настаивают на том, что я застрял в зоне комфорта и мне пора выпускать свои книги, разрабатывать собственные миры и героев. Я и сам уже чувствую потребность отходить от фанфикшена. У меня есть несколько оригинальных текстов, где написано по 100–200 страниц, буду продолжать работу над ними.

Подробности по теме

Любовь, секс и Гарри Поттер: как фанфики изменили литературу и жизнь целого поколения

Любовь, секс и Гарри Поттер: как фанфики изменили литературу и жизнь целого поколения


Олеся Ахмеджанова

Олеся Ахмеджанова

Шеф-редактор МИФа Ренат Шагабутдинов рассказывает про принципы продуктивной умственной работы. Про то, почему возникает пресловутый писательский блок и «Почему не пишется?». Разберемся, что с этим делать, что советуют авторы и литература. Начнем говорить про структуру книги. Обсудим, как организовать процесс, что такое «режим автора» и что состоявшиеся авторы про этот режим думают.

Выбрали фрагмент из вебинара Рената, который прошел в рамках курса «Цех № 1».

Пара простых, но важных правил


«Цех №1». Курс для тех, кто мечтает издать книгу

Мы все разные

Мы все разные. Это касается не только писательского труда, но и питания, реакции на него, уровня энергии. С умственной работой та же история. Одного бодрит высокая цель, другого — стабильность, третьего — вызов. Кому-то надо послушать музыку перед началом работы, а кому-то это не нужно.

«Существуют самые разные писатели и самые разные методы, и любой метод, который позволяет вам сказать то, что вы хотите сказать, и есть правильный — по крайней мере для вас. Одни пишут днем, другие ночью. Одним нужна тишина, другие включают радио. Одни пишут ручкой, другие за компьютером, третьи наговаривают в диктофон».

Уильям Зинсер, писатель, редактор, литературный критик и учитель

Когда мы говорим, что вот это работает, а вот это — нет, это не совсем корректно. Даже в научных исследованиях выводы делают на основе статистики, когда, например, 90% реагируют на стимул, а 10% не реагируют. Так что даже если мы будем говорить, что какой-то инструмент помог почти всем, это не значит, что он поможет именно вам.

Писать о том, что интересно

Важно, чтобы то, о чем вы пишете, было вам интересно. Писатель и сценарист Юрген Вольф говорит о том, что после успеха книг о Гарри Поттере было много попыток написать книги с похожей вселенной, но большинство из них провалилось. Потому что они не были интересны авторам — а были лишь погоней за успехом.Полуночи как пишется и почему

«Пишите то, что вас волнует, а не то, что, как вам кажется, будет продаваться. Если вы стараетесь творить в жанре, к которому на самом деле равнодушны, это неизбежно скажется на результате».

Юрген Вольф, писатель и сценарист

Помехи и сопротивление

Преграды бывают разные — бывают помехи, бывает сопротивление.

  • Помехи — деятельность или обстоятельства, претендующие на ваши ресурсы, время и умственные силы.
  • Сопротивление — чувство, мешающее работать (писать). Когда и время есть, и вроде бы ты не уставший, но вот не пишется.

Давайте попробуем разобраться и с теми и с другими.

Общие принципы продуктивной работы

Начнем с однозадачности — с отвлечения, постоянных уведомлений и всего остального.

Однозадачность

«Шекспир потому написал так много, что у него было мобильного телефона».

Джон Тьюдор

Возможно, вы слышали, что переключение с задачи на задачу снижает наш IQ и требует дополнительного времени. Чтобы вернуться в контекст, нужно примерно 15–20 минут. То есть вы прочитали, изучили, подготовились, открыли все свои заметки, которые заготовили для работы, решили, что будете работать над этим фрагментом. Только погрузились — и бац! — всплывает какое-нибудь уведомление или письмо. Вы вроде бы быстренько отвлеклись: что такого? На самом деле вам потребуется время, чтобы вернуться в эту задачу, в полноценный контекст того, над чем вы работали.

«…телевидение пришло в дом Кингов относительно поздно, и я этому рад. Если подумать, я принадлежу к весьма избранной группе: последней горсточке американских писателей, научившихся читать и писать раньше, чем глотать ежедневную порцию видеочуши».

Стивен Кинг

Если каждые 15 минут вам будут приходить уведомления, то вы не сможете находиться в состоянии глубокого погружения в работу.

Субъективная минута

Давайте посмотрим, насколько сильно всякие отвлекалки-уведомления влияют на нас. И пройдем тест на субъективную минуту (вы могли про него читать у Михаила Литвака, Максима Дорофеева и других).

  • Засеките время на часах или запустите секундомер и отведите взгляд или закройте глаза
  • Не думайте специально ни о чем — пусть мысли «текут» сами собой. Не считайте
  • Откройте глаза и посмотрите на время, когда вам покажется, что прошла минута
  • Зафиксируйте результат ?

Хороший результат — это 65 секунд и выше. Это прямо здорово, это низкий уровень тревожности. Если у вас 40–45 секунд и меньше, вам нужно больше задуматься про отвлекающие факторы и уведомления.

Самое продуктивное время

Поговорим про время работы. Был интересный опрос эксперта по поведенческой экономике Дэна Ариели на тему, кому в какое время лучше работается. Что получилось? Как вы видите, большинство людей любят работать с утра: с 6 до 9, с 9 до 12.

Полуночи как пишется и почему
Результаты опроса Дэна Ариели: какому проценту людей в какое время лучше всего работается

Но есть и те, кто отлично работает после полуночи. Да, их не так много, но они есть. Это тот случай, когда невозможно сказать «Пишите утром», потому что «утро вечера мудренее», «голова свежая» и так далее.

Важно понимать, какое время у вас самое продуктивное. Обычно мы чувствуем это интуитивно, просто исходя из своего жизненного опыта и здравого смысла. Специально это проверить можно, поработав с дневником, то есть фиксируя свои наблюдения, ощущения, буквально в течение недели. В это время нужно оставаться в своем обычном режиме и просто наблюдать за собой.

Если вы понимаете, какое время у вас самое продуктивное, планируйте на эти часы умственную работу.

Ритмичность работы

Была когда-то статья Harvard Business Review авторства Тони Шварца про закон убывающей энергии. Он говорил, что, например, есть два сотрудника: один будет работать 20 часов без перерывов, кроме короткого обеда, а другой — 18 часов с перерывами. Так вот, тот, кто будет делать перерывы, успеет сделать больше, да еще и уйдет с работы раньше!

Но что такое перерыв?

Если вы писали 40 минут, сделали перерыв и в этот момент или отвечаете на электронную почту, или читаете какую-то статью по теме, то вы продолжаете работать. Мозг не понимает, что это перерыв. Нужно что-то другое: прогулка, душ, кофе, любование природой… То, что не требует осознанного мышления. Кстати, в таком режиме иногда рождаются идеи, так что отдыхать — это с любой стороны полезно.

Пределы впихуемости

Это картинка из еще неизданной книги — о пределах впихуемости проектов в человека.Полуночи как пишется и почему
Слева — как это должно работать. Справа — что будет, если больших камней слишком много

Смотрите: большие камни — большие проекты. А песочек заполняет банку между большими камнями. Важно: сначала положить большие камни и не распыляться на мелочь. Но не переусердствовать, чтобы не получилось так, как на картинке справа.

Надо понимать, что книга — большой камень, и, возможно, вам придется что-то из вашей банки вынуть.

Сон, движение, питание

Это базовые аспекты. Те, что в долгосрочной перспективе влияют на здоровье и эффективность в умственной работе.

Сон

Есть такие истории, что творческие люди спят очень мало. Привожу пару исследований. Профессор Андрес Эрикссон исследовал тех, кто показывает высокие результаты в своей сфере деятельности, и узнавал, сколько эти люди спят. Оказалось, что средняя продолжительность сна у них — 8 часов 36 минут.

Был такой проект My Morning Routine, где опрашивали самых разных людей: и управленцев, и селебрити, и спортсменов топового уровня, и писателей. И оказалось, что они спят не менее 7 часов 29 минут, что гораздо больше фактического времени сна, которое наблюдается у многих людей.

Сон может быть самым простым решением. Я понимаю, что это очень большой камень, который надо засунуть в банку, а что-то оттуда вынуть, но это может быть самое лучшее для умственной работы.

Движение

Движение очень важно для мозга и творческой работы, поиска нестандартных решений и наших эмоций. Мы всё реже бываем в состоянии, когда наш ум ничем не занят: с нами все время какая-то информация. Тренировка может стать таким моментом, когда ваш мозг отдыхает.

Питание

Если у вас постоянные сладкие перекусы — это одно влияние на мозг, а если пища более качественная — уже другое. Здесь не буду останавливаться, кто захочет углубиться, почитайте вот эту статью О здоровом питании в 7 словах.

По материалам уроков курса «Цех № 1»

Обложка: unsplash

  • 7806
  • 13 ноября 2021, 08:17
  • мошенникиБеларусьважно знать

Как вас могут обмануть? Собрали все новые схемы мошенников в Беларуси – и рассказываем, как на них не попасться

В целом, схем, по которым злоумышленники пытаются нас обмануть, развелось немало. CityDog.by собрал самые популярные из них – а заодно лайфхаки, как не попасться на «развод».

Телефонные звонки от банков

Это один из самых распространенных видов мошенничества, известный белорусам. Чаще всего представители фейковых банков звонят через мессенджеры. Мошенники рассказывают, что с вашей карты проводятся подозрительные операции, и просят сообщить личные данные.

Сейчас эта схема усложнилась. Следственный комитет рассказывает, что мошенники могут попросить вас установить приложение или назвать коды подтверждения из SMS-сообщений.

Другой вариант – кредиты. Белорусам рассказывают, что сейчас ищут сотрудников банка, которые обманывают клиентов, и для помощи следствию просят оформить кредит. На самом деле же эта «проверка» – фейковая.

Не забывайте, что банковские сотрудники не уточняют у клиентов конфиденциальную информацию по телефону. Они не связываются с клиентами через мессенджеры и не просят устанавливать приложения. В случае подозрительных финансовых операций лучше обратиться в отделение банка самостоятельно.

Звонки от онлайн-магазинов

Эта схема похожа на предыдущую: цель мошенников – получить доступ к ДБО (дистанционное банковское обслуживание. – Ред.)

Во время звонков от лица онлайн-магазинов клиенту рассказывают, что на него по ошибке оформлен заказ или кредит на покупку с доставкой. Потом человеку предлагают сделать отмену.

Помните, что представители онлайн-магазинов не звонят через мессенджеры. Они также не могут спрашивать у вас информацию о реквизитах, логинах, паролях и сеансовых ключах к интернет-банкингу. Проверить заказ можно самостоятельно на официальном сайте магазина.

charlz gutierrez de pineres 2w U2 Ah57E unsplashh

Ночные звонки

Другой тип звонков – ночной. Барановичский ГОВД замечает, что тут рассчитывают на невнимательность абонента, когда спросонья у человека недостаточно концентрации, чтобы распознать мошенника.

Ночной звонок идет с иностранных номеров. Звонок сразу же сбрасывают. Когда человек перезванивает, с его счета списываются деньги.

При таких ночных звонках всегда проверяйте номер абонента. Международный код Беларуси: +375. В остальных случаях звонки стоит игнорировать и не пытаться перезвонить подозрительному абоненту.

Походы по квартирам с «услугами»

В квартиры мошенники сейчас заходят как сотрудники по проверке газоснабжения или вентиляции. Униформы на них нет, удостоверение показывают быстро, чтобы не было возможности распознать подделку.

За «проверку» вентиляции требуют плату. В КУП «ЖКХ Советского района г. Минска» напоминают, что настоящая проверка входит в техническое обслуживание и платить за нее не надо.

Также «специалисты» по газоснабжению предлагают купить у них сигнализатор загазованности помещения. Цена, конечно же, завышена в несколько раз.

В УП «Мингаз» замечают, что о приходе их специалистов жильцов должны предупреждать заранее.

Накануне, не позже чем за три дня, на информационных досках подъездов вывешивают объявления с указанием контактных телефонов, уведомляют местное ЖКХ, председателя товарищества собственников или ЖСПК о предстоящих работах.

Иногда производят SMS-рассылку, а жителям частного сектора стараются дозваниваться напрямую и согласовывать время визита. Если требуется ремонт, замена, подключение, отключение бытового газового оборудования, потребитель подает заявку, оговаривается время.

Техническое обслуживание газовых отопительных котлов и водогрейных колонок проводят один раз в год, газовых плит – один раз в 10 лет.

Проверить специалистов от «Мингаза» можно, позвонив по телефону 162 или в аварийную службу. Там можно уточнить, проходят сейчас работы или нет.

Акции, призы и соцопросы от фейковых страниц известных компаний

В последнее время мошенники стали чаще рассылать сообщения о конкурсах и акциях. Например, опрос в мессенджерах, за который можно получить деньги или купон на покупки от «Евроопта».

Сама сеть магазина рассказывает, что такой акции не проводит. Про такой же фейк предупредила и сеть магазинов «Остров чистоты». Тут мошенники тоже обещали призы.

Сталкиваются с фейковыми акциями не только магазины. В «Газпромнефти» рассказали, что в интернете появилась их фейковая страница, на которой проводят розыгрыш с подарками, промокодами и купонами на бесплатные покупки.

«Акцию» якобы проводила и «Белоруснефть». Мошенники создали страницу, где обещали денежный выигрыш. Для победы нужно было разослать сообщение 20 друзьям и 5 группам.

Еще больше случаев мошенничества у «Белпочты». Мошенники звонят белорусам и предлагают поучаствовать в акции или розыгрыше.

Абонент отвечает на вопросы, отправляет варианты ответа на предложенные номера или переходит по отправленным ссылкам на ложные сайты. Так мошенники получают доступ к телефону и могут его заблокировать.

Как не попасться на такой вид мошенничества? Проверяйте название сайтов и ссылок, не переходите по фейковым линкам и узнавайте информацию об акциях на официальном сайте магазина. Если решаете проверить присланную ссылку в браузере, вводите ее вручную.

charlz gutierrez de pineres 2w U2 Ah57E unsplashs

Онлайн-заказы через фишинговые сайты

«Белпочту» мошенники используют не только в схемах с акциями и розыгрышами. Известны случаи, когда пользователям предлагали купить товар с оплатой через фишинговый сайт. Так можно получить доступ к банковскому счету покупателя.

Иногда с мошенниками сталкиваются пользователи Kufar.by, если они позволяют увести себя с площадки объявлений. Служба поддержки ресурса рассказала про несколько схем по обману покупателей и продавцов.

Самим продавцам могут писать в социальных сетях и мессенджерах. Мошенники предлагают купить товар и для предоплаты высылают поддельную ссылку. Так они получают доступ к счету продавца.

С покупателями тоже могут связываться вне сайта. Для оплаты товара им присылают фейковую страницу «Куфара», где потом списывают деньги. Точно так же работает схема, когда покупателю предлагают вернуть сумму.

В мессенджере вам может написать и фейковая служба поддержки. Покупателю предлагают вернуть списанные средства – и через ту же фишинговую страницу списывают деньги.

Чтобы избежать обмана, покупателям и продавцам стоит общаться друг с другом исключительно на самих сайтах для продаж. Там же можно оплатить товар и следить за его статусом. Напоминаем, продавец получает деньги только после того, как покупателю пришел товар. Служба поддержки же общается через электронную почту и не может попросить у вас банковские данные.

А вот эти памятки от Следственного комитета вы можете сохранить себе, чтобы не попасть на мошенников и сохранить свою личную информацию.

1

2

3

  • Полукруглые окна как пишется
  • Полуобморочное состояние как пишется
  • Полуночник или полуношник как пишется правильно
  • Полувыглаженное пальто как пишется
  • Полугода как пишется слитно или раздельно