Положительные персонажи русских народных сказок

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение быраканскаяосновная общеобразовательная школа муниципальный район верхневилюйский улус район республика саха якутияс. быракан ул. т.а. васильева,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

БЫРАКАНСКАЯОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН «ВЕРХНЕВИЛЮЙСКИЙ УЛУС
(РАЙОН)» РЕСПУБЛИКА САХА

(ЯКУТИЯ)с. БЫРАКАН ул. Т.А. ВАСИЛЬЕВА, 12
тел: (841133)  2-94-17, факс:(841133)  2-94-17.

_____________________________________________________________________________________

Научно-исследовательская
работа

«Отрицательные персонажи

в русских и якутских
народных сказках»

Работу выполнил ученик 5
–го класса

 МБОУ «Быраканская ООШ»

Еремеев Леонид Николаевич

Руководитель: учитель
русского языка

и литературы

Самсонова Туйаара
Николаевна

с. Быракан

2021 г.

Оглавление

Введение

1.    
Общая характеристика отрицательных
персонажей русских  

и якутских народных сказок                                                                   
3

2.    
 Виды отрицательных персонажей в русских и
якутских

народных сказках                                                                                     
5

2.1  Змеи                                                                                                     
9

2.2  Злодеи,
имеющие человеческий образ                                            10

3.    
Заключение                                                                                              11

4.    
Использованная литература

Введение

Сказка — самый любимый и популярный жанр
народного творчества. В них отражена повседневная жизнь и борьба народа, его
отношение к действительности, нравственные и эстетические идеалы, горе, печаль
и радости, мечты о лучшей жизни и социальной справедливости.  На протяжении
многих веков она передавалась из поколения  в поколение, сначала устно, а потом
письменно, поражая слушателей своим сказочным, фантастическим миром.

Возникнув в глубокой древности, сказка
постепенно изменялась, на смену одним героям приходили другие. Персонажи в
сказках разные: есть положительные, есть отрицательные. Отрицательные персонажи
вредят людям, убивают или пожирают их, обижают стариков и детей. Кто они такие?
Откуда берутся? Кто и как их может победить? Чтобы ответить на эти вопросы, мы
решили прочитать сказки и узнать о героях подробнее. И тут возник вопрос: а
похожи ли злодеи в сказках разных народов или нет? Мы с раннего детства слушаем
волшебные рассказы наших мам и бабушек. Они с самого начала знакомят нас с
народными сказками. Поэтому мы решили прочитать и сравнить русские и якутские
сказки.

Тему исследования считаем актуальной,
так как она распространённо не изучена и полученные результаты можно будет
использовать на уроках и на внеклассных занятиях.

Перед началом работы мы выдвинули гипотезу:
злодеи в русских и якутских сказках похожи, несмотря на то, что каждый народ
имеет свои особенности, поэтому русские и якутские сказки не сильно
различаются.

Исходя из гипотезы, поставили цель:
найти сходство или различие сказочных отрицательных персонажей.

Для достижения цели были поставлены и
решены следующие задачи:

1.    
Проанализировать10 русских и 10 якутских
сказок;

2.    
Описать отрицательных персонажей прочитанных
сказок по следующему плану:


имя;


внешние признаки;


кому и как вредил;


как и кем был побежден;

3.    
Сделать сравнительный анализ отрицательных
персонажей.

Методы исследования:

— анализ текста;

— сравнение;

— умозаключение.

Объект исследования
— русские и якутские народные сказки.

Предмет исследования
— общие и отличительные черты отрицательных персонажей в русских и якутских
народных сказках.

Источники получения информации:

— сборники сказок;

— русские и якутские словари;

— глобальная сеть Интернет.

1.    
Общая характеристика отрицательных
персонажей русских и якутских народных сказок

Для изучения отрицательных
сказочных персонажей мы выбрали всего 20 сказок: 10 русских и 10 якутских
народных сказок.

Русские народные
сказки: «Морской царь и Василиса Премудрая», «Марья
Моревна», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»,
«Хрустальная гора», «Булат-молодец», «Два Ивана —
солдатских сына», «Никита Кожемяка», «Терёшечка»,
«Царевна-Лягушка», «Чудесная рубашка».

Якутские народные
сказки: «Старуха Хабарата и Алаа Монгус», «Дети – узоры», «Сёгэй Сюсёх», «Три
брата», «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами», «Заблудившаяся девушка»,
«Сэмэликээн», «Золотые братья», «Монгус и его соседи», «Бедовый Айдаан
богатырь»

Мы прочитали эти
сказки, познакомились с героями сказок и составили таблицу — описание
отрицательных персонажей по следующему плану:

        
Имя

        
Внешние признаки

        
Кому и как вредил

        
Как и кем был побеждён

Отрицательные персонажи русских
народных сказок.

Отрицательный персонаж

Внешние признаки

Кому и как вредил

Как и кем был побежден

Змей Горыныч

12-головый дракон

Царской семье, похитил
царскую невесту.

Иван-царевич отрубил
головы

Страшный Змей

3-головый дракон

Жителям Киева, поедал
народ

Был утоплен в Черном
море

Змей

12-головый дракон

Жителям города, поедал
жителей и хотел съесть царских дочерей

Иван-солдатский сын
отрубил головы

Чудо – Юдо

6, 9, 12 голов

Всем людям,  Разорял
царства, пленил людей

Иван отрубил змеям
головы

Баба – Яга

Страшная злая старуха

Ивану-царевичу, хотела
его съесть

Сама попала в печку

Ведьма

Старуха, железные зубы

Терёшечке, обманула,
схватила и посадила в мешок

Отрубили голову

Кощей
бессмертный

Мужчина
худощавого телосложения, страшный

Ивану-царевичу,
похитил невесту

Булат-молодец нашел его смерть в яйце

Морской
царь

Страшный,
с длинной седой бородой

Царской
семье, похитил Ивана-царевича

Иван-царевич сбежал, прихватив его дочь

Отрицательные персонажи якутских
народных сказок.

Отрицательный персонаж

Внешние признаки

Кому и как вредил

Как и кем был побежден

Алаа Монгус

(Близорукий обжора)

Страшный, одноглазый
человек с клыками

Старухе Хабарата, съел
её сыновей

Старуха Хабарата
прожгла ему язык

Ангаа Монгус

(Неуклюжий обжора)

Человек с глазами
посредине лба, с одной рукой и ногой, с торчащими вниз клыками.

Детям, хотел их съесть

Дети его победили своей
смекалкой

Абаасы-девка

Страшная, одноглазая
девка-людоедка

Людоед

Сёгэй Сюсёх убил её

Дочь абаасы

С одной –одинёшенькой
ногой, с одной единственной крученой рукой, с одним  на самой середине лба
мутным противно блестящим глазом

Дочке Бэйбэрикээн,
содрала с неё кожу

Хаардьыт Бэрген
привязал к коню, конь залягал дочь абаасы до смерти.

Волосатый человек

Трехсаженный человек,
волосатый с головы до ног

Ел людей

Абаасы Ивашка убил его

Абаасы-людоеды

Заблудившейся девушке,
поедали людей

Девушка от них убежала

Эмэхсит Могой

(Сосущий змей)

Угнетатель людей,
поедал их

Сэмэликээн выпускает
льва, тот загрыз змея

Огромная змея

Новорожденным,
кормилась ими

Брат-близнец отгадал
загадки змеи и она исчезла.

Чтобы понять, что означают имена
отрицательных персонажей наших сказок, мы обратились к словарям и интернету:

Змей
– ползающий по земле;

Ведьма (колдунья) – по народным поверьям, поддержанным
средневековыми христианскими богословами, женщина – служительница дьявола,
обладающая сверхъестественными способностями вредить людям и животным.

Кощей – худой, тощий;

Баба – Яга – сказочное страшилище, 
большуха над ведьмами, подручница сатаны.

Абаасы – название злых духов, обитавших,
по существенному у якутов представлению, в нижнем, среднем и верхнем мирах,
уродливых чудовищ.

Алаа Монгус (или Ангаа Монгус) – близорукий
обжора, (образ чудовища, объедающий своих соседей в якутских сказках)

Могой – змей.

Составив таблицу — описание отрицательных
персонажей мы разделили их на две группы по их сходству:

1 группа: змеи

2 группа: злодеи, имеющие образ человека

2.
Виды отрицательных персонажей в народных сказках

2.1 Змеи

Первая
группа отрицательных персонажей, которые мы выделили после анализа русский и
якутских народных сказок – это Змеи. Образ отрицательного персонажа в виде змеи
встречается и в русских и в якутских сказках.

К
ним относятся Змей Горыныч, Чудо-Юдо в русских народных сказках, Эмэхсит Могой
(Сосущий Змей) и Огромная змея в якутских народных сказках. Русский народ
представлял змеев в виде драконов с разным количеством голов. Это могли быть 3,
6, 9, 12-головые драконы. Змеи имели непомерную силу, умели летать, жечь огнем
дома, пожирать людей. Их оружие — огонь из пасти, огненный палец и бьющий
хвост. Убить их трудно, так как на месте срубленной головы вырастает новая.
Вредят они и всему народу (жителям целого города), и отдельным людям (поедают
девушек). Змеи иногда имеют помощников — черный конь, черный ворон, черный пес,
иногда родственников (мать, жёны, сестра). Победить змея может только богатырь
(Иван-царевич, Никита Кожемяка, Булат-молодец) с помощью хитрости и волшебного
меча.

А
в якутских сказках змеи были угнетателями людей. Жили рядом с ними и угрожали
им, ставили условия, ели  новорожденных. Их могли победить смелые юноши, своим
умом и хитростью.

Таким
образом, в русских и якутских сказках змеи одинаково вредили людям, но не были
внешне похожи друг на друга, и имеют разные имена. В русских сказках — Змей
Горыныч или Чудо-Юдо, причем всегда мужского пола.

В
якутских сказках — Эмэхсит Могой (он тоже мужского пола), а также встречается  Огромная
змея женского пола, которая, каждый день питалась новорожденными.

2.2 Злодеи, имеющие образ человека

Вторая
группа отрицательных персонажей в русских и якутских народных сказках это –
злодеи, имеющие образ человека.

Мы
выделили следующих персонажей мужского пола: морской царь, заманивший героя в
свое царство; Кощей Бессмертный, обладающий черной магией; Алаа Монгус,
поедавший скот и детей и Волосатый человек.

Женщины-злодейки:
в русских сказках это Баба Яга, живущая в лесу в избушке на курьих ножках.
Героя, попавшего к ней случайно, она хочет изжарить и съесть. Еще это ведьма,
которая губит людей (съедает, заколдовывает, и т.д.). А в якутских сказках это
дочь абаасы и абаасы-девка, которые были очень страшными и ели людей.

Описываются
злодейки, имеющие образ человека одинаково: безобразная злая старуха, уродливое
чудовище, поедающая людей. Может превращаться в кого угодно. Но иногда Баба Яга
в русских сказках бывает добрая, помогает героям, а в якутских сказках
девка-абаасы не помогает другим героям.

Кощей
Бессмертный существует только в русских сказках. Обладает колдовством, большой
силой, коварен и хитёр. Похищает прекрасную девушку, заставляя её выйти за него
замуж. Описывается глубоким стариком, костлявым, страшным, лысым,
непривлекательным. Его смерть герой находит в яйце на конце иглы при помощи
друзей — медведя, волка, щуки, ястреба.

Алаа
Монгус – одноглазое чудовище, тоже существует только в якутских сказках,
пожирающий всяческую еду и даже людей, ненасытный, неуклюжий обжора. В сказках
обычно умирает из-за своей неуклюжести и глупости.

Итак,
злодеи в образе человека похожи в русских и якутских народных сказках.

Заключение

Прочитав
сказки и описав отрицательных персонажей, мы узнали их имена, как они выглядят,
кому и как вредят, кто их может победить. Мы выяснили, что хотя герои русских и
якутских сказок называются по-разному, они во многом похожи. Змеи одинаково
выглядят и вредят людям. Ведьмы и девки-абаасы –  это злые страшные
женщины-людоедки.

Но
имеются и различия. В русских сказках нет существ, похожих на абаасы, то есть
злых духов. В якутских сказках встречается змея женского пола, а все Змеи
Горынычи — мужского.

Злодеи
в русских сказках чаще всего одиноки, не имеют семьи, родственников. Кощею,
несмотря на его желание, не удается жениться. А у злодеев якутских сказок
родственников много, например, у Алаа Монгуса есть жена и дети. 

И
в русских, и в якутских сказках злодеев можно победить хитростью или силой. И в
русских, и в якутских сказках добро всегда побеждает зло, и у всех сказок
счастливый конец.

Таким
образом, гипотеза, что злодеи в русских и якутских сказках похожи, несмотря на
то, что каждый народ имеет свои особенности, выдвинутая нами в начале
исследования доказана. Цель –  найти сходство или различие сказочных
отрицательных персонажей достигнута.

Список использованной литературы

1.    
Якутские сказки. Г. У. Эргис. 2-е издание.
Национальное книжное издательство «Бичик». 1996, 388с.

2.    
Новые сказки. Для детей среднего и
старшего возраста. Н. Якутский Якутск, Якуткнигоиздат, 1945.

3.    
Якутский фольклор. Тексты и переводы А. А.
Попова. Литературная обработка Е. М. Тагер. Общая ред.: М. А. Сергеева. М, —
Л., Изд. «Советский писатель», 1936.

4.    
Вас приветствует сказка. Русские сказки.
Из сборника А. Н. Афанасьева. Харьковская книжная фабрика «Глобус»,
1993, 240 с.

5.    
Любимые русские сказки. М.: Эксмо, 2006,
208 с.

6.    
Краткий этимологический словарь русского
языка. Шанский Н. М. М.: Просвещение,1971,542с.

7.    
Русско-якутский тематический словарь:
пособие для учащихся и учителей. Изд. 4-е, дораб. – Якутск: Кн. изд-во, 1988,
120 с.

8.    
Толковый словарь якутского языка. Том 1.
Под ред. П. А. Слепцова. – Новосибирск: «Наука», 2004.

9.    
Толковый словарь живого великорусского
языка: современное написание: в 4 т. Т. 1. А – З / В. И. Даль. – М. ООО
«Издательство АСТ», 2002. – 1158с.

Ссылка
на видео-выступление: https://youtu.be/C-H4XhmRiAs

Отечество -2021

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕЖДЕНИЕ ШКОЛА№22 ГО Г. УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Городской этап
Всероссийского конкурса

исследовательских
краеведческих работ учащихся,

участников туристско-краеведческого
движения «Отечество»

Номинация «Литературное
краеведение»

Отрицательные персонажи в
русских и башкирских народных сказках

Подготовили:

Иликбаева Регина,

Кунагаева Ксения,

обучающиеся 6Б класса

МБОУ Школа № 22 ГО

 г. Уфа Республики
Башкортостан

                                            
450103, РБ, г. Уфа, ул. С. Кувыкина,

 д.5/2, тел.
8(347)2551512

Руководитель:

Федина Наталия Збигневна,

учитель русского языка и
литературы

 МБОУ Школа № 22 ГО г.
Уфа РБ

                                             450103,
РБ, г. Уфа, ул. С. Кувыкина,

 д.5/2, тел.
8(347)2551512

89871354820 FedinaNatali@gmail.com

Уфа -2021-2022 уч.год

Оглавление

Введение

Глава 1. Общая характеристика
отрицательных героев

Глава 2. Виды злодеев

2.1 Змеи

2.2 Злодеи, имеющие образ человека

2.3 Волшебные существа

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Сказка — самый любимый и популярный жанр
народного творчества. На протяжении многих веков она передавалась из поколения 
в поколение, сначала устно, а потом письменно, поражая слушателей своим
сказочным, фантастическим миром.

Возникнув в глубокой древности, сказка
постепенно изменялась, на смену одним героям приходили другие. Персонажи в
сказках разные: есть положительные, есть отрицательные. Отрицательные персонажи
вредят людям, убивают или пожирают их, обижают стариков и детей. Кто они такие?
Откуда берутся? Кто и как их может победить? Чтобы ответить на эти вопросы, мы
решили прочитать сказки и узнать о героях подробнее. И тут возник вопрос: а
похожи ли злодеи в сказках разных народов или нет? Мы живем в Башкортостане,
поэтому решили прочитать и сравнить русские и башкирские сказки.

Так определилась цель исследования:
найти сходство или различие сказочных отрицательных персонажей.

Перед началом чтения мы выдвинули
гипотезу: злодеи в русских и башкирских сказках похожи, несмотря на то что
каждый народ имеет свои особенности, поэтому русские и башкирские сказки сильно
различаются.

Задачи:

проанализировать10 русских и 10 башкирских
сказок;

описать персонажей по следующему плану:

1) имя;

2) внешние признаки;

3) кому вредил;

4) как вредил;

5) в чем сила злодея;

6) как и кем был побежден;

7) помощники злодея.

Объект
исследования
— русские и башкирские волшебные
сказки.

Предмет
исследования
— общие и отличительные черты
отрицательных персонажей в русских и башкирских волшебных сказках.

Тема
исследования актуальна, результаты исследования можно использовать на уроках и
на внеклассных занятиях.

Источники
получения информации:

сборники
сказок;

словари;

глобальная
сеть Интернет.

Методы
исследования
:

анализ текста;

сравнение;

умозаключение.

Глава 1. Общая характеристика
отрицательных героев

Для изучения сказочных злодеев мы выбрали
20 сказок: 10 русских и 10 башкирских.

Русские сказки: «Морской царь и
Василиса Премудрая», «Марья Моревна», «Иван — крестьянский
сын и чудо-юдо», «Хрустальная гора», «Булат-молодец»,
«Два Ивана — солдатских сына», «Никита Кожемяка»,
«Терёшечка», «Царевна-Лягушка», «Чудесная
рубашка».

Башкирские сказки: «Урал-батыр»,
«Исмай», «Золотая рыбка», «Убыр-эби»,
«Свекровь-убыр и ее несчастная невестка», «Камыр-батыр»,
«Сыновья Бугар-хана», «Батыры-Близнецы», «Красная подушка»,
«Мировой батыр».

Читая сказки, мы составили характеристики
злодеев по следующему плану:

1) имя;

2) внешность;

3) кому вредил;

4) как вредил;

5) в чем сила злодея;

6) как и кем был побежден;

7) помощники злодея.

Вот какие злодеи живут в русских сказках:
морской царь, Кощей Бессмертный, чудо-юдо, Змей Горыныч, баба яга.

Персонажи башкирских сказок: юха, аждаха,
дэв, иргаил, убыр-эби, убырлы-карсык, ифрит.

Чтобы понять, что означают имена злодеев,
мы обратились к словарям и интернету.

Аждаха (перс.) — дракон;

убыр (тюрк.) — ведьма;

 дэв,
дайва (авестийское), див (фарси) — злой дух, великан, покрытый шерстью.

Иргаил
(тюрк.) — карлик;

 ифрит
(тюрк.) — людоед;

 юха
(перс.) — змея.

Змей
(общеслав.) — ползающий по земле;

 Кощей
(вост.-слав.) — худой, тощий;

баба
яга (вост.-слав.) — букв. неприятная, злая.

Всех
злодеев мы разделили на три группы: змеи, злодеи, имеющие образ человека, и
волшебные существа.

Глава
2. Виды злодеев

2.1
Змеи

К
ним относятся Змей Горыныч, чудо-юдо в русских народных сказках, аждаха и юха в
башкирских народных сказках. И русский, и башкирский народ представлял змеев в
виде драконов с разным количеством голов. Это могли быть 3, 6, 9, 12-головые
драконы. Змеи имели непомерную силу, умели летать, жечь огнем дома, пожирать
людей. Их оружие — огонь из пасти, огненный палец и бьющий хвост. Убить их трудно,
так как на месте срубленной головы вырастает новая. Вредят они и всему народу
(жителям целого города), и отдельным людям (поедают девушек). Змеи иногда имеют
помощников — черный конь, черный ворон, черный пес, иногда родственников (мать,
жёны, сестра). Победить змея может только богатырь (Иван-царевич, Никита
Кожемяка, Булат-молодец) с помощью хитрости и волшебного меча.

Таким
образом, в русских и башкирских сказках змеи похожи друг на друга, но имеют
разные имена. В русских сказках — Змей Горыныч или Чудо-Юдо, причем всегда
мужского пола.

В
башкирских сказках — аждаха (он тоже мужского пола), а также встречается змея
женского пола юха, которая, превратившись в красивую женщину, обманом губит
героя.

 (См.
приложение 1).

.

2.
Злодеи, имеющие образ человека

Мы
выделили следующих персонажей мужского пола:

морской
царь, заманивший героя в свое царство;

злой
земной царь, который хочет отнять жену батыра;

карлик,
обладающий огромной силой;

Кощей
Бессмертный, обладающий черной магией;

ифрит
(сын старухи — людоедки)

Женщины-злодейки:

В
русских сказках это баба яга, живущая в лесу в избушке на курьих ножках. Героя,
попавшего к ней случайно, она хочет изжарить и съесть. Еще это ведьма, которая
губит людей (съедает, заколдовывает, и т.д.).

В
башкирских сказках много женщин-злодеек:

царица
горных духов;

мяскяй
(похожая на бабу Ягу);

убырлы-карсык
(старуха-обжора);

убыр-эби
(людоедка);

мать
дэвов.

Описываются
злодейки одинаково: безобразная злая старуха, поедающая людей. Может
превращаться в кого угодно. Бывает бессмертна, смерть хранится в яйце. Но
иногда баба яга в русских сказках бывает добрая, помогает героям. Имеются
дочери у аждахи — пярии (нечистые духи).

Иргаил
— подземный карлик, сам с вершок, борода в тысячу вершков. Обладает отменным
аппетитом, может съесть за раз полный казан мяса, оставляя без обеда нескольких
человек. В подземном царстве является хозяином воды и не даёт её людям. Злой,
сварливый, мстительный. Его

побеждает
батыр и возвращает воду жителям подземного царства. Встречается только в
башкирских сказках.

Кощей
Бессмертный существует только в русских сказках. Обладает колдовством, большой
силой, коварен и хитёр. Похищает прекрасную девушку, заставляя её выйти за него
замуж. Описывается глубоким стариком, костлявым, страшным, лысым,
непривлекательным. Его смерть герой находит в яйце на конце иглы при помощи
друзей — медведя, волка, щуки, ястреба.

Итак,
злодеи в образе человека похожи в русских и башкирских сказках.

 (См.
приложение 2).

2.3
Волшебные существа

К
ним относятся дэвы из башкирских сказок.  Дэв — это огромный великан, обросший
шерстью. Может иметь 5, 7, 9, 10, 12 голов. Имеет длинные когти, уродлив.
Угрожает батырам, жителям городов. Вред от них большой — преграждают путь к
живой воде, поедают девушек, убивают людей. Обладают волшебством и огромной
силой. Погубить дэва может только могучий батыр, обезглавив его.

Дэвы
имеют родственников: сыновей, дочерей, зятьев, жен и матерей. Дэвы-женщины тоже
злые волшебницы и вредят  людям. Погубить их можно молитвой или мертвой водой.

Таким
образом, дэвы — это волшебные существа, поступками напоминающие змей, но
имеющие другой облик и смертные. Эти злодеи встречаются только в башкирских
сказках.

 (См.
приложение 3).

Заключение

Прочитав
сказки и описав персонажей-злодеев, мы узнали их имена, как они выглядят, кому
и как вредят, кто их может победить. Мы выяснили, что хотя герои русских и
башкирских сказок называются по-разному, они во многом похожи. Змеи и аждахи
одинаково выглядят и вредят людям. Ведьмы и убыр-эби — это злые страшные
старухи-людоедки.

Но
имеются и различия. В русских сказках нет существ, похожих на дэвов. В
башкирских сказках встречается змея женского пола — юха, а все Змеи Горынычи —
мужского.

Злодеи
в русских сказках чаще всего одиноки, не имеют семьи, родственников. Кощею, несмотря
на его желание, не удается жениться. А у злодеев башкирских сказок
родственников много. У дэвов есть жены, матери, братья, дочери, сыновья,
сестры, зятья. У убырлы-карсык есть сын-людоед ифрит. Пярии — дочери аждахи.

И
в русских, и в башкирских сказках злодеев можно победить хитростью или силой. И
в русских, и в башкирских сказках добро всегда побеждает зло, и у всех сказок
счастливый конец.

Список литературы

1.       Башкирское народное творчество.
Том 3. Богатырские сказки. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1988, 448 с.

2.      Башкирское народное творчество.
Том 4. Волшебные сказки и сказки о животных. Уфа: Башкирское книжное
издательство, 1988, 512 с.

3.      Вас приветствует сказка. Русские
сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева. Харьковская книжная фабрика
«Глобус», 1993, 240 с.

4.      Любимые русские сказки. М.: Эксмо,
2006, 208 с.

5.      Шанский Н.М. Краткий
этимологический словарь русского языка. М.: Просвещение,1971,542с.

Приложение 1

Сравнительная характеристика змеев.

Имя

Внешность

Кому  вредил

Как  вредил

Сила  злодея

Как
и кем побеждён

Помощники 
злодея

Змей  Горыныч

12-головый
дракон

царской семье

похитил царскую невесту,  заточил в хрустальной горе

непомерная

Иван-царевич
отрубил головы

нет

Страш-

ный Змей

3-головый дракон

жителям Киева

Поедал народ и заточил дочь царя в свою берлогу

непомерная

был
утоплен в Чёрном море

нет

Змей

12-головый
дракон

жителям города

поедал жителей и хотел съесть царских дочерей

летал, извергал
огонь

Иван-солдатский
сын отрубил головы

два
12-головых змея

Аждаха

3, 6, 9-гол.
драконы

девушкам

Ел в день по  девушке

Непомерная

Егет
отрубил головы

Юха

красивая женщина

Шульгену (брат
Урал-юатыра)

Напоила хищной кровью и Шульген превратился в зверя
и утонул

Волшебство

Чудо-Юдо

6, 9, 12 голов

Ивану, людям

Разорял царства, пленил людей

Огонь, огненный
палец, громкое шипение

Иван
отрубил змеям все головы

Черный
ворон, черный пес, черный конь, змеиха-мама

Приложение 2

Злодеи, имеющие образ человека

Имя

Внешность

Кому вредил

Как
вредил

Сила
злодея

Как
побеждён

Помощники 
злодея

Старик Иргаил

Карлик с длинной
белой бородой

Исмаю и двум его
товарищам

Украл
дочь царя и держал в стеклянном шкафу

Большая

Исмаем
во сне

Ведьма

Старуха,
железные зубы

Терешечке

Обманула,
схватила, посадила в мешок

Бессмертна

Отрубили
голову

Баба-яга

Страшная злая
старуха

Ивану-царевичу

Хотела
изжарить в печи и съесть

Волшебство

Сама
попала в печь

Царица горных
духов

Старуха с тремя
головами, безобразная, глаза на лбу

Ехангизу

Похитила
дочь Ехангиза

Смерть
в яйце

Ехангиз
отрубил голову

Золотая птица

Женщина, могла
превращаться

Егету

Заманила
к себе и столкнула в погреб, питалась их мясом

Хитрая

Егет
столкнул в погреб

Убыр-эби

Страшная злая
старуха

Четырем дочерям

Наросилась
ночевать и ночью съела одну сестру, следующей ночью — другую

Людоедка

Девушки 
утопили обманом

Убырлы-карсык

Страшная старая
злая бабка

Обманом уводила
девушек и заставляла работать, затем съедала

Съедала

Могла
превратиться

в
кого угодно

Брат
невестки убил

Сын с теми же
качествами, ифрит

Родная сестра
егета

Огненно-рыжая,
растрепанная девушка

Жителям деревни

Всех
съела

Могла
превращаться

в
огненное пламя

Отрубили
голову

Кощей
бессмертный

Мужчина
худощавого телосложения, страшный

Ивану-царевичу

Похитил
невесту

Волшебство,
черная

магия

Булат-молодец
нашел его смерть в яйце

12 девиц

Морской царь

Страшный, с
длинной седой бородой

Царской семье

 Похитил
Ивана-царевича, держал в подводном царстве

Волшебство

Иван-царевич
сбежал, прихватив его дочь

Приложение 3

Волшебные существа Дэвы

Имя

Внешность

Кому  вредил

Как вредил

Сила 
злодея

Как побеждён

Помощники
злодея

Дев

9 и 12-главый

Урал-батыру

Преграждали путь
к живой воде

непомерная

Урал-батыр
разрубил на куски

Дэв

Огромный великан

Жителям города

Хотел перебить
их и поселиться в городе

непомерная

Камыр-батыр
обезглавил

Дэв

5, 7, 10-главый,
шерстью оброс, длинные когти, уродливый

Батырам-близнецам

Хотел убить
близнецов

волшебство

Батыры-близнецы
отрубили

 Дэвам головы

Жены,
мать дева, сыновья, зятья, отец (царь дэвов)

100 к 1. Какой самый добрый герой русских сказок?

43018 42

Чтобы выиграть в игре «100 к 1» нужно правильно ответить на вопрос «Какой самый добрый герой русских сказок?». Ответы (и только эти ответы правильные)на вопрос «Какой самый добрый герой русских сказок?» в игре «100 к 1» расположились вот в таком порядке:

  1. колобок;
  2. иванушка;
  3. дед мороз;
  4. баба яга;
  5. заяц;
  6. айболит.

21022 42

В сказках чаще всего всегда есть добрые (положительные) герои и злые (отрицательные), против которых успешно борются добрые. И из добрых я бы назвала Василису, Иванушку, Настеньку (из сказки Морозко).

7918cccbb911ab88c7fb2c7bd7d4abfa

А вот каких персонажей называли люди чаще всего, отвечая на этот вопрос в игре:

  • колобок;
  • Иванушка;
  • Дед Мороз;
  • баба яга;
  • заяц;
  • Айболит.

Мне кажеться, что самыми безобидными и добрыми были Иванушка и Колобок (не успел ещё кому-то навредить).

Что касается самой игры »Сто к одному», то на данный вопрос правильными будут вот такие ответы и в такой последовательности:

  • Колобок;
  • Иванушка;
  • Дед Мороз;
  • Баба-Яга;
  • заяц;
  • Айболит.

Именно эта комбинация приведёт вас к победе.

7102 42

В русских сказках много добрых героев и много злых. Но главное, что там добро всегда побеждает зло. А это главное, что может положительно влиять на воспитание деток наших.

В игре 100 к 1 на этот вопрос были даны такие ответы:

  • Колобок;
  • Иванушка;
  • Дед Мороз;
  • Баба Яга;
  • Заяц;
  • Айболит.

27803 42

Правильные варианты ответов на вопрос про самого доброго героя русских сказок

к игре «Сто к одному» будут выглядеть вот так :

  1. вариант — *Колобок* ;
  2. вариант — *Иванушка* ;
  3. вариант — *Дед Мороз* ;
  4. вариант — *Баба Яга* ;
  5. вариант — *Заяц* ;
  6. вариант — *Айболит* .

876bae12efd5e2b6e20f5bee28d76ac5

32712 42

Не буду высказывать свое мнение по этому вопросу, а отвечу так, как существуют ответы в игре 100 к 1.

Вот так ответили на вопрос «Какой самый добрый герой русских сказок?» в игре «100 к 1»:

  1. колобок;
  2. иванушка;
  3. дед мороз;
  4. баба яга;
  5. заяц;
  6. айболит.

1132 42

Иван-дурак. Который совсем не дурак))). И добрый, и умный, и сметливый, и удачливый. Простофиля на вид, а свою цель видит далеко. Простачок-дурачок, добряк, а полцарства с богатой невестой получил. Прототип русского народа. Запрягает долго, но свое не упустит.

Кстати, на Руси раньше специально давали такие неказистые имена, чтобы злые духи на таких детей не позарились. Эдакое имя-оберег.

b830d70f172dab252c19793b5701c0ab

1470 42

Русские народные сказки подразумевают борьбу добра со злом. Добро, конечно же, всегда побеждает. Обычно добро олицетворяют такие герои:

  1. Иванушка Дурачок.
  2. Дед Мороз, он же Морозко.
  3. Машенька.
  4. Заяц, который впустил лису к себе жить.
  5. Елена Прекрасная.
  6. Колобок.
  7. Доктор Айболит.
  8. Баба Яга.
  9. Аленушка.
  10. Василиса Премудрая.

35206 42

Русские народные сказки сопровождают нас с самого раннего детства. Их читали нам наши бабушки, дедушки, родители. Мы их тоже читаем своим детям. А кто самый добрый герой — Иван Дурак, Аленушка,Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Старик Хоттабыч, Емеля, Иван Царевич.

160753 42

В игре «100 к 1» на вопрос « Какой самый добрый герой русских сказок?» будут следующие правильные ответы:

  • КОЛОБОК — на первой строчке;
  • ИВАНУШКА — вторая строчка;
  • ДЕД МОРОЗ — третья строчка;
  • БАБА ЯГА — четвертая строка;
  • ЗАЯЦ — пятая строчка;
  • АЙБОЛИТ — шестая строчка.

Русские народные сказки

  • Новости
  • Фанфики
  • Фанарт
  • Блог
  • Энциклопедия
  • Канон

Поиск персонажей

Группы персонажей

Всего персонажей — 55

372 1456858198

Третий, младший богатырь в богатырской троице.

372 1456858208

Герой русского народного стиха об Анике и Смерти, в переносном смысле означает человека, который хвастается лишь вдалеке от опасности.

372 1456858189

Простая женщина, недалёкого ума, очень доверчивая.

372 1456858219

372 1456858185

372 1456858190

Как правило, очень жадная и глупая женщина.

372 1456858200

372 1456858182

Древняя безобразная старуха, сведущая в ворожбе.

372 1544611210

Мать Снегурочки, воплощение весны.

21868 1558953599

Чаще всего в сказках выступает в качестве антагониста. В этом случае рисуется обычно как сильный, но глупый и жадный персонаж.

Однако в сказке «Иван-Царевич и серый волк» Волк представлен в качестве положительного персонажа. Сильного, хитрого, могущественного помощника главного героя.

372 1456858203

372 1456858184

372 1456858197

Второй богатырь из богатырской троицы.

Богатырь, ранее служил Литовскому королю, после стал богатырем у князя Владимира. Известен своим поединком с Добрыней Никитичем, а также тем, что вместе с Алешей Поповичем ходил в Литву, сосватать королевскую дочь Апраксу за князя Владимира.

372 1456858221

Сказочная огненная птица.

372 1456858195

Трусливый, но сообразительный.

372 1456858209

372 1456858215

Главный положительный герой большого числа сказок.

372 1456858216

Главный положительный герой большого числа сказок.

372 1456858212

Былинный богатырь, представитель тёмной враждебной силы, «нехристи», «татарщины».

372 1456858196

Первый богатырь из богатырской троицы.

372 1456858220

372 1456858206

372 1456858194

Умная(ый) и хитрая(ый).

372 1456858178

Небольшой пшеничный хлеб шарообразной формы. Смекалистый искатель приключений. Сбежал от испёкших его бабушки и дедушки, от разных зверей (зайца, волка и медведя), но был съеден лисой.

372 1456858180

Иначе Сивка-бурка вещий каурка.

372 1493648698

Огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом.

372 1544611185

Невеста, отвергнутая царским сыном, соперница Снегурочки и её подруга.

372 1456858186

372 1544610399

Персонаж пьесы Островского. Пригожий пастух, который нравится Снегурочке еще до того, как мать-Весна подарила ей способность любить.

372 1456858191

Хитрая и ушлая. Если лиса действует против слабых, она проигрывает, если против сильных — выигрывает.

372 1456858217

Богатырша и воительница. Сумела пленить Кащея Бессмертного и много лет держала его в плену.

372 1456858193

С виду грозный, а на поверку доверчивый простачок.

372 1456858204

Оружие богатыря. Может быть волшебным и придавать владельцу непобедимость. Обычно попадал в руки хозяину из какого-либо тайника.

Сын царя Берендея, просватавшийся к деревенской девушке Купаве.

372 1456858199

372 1456858213

Хозяин дна морского.

372 1519156435

Поленница, старшая дочь Литовского короля, жена Дуная Ивановича. Известна тем, что некогда победила Дуная в поединке. Погибла от случайной стрелы Дуная.

372 1456858202

Поленица, младшая дочь былинного богатыря Микулы Селяниновича, жена богатыря Добрыни Никитича.

372 1558094848

Персонаж русских сказок. Петух в сказках предстает перед нами в двух ипостасях. Во многих сказочных сюжетах петух изображается легкомысленным и весьма самоуверенным. Иногда он проявляет непослушание, нарушает какой-либо запрет и в результате оказывается украденным. Как в сказке «Петушок — золотой гребешок» — петуха крадет лиса, а его друзья приходят герою на выручку. Это ипостась слабого героя, однако, есть и другая сторона.

Петух в сказках выступает мудрым помощником своих друзей или людей, как было в сказках «Петух и жерновцы» и «Лиса и заяц». Он проявляет себя как истинно бесстрашные и сильные положительные персонажи русских сказок.

372 1456858187

372 1456858205

372 1518423066

Богатырь-великан. Тяжести Святогора не выносит мать — Сыра Земля, но сам он не может превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходит ногами в землю. Женат на поленнице Плёнке Поморской.

372 1456858181

В качестве конкретного персонажа в сказках обычно не отображается, лишь как некий смутный, расплывчатый образ, чаще всего скелет или костлявая старуха в балахоне с капюшоном и косой в руке. Обманчиво простая, непреклонная, но уважающая ум и волю к жизни.

372 1544611224

Сказочный и новогодний персонаж, внучка Деда Мороза, его постоянная спутница и помощница. На праздниках выступает как посредник между детьми и Дедом Морозом. Возраст варьируется: иногда изображается в образе маленькой девочки, иногда девушки.

372 1456858188

Обычно отставной служилый.

372 1456858211

Человек либо чудище с крыльями, злодей, основное его оружие — нестерпимо громкий свист. Сидел на девяти дубах на прямоезжей дороге из Чернигова в Киев, из-за чего никто не мог по ней ездить. Был побеждён Ильёй Муромцем.

372 1456858201

372 1456858210

Тугарин, Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Тугарин Змеевич, Змеище Тугарище — злой богатырь, противник русских богатырей.

372 1456858218

Елена (Василиса) Прекрасная (Премудрая). Прекрасная девушка, дочь царя.

Проект «Добрые герои русских народных сказок»

Сафарова Самира
Проект «Добрые герои русских народных сказок»

На базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 4, Муниципального образования Темрюкский район.

Тема проекта: «Добрые герои русских народных сказок

Автор проекта: воспитатель Сафарова Самира Борисовна

Вид проектапо продолжительности во времени: краткосрочный

Вид проектапо типу ведущей деятельности: познавательный

Вид проектапо количеству участников: групповой.

Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, присутствующая всем народам, такая сказка отражает убеждения, воззрения.

В современном обществе возникла проблема – люди стали меньше читать книги. Появилось много альтернативы «живому» чтению — это и электронные книги, и телевидение и компьютеры. Но роль книги все же неоспорима. Сказки в детском возрасте служат средством нравственного, умственного, эмоционального развития. Книги развивают мышление, память, воображение, обогащают словарный запас детей, развивают связную речь. Наблюдая за детьми и общаясь с ними, мы обратили внимание, что речь у младших дошкольников плохо развита, они затрудняются рассказать о том, как прошли выходные, или пересказать какое-нибудь литературное произведение.

Сказки — это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. В течение многих веков сказки воспитывают, развивают, поучают ребенка, приобщают его к культуре своего народа, его знаниям и традициям. Они передают опыт, накопленный многими поколениями людей. Сказки делают это ненавязчиво, но эффективно.

В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, мы накапливаем некий символический «банк жизненных ситуаций». И если мы вместе будем размышлять над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них, то у слушателей будет формироваться правильное представления о том, что хотел автор этой сказкой высказать или выразить.

В сказках противопоставляются добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир — очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние — в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное — они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.

Обобщить знания детей о прочитанных сказках, прививать любовь к русским народным сказкам. Приобщать детей к художественной литературе.

1. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки.

2. Воспитывать у детей дошкольного возраста интереса к сказке, уважения к книге как источнику культуры и информации.

3. Сформировать желание быть похожими на положительных героев.

1. Дети познакомятся с русскими народными сказками.

2. У детей повысится интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций.

3. Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать

добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать

эмоции и понимать чувства других.

мероприятий в рамках реализации социального проекта

«Добрые герои русских народных сказок. «

Определение плана работы с детьми.

В течении недели.

воспитатель Сафарова С. Б.

Подбор информации, иллюстраций, изучение литературы на тему Кубань.

В течении недели.

воспитатель Сафарова С. Б.

Подбор материала для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.

В течении недели.

воспитатель Сафарова С. Б.

Беседа «Бережное хранение книг.»

воспитатель Сафарова С. Б

Беседа «На кого из сказочных героев я похож

воспитатель Сафарова С. Б.

Беседа «Добро и зло в русских народных сказках

воспитатель Сафарова С. Б.

Беседа «Добрые герои сказок

воспитатель Сафарова С. Б.

Беседа «Любимые сказки

воспитатель Сафарова С. Б.

Загадки по сказкам и сказочным героям.

воспитатель Сафарова С. Б

ООД по художественно-эстетическому развитию (рисование, аппликация). «Закладка для книги», «Моя любимая сказка», «Раскраски по сказкам».

воспитатель Сафарова С. Б.

Подвижные игры «Гуси — лебеди», «Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Рыбак и рыбки».

воспитатель Сафарова С. Б.

Пальчиковая гимнастика «Будем пальчики считать», «Рукавицы», «Репка».

воспитатель Сафарова С. Б.

Дидактические игры «Сказки», «Сказочное лото», «Отгадай

воспитатель Сафарова С. Б.

Прослушивание сказок «Сказка о глупом мышонке»

воспитатель Сафарова С. Б.

Чтение сказок «Крошечка — Ховрошечка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Айога», «По щучьему веленью».

воспитатель Сафарова С. Б.

Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в дошкольном возрасте.

воспитатель Сафарова С. Б.

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании и развитии детей»

воспитатель Сафарова С. Б.

Анкетирование для родителей «Роль сказки в воспитании»

воспитатель Сафарова С. Б.

Викторина «В мире сказок»

Воспитатель Сафарова С. Б.

Организация творческой выставки. Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»

воспитатель Сафарова С. Б

detsad 866 1528905090Фотоотчет «День России и русских народных сказок» Фотоотчет «День России и русских народных сказок» Сегодня, 13 июня, в младшей и средней группах прошел праздник «День России и русских.

detsad 85133 1586277561Фотоотчет об изготовление театра картинок «Театр русских народных сказок» Добрый день, уважаемые коллеги! Дети и взрослые очень любят читать и слушать сказки. Особенно любимы нами русские народные сказки. В русских.

detsad 358845 1441208286Сценарий игры-викторины «В мире русских народных сказок» Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. И на любые испытанья Согласны.

detsad 255430 1623080505Летняя оздоровительная программа «День русских народных сказок» Целый день за выполнение заданий дети получают жетоны. Вконце дня жетоны подсчитываются. У кого больше тот победил. 1. Перед завтраком.

Проектная деятельность второй младшей группы «В мире русских народных сказок» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 2» г. Челябинска Проектная деятельность по теме: «В.

Герои русских сказок – описание, происхождение и трактовка

bp

На сказках формируется мышление, фантазия и мировоззрение многих поколений. Сказки не только развлекали нас в детстве, но поступки героев русских сказок учили нас различать добро и зло, быть смелыми и поступать справедливо.

Вместе с тем, в сказках отображены разновременные верования, взгляды и представления народа. В ходе своего развития сказка существенно видоизменилась, изменились и её функции. Если первично она использовалась с магической заклинательной целью (призвать удачу на охоте, уберечься от врагов или обеспечить победу в бою), то со временем, утратив ритуальное значение, сказка приобрела эстетический, обучающий характер или развлекающий характер.

Условными остались и сказочные персонажи. Они – типы, а не индивидуальности, а значит, описываются в общих чертах, часто идеализируются, возвеличиваются, гиперболизируются. Главные образы тут всегда антагонистичны: один воплощает добро, прекрасное; другой – злые силы. Отсюда – их характеристики – действия, поступки, намерения, язык. Соответственно с функциями, героев русских сказок условно делят на добротворцев, злотворцев и обездоленных.

Самую большую группу сказочного народного эпоса составляют волшебные, фантастические сказки.

Герои русских сказок. Баба-яга

Баба-яга – персонаж славянской мифлогии и фольклора. Обычно уродливая старуха, наделённая магической силой и волшебными предметами. Часто ведьма, колдунья. Чаще всего – отрицательный персонаж (заманивает детей и добрых молодцев в свою избушку на курьих ножках, чтобы съесть), но иногда выступает в качестве помощницы героя. Согласно специалисту в области фольклора Владимиру Проппу, можно выделить три вида Бабы-яги в сказках: дарительница (дарит главному герою сказочного коня), похитительница детей и воительница (сражается с главным героем «не на жизнь, а на смерть»).

В современных представлениях Баба-яга – хозяйка леса и охранительница границ «иного мира» (тридевятое царство). Поэтому у неё костяная нога – чтобы стоять в мире мёртвых. Во многих сказках Баба-яга топит баню и выпаривает героя, совершая обряд омовения. Затем кормит его, то есть совершает как-бы тризну вместе с ним. А сам женский образ Бабы-яги связан, по мнению исследователей, с матриархальными представлениями об устройстве социального мира.

bp

Герои русских сказок. Водяной

В славянской мифологии – дух, обитающий в воде, хозяин вод, воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала. Предстаёт перед нами в виде обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Имеет огромную бороду и усы, иногда – рыбьи черты, лапы с перепонками и рог на голове. Живёт в омутах, водоворотах, но особенно любит водяные мельницы. Поэтому мельники их всячески задабривали, а также закапывали под бревно, где будет дверь в мельницу, живого чёрного петуха или другие охранные атрибуты. Часто Водяного ассоциируют с морским царём.

bp

Герои русских сказок. Жар-птица

Сказочная птица, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы светятся и поражают красотой. Живёт в райском саду, в золотой клетке. Питается золотыми яблоками, своим пением исцеляет больных и возвращает зрение слепым. На глубинном мифологическом уровне является олицетворением огня, света и солнца. Поэтому каждый год осенью Жар-птица умирает, а весной возрождается. На межкультурном уровне у неё есть аналог – птица Феникс, возрождающаяся из пепла.

bp

Герои русских сказок. Змей-Горыныч

Огнедышащий дракон с несколькими головами, олицетворение злого начала в сказках и былинах. Живёт обычно в горах, у огненной реки и стережёт «Калинов мост», по которому попадают в царство мёртвых. Число голов Змея-Горыныча обычно равно трём (3, 6, 9 или 12). В сказках со змеем обычно ассоциируется огненная стихия. Змей-Горыныч похищает девушек (часто это царевны), чтобы полакомиться. После этого главный герои приходит к нему на поединок, прежде убивая его детёнышей-гадюк.

bp

Герои русских сказок. Иван-дурак

Очень популярный в мифологии образ, который при решении проблем руководствуется собственными, нестандартными решениями, часто противоречащими здравому смыслу, но приносящими успех. Обозначение «дурак» трактуют по-разному. Кто-то из исследователей считает это оберегом от сглаза. По другой версии Ивана называют дураком, поскольку обычно в сказках он – третий сын, которому не положена доля родительского наследства (отсюда и умение мыслить нестандартно, находить выход из сложных ситуаций). Этимологически образ Ивана-дурака связан с образом жреца, ведь он умеет петь и играть на разных инструментах, а также говорит загадками. В финале сказок Иван-дурак получает богатство и царевну в жёны.

bp

Герои русских сказок. Кот-баюн

Огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. С одной стороны, он заговаривает и усыпляет своими сказками путников, с другой, его сказки могут исцелять. Само слово «баюн» означает «говорун, расcказчик». В сказках Кот Баюн сидит на высоком столбе за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном лесу, где нет животных. В одной из сказок он живёт у Бабы-яги.

Поймать Кота Баюна – это обычно испытание для главного героя, который ловит его в железном колпаке и железных рукавицах. Зато пойманный Кот Баюн потом служит при царском дворе, исцеляет больных своими рассказами.

bp

Герои русских сказок. Колобок

Сказочный персонаж в виде пшеничного хлеба шарообразной формы, который сбегает от бабушки и дедушки, от разных зверей, но в конце съеден лисой. Этот персонаж явно олицетворяет трепетное отношение славянского народа к хлебу, и его сакральное значение. А именно круглая форма Колобка, который к тому же катиться, что отсылает нас к культу солнца.

bp

Герои русских сказок. Кощей (Кащей) Бессмертный

Злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах. «На море, на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, в яйце – смерть Кощея». Часто похищает невесту главного героя. На вид – худой (Кощей – от слова «кость») высокий старик либо живой скелет. Иногда на говорящем и летающем коне. Могущественный чародей, что позволяет также и его прототипами назвать жрецов.

bp

Герои русских сказок. Леший

Дух-хозяин леса в мифологии славян. Облик его бывает разным, пород даже противоположным в разных сказках – то он небольшого роста, то гигант, то антропоморфное существо, то имеет животный облик. В любом случае – природа его потусторонняя. Отношение людей к нему тоже двойственное. С одной стороны, его боятся, он может заставить человека заблудить, иногда проказничает, может наказать за ненадлежащее поведение в его владениях. Вместе с тем, именно Леший охраняет лес, от которого в большой степени зависит жизнь человека.

bp

Герои русских сказок. Чудо-юдо

Персонаж народных сказок и былин, и даже праславянской мифологии. Позитивный или негативный характер персонажа чётко не обозначен, также как и его род – в разных эпохах он был и женским, и мужским, и средним. Чудо-юдо – персонаж настолько древний, что исследователи затрудняются привязать его к какому-либо явлению.

Это может быть морское животное, мифический змей, дракон. А в авторской сказке Петра Ершова «Конёк-горбунок» (1834 год) присутствует Чудо-юдо Рыба-кит – рыба-остров.

bp

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Положительные и отрицательные герои русских народных сказок

Проект по литературе. Описывают положительных и отрицательных героев русских сказок

Скачать:

Вложение Размер
Положительные и отрицательные герои сказок 29.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

Отрицательные и положительные герои русских сказок.

учитель русского языка и литературы

Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.

Цель: Изучение персонажей русско-народных сказок.

-Провести опрос среди учеников.

— Выявить наиболее популярных отрицательных и положительных героев.

— Дать им описание и составить характеристику

— Изготовить наглядное пособие и презентацию для учащихся с информацией о отрицательных и положительных персонажах русских сказок

Продукт : Презентация и иллюстрированное пособие.

Русская народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму. Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию детей и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины. Когда читаешь русские народные сказки, всегда переживаешь и волнуешься за главных героев, желаешь им победы над злыми и коварными врагами. Русские народные сказки в течение долгого времени передавались от дедов к внукам и правнукам, и каждое поколение вносило в них что-то свое, присущее этому времени. Но неизменным оставалось противостояние добра и зла, светлых и темных сил.

Народ столетиями создавал произведения устного народного творчества, закладывая в них народную мудрость, свои надежды и стремления. Народные сказки – это и развлечение, которое скрашивало долгие вечера; это и уроки, каким должен быть человек; это и стремление к справедливости. А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Сказки рассказывались чаще всего для детей. Взрослые тоже с удовольствием слушали сказителей. Но именно дети впитывали в себя те уроки, которые заложены народом в сказки. Ведь в них добро всегда побеждает зло. Добро всегда получает награду за свои поступки.
Как же изображал народ эти два понятия: добро и зло? Все герои сказки подразделяются на положительных и отрицательных.

Нами был проведен опрос среди учеников нашего класса .На основании этого опроса были выявлены 3 самых популярных отрицательных( Баба -яга, Кощей Бессмертный ,Змей-Горыныч) и 3 положительных героя( Василиса премудрая ,Иван царевич, Илья Муромец)

Баба-Яга

Баба-яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.

Раньше верили, что Баба-яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах. Но все-таки Баба-яга – существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мёртвых и живых. Не зря же её избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-яга питается человечиной, да и сама зовётся «костяная нога». Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь – кость), она принадлежит двум мирам: миру живых и миру мёртвых. Отсюда её безграничные возможности.

Предметы, которыми владеет Баба-Яга, наделены магической силой. Например, ступа, метла, помело или клюка. Избушка, в которой живет сказочная старуха, непременно находится где-нибудь «за тридевять земель, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве» и стоит в темном непроходимом дремучем лесу. Отсутствие дверей и окон в избушке делают ее похожей на гроб. Переступая порог избы, герой оказывается, таким образом, на том свете.
Да и сама старуха часто рисуется кровожадной, все время норовит героя в печь затолкать да и съесть. Получается, что Баба-Яга еще и людоедка.

Кощей Бессмертный

Кощей Бессмертный — не просто сказочный герой. Он гораздо старше, древнее сказки и пришел в сказку из далеких дохристианских времён. Кощей Бессмертный – один из наиболее ярких сказочных персонажей, производящий неизгладимое впечатление на слушателя. В старославянских памятниках слово «кощь» («кошть») попадается исключительно в значении: сухой, тощий, худой телом – и, очевидно, стоит в родстве со словом «кость».Глагол же «окостенеть» употребляется в смысле: застыть, оцепенеть, сделаться твердым, как кость или камень, от сильного холода. Возможно, название «Кощей» принималось сначала как эпитет, а потом и как имя демона – иссушителя дождевой влаги, представителя тёмных туч, окованных стужею. До сих пор именем Кощея называют старых скряг, иссохших от скупости и дрожащих над затаённым сокровищем.

Интересно, что как бы Кащеи не кичились – они всегда были повержены. Почему? Потому, что наши предки четко определили, что Кащей – это бес и он всегда смертный: бес смертный. Но т.к. раньше писали всё слитно, то и со временем начали воспринимать в значении — бессмертный.

Змей Горыныч

Змей Горыныч – часто встречающийся сказочный герой. Чаще всего змей предстает трехглавым .В большинстве случаев у змея отмечается способность к полету, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы. О Змее Горыныче, обитающем в глубоком подземелье, говорится во многих русских преданиях. О происхождении образа Змея Горыныча существуют различные мнения. Как только не объясняют историки и публицисты сущность этого весьма необычного существа. Одни при этом видят в нем порождение сил грозной стихии. Другие, правда, говорят, что Змей Горыныч имел вполне реальный прообраз в качестве некого реликтового динозавра.
Из рода в род, из века в век переходят предания о драконах-змеях. Змей Горыныч — порождение нежити – нечисти, не заслуживавшей никакого поклонения – почитания, хотя и вынуждавшей своим лукавством ограждаться от неё всякими причётами – заговорами.

Василиса Премудрая.

Василиса-премудрая, она же царевна-лягушка – прекраснейшая молодая девушка, имеющая магические способности, обычно возлюбленная главного героя. Лягушкой становится по воле злой колдуньи, временно, пока ее не полюбит мужчина. Василиса также героиня многих других русских сказок — «Василиса Прекрасная», «Морской царь и Василиса Премудрая» и подобных. Иногда похожую по характеру героиню могут звать Еленой Прекрасной или Марьей-царевной. В сказках девушка часто выступает дочерью морского царя, врага главного героя сказки. Но неизменно обладает мудростью и способностью творить чудеса, например, возвести за ночь хрустальный мост или вырастить волшебный сад. Этим Василиса обычно помогает главному герою, чтобы вместе с ним убежать от своего отца или победить врагов. Героиня тоже борется со злом, помогает слабым и обделенным. В конце Василиса обязательно станет женой Ивана-дурака или Ивана-царевича, в общем главного героя-победителя. Василиса еще и прекрасная хозяйка, мастерица: и рубаху может сшить и ковер выткать. Она идеальная невеста. Обладает особой женской хитростью. В сказках Василиса-премудрая — отражение светлой стороны, олицетворение мира и семейного очага.

Иван Царевич

Иван-Царевич — любимый герой русских сказок («Царевна-лягушка», «Финист — Ясный Сокол», «Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка», «Иван-царевич и серый волк», «Молодильные яблоки», «Мертвая царевна» и т. п.). Ему с готовностью служит и серый волк, и ворон, и злая баба яга, указывающая ему путь к зачарованному замку, где находится красавица, цель его исканий.

Нередко Иван-Царевич наделен способностью перевоплощения, необычными внешними признаками («по колено ноги в золоте», «по локоть руки в серебре»), ему помогают чудесные слуги и помощники. Сюжеты об Иване-Царевиче связаны с поисками суженой, вокруг которых происходят разного рода приключения, испытания и т. д.

Кроме того, положение ИВАНА ЦАРЕВИЧА в начале сказки более всего осложняется исходной “недостачей”: ИВАН ЦАРЕВИЧ или наказывается родителями и изгоняется из дому за какой-то поступок или обязан — по повелению извне или по собственному долгу — выполнять некую опасную и сложную задачу, в любом случае связанную с риском и геройством, что вызывает прохождение ИВАНА ЦАРЕВИЧА через такие испытания, которые и делают его достойным статуса “царевича”.Многие исследователи считают Ивана — царевича идеальным сказочным героем. Действительно, в сказке Иван — царевич всегда изображается как молодой, красивый, деятельный и отважный герой.

Илья Муромец

Илья Муромец — идеальный образ богатыря, самый любимый герой русских былин. Он наделен высокими моральными качествами, самоотверженной преданностью Родине. Это богатырь могучей силы, что дает ему уверенность и выдержку. Ему свойственно чувство собственного достоинства, которым он не поступится даже перед князем. Он защитник Русской земли, защитник вдов и сирот.

Именно Илья Муромец чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг страж родной земли. Он чаще других стоит на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами, одерживая победу. Образ заставы ярко отражает объединение сынов Руси для борьбы с врагом, тема же стольного Киева — народное представление о единой и непобедимой Киевской Руси.

Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить.

Работая над проектом, я многое узнала о сказках. Читая, познакомился с незнакомыми мне сказками, встретил много ранее незнакомых слов, следовательно, пополнил свой словарный запас. Сказка пришла к нам издревле, которая в свое время увлекала не только детей, но и взрослых. И сейчас сказка продолжает нас удивлять и заинтересовывать. Детские сказки доступным языком рассказывают нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций.

Нельзя не согласиться с мыслью художника И. С. Глазунова, который считает, что русские сказки являются генетической памятью русского народа, корнями народа, источником красоты и духовного совершенства.

Для меня русская сказка стала проводником в память веков, память всего народа, в его традиции.

Сказка воспринимается как символическое выражение глубочайшей мудрости. Некогда, во времена далекой древности, эта мудрость, казалось, была явной и открытой. Сказка была мифом.

Я считаю, что мы должны знать свою народную культуру, относиться к ней с достоинством, жить в ней, потому что языческая, дохристианская культура Руси была очень богата своими традициями, обрядами, песнями, сказками, народной мудростью.

Герои помогают нам с ранних лет понимать, что есть добро, а что – зло. Они заставляют нас задуматься о справедливости, о том, что лучше быть послушным и дружелюбным.

Сказка помогает развивать внутренний мир, мы получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним.

Список использованной литературы.

АфанасьевА.Н. Народные русские сказки в 3-х томах.- М.,1957.

Даль В.И..Толковый словарь русского языка в 4-х томах.- М.: «Русский язык»,1991.

Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

О русских сказках, песнях, пословицах, загадках народного языка: Очерки. — М: Детская литература, 1988г. — 176 с.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.-Л.,1986.

Волшебный альбом добрых и злых героев русских народных сказок

hello html 555b1ac7hello html m76be24b2

Самый известный добрый герой – это Иванушка – Дурачок.

hello html m1209eed1

Несмотря на то, то его называют дурачком, Иванушка очень добрый и умный герой. Он умеет отгадывать загадки, играть на музыкальных инструментах, петь и сочинять стихи.

Настоящими супергероями нашей Родины в прошлом были богатыри.

hello html m40b70156

hello html 398afb92

Богатыри известны всем своей невиданной силой, умом и сообразительностью.

Емеля hello html m7db3ec4d

hello html m44e47a3b

Он ловкий и удачливый. Емеля сумел голыми руками поймать волшебную щуку в проруби и получить от неё магическую силу.

Василиса — Премудрая

hello html m74832a70

hello html 2882bb06

Василиса – Премудрая очень мудрая девушка. По легенде, её заколдовал собственный отец – Кощей Бессмертный, потому что она смогла переколдовать его.

hello html m383ae2c

Это сказочная птица, которая имеет необычные способности. Ее перья освещают дорогу. Она может даровать вечную молодость и счастье. Добыть перо Жар-Птицы сложно. Для этого героям сказки нужно преодолеть много препятствий.

Кот — Баюн hello html m68bb1b1e

Кот-Баюн в сказках — персонаж, который умеет уговорить, заболтать, заманить. Тот, кто выловит кота, сможет получить великую силу. Вот только сделать это непросто: героям придётся пройти много испытаний, чтобы поймать кота.

Перейдём к плохим героям народных сказок. Самый знаменитый герой – это Баба – Яга.

Баба- Яга бывает разной:

Баба – Яга – воительница

hello html 74600f55

Баба – Яга – похитительница

hello html 3dd08cbf

Баба – Яга – дарительница

hello html m1e43f3f8

Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. В доме Бабы Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Баба Яга не ходит пешком, а летает в ступе. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою.

Кощей – Бессмертный

hello html m1db5b7b6

Кощей – Бессмертный — это один из самых необычных персонажей. Убить его очень трудно, потому что смерть Кощея спрятана в нескольких предметах и животных, то есть, чтобы его одолеть, нужно уничтожить предмет, в котором находится его смерть.

Змей – Горыныч

hello html m7b22df95

Змей Горыныч – герой русских сказок и былин. Это дракон с тремя головами. У него есть удивительная способность – если в битве ему отрубят голову, то он может отрастить новую.

Соловей – Разбойник hello html 25700dbc

Его сила в громком, убивающем свисте, который просто сметает человека с ног.

Тугарин Змей hello html 64705d0d

Тугарин Змей – это злой богатырь в русских былинах и сказках.

Леший hello html 66615bd8

hello html 17702eeb

Леший – это хозяин леса. Он способен легко менять облик и рост: то он выше деревьев, то ниже травы. Он может стать растением животным, ветром и даже человеком.

Кикимора hello html m28408b35

Кикимора – это злая старушка. Кикимора живёт в лесу на болоте или в домах. Она не любит людей. Кикимора всегда мешает людям: портит вещи, мешает спать, пугает по ночам. А если человек находится рядом с болотом, то Кикимора может обвить человека верёвками и затащить в болото.

hello html 75c5bd4f

0a8a 0003c791 f3ca5d16

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

0056 00025dcd 4a9375da

Курс повышения квалификации

Охрана труда

004b 00025dc2 c4cc107f

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

a loader

  • Пошелюк Оксана ВладимировнаНаписать 773 24.02.2020

Номер материала: ДБ-1020251

  • Другое
  • 3 класс
  • Другие методич. материалы

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    24.02.2020 22
    24.02.2020 68
    24.02.2020 32
    24.02.2020 24
    24.02.2020 22
    24.02.2020 17
    24.02.2020 49
    24.02.2020 38

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

105f 0008fd86 0e516597

Рособрнадзор соберет данные о частоте проведения контрольных работ в школах

Время чтения: 1 минута

0fe0 0008fd07 698f26aa

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

0124 0008ee4b 86794e79

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

0e9d 00090f4c 8898e4b4

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

08ea 0008f611 e3255020

Минобрнауки подготовит методику изучения склонности учащихся к агрессии

Время чтения: 2 минуты

0178 0008ee9f d1c697d7

Более 600 школ в регионах России закрыто из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • Положительные персонажи сказки гуси лебеди
  • Положительные персонажи в рассказе недоросль
  • Положительный идеал фонвизина в комедии недоросль сочинение
  • Положительные персонажи сказки ашик кериб
  • Положительные черты базарова сочинение