Положительные и отрицательные герои в романе а с пушкина капитанская дочка сочинение на тему

Многомудрый литрекон представляет краткое сочинение на тему автор и главный герой романа евгений онегин по литературе для 9 класса в

Многомудрый Литрекон представляет краткое сочинение на тему «Автор и главный герой романа «Евгений Онегин»» по литературе для 9 класса в двух вариантах. Он поможет Вам сравнить образ Евгения Онегина и образ автора в одноименном романе А. С. Пушкина. Выбирайте то, что нравится! Приятного просвещения)

Вариант 1

(515 слов) Многие читатели, познакомившись с романом А.С. Пушкина «Евгений Онегин», задаются вопросом: Как соотносятся автор и главный герой произведения? Это не праздное любопытство, ведь некоторые критики утверждали, что в центре повествования оказался не какой-то там Онегин, а сам Пушкин, прикрывшийся чужим именем. Чтобы развеять эти иллюзии, достаточно сравнить рассказчика и его «доброго приятеля».

Описание Онегина начинается с иронии и насмешек автора. Однако чем дальше мы читаем, тем лучше понимаем, что стрелы юмора бьют и по самому рассказчику, и по всему его окружению. «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь» — пишет он, обращаясь ко всем дворянам. Мы видим в образе Онегина «театра злого законодателя, непостоянного обожателя очаровательных актрис, почетного гражданина кулис» и по поразительной осведомленности автора понимаем, что и он мимо этих заведений не проходил. Перед нами типичный dendy и «модный тиран» для светских красавиц. В этих ярлыках нет ничего оскорбительного, но все они не вызывают у нас симпатии и уважения к персонажу. В столице Евгений — такой, как все, не больше и не меньше. Его образ жизни дублирует распорядок дня большинства его современников и сокамерников, запертых в узких рамках непостоянной моды высшего света. Онегин не создает себя, а подражает сомнительным эталонам иностранного происхождения. Все эти явления автор хорошо знает, он сам их пережил, но теперь они безнадежно от него далеки, как и сам герой, находящийся в столице. Однако как только Евгений делает шаг в сторону от стереотипов и бежит от высшего света, автор сразу проникается к нему теплотой и участием, называя «отступника бурных наслаждений» не иначе, как «добрый мой приятель», «мой Онегин», «друг мой». Более того, рассказчик признается, что «сердечно любит» своего героя. Неподражаемая странность и резкий, охлажденный ум роднят Евгения и автора, ведь Пушкин высоко ценил индивидуальность и самобытность человека. У Онегина она была, но сил для ее реализации у него не хватило. Несмотря на то, что автор и его герой в романе «Евгений Онегин» имеют одинаковое воспитание и происхождение, идентичный жизненный опыт (их «ожидала злоба слепой Фортуны и людей»), Пушкин нашел призвание в поэзии и смог защитить свое право быть не таким, как все. В юности и рассказчик «был от балов без ума», и тратил жизнь «на разные забавы». Но потом он стал много работать и обрел свою дорогу. Онегину же «труд упорный ему был тошен». Он даже пробовал писать, но при этом не мог отличить ямб от хорея, то есть не старался даже вникнуть в то, что делал. Евгений, в отличие от автора, ничем не интересовался всерьез. Он ко всему оставался равнодушен, но не потому, что был каким-то особенным, все гораздо проще. Онегин был ленив не только умом, но и сердцем, но и воображением. Если автор черпает вдохновение и силы в природе, видит и ценит ее красоту, то герой скучает, глядя на пейзажи. Ни город, ни деревня, ни любовь, ни дружба не трогают его души.

Таким образом, автор в романе «Евгений Онегин» близок к своему герою, но в то же время сильно отличается от него, и в этом отличии А.С. Пушкин оставил для всех «лишних людей» путь к спасению. Человек не должен бояться упорного труда и ответственности, и тогда ему удастся реализовать себя и получить удовольствие от жизни.

Вариант 2

(589 слов) Читая знаменитое произведение А.С. Пушкина, каждый из нас невольно задавался вопросом: «Как соотносятся автор и главный герой романа «Евгений Онегин»?». Все просто: рассказчик связывает реальность с вымыслом, переносясь на страницы собственного произведения и уравнивая себя с героем книги. По словам автора, он был хорошо знаком с Евгением, а общались они в Санкт-Петербурге. Об этих обстоятельствах и о жизни самого рассказчика мы узнаем из лирических отступлений, которые являются порталом из действительности в фантазию. Автор постоянно делает отсылки на свою биографию и вплетает ее в контекст. С помощью отступлений он выражает свое отношение к происходящему и к своим героям. Больше всего внимания уделяется Евгению, которого Пушкин именует своим «добрым приятелем».

Действительно, автор и его герой могли бы быть друзьями и встречаться в столице. Онегин родился «на брегах Невы» и всю юность провел в Санкт-Петербурге. Там же часто бывал и Пушкин. У них одни и те же жизненные обстоятельства: происхождение, воспитание, образование: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Бурная молодость повес происходила по одному сценарию, который Пушкин так иронично описал. Сон до вечера, письма и записки, прогулка по Невскому, шикарный завтрак в ресторане, театры, балы, званые вечера и так до утра, а там и сон. Судя по поразительной осведомленности рассказчика, он и сам нередко бывал в ресторане француза Пьера Талона на Невском проспекте — одном из самых фешенебельных ресторанов эпохи. Там он, как и Онегин, кушал «трюфли, роскошь юных лет». «Увы, на разные забавы Я много Жизни погубил!» — откровенно признается Пушкин. Этот период сближает его с Онегиным. И оба они не смогли удовлетвориться такой жизнью и светской моралью, где главными качествами были лицемерие и цинизм. И автор, и герой разочаровались в высшем обществе, поэтому рассказчик повествует о столичной жизни своего «доброго приятеля» с оттенком иронии и снисхождения. Чувство горечи и тоски сделало их обоих изгнанниками и беглецами:

Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой фортуны и людей
На самом утре наших дней.

Поэтому герой и автор быстро нашли общий язык. Рассказчик высоко ценил «мечтам невольную преданность», «неподражательную странность» и «резкий, охлажденный ум» Евгения. И все же их разделял подход к проблеме. Если автор был активен и жаждал перемен, то Онегин смирился с судьбой и полюбил свои страдания: «Я был озлоблен, он угрюм». Злоба в данном случае обозначает жар сердца, который рассказчик все же сохранил. А вот угрюмость — это симптом атрофии души. У Евгения не было даже злости, он воспринял разочарование как данность. Почему? Автор проводит резкую грань между своим мироощущением — русским, сближающим его с народом — и восприятием реальности, свойственным Онегину. Евгений — романтический герой европейского склада, он далек от всего национального. Поэтому он равнодушен к русской природе, к семейным традициям и даже к семье как таковой. Весьма показательно его отношение к родному дяде:

И уж заранее зевал,
Приготовляясь, денег ради,
На вздохи, скуку и обман…

Евгений циничен, его сердце холодно, поэтому он не колеблется и предлагает Татьяне не руку и сердце, а измену. Для него семейные устои ничего не значат, а вот автор глубоко уважает русскую культуру, поэтому восхищается Татьяной и ее решением отвергнуть недостойное предложение. Любит рассказчик и природу:

Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! я предан вам душой.
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.

Поэтому между автором и героем в романе «Евгений Онегин» нельзя ставить знак равенства. Это разные люди, воспитанные в одной среде, но усвоившие неодинаковые ценности. Рассказчик впитал все лучшее, что есть и было в русской культуре, в русском менталитете, а Онегин лишь заимствовал западные образцы, поэтому результат получился таким фальшивым. Евгений — лишний человек, потому что оторвался от своих корней и перенял чужие взгляды на мир.

  • Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» – это одно из величайших произведений в русской литературе. Автор смог соединить в этом произведении как реальные, так и выдуманные события, как известных исторических личностей, так и придуманных героев. Но каждого героя повести Пушкин наделил своим особенным характером, определенными положительными и отрицательными качествами. Олицетворения добропорядочности и подлости, на мой взгляд, это Петр Гринев и Алексей Швабрин. Два этих героя разнятся между собой, и отличия их очень существенные. Если Петр Гринев проявляет себя как честный человек, умеющий отвечать за свои слова и поступки, то Алексей Швабрин ведет себя с точностью до наоборот, обнажая свои низменные качества, проявляя трусость, подлость и коварство. Петр Гринев вызывает у читателей уважение, Швабрин же — отвращение, он становится неприятным после ряда своих подлых поступков.
    Пушкину удалось в своей повести донести до читателей и события исторической важности, он смог реалистично и неоднозначно описать Емельяна Пугачева, рассказав о нем не только как о самозванце и преступнике, но и как о народном герое, о человеке, умеющем быть справедливым и благодарным, способным совершать великодушные поступки.
    Многие герои повести «Капитанская дочка» служат для читателей олицетворением как нравственности и чести. Например, это семейства Мироновых и Гриневых, Савельич, защитники Белогорской крепости. Гринев и Маша — это личности, обладающие не только внешней, но и внутренней красотой. Они верны своему слову, дорожат своей честью и своим достоинством. Готовы совершать великие поступки во имя любви и справедливости, не опасаясь за собственную жизнь. «Береги платье снову, а честь смолоду», – такой завет дал Петру Гриневу его отец, и этому завету Петр следовал, несмотря на все опасности. Он мог бы погибнуть на виселице, отказываясь присягнуть Пугачеву, но его спасает доброта, когда-то проявленная им по отношению к Пугачеву. Гринев старается вести себя достойно во всех ситуациях, не отступает от своей присяги даже под страхом смерти, проявляет себя как настоящий рыцарь по отношению к Маше и всеми своими поступками вызывает уважение и восхищение.
    Повесть учит читателей «беречь честь смолоду», вести себя достойно и честно, так же, как ведет себя Петр Гринев. Актуальность повести сохраняется и по сей день, ведь и сегодня можно встретить людей порядочных и великих, как Гринев, и подлых и мелких, как Швабрин.

  • Сам факт выбора рассказчика — большая заслуга писателя. В этом состоит оригинальность романа «Капитанская дочка». Пушкин сумел донести до нас много интересных деталей из истории восстания Пугачева.
    Нам выпало жить в страшное (я не побоюсь этого слова) время, когда экономический кризис в стране повлек за собой бездуховность, безнравственность, беспринципность. Люди замкнуты и злы, основная проблема большинства из них — добыча денег и пропитания. Не хочу быть строгим судьей, но понятие честь, по-моему, многим людям в наше время вовсе не знакомо. А если и знакомо, то воспринимается как пережиток прошлого. Когда в нашем классе проводили диспут на тему «Что такое честь», один мой одноклассник прямо так и высказался: «Честь в наше время — привилегия нищих, а я хочу жить, а не нищенствовать, так что мне с ней не по пути». С этим учеником, чувствовала я, соглашались многие. И тут бы совсем отчаяться, но мысль о том, что противников такого суждения ничуть не меньше, согревала душу. Значит, Петр Гринев, один из любимых мною пушкинских героев, не одинок. Значит, и в наше время есть люди, для которых честь — основной жизненный принцип, несмотря ни на какие перипетии судьбы.
    Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Пример этому — все тот же Петруша Гринев, из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», о котором я собираюсь рассказать. Вырасти бесчестным ему было, по-моему, практически невозможно. С детства мальчика окружали люди, честь для которых была превыше всего.
    Отправляя сына служить отечеству, старший Гринев на прощание сказал ему: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
    И Петр берег. По дороге к месту службы он по наивности проигрался человеку, с которым едва свел знакомство. Никакие уговоры Савельича броситься победителю в ноги не заставили Гринева сделать это: коль проигрался — нужно отдавать. Честь свою Петр Гринев не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой. Первый случай — это дуэль. Петр не мог просто так оставить без ответа бесстыдный наговор Швабрина на Машу Миронову. Защитить ее от сплетен отвергнутого и из-за этого разгневанного воздыхателя, было для Гринева делом чести. Что касается Швабрина, то он в повести — полная противоположность Гриневу, человек, для которого понятия «честь и благородство» вовсе не существуют. Во время поединка Швабрин не гнушается воспользоваться двусмысленностью ситуации для нанесения бесчестного удара. Ничего не стоит этому глубоко безнравственному человеку присягнуть другому государю, в то время как Гринев и тут благороден.
    А ведь Швабрин — образованный человек, он не был «недорослем», каким был тот же Гринев. Этим фактом Пушкин подчеркивает, что благородство и образованность — две разные вещи. Более того — огромное значение имеют взаимоотношения в семье, в которой человек воспитывался.
    Второй случай, в котором наиболее ярко проявились высокие нравственные качества одних героев и низость чувств других — приход в Белогорскую крепость Пугачева. Предпочтя благородную смерть позорному помилованию, погибли капитан Миронов и его жена, малообразованные, наивные и, на первый взгляд, недалекие люди. Их примеру готов был последовать и Гринев, но случай спас его от смерти. И причиной этому — тоже благородство Петра, проявившего в отношении «вожатого», который помог когда-то им выбраться из пурги. К счастью, человек этот оказался не кем иным, как самим Пугачевым. Руководитель народного восстания предлагает Гриневу пойти к нему в услужение, но Петр, хорошо осознавая, что своим отказом может разгневать Пугачева, все же отклоняет его предложение. Отклоняет опять же — из чувства благородства: он присягнул служить императрице.
    Выслушав доводы молодого дворянина, Пугачев не разгневался, более того — проникся к нему симпатией и даже помог в освобождении Маши Мироновой. И все это, на мой взгляд, не из-за заячьего тулупчика, а благодаря благородству и высокой нравственности Гринева, так поразившими народного бунтаря.
    Благородные чувства Гринева проявились и в эпизоде его ареста. Петр не хочет впутывать в эту историю свою возлюбленную, поэтому и не называет ее имени. Но Маша сама отправляется в Петербург искать заступничества и находит. Ей помогает сама императрица. История с Пугачевым для влюбленных заканчивается хорошо, они счастливы. Такой оптимистичный финал, на мой взгляд, автор придумал потому, что хотел подчеркнуть — на благородство чаще всего отвечают благородством. А может быть и потому, что Пушкину просто очень хотелось, чтобы это было именно так.
    Что касается Гринева, то он до конца своей жизни остался человеком чести. Став Гриневым-мемуаристом, этот человек правдиво и без искажений передал бумаге не только свои встречи с предводителем восстания, но и свои мысли относительно его. Он рассказал о Пугачеве всю правду, несмотря на то, что она противоречила той, что сложилась в официальном мнении о народном бунтаре.

  • Александр Сергеевич Пушкин написал свою повесть «Капитанская дочка» по материалам о крестьянском восстании Емельяна Пугачева. Это восстание происходило в России в XVIII веке. Поэт изучил большое количество документов и описаний этого знаменитого восстания, работал в архивах. Рассказ в этом произведении ведется от имени молодого дворянина Петра Гринева, который рассказывает о событиях своей собственной жизни. Мне нравится этот персонаж повести. Гринев – смелый, честный и порядочный человек. В условиях народной войны, подвергаясь смертельной опасности, он не уронил своей чести, не пошел на подлость и предательство. Несмотря на молодость, он сумел сохранить достоинство, держать свое слово и еще помогать другим людям (например, Маше). Образ Пугачева показан А.С. Пушкиным не совсем так, как было принято в его времена. Конечно, здесь рассказывается и о злодеяниях, жестокостях, совершавшихся по приказу Пугачева, но все-таки этот человек описывается с нескрываемой симпатией. Емельян Иванович во многом очень помог Петруше Гриневу, отплатил ему добром за добро, и тот полностью оценил эту помощь. Несмотря на то, что Гринев – дворянин, классовый противник Пугачева, он все-таки честно и объективно рассказывает на страницах повести о хороших качествах этого человека. Главная героиня данного произведения – дочь капитана Миронова, Маша. Я думаю, она во многом похожа на двух других пушкинских героинь – Татьяну и Ольгу Лариных. Ее внешность напоминает описание Ольги. У нее круглое лицо, светлые волосы, на щеках – румянец. А вот по характеру Маша больше напоминает нам Татьяну. Она скромна, верна, способна на настоящую любовь и смелый поступок. Это – такой же по-настоящему русский характер, как у Татьяны Лариной. Персонажи «Капитанской дочки» изображаются очень талантливо, как живые. Исторические события, увлекательный и драматичный сюжет, счастливый финал – все это привлекает читателей данной повести.

  • “Капитанская дочка” одно из самых замечательных произведений Александра Сергеевича Пушкина. Оно написано в 1836 году и до сих пор передает те события так красочно и не забываемо.
    Читая повесть, невозможно не восхищаться характером Петра Андреевича Гринева. Будучи взрослым человеком он честно признавался в том, что в отроческие годы жил как босый пацан, бегал за птицами и играл в игры с другими босыми мальчишками. В семнадцать лет по велению родного отца поехал в Белогорскую крепость. По пути Петруша с своим слугой Савельичем заехали в Симбирск. Там, будучи чрезмерно самоуверенным и легкомысленным, Петруша проиграл 100 рублей в снукер Зурину. Усвоив, что долг платежом красен, он грубо разговаривает с Савельичем, чтоб тот выдал ему нужную сумму. Но Петр умеет прислушиваться к совести и признавать себя неправым; поэтому он позже извиняется перед Савельичем. Молодежный, с отсутствием мало хоть маломальского опыта и наивный, он страшно мечтает поскорей повзрослеть. Однако для этого он часто выбирает не те способы. И хотя в душе он добр и стыдиться плохих поступков, которые совершает по неопытности, все равно не перестает экспериментировать со своим поведением.
    Встретившись во время бурана с путником, который вывел их к настоящему двору, Петруша одаривает его заячьим тулупом, поступая благородно.
    Первые впечатления Петруши от Белогорской крепости сразу были не лучшими. Он скучает. Он начал увлекаться написанием стихов и постепенно влюбляется в Машу Миронову. Из-за любви к Маше он решается на дуэль с Швабриным. Ну и Петруша показывает себя с другой стороны как защитник, благодетель и отважный человек. Он уже не дворянский мальчишка, он умеет постоять за свою честь, умеет обращаться со оружием.
    Большое влияние на характер Петруши сыграла любовь его к Марии. Мы видим, что Петруша не просто влюблен, он готов сделать все для своей возлюбленной. Взросление Петра и готовность к самопожертвованию проявляются во время казни Петруши, когда он вел себя спокойно и смело смотрел в глаза Пугачеву.
    Предложение Пугачева перейти к нему Петруша отверг и остался верен присяге, не изменил своей чести.
    Любовь к Маше заставила Петрушу нарушить воинскую дисциплину. Спасая Савельича, Петруша вновь проявляет доброту и смелость. Смело и правдиво он разговаривает с Пугачевым, чем вызывает доверие и тем самым спасает и себя и свою возлюбленную Марию.
    Петруша все же не задумывается как со стороны он выглядит, когда принимает помощь Пугачева. Но все же попав в тюрьму, Петруша даже и не пытался защищать себя, не желая впутывать в судебный процесс Марию.
    В повести мы видим постепенно взрослеющего Петра, свято соблюдающего данную присягу и завет отца. Его характер, порой юношеский, но добрый и стойкий. Умение платить добром за добро и быть благородным не может не вызывать восхищение.

  • Сочинение по повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.

    Замысел самой повести относится к началу 1833 года. Тогда Пушкин начинает собирать материал, связанный с восстанием Пугачева. Закончив повесть осенью 1836 года, он поставил под ней дорогую для него лицейскую дату – 19 октября и озаглавил ее о русском бунте, “бессмысленном и беспощадном” – “Капитанская дочка”, придав историческому событию, связанному с потрясением государственных основ, значение семейного дела. По сути, это произведение – нравственное завещание поэта, так как с 19 октября 1836 года до смерти Пушкина оставалось сто дней. И пройдя непростой жизненный путь , будучи уже отцом семейства, он задается вопросом : что же в этом мире спасительно – русский бунт, сила закона или что-то еще…
    Основная проблема повести связана с осмыслением исторических путей России. Пушкин передает право рассказывать о пугачевском восстании Петру Гриневу, дворянину, из богатой родовитой семьи, который имеет нравственные устои, верность долгу и чести – все это неотъемлимые черты его характера, верного традициям патриота.
    В повести “Капитанская дочка” позиции автора и рассказчика в одном месте совпадают, а в другом нет. Так например, Пушкин восхищается Пугачевым, когда он говорит с хозяином ночлега иносказательно он хитрит, что-то утаивает. Так же и Гринев, ему интересен Пугачев. У писателя не вызывает сомнения незаурядность и сила личности народного вождя , его талант полководца и смелость. Пушкин предает разбойнику некую романтизацию, что объясняется вниманием автора к внутреннему миру Пугачева.
    Емельян Пугачев – казак, хороший военный организатор, великодушный и справедливый человек, это доказывает поступок, когда он не повесил Гринева, но еще и отпустил его : “Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь.” Природный ум, сметка, энергичность, все это способствовало тому, что он возглавил крестьянское восстание. Наружность его рассказчику показалась замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде показывалась проседь ; глаза живые и большие так и бегали . Он был приятен, но несколько плутен. Волосы его были обстрижены в кружок. На нем был оборванный армяк и татарские шаровары. Пугачев жестоко расправляется с теми, кого он считает угнетателями крестьян. Но он помнит и добро, которое ему когда-то сделали. Он благодарен за то, как Гринев отнесся к нему, простому казаку, за чарку водки, и за заячий тулуп.
    Пушкин изображает Емельяна Пугачева не только как предводителя восстания, но и как простого казака. Речь его наполнена пословицами и поговорками. В его отношениях с подчиненными нет никакого чинопочитания. Автор показывает, что Пугачев способен проявить милость и благодарность, но и способен оценить честь и мужество противника.
    Образ предводителя кретьянского восстания тесно связан с образом народа. Подчеркивая свободолюбие и мятежный дух народа. Понять дух народа помогают образы Савельича и капитана Миронова. Их объединяет отсутствие самосознания. Они живут во власти традиций. Пушкинс подлинным реализмом показал крестьянское восстание, его предводителя и его учасников – народ.
    Автор далек от идеализации Пугачева. Он отдает предпочтение реформам  перед революцией , он не приемлет кровопролития. Именно поэтому мы читаем в повести его ставшие широко известные слова : ” Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! ” Расценивая пугачевское восстание  не иначе , как бессмысленный  бунт, автор вместе с тем не ставил своей целью показать в произведении злодейства пугачевцев. Он пытался воссоздать историю восстания и личность крестьянского вожака, и нужно отметить , что этот замысел Пушкин реализовал.

  • Роман “Капитанская дочка” повествует о драматических событиях 70-х годов 18 века, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в войну под предводительством Емельяна Пугачева. Первоначально Пушкин хотел написать роман, посвященный только пугачевскому движению, но цензура навряд ли пропустила бы его. Поэтому основной сюжетной линией становится любовь молодого дворянина Петра Гринева к дочери капитана Белогорской крепости Маше Мироновой.
    В “Капитанской дочке” одновременно развивается несколько сюжетных линий. Одна из них-история любви Петра Гринева и Маши Мироновой. Эта любовная линия продолжается на всем протяжении романа. Сначала Петр отнесся к Маше отрицательно из-за того, что Швабрин описал ее “совершенною дурочкою”. Но затем Петр знакомится с ней ближе и обнаруживает, что она “благородна и чувствительна”. Он влюбляется в нее, и она тоже отвечает ему взаимностью.
    Гринев очень сильно любит Машу и ради нее готов на многое. Он доказывает это не один раз. Когда Швабрин унижает Машу, Гринев ссорится с ним и даже стреляется. Когда перед Петром стоит выбор: подчиниться решению генерала и остаться в осажденном городе или откликнуться на отчаянный крик Маши “вы один у меня покровитель, заступитесь за меня, бедную! “, Гринев уезжает из Оренбурга, чтобы спасти ее. Во время суда, рискуя жизнью, он не считает возможным назвать имя Маши, боясь, что она будет подвергнута унизительному допросу-“мне пришло в голову, что если я назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную ставку… “.
    Но и любовь Маши к Гриневу глубока и лишена каких-либо эгоистических побуждений. Она не хочет выходить за него замуж без родительского согласия, думая, что в противном случае у Петра “не будет счастия”.Из робкой “трусихи” она, по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню, сумевшую добиться торжества справедливости. Она едет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье. Маша смогла доказать невиновность Гринева, в ерность его данной присяге. Когда Швабрин ранит Гринева Маша выхаживает его-“Марья Ивановна от меня не отходила”. Таким образом Маша спасет Гринева от позора, гибели и ссылки так же, как он спас ее от позора и гибели.
    Для Петра Гринева и Маши Мироновой все заканчивается благополучно, и мы видим, что никакие превратности судьбы никогда не смогут сломить человека, если он настроен бороться за свои принципы, идеалы, любовь. Беспринципного и бесчестного человека, которому неведома чувство долга, часто ожидает участь остаться наедине со своими гадкими поступками, низостью, подлостью, без друзей, любимых и просто близких людей.

  • сочинение рассуждение на тему капитанская дочка

    Ответы:

    Но особенно привлекательным для меня оказался Пётр Гринёв, молодой человек, который честь, данное слово ставит превыше всего. Он не задумывается над тем, сохранит ли он жизнь. Для него важнее не спасовать в трудную минуту, не упасть духом в момент казни. Когда же смерть миновала его, он смело говорит Пугачёву, что не сможет служить ему, так как присягал императрице.
    Когда любимая девушка оказалась в беде, Гринёв мчится спасать её. Так велит ему сердце и долг. У Маши Мироновой не осталось никого на свете, кто бы мог за неё заступиться, поэтому молодой человек считает своим долгом спасти девушку. Он понимает, чем грозит ему отъезд из Оренбурга. И всё же едет к Пугачёву, чтобы у него искать защиты и помощи. Во время ареста Гринёв мог бы спасти себя, рассказав, зачем он покинул расположение части. Но он опять думает не о своей жизни, а о том, сколько придётся пережить Маше, если её вызовут на допрос.
    Маша Миронова – единственный женский образ в повести, не считая её матери и попадьи, которые играют эпизодические роли. Эта девушка – идеал русской женщины, такой, какой видел её Пушкин. Под робкой внешней оболочкой скрывается сильная натура. Она под стать Петру Гринёву – верна своему слову, готова на всё ради любимых ею людей.
    Главные герои повести «Капитанская дочка» – личности неординарные. Они наделены внутренней красотой и силой, которую невозможно купить. Их можно только воспитать в себе.
    В романе А. С. Пушкина Капитанская дочка героев довольно много. Все они разные по своему возрасту, характеру, поступкам. Также в романе есть положительные герои и отрицательные. Я бы хотел рассказать о своем отношении к ним. Самым главным положительным героем я считаю Гринева, отрицательным – Швабрина. Гринев показывает свои положительные качества не в самом начале рассказа. В начале, он показан беспризорным мальчишкой, затем азартным человеком, играющим в бильярд. Но уже потом становится видно, что он прям, честен и ведет себя согласно завету, данному отцом: «Береги платье снову, а честь смолоду» . Это может показать случай, когда во время Пугачевского восстания Гринев уже готов был погибнуть на виселице и не присягнуть Пугачеву, как вдруг его спасла случайность. Но эта случайность не произошла, если бы не милосердие и доброта, которую Гринев проявил при первой встречи с Пугачевым. Швабрин – полная противоположность Гриневу. Я сразу понял, что он мелочный, льстивый, подлый человек. Он ведет себя нечестно во время дуэли, во время взятия крепости он сразу сдался. Он способен на любые низкие поступки ради своего блага. Эти черты характера, по моему мнению, не красят, ни офицера, ни солдата. В рассказе мне больше понравился Гринев, потому, что он честный русский офицер, верный своей родине. А Швабрин, бесспорно, самый низкий и подлый человек и мое отношение к нему отрицательное.

  • Читая повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, мы становимся свидетелями того, как на фоне исторических событий зарождается верная и нежная любовь.
    Молодой офицер Петр Гринев, прибыв по распоряжению начальства в Белогорскую крепость, был очарован дочерью коменданта Машей Мироновой. Несмотря на отзывы Швабрина, пытавшегося очернить ее в глазах приезжего, он быстро понял, что Маша – “благоразумная и чувствительная” девушка, искренняя и милая, и уж никак не “совершенная дурочка”.
    Петр Гринев также покорил сердце Маши, сумел вызвать у нее ответное чувство своим мужеством, доблестью, прямодушием, тем, как яростно он отстаивал ее доброе имя на дуэли со Швабриным. Вынужденная разлучиться с любимым, беспомощная и беззащитная девушка оказывается в плену у ненавистного поклонника. Разозленный своими неудачами, Швабрин пытается силой и угрозами принудить ее к замужеству. Однако любовь помогает Маше с честью пройти через это испытание, не уронить своего достоинства. Освобожденная Гриневым, она признается, что была готова умереть, лишь бы не принадлежать лицемерному и злобному Швабрину.
    Однако этот благородный по отношению к любимой поступок не проходит для Гринева даром. Узнав о его связях с бунтовщиком Пугачевым, молодого человека арестовывают. Но и на суде он больше печется не об оправдании для себя, а о том, чтобы не запятнать доброе имя Марьи Ивановны. Ради этого Гринев согласен на ссылку и незавидное клеймо предателя.
    Не менее решительно действует и Маша. Зная о невиновности Гринева, она едет в Петербург подать прошение императрице. Мы видим, что судьба наконец-то улыбнулась молодым людям: “по именному повелению” Петр Гринев “был освобожден от заключения”, а его невеста всячески обласкана Екатериной П.
    На примере Маши Мироновой и Петра Гринева автор показывает, какую огромную силу имеет настоящая любовь – верная и преданная. Именно она придает смысл жизни и помогает сохранить честь и достоинство в любых, самых сложных ситуациях.

  • Но особенно привлекательным для меня оказался Пётр Гринёв, молодой человек, который честь, данное слово ставит превыше всего. Он не задумывается над тем, сохранит ли он жизнь. Для него важнее не спасовать в трудную минуту, не упасть духом в момент казни. Когда же смерть миновала его, он смело говорит Пугачёву, что не сможет служить ему, так как присягал императрице.
    Когда любимая девушка оказалась в беде, Гринёв мчится спасать её. Так велит ему сердце и долг. У Маши Мироновой не осталось никого на свете, кто бы мог за неё заступиться, поэтому молодой человек считает своим долгом спасти девушку. Он понимает, чем грозит ему отъезд из Оренбурга. И всё же едет к Пугачёву, чтобы у него искать защиты и помощи. Во время ареста Гринёв мог бы спасти себя, рассказав, зачем он покинул расположение части. Но он опять думает не о своей жизни, а о том, сколько придётся пережить Маше, если её вызовут на допрос.
    Маша Миронова – единственный женский образ в повести, не считая её матери и попадьи, которые играют эпизодические роли. Эта девушка – идеал русской женщины, такой, какой видел её Пушкин. Под робкой внешней оболочкой скрывается сильная натура. Она под стать Петру Гринёву – верна своему слову, готова на всё ради любимых ею людей.
    Главные герои повести «Капитанская дочка» – личности неординарные. Они наделены внутренней красотой и силой, которую невозможно купить. Их можно только воспитать в себе.
    ИЛИ
    В романе А. С. Пушкина Капитанская дочка героев довольно много. Все они разные по своему возрасту, характеру, поступкам. Также в романе есть положительные герои и отрицательные. Я бы хотел рассказать о своем отношении к ним. Самым главным положительным героем я считаю Гринева, отрицательным – Швабрина. Гринев показывает свои положительные качества не в самом начале рассказа. В начале, он показан беспризорным мальчишкой, затем азартным человеком, играющим в бильярд. Но уже потом становится видно, что он прям, честен и ведет себя согласно завету, данному отцом: «Береги платье снову, а честь смолоду» . Это может показать случай, когда во время Пугачевского восстания Гринев уже готов был погибнуть на виселице и не присягнуть Пугачеву, как вдруг его спасла случайность. Но эта случайность не произошла, если бы не милосердие и доброта, которую Гринев проявил при первой встречи с Пугачевым. Швабрин – полная противоположность Гриневу. Я сразу понял, что он мелочный, льстивый, подлый человек. Он ведет себя нечестно во время дуэли, во время взятия крепости он сразу сдался. Он способен на любые низкие поступки ради своего блага. Эти черты характера, по моему мнению, не красят, ни офицера, ни солдата. В рассказе мне больше понравился Гринев, потому, что он честный русский офицер, верный своей родине. А Швабрин, бесспорно, самый низкий и подлый человек и мое отношение к нему отрицательное.

  • Пушкин написал свою повесть не на пустом месте, а на основе реальных событий восемнадцатого века в России – войны правительственных войск с Е. Пугачевым. Автор с позволения царя имел доступ к архивам, ездил по Уралу в поисках живых свидетелей тех событий. Пушкин был человеком независимым и честным, поэтому он не смог написать книгу, где люди однозначно делились бы на плохих и хороших. Видимо, живое общение со стариками, ровесниками его героев, помогло ему составить реальный образ Е. Пугачева, который был не просто бунтовщиком, а, как минимум, крайне незаурядным человеком – сильным, умным, умеющим ладить с людьми, по-своему справедливым и порядочным. Пугачев предстает перед нами как простой человек, с которым можно наладить отношения, с которым можно дружить. Он не выглядит сказочным злодеем или недоступным полководцем.
    И Екатерина II также показана в быту, а не на парадном приеме. Она – не небожительница, не императрица, а женщина, способная внимательно выслушать собеседника, сочувствовать чужому горю, судить справедливо.
    Главные герои этого повести – молодые люди, которых сначала мы видим как очень юных людей, не успевших себя проявить и поэтому кажущихся слишком простыми и наивными. Но они были правильно воспитаны, родители примером всей своей праведной жизни привили им четкие представления о добре и зле, о правде, об ответственности. Поэтому мы не удивляемся, когда, оказавшись в жизни перед трудным выбором, они принимают верные решения, за которые могут себя уважать. И читатель тоже не остается равнодушным. Ведь в жизни каждого из нас могут встретиться серьезные препятствия, преодолевая которые важно оставаться человеком.

  • Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.

    В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:

    • Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
    • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
    • Преступление и наказание — вечная тема.
    • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
    • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

    Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.

    1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

    Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.

    Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.

    По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:

    • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
    • «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
    • «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
    • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
    • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
    • «Старуха Изергиль» М. Горького,
    • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.

    Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».

    2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

    Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?

    Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:

    • «Медный всадник» А. С. Пушкина,
    • «Гроза» А. Н. Островского,
    • «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
    • «Мы» Е. М. Замятина,
    • «Кысь» Т. Н. Толстой,
    • «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.

    3. Преступление и наказание — вечная тема

    Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.

    Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:

    • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
    • «Война и мир» Л. Н. Толстого,
    • «Старуха Изергиль» М. Горького,
    • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
    • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.

    4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

    Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.

    5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

    Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.

    Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.

    В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:

    • «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
    • «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
    • «Ревизор» Н. В. Гоголя,
    • «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
    • «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.

    Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.

    Как писать сочинение

    Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:

    • привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
    • тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.

    Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.

    Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.

    Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).

    При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.

    Итак, алгоритм работы над сочинением может быть следующим:

    1. Выбрав тему и приступив к ее раскрытию, порассуждайте о ключевом понятии или понятиях, заложенных в формулировке.
    2. Подумайте, какими могут быть ответы на поставленный вопрос. Предполагается один однозначный ответ или несколько ответов — может быть, даже противоречивых?
    3. Изложите суть проблемы и сформулируйте тезис — то ключевое утверждение, которое станет основой и будет раскрываться в сочинении.
    4. Сформулируйте собственное отношение к проблеме.
    5. Докажите, что обозначенная позиция имеет подтверждение, она весома, так как опирается на мнения великих людей.
    6. Аргументация собственного суждения предполагает привлечение примеров из литературы: необходимо обратиться к какому-то конкретному герою, его характеру, описать поступок этого героя или конкретный эпизод, с ним связанный. Далее прокомментируйте описанный пример, дайте ему оценку.
    7. В заключении сформулируйте выводы, которые подтвердят состоятельность высказанной точки зрения, придадут весомость ранее выдвинутому тезису.

    Источник: МЕЛ

    • Сочинения
    • По литературе
    • Пушкин
    • Характеристика и образ Маши Мироновой в повести Капитанская дочка

    «Капитанская дочка» А.С. Пушкина — одно из художественных произведений, в котором автору так искусно и увлекательно удалось сквозь исторические события крестьянской войны провести линию преданной и трепетной любви.

    Среди ярких образов, нарисованных писателем в данном произведении, невозможно обойти вниманием образ Маши Мироновой, дочери Белогорского коменданта.

    Эта милая русская девушка, скромная и застенчивая, выросла в уединении с природой и впитала в себя благородство и мудрость своих родителей. Образ Маши, созданный автором с теплотой и нежностью, воплотил в себе наиболее высокие душевные качества, такие как чистота, открытость, чувственность, искренность, которые особенно ценятся в женщинах.

    Простое русское имя героини подчеркивает наивность, духовность Маши, а упоминание в названии произведения свидетельствует о значительности ее роли в описанном сюжете. Однако притягательность её облика и внутренняя красота девушки раскрываются не сразу. На пути к благополучию Маше пришлось перенести немало суровых ударов. Но, несмотря на все трудности и преграды, эта робкая девушка не сдается и находит в себе силы, чтобы стойко и смело бороться за свое счастье.

    Ранение любимого, отказ на просьбу благословить законный брак родителей жениха, потеря собственных родителей во время пугачевского бунта, лживые обвинения в предательстве – во всех этих испытаниях героиня проявляет смелость, находчивость, стойкость и ум.

    Чтобы спасти жизнь и честь любимого, нравственная безупречность и врожденная самоотверженность, помогают Маше преодолеть неуверенность в себе и заставляют пойти искать покровительства в Петербурге у самой императрицы. А искренность, непреклонная решительность и твердость духа позволяют героине добиться восстановления справедливости и оправдания невиновного жениха. Наградой для горячо и беззаветно любящей Маши, становится заслуженное счастье рядом с любимым мужчиной.

    Данное произведение показывает, что настоящие, искренние, взаимные чувства, доброта и порядочность помогают преодолеть любые трудности, преображают человека и способствуют моральному и духовному росту личности, раскрывая внутренние резервы и скрытые стороны души.

    Вариант 2

    «Капитанская дочка» — это исторические произведение Александра Сергеевича Пушкина, повествующее о большой и крепкой любви между молодым офицером и дочкой капитана Миронова, являющегося комендантом Белгородской крепости.

    Главной героиней романа является обычная девушка по имени Маша Миронова. Это честная и приветливая девушка, она добра и мила ко всему, что ее окружает. Чувства Маши искренни и непринужденны. Образ Маши – это обычная девушка, со светлыми волосами и румяными щечками. Ее судьба – череда тяжелых испытаний, которые, несмотря на всю трагичность, не сломили ее дух.

    Маша выросла в обычной семье, не имела знатных корней. Но не зависимо от этого, девушка отказала лживому, эгоистичному и трусливому аристократу Швабрину, так как она его не любила. Маша объясняла свой отказ тем, что не может пойти к алтарю и целовать нелюбимого человека.

    Маша искренне полюбила другого молодого человека – Петра Гринева, сына именитого помещика. Петр так же влюбился в девушку. Но на пути к их взаимной любви и желании быть вместе возникла преграда – родители молодого парня не желали их союза. Маша же, была против того, чтобы выходить замуж без родительского благословения. Девушка изо всех сил, несмотря на свою душевную боль, пыталась подавить в себе пылкие чувства к Петру.

    Прошло немного времени и Машу ждало новое потрясение. Ее родителей жестоко казнили. Девушку похитил Швабрин и насильно удерживал взаперти, настаивая на том, чтобы она вышла за него замуж. На помощь к Маше неожиданно пришел Пугачев. Она не знала, как ей в этот момент правильно поступить, так как этот человек был инициатором убийства ее отца и матери. Но в то же время Пугачев являлся ее спасителем. Он помиловал Машу и Петра, помог им заново соединиться.

    После спасения, молодые люди отправились к родителям Петра, где их радушно встретили. Узнав Девушку поближе, они прониклись к ней душевной теплотой и окружили ее нежностью и заботой. В конце концов, они ее полюбили как родную дочку.

    Еще одно тяжелое событие, накануне свадьбы, легло на хрупкие плечи молодой девушки. Возлюбленного Маши, Петра, арестовали. Но Маша нашла в себе силы, не отчаялась и решила для себя, во что бы то ни стало выручить из беды жениха. Девушка отправилась на прием к самой императрице, рассказала о своей тяжелой судьбе, всех испытаниях, выпавших на ее долю, и смогла убедить женщину в невиновности Петра.

    В конце повести Петр и Мария снова оказались вместе. Они благополучно поженились, у них родились дети, затем появились и внуки.

    Маша Миронова – это образ настоящей русской женщины. Она прекрасна во всем – манерах, поведении, силе духа. Ее образ заслуживает уважения и похвалы. Несмотря на все трудности и беды, выпавшие на ее жизненный путь, Маша остается сильным, смелым и светлым человеком, готовым на все ради своего счастья и любви.

    Испытания в жизни Марии Мироновой

    Долю этой девушки нельзя назвать легкой. Однако образ Маши Мироновой раскрывается под влиянием трудностей более полно.

    Например, после казни родителей, когда Марию приютила попадья, а Швабрин посадил ее под замок и попытался заставить выйти за него замуж, она сумела написать Петру Гриневу о своем положении. Избавление пришло к девушке в совершенно неожиданном обличье. Ее спасителем стал Пугачев, убийца ее отца и матери, который отпустил их с Гриневым. После освобождения Петр отправил девушку жить к своим родителям, искренне полюбившим Марию. Маша Миронова – образ настоящей русской женщины, сильной, но при этом ранимой и чувствительной. При том что она падает в обморок от выстрела пушки, в вопросах, касающихся ее чести, девушка проявляет невиданную твердость характера.

    Сочинение про Машу Миронову

    В повести «Капитанская дочка» Пушкин описал историю пугачёвского восстания, но это не являлось его главной целью. Сюжет построен на личной истории офицера Петра Гринёва, который в молодости был вовлечён в эти события. Он размышляет о чести, люби и преданности. Этими нравственными началами наделены все положительные герои произведения, в том числе и капитанская дочка Маша Миронова. Пушкин считает её одним из символов духовной красоты русской женщины.

    В начале повести Маша — ничем не привлекательная, скромная девушка. В силу обстоятельств, она не имела возможности получить «ни образования, ни умственного развития». Её небогатые родители так и не смогли накопить девушке «приданное». Но Машин отец, капитан Иван Кузьмич Миронов, русский офицер, честный и верный долгу, смог передать дочери самое главное: чистую душу, доброе сердце и твёрдость духа. Впоследствии, когда Гринёв подружился с семьёй капитана, он разглядел в Марии Ивановне «благоразумную и чувствительную девушку». Будучи «бесприданницей», она отвергла богатого жениха Швабрина, потому что он был ей «очень противен». Когда Маша ухаживала за раненым Петром, они полюбили друг друга. Гринёв предложил девушке стать его женой, и она тоже призналась ему в «сердечной склонности». Нравственные принципы Маши не позволяли выходить замуж без благословения его родителей. Она просит Петра получить у них разрешение на брак. Старший Гринёв запретил сыну жениться на Маше, и это было для влюблённых сильным потрясением. Но девушка считала, что нельзя идти против воли родителей и им нужно расстаться.

    На фоне сложных событий, происходят изменения в душе и характере «капитанской дочки». Оставшись без родителей и любимого человека, Маша нашла в себе силы противостоять обстоятельствам. Любовь к Гринёву придавала ей уверенность и решительность. После вызволения из крепости Пётр отправляет Марию Ивановну к своим родителям, и они приняли и полюбили «сироту».

    Наиболее ярко Пушкин раскрывает образ героини после ареста Гринёва. Маша знала, почему он в тюрьме, и чувствовала свою вину. Она всё время думала, как восстановить справедливость и помочь Петру. Девушка решается на рискованную поездку в Петербург к «сильным людям», и, как дочь капитана, погибшего за верность присяге, хочет попросить о помощи. И судьба наградила её за добрые помыслы. Встретив императрицу, Маша рассказала свою историю и о причинах поступка любимого человека. Благодаря твёрдости духа и силе любви капитанской дочки, по указу Екатерины Гринёв был освобождён, и они смогли пожениться.

    В образе Маши Мироновой Пушкин, воплотил все лучшие качества русской женщины. Капитанская дочка – это пример самоотверженной борьбы за любовь и семейное счастье.

    План-конспект урока по литературе «Образ Маши Миронововй в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

    План-конспект урока русской лит-ры в 8 «Д» классе

    Тема.

    «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Образ Маши Мироновой.

    Цель:

    1) вспомнить, что такое реализм и когда он появился; совершенствовать умения учащихся выражать собственное суждение, впечатление, а также раскрывать авторское отношение к героям и событиям; научиться выразительно читать и комментировать прочитанное; отвечать самостоятельно на вопросы, высказывать свою точку зрения; дать характеристику Пугачеву, Гриневу, Маше; научиться ориентироваться в тексте;

    2) развитие навыков чтения и работы с текстом, умений анализировать прочитанное и делать выводы; мотивировать школьников на самостоятельное чтение литературы; развивать грамотную речь; развивать образное мышление; развивать навыки анализа драматургического текста, развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения, актёрские способности;

    3)воспитать эмоциональную отзывчивость подростков; воспитывать нравственные качества школьников: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать; воспитывать читательскую культуру учащихся, внимательного и вдумчивого читателя.

    Отрывки из фильма.

    Ход и содержание урока

    1.Орг. момент.

    2.Вопрос к классу: Что есть исторического и вымышленного в повести «Капитанская дочка»?

    3. Казнь Пугачева и его сподвижников. 3. Присутствие Гринева на казни, встреча Маши с Екатериной II.

    3.Проверка д/з

    • Кто такой Петр Гринев?

    Петр Гринев — главный герой произведения. Это честный, благородный и добрый человек, которого воспитывал отец.

    Андрей Петрович Гринев — бывший военный с открытым сердцем и искренней душой. Он не желает быть зависимым от других и «выпрашивать» чины. Именно поэтому служба его закончилась быстро. Он полностью посвятил себя воспитанию сына и вырастил благородного человека

    Взрослый Петя грезил о яркой и интересной службе в Петербурге, но строгий отец выбрал ему достойное место и отправил служить под Оренбург. На прощанье Андрей Петрович сказал: «Береги платье снову, а честь смолоду». Эти заветные слова Петр пронес через всю жизнь.

    В Оренбурге молодой Гринев встретил свою настоящую любовь — скромную и застенчивую девушку Машу Миронову. Главная героиня повести жила в семье коменданта, смелого и правильного мужчины, верного подданного императрицы Екатерины II.

    Характер отца и благородство дворянина с возрастом проявляются в Петре Андреевиче все больше. Особое впечатление произвела дуэль между Гриневым и Швабриным — злым и подлым ровесником Петра. Швабрин публично оскорбил Машу, а Гринев отстоял честь девушки. В итоге Петр был ранен, а Швабрин вышел победителем, но каким! Этот несчастный трус нанес удар со спины.

    В повести «Капитанская дочка» образ Петра Гринева — один из самых ярких и запоминающихся. Этот парень не отличается изворотливым умом и богатырской силой, но зато он открыт, искренен и наивен. Именно эти качества вызывают у читателей особую симпатию. Он не лицемерит и не притворяется, даже находясь на грани смерти. Так выражается крепость характера и истинное благородство.

    • Дайте характеристику Пугачеву.

    В центре этой повести еще находится сложная личность бунтаря Пугачева

    . Несомненно, это очень интересный и незаурядный образ. С одной стороны, предводитель крестьянского восстания – безжалостный человек. Взяв штурмом Белогорскую крепость, он начинает убивать тех людей, которые отказались видеть в нем государя императора Петра III. Пугачев не милует никого: ни молодых, ни старых. Здесь он предстает жестоким человеком с железной волей и непоколебимым характером: «Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице». «Унять старую ведьму!» — сказал Пугачев. Тут молодой казак ударил ее саблею по голове, и она упала мертвая на ступени крыльца». Но, несмотря на все отрицательные черты, образ Емельяна Пугачева не лишен и достоинств. В повести показаны замечательные способности Пугачева как руководителя. Его действия противопоставлены бездарным действиям царских генералов. В «Капитанской дочке» Пугачев показан не только как военный начальник, но и как человек. Когда, по дороге на службу, Петруша Гринев и Савельич заблудились, на помощь им приходит простой мужик с хитрыми сверкающими глазами. В знак благодарности на следующий день Гринев дарит ему свой заячий тулуп, несмотря на недовольство Савельича. Тогда еще Петр не подозревал, кого он встретил и какую роль сыграет этот подарок в его судьбе. В следующий раз Гринев встречается с Пугачевым уже в Белогорской крепости, во время страшных событий. Именно тогда-то Пугачеву и вспомнилась щедрость молодого барина Петра Гринева. Узнав Петрушу, разбойник дарит ему жизнь. В сцене беседы Пугачева с Гриневым раскрываются многие положительные качества предводителя восстания. Мы видим, что Пугачев близок к народу, справедлив. Ему свойственны народная мудрость и проницательность. Это позволяет герою трезво оценивать и свои силы, и возможности народного войска. Пугачев говорит: «Улица моя тесна; воли мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро, при первой неудаче свою шею выкупят своею головою». Я думаю, Емельян Пугачев понимает свою неизбежную участь. 4.СМОТРИМ ОТРЫВКИ ИЗ ФИЛЬМА.
    — Рассмотрим таблицу. (Таблица раздаётся каждому ученику)
    — Итак, из приведенной таблицы мы можем определить, какой же образ нарисовал перед нами Пушкин? Какая она, Маша Миронова? (характеристика записывается в тетрадь)

    — Какие значимые приметы помогли нам увидеть сегодня образ главной героини повести? Ответить вам поможет мозаика. Вы должны соотнести характеристику образа с его составляющими, и у вас получится портрет Маши.

    Милая; скромная, почтительная; воспитанная в христианских традициях, свято им преданная, верная в своих чувствах; в чем-то робкая, трусиха, но смелая и решительная в критических ситуациях.

    Подведение итогов

    — Итак, образ – это совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму.

    Милая

    2 Манера поведения

    Скромная, почтительная

    3 Характер

    Воспитанная в христианских традициях, свято им преданная, верная в своих чувствах

    4 Поступки

    В чем-то робкая, трусиха, но смелая и решительная в критических ситуациях

    В страшной ситуации, в которую попала Маша Миронова, Гринев находит помощь именно у Пугачева. В этих эпизодах особенно ярко проявились справедливость, благородство, понимание, душевность Пугачева. Он освобождает Машу от страшного плена и благословляет ее союз с Петром Гриневым. Таким образом, Пушкин изображает Пугачева как противоречивый характер, в котором сочетаются и положительные и отрицательные качества. Мне кажется, что Емельян Пугачев — незаурядная личность, с очень сильным характером и яркими талантами.

    Домашнее задание

    Стр.238 ответы на вопросы (1, 3, 4,7,8, 10)

    Образ Маши Мироновой
    Манера поведения
    Характер

    Поступки

    «Девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светлорусыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели.»

    «В самую эту минуту дверь отворилась, и Марья Ивановна вошла с улыбкою на бледном лице. Она оставила свое крестьянское платье и одета была по-прежнему просто и мило»

    «Я взглянул на Марью Ивановну; она вся покраснела, и даже слезы капнули на ее тарелку».

    «Марья Ивановна с нежностию выговаривала мне за беспокойство, причиненное всем моею ссорою с Швабриным. «Я так и обмерла…»

    «Она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности и сказала, что ее родители конечно рады будут ее счастию».

    «Марья Ивановна выслушала меня просто, без притворной застенчивости, без затейливых отговорок».

    «Марья Ивановна так просто рассказала моим родителям о странном знакомстве моем с Пугачевым, что оно не только не беспокоило их, но еще заставляло часто смеяться от чистого сердца».

    «Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на нее смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы».

    «Марья Ивановна встала и почтительно ее благодарила».

    «Смела ли Маша?» — отвечала ее мать. — «Нет, Маша трусиха».

    «Я в ней нашел благоразумную, и чувствительную девушку».

    «А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иванович».

    «Но она повторила, что не иначе будет моею женою, как с согласия моих родителей».

    «Марья Ивановна сильно была встревожена, но молчала, ибо в высшей степени была одарена скромностию и осторожностию».

    «Марья Ивановна предчувствовала решение нашей судьбы; сердце ее сильно билось и замирало».

    «Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашала ее, что она с трудом могла держаться на ногах».

    «Марья Ивановна приняла письмо дрожащею рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы, которая подняла ее и поцеловала».

    «Проснувшись подозвал я Савельича, и вместо его увидел перед собою Марью Ивановну; ангельский голос ее меня приветствовал».

    «Марья Ивановна от меня не отходила. Разумеется, при первом удобном случае я принялся за прерванное объяснение, и Марья Ивановна выслушала меня терпеливее. «Но подумай хорошенько» — прибавила она: — «со стороны твоих родных не будет ли препятствия?»

    «Я показал письмо Марьи Ивановне, которая нашла его столь убедительным и трогательным, что не сомневалась в успехе его, и предалась чувствам нежного своего сердца со всею доверчивостию молодости и любви».

    «Я пошел объявить обо всем Марье Ивановне. Она побледнела в свою очередь. Прочитав, она возвратила мне письмо дрожащею рукою и сказала дрожащим голосом: «Видно мне не судьба… Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Петр Андреич; будьте хоть вы счастливы…» «Нет, Петр Андреич», — отвечала Маша — «я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле божией. Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую — бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих…»

    «Марья Ивановна мучилась более всех. Будучи уверена, что я мог оправдаться, когда бы только захотел, она догадывалась об истине и почитала себя виновницею моего несчастия. Она скрывала от всех свои слезы и страдания, и между тем непрестанно думала о средствах, как бы меня спасти».

    «Вдруг Марья Ивановна, тут же сидевшая за работой, объявила, что необходимость ее заставляет ехать в Петербург, и что она просит дать ей способ отправиться».

    «Марья Ивановна отвечала, что вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей, как дочь человека, пострадавшего за свою верность».

    «На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад.

    — Ах, неправда! — вскрикнула Марья Ивановна.

    — Неправда, ей богу, неправда! Я знаю все, я все вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня. — Тут она с жаром рассказала все, что уже известно моему читателю».

    «В тот же день Марья Ивановна, не полюбопытствовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в деревню…»

    »

    • Войдите на сайт под своим логином или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии

    Сочинение 4

    Одним из важнейших героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является Маша Миронова. А.С. Пушкин описывает героиню, как девушку застенчивую, скромную, не блещущую особой красотой. Далее, на протяжении повести, Маша Миронова открывается перед читателем, как личность многогранная и самобытная.

    Отношение других героев к Маше разное, мать считает ее трусихой, а Швабрин дурочкой, из-за характеристики, данной Швабриным Маше, Гринев поначалу не испытывает к героине интереса, однако со временем, благодаря таким чертам характера девушки как искренность, радушие, приветливость, «чувствительность и благоразумие» у Петра начинает возникать чувство симпатии, которая со временем перерастает в нечто большее.

    Маше Мироновой чужды притворство и жеманство, что А.С. Пушкиным показывается в момент, когда героиня говорит о своих чувствах Гриневу. После дуэли героиня ухаживает за Петром, не скрывая свои чувства. Героиня верит в Бога, когда родители Петра не дают разрешения на брак, она смиряется с их нежеланием принять ее в семью и считает отказ проявлением воли Божией.

    В тяжелый жизненный период проявляется стойкость и сила характера героини. Оставшись сиротой и во власти Швабрина, она не идет у него на поводу, несмотря на угрозы, она остается верна своим чувствам к Гриневу и не дает согласие на брак с тем, кто ей так противен, предпочтя смерть замужеству.

    Маша продолжает борьбу за свое счастье, узнав о том, что Гринев арестован. Героиня едет в Петербург, где подает прошение императрице. Маша обладает невероятным умением вызывать симпатию и располагать к себе людей, что помогает ей завоевать расположение Екатерины и добиться не только освобождения Гринева, но и участия императрицы в устройстве дальнейшей судьбы героини, обеспечивая ее приданным.

    Благодаря верности своему чувству и умению не сдаваться Маша обретает то, к чему так стремилась, она обретает свое счастье, дом и семью.

    Яркий образ Маши Мироновой занимает особое место в русской литературе. В нем сочетаются истинно женские черты характера с сильной волей и целеустремлённостью.

    Для 8 класса

    Истинный характер капитанской дочки

    Образ Маши Мироновой, на первый взгляд, наверняка многим покажется довольно скучным. Она так же сначала не понравилась Петру Гриневу. Несмотря на то что Маша жила уединенно, можно сказать замкнуто, в окружении родителей и солдат, девушка выросла очень чувствительной. Мария, несмотря на кажущуюся робость, была смелой, сильной натурой, способной на искренние, глубокие чувства. Маша Миронова отказалась от предложения Швабрина стать его женой, хотя он, по меркам общества, был завидным женихом. У Марии не было чувств к нему, а на брак по расчету капитанская дочка была не согласна. Полюбив Петра Гринева, Маша открыто говорит о своих чувствах в ответ на его объяснение. Однако на брак, который не благословили родители жениха, девушка не согласна, потому отдаляется от Гринева. Это говорит о том, что Маша Миронова – образец высоконравственности. Только позже, когда родители Петра полюбили ее, Мария стала его женой.

    Сильная и смелая личность

    Характеристика Марии Мироновой из «Капитанской дочки» открывает нам, как героиня кардинально изменилась после казни ее родителей. Девушка попала в плен к Швабрину, который требовал от нее стать его женой. Маша твердо решила, что лучше смерть, чем жизнь с нелюбимым. Ей удалось послать весточку Гриневу, и тот вместе с Пугачевым пришел ей на помощь. Петр отправил возлюбленную к своим родителям, а сам остался воевать. Капитанская дочка Маша понравилась отцу и матери Гринева, они полюбили ее всем сердцем.


    Вскоре пришла весть об аресте Петра, девушка не показывала своих чувств и переживаний, но постоянно думала, как освободить любимого. Робкая, необразованная деревенская девушка превращается в уверенную в себе особу, готовую до конца бороться за свое счастье. Именно тут характеристика Марии Мироновой из «Капитанской дочки» являет читателю кардинальные изменения в нраве и поведении героини. Она едет в Петербург к императрице, чтобы просить помилования для Гринева.

    В Царском Селе Маша встречает знатную даму, которой во время разговора поведала о своем несчастье. Она разговаривает с ней на равных, даже смеет возражать и спорить. Новая знакомая пообещала Мироновой вставить за нее словечко императрице, и только на приеме Мария узнает в правительнице свою собеседницу. Вдумчивый читатель, конечно же проанализирует, как характер капитанской дочки менялся на протяжении всей повести, и робкая девушка смогла найти в себе смелости и твердости духа, чтобы постоять за себя и своего жениха.

    p17 knopka1 knopka4

    Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.

    В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:

    • Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
    • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
    • Преступление и наказание — вечная тема.
    • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
    • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

    Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.

    1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

    Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.

    Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.

    По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:

    • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
    • «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
    • «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
    • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
    • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
    • «Старуха Изергиль» М. Горького,
    • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.

    Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».

    2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

    Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?

    Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:

    • «Медный всадник» А. С. Пушкина,
    • «Гроза» А. Н. Островского,
    • «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
    • «Мы» Е. М. Замятина,
    • «Кысь» Т. Н. Толстой,
    • «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.

    3. Преступление и наказание — вечная тема

    Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.

    Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:

    • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
    • «Война и мир» Л. Н. Толстого,
    • «Старуха Изергиль» М. Горького,
    • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
    • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.

    4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

    Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.

    5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

    Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.

    Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.

    В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:

    • «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
    • «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
    • «Ревизор» Н. В. Гоголя,
    • «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
    • «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.

    Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.

    Как писать сочинение

    Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:

    • привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
    • тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.

    Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.

    Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.

    Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).

    При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.

  • Положительные герои сказки спящая царевна жуковского
  • Положительные герои комедии недоросль фонвизина сочинение
  • Положительные герои и их роль в комедии недоросль план сочинения
  • Положительные герои волшебных сказок их перечень и рассказ о них
  • Положительные герои сказки ашик кериб 4 класс и отрицательные