Положительные и отрицательные герои сказки гуси лебеди

Автор андрей измаилов на чтение 8 мин. просмотров 1 опубликовано 05.06.2021 гуси-лебеди. читательский дневник исследование сказки о волшебных гусях в

На чтение 8 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Гуси-лебеди. Читательский дневник

Исследование сказки о волшебных гусях

В русском народном предании виной всем бедам стала безответственность сестрицы. Если бы она старательно выполняла поручения старших, то ничего страшного не произошло. За халатностью последовало наказание, с которым девочка героический справилась.

Разбор структуры народной легенды:

  1. Завязка — мальчишку забирают к Бабе Яге волшебные птицы.
  2. Кульминация — сестричка добирается до избушки на курьих ножках, где спрятан её брат.
  3. Развязка — прибытие детей в родной дом.

Характеристика героев

Семья — главная и вечная ценность. Это центральная тема литературного произведения. В сюжете основных действующих лиц не так много, присутствует чёткое разграничение героев на положительных и отрицательных.

Персонажи сказки:

personazhi_skazki_gusi-lebedi.jpg

  1. Баба Яга.
  2. Гуси-Лебеди.
  3. Братец.
  4. Сестра.
  5. Волшебные помощники Речка, Печка, Яблоня.

Текст старинного русского предания очень подвижен, есть множество глаголов, привносящих динамику. К примеру, волшебные гуси подлетают, внезапно хватают, несут и тут же пропадают из вида. В ритме словооборотов ощущается весь накал происшествия.

Описание сестрицы:

  • Смелая — выбегает в открытое поле, видит, как волшебные птицы скрылись за тёмными деревьями сказочного леса. Эти пернатые давным-давно себе худую славу прижили, часто безобразничали и малышей воровали.
  • Умеет быть ответственной за свои промахи — сама проглядела, сама исправилась.

В народном творчестве часто применяется приём, когда олицетворяются неодушевлённые предметы, то есть наделяются свойствами и признаками живых существ. Например, в легенде о чудесных птицах печь умеет говорить, яблоня скрывает своими ветками от опасностей, река делится с героями необходимой информацией. Сакральное и символичное для русской культуры — это цифра три, например, трое чудесных помощников (печка, яблонька, речка).

Описание сюжета

Сказка «Гуси-Лебеди» в кратком содержании представляет собой историю о бессовестном отношении к своим обязанностям. Отец и мать оставили маленького сына под присмотром старшей сестры. Она пренебрежительно отнеслась к возложенной на неё ответственности, недоглядела, мальчишку похитили чудесные Гуси-Лебеди. Таким образом мальчик оказался в избушке Бабы Яги.

otec_mat_ostavili_malenkogo.jpg

Сестрице сразу стало известно обо всём случившемся. Она поспешила возвращать пропажу. По дороге встречаются трое волшебных помощника. Во владениях Бабы Яги находится Мышка. Она надоумила девушку немедленно устроить побег. Вслед за братиком и сестричкой тут же отправились Гуси-Лебеди, чтобы вернуть их обратно. Но девочка с братом благополучно добираются до родного дома.

Зло — это Баба Яга и её волшебные птицы. Добро — маленькая сестричка, которая представляет собой русский народ. Наделена острым умом, храбростью, твёрдостью в принятии решений. Чудесные помощники предлагают своё гостеприимство и вкусные сладости (пирожки, яблоки и кисель). Им нельзя отказывать, потому что следует быть вежливыми по отношению к чужой доброте. Необходимо не бояться сложностей, так как для любых проблем есть решение. Нужно лишь посмотреть под другим углом. Любовь сестры к младшему братику спасла жизнь мальчишке.

План по сказке:

  1. Волшебные птицы крадут мальчика.
  2. Сестра отправляется на помощь.
  3. Встреча с чудесными помощниками.
  4. В избушке на курьих ножках.
  5. Прибытие домой.

Поучительная мораль произведения

Ребята возвращаются в отчий дом до прихода с работы матери и отца. Примечательно, что родителей не заставляют переживать и горевать. Они даже не узнают о случившемся. Это необходимо отметить, ведь очень важна забота и почитание старших.

Основная идея народного предания

Финал сказки благополучный, что заставляет верить в идею победы добра над злом, во всемогущество любви, в нерушимость родственных кровных уз. История об умении благодарить, она воспитывает в подрастающем поколении доброжелательность, уважение к родителям, ответственность за собственные действия.

final_skazki_gusi-lebedi.jpg

Сюжетная линия во всех версиях сказки «Гуси-лебеди» одинакова, а детали пересказа могут быть различны в зависимости от региона. Это произведение относится к классу фольклора. Здесь присутствуют типичные мистические злодеи и другие основные персонажи из мира магии.

В народной сказке «Гуси-Лебеди» главная мысль в том, что доброта и храбрость всегда вознаграждаются. Ребёнок после ознакомления со сказочной историей о волшебных птицах понимает, что запреты папы и мамы необходимо исполнять, иначе быть беде, где спасаться придётся самостоятельно.

При анализе сказки конфликтов в художественном произведении два: внутренний и внешний. Внутренний: необходимость девочки меняться и расти над собой, что поможет преодолеть испытания. Внешний: противостояние добрых сил и сил зла, любящая семья и злая Баба Яга. Сказка — трансформация народной легенды. В этих произведениях фантастические герои находятся в невероятных ситуациях.

Главная функция народного творчества — воспитательная и развлекательная. Показываются нравственность и глубокая мудрость русских людей.

Народные предания сочинялись нашими мудрыми предками, длительно передавались устно из уст в уста от старшего поколения младшему, потому что письменность была составлена значительно позднее.

Нравственные уроки

Родительское наставление следить за младшим братом было нарушено, что повлекло вслед за собой драматические события для провинившейся. Если упростить «Гуси-Лебеди» до краткого пересказа, то это художественное произведение представляет традиционную народную страшилку, которая повествует о том, что при ослушании родителей злодей может унести к себе в логово. Звать на помощь некого, придётся спасаться самостоятельно.

sestrica_poela_plodov_yabloni.jpg

Также наесться плодов яблони и утолить жажду у берегов реки — это необходимые действия для выживания во власти природы на большом расстоянии от других людей. Так можно спастись от голодной смерти. Печка, возможно, является символом огня, в котором крайне нуждается человек для того, чтобы оградить себя от хищников и в тёмное время суток оставаться в тепле.

Сказки появились более двух тысяч лет тому назад. Приятно окунуться в чтение литературных рассказов, где предстаёт перед читателем удивительный фантастический мир с его тайнами и загадками. Они формируют моральные качества, учат добру и справедливости. Сколько на страницах сказок мудрости и рассудительности!

И в современном мире необходимо быть осмотрительным и ответственным, чтобы неприятности и невезение не похитили что-то ценное и значимое.


Глава 3

До войны Марьянов писал стихи. Два его стихотворения даже опубликовали в журнале, при этом сильно раскритиковав. После войны он начал писать повесть об их с Таней любви, но за год так и не закончил её.

Марьянову не давалась концовка — он понимал, что Таня погибла, но не мог «убить» её на страницах своей повести.

Непреложность факта её гибели он опровергал любовью, мечтой и надеждой, которые делают бессмертным род человеческий.

Было несколько вариантов финала, и во всех Таня оставалась в живых. Повесть осталась незаконченной.

Продолжение после рекламы:

Развязка произведения

1489651.jpg

«Гуси-лебеди», сказка, краткое содержание которой мы здесь излагаем, подходит к концу. Бежит Маша с братом и видит, что настигают их птицы. Тогда она кинулась к речке и попросила ту укрыть их. Спрятала их речка, и пролетели мимо преследователи, ничего не заметили.

И снова бегут дети, недалеко до дома осталось. Но тут птицы снова заметили беглецов. Норовят вырвать братца из рук. Но тут Маша заметила печку, в которой и укрылась с Ванюшей. Не смогли гуси-лебеди добраться до детей и вернулись обратной к Бабе-яге.

Выбрались брат с сестрой из печки и побежали домой. Здесь Маша умыла и причесала Ваню, посадила на лавку, рядом сама присела. Вскоре вернулись родители и привезли детям гостинцы. Ничего им не рассказала дочка. Так ни с чем остались гуси-лебеди.

Сказка (краткое содержание это подтверждает) относится к так называемым волшебным. Для подобных произведений характерно присутствие магического злодея (Баба-яга в нашем случае) и волшебных помощников (печка, яблонька, речка, ежик).

Анализ сказки «Гуси лебеди» — тема, идея, чему учит сказка «Гуси-лебеди»

«Гуси лебеди» анализ сказки

Тема

: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

Идея

: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?

Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.

Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

Герои «Гуси-лебеди»:

  • Братец
  • Сестрица
  • Печка, речка и яблонька — чудесные помощники
  • Баба Яга .
  • Гуси-Лебеди

Особенности композиции сказки «Гуси-лебеди»:

  • Начало сказкитрадиционное : Зачин(Жили – были….)
  • Экспозиция (наказ родителей)
  • Завязка (брата похищаю гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата)
  • Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги)
  • Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом)

Сказка очень динамичная

, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться :«Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.

«Гуси-лебеди» – это популярная русская народная сказка, которую писатель Александр Афанасьев включил в свой замечательный сборник «Русские народные сказки». Сказка показывает, как важно быть добрым и внимательным к другим, слушать родителей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 118» города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект интегрированной деятельности Путешествие по сказке «Гуси – лебеди»

с детьми средней группы

(интеграция «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»)

Подготовила:

воспитатель

Табакова Н.Л.

Чебоксары 2016

Цель:  Через игровые, проблемные ситуации воспитывать у детей положительные взаимоотношения, отзывчивость, чувство сопереживания.

Образовательная задача: обогащать и активизировать словарь вежливых слов; учить  интонировать реплики героев в проблемных ситуациях (просьба);

Развивающая задача: развивать координацию движений, общую и мелкую моторику;  закрепить представления детей об эмоциональных состояниях: радость, злость, грусть;

Воспитательная задача: воспитывать умение слушать говорящего, не перебивать, сопереживать героям сказки;  способствовать снятию психоэиоционального напряжения.

Предварительная работа:  чтение сказки «Гуси-лебеди», разучивание пальчиковой игры, знакомство с эмоциями «Радость, грусть, злость».

Оборудование:

Печка, дерево яблони с пиктограммами эмоций (яблоки), дощечки, ткань-речка, избушка, аудиозапись с голосом Маши,печки, яблоньки, речки, проектор с картинами из сказки «Гуси-лебеди», яблочки угощения для детей.

Ход деятельности:

Звучит мелодия из сказки.

В: Не бывает в наши дни чудес на свете

Для тех, кто не верит в чудеса!

Нет Кощея — это знают даже дети!

А сказки живут тут и там.

Это присказка — не сказка

Сказка будет впереди.

В: Давайте возьмемся за руки и скажем слова:

В круг скорее становитесь

Крепко за руки держитесь

Раз, два, три, четыре, пять

Сказку будем начинать.

Появляетсяизображение  плачущей Машеньки на проекторе.

Голос Маши: Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что я вас встретила. Помогите мне, пожалуйста, унесли Иванушку гуси- лебеди, пошла, искать его и не нашла.

В: Ребята, а из какой сказки пришла к нам Маша?

Д: Из сказки «Гуси- лебеди»

В: Поможем Маше найти ее братца? А ты, Маша, иди домой и жди родителей. Пойдемте, ребята.

В: П/игра «По ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Шагают наши ножки, шагают наши ножки,

По камушкам, по камушкам,

По кочкам, по кочкам

Мы к печке подошли.

В: Ребята, посмотрите, на нашем пути печка. Маша тоже встретила печку, да только она ей не помогла. Как вы думаете почему?

Д:————-

В: Как Маша обратилась к печке? Какие слова говорила и каким голосом?

Д:—————

В: А как надо было попросить печку?

( дети демонстрируют, как надо было обратиться к печке)

(Воспитатель открывает печку)

*Голос печки. Печка отправляет к яблоньке.

В. П/игра «По ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Шагают наши ножки, шагают наши ножки,

По камушкам, по камушкам,

По кочкам, по кочкам

Мы к яблоне пришли.

В: ребята, посмотрите, какая красивая яблонька, да яблочки на ней не простые, а волшебные. Разгадаем волшебство, дальше сможем идти.

Эмоциональный этюд

Ребята, как тяжело нашей яблоньке. Как вы думаете почему? Потому что на ней висят помимо радостных яблочек злые и грустные. Поможем яблоньке освободиться от плохих, негативных эмоций? (Дети показывают эмоции)

Подходите по одному и снимайте злую или грустную эмоцию, покажите ее, пожалуйста. Вот и остались одни радостные эмоции, нашей яблоньке стало легко и весело. (Дети показывают эмоцию радости)

Посмотрите как легко стало нашей яблоньке и она хочет с нами поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Яблонька»

У дороги яблонька стоит, Руки сплести над головой, пальцы разжаты

На ветке яблочко висит. Сложить запястья вместе

Сильно ветку я потряс, Руки над головой, движения вперед-назад

Вот и яблочко у нас. Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко

В сладко яблочко вопьюсь, Соединить запястья, ладони развести

Ах, какой приятный вкус.

• Голос яблоньки. Яблонька отправляет к речке.

В. Ребята, гуси-лебеди полетели.(Идем по кругу в центр, подходит воспитатель и проводит физкультминутку)

Физкультминутка «Гуси»

Гуси прилетели Машут крыльями

Возле моря сели Приседают

Искупаться в море синем гуси захотели Плавательные движения

Лапки обмывали Ладонями поочередно потирают руки

Крылья полоскали Махи внизу руками

А соленую водицу гуси пить не стали Повороты головы в стороны

Полетим до дому к берегу родному. Махи руками

В: Посмотрите, перед нами избушка, куда отнесли гуси- лебеди Иванушку.

А на нашем пути разлилась речка.

Кто знает, как можно перебраться на другой берег?

Д: —————

В: Мы построим свой мост «Вежливых слов». Каждый из вас возьмет дощечку и прежде, чем положить ее назовет вежливое слово или выражение.

Дети строят мост.

На проекторе появляется изображение Вани.

В: А вот мы и до Вани дошли и нам пора возвращаться домой.

(Идем по кругу в центр)

П/игра «По ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Шагают наши ножки, шагают наши ножки,

По камушкам, по камушкам,

По кочкам, по кочкам

Мы к дому подошли.

На проекторе изображение Маши и Вани около дома.

голос Маши: Ребята, спасибо вам большое!А скажите, пожалуйста, почему печка, яблоня и речка вам помогли а мне нет.

Д:_________________

Голос Маши:Вот и мама с папой вернулись с ярмарки и передают вам гостинцы за ваши добрые сердца!

В:Спасибо тебе,Машенька.А нам пора возвращаться в детский сад.

Выход из сказки.

Мы веселые ребята,

Мы ребята – дошколята

Все сегодня потрудились

Снова в группе очутились!

Спасибо! Давайте похлопаем в ладоши и погладим себя по голове. Какие мы молодцы.

 «Детский сад №26 » г. Калуги 

О. О. Речевое развитие

2021  г. Калуга

Тема

«Путешествие в страну сказок»

Содержание образовательной деятельности определено в соответствии с программами  Т.И. Бабаева «Детство»,  О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи»

Образовательная

область

 «Развитие речи»

Форма педагогического мероприятия

Непосредственная образовательная деятельность

Возраст детей

Средняя группа (4-5 лет)

Цель

Формирование  интереса к художественной литературе, сказкам.

Задачи

Обучающая:

Помочь детям, используя разные приёмы, вспомнить сказки, правильно давать характеристику сказочным героям, сопереживать им.

Закреплять произношение звуков «З», «С».

Развивающая:

Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление

Воспитательная:

Воспитывать любовь к сказкам, в которых воплощены традиции русского народного творчества (победа добра над злом, счастливый конец)        

Оздоровительная:

Профилактика плоскостопия, укрепление мышц спины, укрепление мышц глаз.

Словарная работа

Положительный герой, отрицательный герой, пруд.

Средства обучения

Сундучок,  герои сказок (лиса, медведь, заяц, кукла маша, волк, ворона  Каркуша),  дерево, ель, книга — сказка «Гуси-лебеди», разрезные картинки,  картинка с изображением пруда,аудио кассета с записью музыкального сопровождения, оформление для лесной поляны ( цветочки, жучки, грибочки, бабочки.), дорожки здоровья, ширма.  Ряженые – Баба Яга (взрослый), лиса (ребёнок), медведь (ребёнок).

Методы и приёмы

Игровой момент, сюрпризный момент, вопросы и ответы детей, загадывание загадок, дидактическая игра «Разрезные картинки», наглядный материал.

Форма организации детей

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Предварительная работа

Чтение сказок, загадывание загадок, театрализованные представления по сказкам, рисование положительных и отрицательных сказочных героев, с последующим оформлением альбома.

Интеграция областей ФГОС

 «Художественно – эстетическое развитие» — музыкальное сопровождение

«Физическое развитие»  — ходьба по дорожкам здоровья, гимнастика для глаз

«Социально — коммуникативная»-  формирование нравственных качеств (отрицательные, положительные герои); полоролевая социализация (деление детей на подгруппы по гендерному признаку)

Структурные части образовательной деятельности

Содержание  заданий

Деятельность

Форма организации детей

Результат

педагога

детей

1. Вводная часть

Сюрпризный момент — приход сказочницы с аудио обращением (Приложение №1)

Используя аудиозапись голоса, вопросы к детям, вызывает у  детей желание открыть волшебный сундучок.

Дети слушают аудиозапись, отвечают на вопросы воспитателя

Фронтальная  —   дети стоят полукругом рядом с воспитателем

Мотивация детей к предстоящей деятельности. Дети заинтересовались, высказали  желание открыть сундучок

2. Основная часть

Дидактическая игра «Из какой сказки герой?»

(Приложение №2)

Вытаскивая из волшебного сундучка сказочных героев, предлагает детям определить из какой сказки пришли они, положительными или отрицательными  являются?

С помощью  знаний, полученных во время НОД (ЧХЛ, театрализованной деятельности и т. д.) дети узнают знакомые сказки и определяют характер сказочных героев.

Фронтальная

 Закрепление знаний р. н. с., определение нравственных качества сказочных персонажей

Сюрпризный момент – прилёт вороны Каркуши

Вызывает желание детей отправиться в страну сказок

Проявляют желание отправиться вместе с Каркушей

Фронтальная

Дети готовятся в путь

Гимнастика для глаз

(Приложение №3)

Предлагает детям представить сказочный лес

Выполняют зарядку для глаз

Фронтальная

Снятие мышечного напряжение с глаз

Ходьба по дорожкам здоровья (Приложение №4)

Воспитатель предлагает отправиться в дорогу, но на пути детей ждут препятствия

Ходьба по дорожкам здоровья

Фронтальная

Профилактика плоскостопия, укрепление мышц спины

Дидактическая игра «Отгадай загадку» (Приложение №5)

С помощью сказочных героев- детей (лисы, медведя) загадывает загадки

Отгадываю загадки, получают разрешение идти дальше.

Индивидуальная

Фронтальная

Закрепление знаний р. н. с.,  обогащение словарного запаса, развитие логического мышление

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

(Приложение №6)

Встречает Бабу Ягу, с её помощью даёт задание детям собрать знакомые  сказки, используя разрезные картинки

Складывают из разрезных картинок сюжеты знакомых сказок,  проводят взаимопроверку, получают разрешение от Бабы Яги идти дальше.

Групповая, разделение по гендерному признаку

Закрепление знаний литературных произведений, развитие логического мышления.

Игровой момент «Встреча со сказкой»

Достаёт из волшебного сундучка сказку «Гуси Лебеди»

Дети просят появиться сказку из волшебного сундука

Фронтальная

Закрепление звуковой культуры речи

Возвращение в детский сад

Предлагает вернуться в детский сад и по возвращении прочитать сказку из волшебного сундучка

Возвращаются в детский сад, прощаются с Каркушей

Фронтальная

Профилактика плоскостопия, закрепление норм социального поведения

3. Заключительная часть

С помощью вопросов определяет настроение детей, предлагает нарисовать сказочных героев и поделиться  дома с родителями впечатлениями.

Отвечают на вопрос воспитателя

Фронтальная

Подведение итога.

Открывайся поскорей».

крепко закройте глаза и представьте себе сказочный лес.

Один, два, три – замри.

 Посмотрите вверх, (не поднимая головы), видите – белки скачут по верхушкам сосен,

Осмотрите  вниз – ёжик побежал.

Солнышко светит в глаза , зажмурьте глазки.

А теперь открываем глаза.

Это хитрая….. (лисица)

Короб за спиной несёт.

Что за сказка перед вами?… (сказка «Маша и медведь»)

Сценарий театральной деятельности с детьми
средней группы по русской народной сказке «Гуси – лебеди».

Цель: Создать условия
для
знакомства детей с истоками
русской народной культуры – фольклором, традициями, народно-прикладным
творчеством, искусством, народной музыкой, театром;

Задачи
— формировать и развивать у детей чувство
патриотизма;

 — развивать творческие способности и речь детей средствами
фольклора;
— пробуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо
сочувствовать, сопереживать;
— развивать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей;
— развивать способность анализировать положительные и отрицательные поступки
героев;
— воспитывать культуру общения и речевой этикет, формировать опыт социальных
навыков через театрализованную деятельность;
— через сказку воспитывать в детях лучшие качества человека: честность,
верность, доброту, чувство товарищества, взаимопомощи.

Предварительная работа
Чтение русской народной сказки «Гуси – лебеди».

Рассматривание иллюстраций к сказке. Просмотр мультфильма. Разгадывание
загадок. Настольная игра «Сложи сказку», пазлы по сказке, дидактическая игра по
сказке «Выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности».

 Оборудование: Экран, презентация к сказке, музыкальное
сопровождение, ширма,

куклы Бибабо, костюмы для взрослых и детей в русском народном
стиле.

Роли: Сказочница, гуси-лебеди, матушка,
батюшка, яблонька, речка, печка, ежик подружки, баба- яга, Ванечка, Машенька.

Звучит музыка в гостях у сказки. Выходят
сказочницы.

СКАЗОЧНИЦА: Представление
начинается, сказка в гости к нам является.

 Давным –давно на Руси, в одном селе, в
крайней избе, возле самого леса жила -была одна очень дружная семья. Мать,
дочка Машенька да сыночек Ванечка. Собрались как-то родители в город, на
ярмарку, да и говорят своим детям:

МАТУШКА: Мы на ярмарку
пойдем,

К вечеру нас ждите.

Остаетесь вы
вдвоем,

Сильно не шалите!

БАТЮШКА: За Ванюшкой присмотри,

Ты уже большая.

За ворота не ходите.

Я вам запрещаю!

МАТУШКА:

У купцов из дальних
стран

Купим вам обновы.

     Маше – новый сарафан,

     Ване – пояс новый!

     Ваня, сестру слушай!

 (Матушка и батюшку, уезжают на телеге
под музыку)

ДЕТИ: Хорошо
мама, хорошо папа! (машут руками)

МАША:

Ох, и скучно мне с тобой

Здесь сидеть без дела.

Я б с   подружкам сейчас

В хороводе пела!

Прибегают 2 подружки.

МАША:

Слушай, Ванечка, дружок, на, покушай
пирожок,

ты у дома посиди, никуда не уходи,

Скоро я вернусь домой, не скучай, голубчик
мой.

(Ваня берет пирожок и отвечает).

ВАНЯ

— Хорошо никуда не пойду.

Игра –Хоровод Гори-гори ясно. (с
детьми –зрителями)

СКАЗОЧНИЦА: Заигралась,
закружилась обо всем и позабылось. Налетели туда гуси – лебеди. Они в лесу
густом жили Бабе-Яге верно служили

(Летают гуси на экране)

Подхватили Ванечку унесли в густой лес, в
темной чаще прямо к бабе –яге костяной ноге. Воротилась Машенька, а братца то и
нету.

МАШЕНЬКА: Ой-ой-ой
где братец мой!

СКАЗОЧНИЦА: Подхватили
гуси братца.

МАШЕНЬКА: Как за
ними мне угнаться

Что родителям скажу?

Как про братца расскажу?

 
   
В лес одна за ним пойду

Все равно его найду.

СКАЗОЧНИЦА: Побежала Машенька в лес

 
    И зашла она в самую чащу,

Жутко, страшно ей одной,

Только как же без Ванюши

Возвратиться ей домой?

Повстречалась печка на дороге ей.

На экране ПЕЧКА: Ух-Ух-Ух

МАШЕНЬКА: Печка,
печка матушка, выручай

     Где мне братика отыскать?

ПЕЧКА: Покажу
тебе дорогу

    Только помоги мне немного

    Вынь хлеб и пироги из печи, А то подгорают

СКАЗОЧНИЦА: Ребятки,
одна то Машенька не справится.

   Давайте-ка все вместе мы ей поможем.

Хоровод «Божья коровка»

Молодцы ребятки, Машеньке мы помогли

Машеньке дорожку печка указала.

СКАЗОЧНИЦА: Дальше
со всех ножек Маша побежала

   Добежала Машенька

   А у края леса, прямо на опушке

   Яблонька лесная

   Встретилась ей

   Веточки зеленые до земли склонила

   Яблочки тяжелые

   Встряхнуть она не в силах

(Яблонька кружится под музыку)

МАШЕНЬКА: Яблонька,
милая выручай,

   Где мне братика отыскать?

ЯБЛОНЬКА: Тяжело
мне яблочки на ветвях держать

   Помоги — ка мне скорей

   Отряхни- ка их с ветвей

   Помогу и я тебе братца отыскать.

СКАЗОЧНИЦА: Ребятки,
давайте мы все вместе поможем

   Яблочки мы отряхнем

Хоровод мы заведем.

(Хоровод)

Все, взявшись за руки, ведут хоровод и поют:

Посадили яблоньку на горе, на горе

    
Яблонька расцвела на
заре
, на заре.

    
Выросла, яблонька
вот такой вышины
,

Распустилась, яблонька, вот такой ширины.

   
 А мы нашу яблоньку
все трясти будем

А мы сладки яблочки собирать будем.

(похлопали и топая ногами садятся на
стульчики)

Яблонька дорожку Маше указала.

СКАЗОЧНИЦА: Дальше
со всех ножек Маша побежала

   Добежала Машенька до речки

   В ней вода не простая, проточная

   В ней водица кисельно-молочная

МАШЕНЬКА: Реченька,
родная, выручай!

   Где мне братика отыскать?

РЕЧКА: Бежит
мое молочко вдоль кисельных берегов

   По овражкам протекает

   Только камушек мешает.

   Ты мне Машенька помоги

   Камушек из речки убери.

СКАЗОЧНИЦА: Ребятки
давайте, мы Маше поможем камень убрать.

   Давайте из речки мы камушек уберем

   Речку матушку спасем!

Игра передай мяч (сидя на стульчиках
большой мяч)

Молодцы ребятки!

Реченька дорожку Маше указала.

СКАЗОЧНИЦА: Дальше
со всех ножек Маша побежала

  А у края леса прямо на опушке

  Жил колючий ежик в маленькой избушке.

(Выходит ежик танцует)

МАШЕНЬКА: Ежик,
ежик, миленький выручай!

  Где мне братика отыскать?

ЕЖИК: Рад
дорогу показать, куда я покачусь, туда ты и иди.

СКАЗОЧНИЦА: Ребятки,
давайте поможем Маше мышек прогнать.

СКАЗОЧНИЦА: Ежик
Маше улыбнулся и клубочком свернулся

  За ним Маша со всех ножек

  Побежала вдоль дорожек.

(Ежик убегает)

  В темный лес ведет дорожка

  Избушка там, на курьих ножках

  У окошка Ванечка сидит

  Играет спелыми яблочками.

(Выход бабы-яги под тревожную музыку)

БАБА-ЯГА: Гуси-лебеди
сюда!

  Где вас черти носят?

(Выбегают два гуся и встают перед
Бабой-ягой!)

  Хватит языком трепать!

  По делам мне надо

  Глаз с мальчишки не спускать!

ГУСИ-ЛЕБЕДИ: Услужить
мы рады! (Улетают)

  (Баба-яга берет пряник и подходит к
Ванечке и говорит.)

БАБА-ЯГА: Кушай
Ванечка, сынок вкусный пряничек!

  Нагуляй себе жирок

  Будешь пухлым малышом!

ВАНЯ: Что
ты, что ты Баба-яга!

БАБА-ЯГА: Эй,
куриная нога, жди хозяйку к ночи!

 (Убегает)

СКАЗОЧНИЦА: Подхватила
Маша братца и побежала с ним домой.

  Увидела Маша речку и обратилась к ней с
просьбой.

МАШЕНЬКА: Реченька,
родная спрячь нас поскорей

  Защити нас реченька от гусей.

РЕЧКА: Ну
конечно милая, помогу

  Тебя с Ванечкой сберегу.

СКАЗОЧНИЦА: Реченька
деток волной накрыла,

  От гусей лебедей укрыла.

Гуси-лебеди их не увидали, покружились, да
и дальше улетели. Побежала Маша с Ванечкой дальше. Глядь, на дороге яблонька
стоит. Обратилась Машенька к яблоньке с речью.

МАШЕНЬКА: Яблонька,
яблонька. Спрячь нас поскорей

  Защити нас с Ванечкой от гусей.

ЯБЛОНЬКА: Ну
конечно милая, помогу

  И тебя и Ванечку сберегу.

СКАЗОЧНИЦА: Яблонька
веточки вниз наклонила и ребяток ими укрыла. Гуси-лебеди их не углядели. Покружились,
да и дальше полетели. Схватила Маша Ванечку и побежала дальше с ним. Видит на
дороге печка стоит. (Выходит печка)

Обратилась Маша и к печке

МАШЕНЬКА: Печка,
печка, матушка спрячь нас поскорей

  Защити нас милая от гусей

ПЕЧКА: Ну
конечно милая помогу

  И тебя и Ванечку сберегу.

СКАЗОЧНИЦА: Печка
заслонку свою отворила, и от гусей-лебедей их надежно укрыла. Гуси лебеди
полетали, полетали) 2 р. Нигде деток не отыскали. И улетели в темный лес полон
красок и чудес. А дети домой возвратились скорей. И очутились дети у родных
дверей.

МАШЕНЬКА: Вот он
наш дом родной. Снова дома мы с тобой. (Обнимаются)

СКАЗОЧНИЦА: Тут и
отец с матерью возвратились с ярмарки с дорогими подарками.

(Мать и отец идут под руку с подарками).

МАТУШКА: Здравствуй,
дочка Машенька!

Здравствуй, сыночек Ванечка! (обнимает
каждого)

Вот мы и вернулись

Вот вам и прянички!

БАТЮШКА: И
петушка на палочке для тебя сыночек

Для тебя дочка, новый сарафанчик (Дарят
подарки)

СКАЗОЧНИЦА: И настало
тут веселье, начался задорный пляс. И на это на веселье вся улица
собралась. (Танцуют) Тут и сказочке конец, а кто слушал
молодец!

(Веселая
РН песенка).

Работа
по новой теме

Любите
ли вы сказки?

Читали
ли в их в детстве или рассказывали?

А как вы
думаете, зачем придумали сказки?

Только
поэтому?

Как вы
думаете, можно ли убрать сказки из литературы?

Если
маленькому ребенку сразу начать рассказывать о том, что есть плохого и
хорошего, он поймет?

А читая
сказки, он это понимает?

Давайте
прочитаем, что говорил о сказках Юрий Коваль.

Какие
чувства у автора вызывает сказка?

А что
значит дух захватывало?

Но что
кроме развлечения он видел в сказках?

А что
автор говорит о народных сказках?

А как
считаете вы, в чем особенность народных сказок?

Посмотрите
на иллюстрацию на следующей странице. Какие сказки на ней изображены? 

Все ли
они вам знакомы?

А как вы
думаете, почему авторы учебника решили изобразить их именно там? Почему они
не изобразили иллюстрации просто на белом фоне, а разместили их вокруг
фотографии мальчика?

Вот и мы
с вами сегодня попробуем погрузиться в удивительный мир сказки и подумаем,
что же есть общего у всех русских народных сказок. Самым первым творцом
сказок был народ. Люди жили трудно: пахали пашню, сеяли, боронили, жали,
молотили, рубили лес, пряли, ткали, ловили рыбу и надеялись на лучшую долю. И
в сказках они изображали то же. Выдумка внушала уверенность в победе над
силами, враждебными человеку. Сказки не знают непоправимых бед и несчастий.
Сказки учили быть твердым в бедах, советовали не мириться со злом, а бороться
с ним.

Давайте
подумаем, что общего у всех сказок, которые мы назвали.  Чем они похожи?

А о ком
эти сказки?

В
зависимости от того, о ком говорится в сказке, какие события в ней происходят
все сказки делятся на несколько групп.

Как вы
думаете, если в сказке главные действующие герои – животные, как можно
назвать такой вид сказок?

В этих
сказках животные наделены человеческими качествами. В таких сказках очень
много диалогов, часто в них есть песенки.

А бывают
ли сказки, в которых рассказывается о тех ситуациях, которые возникают в
быту? Когда герои занимаются домашники повседневными делами?

Как вы
думаете, как они называются?

В
бытовой сказке необычные события происходят в реальных условиях.
Правдоподобно описывается быт, события происходят в обычном городе или селе,
а не в сказочной стране, с обычными людьми, а не мифическими существами.

И еще
один вид сказок – волшебные.

В этих
сказках всегда есть главный герой, который наделен только положительными
качествами. У него, как правило, есть помощники среди добрых сил. Иногда в
таких сказках оживают предметы. Именно в таких сказках есть вымышленные
персонажи. Например, Баба Яга, Кощей.

Давайте
попробуем определить, к какому виду относится каждая из названный сказок и
почему.

И
сегодня я предлагаю вам познакомиться со стихотворением Юнны Мориц «Сказка по
лесу идет».

Читает
учитель.

Почему
автор перечисляет, где находится сказка?

Зачем же
нужны сказки?

Как
относится автор к сказкам? Найдите в тексте.

Героев
каких сказок вы видите на иллюстрациях?

Какие из
них герои русских-народных сказок?

Чтобы
было не скучно.

Нет,
чтобы показать, что хорошо, а что плохо.

Нет.

Нет.

Да.

Читают
дети по абзацу.

Интерес,
даже дух захватывало.

Это
когда очень переживаешь, даже дышать перестаешь.

Поучительную
историю.

Что в
них спрятана волшебная сила.

Они
передают особенности жизни в старину, передают традиции и поверья народа.

Гуси-лебеди,
Маша и медведь, Репка, Петушок – золотой гребешок.

Потому
что, когда человек читает сказки, н погружается в их удивительный мир.

Есть
положительные и отрицательные герои.

Все они
учат чему-то. Гуси-лебеди и Маша и медведь, Петушок – золотой гребешок –
слушаться старших, Репка – помогать друг другу.

В каждой
из сказок есть вымысел.

Слова
часто повторяются.

Хороший
конец.

О животных
и людях.

Сказка о
животных.

Да.

Бытовые.

Автор
хочет показать, что есть много разных сказок, что сказки сопровождают нас
везде.

Чтобы
научить читателя хорошему, чтобы показать, что хорошее может победить плохое.

Сказки
для нее слаще ягоды, обожаемые сказки, умница и прелесть.

Старик
Хотабыч, Жар-птица из сказки Конек-горбунок, крокодил Гена и Чебурашка, кот в
сапогах, мальчик с пальчик, Карлсон, Баба Яга.

Познавательные:

— знание
биографии авторов;

— знание
особенностей творчества разных авторов;


понимание того, как биография автора связана с содержание его произведений;

— умение
соотносить знания из разных областей;

— умение
соотносить качества литературных героев с характеристиками людей.

Регулятивные:

— умение
слушать внимательно и отвечать на вопросы учителя;

— умение
применять свои знания, когда это нужно;

— умение

Коммуникативные:

— умение
выстраивать полный связный ответ;

— умение
включаться в работу на уроке;

— умение
слушать и слышать своих одноклассников;

— умение
рассуждать над конкретной темой;

— умение
доказывать свою точку зрения.

  • Полночная месса собрание рассказов том 3 книга
  • Полное собрание сочинений эдгара аллана по
  • Полноте вам как пишется
  • Полночные сказки яндекс дзен
  • Половник или ополовник как правильно пишется