Полный рассказ у лукоморья дуб зеленый

у лукоморья дуб зеленый по сказкам а.с.пушкина учитель: и так, друзья, начнем программу! затей у нас большой запас! а

«
У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ…» (по сказкам А.С.Пушкина)

Учитель:

И
так, друзья, начнем программу!

Затей
у нас большой запас!

А для кого они? – Для
вас!

Мы
знаем, вы любите игры,

Песни,
загадки и пляски,

Но
нет ничего интересней

Чем
наши волшебные сказки!

Презентация (слайд 1)

Читайте
Пушкина, читайте,

И
не живите днем одним.

С
ним и любите, и мечтайте,

И
размышляйте вместе с ним.

И
дружбой светлой дорожите,

Её,
как свет звезды неся,

Как
Пушкин пламенно любите, —

Жить
нам без Пушкина нельзя!

Ветер по морю
гуляет,
Дует в паруса.
Никогда не перестанем
Верить в чудеса.
Где царевна оживает
Злу наперекор,
Где красавиц похищает
Мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит,
Белочка поет,
Где разбитые корыта
Рыбка раздает,
Где шумит волна морская,
Нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая
И ученый кот.

1.    
Представление
команд
( приветствие,
девиз, эмблемы)(6 баллов)

2. РАЗМИНКА ( каждый правильный ответ- 1 балл)

Учитель. А теперь проведем разминку
«Лучший знаток сказок», которая поможет мне
проверить ваши знания.

1. Человек,
подаривший царю птицу? (Мудрец)

2. Волшебное
оружие Черномора? (Борода)

3. Сын царя
Салтана? (Гвидон)

4. Судно, в
котором он плавал по морю? (Бочка)

5. Название
острова, мимо которого проходил путь в царство Салтана? (Буян)

6. Золотая
птица? (Петушок)

7. Насекомое, в
которое превращался Гвидон? (Комар)

8. Кличка
собаки в «Сказке о мертвой царевне”? (Соколко)

9. Приданое
царицы в «Сказке о мертвой царевне”? (Зеркало)

10. Чудо-зверь?
(Белка)

11. Ядовитый
фрукт? (Яблоко)

12. Продукт,
которым угостила царевна старушку? (Хлеб)

13. Жених
мертвой царевны? (Елисей)

14. Первое
желание старухи? (Корыто)

15. Доход,
который обещали платить черти попу? (Оброк)

16. Девка,
которая отвела царевну в дремучий лес? (Чернавка)

17.Под каким деревом белка грызла орехи? (Под елью)

18.Сколько раз
кидал старик невод (3 раза)

3. Конкурс «Сказочные объявления». (ГАЗЕТА)
(каждый правильный ответ – 2балла)

У меня в руках конверт, в нём первый
выпуск газеты «Волшебные известия», который полностью посвящён публикациям
сказочных объявлений.

— Кто мог дать такое объявление?

1.
Предлагаю свои услуги: работаю за семерых.

Могу:

— запрягать
лошадь;

— топить печь;

— закупать
продукты на рынке;

— печь яйца,
варить кашу;

— нянчить
детей.

Мой
адрес:                  («Сказка о попе  и о работнике его Балде»)

2. Торговая фирма
предлагает импортные товары:

— соболя,
черно-бурые лисицы;

— донские
жеребцы;

— чистое
серебро, злато.

И все по
доступным ценам.

Адрес
фирмы:                      («Сказка о царе Салтане…»)

3.     Сдаем
на лето горницу за умеренную плату. В ней имеются:


кругом лавки, крытые ковром;


под святыми стол дубовый;


печь с лежанкой изразцовой.

Наш
адрес:             («Сказка  о мертвой царевне и 7 богатырях»)

4.     Тем,
кто не может проснуться рано утром по звонку будильника, предлагаем приобрести
петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде.

Обращать
по адресу:               («Сказка о золотом петушке»)

5.     Кто
желает поменять старое на новое, сарай на дворец, обращайтесь по
адресу:              («Сказка о рыбаке и рыбке»)

6.На
работу в лесопункт требуются :

-повар;

-конюх;

-плотник.

Выплачиваются
премиальные и вознаграждение по итогам за год.

Мой
адрес…

7. Школа
целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие
болезни, как:

— укусы правого
и левого глаза;

— волдыри на
носу.

Начало
ближайших занятий … .

(«Сказка о царе
Салтане»)

8. Модники и
модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить?

Наш адрес … .
Обращаться к … .

(Царица-мачеха
из «Сказки о

мёртвой царевне
и 7 богатырях»)

— Молодцы! Хорошо знаете сказки!

4. «Зашифрованный герой» (по 2 человека от команды, за
каждое слово-

2 балла)

— А сейчас вам предлагается
расшифровать героя сказки А.С. Пушкина. Узнайте героя и назовите, из какой он
сказки.

Ч А В Р Н А К Е

Д О Н А Д

Л Б Ь Е Д Е

П О Т К Е У Ш

Б Д А Л А

Ч Р О Н Е О Р М

Чернавка, Дадон, Лебедь, петушок, Балда,
Черномор

5.Конкурс
капитанов (Жизнь и творчество А.С. Пушкина)

 (Проводит
учитель) (за каждый правильный ответ – 1 балл)

·       
В каком году родился А.С. Пушкин? (1899, 1799,
1999)

·       
В каком городе родился А.С. Пушкин? ( Москва,
Петербург, Калуга)

·       
В какой школе учился? ( В
Царскосельском лицее)

·       
К кому обращается А.С. Пушкин с такими
словами:

Подруга
дней моих суровых.

Голубка
дряхлая моя…? (К няне Арине Родионовне)

·       
О каком городе писал А.С. Пушкин

Люблю
тебя, Петра творенье… (Петербург)

·       
«У Лукоморья дуб зеленый…» —  так
начинается поэма «Руслан и Людмила». А что такое Лукоморье? (Изгиб морского
берега, залив,  бухта)

Капитаны
по очереди выходят к доске, за их спиной учитель показывает персонажа из
сказки. Капитаны должны его отгадать, задав 10 вопросов,    

на
которые можно ответить только словами «да» или «нет». ( Петушок, Золотая рыбка,
Белочка или Зеркальце).

(Оценивание:
10 вопросов, капитан приносит команде количество очков равное: 10-количество
вопросов, т.е. чем быстрее он отгадает, тем больше получит баллов)

6. «Узнай сказку по картинке». (1
балл) Владимир Назарук сделал много иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.
Посмотрите на эти иллюстрации и скажите, к каким они сказкам.(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

7. «Телеграммы» (2 балла)

— Ребята, сегодня мы получили
необычные телеграммы.

«Буду служить
тебе славно,

Усердно и очень
исправно,

В год за три
щелчка тебе по лбу.

Есть же мне
давай варёную полбу.»

«Сказка о попе
и о работнике его Балде»

«Но скажи: как
можно ей

Быть во всем
меня милей?

Признавайся:
всех я краше.

Обойди всё
царство наше,

Хоть весь мир,
мне ровной нет

Так ли?» «Сказка
о мёртвой царевне и о семи богатырях»

«А в дверях-то
стража подбежала,

Топорами чуть
не изрубила.

А народ-то над
ним насмеялся:

«Поделом тебе,
старый невежа!…» «Сказка о золотой рыбке»

«За такое
одолжение, —

Говорит он в
восхищении, —

Волю первую
твою

Я исполню, как
мою!» «Сказка о золотом петушке»

«Дурачина ты,
прямой простофиля!

Выпросил,
простофиля, избу!

Воротись,
поклонись рыбке…» «Сказка о рыбаке и рыбке»

«Да, такая есть
девица.

Но жена не
рукавица:

С белой ручки
не стряхнёшь

Да за пояс не заткнёшь.» «Сказка о
царе Салтане…»

«Аль откажешь
мне в ответе?

Не видал ли где
на свете

Ты царевны
молодой?

Я жених ей…»
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

«Грусть-тоска
меня съедает,

Одолела
молодца:

Видеть я б
хотел отца.» «Сказка о царе Салтане…»

Правду
молвить, молодица

Уж
и впрямь была царица:

Высока,
стройна, бела,

И
умом, и всем взяла;

Но
зато горда, ломлива,

Своенравна
и ревнива.

(«Сказка
о мертвой царевне и о 7 богатырях» — новая царица)

Все красавцы
молодые,

Великаны
удалые.

Все равны как
на подбор,

С ними дядька
Черномор

8. Конкурс «Из одной ли сказки?» (Проводится на основе
раздаточного материала.) (2 балла)

Царь Дадон и
шамаханская царица?         (Да.)

Царевна Лебедь
и семь богатырей?         (Нет.)

Королевич
Елисей и мертвая царевна?    (Да.)

Князь Гвидон и
злая мачеха?                       (Нет.)

Попадья и
золотая рыбка?                           (Нет.)

Царь Салтан и
33 богатыря?                      (Да.)

9. Игра

— Пушкин был очень
общительным человеком, любил шутить и играть в разные игры.

В те времена была
популярна игра “Центон”. Это стихотворение, составленное из различных отрывков
произведений какого-либо поэта.

Ваша задача сейчас
– отгадать из каких произведений Александра Сергеевича составлен центон.

(На слайде.) Центон -произведение, составленное
из отрывков и строк, собранных из различных произведений одного и того же
автора.

Слово
«центон» произошло от латинского названия покрывала, сшитого из разноцветных
кусков. Докажите, что это центоны. Из каких они сказок? (2 балла)

1)Царь слезами
залился

Обнимает он
царицу

 И сынка , и
молодицу

 И садились все
за стол,

 И весёлый пир
пошёл

А царица вдруг
пропала

Будто вовсе не
бывала»

(«Сказка
о царе Салтане , о сыне его славном  и   могучем  богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о  прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о золотом  петушке»

2)Час обеда
приближался

Топот по двору
раздался

Входят семь богатырей.

Семь румяных
усачей.

Все красавцы
удалые

Великаны
молодые

Все равны как
на подбор

С ними дядька
Черномор 

(«Сказка
о мёртвой царевне и о семи богатырях», « Сказка о царе Салтане…»

3)Раз он в море
закинул невод,-

Пришёл невод с
травой морскою

В третий раз
закинул он невод,

Пришёл невод с
одною рыбкой,

С непростою
рыбкой, -золотою.

Как взмолится
золотая рыбка!

Голосом молвит
человечьим:

Ты царевич, мой
спаситель, 

Мой могучий
избавитель,

Не тужи , что
за меня

Есть не будешь
ты три дня.

(«Сказка о
рыбаке и рыбке», « Сказка о царе  Салтане…»

4)Царь Дадон к
шатру спешит…

Что за страшная
картина!

Гроб качается
хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать
ничьих следов.   

 («Сказка о
золотом петушке», «Сказка о мёртвой  царевне и

о 7 богатырях»)

5)У самого
синего моря…
Жил-был славный царь Дадон.
С петушком стал княжить он.
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
У ворот блистают латы –
То хранят его палаты
Тридцать три богатыря…

(
«Сказка о золотом  петушке», « Сказка о царе  Салтане…»)

6) У Дадона
невеста есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.

( «Сказка о
золотом  петушке», « Сказка о царе  Салтане…»)


7) Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему
рыбка и спросила:

«Здравствуй,
князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как
день ненастный?

Опечалился
чему?»

(«Сказка
о рыбаке и рыбке», « Сказка о царе  Салтане…»)

8) Ель растёт
перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница, какая…

Все порядком
убрала,

Засветила богу
свечку,

Затопила жарко
печку,

На полати
взобралась

И тихонько
улеглась.


Сказка о царе  Салтане…», «Сказка о мёртвой  царевне и о 7 богатырях»)

9) Вдруг шатер

Распахнулся… и
девица,

Шамаханская
царица,

Вся, сияя, как
заря,

Тихо встретила
царя.

В руки яблочко
взяла,
К алым губкам поднесла.
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила…

( «Сказка о золотом  петушке», «Сказка о мёртвой  царевне
и о 7 богатырях»)

10.
Конкурс « Море сказочных загадок» (по командам)
 
(Проводит учитель)

(Задания
написаны на петушках и рыбках, которые размещены на магнитной доске. Капитаны
команд по очереди берут листы с заданиями. На обдумывание каждого вопроса
отводится по 30 секунд). Назвать сказку и предмет, о котором идет речь (2
балла)

Кто сказки
Пушкина читает,
Загадки быстро отгадает.

1.У царицы злой-презлой
Со6еседник непростой.
Неживой, но говорящий,
Скажет правду настоящую.(Зеркальце)

2.     Чуть
опасность затаится —
Верный страж на тонкой спице
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся.(Петушок)

3.Рыбка непростая
Чешуей сверкает.
Плавает, ныряет.
Желанья исполняет.(Золотая рыбка)

4.Живет батрак в поповом доме,
Спит обычно на соломе.
Полбу ест за четверых,
Работает за семерых. (Балда)

5.Что за зверь в хустальном доме
Князю прибыль создает,
“Во саду ли, в огороде…”-
Звонко песенку поет? (Белка)

6.Он невидим и могуч,
Он гоняет стаи туч,
Он гуляет на просторе,
Кораблям — подспорье в море. (Ветер)

7.Тридцать три года — такие дела —
Старуха у моря все пряжу пряла.
А дед неудачной рыблакою жил.
Что за жилье у них было, скажи? (Землянка)

8.Много лет старик рыбачил.
Часто был он без удачи.
Вы ли вспомнить не могли бы,
С чем ходил ловить он рыбу? (Невод)

9.В сказке попу обязались черти
Что-то платить до поповой смерти.
За тем и пошел к ним Балда, не споря,
Чтоб с полным мешком возвратиться вскоре. (Оброк)

10.Золотую эту птицу
Посадил Дадон на спицу.
Коль сидит та птица смирно,
То вокруг царя все мирно. (Петушок)

11.Увенчалась сказка пиром.
Угощали медом, пивом.
В рот ни капли не попало,
Все по ним лишь и стекало. (Усы)

12.У царя жена вторая,
Дни беспутно коротая,
Говорила по секрету
С этим маленьким предметом. (Зеркальце)

11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (инсценировка отрывка из сказки)

Костюмы -3 балла, декорации -3 балла, игра – 4 балла)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, НАГРАЖДЕНИЕ.

Краткий анализ стихотворения «У лукоморья дуб…» по плану

Стихотворение Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» настолько знакомо и любимо читателями, что уже давно воспринимается как самостоятельное, вполне законченное произведение. Но на самом деле это не так.

Известные каждому русскому человеку строчки являются вступлением к гениальной поэме «Руслан и Людмила».

Они были написаны Александром Сергеевичем в период между 1824 и 1825 годами, когда автор находился в Южной ссылке, а может быть, уже после нее, в Михайловском. Проблема в том, что точная дата неизвестна.

Однако многие исследователи справедливо полагают, что волшебные образы неведомого лукоморья навеяли Пушкину удивительные сказки его няни Арины Родионовны.

Возможно, впечатления сохранились еще с детства, а возможно, всплыли во время ссылки в Михайловском, где старушка жила вместе со своим воспитанником.

Вечерами она рассказывала уже повзрослевшему Саше народные сказки. Наверное, заново очарованный живыми образами, рожденными русской фантазией, Пушкин создал свой волшебный мир с ученым котом, зеленым дубом и всеми существами, топчущими «неведомые дорожки».

2. Литературное направление

Произведение относится, безусловно, к романтизму.

3. Род

По роду это фантастическая сюжетная лирика.

4. Жанр

Жанр определяется как литературная сказка, вступление к поэме.

5. Проблематика

Произведение практически не затрагивает никаких проблем.

Оно является объединяющим для всех литературных сказок, написанных Пушкиным, потому что в тексте встречаются герои, которые будут действовать в других произведениях, а не в поэме. Например, «тридцать витязей прекрасных».

6. Тематика

Тематика сказочная, волшебная. Читая «Лукоморье», мы радостно узнаем знакомые персонажи, настраиваемся на удивительную, наполненную чудесами историю.

Это как преддверие, за которым начинается сказка. Пушкин, сохраняя волшебство, не затрагивает практически никаких сложных тем, а просто описывает удивительный мир лукоморья.

7. Идея

Пушкин написал свое знаменитое вступление к «Руслану и Людмиле», чтобы заинтриговать читателя, подготовить его к волшебному повествованию, которое вот-вот начнется.

В этом смысле, «У лукоморья дуб зеленый» можно назвать зачином, характерным для всех русских народных сказок.

8. Пафос

Читая стихотворение, мы испытываем чувство восхищения волшебным миром, открывающимся перед мысленным взором, завораживаемся картиной и неторопливой авторской манерой повествования. Чувствуем интригу, интерес, вовлекаемся в происходящее.

9. Система образов

Текст наполнен волшебными образами, знакомыми каждому из нас еще с детства.

  • леший,
  • русалка,
  • Кощей Бессмертный,
  • баба Яга с избушкой на курьих ножках,
  • колдун,
  • богатырь,
  • морские витязи,
  • царевна с бурым волком.

Одним словом, лукоморье наполнено сказочными существами, которые бродят по «неведомым дорожкам» и оставляют свои следы.

Система образов сложная, яркая, оригинальная. Все они находятся во взаимодействии друг с другом, потому что живут в одном волшебном мире.

Причем, большинство образов не придумано Пушкиным, а взято из многочисленных фольклорных сказок. Мы встречаемся с этими существами, как со старыми знакомыми, моментально вспоминая их и сюжеты, связанные с ними.

Но самое удивительное – концовка произведения. В центр сказочного повествования автор помещает себя, вернее свою художественную проекцию, или лирического героя.

Оказывается, она сам там был, отобедал, посидел под знаменитым зеленым дубом и даже послушал ученого кота. Одну его историю запомнил, записал и теперь являет на суд читателя.

Таким образом, волшебство проникает в реальную жизнь, становится настоящим – прием, характерный романтическим произведениям.

10. Центральные персонажи

Небольшой текст «Лукоморья» изобилует сказочными персонажами. Все они введены в произведение, чтобы подготовить читателя к основному повествованию, которое, конечно же, окажется не менее волшебным, интересным и удивительным.

Однако особенно хотелось бы выделить ученого кота. Он становится не просто персонажем, а активным действующим лицом.

Ведь именно этот волшебный зверь рассказал сказку лирическому герою. Следовательно, «Руслан и Людмила» – текст, пришедший прямо из лукоморья. Это одна из историй ученого кота.

Вот такую поразительную легенду создает Пушкин, еще больше интригуя читателя.

11. Лирический герой

Лирический герой – проекция авторского «я», художественный образ поэта.

Он каким-то невероятным образом попал в сказочный мир лукоморья и услышал сказку ученого кота, перенесенную впоследствии на бумагу.

Развивая эти образы дальше, можно предположить, что волшебное лукоморье – тот дивный мир фольклорных сказок, который открыла своему любимому воспитаннику Арина Родионовна.

А ученый кот – переосмысленный образ няни, некий сказочный двойник человека, от которого Пушкин услышал вдохновившие его волшебные сюжеты.

12. Сюжет

Как такового, четкого сюжета нет.

Весь текст состоит из волшебных зарисовок, благодаря которым автор открывает читателю многообразие сказочных образов и рисует динамичную картину удивительного мира.

13. Композиция

Композиция отрывка — линейная.

Хотя текст и собран из миниатюр, показывающих лукоморье с разных сторон, в нем четко выделяются главные композиционные точки.

Сначала мы видим зачин, или завязку, в данном сказочном тексте это будет почти одно и то же. К ним можно отнести описание лукоморья, дуба и кота, который рассказывает сказки.

Такой картиной автор подготавливает читателя ко всему, что произойдет дальше, настраивает на нужный лад и в то же время предваряет основное действие.

Потом мы видим динамичное развитие сюжета. Перед мысленным взором предстают различные сказочные герои. Удивительно, но все происходит примерно в один момент.

Жизнь в лукоморье кипит, здесь постоянно что-то творится, буквально каждую минуту, причем отнюдь не последовательно, а параллельно:

Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет…

Затем автор дает кульминацию, в которой сообщает: «там русский дух… там Русью пахнет!». Эти слова очень важны для понимания всего произведения в целом.

Сказки, по мнению Пушкина, наполнены духом русского народа, хранят душу своего коллективного создателя. Они исконные, глубоко национальные, живые и настоящие. Недаром предложение заканчивается восклицательным знаком, единственным во всем вступлении к «Руслану и Людмиле».

Далее, по законам любой линейной композиции должна следовать развязка, и она наступает:

И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Автор сообщает, что он сам побывал в сказочном лукоморье, запомнил одну сказку ученого кота и теперь готов поведать ее всем, кто захочет послушать.

14. Размер, рифма и строфика

Пушкин написал «Лукоморье» четырехстопным ямбом. Именно такой размер делает повествование плавным, напевным – признак, характерный русскому фольклору.

Сначала рифмовка перекрестная по типу АБАБ. Однако в строчках:

Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской…

принятый порядок меняется. Первые два стиха зарифмованы парно ВВ, затем идет опоясывающая рифма ГДДГ.

Порядок нарушается и дальше. Анализируем вторую половину стихотворения:

Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Первые пять стихов выполнены смешанной рифмой: ЕЖЕЖЖ. Почему Пушкин сделал именно так, непонятно, но некоторые исследователи полагают: подобный прием приближает стихотворный текст к разговорному, делает его более многогранным, необычным.

Далее мы наблюдаем смежные рифмы: ЗЗИИ, ККЛЛ, ММНН.

Последнее четверостишие с опоясывающей рифмовкой: ОППО.

Как видно из этого разбора, текст пушкинского «Лукоморья» насыщен и необычен не только по содержанию, но и по форме.

15. Художественное своеобразие произведения

Язык образен, ярок, точен. Автор использует множество глаголов, создавая постоянно меняющуюся, развивающуюся, многопластовую картину.

Кроме того, текст насыщен старославянской лексикой («златая», «курьи ножки», «брег», «дол», «тужит»), что делает его еще более соответствующим стилю и отсылает в те стародавние времена, когда происходят события.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении много эпитетов: «дуб зеленый», «златая цепь», «кот ученый», «неведомые дорожки», «невиданные звери» и т.д. Благодаря таким красивым, точным определениям, поэт рисует красочную, действительно сказочную картину.

Кроме того, слова «невиданные», «неведанные» подчеркивают автономность удивительного мира, его фантастическую обособленность.

Автор использует прием аллитерации, звуками рисуя плавность, неторопливость развивающегося действия:

Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны.

Много инверсий, которые выполняют важную стилистическую функцию. Они приближают литературный текст к фольклорному, делают его более плавным, напевным:

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.

Приведенный отрывок практически соткан из инверсий. Так язык произведения становится более загадочным и глубоким.

17. Значение произведения

«Лукоморье» имеет огромное значение для всей отечественной авторской сказочной литературы.

Это яркий пример волшебного текста, моментально втягивающего в происходящее, интригующего и чарующего одновременно.

18. Актуальность

Произведение остается актуальным до сих пор: люди продолжают читать и любить волшебные сказки, особенно пушкинские.

19. Моё отношение

Мне очень нравится вступление к «Руслану и Людмиле», потому что оно поражает живой сказочной атмосферой, искусно созданной талантом великого русского поэта.

20. Чему учит

Оно учит любви к традициям, языку, фольклору родного народа. Читая это произведение, невольно проникаешься волшебной атмосферой и по-другому начинаешь воспринимать сказочную литературу.

Анализ стихотворения «У лукоморья дуб зеленый» Александра Пушкина

md foto

«У лукоморья дуб зеленый…» — строки, знакомые каждому с детства. Волшебный мир пушкинских сказок настолько прочно вошел в нашу жизнь, что воспринимается как неотъемлемая часть русской культуры. Поэма «Руслан и Людмила» была закончена Пушкиным в 1820 г., но вступление он дописал в 1825 г. в Михайловском. За его основу поэт взял присказку Арины Родионовны.

Вступление Пушкина к поэме продолжает древние традиции русского фольклора. Еще древнерусские гусляры начинали свои сказания с обязательной присказки, не имеющей прямого отношения к сюжету. Эта присказка настраивала слушателей на торжественный лад, создавала особую волшебную атмосферу.

Пушкин начинает свою поэму описанием таинственного лукоморья – загадочной местности, где возможны любые чудеса. «Кот ученый» символизирует древнего автора-сказителя, который знает невероятное количество сказок и песен. Лукоморье населено множеством волшебных героев, собравшихся здесь из всех русских сказок. Среди них и второстепенные персонажи (леший, русалка), и «невиданные звери», и пока еще неодушевленная избушка на курьих ножках.

Постепенно перед читателем возникают и более значимые герои. Среди неясных видений появляются могучие «тридцать витязей» во главе с Черномором, символизирующие военную силу русского народа. Главные положительные персонажи (королевич, богатырь, царевна) пока еще безымянны. Они являются собирательными образами, которым предстоит воплотиться в конкретной сказке. Завершают волшебную картину основные отрицательные персонажи – Баба-Яга и Кащей Бессмертный, олицетворяющие зло и несправедливость.

Пушкин подчеркивает, что весь этот волшебный мир имеет национальные корни. Он непосредственно связан с Россией: «там Русью пахнет!». Все происходящие в этом мире события (подвиги, временные победы злодеев и торжество справедливости) являются отражением реальной жизни. Сказки – это не только выдуманные для развлечения истории. Они по своему освещают действительность и помогают человеку различать добро и зло.

В финале присказки Пушкин утверждает, что сам побывал в лукоморье и слушал сказки «кота ученого». Он хочет поделиться одной из таких прекрасных сказок. Интригующее вступление поэта усиливает интерес читателей и нетерпение перед вступлением в волшебный мир народных преданий.

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» полный анализ стихотворения

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» полный анализ стихотворения

Александр Сергеевич Пушкин, перу которого принадлежит произведение «У лукоморья дуб зеленый», раскрывает невероятную красоту поэтического слова, понять которое поможет полный анализ стихотворения. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал.

История создания

Данное стихотворение является прологом великой поэмы «Руслан и Людмила». В основу произведения легли старые народные сказки, которые он часто слышал, будучи ребенком, от своей няни.

«У лукоморья дуб зеленый» — вступление к поэме. Данное стихотворение смело можно назвать одним из самых известных произведений, написанных на русском языке. При его прочтении, читатель имеет возможность познакомиться с невероятными сказочными персонажами, а так же насладиться пейзажами, которые умело, рисует автор.

Названием стихотворения становится его первая строка. Понятие «лукоморье» происходит от слияния двух слов «лука» и «море». Данным понятием Александр Сергеевич пытался показать некую бухту, или залив. Есть даже предположение, что местность, описанная автором, существует на самом деле. Расположено оно в Крыму, и носит название мыс Фиолент. Там так же располагается очень старый монастырь, который достаточно часто посещал автор.

Александр Сергеевич не мог устоять перед прекрасными явлениями природы, поэтому и столетний дуб, который рос на берегу, не смог ускользнуть от его внимания. Именно это дерево натолкнуло поэта на создание великой поэмы, которая начинается так необычно.

Писать поэму поэт начинает в 1817 году, еще, когда учился в Царскосельском лицее. Окончена данная поэма была лишь через три года.

Темы, проблемы

Стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» нельзя назвать отдельным произведением, поэтому главная задача стихотворения – перенести читателя в мир сказки, познакомить со сказочными существами, которые встречаются в основной поэме. Поэтому главная задача стихотворения – это подготовить читателя к дальнейшему прочтению большого произведения.

Здесь мы можем видеть самобытность и богатство русского фольклора. Здесь все пронизывается неповторимым «Русским духом», который так старается передать читателю Александр Сергеевич. Так же автор показывает силу русского народа, их мощь, которая всегда так восхищала Пушкина. В данном произведении поэту удалось собрать всё хорошее и великое, чему с детства учат русские сказки. Ведь мы с детства воспитываемся на примерах русских богатырей, сказочных персонажей, которые отличаются неимоверной силой, мужеством, храбростью и добротой.

Жанр, размер

Что касается жанра произведения, то это поэма. Размер – любимый размер Пушкина – четырехстопный ямб. Но в первой строке используется пиррихий, что придает тексту особую плавность и размеренность. Рифмовка используется перекрестная, с чередованием мужской и женской рифмы.

Композиция

В анализируемом стихотворении достаточно интересное и своеобразное построение. В произведении «У лукоморья дуб зеленый» имеет двухчастную композицию. Первая часть произведения является началом и концом стихотворения, тем самым заключая вторую часть в своеобразное кольцо.

Лирический герой так же присутствует в стихотворении. Его роль исполняет сам поэт, которому «ученый кот» рассказывает сказки.

Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

Композиционно стихотворение построено на манер старых русских сказок. Разделяется анализируемое стихотворение на несколько частей.

Первая часть – вступительная. В ней идет речь о самом лукоморье.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:

Вторая часть – основная. Здесь речь идет о мифических героях, с которыми нам предстоит встретиться.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;

И заключительная часть, которая возвращает читателя обратно к лирическому герою и коту.

И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Образы и символы

Данное произведение включает в себя огромное количество различных образов. В каждом из которых кроется определенный символ. Например, ученый кот символизирует науку и образованность; образ лешего, что свойственно русским сказкам, символизирует хозяина леса; в образе русалки раскрывается дух озера, поля и леса; невиданные звери – вымышленные существа, которые встречаются преимущественно в сказках; морской дядька и тридцать витязей прекрасных – некие герои, в обязанность которых входит охрана границ; баба Яга – так же старая знакомая, которая встречается в большом количестве русских сказок; царь Кащей – так же частый герой русских сказок, смерть которого сосредоточена в игле.

Основными героями анализируемого стихотворения являются ученый кот, который рассказывает сказки нашему лирическому герою, который с удовольствием их слушает.

Основная мысль

Основной идеей произведения является то, чтобы подготовить читателя к удивительному миру сказок, настроить на необходимый лад. Как таковой смысловой нагрузки данный отрывок не несет, поскольку является лишь вводной частью большого произведения. Но это не значит, что его роль так же незначительна. Напротив. Данное произведение с детства любимо всеми детьми, изучается в школе.

Большинство взрослых по сей день помнят наизусть эти бессмертные строки, которые прошли с ними на протяжении всей жизни. Потому что данное произведение интересно для прочтения не только детям, но и старшему поколению. Ведь так порой хочется отвлечься от повседневных проблем и перенестись в прекрасный мир сказок. А уж это Александру Сергеевичу удалось в полном объеме.

Средства выразительности

Главная задача Александра Сергеевича Пушкина в данном стихотворении заключается в том, что перенести читателя в сказочный мир и познакомить с его обитателями. Здесь автор использует большое количество глаголов, с помощью которых придает динамичность стихотворению.

Так же здесь мы видим большое количество эпитетов, которые помогают придать сказочности лукоморью, а так же передают свойства и цвета.

Так же в произведении можно встретить метафоры, олицетворения, эллипсы, анафоры. Благодаря всей совокупности данных средств выразительности стихотворение и приобретает волшебный, сказочный характер, погружая читателя в состояние сказки.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Краткий анализ стихотворения «У лукоморья дуб…» по плану

Стихотворение Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» настолько знакомо и любимо читателями, что уже давно воспринимается как самостоятельное, вполне законченное произведение. Но на самом деле это не так.
Известные каждому русскому человеку строчки являются вступлением к гениальной поэме «Руслан и Людмила».

Они были написаны Александром Сергеевичем в период между 1824 и 1825 годами, когда автор находился в Южной ссылке, а может быть, уже после нее, в Михайловском. Проблема в том, что точная дата неизвестна.

Однако многие исследователи справедливо полагают, что волшебные образы неведомого лукоморья навеяли Пушкину удивительные сказки его няни Арины Родионовны.

Возможно, впечатления сохранились еще с детства, а возможно, всплыли во время ссылки в Михайловском, где старушка жила вместе со своим воспитанником.

Вечерами она рассказывала уже повзрослевшему Саше народные сказки. Наверное, заново очарованный живыми образами, рожденными русской фантазией, Пушкин создал свой волшебный мир с ученым котом, зеленым дубом и всеми существами, топчущими «неведомые дорожки».

Темы, проблемы

Стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» нельзя назвать отдельным произведением, поэтому главная задача стихотворения – перенести читателя в мир сказки, познакомить со сказочными существами, которые встречаются в основной поэме. Поэтому главная задача стихотворения – это подготовить читателя к дальнейшему прочтению большого произведения.

Здесь мы можем видеть самобытность и богатство русского фольклора. Здесь все пронизывается неповторимым «Русским духом», который так старается передать читателю Александр Сергеевич. Так же автор показывает силу русского народа, их мощь, которая всегда так восхищала Пушкина. В данном произведении поэту удалось собрать всё хорошее и великое, чему с детства учат русские сказки. Ведь мы с детства воспитываемся на примерах русских богатырей, сказочных персонажей, которые отличаются неимоверной силой, мужеством, храбростью и добротой.

Система образов

Текст наполнен волшебными образами, знакомыми каждому из нас еще с детства.

  • леший,
  • русалка,
  • Кощей Бессмертный,
  • баба Яга с избушкой на курьих ножках,
  • колдун,
  • богатырь,
  • морские витязи,
  • царевна с бурым волком.

Одним словом, лукоморье наполнено сказочными существами, которые бродят по «неведомым дорожкам» и оставляют свои следы.

Система образов сложная, яркая, оригинальная. Все они находятся во взаимодействии друг с другом, потому что живут в одном волшебном мире.

Причем, большинство образов не придумано Пушкиным, а взято из многочисленных фольклорных сказок. Мы встречаемся с этими существами, как со старыми знакомыми, моментально вспоминая их и сюжеты, связанные с ними.

Но самое удивительное – концовка произведения. В центр сказочного повествования автор помещает себя, вернее свою художественную проекцию, или лирического героя.

Оказывается, она сам там был, отобедал, посидел под знаменитым зеленым дубом и даже послушал ученого кота. Одну его историю запомнил, записал и теперь являет на суд читателя.

Таким образом, волшебство проникает в реальную жизнь, становится настоящим – прием, характерный романтическим произведениям.

Герои стихотворения

Все персонажи стихотворения — это сказочные герои народного фольклора, мифов и баллад:

— символ науки и образованности русского народа;

— дух и хозяин леса, часто встречается в народных сказках и преданиях;

— молодая длинноволосая девушка, дух озер, полей и лесов;

— сказочные существа, живущие в своем мире, сокрытом от глаз людей;

— персонажи, охраняющие границы волшебного государства;

— молодой королевский наследник из «Сказки о мертвой царевне…»;

— старая волшебница, живущая на опушке дремучего леса;

— отрицательный герой, подстерегающий заблудившихся путников;

— злой и могущественный колдун, чье долголетие заключено в игле, спрятанной в яйце.

Главными действующими лицами в отрывке выступают ученый кот, рассказывающий сказки, и автор в роли лирического героя, который эти сказки слушает и в дальнейшем рассказывает свою.

Центральные персонажи

Небольшой текст «Лукоморья» изобилует сказочными персонажами. Все они введены в произведение, чтобы подготовить читателя к основному повествованию, которое, конечно же, окажется не менее волшебным, интересным и удивительным.

Однако особенно хотелось бы выделить ученого кота. Он становится не просто персонажем, а активным действующим лицом.

Ведь именно этот волшебный зверь рассказал сказку лирическому герою. Следовательно, «Руслан и Людмила» – текст, пришедший прямо из лукоморья. Это одна из историй ученого кота.

Вот такую поразительную легенду создает Пушкин, еще больше интригуя читателя.

Основная мысль

Основной идеей произведения является то, чтобы подготовить читателя к удивительному миру сказок, настроить на необходимый лад. Как таковой смысловой нагрузки данный отрывок не несет, поскольку является лишь вводной частью большого произведения. Но это не значит, что его роль так же незначительна. Напротив. Данное произведение с детства любимо всеми детьми, изучается в школе.

Большинство взрослых по сей день помнят наизусть эти бессмертные строки, которые прошли с ними на протяжении всей жизни. Потому что данное произведение интересно для прочтения не только детям, но и старшему поколению. Ведь так порой хочется отвлечься от повседневных проблем и перенестись в прекрасный мир сказок. А уж это Александру Сергеевичу удалось в полном объеме.

Лирический герой

Лирический герой – проекция авторского «я», художественный образ поэта.

Он каким-то невероятным образом попал в сказочный мир лукоморья и услышал сказку ученого кота, перенесенную впоследствии на бумагу.

Развивая эти образы дальше, можно предположить, что волшебное лукоморье – тот дивный мир фольклорных сказок, который открыла своему любимому воспитаннику Арина Родионовна.

А ученый кот – переосмысленный образ няни, некий сказочный двойник человека, от которого Пушкин услышал вдохновившие его волшебные сюжеты.

Средства выразительности

Главная задача Александра Сергеевича Пушкина в данном стихотворении заключается в том, что перенести читателя в сказочный мир и познакомить с его обитателями. Здесь автор использует большое количество глаголов, с помощью которых придает динамичность стихотворению.

Так же здесь мы видим большое количество эпитетов, которые помогают придать сказочности лукоморью, а так же передают свойства и цвета.

Так же в произведении можно встретить метафоры, олицетворения, эллипсы, анафоры. Благодаря всей совокупности данных средств выразительности стихотворение и приобретает волшебный, сказочный характер, погружая читателя в состояние сказки.

Композиция

Композиция отрывка — линейная.

Хотя текст и собран из миниатюр, показывающих лукоморье с разных сторон, в нем четко выделяются главные композиционные точки.

Сначала мы видим зачин, или завязку, в данном сказочном тексте это будет почти одно и то же. К ним можно отнести описание лукоморья, дуба и кота, который рассказывает сказки.

Такой картиной автор подготавливает читателя ко всему, что произойдет дальше, настраивает на нужный лад и в то же время предваряет основное действие.

Потом мы видим динамичное развитие сюжета. Перед мысленным взором предстают различные сказочные герои. Удивительно, но все происходит примерно в один момент.

Жизнь в лукоморье кипит, здесь постоянно что-то творится, буквально каждую минуту, причем отнюдь не последовательно, а параллельно:

Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет…

Затем автор дает кульминацию, в которой сообщает: «там русский дух… там Русью пахнет!». Эти слова очень важны для понимания всего произведения в целом.

Сказки, по мнению Пушкина, наполнены духом русского народа, хранят душу своего коллективного создателя. Они исконные, глубоко национальные, живые и настоящие. Недаром предложение заканчивается восклицательным знаком, единственным во всем вступлении к «Руслану и Людмиле».

Далее, по законам любой линейной композиции должна следовать развязка, и она наступает:

И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.

Автор сообщает, что он сам побывал в сказочном лукоморье, запомнил одну сказку ученого кота и теперь готов поведать ее всем, кто захочет послушать.

ЗОЛОТЫЕ КЛЮЧИКИ — К ЗОЛОТЫМ ВРАТАМ

Золотые Врата: «…эти врата впускают нас в святилище собственной природы человека, в то место, откуда исходит его сила жизни» (М.Коллинз)

Природа с красоты своей Покрова снять не позволяет, И ты машинами не вынудишь у ней, Чего твой дух не угадает (В.С.Соловьев)

Как посмел ты красавицу эту, Драгоценную душу твою, Отпустить, чтоб скиталась по свету, Чтоб погибла в далеком краю? …Нет на свете печальней измены, Чем измена себе самому (Н.Заболоцкий)

«Культура — это то, что должно произрастать, нельзя построить дерево, его можно посадить и ухаживать за ним, ждать, пока оно не войдет в свою пору, а когда оно вырастет, не стоит сетовать, что из семени вырос дуб, а не вяз» (Т.С.Элиот, англ.поэт ХХ века)

Размер, рифма и строфика

Пушкин написал «Лукоморье» четырехстопным ямбом. Именно такой размер делает повествование плавным, напевным – признак, характерный русскому фольклору.

Сначала рифмовка перекрестная по типу АБАБ. Однако в строчках:

Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской…

принятый порядок меняется. Первые два стиха зарифмованы парно ВВ, затем идет опоясывающая рифма ГДДГ.

Порядок нарушается и дальше. Анализируем вторую половину стихотворения:

Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух… там Русью пахнет! И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.

Первые пять стихов выполнены смешанной рифмой: ЕЖЕЖЖ. Почему Пушкин сделал именно так, непонятно, но некоторые исследователи полагают: подобный прием приближает стихотворный текст к разговорному, делает его более многогранным, необычным.

Далее мы наблюдаем смежные рифмы: ЗЗИИ, ККЛЛ, ММНН.

Последнее четверостишие с опоясывающей рифмовкой: ОППО.

Как видно из этого разбора, текст пушкинского «Лукоморья» насыщен и необычен не только по содержанию, но и по форме.

Средства художественной выразительности

В стихотворении много эпитетов: «дуб зеленый», «златая цепь», «кот ученый», «неведомые дорожки», «невиданные звери» и т.д. Благодаря таким красивым, точным определениям, поэт рисует красочную, действительно сказочную картину.

Кроме того, слова «невиданные», «неведанные» подчеркивают автономность удивительного мира, его фантастическую обособленность.

Автор использует прием аллитерации, звуками рисуя плавность, неторопливость развивающегося действия:

Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны.

Много инверсий, которые выполняют важную стилистическую функцию. Они приближают литературный текст к фольклорному, делают его более плавным, напевным:

У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом.

Приведенный отрывок практически соткан из инверсий. Так язык произведения становится более загадочным и глубоким.

  • Полный список рассказов о шерлоке холмсе
  • Полный рассказ руслан и людмила
  • Полный рассказ горе от ума грибоедов
  • Полный рассказ дубровский читать
  • Полный кавалер ордена славы как пишется