Полный рассказ чук и гек

Читательский дневник по повести тимур и его команда аркадия гайдара автор: аркадий гайдар. название произведения: тимур и его команда. число

Читательский дневник по повести «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара

Автор: Аркадий Гайдар.

Название произведения: «Тимур и его команда».

Число страниц: 112.

Жанр произведения: повесть.

Главные герои: Тимур, Женя.

Второстепенные герои: Ольга — сестра Жени, Мишка Квакин, дядя Георгий Гараев.

Характеристика главных героев:

Тимур — добрый, отзывчивый и находчивый.

Является примером для многих мальчишек.

Справедливый и честный.

Верный друг.

Женька — добрая, ловкая и находчивая девочка 13 лет.

Доверчивая.

Защищала Тимура в глазах сестры.

Характеристика второстепенных героев:

Ольга — старшая сестра Жени. 18 лет.

Строгая и рассудительная.

Не верила, что Тимур — хороший мальчик.

Мишка Квакин — местный хулиган.

По-своему честный и принципиальный.

Георгий Гараев — дядя Тимура. Военный.

Строгий и честный человек.

Влюблён в Ольгу.

Краткое содержание повести «Тимур и его команда»

Женя и Ольга приезжают в дачный посёлок под Москвой.

Вскоре Женя знакомится с Тимуром и узнаёт, что он и его друзья заняты благородным делом — помогают старикам и тем, у кого родные служат в армии.

Женя начинает дружить с мальчиком, что не нравится её сестре Ольге, которая считает его хулиганом.

Сама Ольга начинает встречаться с Георгием, не зная, что тот дядя Тимура.

Тимур и его друзья ловят местных хулиганов и сажают и в будку.

Хулиганы решают отомстить.

Но Квакин становится свидетелем того, как Ольга ругает Тимура, обвиняя мальчика в хулиганстве.

Квакин жалеет своего врага и бьёт помощника, отморозка Фигуру.

Ольга, вконец поругавшись с Женей, одна уезжает в Москву.

Женя допоздна гуляет с Тимуром.

Она получает телеграмму о приезде отца, когда становится слишком поздно.

Но Тимур берёт мотоцикл дяди и отвозит Женю в Москву.

Она успевает увидеть отца и помириться с сестрой.

Георгий получает повестку в армию, и его провожают все тимуровцы и Ольга.

План повести:

  1. Переезд на дачу.
  2. Знакомство с Георгием.
  3. Забытая телеграмма.
  4. Женя на чердаке.
  5. Тимур и его товарищи.
  6. Ольга и Тимур.
  7. Помощь старикам.
  8. Женя становится тимуровцем.
  9. Ультиматум.
  10. Старик с револьвером.
  11. Тюрьма-часовня.
  12. Поимка хулиганов.
  13. Ссора с Ольгой.
  14. Праздник.
  15. Пропущенная телеграмма.
  16. На мотоцикле.
  17. Примирение.
  18. Проводы Георгия.

Основная мысль произведения «Тимур и его команда»

Главная мысль повести заключена в том, что нужно помогать людям и делать добро для других совершенно безвозмездно.

Основная идея повести в том, что хорошее дело не нуждается в славе.

Произведение Гайдара — это своеобразные мечты об идеальном обществе, где все помогают и заботятся о каждом.

Чему учит повесть

Повесть учит нас быть добрыми, отзывчивыми, бескорыстными, открытыми.

Также произведение учит нас уважительно относиться к взрослым людям и пожилым.

Учит не судить поспешно о других людях, не делать скоропалительных выводов.

Краткий отзыв о повести «Тимур и его команда» для читательского дневника

Прочитав эту повесть, я была поражена поведением Тимура Гараева.

Этот мальчик совершал очень полезное и доброе дело, но тайно.

А потому многие считали его хулиганом.

Это было совершенно несправедливо и иногда, читая повесть, у меня на глазах наворачивались слёзы.

Это очень интересная повесть с захватывающим сюжетом.

Она очень добрая и позитивная, ведь всё в ней заканчивается хорошо.

Автору удалось написать произведение, герои которого стали примером для подражания миллионам мальчишек и девчонок.

По примеру главного героя и его товарищей, тысячи школьников кинулись помогать старым и пожилым людям.

Это было здорово и жаль, что сейчас этого движения нет.

Мне очень нравятся многие герои повести.

Мужественный и добрый Тимур, всегда сохраняющий присутствие духа.

Добрая и искренняя Женя, всегда готовая на благородный поступок.

Мне нравится даже Квакин, который хоть и был хулиганом, не переступал некую черту и оставался честным.

Я всем советую прочитать это произведение и подумать о том, что ты можешь сделать полезного для других людей.

Ведь в жизни всегда есть место подвигу.

Пословицы к произведению:

  • Всякая помощь хороша вовремя.
  • Чем хвалиться своей силой, лучше слабым помоги.
  • Ищешь помощи — сам помогай.
  • Друга не узнаешь, пока не понадобится его помощь.
  • Кто скоро помог, тот дважды помог.

Словарь неизвестных слов:

  • Телеграмма — сообщение, отправленное по специальному прибору.
  • Холостой — незаряженный.
  • Штаб — место сбора.
  • Шайка — банда хулиганов.
  • Ультиматум — решительное требование с угрозой применения мер, если последует отказ.
  • Позывной — специальные сигналы.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

– Слушайте,– предложила Женя.

– Георгий сейчас уезжает.

Давайте соберём ему на проводы всю команду.

Давайте грохнем по форме номер один позывной сигнал общий.

То-то будет переполоху!

– Не надо,– отказался Тимур.

– Почему?

– Не надо! Мы других так никого не провожали.

– Ну, не надо так не надо,– согласилась Женя.

– Вы тут посидите, я пойду воды напиться. Она ушла, а Таня рассмеялась.

– Ты чего?– не понял Тимур. Таня рассмеялась ещё громче.

– Ну и молодец, ну и хитра у нас Женька! «Я пойду воды напиться»!

– Внимание!– раздался с чердака звонкий голос Женьки.

Ещё читательские дневники по произведениям Аркадия Гайдара:

  • «Совесть»
  • «Чук и Гек»
  • Краткая биография Аркадия Гайдара и презентация

Библиотека произведений автора пополняется.

Тема урока: А. Гайдар «Чук и Гек»

Цель урока: обобщить знания детей о жизни и творчестве А.П.Гайдара; учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев;

Задачи урока:

Образовательные

  • расширять представления о литературном творчестве А.Гайдара;

  • отрабатывать и совершенствовать навык чтения, умение ориентироваться в прочитанных произведениях;

  • обогащать активный и пассивный словарный запас;

  • расширять кругозор воспитанников; совершенствовать навыки анализа художественного текста, опираясь на поставленные вопросы.

Коррекционно-развивающие

  • развивать познавательный и читательский интерес, устную монологическую и диалогическую речь; внимание, память. 

  • развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: добывать новые знания, находить ответы на вопросы;

  • отрабатывать коррекцию мышления, речи на основе выводов и обобщений;

  • развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения;

Воспитательные

  • на примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства, интерес к книгам писателя;

  • содействовать развитию умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом.

Оборудование: книги для чтения;  выставка книг А.Гайдара; портрет писателя; выставка рисунков к рассказу «Чук и Гек»; отрывки из воспоминаний Гайдара; песни: «Погоня» и «Гайдар шагает впереди».

Ход урока

I Мотивационно-ориентировочный этап

-Добрый день, ребята!

-Давайте начнём наш урок с хорошего настроения, а для этого улыбнитесь друг другу.

II.Актуализация имеющихся знаний.

Входит ученик с книгой А.П. Гайдара.

Ученик. Хорошая книга – мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоём

И наш разговор потихоньку ведём.

С тобою дорога моя далека —

В любую страну, в любые века.

— Кто написал эту книгу? 
Выставляется портрет А.П. Гайдара.

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Постановка темы и целей урока. Подготовка к усвоению нового материала.

— Наш урок внеклассного чтения посвящается этому замечательному человеку, который жил, творил и для многих из вас стал любимым писателем. Это о нем написаны эти замечательные строки.

Ученик. 

Большой, веселый, ясноглазый,

Присев к ребячьему костру,

Он сочинял свои рассказы

Как бесконечную игру.

Он был солдатом и вожатым,

И каждая его строка

Осталась как завет ребятам

Писателя-большевика.

 IV.Изучение нового материала

1. Знакомство обучающихся со страницами биографии А. Гайдара.

— Вспомните, ребята, где и когда родился А.П. Гайдар?

   В Курской области на берегу Сейма расположен старинный русский город Льгов. Здесь в маленьком поселке сахарного завода в семье учителя Петра Иосифовича Голикова 22 января 1904 года родился будущий писатель А.П. Гайдар. Но лучше всего узнать о нем от него самого.

-В 17 лет А. Гайдар командовал полком, 6 лет воевал на шести фронтах, был ранен, контужен в голову. Контузия дала о себе знать. Ему исполнилось 20 лет, и он был зачислен на должность командира полка в запасе. С тех пор он стал писать.

2.Решение задач по ориентировке в   художественной книге

(Учитель раздаёт книги)

3.Словарная работа

Перед тем, как мы начнём читать рассказ, предлагаю сделать словарную работу и ответить на вопросы

— Как вы понимаете значение слова «телеграмма»

 Эти слова уже устаревают. К нашему счастью сейчас есть телефоны, скайпы, интернет и не надо идти на почту и стоять в очередях, чтобы отправить телеграмму

4.Чтение текста учителем и проверка первичного восприятия произведения

— А давайте сейчас прочитаем отрывок из рассказа А.Гайдара «Чук и Гек».

4. .Проверка первичного восприятия произведения

-Кто же такие Чук и Гек?

— А что с ними случилось?

— Кто позвонил в дверь?

— Что в это время делали братья

— Куда Чук положил телеграмму?

— Что в это время делал Гек?

— А что хранилось в этой коробке?

— Что сделал Чук?

— Что случилось после?

— Нашли они коробку?

— Что заставило помериться мальчикам?

— Кто из них старше?

— Какую историю они придумали?

— Что принесла мама?

V.Физминутка

VI. Закрепление изученного материала

2. Беседа   по содержанию текста эмоционально – оценочного характера

 -Как вы думаете, понял ли Чук, что такое телеграмма или он слишком маленький для этого?

— Как вы думаете, что могло бы быть в телеграмме?

-Как вы оцените поступок мальчиков, когда они решили не рассказывать матери о телеграмме?

— Почему так делать нельзя?

— Какая пословица выражает главную мысль рассказа? Обоснуйте свою точку зрения.

— Вранье не введет в добро.

— Правда в огне не горит и в воде не тонет.

— Чему же учит нас этот рассказ? Какая главная мысль рассказа?

— Впишите загаданные слова, возьмите из них указанные буквы и составьте из них фамилию Чука и Гека:

Название гор, возле которых          работал отец Чука и Гека (Синие)

99769799 1

Какой фрукт лежал на столике в купе, где ехали Чук и Гек? (апельсин)

99769799 1

Что потеряли Чук и Гек перед отъездом к отцу? (телеграмму)

99769799 1

Что оставил сторож матери Чука и Гека для защиты от зверей, уходя в лес? (ружьё)

99769799 1

Профессия отца Чука и Гека (геолог)

99769799 1

Человек, который управляет лошадьми, запряжёнными в сани (ямщик)

99769799 1

Куда спрятался Гек, чтобы напугать мать и Чука? (сундук)

Остроконечный капюшон с длинными концами, надеваемый поверх головного убора (башлык)

99769799 1

Фамилия Чука и Гека Серёгины

VII.Подведение итогов урока. Объяснение и запись домашнего задания.

1.Соотношение цели урока и его результата

— Какова была цель урока?

— Какие знания мы открыли, прочитав отрывок из рассказа А.Гайдара «Чук и Гек?

Д/З: прочитать рассказ А.Гайдара «Чук и Гек»

2.Рефлекия

Закончи предложения:
Сегодня на уроке мне запомнилось….
Я не совсем понял…

Класс: 2

УМК: Перспектива

Тема урока: А. П. Гайдар «Чук и Гек»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель: ознакомление учащихся с произведением А.П. Гайдара «Чук и Гек»

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с творчеством А.П. Гайдара на материале произведения «Чук и Гек».

2. Продолжить работу над формированием умения отвечать на вопросы учителя полным ответом.

3. Продолжить работу над формированием умения аргументировать свою точку зрения в процессе ответов на вопросы по прочитанному.

Развивающие: 

1. Формировать умение находить информацию в тексте по заданию учителя.

2. Способствовать формированию умения прогнозировать содержание читаемого текста.

3. Развивать связную устную речь учащихся в процессе ответов на вопросы учителя.

4. Развивать навык правильного и осознанного чтения.

Воспитательные:

1. Способствовать формированию нравственно-этических качеств личности, чуткости, доброты, внимания к ближнему, через содержание урока.

Планируемые результаты:

Предметные: 

— знают биографию А. Гайдара.

— знают произведение «Чук и Гек»

— умеют отвечать на вопросы учителя.

— умеют аргументировать свою точку зрения в процессе ответов на вопросы по прочитанному.

Метапредметные: 

Регулятивные:

— понимают и принимают учебную задачу;

— осуществляют самоконтроль при чтении произведения;

— оценивают результаты своей деятельности.

Познавательные:

— умеют находить информацию в тексте по заданию учителя;

— умеют прогнозировать содержание читаемого текста.

Коммуникативные:

— умеют слышать и слушать собеседника;

— вступают в диалог с учителем;

Личностные: 

— осознают важность проявления чуткости, доброты, внимания к ближнему.

Оборудование: учебник, презентация, карточки.

План урока

1. Организационный этап. (1 минута)

2. Проверка домашнего задания. (10 минут)

3. Подготовка к восприятию текста. (8 минут)

4. Первичное восприятие и анализ текста (20 минут)

5. Подведение итогов. Рефлексия. (5 минут)

6. Домашнее задание. (1 минута)

Ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы, формы и средства

Формируемые УУД

1.Организационный этап.

Создать эмоциональный настрой на урок.

— Прозвенел звонок.

Начинаем мы урок.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь. 

— Здравствуйте ребята. Меня зовут Светлана Андреевна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

— Мы начинаем наш урок. Каждый урок – это маленькое открытие. Скажите, какими качествами надо обладать, чтобы для себя сделать открытие?

— Я желаю вам хорошего настроения на уроке и много правильных, грамотных ответов.

Приветствуют учителя.

Быть внимательными и наблюдательными

Форма: фронтальная.

Средства: речь учителя, стихотворение.

ЛУУД: Мотивация к целенаправленной познавательной деятельности.

2. Актуализация знаний.

Определить степень усвоения изученного.

— Но прежде чем мы приступим к изучению нового, давайте проведем речевую разминку.

Та – та – та – у нас дома чистота.

Ты –ты –ты – сметану съели всю коты.

Ти — ти – ти — съели кашу всю почти.

То – то – то – стали мы играть в лото.

— Прочитайте чистоговорку хором.

-Теперь давайте прочитаем с вопросительной интонацией.

— А теперь давайте прочитаем с логическим ударением, выделяя голосом выделенные слова.

— Отлично.

Читают чистоговорку

Методы: беседа.

Форма: фронтальная.

Средства: речь учителя, чистоговорка, слайд презентации.

КУУД: умение вступать в диалог с учителем.

3. Подготовка к восприятию текста.

Организовать настрой на восприятие текста; актуализацию знаний и эмоций, которые помогут лучше усвоить произведение.

— Посмотрите на выставку книг, которая представлена на слайде. И скажите, с какими произведениями вы уже познакомились? (На слайде след. произведения: К. Чуковский «Путаница», Н. Носов «На горке», Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья, А. Гайдар «Чук и Гек»)

— Посмотрите, здесь есть еще одно произведение, которое вы не называли. Как оно называется?

— Кто написал это произведение?

— Поднимите руку, кто не читал это произведение.

— А теперь поднимите руку, кто уже знаком с данным произведением и читал его.

— Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством А. Гайдара и прочитаем фрагмент из произведения «Чук и Гек». А те, кто уже знаком с данным произведением, будут слушать вдвойне внимательнее и помогать отвечать на вопросы другим ребятам.

— Как вы думаете, какие задачи мы перед собой поставим? Попробуем сформулировать их, используя незаконченное предложение.

Познакомимся….

Узнаем…

— Действительно, мы познакомимся с новым произведением А. Гайдара «Чук и Гек». Узнаем, о чем этот рассказ, и кто такие Чук и Гек.

— Прежде чем, мы перейдем к чтению рассказа, предлагаю вам познакомиться с автором произведения «Чук и Гек» А. П. Гайдар.

— Посмотрите на слайд здесь представлен портрет А. Гайдара.

Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия Голиков) родился в 1904 году в городе Льгове. С малых лет он рос необычайно любознательным, не по возрасту вдумчивым, впечатлительным.

Отец Гайдара – был школьный учитель, Пётр Исидорович Голиков. Мать – Наталья Аркадьевна, работала сначала учительницей, позже медсестрой.

В семье после рождения Аркадия появилось ещё трое детей – его младшие сёстры.

Аркадий начал сочинять стихи с 10 лет.

— О Аркадии Петровиче Гайдаре нам расскажет Полина и Женя.

В 1927 году приехал в Москву, где создал произведения, принесшие славу. Он стал одним из самых читаемых детских писателей того времени. В 1941 году началась Великая Отечественная война. Аркадий Петрович ушёл на фронт в качестве военного корреспондента. Он воевал в партизанском отряде.

Писатель погиб в бою с фашистами 26 октября 1941 года.

— Спасибо.

— Прочитайте название произведения и подумайте, о ком или, о чем оно будет? Как вы думаете, кто такие Чук и Гек?

— В ходе чтения, мы узнаем подтвердились ваши предположения или нет.

— В тексте вам встретятся слова, которые могут вызвать у вас затруднения, давайте потренируемся в их прочтении.

— Посмотрите на слайд. Сначала прочитаем эти слова по слогам, потом целым словом с ударением.

ЗА-ПАС-ЛИ-ВО-ГО

ЗАПАСЛИВОГО

МЕ – ТАЛ – ЛИ – ЧЕС – КИ – Е

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ

КРАС – СНО – АР –МЕ- -ЕЦ

КРАСНОАРАМЕЕЦ

РАЗ – ЛОХ – МО – ЧЕН – НА – Я

РАЗЛОХМОЧЕННАЯ

ПРО – ДЫ – РЯВ – ЛЕН – НУ – Ю

ПРОДЫРЯВЛЕННУЮ

ПО – ДО – КОН – НИК

ПОДОКОННИК

— Также в тексте вам могут встретиться не только трудные для прочтения слова, но и незнакомые.

— У вас на столах лежит карточка с незнакомыми словами и определения к ним. Ваша задача соединить слова с их значениями, работая в парах. После чего мы все вместе проверим, что у вас получилось.

(пика, почуяв, укромное, телеграмма, красноармеец, турумбей)

Пика — колющее холодное оружие, разновидность длинного копья

Почуяв — осознать, понять, что – либо (кого –либо).

Укромное — укрытый от посторонних взглядов, уединенный, тихий.

Телеграмма — сообщение, посланное по телеграфу, одному из первых видов связи, использующих электрическую передачу информации.

Красноармеец – военнослужащий Красной армии.

Турумбей – беспорядок.

— Закончили. Давайте проверим, что у вас получилось. (один ученик читает первое определение, другой ученик второе определение, и т.д.)

— Итак, мы попытались предположить, что будет происходить в произведении, опираясь на его название. Теперь проверим наши предположения.

«Чук и Гек»

А. Гайдар

Познакомимся с творчеством А.Гайдара, с новым произведением.

Узнаем, кто такие Чук и Гек.

Слушают биографию автора.

О мальчиках, которые все время были вместе. Может быть, это два брата.

Методы: беседа, упражнение. Формы: фронтальная, парная

Средства: речь учителя, учебник, слайд презентации.

Приёмы: незаконченное предложение, прогнозирование

РУУД: умение понимать и принимать учебную задачу; умение прогнозировать;

ПУУД: умение устанавливать соответствие между словом и его значением

КУУД: умение вступать в диалог с учителем

4. Первичное восприятие и анализ текста.

Организовать чтение текста.

— Давайте, посмотрим небольшой отрывок из рассказа «Чук и Гек». Внимание на слайд.

— Кто же такие Чук и Гек?

— В каком городе они жили?

— Где был их папа?

— Почему мама улыбалась, когда читала письмо от папы?

— Приедет ли папа к ним в гости?

— Как вы думаете, что произойдет дальше?

— Хорошо, давайте продолжим читать и узнаем, что произойдет дальше.

— Я начну читать. Будьте внимательны, по ходу чтения я вам буду задавать вопросы по тексту. (прочли 1 часть)

— Давайте проверим, как вы поняли прочитанное. На вопросы отвечаем полным ответом.

— Подтвердилось ли наше предположение? Поедут ли ребята с мамой в гости к папе?

— Какие были братья? Какой был Чук по характеру?

-Какой Гек?

— Куда Чук положил телеграмму?

— Что в это время делал Гек?

— А что хранилось в этой коробке? Найдите эти слова в тексте.

— Предположите, что увидел Чук, когда открыл дверь?

— Отлично, молодцы, продолжаем читать. Читать будем по цепочке по одному предложению. Начнем с 1 ряда.

(прочли 2 часть)

— Что произошло?

— Что разозлило Чука, когда он вошел в комнату?

— Как вы думаете, намеренно Гек испортил коробку брата? Почему?

— Что произошло с мальчиками, когда Гек выкинул коробку?

— Как это проявилось? Найдите слова в тексте. (Громко завопил…)

— Как автор смог показать безысходность ситуации? Найдите слова в тексте. (Навеки пропала, со всем добром…)

— Случалось ли с вами такая ситуация, когда по вашей вине пропала чужая вещь? Что вы чувствовали?

— Продолжаем чтение. Дальше читает Фоменков Ваня, а все остальные внимательно следят.

— Достаточно, спасибо, Ваня. Чтение продолжает Белов Артем.

— Достаточно, спасибо, дальше читает Петровская Вероника.

— Достаточно, спасибо, Вероника. Дальше читает Тимофеев Филипп.

— Достаточно, спасибо. Продолжает София.

— Закончили, спасибо.

— Как вы думаете понимают ли мальчики, что телеграмма – это важно?

— Как вам кажется, если ничего не сказать, а просто скрыть свой поступок – это будет обманом?

— Почему мальчики ничего не рассказали маме?

— Правильно ли поступили Чук и Гек?

Как должны были поступить мальчики?

— Кто никогда не обманывал, поднимите руку?

— Почему люди обманывают?

— Что может чувствовать тот, кого обманывают, если узнаёт об обмане?

— Мы прочитали рассказ «Чук и Гек», какое впечатление он на вас произвёл? Что вам запомнилось?

— Какие чувства он у вас вызвал?

— Спасибо за ответы. Предлагаю вам немного отдохнуть. Все встаем из-за парт и повторяем за мной.

Физминутка

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись

— Сейчас я предлагаю вам охарактеризовать главных героев.

Поработайте в парах и подумайте, какими качествами обладали Чук и Гек.

(раздаю учащимся список качеств, они должны выбрать для каждого героя, те качества, которыми они обладает в произведение.)

Чук – спокойный, обстоятельный, рассудительный, бережливый, хозяйственный.

Гек – рассудительный, хитрый, эмоциональный, рассеянный, простодушный.

— Приступайте к работе.

— Закончили. И так каким Чук нам

представляется в произведение? А каким мы видим Гека?

— Прочитайте пословицы на стр. 131.

— Как понимаете пословицы?

«Стыдно сказать, а грех утаить.»

«Как не хитри, а правды не перехитрить.»

— Действительно, когда ты что – то знаешь или сделала, то сказать стыдно об этом, а не сказать тоже плохо.

— Во второй пословице говорится, о том, что сколько бы мы не врали, правду все равно не перехитрить. Вранье когда-нибудь станет известным.

— Спасибо за ответы.

Это два брата.

Москва.

Работал в горах.

Она обрадовалась, что он ей написал и что у него все хорошо.

Нет.

Они поедут к нему сами.

Да.

Запасливый, хозяйственный

Разиня, умел петь

В свою коробочку

Пел песни

Он хранил в ней серебряные бумажки от чая, фантики от конфет.

Увидел Гека, который играл в свои игрушки. Увидел Гека, который зарничит.

Мальчики поссорились, Гек выбросил коробочку Чука в форточку, А в коробке лежала непрочитанная телеграмма от отца.

Он тыкал пикой в его коробку.

Нет, ему просто хотелось поиграть. Да, чтобы разозлить брата.

Испугались.

Да. Нет.

Да.

Да.

Они не хотели огорчать маму. Они испугались.

Нет

Нужно было рассказать обо всем маме, может быть, они бы вместе нашли телеграмму.

Чтобы не огорчать людей правдой.

Предательство, обиду.

Методы: беседа, работа с учебником

Форма: фронтальная

Средства: речь учителя, учебник,

Приёмы: приём прогнозирования дальнейшего развития событий, чтение с остановками.

РУУД: умение осуществлять самоконтроль при чтении.

ПУУД: умение понимать прочитанное; умение выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого.

КУУД: умение вступать в диалог с учителем.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Выявить уровень понимания прочитанного.

— Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги.

— В начале урока мы поставили перед собой задачу познакомиться с новым произведением. Удалось ли нам это?

— Как называется рассказ?

— Какова тема этого произведения?

— О чём заставил задуматься нас автор?

Да

«Чук и Гек»

Методы: беседа

Форма: фронтальная

Средства: речь учителя.

РУУД: умение оценивать результаты своей деятельности.

КУУД: умение вступать в диалог с учителем; умение осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

6. Домашнее задание.

Информирование о д.з.

— Вашим домашним заданием будет дочитать рассказ «Чук и Гек» до конца.

— Урок окончен, всем спасибо за работу!

Форма: фронтальная

Средства: речь учителя, дневник

Класс: 2

УМК: Перспектива

Тема урока: А. П. Гайдар «Чук и Гек»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель: ознакомление учащихся с произведением А.П. Гайдара «Чук и Гек»

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с творчеством А.П. Гайдара на материале произведения «Чук и Гек».

2. Продолжить работу над формированием умения отвечать на вопросы учителя полным ответом.

3. Продолжить работу над формированием умения аргументировать свою точку зрения в процессе ответов на вопросы по прочитанному.

Развивающие: 

1. Формировать умение находить информацию в тексте по заданию учителя.

2. Способствовать формированию умения прогнозировать содержание читаемого текста.

3. Развивать связную устную речь учащихся в процессе ответов на вопросы учителя.

4. Развивать навык правильного и осознанного чтения.

Воспитательные:

1. Способствовать формированию нравственно-этических качеств личности, чуткости, доброты, внимания к ближнему, через содержание урока.

Планируемые результаты:

Предметные: 

— знают биографию А. Гайдара.

— знают произведение «Чук и Гек»

— умеют отвечать на вопросы учителя.

— умеют аргументировать свою точку зрения в процессе ответов на вопросы по прочитанному.

Метапредметные: 

Регулятивные:

— понимают и принимают учебную задачу;

— осуществляют самоконтроль при чтении произведения;

— оценивают результаты своей деятельности.

Познавательные:

— умеют находить информацию в тексте по заданию учителя;

— умеют прогнозировать содержание читаемого текста.

Коммуникативные:

— умеют слышать и слушать собеседника;

— вступают в диалог с учителем;

Личностные: 

— осознают важность проявления чуткости, доброты, внимания к ближнему.

Оборудование: учебник, презентация, карточки.

План урока

1. Организационный этап. (1 минута)

2. Проверка домашнего задания. (10 минут)

3. Подготовка к восприятию текста. (8 минут)

4. Первичное восприятие и анализ текста (20 минут)

5. Подведение итогов. Рефлексия. (5 минут)

6. Домашнее задание. (1 минута)

Ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы, формы и средства

Формируемые УУД

1.Организационный этап.

Создать эмоциональный настрой на урок.

— Прозвенел звонок.

Начинаем мы урок.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь. 

— Здравствуйте ребята. Меня зовут Светлана Андреевна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

— Мы начинаем наш урок. Каждый урок – это маленькое открытие. Скажите, какими качествами надо обладать, чтобы для себя сделать открытие?

— Я желаю вам хорошего настроения на уроке и много правильных, грамотных ответов.

Приветствуют учителя.

Быть внимательными и наблюдательными

Форма: фронтальная.

Средства: речь учителя, стихотворение.

ЛУУД: Мотивация к целенаправленной познавательной деятельности.

2. Актуализация знаний.

Определить степень усвоения изученного.

— Но прежде чем мы приступим к изучению нового, давайте проведем речевую разминку.

Та – та – та – у нас дома чистота.

Ты –ты –ты – сметану съели всю коты.

Ти — ти – ти — съели кашу всю почти.

То – то – то – стали мы играть в лото.

— Прочитайте чистоговорку хором.

-Теперь давайте прочитаем с вопросительной интонацией.

— А теперь давайте прочитаем с логическим ударением, выделяя голосом выделенные слова.

— Отлично.

Читают чистоговорку

Методы: беседа.

Форма: фронтальная.

Средства: речь учителя, чистоговорка, слайд презентации.

КУУД: умение вступать в диалог с учителем.

3. Подготовка к восприятию текста.

Организовать настрой на восприятие текста; актуализацию знаний и эмоций, которые помогут лучше усвоить произведение.

— Посмотрите на выставку книг, которая представлена на слайде. И скажите, с какими произведениями вы уже познакомились? (На слайде след. произведения: К. Чуковский «Путаница», Н. Носов «На горке», Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья, А. Гайдар «Чук и Гек»)

— Посмотрите, здесь есть еще одно произведение, которое вы не называли. Как оно называется?

— Кто написал это произведение?

— Поднимите руку, кто не читал это произведение.

— А теперь поднимите руку, кто уже знаком с данным произведением и читал его.

— Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством А. Гайдара и прочитаем фрагмент из произведения «Чук и Гек». А те, кто уже знаком с данным произведением, будут слушать вдвойне внимательнее и помогать отвечать на вопросы другим ребятам.

— Как вы думаете, какие задачи мы перед собой поставим? Попробуем сформулировать их, используя незаконченное предложение.

Познакомимся….

Узнаем…

— Действительно, мы познакомимся с новым произведением А. Гайдара «Чук и Гек». Узнаем, о чем этот рассказ, и кто такие Чук и Гек.

— Прежде чем, мы перейдем к чтению рассказа, предлагаю вам познакомиться с автором произведения «Чук и Гек» А. П. Гайдар.

— Посмотрите на слайд здесь представлен портрет А. Гайдара.

Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия Голиков) родился в 1904 году в городе Льгове. С малых лет он рос необычайно любознательным, не по возрасту вдумчивым, впечатлительным.

Отец Гайдара – был школьный учитель, Пётр Исидорович Голиков. Мать – Наталья Аркадьевна, работала сначала учительницей, позже медсестрой.

В семье после рождения Аркадия появилось ещё трое детей – его младшие сёстры.

Аркадий начал сочинять стихи с 10 лет.

— О Аркадии Петровиче Гайдаре нам расскажет Полина и Женя.

В 1927 году приехал в Москву, где создал произведения, принесшие славу. Он стал одним из самых читаемых детских писателей того времени. В 1941 году началась Великая Отечественная война. Аркадий Петрович ушёл на фронт в качестве военного корреспондента. Он воевал в партизанском отряде.

Писатель погиб в бою с фашистами 26 октября 1941 года.

— Спасибо.

— Прочитайте название произведения и подумайте, о ком или, о чем оно будет? Как вы думаете, кто такие Чук и Гек?

— В ходе чтения, мы узнаем подтвердились ваши предположения или нет.

— В тексте вам встретятся слова, которые могут вызвать у вас затруднения, давайте потренируемся в их прочтении.

— Посмотрите на слайд. Сначала прочитаем эти слова по слогам, потом целым словом с ударением.

ЗА-ПАС-ЛИ-ВО-ГО

ЗАПАСЛИВОГО

МЕ – ТАЛ – ЛИ – ЧЕС – КИ – Е

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ

КРАС – СНО – АР –МЕ- -ЕЦ

КРАСНОАРАМЕЕЦ

РАЗ – ЛОХ – МО – ЧЕН – НА – Я

РАЗЛОХМОЧЕННАЯ

ПРО – ДЫ – РЯВ – ЛЕН – НУ – Ю

ПРОДЫРЯВЛЕННУЮ

ПО – ДО – КОН – НИК

ПОДОКОННИК

— Также в тексте вам могут встретиться не только трудные для прочтения слова, но и незнакомые.

— У вас на столах лежит карточка с незнакомыми словами и определения к ним. Ваша задача соединить слова с их значениями, работая в парах. После чего мы все вместе проверим, что у вас получилось.

(пика, почуяв, укромное, телеграмма, красноармеец, турумбей)

Пика — колющее холодное оружие, разновидность длинного копья

Почуяв — осознать, понять, что – либо (кого –либо).

Укромное — укрытый от посторонних взглядов, уединенный, тихий.

Телеграмма — сообщение, посланное по телеграфу, одному из первых видов связи, использующих электрическую передачу информации.

Красноармеец – военнослужащий Красной армии.

Турумбей – беспорядок.

— Закончили. Давайте проверим, что у вас получилось. (один ученик читает первое определение, другой ученик второе определение, и т.д.)

— Итак, мы попытались предположить, что будет происходить в произведении, опираясь на его название. Теперь проверим наши предположения.

«Чук и Гек»

А. Гайдар

Познакомимся с творчеством А.Гайдара, с новым произведением.

Узнаем, кто такие Чук и Гек.

Слушают биографию автора.

О мальчиках, которые все время были вместе. Может быть, это два брата.

Методы: беседа, упражнение. Формы: фронтальная, парная

Средства: речь учителя, учебник, слайд презентации.

Приёмы: незаконченное предложение, прогнозирование

РУУД: умение понимать и принимать учебную задачу; умение прогнозировать;

ПУУД: умение устанавливать соответствие между словом и его значением

КУУД: умение вступать в диалог с учителем

4. Первичное восприятие и анализ текста.

Организовать чтение текста.

— Давайте, посмотрим небольшой отрывок из рассказа «Чук и Гек». Внимание на слайд.

— Кто же такие Чук и Гек?

— В каком городе они жили?

— Где был их папа?

— Почему мама улыбалась, когда читала письмо от папы?

— Приедет ли папа к ним в гости?

— Как вы думаете, что произойдет дальше?

— Хорошо, давайте продолжим читать и узнаем, что произойдет дальше.

— Я начну читать. Будьте внимательны, по ходу чтения я вам буду задавать вопросы по тексту. (прочли 1 часть)

— Давайте проверим, как вы поняли прочитанное. На вопросы отвечаем полным ответом.

— Подтвердилось ли наше предположение? Поедут ли ребята с мамой в гости к папе?

— Какие были братья? Какой был Чук по характеру?

-Какой Гек?

— Куда Чук положил телеграмму?

— Что в это время делал Гек?

— А что хранилось в этой коробке? Найдите эти слова в тексте.

— Предположите, что увидел Чук, когда открыл дверь?

— Отлично, молодцы, продолжаем читать. Читать будем по цепочке по одному предложению. Начнем с 1 ряда.

(прочли 2 часть)

— Что произошло?

— Что разозлило Чука, когда он вошел в комнату?

— Как вы думаете, намеренно Гек испортил коробку брата? Почему?

— Что произошло с мальчиками, когда Гек выкинул коробку?

— Как это проявилось? Найдите слова в тексте. (Громко завопил…)

— Как автор смог показать безысходность ситуации? Найдите слова в тексте. (Навеки пропала, со всем добром…)

— Случалось ли с вами такая ситуация, когда по вашей вине пропала чужая вещь? Что вы чувствовали?

— Продолжаем чтение. Дальше читает Фоменков Ваня, а все остальные внимательно следят.

— Достаточно, спасибо, Ваня. Чтение продолжает Белов Артем.

— Достаточно, спасибо, дальше читает Петровская Вероника.

— Достаточно, спасибо, Вероника. Дальше читает Тимофеев Филипп.

— Достаточно, спасибо. Продолжает София.

— Закончили, спасибо.

— Как вы думаете понимают ли мальчики, что телеграмма – это важно?

— Как вам кажется, если ничего не сказать, а просто скрыть свой поступок – это будет обманом?

— Почему мальчики ничего не рассказали маме?

— Правильно ли поступили Чук и Гек?

Как должны были поступить мальчики?

— Кто никогда не обманывал, поднимите руку?

— Почему люди обманывают?

— Что может чувствовать тот, кого обманывают, если узнаёт об обмане?

— Мы прочитали рассказ «Чук и Гек», какое впечатление он на вас произвёл? Что вам запомнилось?

— Какие чувства он у вас вызвал?

— Спасибо за ответы. Предлагаю вам немного отдохнуть. Все встаем из-за парт и повторяем за мной.

Физминутка

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись

— Сейчас я предлагаю вам охарактеризовать главных героев.

Поработайте в парах и подумайте, какими качествами обладали Чук и Гек.

(раздаю учащимся список качеств, они должны выбрать для каждого героя, те качества, которыми они обладает в произведение.)

Чук – спокойный, обстоятельный, рассудительный, бережливый, хозяйственный.

Гек – рассудительный, хитрый, эмоциональный, рассеянный, простодушный.

— Приступайте к работе.

— Закончили. И так каким Чук нам

представляется в произведение? А каким мы видим Гека?

— Прочитайте пословицы на стр. 131.

— Как понимаете пословицы?

«Стыдно сказать, а грех утаить.»

«Как не хитри, а правды не перехитрить.»

— Действительно, когда ты что – то знаешь или сделала, то сказать стыдно об этом, а не сказать тоже плохо.

— Во второй пословице говорится, о том, что сколько бы мы не врали, правду все равно не перехитрить. Вранье когда-нибудь станет известным.

— Спасибо за ответы.

Это два брата.

Москва.

Работал в горах.

Она обрадовалась, что он ей написал и что у него все хорошо.

Нет.

Они поедут к нему сами.

Да.

Запасливый, хозяйственный

Разиня, умел петь

В свою коробочку

Пел песни

Он хранил в ней серебряные бумажки от чая, фантики от конфет.

Увидел Гека, который играл в свои игрушки. Увидел Гека, который зарничит.

Мальчики поссорились, Гек выбросил коробочку Чука в форточку, А в коробке лежала непрочитанная телеграмма от отца.

Он тыкал пикой в его коробку.

Нет, ему просто хотелось поиграть. Да, чтобы разозлить брата.

Испугались.

Да. Нет.

Да.

Да.

Они не хотели огорчать маму. Они испугались.

Нет

Нужно было рассказать обо всем маме, может быть, они бы вместе нашли телеграмму.

Чтобы не огорчать людей правдой.

Предательство, обиду.

Методы: беседа, работа с учебником

Форма: фронтальная

Средства: речь учителя, учебник,

Приёмы: приём прогнозирования дальнейшего развития событий, чтение с остановками.

РУУД: умение осуществлять самоконтроль при чтении.

ПУУД: умение понимать прочитанное; умение выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого.

КУУД: умение вступать в диалог с учителем.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Выявить уровень понимания прочитанного.

— Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги.

— В начале урока мы поставили перед собой задачу познакомиться с новым произведением. Удалось ли нам это?

— Как называется рассказ?

— Какова тема этого произведения?

— О чём заставил задуматься нас автор?

Да

«Чук и Гек»

Методы: беседа

Форма: фронтальная

Средства: речь учителя.

РУУД: умение оценивать результаты своей деятельности.

КУУД: умение вступать в диалог с учителем; умение осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

6. Домашнее задание.

Информирование о д.з.

— Вашим домашним заданием будет дочитать рассказ «Чук и Гек» до конца.

— Урок окончен, всем спасибо за работу!

Форма: фронтальная

Средства: речь учителя, дневник

  • Полный текст произведения сказка о царе салтане
  • Полный рассказ медный всадник
  • Полный список денискиных рассказов драгунский
  • Полный невежда в музыке как пишется
  • Полное спокойствие может дать человеку только страховой полис сочинение