Анализ
произведения А. Гайдара «Чук и Гек»:
Дата написания. Жизненные
обстоятельства, оказавшие непосредственное влияние на написание произведения.
А.П. Гайдар, думая о создании
произведения «Чук и Гек», хотел написать светлый рассказ, похожий на
«жемчужину». Литературными критиками не сразу было одобрено произведение
писателя. Однако, несмотря на то, что оценки давались неоднозначными, дети
полюбили рассказ «Чук и Гек». Он был впервые опубликован в 1939 году
«Пионерской правдой». Также «Чук и Гек» публиковался в журнале «Красная
новь». В том же 1939 году произведение вышло отдельным изданием.
Тема произведения.
Смысл жизни
Композиция произведения.
Рассказ «Чук и Гек» начинается сказочным
зачином, который определяет весь строй произведения А.П. Гайдара. Все события
рассказа воспринимаются глазами Чука и Гека, что тоже является композиционной
особенностью произведения. Сказочная окраска проходит через все эпизоды
рассказа, все реальные события соединяются с вымышленными.
Определение составляющих сюжета:
экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Рассказ Аркадия Петровича можно разделить
на несколько частей:
— экспозиция — описание жизни
Чука и Гека, характеристика мамы мальчиков;
— завязка, начало действия
— получение письма от отца с приглашением приехать к нему в гости;
— развитие действия —
потеря телеграммы, решение скрыть это от мамы, путешествие в поезде, прибытие
на станцию, путь к Синим горам;
— кульминация — приезд на разведывательную базу, пропажа Гека;
— развязка — возвращение отца и счастливое празднование Нового года.
Образ героя (героев). Характеризующие
портрет, пейзаж, интерьер.
Образ Чука автор создаёт при помощи различных деталей, вплетает мелочи в
описание. Внимательный читатель замечает, что мальчик очень бережлив, он
собирает всякие полезные, на его взгляд, вещицы: «У запасливого Чука была
плоская металлическая коробочка, в которой он хранил серебряные бумажки от
чая, конфетные обёртки (если там был нарисован танк, самолёт или
красноармеец), галчиные перья для стрел, конский волос для китайского фокуса
и ещё всякие очень нужные вещи». Чук эмоционально и бурно реагирует на
различные события.
Геку А. П. Гайдар даёт прямую и меткую характеристику: «Гек был разиня,
но зато он умел петь песни». Гек фантазёр: он тонко чувствует окружающий мир,
придумывает объяснения для непонятных ему явлений, видит необычные сны. Но
при всей своей мечтательности он вполне активный ребёнок, баловник. Его, как
и Чука, привлекают мужские игры: «Чук смастерил себе кинжал из кухонного
ножика, а Гек разыскал себе гладкую палку, забил в неё гвоздь, и получилась
пика, до того крепкая, что если бы чем-нибудь проколоть шкуру медведя, а
потом ткнуть этой пикой в сердце, то, конечно, медведь сдох бы сразу».
Оба мальчика с
уважением и любовью относятся к родителям: боятся разочаровать маму, с
нетерпением ждут встречи с отцом.
Итак, в образах Чука
и Гека Аркадий Петрович Гайдар воплотил представления об обычном мальчишке:
заводном и мечтательном, преданном слову и совершающем невероятные поступки.
Особенности повествования (автор,
повествователь, герой).
Повествование ведется
от третьего лица, делая картину объективной. Однако эта картина мира
воспринимается глазами главных героев.
Повествовательная
манера также сближает рассказ «Чук и Гек» с волшебной сказкой.
«Жил человек в лесу
возле Синих гор», — начало рассказа напоминает традиционный сказочный зачин.
Имя героя не названо, место действия кажется неопределённым, далёким и
загадочным.
Драка ребят, в ходе
которой они потеряли телеграмму от отца, — это своего рода запрет и его
нарушение. А дальнейшие приключения становятся наказанием и сказочными
испытаниями. Сгущают волшебную атмосферу эпизоды на вокзале (встреча с
козлом) и в избушке на ямщицкой станции.
Лесной сторож кажется
ребятам очень суровым человеком, неприветливым, даже злым. Но в рассказе
именно он становится «волшебным помощником», который в итоге приносит ключ от
дома отца и письмо от него. «Чудесным спасением» можно назвать случай с
Геком, который спрятался в сундуке и уснул.
Испытание для героев
— выживание в незнакомых условиях, необходимость делать то, чем раньше они не
занимались. И в качестве первой награды выступает ключ от дома. Главная же
награда — воссоединение семьи и встреча Нового года вместе с отцом.
В финале рассказа
Аркадий Петрович Гайдар даёт определение счастья, которое становится итогом
приключений и главной идеей текста: «Что такое счастье — это каждый понимал
по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много
трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая
зовётся Советской страной». Автор считает, что каждый должен любить родную
землю, беречь её и трудиться ради неё.
Смысл названия.
Рассказ был назван в
честь центральных персонажей. Существует несколько версий того, как произошли
эти необычные имена.
В первом издании
произведения отец называет Геком Сергея, а Чуком Владимира. Отсюда сокращенные
варианты имен Сергей и Владимир.
Но есть и следующая
версия: Чук – русифицированный вариант имени Чак, а Гек – Джек. Эти
иностранный имена были довольно популярны во времена жизни А.П. Гайдара.
Идея произведения.
Рассказ «Чук и Гек» повествует о
человеческом существовании и о его смысле. Автор поднимает проблему счастья.
«Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и
понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту
огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной» — так говорил
сам А.П. Гайдар. В этих словах и отражена главная мысль рассказа.
Воспитательная функция произведения.
Честность – вот главный принцип жизни
каждого человека. Писатель призывал своих читателей в любых ситуациях вести
себя в соответствии с честью. Быть честным, по мнению А.П. Гайдара, — это не
только не врать, но и ничего не утаивать. Нельзя скрывать свои нечестные
поступки и всегда нужно нести за них ответственность.
Анализ
произведения А. Гайдара «Чук и Гек»:
Дата написания. Жизненные
обстоятельства, оказавшие непосредственное влияние на написание произведения.
А.П. Гайдар, думая о создании
произведения «Чук и Гек», хотел написать светлый рассказ, похожий на
«жемчужину». Литературными критиками не сразу было одобрено произведение
писателя. Однако, несмотря на то, что оценки давались неоднозначными, дети
полюбили рассказ «Чук и Гек». Он был впервые опубликован в 1939 году
«Пионерской правдой». Также «Чук и Гек» публиковался в журнале «Красная
новь». В том же 1939 году произведение вышло отдельным изданием.
Тема произведения.
Смысл жизни
Композиция произведения.
Рассказ «Чук и Гек» начинается сказочным
зачином, который определяет весь строй произведения А.П. Гайдара. Все события
рассказа воспринимаются глазами Чука и Гека, что тоже является композиционной
особенностью произведения. Сказочная окраска проходит через все эпизоды
рассказа, все реальные события соединяются с вымышленными.
Определение составляющих сюжета:
экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Рассказ Аркадия Петровича можно разделить
на несколько частей:
— экспозиция — описание жизни
Чука и Гека, характеристика мамы мальчиков;
— завязка, начало действия
— получение письма от отца с приглашением приехать к нему в гости;
— развитие действия —
потеря телеграммы, решение скрыть это от мамы, путешествие в поезде, прибытие
на станцию, путь к Синим горам;
— кульминация — приезд на разведывательную базу, пропажа Гека;
— развязка — возвращение отца и счастливое празднование Нового года.
Образ героя (героев). Характеризующие
портрет, пейзаж, интерьер.
Образ Чука автор создаёт при помощи различных деталей, вплетает мелочи в
описание. Внимательный читатель замечает, что мальчик очень бережлив, он
собирает всякие полезные, на его взгляд, вещицы: «У запасливого Чука была
плоская металлическая коробочка, в которой он хранил серебряные бумажки от
чая, конфетные обёртки (если там был нарисован танк, самолёт или
красноармеец), галчиные перья для стрел, конский волос для китайского фокуса
и ещё всякие очень нужные вещи». Чук эмоционально и бурно реагирует на
различные события.
Геку А. П. Гайдар даёт прямую и меткую характеристику: «Гек был разиня,
но зато он умел петь песни». Гек фантазёр: он тонко чувствует окружающий мир,
придумывает объяснения для непонятных ему явлений, видит необычные сны. Но
при всей своей мечтательности он вполне активный ребёнок, баловник. Его, как
и Чука, привлекают мужские игры: «Чук смастерил себе кинжал из кухонного
ножика, а Гек разыскал себе гладкую палку, забил в неё гвоздь, и получилась пика,
до того крепкая, что если бы чем-нибудь проколоть шкуру медведя, а потом
ткнуть этой пикой в сердце, то, конечно, медведь сдох бы сразу».
Оба мальчика с
уважением и любовью относятся к родителям: боятся разочаровать маму, с
нетерпением ждут встречи с отцом.
Итак, в образах Чука
и Гека Аркадий Петрович Гайдар воплотил представления об обычном мальчишке:
заводном и мечтательном, преданном слову и совершающем невероятные поступки.
Особенности повествования (автор,
повествователь, герой).
Повествование ведется
от третьего лица, делая картину объективной. Однако эта картина мира
воспринимается глазами главных героев.
Повествовательная
манера также сближает рассказ «Чук и Гек» с волшебной сказкой.
«Жил человек в лесу
возле Синих гор», — начало рассказа напоминает традиционный сказочный зачин.
Имя героя не названо, место действия кажется неопределённым, далёким и
загадочным.
Драка ребят, в ходе
которой они потеряли телеграмму от отца, — это своего рода запрет и его
нарушение. А дальнейшие приключения становятся наказанием и сказочными
испытаниями. Сгущают волшебную атмосферу эпизоды на вокзале (встреча с
козлом) и в избушке на ямщицкой станции.
Лесной сторож кажется
ребятам очень суровым человеком, неприветливым, даже злым. Но в рассказе
именно он становится «волшебным помощником», который в итоге приносит ключ от
дома отца и письмо от него. «Чудесным спасением» можно назвать случай с
Геком, который спрятался в сундуке и уснул.
Испытание для героев
— выживание в незнакомых условиях, необходимость делать то, чем раньше они не
занимались. И в качестве первой награды выступает ключ от дома. Главная же
награда — воссоединение семьи и встреча Нового года вместе с отцом.
В финале рассказа
Аркадий Петрович Гайдар даёт определение счастья, которое становится итогом
приключений и главной идеей текста: «Что такое счастье — это каждый понимал
по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много
трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая
зовётся Советской страной». Автор считает, что каждый должен любить родную
землю, беречь её и трудиться ради неё.
Смысл названия.
Рассказ был назван в
честь центральных персонажей. Существует несколько версий того, как произошли
эти необычные имена.
В первом издании произведения
отец называет Геком Сергея, а Чуком Владимира. Отсюда сокращенные варианты
имен Сергей и Владимир.
Но есть и следующая
версия: Чук – русифицированный вариант имени Чак, а Гек – Джек. Эти
иностранный имена были довольно популярны во времена жизни А.П. Гайдара.
Идея произведения.
Рассказ «Чук и Гек» повествует о
человеческом существовании и о его смысле. Автор поднимает проблему счастья.
«Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и
понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту
огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной» — так говорил
сам А.П. Гайдар. В этих словах и отражена главная мысль рассказа.
Воспитательная функция произведения.
Честность – вот главный принцип жизни
каждого человека. Писатель призывал своих читателей в любых ситуациях вести
себя в соответствии с честью. Быть честным, по мнению А.П. Гайдара, — это не
только не врать, но и ничего не утаивать. Нельзя скрывать свои нечестные
поступки и всегда нужно нести за них ответственность.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 ноября 2021; проверки требуют 6 правок.
«Чук и Гек» — рассказ Аркадия Гайдара для среднего школьного возраста[1]. Впервые (под названием «Телеграмма») был опубликован в 1939 году в журнале «Красная новь»[2]; главных героев звали Володя и Серёжа.
СюжетПравить
В канун Нового года в московскую квартиру, где проживает молодая женщина с двумя сыновьями, приходит письмо. Глава семьи, работающий геологом далеко в Сибири, зовёт жену с детьми к себе на Новый год. Спустя некоторое время, в отсутствие матери, дети получают телеграмму, но в результате ссоры теряют её и скрывают это. Приехав на место, мать с детьми не находят в посёлке никого, кроме сторожа, потому что вся геологическая партия отправилась в тайгу на две недели (сообщение об этом событии и содержалось в утерянной телеграмме). Сторож оставляет семью у себя, под предлогом охоты отправляется на лыжах к геологам и возвращается с ключом от комнаты и письмом от главы семьи. Вскоре возвращаются геологи и все вместе встречают Новый год.
АнализПравить
Всё произведение пронизывает светлый положительный настрой, в нём можно найти черты классического святочного рассказа[3][4][5], пересмотренные исходя из уверенности в правильном устройстве советского общества[6]. Борис Камов считает, что Гайдар воспроизвёл те светлые настроения, которые он вынес из детских воспоминаний[7].
Рассказ отличают сказовый стиль и композиция, характерная для волшебной сказки (в частности — отсутствие конкретных дат и адресов), что придаёт ему особое мифопоэтическое звучание[8]. Первый элемент сказочной условности ожидает читателя уже в заглавии рассказа: это имена героев, отсутствующие в современном русском языке (как во времена создания рассказа, так и поныне)[9][K 1]. Далее следует типичный сказочный зачин («Жил человек в лесу у Синих гор»)[11], где можно увидеть работающие на предельное обобщение отсутствие у человека имени и условный топоним «Синие горы»[K 2], звучащий почти как «тридевятое царство», и который Гек и его мать характеризуют в своих рассуждениях как название места, дальше которого уже «немного осталось мест на свете»[9].
Собственно завязкой произведения служит отправка отцом Чука и Гека домой письма, а затем телеграммы. Драка детей, из-за которой информация, содержавшаяся в телеграмме, была утеряна, выполняет функцию запрета и его нарушения, наказанием за которое, согласно логике волшебной сказки, являются дальнейшие приключения, представленные как сказочные испытания. Поездка в безымянную далёкую страну к отцу вводит в сюжет мотивы поиска и путешествия[9]. Дмитрий Быков в своей лекции «СССР — страна, которую придумал Гайдар» говорит о самоценности мотива путешествия для Аркадия Гайдара: «всё, что написал поздний <…> зрелый Гайдар <…> — о путешествиях, о человеке, которому не сидится дома, которому дома плохо, который в дом не вписался. О человеке, который отправился странствовать и где-то далеко нашёл что-то своё». «все эти цели далёких бесконечных странствий, в которые отправляются Чук и Гек <…> — ведь всё это истории бродяжничества»[12]. На безымянной станции, где героев никто не встречает, путешествие окончательно обрастает фольклорно-сказочными подробностями, где вокзал — место перехода между миром детей и миром отца, а ямщик, берущийся довезти их «до места» через загадочный ночной лес — проводник между этими мирами[9].
Такие эпизоды, как встреча на вокзале с козлом, ночёвка в избушке на ямщицкой станции, «борьба» Гека с «медведем» (за которого мальчик принимает лошадь) и следующий за тем страшный сон мальчика (который «тушит» мать, приобретающая в рассказе роль фольклорного защитника[13]), не являясь ключевыми для сюжета, служат сгущению сказочной атмосферы[14]. Сам сон при этом имеет пророческий характер, поскольку в нём мальчику видятся события грядущей войны (относительно времени выхода рассказа — 1939 год — она и вправду была близка)[15]. Художественные приёмы, которые при этом использует Гайдар, сближают рассказ с произведениями Гоголя[6]. В перепадах от нагнетаемой атмосферы тайны к подчас приземлённым её объяснениям видна характерная для Гайдара серьёзно-ироническая манера повествования[16].
Появление сторожа в заброшенном лагере геологов ассоциируется с возвращением Бабы-Яги в свою избушку (первый заданный им вопрос — «Что это за гости сюда приехали?»)[17]. Страхи детей, вызванные необычностью происходящего с ними[18], находят свою кульминацию в эпизоде с «пропажей» Гека и его поисками. Именно тогда, в соответствии с чеховскими законами драматургии, стреляет оставленное сторожем ружьё[19]. Эпизод пародирует фольклорный сюжет о пропавшем в лесу ребёнке (в отличие от архетипического сюжета, мальчик просто спрятался в сундук и заснул). Гека «спасают» сторож с собакой, являющиеся с «громом и стуком» после третьего выстрела матери из ружья. Привезённые им «тяжёлый ключ» от комнаты отца и письмо в «измятом голубом конверте» символизируют скорое завершение поиска героев, который завершается возвращением отца и празднованием Нового года[17].
В конце рассказа автор даёт одно из хрестоматийных определений счастья: «Что такое счастье — это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной»[20].
Несмотря на вроде бы счастливый финал и светлый настрой рассказа, воссоединение семьи оказывается лишь свиданием: после праздника мать с детьми должна вернуться в Москву без мужа, то есть гармония мира, которую дети ощущают через гармонию в семье является временной[11].
ПерсонажиПравить
Характер Чука Гайдар изображает через детали, мелочи поведения. Можно заметить, что он бережлив и скуповат[19]. Его характер, помимо любви к коллекционированию и накопительству отличает экспансивность, активная реакция на внешнюю сторону жизни[21].
Гека автор характеризует напрямую — он «растеря и разиня», но зато умеет петь песни. Это чуткий мальчик, тонко чувствующий окружающую его «сказочную» природу[19]. Он задумчив и равнодушен к мелочам, важным для Чука — окружающие пейзажи и сны волнуют его больше. Но при всей своей мечтательности он вполне активный ребёнок, у него мужской характер, его не пугает драка и привлекают мальчишеские игры[21].
Их мать — мягкая женщина, лишённая какой бы то ни было властности. «У этой мамы был странный характер. Она не ругалась за драку, не кричала, а просто разводила драчунов по разным комнатам…» Её отличает сочетание некоторой «детскости» характера с уважением к чувствам своих детей. Те отвечают ей взаимностью, всячески помогая, боясь её огорчить или обидеть[22].
Отец в книге напрямую практически не присутствует, его можно увидеть лишь в финале, глазами идеализирующих его сыновей[22]. Он почти лишён индивидуальных черт, представляя собой далёкий, почти недосягаемый идеал мужественности и гражданственности[19].
Реакция и оценкиПравить
Рассказ стал единственным произведением Гайдара, вышедшим после 1935 года, которое не подверглось при этом резкой критике в советской прессе[23]. В статье «Новый рассказ А. Гайдара» Виктор Шкловский назвал рассказ удачей писателя, развитием его «нового голоса», лирического понимания жизни, впервые проявившегося в рассказе «Голубая чашка»[24].
В 2010 году Денис Драгунский упрекал рассказ в бесконфликтности, в том, что автор игнорировал происходившие в 1937—1939 годах массовые репрессии[25]. Однако сын писателя, Тимур Гайдар, в примечании к собранию сочинений отца говорит, что хотя «в „Чуке и Геке“ нет отзвука тех событий», он «несёт на себе их своеобразный отсвет»[2]. Наталья Камышникова-Первухина вспоминая, как они ехали к отцу, вынужденному устроиться в лагерный посёлок Абезь (он был уволен с работы в Москве) пишет: «Отделить воспоминание этой дороги от описания ночного поезда в повести „Чук и Гек“ мне трудно…»[26].
В постсоветское время рассказ относят к классике детской литературы, сохраняющей своё очарование для читателей разных возрастов[27]. В 2013 году он был включён в «100 книг» — список книг по истории, культуре и литературе, рекомендованный школьникам Министерством образования и науки РФ для самостоятельного чтения.
Критики отмечали, что и рассказ, и его экранизация в 1953 году смогли передать дух того времени, выйдя за границы явно предъявляемого в тексте и указать на «то невидимое, что в них удивительным образом присутствует: напряжённость эпохи, страх перед настоящим и неопределённость будущего, идеологические доминанты, мировоззренческие установки, цели и задачи первого в мире бесклассового общества, нового социального устройства и нового человека, пути и способы их достижения»[28].
ЭкранизацияПравить
В 1953 году по мотивам рассказа был снят фильм «Чук и Гек» (режиссёр — Иван Лукинский, сценарист — Виктор Шкловский). Сказочную атмосферу рассказа Гайдара удалось сохранить и в экранизации[29].
КомментарииПравить
- ↑ Впрочем Денис Драгунский замечает, что имена Чук (Chuk) и Гек (Huck) представляют собой сокращения от Чарльз и Гекльберри и весьма распространены в США, в том числе в качестве основных имён «по паспорту»[10].
- ↑ Впрочем, в СССР и России существуют и реальные Синие горы — лесистый горный массив Уральских гор в западной части Свердловской области, к западу от Нижнего Тагила, но ничто в рассказе А. Гайдара не указывает именно на них.
ИсточникиПравить
- ↑ Чудакова М. О. Про барабанщика и про Петрушу Гринёва в XX веке // Не для взрослых: Время читать!. — Время, 2014. — ISBN 978-5-9691-1153-0.
- ↑ 1 2 Гайдар А. Собрание сочинений в трёх томах. Том 2. — М.: Правда, 1986.
- ↑ Как нарисовать Рождество. Святочный рассказ: возрождение жанра // Фома. — 2013. — № 1.
- ↑ Душечкина Е. В. Святочный рассказ // Искусство. — Первое сентября, 2007. — № 23.
- ↑ Плешкова, 2007, с. 47.
- ↑ 1 2 Арзамасцева, 2005, Аркадий Петрович Гайдар, с. 247.
- ↑ Камов Б. Н. «Я отвечаю за всех»: К 70-летию гибели Аркадия Гайдара // Вестник Европы. — 2011. — № 31—32.
- ↑ Плешкова, 2007, с. 47–48.
- ↑ 1 2 3 4 Плешкова, 2007, с. 48.
- ↑ Драгунский Д. В. Ник Сталин. Частный Корреспондент (21 декабря 2010 года). Дата обращения: 6 января 2016.
- ↑ 1 2 Головчинер В. Е. «Что такое счастье, каждый понимал по-своему…»: К 100-летию А. П. Гайдара // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2005. — № 6.
- ↑ Быков Д. Л. СССР — страна, которую придумал Гайдар. Прямая речь. Фонд Егора Гайдара (19 января 2012). Дата обращения: 7 января 2016.
- ↑ Плешкова, 2005, с. 73.
- ↑ Плешкова, 2007, с. 48—49.
- ↑ Плешкова, 2005, с. 72.
- ↑ Арзамасцева, 2005, Аркадий Петрович Гайдар, с. 247–248.
- ↑ 1 2 Плешкова, 2007, с. 49.
- ↑ Долженко Л. В. Объективации эмоции страха в произведениях А. П. Гайдара для детей // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2013. — Вып. 9 (84).
- ↑ 1 2 3 4 Арзамасцева, 2005, Аркадий Петрович Гайдар, с. 248.
- ↑ Пирогов Л. В. Русские: Слишком узкие. Русский журнал (08.02.12). Дата обращения: 6 января 2016.
- ↑ 1 2 Ивич А. Аркадий Гайдар. 9. // Воспитание поколений. — М.: Детская литература, 1969.
- ↑ 1 2 Федосеева Н. В. Воспитательный аспект общения в системе «взрослый – ребёнок» в произведениях А. П. Гайдара «Чук и Гек» и «Тимур и его команда» // Приволжский научный вестник. — 2013. — Т. 2, № 8 (24). — С. 147–152. — ISSN 2224-0179. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Басинский П. В., Камов Б. Н. Военная тайна. Какого Гайдара мы потеряли: жестокого командира или прекрасного детского писателя?. Российская газета (27.10.2011). Дата обращения: 6 января 2016.
- ↑ Шкловский В. Б. Новый рассказ Гайдара // Детская литература. — 1939. — № 4. — С. 36.
- ↑ Драгунский Д. В. Молчание близнят // Частный корреспондент. — 2010. — 3 декабря.
- ↑ Камышникова-Первухина Н. Абезь (из воспоминаний) // СловоWord. — 2010. — № 66.
- ↑ Арзамасцева, 2005, Основы теории детской литературы, с. 19.
- ↑ Егоров Владимир. «Чук и Гек» Аркадия Гайдара — Рем и Ромул новой эпохи между дисциплинарным обществом и обществом контроля // TERRA AESTHETICAE Journal of Russian Society for Aesthetics № 1 (7) 2021. — 2021-01-01.
- ↑ Плешкова, 2007, с. 51.
ЛитератураПравить
- Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. — 3-е изд., переработанное и дополненное. — М.: Академия, 2005. — 576 с. — ISBN 5-7695-2234-8.
- О рассказе А. Гайдара «Чук и Гек» // Детские чтения. — 2015. — Т. 7, № 1. — С. 168–175.
- Плешкова О. И. Фольклорно-мифологические элементы в рассказе А. П. Гайдара «Чук и Гек» // Культура и текст. — 2005. — Вып. 8. — С. 70–76.
- Плешкова О. И. Опыт филолого-исторического и методического комментария рассказа А. П. Гайдара «Чук и Гек» // Начальная школа. — 2007. — № 6. — С. 47–52.
- Плешкова О. И. 2.3: Литература в системе культуры // Теория литературы и практика читательской деятельности: Учебное пособие. — Флинта, Наука, 2016. — С. 58–63. — 208 с. — ISBN 978-5-9765-2214-5, 978-5-02-038878-9.
Положение о проведении районного конкурса детского творчества «Ёлка Чука и Гека» -2015
1. Общие положения:
1.1. Настоящее Положение о проведении районного конкурса детского творчества «Елка Чука и Гека» — 2015, (далее – Конкурс) определяет порядок проведения конкурса, его организационное, методическое обеспечение, условия участия в Конкурсе, порядок определения победителей.
1.2. Организатором Конкурса является МБУК «Клинская ЦБС» в лице Центральной детской библиотеки им. А.П. Гайдара.
1.3. Конкурс проводится ЦДБ им. А.П. Гайдара при поддержке:
— Управлением образования Администрации Клинского муниципального района;
– ООО «Клинское подворье»;
– Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества»;
— Муниципальное унитарное предприятие «Редакция газеты «Серп и Молот», детский журнал «Клинская Аленушка».
1.4. Участниками конкурса могут быть обучающиеся 1-6 классов общеобразовательных школ района и представившие свои работы, выполненные в соответствии с требованиями.
К участию в конкурсе допускаются как индивидуальные участники, так и творческие группы обучающихся.
2. Цели и задачи Конкурса:
— Привлечение детей к чтению произведений А. П. Гайдара через творчество;
— Развитие интереса к истории родного края, его традиций и обычаев;
— Развитие художественных способностей и эстетического вкуса;
-Популяризация традиционных и современных направлений декоративно-прикладного творчества.
3. Время и место проведения конкурса:
декабрь — январь 2015г. в ЦДБ им. А.П. Гайдара (ул. Ленина, 20).
4. Участники:
Творческие коллективы и отдельные участники в возрасте 7-12 лет.
5. Условия конкурса:
Для участия в конкурсе-выставке необходимо предоставить коллективные или индивидуальные творческие работы, которые должны представлять собой завершенные авторские работы, выполненные с учетом заявленных в положении номинаций.
Номинации конкурса:
— «Новогодняя игрушка для ёлки»; (подвесные игрушки);
— Поздравительная открытка «С Новым годом, Клин!» не больше формата А-4;
— «Мой любимый литературный герой» (персонажи книг);
— «Новогодний калейдоскоп»; (Снегурочка, Дед Мороз, елка, символ года – обезьяна);
— «Наряди Алёнушку в новогодний костюм» (Специальная номинация газеты «Серп и молот» и детского журнала «Клинская Алёнушка» — рисунок формата А-4)
Особые условия конкурса:
Забрать работы можно будет с 16-20 января. Оставленные работы оргкомитет конкурса вправе передать на благотворительность.
6. Критерии оценки конкурсных работ:
— Художественный уровень предоставленных работ;
— Оригинальность идеи представленной работы;
— Соответствие работы цели, задачам и теме номинаций конкурса;
— Соответствие представленной работы номинации;
— Выполнение всех требований положения;
— Оформление;
— Самобытность.
7. Требования к конкурсным работам:
— Работы, представленные на конкурс, должны быть полностью подготовлены для демонстрации. Подвесные игрушки должны иметь нитку — подвеску.
— Наличие сопроводительных этикеток (5х7см), в которой указывается название работы, номинация, фамилия и имя исполнителя, Ф.И.О. руководителя, название учреждения образования или учреждения дополнительного образования, класс, телефон школы. Текст печатается через 1 интервал в редакторе Word 6.0 for Windows; шрифт Times New Roman размером 14 кегль. Этикетка должна быть крепко закреплена к изделию.
— Оргкомитет конкурса оставляет за собой право не принимать игрушки, купленные в магазине, а также негабаритного формата, сделанные из натуральной хвои, стекла и продуктов питания.
8. Порядок проведения конкурса:
Участники конкурса могут представить работу только в одной из номинаций.
Работы предоставляются на рассмотрение жюри с 16 декабря по 25 декабря в Центральную детскую библиотеку им. А.П. Гайдара МБУК «Клинская ЦБС» по адресу:
г. Клин, ул. Ленина, д. 20.
9. Награждение победителей и участников конкурса
Победители Конкурса награждаются дипломами I, II, III степени. Если победителем конкурса становится группа обучающихся (два или более автора), то выдается общий диплом на группу.
Руководители работ, занявших 1-3 места, отмечаются в грамоте награждаемого участника.
Результаты Конкурса фиксируются в протоколах и размещаются для ознакомления на сайте и ЦДБ им. А.П. Гайдара.
Награждение победителей состоится 10-20 января 2016 г. на литературном празднике «Ёлка Чука и Гека» в Центральной детской библиотеке им. А.П. Гайдара. (О времени награждения будет объявлено дополнительно).
Участие в конкурсе означает полное согласие с Положением о конкурсе.
Состав оргкомитета:
- Овчинникова Ирина Викторовна, директор МБУК «Клинская ЦБС»;
- Симанович Людмила. Александровна, директор ООО «Клинское Подворье»;
- Смирнова Лариса Николаевна, заместитель главного редактора МУП «Редакции газеты «Серп и Молот», детского журнала «Клинская Аленушка»;
- Турченкова Жаннетта Евгеньевна, заместитель директора по научно-методической работе ДДТ, педагог первой квалификационной категории.
Состав жюри:
- Быкова Валентина Прохоровна, и.о. зав. сектором ЦДБ им. А.П. Гайдара;
- Верменич Анна Александровна, методист МУ «Методический кабинет»;
- Глебова Кристина Михайловна, педагог-организатор Дома детского творчества;
- Кондратьева Надежда Николаевна зам. директора МБУК «Клинская ЦБС»;
- Коняева Анна Николаевна, зав. отдела обслуживания ЦДБ им. А.П. Гайдара.
Тема урока: А. Гайдар «Чук и Гек»
Цель урока: обобщить знания детей о жизни и творчестве А.П.Гайдара; учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев;
Задачи урока:
Образовательные
-
расширять представления о литературном творчестве А.Гайдара;
-
отрабатывать и совершенствовать навык чтения, умение ориентироваться в прочитанных произведениях;
-
обогащать активный и пассивный словарный запас;
-
расширять кругозор воспитанников; совершенствовать навыки анализа художественного текста, опираясь на поставленные вопросы.
Коррекционно-развивающие
-
развивать познавательный и читательский интерес, устную монологическую и диалогическую речь; внимание, память.
-
развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: добывать новые знания, находить ответы на вопросы;
-
отрабатывать коррекцию мышления, речи на основе выводов и обобщений;
-
развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения;
Воспитательные
-
на примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства, интерес к книгам писателя;
-
содействовать развитию умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом.
Оборудование: книги для чтения; выставка книг А.Гайдара; портрет писателя; выставка рисунков к рассказу «Чук и Гек»; отрывки из воспоминаний Гайдара; песни: «Погоня» и «Гайдар шагает впереди».
Ход урока
I Мотивационно-ориентировочный этап
-Добрый день, ребята!
-Давайте начнём наш урок с хорошего настроения, а для этого улыбнитесь друг другу.
II.Актуализация имеющихся знаний.
Входит ученик с книгой А.П. Гайдара.
Ученик. Хорошая книга – мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоём
И наш разговор потихоньку ведём.
С тобою дорога моя далека —
В любую страну, в любые века.
— Кто написал эту книгу?
Выставляется портрет А.П. Гайдара.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Постановка темы и целей урока. Подготовка к усвоению нового материала.
— Наш урок внеклассного чтения посвящается этому замечательному человеку, который жил, творил и для многих из вас стал любимым писателем. Это о нем написаны эти замечательные строки.
Ученик.
Большой, веселый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинял свои рассказы
Как бесконечную игру.
Он был солдатом и вожатым,
И каждая его строка
Осталась как завет ребятам
Писателя-большевика.
IV.Изучение нового материала
1. Знакомство обучающихся со страницами биографии А. Гайдара.
— Вспомните, ребята, где и когда родился А.П. Гайдар?
В Курской области на берегу Сейма расположен старинный русский город Льгов. Здесь в маленьком поселке сахарного завода в семье учителя Петра Иосифовича Голикова 22 января 1904 года родился будущий писатель А.П. Гайдар. Но лучше всего узнать о нем от него самого.
-В 17 лет А. Гайдар командовал полком, 6 лет воевал на шести фронтах, был ранен, контужен в голову. Контузия дала о себе знать. Ему исполнилось 20 лет, и он был зачислен на должность командира полка в запасе. С тех пор он стал писать.
2.Решение задач по ориентировке в художественной книге
(Учитель раздаёт книги)
3.Словарная работа
Перед тем, как мы начнём читать рассказ, предлагаю сделать словарную работу и ответить на вопросы
— Как вы понимаете значение слова «телеграмма»
Эти слова уже устаревают. К нашему счастью сейчас есть телефоны, скайпы, интернет и не надо идти на почту и стоять в очередях, чтобы отправить телеграмму
4.Чтение текста учителем и проверка первичного восприятия произведения
— А давайте сейчас прочитаем отрывок из рассказа А.Гайдара «Чук и Гек».
4. .Проверка первичного восприятия произведения
-Кто же такие Чук и Гек?
— А что с ними случилось?
— Кто позвонил в дверь?
— Что в это время делали братья
— Куда Чук положил телеграмму?
— Что в это время делал Гек?
— А что хранилось в этой коробке?
— Что сделал Чук?
— Что случилось после?
— Нашли они коробку?
— Что заставило помериться мальчикам?
— Кто из них старше?
— Какую историю они придумали?
— Что принесла мама?
V.Физминутка
VI. Закрепление изученного материала
2. Беседа по содержанию текста эмоционально – оценочного характера
-Как вы думаете, понял ли Чук, что такое телеграмма или он слишком маленький для этого?
— Как вы думаете, что могло бы быть в телеграмме?
-Как вы оцените поступок мальчиков, когда они решили не рассказывать матери о телеграмме?
— Почему так делать нельзя?
— Какая пословица выражает главную мысль рассказа? Обоснуйте свою точку зрения.
— Вранье не введет в добро.
— Правда в огне не горит и в воде не тонет.
— Чему же учит нас этот рассказ? Какая главная мысль рассказа?
— Впишите загаданные слова, возьмите из них указанные буквы и составьте из них фамилию Чука и Гека:
Название гор, возле которых работал отец Чука и Гека (Синие)
Какой фрукт лежал на столике в купе, где ехали Чук и Гек? (апельсин)
Что потеряли Чук и Гек перед отъездом к отцу? (телеграмму)
Что оставил сторож матери Чука и Гека для защиты от зверей, уходя в лес? (ружьё)
Профессия отца Чука и Гека (геолог)
Человек, который управляет лошадьми, запряжёнными в сани (ямщик)
Куда спрятался Гек, чтобы напугать мать и Чука? (сундук)
Остроконечный капюшон с длинными концами, надеваемый поверх головного убора (башлык)
Фамилия Чука и Гека Серёгины
VII.Подведение итогов урока. Объяснение и запись домашнего задания.
1.Соотношение цели урока и его результата
— Какова была цель урока?
— Какие знания мы открыли, прочитав отрывок из рассказа А.Гайдара «Чук и Гек?
Д/З: прочитать рассказ А.Гайдара «Чук и Гек»
2.Рефлекия
Закончи предложения:
Сегодня на уроке мне запомнилось….
Я не совсем понял…