Полное собрание сочинений льва николаевича толстого состоит из чего

Однажды мы рассказывали о некоторых экспонатах из дома танских. но фонд этнографического музея народов забайкалья не ограничивается только этими предметами,

3e66052cca1fc1ee118e5d93e7afadab

Однажды мы рассказывали о некоторых экспонатах из дома Танских. Но фонд Этнографического музея народов Забайкалья не ограничивается только этими предметами, поэтому сегодня вы узнаете и о других сокровищах семьи верхнеудинского врача.

Фарфоровая супница

Изящная фарфоровая супница принадлежала Екатерине Танской – жене прославленного доктора. Супница овальной формы представляет собой чашу из белого фарфора с ручками. На тулове с двух сторон изображен растительный орнамент, состоящий из розовых и желтых цветков с зелеными листьями. Ниже оранжевой обводки можно заметить растительный орнамент из цветов. 

К слову, супница вошла в обиход в конце 17 века во Франции. Утонченные французы тщательно подходили к процессу приема пищи, поэтому обед у них выглядел как торжественная церемония. Раньше в домах богатых людей кухня находилась далеко от столовой, поэтому прислуга накрывала блюда металлическими колпаками, чтобы еда не остывала. Эту проблему удалось решить при помощи супницы. Ее можно было нести, не опасаясь обжечься, при этом блюдо оставалось горячим.

Супница подчеркивала репутацию богатого дома и была лишь частью столовых гарнитуров, которыми сервировали стол. Обычно в супницах подавали супы или тушеные блюда. Во время еды суповая чаша величаво стояла посередине обеденного стола на подносе.

На протяжении веков супницы меняли свою форму и материал изготовления. Некоторые были круглой, прямоугольной, овальной или причудливой формы в виде животных. Изготавливали супницы из фаянса, фарфора, серебра, украшали растительными орнаментами и фантазийными сюжетами. Например, в России Екатерина II заказала к столу серебряную супницу в виде боевого корабля — этот жест символизировал имперские амбиции. В 20 веке в России статус супницы сохранился, но постепенно к ней на смену пришли кастрюли. Сейчас, чтобы не занимать место на столе, из кастрюли суп наливают в порционные тарелки и приносят каждому гостю.

0a1f4d3c9a940899bb9990ee2d5e6a4c

Барометр Михаила Танского

В кабинете Танских висит интересный прибор – анероидный барометр, который принадлежал Михаилу Владимировичу Танскому.  Этот предмет создали в конце 19 — начале 20 века в Германии. 

Барометр предназначен для определения атмосферного давления. Прибор имеет круглый циферблат под стеклом, похожий на часы, а также деревянный круглый корпус с длинной ручкой вверху. На циферблат нанесены деления с круговыми надписями: «буря, дождь, переменно, ясно, х.погода, сушъ». В центре циферблата есть открытый проем с черной и золотисто-желтой стрелками. Нижний конец стержня от стрелок соединен с дугообразным зубчатым механизмом, передвигающим стрелку. Круглый корпус барометра изготовлен из темно-коричневого лакированного дерева с острым навершием внизу. На лицевой стороне ручки прибита прямоугольная металлическая пластинка со стеклянным тонким термометром. На нем можно увидеть надпись «термометръ» и деления от 10 до 40 градусов, нанесенные на металлическую пластинку. 

Ученые никогда не оставляли попытки научиться предсказывать погоду. Они хотели добиться возможности определять метеопрогнозы на ближайший период времени. Первым изобретателем, который предложил идею создания специального приспособления, был Галилей. Однако барометр изготовили лишь в 1643 году. Сделали это знаменитые ученики Галилея Винченцо Вивиани и Эванджелисто Торричелли. Единственным недостатком барометра считалось то, что у него была высокая вероятность вытекания ртути. Поэтому ученые продолжили попытки. 

В 17 веке физик-математик из Германии Готфрид Вильгельм фон Лейбниц предложил идею создать прибор без ртути, но воплотить свою идею в жизнь ему не удалось.  В 1847 году французский инженер Люсьен Види построил первый анероидный барометр. 

л книжный шкаф Танских.

15b761447c0f13f4349a56507dc30c70

Детский стульчик

В столовой дома Танских стоит деревянный, покрашенный черной масляной краской детский стульчик для кормления. Ножки стульчика слегка сужаются вверх. Место сидения для ребенка закрыто с трех сторон, передняя часть открыта. На подлокотниках имеются резные детали растительного характера.

Предположительно, первые детские стульчики для кормления появились в середине 17 века. Они представляли собой стульчики со съемной перегородкой и предназначались для удержания ребенка на месте. В период с 1780 по 1850 год были популярны конструкции, где высокий стул превращался в отдельный столик со стульчиком. Чуть позже появились стульчики, которые, помимо основной задачи, выполняли роль весов и тренажера для физических упражнений. 

Первую такую модель придумал в 1856 году Эдвард Дж. Эммонс. В сиденье стульчика он встроил пружину, и ребенок, сидящий на нем, мог хвататься за ручки с обеих сторон и подпрыгивать вверх и вниз. Также в такой стульчик изобретатель встроил механизм с весами. Еще позже появились передвижные стульчики на металлических колесах с лотком – подносом, который можно было регулировать. Под сиденьем размещался управляемый двумя ручками механизм. Он трансформировал стул в кресло-качалку.

aac6e74e3398d85b5f35d406cda135ee

Сифон для газированной воды

Также в экспозиции музея хранится сифон для газирования жидкостей зарубежного производства. Его корпус состоит из толстого стекла в виде двух шарообразных колб, заключенных в металлическую сетку.

Сифоны для газирования воды были популярны во всей Европе, их продавали как изысканный и полезный предмет гостиной, столовой или бара. В России до революции бутилированная вода считалась «господским» напитком. Во времена царей всякая уважающая себя лавка или торговый дом имели большой стеклянный сифон для посетителей. Такие старинные приспособления можно увидеть на семейных фотографиях зажиточных семей, купцов и чиновников дореволюционной России.

Приготовление домашних газированных напитков было не только семейным развлечением, но и обязательным праздничным ритуалом. При создании коктейлей шли в ход сиропы, варенья и алкогольные напитки. Советские механические заводы и промышленные комбинаты производили металлические и стеклянные сифоны, а также баллончики с пищевым углекислым газом, которые можно было использовать, а затем сдать в хозяйственный магазин в обмен на новые. Стоимость коробочки с десятью баллончиками составляла 1 рубль 30 копеек, а принимали использованные баллончики по 8 копеек за штуку.

В 90-х годах после распада СССР производства сифонов и баллончиков закрылись, продукция исчезла с прилавков магазинов, и культура домашней газировки была забыта. На Западе же сифоны оставались незаменимым кухонным инвентарем для приготовления домашней газировки. Несмотря на популярность и доступность промышленных газированных напитков, индустрия сифонов на Западе до сих пор развивается бурными темпами.

51bb64af520257c2d7e01087a4793073

Настольный бюст Льва Толстого

В рабочем кабинете Михаила Танского на этажерке у окна стоит небольшой настольный бюст великого русского писателя Льва Толстого. Бюст размещен на низком постаменте и представляет собой торс писателя. На поддоне можно увидеть надпись «Толстой» на русском и английском языках.

Бюст – это скульптурное изображение верхней части человеческой фигуры в погрудном или поясном срезе. Как правило, бюст считается портретным изображением, призванным зафиксировать индивидуальные черты конкретного человека. Для изготовления бюста используются различные материалы: мрамор, бронза, дерево, воск, гипс, металл и т. д. Такие небольшие настольные скульптуры украшали рабочий стол, полку с книгами, камин или комод. Они не занимали много места, хорошо смотрелись и обращали на себя внимание. Имея в арсенале интересные скульптуры, можно было разбавить интерьер, сделать его более уютным и продемонстрировать вкус владельца. 

Как известно, Михаил Танский собирал библиотеку, а его супруга Екатерина Танская была учителем русского языка и литературы. Поэтому неудивительно, что в их доме был настольный бюст Льва Николаевича Толстого. В библиотеке Танских хранится отечественная и зарубежная литература, среди множества книг встречается полное собрание сочинений Толстого, состоящего из 24 томов. Эти книги в твердом составном переплете обтянуты коленкором черного цвета. Корешок книг выполнен из кожи темно-коричневого цвета с тиснением. Данное издание выпустила типографией товарищества И. Д. Сытина в 1913 году. Возможно, когда-то давно этот бюст украшал книжный шкаф Танских.

Этот пост является частью серии обзоров текстологических проектов. Общее описание и список постов находиться на этой странице.

# Описание

В результате проекта «Весь Толстой в один клик»open in new window было оцифровано собрания сочинений Льва Николаевича Толстого. Организацией работ занималась компания ABBYYopen in new window, так же в участниках упоминаются Государственный музей Л. Н. Толстогоopen in new window и Музей-усадьба «Ясная Поляна»open in new window. Проект широко освещался в прессеopen in new window, а к вычитке привлекались волонтерыopen in new window. Основные работы проводились с июнь 2013 по декабрь 2014.

Собрание сочинений включало 90 томов (около 46000 страниц) и издавалось Государственным издательством художественной литературы в 1928—1958 годах.

Цель проекта — получение электронной версии собрания сочинений, по сути набора электронных книг в разных форматах[1].

Результаты проекта размещены на сайте tolstoy.ruopen in new window. Книги, в основном, представлены в форматах Word, EPUB, FB2 и MOBI. Некоторые книги дополнительно размещены в формате Word. Есть ссылки на онлайн просмотр (HTML), но работают не все (код ошибки 403). На сайте можно скачать как тома целиком, так и отдельные произведения, подборки писем и дневников.

Кроме самих книг, побочными продуктами стали несколько проектов: конкурс плакатовopen in new window, онлайн марафон «Каренина. Живое издание»open in new window, цитатникopen in new window и др. Большинство из них ничем не примечательны, о некоторых будет написано далее.

В разных этапах оцифровки участвовало более 3000 человек:

Самые активные участники были награждены подарками.

Награждала и поздравляла волонтеров директор музея-усадьбы «Ясная Поляна» Екатерина Александровна Толстая. Лучшие участники получили в подарок книгу «Свет Ясной Поляны» И.В. Толстого, электронный ридер Onyx, программу ABBYY Finereader, сертификаты на покупку книг от ЛитРес. [2]

# Сканирование

Найти сканы в открытом доступе на страницах проекта не удалось. Судя по всему, сканы появились гораздо раньше проекта

В 2006 году музей-усадьба «Ясная Поляна» в сотрудничестве с Российской государственной библиотекой и при поддержке фонда Э. Меллона и координации Британского совета осуществили сканирование всех 90 томов издания. [3]

В качестве исходных данных, для сотрудников ABBYY сканы пришли в формате PDF:

Собрание сочинений было отсканировано Российской государственной библиотекой в 2006 году, и нам для работы достались PDF-файлы (только изображения, без текстового слоя), один том (а это от 400 до 600 страниц) – один файл. Файлы вместе занимали всего-то навсего 4 Гб. [4]

Сначала сканы поделили на части, по 20 страниц названных «пакетами». С каждого тома получилось примерно по 20 пакетов, следовательно примерно 1800 пакетов на все тома. Затем пакеты были первично распознаны через FineReader, в основном корректировка касалась правильно выделения и расстановки типа (изображение, текст, колонтитул и др.) блокам на скане. Распознанные пакеты загрузили на специально созданную платформу для совместной работы на сайте readingtolstoy.ruopen in new window. Информация о платформе:

Платформу писали на Ruby в связке с СУБД MySQL, в качестве репозитория и управления разработкой использовалась система BitBucket. Составляющие платформы:

  1. информационная часть (состоит из статических страниц о проекте, новости, FAQ и т.д.)
  2. приложение (управляет пользователями, книгами, пакетами и процессами)
  3. хранилище файлов в исходном, а также во всех промежуточных состояниях фрагментов книг.

Для надежного функционирования всего проекта в целом была использована архитектура на базе облачного хранилища Amazon с возможностью масштабирования. [5]

Скриншот интерфейса платформы:

После загрузки файлов начался этап вычитки с привлечением волонтёров.

# Вычитка

Вычитка проходила в четыре этапа:

  1. первичная вычитка;
  2. аудит вычитки;
  3. корректировка целого произведения;
  4. профессиональная корректировка.

Для координации использовался закрытый раздел сайта readingtolstoy.ruopen in new window и паблик vk.com/readingtolstoyopen in new window. На сайте можно было скачивать файлы для вычитки и загружать результаты, а так же там размещались инструкции. В паблике были оповещения о ходе работ и ответы на вопросы от участников.

На первом этапе они должны были проверить все тексты, чтобы исключить возможные ошибки, возникшие при оцифровке. Любой человек мог зарегистрироваться на сайте проекта, скачать специальную версию ABBYY FineReader и пакет из 20 страниц текста Л.Н. Толстого, которые он должен был в течение 48 часов проверить и загрузить обратно. [6]

Вычитка проходила в FineReader. Скриншоты от участников:

Инструкции в формате видеоopen in new window.

Волонтёры корректировали правильность разметки областей и сам текст:

Перед волонтёрами ставилось две задачи. Первая – проверить правильность разметки областей. Внимательный читатель скажет – ведь это уже было сделано на прошлом этапе. Но при распознавании правильная разметка областей – это примерно половина успеха, поэтому волонтёры тоже должны были убедиться в том, что документ размечен правильно. Вторая – проверить неточно распознанные символы, сравнить результат распознавания с оригиналом и исправить ошибки. Ошибки были двух видов: неправильно распознанные символы в тексте (там, где качество скана было плохим) и в расположении абзацев – абзацы иногда склеивались или, наоборот, разбивались там, где не надо.

Ещё люди должны были корректировать разбивку страницы – в случае переноса слова с одной страницы на другую нужно было «склеивать» слово и оставлять его целиком на одной из страниц. В помощь волонтёрам давалась подробная инструкция.

Пакет нужно было проверить и вернуть на сайт в течение 48 часов. Как мы помним, участник скачивал заархивированный файл и в том же виде должен был его залить обратно на сайт. Если пакет не возвращался, он попадал в выдачу во второй раз. [7]

Работа сразу пошла быстро, первую вычитку провели за пару недель

Второй этап вычитки так же производили волонтеры:

Этот этап подразумевает более тщательную проверку текста. Чтобы принять в нем участие, нужно было пройти непростой тест на сайте читаемтолстого.рф. В итоге его одолели 226 человек – они и стали аудиторами. Волонтерам-аудиторам был выделен свой призовой фонд. [8]

Отобранные на втором этапе аудиторы, проверяли результаты вычитки и могли отправлять их на доработку.

После аудиторской проверки пакеты сливали в файлы томов:

После этого пакеты поступали в специальную базу на сайте. Когда были готовы все пакеты из одного тома, администратор проекта видел это, скачивал все пакеты тома с сайта и собирал обратно в единый документ (всё ещё в формате FineReader) с помощью специальной утилиты, которую написали наши разработчики. Потом наш сотрудник проверял, правильно ли собрался том, не сбита ли нумерация страниц и т.п. После этого готовый том передавался обратно администратору. [9]

В августе начался третий этап:

После окончания второго этапа начался и продолжается третий — все пакеты объединили в целые тома, которые вычитают профессиональные корректоры и лингвисты. [10]

Хотя качество работы аудиторов было выше всяких похвал, мы все же хотели перестраховаться и устроили третий тур проверки текстов – на этот раз целыми томами. Из числа волонтеров мы сами выбрали 30 человек, хорошо зарекомендовавших себя на первых этапах, – они стали «редакторами», кроме того, на этом этапе к нам присоединилось небольшое количество новых волонтеров – лингвистов и профессиональных редакторов. [11]

Редактор мог брать на проверку только целый том, по времени работа была ограниченна неделей, проверку можно было сдать частично — указать кол-во проверенных страниц.

Четвертый этап вычитки проводили уже полностью специалисты компании ABBYY:

После третьего этапа проверки администратор экспортировал тома в формат MS Word и они отправлялись на проверку нашим штатным редакторам. Редакторы снова вычитывали файлы, исправления вносились как в Word-файл, так и в исходный пакет FineReader (для облегчения последующего сохранения из него в другие форматы).[12]

После третьего этапа специалисты компании ABBYY совместно с компанией WEXLER.QuadLab сгенерировали электронные книги и разместили их на сайте, проект завершился в декабре 2014.

# Файлы электронных книг

Рассмотрим детальнее электронные книги на сайте tolstoy.ruopen in new window.

# PDF

Содержан сканы и распознанный слой текста. Оглавление не встроено.

# HTML

Номера страниц отображаются по краям страницы, справа номер страницы которая начинается на данной строке, а слева номер страницы которая закончилась.

Примечания, в данный момент, не работают из-за ошибки в ссылках. Оформлены с помощью якорейopen in new window

// ссылка на примечание
quelque chose cette nuit?<a href="index.xhtml#n7" id="backn7" type="note">[7]</a> — сказал Гальцин

// примечаение и обратная ссылка
<div class="section" id="n8">
<h2><a href="index.xhtml#backn8">8</a></h2>
<p class="left"> [Какой красивый вид!]</p>
</div>

1
2
3
4
5
6
7
8

Присутствует оглавление, оформлено так же посредством системы якорей.

Словари, указатели имён и другая дополнительная информация не размечены.

# Другие форматы

Другие форматы есть для большинства, но не для всех томов:

Детальный анализ других форматов не производился.

# Том 91, указатель

Отдельный интерес представляет реализация 91 томаopen in new window на сайте. Том содержит

  1. Алфавитный указатель произведений,
  2. Алфавитный указатель адресатов,
  3. Алфавитный указатель имен собственных,
  4. Хронологический указатель произведений.

На сайте реализован поиск по этим указателям (возможно, не по всем) и возможность прямого перехода на веб-версию тома на указанную страницу.

Кроме этого можно посмотреть граф совместных упоминаний, совместным упоминанием считается нахождение на одной странице.

Данные для построения графа можно скачать в формате XML.

# Итоги

Попробуем проанализировать проект с точки зрения задач текстологии. В первую очередь проект интересен организацией массового привлечения волонтеров для вычитки и получением выверенного авторского текста для крупного собрания сочинений. На этом заканчиваются как цели, так и достижения проекта. Рассмотрим недостатки в отдельности.

Примененный подход показывает отношение к вычитанному тексту как к один раз установленному и больше не изменяемому. Полученные на выходе файлы электронных книг трудно или невозможно поменять, например, если будет обнаружена новая опечатка, пропущенная на всех этапах. Связь с исходным сканом утеряна где-то на этапе между конвертацией файла в формате FIneReader в другие форматы. Несмотря на огромную работу это именно разовая работа, которую просто так не повторить как её участникам, так и другим группам. Текстологическая работа же должна быть воспроизводимаopen in new window во всех своих аспектах, как технических так и организационных.

Так как детальной информации нет, даже сейчас не ясно, исправлены ли все найденные ошибки или нет. В одной из систем на сайтеopen in new window они отображаются, но насколько этот список актуален неизвестно:

С точки зрения обобществления результатов, в публичном доступе, прежде всего, не хватает исходных сканов. Файлы в формате FineReader после вычитки так же не распространяются. Это не позволяет работать с исходным материалом и строить на его базе другие проекты. В открытом доступе распространены только электронные книги, предположительно, распространяемые свободно, хотя в подвале сайтаopen in new window и размещается следующая надпись:

Используемые инструменты: FineReader и организационный портал — коммерческие продукты и принадлежат одной организации, поэтому их использование в рамках общедоступной текстологии затруднительно.


  1. https://vk.com/wall-53151365_2open in new window ↩︎

  2. Весь Толстой в один клик — Хроникаopen in new window ↩︎

  3. Из предисловия к электронным книгам. ↩︎

  4. «Весь Толстой в один клик»: как мы это делалиopen in new window ↩︎

  5. «Весь Толстой в один клик»: как мы это делалиopen in new window ↩︎

  6. tolstoy.ru — Волонтёрыopen in new window ↩︎

  7. «Весь Толстой в один клик»: как мы это делалиopen in new window ↩︎

  8. Весь Толстой в один клик — Хроникаopen in new window ↩︎

  9. «Весь Толстой в один клик»: как мы это делалиopen in new window ↩︎

  10. tolstoy.ru — Волонтёрыopen in new window ↩︎

  11. «Весь Толстой в один клик»: как мы это делалиopen in new window ↩︎

  12. «Весь Толстой в один клик»: как мы это делалиopen in new window ↩︎

   Èñïîëüçîâàíèå ëèòåðàòóðíîãî íàñëåäñòâà Ëüâà Òîëñòîãî ïåðåóñòóïëåíî, êàê èçâåñòíî, Àëåêñ. Ë. Òîëñòîé íà èçâåñòíûé ñðîê ìîñêîâñêîé êíèãîèçäàòåëüñêîé ôèðìå Ñûòèíà. Õîòÿ åùå äàëåêî íå ðàñïðîäàíû òå îñòàòêè ïðåæíèõ òîëñòîâñêèõ èçäàíèé, êîòîðûå ïðèøëîñü, ñîâåðøàÿ ñäåëêó ñ äî÷åðüþ âåëèêîãî ïèñàòåëÿ, âûêóïèòü ó åãî âäîâû, — ôèðìà Ñûòèíà óæå ïðèñòóïèëà ê îñóùåñòâëåíèþ ñâîèõ èçäàòåëüñêèõ ïðàâ. Îäíîâðåìåííî ïîÿâëÿþòñÿ è äâà òîìà ïîëíîãî, íàäî îãîâîðèòüñÿ — â ìåðó âîçìîæíîãî ïî öåíçóðíûì è èíûì ïðè÷èíàì, ñîáðàíèÿ ñî÷èíåíèé, è îòäåëüíûì èçäàíèåì — ðîìàí «Âîéíà è ìèð». Âûïóñêàÿ åãî, èçäàòåëè øëè íàâñòðå÷ó, òàê ñêàçàòü, çëîáîäíåâíîìó ñïðîñó: áëèçÿùèåñÿ þáèëåéíûå äíè íåñîìíåííî óñèëèëè è èíòåðåñ, è ñïðîñ èìåííî íà ýòî òâîðåíèå Òîëñòîãî. Âåðîÿòíî, â òåõ æå ñîîáðàæåíèÿõ íàðóøåíà è ïîñëåäîâàòåëüíîñòü â âûïóñêå òîìîâ ïîëíîãî ñîáðàíèÿ: îäíîâðåìåííî âûïóñêàþòñÿ òîìà ïåðâûé, çàíÿòûé «Äåòñòâîì», «Îòðî÷åñòâîì» è «Þíîñòüþ» ñî âñÿêèìè ê íèì äîïîëíåíèÿìè, è ïÿòûé, ñ òðåìÿ ïåðâûìè ÷àñòÿìè ýïîïåè î äâåíàäöàòîì ãîäå, ýòîé «Èëèàäû» Îòå÷åñòâåííîé âîéíû.

   Ïî âíåøíîñòè íîâîå ïîëíîå ñîáðàíèå, ðàññ÷èòàííîå íà äâàäöàòü òîìîâ, äîâîëüíî ñêðîìíî, íå ùåãîëÿåò ðîñêîøüþ áóìàãè èëè êðàñîòîþ òèïîãðàôè÷åñêîãî âûïîëíåíèÿ. Òàêîå áîãàòîå èçäàíèå, ïîäîáíîå, íàïðèìåð, èçâåñòíîìó ôðàíöóçñêîìó èçäàíèþ ñî÷èíåíèé Âèêòîðà Ãþãî, åùå, íàäî ïîëàãàòü, âïåðåäè. Íî, ïðè ñêðîìíîñòè, íîâîå ïîëíîå ñîáðàíèå âïîëíå áëàãîïðèñòîéíî, àêêóðàòíî, ÷åòêî îòïå÷àòàíî, çàêëþ÷åíî â èçÿùíûå ïåðåïëåòû ñ àâòîãðàôîì Òîëñòîãî è ãàëüâàíîïëàñòè÷åñêèì åãî ïîðòðåòèêîì íà âåðõíåé êðûøêå êàæäîãî òîìà. Çà âíóòðåííèå æå êà÷åñòâà èçäàíèÿ, â êîòîðûõ ñóùåñòâåííî çàèíòåðåñîâàíî ðóññêîå èíòåëëèãåíòíîå îáùåñòâî, çà ùåïåòèëüíåéøåå îòíîøåíèå ê òåêñòó, ê êàæäîé òîëñòîâêîé ñòðîêå, çà âîçìîæíóþ, ïðè òåïåðåøíèõ óñëîâèÿõ è âçàèìîîòíîøåíèÿõ ìåæäó ÷ëåíàìè òîëñòîâñêîé ñåìüè, ïîëíîòó ðó÷àåòñÿ èìÿ ðåäàêòèðóþùåãî ýòî èçäàíèå Ï. È. Áèðþêîâà, êîòîðîìó ×åðòêîâûì ïåðåäîâåðåíî çàâåùàííîå ïîñëåäíåìó ñàìèì Òîëñòûì ðåäàêòèðîâàíèå åãî ïðîèçâåäåíèé. Ñ âåëèêèì áëàãîãîâåíèåì îòíîñèëñÿ âñåãäà Áèðþêîâ ê ñàìîìó Òîëñòîìó, ñ òàêèì æå áëàãîãîâåíèåì, çàñâèäåòåëüñòâîâàííûì âñåì ïîâåäåíèåì, îòíîñèòñÿ îí è ê ïàìÿòè ñâîåãî âåëèêîãî äðóãà. Òàê æå áëàãîãîâåéíî îòíåñåòñÿ è ê ãðîìàäíîìó, ëåãøåìó íà íåãî òðóäó. Êîãäà Áèðþêîâ, â íåñêîëüêèõ ñòðî÷êàõ ïîä ïðåäèñëîâèåì ×åðòêîâà, ãîâîðèò î «äîðîãîì åìó äåëå ðåäàêòèðîâàíèÿ» ñî÷èíåíèé Òîëñòîãî, ýòî â åãî óñòàõ íå ôðàçà, íî ãëóáîêî-èñêðåííå âûðàæåíèå åãî ðåäàêòîðñêîãî íàñòðîåíèÿ. È ìîæíî áûòü óâåðåííûì, ÷òî ñâîå äåëî ýòîò ðåäàêòîð äîäåëàåò äî êîíöà âñå ñ òàêîþ æå èñêëþ÷èòåëüíîþ äîáðîñîâåñòíîñòüþ, îñòîðîæíîñòüþ è ýíåðãèåþ. Ìû ïîëó÷èì ñîáðàíèå ñî÷èíåíèé âåëèêîãî ïèñàòåëÿ, ÷èñòîå îò âñÿêîé òîðîïëèâîñòè, íåîñòîðîæíîñòè, îøèáîê, ïðîìàõîâ, íåäîñìîòðîâ, êàêèå íàéäóòñÿ â ëþáîì èç ïðåäûäóùèõ èçäàíèé.

   Óâû, ïî-íàñòîÿùåìó ïîëíûì, äàþùèì âñåãî Òîëñòîãî íå áóäåò è ýòî «ïîëíîå ñîáðàíèå». Ïîòîìó ÷òî è äëÿ íåãî, íåñìîòðÿ íà åãî ïîñìåðòíîñòü, ìíîãîòîìíîñòü è îòíîñèòåëüíî âûñîêóþ öåíó, íå ñäåëàíî íèêàêèõ îòñòóïëåíèé îò åãî öåíçóðíîé ïîäîçðèòåëüíîñòè è ñòðîãîñòè. Îñòàëèñü ïîä çàïðåòîì îäíè ïðîèçâåäåíèÿ, è íåò èõ íàèìåíîâàíèé â ïåðå÷íå ñîäåðæàíèÿ äâàäöàòè òîìîâ; ïî íåîáõîäèìîñòè áóäóò ñíîâà îáåçîáðàæåíû ïðîïóñêàìè, óðåçêàìè, äðàçíÿùèìè ñòðîêàìè, à òî è ñòðàíèöàìè òî÷åê, âìåñòî òîëñòîâñêîãî òåêñòà, äðóãèå, â òîì ÷èñëå è áåëëåòðèñòè÷åñêèå ïðîèçâåäåíèÿ ãåíèàëüíîãî õóäîæíèêà… Êòî ïîïðîáóåò ñëè÷èòü õîòÿ áû òðè òîìà ïîñìåðòíûõ ïðîèçâåäåíèé â ðóññêîì èçäàíèè Àëåêñàíäðû Ëüâîâíû è èõ æå â ÷åðòêîâñêîì áåðëèíñêîì èçäàíèè, óâèäèò ñòðàíèöû êàêîé õóäîæåñòâåííîé çíà÷èòåëüíîñòè, à ïîðîþ è áîëüøîé âàæíîñòè äëÿ öåëîãî, âûïàëè, ê âåëèêîé îáèäå ÷èòàòåëÿ, èç ðóññêîãî èçäàíèÿ… Íî òóò — ñôåðà îáñòîÿòåëüñòâ íåçàâèñÿùèõ, ñ êîòîðûìè â ïîëíîé ìåðå ïðèõîäèòñÿ ñ÷èòàòüñÿ è íîâîìó ïîëíîìó ñîáðàíèþ è óñòóïàòü ÷åñòü ïîäëèííîé ïîëíîòû êàêîìó-íèáóäü áóäóùåìó è, âåðîÿòíî, íå âåñüìà ñêîðîìó èçäàíèþ.

   Áîëüøèì ïðåïÿòñòâèåì äëÿ äîñòèæåíèÿ ïîëíîé áåçóïðå÷íîñòè â ðåäàêöèè òåêñòà ÿâèëàñü è ýòà äîñàäíàÿ, òàê íåñêîí÷àåìî äîëãî çàòÿíóâøàÿñÿ ðàñïðÿ ìåæäó ìàòåðüþ è äî÷åðüþ, èç-çà êîòîðîé ðÿä âàæíûõ ðóêîïèñåé âñå ëåæèò ïîä ñåìüþ çàìêàìè â òîëñòîâñêîé êîìíàòå Èñòîðè÷åñêîãî ìóçåÿ. Ñëèøêîì ïå÷àëüíà è ñëèøêîì èçâåñòíà âî âñåõ ñâîèõ ïåðèïåòèÿõ ýòà èñòîðèÿ, ÷òîáû ñíîâà òðîãàòü åå. È Â. Ã. ×åðòêîâ ïîñòóïèë áû ïðàâèëüíåå, åñëè áû íå ââîäèë åå îòãîëîñêîâ â íîâîå èçäàíèå ñî÷èíåíèé, ðàññ÷èòàííîå âåäü íà ìíîãèå ãîäû, åñëè áû â ñâîåì ïðåäèñëîâèè ê ïåðâîìó òîìó íå äåëàë ñòîëü ðåçêèõ óïîìèíàíèé î «âäîâå Ëüâà Íèêîëàåâè÷à, âñå åùå îòêàçûâàþùåéñÿ èñïîëíèòü åãî çàâåùàíèå». Ðàñïðÿ ïðîéäåò, ñîáðàíèå ñî÷èíåíèé îñòàíåòñÿ. Ìîæíî ïîíÿòü ðàçäðàæåííûå ÷óâñòâà òåõ, êîòîðûì ìåøàþò íàèëó÷øå èñïîëíèòü ñâîå äåëî è âìåñòå äîðîãóþ èì ïðåäñìåðòíóþ âîëþ. Íî íå äàâàòü æå ïî êàæäîìó ïîâîäó ïðîñòîð ïóáëè÷íûì âûðàæåíèÿì ýòèõ ÷óâñòâ! À ìåæäó òåì, âðÿä ëè åñòü îäíà êíèãà, ê âûïóñêó êîòîðîé èìåëè îòíîøåíèå Òåëÿòíèêè, ãäå áû â ïðåäèñëîâèè íå çâó÷àëè âíÿòíî ýòè ñåðäèòûå ÷óâñòâà. Ìîæíî îïàñàòüñÿ, ÷òî ÷àñòîå èõ ïîâòîðåíèå äàñò â ðåçóëüòàòå ýôôåêò, îáðàòíûé îæèäàåìîìó… Âî âñÿêîì ñëó÷àå, òàêîå èçäàíèå, êàê ïîëíîå ñîáðàíèå ñî÷èíåíèé Òîëñòîãî, ìîãëî áû ñ ïîëíûì óñïåõîì îáîéòèñü áåç îòãîëîñêîâ ýòîé òÿæåëîé è ïðèñêîðáíîé ññîðû. Òå ñòðîêè ÷åðòêîâñêîãî ïðåäèñëîâèÿ, î êîòîðûõ ñåé÷àñ ðå÷ü — òî÷íî ëîæêà äåãòþ â áî÷êå ñ ìåäîì ÷àðóþùèõ õóäîæåñòâåííûõ òâîðåíèé. Äåëèêàòíûé íàìåê áûë áû ñîâåðøåííî äîñòàòî÷åí äëÿ îáúÿñíåíèÿ îäíîé èç ïðè÷èí íåïîëíîòû èëè íåñîâåðøåíñòâà òåêñòà.

   Íàñòîÿùèì ïîäàðêîì ÷èòàòåëþ ÿâëÿåòñÿ ïðåäèñëîâèå ê «Äåòñòâó» ñàìîãî Òîëñòîãî, îçàãëàâëåííîå «Ê ÷èòàòåëþ» è â ïå÷àòè ïîÿâëÿþùååñÿ âïåðâûå. Îíî ïîëíî áîëüøîãî èíòåðåñà, âàæíî è äëÿ õàðàêòåðèñòèêè Ëüâà Íèêîëàåâè÷à, ïîðû åãî áëåñòÿùåãî äåáþòà, è äëÿ åãî îòíîøåíèÿ ê ëèòåðàòóðå, ê åå çàäà÷àì. Òîëñòîé çàÿâëÿåò òóò, ÷åãî îí òðåáóåò îò ñâîåãî ÷èòàòåëÿ, ÷òî ñòàâèò óñëîâèåì, ÷òîáû åãî êíèãà «äîøëà» äî ÷èòàòåëÿ. «ß òðåáóþ î÷åíü íåìíîãîãî: ÷òîáû âû áûëè ÷óâñòâèòåëüíû, ò. å. ìîãëè áû èíîãäà ïîæàëåòü îò äóøè è äàæå ïðîëèòü íåñêîëüêî ñëåç îá âîñïîìèíàåìîì ëèöå, êîòîðîå âû ïîëþáèëè îò ñåðäöà, ïîðàäîâàòüñÿ çà íåãî è íå ñòûäèëèñü áû ýòîãî, ÷òîáû âû ëþáèëè ñâîè âîñïîìèíàíèÿ, ÷òîáû âû áûëè ÷åëîâåê ðåëèãèîçíûé, ÷òîáû âû, ÷èòàÿ ìîþ ïîâåñòü, èñêàëè òàêèõ ìåñò, êîòîðûå çàäåâàþò âàñ çà ñåðäöå, à íå òàêèõ, êîòîðûå çàñòàâëÿþò âàñ ñìåÿòüñÿ». Ïîëíî èíòåðåñà è òî ìåñòî «Îáðàùåíèÿ ê ÷èòàòåëþ», ãäå Òîëñòîé îáúÿñíÿåò ïðè÷èíó «íåïëàâíîñòè è ãðóáîñòè â èíûõ ìåñòàõ åãî ñëîãà», òåõ ñòèëèñòè÷åñêèõ íåäîñòàòêîâ, çà êîòîðûå åãî ïîòîì áóäóò íå ðàç óïðåêàòü íà ïðîòÿæåíèè ïî÷òè âñåé åãî ïèñàòåëüñêîé æèçíè. «Ìîæíî ïåòü äâîÿêî, — ãîâîðèò àâòîð «Äåòñòâà», — ãîðëîì è ãðóäüþ. Íå ïðàâäà ëè, ÷òî ãîðëîâîé ãîëîñ ãîðàçäî ãèá÷å ãðóäíîãî, íî çàòî îí íå äåéñòâóåò íà äóøó. Íàïðîòèâ, ãðóäíîé ãîëîñ, õîòü è ãðóá, áåðåò çà æèâîå. ×òî äî ìåíÿ êàñàåòñÿ, òî åæåëè ÿ äàæå â ñàìîé ïóñòîé ìåëîäèè óñëûøó íîòó, âçÿòóþ ïîëíîé ãðóäüþ, ó ìåíÿ ñëåçû íåâîëüíî íàâåðòûâàþòñÿ íà ãëàçà. Òî æå ñàìîå è â ëèòåðàòóðå, — ìîæíî ïèñàòü èç ãîëîâû è èç ñåðäöà. Êîãäà ïèøåøü èç ãîëîâû, ñëîâà ïîñëóøíî è ñêëàäíî ëîæàòñÿ íà áóìàãó, êîãäà æå ïèøåøü èç ñåðäöà — ìûñëåé â ãîëîâå íàáèðàåòñÿ òàê ìíîãî, â âîîáðàæåíèè ñòîëüêî îáðàçîâ, â ñåðäöå ñòîëüêî âîñïîìèíàíèé, ÷òî âûðàæåíèÿ íåòî÷íû, íåäîñòàòî÷íû, íåïëàâíû è ãðóáû». Òàê âñåãäà ïèñàë Òîëñòîé, — ïåë «íå ãîðëîì, à ãðóäüþ». È íèêîãäà íå áîÿëñÿ «íåïëàâíîñòè è ãðóáîñòè» ñëîãà. Íà ñàìîé çàðå ñâîåé ïèñàòåëüñêîé æèçíè îí âåðíî ïîäìåòèë è ìåòêî ïåðåäàë îäíó èç âåñüìà õàðàêòåðíûõ ñâîèõ ïèñàòåëüñêèõ îñîáåííîñòåé. È ñ ýòîþ îñîáåííîñòüþ íèêîãäà íå ðàññòàëñÿ. Ñ ÷ðåçâû÷àéíûì èíòåðåñîì âñòðå÷àåøü ýòè ïðèçíàíèÿ â ïðåäèñëîâèè ê ïåðâîìó æå òîëñòîâñêîìó ïðîèçâåäåíèþ. È íå ìîæåøü íå óäèâèòüñÿ, ÷òî ýòî îáðàùåíèå «Ê ÷èòàòåëþ» âïåðâûå ïîÿâëÿåòñÿ â ïå÷àòè ëèøü ÷åðåç øåñòüäåñÿò ëåò.

   Íîâîå èçäàíèå äåðæèòñÿ òîé ðåäàêöèè «Äåòñòâà», «Îòðî÷åñòâà» è «Þíîñòè», êîòîðàÿ áûëà îáðàáîòàíà äëÿ îòäåëüíîãî èçäàíèÿ ñàìèì Òîëñòûì. Ï. È. Áèðþêîâ íå ñîáëàçíèëñÿ, ïî ñîîáðàæåíèÿì âïîëíå âåñêèì, òåì âàðèàíòîì, êàêîé äàí â ïîñëåäíåì èçäàíèè ãð. Ñ. À. Òîëñòîé. Íî òàê êàê â ñåé÷àñ óïîìÿíóòîì âàðèàíòå áûëè ìåñòà çíà÷èòåëüíîãî èíòåðåñà, àâòîáèîãðàôè÷åñêîãî èëè õóäîæåñòâåííîãî, òî, ÷òîáû íå ëèøàòü èõ ÷èòàòåëÿ, îíè äàíû â äîáàâëåíèÿõ. Ïðèëîæåíèåì ê òðåì ïîâåñòÿì, àâòîáèîãðàôè÷åñêèé õàðàêòåð êîòîðûõ íåñîìíåíåí, äàíû è ñîáñòâåííî àâòîáèîãðàôè÷åñêèå ñòðàíèöû Ëüâà Íèêîëàåâè÷à: «Ïåðâûå âîñïîìèíàíèÿ» (ïèñàííûå â 1878 ã. è ïðåäñòàâëÿþùèå, ïî äîãàäêå Ï. È. Áèðþêîâà, îäíî èç íà÷àë «Èñïîâåäè», â ïåðâîíà÷àëüíîé ðåäàêöèè íàçûâàâøåéñÿ «Êòî ÿ?» è íàïèñàííîé ãîäîì ïîçæå) è «Âîñïîìèíàíèÿ äåòñòâà», íàïèñàííûå â íà÷àëå ìèíóâøåãî äåñÿòèëåòèÿ ïî ïðîñüáå Ï. È. Áèðþêîâà, âîøåäøèå â åãî áèîãðàôèþ Òîëñòîãî. Ñîïîñòàâëåíèå ýòèõ îòðûâêîâ ñ ïîâåñòÿìè íàïðàøèâàåòñÿ è ïîëíî èíòåðåñà.

   Íà÷àëî «Âîéíû è ìèðà» ñîñòàâèëî ïÿòûé òîì ïîëíîãî ñîáðàíèÿ; âåñü ðîìàí, êðîìå òîãî, êàê áûëî îòìå÷åíî, âûïóñêàåòñÿ òåïåðü è îòäåëüíûì ÷åòûðåõòîìíûì èçäàíèåì. Êàê èçâåñòíî, Òîëñòîé, óæå ïî íàïå÷àòàíèè íà÷àëà ðîìàíà, ìíîãî íàä íèì ðàáîòàë, ñäåëàë çíà÷èòåëüíûå ïîðîþ ñîêðàùåíèÿ. Ðîìàí äàí â íîâîì èçäàíèè â òîì âèäå, êàêîé îêîí÷àòåëüíî ïðèäàë åìó ñàì àâòîð. Îäíàêî, òî, ÷òî áûëî Òîëñòûì âûáðîøåíî èç ïåðâîíà÷àëüíîé ðåäàêöèè «Âîéíû è ìèðà», ïðåäñòàâëÿåò íåñîìíåííûé èíòåðåñ, èíîãäà — èñòîðèêî-ëèòåðàòóðíûé, èíîãäà — è õóäîæåñòâåííûé. Ýòè âûáðîøåííûå êóñêè ìîãóò èíòåðåñîâàòü íå òîëüêî èñòîðèêà òîëñòîâñêîãî òâîð÷åñòâà, íî è ðÿäîâîãî ÷èòàòåëÿ. Ðåäàêòîð íîâîãî èçäàíèÿ ðåøèë ñáåðå÷ü ýòè êóñêè; íî ïðàâèëüíî ñäåëàë, íå âäâèãàÿ èõ â îêîí÷àòåëüíî óñòàíîâëåííûé ñàìèì Òîëñòûì òåêñò, à ñîõðàíèâ â ïðèëîæåíèÿõ è ñíàáäèâ ïî âîçìîæíîñòè óêàçàíèÿìè, ê êàêîìó ìåñòó îòíîñèòñÿ êàæäûé äàííûé êóñîê.

   Òàê, â ïåðâîì òîìå ýòè äîïîëíåíèÿ ñîñòàâëÿþò îêîëî äâàäöàòè ñòðàíèö óáîðèñòîé ïå÷àòè, â ÷åòâåðòîì — ñòðàíèöû ÷åòûðå. Âçÿòû ýòè ïîñëåäíèå äîáàâëåíèÿ èç ñáîðíèêà êîððåêòóðíûõ ãðàíîê ðîìàíà, êîòîðûé õðàíèòñÿ â Èñòîðè÷åñêîì ìóçåå â ÷åðòêîâñêîé áèáëèîòåêå. Çíàêîìèòü ñ äîáàâëåíèÿìè íåâîçìîæíî — ïðèøëîñü áû èõ ïåðåïå÷àòûâàòü. ×èòàòåëü, êîòîðîìó äîðîã Òîëñòîé, âî âñÿêîì ñëó÷àå, ëèøíèé ðàç ïîáëàãîäàðèò çà íèõ äîáðîñîâåñòíîãî è óìåëîãî ðåäàêòîðà íîâîãî òîëñòîâñêîãî èçäàíèÿ, íå ïðåíåáðåãøåãî íè÷åì, ÷òî òîëüêî ìîæíî áûëî íàéòè è ÷òî ïðèáëèæàëî áû ýòî èçäàíèå ê ïîëíîìó è ðåäàêöèîííî-ñîâåðøåííîìó.

Ê. ×óêîâñêèé

   Ïåðâàÿ ïóáëèêàöèÿ: «Ðå÷ü» / 11 (24) àâãóñòà 1912 ãîäà.

   

   

   

   

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация и конспект по литературному чтению «Л.Н.Толстой «Детство»»

Урок 20Лев Николаевич Толстой«Детство»

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Урок 20Лев Николаевич Толстой«Детство»

    Описание слайда:

    Урок 20
    Лев Николаевич
    Толстой
    «Детство»

  • 2 слайд

    Мотивация к урокуПрозвенел звонок для нас. Вы зашли спокойно в класс. Встали

    Описание слайда:

    Мотивация к уроку
    Прозвенел звонок для нас.
    Вы зашли спокойно в класс.
    Встали все у парт красиво,
    Поздоровались учтиво.
    Тихо сели, спинки прямо.
    Вижу, класс наш хоть куда.
    Так начнём урок, друзья!

  • 3 слайд

    Проверка домашнего заданияПересказ сказки М.Ю.Лермонтова «Ашик-Кериб» по плану

    Описание слайда:

    Проверка
    домашнего задания
    Пересказ сказки
    М.Ю.Лермонтова
    «Ашик-Кериб»
    по плану

  • 4 слайд

    Чудесный мир классики

    Описание слайда:

    Чудесный мир
    классики

  • 5 слайд

    Жизнь и творчество Л.Н.Толстого

    Описание слайда:

    Жизнь и творчество
    Л.Н.Толстого

  • 6 слайд

    Л.Н.Толстой родился в 1828 году – почти 200 лет назад. А умер в 1910г. он про

    Описание слайда:

    Л.Н.Толстой родился в 1828 году – почти 200 лет назад. А умер в 1910г. он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание его сочинений – 90 томов!!!

  • 7 слайд

    Л.Н.Толстой рано остался без родителей. В 16 лет он поступил в Казанский у

    Описание слайда:

    Л.Н.Толстой рано остался без родителей. В 16 лет он поступил в Казанский университет – один из лучших университетов того времени. Толстой был поразительно способен к иностранным языкам, занимался музыкой, историей, рисованием и
    медициной.

  • 8 слайд

    Но самое главное – он любил детей. Тогда еще было очень мало школ, дети бедны

    Описание слайда:

    Но самое главное – он любил детей. Тогда еще было очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их. Потом он способствовал открытию школ по всей
    округе.

  • 9 слайд

    В конце своей жизни Л.Н.Толстой решает разорвать связь с обеспеченной двор

    Описание слайда:

    В конце своей жизни Л.Н.Толстой решает разорвать связь с обеспеченной дворянской жизнью, занимается благотворительностью, просвещением, меняет порядки в своем имении, давая свободу крестьянам.

  • 10 слайд

    стр.21 задание 2. Работа в тетради-Проверь себя. Допиши предложения. 1.Лев Н

    Описание слайда:

    стр.21
    задание 2.

    Работа в тетради
    -Проверь себя.
    Допиши предложения.
    1.Лев Николаевич Толстой родился в году.
    2.Всю свою жизнь он посвятил .
    3.Полное собрание сочинений Л.Н.Толстого состоит из томов.
    4.Родился и жил писатель в основном в .
    5.Там он открыл .
    6.Л.Н.Толстой написал для детей .
    7.Лев Николаевич рано остался без .
    8.В 16 лет он поступил в один из лучших университетов
    того времени .
    9.Его интересы были самыми разносторонними. Он
    был поразительно способен к ,
    занимался

    1828
    литературе
    90
    Ясной Поляне
    школу для крестьянских детей
    учебник
    родителей
    в Казанский
    иностранным языкам
    музыкой, историей, рисованием и медициной.

  • 11 слайд

    Работа по учебнику-Прочитайте рассказ С.Толстого на стр.114. -Что нового вы

    Описание слайда:

    Работа по учебнику
    -Прочитайте рассказ С.Толстого на стр.114.
    -Что нового вы узнали о Льве Николаевиче?
    -Сколько лет было мальчику, когда он первый раз в жизни увидел Льва Толстого?
    -Ребёнок был поражён поведением деда.
    Что его особенно взволновало?

  • 12 слайд

    Работа по учебнику-Сегодня мы прочитаем главу из автобиографической трилогии

    Описание слайда:

    Работа по учебнику
    -Сегодня мы прочитаем главу из автобиографической трилогии л.Н.Толстого
    «Детство. Отрочество. Юность.»
    Трилогия – это три произведения одного автора, где второе и третье являются продолжением первого.
    -В тексте нам встретятся
    непонятные слова
    объяснить их.

  • 13 слайд

    Словарная работаЛелеять -нежить, заботливо ухаживать за кем-нибудь.Наслажден

    Описание слайда:

    Словарная работа
    Лелеять —
    нежить, заботливо
    ухаживать за кем-нибудь.
    Наслаждение —
    высшая степень
    удовольствия.
    Добродетели —
    Умиление —
    положительное,
    нравственное качество,
    высокая нравственность.
    нежное чувство,
    возбуждаемое
    чем-нибудь трогательным.

  • 14 слайд

    Чтение произведенияЛ.Н.Толстой «Детство»

    Описание слайда:

    Чтение произведения
    Л.Н.Толстой
    «Детство»

  • 15 слайд

    Работа по учебнику 1.О чём это произведение? 2.Какие события описывает

    Описание слайда:

    Работа по учебнику
    1.О чём это произведение?
    2.Какие события описывает Толстой?
    3. Что ты думаешь о характере Николеньки? Какой он? Как мальчик относится к своей маме?
    4. Можем ли мы сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями? Объясни.

  • 16 слайд

    Работа по иллюстрации и анализ произведенияРассмотрите иллюстрацию в учебн

    Описание слайда:

    Работа по иллюстрации
    и анализ произведения
    Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Кто на ней изображен?
    Найдите в тексте отрывок, которому соответствует данная иллюстрация. (стр.117 )
    Какие чувства испытывает Николенька?
    Какие чувства испытывает мама в этот момент?
    С чем можно сравнить
    мамин голос?

  • 17 слайд

    10 (23) ноября 1910 года был похоронен в Ясной Поляне, на краю оврага в лесу,

    Описание слайда:

    10 (23) ноября 1910 года был похоронен в Ясной Поляне, на краю оврага в лесу, где в детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую секрет, как сделать всех людей счастливыми.
    Всю свою жизнь Л. Н. Толстой пополнял свои знания
    и был высокообразованным человеком. В своих произведениях Л. Н. Толстой говорил, что человеком может называться только тот , кто трудится,
    кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно , недостойно человека жить чужим трудом.

  • 18 слайд

    О каких особенностях жизни, характера и творчества Л.Н.Толстого вы сегодня уз

    Описание слайда:

    О каких особенностях жизни, характера и творчества Л.Н.Толстого вы сегодня узнали?

    О чем еще, кроме любви к матери, хотел рассказать Л.Н.Толстой?

    Итог урока

  • 19 слайд

    Понравилась вам работа на уроке? Что понравилось? Что бы вы хотели изменит

    Описание слайда:

    Понравилась вам работа на уроке?
    Что понравилось?
    Что бы вы хотели изменить по ходу урока, повторить на других уроках?

    Рефлексия

  • 20 слайд

    Домашнее задание1. Прочитать произведение Л.Н.Толстого «Детство» стр.115-11

    Описание слайда:

    Домашнее задание
    1. Прочитать произведение
    Л.Н.Толстого «Детство»
    стр.115-118.
    2. Выполнить в тетради
    на стр.21 задание 3.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Презентация и конспект по литературному чтению «А.П.Чехов «Мальчики»

  • Статья «Чудесные уголки природы»(4кл)

  • Презентация Сказки К.И.Чуковского (2 класс)

  • Презентация к уроку обучения грамоты для 1 класса «Согласная буква д, Д и звуки.

  • Драгунский Виктор Юзефович. Презентация. Литературное чтение. 3 класс

  • Технологическая карта урока по литературному чтению на тему «Л.Н.Толстой «Детство» (4 класс)

  • Презентация по литературному чтению на тему: О братьях наших меньших

  • Презентация по литературному чтению на тему: Осень наступила

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5436515 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

Ñëîâî î ïîëóòîìèÿõ

Ðàíüøå áûëè âðåìåíà, êîãäà ñ÷èòàëîñü, ÷òî ÷åì áîëüøå  òîìîâ íàïëîäèë àâòîð çà ñâîþ æèçíü, òåì áîëåå îí ïëîäîâèò. Íî âñ¸ òå÷¸ò, âñ¸ ìåíÿåòñÿ.  Ðàíüøå âåäü ñ÷èòàëîñü, ÷òî åñòü ãîëîâíîé ìîçã ó íåêîòîðûõ. À ïîòîì åãî ðàçäåëèëè íà ïîëóøàðèÿ, äëÿ ïðîñòîòû. È ýòî ïîðîäèëî ìàññó äàëüíåéøèõ äåëåíèé è èññëåäîâàíèé. Ïîòðàòèâ âûáèòûå èç ïðàâèòåëüñòâ è ðàçëè÷íûõ ôîíäîâ äåíüãè, íàó÷íûå äåÿòåëè ñëåãêà óñïîêîèëèñü  íà òåìó ïîëóøàðèé, ñ êîòîðûìè ñòàëî ÷òî-òî ÿñíî, íî íå î÷åíü, ðàçóìååòñÿ. Íå òâ¸ðäî ÿñíî, íå îêîí÷àòåëüíî! Âçÿëèñü çà íåéðîííûå ñåòè.

Íåéðîííûå ñåòè – î÷åíü ïåðñïåêòèâíîå íàïðàâëåíèå, òàê êàê âñå, èëè ïî÷òè âñå, êòî âûäåëÿþò äåíüãè íà èõ èññëåäîâàíèÿ, ñåé÷àñ â ñåòè èíòåðíåòà. È õîðîøî ïîíèìàþò, ïî àíàëîãèè, êàê ýòî âàæíî  èññëåäîâàòü íåéðîííûå ñåòè. Òàê ÷òî íàó÷íûå ðàáîòíèêè, èññëåäóþùèå íåéðîííûå ñåòè, ïîêà ñûòû. À âîò ñ ïèñàòåëÿìè âñ¸ îáñòîèò íå îäíîçíà÷íî. Âðåìåíà ãîíîðàðîâ Ëüâà Íèêîëàåâè÷à Òîëñòîãî çà îäíó ñòðàíèöó òåêñòà äàâíî óæå ïðîøëè. È âðÿä ëè âåðíóòüñÿ êîãäà-íèáóäü îáðàòíî. Òàê æå, êàê îáùåñòâåííîå ñîçíàíèå òâ¸ðäî ñåé÷àñ óâåðåíî, ÷òî åñòü äâà ïîëóøàðèÿ ó ãîëîâíîãî ìîçãà, è âñ¸ òóò! È íàäî æäàòü, ïîêà íîñèòåëè ýòèõ èäåé âûìðóò, òîãäà ìîãóò áûòü è èíûå èäåè.

À âîò Ïðîñòî Åíîòà íå ñìîãëè óáåäèòü â äâóõ ïîëóøàðèÿõ, èõ ñïåöèôè÷íîñòè è îïðåäåë¸ííîé èõ äåÿòåëüíîñòè! Ïðîñòî Åíîò çíàë íà ïðàêòèêå, ÷òî åñëè îòðåçàòü îäíî ïîëóøàðèå, òî âòîðîå òîæå óæå íå ðàáîòàåò! Âîîáùå, ñêîëüêî óãîäíî èõ ìîæíî îðãàíèçîâàòü, çà÷åì òîëüêî ïðàâîå è ëåâîå âûäåëÿþò?! Âñ¸ âåäü çàâèñèò îò òîãî, êàê ýòîò ñàìûé ãîëîâíîé ìîçã ðàçðåçàòü! Ìîæíî, íàïðèìåð, ñäåëàòü âåðõíåå è íèæíåå ïîëóøàðèè, ìîæíî äàæå ïîéòè åù¸ äàëüøå. ×åòâåðòèíêè è äðóãèå ëîìòèêè íèêòî íå îòìåíÿë! Íî ÷òî ýòî äà¸ò? – Íè÷åãî ñóùåñòâåííîãî, çàòî ïðîùå ðàáîòàòü ñ ýòè ñàìûì ìîçãîì, ëåã÷å ôèíàíñèðîâàíèå âûáèâàòü.

Ïðîñòî Åíîò çàäóìàëñÿ íà ìèã î ïðîñòîòå. Óïðîùåíèå âñåãî è âñÿ áûëî ïðåêðàñíûì òðåíäîì ñîâðåìåííîé ýïîõè. Âìåñòî ìíîãî÷àñîâûõ ôèëüìî⠖ áóäóò ïÿòèìèíóòíûå! Çàòî èõ ìíîãî áóäåò! Âìåñòî áîëüøèõ ïðîèçâåäåíèé, ñêîðî áóäóò êîðîòêèå ôðàçû.  Èõ ìîæíî ìíîãî íàäåëàòü è î÷åíü áûñòðî. «Ñîçäàòåëü äâóõ òûñÿ÷ ôðàç» — çâó÷èò êðó÷å, ÷åì ñîçäàòåëü êíèãè, ñîñòîÿùåé èç ýòèõ äâóõ òûñÿ÷ ôðàç! Íàäî áûëî ñðî÷íî çàíÿòü ñâî¸ äîñòîéíîå ìåñòî â ýòîì ñòðåìèòåëüíîì ìåíÿþùåìñÿ è óïðîùàþùèìñÿ ìèðå è Åíîòó. È Åíîò áûë ãîòîâ óæå äàâíî ê ýòîìó. Îí âåäü êîãäà-òî áûë ïèîíåðîì, à ýòî, íå âîäêîé, íå ìûëîì íå ñìûâàåòñÿ! Âñåãäà áûë ãîòîâ Åíîò è êî âñåìó!

Äåíü âðîäå áû áûë òîæå ïîäõîäÿùèé äëÿ  íîâîãî ñëîâà â îðãàíèçàöèè ïèñàòåëüñêîãî äåëà – 14 íîÿáðÿ. Õîðîøèé äåíü. È  Ïðîñòî Åíîò ñîâåðøèë ýòîò ïîñòóïîê. Îí ïðèíÿë ðåøåíèå, ÷òî îòíûíå áóäåò òâîðèòü íå öåëûìè òîìàìè, ñâîè ïðîèçâåäåíèÿ, à ïîëóòîìàìè!  Ðàíüøå îí äóìàë, ÷òî Ïîëíîå Ñîáðàíèå Ïðîèçâåäåíèé Ïðîñòî Åíîòà ñîñòîèò èç Äåâÿòè Òîìîâ, à ñåé÷àñ ýòî áûëî óæå íå òàê, ìãíîâåííî âñ¸ èçìåíèëîñü! Êàê ìèíèìóì, åãî Ïîëíîå Ñîáðàíèå Ñî÷èíåíèé ñ 14 íîÿáðÿ ñîñòàâëÿåò 18 ïîëóòîìîâ. È ýòî ðàäîâàëî.

Îñîáåííî Åíîòà ðàäîâàëî, ÷òî  òîìà, êàê è ãîëîâíîé ìîçã, ìîæíî ðåçàòü íà ðàçëè÷íûå ïîëóòîìà. Ïðè âíèìàòåëüíîì ïîäõîäå ê äåëó, ïîëóòîìèé ìîãëî âîçíèêíóòü ãîðàçäî áîëüøå, ÷åì 18. À Åíîò çíàë òîëê â äåëå ðàçìíîæåíèÿ ñâîèõ ïðîèçâåäåíèé. Ëþáèë îí ýòî äåëî! Íå áîÿëñÿ åãî.

À ÷òî ïîïóñòó áîëòàòü?! È òóò æå Åíîò ïðîñòî ñäåëàë ïåðâîå ïîëóòîìèå. Îí ñäåëàë ýòî, îí – îñíîâîïîëîæíèê ïîëóòîìèé! Êàê æå ãîðäî ýòî çâó÷èò, Ïðîñòî Åíîò – îñíîâîïîëîæíèê Ïîëóòîìèé êîðû ãîëîâíîãî ìîçãà. Õîòÿ, îí ñëåãêà ïîïóòàë, Ïîëóòîìèé ïðîèçâåäåíèé! Äà êàêàÿ ðàçíèöà, ÷òî òóò ìåëüòåøèòü! Îñíîâàòåëü âñåõ Ïîëóòîìèé, îòåö èõ, ñîçäàòåëü, òâîðåö – âîò êòî Ïðîñòî Åíîò!

Áûëî õîðîøî è ïðèÿòíî íà äóøå. Ïðîñòî Åíîò ïîø¸ë è ñúåë ðûáêè, êðàñíîé-ïðåêðàñíîé. Ðûáêà ïàõëà î÷åíü äóøèñòî, áûëà, êàê ãîâîðÿò íåêîòîðûå, «ñ äóøêîì». «Äóøèñòûå ìèøêè æèëè â Äóøèñòûõ Ìèøêàõ è åëè äóøèñòóþ ðûáêó», — ïðèøëà â ãîëîâó ãåíèàëüíàÿ ôðàçà. Íî Åíîò ñåáÿ îñòàíîâèë. Ñïåøèòü áûëî íåêóäà. Âïåðåäè áûëî ìíîãî ðàáîòû ïî ñîçäàíèþ èç Òîìîâ Ïîëóòîìèé. À äî  ïðîñòûõ ôðàç, ñîîòâåòñòâóþùèõ óðîâíþ íåéðîííûõ ñåòåé â ìîçãàõ íàøèõ äíåé îí åù¸ óñïååò îïóñòèòüñÿ. Èëè ïîäíÿòüñÿ, òóò êàê ñìîòðåòü íà ïðîáëåìó.

Áûëî õîðîøî è ðàäîñòíî íà äóøå. Âñ¸-òàêè çäîðîâî, ÷òî Ïðîñòî  Åíîò òàêîé óìíûé è êðàñèâûé. Óì, êîíå÷íî, ïðè æåëàíèè, ìîæíî è â íåéðîííóþ ñåòü ïðåâðàòèòü, à âîò êðàñîòà – ýòî íàâñåãäà, à ðàäîñòü îò îñîçíàíèÿ ýòîãî Åíîò ìîã äàæå äåëèòü äî áåñêîíå÷íîñòè. Äåëèòñÿ ýòèì. Ðàäîñòü — ýòî íàñòîëüêî ñïåöèôè÷íîå ñîñòîÿíèå, ÷òî äàæå åñëè åþ äåëèòüñÿ, òî å¸ ïî÷åìó-òî ìåíüøå íå ñòàíîâèòñÿ, ñêîðåå äàæå íàîáîðîò. Êàêàÿ-òî «íåðàçìåííàÿ ìîíåòà» ýòà ðàäîñòü. Íå òî, ÷òî ìîçã èëè òîìà ïðîèçâåäåíèé. Õîòÿ, âñ¸ ìîæåò áûòü. Íî ýòî áóäåò ïîòîì, à ñåé÷àñ ïðåäñòîÿëà ðàäîñòíàÿ äåÿòåëüíîñòü ïî ñîçäàíèþ ïîëóòîìèé! Âñåìó – ñâî¸ âðåìÿ.

P.S. «Êíèãè áûâàþò òîëüêî áóìàæíûå. Âñ¸ îñòàëüíîå ïðîñòî èíôîðìàöèÿ»

Ýòî ïðîèçâåäåíèå âêëþ÷åíî â Êíèãó 219.  Öèêë — Õðîíèêè. Ñåðèÿ — Ïðîçà Æèçíè.  Íà âñå âîïðîñû îòâåòèò  Ëèòåðàòóðíûé Àãåíò , ó íåãî æå ëåãêî ìîæíî çàêàçàòü è ïðèîáðåñòè áóìàæíûå êíèãè. #ì¸äíàø, #ïèðîãíàø, #áîðùíàø, #âíàóêðàèíó
Ëèòåðàòóðíûé Àãåíò: WhatsApp:  +79889744885  e-mail: enot-1917@mail.ru  Ìîæíî çàêàçàòü è ïðèîáðåñòè áóìàæíûå êíèãè. Îçíàêîìèòüñÿ ñ íàïèñàííûì: http://proza.ru/avtor/ivanstep

  • Полное собрание сочинений лев гумилев книга
  • Полное собрание сочинений гофман
  • Полное собрание сочинений высоцкого
  • Полное собрание сочинений владимира ильича ленина
  • Полное собрание сочинений в стихах и прозе часть 7 сумароков александр петрович книга