Поллета прошло как пишется

День воинской славы россии. установлен в честь взятия турецкой крепости измаил 22 декабря 1790 российскими войсками под командованием а. в.

День воинской славы России. Установлен в честь взятия турецкой крепости Измаил 22 декабря 1790 российскими войсками под командованием А. В. Суворова.

События:

1825 – В деревне Жостово (Мытищинский район Московской обл.) возник русский народный художественный промысел – роспись на металлических подносах. Ныне – Жостовская ордена Знак Почета фабрика декоративной росписи.

1900 – Вышел первый номер «Искры» – первой общерусской газеты РСДРП. Эпиграфом газеты стала фраза «Из искры возгорится пламя», взятая из стихотворения поэта-декабриста А. И. Одоевского. По замыслу основателя газеты В.И. Ленина «Искра» должна была сплотить раздробленное революционное движение в России на основе марксизма.

1918 – Наркомат иностранных дел РСФСР заявил, что в связи с аннулированием Брестского договора правительство России больше не признает Украину самостоятельным государством. Конец 6-месячной ограниченной украинской государственности.

1924 – Начиналось регулярное радиовещание в Ленинграде из студии Ленинградского электротехнического института.

1926 – В Ленинграде открывается первый автобусный маршрут от Главного штаба до площади Восстания.

1942 – Приказом № 1825 народного комиссара просвещения РСФСР В.П. Потёмкина введено обязательное употребление буквы «ё».

1943 – Началась Днепровско-Карпатская операция имеющая целью освобождение Правобережной Украины.

1982 – Первый полет совершил созданный в ОКБ Антонова крупнейший в мире военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан». Высота самолета составляет 21,1 м, размах крыльев – 73,3 м, максимальная взлетная масса – 392 т, грузоподъемность – 120 т, дальность полета – 16 000 км. В 1990 году «Руслан» осуществил кругосветный перелет, покрыв 50 005 км за 72 часа 16 минут и установив 7 мировых авиационных рекордов.

1988 – Введён в эксплуатацию энергоблок № 3 Балаковской АЭС.

1991 – Прошло последнее награждение званием Героя Советского Союза – в ходе рискованного эксперимента водолаз Леонид Михайлович Солодков провел 15 дней в барокамере на «глубине» 500 м.

1991 – Создано агентство правительственной связи ФАПСИ.

1995 – На всенародном референдуме 24 декабря 1995 года принята Конституция Приднестровской Молдавской Республики. День Конституции ПМР.

2012 – Первых пассажиров приняла новая станция «Алма-Атинская» Замоскворецкой линии, расположенная в районе Братеево.

2016 – Началось строительство моста Благовещенск – Хайхэ.

2018 – Завершено строительство Амуро-Якутской железнодорожной магистрали.

2019 – Введен в эксплуатацию мост через реку Самур на границе России и Азербайджана.

В этот день родились:

Алексей Ильич Чириков (1703–1748) – русский дворянин, мореплаватель, капитан-командор, исследователь северо-западного побережья Северной Америки, северной части Тихого океана и северо-восточного побережья Азии.

Джеймс Прескотт Джоуль (1818–1889) – английский физик, пивовар. Джоуль изучал природу тепла и обнаружил её связь с механической работой. Это привело к идее сохранения энергии, что, в свою очередь, привело к разработке первого закона термодинамики. Он открыл связь между током, текущим через проводник с определённым сопротивлением и выделяющимся при этом количеством теплоты, названный законом Джоуля. В честь Джоуля названа единица измерения энергии – джоуль.

Александр Александрович Фадеев (1901–1956) – русский советский писатель и общественный деятель. Лауреат Сталинской премии первой степени. Автор знаменитого романа «Молодая гвардия». 120 лет со дня рождения.

Эрнст Теодорович Кренкель (1903–1971) – известный советский полярник, радист, участник первой советской дрейфующей станции «Северный полюс» и других арктических экспедиций. Герой Советского Союза, видный общественный деятель, депутат Верховного Совета СССР. Председатель Федерации радиоспорта СССР. Первый председатель Всесоюзного общества филателистов.

Алексей Николаевич Душкин (1903–1977) – советский архитектор. Член-корреспондент Академии архитектуры СССР. Лауреат трёх Сталинских премий второй степени. Среди наиболее известных работ здание «Детского мира», ряд станций Московского метрополитена – «Кропоткинская», «Площадь Революции», «Маяковская», и др.

Любовь Ивановна Добржанская (1905–1980) – советская актриса театра и кино, певица, народная артистка СССР. Лауреат Сталинской премии II степени.

Виктор Иванович Балашов (1924–2021) – советский и российский диктор Центрального телевидения и Всесоюзного радио, народный артист Российской Федерации. Участник Великой Отечественной войны.

Юрий Иванович Казаков (1924–2019) – советский и российский баянист, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР.

Лев Николаевич Власенко (1928–1996) – советский и российский пианист, педагог. Народный артист СССР.

Леонид Алексеевич Филатов (1946–2003) – советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, поэт, драматург, публицист, телеведущий; народный артист России. Лауреат Государственной премии России. 75 лет со дня рождения.

Ильхам Гейдар оглы Алиев, в русской традиции также Ильхам Гейдарович Алиев (род. 1961) – азербайджанский государственный и политический деятель и действующий президент Азербайджана с 31 октября 2003 года. Сын и преемник президента Азербайджана Гейдара Алиева (1993–2003). 60 лет.

С начала 2021 г. Газпром и предприятия ОПК заключили 167 контрактов на общую сумму 48,8 млрд руб., из них на поставку промпродукции — 58 контрактов на общую сумму 43,5 млрд руб.

Бованенково, ЯНАО, 13 дек — ИА Neftegaz.RU. Ключевым вызовом для российской промышленности является обеспечение предприятий ТЭК высокотехнологичным отечественным оборудованием.
Об этом вице-премьер РФ Ю. Борисов заявил на выездном совещании по вопросу сотрудничества отечественных машиностроительных предприятий и Газпрома, прошедшего 10 декабря 2021 г. на базе Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения (НГКМ).
В совещании приняли участие полномочный представитель президента РФ в Уральском федеральном округе В. Якушев, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Д. Артюхов, зампред правления Газпрома В. Маркелов.

Импортозамещение в партнерстве с ОПК

На совещании обсудили вопросы импортозамещения на предприятиях компании и топливно-энергетического комплекса в целом, потенциал российских предприятий, перспективные проекты в сфере ТЭК.
В числе критически зависимого от импорта оборудования Ю. Борисов назвал такие направления как производство сжиженного природного газа (СПГ), разработку шельфовых месторождений, подводную добычу углеводородов и гидроразрыв пласта (ГРП).
Также вице-премьер отметил работу Газпрома в плане импортозамещения, развернутую на Ямале.
Газпром сделал п-в Ямал плацдармом для инновационных и безопасных технологий и технических решений, многие из которых разрабатывались специально для Ямала отечественными предприятиями, в т.ч. оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Газпром является одним из основных потребителей гражданской продукции, производимой предприятиями ОПК.
Ю. Борисов привел цифры Минпромторга РФ, согласно которым в 2020 г. организации, входящие в контур Газпрома, заключили 290 контрактов с интегрированными структурами и организациями ОПК на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг на общую сумму 64,5 млрд рубл., из них 105 контрактов — на поставку промышленной продукции на общую сумму 58,5 млрд руб.
За 10 месяцев 2021 г. заключено 167 контрактов на общую сумму 48,8 млрд руб., из них на поставку промпродукции — 58 контрактов на общую сумму 43,5 млрд руб.
Организации ОПК реализуют еще более 50 проектов по созданию и производству продукции гражданского назначения, которая потенциально востребована Газпромом.
Это сотрудничество будет способствовать выполнению поручения президента РФ, согласно которому организации ОПК должны нарастить долю выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения до 30% к 2025 г. и до 50% к 2030 г..
Доля гражданской продукции в общем объеме производства предприятий российского ОПК в 2021 г. может достичь 28% по сравнению с 20,9% в 2018 г., 24,1% в 2019 г. и 25,6% в 2020 г.

Подводные роботы…

В. Маркелов в ходе совещания сообщил, что Газпром считает одним из приоритетных направлений импортозамещения в ТЭК подводную робототехнику.
Газпром ведет разработку телеуправляемого необитаемого подводного аппарата (ТНПА) тяжелого класса для выполнения подводно-технических работ при обустройстве и эксплуатации объектов подводной добычи.
Планируемые характеристики:

  • глубина погружения — до 3 тыс. м,
  • масса — до 100 т,
  • температура эксплуатации — от +20 до +50оС.

Опытный образец комплекса с ТНПА может быть создан в 2024 г., головной серийный образец — в 2025 г.
Для реализации проекта Газпром считает необходимым заключение Минпромторгом РФ госконтракта с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) на выполнение опытно-конструкторской работы по созданию комплекса с ТНПА в рамках реализации госпрограммы «Развитие судостроения».
Также Газпром считает, что результаты проекта будут востребованы на участках недр других компаний, работающих на шельфе, т.е. Роснефтью и ЛУКОЙЛом.
В связи с этим, Газпром предлагает Минпромторгу РФ консолидировать спрос на данные аппараты с последующим заключением долгосрочных контрактов.

ТНПА используются на всех этапах реализации шельфовых проектов — от разведки до обслуживания уже работающих промыслов.
Подводные роботы могут применяться как для инспекции подводных объектов, так и для выполнения операций на морском дне.
Особенно для российского нефтегаза важны тяжелые рабочие ТНПА, которые могут выполнять сложные подводные работы (подводные стыковочные операции на глубоководных установках, перевозку крупных грузов) на сильных течениях.
Введенные в 2014 г. антироссийские секторальные санкции Запада, затронувшие российские шельфовые нефтегазовые проекты, заблокировали поставки в Россию не только подводных добычных комплексов (ПДК, уже разработаны Газпромом), но и подводных роботов.
С 2015 г. многие иностранные производители отказались от сотрудничества с российскими компаниями, включая техподдержку уже используемого оборудования.
Кроме того, в августе 2019 г. Великобритания наложила запрет на ввоз в РФ подводных аппаратов рабочего класса, программного обеспечения и соответствующих технологий.

…и офшорные вертолеты

Примером динамично развивающегося сотрудничества Газпрома и ОПК может стать поставка в адрес Газпрома вертолетов морского предназначения типа Ми-171А3.
Соглашение о стратегическом сотрудничестве по поставке сертифицированных вертолетов Ми-171А3 Газпром и Вертолеты России подписали в июле 2021 г.
К настоящему моменту стороны практически договорились по цене, количеству машин и начали формирование долгосрочных контрактов.
В 2022 г. могут состояться летные заводские испытания вертолетов, а первые поставки Газпром ожидает в 2023 г.
В целом свою потребность в вертолетах Ми-171А3 Газпром оценил в 16 ед. до 2030 г.

Ми-171А3 — первый вертолет отечественного производства, предназначенный в первую очередь для выполнения офшорных операций (перевозки пассажиров и грузов над морем).
Вертолет разработан в соответствии со стандартами Международной ассоциации производителей нефти и газа (IOGP).
Опытный образец был представлен на международном авиасалоне МАКС-2021.
Технические характеристики Ми-171А3:

  • максимальный взлетный вес 13 т,
  • дальность полета до 1000 км,
  • интегрированный пилотажно-навигационный комплекс,
  • возможность выполнения полетного задания в сложных условиях,
  • всепогодная эксплуатация в диапазоне температур от -50 до +50оС,
  • авариестойкая топливная система и фюзеляж, система аварийного приводнения, наличие спасательных плотов,
  • выпуск в 2 конфигурациях — грузопассажирской (до 24 пассажиров и грузов массой до 5 т) и поисково-спасательной (с дополнительным спецоборудованием, в т.ч. медицинским), с возможностью переоборудования силами эксплуатанта.

В качестве конкурентных преимуществ Ми-171А3 Вертолеты России выделяют уникальные транспортные возможности для своего класса (перевозка 24 пассажиров, тогда как иностранные аналоги вмещают до 19 человек) и привлекательная стоимость (Ми-171А3 дешевле иностранных конкурентов и превосходит их по цене летного часа более чем на 20%).

«Ахиллесова пята» истребителя И-15 и способ ее защиты
tr
tr
22 декабря 2021 года Максим Кустов, Военно-промышленный курьер
tr
tr

И-15 — «истребитель пятнадцатый» «легкий маневренный», прозванный в Испании «Чато» — курносый, продемонстрировал там поразительную живучесть в воздушных боях. Зафиксированы были случаи благополучного возвращения истребителей на свой аэродром с 80 пробоинами.

tr

И-15 — «истребитель пятнадцатый» «легкий маневренный», прозванный в Испании «Чато» — курносый, продемонстрировал там поразительную живучесть в воздушных боях. Зафиксированы были случаи благополучного возвращения истребителей на свой аэродром с 80 пробоинами.

 Нужна бронеспинка

Но, как писал в своих мемуарах Герой Советского Союза генерал-майор Георгий Нефедович Захаров, уже  в первых  боях в испанском небе выяснилось – есть у И-15 очень серьезный недостаток: «Гибель наших товарищей заставила глубже анализировать причины проигрыша в боях. Выяснилось, что большинство погибших были ранены или убиты после атак сзади: И-15, один из лучших истребителей своего времени, не имел бронеспинки и сзади летчик был абсолютно беззащитен».

Принялись искать способ его защиты и быстро нашли:

«Тогда наши техники начали действовать. Леонид Кальченко долго думал над тем, как бы обеспечить летчику защиту и вместе с этим не увеличить вес самолета. В конце концов он нашел выход — убрать из кабины аккумулятор, весивший 30 килограммов. Предлагалось запускать самолет от этого аккумулятора, но держать его на земле. Тогда за сиденьем представлялось возможным установить защитное устройство весом до 30 килограммов».

Но тут возникла проблема нетехнического характера:

«Правда, самочинно вносить какие-либо изменения в конструкцию самолета категорически запрещалось. «Но запрет, рассудили мы, распространялся в мирное время, а тут каждый день ожесточенные бои. Рычагов (Павел Васильевич Рычагов —  «Пабло Паланкар» командовал эскадрильей И-15., — М.К.)  не сразу согласился с этой смелой идеей. Выслушав инженера, он показал пальцем на высокий дуб и задумчиво сказал:
— За подобную новацию мы оба с тобой будем висеть на этом дереве.

По 6ылo видно, что мысль о незащищенности летчика тоже не дает ему покоя. И через несколько дней он дал «добро» на доработку».

Дальше дело пошло быстро: «Получив разрешение, Леонид Кальченко со своим помощником — деловым и расторопным испанцем Кастро — принялись искать на заводах и в мастерских подходящую для этой цели сталь. На броню рассчитывать не приходилось, поэтому решили попробовать стальной лист. Кастро в течение дня нашел восемь листов толщиной 12 миллиметров и четыре листа толщиной 8 миллиметров. Взяли по одному листу на пробу и вырубили по выкройке спинки сиденья две первые бронеспинки. Та, которая была толще, весила 28 килограммов, следовательно, вполне заменяла по весу аккумулятор. Рычагов поручил Артемьеву, Агафонову и мне испытать эти спинки, и мы принялись стрелять в них с расстояния ста метров бронебойными пулями. Результаты были превосходными. На стали толщиной 12 миллиметров остались только вмятины. Восьмимиллиметровая спинка потрескалась, но и в ней не было сквозных пробоин».

Испытание боем  прошло успешно: «Первую самодельную спинку, по приказу Рычагова, установили на самолете испанского летчика Эргидо, который в бою всегда находился в самой гуще свалки и больше всех привозил пробоин. Уже на следующий же день Эргидо вернулся из неравного боя и привез в бронеспинке только несколько пулевых отметин».

И-15 превращается в И-15 бис

Летчики и авиатехники, разумеется, доложили о произведенных в И-15 изменениях. И после возвращения из Испании Захарову довелось выступить в роли летчика-испытателя: «Наши записки произвели в верхах определенное впечатление. Конструкторы «дотягивают» И-15, и теперешний ее образец называется И-15бис. У «биса», как мы его называем, поставлена заводская бронеспинка вместо самодельной, которые мы ставили в Испании. Самолет слегка потяжелел, стал более устойчив, но при этом несколько проигрывает И-15 в маневренности. На И-15 я мог проделать вираж за 8-9 секунд, на «бисе» требуется секунд 11-12. Все равно это, в общем, та же машина, привычная и послушная, и теперь мы с Агафоновым по нескольку часов в день гоняемся друг за другом в воздухе, чтобы понять, чего этот «бис» стоит в бою. При заводе работают летчики-испытатели: Константин Коккинаки, два брата Давыдовы, Шевченко и другие. Мы с Агафоновым с большим почтением смотрим на них в столовой, когда пилоты собираются в обеденный перерыв. Но и они с любопытством присматриваются к нам: мы — боевые летчики, потому нам и поручили провести этот этап испытаний. И мы выкладываемся…

Работа наша фиксируется не только на глаз: на «бисах» установлены фотопулеметы. А это значит, что вся усвоенная нами в Испании наука ложится на фотопленку, когда  каждый из нас жмет на гашетки. Потом мы эти обработанные пленки просматриваем на земле. Фотопулемет — новинка. Поэтому на просмотр наших поединков сходится много народа…  Так мы работаем несколько недель, и вот наступает день, когда наша программа выполнена. Модификация И-15 И-15бис пошла в серию».

Нечасто летчикам доводилось сначала повоевать на самолете, а  затем поучаствовать в испытаниях его модификации…

trtr
tr
tr
tr tr tr

С. Крючков 22 часа и 5 минут в российской столице. Меня зовут Станислав Крючков. Со мной на связи Марина Максимова, моя соведущая. Марина, привет!

М. Максимова Добрый вечер!

С. Крючков Это «Разбор полета» — программа о людях и решениях, которые они принимают в своей жизни. И сегодня мы говорим с актером, режиссером, продюсером Сергеем Газаровым. Сергей Ишханович, добрый вечер!

С. Газаров Добрый вечер!

С. Крючков Руководитель сразу двух московских театров — Театра сатиры с некоторого времени и «Прогресс Сцены Армена Джигарханяна» уже целый год. Каково это?

С. Газаров Нормально абсолютно. Я вывел другую формулу: относиться к этому как к одному. Тогда проще. Просто хозяйства чуть больше.

С. Крючков А что главнее у вас?

С. Газаров Главнее нет. Главнее театр.

С. Крючков Не ждет нас слияние театров? Укрупнение — сейчас такая тенденция.

С. Газаров Это всегда занимает хорошее, большое место, очень важное, если это сделано со смыслом. Может быть, такое тоже будет. Разговоры идут.

С. Крючков О смыслах и о театрах поговорим чуть позже. Всё-таки у нас такая портретная программа. Кстати, идет трансляция на YouTube-канале «Эха». К ней уже подключилось энное число наших зрителей и слушателей. В Яндекс.дзен идет трансляция. Пишите, задавайте вопросы. Sms-номер +7-985-970-45-45. Знаете, у нас есть традиция — Марина не даст соврать.

М. Максимова Не дам.

С. Крючков Мы всегда спрашиваем нашего гостя о ключевом решении, повлиявшем на течение жизни, течение карьеры. Может быть, ретроспективно оглядываясь в коротком промежутке, в жизненном промежутке, возьметесь оценить и выбрать одно такое ключевое?

С. Газаров Как сказать? Я так много сложных решений принимал, что что-то одно выделить не так просто. На самом деле трудность как-то разделилась. Наверное, правильно будет сказать, в каких случаях ты должен принимать тяжелые решение. Это именно тогда, когда мне приходилось решать за других людей. То есть брать ответственность на себя за решения по поводу других, третьих лиц.
По моей службе, по моей работе мне это приходилось делать не раз. И сейчас, как вы обратили внимание, даже в двух театрах, момент это достаточно больной , болезненный. Но я руководствуюсь тем, что есть какая-то идея, ради которой… При этом я пытаюсь оставаться предельно честным к тому человеку, в адрес которого я принимаю такое сложное решение.
Этому я научился у своего учителя Олега Павловича Табакова. Когда мы к нему приставали с этими вопросами: «Как же вы так можете позволить себе?», он останавливался очень подробно, видимо, понимая, что нам тоже придется когда-то принимать такие решения, и объяснял очень понятными, доходчивыми определениями, почему он это делает. В течение жизни я не раз это вспоминал. Он прав.
И вообще когда люди говорят: «Не суди и не судим будешь» — наверное, правильно, но тогда мы все будем не судимы, и каждый сам по себе. Но если мы делаем какое-то одно большое дело, кто-то должен называться лидером, кто-то должен определять направление и кто-то должен отсеивать всех тех и всё то, что мешает достичь цели. Может быть, это кем-то и когда-то было использовано более жестко и в свою пользу, но в данном случае…

С.Газаров: Мы не признавали ничего в полутонах — либо так, либо никак вообще

С. Крючков Но вы сейчас говорите о каких-то администраторских решениях, которые уже последовали в театрах, которые вам вверены в последнее время, или в целом?

С. Газаров Нет, я говорю в целом, по жизни. Потому что до театров у меня был бизнес. До бизнеса у меня было кино. До кино были близкие люди, и я принимал какие-то решения как человек, который должен был в этот момент принимать решения.
Вообще я считаю, чем раньше мужчина начнет принимать и брать на себя ответственность… Не просто какое-то решение — ответственность за это решение. У нас ведь очень смыто. Когда говорят: «Я ответственный», сразу хочется спросить: «Что ты имеешь в виду? Чем ты будешь отвечать за это?». Если он понимает, на что он идет, тогда это поступок. Тогда это можно обсуждать, ругать, хвалить и прочее. Но это поступок. Потому что в этом поступке внутри есть мотивация и цель. И самое главное, подход осмысленный и человеческий, а не просто прийти, топором помахать: вы влево, вы вправо.

С. Крючков А человеческое приходит из детства, из воспитания? Откуда?

С. Газаров Нет, не думаю. Я думаю, что это приходит с опытом. Именно с того момента, когда первый раз сказал себе, что ты принимаешь за это решение. Вот с этого момента.

С. Крючков А вы можете свой этот первый раз вспомнить?

С. Газаров Смотрите, наверное, это было в студенчестве. Наверное. Во всяком случае, более принципиальным…Тогда было модным понятие максималиста. Когда мы учились на курсе у Олега Павловича, были максималисты. Мы не признавали ничего в полутонах — либо так, либо никак вообще. И я помню, что доходили просто до какой-то дури. Естественно, потому что это был почти такой детский порыв. Потом это, конечно, остепенилось всё, появились мысли, идеи и мотивации. Тогда это что-то другое, уже более понятное.

М. Максимова Заговорили о вашем детстве. Если вспомнить при решения, чье это было решение ваше решение, родителей? Каким образом в вашей жизни появился театр? Собственно говоря, ваши родители, как я понимаю, не были связаны с театром. Тогда как он возник?

С. Газаров Нет, не были. Но надо правильно себе понимать это время. Это был, я так понимаю, какой-нибудь 1975-1977 год — может, чуть раньше. Там ведь было совершенно другое присутствие театра и кино в нашем обществе, другое значение. Это была некая даже не богема — нет, это были люди, которые были любимцами. Все хотели быть похожими на знаменитых артистов. Это несмотря на то, что все хотели стать знаменитыми артистами. Была немножко другая ситуация.
Конечно, поскольку я больше всех остальных дурачился в классе, мне как-то быстро определили это название — «клоун». И я как-то стал действительно пользоваться этим: смешил, разыгрывал что-то. И знаете, втянулся. Хотя был период, когда меня отвели от этого очень удачно. Я еще увлекался архитектурой, черчением. И когда я провалился на экзаменах в Баку, надо было что-то делать, и я пошел работать в Дом офицеров помощником художника. Помощь моя была в том, что он рисует, а я вывешиваю то, что он рисует. Называлось «помощник художника». Я пошел и поступил… Скажем так, тогда это не было вольнослушатель — что-то такое среднее между студентом и вольнослушателем. Я сдавал экзамен. Но я 1,5 года учился там. Потом что-то прямо всё-таки черт дернул — поехал в Москву.

С. Крючков Слушайте, но ведь это же такое непростое решение: приехать и сразу на табаковский курс. Бакинский парень с армянскими корнями.

С. Газаров Нет, я-то не знал, что я к Табакову. Я его видел 2 раза по телевизору — Шелленберг. Потому что когда меня спросили: «В какой институт ты хочешь поступать?», когда я уже приехал сюда, я с ужасом узнал, что их там 6 или 8. Я-то думал, один.

М. Максимова То есть вы вообще не были готовы? А расскажите, как это решение возникло? То есть вы даже не знали, в какой театр?

С. Газаров Я вам скажу. Ребята, мои одноклассники, соклассники поступали в театральный институт в Баку. Тоже не поступили, или кто-то поступил. А на следующий год решили все ехать в Москву, поступать в Москву. Ну я попросил маму, чтобы она меня отпустила. Она отпустила меня, точно понимая, что я вернусь обратно через месяц, как это и положено было, что я не поступлю. И, собственно, отпустила, чтобы у меня не было такого осадка в душе, вечной обиды. Вот и всё.
Я пришел, ничего не зная, вообще с трудом разговаривая по-русски — так, на секундочку. И когда узнал, что 6, говорю: «Как?! И куда?». — «Ну вот, есть там, там». Я говорю: «А там есть руководитель курса?». Мне начинали называть фамилии, в общем-то, известных артистов. Я никого не знал, кроме Табакова. «Табаков — это который Шелленберг?». — «Да». — «Вот, к нему пойду». Потом я маме звонил и говорил: «Мама, знаешь, я к кому поступаю? К Шелленбергу».

С. Крючков Слушайте, есть же полуапокрифическая история о том, что Сергей Газаров чуть ли не коррумпировать Табакова собирался. Расскажите ее.

С. Газаров Слушайте, я уже много раз рассказывал. Нет, ну а что еще может сделать армянский парень из Баку? Конечно подкупать — а что еще можно? А чем? Фруктами! А он пожрать любил всегда, поэтому я как-то сразу понял родственную душу. Я говорю: «В общем-то, что вы из фруктов любите?». Что же он сказал-то? Мандарины, что ли. Я говорю: «Всё. А сколько вам?». Он говорит: «А сколько можно?». Я говорю: «Ну, вагон». — «Ну хорошо».

С. Крючков Вообще дело бы не стало за вагоном?

С. Газаров Не стало бы, но это был июль-месяц — какие мандарины? Когда я ему сказал, пришел в ужас, сказал, что мандарины только осенью будут — это уже когда я буду учиться, получается.

М. Максимова Какая незадача!

С. Газаров Да, и тут он на меня так посмотрел и говорит «Хурму я тоже люблю». Я говорю: «А хурма еще позже».

С. Крючков Сейчас фьючерсами можно было бы торговать.

С.Газаров: Надо методом отбросов прийти к голой формуле

С. Газаров Нет, это всё было, конечно… Я быстро понял, что это шутка. Быстрее, чем я полагал. А он-то тоже так подстегивал. Он хотел, видимо, проверить, насколько есть смекалистость. Потому что что такое актерские сцены? Вот ты играешь сцену. Ну хорошо, пробуешь так — не работает. Пробуешь так, пробуешь так, с другой стороны, с третьей стороны. Нельзя в одну дуду. Вот он меня так болтал — это уже была проверка, уже был экзамен. И он видел, как я пытаюсь обустроить это дело. Видимо, ему эта перспектива понравилась.

С. Крючков Какой-то карт-бланш был выписан? Потому что вы говорите: приехали из Баку, с акцентом. Или сразу вписали?

С. Газаров Нет, вписали сразу. Я так понимаю, что благодаря некоему такому природному темпераменту, с которым я сюда приехал — просто такому южному. Плюс какая-то заразительность, наверное, была в каких-то моих рассказах. И был дикий акцент, по которому было решение, что если я в течение года это не исправлю абсолютно, то поеду обратно к хурме и к мандаринам.

С. Крючков Но это не было вариантом даже в первом приближении?

С. Газаров В смысле?

С. Крючков Такой вариант даже не рассматривался?

С. Газаров Нет, не рассматривался. Поэтому я, благодаря Коренковой, моей учительнице по сценической речи, которая, видимо, изобрела что-то новое вместе со мной… Выглядело это так: я каждое утро читал в общежитии, пока все одевались. Я вставал раньше, одевался и читал газеты вслух, а они меня по пути поправляли, и я это запоминал. Мало того, что я за год исправил этот акцент — абсолютно исправил, что невероятно на самом деле, — так я еще был самый информированный студент в ГИТИСе. Я знал всё, что происходит в мире. Ко мне приходили толпы и спрашивали: «А что сегодня в Зимбабве?». И я рассказывал.

С. Крючков Сергей Ишханович, а что такое стать птенцом гнезда Табакова в этот период? Это ведь счастье?

С. Газаров Абсолютно. Тогда мы этого не понимали, конечно. Тогда мы понимали, что мы какие-то везунчики, нам круто, у нас такой крутой педагог. Мы потихонечку начинали… Понимание наше формировалось сравнительно. То есть мы смотрели. Вот прошло полгода, мы показали какой-то экзамен. Мы ходили и смотрели экзамены у наших сокурсников, параллельных курсов. Начинали видеть разницу. И чем дальше шло время, тем больше мы видели эту разницу и понимали, что нас каким-то другим способом обучают.
Было очень трудно определить это словами, потому что это было крайне приближено вообще к каким-то жизненным поступкам. Потом уже, где-то, наверное, в конце 2-го, начале 3-го мы понимали, что мы действительно счастливые. А до этого мы были некие такие избранные: круто, хорошо, у нас такой крутой педагог и прочее.

С. Крючков А с параллельными курсами как-то пересекались в этот период времени?

С. Газаров А как же! Нет, конечно мы дружили и до сих пор дружим с разными ребятами. Был Андрей с Жигульского, по-моему, был какой-то еще, забыл. 4 или 5 курсов одновременно получилось. Более того, в Щукинском училище — мы параллельно бегали туда-обратно.
Нам не то что не очень позволялось — у нас не очень было время, не хватало времени ходить и смотреть остальных. Потому что у нас в 7-8 утра начинался наш день и заканчивался в час-два ночи. А иногда это было без ночей, когда мы плавно переходили из ночных репетиций, уже сами. И это как-то было нормально всё. Поэтому, знаете, я привык работать — можно даже замкнуть — я привык работать много, не замечая, что это много, успевать всё. В студенчестве было заложено.
А потом Табаков точно так же с нами. Представьте: ему уже был полтинник, а он то же самое делал. Он вставал раньше нас, в 6, потому что он до нас еще заходил к какому-то человеку в кабинет и что-то выпрашивал — в ЦК или где-то там в райкоме: кому-то телефончик или еще что-то. Потом уже приходил к нам, потом ходил на работу к себе — он еще и директором работал. Вот я сейчас директор и художественный руководитель театра, и я должен сказать, что это невыносимая вещь. Это очень трудно в одной голове монтировать.

С. Крючков Слушайте, а как вы субординируете в себе вот эту художественную часть с одной стороны и чиновничью? Можно же сказать, что это чиновничья?

С. Газаров Можно. А какая она? Чиновничья. Тем более если мы говорим о государственном бюджетировании, то это сильно отличается от коммерческого бизнеса. Там есть правила, которые ты просто обязан знать. Не будешь знать — ты пострадаешь очень сильно, сделаешь ошибки, просто пострадает театр. Поэтому это всё надо понимать, въезжать в это дело и контролировать. Для этого нужно как минимум время и свободные мозги.

С. Крючков Приход в Театр сатиры — это свидетельство того, что в Департаменте культуры оценили успехи на поприще работы в джигарханяновском театре? Ведь там вы поставили 2 спектакля за год.

С. Газаров Смотрите, думаю, что и это тоже, конечно. Но это, наверное, подкрепило их. Потому что успехи в театре Джигарханяна — не только потому что я там поставил, а реорганизация, ребрендинг и вообще иной подход — это можно считать, в общем, таким хорошим замесом. Видно, что осмысленно и эффективно. Это есть. Поэтому я даже не буду себя хвалить, но это есть. Это делала команда прежде всего.
Но с Театром сатиры случилось немножко по-другому. Александр Анатольевич Ширвиндт посмотрел мой спектакль «Ревизор» и понял для себя (как он мне признался, он давно был в поисках так называемого преемника), что человек, который сделал такое, вправе и может толкнуть такой непростой шар, как Театр сатиры, дальше в правильном направлении. Он мне сам это говорил, это его слова, поэтому я тут…

С. Крючков Речь о последнем «Ревизоре», 2019-го? Потому что «Ревизор»-то в вашей жизни очень плотно фигурирует. Это, собственно, была первая режиссерская работа после выпуска?

С. Газаров Да, мне осталось сделать мультфильм и балет, и всё будет нормально — комплект.

С. Крючков Кстати, вы между своими ипостасями — театра… Сейчас, наверное, на кинематографическую меньше времени?

С. Газаров Да, уже не хватает времени.

С. Крючков Бизнесовой, чиновничьей… Сейчас окончательно выбор…

С. Газаров Театр.

С. Крючков Хорошо, театр Джигарханяна «Прогресс сцена» — во-первых, возвращение этого названия. Во-вторых, это же всё-таки именной театр. Вы пытаетесь там строить театр своего имени? То есть он будет театр Джигарханяна, но газаровский театр?

С.Газаров: Я считаю, что политики в театре не может быть

С. Газаров Он не может быть театр Джигарханяна и какого-то Иванова. Если я руковожу, значит, я пытаюсь продолжать или, так сказать, дать новую жизнь этому направлению, которое, мне кажется, было бы более эффективно или соотносительно с сегодняшним временем. Наверное, из этих соображений. Потому что кто бы ни пришел, я или кто-то другой, всё равно будет по-своему развивать.
Не бывает так, чтобы было некое табу. Кто бы ни пришел и будет продолжать табу — это будет что-то искусственное, непонятное, малоэффективное и без особых результатов. Надо двигаться сообразно времени, сообразно сегодняшним вкусам, пониманиям, скоростям, актуальности и прочее — есть большой набор. Вот, собственно говоря, насколько ты резко видишь это всё, то есть настраиваешь резкость, зависит от того, получится это или не получится. Потому что абы как — просто «а теперь давайте что-то смешное, а теперь что-то грустное»…

С. Крючков Пока наши помощники настраивают связь с моей соведущий Мариной Максимовой, которая немножко исчезла из нашего разговора, я всё-таки хочу вернуться к театрам. А новая метла по-новому гребет? Той команды или тех двух команд, с которыми вам приходится сейчас работать, достаточно для реализации этих замыслов, о которых вы говорите? Или там приходится переформатировать существенным образом?

С. Газаров Смотрите, переформатировать придется всегда и везде. Вопрос в долях — в каких пропорциях, как глубоко.

С. Крючков Это встречает какое-то сопротивление или вы находите поддержку?

С. Газаров Я не могу сказать, что это встречает сопротивление прямо ужасное, нет. Я больше отмечаю, что люди с пониманием и с готовностью, в ожидании чего-то нового, готовы. Тут ведь вопрос в чем? Я же не могу прийти и сказать: «Ты плохой, ты хороший, ты оставайся, ты уходишь». Нет, это абсурд, так нельзя. Надо работать с людьми, со всеми.
Надо, может быть, попробовать создать язык взаимопонимания. Потому что то, что я говорю под словом «серое», для вас будет голубое или зеленое. Надо, чтобы мы понимали одинаково. Тогда у нас появится взаимопонимание, и мы можем работать более эффективно. Только в этом смысле.
Я со всеми работаю, пробую, говорю рекомендации по профессии — и в одном, и другом театре. Вопрос только в том, кто это услышит и использует, а кто нет. Но поскольку я худрук, если я говорю, надо либо мне противостоять и говорить: «Нет, вы ошибаетесь, это не так, это вообще зеленого цвета, а не красного»…
Я нормально отношусь к критике, абсолютно. Более того, уверен, что именно в таких спорах можно вынести какую-то суть, которую в конце концов трудно будет оспаривать. Надо методом отбросов прийти к голой формуле. Это очень важный момент. Вот, собственно говоря. А противостоят или нет — ну что ж? Ну, противостоят.

С. Крючков А ведь это же две разные волны. Потому что театр Джигарханяна — это одно, а Сатиры — это немножко другое. Приходится настраиваться сразу по двум линиям?

С.Газаров: Вот я и думал: как же так, русский человек — что с ним ни сделаешь, он всё равно выживает? Это же удивительно

С. Газаров Это не немножко другое — это совсем другое. По всем позициям. Во-первых, контингент: более взрослый, более опытный и с историей. Всё-таки в театре Джигарханяна не такая большая история — назовем так, в 4 раза короче, несмотря на свои 25 лет. И контингент там гораздо моложе. Что такое моложе? Молодой человек — это человек, который еще слышит, хочет услышать, может услышать. И самое главное, может поменяться благодаря каким-то усилиям. Чем старше мы становимся, тем у нас иммунитет как-то…

С. Крючков Мы продолжим этот разговор с Сергеем Газаровым, режиссером, художественным руководителем двух московских театров — Театра сатиры и театра «Прогресс Сцена Армена Джигарханяна». Я, Стас Крючков, и Марина Максимова, которую мы пытаемся подключить к нашему разговору, вернемся в эту студию уже через несколько минут.

НОВОСТИ.
РЕКЛАМА.

С. Крючков Мы продолжаем «Разбор полета». Я Стас Крючков, с нами в гостях Сергей Газаров, актер, режиссер, худрук двух московских театров — театра «Прогресс Сцена» и Театра сатиры. Собственно, коль скоро это большая задача, задача такого театрального строительства, то ваша концепция театра — она какова? Потому что, насколько я понимаю, вы чужды того, чтобы театр отвечал на злобу дня в таком социальном, политическом ключе. Ваш театр такой сугубо зрительский, пьесовый. Не острополитический, а сугубо художественный.

С. Газаров Ни остро, ни тупо политический — никакой. Я считаю, что политики в театре не может быть. Она всегда мешала и вредила. В нашей стране, наверное, вредила дольше, чем в остальных странах, потому что мы задержались, были очень политизированы всегда. Особенно когда это нельзя было делать.
Что называлось в Советском Союзе: хороший театр всегда отличался от плохого тем, насколько большую фигу он держит в кармане. Вот если он намекает слишком, открыто, то это очень крутой театр, очень смелый, и вообще это театр, это искусство. Какое искусство — не понимаю. Умудрялись найти политику и в Шекспире, и в Чехове, и в Достоевском — где угодно. Даже в Бунине. Поэтому потерянное время.

С. Крючков Ваш выбор в пользу…

С. Газаров Человека. Только человека, его мыслей и поступков. И это именно так — мыслей и поступков. Потому что человек мыслит по-одному, поступает по-другому. Это, знаете, как я спросил священника, говорю: «Вот я должен слушать священников, хотя потом читаю в газетах, что они поступают как-то по-другому». Один священник мне сказал очень интересно из Библии: «Знаете, написано в Писании: делайте то, что они говорят, и не делайте то, что они делают». Вот это и есть.
То же самое можно применить в театре. Есть человек, мысли. Собственно, «Балалайкин», которого я сделал сейчас, Салтыкова-Щедрина — основная идея была именно в этом. Как же так мы…? Не потому, что нас уничтожали. Слушайте, сейчас говорить о том, что Салтыков-Щедрин писал под давлением Александра III — ну, это глупость. Мы уже не помним, что и когда там было, а почему-то произведение держится.
Я знаю, что у нас есть ведомое. Мы называем это вторым «я». Вот это второе «я» — оно откуда берется? Это же страхи наши. Мы им всё время поддаемся, мы с ними разговариваем, советуемся, они нас подталкивают на что-то. Это всё время постоянно существует.
Вот я и думал: как же так, русский человек — что с ним ни сделаешь, он всё равно выживает? Это же удивительно. Это стало брендом. Это стало понятием уже таким нарицательным. Весь мир знает, что с русским человеком ничего нельзя сделать. Это что ж за человек такой, что с ним ничего невозможно? Какая же у него генетика? Как он может себя убеждать, как он может себя победить, как он может себя заставить думать или не думать об этом? Это ведь уникальность этого. Это как раз гораздо важнее, чем политические амбиции, политические облака, которые туда-сюда ходят. Нет, я считаю, что вся мировая драматургия посвящена человеку, его поступкам и мыслям. Ничему другому.

С. Крючков То есть это ваш критерий: то, что придет в театр — это то, что будет отображать человека?

С. Газаров Абсолютно! А больше некого изображать. Человек был, есть и остается одним из самых простых и самых сложных достижений природы.

С. Крючков Можно немножко от театра уйдем в сторону кино? Потому что всё-таки вам с этим подходом в свое время удалось, насколько я знаю, стать звездой чуть ли не чилийского, латиноамериканского кинематографа. Это как?

С. Газаров Это было очень просто. Меня с моей физиономией не слишком-то утверждали на славян, так скажем. Тогда это было, видимо, очень важно. На «Мосфильме» должны были быть такие открытые светлые лица. Собственно, когда чилиец увидел меня в спектакле (я уже не помню, в каком), Себастьян Аларкон, говорит: «Вот, ты очень похож на чилийцев», утвердил меня на эту роль, на этом же «Мосфильме» все сказали: «Ну вот — вот и играй». И я начал играть чилийцев. Сыграл 7 ролей. Потом выяснилось, что я еще и неплохой артист, могу еще кого-то играть. Например, евреев или кавказских людей. Вот так вот список расширялся. Потом я стал играть и русских людей. А сейчас я просто уже такой…

С. Крючков Кстати, о ролях кинематографических, где кавказские лица выходят на авансцену. Лаврентий Павлович в вашем исполнении — вам не претят роли такого рода? Или для вас это такой творческий вызов? Потому что вы знаете, такое весьма специфическое отношение к этому деятелю нашей отечественной истории.

С.Газаров: Мне почему-то кажется, что я знаю чуть больше того, что по норме надо рассказать

С. Газаров Знаете, я вам так скажу. Если бы сама роль была связана с неким актом беспредела, то есть где демонстрировались бы его чудовищные качества, наверное, это было бы как-то странно. А там была очень простая идея: когда Сталин попросил своего друга Берию последить за Васей, чтобы он не очень пил и не очень гулял, а делом занимался бы. Собственно говоря, папой таким выступал. Вот я, собственно, занимался. Там много смешного мы нашли с Гинзбургом.
Я не знаю, кто такой Берия. То, что я прочитал о нем или посмотрел о нем — двойственные соображения. Человек, который обеспечивал производство атомной бомбы и таким образом тоже вложил свою лепту в спасение отечества; человек, который знал несколько языков — и человек, который посадил и убил тысячи людей, с другой стороны. Видите, какая у него… Поэтому что мне — об этом играть? Да нет, зачем? Есть характер. Характер в самой сцене. Вот и всё.

С. Крючков Последняя роль очень филигранна, чрезвычайно филигранна. То, что фактически приходится оставить актерство, вас тяготит?

С. Газаров Нет, не тяготит. Сейчас какую-то такую крамольную штуку скажу, но, видимо (я как-то думал об этом), мне сегодня гораздо интереснее передать этот опыт, чем его демонстрировать. Мне почему-то кажется, что я знаю чуть больше того, что по норме надо рассказать. Почему-то мне так кажется. Я могу ошибаться, но пока вроде…

С. Крючков Сергей Ишханович, а почему некоторые сразу идут в режиссуру, а некоторые приходят в нее через актерство?

С. Газаров Не связано. Сразу или через что-то, через какое-то количество — не связано. Связано с другим. Когда придет ощущение вида со стороны, так скажем. Мне это пришло рано. Я считаю, рано, потому что уже в конце учебы, 4-го курса, я уже просился. Во-первых, я всё время помогал Олегу Павловичу, был ассистентом всех спектаклей. Во-вторых, я снял там фильм. Я его упросил, мы там достали какую-то камеру, снимали по ночам фильм. Сняли фильм по нашей пьесе Александра Галина «Крыша».
Я думаю, что это связано с укладом в голове вот этого архитектурного мышления — желание видеть и понимать весь объект сразу, когда его еще нет. Мне кажется, что какая-то перекличка с режиссурой в этом есть. Потому что режиссер обязан себе представлять если не всё до мелочей, то, в общем, структуру 4D или 6D, так скажем — со всех сторон.

С. Крючков Ваше понимание — это представить эту модель в собственной интерпретации или как можно более аутентично донести того же Галина, того же Гоголя?

С. Газаров Нет, собственной интерпретации нет. Никакой аутентичности я не преследовал никогда и не очень понимаю, как это можно сделать. У меня есть произведение. Если оно во мне что-то вызвало… Олег Павлович всё время говорил: «Не тратьте время зря, не занимайтесь ерундой. Отозвалось — значит, копайтесь и понимайте, что именно. Если этого нет, даже не старайтесь — будет всё головное, от головы, будет такой сухой математический расчет».
И кстати говоря, если присматриваться с этой позиции к нашим продуктам — к спектаклям, к фильмам, — мы очень точно можем с какого-то момента разбираться, когда здесь абсолютная арифметика или математика, рассчитанная режиссером. Просто безукоризненно всё везде сработало — но нет чувственности. Ровно наоборот — например, Кустурица, который просто во всём в тебе разбирается, что с чем-то связать, ты не понимаешь, но в целом ты выходишь ошарашенный. А чем? Даже не сразу скажешь, что это такое.

С. Крючков Вот смотрите, всё-таки очень сложное уравнение, когда с одной стороны театр «Прогресс Сцена», с другой стороны театр с историей в 4 раза более долгой, нежели история театра Джигарханяна. И как привести вот это понимание к единому знаменателю? Это в принципе возможно или такой задачи не стоит?

С. Газаров Такой задачи не стоит. Во-первых, мы должны точно понимать, что мы находимся чуть в разных и весовых категориях, но еще и на карте Москвы. Театр Сатиры находится в центре. Публика очень разношерстная и очень…

С. Крючков Это другая публика.

С. Газаров Абсолютно другая публика. Она с претензией, ей есть с чем сравнивать. Они любят сравнивать. Они немножко такие — в более агрессивной форме перешагивают этот порог. Что касается театра Джигарханяна на Ломоносовском проспекте (основное здание) — это всё-таки такой кулуарный, такой уютненький, в своем каком-то… В своей area она работает. И эту area надо понимать и чувствовать, что это. Там МГУ с одной стороны, с другой стороны цирк, с третьей… В общем, достаточно интеллигентный район — так его всегда называли. Университет. Думали, что если в университете профессура, так она обязательно рядом живет. Называли это как-то… Действительно, там публика понимающая, и им нужен другой продукт.
Нельзя делать вид, что театр там везде может быть одинаковый. Это неправильный подход. Мы должны понимать, где и для кого мы играем. Когда мы берем пьесу, если она отозвалась, первый вопрос должен быть: кто наш зритель? Равно как и в кино: мы кому это показываем, для кого будем это делать, кого мы хотим видеть в зале?

С. Крючков Хорошо, в театре Джигарханяна сделали 2 спектакля. Режиссерской работы в Сатире ждать?

С. Газаров Чехов.

С. Крючков Ждем в этом сезоне?

С. Газаров Да. Если моя как режиссера, то Чехов в этом сезоне, конечно.

С. Крючков А, собственно, то, что уже получилось, вас устраивает?

С. Газаров В Джигарханяне? Да, абсолютно устраивает.

С. Крючков Завтра очередная премьера.

С. Газаров Да, мы сделали за этот сезон 3 премьеры. Я считаю, это очень круто. В общем-то, все обсуждаемые, все получились. В общем, такие, достойные хотя бы разговоров или обсуждений. Материал выбран хорошо.

С. Крючков На театральной карте Москвы, если судить, это уже театры, зазвучавшие по-новому, на ваш взгляд? Или для этого что-то еще предстоит делать?

С. Газаров Мне хотелось бы думать, что начали смотреть в эту сторону внимательнее. Хотелось бы верить в это. Хотя я, конечно, это вижу. Я вижу эту разницу. И не только я. Но из того, что надо доделать — это ремонт. Мы начнем его где-то летом, и через год-полтора это будет супермодный театр. В смысле, не модный, а…

С. Крючков Технологически выстроенный.

С. Газаров Да-да.

С. Крючков А вот смотрите, всё-таки вы говорите, вы будете строить театр Газарова. То есть это будет режиссерский театр. Но для этого нужна команда единомышленников, как часто говорят. Она уже сформировалась? Или что вы делаете для того, чтобы она возникла?

С.Газаров: Если ты не создашь партию единомышленников, ничего не получится

С. Газаров Ну смотрите, во-первых, это никогда не будет режиссерский театр. Понятие «режиссерский театр», по-моему, самое короткое понятие вообще в театральной практике. Любой режиссерский театр имеет срок жизни крайне низкий. Это как такой, знаете… Не будут сравнивать с продуктами.
Театр может быть только актерский. Никаких других театров не существует, в моем понимании. Только тут надо понимать точно, что такое актерский театр. Это не когда он без режиссера — нет, когда он совместно с режиссером. Ну если я захожу в зал (это то, что я только что говорил) и вижу гениально разработанную шахматную партию, я ухожу с пульсом 64 из этого зала и даже не вспоминаю. Если только придется в разговоре.
А если из меня вывернули всё, что я сильно таил в себе, то тогда я запомню. Это возможно только актерским проникновением в меня. И никогда нигде этого не было. Не потому, что я артист и защищаю артистов — нет. Это известная вещь, это не я ее придумал, и поэтому я ее исповедую.
Что касается единомышленников, обязательно должны быть единомышленники в любом деле. Молодое оно, уже с опытом — в любом деле. Если ты не создашь партию единомышленников, ничего не получится. Вопрос только в том, на чем зиждется это единомыслие. Прежде всего это креативная, творческая составляющая. Люди, которых ты приглашаешь с тобой работать, должны разделять твой взгляд на театр, на современный театр, на твои мысли и на твои идеи. Прежде всего не как главного режиссера, а как руководителя, как лидера. Они должны понимать. Потому что многое зависит именно от тебя. Они должны быть согласными и понимать, что они могут добавить к этому.
Если такое случается, то тогда step by step идет наращивание. И надо в этот момент сильно беречь друг друга. Потому что дело наше непростое, эмоциональное, иногда заносит ой-ой-ой — и вот тут бы не перегнуть. Это очень непростая задача.

С. Крючков В этом смысле в порядке эксперимента возможно появление на двух этих сценах того самого театра, где разыгрывается шахматная партия? Где всё четко, где всё технологично, и нет задачи достичь вот этого ускоренного пульса.

С. Газаров Не думаю. Во всяком случае, я отнесусь к этому без радости. Этого так много в Москве. И не только в Москве, вообще в мире. В Европе. Европа просто вся живет этим.

С. Крючков То есть для вас театр — это не из области рассудочного, а из области эмоционального.

С. Газаров Нет, рассудок должен быть обязательно. Эмоциональное — это тоже очень опасно. Нет, это должна быть уникальная связь. Не может режиссер работать без артиста, и артист без режиссера.

С. Крючков А где эта пропорция? Где эта мера сочетания, на ваш взгляд?

С. Газаров А вот этому должны обучать, когда учат в основном режиссеров, а не артистов. Артистов априори, уже изначально затачивают, что будет режиссер, который тебе скажет, что делать. А вот режиссеров надо учить. Это всегда и везде называлось умение работать с артистом. Если вы будете разговаривать с режиссером, так или иначе это определение будет звучать. Будут говорить: «Вот этот режиссер умеет работать с артистом».
Если вы вспоминали Никиту Сергеевича Михалкова, то во всех фильмах, абсолютно во всех фильмах Никиты вся его работа начинается с репетиций. Вот на своем примере скажу — вот «Двенадцать». Значит, мы в гриме, в костюмах, стоит вся аппаратура, операторы все, все артисты — мы сидим 2 месяца в этом павильоне и репетируем. Репетирует и оператор: он ходит и смотрит, где и как мы стоим, выбирает точки крупности, ставит свет на нас. Ничего не происходит, съемок не было 2 месяца, а потом взяли и за 30 дней сняли.
Я считаю, это самое правильное и единственно возможное — когда режиссер растворяется в артисте. Как же ему наладить? Если я вам буду всё время говорить: «Слушайте, давайте так, у меня нет времени — встаньте в этом углу, поднимите правую руку и стойте, пока я не скажу опустить. И смотрите куда-нибудь в угол». И всё. Я, как режиссер, сделал акцент, который может прочитать зритель, должен прочитать. При этом я артиста в качестве кого держу? А он меня в качестве кого? Вынужден терпеть меня или что? Понимаете, сразу начинается много идиотских, глупых вопросов. А вот когда растворяетесь…
Почему возникли лаборатории, почему новые направления возникают? Время от времени, постоянно — это такой кипящий котел. Всё время возникает то иммерсивный театр, то какой-то. То монологи, то еще что-то. Всё время какая-то. Дель арте начинают вспоминать, общаться со зрителями, чуть ли не садиться ему на колени. Почему всё это происходит? Потому что пытаются найти эту связь, эту пропорцию, о которой вы говорите.
Но всё было бы гораздо правильнее, если бы закладывали в учебе, когда учат режиссёров, как надо работать с актерами. Актеры разные бывают. Как добиваться, чтобы он не терял свою индивидуальность, но добиться от него того, что нужно тебе как режиссеру? И не просто акцента, а проживание. Мы же школа переживания.

С. Крючков У вас сейчас мастерская какая-нибудь есть?

С. Газаров Вот мы ее хотим сейчас создать. Мастерская — вы имеете в виду…?

С. Крючков Я имею в виду педагогическую.

С. Газаров Нет, я, к сожалению, не умею этого делать. Меня и Табаков всё время затаскивал. Я не могу. Я могу прийти, поставить что-то быстро. У меня не хватает нетерпения — видимо, другая энергетика. Но мы сейчас хотим создать… Я всё-таки не верю, что это как-то исчезает, или исчезло, или никогда не возникало. Я хочу собирать молодых представителей театра — и режиссеров, и художников, — и пускай они чего-то там варят.
Вот смотрите, я взял в этом году 11 учеников. Молодых — некоторым вообще 20-то еще нет. Школа Табакова, например — они пораньше начинают. И вот пригласил режиссера, который сделал с ними спектакль по Ивану Шмелеву, «Любовная история». Замечательный сценарий! Он простой, незатейливый и очень честный. Знаете почему? По одной простой причине. Эти молодые ребята — у них еще нет мастерства. Им прикрыться нечем. Поэтому они должны только заинтересовать, сколько они могут из себя вытащить вот этой боли, страдания, переживания.
И этот фантастический эффект… Я прямо вспомнил свои студенческие годы у Олега Павловича. Мы как раз этим и занимались — он из нас это вытаскивал. Как только мы что-то где-то поглядывали — то музычку включим, как в кино, которая будет сопровождать… Это же страшно было — чуть ли не до увольнений.

С.Газаров: Я считаю, это самое правильное и единственно возможное — когда режиссер растворяется в артисте

С. Крючков А ведь всё начиналось с роли скульптуры в парке, насколько я знаю.

С. Газаров Я сегодня увидел Левитина — у него как раз сегодня день рождения, и я на всю страну хочу его поздравить. Я тоже его поздравил сегодня. Я его увидел и говорю: «Вы помните, что мы с Леной Майоровой играли в вашем спектакле двух скульптур? Пока ваши главные артисты играли там сцену, я был лев, а Лена была девушка с веслом».

С. Крючков Как это было? Это просто сложно представить. У нас буквально 2 минуты до конца. На позитивной ноте.

С. Газаров Да, нам тоже было сложно представить. Я лежал как лев, с лапами, и моя задача была не шевелиться — с гордым таким лицом, с достоинством. А Ленка — у нее была сложнее задача. Она стояла в три погибли, потому что она с веслом, что ли, или с ядром — что-то такое было. И она, конечно… И сцена, самое главное, минут 15 шла. И вот мы должны были не двигаться. Представляете, что мы думали об этих артистах?

С. Крючков Работая над авторским текстом и реализуя режиссерскую задумку. Собственно, чего ждать-то в ближайшие дни, в эти ближайшие месяцы, если возвращаться к тому, о чем мы уже говорили? Перспектива слияния театров есть?

С. Газаров Высока. Я считаю, если это случится, это будет очень правильно. Это будет огромной пользой для двух театров — и для театра Джигарханяна, и для Театра сатиры. Потому что и тот, и другой нуждаются в новой крови, в новом всплеске.

С. Крючков Новый всплеск, новая кровь. Сегодня гостем «Разбора полета» был актер, режиссер, художественный руководитель двух московских театров — Театра сатиры и театра «Прогресс Сцена Армена Джигарханяна» Сергей Ишханович Газаров. Сергей Ишханович, благодарю вас!

С. Газаров Спасибо!

С. Крючков Сразу после этого эфира в 23 часа, как всегда по понедельникам, нас ждет «Футбольный клуб». Сегодня гостем станет Михаил Поленов, комментатор «Матч-ТВ». После полуночи «Битловский час» с Владимиром Ильинским. С часу до 3-х пополуночи программа Игоря и Юджина «Хранитель снов». А я, Стас Крючков, и Марина Максимова, которая незримо с нами присутствовала весь этот час, прощаемся с вами. Всех вас с наступающим Новым годом! Благодарю вас, до свидания!

На интенсивность подготовки войск не могут оказать воздействие никакие внешние условия. В любой обстановке военнослужащие всех видов и родов российских Вооруженных сил готовы выполнить задачи по предназначению в полном объеме. Основным приоритетом боевой учебы в начавшемся зимнем периоде обучения остается дальнейшее повышение уровня профессиональной подготовки всех категорий военнослужащих: офицеров, сержантов и солдат. В основе боевой учебы лежит повышение качества проведения мероприятий боевой подготовки войск, совершенствование подготовки органов военного управления, штабов различного уровня в умении руководить подчиненными подразделениями, используя самые современные автоматизированные комплексы управления и средства связи.

Мастерство на виражах

В Амурской области в соединении дальней авиации Воздушно-космических сил (ВКС) состоялись плановые полеты стратегических ракетоносцев Ту-95МС при температурах воздуха окружающей среды ниже минус 30 градусов по Цельсию. Занятия прошли как в дневное, так и ночное время. Для выполнения полетных заданий был привлечен и молодой летный состав из числа выпускников военных авиационных вузов 2020 года. Лейтенанты в экипажах заняли места помощников командиров кораблей и штурманов.

Особенностью полетов стало затрудненное выполнение предполетной подготовки и обеспечение самолетов к повторному вылету в таких погодных условиях. Но это никак не повлияло на результаты отработки техники пилотирования и воздушной навигации, на взлеты и посадки в условиях экстремально низких температур.

Первые полеты в новом учебном году провели и летчики Северного флота (СФ). С аэродрома Мончегорск в Мурманской области в морозное небо поднялись экипажи истребителей МиГ-31БМ и бомбардировщиков Су-24М отдельного смешанного авиационного полка армии ВВС и ПВО. В ходе летной смены командный состав полка и командиры эскадрилий обучили подчиненных технике выполнения элементов сложного и высшего пилотажа на средних и больших высотах, а также ведения ближнего маневренного воздушного боя на малых и предельно малых высотах. К полетам были привлечены около 20 летчиков. Одновременно в воздухе находилось до пяти боевых машин. В общей сложности было выполнено более 20 самолетовылетов.

Полеты проводились в условиях крайне низких температур. Это наложило дополнительную нагрузку не только на летный состав и группу руководства полетами, непосредственно участвующих в летной смене, но и на инженерно-авиационную службу, обеспечивающую наземную подготовку авиационной техники и готовность взлетно-посадочной полосы. По оценке вышестоящего командования, с задачей повышенной сложности уверенно справились все военнослужащие авиаполка.

«Непростая военно-политическая обстановка в мире и возросшая активность стран НАТО у российских границ диктуют необходимость дальнейшего качественного развития Вооруженных сил. Среди наших приоритетов повышение их боеспособности, поддержание боевой готовности ядерных сил и укрепление потенциала сил неядерного сдерживания». Министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу. Из выступления на заседании Коллегии Минобороны России. Москва, 24 ноября 2021 года.

Морозный экстрим

Занятия по экстремальному вождению боевых машин пехоты, в которых приняли участие несколько сотен военнослужащих, состоялись на танкодроме Восточного военного округа (ВВО) в Бурятии. На специализированном полигоне танкового соединения механики-водители БМП-2 преодолели трассу с двумя десятками искусственных препятствий. Движение осуществлялось со средней скоростью свыше 30 км/ч. Кроме того, в ходе полевого занятия в сильный мороз были выполнены нормативы по технической подготовке боевых машин, установке аккумуляторной батареи, проверке технической жидкости, установке приборов ночного видения и постановке техники на железнодорожную платформу. Такие работы требуют слаженности действий всего экипажа. Занятия показали, что с этим проблем у военнослужащих нет: действовали дружно и четко.

В условиях низких температур и сильного ветра совершили прыжки с парашютом разведчики отдельного гвардейского соединения специального назначения Воздушно-десантных войск (ВДВ). Целью проведения учебно-тренировочных прыжков с оружием на аэродроме в районе города Вязьма Смоленской области стало совершенствование одиночной парашютно-десантной подготовки военнослужащих в зимних условиях. В течение дня разведчики в общей сложности совершили свыше 200 прыжков из вертолета Ми-8АМТШ с использованием десантных парашютов Д-10 и парашютных систем специального назначения «Арбалет-2». В зависимости от военно-учетной специальности спецназовцы покидали борт винтокрылой машины как с дополнительным снаряжением, так и без него.

Занятие по парашютно-десантной подготовке прошло в штатном режиме. Затем, в целях слаживания подразделений, на площадке приземления десантники-спецназовцы отработали различные тактические задачи.

С «супостатом» поиграли в прятки

На полигоне Мулино в Нижегородской области военнослужащие полка радиационной, химической и биологической (РХБ) защиты гвардейской танковой Краснознаменной армии Западного военного округа (ЗВО) на тактико-специальном учении успешно применили современные средства аэрозольной маскировки.

Свыше десяти дымовых машин ТДА-2К и ТДА-3 обеспечили маскировку мотострелковых подразделений на марше механизированной колонны. Непроницаемая дымовая завеса помогла скрыть технику и личный состав от обнаружения средствами разведки условного противника. Всего в тактико-специальном учении приняли участие свыше 300 военнослужащих и были задействованы более 50 единиц вооружения и военной техники.

Цифра

20 000 мероприятий боевой подготовки различного уровня, более половины из которых пройдут в ночных условиях, запланировано провести в Вооруженных силах России в начавшемся учебном году.

Обезвреживанием мин займутся роботы

Разминирование местности при помощи недавно поступившего на вооружение инженерных подразделений робототехнического комплекса (РТК) «Уран-6» впервые продемонстрировали командному составу Центрального военного округа (ЦВО) в ходе оперативно-боевого сбора. На полигоне в Оренбургской области был показан порядок сплошного разминирования. Расчет РТК разминировал стометровую полосу с установленными в хаотичном порядке противопехотными минами.

Также в рамках сбора командирам войсковых объединений, соединений и частей округа был показан метод инженерной разведки местности «подкова». Он основан на комплексном исследовании дорог и местности при помощи имеющихся на вооружении средств обнаружения взрывоопасных предметов: миноискателей ИМП-2С, ИМП-3 и переносных искателей проводных линий управления ПИПЛ. Одновременно работали и саперы-кинологи со специально обученными собаками минно-розыскной службы. Такая «частая гребенка» позволяет тотально «вычесать» от взрывоопасных предметов любую местность в любых погодных условиях.

Как сообщил начальник инженерных войск ЦВО генерал-майор Дмитрий Коруц, в 2021 году в войсках Центрального военного округа также было внедрено три новых способа применения инженерно-штурмовых подразделений: блокадный, прорывной и маневренный.

«Новые способы — это ранее не применявшийся комплекс действий войск, характеризующийся стремительностью, направленной на подавление противника до того, как он сможет оказать организованное сопротивление, на его изоляцию с целью отказа от своих намерений и перегруппировки с целью выгодного расположения своих войск», — разъяснил генерал-майор Дмитрий Коруц. Он отметил, что подготовка всех соединений и воинских частей инженерных войск Центрального военного округа была организована с учетом опыта современных вооруженных конфликтов. Всего в 2021 году с подразделениями инженерных войск ЦВО было проведено около 200 мероприятий боевой подготовки.

В эти же дни военнослужащим дислоцированного в Волгоградской области инженерно-саперного полка Южного военного округа (ЮВО) пришлось прервать плановые занятия и заняться реальным обезвреживанием боеприпасов. Заявка на разминирование в полк поступила через военный комиссариат Волгоградской области. В Городищенском районе при опашке поля на тракторе взрывоопасные предметы времен Великой Отечественной войны неожиданно обнаружил фермер. Прибывшими на место специалистами группы разминирования они были классифицированы как 33 минометных боеприпаса и ручные гранаты. Общая масса опасных находок составила более 70 килограммов. Саперы осторожно извлекли взрывоопасные предметы из земли и транспортировали на полигон, где уничтожили путем подрыва накладным зарядом.

Всего за 11 месяцев 2021 года саперы ЮВО обезвредили и уничтожили более 20 000 взрывоопасных предметов времен Великой Отечественной войны.

«Огневая карусель» и «хирургическая стрельба»

В российских войсках повсеместно тестируют новые приемы тактики и применения новых вооружений. Лучшие из них берутся на вооружение, становятся постоянными элементами в системе боевой подготовки.

На полигоне Раевский в Краснодарском крае личный состав Новороссийского гвардейского десантно-штурмового горного соединения отработал упражнения контрольных стрельб (УКС) из стрелкового оружия и вооружения боевых машин десанта БМД-2К-АУ, а также нормативы по метанию учебно-имитационной гранаты и приведению оружия к нормальному бою.

Во время выполнения УКС из БМД-2К-АУ прошел апробацию новый метод проведения занятия, в котором экипажи боевых машин десанта выполнили учебно-боевые задачи потоком, отработав на практике создание «огневой карусели». В ее «круговерти» объекты противника постоянно подавляются и уничтожаются непрерывным массированным огневым воздействием.

Тренируясь на полигоне, десантники учились поражать бронетехнику и личный состав условного противника с места и с ходу из различных положений. Особое внимание было уделено совершенствованию профессиональных навыков владения личным и коллективным оружием, военной техникой. Под руководством опытных инструкторов военнослужащие работали над повышением меткости и кучности стрельбы для достижения эффективного выполнения функциональных обязанностей в бою.

В первых числах декабря подготовку к масштабным учениям начали военнослужащие снайперских подразделений гвардейской Краснознаменной общевойсковой армии Западного военного округа. Практические тренировки проходят в рамках сборов на полигонах в Воронежской, Белгородской, Брянской и Смоленской областях.

Офицеры и наиболее опытные снайперы проводят курсы по специальной, тактической и огневой подготовке, в ходе которых передают свой опыт недавно прибывшим в войска армии военнослужащим по контракту. В первую очередь новичков обучат мастерскому владению снайперскими винтовками СВД, СВД-М, СВД-К, а также армейскими крупнокалиберными снайперскими винтовками АСВК, способными пробивать легкобронированные цели на расстоянии до двух километров. Также занятия включают в себя изучение и практическое применение комплексов разведки, управления и связи «Стрелец-М», совершенствование навыков подготовки и маскировки огневых позиций, изучение специальных методик по противостоянию снайперам противника, стрельбу по максимально удаленным целям по полученным метеорологическим и баллистическим данным.

В первых числах декабря подготовку к масштабным учениям начали военнослужащие снайперских подразделений.

Среди новых тем для изучения — действия при близком контакте с дозорными группами неприятеля, включая рукопашный бой, а также борьба с легкобронированной техникой.

Ликвидация противника в бронетехнике — один из самых сложных элементов боевой подготовки снайперов. Для этого требуется научиться за короткий промежуток времени сначала уничтожить механика-водителя бронемашины, затем, поразив точными выстрелами стекла триплекса, лишить десант кругового обзора, а напоследок быстро истребить десантировавшийся экипаж.

К проходящим сейчас сборам привлечено свыше 700 военнослужащих гвардейской Краснознаменной общевойсковой армии ЗВО. Снайперы полностью пройдут курс боевой подготовки, досконально изучив специальные методики, такие как «стрельба с холодного ствола», «снайперская дуэль», «скоростная стрельба с переносом огня по фронту», «штурм здания под прикрытием снайпера» и «хирургическая стрельба».

  • Подыграть или подиграть как правильно пишется слово
  • Поддержка бесценна как пишется
  • Подлинные рассказы о могущественном халифе харун ар рашиде острослове абу нувасе и хитроумном джухе
  • Подготовьте рассказ о куликовской битве от имени русского или ордынского воина по плану
  • Подвал урри рассказы о наручниках