Полкило как пишется слитно или раздельно

полдня правильно пишется слитно. это имя существительное, краткая форма полного полудень ударение на е: полудень; аналогично с полутень; не путать

«Полдня» правильно пишется слитно. Это имя существительное, краткая форма полного «полудень» (ударение на «е»: «полуде́нь»; аналогично с «полутень»; не путать с «полдень», означающим середину светового или астрономического дня). Писать это слово через дефис («пол-дня») – грубая орфографическая ошибка, так как следующая за «пол-» буква не «л». Не менее грубо неправильно говорить с паузой («пол дня») или писать раздельно без вставных слов: «Проторчала в очереди пол дня» – неверно! Нужно сказать или написать как-то вроде «промаялась полдня» («проторчала» слово просторечное).

«Золотые правила» в данном случае несложны:

Пиша «полдня» и другие слова, начинающиеся на «пол-», слитно, вы почти никогда не ошибётесь, кроме как, возможно, в редчайших, да и то спорных случаях, см. далее.

Прилагательные и указательные местоимения, относящиеся к «полдня», нужно ставить во множественное число: «прошедшие полдня», «эти полдня», и т.д.

Однако, если в слове после «пол-» идёт «л», то такие слова пишутся через дефис (чёрточку): «пол-ложечки», «пол-лимона», «пол-ломтя», «пол-люстры», и т.п., или же «пол-» заменяется на «полу-», также см. далее.

Особенности правописания

Изюминка, так сказать, слова «полдня» в том, что оно простое, не сложное, как «полдень», и «пол-» в нём не первый корень, но и не приставка, а краткий префиксоид, имеющий и полную форму «полу-». Слов, начинающихся на «пол-»/«полу-», в русском языке, что называется, пруд пруди – тот же «полдень», «полметра», «полтарелки», «полупальто», «полусумрак», «полушаг», и мн. др., так что правила их написания сложились давно:

  • Писать «полдня», «полкучи», «полстакана», и др. слова на «пол-» раздельно можно в так называемой интерпозиции, то есть со вставными словами, дополняющими и поясняющими высказывание: «пол прошлого дня», «пол суетливого дня», «пол столовой ложки», и т.п.
  • Если существительное на «пол-» обозначает количество, имеющее количественную меру (длины, веса (массы) объёма, времени, и др.), то такие слова пишутся слитно: наше «полдня» (значение см. далее), «полчаса» (30 мин или 1800 с); «полметра» (500 мм); «полвершка» (22,225 мм; ныне в техническом просторечии приравнивается к дюйму, 25,4 мм); «полкило» (500 г); «полведра» (обычно 5 л, или 6 л, но тогда с уточнением: «полведра по венчик»); «полмешка» (по-нынешнему 25 кг); «полбочки» (по-старому половина сороковой бочки, или 245,98 л, а в наши дни либо 250 л (редко), либо, чаще, 100 л, половина обычной бочки для горючего).
  • В случае, когда корень исходного слова начинается на «л», то префиксоид «пол-» заменяется на «полу-» («полулёжа»; ещё об употреблении «полу-» см. ниже).
  • Если же по соображениям фонетики (внятности и разборчивости речи) присоединить «полу-» к корню на «л» нельзя, то такое слово пишется через дефис: «пол-ладони», «пол-листа», «пол-ложки», «пол-локтя», «пол-люмена» (люмен – системная единица освещённости).

Примечание: исключение тут просторечное «поллитра» (применительно к бутылке водки или др. расхожего крепкого спиртного). Если же речь идёт об объёме в 0,5 куб. дм., то правильно нужно писать «пол-литра»).

  • В случае, когда имеется в виду заполнение, загрузка чего-то приблизительно наполовину, но не подразумевая более-менее точного численного выражения, «пол» со значащим словом можно писать как вместе, так и врозь: «полкузова» = «пол кузова»; «полдвора» = «пол двора»; «полкуста» = «пол куста». Критерий выбора – как легче выговаривается или понимается.

Примечание: слова «полстакана», «полчашки», «полкружки», «полтарелки», «полбутылки», «полбанки», «полпальца», «полбагажника», «полсиденья», и подобные им пишутся всегда слитно, поскольку обозначают и некоторые обиходные или несистемные меры – насыщения человека либо утоления им жажды, длины («полпальца»), и др., или же относятся к предметам, вместимость которых выражается стандартными мерами («полбагажника», «полсиденья»). Поэтому к таким словам приложимы правила согласно пп. 2-4 и 6-10.

Когда вместо «пол-» нужно «полу-»

  • Префиксоид «пол-» чаще всего заменяется на «полу-» в словах, называющих вещественные предметы, вмещающее измеримое количество чего-то, цельные предметы (законченные изделия, конструкции) или самостоятельные части единого целого, примерно равные его половине: «полукруг»; «полубак» (отдельная часть корпуса судна); «полуботинок», «полусапожки» (фасоны обуви); «полубочка» (соответствующая полбочке тарная единица – в старину бочонок на полбочки, ныне – бочка на 100 л, в половину стандартной топливной бочки); «полувагон» (железнодорожная грузовая платформа с высокими бортами, передними и задними распашными створками, но без крыши), «полурота» (половина соответствующего воинского подразделения, выделенная для выполнения особой тактической задачи) «полутораплан» (самолёт с небольшим, меньшим, чем у биплана, нижним крылом); «полуштоф» (сейчас в торговой практике мера объёма и бутылка на 0,75 л).
  • На «полу-» пишутся также слова, обозначающие неполное заполнение не вещественной и не выражаемой в количественных мерах субстанцией: «полумрак», «полусвет», «полутон», и т.п.
  • Точно так же на «полу-» нужно писать и слова, описывающие физическое либо нравственное состояние равно как одушевлённых, так и к неодушевлённых предметов: «полубог»; «полудурок»; «полуживой»; «полукалека»; «полуползком»; «полусидя», «полусогнут», и др. («Движок полуживой, но пока тянет»; «Не телефон, а полудурок – ни одно приложение нормально не грузится»; «Займусь-ка трактором, он у нас после полевого сезона полукалека»).
  • Слова, начинающиеся префиксоидом, «полу-», как правило пишутся слитно.
  • При необходимости использования слова на «полу-» в интерпозиции «полу-» заменяется обратно на «пол-»: «Замесите-ка скоренько полубункер раствору» – «А на кой, мешалку только-только промыли? Вон, в корыте как раз на пол целого бункера ещё свеженького».

Что такое префиксоид

Префиксоиды это, в общем, самостоятельные части речи, в определённых случаях служащие приставками. Так, префиксоид «пол-»/«полу-» это в то же время и краткая форма существительного «половина», служащая как корнем в сложных словах, так и употребляемая самостоятельно, см. примеры выше.

Значение

Существительное «полдня» в русском языке употребляется в прямом и переносном значении:

  1. Прямое – часть светового дня от утренней зари до полудня (первые или зачинающие полдня) или от полудня до заката Солнца (вторые или завершающие полдня): «Обработку проводить в первые полдня, начиная опрыскивание немедленно по испарении с листьев росы». Синонимы «полудень», «половина дня» (оба – с единственным числом прилагательных и указательных местоимений: «текущий полудень», «этот полудень», «вечерняя половина дня»). Последний синоним может употребляться в интерпозиции, т.е. со вставными словами: «завершающая половина трудового дня».
  1. Переносное – промежуток времени, примерно равный половине светового или рабочего дня: «Как отдыхалось? – Активно, полдня провозился на огороде, а полдня – в гараже». Синонимов нет.

Примечание: порой употребляются также сходные по составу и схеме склонения (см. ниже) существительные «полвечера» (применительно чаще всего к долгим зимним вечерам) и, редко, «полутра» или «полутрени» (диалектное в глубинке Средней России), поскольку летние утра коротки, а зимой ну так не хочется вылезать из тёплой постели.

Грамматика

Слово «полдня» – неодушевлённое имя существительное общего рода (явственных родовых признаков лишено*), разносклоняемое. В академической традиции относится к мужскому роду I склонения (2-го в школьной традиции), так как склоняется в целом «по-мужски». Состоит из изменяющегося префиксоида «пол-» («полу-» в падежных формах, кроме винительного), корня «-дн-» и окончания «-я». Склоняется подобно советскому «трудодень» (не имевшему краткой формы), но во множественном числе именительного и винительного падежей используется также форма единственного числа:

  • Именительный: полдня́ (краткое) или полуде́нь (полное) (ед. ч.); полудни́ или полдня́ («летние утренние полудни́», но «следующие полдня» – относительное прилагательное «следующий» во множественном числе) (мн. ч.).
  • Родительный: полудня́ (ед. ч.); полудне́й (мн. ч.).
  • Дательный: полудню́ (ед. ч.); полудня́м (мн. ч.).
  • Винительный: полдня́ (краткое) или полуде́нь (полное) (ед. ч.); полудни́ или полудня́ («В два полудня уложишься?», но «Нет, тут работы на три-четыре полудни́») (мн. ч.).
  • Творительный: полуднём (ед. ч.); полудня́ми (мн. ч.).
  • Предложный: <в, на, о, при> полудне́ (ед. ч.); <в, на, о, при> полудня́х (мн. ч.).

*) – а) оканчивается «по-женски» на «-я», но происходит от «день», который мужского рода; б) обозначает часть общего времени дня. «часть» женского рода, «время» – среднего. Так что нечего этому слову делать ни в каком роде, кроме как в общем.

Примечание 4: надо же, когда и для чего пригодилась форма развито-социалистической сельскохозяйственной натуроплаты! Вот уж поистине, если не бывает отставных шпионов, то и забытых слов тоже.

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

 «Слитное и дефисное написание

сложных слов с пол-, полу-»  
23.12.2020 г.

Цели
и задачи урока:
 — познакомить учащихся с написанием
сложных слов с пол-, полу-; учить предупреждать и исправлять
орфографические и ре­чевые ошибки; развивать воображение, навыки
самостоятельной работы.


совершенствовать и развивать учебно-языковые умения и навыки учащихся;


совершенствовать словарный запас учащихся;


содействовать формированию культуроведческой, языковой и коммуникативной
компетентностей школьников;


развивать логическое мышление;


воспитывать и развивать чувство внимательности в работе, ответственности за
получение новых знаний;


способствовать развитию и совершенствованию умений и навыков использовать
полученные знания в практической работе.

Планируемые
результаты: научатся правильно употреблять слова с пол-, полу-;
предупреждать и ис­правлять орфографические и речевые ошибки, объяснять
языковые явления.

УУД. Личностные: имеют
мотивацию к учению,   осознают свои трудности и стремятся к их
преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков

Регулятивные: планируют
необходимые действия, операции, действуют по плану.

Познавательные: устанавливают
причинно-следственные вязи, делают выводы; извлекают необходимую информацию из
объяснения учителя, высказываний одноклассников.

Коммуникативные: задают
вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; строят
небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в
парах.

Оборудование:
загадки, таблица, раздаточный материал

Тип
урока:
 комбинированный

Ход
урока

I.
Организационный момент.

1.                            
Психологическая установка.

II.
Актуализация опорных знаний.

2.                            
Орфографическая работа (работа в парах)

Записать
сложные слова-отгадки, образованные сложением основ, сложением слов, определить
способ образования, объяснить правописание соединительных гласных.


Заурчу, закричу, под небеса улечу. (Вертолет)


Хвостом льет, а клювом пьет. (Водопровод)


Он с хоботом резиновым, с желудком парусиновым, а загудит его мотор – глотает он
и пыль, и сор. (Пылесос)


Летит птица – небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолет)


На что не взглянет этот глаз – все на картинке передаст. (Фотоаппарат)

Проводится
игра
 «Найди лишнее слово»

1.                            
Петя ушиб колено ноги.

2.                            
Собрание будет в конце декабря месяца.

3.                            
Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

4.                            
Путешественники ослабли от недоедания пищи.

5.                            
В мае 25 числа мы закончим учебный год.

III. Постановка
учебной задачи. Формулирование темы урока.

Я пришел из школы:

Мамы дома нет.

На столе оставлен

Для меня обед:

Полбатона хлеба,

Полсудка борща,

И на сковородке

Ровно пол-леща.

Если мамы дома нету,

Полминуты не теряй

И варенье из буфета

Поскорее доставай!

У меня сегодня

Был такой обед:

Полкило варенья,

Полмешка конфет.

Пол-арбуза с тортом,

Апельсин с халвой.

(Я еще не мертвый,

Но полуживой.)

Я не ем уж полнедели,

Я не сплю уж пять ночей,

У моей стоят постели

Ровно пол-Москвы врачей.

-Ребята,
вы улыбались при чтении данного текста?

-Какие
слова вызвали у вас улыбку, в чём их отличительная особенность?( Слова с пол)

-Какова
цель использования таких слов  в тексте? (Создание комической ситуации).

2.-Посмотрите
на подчёркнутые в тексте слова и скажите, как пишется ПОЛ- с этими словами?
(Слитно и через дефис).

-А теперь подумайте, какова  ещё одна
проблема нашего урока? (Нам не понятно, почему в одних случаях ПОЛ- пишется
слитно, в других – через дефис).

— Что нужно сделать, чтобы решить эту
проблему? (
Нам необходимо изучить правило слитного и
дефисного написания сложных существительных и потренироваться в их
правописании).

Какова же тема сегодняшнего урока?

 Запись
темы в тетрадь и на доску.: «Правописание слов с пол- и полу-».

IV. Объяснение
нового материала
.

Рассмотрение
схемы

Написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ-

Дефисное написание

Слитное написание

Перед
именами собственными

Перед
согласной Л

Перед
гласными

Слово
после ПОЛ- начинается с согласной

С
ПОЛУ- слова пишутся всегда слитно

v. Закрепление
нового материала

1.
Практикум «Цветик-семицветик»

(выходящий
к доске отрывает лепесток цветка и выполняет задание)

1.
Спишите, раскрывая скобки.

(Пол)метра,  (пол)лимона, 
(пол)арбуза, (пол)Африки, (пол)листа

2.
Спишите, раскрывая скобки.

 (пол)города, (пол)Полтавы,
(пол)яблока, (пол)груши, (пол)тысячи

2.
Физминутка

Соку
соку

Бачи
бачи

Соку
соку

Вира
вира

Соку
бачи

Соку
вира

Соку
бачи вира

3.
Слуховой диктант »Радионяня»

4.
Подберите подходящие по смыслу имена собственные. Опирайтесь на ваши знания по
географии, краеведению:

1)Пол(название
планеты);2)пол(название государства);3)пол (название столицы государства);4)
пол (название озера); 5) пол(название реки); 5)пол (название острова);

5.Запишите
одним словом с пол-(полу-)

Середина
дня; расстояние, равное половине шага; небольшая железнодорожная станция;
половина метра; время, равное половине часа; короткая, до колен, зимняя одежда
на меху; половина Европы; половина игры, половина круга.

6.Найди
«Четвёртое лишнее»

1) (пол)неба         (
пол)Англии
   
(пол)часа       (пол)стола

2) (пол)липы       (пол)Вижая        (пол)шага      (пол)апельсина

7. 4) Игра-задачка
Задание: Напишите слитно или через дефис.

У каждого ученика на парте рисунок и задание.
Слова, которые пишутся через дефис,
отметьте на рисунке точками, а слова, которые пишутся слитно не отмечаете, в
результате у вас должна получиться оценка за это задание.

Слова: 
1.(пол)лимона 
2.(пол)лица 
3.(пол)Парижа 
3.(пол)Парижа
4.(пол)ананаса 
5.(полу)живой 
6.(пол)торта 
7.(пол)ольхи 
8.(пол)этажерки) 
9.(пол)ясеня 
10.(пол)луковицы 
11.(пол)лилии 
12.(пол)Антарктиды 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/19182_a7050ea49da64156895f6bdf7eade19d.jpg.jpg

8. «Верно-неверно»

Пол (шины) пишется через дефис? НЕТ

Полу(остров) пишется через дефис? НЕТ

Слово пол(буханки) пишется слитно? Да

Слово пол (лампы) пишется раздельно? Нет

Пол(урока) пишется раздельно. НЕТ

Полу(бокс) пишется слитно? ДА

Пол(ужина) пишется с дефисом? ДА

Пол (Казахстана) пишется раздельно? Нет

VI. Подведение
итогов урока.

Рефлексия

-Что вы узнали о
правописании сложных слов с пол-, полу- ?

— Привести
примеры.

— Что для Вас было
трудным на уроке?

— Что на уроке
было интересным, легко запомнилось?

Домашнее
задание.

-Выполнить задания
на карточках. На «3»

— составить
словарный диктант на орфограмму пол- полу на «4»

-Придумать сказку к орфограмме слитное и дефисное написание
сложных слов с корнем пол-, полу- на «5».

Оценивание с комментированием.

  • Полгруппы как пишется слитно или раздельно
  • Политическая сказка про медведя все части слушать
  • Пол юрты как пишется
  • Пол десятого как пишется через дефис или нет
  • Пол коробки как пишется