Политическая система в россии сочинение

Россия прошла 2021 год спокойно и стабильно, несмотря на пандемию, обострение международной обстановки и экономические проблемы. об этом заявил руководитель

Кузнецов: Политическая система России доказала свою стрессоустойчивость в 2021 году

Россия прошла 2021 год спокойно и стабильно, несмотря на пандемию, обострение международной обстановки и экономические проблемы. Об этом заявил руководитель Экспертного совета ЭИСИ Глеб Кузнецов, выступая на круглом столе «2021. Политические итоги года». По его словам, успешное преодоление трудностей свидетельствует о высокой стрессоустойчивости системы. 

«Прежде чем говорить о каких-то политических итогах страны, уместно сказать про контекст. Пандемия коронавируса никуда не исчезла. Более того конец года нам привез очередные новости о новом штамме. Безусловно люди устали от ограничений, причем интересно, что эта история абсолютно мировая, и Россия переживает ее более спокойно. Еженедельно по всем крупным городам Европы и США проходят марши, активные протестные действия против коронавирусных ограничений. У нас ничего подобного нет. И это, пожалуй, один из важных итогов этого года — то, что российская власть умудряется вести достаточно тонкую игру, проходить между Сциллой и Харибдой, не раздражать людей избыточными ограничениями», — сказал эксперт. 

Кузнецов добавил, что еще один важный элемент контекста — обострение международной обстановки. В частности, речь идет о ситуации в Донбассе и попытках внешнего давления на РФ по поводу Украины и Белоруссии.

«Внешнеполитическая ситуация явно обострилась, а рано или поздно, как подсказывает опыт, внешнее давление может приводить к каким-то внутриполитическим пертурбациям, чего у нас, кстати, тоже в этом году не происходило. Это свидетельствует о стабильности, о высокой стрессоустойчивости системы. Третий момент — экономические неурядицы (рост цен, инфляция), связанные с пандемией», — заметил руководитель Экспертного совета ЭИСИ.

По словам эксперта, все эти контексты создавали вокруг парламентских выборов в России, которые прошли в сентябре этого года, некие ожидания, в частности, что «Единая Россия» столкнется со сложностями при подтверждении своего доминирующего статуса.

«Однако этого не произошло. Если в мире практически везде, где в ходе пандемии проводятся выборы, действующая власть теряет, то в России этого и близко нет. „Единая Россия“ достаточно успешно разыграла свои карты, показала себя партией реальной помощи, близкой людям. Кроме того, произошло существенное обновление партии. Примерно половина парламентариев, прошедших в парламент, не были представлены в прошлой Думе. Мне кажется, что одним из главных победителей 2021 года является „Единая Россия“, но не только она. В парламент зашел новый партийный проект — „Новые люди“. Да, они пока не очень много набрали, но это тоже показывает, что наша политическая система не только держится на стабильности, она изменчива и способна отвечать на запрос на обновление», — уточнил Кузнецов. 

Что касается «Справедливой России», то ее спасло объединение с партиями «Патриоты России» и «За правду», считает эксперт. 

«Много было в политологическом сообществе разговоров о том, что объединение трех политических сил будет лебедем, раком и щукой, и СР это похоронит. По истечению этого года можно сказать, что СР могло похоронить отсутствие свежей крови, новых идей и людей, и это объединение сохранило „Справедливую Россию“ в нашем парламенте», — указал Кузнецов. 

Он добавил, что в 2021 году во всем мире проходило много протестов, однако Россия выбивается из общемировой тенденции. 

«Масштабные протесты были в начале года, но потом, несмотря на выборы, сложности и другие истории, никакой протестной активности мы не наблюдаем. Это можно занести в актив нашей политической системы», — сказал он. 

В свою очередь руководитель Экспертного совета ЭИСИ также заметил, что значительно проиграла в этому году партия ЛДПР.

«Партия потеряла Дальний Восток. Если раньше Дальний Восток считался их территорией, и на всех федеральных выборах с 1990 годов мы видели, что, когда считается Дальний Восток, то партия Жириновского набирает очень много, а потом начинает падать, то в этот раз ситуация поменялась. Либеральные демократы потеряли ряд субъектов, важных для себя мандатов в одномандатных округах, потеряли лидерство в Хабаровском крае и Амурской области», — подчеркнул он. 

По мнению эксперта, КПРФ не реализовала свой потенциал главной оппозиционной политической партии страны. 

«Это произошло, в том числе потому, что они кадрово оказались не готовы по-настоящему бросить вызов доминированию „Единой России“. Мы помним про скандал с Рашкиным, но не только с ним. КПРФ отметилась и другим. Недавно депутат Ющенко растоптал все то, что дорого каждому коммунисту — представление о равенстве всех людей. Он выказался с крайне оскорбительных для женщин позиций. Это показывает, что КПРФ идеологически партия не столь левая, сколько консервативная. А основные оппозиционеры у нас — это люди, живущие в больших городах, и они не консерваторы. И в этом отношении КПРФ не способна свой потенциал реализовать, потому что идеология партии ориентирована на не очень образованных людей в низкоурбанизированных городах. А избиратели, для которых было важно услышать оппозиционную проповедь, живут как раз в больших городах» — пояснил Кузнецов. 

Он заметил, что предстоящий год будет весьма «буйным» для партий во всем мире. 

«Следующий год, учитывая, что ни одна из проблем контекста-2021 не решена (пандемия продолжается, инфляция не побеждена), будет буйным. У партий власти во всем мире будет проблема сохранения своей доминирующей позиции, но для оппозиционеров кризис создает новые возможности», — резюмировал эксперт.

Политическая система в россии сочинение

Цель стратегии Путина в ходе нынешнего военно-политического обострения.

«Цель большой стратегии состоит в том, чтобы вскрыть и использовать слабые места в способности противника организовать вооруженное сопротивление. Поэтому более благоразумно и выгодно обезоружить противника, чем пытаться уничтожить его в тяжелой борьбе. Метод изматывания противника не только чреват опасностью чрезмерной растраты собственных сил, но и может привести к обратным результатам.

Стратег должен добиваться того, чтобы парализовать противника, а не стремиться уничтожить его физически. Убить человека в бою – значит всего-навсего уменьшить армию только на одного солдата, в то время как живой, но лишенный присутствия духа человек является носителем страха, способным вызвать эпидемию паники.

Воздействие на психологию командира может свести на нет боеспособность его войск. Психологическое же воздействие на правительство страны может оказаться достаточным, чтобы лишить это правительство всех имеющихся в его распоряжении ресурсов, и тогда меч выпадет из его парализованной руки.

…В то время как номинальная сила страны характеризуется численностью населения и количеством ресурсов, ее реальная величина определяется состоянием внутренних органов и нервной системы, стабильностью управления, моральным духом и снабжением. Прямое давление всегда ведет к усилению сопротивления противника, так происходит со снегом: чем сильнее сжимается снег, тем он становится плотнее и тем медленнее тает.

Подлинная цель стратегии – уменьшить возможности сопротивления. Отсюда вытекает другая аксиома: чтобы обеспечить достижение той или иной цели, необходимо иметь несколько целей. Наступлением, ведущимся против одного пункта, должна создаваться угроза другому пункту, на который в случае необходимости должен быть перенесен удар. Только при наличии такой гибкости выбора объекта стратегия может быть приспособлена к неожиданным изменениям в обстановке».

Бэзил Лиддел-Гарт, из книги «Стратегия непрямых действий», 1954 год. В этой главе Лиддел-Гарт анализировал успех стратегии Гитлера по захвату восточноевропейских стран – Чехословакии и Польши.

Данная цитата точно показывает ситуацию в Украине и полное совпадение со стратегией Гитлера цели военно-политической демонстрации Путина у границ с Украиной:

  1. Россия пытается подорвать нашу способность к сопротивлению за счет давления на наше политическое руководство изнутри нашей страны.
  2. Военно-политическая демонстрация у границ с Украиной – это «создание угрозы другому пункту», расширение фронта агрессии, чтобы распылить наше внимание, силы и облегчить давление на главных участках фронта – на Донбассе и в Крыму. К слову, втягивание РФ в войны в Сирии и Африке – это также расширение угроз в глобальном противостоянии империи Путина с Западом.
  3. Путин оказывает давление на Зеленского и его окружение, потому что стремится «обезоружить» Украину, потому что Россия втянулась в войну на истощение на разных фронтах, обложена санкциями. И Путин хочет своими демонстрациями и давлением на окружение Зеленского добиться прекращения огня на Донбассе. Это позволит России сократить непомерные расходы в войне на истощение и при этом сохранить прямое давление на Украину.
  4. Путин не будет проводить широкомасштабное наступление именно сейчас, поскольку такое нападение приведет к усилению сопротивления Украины. Путин проводит демонстрацию, чтобы выбить из правительства Украины уступки и атаковать в другое, более удобное время, может быть и через несколько месяцев. При этом война на Донбассе продолжается, и там может вспыхнуть эскалация в любой момент.
  5. «Психологическое же воздействие на правительство страны может оказаться достаточным, чтобы лишить это правительство всех имеющихся в его распоряжении ресурсов, и тогда меч выпадет из его парализованной руки». Вот что делает Путин, чтобы заставить Зеленского прекратить сопротивление на Донбассе, прекратить спецоперации украинской военной разведки и СБУ на оккупированных территориях. Российская агентура в украинском руководстве, военное, политическое, информационное и экономическое давление против Украины – все это в комплексе должно заставить Зеленского прекратить войну. В таком случае Россия сможет усилить свое влияние внутри Украины и начать постепенное снятие санкций и снижение уровня противостояния с Западом. Для Украины реализация такой стратегии будет иметь тяжелейшие последствия. Пример перед нами – Молдова и Грузия, которые согласились прекратить огонь и в результате стали жертвами российского давления и потеряли шансы на восстановление полного суверенитета и независимости на долгое время.

Источник: Юрій Бутусов / Facebook

Опубликовано с личного разрешения автора

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.

На него влияют введение климатического регулирования, наднационального налогообложения, деофшоризация и цифровизация

Компании начинают тратить больше денег в том числе и на лоббизм «чуждых» политическому мейнстриму проектов / Getty Images

Трансформация рынка юридических услуг в последний год резко ускорилась. Если раньше его ландшафт определяли межкорпоративные споры за те или иные активы, причем, как правило, в пределах одной страны, то теперь спрос все больше разгоняют международные политические тенденции. В частности, введение трансграничного углеродного налога и в целом климатического регулирования, наднациональное налогообложение (Pillar 2), резко ужесточившаяся политика деофшоризации и ряд других. «Ведомости» разбирались, какие очертания будет принимать сфера юридических услуг.

Усиление ESG-повестки и появление новых отраслей права, например климатического регулирования, – как на глобальном, так и на национальном уровне – простимулировало крупные компании начать серьезную подготовку к будущим реалиям. О планах запуска зеленых проектов уже сообщили фактически все российские гиганты. Начиная от энергетических, таких как «Роснефть» – компания обновит стратегию развития с учетом климатической повестки, заканчивая технологическими – например, «Яндекс» и Mail.ru Group впервые начали отчитываться ESG-достижениях.

На проекты в области устойчивого развития или ESG рассчитывают как на один из основных драйверов роста экономики – об этом говорят лидеры как развитых стран, так и России.

«Необходимо <...> сделать низкоуглеродное развитие источником роста и диверсификации экономики, а не ее тормозом», – заявил 11 ноября министр экономического развития Максим Решетников на 26-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP26) в Глазго.

Новые тенденции в экономике определяют акценты и на юридическом рынке и уже активно меняют его очертания. Причем не только в контексте растущего спроса на юридическое обеспечение новых ESG-инициатив.

Все больше экспертизы требуется для запуска именно традиционных инвестпроектов, которые зачастую идеологически расходятся с климатической повесткой.

Несмотря на усиление зеленой экономики, крупнейшие юридические фирмы США оказывают больше услуг в сфере поддержки проектов в сырьевых отраслях, писал в августе Reuters со ссылкой на данные отчета объединения «Юридические студенты за климатическую ответственность» (Law Students for Climate Accountability, глобальное движение активистов, изучающих деятельность крупнейших юридических фирм с точки зрения зеленой повестки). В частности, в общей сложности сумма проектов, которые сопроводили юристы 100 крупнейших компаний в добывающей и энергетической сфере, в 2020 г. была на $50 млрд больше, чем в 2019-м, следует из доклада. Объединение рассматривает данные на пятилетнем отрезке – если в 2015–2019 гг. общая стоимость таких проектов составляла $1,31 трлн, то в 2016–2020 гг. она выросла до $1,36 трлн. Кроме этого количество судебных тяжб, связанных с бизнесом в добывающих отраслях, в 2020 г. выросло на 83 процесса (их количество за 2016–2020 гг. составило 358), констатировали активисты.

«В начале карьеры я чувствовал себя скорее национальным – российским юристом», – вспоминает партнер юридической фирмы «Борениус» Андрей Гусев. Знания именно о российском регулировании ценились клиентами прежде всего и именно за этой экспертизой они обращались, продолжил он. Сейчас появляется все больше запросов по интернациональному праву – в данном случае это вопрос даже не столько компетенций, сколько доверия клиентов. Это действительно новый быстрорастущий рынок, с освоением которого проблем у «юридической элиты» возникнуть не должно – регулирование по миру в целом очень похоже, причем даже не только в странах однородных правовых систем, например континентальной или англосаксонской, резюмировал Гусев.

Современная регуляторная среда действительно стремительно развивается, сейчас юридическим консультантам, как никогда, важно быть в курсе глобальных трендов, согласилась партнер и руководитель KPMG Law в России и СНГ Ирина Нарышева. Более того, это дает специалистам шанс стать во главе набирающих обороты тенденций: запрос растет не только со стороны бизнеса, но и со стороны государства, которое находится в активной фазе формирования нового законодательства, добавила она. В частности, например, KPMG участвует в экспертном совете по совершенствованию корпоративного законодательства при Минэке, что позволяет высказываться не только относительно отдельных законопроектов, но и в целом выступать с инициативами по формированию дорожной карты корректировок правовой системы.

Впрочем, влияние ESG на практике пока ощущается слабо, отметил управляющий партнер коллегии адвокатов «Ковалев, Тугуши и партнеры» Сергей Ковалев. Но в будущем новые запросы, очевидно, станут касаться как новых проектов, связанных с климатическими изменениями, так и традиционных, которые необходимо будет адаптировать под новые стандарты, добавил он.

Запросы, например, о корректировках корпоративных и контрактных практик для сертификации рейтинговыми агентствами на соответствие стандартам ESG поступают, но активно процесс начнет развиваться года через два, согласился Гусев. На разгон рынка все большее влияние начинает оказывать не столько климатическая, сколько фискальная глобальная повестка, добавил он.

Прежде всего, это фактически выдавливание бизнеса из офшоров за счет ухудшения условий и их дискредитации. ЕС систематически принимает такие меры, так называемые директивы. Например, последняя, пятая, принятая в 2018 г., серьезно ужесточила условия прозрачности владения. Кроме этого ОЭСР запущена фискальная реформа, предполагающая повышение налоговой нагрузки на крупный транснациональный бизнес (Pillar 1 и Pillar 2). Как говорил «Ведомостям» президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, около 50 российских компаний находятся в зоне риска этого регулирования.

Кроме непосредственно международных инициатив на формирование новых рынков для юристов влияют и действия национальных властей. Россия также приступила к активным действиям в направлении деофшоризации – в 2020 г. была объявлена кампания по ужесточению условий вывода капитала за рубеж: она предполагает пересмотр соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН) с популярными у российского бизнеса юрисдикциями для оптимизации налогов. Уже были пересмотрены СИДН с Кипром, Мальтой и Люксембургом, соглашение с Голландией пока планируется денонсировать, стартовали переговоры о корректировке с Швейцарией.

В настоящий момент многие специалисты занимаются структурированием холдингов, чтобы обеспечить им устойчивость к правилам BEPS (кампания ОЭСР по противодействию размыванию налоговой базы. – «Ведомости») и требованиям многочисленных стран о деофшоризации, отметил Гусев. Он ожидает, что компании вскоре начнут все чаще обращаться с запросами о структурировании и в рамках введенного регулирования Pillars, но пока этого нет.

Продолжающийся курс на деофшоризацию способствует увеличению интереса бизнеса к редомициляции компаний в «российские офшоры», которая позволяет иностранным компаниям переехать на территорию России в специальный административный район (САР), добавил партнер Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» (ЕПАМ) Денис Архипов.

Впрочем, активный рост рынка юридических услуг по адаптации бизнеса к Pillar 1 и 2 начнется не раньше чем через два года, полагает Гусев. «Я прогнозирую ситуации, когда крупная группа обратится с запросами о структурировании в рамках введенного регулирования Pillars, но пока до реальных клиентских поручений дело не дошло», – отметил он.

Еще один новый рынок для юристов – это так называемое «право платформ», добавил директор Института бизнес-права Университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА) Сергей Фомин. Это вненациональный юридический феномен – право, которое генерируется владельцами платформ, такими как Google, Amazon, AliExpress и др., и действует в трансграничной сфере, пояснил эксперт. Стандарты, кодексы, типовые формы, разработанные крупными транснациональными корпорациями, зачастую имеют не менее важное значение – специалисты по «праву платформ» становятся все более востребованными. Причем с обеих сторон – и как разработчики такого трансграничного корпоративного законодательства, и как консультанты участников этих платформ, отметил Фомин.

Повсеместная цифровизация усиливает важность развития компетенций в области регулирования цифровой экономики, согласился Архипов из ЕПАМ. Как пример – резонансное дело ФАС против «Яндекса» и вытекающая отсюда необходимость регулирования рынка маркетплейсов.

В марте ФАС России одобрила соглашение о взаимодействии агрегаторов такси Gett и «Ситимобил», напомнил партнер ЕПАМ Валерий Еременко. По условиям партнерства водители «Ситимобила» будут совершать поездки по заказам Gett в эконом-сегменте, благодаря чему Gett будет использовать новую модель агрегатора и сможет сфокусироваться на корпоративном и премиум-сегментах – услуги по сопровождению этого проекта оказывало ЕПАМ, отметил Еременко.

Юридические департаменты сталкиваются со все расширяющимся списком операционных вызовов на фоне ускорения цифровой трансформации и регуляторных изменений, говорится в выводах опроса 2000 руководителей компаний из 17 отраслей и 22 стран мира, проведенного в январе 2021 г. юридической практикой EY и Гарвардской школой права. В частности, цифровизация оказалась первой в списке приоритетных направлений трансформации юридического бизнеса.

При этом 50% юридических департаментов, судя по данным опроса, сообщают, что проникновение цифры в их работу за последние 12 месяцев не изменилось. А каждый третий из них отмечает, что технологии, которые требуются для улучшения работы, в его компании не применяются.

С учетом того что наиболее простые функции правоприменения, экономического и налогового анализа будут постепенно автоматизироваться, количество специалистов в сфере консалтинга станет снижаться, а сама их деятельность – усложняться, уверен научный руководитель факультета права НИУ ВШЭ Антон Иванов. Это потребует от таких специалистов более высокой квалификации, чтобы решать задачи в условиях неочевидности и более широкого учета межотраслевых факторов, особенно гуманитарных, добавил он.

Консультанты и аудиторы используют массу новых технологий, согласился управляющий партнер EY по странам СНГ Александр Ивлев. Существует множество решений на базе блокчейна, высокотехнологичные продукты с использованием ИИ для многих секторов, роботы для проведения налоговых проверок и т. д., отметил он. Например, в течение следующих трех лет EY глобально планирует дополнительно инвестировать $10 млрд в технологии.

Право действительно усложняется, в нем появляются новые институты, парадигмы, константы, старые константы начинают рушиться, даже понятие презумпции невиновности начинает размываться под воздействием цифровой прослеживаемости, продолжила вице-президент Федеральной палаты адвокатов Елена Авакян. Цифровая повестка меняет рынок и стандарты профессии, но, несмотря на это, вряд ли он отомрет в ближайшее время – не все вопросы, в частности справедливости, можно доверить машинам, резюмировала она.

Политическая система в россии сочинение

Текст: Ольга Лапенкова

Одно из направлений итогового сочинения-2021 имеет название поэмы Н. А. Некрасова, которую ребята проходят в 10 классе. Напомним: герои этого произведения — семеро крестьян-работяг — отправляются в странствие по России, чтобы найти по-настоящему счастливого человека. В первой главе они спорят, кто окажется достойным этого звания — кому живётся лучше всех:

  • Роман сказал: помещику,
  • Демьян казал: чиновнику,
  • Лука сказал: попу.
  • Купчине толстопузому! —
  • Сказали братья Губины,
  • Иван и Митродор.
  • Старик Пахом потужился
  • И молвил, в землю глядючи:
  • Вельможному боярину,
  • Министру государеву.
  • А Пров сказал: царю…

Однако, столкнувшись с сельским священником, а также немолодым дворянином Оболт-Оболдуевым и престарелым князем Утятиным, они понимают, что два варианта из предложенных никуда не годятся. Действие поэмы происходит в 1860-х гг., сразу после отмены крепостного права — в то время, когда и помещики, не приученные к честному труду, остались «у разбитого корыта», и крестьяне не смогли вздохнуть полной грудью — им ещё предстояло десятилетиями выкупать землю у прежних хозяев.

Некрасовские герои встретили ещё много интересных — и, в большинстве своём, трагических — фигур, но до «купчины толстопузого», «министра государева» и царя так и не дошли: тяжело больной, Николай Алексеевич не успел окончить произведение. Но поговаривают, что он и сам не знал, кому «живётся весело, вольготно на Руси»…

С момента отмены крепостного права прошло больше 150 лет. За это время произошла революция, в результате которой Российская Империя прекратила своё существование, а новое государство стало называться СССР. Наши сограждане прошли через множество войн — это Первая мировая, Советско-Финляндская, Афганская и, конечно, Великая Отечественная; миллионы людей пережили нищету и голод, оказались подвергнуты политическим репрессиям. А в 1991-м Советский Союз распался на 15 независимых республик.

По прошествии ХХ века наше время видится очень благополучным, если не сказать идиллическим, но «проклятый» вопрос — кому же на Руси жить хорошо — не теряет актуальности. В нашей стране остаётся немало нерешённых проблем: так, многие семьи в регионах едва сводят концы с концами (по данным Росстата, в 2020 г. доход почти 20 млн россиян не превышал прожиточного минимума), имеют трудности с получением качественного образования и медицинской помощи. В крупных же городах люди страдают из-за проблем с экологией и выматывающего темпа жизни: согласно, опять же, Росстату, каждый год отечественные врачи ставят на учёт не менее 40 000 человек с «расстройствами поведения».

Итак, кому в сегодняшней России жить хорошо? Мы не испытываем дефицита еды и одежды, за секунды находим в интернете интересующие нас книги и фильмы, а при помощи гаджетов можем каждый день общаться с близкими, даже если те живут за сотни километров. Но только ли от этого зависит счастье? Чего недостаёт современному россиянину — и каких общественных инициатив нам не хватает, чтобы, как говорили почти сто лет назад, жить стало лучше и веселее?

Примерно такие вопросы зададут одиннадцатиклассникам в декабре 2021 года. Темы, плюс-минус, могут звучать так:

  • • Какие уроки мы можем вынести из тысячелетней истории России?
  • • Какого правителя России можно назвать лучшим — и почему?
  • • Важнейшие изменения в нашем обществе за последние 30 лет.
  • • В лучшую или в худшую сторону изменился мой город в течение 5-10 лет?
  • • Кто в ответе за наше благополучие: политики или мы сами?
  • • Как государство помогает людям, попавшим в трудную ситуацию?
  • • Что значит быть гражданином и патриотом?
  • • Какие общественные инициативы я считаю наиболее значимыми?
  • • Какие законы я бы внёс на рассмотрение в Государственную думу РФ?

ЦИТАТЫ

В качестве эпиграфа будущий выпускник может взять одну из нижеследующих цитат:

  • • Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре.
  • (У. Шекспир)
  • • Любая система, которая <…> позволяет кучке людей принимать решения за всё человечество, выбирать за человечество его будущее, неизбежно приводит к тому, что высшим благом начинают считать умеренность и безопасность – синонимы посредственности. В такой реальности звёзды недостижимы.
  • (А. Азимов)
  • • Политическая неподвижность немыслима, человеческий дух должен развиваться.
  • (Франсуа Шатобриан)
  • • Поэтом можешь ты не быть,
  • Но гражданином быть обязан.
  • (Н. А. Некрасов)
  • • Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  • (Конституция РФ)
  • • …может собственных Платонов
  • И быстрых разумом Невтонов
  • Российская земля рождать.
  • (М. В. Ломоносов)
  • • Отечество — тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчётливо определить, но которого прикосновение к себе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом непрерывной пуповиной.
  • (М. Е. Салтыков-Щедрин)
  • • Если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей.
  • (Н. В. Гоголь)

Какой литературный труд или фильм использовать в качестве аргумента к собственным размышлениям — каждый, разумеется, решает сам. Но, на наш взгляд, перед сочинением стоит освежить в памяти две «программные» работы отечественных классиков — тем более они уже попадались в школьной программе — и посмотреть одну современную кинокартину.

КНИГИ

М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (1870)

Эта работа отлично подойдёт в качестве аргумента, если вы решили взяться за текст в пессимистическом или сатирическом ключе. Хотите повозмущаться злоупотреблениями чиновников, чьи повадки за двести лет ничуть не изменились, и вызывающим поведением их друзей и родственников? Или решили отстаивать мысль, что и рядовые граждане порой ведут себя ничуть не лучше, чем опьянённая богатством и властью элита? У Салтыкова-Щедрина вы найдёте множество примеров и того и другого. Недаром этому автору приписывают фразу «Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют». (Но на самом деле Михаил Евграфович такого не говорил.)

«История одного города» — роман, выросший из юмористических заметок, которые Салтыков-Щедрин писал для журнала «Отечественные записки»; главным редактором этого журнала был Н. А. Некрасов, также, как мы уже видели, имевший немало вопросов к современной ему власти и потому не боявшийся пропускать в печать настолько смелые тексты. «История…» представлена как «летопись» вымышленного города Глупова, но большинство описанных там событий имеет сходство с тем или иным периодом российской истории. Уже первая глава — «О корени происхождения глуповцев» — это не что иное, как издевательский пересказ легенды о пришествии на Русь князя Рюрика. Вымышленный «летописец» утверждает, что до основания города Глупова на его территории жили многочисленные племена:

Был, говорит он, в древности народ, головотяпами именуемый, и жил он далеко на севере <…>. Головотяпами же прозывались эти люди оттого, что имели привычку «тяпать» головами обо всё, что бы ни встретилось на пути. Стена попадется — об стену тяпают; богу молиться начнут — об пол тяпают. По соседству с головотяпами жило множество независимых племён, но только замечательнейшие из них поименованы летописцем, а именно: моржееды, лукоеды, гущееды, клюковники, куралесы, вертячие бобы, лягушечники, лапотники, чернонёбые, долбёжники, проломленные головы, слепороды, губошлёпы, вислоухие, кособрюхие, ряпушники, заугольники, крошевники и рукосуи…

Эти-то племена и пошли искать себе князя — и нашли, но далеко не сразу, потому что никто не хотел такими глупыми «володеть».

Далее в книге есть, в частности, глава «Сказание о шести градоначальницах», которая отсылает к эпохе дворцовых переворотов 1725-1762 гг. Прототипом градоначальника Пфейфера, который «ничего не свершил» и был «сменён за невежество», послужил Павел III, а Угрюм-Бурчеева, решившего полностью перестроить город и даже заставить реку течь в противоположном направлении, — Николай I.

«История одного города» — не самое лёгкое чтиво, но для школьников, которые не успевают одолеть гору литературы перед итоговым сочинением, есть приятный бонус: глотать её от корки до корки не обязательно. Чтобы иметь в запасе хорошие аргументы, можно прочитать несколько самых известных глав: например, вышеупомянутую «О корени происхождения глуповцев», а также «Органчик» и «Голодный город».

А. П. Гайдар. «Тимур и его команда» (1940)

А это — аргумент для тех, кто хочет писать о простых гражданах, способных совместными усилиями совершить почти что чудо. Полковник Александров отправляется на фронт, а дочерям — новоиспечённой выпускнице Ольге и совсем ещё девочке Жене — велит уезжать из Москвы и отсиживаться на даче. В первый же день младшая сестра попадает в беду: отправившись на поиски почты, она забредает в чужой дом, чтобы спросить дорогу, и не может выйти обратно на улицу — к дверям встаёт сторожевая собака, лежавшая до поры до времени под столом. Утомлённая и перепуганная, Женя засыпает — а наутро обнаруживает, что кто-то дал ей подушку и одеяло, да ещё и оставил записку…

Так семья Александровых знакомится с Тимуром — подростком, который собрал компанию единомышленников и пообещал никогда никого не оставлять в беде. Вместе с друзьями Тимур «перевоспитывает» хулиганов, а также помогает пожилым людям и семьям красноармейцев, призванных на фронт. (Только не путайте описанные Гайдаром события с июнем 1941 года, когда началась Великая Отечественная война. Повесть «Тимур и его команда» была написана летом 1940-го, а её действие происходит ещё раньше — в 1939-м, так что на вопрос, куда именно отправляется отец Ольги и Жени, точного ответа дать невозможно. Однако и за два года до Великой Отечественной во всём мире было неспокойно: тревожные слухи разносились довольно быстро. А 1 сентября 1939-го нацистская Германия напала на Польшу.)

Книга «Тимур и его команда» стала хитом Советского Союза и была переиздана более 200 раз. После её публикации вдохновлённые мальчишки и девчонки и впрямь начали организовывать отряды и вместе творить добрые дела. К сожалению, сам А. П. Гайдар погиб в самом начале войны — но тимуровское движение было невероятно популярным ещё долгие годы, а кое-где штабы юных энтузиастов действуют и сегодня.

ФИЛЬМ

Политическая система в россии сочинение

«Аритмия» (2017), реж. Б. Хлебников

Олег и Катя — супруги, посвятившие жизнь медицине: он — фельдшер «Скорой помощи», она — врач в приёмном отделении. В их жизни всё было по любви: и выбор профессии, и клятва, которую они дали друг другу. Но спустя несколько лет брака их союз оказался на грани распада, и виной тому — дикие перегрузки, которые испытывают молодые специалисты.

И ладно бы только усталость и переживания за пациентов (Олег и Катя не очерствели душой и искренне сочувствуют своим подопечным)… Новый чиновник, пришедший в их региональную больницу, решает «реорганизовать» структуру «Скорой помощи». Теперь любого фельдшера могут уволить за неуместное возражение начальнику — или, например, опоздание на вызов. А как не опоздать, если времени, которое по регламенту отведено на каждого больного, не хватает — а «скорых» в городе не так-то много?

Борис Хлебников снял фильм о старом как мир конфликте: жестокий продажный чиновник — против человека, мужественно исполняющего свой долг. Последний, как водится, побеждает, — но какой ценой? Этот вопрос в наши «тихие и спокойные» дни вновь обрёл пугающую остроту, и наблюдать за профессиональной и личной драмой двух хороших людей, не испытывая злости и отчаяния, почти невозможно. Недаром «Аритмия» получила приз зрительских симпатий на фестивале «Кинотавр».

Становление и развитие российского самодержавия в конце 15-17 веков

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0eadark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079fdark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Объединение русских земель вокруг Москвы. Специфика образования единого русского гос-ва.

В XIV-XV вв. удельная Русь настойчиво собирала свои части. Разоренная, обескровленная монголо-татарским игом, разделенная на десятки удельных княжеств, страна в течение более чем двух столетий последовательно, трудно, преодолевая преграды, шла к государственному и национальному единству.

Предпосылки образования единого гос-ва:

1) Главной экономич причиной яаляется дальнейшее развитие феодальных отношений, появление наряду с вотчинами условного феодального землевладения, что сопровождалось усилением феодальной эксплуатации и обострением соц.противоречий. Феодалы нуждались в сильной централизованной власти, которая могла бы держать в повиновении крестьян и ограничивать феодальные права и привелегии бояр-вотчинников;

2) Внутриполитической причиной является рост и возвышение политического влияния нескольких феодальных центров;

3) Необходимость противостояния Орде и Великому княжеству литовскому;

4) Борьба за национальную независимость.

Решающие предпосылки сложились в политической сфере. Главным импульсом было становившееся все более настойчивым стремление к освобождению от ордынского ига, к обретению полной независимости, от уплаты дани, от поборов.

В 1480 г. Иван З свергает иго и завершает к этому времени объединение Руси, создание московского централизованного гос-ва. Внешне Русь опять вровень с Европой: Людовик 11 объединяет Францию, завершается смута в Англии — борьба алой и белой розы, завершается создание испанского королевства.

Но накопились отличия которые гораздо важнее:

— в экономике ( в Европе сильнее города, пром-ть, торг, буржуазия, русские же земли отстали именно в развитии элементов буржуазности)

— в полит сфере ( в Европе сильнее местные и городские свободы, крепнут сословные представители учреждения, на руси значительно выше степень полит централизации, роль гос-ва, а местные свободы уничтожены Москвой.

— в социальной структуре общ-ва ( в Европе значит ее роль третьего сословия-носителя демократических тенденций, силы в борьбе с феодализмом, сословностью, абсолютизмом, на Руси оно слабее, зависимо от центр власти, что (наряду с другими факторами) обеспечит долгую жизнь на росте почве феодализму и его пережиткам — крепостничеству, сословности, абсолютизму).

Кроме этого в московской Руси формируется иная, нежели в Европе, система нрав ценностей (отличн. от евр. представления о политич дисциплине, о воинской доблести и воинском долге, о поведении мирного населения во время войны)

Особенности формирования российского централизованного гос-ва:

1) Отсутствие на Руси достаточных социально-экономических предпосылок :

— преобладали государственно-феодальные формы;

— отношения личной зависимости от феодалов только сформированы;

— города находились в подчиненном положении по отношению к феодальной знати.

2) Ведущая роль в формировании гос-ва внешнеполитического фактора.

3) Восточный стиль политической деятельности.

Самодержавие в России оформляется в 15 веке при Иване 3. Объединенное вокруг Москвы государство представляло собой качественно новый этап развития государственности. Усложнились гос-ные функции как во внутренних, так и во внешних делах. Появились функциональные органы управления, обособленные от дворцового хозяйства, формировался многоступенчатый слой служилых. Дворяне получали от великого князя поместья, великий князь расширял поместное землевладение. Серьезные изменения произошли и в армии. Главную силу составляли ополчения дворян. Изменяется характер землевладения князей, он все больше сближается с боярским.

Политический строй Русского государства развивается в сторону большей централизации. Московский князь уже систематически стал пользоваться титулом «государь» . С увеличением функций гос-ного управления возникла необходимость в создании ведомственных «Столов», которые позже развились в приказы. Приказная система была типичным проявлением феодальной организации гос-ного управления. 1497 г – Судебник Ивана 3. Страна делилась на уезды, власть в уездах принадлежала наместникам. Обобщение всего этого свидетельствует о том, что в России установилась самодержавная монархия, в которой великому князю принадлежала вся полнота политич васти. Однако разветвленный гос-ный аппарат еще не сложился,что на деле ограничивало возможности центральной власти.

640 1

1549 г – созыв Земского собора – сословно представительного учреждения, собрание представителей различных слоёв населения Московского государства для обсуждения политических, экономических и административных вопросов, аналог европейского парламента. В земских соборах нашла свое проявление политика компромисса между различными слоями господствующего класса. Царь выступает с резким осуждением боярского правления, предпринимает решительные меры по улучшению положения дворян, передает судебно-административные дела в ведение государства. Эта мера укрепляла власть царя, но одновременно ослабляла власть бояр. Земские соборы не ограничивали власти царя и носили лишь совещательный характер, впоследствии собирались лишь по необходимости. Последний земский собор был созван в 1653 г.

При Алексее Михайловиче Усиление царской власти произошло в условиях войны 1654-1667 гг. с Речью Посполитой. После Земского собора в октябре 1653 г. этот общегосу­дарственный орган фактически прекратил свое существование. Царь управ­лялся с делами без него. Даже Боярская дума уже не имела прежнего значе­ния. В 1654 г. по указу Алексея Михайловича создается «Приказ его великого государя тайных дел». Это необычное учреждение должно было служить це­ликом и полностью исполнению царской воли, но, в отличие от других орга­нов центрального аппарата, новый приказ, действительно, был тайным: даже бояре и другие приближенные к царю люди не должны были знать о намере­ниях и действиях государя.

Вполне естественно, что в этом учреждении со­стояли особо доверенные лица. Дьяки приказа имели право действовать «в государево имя». Никаких вольностей тем не менее Алексей Михайлович этим лицам не позволял. На исходе царствования служащие Приказа Тайных дел — подьячие — посылаются в качестве дьяков в другие приказы, что еще бо­лее отрешало Боярскую думу от повседневных государственных дел. А для царя это служило дополнительным рычагом воздействия на приказной аппа­рат. Штат приказа был совсем невелик, но его роль в государственной жизни приобрела существенное.

Россия при Петре 1 стала абсолютной монархией. Со второй половины 17 века политический строй страны эволюционировал к абсолютизму, что выражалось в падении роли институтов, характерных для сословно-представительной монархии. Абсолютизм в России формировался на базе феодально-крепостнической системы. Переход России к абсолютизму проявлялся в разных сферах политической жизни страны: в изменении царского титула, в отмирании Земских соборов, в эволюции приказной системы и состава Боярской Думы, в расширении участия различных слоев населения в гос-ном аппарате.

Альтернативы развития страны в 16 веке. Иван 4, его реформы и их последствия.

— 1533 – 1584 – годы правления.

— Политика 1565-1572 – реевропеизация, 72-84 – деевропеизация.

— Набирает силу процесс реевропеизации.

Отмечается следующее:

1) Наличие развитого с/х производства;

2) Наличие развитой внутренней торговли;

3) Тесная международная торговля;

4) Развитие ремесел;

5) Появление городов на севере, процесс урбанизации;

6) Рост крупных капиталов;

7) Наличие крупного специализированного производства, н-р строительных материалов.

Но со второй половины 60-х гг. 16-го века эти процессы начинают деградировать. Все это непосредственно вязано с опричной политикой Ивана 4 и его решением повернуть на Германы.

Реформы:

— 1549 – созыв 1-го Земского собора, упорядочено местничество;

— массовая соцыальная опора престола в виде дворянского сословия;

— 51 г. – ограничение роста монастырского землевладения;

— 51г. — Стоглавый собор (100 разделов) усиление ценрализации в рус. правосл церкви, единые церковные обряды, пантеон святых, усиление дисциплины среди священников»

— 50г. – новый Судебник;

— укрепление внешне-политической деятельности, разгромлены казанское ханство, астраханское, расширение земель на восток — сибирское ханство.

— 58 г. война с Ливонским орденом, орден распался но его земли достались Литве, Польше и Швеции, с кот России пришлось воевать до 83 г. — мир.

— 65-72 гг. – опричнина, массовый политический террор против реальной и мнимой оппозиции царской власти. Так началась новая эпоха в истории его царствования — кровавая и жестокая.

Последствия опричнины:

1) Колоссальные людские потери.

2) Глубокий экономический кризис.

3) Опустение и запустение земель в центре московской руси.

4) Ускорение процесса закрепощения крестьян.

5) Усиление соц протеста со стороны крестьян (крестьянские восстания).

6) Потеря московской русью авторитета, престижа на европейской арене.

7) В Москве складывается иная, отличная от Европы, система ценностей.

Реферат: Политическая система России в 15 — 17 веках

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ В 15-17 ВЕКАХ

Во 2-ой половине 17 в. развитие государственного строя России переходило от самодержавия с Боярской думой, от сословно-представительской монархии к чиновничье-дворянской монархии, к абсолютизму. Абсолютизм — вся власть принадлежит монарху. В России абсолютная монархия сложилась в ходе петровских реформ, но уже с “Соборного уложения” 1649 г. прослеживаются попытки перехода к новым формам организации власти. Появляется титул “самодержец”. В царствование Алексея Михайловича Романова (царев. 1645-1676) Земским собором в 1649 г. было принято “Соборное уложение”, состоявшее из 25 глав, разделенных на 967 статей. 1-9 главы содержали статьи о государственном праве, 10-15 — излагали устройство судопроизводства, 16-20 — формулировали право на холопов, 21-25 — урегулировали второстепенные вопросы. Оно разрешало обмен вотчин на поместья и наоборот, положило начало слиянию бояр и дворян в один класс-сословие. Черносошным крестьянам было запрещено записываться в дворянство, было введено подворное обложение: единицей взимания налогов становился крестьянский или посадский двор. Все сословия были закреплены. С 80-х г. 17 в. прекратился созыв Земских соборов. Были внесены изменения в приказную систему: несколько приказов подчинялись одному лицу, в систему управления на местах: на места посылались воеводы. В 1682 г. было отменено местничество: стал выдвигаться принцип служебного соответствия; был открыт доступ к управлению страной выходцам из дворян и приказных людей. Во 2-ой половине 17 в. были попытки реорганизации армии: собирались полки из простого люда — пехота, конница и смешанного строя. Эти полки собирались только на время войны, а после ее окончания распускались. Произошел конфликт между руководством церкви и государством (Никон доказывал, что “священство” выше “царства”). С 1677 по 1681 Россия воевала с Турцией (правил Федор Алексеевич 1676-1682). В 1681 был заключен Бахчисарайский мирный договор. По нему Днепр становился границей между Россией и Крымским ханством. Левобережная Украина присоединялась к России, земли между Днестром и Бугом считались нейтральными (их нельзя было заселять). В 1682 произошло Московское восстание, которое длилось 3 дня. Власть находилась в руках стрельцов. По их требованию, первым царем был провозглашен Иван, вторым Петр, а до их совершеннолетия назначалась регентша — царевна Софья. Софье обманом удалось казнить начальника Стрелецкого войска Хованского и власть перешла к ней в руки, но фактически правителем был ее фаворит князь В.В. Голицын. В 1686 был заключен “Вечный мир” с Польшей. Русская армия предприняла 2 неудачных похода против Крымского ханства (1687, 1689). После смерти царя Ивана в 1696 установилось единовластие Петра 1. Первое, что сделал Петр, он продолжил войну с Крымом. В 1695 был совершен 1-ый Азовский поход, который был неудачным, а 2-ой в 1696, в результате которого, блокировав Азов с моря, русские войска овладели городом. 1697-1698 — “Великое посольство” Петра 1 в Европу, в ходе его Петр убедился, что сложилась благоприятная обстановка в борьбе за Балтику. Петр прервал поездку, т.к. получил донесение о восстании стрельцов в Москве(1б98). Но еще до приезда Петра мятеж был подавлен правительственными войсками (более 1000 стрельцов были казнены). Стрелецкое войско подлежало расформированию.

Органы государственной власти в XVII веке и в Петровское время

В XVII веке идет процесс укрепления самодержавных институтов по отношению к институтам боярского представительства. В практику входит, что руководители исполнительных органов власти, приказов, отчитываются теперь непосредственно перед царем, а не перед боярами из Думы, сами думские бояре участвуют в работе приказов. Создается Тайный приказ, канцелярия царя, важный орган, вообще неподконтрольный Боярской Думе. Во второй половине XVII века вводятся в практику единоличные законодательные акты Царя, несогласованные с Думой, их число постоянно растет и превышает боярские приговоры-решения более чем в десять раз.

Наряду с потерей властных полномочий Думой, теряют свою роль и Земские собрания. Если принятое на Земском соборе 1649 года Соборное Уложение явилось значительным государственным решением, то уже спустя всего четыре года Земские Соборы становятся совещательными органами при Царе, а после вообще их перестают собирать.

Исполнительные органы власти – приказы – прошли в своем развитии пик расцвета и стали погружаться в пучину бюрократической громостскости. К концу века приказов насчитывалось огромное количество, среди них были как отраслевые, ответственные за какую-либо сферу государственной жизни, так и территориальные, отвечающие за дела территорий. Приказы погрязли в бюрократизме, взятничестве и волоките и превратились в неэффективные органы государственного управления.

Петровское время.

Отсутствие морских торговых путей и связей с зарубежными государствами к началу XVII века обусловили некоторое отставание Русского государства от других передовых стран того времени. Неэффективная система государственного управления, основанная на боярской думе и системе приказов, не могла решить эту проблему. Реформа государственного аппарата, проведенная Петром Великим, смогла повысить эффективность государственного управления и решить как проблему выхода к морям, так и проблему технического отставания.

Реформам подверглись функции всех органов государственной власти:

Единоличный орган – царь,

Коллективный орган – Дума,

Центральные органы исполнительной власти – приказы,

Церковь, как орган, частично выполняющий государственные функции,

Местные органы власти.

Царь . Весь предыдущий период истории, начиная со времен призыва на княжение Рюрика и до Петра Великого, основным аспектом существования высшей власти в стране были взаимоотношения двух высших органов государственной власти – единоличного: князя или царя и коллективного, вече или боярской думы. В начале XVII века этот аспект проявился новым качеством – единоличная власть первого должностного лица, царя, полностью подчинила себе коллективный орган и отныне, царь перестал разделять с ним власть, а подчинил его себе и наделял некоторыми полномочиями по своей воле и поручениями.

Боярская дума с первых лет петровского правления стала собираться все реже и реже, ее численность сократилась почти вдвое, внутри Думы выделилась группа бояр, которые образовали промежуточный орган – Консилию – куда ходили и бояре, главы приказов. Позже, по решению царя, и ее функции отошли к Сенату – назначаемому царем совещательному органу. Сам царь, повысив свой статус, принимает титул Императора. Сенат, первоначально, был органом, замещающим царя во время его отсутствия, позже – контрольным органом за работой исполнительных органов власти.

Исполнительные органы государственной власти – приказы – были реформированы в петровское время в коллегии. Приказная система была запутана, насчитывала 44 учреждения, разделяющихся, как по отраслевому, так и по территориальному признаку. Многие приказы пересекались по функциям, имели одного руководителя, частично общий штат. Петр на их месте создал 12 коллегий, важнейшими из которых были три: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская. Коллегии отличались от приказов коллегиальным (совместным) обсуждением и решением дел, единообразием организационного устройства, делопроизводства и более четкой компетенцией. Коллегии подчинялись царю, контролировались Сенатом, сами, в свою очередь, управляли местными органами, в рамках своего направления. С 1722 года каждая коллегия имела свой филиал в старой столице – Москве.

Церковь . В 1700 году после смерти Патриарха, Царь Петр решил «обождати» с выбором нового Патриарха и на место главного священника был назначен исполняющим обязанности рязанский митрополит, сторонник царя и высокообразованный деятель. В 1921 году на уровне духовной коллегии был учрежден святейший Синод. Таким образом царь установил самодержавный контроль на только над боярской Думой , но и над Церковью, превратив ее, во многом, в часть государственного аппарата. Действия Петра Великого укладывались в рамки русской традиции, так как в свое время другой единоличный правитель Владимир Великий (Креститель, Красное Солнышко) своей волей придал церкви официальный статус в русском государстве. Святейший Синод во времена Петра контролировался специальным государственным чиновником, обер-прокурором.

Местные органы . Допетровское административное деление не было единообразным, а деятельность местных органов – эффективной. Петр разделил территорию страны на 8 губерний, позже их стало 11. Губернаторы получили чрезвычайные полномочия: каждый из них имел административные, полицейские, финансовые и судебные функции, а также являлся командующим всех войск, расположенных в подведомственной ему губернии. Территории губерний для лучшей управляемости были разделены на провинции. Фактически данная схема не была местным самоуправлением, а была государственным центральным управлением территориями. Собственно местное самоуправление было не сильно развито, но купечество, ремесленники и мелкие торговцы городов получили право выбирать из своей среды бурмистров, объединившихся в бурмистерские (земские) избы, для решения вопросов своего уровня.

Судебные органы. Реформа судебных органов при Петре привела к созданию судов двух иерархий – нижних судов, которые судили сельских и городских жителей, и т. н. надворных, губернских судов, по одному в каждой губернии. Контрольными органами над судами были Юстиц-коллегия, а над ней, высшая инстанция – Сенат. Основной смысл реформы – отделение функций нижних судов от функций управляющей администрации. Разделений функций не прижилось в России и вскоре судебная деятельность вновь перешла к администрации.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РОССИИ 15-17 ВЕКОВ

Социальная структура русского общества 17 века вполне соответствовала феодальным отношениям, устоявшимися в данное время на Руси. Одним из главных, важных и знатных сословий в русском обществе 17 века было боярство. Бояре – были потомками бывших великих и удельных князей. Боярские семьи служили царю, и занимали руководящие должности в государстве, бояре владели большими земельными участками – вотчинами.

Дворяне, занимали более привилегированное положение в русском обществе 17 века. Они составляли высший уровень государевых людей, служивших отечеству. Дворяне владели поместьями, которые передавались по наследству, при условии продолжения службы наследника государю. К середине 17 века, дворяне стали главной опорой царской власти в России. Стоит отметить, что единственным дворянским титулом, переходящим по наследству был титул князя, а первый князь — князь Soudal, принявший титул от покойной матери. Остальные чины не наследовались, а присваивались, и в первую очередь, они означали должность, однако постепенно они утратили своё служебное значение.

Наиболее четкая иерархия, отражающая служебное значение была в чинах стрелецкого войска. Командирами полков были полковники, командиры отдельных отрядов полуполковники, далее шли головы и сотники.

В 17 веке в русском обществе, большинство чинов не имело четкого разделения по роду деятельности. Высшими считались думные чины, люди которые были близки к царю: думный дьяк, думный дворянин, окольничий, боярин. Ниже думных чинов находились чины дворцовые или придворные. К ним относились: стольник, стряпчий, военачальник, дипломаты, составители писцовых книг, жильцы, дворянин московский, дворянин выборный, дворянин дворовой. К низшим слоям служивых людей относились служилые люди по набору. Это были стрельцы, пушкари, служилые казаки. Крестьянство в русском обществе 17 века состояло из двух категорий – владельческой и государственной. Владельческими были крестьяне, жившие в вотчинах или поместьях. Они работали на своего феодала. Государственные крестьяне проживали на окраинах России, они несли тяготы в пользу государства. Их жизнь была несколько лучше, чем у крестьян не государственных. Еще была одна каста крестьян, о которой стоит сказать. Это Дворцовые крестьяне, они имели собственное самоуправление и подчинялись только дворцовым приказчикам.

Городское население общества 17 века, называлось – посадскими людьми. В основном это были торговцы и ремесленники. Ремесленники объединялись в слободы, по профессиональному признаку. Ремесленник, как и крестьяне 17 века несли тягло в пользу государства.

Особое сословие в обществе 17 века составляло духовенство. Представителями этого сословия были архиереи, монахи и священники.

Были и в обществе 17 века простые, вольные люди. Это, прежде всего казаки, а так же дети священников, служилых и посадских людей.

В русском обществе 17 века резко увеличилось численность сословия служивых феодалов землевладельцев. Феодальное сословие стало унифицированным, увеличилось число землевладельцев.

Тяжелое положение низших слоев населения в русском обществе 17 века привело к усилению социальной нестабильности, и народных бунтов.

Читать реферат по истории: «Политическая система России в 15 — 17 веках» Страница 1

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ В 15-17 ВЕКАХ

Во 2-ой половине 17 в. развитие государственного строя России переходило от самодержавия с Боярской думой, от сословно-представительской монархии к чиновничье-дворянской монархии, к абсолютизму. Абсолютизм — вся власть принадлежит монарху. В России абсолютная монархия сложилась в ходе петровских реформ, но уже с “Соборного уложения” 1649 г. прослеживаются попытки перехода к новым формам организации власти. Появляется титул “самодержец”. В царствование Алексея Михайловича Романова (царев. 1645-1676) Земским собором в 1649 г. было принято “Соборное уложение”, состоявшее из 25 глав, разделенных на 967 статей. 1-9 главы содержали статьи о государственном праве, 10-15 — излагали устройство судопроизводства, 16-20 — формулировали право на холопов, 21-25 — урегулировали второстепенные вопросы. Оно разрешало обмен вотчин на поместья и наоборот, положило начало слиянию бояр и дворян в один класс-сословие. Черносошным крестьянам было запрещено записываться в дворянство, было введено подворное обложение: единицей взимания налогов становился крестьянский или посадский двор. Все сословия были закреплены. С 80-х г. 17 в. прекратился созыв Земских соборов. Были внесены изменения в приказную систему: несколько приказов подчинялись одному лицу, в систему управления на местах: на места посылались воеводы. В 1682 г. было отменено местничество: стал выдвигаться принцип служебного соответствия; был открыт доступ к управлению страной выходцам из дворян и приказных людей. Во 2-ой половине 17 в. были попытки реорганизации армии: собирались полки из простого люда — пехота, конница и смешанного строя. Эти полки собирались только на время войны, а после ее окончания распускались. Произошел конфликт между руководством церкви и государством (Никон доказывал, что “священство” выше “царства”). С 1677 по 1681 Россия воевала с Турцией (правил Федор Алексеевич 1676-1682). В 1681 был заключен Бахчисарайский мирный договор. По нему Днепр становился границей между Россией и Крымским ханством. Левобережная Украина присоединялась к России, земли между Днестром и Бугом считались нейтральными (их нельзя было заселять). В 1682 произошло Московское восстание, которое длилось 3 дня. Власть находилась в руках стрельцов. По их требованию, первым царем был провозглашен Иван, вторым Петр, а до их совершеннолетия назначалась регентша — царевна Софья. Софье обманом удалось казнить начальника Стрелецкого войска Хованского и власть перешла к ней в руки, но фактически правителем был ее фаворит князь В.В. Голицын. В 1686 был заключен “Вечный мир” с Польшей. Русская армия предприняла 2 неудачных похода против Крымского ханства (1687, 1689). После смерти царя Ивана в 1696 установилось единовластие Петра 1. Первое, что сделал Петр, он продолжил войну с Крымом. В 1695 был совершен 1-ый Азовский поход, который был неудачным, а 2-ой в 1696, в результате которого, блокировав Азов с моря, русские войска овладели городом. 1697-1698 — “Великое посольство” Петра 1 в Европу, в ходе его Петр убедился, что сложилась благоприятная обстановка в борьбе за Балтику. Петр прервал поездку, т.к. получил донесение о восстании стрельцов в Москве(1б98). Но еще до приезда Петра мятеж был подавлен правительственными войсками (более 1000 стрельцов были казнены). Стрелецкое войско подлежало

Похожие работы

  • Интересные статьи
  • Рефераты
  • Курсовые работы
  • Дипломные работы
  • Контрольные работы
  • Практические задания
  • Отчеты по практике
  • Сочинения
  • Доклады
  • Ответы на вопросы
  • Книги / Учебники
  • Учебные пособия
  • Методички
  • Изложения
  • Лекции
  • Статьи
  • Другое

«РефератКо» — электронная библиотека учебных, творческих и аналитических работ, банк рефератов. Огромная база из более 766 000 рефератов. Кроме рефератов есть ещё много дипломов, курсовых работ, лекций, методичек, резюме, сочинений, учебников и много других учебных и научных работ. На сайте не нужна регистрация или плата за доступ. Всё содержимое библиотеки полностью доступно для скачивания анонимному пользователю

Органы центральной власти Российского государства в XV-начале XVI веков

К началу XVI в., при правлении Василия III, завершилось объединение разрозненных удельных земель в единое могучее государство. Государственным строем Руси в этот период была раннефеодальная монархия. Объединение земель потребовало реорганизации системы государственной власти, ее централизации. Основные преобразования для создания централизованного государства:

  • Вассальные отношения заменены на подданство.
  • Вооруженные силы объединены в единую организацию и подчинены верховной власти.
  • На всей территории действует единое законодательство.
  • Осуществляется единое управление государством органами центральной власти.

organy czentralnoj vlasti shema

Великий князь (государь всея Руси)

Элементы деспотии в правлении русских князей появились под влиянием ордынского правления. Испытав на себе унизительное отношение и всевластие ханов Орды, князья постепенно перенесли авторитарный стиль правления на свой ближний круг. Те, кто раньше были соратниками, становились «служебниками». Они, в свою очередь, так же относились к своим подчиненным, развивалось жесткое вертикальное подчинение.

Усиление княжеской власти

Великий князь Московский Иван III (правил в 1462-1505 гг.) еще не обладал абсолютной властью, но в его правление уже появилось самодержавие, т.е. форма ограниченной монархии. Действенным усилением политического авторитета Руси в Европе стал брак Ивана III Великого с Софьей Палеолог, племянницей императора Византии. С этим связано появление помпезного титула «государь всея Руси». Функционирование Боярской думы свелось к утверждению распоряжений князя.

Правление Василия III (правил в 1505-1533 гг.) характеризовалось усилением деспотизма. Великий князь не терпел противоречий, его слово было законом. Посмевшие противоречить самодержцу наказывались, в том числе и смертной казнью. После 1514 г. в перечислении его титулов появился термин «царь» – «Божьей милостью царь и государь всеа Русии и великий князь Владимирский, Московский, Новгородский…». Но это было почетным признанием, а не официальным титулом.

Наследник Василия III, князь Иван IV Грозный (правил в 1533-1584 гг.), с самого начала правления стремился к сосредоточению в своих руках всей полноты власти – законодательной, исполнительной, судебной. Это уже было абсолютной властью, которая во второй половине правления, с появлением опричнины, превратилась в террор. Именно Иван IV первым из русских правителей стал официально именоваться царем после «венчания на царство» в 1547 г.

czar ivan groznyj

Полномочия князя

К началу XVI в. в ведении государя всея Руси находились:

  • Вооруженные силы. Организация военных сил была важнейшей задачей для Руси, вынужденной сражаться на два-три фронта. Государственное войско находилось в подчинении у великого князя. Только он имел право собирать армию, объявлять войну и заключать мир.
  • Внешняя политика. Вопросы дипломатии князь обсуждал с Боярской думой, в XVI в. сформировалось отдельное ведомство по внешним взаимоотношениям – Посольский приказ. Но право вести переговоры было закреплено за князем, и решающее слово всегда оставалось за ним.
  • Высший суд. Централизация власти привела к тому, что светские и церковные феодалы утратили право суда по важнейшим уголовным преступлениям – убийству, разбою и краже с поличным. Оно перешло к госорганам, последней инстанцией являлся великокняжеский суд.
  • Законодательство. Традиция обращаться к князю с жалобами на злоупотребления должностных лиц сложилась давно, причем поток жалоб не иссякал – «челобитья великие и докука беспрестанная». Чтобы упорядочить деятельность местной власти и контролировать ее, разрабатывалась система единого законодательства. При Иване III был составлен свод законов Судебник 1497 г., положения которого действовали на всей территории государства. Заложенные в нем тенденции государственного управления и судопроизводства были развиты в Судебнике 1550 г., разработанном при Иване IV.
  • Назначение на государственные должности. Для управления отдельными областями своего государства великий князь с одобрения Боярской думы назначал управителей-наместников. Они правили от имени князя, доводили до населения княжеские указы и следили за их исполнением, собирали налоги, вершили суд. Должности при княжеском дворе распределялись по родовитости происхождения – чем знатнее род, тем более почетное место занимал боярин и в думе, и на пиру. Если отец занимал высокую должность, то и сын претендовал на нее же. Этот устаревший порядок, оставшийся от эпохи удельной Руси, назывался местничеством.

Митрополит

Авторитет церковной верхушки в православной, истово верящей Руси, был очень велик. Духовные пастыри не ограничивались только заботой о благочестии мирян, а активно вмешивались в мирскую жизнь, включая политику и управление государством. Митрополит, высшее лицо в церковной иерархии, обладал огромной властью.

Взаимоотношения государства и церкви

Монастыри были крупнейшими феодалами, владеющими огромными земельными наделами с развитым хозяйством. Обрабатывали землю и вели хозяйство зависимые от монастыря крестьяне-крепостные, приносящие церкви огромный доход. Монастырские владения увеличивались как за счет пожертвований богатых землевладельцев, так и за счет захвата крестьянских земель. К XVI в. на Руси насчитывалось около 150 таких монастырей.

Крестьяне отстаивали свои земли, сопротивляясь закрепощению. Вспыхивали бунты, доходило до поджогов монастырских построек и убийства монахов. Бунтовали и окраинные территории Российского государства, где проводилась насильственная христианизация и закабаление местного населения. Там, где для убеждения не хватало креста и молитвы, на помощь приходила карательная мощь государства.

Для защиты от недовольства крестьян и удержания земельных богатств церковь нуждалась в сильной власти. Поэтому духовенство поддерживало идею объединения русских земель вокруг Москвы. Церковь пользовалась большой поддержкой великого князя. В свою очередь, церковники стали идеологической опорой царской власти, уверяя население в богоизбранности государя.

Роль митрополита

Высшим русским иерархом являлся митрополит. Текущая политика церкви во многом определялась его личностью. Особую значимость эта фигура приобрела в середине XIV в., когда вмешательство в светские дела митрополита Алексия сохранило жизнь и престол малолетнему московскому наследнику, княжичу Дмитрию Ивановичу, будущему Донскому. Это позволило владыке занять важное место в государственных властных структурах.

mitropolit aleksij i dmitrij donskoj

Церковная и светская власть, два фундаментальных института феодализма, нуждались друг в друге. Тем не менее, их отношения порой были напряженными. Так, известно о конфликтах князя Ивана III и митрополита Геронтия, но иерарху удалось сохранить за собой престол. Князь Василий III заточил в монастырь не угодившего ему Валаама, и самолично избрал митрополитом послушного Даниила. Иерарх Даниил поддерживал все политические мероприятия князя, помогал и в личных делах – именно он сыграл решающую роль в осуждаемом церковью и обществом разводе князя с Соломонией Сабуровой. Митрополит Макарий при Иване IV занимал положение первого царского советника.

Таким образом, митрополит играл значительную роль не только в церковной, но и в государственной сфере. Еще одно важное обстоятельство – как правило, это были высокообразованные люди, многие из которых оставили значительные рукописные труды.

Боярская дума (совещательный орган)

Этот высший государственный орган централизованного управления, в который входили представители феодальной аристократии, оформился к XV в. Первоначально она созывалась периодически, но князь Иван III сделал ее деятельность постоянной.

В этот совет при великом князе попадали не по служебным заслугам, уму и прочим достоинствам, а по знатности. Первоначально в него входили только самые знатные бояре и бывшие удельные князья. Позже по указанию Ивана III в нее вошли окольничьи – этот чин получали менее родовитые, но приближенные к князю люди. В Думе они обладали вторым по значимости статусом. К началу XVI в. в состав совета вошли также думные дворяне – сословие менее знатное, но привилегированное. И самым низким статусом обладали думные дьяки. Они вели делопроизводство, составляли проекты решений и указов, а также отвечали за работу конкретных отраслевых учреждений-приказов. Всего в Думу входило 50-60 человек.

В круг полномочий Боярской думы входили:

  • вопросы законодательства, судопроизводства, управления внутренними делами;
  • проблемы внешней политики, дипломатические вопросы, переговоры с послами;
  • контроль за работой местных органов управления, государственных ведомств;
  • управление Москвой при отъезде великого князя.

На заседаниях Боярской думы обсуждались важнейшие государственные дела. Спорные моменты решались большинством голосов, но решающее слово принадлежало князю. Издаваемые Боярской думой указы начинались с формулировки «Великий князь указал и бояре приговорили…». Члены Думы также могли назначаться воеводами, ставиться во главе важнейших ведомств, посылаться в качестве послов в другие страны.

Большой дворец (исполнительный орган)

Большой дворец (Дворец) и Казенный дворец (Казна) стали первыми общегосударственными органами управления централизованного государства. Они были сформированы в конце XV-начале XIV вв. Каждое учреждение имело свой штат и структурные подразделения, их функции были разграничены.

Большой дворец ведал всеми землями великого князя и их населением. В его полномочия входили:

  • поземельные отношения землевладельцев;
  • повинности тяглового населения;
  • доходы и расходы княжеского двора и прочее.

Возглавлял Большой дворец дворецкий. Эту придворную должность, дававшую огромную власть, могли занимать только знатные бояре. В его подчинении находился дворовой штат, в который входили бывшие удельные князья, бояре из нетитулованных родов, служилые люди. Высокое положение при княжеском дворе позволяло дворецкому оказывать значительное влияние на общегосударственные проблемы.

Помимо Большого дворца в Москве, создавались Дворцы для управления другими территориями – Рязанский и другие. Постепенный переход от дворцово-вотчинной системы управления и разрастание функций Дворца привело к формированию Приказов. Это были ведомства, занимающиеся определенной отраслью – охотой, бортничеством и прочими.

knyazheskij dvor

Казенный дворец

Это важнейшее учреждение называли также Казенным двором или Казной. В его ведении находилась не только казна государства, но и государственная печать и архив князя. В его полномочия вошли:

  • великокняжеская канцелярия;
  • финансы;
  • организация дипломатической службы;
  • обеспечение вооруженных сил и прочее.

Возглавлял Казенный дворец казначей. В письменных источниках европейских государств его называют канцлером, что подчеркивает высокое положение казначея в иерархии великокняжеского двора. По мере усложнения функций государственного аппарата из Казны выделяются подчиненные Приказы, например:

  • Посольский – взаимоотношения Русского государства с другими странами;
  • Разрядный – учет служилых людей, управление дворянским войском;
  • Конюшенный – учет конного дворянского войска;
  • Ямской – почтовая служба.

К середине XVI в. в Российском государстве была сформирована система государственных учреждений – Приказов. Параллельно с ее созданием формировалось сословие профессиональных чиновников, ведущих приказное делопроизводство. Грамотные дьяки и подъячие, по мере развития органов государственного управления и их администрации, приобретали все большую самостоятельность и значимость.

Безумное голосование, или Бунт на коленях

Политики у нас нет, она закатана под асфальт, прочно. А когда нет политики, жди революции.

Наша несистемная (а значит, настоящая) оппозиция чего только не делала, аккумулируя собственную энергию: мирные, ненасильственные митинги проводила (их жёстко прикрыли, забетонировали). В 11-12 году, после тех еще выборов (нечестных, само собой), власть задрожала, затряслась, допустила всех либералов (кроме Навального) до телевизора, но потом… либералы сами слили этот протест, а на зеркало что пенять? Дворцовый переворот — это не к Навальному, там другие люди суетятся, только где тот граф Пален и где та табакерка…? Бесконечные расследования экстремистского ФБК* тоже не принесли успеха. Вот 100 миллионов посмотрели про путинский дворец и ничего. А почему? Потому что люди (народ) видят, как ты ни бейся, в Путине их представителя там, в верхах, брата-солдата, как говорил покойный Доренко, человека из ленинградской подворотни, своего. И почти каждый на путинском месте точно так же бы и поступил («На его месте должен быть я…»)

Ничего не получается у непримиримой оппозиции, власть едина, монолитна как никогда, мышь не проскочит. Вот и остается, вот и придумали это так называемое «умное голосование». Бунт на коленях, проход в щелочку, в чуть открытую дверь, между струйками. Ну, чтобы хоть как-то разбавить этот фундамент.

Ни на что это не повлияет, не догоним, так согреемся. Нагадим напоследок власти, ну хоть так. Какая чудная игра! Для нищих духом.

Расчет на будущее, очень далекое. Когда «Единая Россия» прикажет долго жить, так уже ослабеет, что прохожие будут плевать им вслед, вот тогда все эти коммунисты, за которых топит «умное голосование» наконец, отвяжутся. Ну хватит уже, 25 лет были прикрытием, ширмой, говорили красивые слова за бедных, за русских, за православных, а сами голосовали, как прикажет администрация президента. Когда-нибудь это кончится.

К тому же, как считают либералы, нынешние коммунисты уже совсем неопасны, травоядные, давно согнулись в поклоне, и новой монополии на власть, реинкарнации КПСС у них не будет никогда. К тому же в своем подсознании либералы хотели бы повернуть время на четверть века назад, к тем приснопамятным выборам президента-96, когда победил товарищ Зюганов, а потом от этой победы и отказался. Либералы покрывают голову пеплом, теперь считают, что тогда ошиблись, присвоив победу своему Ельцину, пустившись во все тяжкие, подтасовав цифры. А если бы дали тогда победить Зюганову, может, оно пошло бы как в обыкновенной нормальной стране: сейчас одна партия наверху, потом другая… Так либералы хотят, пусть виртуально, пусть и в мечтах устранить Путина, ибо тогда, в 1996 году, во время тех самых «Голосуй или проиграешь» и родился нынешний политик Владимир Владимирович. А тогда он был просто первым учеником.

Сегодня власть дрожит от «умного голосования», боится. Гора родила мышь и сама же ее испугалась. А казалось бы, что такое «умное голосование»? «Фитюльку, тряпку приняли за важного человека».

Откуда же такой нереальный страх? Почему, чтобы не допустить в Думу чуть больше коммунистов и чуть уменьшить присутствие «Единой России», нужно травить людей (вытравить их совсем, как тараканов), сажать, высылать? Что за истерика такая?
Власть у нас похожа на пирамиду во всех смыслах этого слова. Ну, или на вертикаль. Так стоит ли обращать внимание на бессмысленную, никому не нужную Думу, самое слабое звено? Стоит, ведь иначе рассыпется вся конструкция. Нельзя допускать разброса и шатания даже здесь, в структуре, от которой ничего не зависит.

Вот и маются, вот и дрожат, боятся, закатывают под асфальт. А оппозиция словно нащупала ту иглу кощееву, бьет в одну точку. Да, это бунт на коленях, бессмысленный и совсем не беспощадный. Но власть достигла такого уровня величия, что любая бабочка может обрушить этого колосса на глиняных ногах.

* ФБК признан экстремистской организацией, запрещенной в России, выполнявшей функции иностранного агента

Особенности русского государства в XV-XVI вв.

53

Результатом «собирательной» деятельности московских князей стало возникновение в первой трети XVI в. молодого Московского государства, ставшего крупнейшим в Европе. Оно протянулось от Ледовитого океана на севере до Донецких степей на юге; от Финского залива, Чудского озера, верховьев Западной Двины и Днепра на западе до Урала на востоке.

Огромные территории, на которые распространялась власть государя, сильно различались по своим природным условиям. В целом для них было характерно обилие лесов, низкое плодородие почвы и суровый климат. Это приводило к низкой и нестабильной урожайности. На эти факторы накладывалось преобладание устаревших систем земледелия — подсеки, перелоги. Существовало и трехполье, но оно занимало незначительное место в общей структуре земледелия, часто сочетаясь с архаичными способами.

54

Что такое трехполье, подсека, перелог?

Несмотря на обширность территории, земли не давали достаточных природных ресурсов, потребность в которых к тому же постоянно возрастала. Железная руда, добывавшаяся из поверхностных слоев, была в основном низкокачественной. Запасов цветных металлов, необходимых для монетного и военного дела, было мало. Ограниченность ресурсных и экономических возможностей государства еще больше заставляла московских князей стремиться к расширению территорий с целью обнаружить новые ресурсы. Так закладывалась характерная черта русской социально-политической структуры — низкая плотность населения. В России того времени она была в 5—7 раз ниже, чем в целом по Европе.

Отмеченные факторы затрудняли исполнение важнейших государственных задач — эффективного управления страной и сбора налогов. Малая плотность населения затрудняла торговлю и распространение различных технических усовершенствований, способствовала сохранению архаичных общественных отношений. Эти обстоятельства накладывали печать на весь государственный строй и характер взаимоотношений между монархом и его подданными, во многом определив обусловленность политической и общественной психологии в России.

Система управления

В Средневековье понятие «государство» воплощалось в личности правителя, который был одновременно и владельцем своего княжества. Единство государства сохранялось благодаря личной преданности правителю довольно тонкого правящего слоя. Поэтому в центральном управлении Московским княжеством особую роль играл княжеский «двор», состоявший из административных ведомств хозяйственного происхождения. Из московского «двора», который постепенно терял свои хозяйственные свойства, со временем вырастал бюрократический центральный аппарат власти.

55

А чиновник стремится множить подчиненных, поэтому в недрах «двора» постепенно увеличивался слой чиновников. Появлялись группы служащих — дьяков, которые отвечали за наиболее важные отрасли управления. В «двор» начинало вливаться боярство присоединенных земель.

Совещательный орган при князе, состоявший из приближенных, — Боярская дума — превратился в постоянный верховный совет, состав которого назначался великим князем. В думу попадали представители княжеских линий, которые потеряли свою независимость, — ростовские, ярославские, тверские князья. Постепенно бояре становились придворными чинами, а сама Боярская дума оказалась важным механизмом сплочения политической элиты: князья, лишившиеся власти на местах, приобрели ее в центре, хотя и в ранге служилых.

Божественное происхождение власти

Василий III стремился обосновать божественное происхождение великокняжеской власти, опираясь при этом на авторитет преподобного Иосифа Волоцкого, который в своих произведениях выступал как идеолог сильной государственной власти и «древляго благочестия». Он утверждал, что царь лишь «естеством» подобен человеку, «властию же сана яко от Бога». Фетишизации персоны правителя способствовал и возросший авторитет великого князя в Западной Европе. В договоре 1514 г. с императором Священной Римской империи Максимилианом Василий III был даже назван царем.

Правовая система

Объединение прежде раздробленных русских земель в одно государство настоятельно требовало помимо политического единства создать также цельность правовой системы. В сентябре 1497 г. в действие был введен Судебник — единый законодательный кодекс.

56

Судебник представлял собой свод законов русского государства и действовал на всей его территории. Документами, на основе которых составлялся сборник, были «Русская правда», «Псковская судная грамота», «Новгородская судная грамота», великокняжеские уставные грамоты и указы, переработанные в соответствии с произошедшими в государстве изменениями.

Сборник устанавливал единую систему судебных государственных органов и значительно расширил перечень наказуемых уголовных преступлений. Так, преступлениями стали крамола (заговор или подготовка к мятежу против действующей власти), святотатство, поклеп, похищение человека. В качестве меры наказаний помимо штрафов вводились смертная казнь и публичное избиение кнутом. Отныне крестьяне при уходе с вотчины феодала вынуждены были платить ему откупные (за пользование усадьбой). Также определялся единый день, когда можно было уйти от феодала, — Юрьев день.

57

Финансовая система

Рост территории Московского княжества происходил гораздо быстрее/ чем организация его внутренней жизни на новых началах. Страна нуждалась в новом войске, системе управления и судопроизводстве. Традиционные общественно-политические структуры, которые еще вполне соответствовали своим задачам в первой половине XV в., во второй половине столетия оказались недостаточными. Государству было необходимо создавать и единую финансовую систему.

Важнейшей задачей стала унификация налогообложения. Для этого с конца XV в. в стране предпринимались хозяйственные описания. Их результаты закреплялись в так называемых писцовых книгах, которые служили основанием для податного земельного обложения — сошного письма. Древнейшие писцовые книги сохранились по Новгородской земле. Препятствием к слаженному действию механизма единого государства были и податные привилегии светских и церковных землевладельцев. Великокняжеское правительство стремилось к их ограничению.

Формирование единого национального самосознания

Объединение Москвой русских земель вело к постепенному слиянию многочисленных местных культурных традиций в единую общерусскую. Это было напрямую связано с образованием централизованного государства. Процесс сближения художественных традиций нашел свое отражение в литературе, архитектуре, иконописи, монументальной живописи и др. В языке нивелировалось различие диалектов. Важнейшим проявлением формирующегося единства стало складывание общего русского этнического самосознания. Именно на территориях, собранных великими князьями Московскими, утверждался великорусский этнос.

  • Политический олимп как пишется
  • Политические права примеры из сказок
  • Политические сочинения том i личность и государство герберт спенсер книга
  • Полиомиелит реакция как пишется в карте
  • Полированный стол как пишется