Поленов золотая осень план рассказа

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Задачи НОД:

Основная образовательная область.

Речевое развитие: совершенствовать диалогическую форму речи во время беседы; развивать монологическую форму речи при составлении рассказа. Учить по плану и образцу рассказывать о содержании сюжетной картины. Упражнять в составлении коллективного рассказа. Совершенствовать умение  согласовывать слова в предложениях (существительные с прилагательным «лесной»). Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом. Закреплять правильное отчетливое произнесение звуков. Упражнять в интонационной выразительности при составлении рассказов.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие; познавательное развитие;   физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Задачи образовательных областей:  

Познавательное развитие:  уточнять знания детей о природе; формировать представления о временах года (осени); уточнять знания о причинно-следственных связях, о подготовке некоторых животных к зиме. Закрепить понятие «золотая осень».

Физическое  развитие:   продолжать формировать у воспитанников потребность в двигательной активности; упражнять в выполнении различных упражнений, сопровождая их литературным текстом, развивать координацию и согласованность движений.

Художественно-эстетическое развитие: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности: развитие эстетических чувств, эмоций  детей ( через слушание музыки и созерцание красивых картин осенней природы); продолжение формирования интереса к музыке.

Предполагаемый результат: совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Дети упражняются в словообразовании и правильном согласовании прилагательных с существительными; продолжает развиваться связная речь детей; формируется умение составлять рассказ по картине по предлагаемому плану и образцу, умение составлять коллективный рассказ по картине. Дети упражняются в рассматривании картины по вопросам воспитателя, учатся последовательному рассматриванию. У детей закрепляются знания о лесе, об осенних признаках, о поведении животных в лесу осенью.

Виды деятельности: познавательная, игровая, речевая, двигательная, музыкальная.

Формы организации совместной деятельности: слушание стихотворения, рассказа воспитателя;  диалог с воспитателем; просмотр на экране иллюстраций и видеоролика; организация дидактической игры.

Предварительная работа:  беседы у календаря природы; рассматривание иллюстраций о временах года и беседы об этом; продуктивная деятельность  по теме «Осень»; знакомство с пейзажами известных художников; составление коротких рассказов по предметным картинкам;  речевые дидактические игры; слушание классической музыки И.Чайковского «Времена года».

Словарная работа:  богатырь, костяника, хворостинка, пейзаж, «передний и дальний план» картины, оттенки, пурпурная.

 Материал к НОД: технические средства  (проектор, ноутбук, экран); видеоролик «Осенний альбом»; слайд «Осенний лес»; картина «Осенний пейзаж».

Методические приёмы:           

 Словесные: беседа,  образец рассказа, план рассказа, вопросы,  чтение  стихотворения, словесная д/и.

Наглядные: рассматривание на экране слайда; просмотр видеоролика; рассматривание картины.

Практические:  физминутка.

                                                                 ХОД НОД:

1. Организационный момент.

Дети находятся в игровых центрах. Воспитатель, привлекая их внимание, сообщает о начале НОД и предлагает занять удобные для них места перед экраном.

2. Основная часть.

                           Педагог читает стихотворение.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех подряд:

Ваню –земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Васю – хворостинкой.

Воспитатель: — О  каком богатыре говорится в стихотворении?

                           — Что такое лес? (когда растёт очень много разных деревьев; когда деревьев много и растут они очень часто; там, где водятся дикие звери, растёт много деревьев, ягод, грибов и т.д.).

                   ( На экране появляется изображение осеннего леса.)

Воспитатель: — Взгляните на экран, видите, каким красивым может быть этот богатырь осенью!                 

— Ребята, давайте поиграем в  игру. Я  буду называть какое-нибудь слово, а вы назовёте его со словом лесной.

                            Д/ИГРА «Скажи со словом лесной»

ПОЛЯНА В ЛЕСУ  (какая?) – ЛЕСНАЯ

(Индивидуальный, а потом хоровой ответ).

ЯГОДЫ – ЛЕСНЫЕ.

ВОЗДУХ – ЛЕСНОЙ.

ОЗЕРО В ЛЕСУ – ЛЕСНОЕ.

ГРИБЫ – ЛЕСНЫЕ.

ОРЕШНИК – ЛЕСНОЙ.

МАЛИНА В ЛЕСУ – ЛЕСНАЯ.

ОРЕХИ – ЛЕСНЫЕ.

                   (Выключить изображение на экране, убрать экран).

                     Рассматривание и беседа по картине.

Воспитатель: — Дети, посмотрите на картину. Это пейзаж – изображение природы. Давайте внимательно её рассмотрим, потому что сегодня вы будете составлять рассказ по этой картине.

1. Что изображено на картине? (на картине изображен лес).

2. Какое  это время года? ( это осень).

3. Почему вы так думаете? (на деревьях разноцветные листья, на кустарниках листва осыпается).

4. Какая стоит погода? Почему вы так решили? (погода ясная, потому что небо чистое, голубое, безоблачное; не видно, чтобы шёл дождь).

5. Что вы видите на переднем плане картине? (на переднем плане картины мы видим могучий дуб и почти облетевший куст орешника).

6. Что изображено на дальнем плане? (на дальнем плане художник изобразил лес в красивом золотистом уборе).

7. Что ещё можно увидеть на картине?

8. Как вы думаете, куда они направляются?

9.  Какие краски использовал художник для пейзажа?

10. Как вы думаете, о чём хотел нам рассказать художник, что пытался донести до нас, выразить в своей картине? (красоту осеннего леса, торжественное состояние природы в период золотой осени; хотел показать, как ведут себя некоторые животные и птицы в этот период года).

11. Какое название можно дать этой картине? («Осень в лесу», «Золотая осень», «Осенний день», «Лесной пейзаж» и т.д.)

12. С каких слов можно начать свой рассказ по этой картине? (на картине изображен…; мы видим на картине…; на этой картине… и т.д.)

  Воспитатель: — А сейчас послушайте мой рассказ. Я назвала его «Осенний пейзаж».

                                 РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО КАРТИНЕ.

                                                 (образец рассказа)

                                              «Осенний пейзаж»

     На картине изображён осенний лес. Погода стоит ясная, небо чистое, безоблачное. Это золотая осень.

     На переднем плане картины мы видим могучий крепкий дуб и облетевший куст орешника. Под дубом семья кабанов собирает жёлуди. На толстом стволе дуба красноголовый дятел своим длинным острым клювом ищет насекомых.

     На ветках  орешника  пушистая рыжая белочка собирает орехи – делает запасы на зиму. В прозрачной синей реке плавает утиное семейство.

     На дальнем плане картины художник изобразил лес в красивом золотистом уборе. Он использовал для этого жёлтую краску.

     На картине мы видим, как по мостику идут охотники со своей собакой.

     В своей картине художник использовал и другие краски и их оттенки – пурпурную, белую, коричневую, зелёную, синюю, оранжевую, серую, черную, темно-зелёную, светло-коричневую и другие. С помощью этих красок художнику удалось передать торжественное настроение осеннего леса в период золотой осени.      

Воспитатель: — Вы послушали мой рассказ, а чуть позднее мы выслушаем ваши рассказы. Но сначала я предлагаю немного отдохнуть. Встаньте и приготовьтесь к физминутке.                     

                                                    ФИЗМИНУТКА.

                                                    «Прогулка»

По болоту я хожу,                     (ходьба на месте).

                          Во все стороны гляжу        (повороты головы направо-                                                                                  налево    одновременно с ходьбой).

                           Низко наклоняюсь,

                          Клюкву собираю.          (наклоны к полу и движения,                                                                                  имитирующие сбор ягод в корзину).    

  Я схожу на ручеек,                      (ходьба на месте).

                          Заварю себе чаёк,               (имитирующие движения                                                                                             двумя руками по очереди.)

                           Буду пить-попивать,         (подносить ладошки ко рту,                                                                                       как-будто пьем).

           Красно лето вспоминать.        (вытянуть руки вперёд)

                       (После физминутки дети садятся на свои места).

Воспитатель: — Сейчас мы выслушаем ваши рассказы. Напоминаю план вашего рассказа по этой картине. Это то, о чём нужно рассказать сначала, что потом и как закончить рассказ.

              ПЛАН РАССКАЗА:

— Название картины.

— Что там изображено?

— Сказать о времени года.

— Рассказать о погоде.

— Что изобразил художник на переднем и дальнем плане.

— Что ещё мы видим на картине?

—  Какие краски использовал художник для этого пейзажа?

— Что художник хотел выразить в своей картине, что он   пытался донести до нас?

Воспитатель: — Кто уже составил свой рассказ и хочет выйти отвечать?

Ответы детей:     1.Ульяна Смирнова.

                            2. Матвей Серёгин.

Воспитатель:  — Сейчас будьте особенно внимательны – мы будем составлять коллективный рассказ. Я кого-то вызову, он начнет свой рассказ, другой продолжит, а кто-то закончит. Пожалуйста, начни Илья. Дима Снегуров, продолжи. Продолжит Степа. Надя, продолжай. Максим закончит рассказ.

—  Кто хочет дополнить рассказы, что-то добавить?

Воспитатель: — Мы выслушали много рассказов. Чей рассказ вам больше всего понравился? Почему? (Ответы Илоны, Даши).

Анализ рассказа воспитателем: есть название, рассказ полный, подробный, последовательный, эмоциональный; понятный по содержанию; в соответствии с предложенным планом; связная речь,  использовал в своей речи длинные предложения, красивые слова.   

3. Заключительная часть.

 Итог.

 Воспитатель: Чем мы занимались на сегодняшнем занятии? Чему учились? (слушали стихотворение про лес; играли в игру «Скажи со словом лесной», проводили физминутку; рассматривали и учились составлять рассказ по картине).

  Анализ воспитателем работы детей:

Воспитатель: — Я довольна вашей работой на занятии. Вы были внимательны, слушали ответы своих друзей, не перебивали им, не мешали,  многие были активны, давали полные ответы на мои вопросы, составляли интересные рассказы. Особенно понравились рассказы таких детей, как… .

Воспитатель: — Сейчас, ребята, я хочу вам предложить посмотреть небольшой музыкальный фильм. Чтобы в период поздней осени, в ноябре, вы вспомнили бы о том, какой красивой бывает  ранняя — золотая осень.

            Просмотр музыкального видеоролика «Осенний альбом».

                                               Окончание НОД.

                                          ПЛАН НОД ПО ТЕМЕ

            «Составление рассказа по картине» «Осенний пейзаж».

1. Чтение стихотворения «Богатырь стоит богат…».

2. Вопросы: о каком богатыре говорится в стихотворении? Что такое лес?

3. Обратить внимание на экран: вот каким красивым может быть этот богатырь осенью!

4. Д/И «Скажи со словом лесной» (поляна, ягоды, воздух, озеро, грибы, орешник, малина, орехи – индивидуальный ответ и хоровой закрепление).

5. Закрыть экран. Обратить внимание на картину.

6. Постановка цели: рассматривание и составление рассказа по картине.

7. Рассматривание картины.

8. Образец рассказа воспитателя по картине.

9. Физминутка «По болоту я хожу».

10. Напоминание плана рассказа.

11. Детские рассказы: индивидуальные (Ульяна, Матвей С.), коллективный (Илья, Дима, Степа, Надя, Максим).

12. Анализ детьми детских рассказов.

13. Подведение итога НОД (Чему учились?)

14. Анализ воспитателем работы детей.

15. Просмотр музыкального видеоролика «Осенний альбом».

Творческое наследие знаменитого русского писателя Ивана Бунина чрезвычайно велико. Но любимым его произведением стал рассказ «Холодная осень». Это грустная история, повествующая о судьбе двоих влюбленных, потерявших счастье из-за жестокой войны.

История создания

История создания «Холодной осени» небогата фактами. Известно лишь то, что рассказ хронологически принадлежит периоду Второй Мировой войны. Есть предположение относительно конкретной даты написания — 3 мая 1944 года. Бунина в эти годы в России не было. Начавшаяся революция заставила писателя покинуть родную страну.

Примечательно то, что путь, проделанный главной героиней рассказа, в точности повторил путь скитаний самого Ивана Бунина.

Жанровые особенности, направление

По жанровой принадлежности данное произведение совершенно логично отнести к рассказу. Об этом говорят соответствующие детали: малый объем и наличие всего одной сюжетной линии, содержащей небольшое количество действующих лиц.

Произведение принадлежит к реалистическому направлению, так как сюжетом повествования являются реальные события, ничуть не приукрашенные романтизмом. Герои здесь – простые люди. Особое внимание автор уделяет описанию психологических черт персонажей, что также присуще реализму.

Композиция и конфликт

Композиционное построение рассказа «Холодная осень» неоднородно: начинается произведение с линейного повествования, затем появляются элементы кольцевой композиции. Событийная линия последовательна.

Автор делит рассказ на две значимые части: они одинаковы по размеру, но по смысловой нагрузке – неравнозначны.

Первая часть посвящена описанию той самой холодной осени, после которой, можно сказать, оборвалась жизнь главной героини. За описанием самых счастливых дней девушки следует перечисление еще множества событий, занимающих несколько крупных абзацев, но смысловой нагрузки они не имеют – судьба героини решилась в тот холодный вечер, когда они с женихом попрощались.

Вторая часть лишена такого обилия событий, нежели первая. Смысл ее сводится к описанию воспоминаний героини, которыми она живет теперь.

«Холодная осень» богата на конфликты, но на первый план выходит один: борьба любви с войной. Первое впечатление от прочтения рассказа наталкивает на мысль, что война в этой борьбе одержала победу, но это не так. Хотя влюбленные и разлучились из-за этого жестокого события, но оно не смогло разрушить их сильное чувство. Героиня, оставшись одна, ни на минуту не переставала любить и ждать желанной встречи.

Еще несколько ярких конфликтов пронзают текст повествования – это вечное противостояние жизни и смерти, человека и войны.

Смысл названия

Дав такое довольно неоднозначное название рассказу, Бунин преследовал определенную цель: при помощи оксюморона, холодная осень стала не просто временем года, она приобрела более широкое значение. Этот период стал самым важным моментом для героини, сделав ее самой счастливой рядом с любимым, а затем, события той же холодной осени забрали ее жениха навеки, оставив ее глубоко несчастной.

Суть произведения

Рассказ «Холодная осень» — о нелегкой судьбе девушки, лишившейся любимого жениха, жизнь которого отняла война.

Влюбленные собирались пожениться, но начавшаяся война помешала им. Одним из вечеров холодной осени они простились, как оказалось, навеки. Вслед за женихом, девушку покидают родители, их жизни также унесла война.

Героиня остается в тягостном одиночестве. Со временем боль утраты немного стихает, и девушка выходит замуж за пожилого военного в отставке. Супруга она не любит, но уважает. Вместе они покидают пределы охваченной войной России.

Вскоре девушка теряет своего мужа – он погибает от тифа. Героиня остается жить с маленькой дочерью племянника мужа. Сначала девочка должна была лишь некоторое время жить с героиней, но по воле судьбы, они остаются вместе навсегда.

Так и проходит жизнь главной героини. И лишь смерть соединит ее с возлюбленным.

Главные герои рассказа

Главными героями рассказа является влюбленная пара. Автор не называет их имен, возможно, желая акцентировать внимание читателя на чем-то большем — на их истории, олицетворяющей собой историю России.

Он – мужчина, чье сердце лишено страха и сомнений. Он, не раздумывая, отправляется на войну, философски относится к смерти. Проявляет себя героем на поле боя. Беззаветно любит свою невесту и самоотверженно желает ей счастья, даже если ему не удастся разделить его с ней.

Она – молодая девушка, невеста. Она горячо любит своего жениха, но вынуждена проводить его на фронт. Когда она теряет любимого, жизнь ее тускнеет.

Россия – еще один значимый образ рассказа. Это дом, это Родина для героев произведения. Именно в России героиня была счастлива, а во время вынужденной эмиграции душа ее потеряла покой.

Тема

Чехов в своем произведении обратился сразу к нескольким важным темам. Основная в рассказе — тема любви. Она раскрывается через образы главных героев – влюбленных. Их чувство было настолько сильным, что даже смерть не смогла ему помешать.

Еще одна, не менее значимая, тема раскрыта в данном тексте – это тема смерти. На примере главного героя автор напоминает о неизбежности смерти для каждого человека. Юноша погиб, защищая Родину. Но перед своей гибелью он прожил достойную жизнь – отличился подвигами на войне, любил беззаветно и наслаждался каждым мгновением. В этом заключен важный смысл жизни: жить честно и достойно отведенное время.

Тема воспоминаний, прошлого также имеет место в рассказе. Практически все произведение – одно сплошное воспоминание. Прошлое так важно для главной героини, что оно со временем занимает место настоящего, став жизнью девушки.

Рядом с темой воспоминаний идет тема счастья. Так, для несчастной девушки счастье присутствует только в ее прошлом, в пережитых и незабвенных моментах любви и радости.

Через все произведение проходит историческая тема. Это сложное для страны время: революции и восстания, война и беспредел дробят ее изнутри. Люди бегут из родного дома и неясно, как сложится дальнейшая судьба государства.

Проблемы

Проблематика, равно как и тематика рассказа, чрезвычайно богата.

На первое место справедливо будет поставить проблему потери любимого человека. Героиня теряет своего жениха и переживает это очень болезненно. После этой бесценной утраты жизнь девушки лишается и смысла и радости.

Далее следует проблема роли человека в истории. В произведении освещено такое масштабное историческое событие как война. Она естественным образом накладывает отпечаток на всех людей, так или иначе столкнувшихся с ней. Так и герои Бунина становятся жертвами этого кровавого безжалостного события. Людям война ненавистна, но они вынуждены сражаться, чтобы не потерять все, что им так дорого.

Проблема войны занимает важное место в рассказе «Холодная осень». Это проблема, которая тянется непрерывной нитью через все повествование. Автор этим хочет показать, что война ничего хорошего не приносит, только боль и разочарование.

Героиня, потеряв возлюбленного, остается ему верна все равно. Она не забывает и не утрачивает своей любви и ждет того дня, когда они смогут воссоединиться с ее женихом. Этот момент характеризует проблему верности. Героиня верна себе до самого конца, она живет лишь потому, что обещала это своему возлюбленному. Даже выйдя замуж за другого человека, сердце ее навсегда остается верным любви.

Война заставляет людей, неравнодушных к судьбе Отечества, встать на его защиту. Так, герой, обладая явными патриотическими принципами, считает своим долгом пожертвовать жизнью ради спасения страны, ради ее победы в войне. Через этот сложный образ автор реализует проблему долга и чести.

Смысл

Рассказ «Холодная осень», как и весь сборник, в который он включен, посвящен теме любви. Этим действием Бунин идет наперекор событиям того периода – ведь вокруг идет жесточайшая битва в истории человечества, а он создает целую плеяду жизнеутверждающих рассказов о любви и счастье. Писатель поставил перед собой цель показать всем, что добро и любовь в конечном итоге одержит верх над всеми бедствиями и злобой.

Смысл произведения заключен в непреодолимости любовного чувства, в его спасительной силе. Война смогла помешать влюбленным быть вместе, но не сломила их духа, не разорвала того крепкого духовного единения, что их связывало.

Чему учит?

Рассказ, прежде всего, призван научить любить, ведь только любовь может осчастливить человека. Нужно хранить и оберегать это чувство на протяжении всей жизни.

«Холодная осень» о том, что мы не властны над судьбой, поэтому нет необходимости переживать о трудностях, которые она преподносит нам. Нужно быть мудрыми и философски принимать все удары судьбы. Даже с мыслью о смерти необходимо свыкнуться и не бояться ее.

Критика

«Холодная осень» была опубликована в первый год после окончания войны. Произведение было встречено читателями с восторгом, став отдушиной для уставших от бед людей.

Многие критики, занимающиеся исследованием творчества Бунина, сошлись во мнении, что данный рассказ явился наиболее успешным среди прочего наследия писателя.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Класс: 5.

Цель урока: подготовить обучающихся к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Задачи:

  • углубить знания о тексте, полученные на уроках русского языка: текст, тема, основная мысль, средства связи, абзац;
  • активизировать лексику по теме «Осень»;
  • ввести в активный словарь искусствоведческие термины: пейзаж, живопись, мазки, изображено, мастер;
  • подготовить обучающихся к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Оборудование:

  • Презентация с информацией о биографии и творчестве И.И.Левитана, с репродукцией картины «Золотая осень»;
  • Искусствоведческий текст по данной картине.

1. Организационный момент

2. Рассказ учителя о художнике и его картинах

Исаак Ильич Левитан (1860-1900) был одним из родоначальников пейзажной живописи конца 19 века.

Судьба художника была нелегкой. Выходец из беднейшей семьи, он с ранних лет узнал унижения и нищету. Искусство стало призванием Левитана буквально с самого детства. Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учился у В.Г.Перова, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова. Левитан восхищался умением Саврасова видеть поэзию и красоту русской природы. Поленов оказал большое влияние на юного художника в области колорита, что особенно проявилось в чистых, звонких красках, в живом, непосредственном ощущении природы в таких картинах Левитана, как «Первая зелень», «Березовая роща».

Картина Левитана «Золотая осень»(1895) заключает в себе образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющей родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать «энциклопедией русской осени», которую художник неоднократно изображал и в своих более ранних этюдах и картинах.

3. Беседа по картине

— Что изображено на картине? Какие чувства выразил художник?

— Почему картина называется «Золотая осень»?

— Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать «золото» осени?

— О чем бы вы хотели написать в сочинении по этой картине?

Учитель предлагает обучающимся записать слова, на которые можно опираться при работе над сочинением.

Опорные слова: данное — небо, река, поле, березы, роща, деревья, деревушка, пригорок, трава.

— Все эти слова — объекты для описания, то, что нам дано уже самой картиной. А что мы можем сказать «нового» о «данном»?

На экран выводится слайд с записью:

«ДАННОЕ»

«НОВОЕ»

НЕБО

ясное, лучистое, голубое , светлое, чистое, солнечное, с белыми облаками

РЕКА

неширокая, чистая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением, прозрачная

ДЕРЕВЬЯ

желтые, золотые, разноцветные, осенние, как свечки, как будто повязались белыми косынками, красивые

ТРАВА

пожухлая, сухая, желтая, как ковер, бурая

ПОЛЕ

зеленое, свежее, как бархатный мягкий коврик, широкое

ДЕРЕВУШКА

маленькая, дальняя, едва виднеется на пригорке

— С чего бы вы начали сочинение о картине?

— Что бы вы написали после вступления?

— Каково было бы последнее предложение в вашем сочинении?

— А теперь послушайте, как описал эту картину автор книги «Беседы об искусстве» В.Б.Розенвассер. Но вся беда в том, что мне попали в руки только отдельные листы с напечатанным текстом. И я теперь не знаю, один это текст или разные, какой лист первый, а какой последний. Давайте попробуем вместе найти выход из создавшегося положения. Прочитайте отрывки.

Искусствоведческий текст (каждый ученик получает листок с текстом)

«Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов».

«Слева мы видим березовую рощу, справа- отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно-зеленой полосой озими — деревня. Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Перед нами речка, и, кажется, что ее густо-синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нам. Мазки краски он положил не вдоль движения воды, а вертикально, и вода как бы вздыбилась, поднялась, а только дальше, становясь светлее, она начала медленное движение. Тот же прием построения пространства мы находим и в изображении берега слева. Перед нами расстилается земля, покрытая побуревшей осенней травой. Багряно-золотые березы слева красно-бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая взгляду бескрайние дали полей и лесов. Посмотрите, каким плотным слоем художник накладывал краски там, где изображена золотая листва берез на переднем плане, как написаны трава и вода, но чем далее в глубину пейзажа, тем менее густыми и более мягкими становятся мазки».

«Всматриваясь в картину И.И.Левитана, мы как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи».

— Что непонятного вам встретилось в тексте?

— Соответствует ли содержание текста картине?

— Являются ли отрывки одним текстом?

— Действительно, все отрывки связаны между собой одной мыслью. Какой?

— Вы доказали, что все отрывки — один текст, их объединяет одна мысль. А как бы вы расположили эти отрывки?

— Итак, вы полностью восстановили текст. Обратите внимание на то, что каждый отрывок начинается с красной строки. Почему?

— Предложения, объединенные одной мыслью (микротемой) и имеющие четкие границы, образуют абзацы. А связаны ли абзацы между собой?

— Обратили ли внимание на то, что в данном тексте абзацы связаны между собой однокоренными словами?

— Понравился ли вам этот текст?

— Что нового о картине Левитана вы узнали из данного текста?

— Как описывает автор текста деревья, реку, поле, небо?

— Как вы видите, автор текста нашел новые, красочные и подходящие слова для описания картины. Постарайтесь и вы при описании картины использовать богатые ресурсы русского языка.

4. Словарно-стилистическая работа

— Объясните с помощью словаря значение следующих искусствоведческих слов: ЖИВОПИСЬ, ПЕЙЗАЖ, МАЗКИ КРАСКИ.

— Найдите в тексте Розенвассера предложения со словом «мазки».

— Образуйте от имен существительных «пейзаж», «живопись» слова со словообразовательным значением «лицо» (пейзажист, живописец).

— Найдите в тексте сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цвета. Объясните их значение с помощью картины.

5. Домашнее задание

Напишите сочинение по картине Левитана «Золотая осень» или по любой другой картине на тему «Осень», придерживаясь законов построения текста.

  • Полезные свойства огурца рассказ для детей
  • Полейте цветы как пишется
  • Полезные сказки для малышей подсказки для родителей
  • Поленница как пишется правильно
  • Полезные свойства тыквы рассказ для детей