Поле вспахано как пишется

На фоне возмущения общественности страны, связанных с очередными провалами национальных сборных в футболе, баскетболе, хоккее, под убаюкивающие мантры в авторстве

На фоне возмущения общественности страны, связанных с очередными провалами национальных сборных в футболе, баскетболе, хоккее, под убаюкивающие мантры в авторстве вице-премьера Чернышенко и министра спорта Матыцина на тему оптимизации госрасходов на профессиональный спорт кормящиеся от ВТБ, ВЭБ, РЖД, «Газпрома» и так далее клубы продолжают выбрасывать средства налогоплательщиков на толпы легионеров.

Ничего удивительного: именно государственная политика дает добро на скупку легионеров и их паспортизацию за счет средств налогоплательщиков. Однако держать народ в дураках руководителям государственных компаний, губернаторам, федерациям, лигам и клубам становится все труднее. Позорные провалы сборных команд в футболе, баскетболе и хоккее настолько очевидны, что даже в Кремле и правительстве заговорили о проблемах с легионерами.

В Кремле суть проблемы прекрасно понимает, но у Кремля стратегическая задача – нужно понравиться всем. Поэтому словесные финты выглядят как разводки, как показушное недовольство: конечно, мы переживаем за «наших», но почему-то ничего не делаем, глядя, как валютные миллионы уплывают из страны на закупку хлама.

Яркий пример демагогии спортивного министра: «Какой-то совет я постараюсь найти, но обещать быстрое решение пока не готов. Федеральные власти по предложению президента РФ решили добиться того, чтобы вообще исключить бюджетное финансирование для спорта высоких достижений. Мы видим, что тот объем инвестиций, который идет в профессиональный спорт со стороны региональных бюджетов и государственных корпораций, не выливается в конкретный результат, поэтому в ближайшие годы государство из этой сферы будет уходить. Чтобы профессиональный спорт не умер, необходимо найти какую-то новую модель управления клубами, маркетинга и рекрутирования игроков. Нужна новая стратегия развития профессионального спорта в России с учетом его важности для регионов и имеющейся инфраструктуры».

***

Профессиональный спорт в этом плане – благодатная почва. Здесь процветают сотни способов относительно «честного» отъема денег у населения. Свежий пример – разваливающийся на глазах ФК «Локомотив», куда прогрессивные забугорные администраторы Рангник и Цорн привезли 11 соотечественников, рассадив их по различным должностям. Проблема в том, вероятно, что шоферы, переводчики, повара, охранники все еще российские, и это явно тормозит динамику прогресса, мешают мудрым иностранцам учить аборигенов уму-разуму.

На княжение в «Локо» посажен верный главе РЖД Белозерову человек по фамилии Плутник, деятельность которого характеризует моральный и профессиональный облик самого Белозерова, уровень его компетенции и масштаб личности. Каких целей ради? Понятно, что байки о мудром профессионале Рангнике прикрывают изъятие под покровительством Плутника сотен миллионов у РЖД, а сам немец служит (вернее, уже служил – до тех пор, пока не свалил по первому зову в Англию) рекламным баннером. Мне не Рангник не нравится, а наглость, с которой выбрасываются в мусорное ведро средства налогоплательщиков в экономически неблагополучной стране. Тезис «Россия – страна дураков», в которой кормятся иностранцы, меня категорически не устраивает.

***

Некоторое время тому назад президент России дал понять, что в курсе «проблемы легионеров». Указал, так скажем, на их ошибки. Хотел бы увидеть глаза и лица руководителей, клубов, лиги и работников РФС — в первую очередь, президента Дюкова. Люди, которые считают себя топ-менеджерами, после провалов клубов и сборной на международном уровне вместо того, чтобы сделать выводы и кардинально изменить систему управления, занимались демагогией и хотели отменить лимит на легионеров. За государственный счет в полностью убыточном российском футболе они готовят иностранных футболистов – вместо того, чтобы заниматься подготовкой своего резерва, растить отечественных игроков.

Все это усугубляет деградацию нашего футбола. Наконец, их одернул президент страны. В условиях властной вертикали демагогия об отмене лимита, безусловно, закончится. Интересно будет отследить выполнение предложения президента. Точнее, методы, с помощью которых руководители клубов и РПЛ постараются обдурить президента и изменить лимит с 8+17, например, на 10+15. Эти попытки следует решительно пресекать и, наоборот, ужесточить лимит до трех иностранцев в команде, при этом футболистов из стран-членов ЕАЭС вновь приравняв к легионерам. Основная причина низкой конкуренции за место в сборной – недостаточная игровая практика у россиян. Ограниченный круг кандидатов в национальную сборную является прямым следствием ситуации, сложившейся в профессиональных клубах, лигах и РФС.

Нормально ли, что о тех или иных решениях в футболе говорят на самом верху? В нашей реальности – нормально. Иначе не получается. Юридически вопросы лимита, связанные с финансированием, должны решаться исключительно Государственной Думой, а гласность и качественный анализ – очень опасная вещь.

За 20 лет государством на текущие расходы клубов премьер-лиги и ФНЛ было потрачено около $20 млрд. Эта сумма состоит только из текущих расходов клубов и не является инвестициями в футбольную отрасль. Клубы работают без четко сформулированных целей и задач, имеют существенный разрыв между доходами и расходами и вынуждены ежегодно обращаться за финансовой помощью к государству. Что мешает принять сдерживающие финансовые регламенты, установить потолки зарплат и заставить руководителей клубов жить по средствам? Хочу напомнить, что в 2014 году рабочей группой под руководством Сергея Степашина такой финансовый регламент был разработан, но правление РПЛ посчитало, что он «не способствует развитию российского футбола, тормозит его развитие» (цитата).

***

Недавно я написал открытое письмо на имя первого заместителя председателя правительства РФ Белоусова и руководителя РЖД Белозерова об оптимизации расходов государственной компании на финансирование ФК «Локомотив». Однако ответа пока нет. И вряд ли будет. Явно существует желание замолчать тему непропорциональных трат клуба. Дико выглядят просьбы РЖД о субсидиях от правительства РФ на фоне неэффективности «Локомотива». Или это такой вызов президенту РФ и председателю правительства: дайте денег, а то мы столько на футбол тратим, что уже на профильный бизнес не хватает? Точно знаю, что Администрация президента и правительство не в восторге от такого транжирства на глазах у обедневшего населения. Так что в той или иной форме РЖД придется менять свой подход к «Локомотиву». И иначе вышестоящие инстанции перейдут на личности. Недаром же люди горько иронизируют, что скоро РЖД повысит тарифы, ведь «Локомотиву» денег не хватает.

Что не так с «Локомотивом», если смотреть в корень? В конце 2020 года в клубе в очередной раз сменилась управленческая команда. Новые руководители задекларировали красивые цели и задачи, сообщили о необходимости введения режима экономии, ставке на своих воспитанников и так далее. Казалось, начали правильно. И тут же – продление контракта с главным тренером Николичем на условиях в два раза лучше прежних, хотя задачу в Лиге чемпионов он не выполнил, приглашение большого количества иностранцев для работы в спортивном департаменте, поспешная продажа лидера команды Крыховяка с переговорами за его спиной и увольнение свежеподписанного Николича (с космической, разумеется, компенсацией). Добавьте сюда еще и утечку информации про возможный снос стадиона и жилую застройку территории в Черкизово.

Одним словом, целый набор негатива, которые вызывает сомнения и подозрения в истинных намерениях председателя совета директоров клуба.

Сразу оговорюсь: я не поклонник Николича. Но надо быть объективным. Дело в том, что новых футболистов ему навязали уже в начавшемся сезоне, он готовил к сезону другой состав, другие игровые связи, другой микроклимат в команде. При этом после десяти туров команда находилась на четвертом месте, имея одно поражение и отставая от второго места всего на два очка, впереди было еще двадцать матчей! Какие могут быть претензии к тренеру?

В июне этого года с ним продлили контракт на три года и увеличили размер компенсации при досрочном увольнении до трех миллионов евро. В октябре Плутник уволил Николича, вероятно, наговорив что-то Белозерову.

Теперь надо платить эту астрономическую компенсацию. Спрашивается, зачем надо было продлевать контракт за целый год до истечения его срока, да ещё и в разы (!) увеличивать размер компенсации, а спустя четыре месяца увольнять? Руководство РЖД просто обязано провести внутреннее расследование всей этой комбинации Плутника!

Генеральный директор «Локо» — Леонченко, а не Плутник, ответственность как бы на нем, но это, конечно же, фикция. Решения единолично принимает председатель совета директоров клуба Плутник. Я его, кстати, много лет знаю, но впервые вижу в роли руководителя в отрасли, к которой сам имею отношение не один десяток лет. Ни для кого не секрет, что Плутник – выходец из команды Дворковича. К футболу он имел определенное отношение и до работы в РЖД, но его функция ограничивалась оргкомитетом ЧМ-2018.

Если проанализировать стремительную карьеру Плутника, не останется сомнений: он – классический продукт системы. Достаточно ознакомиться с докладами аудиторов Счетной палаты Сергея Агапцова и Андрея Перчяна по деятельности Плутника в Министерстве строительства и управляемом им ДОМ РФ, его имуществе, в том числе и заграничном, — и мы получим цельное представление о заместителе руководителя РЖД, управляющего клубом.

Кроме того, футбол – сложный и во всех отношениях командный вид спорта. Для того, чтобы эффективно управлять большим клубом, коим, безусловно, является «Локомотив», или менять систему российского футбола в лучшую сторону, необходимы не только опыт и знания, но и нравственные качества. Как показывает практика, с этим у Плутника проблемы. Авторитарный стиль, наряду с авантюризмом, – это точно не про футбол.

Гендир Леонченко — грамотный парень, может прописать и изложить профессионально и стратегию, и программу клуба. Однако очевидно, что он не имеет сегодня влияния на принимаемые решения. С моей точки зрения, наивно идти внутрь системы и думать, что своей хорошей работой ты можешь изменить ее. Порядок взаимоотношений «я начальник – ты дурак» аннулирует достижения: самодурство руководителя может перечеркнуть всё в один день. Что, собственно, сейчас и происходит. Как работать человеку в команде, которая сформирована непрофессиональными людьми и подчиняется исключительно председателю совета директоров? Теперь и компетентность, и порядочность Леонченко надо обсуждать вкупе с компетентностью самого Плутника, который привел в руководство клуба своих людей, а главным кадровым критерием для него является раболепство подчиненных наряду с отсутствием собственного мнения из-за страха увольнения.

У Леонченко нет свободы действий. По сути, он выполняет роль администратора с правом подписи, а его функции взял на себя председатель совета директоров, что, вообще-то, противоречит законодательству. Леонченко, к сожалению, как только получил статус в «Локомотиве», отошел от всех своих принципов. Еще 10 лет назад мы вместе боролись против того, что творил экс-президент РПЛ Прядкин, но прошли годы, и теперь Леонченко стоит по ту сторону баррикад, плечом к плечу с его сыном, Томасом Цорном. Очень печально, когда теряешь единомышленников, их и так в нашем футболе большая мало. Получение нерыночных доходов в полностью убыточном клубе на государственные средства – вещь мимолетная, а вот репутация – это навсегда. И обратной дороги уже нет. Но все мы разные и имеем разное воспитание. Подавляющее большинство футбольных людей бегут по проложенной дорожке и встраиваются в систему. Квалифицированные и принципиальные люди – большая редкость.

***

В принципе, квалифицированные иностранные специалисты действительно способны повысить качество селекции. Но вот простые подсчеты. В клубах РПЛ может быть до восьми легионеров. Чтобы купить иностранного игрока, должна быть возможность для заявки. Сколько зарубежных футболистов сегодня в «Локомотиве»? Для того, чтобы взять нескольких легионеров, зачем-то нанимают целый штат иностранных советников с общими суммарными затратами в 7 млн. евро. Авантюра, экономическое безумие! При этом по первым же трансферам виден уровень квалификации этих специалистов. Так, вместо того, чтобы продать Крыховяка за хорошие деньги, его за символическую сумму отдают конкурентам под предлогом высокой зарплаты. Хотя именно поляк и был ключевым игроком в команде и помог клубу подняться на второе и третье места.

Насколько знаю, еще в мае «Локомотиву» хорвата Тина Едвая предлагали за 3 млн. евро, и селекционный отдел, который работал в тот момент, добро на него не дал, посчитав игрока недостаточно квалифицированным. А уже спустя два месяца новые «суперпрофессионалы» из Германии, платят за Едвая 4 млн. евро. За игроков ротации Тикнизяна, Марадишвили из ЦСКА, француза Бека-Бека, голландца Керка – больше 20 млн. евро. Выкуп еще одного новичка, молодого Анджорина из «Челси», стоит 20-25 млн.евро! Добавьте к каждому трансферу еще и выплаты агентам. То же самое Цорн практиковал недавно и в «Спартаке», не просто же так его оттуда быстро уволили. Теперь у него покровители в лице Рангника и Плутника и он вполне комфортно себя чувствует.

Руководство РЖД держат за полных идиотов? Как же можно позволять такое? Очевидно, что никакой помощи с точки зрения экономики эти люди не принесут. Более того, затраты только увеличат убытки клуба, а говорить о том, что этих игроков «подтянут» и продадут в разы дороже, для людей мало-мальски разбирающихся в футболе выглядит просто смешно.

Главным тренером пригласили немца Маркуса Гисдоля, который, как говорят, спасал команды от вылета из бундеслиги. «Локомотив» надо спасать от вылета в ФНЛ при таких-то затратах? Какие у этого «ноунейма» с миллионным контрактом достижения? Впрочем, есть одно решающее достижение – он друг Рангника. Тот факт, что в 10 матчах при Гисдоле «Локо» одержал всего две победы, вылетел из Лиги Европы и съехал вниз в таблице РПЛ, видимо, вторичен

— Проанализируем кадровую политику клуба. С 2008 года в «Локомотиве» сменилось несколько управленческих команд. Руководители РЖД Якунин и Белозеров – основные фигуры, которые принимали решения или влияли на их принятие. Именно они назначали Наумова, Смородскую, Геркуса, Кикнадзе и Плутника. Всех назначенцев объединяет одно: они приходили на занимаемые должности, практически не имея опыта работы на подобных позициях. Ни РФС, ни тем более РПЛ за столько лет не создали никаких предпосылок к тому, чтобы люди, прошедшие в футболе огонь и воду, смогли получить качественное менеджерское образование, хотя такая возможность была.

Кто последние 15 лет руководил лигами и клубами? С каким опытом, по чьей инициативе, из каких сфер они пришли, чего добились в управлении? Губернаторы и руководители госкомпаний назначают в клубы не по принципам профессионализма, а исключительно людей из своего окружения. Была бы у РФС разработанная и утвержденная образовательная программа, была бы внедрена система лицензирования на управленцев – и решения были бы намного эффективней. А так накопление опыта и обучение происходило в процессе работы.

***

«Локомотив» за последние 13 лет купил порядка 90 иностранных футболистов. Сколько денег налогоплательщиков ушло в другие страны, разлетелось по разным карманам – и сколько пришло по-настоящему сильных игроков, успешно выступающих за «Локомотив», являющихся лидерами команды? Их можно пересчитать по пальцам. Эффективность – на уровне 10%. Выгоду получало исключительно руководство клуба в коррупционной связи с агентами. Чтобы сегодня конкурировать на должном уровне с европейскими клубами, нам приходится тратить гораздо больше средств на приобретение качественных легионеров, чем раньше. Воспитывать своих игроков топового уровня мы так и не научились.

Что же с этим делать? Главный вопрос – кардинальный пересмотр взглядов руководителя РЖД на профессиональный футбол, жесткий контроль за расходованием средств. Если запроса на изменения не случится – неважно, какая фамилия будет у следующего руководителя после Плутника. Всё равно найдут похожего. Налицо огромные потери государственных средств от деятельности футбольного клуба, и баланс потерь РЖД все последние годы только увеличивался.

Это, конечно, комплексная проблема, «Локомотив» — не первопроходец. За последние 20 лет профессиональный футбол превратился в дотационную отрасль, К примеру, тот же «Локомотив» в 2004 году с бюджетом в 20 млн евро был чемпионом страны и выходил из группы Лиги чемпионов, но при этом компенсировал 40 процентов расходов. Прошло 17 лет, бюджет клуба вырос до 120 млн евро, но доходы составили всего 10 процентов. Плюс полный провал на международном уровне.

Достаточно посмотреть на количество и качество клубов в низших лигах, чтобы задаться вопросом: откуда там могут появиться деньги, если нет экономической модели, спортивного и медийного продукта, внятного финансового регламента, образовательных программ подготовки менеджеров, четкого правового механизма финансирования государством профессионального футбола с определением норм и параметров статей расходов? Какие функции должны нести органы законодательной и государственной власти при определении величины расходов на профессиональный спорт?

Провальные итоги чемпионата Европы, возмущение общественности, отсутствие видимых перспектив – все это говорит о необходимости кардинальных реформ в системе управления РФС, лигами и клубами.

Оригинал

И.Виттель Добрый день, дорогие друзья. В эфире «Эхо Москвы». Я Игорь Виттель. Это, как вы уже, наверное, догадались, программа «Виттель. Реальность». И сегодня мы продолжаем серию наших эфиров, посвященную российским винам. А в студии у меня Павел Борисович Титов, президент группы компаний Абрау-Дюрсо.

П.Титов Здравствуйте!

И.Виттель А поговорим мы сегодня уже более предметно про энотуризм как инструмент развития виноделия в России. Для начала, прежде чем мы поговорим про энотуризм, поговорим про русский винный гайд, который вышел сейчас под эгидой Роскачество. Как вы относитесь вообще к таким проектам, насколько они полно открывают потребителю картину российских вин? Насколько новые потребители, которые не знают, что такое российские вина или не разбираются в них, с помощью этого гайда способны разобраться в объективной картине мира. Винной, я имею в виду.

П.Титов Я считаю, что это очень хорошая инициатива. На самом деле понятно, что, чтобы понять, почему нам необходимо такого рода гиды, наверное, надо смотреть, как исторически развивалось виноделие в России. И, наверное, все-таки надо помнить, что мы изначально начинали не с нуля репутационного, а, скорее, с достаточно отрицательной позиции, значит. И в общем-то доверие к российским винам за 90-е года и за начало 2000-х на самом деле претерпело большие поражения, по сути. Репутация была не очень. И только сейчас вот, буквально там вот в 2008-2010 году начали слышать о винах, созданных по-новому. И, конечно, чтобы быстро преломить информационный вакуум между «российское я пить никогда не буду, потому что не доверяю» до того, что, оказывается, есть российские вина, которые не просто высококачественные, а они забирают лучшие награды в мировых конкурсах. И в общем-то уже очень высоко оценены международными критиками. То здесь как раз вот необходима информационная прослойка в виде того, что делает сейчас Роскачество. Это… То есть как бы у нас есть по сути 3 функции в отрасли: винодел (наверное, самая важная), это регулятор, который должен отвечать за политику относительно… в виде саморегулируемой организации за политику относительно отрасли, за стандарты и качество, регуляторику и т.д. И Росалкогольрегулирование за легальность оптовых. Но пока у нас не было ответа, кто отвечает за коммуникацию с потребителем, особенно с не очень пока эрудированным потребителем, который, по сути, наверное, находится на такой entry level потребления российского вина. Как в нем разобраться, поскольку предложений уже на самом деле достаточно много. И оно не самое простое, поскольку мы находимся в зачаточном слегка… Когда мы видим, что предлагается в одном винном гиде тебе все вина там, если не ошибаюсь, у них, по-моему, до 1 тыс. рублей оценены. По сути показывают тебе нормальный эквилибриум цена-качество, то, во-первых, это и виноделов стимулирует слегка подтянуться, если это необходимо. И, во-вторых, это помогает тем, кто реально показывает хороший продукт за хорошую цену дойти до потребителя намного быстрее, поэтому инициатива такая может только приветствоваться.

И.Виттель Хорошо. Раз уж вы упомянули победителей и т.д. Для наших виноделов какое место в мировом разделении труда винного, назовем это так, хотим занимать? Вот премиальные, дорогие вина, которые получают награды, которые для тонких любителей и которые продаются каким-то НРЗБ беседу с владельцами самых дорогих винных магазинов в мире, в том числе и с нашими бывшими гражданами, понятно, о ком идет речь. Они говорят: да, вот мы нет, но вот эти мы да не можем не отметить, что вот это хорошо. Либо массмаркет, хороший массмаркет. И те вина, которые на прилавке стоят уже в прошлом году меня убедили, что до 250-350 стоит на прилавке, это уже может быть нормально.

П.Титов Это вино. Я думаю, что исключать на этом этапе развития отрасли ни то, ни другое исключать нельзя. Во-первых, это большой успех, что уже у нас есть вина, которые вот в общем-то в вами упомянутых магазинах мирового уровня стоят. Но тем не менее, как правило, происходит, есть определенный процесс такой, наверное, потребительской селекции, когда мы все должны начинать, наверное, с тех цен, в которых у нас будут покупать. И опять же, конечно там, периодически премиализация — это очень здоровая вещь. Но есть одна сложность. Если мы говорим про мировые рынки, то мы, скорее всего, не довезем туда дешевый, конкурентоспособный продукт. Просто-напросто у нас…

И.Виттель Если там хватает своего, то зачем.

П.Титов Во-первых, там своего хватает. Во-вторых, мы, правда, неконкурентоспособны, мы достаточно позади по уровню государственной поддержки на высадку винограда. То есть по сути у нас очень высокие издержки для производства. И, как только они… когда на своем рынке мы еще более или менее конкурентоспособны с импортом, то в обратную сторону уже в первой цене уже нет. И то вино, которое вы упомянули, стоит там 250-350 рублей, там оно уже будет стоить 10-11 евро. И это, конечно, перебор в предложении, как оно выглядит.

И.Виттель Мы про экспорт отдельно еще поговорим. Давайте про энотуризм поговорим.

П.Титов Да.

И.Виттель Последние пару лет я наблюдаю просто всплеск этого направления. Люди хотят узнавать что-то новое в стране, тем более в условиях пандемии, когда границы закрыты. Люди неожиданно открыли: господи, у нас тут есть огромная страна, которая зачастую огромнее и интереснее того, что происходит не в этой стране. А еще, оказывается, у нас есть на что посмотреть в виноделии. И поехало. Как вы оцениваете эту историю? Не кажется ли вам, что она несколько сейчас уже скорее, простите за выражение, хайп, а не конкретная история про развитие виноделия и энотуризма? И о некоторых специфических регионах тоже давайте поговорим.

П.Титов Смотрите, в целом без лишней скромности мы были у истоков как группа в непосредственном понятии энотуризм в России. И на самом деле достаточно долгое время бы были единственный эногастрономический центр с винодельней вместе. Логика тогда у нас была такая: как только мы начали инвестировать достаточно серьезный капитал в развитие нашей винодельческой продукции, мы параллельно моментально практически запустили и энотуризм как продукт, не воспринимая это как профитцентр. Это прежде всего был, конечно, инструмент продвижения вина. И это, наверное, самое легкое сравнение — сарафанное радио. Только достаточно высокой эффективности, поскольку… Ну если ты убежден в своем туристическом продукте. Каждый человек, приезжая к нам в центр винного туризма, по сути должен стать бренд-амбассадором. И заразить еще человек 10.

И.Виттель Во времена пандемии как-то вот «заразить еще человек 10» звучит двусмысленно.

П.Титов … своей любовью к нашим винам. Вот. Но тем не менее по сути сейчас, конечно, многие поняли, что, особенно если это касается премиализации вин, то крайне важно продавать не этикетку в соцсетях, потому что это неинформативно для оценки уровня вина. А прежде всего, конечно, вино, находящееся в его месте рождения. И, если это правда место красивое, это только помогает, потому что у тебя создается правильный эмоциональный ряд для восприятия вина. И, конечно, когда то, что мы замечаем, происходит у нас с нашими гостями, как правило они должны быть… За тот уикэнд, проведённый у нас, они, увидев поселок Абрау-Дюрсо, увидев красоты, воспринимая вина так, как они в своей изначальной форме есть, они поднимаются по премиальности на 1 или 2 ступеньки. Это очень эффективно в продаже премиальных позиций твоего дома. Это будет так же актуально, как…

И.Виттель Если не упоминать брендов, но все-таки поговорить о брендостроительсте. Вот вы считаете, из достаточного количества производителей, которые у нас есть в стране в этом сегменте, кого из них.. не кого конкретно, а сколько в процентах из них можно полноценно назвать брендом со всеми атрибутами бренда? С эмоциями, с узнаваемостью и т.д.

П.Титов Сейчас, конечно, стало больше. Я думаю, что если так… Я считаю, что у нас, если уж говорить о нашей отрасли, то, наверное, где-то около… если брать в целом, то я думаю, что у нас брендов 7-8 уже появилось. Но часть из них историческая. И тут, конечно, вопрос… То есть историческим легче, даже если они чуть заснувшие. Но я больше говорю о наших крымских коллегах. Но при этом есть и новые дома, которые, по крайней мере, учитывая, что они производят достаточно премиальные вина, они в правильных кругах достаточно знамениты. Это тоже бренд, просто это, наверное, бренд не в понятии FMCG , а…

И.Виттель Я имел в виду все-таки в понятии FMCG. Понимаете, потому что если раньше… я как человек уже все-таки в возрасте помню, как люди приходили и уходили в магазин даже уже послестроечные, новейшие времена и выбирали ни по брендам, ни по чему, а просто шампусик, например, возьмем. Это для них был бренд. Брали абсолютно что дешевле. Брали Шато де Тетра Пак, что называется, в бумажных пакетах не пойми что. Переломилось эта тенденция? Люди стали разбираться?

П.Титов Стали воспринимать бренды серьезнее, надо сказать. Опять же, если мы говорим о непосредственно о FMCG брендах, то, конечно, их меньше.

И.Виттель Ну сколько?

П.Титов Ну, на мой взгляд, это 4 бренда, 4 дома, которые…

И.Виттель Вы мне потом расскажете, чтобы я сравнил свои ощущения с вашими. Вы еще упомянули слово не только энотуризм, но и гастротуризм. Это у вас совместно. Насколько у вас вообще сейчас развитие гастротуризма в сочетании с энотуризмом модно? Не всплеск ли это просто моды? И на что люди обращают внимание?

П.Титов Эта модель достаточно старая в мировом контексте, чтобы это был какой-то хайп в отличие от тренда. Тренд оседает потом как какой-то там костяк. Он дальше существует. А хайп может исчезнуть — и больше о нем никто не вспомнит. Я бы не сказал, что, конечно, эногастротуризм — это хайп. Мы лично, когда ставили свою модель работы, мы смотрели на примеры, которым уже и 100, и 150 лет. И прежде всего в других странах, западные винодельни прежде всего. Это логическое заключение, что если ты уже решил попробовать вина, то рано или поздно ты проголодаешься. И если ты позиционируешь себя как дом…

И.Виттель Прямо слоган для такого дома: закусывать надо.

П.Титов В общем и целом да. И если ты позиционируешься как вино высокого качества, ты что-то должен понимать и в других гастрономических параметрах. Соответственно это такой же репутационный элемент. Качество твоей еды — это тоже репутационный элемент. Ну если играть совсем серьезно. Я бы не воспринимал энотуризм как исключительно экскурсии по винзаводу какому-нибудь. И НРЗБ в конце.

И.Виттель Ну а люди остаются вообще жить, проводят не 2 дня, а дольше? У них есть какая-то… Я просто как человек, который очень много лет отработал в туротрасли, мне просто интересно: а помимо того. Ну люди приезжают за энотуризмом. Хорошо, гастрономическим. Но это все? По времени сколько?

П.Титов 3 дня.

И.Виттель 3 дня. А построить вокруг производства гостиницы, какие-то, может быть, еще точки притяжения, точки интереса, которые были бы интересны людям, чтобы они оставались на подольше. Потому что внутренний туризм — страшно интересная вещь. Крайне необходимо строить дополнительную инфраструктуру, которая позволит проводить больше времени.

П.Титов На данный момент у нас конкретно есть узкое место в количестве спальных мест, так сказать.

И.ВиттельХодят другие слухи.

П.Титов Но тем не менее мы сейчас в нашем случае у нас в поселке достраиваем дополнительную гостиницу, чтобы совместить эквилибриум, потому что у нас достаточно много конференц-возможностей для корпоративного туризма.

И.Виттель Не мешает?

П.Титов Нет, не мешает.

И.Виттель Нет, я имею в виду, что…

П.Титов Из подвалов не доорешься. Там как бы…

И.Виттель Нет, я не про это. Когда у тебя выбор пойти на конференцию или пойти на экскурсию…

П.Титов Мы уже тоже опытные в это игроки. Мы обещаем, что в первую половину дня сотрудники приехавшие на тим-билдинг, они займутся сначала тим-билдингом.

И.Виттель А на второй день — первая половина дня смещается на вторую.

П.Титов Да, и там уже трава не расти. Но тем не менее, конечно, очень хочется, чтобы присутствовали дольше. Но, если уж брать опять международный опыт, то редко это занимает больше, чем 4 дня. То есть ты приезжаешь в ту же самую Бургундию или Бордо, ты навряд ли там будешь неделю сидеть. Ты попробуешь.. ну сколько ты можешь сходить в ресторан с мишленовской звездой? Это всем очень нравится, но их так много, что ты все все равно не посетишь. Соответственно, все равно так или иначе это наша абсолютная мечта, чтобы у нас 5-6 дней находились. Но для этого надо намного больше развлечений. И тут мы по сути сотрудничаем с нашими коллегами соседями, потому что в Абрау объективно говоря можно 3 дня, конечно, плотно, но так или иначе захочешь что-нибудь еще посмотреть. И тут мы просто своими силами наше предложение привезти там в другие винодельни, у которых также развита и гастрономия, и есть че другое посмотреть, просто, чтобы туристы приехали не только у нас, а вообще создалось понимание, что Краснодар — это регион с виноделием как один из его репутационных элементов.

И.Виттель Есть какое-то объединение ваших коллег, которое специально занимается туризмом в регионе.

П.Титов По сути по умолчанию де-юре такого нету, потому что мы по сути все состоим…

И.Виттель Просто совместные усилия.

П.Титов Есть, конечно. Таким образом мы с нашими коллегами несколько лет назад запустили винные маршруты Дороги Кубани. И по сути договорились об условиях работы между собой, чтобы и мы своим коллегам нам было интересно вывозить, предлагать пакеты дополнительных мероприятий в других винодельнях. И, собственно, должно быть взаимно, конечно. Но, как правило, за это отвечало региональное винодельческое СРО, поскольку все на этой площадке общаемся и работаем. И те, кто решил развивать свой энотуризм, а это практически подавляющее число, просто разного уровня, понятно, но все практически этим занимаются. Нам удается коллаборироваться.

И.Виттель Хорошо. Я понимаю, что сейчас не время для зарубежного туризма, но вы начали развиваться до пандемии. Зарубежные туристы проявляют интерес к такому?

П.Титов Да, у нас… Ну, конечно, это не подавляющее число, но…

И.Виттель Сколько в процентах?

П.Титов В процентах, я думаю, что до пандемии, это 11-12%.

И.Виттель Я правильно угадал.

П.Титов То есть это на удивление много.

И.Виттель Специалисты или просто?

П.Титов Специалистов мы обычно приглашаем, соответственно они в число туристов не входят. У нас гости из Германии, Италии достаточно часто приезжали. В какой-то момент были несколько всплесков предложений из Китая. Но там чуть сложнее. У них характер российского туризма в целом Москва и Санкт-Петербург. И они мало доезжают до юга. Но из Западной Европы туристов на удивление много было.

И.Виттель Хорошо. Мы собирались поговорить о международных конкурсах и о медалях за экстерьер. Насколько большое количество наших производителей участвуют в конкурсах? И сколько из них получают награды. И вообще насколько можно сейчас говорить о России, о стране, которая, может быть, хоть и в узких сегментах, но уже обласкана международным признанием?

П.Титов Ну, можно. Вот так уже говорить можно. Для нас зарубежные награды… Мы работаем по сути с зарубежными конкурсами где-то уже 11 лет. И наши награды в сотнях уже исчисляются. И есть дома, у которых похожие заслуги. По сути сколько реально активно работают за рубежом на конкурсах и на выставках — немного. Это, наверное, там 10-15 производителей, которым есть что показать… которые хотят быть оценены за рубежом — давайте объективно говорить так. Потому что есть производители, которые…

И.Виттель Для того чтобы увеличить экспорт или чтобы дому дали медальку и сказать — вот, смотрите, нас в самом барыжье признали.

П.Титов Это никому не помешает, но, наверное, это слишком субъективная история, чтобы в нее вкладывать деньги. Конечно, едут в основном оцениваться серьезно на зарубежных конкурсах и выставках те люди, которые хотят открыть для себя зарубежные рынки. И я еще раз говорю, что это может быть частью стратегии, а может и не быть. Для нас это есть часть стратегии.

И.Виттель Ну и как?

П.Титов В принципе неплохо. Конечно, нас чуть откорректировали эти 2 ковидных года.

И.Виттель Я сейчас говорю не только про ваше производство, а рынок в целом.

П.Титов Мы в абсолютном начале пути. Мы как группа продаем чуть меньше 2 млн бутылок за рубежом. Конечно, в контексте общего производства это, может быть, не очень много. Условно говоря, 5%, но для любого европейского дома это достаточно серьезное количество. У нас просто исторически большие объемы.

И.Виттель Но вас уже, наших производителей, как бренды узнают на полках?

П.Титов Нет, этого пока у нас нету.

И.Виттель А что для этого нужно? Массивная реклама, партизанский маркетинг?

П.Титов Вообще по-хорошему для этого нужно сначала устаканить концепт Вина России, потому что пока у России нету репутации винодельческой державы. И это работа, скорее, наша совместная. Наверное, в контексте нашего нового организованного… федеральной саморегулированной организации, потому что начиная с бренда… Мы свой бренд продвигаем за рубежом уже почти 12 лет. И некоторые страны нас узнают. И хорошо узнают.

И.Виттель Страны или…

П.Титов Рынки. Покупатели, конечно.

И.Виттель Я понимаю, но мне просто хочется уточнить, потому что… Как страну нас узнают на всех…

П.Титов Первичная и вторичная покупка с полки в магазине.

И.Виттель Первая движется любопытством.

П.Титов Да, а вторичная уже как бы…

И.Виттель Это НРЗБ

П.Титов Да. И, конечно, зачастую это работает. Но как ты один бренд свой будешь рекламировать по всему миру? Ты один в поле не воин. Чаще всего, если ты один производитель вина в России, пардон, а информационно это так и выглядит, ты просто клоун. Есть люди, которые…

И.Виттель А нельзя воспользоваться тем, что… Уж не знаю, на уровне слухов или на уровне чего, многие наши чиновники высокопоставленные, наши олигархи все ассоциируются со своими винодельнями. Так почему бы нам не продвигать вино России через это? Эти люди плохого не посоветуют.

П.Титов Во-первых, не лишено абсолютно логики. Во-вторых, часть-то так и делает. Просто это вопрос, для чего это? Если это потом ты хочешь продавать за рубеж, но в частные коллекции, это работает…

И.Виттель Это и был мой вопрос. Мы как бы страна вина для частных коллекций и для некоторых целителей и маленькое количество продавать…

П.Титов В любом случае нам придется играть на потребительском рынке.

И.Виттель Окей, тогда задам, наверное идиотский с точки зрения профессионала вопрос, обывательский абсолютно: у нас на мировом рынке существуют страны традиционные, в том числе и в сегменте игристого вина. Есть Франция, Испания, Италия. Я уж не говорю про Новый Свет. Вполне себе понятные по цене и качеству. Человек же приходит еще и затем, чтобы купить понятно соотношение цена-качество. Нам необязательно бренд конкретный, но он знает, что Испания в этом сегменте…

П.Титов Плохо не будет, да.

И.Виттель В худшем случае будет никак, но плохо не будет, да. И тут появляется новый игрок. Поскольку уже немного на экспорт, немножечко получается другая цена, пошлины, таможни, логистические расходы. И вы оказываетесь на полках немножко в Европе в другой категории, чем традиционные европейские производители. И тут соответственно вам нужно убедить потребителя, что российское вино в этой ценовой категории не хуже, а значительно лучше. Так почему я за него должен заплатить дороже?

П.Титов По сути вы описали ровно ту работу, которую мы сейчас и пытаемся делать.

И.Виттель Значит не совсем идиотский вопрос.

П.Титов Нет, это не идиотский вопрос. Просто тут такая история, что вино делается медленно достаточно. Репутацию но получает еще дольше. И, конечно, к каждому рынку надо свой подход иметь. И по сути это достаточно немалые маркетинговые бюджеты у нас уходят, чтобы ознакомить каким-то образом именно с нашим продуктом наших потенциальных потребителей. Тут вопрос такой, что это не делается одинаково ни в одном рынке мира. Когда мы прекрасно понимаем, как это делать у себя в России, то там ты подбираешь ключики заново. И да, у нас есть вопрос, что мы в принципе по цене отличаемся по сравнению со своими эквивалентами, мы чуть подороже стоим. Но если только это не какие-то абсурдные цифры в разы, то в принципе это не всегда отталкивает.

И.Виттель Это, кстати, отличный маркетинговый пример. Они понимают: кстати, да, если это дороже, то, возможно, это и лучше. Давайте потихонечку возвращаться… Во-первых, у нас вообще время подходит к концу. Мы закончим с энотуризмом. Но один вопрос не могу не задать. Какие регионы не вам конкретно как компании, а российским виноделам в целом интереснее с точки зрения экспорта: Европа, где правила игры простые и понятные, и больше конкуренция, Новый Свет, где воспринимают новое получше, либо Азия и в первую очередь Китай, в котором, по-моему, культура потребления не очень высока, зато велик интерес.

П.Титов Мы на самом деле пока ключи подбираем…

И.Виттель Если к китайцам, то не надейтесь, к ним ключи не подберешь.

П.Титов Я вам могу сказать, что мы очень долго подбираем эти ключи. И у нас по сути своя компания в Китае, где мы стараемся продвигать российское вино. Это сложный рынок, и не все в него в состоянии зайти, особенно если там игристые вина, которые, несмотря на размер потребительского рынка Китая, для игристых это не очень большой рынок. В принципе, интереснее, если говорить о приоритетах, заходить через рынки западные. Те, которые… Во-первых, они менее предвзяты, кстати, по поводу страны производителя, потому что китайцам сказали, что у тебя вино делается во Франции, в Испании ну и еще там в нескольких регионах. При этом опровергать они это не собираются. А когда мы говорим о странах США, Великобритании, Северная Европа — у них нету предвзятости к новым странам производителям. Так собственно и открывался и Новый Свет. Чили, Новая Зеландия и т.д. Даже в свое время когда-то первое появившееся игристое вино на самом деле оценивалось не во Франции, а в Англии. И они берут на себя роль первопроходцев, оценивая это вино для себя, но и не только, потому что они тренд-мейкеры во всем остальном мире. Если ты хорошо начнешь продаваться в западных рынках, то ты войдешь в рацион питания и азиатских рынков. Это по сути 2 приоритета. Есть просто органический рост в других рынках, но он, скорее, решается запросом оттуда. И мы в него не проталкиваемся. А здесь как раз так.

И.Виттель Последний вопрос на сегодня. Если мы вернемся к энотуризму: вы все-таки не ответили на вопрос, это хайп или это будет продвигаться дальше, развиваться без уже построенной помощи, люди сами оценили и поехали?

П.Титов Я думаю, что это будет продолжаться. Просто потому, что это будет активно развиваться со стороны самих виноделов. И предложение будет только улучшаться, просто-напросто потому что уже многие поняли, что это большая часть репутации дома в целом. Тут, конечно, надо сказать, что наши неприятные пандемические года они, наверное, даже чуть на руку пошли, потому что очень много для себя открыли новых туристов наши энотуристические края. И это сарафанное радио заработало по новой. И уже в новых масштабах. И когда наш бренд всегда знали за винодельческие вещи, то сейчас я уже даже не уверен, что мы видим по своей статистике заполненности. Может, конечно, сейчас мы в каком-то пике находимся, но я думаю, что это уже основополагающий инструмент в продвижении вина и восприятии юга России в целом, потому что теперь уже у наших граждан нет вопросов, что там наши южные регионы, у них виноделие — это часть их жизни. И даже ВРП.

И.Виттель Валового регионального продукта, расшифрую.

П.Титов Да. И соответственно и репутации тоже. И это, я думаю, как раз у нас сейчас достаточно серьезное понимание, симбиоз со всеми, по крайней мере, региональными властями, что мы все хотим, чтобы это развивалось. И пока тренд на то, что спрос на это только растет.

И.Виттель Спасибо большое! Напомню, что это «Эхо Москвы», это была программа «Виттель. Реальность». Беседовали мы сегодня об энотуризме как институте развития виноделия в России. В гостях у меня был Павел Титов, президент группы компаний Абрау-Дюрсо. Ну и прежде чем с вами попрощаться на сегодня, напоминаю, что бушует, бушует все-таки пандемия. А вместе с ней, правда, бушует и внутренний туризм, что хорошо. А вот что плохо — бушует пандемия. Поэтому прививайтесь, прививайтесь, ревакцинируйтесь. Социальная дистанция, маски. А главное — берегите себя, пожалуйста. Пока!

В 2020 году вышел мультсериал «Полночные откровения» («Midnight gospel»), состоящий из 8 небольших серий, укладывающихся в 20 с лишним минут каждая. О сериале, исполненном насилия, психоделической эстетики, нецензурной лексики, скатологических мотивов и примитивного раблезианства не стоило бы писать вовсе, если бы не одно фундаментальное «но»: этот коммерческий продукт создан с претензией. В чем состоит эта претензия? В том, чтобы дать философию современному усталому сознанию. Наше внимание равно оправдывает тот факт, что и с обратной стороны, со стороны зрителя, превращенного в потребителя контента, сегодня существует запрос на подобную продукцию. Спрос и предложение здесь взаимно формируют друг друга. Почему это происходит?

Идея смерти человека, сформулированная европейской философией в XX веке и нашедшая сегодня своих проповедников в среде постгуманистов, не состоятельна ни в теоретическом, ни в практическом плане. Говоря о том, что человек умер, то есть о том, что он перестал существовать в качестве феномена и не обладает исключительностью, европейская философия изначально предполагает отсутствие человека, мысля его как эпифеномен некоего целого, будь то природа, структуры знания и проч. Иными словами, тот, смерть кого объявлена, и не существовал вовсе. В основе идеи смерти человека лежит интеллектуальный подлог, непродуктивная логическая тавтология: умер тот, кого не было.

Насколько бы мощна ни была сегодня постгуманистическая пропаганда, человек остается человеком, то есть тем, кто обременен сознанием, той первичной хаотичной свободой, которая указывает на то, что он не исчерпывается описанием на языке природы. В человеке есть роковая метафизическая избыточность, которая беспокоит его и составляет предмет его исконной заботы. Человек не имеет роскоши осуществить желание расстаться со своей человечностью, он вынужден овладеть сферой своего сознания, установив правила в той области, в которой ему не способен помочь инстинкт. История человечества – это история великих традиций, тех символических систем, посредством которых человек обживает свой внутренний мир. Слом культур, безвременье обнажают перед человеком его главную задачу. «Моя жизнь была лучше, чем у большинства миллениалов, которые сейчас крутятся, пытаясь понять, кто они есть и что они будут делать. Я такого не переживал. Я всегда знал, кто есть я, я всегда знал, что я должен делать. Я это принял», — заявляет один из ключевых персонажей мультсериала. Вот это завидное и не доступное знание о том, кто ты есть, и составляет суть послания авторов сериала. Великие цивилизации и локальные культуры одна за другой канули в Лету, современный человек среднего возраста испытывает недоумение относительно того, кто он есть. Он ни во что не верит, он не обременен идеей, даже страсти его ослабли. Вот к такому среднестатистическому «миллениалу» обращен мультипликационный гуру, который буквально предлагает «духовную пищу» его истощенному внутреннему миру.

Из чего состоит эта пища? Ее состав прост и предсказуем. Это смесь несложных рассуждений по мотивам буддизма и оккультизма. В ходе мульт-проповедей ненавязчиво упоминаются Тибет и популярный маг XX века Алистер Кроули, тантра и Библия, поэт-суфий XIII в. Джалаладдин Руми и американский автор ньюэйджевского толка Рам Дасс, идея промежуточных состояний, именуемых в буддизме «бордо», и буддийская концепция «сеть Индры», суть которой можно свести к тезису «все во всем». Неудивительно, что при таком синкретичном подходе, опирающемся на самих по себе синкретичных авторов, отождествляются Христос и индуистское обезьяноподобное божество Хануман, магические практики и медитации, Библия и оккультные книги. Откровения мультсериала сводятся к нескольким утверждениям: о принятии смерти как данности, пребывании в режиме осознанности, отказе от эго, стремлении к просветлению и саморазвитию. Как резюмирует один из персонажей, «в магии просветление именуют солнечным самосознанием. Солнечное сознание означает, что ты полностью в настоящем моменте… Смысл жизни состоит в том, чтобы максимально приблизиться к божественному, а затем распространить эти лучи человечеству». Вот это солнечное сознание и предлагается авторами сериала как новая благая весть, «gospel». Апофеозом проповеди, разворачивающейся на фоне вселенского фарша, в котором все буквально оказывается во всем, не исключая человека, на глазах превращающегося в космические котлеты, является визуальная метафора преодоления уробороса. Мы видим известный древний символ змеи, кусающей себя за хвост, и мультипликационную пифию, заканчивающую свое чревовещание пересечением этого магического кольца. Отныне свободная от циклической природы жизни, вечного чередования рождений и смертей, приносящих только страдания, она растворяется в манящей неизвестности.

Синкретизм симпатичен и востребован современным сознанием не только потому, что в своей поверхностности не взыскателен к знаниям и образованию своих последователей, но главным образом потому, что по существу своему состоит в том, чтобы удерживать человека от принадлежности традиции. Традиция требует решительности, она требует перемены ума и по-двига. Она работает с человеком во всей его тотальности, изнутри организуя его жизнь. Эта организующая сила не знает исключений, все подчинено ее логике. Синкретизм позволяет остаться на берегу, вне этой внутренней работы, наедине со своим пресловутым «эго», от которого на словах призывают отказаться. Синкретизм оберегает наше маленькое «я», раздувая его в нашем воображении до целого мира. Мультсериал свидетельствует о том, что XXI век ушёл не далеко от века XX с его интересом к божественному и сакральному по ту сторону Бога, с западным любопытством к фасадам восточных религий, привлекательным именно тем, что они лишены Бога в христианском понимании этого слова, а потому будто бы индифферентны к фигурам власти. Но власть – это, прежде всего, внутренняя власть над собой, способность себя упорядочить. Эта способность сполна реализуется только в традиции, открывающей горизонт трансцендирования и спасающей от ограниченности собственной субъективности. Традиция – это то, что в тебе, но больше тебя и независимо от тебя. Это то, чему ты принадлежишь. Знать, кто ты есть, можно лишь тогда, когда ты находишься в традиции, ибо традиция есть сознание, которое предшествует индивидуальному. Только собор обладает привилегией упаковать бесконечное в конечные символические формы. Только в пространстве «мы» открывается Бог. Адресаты современных «евангелий» не готовы к самовозрастанию, к установлению внутренних законов, имеющих опору в трансцендентном и абсолютном. Страшась радикализма внутренней жизни, они принуждены скользить по поверхности тел и слов. Неудивительно, что героями проповедей рассматриваемого мультсериала оказываются мистики сердца, как Руми, или, как Кроули, сторонники учения телемы, провозгласившего: «Твори свою волю, таков да будет весь закон». Иными словами, все те фигуры и доктрины, которые в оптике синкретизма могут быть оценены как принципиально пластичные, приспосабливающиеся к скромным запросам индивида, не готового увидеть себя в перспективе онтологического расширения. Или, говоря иначе, глазами Бога.

Чем вызвана необходимость преподносить эту несложную философию в столь специфической упаковке? Помимо возможного желания увлечь и развлечь неискушенную аудиторию, дать ей «зрелищ», говорить с ней «на одном языке», очевидно, что окружение основного нарратива скабрезным визуальным рядом и обсценной лексикой является чистосердечной попыткой авторов сериала работать с сознанием зрителя. Парадокс, преувеличения, нарушенная логика, картинки, подрывающие социальные и эстетические нормы, смакование насилия и эффектов телесного низа вкупе преподносятся как способ прорвать ткань обыденного восприятия, настроить на восприятие предлагаемой «духовной пищи». Форма поистине соответствует содержанию. Там, где когда-то человек обнаруживал интимное, сегодня орудуют молотом дизайнеры нашего восприятия, не требующего нашего присутствия по отношению к себе. Любая религия имеет технику, но эта техника, как бы экзотична она ни была, — будь то епитимья в православии или удар палкой от мастера дзен, — направлена на то, чтобы оборотить человека к самому себе, запустить внутреннюю работу в нем. Техника плотно вплетена в символическую ткань традиции, каждый ее элемент осмыслен. Сериал идет по известному пути, пропагандируемому одним из его идейных вдохновителей Рам Дассом, который в рамках своего учения утверждал, что наркотический опыт открыл ему истину. Транслируемая эстетика ЛСД готова заполнить последние поры внутреннего, предав забвению беспокойную тоску современного человека по самому себе.

Антифашист Виктор Филинков получил по делу «Сети» семь лет колонии общего режима: суд признал его виновным в участии в террористическом сообществе. Он и второй подсудимый, Юрий Бояршинов, полностью отрицают вину и говорят о сфабрикованном деле. Филинков был первым из задержанных в Пензе и Петербурге по делу «Сети» молодых людей, кто сообщил о пытках, которые применяли к нему оперативники. Приговор вынесли в июне 2020 года, еще год Филинков провел в СИЗО Санкт-Петербурга, а 28 июня 2021-го выехал в колонию.

Рассказываем, как вместо общего режима 27-летний антифашист оказался фактически в условиях строгого, за что он получает постоянные взыскания и почему объявлял голодовку.

Этап через подвал

Информация о том, что происходит с Филинковым, проникает за стены изоляторов благодаря его защитнице Евгении Кулаковой. Девушка получила ордер на защиту (такое предусмотрено законом в России не только для профессиональных юристов) еще когда Филинкова судили. На «Медиазоне» в начале сентября 2021 года вышла ее статья о том, как антифашист ехал из Петербурга в Оренбург, где ему предстоит отбывать наказание.

Вот несколько фактов об этом этапе (так называется переправка заключенных из изолятора в колонию):

  • В Вологде Филинков сидел в одиночной камере спецблока.
  • В Кирове ему перестали выдавать антидепрессанты и нейролептики, выписанные врачом.
  • В Кирове за возмущение тем, что заключенных не водят в душ (Филинков просидел в СИЗО этого города 20 дней), антифашиста перевели в подвальную сырую камеру с тараканами.
  • В Екатеринбурге Филинков заболел, сидя в подвальной одиночке. По словам членов ОНК, в камере почти нет света.
  • В СИЗО Челябинска таблетки парацетамола для Филинкова пришлось добиваться пять дней – ее дали после жалобы начальнику и выступления его защитницы на «Эхе Москвы».

Оренбург: карантин, ШИЗО и снова ШИЗО

В Оренбурге Филинкова из изолятора перевезли в ИК-1, где две недели продержали в одиночной камере во время «карантина» (так называют первое время осужденного в колонии, с пандемией COVID-19 это не связано). После изоляция продолжилась: одно за другим Филинкову дали три взыскания и не выпускали из ШИЗО – штрафного изолятора. Одно из них антифашист получил так, сообщила его защитница (о происходящем он пишет письма и рассказывает на свиданиях раз в несколько недель): в камеру пришел сотрудник с бумагой и ручкой, а на вопрос Филинкова, зачем это, ответил, что тот сейчас будет писать объяснение за то, что вот при этом появлении сотрудника в камере с бумагой и ручкой он с ним не поздоровался. Два других взыскания – за то, что спал на лавочке и якобы «выразился нецензурными словами». В ШИЗО нельзя прилечь даже на пол (за это можно получить взыскание), койка на ночь пристегивается к стене, нет личных вещей, книгу Филинкову выдавали на час вечером.

Весь сентябрь антифашист получал новые штрафные сроки – пять дней в ШИЗО, потом еще семь, несколько дней в жилой зоне – и еще десять суток изоляции. Вот за что он получил эти взыскания:

  • «нарушение формы одежды»: снял куртку заключенного за 20 минут до отбоя, чтобы умыться;
  • «недобросовестное отношение к труду»: разговаривал с другим заключенным во время работы;
  • «покинул рабочее место»: отошел к другому станку, чтобы посмотреть, как шить;
  • «отказался покидать прогулочный дворик»: график этого подметания Филинкову никто не показал, но ему продемонстрировали «его» подпись под документом.

С момента прибытия в колонию и до 6 октября Виктор Филинков провел в ШИЗО 38 суток.

Помещение камерного типа

В начале октября Филинков получил еще одно взыскание – якобы за повторный отказ подметать прогулочный дворик. На этот раз его поставили на учет как «склонного к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка», сообщил адвокат Эльдар Шарафутдинов, который посетил его в колонии. После этого Филинкова перевели в ПКТ – помещение камерного типа.

В таких условиях заключенным резко ограничивают передачи и свидания (одно краткосрочное в полгода), а также содержат и даже выводят на работу отдельно от других заключенных. Днем у заключенных забирают матрасы и одеяла, а вечером выдают их случайным образом, то есть постельные принадлежности – не личные. Все в камере Филинкова к середине октября заразились чесоткой. После жалоб адвоката Филинкова в прокуратуру и оренбургское УФСИН в камеру пришли из медсанчасти и намазали кремом от чесотки всех, кроме Филинкова – ему объяснили, что нужно дождаться дерматолога.

Кроме того, антифашист рассказал на свидании, что его письма защитнице вскрывают (хотя с адвокатами и защитниками переписка может быть конфиденциальной) – а затем демонстрируют ему, что знают их содержание. Несколько человек, с которыми переписывается Филинков, рассказали, что получили от его имени странные письма и подозревают, что их написали другие люди, причем читавшие его переписку.

На очередной дисциплинарной комиссии Филинкова признали «злостным нарушителем режима» – этот статус означает, что в условия общего режима в колонию его уже не вернут, пишет «Медиазона».

ИК-5 в Новотроицке – колония, где сообщали об избиениях

30 октября, еще будучи в ИК-1, Филинков объявил голодовку. Он требовал перевода из одиночной камеры, а также передачи книг и газет. Через несколько дней их стали выдавать по часу в день утром и вечером, а в день рождения Филинкова – 8 ноября – к нему пришел прокурор и опросил по всем требованиям. На следующий день антифашист прекратил голодовку. В колонии ему исполнилось 27 лет.

15 ноября 2021 года Виктора Филинкова, до этого пропавшего из поля зрения адвоката и защитницы на неделю, обнаружили в СИЗО-1 города Орска. Как выяснилось, его переводят в колонию ИК-5 в Новотроицке – как «злостный нарушитель режима», Филинков должен месяц провести в ЕПКТ, едином помещении камерного типа. Это наказание ему назначили за то, что после выхода из душевой и выдачи ему новой робы сотрудники обнаружили в кармане этой робы лезвие. Кроме того, Филинкову назначили еще 10 суток ШИЗО – якобы за «межкамерное общение».

В отличие от ПКТ, ЕПКТ есть не в каждой колонии, поэтому потребовался перевод в Новотроицк.

Об ИК-5 известно то, что летом 2021 года в этой колонии объявили голодовку и массово вскрыли вены заключенные. Происходило это как раз в единых помещениях камерного типа. Осужденные жаловались родственникам, что их избивают с применением электрошокера, угрожают изнасилованием, не дают встречаться с адвокатом. Прокуратура назвала протест «массовым членовредительством в демонстративно-шантажной форме», ведомство выявило в ИК-5 «отдельные нарушения» и предписало начальнику колонии их устранить.

Из семи лет, назначенных 2-м Западным окружным военным судом в Петербурге, Виктор Филинков отбыл 3 года 9 месяцев.

2021-12-10T12:25:00+03:00

2021-12-10T16:06:26+03:00

2021-12-10T12:25:00+03:00

2021

https://inosmi.ru/politic/20211210/251096462.html

Пентагон задаст России жару

Пентагон задаст России жару

Политика

Новости

ru-RU

https://inosmi.ru/docs/terms/terms_of_use.html

https://россиясегодня.рф

После виртуального саммита во вторник между президентами США и России Джо Байденом и Владимиром Путиным Вашингтон полагает, что Кремль готовится атаковать своего украинского… ИНОСМИ, 10.12.2021

политика, сша, английский, f-35, f-22 raptor, f-15e strike eagle, b-1b lancer

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25030/59/250305930.jpg

1200

630

true

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25030/59/250305930.jpg

https://cdnn1.inosmi.ru/images/24173/13/241731336.jpg

2400

1505

true

https://cdnn1.inosmi.ru/images/24173/13/241731336.jpg

https://inosmi.ru/politic/20211209/251090229.html

https://inosmi.ru/politic/20211209/251090299.html

https://inosmi.ru/politic/20211210/251088262.html

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

После виртуального саммита во вторник между президентами США и России Джо Байденом и Владимиром Путиным Вашингтон полагает, что Кремль готовится атаковать своего украинского соседа и может это сделать уже в январе. Главной темой встречи, которая по сути закончилась ничем, стал сосредоточенный у рубежей Украины 175-тысячный российский контингент — и меры, которые США могут (или, наоборот, не могут) принять в ответ.

У Вашингтона есть ряд вариантов для сдерживания Москвы — от предоставления Киеву ключевых разведывательных данных до отправки войск, самолетов и кораблей в Европу. Хотя Путин понимает язык силы, убедить Россию пересмотреть свою дурную политику лучше всего смогут именно экономические санкции, которыми Байден пригрозил на их виртуальной встрече. Однако, если дело дойдет до физического конфликта — или даже войны — у США есть широкий спектр возможностей, как разобраться с Россией.

Сколько войск в итоге сосредоточила Россия?

В конце ноября агентство Bloomberg сообщило, что американская разведка проинформировала союзников по НАТО о скоплении российских сухопутных войск. Вдоль границы с соседней Украиной сосредоточилось примерно 50 батальонных тактических групп — или примерно пять дивизий. Батальонно-тактические группы (БТГ) — это автономные боевые группы, состоящие из бронетехники, мотострелков, артиллерии и сил ПВО и способные к самостоятельным действиям. Источники в разведке полагают, что в конечном счете их число может вырасти до сотни или порядка 175 000 военнослужащих. В августе российские государственные СМИ сообщили, что всего в сухопутных войсках России насчитывается порядка 170 БТГ.

США и НАТО до сих пор не выяснили, чтó Путин намерен делать со своими армиями, но на видеоконференции во вторник с президентом Байденом он заверил, что нападать Россия не собирается. При этом Кремль с его очевидной паранойей насчет расширения НАТО на восток явно хочет гарантий, что члены альянса не будут размещать оружие рядом с Россией. Едва ли США и НАТО будут заинтересованы в этих переговорах.

Однако Путин может попытаться запугать Украину и ее народ в надежде, что те выберут более податливое правительство, настроенное на умиротворение России, если не открыто пророссийское. Еще он может планировать ограниченные атаки с целью захвата отдельных украинских территорий. В худшем случае Россия может даже развернуть тотальное нападение на Украину, хотя Путин, похоже, понимает, что втягиваться в партизанскую войну в иракском стиле со страной размером с Техас более чем рискованно.

Как на конфликт на территории Украины могут ответить США?

Первое (и, пожалуй, важнейшее) — усилить наблюдение за российскими войсками, чтобы выяснить, чем они занимаются. Армия США могла бы передислоцировать шпионские самолеты RC-12 Guardrail из Прибалтики, чтобы следить за российскими коммуникациями в Калининграде (российская провинция между Польшей и Литвой) и вокруг него, а также российско-украинской границей.

Кроме того, ВВС могут увеличить количество миссий слежения с помощью беспилотников RQ-4 Global Hawk. Беспилотники размером с пассажирский лайнер Boeing-737 обычно стартуют с Сицилии и летят на восток над Украиной и Черным морем, одновременно заглядывая в саму Россию. На территории самой Украины могут действовать Силы специальных операций, исследуя сухопутные войска России и собирая информацию.

Если США обнаружат, что Россия готовится к неминуемой атаке в ближайшие недели, есть варианты, чтобы отвадить ее от этих шагов и в то же время заложить основу для более решительного ответа. Мощным сигналом, что Пентагон готов отправить в Европу сухопутные силы, было бы задействование флота Командования военно-морских перевозок США, который может перебросить через Атлантику танки, БМП и другую тяжелую технику. (Флот морских перевозок тоже старый, и чем раньше его пустить в ход, тем лучше).

Армия тоже может передислоцировать существующие силы в Европе, чтобы противодействовать российской переброске. Боевая группа 1-й бронетанковой бригады 1-й пехотной дивизии находится в Европе и проводит учения с НАТО и другими европейскими союзниками, но многие из ее подразделений разбросаны по континенту. Реформа бригады в восточной Польше создаст мощные наземные силы вмешательства. Кроме того, в Польше могут сосредоточиться 2-й кавалерийский полк из Германии и 173-я воздушно-десантная бригада из Италии. Активация боевых подразделений Национальной гвардии — например, боевой группы 30-й бронетанковой бригады штата Миссисипи и 36-й пехотной дивизии Национальной гвардии Техаса — станет еще одним сигналом, что США готовятся к затяжному кризису, не трогая при этом резервистов.

Разумеется, в дело вмешается и ВМС. Активы американских авианосцев сейчас невелики: между Восточным побережьем и Филиппинским морем курсирует всего один авианосец. Ударная группа авианосца «Гарри Трумэн» (Harry S. Truman) 30 ноября вылетела из Норфолка, штат Виргиния, для регулярного развертывания. В ближайшие недели «Трумэн» и его эскорт, вероятно, покинут Европу, а с переброской ударной группы в Балтийское море ее истребители и крылатые ракеты «Томагавк» смогут угрожать российским войскам, сосредоточенным против севера Украины. Другой вариант — отправить в Европу одну или несколько подводных лодок класса «Огайо» с управляемыми ракетами с заходами в местные порты. Каждая из них оснащена до 154 крылатых ракет «Томагавк».

Но решающей силой могут оказаться ВВС США с их истребителями-невидимками и крылатыми ракетами большой дальности. Истребители и бомбардировщики, в том числе F-22 Raptor, F-35 Joint Strike Fighter и F-15E Strike Eagle пересекут Атлантику и приземлятся на базах НАТО в Польше и Румынии, которые граничат с Украиной. Стратегическое командование США может перебросить бомбардировщики с крылатыми ракетами на базы в Великобритании. Американские стратеги наверняка предпочтут бомбардировщики B-1B Lancer за их способность нести до 24 общевойсковых ракет класса «воздух — поверхность», запускаемых вне зоны объектовой обороны (JASSM). Эскадрилья всего из десяти B-1B с ракетами JASSM сможет поразить до 240 отдельных целей, значительно подорвав российскую мощь вторжения. Еще одно преимущество B-1B — неядерное вооружение. Это убедит Москву, что Вашингтон не намерен размещать в Европе ядерное оружие. Пока что.

Возможности Пентагона настолько огромны, что мы перечислили лишь считанные варианты. И все же, что бы ни делал Пентагон, ничто не ударит по Путину больнее экономических санкций. В показаниях в Сенате США в 2017 году утверждалось, что Путин с личным состоянием порядка 200 миллиардов долларов — один из богатейших людей мира. Из-за господства западных финансовых институтов и взаимосвязанного характера мировой экономики его состояние уязвимо для экономических санкций, как и богатства его союзников. Но хватит ли военных угроз и санкций, чтобы не допустить российского вторжения на Украину? Ответ на этот вопрос знает лишь Путин.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

  • Полгруппы как пишется слитно или раздельно
  • Политическая сказка про медведя все части слушать
  • Пол юрты как пишется
  • Пол десятого как пишется через дефис или нет
  • Пол коробки как пишется