Поле чудес в стране дураков сказка как называется

У этого термина существуют и другие значения, см. золотой ключик. эта статья включает описание термина буратино; см. также другие значения.

У этого термина существуют и другие значения, см. Золотой ключик.

Эта статья включает описание термина «Буратино»; см. также другие значения.

«Золото́й клю́чик, или Приключе́ния Бурати́но» — повесть-сказка Алексея Николаевича Толстого, написана по мотивам сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы».

История создания и публикации

Создание повести началось с того что в 1923—24 году, Алексей Николаевич Толстой, будучи в эмиграции, начал работу над повестью Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы», которую он хотел издать в своей литературной обработке. Весной 1934 года Толстой решил вернуться к сказке, отложив работу над трилогией «Хождение по мукам»[1]. В то время писатель приходил в себя после инфаркта миокарда[2].

Поначалу Толстой довольно точно передавал сюжет итальянской сказки, но потом увлёкся оригинальной идеей и создал историю очага, нарисованного на старом холсте, и золотого ключика[3]. Алексей Николаевич далеко ушёл от исходного сюжета не только потому, что тот устарел для периода социалистического реализма. Сказка Коллоди полна морализаторства и поучительных сентенций. Толстому же хотелось вдохнуть в героев больше духа авантюризма и веселья[1].

Я работаю над «Пиноккио». Вначале хотел только русским языком написать содержание Коллоди. Но потом отказался от этого, выходит скучновато и пресновато. С благословения Маршака пишу на ту же тему по-своему[4].

В августе 1936 года сказка была закончена и сдана в производство в издательство «Детгиз». Алексей Николаевич посвятил свою новую книгу своей будущей жене Людмиле Ильиничне Крестинской — впоследствии Толстой. Тогда же, в 1936 году, сказка начала печататься с продолжением в газете «Пионерская правда»[5].

В 1936 году Толстой написал пьесу «Золотой ключик» для Центрального Детского Театра[6], а в 1939 году написал по пьесе сценарий одноименного фильма, который поставил Александр Птушко.

До 1986 года сказка издавалась в СССР 182 раза, общий тираж превысил 14,5 миллионов изданий, была переведена на 47 языков.[7]

Сюжет

День 1

Действие сказки происходит в Италии в вымышленном «городке на берегу Средиземного моря». Столяру Джузеппе, по прозванию Сизый Нос, попалось в руки полено. Джузеппе начал его тесать топориком, но полено оказалось живым и запищало человеческим голосом. Джузеппе решил не связываться с этим странным предметом и подарил полено своему другу шарманщику Карло, порекомендовав вырезать из полена куклу. Карло принёс полено в свою нищую каморку и за один вечер сделал из полена куклу. Чудесным образом кукла ожила прямо в его руках. Едва Карло успел дать ей имя Буратино, как она убежала из каморки на улицу. Карло бросился в погоню. Буратино остановил полицейский, но когда подоспел папа Карло, Буратино притворился мёртвым. Зеваки стали говорить, что это Карло «до смерти заколотил куклу», и полицейский увёл Карло разбираться в отделение.

Буратино один вернулся в каморку и встретился там с Говорящим Сверчком, который прочитал Буратино нотацию о том, что надо вести себя хорошо, слушаться старших и пойти в школу. Буратино, однако, ответил, что он не нуждается в подобных советах и даже запустил в Сверчка молотком. Обиженный Сверчок навсегда покинул каморку, где прожил более ста лет, напоследок предсказав деревянному мальчику большие неприятности.

Почувствовав голод, Буратино бросился к очагу и сунул нос в котелок, нo тот оказался нарисованным, и Буратино лишь проткнул своим длинным носом холст. Вечером из-под пола вылезла старая крыса Шушара. Буратино дёрнул её за хвост, крыса обозлилась, схватила его за горло и поволокла в подполье. Но тут из полицейского участка вернулся Карло, спас Буратино и накормил его луковицей.

Папа Карло склеил Буратино одежду:

курточку из коричневой бумаги и ярко-зеленые штанишки. Смастерил туфли из старого голенища и шапочку — колпачком с кисточкой — из старого носка

Помня совет Сверчка, Буратино сказал Карло, что пойдёт в школу. Чтобы купить азбуку, Карло пришлось продать свою единственную куртку.

Буратино уткнулся носом в добрые руки папы Карло.
— Выучусь, вырасту, куплю тебе тысячу новых курток…

День 2

На следующий день Буратино с утра отправился в школу, но по дороге услышал музыку, зазывающую зрителей на представление кукольного театра синьора Карабаса Барабаса. Ноги сами принесли его к театру. Буратино продал за четыре сольдо свою азбуку и купил билет на представление «Девочка с голубыми волосами, Или Тридцать три подзатыльника».

Во время представления куклы узнали Буратино.[8]

— Это Буратино! Это Буратино! К нам, к нам, веселый плутишка Буратино!

Буратино выскочил на сцену, все куклы запели «Польку Птичку» и представление смешалось. Хозяин кукольного театра, доктор кукольных наук синьор Карабас Барабас, вмешался и убрал Буратино со сцены.

За ужином Карабас Барабас хотел использовать Буратино в качестве дров для жаркого. Внезапно Карабас расчихался, подобрел и Буратино удалось рассказать кое-что о себе. Когда Буратино упомянул нарисованный очаг в каморке, Карабас Барабас разволновался и сказал странные слова:

Так, значит, это в каморке старого Карло находится потайная…

После этого он пощадил Буратино и даже дал ему пять золотых монет, наказав с утра вернуться домой и отдать деньги Карло, с условием, чтобы Карло ни в коем случае не уезжал из своей каморки.

Буратино остался переночевать в кукольной спальне.

День 3

С утра Буратино побежал домой, но по дороге повстречался с двумя мошенниками — лисой Алисой и котом Базилио. Они, пытаясь обманным путём отнять деньги у Буратино, предложили отправиться не домой, а в Страну Дураков.

В Стране Дураков есть волшебное поле, — называется Поле Чудес… На этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое деревце, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты.

После колебаний Буратино согласился. До вечера блуждали они по окрестностям, пока не оказались у харчевни «Трёх пескарей», где Буратино заказал три корочки хлеба, а кот и лиса — всю остальную еду, бывшую в харчевне. После ужина Буратино и его спутники легли отдохнуть. В полночь хозяин разбудил Буратино и сообщил, что лиса и кот ушли раньше и велели их догонять. Буратино пришлось расплатиться одним золотым за общий ужин и отправиться в путь.

На ночной дороге за Буратино погнались разбойники, на головах у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Это были переодетые лиса Алиса и кот Базилио. После продолжительной погони Буратино увидел домик на лужайке. Он стал отчаянно колотить в дверь руками и ногами, но его не впустили.

 — Девочка, откройте дверь, за мной гонятся разбойники!
— Ах, какая чушь! — сказала девочка, зевая хорошеньким ртом. — Я хочу спать, я не могу открыть глаза… Она подняла руки, сонно потянулась и скрылась в окошке.

Разбойники схватили Буратино и долго мучали, чтобы заставить его отдать золотые, которые он успел спрятать во рту. Наконец они повесили его вниз головой на дубовой ветке, а сами на рассвете отправились поискать какую-нибудь харчевню.

Поле чудес в стране дураков сказка как называется

Поле чудес в стране дураков сказка как называется

Буратино, лиса Алиса и кот Базилио. Иллюстрация художника Владимирского к изданию 1956 года

День 4

Возле дерева, где висел Буратино, в лесу жила Мальвина. Девочка с голубыми волосами, в которую был влюблён Пьеро, сбежала от произвола Карабаса-Барабаса вместе с пуделем Артемоном. Мальвина обнаружила Буратино, сняла его с дерева и пригласила лесных знахарей для лечения пострадавшего. В итоге больному прописали касторку и оставили в покое.

День 5

Утром Буратино пришёл в себя в кукольном домике. Стоило Мальвине спасти Буратино, как она сразу начала поучать его, пытаться обучать хорошим манерам, грамоте и арифметике. Обучение Буратино было безуспешным, и Мальвина в педагогических целях заперла его в чулане. Под замком Буратино пробыл недолго и сбежал через кошачий лаз. Дорогу ему указывала летучая мышь, которая привела его навстречу лисе Алисе и коту Базилио.

Лиса и кот выслушали рассказ Буратино о его приключениях, деланно возмутились злодеяниями разбойников и наконец привели его на Поле Чудес (на самом деле пустырь, сплошь засыпанный различным мусором). Буратино, следуя инструкциям, зарыл четыре золотых, полил водой, прочитал заклинание «крекс-фекс-пекс» и сел ждать, пока вырастет денежное дерево. Лиса и кот, не дождавшись, пока Буратино уснёт или покинет свой пост, решили ускорить события. Они посетили полицейский участок Страны Дураков и донесли на Буратино. А тот всё сидел на Поле Чудес, где его и схватили. Приговор преступнику был короток:

Ты совершил три преступления, негодяй: ты беспризорный, беспаспортный и безработный. Отвести его за город и утопить в пруду

Два сыщика добермана-пинчера схватили Буратино и выбросили в пруд. Лиса Алиса и кот Базилио завладели золотыми и тут же передрались между собой из-за неправильного дележа, но затем всё же разделили деньги поровну и скрылись.

Упав в воду, Буратино встретился с обитательницей пруда черепахой Тортиллой. Черепаха пожалела бедного деревянного мальчика, лишившегося денег, и дала ему золотой ключик, который случайно уронил в пруд Карабас Барабас.

Буратино побежал от пруда куда глаза глядят и в лесу встретил влюблённого в Мальвину Пьеро, который, как и Мальвина, сбежал из кукольного театра. Оказалось, что Пьеро удалось подслушать разговор Карабаса Барабаса и Дуремара, торговца пиявками, из которого удалось узнать о золотом ключике, скрытом на дне пруда.

Вслед за куклами Карабас Барабас отправил погоню, и Пьеро с трудом удалось сбежать… верхом на зайце. Теперь у Пьеро было одно желание — встретиться с Мальвиной, и он попросил Буратино проводить его к своей возлюбленной.

День 6

Не успел Пьеро обрадоваться встрече с Мальвиной, как оказалось, что им нужно немедленно бежать от преследующей их погони. Мальвина и Артемон собрали вещи, но далеко убежать не успели. На опушке леса их уже поджидали полицейские бульдоги. Куклам бы не спастись, но Буратино позвал на помощь всех жителей леса. Ежи, жабы, ужи и коршун встали на защиту кукол. После боя с полицейскими собаками Буратино, Пьеро, Мальвина и раненый Артемон скрылись в пещере. Сильно пострадавший Карабас-Барабас вместе с Дуремаром отправился приходить в себя в харчевню «Три пескаря». Храбрый Буратино пошёл за ними следом, проник под стол и во время трапезы смог выведать у Карабаса-Барабаса, в чём же тайна золотого ключика. Пока Буратино отсутствовал, его друзей в пещере нашли сыщики из Страны Дураков и взяли их под стражу. Но Буратино после отчаянного нападения попытался спасти друзей. Они уже почти сбежали, когда путь им преградил Карабас-Барабас, Дуремар, лиса Алиса и кот Базилио. Теперь уже куклам бы никак не спастись, если бы как раз в этот момент не подоспел папа Карло.

Несмотря на возражения Карабаса-Барабаса, что куклы принадлежат ему, папа Карло забрал Буратино, Пьеро, Мальвину и Артемона и вернулся в город к себе в каморку. Здесь-то Буратино и открыл друзьям тайну. Он попросил папу Карло отодрать холст, и за ним оказалась дверца, которую он открыл золотым ключиком. За дверцей оказался подземный ход, который привел героев в небольшую комнату:

Широкие лучи с танцующими в них пылинками освещали круглую комнату из желтоватого мрамора. Посреди нее стоял чудной красоты кукольный театр. На занавесе его блестел золотой зигзаг молнии.

Друзья договорились, что днём они будут учиться в школе, а вечером играть в чудесном кукольном театре «Молния».

Эпилог

Сказка заканчивается первым представлением театра. Все куклы Карабаса-Барабаса сбежали от него в новый театр. Карабас-Барабас остался ни с чем — он в буквальном смысле сел в лужу.

Иллюстрации

Первое издание было оформлено художником Малаховским, другом Алексея Толстого. Иллюстрации были чёрно-белыми. На них с трудом можно узнать Буратино, настолько он отличается от его современного привычного облика.

Классические акварельные изображения образа Буратино и других героев книги рождены воображением Каневского и впервые появилось на страницах книги в 1950 году. Именно это издание стало самым популярным и наиболее узнаваемым «лицом» сказочного героя Последующие издания иллюстрировались такими известными художниками как Владимирский, Кошкин, Кокорин, Огородников и многими другими в самых разных манерах от карикатурной до абстрактной.[3]

«Золотой ключик…» в культуре

Книга понравилась детям и взрослым с первого издания. Единственный минус, который был отмечен критиками — это её вторичность по отношению к оригиналу Коллоди[1].

Сказка Толстого с 1935 года пережила множество переизданий, переводов. Появились экранизация в виде фильма с куклами и с живыми актёрами; мультфильма, пьес (есть даже пьеса в стихах[9]), оперы и балета. Известность получила постановка «Буратино» в театре Сергея Образцова[10]. В советское время вышла настольная игра «Золотой ключик» и с началом цифровой эры компьютерная игра «Приключения Буратино»[11] Появился напиток Буратино и конфеты «Золотой ключик»[12]. Даже тяжёлая огнемётная система «Буратино». Герои книги и их фразы устойчиво вошли в русский язык, фольклор и стали темой для анекдотов. [13]

Литературовед Петровский так писал о книге Толстого

Обаяние сказки беспримерно и неотразимо. Воспоминание о ней полно томящих загадок. Одна из них — загадочность самого обаяния сказки. Другая — обращение большого художника к жанру детской сказки. В этом есть что-то подмывающее: кажется, это неспроста, что-нибудь тут не так. К тому же новый жанр — не просто сказка для детей, но сказочная повесть с несомненными чертами сатиры.[1]

Критик Марк Липовецкий назвал Буратино влиятельным культурным архетипом, книгой, ставшей своего рода памятником и одновременно важным элементом духовной традиции советской культуры. [14]

Культурные отсылки в книге

  • Ответ Буратино на предложенную Мальвиной арифметическую задачу о яблоках — «Два… я же не отдам некту яблоко, хоть он дерись» — является отсылкой к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», в которой г-жа Простакова предлагает такое «решение» аналогичной задаче, заданной Цыфиркиным Митрофанушке (в задаче речь шла не о двух яблоках, а о 300 рублях): «Нашел деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке».[15]
  • Объяснение, придуманное собаками-сыщиками, чтобы оправдаться в исчезновении губернатора Лиса, — что он «был взят на небо живым», является отсылкой к библейским рассказам о праотце Енохе (Быт.5:24) и пророке Илие (4Цар.2:11).
  • В образе Пьеро некоторые литературоведы (в частности, М. Петровский) усматривают сатиру на А. А. Блока.[16] Вместе с тем, в образе Карабаса-Барабаса современники угадывали также пародию на В. Э. Мейерхольда.[17]
  • «А роза упала на лапу Азора» (фраза, которую диктует Мальвина Буратино во время урока) — это палиндром Афанасия Фета.

Продолжения

Сказка о Буратино Алексея Николаевича Толстого неоднократно получала своё продолжение. Елена Яковлевна Данько (1898—1942) написала сказочную повесть «Побеждённый Карабас», которая впервые увидела свет в 1941 году. В 1975 году Александр Кумма и Сакко Рунге выпустили книгу «Вторая тайна золотого ключика». Иллюстратор сказки А. Н. Толстого художник и писатель Леонид Викторович Владимирский придумал свои сказки про деревянного мальчика: «Буратино ищет клад» (где рассказывается история происхождения театра «Молния») и «Буратино в Изумрудном городе» (кроссовер). Также известна сказка Лары Сон «Новые приключения Буратино и его друзей».

Книга Макса Фрая «Ключ из жёлтого металла» фактически является парафразом «Золотого ключика», пересказом старой сказки на новый лад[1].

Отличия от «Приключений Пиноккио»

«Золотой Ключик, или Приключения Буратино»
«Приключения Пиноккио»
Сюжет добрый и вполне детский. Хотя по сюжету случается несколько смертей (крыса Шушара, старые ужи, губернатор Лис), акцента на этом не делается. При этом все смерти происходят не по вине Буратино (Шушара задушена Артемоном, ужи погибли геройской смертью в бою с полицейскими собаками, с Лисом расправились барсуки). В книге есть сцены, связанные с жестокостью и насилием. Пиноккио ударил Говорящего Сверчка молотком, потом лишился ног, которые сгорели на жаровне. А затем откусил лапу коту. Кот убил дрозда, пытавшегося предупредить Пиноккио.
Герои комедии дель-арте — Бураттино, Арлекино, Пьеро. Герои комедии дель-арте — Арлекино, Пульчинелла.
Лиса Алиса (женского пола); имеется также эпизодический персонаж — губернатор Лис. Лис (мужского пола).
Мальвина с пуделем Артемоном, являющимся её другом. Фея с такой же внешностью, которая затем несколько раз меняет свой возраст. Пудель — очень старый слуга в ливрее.
Присутствует Золотой Ключик, за сведения о котором Карабас даёт Буратино деньги. Золотой Ключик отсутствует (при этом Маджафоко тоже даёт деньги).
Карабас-Барабас — однозначно отрицательный персонаж, антагонист Буратино и его друзей. Маджафоко — положительный персонаж, несмотря на свирепый вид, и искренне хочет помочь Пиноккио.
Буратино не изменяет своему характеру и внешности до конца сюжета. Он останавливает все попытки его перевоспитать. Остаётся куклой. Пиноккио, которому всю книгу читают мораль и нотации, сначала превращается в настоящего осла, но затем перевоспитывается, и в конце из скверного и непослушного деревянного мальчишки превращается в живого добродетельного мальчика.
Куклы ведут себя, как самостоятельные одушевлённые существа. Подчёркивается, что куклы всего только марионетки в руках кукловода.
Когда врёт Буратино, нос его не меняется в длине. Нос Пиноккио удлиняется, когда он врёт.

Книги существенно различаются по атмосфере и деталям. Основной сюжет довольно близко совпадает до момента, когда кот с лисой выкапывают монеты, закопанные Буратино, с той разницей, что Буратино существенно добрее, чем Пиноккио. Далее сюжетные совпадения с Пиноккио не встречаются.

Герои книги

  • Буратино — деревянная кукла, вырезанная из полена шарманщиком Карло
  • папа Карло — шарманщик, который вырезал Буратино из полена
  • Джузеппе по прозвищу Сизый Нос — столяр, друг Карло
  • Карабас-Барабас — доктор кукольных наук, владелец кукольного театра
  • Дуремар — продавец лечебных пиявок
  • Мальвина — кукла, девочка с голубыми волосами
  • Артемон — пудель, преданный Мальвине
  • Пьеро — кукла, поэт, влюблён в Мальвину
  • Арлекин — кукла, партнёр Пьеро по сцене
  • Лиса Алиса — мошенница с большой дороги
  • Кот Базилио — мошенник с большой дороги
  • Черепаха Тортила — обитает в пруду, дарит Буратино золотой ключик
  • Говорящий Сверчок — предсказывает Буратино его судьбу

Экранизации

  • «Золотой ключик» — художественный фильм с куклами и живыми актёрами 1939 режиссер Птушко
  • «Приключения Буратино» — рисованный мультфильм 1959, режиссер Иванов-Вано
  • «Приключения Буратино» — художественный фильм 1975, Режиссёр Леонид Нечаев.
  • «Золотой ключик» — новогодний фильм-мюзикл 2009 года для телеканала РТР. Режиссёр Александр Игудин.

Интересные факты

  • В русской версии персонаж «Маджафоко» Толстым именуется «Карабасом-Барабасом». В русской сказочной традиции отрицательный персонаж ассоциируется тюркским именем Карабас (что означает Чёрная голова), так же как Тугарин-змей, Кощей-Бессмертный, Соловей-Разбойник и т. д.
  • В 2012 многие СМИ опубликовали сообщение, что в городской суд Таганрога якобы подано заявление о признании сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» экстремистской, поскольку «Буратино являет собой злую и незатейливую пародию на Иисуса Христа». [2] В действительности эта новость была розыгрышем агентства фейк-новостей fognews.ru [3]

Примечания

Ссылки

  • Петровский М. Книги нашего детства — М., 1986

 «Как бы мне её назвать? — раздумывал Карло.

 — Назову-ка я её Буратино. Это имя принесёт мне

 счастье. Я знал одно семейство — всех их звали

 Буратино: отец — Буратино, мать — Буратино,

 дети — тоже Буратино… Все они жили весело

 и беспечно…»

 Граф А.Н.Толстой «Золотой ключик,

 или Приключения Буратино»

В истории об этой монете: биография малоизвестного в России Леонардо да Винчи, термин, придуманный которым, произносил каждый взрослый человек на Земле и как заставить жителей целой страны отдать тебе лично 2/3 своих денег, писать свои инициалы на монете, если ты даже не правитель, и все это пока ты запускаешь кошек на летающей машине.

Студент Политехнического института и автор моих самых любимых научных романов — граф А. Н. Толстой, просто не мог не знать эту историю. Соответственно, имя своему герою — Буратино он хотя и брал с оглядкой на перевод, но также и помнил о его тезке-авантюристе в самом широком смысле слова.

Если покойному Борису Березовскому, которого принято считать человеком-символом девяностых, была известна хотя бы в общих чертах эта история, что весьма вероятно, то он наверняка хотел бы прожить жизнь подобную этой — ученый, влиятельный политик, миллиардер-авантюрист и под конец жизни — снова ученый.

Легендарный деятель семнадцатого века, которому в отличии от жалкого деревянного тезки—куклы (Буратино именно так и переводится с итальянского) таки удалось вырастить монетоносное дерево и назвать в честь себя самую распространенную монету тех времен, но это настолько незначительный факт, что вспоминая о его биографии, его иногда опускают. Нашего героя зовут Тит Ливий Бураттини, а монетки которыми он щедро наградил своих современников начали называть в его честь — «боратинками», их чеканили в Польше и Литве. Вот она ниже. 

Поле чудес в стране дураков сказка как называется

Если вы приглядитесь, то увидите на монете его инициалы TLB — Tito Livio Burattini.

Как иноземец смог добиться того, что его имя пишут на монетах, хотя это привилегия правителей и царей? Думаю начать стоит с его жизни до появления этой монеты, история интересная.

 «Как бы мне её назвать? — раздумывал Карло. — Назову-ка я её Буратино. Это имя принесёт мне счастье. Я знал одно семейство — всех их звали Буратино: отец — Буратино, мать — Буратино, дети — тоже Буратино… Все они жили весело и беспечно…» 

Граф А.Н.Толстой «Золотой ключик,

 или Приключения Буратино»

Неизвестно, жили ли родители нашего героя беспечно, но однозначно не нуждались. Мальчик родился в одной из самых богатых семей города Агордо в Венецианской Республике. Назвать сына Тит Ливий, также как одного из наиболее известных историков, оказалось оправданным, мальчик быстро начал интересоваться физикой, архитектурой и математикой, даже изобрел свою собственную счетную машинку.

Впоследствии, если он когда-либо и попытался подсчитать свои богатства, думаю, она ему спасла множество бессонных дней и ночей.

» — Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, — сказала девочка и взяла кусочек мела. — Мы займемся арифметикой… У вас в кармане два яблока…

 Буратино хитро подмигнул:

 -Врете, ни одного…»

Граф А.Н.Толстой «Золотой ключик,

 или Приключения Буратино»

Тит Ливий закончил обучение в Венеции и отправился в свое первое путешествие — в Египет. Тут стоит отметить, что математическое вдохновение тех времен черпали из Арабских стран и Индии, в этом плане Египет был воротами в мир архитектуры, математики и инженерной мысли. По сути, как сейчас туристы едут в Венецию за романтикой, венецианские, и не только, туристы ездили на Восток за знаниями, надеясь повторить успех того же Фибоначчи.

Тит Ливий, который также прославился как архитектор (Например, он автор проекта реставрации костела Святой Анны в Варшаве ) изучал египетские пирамиды, а также делал попытки точного измерения окружности Земли. Тут не стоит удивляться, наш герой еще астроном, который построит несколько телескопов и микроскопов, а также откроет неровности на Венере.

Впрочем, известен он европейскому научному обществу больше за другое изобретение. Тут стоит отвлечься немного и отметить тот кажущийся сейчас странным факт, что во времена нашего героя в каждом государстве, а иногда и в отдельных вольных городах, была своя система измерения длины, которая назначалась из того, что было под рукой и какое настроение было у правителя пару сотен лет назад, когда он озадачился вопросом измерения своей земли, налога, товара тканей в длину или чего-либо еще. Например, миля — это «милле пасо», то есть 1000 двойных шагов применялась со времен легионеров. Учитывая, что шаги таки у людей тоже отличаются и не все ходят строем, едва ли это был точный инструмент измерения.

Тит Ливий, также как и англичанин Уилкинс считал, что измерения следует делать исходя из какого-то универсального природного явления, а в Лондонском королевском обществе было предложено использовать длину секундного маятника (Расстояние, которое секундный маятник проходит при колебании в одну сторону).

К согласию тогда мировое научное сообщество не пришло, но вот к названию, которое предложил Тит Ливий для этой величины, «метро католико», сократив его до «метр», а также к идеи перевода исчисления на десятичную форму «километр», «метр», «дециметр», «сантиметр» спустя сто лет ученые вернулись. 

В итоге почти никем не оспаривается, что слово «метр» для обозначения величины придумал Бураттини. Кстати, сегодня «метр» — это не длина секундного маятника, а длина пути проходимо светом в вакууме за интервал времени 1/299 792 458 секунды, но по самой длине наш герой ошибся в своих расчетах всего на 1,5 см.

  «Пошли они втроем по пыльной дороге. Лиса сказала:

  — Умненький, благоразумненький Буратино, хотел бы ты, чтобы у тебя денег стало в десять раз больше?

— Конечно, хочу! А как это делается?

  — Проще простого. Пойдем с нами.

  — Куда?

  -В Страну Дураков.»

Граф А.Н.Толстой «Золотой ключик,

 или Приключения Буратино»

Большинство открытий наш герой совершил уже в Польше, куда он прибыл ко двору сначала как архитектор, построив Дворец Казимира в Варшаве, и реставрировав костел Святой Анны в центре Варшавы, а потом как переговорщик и посол. Стоит ли говорить, что наш герой не мог там появиться в иное время как в «Потоп». Так Сенкевич назвал время ожесточенной борьбы Польши со Швецией и Россией.

Если верить историкам Бураттини вооружил воинское подразделение. О его военных успехах известно немного, другое дело, что ученый несомненно приносил пользу как дипломат, представляя страну перед европейскими державами.  Тем не менее, разваливающаяся на глазах страна, ведущая войну с двумя грозными соседями, остро нуждалась в деньгах.

 Биллонный солид — валюта Речь Посполиты, уже выпускался из низкопробного серебра, но даже его производство было тяжким грузом на плечах страны, подорванной двумя войнами и потерявшей лучшие территории — выход к Балтике и Украине.

  Решение достаточно быстро нашел итальянский математик, который решил, что именно Речь Посполита станет тем плацдармом, где он испытает свою оригинальную идею в области денег.

 «В Стране Дураков есть волшебное поле, — называется «Поле Чудес»… На этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Кекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землёй, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое деревце, на нём вместо листьев будут висеть золотые монеты.»

Граф А.Н.Толстой «Золотой ключик,

 или Приключения Буратино»

Бураттини, будучи уже секретарем Короля, по протекции королевы получил в аренду монетный двор. Изначально он вообще хотел печатать купюры как в Китае, но поняв, что этот план точно обречен на неудачу, решился чеканить «кредитные деньги», те самые медные «боратинки». По сути это были «фиатные деньги», которые были почти ничем не обеспечены.

  В те времена стоимость материала в монете была важным подтверждением их надежности. Шведские плиты из меди 1664 г., как раз тех времен. Целые 19,4 кг меди — самая тяжелая монета мира. Вот это настоящая ассигнация — ведь слово «ассигнация» переводится как «штампованная бронза. 

В выпускаемых же Бураттини монетах меди было на 15 % от стоимости. Было решено из двух фунтов меди чеканить 300 монет-боратынок. При этом 171 шли в доход государства, 45 солидов была стоимость материала, остальные 84 — незначительные расходы на производство, так как качество было ужасным, а прибыль производителю монет — то есть Бураттини.

 Реальная стоимость монеты, как я и говорил — была 15%, Бураттини в виде чистой прибыли получал чуть больше ее стоимости, не говоря о баснословных доходах короны. В итоге люди, вынужденные принимать эту монету, а это в первую очередь те, кто получал жалование (солдаты в том числе), потеряли в шесть с лишним раз.

 Естественно, в данной ситуации польская корона напирала на патриотизм. Дескать, страна в кольце врагов — и надо затянуть пояса, тут не до выбора металла в монетах.

«Послушай, Дуремар, — сказала голова, — ты перепугал все население нашего прекрасного пруда, ты мутишь воду, ты не даешь мне спокойно отдыхать после завтрака… Когда кончится это безобразие?..»

Граф А.Н.Толстой «Золотой ключик,

 или Приключения Буратино»

 Сам же наш герой, получая солидный доход, решил продолжить научные изыскания.Помимо прочего изучал длину меридиана, писал заметки о наводнениях вокруг Нила и, например, запустил кошку в полет. Летающую машину он назвал «крылатый дракон», по чертежам она была схожа с машиной Леонардо да Винчи, но в плагиате нашего героя никто не винит, так как о подобных изысканиях да Винчи стало известно позже.

 Скорее всего — это первый полет живого существа с использованием техники и механики. Можно конечно вспомнить легенду о птицах, поднявших Александра Македонского в корзине, но даже там опять-таки используется гужевая сила.

 Что касается монет, то быстро начал действовать самый древний закон монетного дела — худшие деньги вытесняют лучшие. Люди берегли хоть и плохонькое, но серебро — билон дома, платя в основном медью.

При этом, учитывая что своей целью видимо наш герой поставил максимизацию прибыли, монеты были очень плохого качества, и их моментально начали подделывать, доведя их количество в обращении с подделками до двух миллиардов. При этом качество изготовления подделки часто превышало оригинал. Финал был предсказуем — галопирующая инфляция.

 «Тем временем сыщики привели Буратино в отделение. Дежурный бульдог вылез из-за стола и сам обыскал его карманы. Не обнаружив ничего, кроме кусочка сахара и крошек миндального пирожного, дежурный кровожадно засопел на Буратино:

-Ты совершил три преступления, негодяй: ты — беспризорный, беспаспортный и безработный. Отвести его за город и утопить в пруду.»

Граф А.Н.Толстой «Золотой ключик,

 или Приключения Буратино»

 Инфляция в итоге подорвала экономику королевства еще больше, надо было сворачивать реформу, напоследок еще раз ограбив народ, выкупив боротинки по курсу 75% от их стоимости. Естественно, встал вопрос поиска виновных, нашего героя решили судить. Но он не бежал, а оправдался в суде. Более того, получив монетный двор в Кракове в компенсацию за «недополученную прибыль», где он и умер в преклонном возрасте.

 Не думаю, что у кого-то остались сомнения в наличии авантюрной жилки у нашего героя, но его заслуги явно перевешивают мелкие шалости и любовь к деньгам. По сути, проступки Бураттини едва ли более тяжки, чем преступления некоторых современных банкиров, а его достижения и открытия в науке весьма значительны. Также, в его защиту, можно сказать, что сегодняшнее устройство денег не многим отличается от предложенного им, более того, сбылась его мечта о бумажных деньгах, в какой-то мере этот плут стал пророком. В общем, если бы у финансистов был свой святой — им непременно стал бы наш Тит Ливио Бураттини.

В октябре 1990 года появилась игра «Поле чудес». За несколько лет «капитал-шоу», вдохновленное лучшими американскими викторинами, стало локомотивом телерекламы, символом развлекательного эфира и — накануне выборов президента в 1996-м — самой большой площадкой для политического пиара. В нулевые «Поле чудес» перестало быть прогрессивной программой. С тех пор оно больше похоже на сельскую ярмарку: там в основном не угадывают слова, а поют, угощают друг друга домашними заготовками и дарят подарки. Специально для «Медузы» журналист Александр Морсин посмотрел десятки выпусков «Поля чудес» разных лет, поговорил с его создателями и участниками — и рассказал невероятную историю этой игры.

Большую часть лета 1960 года 15-летний Леонид Якубович провел в научной экспедиции в сибирской тайге, сидя то на одном, то на другом пне в трусах, кирзовых сапогах и куртке-штормовке. Каждое утро он покрывал левую и правую ноги разными противомоскитными мазями, чтобы проверить их эффективность. Как только на Якубовича слетался гнус, он заносил в дневник количество укусов и точное время нападения насекомых. Результаты опытов отправлялись в Москву, в Центральный институт эпидемиологии, занятый разработкой новых репеллентов, в том числе для оленеводов.

«В левой руке секундомер, в правой — блокнот, сидишь записываешь по шесть-семь часов», — вспоминал ведущий «Поля чудес» ту экспедицию спустя 35 лет. К тому времени Якубовича уже знали миллионы телезрителей, а сам он привык к изнурительным записям шоу, на которое в Москву по-прежнему слетаются жители самых отдаленных уголков страны. В том числе оленеводы. 

ГЛАВА 1

Листьев у барабана

«„Поле чудес“ — это игра для всех. Для школьников и академиков, домохозяек и даже парламентариев. Ее участником может стать любой, кто знает русский язык», — представил в октябре 1990-го новую советскую телевикторину закадровый голос. Появившегося в кадре мужчину знала вся страна — это был ведущий Владислав Листьев. В последние три года он был звездой перестроечного телевидения наряду с другими участниками «Взгляда» — программы, где спорили о социальных проблемах и включали протестный рок. 

Весной 1990 года взглядовцы выехали во Францию, чтобы снять спецвыпуск в прямом эфире. В парижской гостинице Листьеву показали программу, участники которой попеременно крутили разноцветное колесо, поделенное на сектора, и получали деньги за правильно угаданные буквы. Руководитель «Взгляда» Анатолий Лысенко предложил Листьеву записать на бумаге основные элементы шоу, поскольку сам он «ни бельмеса не понимал на французском». Наспех составленный конспект содержал принцип игры, призы, декорации и образ ведущего, вспоминал Лысенко.

Программа называлась «Колесо фортуны». Это была локальная адаптация американской игры Wheel of Fortune, придуманной еще в 1970-е. Французское «Колесо» показывали всего три года, но, как и в других странах, получивших лицензию на шоу, оно стало национальным хитом. Лысенко предложил Листьеву перенести передачу в отечественный эфир. Через полгода на советском телевидении появилась викторина с барабаном. Позже бывший глава «Взгляда» Лысенко признавал: «Все, что мы делали, мы всегда крали, но по-особенному». 

Эта история о парижской гостинице легла в основу самой распространенной версии появления «Поле чудес». Ее пересказ встречается в большинстве статей, программ и документальных фильмов, посвященных игре, в том числе выпущенных по заказу Первого канала. Но, кажется, все было по-другому.

Парижская и московская версии

О том, что шоу «украдено», Лысенко заявил уже после смерти Листьева в 1995 году. Позднее подробности превращения «Колеса фортуны» в «Поле чудес» попали в серию «взглядовских» книг журналиста и одного из корреспондентов «Взгляда» Евгения Додолева — в частности, в издание «Влад Листьев. Поле чудес в стране дураков», — и вновь со слов Лысенко. Сам Листьев не рассказывал о поездке во Францию ни в одном своем интервью или публичном выступлении. 

Согласно альтернативной версии, идею новой телевикторины, основанной на формате «Колеса фортуны», Листьеву подсказал знакомый, недавно вернувшийся в Москву из Австралии. В марте 2020 года это подтвердила вдова Листьева Альбина Назимова в фильме ютьюб-проекта «Редакция» Алексея Пивоварова. «К моменту появления „Поля чудес“ мы ничего не знали про „Колесо фортуны“, — утверждает Назимова. — У нас был товарищ Алексей Мурмулев, который, сидя в кооперативном грузинском кафе, рассказал, что есть такая игровая передача, есть барабан и как это приблизительно выглядит». Комментария Мурмулева в фильме «Редакции» нет. 

Несмотря на то, что имя Алексея Мурмулева несколько лет шло вторым после Листьева в титрах каждого выпуска «Поля чудес», о его роли в создании программы почти ничего не известно. В открытых источниках его называют продюсером развлекательных шоу «Проще простого», «Фактор страха», «Кулинарный поединок» и других. О встрече, описанной Назимовой, в воспоминаниях Евгения Додолева и Анатолия Лысенко ничего не говорится. 

«Медуза» разыскала Мурмулева и сравнила «парижскую» и «московскую» версии. 

Ребус-кроссворд

Летом 1990 года малое предприятие «Взгляд», принадлежавшее Гостелерадио, стало независимой телекомпанией ВИД («Взгляд и другие») — первой частной структурой в «Останкино». Костяк звездной команды фактически распался, и каждый его участник занялся своими проектами для нового телесезона. По воспоминаниям Листьева, Владимир Мукусев должен был делать программу «Человек года», Дмитрий Захаров собирался вести историческую программу «Веди», а Александр Любимов курировал «Взгляд» и вел переговоры о запуске MTV в России. Листьеву же поручили создать «развлекательную программу викторинного типа».

В окружении Листьева знали, что он находится в поиске идей, и рекомендовали людей, которые могли бы помочь. По совету актера и шоумена Игоря Угольникова одним из «консультантов» Листьева стал Алексей Мурмулев, молодой дипломат-востоковед, проходивший стажировку во Вьетнаме и год проживший после этого в Австралии. В студенчестве Мурмулев участвовал в записи нескольких выпусков «Утренней почты» и «Веселых ребят» — передовых молодежных программ, которые раньше других начали экспериментировать с формой. В Австралии Мурмулев сотрудничал с одним из сиднейских каналов.  

«Я спросил: „Какую игру хочет Влад?“ Угольников ответил, что пока никто не знает, но что-то в виде кроссворда, который надо разгадывать как ребус», — говорит Мурмулев «Медузе». Листьева интересовало, как выглядят популярные зарубежные телепроекты — делать «по-советски» он не хотел.

«Я собрал шорт-лист из четырех-пяти американских и австралийских программ, которые могли нам пригодиться, — говорит Мурмулев. — Там были Wheel of Fortune, The Price is Right, Letʼs Make a Deal. Абсолютно консьюмеристские программы с призами-товарами, где все строилось на харизме ведущего и воле случая. Ты мог за копейки стать обладателем машины, а за большие деньги купить кухонный ершик. Было квиз-шоу The Pyramid. Я понимал, что не нужно придумывать принципиально новое и тем более ребус-кроссворд. Самым оптимальным было взять лучшие моменты из топовых шоу и собрать их воедино». 

О «парижской версии» возникновения «Поля чудес» Мурмулев знает, но в решающей роли Лысенко не уверен. «„Колесо фортуны“ не бог весть какой секрет. Про него все знали, хотя на тот момент мало кто видел. Лысенко часто бывал за границей и мог видеть „Колесо“ во Франции, но до нашей встречи этот формат не был заложен в голову Влада», — говорит Мурмулев «Медузе». 

По его словам, если бы Лысенко хотел реализовать свой замысел как соавтор, он бы сделал это. Однако этого не произошло: с 1990 по 1992 год, когда Мурмулев работал в «Поле», он ни разу не видел Лысенко ни на съемочной площадке, ни на монтаже. В конце 1990 года Лысенко ушел из «Взгляда» и возглавил ВГТРК.

Помимо Листьева, его жены Альбины Назимовой и Алексея Мурмулева, в обсуждении нового проекта в кафе на Петровском бульваре участвовали Игорь Угольников и режиссер Михаил Лакшин. Мурмулев вспоминает, что объяснял правила на пальцах и рисовал схемы на коленке: «Мы начали часов в семь вечера, к полуночи нас попросили расходиться, и мы пошли ко мне домой». 

Мозговой штурм продлился до глубокой ночи. К утру скелет будущей программы был готов: из «Колеса фортуны» взяли барабан и угадывание слов, из The Price is Right — черный ящик. «Колеса не изобретали, велосипед тоже. Посмотрели массу передач, в основном не я, — рассказывал Листьев в интервью. — То самое „Колесо фортуны“ я увидел, когда „Поле чудес“ уже два года было в эфире».

В ту же ночь у программы появилось название («Колесом фортуны» ее называть не хотели из соображений предосторожности). «Мы шли от времени. Хотелось чего-то люксового, иностранного. О чем мечтали в позднем Советском Союзе? Деньги, богатство, выигрыш в лотерею, — продолжает Мурмулев. — Первый вариант, который всех устроил, был „Капитал“. Смело, свежо и Маркса подкололи. А потом, как обычно, заговорили про страну, как все по-дурацки». Этот момент в фильме Ксении Собчак о Листьеве вспоминал и Игорь Угольников: «Я закричал „Поле чудес в стране дураков!“, что-то такое. Мы же закапываем золотые монетки! Влад сказал: „Поле чудес! А дальше молчите“».   

На следующий день в квартире Мурмулева появился прообраз барабана с секторами. «Я лично сидел с циркулем и линейкой, сам расчерчивал круг», — говорит Мурмулев «Медузе». Первые декорации продолжали мотивы «Приключений Буратино», где Полем чудес назывался пустырь с мусором. «Собрали старые стиральные машины, столетние телевизоры, весь хлам со склада. Покрасили примерно в один цвет и выставили сзади», — рассказывала в одном из интервью звукорежиссер программы Татьяна Дюжикова. «Черным ящиком» стал кофр для баяна, найденный на свалке.

По утверждению газеты «Коммерсант», ВИД пытался выйти на представителей компании King Bros., владеющей правами на Wheel of Fortune, и обсудить покупку лицензионной модели шоу. «Однако владельцев „Колеса фортуны“ русский телерынок мало интересовал», — отмечало издание в 1995 году. 

Как индейцы меняли золото на стеклянные бусы

Листьев не видел себя ведущим нового шоу, настаивая, что занимается им как продюсер — он уговаривал встать за барабан Игоря Угольникова. Тот отказался, приняв предложение конкурента ВИД, телекомпании «Авторское телевидение», в которой обещали полную творческую свободу для создания «какой угодно» программы. Скетч-шоу «Оба-на!» Угольникова вышло почти одновременно с «Полем чудес» и стало, пожалуй, самым отвязным проектом в нише развлекательного вещания. «Влад обиделся и начал вести программу сам», — подытожил Угольников в интервью Собчак. 

Заняв место ведущего от безысходности, Листьев договорился с компанией ВИД, что в течение года «ставит передачу на ноги и уходит». Кроме того, он оставался одним из ведущих «Взгляда», так что ему приходилось появляться на экране в пятничном прайм-тайме дважды: до вечерних новостей в «Поле чудес» — и после во «Взгляде». «Он считал себя журналистом, а не шоуменом, — рассказывает Мурмулев. — Он не знал, что идеально подходил викторинам такого типа. У него была сформировавшаяся телевизионная харизма — спокойная, уверенная, умная. Для западного шоу это классический образ». 

Сила этого образа пригодилась и в другом. Едва ли не главной проблемой «капитал-шоу» «Поле чудес», которую Листьев должен был решать лично, стал поиск спонсоров, готовых предоставить призы для игроков. «Приходилось ездить к бизнесменам и уговаривать их дать призы под неизвестно что. Фактически они давали под меня, потому что в какой-то степени доверяли», — объяснял он в 1992 году. Чтобы разыграть автомобиль уже в первом выпуске, Листьев сам ездил в Тольятти на АвтоВАЗ. 

Самыми крупными первыми спонсорами «Поля чудес» стали американские компании B&D и Coca-Cola и латвийские производители парфюмерии Dzintars. «Мы просто молились на них. Coca-Cola в обмен на рекламу давала свои холодильники для напитков, майки, кепки, джемперы — а мы были счастливы. Это же Coca-Cola! — рассказывает со смехом Мурмулев. — Никто не задумывался, что это стоит копейки. Помните истории, как индейцы меняли золото на стеклянные бусы? Вот это о нас». 

Абсолютное веселье

Сегодня, согласно правилам игры, ведущий задает игрокам вопрос, ответ на который скрыт табличками на табло. Участники по очереди называют буквы, крутят барабан и пытаются отгадать это слово. Но так было не всегда: в первых выпусках «Поля чудес» задания ведущего просто не было, участники открывали таблички наобум, без каких-либо наводящих вопросов — и пытались угадать слово только по буквам. Это отличало игру от других телевикторин, где лидером обычно становился человек с широким кругозором, хорошей памятью и реакцией.

Так, с одной стороны, «Поле чудес» уравнивало шансы каждого участника на победу, с другой — не пыталось заниматься просвещением и интеллектуальным развитием зрителей, как в «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринге». Мурмулев вспоминает, что они хотели добавить советской викторине элемент случайности: «Ты можешь быть очень умным, но тебе не везет — знаешь слово, а выпал „переход хода“. Чистая лотерея». 

Позже в игре все-таки появились задания ведущего. Слова, которые каждую неделю отгадывали десятки миллионов человек, выбирала выпускница филфака Наталья Чистякова. До того, как стать бессменным редактором викторины, девушка с энциклопедическими знаниями была помощницей ведущего: в ее обязанности входило открывать буквы на табло и выносить призы.  

Самые первые участники «Поля чудес» узнали о съемках новой программы из выпусков «Взгляда». Чтобы оказаться за барабаном, претендентам требовалось прислать в «Останкино» составленный ими кроссворд, свою фотографию и рассказ о себе. Плагиат, оговаривалось в анонсе, не пройдет: всех недобросовестных авторов ждало «разоблачение» (по словам Мурмулева, на самом деле у них не было никакой возможности проверить все эти заявки — они просто хотели насторожить зрителя).

«Как-то мне не спалось, делать было нечего, и я нарисовал небольшой кроссворд, — вспоминает в разговоре с „Медузой“ участник первого выпуска Валерий Коврижин из Томска. — Отправил, уехал в командировку, и тут вдруг телеграмма, что я прошел конкурсный отбор, просят подтвердить участие. Я согласился и полетел». 

Однако в «Останкино» к появлению игроков оказались не готовы: номера в гостинице при телецентре никто не забронировал, дата съемок постоянно сдвигалась. «Листьев засуетился», — говорит Коврижин. Сам он за три дня до записи первой программы в сентябре 1990 года остановился у родственников.

Участнице из Свердловска (сейчас — Екатеринбург) Елене Сухановой по ошибке продали билет не в Москву, а обратно. Вспомнив, что создатели игры обещали в телеграмме компенсировать расходы на дорогу, она купила еще один билет. Однако ни до, ни после записи программы ей ничего не вернули. Обращения в бухгалтерию компании ВИД не помогли. «Видимо, кто-то этим воспользовался», — пожаловалась Суханова «Медузе». 

Приглашение на первую игру также получили авторы кроссвордов из Еревана, Ленинграда и Одессы. Двух участников из Москвы на запись привел сам Алексей Мурмулев.

Он же предложил Листьеву пригласить на съемку специального человека, от которого, как показывал опыт западных шоу, зависит настрой зрителей в студии: перед командой «Мотор!» он должен был взбодрить аудиторию. Листьев обратился к знакомому конферансье, и тот «блестяще справился за 15 минут». В следующих выпусках Листьев занимался «раскачкой» зала сам.

«Поле чудес» было первым российским шоу, где публику готовили к эфиру. Другая инновация «Поля» — съемка нескольких выпусков подряд, «пакетом». Именно это позволило «Полю чудес» стать первой еженедельной телевикториной в стране — до нее развлекательные передачи вроде «Что? Где? Когда?» или «Утренней почты» выходили не чаще чем раз в месяц.

Неловкое молчание за барабаном

За день до записи Листьев и Мурмулев репетировали первый выпуск с участниками и зрителями. «В студии в это время кто-то доколачивал барабан, все делалось в последнюю минуту», — рассказывает «Медузе» участница шоу Елена Суханова. Репетиции должны были раскрепостить игроков и ведущего, но надежды не оправдались: первые выпуски наполовину состояли из неловких пауз и пристальных взглядов на табло. Пока вращался барабан, ничего не происходило: игроки не передавали приветы, не вручали подарки ведущему и не демонстрировали свои таланты. 

Листьев мог отвлечься, забыть слово и выйти из кадра, чтобы подсмотреть его за табло. «Он чувствовал себя стесненно, был напряжен», — уверяет Коврижин. Однажды Листьев испачкал свитер, в котором пришел на запись, и редактор программы Валентина Пиманова срочно побежала его застирывать. По словам коллег, в те дни у ведущего «капитал-шоу», где за отгаданное слово дарили дефицитные товары, даже не было «хороших красивых туфель». 

У Листьева проект вызывал сомнения. «Я не знаю, за что полюбили эту программу. Честно говорю, не представляю, — удивлялся он в интервью. — Никакой студии, я в каком-то свитерочке совершенно одеревенелый, безумное самодельное табло. Ужас, сельский клуб».

Тем не менее оценить накал игры зрители смогли уже по первому выпуску. 41-летний врач из Томска Валерий Коврижин отказался от денег в пользу неизвестного приза в «черном ящике». «Взять деньги, то есть купиться и опозориться на всю страну, я не мог. Меркантильность, все эти денежные дела — не наше воспитание, — объясняет он „Медузе“. — Хотя в семье меня не поняли». Последней ставкой Листьева стали вынесенные в студию три тысячи рублей, что втрое превышало размер полугодовой зарплаты Коврижина. А призом оказалась детская мягкая игрушка. «Вот она, сохранил на память», — говорит владелец плюшевой собаки и машет ею в веб-камеру во время интервью «Медузе». 

Другая мягкая игрушка стала первым подарком ведущему «Поле чудес» — с нее ведет отсчет единственный в мире музей даров телепрограмме. Листьев получал вымпелы рабочих завода, значки пионерских лагерей и крестьянские лапти — за 30 лет этот поток народной любви и благодарности так и не иссяк.

Иногда игроки не забирали свои подарки. «Как-то мы разыгрывали яхту или парусный катер, но победитель не смог его забрать. Парусник стоял в техническом коридоре, и я помню, как он на глазах уменьшался, — говорит Мурмулев. — Сначала сняли фонари, потом прицеп, на котором он стоял, потом еще что-то пропало. А игрок просто не знал, как поступить с яхтой. Он обычный городской житель, дачи нет, плавать не любит — куда она ему?»

Первая годовщина

На первую годовщину телевикторины собрались звезды эстрады и кино, включая Аллу Пугачеву, Юрия Никулина и Эльдара Рязанова. Одним из сюрпризов эфира стал сектор «Фант», гарантирующий приз после выполнения просьбы ведущего.

Чтобы получить шесть банок пива и жареных раков, актер Константин Райкин изображал верблюда; затем вставал на четвереньки и лаял — уже за телевизор. На подобные конкурсы не решались даже сценаристы «Голубых огоньков», которым на телевидении позволялось больше, чем остальным. 

Другой приметой нового времени в телеэфире стала лавина рекламы, обрушившаяся на игроков, публику и телезрителей: Листьев ежеминутно перечислял спонсоров, производителей товаров и торговые марки. Участники получали «подарки на память» — пылесосы, чайники, косметику — по любому малейшему поводу, включая ошибки в выборе буквы или шкатулки с деньгами. Настолько насыщенного продакт-плейсмента российский эфир еще не знал.

Листьев покидает шоу

Одновременно с работой в «Поле чудес» Листьев оставался корреспондентом и ведущим «Взгляда». Иногда мышление шоумена и мышление журналиста странным образом переплавлялись. Например, к дежурному представлению игрока вроде «Толкачев Владимир, 40 лет, архитектор из Омска» Листьев мог добавить: «Сторонник радикальных перемен в экономике и политике». Он спрашивал у игроков, где они были во время августовского путча и что писали в письмах поддержки Борису Ельцину. 

Осенью 1991 года Листьев объявил об уходе из «Поля чудес» и поиске нового ведущего. Предпочтение отдавалось девушкам, «чтобы сыграть на антиподе». В программе стартовал конкурс, участником которого мог быть любой желающий — лучших Листьев приглашал в эфир и оставлял наедине с публикой в конце нескольких выпусков. «Преемника» должны были назвать зрители, но до обещанного голосования дело так и не дошло: Листьева не устраивал ни один из претендентов.

Предложение получил и Алексей Мурмулев. Он отказался, вспомнив о человеке, который уже разогревал публику в студии «Поля чудес». Знал его и будущий генеральный директор Первого канала Константин Эрнст. В конце 1980-х Эрнст снимал сюжет для программы «Взгляд», в который попал мужчина, моющий табличку с названием «своей» улицы в Ленинграде. Это была улица Якубовича. 

ГЛАВА 2

Тот самый конферансье

Влад Листьев познакомился с Леонидом Якубовичем в доме известного артиста и ведущего Андрея Днепрова в конце 1980-х. Там, по воспоминаниям взглядовцев, сильно выпивший Листьев однажды пытался выброситься в окно. «Мы его тогда в последний момент схватили и вытащили», — рассказывал Александр Любимов.

В 1991 году уже завязавший с алкоголем Листьев предложил Якубовичу встать вместо себя за барабан. Тот еще во время запуска передачи относился к ней скептически: «Как это — после „Взгляда“ какое-то колесо?» Да и предложению сначала не поверил: «Показалось, что Влад сошел с ума», — недоумевал он. Он помнил, что первым загаданным словом в истории программы в октябре 1990 года было слово «розыгрыш», — и ждал подвоха.

К тому времени профессиональный опыт 45-летнего Якубовича казался экзотическим даже гостям богемного дома Днепрова. В разное время Якубович работал токарем на авиационном заводе, сценаристом, ведущим аукционов и конкурсов красоты. С его монологов начинал юморист Владимир Винокур; Якубович два года «бомбил» после работы и развозил по домам официантов из соседней пивной; девять лет играл в старый КВН; наконец, на нем испытывали основу противомоскитных мазей. Возможно, это единственный человек за всю историю телевидения, попавший в пятничный прайм-тайм самого популярного канала страны без какого-либо опыта на экране. 

По словам Мурмулева, Листьев согласился сделать Якубовича ведущим не сразу. Разовая раскачка зала — не то же самое, что многочасовая запись нескольких выпусков «Поля». Но кто еще мог поднимать ставки в торгах за «черный ящик» так искусно, как аукционист? Кто лучше сценариста мог предугадать ход игры на два шага вперед? Кто органично смотрится в компании с моделями-ассистентками, если не ведущий конкурсов красоты? «Случай с Якубовичем — по-моему, одно из самых ярких телевизионных открытий. Ну, не понимали мы вначале решения Влада. Тогда он сказал: „Я отвечаю“», — признавался режиссер пилотного выпуска «Поля чудес» и ведущий «Музобоза» Иван Демидов. 

«Когда он куда-то входил, все понимали, что рядом звезда. Он точно знал, как привлечь к себе внимание, — говорит „Медузе“ один из бывших сотрудников программы. — Плюс работоспособность. Съемки „пакета“ — это невыносимо для всего коллектива, но человеку, который стоит под лампами и видит крутящийся барабан, труднее всех. При этом я не помню ни одного его срыва». 

Якубович помнит. Это случилось после записи первых эпизодов. По его словам, из-за напряжения и страха сделать что-то не так он «бешено орал в микрофон», после чего решил, что «телевидение — это не его». «Я с осторожностью смотрел на этого человека. Он был излишне щепетильным и суетливым, — вспоминал при этом линейный продюсер „Поля чудес“ Карен Абрамян. — В первые полгода у нас были серьезные конфликты. Ему не нравилось, как мы работаем по старой схеме Влада». С «Медузой» Карен Абрамян говорить отказался.

Якубович часто повторял в интервью, что с момента его прихода в студии больше «нет телевидения»: с 1991 года ни режиссер, ни продюсер не вмешиваются в ход игры ради «лучшей картинки». «Я работаю, а вы снимаете. Как именно, меня не касается, это я выясню на монтаже», — объяснял распределение ролей на площадке ведущий.

Еще одним принципиальным отличием нового «Поля», по мнению Якубовича, стало общение: фокус игры сместился с механического угадывания слов на беседы с участниками. «Это должна быть программа не о том, во что играют, а о тех, кто играет, — отстаивал свое видение ведущий. — Тогда это совсем другая история, а не телевизионная крутилка». 

А как было при Листьеве?

Фокус на игроках, судя по эфирам Листьева, присутствовал в шоу еще на этапе замысла. Диалог с участниками неизбежно возникал как минимум из-за скорости вращения барабана: в оригинальном Wheel of Fortune тот же процесс занимал секунды, игроков там почти не показывали — внимание было приковано к барабану и табло.

Листьев тоже представлял участников, расспрашивал их обо всем на свете и умилялся любой самодеятельности. Более того, при Листьеве в программу можно было попасть два раза подряд — на том основании, что в первой игре участнику не повезло. 

«Я всегда пытаюсь раскрыть для телезрителей того человека, который играет. Это трудно, однако кое-что удается узнать. Например, как он ухитряется существовать на 200 рублей в месяц», — рассказывал первый ведущий «Поля чудес» летом 1991 года.

Бесконечная рекламная пауза

Чтобы стать самой популярной программой в СНГ, которую регулярно смотрят две трети всех телезрителей, «Полю чудес» потребовалось меньше двух лет. Чтобы стать шоу с самой дорогой рекламой на российском телевидении — меньше полугода.

«Если для первых выпусков Влад ездил к спонсорам, то спустя два-три месяца они уже сами приезжали. Мы больше никого не искали, только выбирали, кто больше предложит», — говорит «Медузе» первый директор программы Алексей Дронов. По его словам, реклама была везде: под словом на табло, в заставке передачи, на секторах барабана, на бортиках перед зрителями — как на хоккее. В эфире одной из программ Листьев спросил у помощницы: «Наташа, где тебя так замечательно причесали?» — «В парикмахерской». — «Ну я понимаю, что не дома. А в какой?» — «В „Жень-Шень“». — «О, это хорошая парикмахерская». 

Стоимость этой рекламы зависела от курса доллара и постоянно менялась. «Мы понимали, что к нам заходят западные спонсоры и для них сто долларов — это сто долларов, просто валюта, а не панацея [от инфляции], — продолжает Дронов. — Мы смотрели, как падал рубль, и добавляли 15–20% [к курсу]. Получалась цена за минуту рекламы. Мне кажется, тогда все лепили цены кто во что горазд». Впрочем, самая эффектная реклама поначалу была у российских финансовых пирамид: «Хопер-Инвест» выкупил гигантский баннер, МММ разыгрывал на своем секторе сначала слитки золота, а затем машины Ferrari. 

К середине 1990-х «рекламная пауза», превращенная Якубовичем в мем, была самой востребованной площадкой для рекламодателей. Конкурировать с ней могли лишь другие проекты компании ВИД: «Музобоз», «Тема» (ее поначалу вел Листьев) и «Звездный час». По оценке линейного продюсера «Поля чудес» Карена Абрамяна, аудитория их программы к тому времени в СНГ достигала 200 миллионов зрителей. 

«Официальная зарплата у меня как у руководителя телекомпании ВИД — миллион рублей. Но, поверьте, это совсем небольшие деньги для такого сверхдорогого города, как Москва», — признавался Листьев в интервью в 1993 году. 

ГЛАВА 3

Самое обидное поражение за всю историю «Поля чудес»

Сотый выпуск «Поля чудес» проходил в цирке на Цветном бульваре и полностью соответствовал духу места. На манеж выходили артисты и клоуны, Якубович летал под куполом, целовался с шимпанзе и кубарем катился с лестницы под музыку живого оркестра.

В этом выпуске Листьев поблагодарил коллегу за то, что тот «подхватил знамя, почти выпавшее из рук». «Если Кирилл и Мефодий только изобрели русские буквы, то Листьев и Якубович научили народ, как с их помощью получить японскую аппаратуру», — шутили в перерыве «Одесские джентльмены». 

Победитель программы, учитель географии из Магадана Петр Капустин пытался выиграть суперприз — красную иномарку (сделав круг по арене, Volvo-850 остановилась в трех метрах от игрока). Последнее задание ведущего: «Как иначе называется водяной воробей?» Мужчина угадал три первые буквы и был готов назвать слово. Якубович попросил не торопиться. «Полная тишина в цирке! Ровно одна минута, — несколько раз повторил он. — Я просил полную тишину! Абсолютную тишину!» Оглянувшись, Капустин дал понять публике, что не нуждается в подсказках. «Минута!» — сказал Якубович. Наконец, долгожданный и правильный ответ прозвучал: «Оляпка».

Однако, пока Капустин молчал, кто-то в зале уже выкрикнул это слово. Якубович стукнул кулаком по барабану: «Стоп! Встаньте! Кто это сказал?! — взорвался ведущий. — Вы лишили человека машины!»

После замены задания Капустин дал неправильный ответ и остался ни с чем. Красная Volvo уехала за кулисы.

«Трагедии не испытывал, но когда московские дельцы-бизнесмены сказали, что „сорвалось 12 лимонов“, я стал думать о потере», — признался Капустин местному телевидению. 

Вернувшись после записи игры в Магадан, Капустин стал народным героем — на защиту земляка поднялся весь город. «Началось безумие, это был наш „майдан“, — говорит в беседе с „Медузой“ дочь игрока Полина. — В „Поле чудес“ пошли коллективные письма от рабочих завода, учителей и медиков. Отцу писали со всей страны, на конвертах было „Магадан, Капустину“».

Местная пресса выходила с заголовками «Наш человек в „Поле чудес“» и рассказывала о «нищем школьном учителе, которого публично, при свете юпитеров обокрали и унизили». Авторы призывали бойкотировать телешоу и обвиняли его создателей в сговоре с автомобильным салоном Musa Motors — спонсором игры. В том, что «„подсказка“ была подсказана», никто не сомневался. Зрителей смущало требование ведущего выждать паузу и театральное нагнетание обстановки. Знакомые Капустина уверяли, что «абсолютная тишина» была нужна Якубовичу, чтобы все услышали выкрик.

«Мы в такие игры не играем. Произошел чистейший нелепый случай», — комментировал упреки Карен Абрамян, который был тогда заместителем директора программы. По мнению Якубовича, это было «самое обидное поражение за всю историю „Поля чудес“».

«Мужик был очень хороший. Умный, честный, он всем понравился, но подсказку слышал весь зал. Представитель Musa Motors был за кулисами и настаивал, чтобы мы отдали машину. Якубович был за, я тоже. Он действительно ее заслуживал, — вспоминает первый директор „Поля“ Алексей Дронов — Против был Влад. Он говорил: „Мы же не дарители, а телевикторина. Дайте другое задание: выиграет — отдаем“. Он был очень жестким в этом плане — есть правила, по ним надо действовать». 

Дома Капустин обнаружил, что бытовая техника, выигранная в цирке, оказалась бракованной. Это окончательно подорвало доверие местных жителей и стало поводом для новых обращений в «Останкино».

Через неделю история про учителя и оляпку добралась до центральных газет. «В один миг ваша передача могла стать тем, чем теперь не станет никогда: эталоном высшей справедливости», — писал журналист «Комсомольской правды» Владимир Мамонтов. На волне протестов телекомпания «Магадан» решила запустить свою викторину «Счастливое созвездие». Ее первым участником должен был стать Петр Капустин.

Тем временем в Москве придумали подарить Капустину утешительный приз от спонсора. Постскриптум с награждением нужно было доснять с участием героя, его снова позвали в «Останкино» «для получения приза за победу в юбилейной игре „Поле чудес“». «Расходы на билет и проживание программа берет на себя», говорилось в телеграмме (есть в распоряжении «Медузы»). Капустин второй раз поехал из Магадана в Москву, полагая, что «приз» — это «Вольво», о котором говорила вся страна.

На первой в истории программы «досъемке», записанной через две недели после событий в цирке, мужчина вместо автомобиля получил три бутылки вина. В эфир «цирковой» выпуск вышел уже с доснятым финалом, в котором магаданец получает свой утешительный приз. В этом же фрагменте, уже после награждения Капустина, спонсор пригласил передачу «Поле чудес» записать рождественский спецвыпуск в Барселоне. Капустину возместили расходы на повторную поездку в Москву — и предложили поучаствовать в конкурсе «испанских кроссвордов», чтобы поучаствовать в барселонском выпуске. Капустин попробовал, но поездку в Барселону не выиграл.

После второй поездки в Москву в Магадане Капустина спрашивали: «Так у вас есть машина?» «Нет — даже стиральной», — отвечал он. 

«Никто из игроков не ощутил настоящего человеческого внимания со стороны организаторов. За время игры нам никто не пожал руки, мы были брошены на произвол судьбы со своими призами, — сказал он. — Мы там нужны просто-напросто как фон для показа рекламных роликов».

ГЛАВА 4

После Влада

В 1995 году Леонид Якубович получил премию ТЭФИ в номинации «Лучший ведущий развлекательной передачи». В заставке ОРТ — своеобразной галерее первых лиц канала — Якубович шел после ведущего КВН Александра Маслякова и диктора Игоря Кириллова, телевизионных легенд, работавших на ТВ с 1960-х годов. 

Газета «Аргументы и факты» назвала «Поле чудес» «гарантированным прожиточным минимумом — не хлебным, а зрелищным». У телеигры появились газета, настольная и виртуальная версия; шоу не раз пародировали и снимали в кино. «У Лени [Якубовича] тогда была нереальная слава. Это абсолютно его проект, он очень хорошо себя в нем чувствовал, — говорит первый директор программы Алексей Дронов. — Мне кажется, благодаря Владу он вытащил золотой лотерейный билет». По словам Константина Эрнста, Листьев считал, что Якубович превзошел его как ведущий, и относил успех преемника к числу своих продюсерских удач. 

Сам Якубович к тому времени уже несколько лет намекал и открыто заявлял, что готов уйти из проекта — «можно сказать, на пенсию». 1 апреля 1994 года даже вышел «прощальный выпуск» программы, обставленный как сборник слухов и небылиц о Якубовиче — одним из этих слухов был его скорый уход из «Поля». Новым ведущим викторины в шутку назвали Владислава Листьева. 

В эфире программы «Акулы пера» в 1996 году молодые журналисты обвинили Якубовича в звездной болезни и «презрении по отношению к зрителям». «Неужели эти сумасшедшие газетные рейтинги, астрономические гонорары, бесконечные подарки, возможность суперпрестижного отдыха, экзотических увлечений и прочего значительно дороже для вас чувства собственного достоинства, которое вы ежеминутно растаптываете на телеэкране?» — спросил один из участников «Акул пера». «Ну и чего я должен отвечать на такое заявление? — сказал Якубович. — Ничего и не буду».

Чаще всего поводом для критики становилось плохо скрываемое раздражение ведущего. Якубович мог высмеять волнение игрока из провинции, спросить про «свинцовые трусы» у жительницы Чернобыля и поддержать попавшую под сокращение безработную мать-одиночку словами: «Правильно вас сократили. Вы банкрот — [как] и ваша фабрика». Неловкие моменты возникали также в разговорах с детьми и внуками игроков. «У тебя есть видеомагнитофон? Ты [эротический фильм] „Эммануэль“ видел?» — спросил у подростка Якубович в одном из выпусков. Леонид Якубович отказался от комментариев «Медузе».

Создатели шоу объясняли неоднозначные реакции Якубовича усталостью — от переодевания в кадре и графоманских стихов, а также от домашних солений, без конца передаваемых в музей «Поля чудес». «Если бы это было так, то и программа, и я по рейтингу сползали бы все ниже и ниже. А программа только поднимается», — парировал ведущий в тех же «Акулах пера». 

Кукольный Ельцин

Летом 1995 года в интервью программе «Час пик» Якубовича неожиданно спросили, за кого голосовать на предстоящих выборах депутатов Госдумы. «За себя. Это не ко мне вопрос. Я не занимался политикой и, наверное, никогда не буду», — ответил он.

Однако через полгода Якубович баллотировался в депутаты от экологического движения «Кедр», а еще через год, накануне выборов президента России, вышел спецвыпуск «Поля чудес» с куклами кандидатов в роли игроков (из программы «Куклы», выходившей на НТВ). Прежде аполитичная программа «не могла пройти мимо замечательного момента в истории нашей страны», объяснил телезрителям ведущий. Так спустя шесть лет после того, как ВИД четко разделил свои проекты на общественно-политические и развлекательные, их граница вновь стала условной. 

Выпуск с куклами телекомпания ВИД делала совместно с ОРТ и НТВ. По словам бывшего директора «Поля чудес» Алексея Дронова, заказ поступил от руководства Первого канала, «остальные подключились». Сценарий шоу написал сатирик и постоянный автор программы «Куклы» Виктор Шендерович. «У меня было доброжелательно-ироническое отношение к „Полю чудес“, — говорит „Медузе“ Шендерович, — с некоторым сочувствием к Якубовичу, распятому на этом колесе». 

Шендерович перенес образ предвыборной гонки в пространство игры, где резиновые двойники политиков соревновались за победу в финале. Каждый из трех туров викторины изображал настоящие дебаты и обыгрывал отношения кандидатов, их взаимные претензии и угрозы: «Жириновский» хамил, «Явлинский» мямлил, «Лебедь» заставлял отжиматься, «Черномырдин» уходил от ответа, а Зюганов пришел на игру с внуком-пионером в красном галстуке.

Как и в оригинальных «Куклах», гротескные персонажи разоблачали своих прототипов и выставляли их на посмешище. Ведущий намекал на пороки и слабые стороны кандидатов, не верил в их искренность и давал понять, что не хотел бы видеть на посту президента ни одного из них. Исключением стала кукла Бориса Ельцина: она ставила на место оппонентов, угадывала буквы и внушала страх ведущему. 

«Что сейчас это обсуждать? На тот момент мы все — и ОРТ, и НТВ, и ВИД — искренне верили, что победить должен был Ельцин, — говорит Дронов. — Потом уже стали понимать, что, может быть, и не стоило этого делать». Шендерович же утверждает, что программа агитировала только за то, чтобы идти на выборы: «Жесткой сатиры в адрес Ельцина и представляющих его политиков в этом „Поле чудес“ выше крыши, перечитайте».

Основными претендентами на победу в «Поле чудес», как и в реальной президентской гонке, стали куклы Геннадия Зюганова и Бориса Ельцина. Выиграв в финале, «Ельцин» согласился на суперигру. «Кто станет президентом России?» — задал последний вопрос Якубович. На табло появилось слово из одной буквы. «Я мог бы сказать „я“, но пусть послезавтра это скажут все россияне. Я россиянам доверяю», — обратился к телезрителям «Ельцин». «Блестящий ответ, браво! Я аплодирую вашей мудрости, вашему мужеству, — признался ведущий. — И мы все вместе аплодируем победителю!»

За год до этого выпуска, в марте 1995-го, Влада Листьева застрелили в подъезде его же дома. Тогда на встрече с коллективом «Останкино» Борис Ельцин назвал себя «одним из виновников» случившегося, «одним из тех руководителей, которые приняли недостаточно мер для борьбы с бандитизмом, коррупцией, взяточничеством и преступностью». 

Через две недели после выхода «предвыборного» «Поля чудес» Ельцин получил 54% голосов избирателей. По оценке проекта «Открытая Россия», выпуск «Поля чудес» с куклами «изменил ход истории».

Перед следующей президентской кампанией в 2000 году Якубович заявил, что не понимает, что происходит, — и что «надо выбирать не президента, а главного психиатра этой страны».

Наши дни

В 2009 году вышел тысячный выпуск «Поля чудес». Барабан накрыли подарками и угощениями — так, словно это был огромный стол в центре сельскохозяйственной ярмарки. С тех пор он выглядит так примерно всегда. Еще через пару лет Леонид Якубович отметил 20-летний юбилей в качестве ведущего «Поля чудес», о чем позже написал в одном из своих стихотворений: «Поглядеть — так это даже странно. Но уж так даровано судьбой, 20 лет стою у барабана, как у мавзолея часовой». 

Первый режиссер «Поля» Елена Харчевникова говорит «Медузе»: «Когда была на записи юбилейного, 25-летнего выпуска, поняла, что это совсем другой продукт, не тот, что мы делали. Мы снимали викторину с элементами шоу, сейчас это шоу с элементами викторины. Но сделано качественно — и зритель это любит».

В 2015 году Первый канал представил первую сводную статистику «Поля чудес» за всю историю программы. В ней поучаствовали игроки из 43 стран, которые передали 7800 приветов и отгадали 5700 слов. За время съемок сменили три барабана, зрители посмотрели 3900 рекламных пауз, а участники выиграли 110 автомобилей и 20 квартир. Якубович же получил в подарок две тонны соленых огурцов и полторы тысячи литров алкоголя.

Летом 2020 года Якубович назвал себя «заложником образа» и пожаловался, что стереотипы публики мешают ему в «сценическом существовании». Однако уходить из программы он не собирается. «Если бы захотел бросить, я бы бросил», — сказал он в интервью RTVi.

«В сущности, есть только один человек, который может рекомендовать мне что-то изменить или сделать что-то по-другому. Один, — говорит Якубович и тянет указательный палец вверх. — И это 30 лет. Эрнст».

<!— AddThis Button BEGIN —>
<div class=»addthis_toolbox addthis_default_style»>
<a class=»addthis_button_facebook_like» fb:like:layout=»button_count»></a>
<a class=»addthis_button_tweet»></a>
<a class=»addthis_button_google_plusone» g:plusone:size=»medium»></a>
<a class=»addthis_counter addthis_pill_style»></a>
</div>
<script type=»text/javascript» src=»//s7.addthis.com/js/300/addthis_widget.js#pubid=54027941″></script>
<!— AddThis Button END —>

  • Поле чудес как пишется
  • Поле чудес по сказкам 3 класс
  • Поле скошено как пишется
  • Поле чудес в стране дураков название сказки
  • Поле чудес в стране дураков из какой сказки автор