Полдесятого как пишется правильно

Тест 10 по русскому языку, 40 вопросовответы в конце тестаhttp://rus.1september.ru/тест составлен еленой владимировной жуковской автором книги итоговые тесты по

Тест №10 по русскому языку, 40 вопросов

(ответы в конце теста)

http://rus.1september.ru/

Тест составлен Еленой Владимировной Жуковской – автором книги «Итоговые тесты по русскому языку и культуре речи» (М.: Флинта: Наука, 2003). Это сбалансированный тест, который является хорошим способом самоконтроля.

Рекомендуемое соответствие оценки и числа выполненных заданий:

«отлично» – не более 4 ошибок;

«хорошо» – не более 10 ошибок;

«удовлетворительно» – не более 16 ошибок;

«неудовлетворительно» – 17 ошибок и более.

Дополнительное задание (сочинение-рецензия по тексту) оценивается как творческая работа.

1. В каком слове пишется Ь?

1) январ(ь)ский

2) еш(ь)те

3) блестящ(ь)

4) бан(ь)щик

2. В каком примере в суффиксе пишется НН?

1) ветрян_ая мельница

2) книга иллюстрирован_а

3) стадо испуган_о

4) печен_ый в золе

3. В каком слове допущена орфографическая ошибка?

1) запаздать

2) воображение

3) угрожать

4) нагромождать

4. Какой ряд синонимов составлен неверно?

1) всадник, наездник, верховой, конный

2) краснеть, рдеть, алеть, румяниться

3) ошибка, оплошность, погрешность, промах

4) злой, лихой, плохой, ужасный

5. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) богатый

2) утреннее

3) вьюга

4) просьба

6. Пишется частица НЕ:

1) Н_ один человек не пришел.

2) Н_ она ли это?

3) Н_ дать н_ взять.

4) Откуда н_ возьмись.

7. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

1) Дрова как будто и сухи_ да не играет печка.

2) Обе женщины хитрили_ и ни одна не начинала нужный разговор.

3) День был невинен_ и ветер был свеж.

4) В июле на юге вечера наступают рано_ и воздух темнеет быстро.

8. Укажите пример, в котором употребление прописной буквы неверно:

1) Организация Объединенных Наций

2) Герой Российской Федерации

3) Западная Сибирь

4) Государственная Третьяковская Галерея

9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Несмотря на ранний час, многие лицеисты не спали.

2) Самая речь полковника, скупая на слова, никогда не отличалась определенностью.

3) Должно быть, за пеленой облаков взошла луна.

4) Ведущая вверх, тропинка сильно петляла.

10. Пишется раздельно:

1) (двадцати)(пяти)тысячный

2) (пол)десятого

3) (четверть)финал

4) (три)(тысячи)пятнадцатый

11. Часть речи определена неверно:

Как вольно дышит грудь, как будто движутся челны, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны.

1) Вольно – наречие

2) весь – местоимение

3) охваченный – прилагательное

4) дыханием – существительное

12. В каком слове приставка оканчивается на -С?

1) Во_награждать

2) бе_шумный

3) ра_жечь

4) и_мучить

13. Пишется о:

1) алыч_вый

2) перч_ный

3) затуш_вывать

4) никч_мный

14. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)?

1) Карнизы и наличники дома калитка и ворота все было в узорах.

2) Вскоре мне улыбнулось счастье нашелся сын.

3) Дожди размыли горные дороги ехать было трудно.

4) Снег становился все белее и ярче так что ломило глаза.

15. Укажите, в каком слове допущена ошибка:

1) щавель

2) парашютный

3) малышы

4) щуриться

16. Укажите неверное утверждение о количестве букв и звуков в словах:

1) въезд – 5 букв, 5 звуков

2) вечный – 6 букв, 7 звуков

3) просьба – 7 букв, 6 звуков

4) доброе – 6 букв, 7 звуков

17. В каком слове пишется разделительный твердый знак?

1) контр(ъ)аргумент

2) гил(ъ)отина

3) пред(ъ)юбилейный

4) с(ъ)узить

18. В каком предложении знаки препинания расставлены неверно?

1) По окончании трудов Петр вынул карманную книжку, дабы справиться, все ли им предполагаемое на сей день исполнено.

2) Пускай ты умер, но в сердце смелых и сильных духом, всегда ты будешь живым примером.

3) Пока Шамохин говорил, я заметил, что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие.

4) Тетка закрыла глаза, чтобы поскорее уснуть, так как она знала по опыту, что чем скорее уснешь, тем скорее наступит утро.

19. Укажите слово с орфографической ошибкой:

1) раззвонить

2) чересчур

3) изчезнуть

4) дислокация

20. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) закупорить

2) зимовщик

3) каучук

4) красивее

21. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

1) Казалось, настало время, когда каждая минута словно вечность_ и не надо ждать иной.

2) Сам он не увеличил отцовского состояния_ ибо был, как говорится, жуир, эпикуреец на русский лад.

3) Уж коли задался человек идеей_ то ничего не поделаешь.

4) Мне не хотелось домой_ да и незачем было идти туда.

22. Чужая речь в предложении передана неверно:

1) Я спросил брата, принес ли он книгу.

2) Мамаев объяснил, что сидит здесь шесть часов.

3) Какой аромат, граждане, какой упоительный аромат, говорил старик.

4) Гаврила вдруг спросил, где снасть.

23. Отметьте номер слова, лексическое значение которого определено неверно.

1) Блик – отблеск света или световое пятно на темном фоне.

2) Аллея – дорога, по обеим сторонам которой посажены деревья.

3) Репродукция – картина, отпечатанная в типографии.

4) Мякина – мягкая часть печеного хлеба, хлебных изделий.

24. Пишется слитно:

1) вслед (за)тем раздался выстрел

2) выслушивать одно и то(же)

3) было (от)чего печалиться

4) (за)тем и пришел, чтобы получить нужные сведения

25. Найдите ошибочное утверждение о следующем предложении:

Давай вдвоем песенку споем.

1) Предложение простое, неопределенно-личное

2) главный член предложения сказуемое давай споем

3) предложение распространенное

4) вид связи в словосочетании споем песенку – управление

26. Отметьте неверно образованную форму множественного числа:

1) кучера

2) сторожа

3) жернова

4) инженера

27. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) з_ницы, yд_py, ж_лейка, пр_небречь

2) к_бура, несг_раемый (шкаф), воз_бновить, заг_ловок

3) вя_кое (болото), бе_дельник, чере_полосица, и_зябнуть

4) без_нициативный, от_скать, пред_стория, сверх_зысканный

28. В каком словосочетании вид связи – примыкание?

1) Тотчас наполнило

2) ожидание встречи

3) наполнило сердце

4) наполнило радостью

29. Отметьте слово с приставкой ПРЕ-:

1) пр_певать

2) пр_кончить

3) пр_стегнуть

4) пр_возносить

30. У какого слова в предложении неправильно определены грамматические признаки?

Мы отдохнули после работы, затем пошли в кино.

1) Мы – личное местоимение

2) после – предлог

3) затем – союз

4) пошли – глагол

31. Укажите правильный вариант ответа:

Ц_фра, возр_ст, ра_ценка, син_ватый, засе_л, пред_стория

1) и–о–с–и–е–ы

2) и–а–з–е–е–и

3) ы–а–с–е–я–и

4) и–а–с–е–я–ы

32. В каком слове пишется НН?

1) жеван_ый

2) балован_ый ребенок

3) вялен_ая рыба

4) мы ограничен_ы временем

33. В каком примере возможно только одно написание?

1) (в)даль

2) (от)того

3) ве(з/с)ти

4) уже(ли)

34. В каком случае НЕ пишется слитно?

1) долг (не)уплачен

2) (не)удача привела нас к успеху, а выдержка

3) (не)оконченный труд

4) сказано (не)(по)русски

35. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное):

1) Большинство учеников хорошо сдало экзамены.

2) Школу закончили сорок один человек.

3) В деревне послышался топот и крики.

4) Докладчик пытался убедить своих слушателей, что будто бы выдвинутые им предложения проверены на практике.

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 36–40

(A) Подует ветер прямо в лицо, все весело зашумит и задвижится кругом.

(Б) Ветерок то просыпался, то утихал.

(B) Одни кузнечики дружно трещали.

(Г) Но вот, он опять замер, и все опять стихло.

36. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) БАГВ

2) АБВГ

3) ВГБА

4) ГБВА

37. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) А

2) Б

3) В

4) Г

38. В каком предложении есть слово с орфографической ошибкой?

1) А

2) Б

3) В

4) Г

39. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?

1) в  лицо – существительное, неодушевленное, средний род, 2-е склонение, ед. число, винительный падеж

2) утихал – глагол, несовершенный вид, 1-е спряжение, прошедшее время

3) дружно – прилагательное, качественное, краткая форма, средний род, ед. число

4) он – местоимение, личное, 3-е лицо, ед. число

40. Определите стиль и тип речи данного текста

1) разговорный стиль, повествование

2) публицистический стиль, описание

3) художественный стиль, повествование

4) научный стиль, рассуждение

Ответы:

1-2

6-2

11-3

16-2

21-1

26-4

31-4

36-1

2-4

7-4

12-2

17-3

22-3

27-2

32-2

37-4

3-1

8-4

13-1

18-2

23-4

28-1

33-4

38-1

4-4

9-4

14-2

19-3

24-4

29-4

34-3

39-3

5-4

10-4

15-3

20-3

25-1

30-3

35-3

40-3

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Напишите сочинение-рецензию по этому тексту. Выразите свое отношение к теме, описанной автором. Оцените языковое оформление текста: стиль, композицию, отбор языковых средств.

ЗАЧЕМ Я УБИЛ КОРОСТЕЛЯ?

Это было давно, лет сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и у небольшой ямки, поросшей тальником, увидел птицу. Она услышала меня, испугалась и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.

От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать. Непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда, живая душа. Я догнал птицу и, слепой от охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.

Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась.

Я узнал птицу. Это был коростель, дергач по-нашему. Все его друзья дергачи отправились в теплые края зимовать, а этот уйти не смог. У него не было одной лапки – в сенокос он попал под косу. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.

Худое, почти невесомое тельце птицы вызвало во мне такую жалость, что я стал руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную птицу…

Много лет я живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли. Но отчего, почему, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?

(В.Астафьев)

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

  • Полгорода как пишется слитно или раздельно
  • Полдевятого как пишется слитно или раздельно
  • Полдевятого утра как пишется
  • Полгода как пишется правильно слитно или раздельно
  • Полгода как пишется слитно или через дефис