Всего найдено: 29
Здравствуйте. Склоняется ли слово «полшанса» в форму «полушанса» (не дать ни полушанса на победу)?
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: Ни дать ни полушанса. Подробно о том, являются ли слова с первой частью полу- формами слов с пол- или самостоятельными словами, коллеги рассказывали в ответе на вопрос 307202 (почитайте, это очень интересно).
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как правильно склоняется слово «пол-листа»?
Ответ справочной службы русского языка
На склонение сочетаний типа пол-листа в науке есть разные точки зрения. Наиболее убедительная в состоит в том, что это несклоняемые сочетания. Элемент пол- в этой концепции рассматривается как самостоятельное слово (вопреки написанию), приближающееся по своим функциям к числительному. Это выражается, например, в способности сочетаться с определением в форме мн. числа (ср.: каждые полгода и каждые два года) и возможности вставить определение (пол-листа — пол большого листа). Сочетания с пол- выступают только в именительном или винительном падеже. В конструкциях, где требуется другой падеж, в строго нормированной литературной речи сочетания с пол- употребляться не могут. Однако вместо них могут использоваться слова с частью полу-, например: прошло полмесяца — прошло около полумесяца, пройти полкилометра — в полукилометре от дома. Часть полу- образует именно слова, а не свободные сочетания. Но у таких слов отсутствует форма именительного-винительного падежа (их нужно отличать от слов, в которых полу— присоединяется к именительному падежу: полукруг, полуостров, полумаска, полутон, полуфинал и др.; такие слова имеют полный набор падежных форм).
Почему слова с полу— это именно другие образования, а не формы слов с элементом пол-? Часть пол— легко сочетается с любыми существительными, обозначающими предметы, поддающиеся счету. Сложные слова с полу- не образуются с той степенью свободы, которая характерна для сочетаний с пол-, поэтому далеко не всякому сочетанию с пол- соответствует сложное слово с полу-. Например, не говорят: разбавь это *получашкой молока, около *полудома уже заселено, к *полуогороду мы еще не прикасались.
Данный подход к описанию сочетаний с элементом пол- нашел отражение в словарях, например в «Русском орфографическом словаре», где к словам типа пол-листа не дается окончание родительного падежа, оно указывается при склоняемых существительных (ср. словарные статьи пол-листа и полуфинал), в «Грамматическом словаре русского языка» А. А. Зализняка, в «Орфоэпическом словаре русского языка» под ред. Н. А. Еськовой (см. параграфы 31—33 раздела «Сведения о грамматических формах»).
Другая точка зрения представлена в «Русской грамматике» 1980 года. Здесь говорится о том, что все слова с первым компонентом пол— принадлежат к тому же грамматическому роду и типу склонения, что и то слово, форма род. падежа которого выступает в опорном (втором) компоненте, при этом часть пол- заменяется на полу-. В текстах встречаются подобные формы: (два) полулиста, (по) полулисту, (с) полулистом, (о) полулисте. Однако они оцениваются словарями как формы слова полулист.
Скажите, пожалуйста, какое написание верно: «полугрусть» или «полу-грусть»?
Ответ справочной службы русского языка
Верно: полугрусть.
Какого рода и как склоняется слово полстакана?
Ответ справочной службы русского языка
У слова полстакана невозможно определить род.
В книжной речи при склонении пол- меняется на полу-: полстакана, полустакана, полустакану, полстакана, полустаканом, полустакане.
В разговорной речи первая часть не меняется: полстакана, полстакана, полстакану, полстакана, полстаканом, полстакане.
полу- приставка или корень? конкретно в слове полусветлую
Ответ справочной службы русского языка
Пол- — это корень.
полупраздничный, или полу праздничный, или полу-праздничный
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: полупраздничный.
Скажите, пожалуйста, как правильно пишется полукабачок-полутыква? С дефисом?
Ответ справочной службы русского языка
Да, пишутся через дефис парные конструкции, состоящие из слов с первой частью полу-: полукабачок-полутыква.
Слово «около-» в смысле «полу-», «недо-» пишется слитно или через дефис с последующим словом? Например, «около[-]духовные разговоры» или «около[-]математические разговоры»?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно слитное написание.
Как правильно: полулюблю или полу-люблю?
Ответ справочной службы русского языка
Орфографически верно: полулюблю. Первая часть сложных слов полу… пишется слитно.
Скажите пожалуйста, если автор хочет употребить слово _полу-утопия_, как его стоит написать? По правилу получается, что слитно. Но слитное написание выглядит странно
![]()
Контекст такой:Совсем недавно такой проект звучал бы как полу-утопия со сроком воплощения лет двадцать пять.
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
И всё же правильно слитное написание: полуутопия. Первая часть сложных слов полу… пишется слитно.
Правильно ли написать полу-пропорциональный употребляя дефис?
Ответ справочной службы русского языка
Такое написание не будет нормативным, поскольку первая часть сложных слов полу… пишется слитно.
Спасибо за ответ о пол- и полу-. А можно их выделять как корень сложных слов? Ведь в академической грамматике они представлены как словообразовательные компоненты сложных слов (в соответствующем параграфе).
Ответ справочной службы русского языка
Да, это возможно.
Какой морфемой являются пол- и полу-? Например, в словах полуденный, полупроводник, полгорода и др.
Ответ справочной службы русского языка
Справочники и словари обтекаемо называют такие единицы «первыми частями сложных слов». В школе можно считать их и приставками.
Добрый день! У меня вопрос, связанный с правописанием корня полу-.
Нужно объяснить внутреннюю форму французского фразеологизма mi-figue, mi-raisin. В дословном переводе «полу-винная ягода, полу-виноград». Значение фразеологизма «ни то ни сё». Как правильно в этом случае писать корень полу-?
Ответ справочной службы русского языка
Орфографически правильно написание полу винная ягода, полувиноград.
«Не могли бы вы привести все варианты и историю возникновения такого разнобоя при употрблении «пол».
Да, значение «половина». Например, пол-лимона. В одних случаях — слитно, в др. — раздельно, или через дефис.
Ответ справочной службы русского языка
Разнобоя нет, есть четкое правило дефисного и слитного написания. Пол- (половина) пишется через дефис с последующим родительным падежом существительного, если существительное начинается с гласной буквы или согласной л, например: пол-оборота, пол-яблока, пол-лимона, но: полметра, полчаса, полкомнаты; через дефис пишутся также сочетания пол- с последующим именем собственным, например: пол-Москвы, пол-Европы. Слова, начинающиеся с полу-, всегда пишутся слитно, например: в полуверсте от города, полустанок, полукруг.
- изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
- условное: что делал бы? что сделал бы?;
- повелительное: делай!;
- сказуемым: Быть сегодня празднику;
- подлежащим :Учиться всегда пригодится;
- дополнением: Все гости просили ее станцевать;
- определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
- обстоятельством: Я вышел пройтись.
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
- начальная форма — послать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
- начальная форма — прислушаться;
- морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
Как пишется пол аршина?
Существительное «пол-аршина» пишется через дефис – пол-аршина. Кучминой Надеждой Владимировной. Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет. Поскольку существительные со словом «пол» можно писать и слитно, и через дефис, и раздельно, многие путаются при написании этого слова.
Что значит слово пол аршина?
Аршин – это старинная русская мера длины. Один аршин равен 0,7112 м, соответственно, пол аршина – 0,7112/2 =0,3556 м или 35,56 см. Данная мера длины появилась в России во второй половине XVI века, и активно использовалась в торговле и промышленности вплоть до ХХ века.
Как пишется пол Америки?
Как пишется слово пол Европы?
ПОЛ УЧЕБНОГО ГОДА – ПОЛ пишется раздельно, так как он не относится к следующему слову. ПОЛУГОДИЕ – ПОЛУ всегда пишется слитно. Обратите внимание: если ПОЛ- оказался перед именем собственным (а значит, перед прописной буквой), то после него следует поставить дефис , например: пол-Европы, пол-Петербурга.
Как правильно пишется слово пол литра?
Как правильно «пол-литра» или поллитра? Правильно: пол-литра. Пол-литра пишется через дефис. Скажите, пожалуйста, почему поллитровка пишется слитно, в то время как пол-литра и пол-литровый — через дефис.
Сколько см в 1 Аршине?
Аршин упоминается в литературных источниках с середины XVI века. Происхождение наименования «аршин» точно не установлено. Обычно его производят от наименования турецкой меры длины «аршим» (27,9 дюйма = 70,9 см), или от персидского «арши» — мера длиныОт лат.
Что значит слово аршин?
старорусская единица измерения длины. … устаревший инструмент для измерения длины. «Самый прут, палочка, тесьма ровно в эту меру» — Толковый словарь живого великорусского языка Даля. «Линейка длиною в один аршин с нанесёнными на ней делениями, служащая для измерения.
Почему пол листа пишется через?
«Пол» пишется через дефис
1) Перед буквой «л»: пол-лимона, пол-литра, пол-ложки, пол-листа. Благодаря дефису у нас не происходит удвоения согласной «л». … Потому что по правилам русской орфографии недопустимы слитные написания с одной прописной буквой в середине слова.
Почему пол арбуза пишется через дефис?
Слово «пол-арбуза» пишется через дефис. Согласно правилу русского языка, все слова с «пол-» пишутся через дефис, если следом идет гласная буква. Например: пол-окна, пол-апельсина, пол-арбуза, пол-участка.
Как правильно пишется слово пол лимона?
2) пишется через дефис, если вторая часть сложного слова начинается с гласной буквы или согласной л либо является именем собственным: пол-апельсина, пол-лимона, пол-Атлантики, пол-Лондона. Примечание. Слово поллитровка пишется слитно, так как вторая часть его не является формой родительного падежа существительного.
Как пишутся слова с пол полу?
Необходимо запомнить, что полу- пишется со словами всегда слитно! (полугодие, полушарие). Пол- пишется слитно всегда, за исключением трёх случаев: после пол- стоит заглавная буква (пол-Москвы), тогда слово пишется через дефис.
Как пишется в пол лица?
Пол-лица пишется через дефис.
Как правильно пишется слово пол ночи?
По правилу орфографии это существительное пишется в одно слово – полночи.
Как пишется слово пол метра?
Слово полметра пишется слитно. Если сочетание имеет значение приблизительного указания, ставится дефис: полметра-метр («то ли полметра, то ли метр»). Если же сочетание обозначает интервал значений («от… до»), ставится тире, например: длина должна быть полметра – метр (от полуметра до метра).
Сколько будет пол литра воды?
Ответ: 1 литор-1000мл. 1000÷2=500 (мл)-пол-литра.
Как пишется слово пол ведра?
Всего в слове 8 букв, 3 гласных, 5 согласных, 3 слога. Гласные: о, е, а; Согласные: п, л, в, д, р.
Пол-, полу- со словами — как пишется слитно, через дефис или раздельно
Пол-, полу слова в морфемном составе означает половина от чего либо. Что нужно запомнить?
- Слова в основе которых начинается на пол- при написание может слитно, с дефисом или раздельно, все зависит от буквы или слова которое стоит за ним по 3-м правилам
- Слова начинается с полу- всегда пишутся слитно.
Когда пол пишется через дефис?
- Если вторая часть лова начинается с любой гласной буквы: а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я. Примеры
- пол-ананаса
- пол-апельсина
- пол-арбуза
- пол-огурца
- пол-одиннадцатого
- пол-института
- пол-океана
- пол-урока
- пол-окна
- пол-аршина
- пол-улицы
- пол-языка
- пол-огорода
- пол-уха
- пол-яблока
- Если вторая часть лова начинается с согласной буквы «л». Примеры:
Важно отметить, что вторая часть слова дана в родительном падеже. А есть, где вторая часть в именительном падеже и пишется слитно: поллитровка, поллюция, поллиний или поллуцит. Таких слов крайне мало
- Если вторая часть является именем собственными пишется с большой буквы.
- Если вторая часть слова уже используется с дефисом:
- пол-мини-юбки
- пол-конференц-зала
- пол-Санкт-Петербурга
- пол-Нью-Йорка
Когда пол пишется слитно (правило)?
Во всех других случаев, если вторая часть начинается с любой согласной, кроме «л», примеры:
- полполя
- полпервого
- полправила
- полжизни
- полстены
- полстраны
- полдевятого
- полпятого
- полтретьего
- полсада
- полкниги
- полкомнаты
- поллитровый
- полметра
- полголовы
- полбатона
- полхлеба
Когда «пол» пишется раздельно?
Пишется раздельно в том случае, если между пол- и существительным стоит согласованное определение, то все три слова пишутся раздельно.
- пол учебного года
- пол яблоневого сада
- пол садового участка
- пол столовой ложки
- пол дипломной работы
Как правильно пишется приставка полу со словами?
В русском языке слова с полу всегда пишутся слитно: полусидя, полустоя, полуфинал, полушарие и так далее.
При написание наречий, где имеется пол- пишутся слитно: вполоборота, вполпути, вполсилы, вполголоса радости нет, видеть сон вполглаза
Тест «Правописание
сложных имён существительных» 1Вариант
1.Сложные
имена сущ. пишутся:
А) через
дефис Б) слитно В) раздельно
2. Слова,
начинающиеся с ПОЛУ -, пишутся:
А)
раздельно Б)через дефис В) слитно
3. Им. сущ.
с первой частью ПОЛ- пишется слитно:
А) перед
гласными Б) перед согласными В) перед прописными
4.
Сложносокращенные слова всех типов пишутся:
А)
раздельно Б) слитно В) через дефис
5. Укажите
ряд, в котором все слова пишутся слитно:
А)
(микро)район, (пяти)классник, (четырех)этажный
Б)
(полу)оборот, (био)сфера, (пол)окна
В) (пол)
Москвы, (зоо)парк, (вело)гонки
6. Укажите
ряд, в котором все слова пишутся через дефис:
А) (зоо)
парк, (пол)линии, (премьер)министр
Б)
(полу)щарие, (пол)Америки, (пол)часа
В) (друзья)приятели,
(юго)запад, (пол)лимона
7.Укажите
правописание имен существительных
Пол_Тюмени, водо_возка, пол_карася, пол_экземпляра,
пол_океана, фото_альбом, пол_листа, пол_Англии, пол_комнаты, зоо_магазин,
кафе_мороженое, пол_улицы, пило_рама, пол_лимона, теле_вышка, пол_тетради,
полу_метровый, сапоги_скороходы, пол_жизни, аква_парк, полу_шубок,
пол_седьмого, медиа_галерея, полу_станок, пол_оди_адцатого, северо_восток.
Тест «Правописание
сложных имён существительных» 2 Вариант
1.Сложные
имена сущ. пишутся:
А) через
дефис Б) слитно В) раздельно
2.Сложносокращенные
слова всех типов пишутся:
А)
раздельно Б) слитно В) через дефис
3. Им. сущ.
с первой частью ПОЛ- пишется через дефис:
а) перед
прописными буквами; б) перед гласными; в) перед согласными
4.Сложноскоращенные
имена сущ. всех типов пишутся:
А) через
дефис Б) слитно В) раздельно
5. Укажите
ряд, в котором все слова пишутся слитно:
А)
(фото)карточка, (везде) ход, (сине)глазый
Б) (пол)капусты,
(полу)оборот, (диван)кровать
В) (зоо)
магазин, (пресс)секретарь, (пол) Европы
6. Укажите
ряд, в котором все слова пишутся через дефис:
А) (полу)годие,
(метео)сводка, (северо)восток
Б)
(пол)августа, кафе(мороженое), (юго)восток
В)
(вагон)ресторан, пол(Сочи), (водо)хранилище
7.Укажите
правописание имен существительных
Пол_Ишима , водо_качка, пол_окуня, пол_экземпляра,
пол_реки, фото_альбом, пол_листа, пол_Англии, пол_комнаты, зоо_магазин,
кафе_мороженое, пол_улицы, микро…мир, пол_лимона, метео_сводка, пол_тетради,
полу_метровый, сапоги_скороходы, пол_жизни, аква_парк, полу_шубок,
пол_седьмого, вело_спорт, полу_станок, пол_оди_адцатого, северо_восток.
Тест «Правописание
сложных имён существительных» 1Вариант
1.Сложные
имена сущ. пишутся:
А) через
дефис Б) слитно В) раздельно
2. Слова,
начинающиеся с ПОЛУ -, пишутся:
А)
раздельно Б)через дефис В) слитно
3. Им. сущ.
с первой частью ПОЛ- пишется слитно:
А) перед
гласными Б) перед согласными В) перед прописными
4.
Сложносокращенные слова всех типов пишутся:
А) раздельно
Б) слитно В) через дефис
5. Укажите
ряд, в котором все слова пишутся слитно:
А)
(микро)район, (пяти)классник, (четырех)этажный
Б)
(полу)оборот, (био)сфера, (пол)окна
В) (пол)
Москвы, (зоо)парк, (вело)гонки
6. Укажите
ряд, в котором все слова пишутся через дефис:
А) (зоо)
парк, (пол)линии, (премьер)министр
Б)
(полу)щарие, (пол)Америки, (пол)часа
В)
(друзья)приятели, (юго)запад, (пол)лимона
7.Укажите
правописание имен существительных
Пол_Тюмени, водо_возка, пол_карася, пол_экземпляра,
пол_океана, фото_альбом, пол_листа, пол_Англии, пол_комнаты, зоо_магазин,
кафе_мороженое, пол_улицы, пило_рама, пол_лимона, теле_вышка, пол_тетради,
полу_метровый, сапоги_скороходы, пол_жизни, аква_парк, полу_шубок,
пол_седьмого, медиа_галерея, полу_станок, пол_оди_адцатого, северо_восток.
Тест «Правописание
сложных имён существительных» 2 Вариант
1.Сложные
имена сущ. пишутся:
А) через
дефис Б) слитно В) раздельно
2.Сложносокращенные
слова всех типов пишутся:
А)
раздельно Б) слитно В) через дефис
3. Им. сущ.
с первой частью ПОЛ- пишется через дефис:
а) перед
прописными буквами; б) перед гласными; в) перед согласными
4.Сложноскоращенные
имена сущ. всех типов пишутся:
А) через
дефис Б) слитно В) раздельно
5. Укажите
ряд, в котором все слова пишутся слитно:
А)
(фото)карточка, (везде) ход, (сине)глазый
Б)
(пол)капусты, (полу)оборот, (диван)кровать
В) (зоо)
магазин, (пресс)секретарь, (пол) Европы
6. Укажите
ряд, в котором все слова пишутся через дефис:
А) (полу)годие,
(метео)сводка, (северо)восток
Б)
(пол)августа, кафе(мороженое), (юго)восток
В)
(вагон)ресторан, пол(Сочи), (водо)хранилище
7.Укажите
правописание имен существительных
Пол_Ишима , водо_качка, пол_окуня, пол_экземпляра,
пол_реки, фото_альбом, пол_листа, пол_Англии, пол_комнаты, зоо_магазин,
кафе_мороженое, пол_улицы, микро…мир, пол_лимона, метео_сводка, пол_тетради,
полу_метровый, сапоги_скороходы, пол_жизни, аква_парк, полу_шубок,
пол_седьмого, вело_спорт, полу_станок, пол_оди_адцатого, северо_восток.
Минпросвещения подготовило законопроект «Об утверждении правил русской орфографии». Эта новость вызвала бурную реакцию общества. Многие решили, что язык ждет очередная «революция сверху» и слово «корова», например, скоро заставят писать через «а». Обоснованны ли опасения? Зачем нам нужна новая орфография? И нужна ли в принципе? Как меняются правила правописания в других странах? «Вечерняя Москва» решила разобраться.
Ситуацию с обновлением орфографических правил русского языка поспешил прокомментировать глава Минпросвещения России Сергей Кравцов.
— Язык — двигатель всех образовательных и просветительских процессов. И он динамичен. Поэтому работа, которую мы начали и ведем в самом тесном контакте с экспертами, русистами, учеными лингвистами — составление свода орфографических правил, — это основополагающая, ключевая вещь, — сказал министр.
Кравцов добавил, что проект обновления правил языка сейчас находится на этапе обсуждения экспертами, и заверил, что к дискуссии привлекут все заинтересованные стороны, в результате которой сформируют «актуализированный свод».
Правило перехода улицы
О чем вообще идет речь? Кандидат филологических наук, член редакционного совета портала «Грамота.ру» Юлия Сафонова перевела с русского на русский:
— Нормы написания — это необходимый обществу социальный договор. Ну, например, мы же не переходим улицу на красный свет. Переходим на зеленый. Почему? А так договорились, — пояснила Юлия Александровна. — Есть еще моральные нормы, которые тоже принято соблюдать. Так и с орфографией. Нужно четкое понимание — как правильно, а как нет. Русский язык, на минуточку, учат с первого класса. И первое правило, которое объясняют детям, — «жи-ши» пиши с буквой «и». Это и есть орфография.
Вместе с тем, как пояснила эксперт, в русском языке есть масса слов, которые совершенно непонятно, как писать.
— Ну, например, ковид-диссидент. Так нужно писать? Или COVID-диссидент? А может, вообще писать без дефиса? Должно же быть правило, согласитесь! А правила-то и нет, — пояснила Юлия Александровна. — Дело в том, что нормы написания последний раз обновлялись в 1956 году. Представьте, сколько слов с тех пор появилось?! И на каждое слово должно быть правило: вот так писать можно, а так — нельзя. Чем у нас Госдума все время занимается? Она придумывает законы под новые явления действительности. Вот не было в Советском Союзе никаких ООО. А потом они появились. И их работу нужно четко регулировать — вот и пишутся законы. Так и с языком, — рассуждает эксперт.
Интернет с большой буквы
Как пояснила Юлия Сафонова, в России есть Орфографическая комиссия. В нее входят филологи, лингвисты, учителя русского языка, причем не только из Москвы и Питера. Вот она сейчас и готовит краткий справочник, в котором появится правильное написание новых и относительно новых слов. Причем это «правильное» написание определяет не один какой-то человек. Оно закрепляется как бы само собой — какой вариант чаще появляется в письменной речи, такой нередко правильным и признают. Иногда вердикт комиссии таков: давайте подождем и понаблюдаем, как «ведет себя» слово.
— Вот, например, как писать слово «интернет» — с большой буквы или маленькой? Все, согласитесь, пишут по-разному! — рассказывает Юлия Александровна. — Почему так? Немногие помнят, но когда интернет стал активно входить в нашу жизнь, был ведь и другой проект — фидонет. Это международная некоммерческая компьютерная сеть, созданная в 1984 году двумя американскими программистами. И в начале ХХI века лингвист Владимир Лопатин рекомендовал писать в своем словаре слово «интернет» с большой буквы. А интернет как часть сложных слов — например, интернет-пространство, интернет-газета — с маленькой. Так и стали делать. А сейчас интернет стал обыденностью. Эту сеть уже не нужно выделять из других. Похожая история, кстати, в свое время произошла со словом «унитаз» — его писали с большой буквы, потому что это было название фирмы. Теперь пишем с маленькой, как, кстати, и «макинтош», хотя это название фирмы. Просто когда явление становится обыденным, плотно входит в повседневную жизнь, большая буква уже как бы и ни к чему. Иными словами, орфография следует за реалиями жизни.
Политическая составляющая
Как пояснила эксперт, орфография, как ни странно, зависит и от политики.
— Если вы откроете орфографический словарь 1956 года, то увидите, что «Пасха» пишется с маленькой буквы. Почему? А потому, что тогда власть боролась с религией и значение одного из главных христианских праздников всячески хотела снизить. В том числе и с помощью орфографии. А сейчас попробуйте написать «Пасха» с маленькой буквы! Это сразу сочтут ошибкой. Хотя правило предусматривает написание с буквы маленькой. Так надо его менять или нет? Этот вопрос и должна решить Орфографическая комиссия. И таких вопросов — огромное число. Причем все они имеют важное государственное значение. Русский язык, напомню, все ученики сдают в качестве ЕГЭ.
И вот, например, напишет кто-то «онлайн». И если экзаменаторы посчитают это ошибкой, молодой человек справедливо возмутится: да в интернете кто как хочет, тот так и пишет! Поэтому и необходимо четкое правило.
Как пояснила эксперт, к появлению противников разного рода изменений и новых правил следует относиться положительно, потому что люди неравнодушны, они волнуются за язык! — Это проявление интереса к языку, забота о нем и опасение, что с языком может что-то случиться, — улыбается Юлия Александровна.

Фото: Рexels/angela-roma
Менять нелогичные нормы
Лингвист, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник сектора теоретической семантики Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН Ирина Левонтина подчеркивает:
— Законопроект «Об утверждении правил русской орфографии», который подготовило Минпросвещения, не отменяет никаких норм правописания, просто уточняются формулировки.
Ведь на самом деле в русской орфографии есть довольно малоудачные правила, но они все равно не отменяются. Вот, скажем, «полмандарина» пишется слитно, а «пол-лимона» и «полапельсина» — через дефис. Почему? Или вот: «предынфарктный» пишется через «ы», а «постинфарктный» — через «и». Я думаю, что если бы это изменили, то никакой культурной катастрофы бы не произошло. Скорее это было бы только более логично и последовательно, но ничего такого никто не трогает.
Какого риелтора считать настоящим
Научный руководитель Центра исследований медиакоммуникаций Института Пушкина, кандидат филологических наук Андрей Щербаков, напомнил, что эта попытка уточнить орфографию не первая. В конце 1990-х Орфографическая комиссия подготовила новый свод правил русской орфографии и пунктуации.
— Там было много проблемных вопросов. Например, касающихся правописания «не/ни», слитного или раздельного написания «не» с разными частями речи, написания слов через дефис и прочих сложных моментов. Все предлагалось упростить. Вообще к упрощению сводятся все реформы в орфографии, причем в разных языках, — рассказывает Андрей Щербаков.
Тогда, по словам эксперта, и среди лингвистов, и в обществе в целом была бурная дискуссия, но реформа не прошла. Изменения в свод правил, которые предлагаются в 2021-м, не такие кардинальные и связаны в основном с очень сильной волной заимствований. Появилось много слов, правописание которых требует уточнений.
— Ну, например, слово «риелтор». Сейчас оно имеет сразу четыре варианта написания: риэлтер, риэлтор, риелтор и риелтер. Или, например, слова «дистрибьютор», «баннер», «кеш» — для них тоже есть разные варианты написания.
Вот поэтому и требуется упорядочение. Такие сложные случаи нуждаются в объяснении и фиксации в словарях. Поскольку автор инициативы — Министерство просвещения, то, скорее всего, речь будет идти об орфографических словарях, которые используются в школах, — считает Андрей Щербаков.
Начни с себя
Наталья Николенкова, член Орфографической комиссии РАН, считает, что торопиться с принятием новых правил не стоит:
— Правила разрабатывают орфографисты, их формулировки обсуждают коллеги-филологи, на них дают профессиональные отзывы филологические коллективы вузов, научных институтов. С ними знакомят учителей. Эта процедура занимает время — и не два месяца, а намного больше, — пояснила эксперт. — Критические замечания составители разбирают, текст переделывают, и потом еще раз обсуждают. И лишь при поддержке большинства членов официального органа — Орфографической комиссии РАН — их можно представить Министерству просвещения. Нам же предложен какой-то неожиданный путь — быстро обновить правила. Впрочем, даже вдумчивое неспешное обновление вряд ли даст серьезный эффект.
— Неужели кто-то полагает, что подпись премьера правительства РФ под каким-то текстом сделает всех грамотнее? — рассуждает эксперт. — И на сайтах многих периодических изданий перестанут попадаться грубые ошибки?
К сожалению, многие журналисты как не заглядывали в неутвержденные справочники, так не станут заглядывать и в утвержденные. Как не открывали словари, так и не будут. Наталья Владимировна привела пример. Во время репортажа на Первом канале бегущей строкой шло слово «серебрянный» — с двумя «н». Репортаж прокрутили три или четыре раза, но ошибка сопровождала его постоянно.
Опрошенные эксперты единодушны: правила орфографии можно сколько угодно уточнять и менять, но если человек безграмотен, то он не будет соблюдать ни новые, ни старые.
— Грамотность же, как правило, растет в результате регулярного чтения. Человек видит правильное написание и постепенно его запоминает, а потом начинает повторять на письме, — рассуждает лингвист Максим Кронгауз. — Но многие сейчас читают в основном ленты в соцсетях. А надо бы — хорошую художественную литературу. И как мотивировать людей читать книги — главный вопрос.
КАК У НИХ
«Заморочки» с орфографией есть во многих странах мира, ведь язык развивается повсеместно.
- Так, например, в апреле 2021 года Общество орфографии английского языка разместило на своем сайте итоги Международного конгресса по английской орфографии, который предлагает пересмотреть систему правописания английского языка по принципу «одна буква — один звук». Плюс планируется ввести принцип «как слышится, так и пишется». Если реформа вступит в силу, написание многих слов изменится. Wash станет wosh, love — luv, glorious — glorius, educate — edducate, foot — fuut, good — guud и т. д.
- В Германии в 1996 году стартовала реформа немецкого правописания, ставящая целью упростить немецкую орфографию и пунктуацию. До сегодняшнего времени реформа не принимается однозначно и имеет как сторонников, так и противников в различных слоях общества: от школьников до политиков.
- Более 20 процентов взрослых в США с трудом пишут, а некоторые даже не могут прочитать газету. Таковы данные исследования Международной программы оценки компетенции взрослых (PIAAC). Грамотным в США считается человек, умеющий писать печатными буквами.
РЕПЛИКА
Никто не настаивает на слове «пчолы»
Владимир Пахомов, ведузий научный сотрудник института русского языка им. В. В. Виноградова:
— Это проект только орфографических правил, о пунктуации речи пока не идет. Он будет обсуждаться и уточняться с участием Орфографической комиссии РАН. Подчеркну, что речь не идет о каких-то новых написаниях и орфографических реформах, никто не будет устранять действующие исключения. Уверяю, никто не будет предлагать писать слово «парашют» с буквой «у». При этом лингвисты также продолжают и будут продолжать вести работу над полным академическим описанием правил русской орфографии и пунктуации, которое предполагается в электронном виде. Это дело не совсем отдаленного, но будущего.
По сути, речь идет о кратком своде орфографических правил, актуальном для всех пишущих по-русски.
По замыслу лингвистов, правила будут охватывать новые слова и новые типы слов, которые появились в русском языке за последние годы и десятилетия. Очевидно, что в 1956 году, когда были приняты действующие правила, многих слов просто не было. Ну например, как писать слова с первой частью «медиа»? Или слова с первой частью «мини», «бизнес» и так далее? Сейчас такие слова для современной письменной речи весьма актуальны.
Кстати, слова с первой частью «медиа» пишутся слитно — согласно правилам русской орфографии. В общем, я подчеркиваю, проект правил находится на стадии обсуждения и будет дорабатываться с учетом замечаний научного сообщества.
Слухи о том, что мы скоро будем писать, как слышим, безосновательны. Да, в 60-е годы прошлого века высказывалась, например, идея писать «пчолы» как «девчонка», чтобы упорядочить написание под ударением «о» после шипящих. Но это предложение поддержки не нашло, к нему не возвращались.
ЦИТАТА
Владимир Путин, президент России:
— Для нашей страны русский язык — много больше, чем средство общения. Он объединяет все народы России, является основой нашей национальной идентичности, нашим великим наследием.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции
Урок русского языка в 6 классе
Тема занятия: Правописание
сложных имен существительных с корнем пол-
Цели урока:
— организовать деятельность учащихся по изучению дефисного и
слитного написания сложных имен существительных с корнем пол— ;
—
создать условия для формирования
у школьников орфографических навыков написания слов с данной орфограммой;
—
формирование умений наблюдать, делать выводы, творчески подходить к
решению заданий;
— развивать
орфографическую зоркость учащихся, память и внимание, навык самостоятельной
работы с материалом, коммуникативные способности;
—
воспитывать интерес к изучению предмета, бережное отношение к слову, трудолюбие
и настойчивость в приобретении знаний, стимулировать потребность в
сотрудничестве с учителями и одноклассниками.
Оборудование: Раздаточный
материал (карточки), мультимедийная
презентация;
Ход урока
I. Организационный момент. (слайд 1)
Учитель. Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на
нашем уроке. Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок и
чего ожидаете от него.
(Учащиеся говорят о настроенности на урок, чего они ждут от
него.)
Дело в том, что наше учебное занятие
пройдет необычно: мы сегодня будем строить дом с помощью ваших знаний. Дом, в
котором всем будет хорошо. С чего мы начнем? С выбора места. Почва под ногами
должна быть прочной. А для этого проверим, что мы знаем из пройденного
материала.
II. Актуализация опорных знаний
Словообразовательная
и орфографическая «разминка» (по вариантам, запись
слов на доске (два ученика) и в тетрадях). (слайды 2, 3)
1 вариант: замените словосочетания сложными именами существительными и
запишите их.
Новая стройка, падение листьев, направление между югом
и западом, ловит мышей, разводчик пчел, помещение для хранения овощей.
2 вариант: с помощью суффиксов -чик, -щик образуйте от данных существительных
слова, обозначающие профессии, и запишите их.
Барабан, разведка, груз, гардероб, буфет, кровля.
III. Введение нового материала.
Учитель. Молодцы,
ребята! С первым заданием вы справились отлично, а это значит, что место для
постройки нашего дома мы выбрали. Сегодня мы познакомимся ещё с одним способом
образования сложных слов, научимся находить их в предложениях и тексте,
правильно писать такие слова. Запишите
дату и тему нашего урока. (слайд 4)
А дальше мы будем изучать документацию, чтобы
наше строительство шло успешно.
1. Материал для наблюдений (коллективно, устно).
1. — Прочитаем стихотворение (слайд 5)
— Посмотрите на
подчёркнутые в тексте слова и скажите, в чём особенность этих слов, как
пишется ПОЛ- с этими словами? (Слитно и через дефис).
— А теперь подумайте,
какова проблема нашего занятия? (Решить, когда ПОЛ- пишется со словами через
дефис, а когда слитно).
2. (слайд 6)— Посмотрим только на те слова, которые с ПОЛ- пишутся
слитно. Проанализируйте примеры и сделайте вывод. Перед какими буквами в этих
словах стоит ПОЛ? (б,с,м,к,н).
— А какие звуки обозначают названные
буквы? (Согласные).
— Сделаем вывод о том, когда ПОЛ- пишется
со словами слитно. (Если слово начинается с согласного звука)
3. — А теперь посмотрите на слова с ПОЛ-,
которые пишутся через дефис (пол-леща, пол-арбуза, пол -Москвы).
— А какие согласные
не подчиняются правилу (заглавные и л)
— В каком ещё случае
пол пишется через дефис? (перед гласной)
— Чем отличается от
всех подчеркнутых слов слово “полуживой. Приведите свои примеры слов с
начальным ПОЛУ (После ответов следует (слайд 7) со словами, начинающимися с ПОЛУ-). Сделайте вывод о
правописании таких слов.
4.- Посмотрите
на (слайд
и прочитайте конец
стихотворения
— Совпадают ли наши
выводы с финальной частью стихотворения? (Да).
5.
Запомните!: Если между пол и существительным стоит
определение, то пол является самостоятельным словом и пишется раздельно
(пол чайной ложки, пол моей зарплаты) (слайд 9)
IV. Первичное закрепление
знаний.
Учитель. Документация изучена и можно закладывать фундамент нашего
дома, чтобы он стоял крепко и надежно. Давайте обобщим то, что мы узнали о
правописании корней пол- и полу-:
1. Учащиеся записывают схему легкого запоминания правила:
шуточное слово «пол-Юли» (приём мнемоники).
2. Устный фронтальный
опрос (пока ученики составляют схемы).
— Когда слова с
корнем пол- пишутся слитно?
— Назовите
условия, при которых этот корень пишется со сложными существительными через
дефис.
— Есть ли случаи
раздельного написания корня пол?
V. Применение полученных знаний в процессе формирования учебно-языковых
умений.
Учитель. Фундамент нашего дома мы заложили. Теперь
будем возводить стены, закрепляя изученное правило. Мы немножко устали,
давайте разомнёмся.
Физкультминутка (слайд 10)
Если пишем вместе,
Начинаем бег на
месте.
Если пишем чрез
дефис,
Будем прыгать вверх и
вниз.
(Полуфинал,
полтайма, пол-игры, полдистанции, пол-арены, полстадиона, полузащитник,
полсоревнования.)
Хватит, хватит –
прибежали,
Потянулись, подышали.
Вот мы руки развели –
Словно удивились,
И друг другу до земли
Низко поклонились.
Ниже, ниже, не
ленитесь,
Поклонитесь,
улыбнитесь.
1. Игра «Замени одним словом» (слова
объясняются и записываются на доске по цепочке). (слайд 11)
1.Время, равное 30
минутам. (Полчаса)
2.Половина столицы
Беларуси (Пол-Минска)
3. 500 граммов (Полкилограмма)
4. Короткая, до
колен, зимняя одежда на меху. (Полушубок)
5. Середина дня,
время высшего стояния солнца над горизонтом, соответствующее 12 часам.
(Полдень)
6.Слабое освещение,
близкое к темноте. (Полумрак)
7. 6 месяцев (Полгода)
8. Половина кислого
цитрусового (Пол-лимона)
2. «Лови ошибку» (слайд 12)
Найти 3
орфографические и одну пунктуационную ошибки.
В том году мы с братом пол-лета провели в деревне. Вставали рано. За пол-часа
успевали скосить пол-луга. Мой брат выше меня на полголовы. Он объездил
полмира, исходил пол-России, пол-Испании и пол-Польши. После работы мы садились
отдыхать, и за полминуты съедали по пологурца, пол-яблока, пол-килограмма сыра.
Через полгода мы снова поедем в деревню.
Учитель. Ну вот, ребята, у нашего дома уже есть. Осталось возвести
крышу. А для этого выполним проверочную работу.
VII. Проверочный тест (слайд
13, 14)
Распределительный
диктант (самопроверка со слайда
14)
В каких случаях сложные существительные с
первой частью пол- пишутся через дефис?
I 1. Туча в (пол)неба. 2. Прочитать 3. Обойти (пол)Минска. 4. Сдуть (пол)одуванчика. 5. Выпить (пол)стакана 6. Прослушать 7. Съесть (пол )арбуза. 8. Проплыть (пол)озера. 9. Списать 10. Ждать (пол)дня. | II вариант 1. Съесть 2. Знакомы 3. Пройти 4. Не 5. Пропустить (пол)игры. 6. Проехать 7. Понимать с 8. Прокоптить 9. Отрезать 10. Прошагать |
VIII. Рефлексия.
— Смогли ли мы решить
проблему, поставленную в начале занятия?
— Скажите, кому
сегодня было трудно работать?
— А кто работал с
удовольствием?
— Каковы ваши
впечатления от урока?
— Мы построили наш
дом. Мы славно потрудились! Нравится ли он вам? Не хватает красок, правда?
Давайте разукрасим его своим настроением!
(ребята
прикрепляют на лужайку у дома цветы в соответствии со своей работой на уроке и
настроением)
IХ. Домашнее задание по выбору: (Слайд №15)
§42, упр. 338
или
§42, составить 10
словосочетаний с именами существительными с корнем пол-.
Всем спасибо за
работу, успехов! (слайд 16)
Индивидуальное задание
Замените словосочетания сложными именами
существительными и запишите их.
Новая стройка —
________________, падение листьев — ______________, направление между югом и
западом_________________, ловит мышей — _______________, разводчик пчел — __________________,
помещение для хранения овощей — ___________________________.
Полуделовой человек Я Вытер Пол-игры Полсела Очень Пол-урока Быстро В Но Мух Тут и С огоньком работать Чтоб пришел к тебе Делать все Некрасиво, стыдно, | Полуделовой человек Я Вытер Пол-игры Полсела Очень Пол-урока Быстро В Но Мух Тут и С огоньком работать Чтоб пришел к тебе Делать все Некрасиво, стыдно, |
Полуделовой человек Я Вытер Пол-игры Полсела Очень Пол-урока Быстро В Но Мух Тут и С огоньком работать Чтоб пришел к тебе Делать все Некрасиво, стыдно, | Полуделовой человек Я Вытер Пол-игры Полсела Очень Пол-урока Быстро В Но Мух Тут и С огоньком работать Чтоб пришел к тебе Делать все Некрасиво, стыдно, |
Задания для 3-го уровня (представление 1)составьте 3)как вы думаете, пол-оборота пишется через | Задания для 3-го уровня (представление 1)составьте 3)как вы думаете, |
Задания для 3-го уровня (представление 1)составьте 2)выполните 3)как вы думаете, пол-оборота пишется через | Задания для 3-го уровня (представление 1)составьте 3)как вы думаете, |
Индивидуальное задание
Замените словосочетания сложными именами
существительными и запишите их, обозначьте соединительную гласную.
Новая стройка —
________________, падение листьев — ______________, направление между югом и
западом_________________, ловит мышей — _______________, разводчик пчел —
__________________, помещение для хранения овощей — ___________________________.
Индивидуальное задание
Замените словосочетания сложными именами
существительными и запишите их, обозначьте соединительную гласную.
Новая стройка —
________________, падение листьев — ______________, направление между югом и
западом_________________, ловит мышей — _______________, разводчик пчел —
__________________, помещение для хранения овощей — ___________________________.
Индивидуальное задание
Замените словосочетания сложными именами
существительными и запишите их, обозначьте соединительную гласную.
Новая стройка —
________________, падение листьев — ______________, направление между югом и
западом_________________, ловит мышей — _______________, разводчик пчел —
__________________, помещение для хранения овощей — ___________________________.
Индивидуальное задание
Замените словосочетания сложными именами
существительными и запишите их, обозначьте соединительную гласную.
Новая стройка —
________________, падение листьев — ______________, направление между югом и
западом_________________, ловит мышей — _______________, разводчик пчел —
__________________, помещение для хранения овощей — ___________________________.