© Владислав Кокоулин
11 Дек 2021, 14:35
Известность мордовскому народу принесли такие личности, как патриарх Никон и протопоп Аввакум, историк Василий Ключевский и писатель Максим Горький, адмирал Николай Мордвинов и генерал Максим Пуркаев, а также певицы Лидия Русланова и Надежда Кадышева. Об истории мордовского народа, его традициях и обычаях, знаменитых сибиряках, имеющих мордовские корни, рассказывает главный редактор научно-исторического журнала «Сибирский Архив» доктор исторических наук Владислав Кокоулин.
— Как мордва оказалась в Сибири?
— Прежде всего надо определить, кого же мы называем «мордвой»? Мордва состоит из двух народов — эрзя и мокша, которых некоторые ученые даже считают отдельными народами. В советское время в графе «национальность» разрешали указывать только «мордва», никаких мокша или эрзя было нельзя писать. Во время переписи населения 2010 года власти Мордовии настойчиво рекомендовали писать «мордва» в качестве национальности, и в дальнейшем политика властей Мордовии была направлена на то, чтобы консолидировать эти две части. Что же касается переселенцев в Сибирь, то для них название «мордва» означало связь с исторической родиной, к тому же шел естественный процесс ассимиляции. Поэтому в Сибири уже трудно определить, кто откуда происходит. Поэтому употребляют привычный термин «мордва».
Переселяться в Сибирь мордва начала в XIX веке — сперва небольшими группами, а после отмены крепостного права — широким потоком. Скорее всего, до отмены крепостного права мордва практически не принимала участия в переселении в Сибирь. Известно лишь, что в 1852 году разрешили официальное переселение в Томскую губернию и около тысячи человек мордвы переселились сюда из Поволжья.
В пореформенный период мордва направилась в Сибирь в поисках новых земель. Однако в отличие от крепостных крестьян, которые потеряли значительную часть обрабатываемых земель, мордва принадлежала к разряду государственных и удельных крестьян, которые после 1861 года полностью сохранили свои прежние земельные наделы. Тем не менее, и они переселялись в Сибирь. Селились компактно. Так, в Минусинском уезде появились мордовские села Новоберёзовское и Петропавловское, в Канском уезде — село Михайловка. В Кузнецком уезде сформировались мордовские села Шартонка, Антропов этап, улусы Усть-Тельбес и Черный Калтан.
— Переселение потом продолжалось и дальше?
— Переселялась мордва и во время столыпинских реформ, и в годы революции и Гражданской войны, и после ее окончания. Когда в Поволжье в начале 1920-х годов начался массовый голод, то в Сибирь хлынул огромный поток беженцев, в том числе и мордовского населения.
Не только голод, но и бедность двигала переселенцами. Так, один из участников борьбы за Советскую власть в Ишимском уезде обратил внимание на редко населенную местность и изобилие пустовавших земель, лугов и лесов. Вернувшись после Гражданской войны домой в Мордовию, он рассказал землякам про сибирские просторы. В итоге собралась группа, которая в 1924 году, получив денежную субсидию от всесоюзного старосты Михаила Калинина, переселилась в Сибирь. Село назвали в честь Калинина — Калиновкой.
Следующий поток переселенцев в Сибирь отмечен в период коллективизации. Сибирь в то время страдала от недостатка рабочей силы (из-за ликвидации «кулацких» хозяйств и оттока населения из деревни в город), в то время как земельные резервы для роста сельскохозяйственного производства были. Проблемой занимался Всесоюзный переселенческий комитет, а в Сибири — Сибирское районное переселенческое управление. Для переселения предназначались слабо обжитые районы в Томском, Кузнецком, Ачинском, Красноярском и Канском округах. На эти земли началось коллективное переселение больших групп: переселенцев из одного села или деревни Поволжья селили в Сибири также компактными группами. Это привело к появлению новых национальных поселений в Сибирском регионе. Следует отметить и тот фактор, что в начале 1930-х годов на территории Мордовии сложилась критическая ситуация: из-за сильных засух начался голод. В итоге численность мордвы в Сибири к 1939 году по сравнению с 1926 годом увеличилась почти вдвое: со 107 тысяч человек до почти 200 тысяч!
Затем пошел поток переселенцев из мордвы на освоение целинных и залежных земель Алтайского и Красноярского краев, Тюменской, Омской, Новосибирской и Кемеровской и Иркутской областей. В 1953 году из районов Мордовской республики планово переселялось население в колхозы Красноярского края и леспромхозы Томской области
Мордовское население появлялось в Сибири и позже. Так, на строительство города Стрежевого Томской области переселилась мордва из разных городов Самарской и Оренбургской областей, а также из Республики Татарстан.
— Какова же численность мордовского населения в Сибири?
— Напомню, что по переписи 1897 года мордовское население Сибири составляло 21 тысячу человек (всего же мордвы в Российской империи насчитывалось чуть больше миллиона человек). Основная масса мордовского населения проживала в Томской, Тобольской, Енисейской и Иркутской губерниях. По численности пришлого населения в Сибири в это время мордва уступала только украинцам, полякам, татарам и евреям.
По переписи 1959 года больше всего мордвы проживало в Кемеровской области (почти 27 тысяч человек), потом следовали Алтайский край (14 тысяч) и Красноярский край (14 тысяч). В Новосибирской области проживало 7 тысяч человек, а меньше всего было в Тюменской области — чуть больше тысячи человек. Переписи 1979, 1989, 2002 и 2010 годов фиксировали снижение численности мордовского населения в Сибири, лишь в Тюменской области их численность увеличилась до 7,5 тысяч человек.
Согласно переписи 2010 года, больше всего мордвы проживало в Красноярском крае (более 4 тысяч человек), Кемеровской области (почти 4 тысячи) и Алтайском крае (почти 3 тысячи человек). В Новосибирской области проживает почти 1,5 тысячи человек (это меньше, чем, например, китайцев, корейцев или евреев), в Омской области — 1,2 тысячи (меньше, чем латышей или молдаван), в Томской области — чуть больше тысячи (меньше, чем корейцев или киргизов).
Уменьшение количества мордовского населения Сибири во многом связано с тем, что значительная их часть переселилась из деревни в город, где достаточно частыми являются межнациональные браки (мордва с русскими и украинцами), а также сокращением числа детей в мордовских семьях.
— Как жили и чем занимались в Сибири переселенцы?
В Мордовии было характерно поселение возле реки, которая служила водопоем для скота и местом для рыбной ловли, а земли возле нее привлекали своим плодородием, а также лугами для сенокосов. Кроме того, реки были удобным путем сообщений и местом для строительства водяных мельниц. В Сибири для мордвы также характерно поселение возле крупных и мелких рек, которые полностью обеспечивали население водой для приготовления пищи и хозяйственных нужд. Также мордва предпочитала селиться там, где есть ключи, поэтому колодцы для мордовских сел, как правило, не характерны.
Традиционным жилищем мордвы были рубленые дома, которые состояли из двух частей — сеней и жилой части, или трех — с добавлением горницы. Но иногда в Сибири встречаются и литые дома: брали две доски, заливали между ними глину и ждали когда высохнет, затем доски поднимали выше и вновь заливали глину. Процесс продолжался до получения стен нужной высоты. Но, как правило, выбор материала для строительства дома зависел от региона: в лесных районах Сибири материалом служило дерево, в лесостепных — дерево и глина, в степных — глина и камень. Пол в доме раньше делали земляным, в последующем стали делать дощаные полы.
— Дома ведь всегда старались украсить…
— Особенностью мордовского дома было украшение его резными деталями. Узорами на наличниках и карнизах домов старались показать красоту деревянной архитектуры. Преобладают растительные, геометрические и смешанные мотивы. Также часто изображаются голуби и лошади. В советское время добавилась советская символика — как правило, пятиконечная звезда, но иногда делали и герб.
Палисадники делали из штакетника, часто в виде елочек. Его красили в яркие цвета, чтобы радовать глаз и показывать, что «вокруг зелено». Печь ставилась у двери в одном из углов, вдоль стен размещались широкие лавки. Считалось, что под печью живет домовой, поэтому при переезде в новый дом совершался обряд переманивания домового. Конечно, домовой считался злым духом, но если ему все же удалось полюбить хозяев, то он старался им помогать. Но даже если он и не полюбил хозяев, то его все равно нельзя было оставлять в старом доме, чтобы он не навредил людям или скотине.
Под потолком делали полати для спанья. Рядом с печью обычно стоял шкаф для посуды. В красном углу, который располагался в противоположном от печи по диагонали углу, висели иконы, украшенные расшитыми полотенцами. Под иконами стоял стол, покрытый скатертью. На столе постоянно лежали хлеб и соль как символ достатка и гостеприимства. Стены по праздникам украшали расшитыми полотенцами.
Многим вынужденным переселенцам в советский период приходилось первоначально жить в землянках, потом они стали строить деревянные дома — небольшие неказистые избы с маленькими окнами, покрытые соломой, дёрном или берестой. Печь топилась по-черному. Внутри дома, кроме стола, стояли одна-две лавки, лохань, деревянный сундук для одежды. Спали на деревянных топчанах или полатях на соломенных матрасах под рогожками. Керосиновые лампы зажигали по праздникам. Но постепенно жизнь на новом месте налаживалась.
Дома старались строить большие, поскольку детей обычно было много. Стены внутри дома штукатурили, а затем красили известью, позже вошли в обиход обои. Во второй половине ХХ века стали использовать для строительства дома кирпич и бетон, снаружи дом обшивали тёсом, появились газовые плиты и паровое отопление. Появляются и дома на двух хозяев, а также многоквартирные дома городского типа.
— Очень интересные костюмы у мордвы. Их не так давно можно было видеть на выставке в нашем Краеведческом музее.
— Традиционный мордовский костюм, особенно женский, очень красочный. Основной его частью является белая холщовая рубаха длиной чуть выше колен. Праздничные рубахи украшали вышивкой. Рубахи с шестью полосами носили только девушки, невесты — рубахи с четырьмя полосами. Женщины носили цветное платье с круглым вырезом для головы и невысоким стоячим воротником, а также жилетки и кофты. Украшения делались из металла, бисера, монет, перьев и пуха птиц, кожи. Праздничной обувью были кожаные сапоги со сборами и кожаные ботинки. Традиционная мужская одежда была менее колоритной. Мужчины носили широкую и длинную до колен рубаху с высоким стоячим воротником. В праздники мужчины надевали белую косоворотку с высоким стоячим воротником и вышивкой на груди.
Нужно и про кухню вспомнить. Основой питания мордвы был ржаной или пшеничный хлеб. Обычно его пекли раз в неделю, чаще всего в субботу. Если хлеба не хватало, то на сковороде жарили небольшие хлебцы. Мордовские переселенцы часто пекли пироги с разнообразной начинкой — творогом, картофелем, капустой, грибами, мясом или ливером. Летом — с свежими ягодами и фруктами. В качестве горячей пищи готовили каши в глиняных горшках или чугунках. Их если со сливочным маслом, а в пост — с растительным. Часто готовили вареники и галушки. Широко распространены кисели из овсяной крупы с добавлением крахмала и сока ягод. Значительное место занимала капуста, которую тушили с грибами или мясом, а также с ней варили щи. Под влиянием украинского населения стали готовить борщ.
Если посмотреть на обычаи мордвы, то можно привести некоторые примеры. Так, генеральную уборку в доме мордва проводила два раза в год — на Пасху и после выкапывания картофеля. Когда ставили в доме печь, то печников обязательно угощали, иначе «дым будет валить в дом» или дом может сгореть. А вообще обычаев и примет было великое множество.
В хозяйстве мордовских переселенцев значительное место занимали кустарные промыслы — обработка волокна, шерсти, коры. Одним из главных промыслов была деревообработка. Мордва — хорошие плотники. Они строили дома на заказ. Кроме того, изготавливали долбленую и резную деревянную утварь: корыта, ковши, ступы, чаши, маслобойки. Из глины делали кувшины, квашни для теста, горшки, кубышки, миски, тарелки. Наиболее распространенным промыслом было прядение и ткачество из конопляного и льняного волокна. Женщины занимались изготовлением и вышиванием скатертей и полотенец. Обрабатывали кожу, меха, овчины, а также изготавливали валенки и плели лапти.
В мордовских семьях обычно было много детей. Старшие девочки следили за младшими. Все занимались домашними делами: девочки стирали детские вещи, чистили картофель, мыли полы, а мальчики сгребали деревянными граблями сено, косили.
— Какие были обряды и праздники?
— Большую роль в жизни мордвы играли семейные обряды: свадьба, рождение ребенка, похороны и поминки. Свадьба начиналась со сватовства. Затем начиналась подготовка к свадьбе — проходили девичники, обменивались подарками. В день свадьбы жених со сватами шли за невестой с песнями. Затем проходил «выкуп невесты», во время которого подруги невесты старались незаметно снять у мужчин шапки или фуражки. После угощения направлялись в дом жениха, где молодых благословляли на долгую и счастливую жизнь. За свадебным столом пели песни о любви и семейной жизни. Мордовское население очень боялось колдунов, которые могли навредить молодым. Для защиты невесты и жениха в сапоги или туфли высыпали мак, чтобы колдуны замучились его считать и отступили от молодых. Утром на второй день невеста пекла блины и угощала всех. Так определяли, умеет ли она готовить. Подавая гостям блины, она получала за это подарок деньгами. Свадьба часто продолжалась целую неделю.
Из праздников мордва обычно отмечает Рождество, Крещение, Масленицу, Пасху, а также государственные праздники. На Рождество обязательно ходили друг к другу в гости с блинами. Дома делали холодец. Исполняли рождественские песни, колядовали. На Новый год одевали вывернутые наизнанку шубы, надевали маски медведя или козла. Дети и взрослые ходили по домам и поздравляли друг друга.
Крещение считалось временем, предназначенным для изгнания нечистой силы, а также для очищения людей от грехов. Вечером обязательно разводили костер, на котором сжигали ненужные вещи и оставшуюся от Нового года елку. Это делается специально для того, чтобы «сжечь нечисть», которая накапливается как раз в елке.
На Масленицу сжигают чучело, пепел от которого разбрасывают по полям, чтобы был хороший урожай. Повсеместно мордва отмечает праздник Благовещение. В этот день считается грехом делать любую, даже самую простую работу. Накануне Пасхи мужчины обычно стреляли из ружей, чтобы отогнать злых духов и чертей. До полуночи окуривали дома ладаном. На Пасху мордва обязательно покупала, шила или ткала новую одежду.
— Какие общественные организации мордвы существуют в Сибири и чем они занимаются?
— В Омской области действует «Омский областной финно-угорский центр», который активно участвует не только в областных мероприятиях в честь государственных праздников, но и проводит фестиваль «Финноугория Сибирская», ярмарки. В Новосибирске действует местная национально-культурная мордовская автономия, зарегистрированная в 2018 году, которая занимается сохранением традиционной мордовской культуры.
В Алтайском крае действует краевая общественная организация по сохранению мордовской национальной культуры «Эрзянь мастор», основными задачами которой являются сохранение и развитие мордовского языка и национальной культуры на Алтае. В 2014—2017 годы в Красноярске действовала национально-культурная автономия «Эрзя», которая устраивала выставки, активно участвовала в краевых праздничных мероприятиях, собирала эрзянский фольклор. А в Тюменской области в том самом селе Калиновке, о котором мы уже вспоминали, с 2010 года проходит межрегиональный фестиваль мордовского народного творчества «Калиновские напевы», на который приезжает мордва из других регионов Сибири, Урала и Поволжья.
— Кто из известных представителей мордвы внес заметный вклад в развитие Сибири?
— Известный этнограф, фольклорист и музеевед, занимавшийся финно-угроведением, Михаил Маркелов родился в мордовской семье. В 1932 году он был арестован по вздорному обвинению в отторжении Удмуртии и других финно-угорских автономий от СССР и присоединении их к Финляндии. Был выслан в Томск, где три года проработал доцентом Томского государственного университета и директором этнолого-археологического музея при университете.
Выставки картин профессора Красноярского художественного института Виктора Рогачёва пользуются неизменным успехом в Красноярске, Саранске, в других городах России и за рубежом. Но, пожалуй, самым известным сибиряком, имевшим мордовские корни, был писатель Василий Шукшин. Тут вряд ли стоит что-то добавлять…
Подготовил Владимир Кузменкин
Антифашист Виктор Филинков получил по делу «Сети» семь лет колонии общего режима: суд признал его виновным в участии в террористическом сообществе. Он и второй подсудимый, Юрий Бояршинов, полностью отрицают вину и говорят о сфабрикованном деле. Филинков был первым из задержанных в Пензе и Петербурге по делу «Сети» молодых людей, кто сообщил о пытках, которые применяли к нему оперативники. Приговор вынесли в июне 2020 года, еще год Филинков провел в СИЗО Санкт-Петербурга, а 28 июня 2021-го выехал в колонию.
Рассказываем, как вместо общего режима 27-летний антифашист оказался фактически в условиях строгого, за что он получает постоянные взыскания и почему объявлял голодовку.
Этап через подвал
Информация о том, что происходит с Филинковым, проникает за стены изоляторов благодаря его защитнице Евгении Кулаковой. Девушка получила ордер на защиту (такое предусмотрено законом в России не только для профессиональных юристов) еще когда Филинкова судили. На «Медиазоне» в начале сентября 2021 года вышла ее статья о том, как антифашист ехал из Петербурга в Оренбург, где ему предстоит отбывать наказание.
Вот несколько фактов об этом этапе (так называется переправка заключенных из изолятора в колонию):
- В Вологде Филинков сидел в одиночной камере спецблока.
- В Кирове ему перестали выдавать антидепрессанты и нейролептики, выписанные врачом.
- В Кирове за возмущение тем, что заключенных не водят в душ (Филинков просидел в СИЗО этого города 20 дней), антифашиста перевели в подвальную сырую камеру с тараканами.
- В Екатеринбурге Филинков заболел, сидя в подвальной одиночке. По словам членов ОНК, в камере почти нет света.
- В СИЗО Челябинска таблетки парацетамола для Филинкова пришлось добиваться пять дней – ее дали после жалобы начальнику и выступления его защитницы на «Эхе Москвы».
Оренбург: карантин, ШИЗО и снова ШИЗО
В Оренбурге Филинкова из изолятора перевезли в ИК-1, где две недели продержали в одиночной камере во время «карантина» (так называют первое время осужденного в колонии, с пандемией COVID-19 это не связано). После изоляция продолжилась: одно за другим Филинкову дали три взыскания и не выпускали из ШИЗО – штрафного изолятора. Одно из них антифашист получил так, сообщила его защитница (о происходящем он пишет письма и рассказывает на свиданиях раз в несколько недель): в камеру пришел сотрудник с бумагой и ручкой, а на вопрос Филинкова, зачем это, ответил, что тот сейчас будет писать объяснение за то, что вот при этом появлении сотрудника в камере с бумагой и ручкой он с ним не поздоровался. Два других взыскания – за то, что спал на лавочке и якобы «выразился нецензурными словами». В ШИЗО нельзя прилечь даже на пол (за это можно получить взыскание), койка на ночь пристегивается к стене, нет личных вещей, книгу Филинкову выдавали на час вечером.
Весь сентябрь антифашист получал новые штрафные сроки – пять дней в ШИЗО, потом еще семь, несколько дней в жилой зоне – и еще десять суток изоляции. Вот за что он получил эти взыскания:
- «нарушение формы одежды»: снял куртку заключенного за 20 минут до отбоя, чтобы умыться;
- «недобросовестное отношение к труду»: разговаривал с другим заключенным во время работы;
- «покинул рабочее место»: отошел к другому станку, чтобы посмотреть, как шить;
- «отказался покидать прогулочный дворик»: график этого подметания Филинкову никто не показал, но ему продемонстрировали «его» подпись под документом.
С момента прибытия в колонию и до 6 октября Виктор Филинков провел в ШИЗО 38 суток.
Помещение камерного типа
В начале октября Филинков получил еще одно взыскание – якобы за повторный отказ подметать прогулочный дворик. На этот раз его поставили на учет как «склонного к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка», сообщил адвокат Эльдар Шарафутдинов, который посетил его в колонии. После этого Филинкова перевели в ПКТ – помещение камерного типа.
В таких условиях заключенным резко ограничивают передачи и свидания (одно краткосрочное в полгода), а также содержат и даже выводят на работу отдельно от других заключенных. Днем у заключенных забирают матрасы и одеяла, а вечером выдают их случайным образом, то есть постельные принадлежности – не личные. Все в камере Филинкова к середине октября заразились чесоткой. После жалоб адвоката Филинкова в прокуратуру и оренбургское УФСИН в камеру пришли из медсанчасти и намазали кремом от чесотки всех, кроме Филинкова – ему объяснили, что нужно дождаться дерматолога.
Кроме того, антифашист рассказал на свидании, что его письма защитнице вскрывают (хотя с адвокатами и защитниками переписка может быть конфиденциальной) – а затем демонстрируют ему, что знают их содержание. Несколько человек, с которыми переписывается Филинков, рассказали, что получили от его имени странные письма и подозревают, что их написали другие люди, причем читавшие его переписку.
На очередной дисциплинарной комиссии Филинкова признали «злостным нарушителем режима» – этот статус означает, что в условия общего режима в колонию его уже не вернут, пишет «Медиазона».
ИК-5 в Новотроицке – колония, где сообщали об избиениях
30 октября, еще будучи в ИК-1, Филинков объявил голодовку. Он требовал перевода из одиночной камеры, а также передачи книг и газет. Через несколько дней их стали выдавать по часу в день утром и вечером, а в день рождения Филинкова – 8 ноября – к нему пришел прокурор и опросил по всем требованиям. На следующий день антифашист прекратил голодовку. В колонии ему исполнилось 27 лет.
15 ноября 2021 года Виктора Филинкова, до этого пропавшего из поля зрения адвоката и защитницы на неделю, обнаружили в СИЗО-1 города Орска. Как выяснилось, его переводят в колонию ИК-5 в Новотроицке – как «злостный нарушитель режима», Филинков должен месяц провести в ЕПКТ, едином помещении камерного типа. Это наказание ему назначили за то, что после выхода из душевой и выдачи ему новой робы сотрудники обнаружили в кармане этой робы лезвие. Кроме того, Филинкову назначили еще 10 суток ШИЗО – якобы за «межкамерное общение».
В отличие от ПКТ, ЕПКТ есть не в каждой колонии, поэтому потребовался перевод в Новотроицк.
Об ИК-5 известно то, что летом 2021 года в этой колонии объявили голодовку и массово вскрыли вены заключенные. Происходило это как раз в единых помещениях камерного типа. Осужденные жаловались родственникам, что их избивают с применением электрошокера, угрожают изнасилованием, не дают встречаться с адвокатом. Прокуратура назвала протест «массовым членовредительством в демонстративно-шантажной форме», ведомство выявило в ИК-5 «отдельные нарушения» и предписало начальнику колонии их устранить.
Из семи лет, назначенных 2-м Западным окружным военным судом в Петербурге, Виктор Филинков отбыл 3 года 9 месяцев.
Дмитрий Воденников — один из самых ярких и интересных современных поэтов, эссеист, лауреат нескольких престижных литературных премий, автор четырнадцати книг стихов и прозы. Недавно, после десятилетнего «молчания», вышел в свет новый сборник его поэзии — «Приснившиеся люди». Это и стало поводом для нашей беседы.
— Вы с детства ощущали себя поэтом? Или это пришло потом?
— Ты в детстве не примеряешь на себя слова, названия. То есть все тебе, конечно, твердят, что ты называешься Колей или Таней, что ты мальчик или девочка, что ты русский или нет, но ты-то знаешь, что это какая-то ерунда. Нет, ну ты, конечно, понимаешь, что ты мальчик, что тебя зовут так-то и так-то, что у тебя будет впереди профессия, когда вырастешь, что ты будешь в школе (до того, как вырастешь) сперва октябрёнком, потом пионером — а если очень повезёт, то и комсомольцем. А ещё ты думаешь, что ты станешь, когда вырастешь, инженером. Тебе нравится это слово: «ин-же-нер». Ты даже папу своего считаешь инженером, хотя тот ни разу не он: папа у тебя физик-ядерщик. Ты не считаешь себя поэтом в детстве, хотя чего-то там корябаешь. «Когда я умру, проветри комнату мою/ И можешь убрать мои вещи, я никогда не приду». Дитя, что это за муть? Почему надо проветривать комнату, когда ты умер? Что ты там успел наделать в своей комнате, которой у тебя никогда своей-то и не было (ты спал в одной комнате с прабабушкой и старшей сестрой)?
В общем, я считал себя колдуном. Мальчиком-колдуном. Который может создать эликсир то ли вечной молодости, то ли жизни. Я мешал в банке от венгерского горошка поганки на даче, насыпал туда еловых иголок и предлагал это прабабушке выпить. Баба Тата почему-то отказывалась. Понятно, что я сейчас немного дурю, но на самом деле я действительно уже тогда понимал, что в стихах должно быть немного яда, немного ёлки, и много земли (да, я ещё землю туда мешал). Что во всём, непонятно откуда пришедшем (а стихи приходят неизвестно откуда, как и желание колдовать), должно быть много земли…
А по-настоящему я стал писать в 25 лет. Когда я понял, что я должен делать. Что во мне действительно много земли, много яда, но есть и мёд, и лекарство, а главное — свет. Не я источник света (кто я такой?), но я могу его иногда поймать. После этого — самым главным в моей жизни стали стихи. Даже когда они ушли на 10 лет, я знал, что они были самым важным делом в моей жизни. Что я проживу без них (вы не представляете, как сразу тебя начинает любить мир, когда ты мёртвый), и проживу отлично. Но то, что они главное во мне и в моей жизни — я знал всегда.
— Ваша молодость пришлась на 90-е годы прошлого века. Повлияло ли это как-то на ваше творчество? Стало ли это для вас каким-то переломом?
— 90-е годы, которые сейчас принято ругать (а там действительно было много тёмного, плохого), были как внезапно обрушенная стена. Хлынуло столько воздуха, столько света и одновременной уже упомянутой темноты, даже днём, что всё это не могло тебя не изменить. Да, первые настоящие стихи ко мне пришли именно тогда. Произошёл тектонический сдвиг — и я его, как и все, сильно почувствовал (поди не почувствуй, когда твой дом разрушился). И вдруг я прежний тоже разрушился. И стал писать иначе. (Понятно же, что до 25 лет я тоже много писал: но я совсем себя не знал, потому всё это было неправда, не про меня, пусть даже и неплохо. Человек по-настоящему пишет только через провал и травму. Это уже всем надоело — про «травму», и даже мне надоело, но это же правда. Вы обратили внимание, как эти слова чем-то похожи? «Правда», «травма». Сюда же и «рана» немного просится, ну по крайней мере скребётся у дверей.)
— Вы окончили филологический факультет МГПИ. Филологическое образование — оно помогает в творчестве? Или скорее мешает?
— Дело не в филологическом образовании — Бродский вообще ушёл, насколько я помню, в девятом классе из школы. И вроде нигде больше не учился. И были потрясающие поэты, которые работали физиками, математиками или теми же инженерами. Ты просто должен очень много читать. Даже то, что тебе не нравится, что не твоё. У тебя должна накачаться читательская мышца. Она потом тебе поможет в твоих стихах.
— Обычно литературоведы делят поэзию на различные направления — реализм, модернизм, метареализм и т. д. А вы бы себя к какому направлению отнесли?
— Ну, когда-то мы придумали (подхватив у Пригова, но он как раз другой смысл в это вкладывал) с Дмитрием Соколовым и Александром Анашевичем, точнее, не придумали, а сформулировали мысль, что мы теперь пишем в рамках «новой искренности». Это был сознательный жест: лично мне очень надоело, что в стихах можно было работать только в условном постмодернистском фокусе (я знаю, что и сейчас идёт та же эпоха постмодерна или уже постпостмодерна, я не об этом — я про ученически понятую дурную мысль, что в стихах не может быть живого работающего слова, по крайней мере, так тогда говорили, что всё уже сказано, можно только иронически перепевать, так вот — нет, это не так). Хотя, как любое самоназвание — новая искренность хромонога. А что такое старая искренность? А в чём отличие новой? Но нам важно было «отбиться» от всего этого наплывающего массива иронистов и цитатников.
Сейчас же я не знаю, как, где и в чём я работаю. Я слушаю звук (если он соизволит прийти). Моё дело записывать, очищать от шелухи, в первую очередь, своей, вытягивать… Мне некогда в этот момент думать, кто я — метареалист, постмодернист? А когда стихи уходят, время думать у меня появляется, но мне лень: мне это неинтересно.
— Насколько я знаю, вы не только пишете стихи, но и ведёте мастер-классы по поэзии. Даже выпустили книгу «Ключи и подсказки. 28 авторских уроков. Блокнот с заданиями для поэтов и писателей от Д. Воденникова». Что все-таки нужно, чтобы стать поэтом? Талант плюс мастерство? А если приходит явный графоман и говорит — научите меня писать хорошие стихи, что вы ему ответите?
— Ко мне приходили ну не явные графоманы, но люди явно не понимающие, что же они должны писать. Моя задача заставить их выбрать свой ключ. Он есть. На столе навалена целая куча разных ключей (от дивных до стальных, для сейфа). Твой ключ самый незаметный, скорей всего. Типа как от почтового ящика. Но он тут. Его просто надо найти. У меня было несколько человек, которые начинали во время семинаров писать свои настоящие тексты. И это была моя лучшая победа. Всё-таки, получается, я умею мешать поганки, еловые иглы и землю в банке, и даже могу заставить это человека выпить. Чтоб он стал бессмертным. (Надеюсь, вы понимаете, что про банку я тут опять шучу).
— Что для вас лично является признаком того, что стихи талантливы?
— Они вдруг показывают тебе мир через щель, в которую ты не удосужился заглянуть. И может, тебе не очень удобно стоять, ты должен нагнуться, чтоб в эту щель заглянуть. Или, наоборот, приходится лезть на шкаф (помните тот советский анекдот про женскую баню?). Пусть они не твои, эти стихи, чужаки, не твоя оптика. Но она заставляет, пока ты читаешь, в неё абсолютно поверить, она тебя убеждает. А потом ты слезаешь со шкафа или разгибаешься от пола — и пусть ты больше никогда туда не заглянешь, но ты знаешь: это — стихи.
— Многие люди называют себя поэтами, но лишь немногим удаётся куда-то пробиться. Вам удалось. Вы неоднократно становились лауреатом литературных премий, ваши книги выходили в крупных издательствах. А есть те, кто вроде бы и талантлив, но дальше публикаций в периодике и выпущенных самиздатом сборников дело у них не идёт. Как вы считаете, с чем это связано? С невезением? С отсутствием пробивных способностей? Или с тем, что всё-таки эти безвестные поэты просто не дотягивают до должного уровня?
— А пробивные способности тут ни при чём. У меня их никогда и не было. Наоборот: я часто ссорился с нужными, так называемыми полезными людьми. Во-первых, дурак был. Во-вторых, взрывной дурак. (Хотя, собственно, почему «был»?) Сейчас я отвечаю всякому, кто меня спрашивает, как ему быть с книгами, с журнальными публикациями: «Сеть». У вас есть сейчас сеть. Если стихи «работают», тебе просто достаточно их выложить в Интернет, в Фейсбук, ВКонтакте или в тот же Инстаграм. И их разнесут с твоей фамилией в придачу, и направят на конкурс, на премию (например, ту же «Поэзию», которую делает Виталий Пуханов), а потом или возникнет скандал или не возникнет. Ты не должен об этом думать. Ты просто должен свои стихи отдать. Выпустить в воздушный поток. Осип Мандельштам говорил своей жене, Надежде Яковлевне: «Если стихи стоят того, люди их сохранят». Он дело говорил.
— Вы десять лет не писали стихов и говорили в интервью, что стихи от вас ушли, вы перестали слышать какой-то особый «гул»… Но в ноябре прошлого года одно из сетевых изданий опубликовало ваш новый поэтический цикл. А в этом году вышла ваша новая книга «Приснившиеся люди» со стихами, написанными после десятилетнего перерыва. То есть стихи снова «стали приходить»? Как вы думаете, это не связано с пандемией? Некоторые люди переболели коронавирусом и начали писать стихи. Об этом есть публикации в Инете…
— Я не думаю, что это связано с коронавирусом (хотя ваша мысль интересная, в таком случае — спасибо ему). Я думаю, они просто пришли (вернулись) тогда, когда я встал на новую ступеньку. Возможно, им просто было неинтересно со мной, с тем, прежним. Я им был скучен. А когда я изменился — они вернулись. (Кстати, тоже на время: я опять год не пишу.) «Ого, — сказали они год назад. — Что-то новенькое. Ну ладно, мы с тобой ещё немного поживем». Помните, в «Настройщике» Рената Литвинова говорила своему парню: «Я ещё с тобой поживу»? Вот так и они мне. А потом опять ушли. Милые такие…
— Есть ли у вас какая-то миссия? Поэтическая, творческая? В чём она состоит? Многие ваши стихи имеют социальный подтекст. Должен ли поэт, по-вашему, стремиться быть «рупором эпохи»? Или он в любом случае будет отражать ту эпоху, в которой живёт?
— Вы будете смеяться надо мной, но миссия есть. Я всегда хотел доказать (просто фактом своего существования), что стихи — это не буковки на листе или экране. Стихи — это Бог. Я атеист, но, когда стихи приходят, я просто физически чувствую, что надо мной открывается (на сутки, на две недели, сколько они там запланировали стучаться в меня) чёрный или белый квадрат (да, я не понимаю его цвета). И тогда я становлюсь больше самого себя. И за это можно многое отдать. Не всё, но многое.
Дмитрий Дарин: Русская словесность спасет мир
Что вам приходит в голову в первую очередь, когда вы слышите “чисто женский коллектив”? Возможно, минимум половина скажет нечто вроде “скандалы, интриги, расследования” или “змеиное гнездышко”. Я не могу рассуждать, как обстоят дела внутри других коллективов, состоящих только из представительниц прекрасного пола, но могу поделиться “инсайтами” о нашем, а также рассказать, как нам удалось прийти к тому результату, который мы имеем сейчас (спойлер: змеиное гнездо — это не про нас).
Как все начиналось
Мое рекрутинговое агентство начиналось с двух человек: меня и еще одного рекрутера. Сегодня команда разрослась в несколько раз — добавились разные отделы, и, более того, мы все еще продолжаем расширяться и принимать в свои ряды новых сотрудников. Впрочем, одно остается неизменным: наша команда остается чисто женской.
С самого начала я точно понимала: не хочу, чтобы расхожий стереотип о женском коллективе как о месте сплетен и подстав был про наш коллектив. Однако понимание — это, конечно, хорошо, но требовалось сделать что-то еще для осуществления данного концепта и на практике. Я начала с простого: с доверия.
Доверие — это открытость, прозрачность, отсутствие лицемерия или утаивания чего-либо. Культура компании всегда начинается сверху, поэтому первое, что я сделала — начала придерживаться принципа построения доверительных отношений сама и транслировать их команде: у нас было не принято обсуждать коллег, объединяться против кого-то, или вести двойные игры.
Также я старалась активно участвовать в жизни команды, и, несмотря на наличие определенной необходимой субординации, не отдаляться от сотрудников. Сложности начались, когда команда ощутимо расширилась, а также когда мы, в условиях пандемии, были вынуждены достаточно надолго перейти на удаленный формат работы.
Сложности
Во-первых, по мере развития компании и приходом большого количества новых членов команды, у меня появились дополнительные управленческие задачи, а в компании начала выстраиваться определенная иерархия, в результате чего между мной и остальным коллективом образовалась некоторая дистанция. Появились чаты “без босса”, что тоже, в свою очередь, не способствовало большому сплочению: иногда у меня возникало ощущение, что у девочек образовалась своя компания, куда мне не было доступа.
Во-вторых, пандемия также внесла значительные коррективы в наши отношения: если при общении “вживую” в офисе можно отслеживать реакции собеседника, язык тела, и мимику, что снижает риск недопониманий и мискоммуникаций, то с переходом в онлайн формат это стало случаться чаще. Кроме того, начали сказываться на взаимоотношениях внутри команды напряжение и общая фоновая нервозность в связи с внешней обстановкой — длительная самоизоляция и дистанционная работа не способствовали укреплению отношений и повышению уровня доверия.
Что делать?
Ситуация обострилась больше, когда мы снова вышли в офис: вскрылись все накопленные за период хоум офиса недопонимания и шероховатости, отношения в коллективе становились все более натянутыми, и в какой-то момент я поймала себя на мысли, что уже готова распустить команду.
Мысль мне решительно не понравилась и была отправлена на задворки сознания мощным пинком моими мартинсами, а я сосредоточилась на поиске других путей решения ситуации. Методом проб и ошибок были найдены следующие пути:
Больше совместного времяпрепровождения
Мы начали на регулярной основе практиковать совместные внерабочие активности: устраивали киновечера, ходили на пикники, выезжали на корпоративы на природе. На таких мероприятиях мы общались на отвлеченные от работы темы, отдыхали и лучше узнавали друг друга. Это принесло свои плоды: отношения начали улучшаться, коллектив стал более сплоченным.
Индивидуальные встречи
Я стала назначать персональные встречи каждому члену команды. Мы подробно обсуждали все вопросы, волнующие того или иного человека: не только рабочие моменты (например, прогресс за определенный период), но и пожелания или просьбы. Строили траекторию дальнейшего развития сотрудника и говорили о том, что бы ему хотелось поменять или улучшить.
Ситуация со встречами была “двусторонней” — подобные индивидуальные митинги могла назначать не только я, но и сотрудник мог инициировать их со своей стороны, если чувствовал такую потребность. Подобный шаг тоже способствовал большей искренности и уменьшению субординации между мной и командой.
Мотивация и единодушие
В конце каждого месяца я начала писать на общую почту письмо—вестник, в котором рассказывала о наших общих достижениях за данный период, новостях, итогах и важных объявлениях.
Опять же, это способствовало не только большей открытости (каждый член команды понимал, как шли дела у компании в прошлом месяцы, какие события происходили и чем жил коллектив), но и повышению сплоченности: я специально рассказывала об апдейтах в каждом отделе, от рекрутингового до маркетинга, так что все чувствовали и признание собственных достижений, и свою причастность к общему результату.
Также у нас появились внутренние командные конкурсы для рекрутеров, которые улучшали настроение, повышали мотивацию и вносили некий элемент игры, делая рабочую рутину более разнообразной и интересной.
Коллективное обсуждение насущных вопросов
Для меня доверие и прозрачность — это открыто говорить на самые разные темы и обсуждать самые разные вопросы без утайки чего-либо. Так, я ввела практику совместного обсуждения каких-либо важных моментов, касающихся компании: например, насчет сотрудничества с тем или иным новым клиентом.
Каждый рекрутер мог выразить свое мнение и мы приходили к совместному решению — подобный ход позволил дать команде понять, что их точки зрения важны для меня и что я ценю возможность говорить с ними на актуальные темы, касающиеся всех нас.
Как все закончилось
С момента, когда эти решения были претворены в жизнь, прошло уже достаточно времени, чтобы судить о результатах. И теперь я могу с уверенностью сказать, что все предпринятые шаги существенно повлияли на создание позитивной, доверительной атмосферы внутри коллектива, его сплочению и отсутствию сплетен, напряженности и “закулисных игр”, которые так часто предписывают женским коллективам.
Всем руководителям посвящается
Помните, что во многом, очень во многом (если практически не во всем) корпоративную культуру компании начинает и строит руководство. Ценности, которых вы придерживаетесь и которые вы транслируете, находят отражение и в ваших сотрудниках. Поэтому если вы изначально приоритезируете адекватность, искренность, прозрачность в общении и уважение — команда ответит вам тем же.
Однако теории не бывает без практики — поэтому так важно подкреплять слова действиями: ведь если ограничиться просто рассуждениями о необходимости искреннего общения и дружбы, но ничего не делать (или, как иногда бывает, делать ровно наоборот), не стоит удивляться потом, что ситуация развивается не так, как вы того хотели
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
- существительные (см. морфологические нормы сущ. );
- глаголы:
-
- причастия;
- деепричастия;
- прилагательные;
- числительные;
- местоимения;
- наречия;
2. Служебные части речи:
- предлоги;
- союзы;
- частицы;
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
- слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
- вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Пример:
«Малыш пьет молоко.»
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
- начальная форма – малыш;
- постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
- непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
- при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
- начальная форма – молоко;
- постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
- изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
- в предложении прямое дополнение.
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
- начальная форма — дама;
- постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
- непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
- синтаксическая роль: часть подлежащего.
Лужину (кому?) — имя существительное;
- начальная форма — Лужин;
- верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
- непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
- синтаксическая роль: дополнение.
Ладонью (чем?) — имя существительное;
- начальная форма — ладонь;
- постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
- непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
- синтаксическая роль в контексте: дополнение.
Пыль (что?) — имя существительное;
- начальная форма — пыль;
- основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
- непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
- синтаксическая роль: дополнение.
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
- начальная форма — пальто;
- постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
- морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
- синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
- начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
- постоянные морфологические признаки прилагательных:
-
- разряд, согласно значению:
-
- — качественное (теплый, молчаливый);
- — относительное (вчерашний, читальный);
- — притяжательное (заячий, мамин);
- степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- непостоянные морфологические признаки прилагательного:
-
- качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
- полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
- признак рода (только в единственном числе);
- число (согласуется с существительным);
- падеж (согласуется с существительным);
- синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.
План морфологического разбора прилагательного
Пример предложения:
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
- начальная форма – полный;
- постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
- непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
- по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
- начальная форма — прекрасен (в данном значении);
- постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
- непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — стройный;
- постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
- синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — тоненький;
- морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
- начальная форма — голубой;
- таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
- непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
- синтаксическая роль: определение.
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
- начальная форма — изумительный;
- постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
- непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
- синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
- начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
- спрягаемые (личные и безличные) формы;
- неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.
Морфологический разбор глагола
- начальная форма — инфинитив;
- постоянные морфологические признаки глагола:
-
- переходность:
-
- переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
- непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
- возвратность:
-
- возвратные (есть -ся, -сь);
- невозвратные (нет -ся, -сь);
- вид:
-
- несовершенный (что делать?);
- совершенный (что сделать?);
- спряжение:
-
- I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
- II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
- разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
- непостоянные морфологические признаки глагола:
-
- наклонение:
-
- изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
- условное: что делал бы? что сделал бы?;
- повелительное: делай!;
- время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
- лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
- род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
- число;
- синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
-
- сказуемым: Быть сегодня празднику;
- подлежащим :Учиться всегда пригодится;
- дополнением: Все гости просили ее станцевать;
- определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
- обстоятельством: Я вышел пройтись.
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
- начальная форма — послать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
- начальная форма — прислушаться;
- морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Что за правила?
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
- начальная форма — предостеречь;
- морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология части речи: инфинитив;
- синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
- начальная форма — знать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
- начальная форма — нарушать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
- синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
- начальная форма — подождать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Вошел (что сделал?) — глагол;
- начальная форма — войти;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.