Пол урока как пишется правильно

Правильно пишется: пол чайной ложки когда числительное пол отделено от существительного согласованным определением или имеет самостоятельное значение, все слова пишутся

teaspoon

Правильно пишется: пол чайной ложки

Когда числительное «пол» отделено от существительного согласованным определением или имеет самостоятельное значение, все слова пишутся отдельно друг от друга:

  • добавить пол чайной ложки
  • прошло пол учебного года
  • прошло пол рабочего дня
  • пол Тверской области

А если убрать определения, то написание тут же меняется:

  • пол-ложки, пол-лекции, пол-лимона, пол-листа — «пол» пишется через дефис, так как следующая буква «л»
  • пол-урока, пол-аршина, пол-яблока, пол-одиннадцатого, пол-оборота — «пол» пишется через дефис, так как следующая буква гласная
  • полгода, полчетверти, полдома, полчаса, полметра, полшестого — «пол-» пишется слитно, так как дальше следует согласная

Обратите внимание: если «пол-» оказался перед именем собственным (а значит, перед прописной буквой), то после него следует поставить дефис, например:

  • пол-Европы
  • пол-Вологды
  • пол-Бразилии
  • пол-Урала

Итак, подведем итог:

Слова с «пол-» пишутся через дефис:

  • если далее следует гласная;
  • если далее следует л;
  • если далее следует большая буква.

В остальных случаях слова с «пол-» пишутся слитно.

Ну, и шуточное стихотворение вдогонку.

Мы искали пол-лимона,
Обыскали пол-Москвы.
А нашли мы полвагона
Полушубков из Тувы.

Вот такие нынче грузы
Мы находим здесь и там.
Ну, хотя бы пол-арбуза
Отыскать до завтра нам.

Слова, начи­на­ю­щи­е­ся с пол-, могут писать­ся слит­но, с дефи­сом и раз­дель­но. Укажем пра­ви­ло напи­са­ния слов с пол-, полу-.

Полу- пишет­ся слит­но с любой частью речи.

В рус­ском язы­ке сло­ва, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых име­ет­ся корень пол- (поло­ви­на), в зави­си­мо­сти от опре­де­лён­ных усло­вий пишут­ся по-разному:

  • через дефис
  • слит­но
  • раз­дель­но.

Рассмотрим пра­во­пи­са­ние слов с кор­нем пол-. Выясним, от чего зави­сит дефис­ное, слит­ное или раз­дель­ное написание.

Правило написания пол- через дефис

Согласно орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу рус­ско­го язы­ка в слож­ных по соста­ву сло­вах поста­вим дефис после пол- в сле­ду­ю­щих случаях:

1. если вто­рой корень сло­ва начи­на­ет­ся с любой глас­ной бук­вы. Напомним, что в рус­ском язы­ке насчи­ты­ва­ет­ся десять глас­ных букв:

а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я

Примеры

  • пол-игры
  • пол-участ­ка
  • пол-этажа
  • пол-авто­бу­са
  • пол-очка
  • пол-ящика;

2. если вто­рой корень сло­ва начи­на­ет­ся с соглас­но­го «л»:

  • пол-ладо­шки
  • пол-лужай­ки
  • пол-лоску­та
  • пол-лаге­ря
  • пол-леса
  • пол-линии
  • пол-лицея
  • пол-луко­ви­цы.

Обратим вни­ма­ние, что в таких слож­ных сло­вах суще­стви­тель­ное име­ет фор­му роди­тель­но­го падежа.

Слово «пол­лит­ров­ка», в соста­ве кото­ро­го вто­рая часть име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа, пишет­ся слит­но. Отличаем его напи­са­ние от сло­ва «пол-литра», кото­рое пишет­ся через дефис соглас­но обще­му правилу.

3. Дефис ста­вим после пол-, если вто­рая часть сло­ва явля­ет­ся име­нем соб­ствен­ным и пишет­ся с про­пис­ной буквы:

  • пол-Петер­бур­га
  • пол-Оки
  • пол-Байка­ла
  • пол-России.

Пол со словами

Пол со словами

Слитное написание слов с пол-

В осталь­ных слу­ча­ях, если корень нари­ца­тель­но­го име­ни суще­стви­тель­но­го начи­на­ет­ся с любо­го соглас­но­го, кро­ме «л», сло­ва с пол- пишут­ся слитно.

Понаблюдаем:

  • полвека
  • полдела
  • полтонны
  • полчетвёр­то­го
  • полнеба
  • полкаст­рюли
  • полстака­на.

Пол- пишется раздельно

Если меж­ду кор­нем пол- и суще­стви­тель­ным име­ет­ся согла­со­ван­ное опре­де­ле­ние, сло­во­со­че­та­ние пишет­ся раз­дель­но в три слова:

  • пол чай­ной ложки;
  • пол мор­ско­го побережья;
  • пол ябло­не­во­го сада;
  • пол соч­но­го арбуза;
  • пол город­ской окраины;
  • пол жиз­нен­ной дороги;
  • пол седь­мо­го класса.

Таблица «Правописание слов с пол-«

Слитное напи­са­ние Дефисное напи­са­ние Раздельное напи­са­ние
Корень суще­стви­тель­но­го начи­на­ет­ся с соглас­но­го, кро­ме «л»:
полмину­ты,
полбага­жа
Корень суще­стви­тель­но­го начи­на­ет­ся на глас­ную или на «л»:
пол-листа,
пол-арбу­за,
Между пол и сло­вом есть определение:
пол сти­раль­ной маши­ны,
пол чай­ной лож­ки,
пол Мурманской обла­сти,
пол Великого Новгорода
Присоединяемая часть сло­ва — имя соб­ствен­ное, состо­я­щее из одно­го слова:
пол-Москвы,
пол-Африки
Присоединяемая часть сло­ва содер­жит дефис (в том чис­ле и име­на собственные):
пол-конференц-зала,
пол-мини-юбки,
пол-Нью-Йорка

Написание слов с полу-

В рус­ском язы­ке сло­ва, при­над­ле­жа­щие к любой части речи, с полу- пишут­ся все­гда слитно:

полу­си­дя, полу­шу­тя, полу­ле­жать, полу­мас­ка, полу­эс­кад­рон, полу­ша­рие, полу­шё­по­том, полу­фи­наль­ный, полу­фе­о­даль­ный, полусонный

Обратим вни­ма­ние на напи­са­ние наре­чий, в соста­ве кото­рых име­ет­ся часть пол-. Такие сло­ва пишут­ся слитно:

  • рабо­тать вполсилы;
  • сидеть впол­обо­ро­та;
  • оста­но­вить вполпути;
  • гово­рить вполголоса;
  • спать вполгла­за.

1) Определите часть речи выделенного слова.

Важно уметь различать предлоги, союзы, частицы и самостоятельные части речи: наречия, существительные, прилагательные

Предлоги ставят следующее слово в нужный падеж и участвуют в вопросе.
Союзы соединяют однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.
Частицы образуют некоторые формы слов и добавляют смысловые оттенки словам.
Наречия отвечают на вопросы КАК? ГДЕ? ПОЧЕМУ? и т.д.
2) Особого внимания заслуживают слова чтобы, тоже, также, зато, притом, причем, потому, настолько, несмотря на, невзирая на, вследствие и некоторые другие, ​поскольку ​имеют как слитное, так и раздельное написание. Это зависит от того, к какой части речи они относятся в конкретном предложении. 

Например, возьмем слова ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО. Если это союзы, их можно заменить другими союзами (Чтобы=для того чтобы. Тоже, также = и), и они пишутся слитно. Пример: Я пришел, чтобы (для того чтобы) победить. (И) Я тоже хочу в парк. (И)Он также был там. Он был не очень красивым, зато (но) хорошим.

3) Союз ТО ЕСТЬ всегда пишется раздельно, союз БУДТО всегда слитно.

4) Частицы бы, ли, же (если они частицы) пишутся всегда раздельно. (Что_бы, то_же) Часто можно понять, что перед нами частица, если попытаться убрать ее. Пример: Что (бы) мне почитать?

Частицы ТО, ЛИБО, НИБУДЬ, ТАКИ, КА, КОЕ пишутся через дефис, если слово, к которому примыкают эти частицы существует и без них.

Например, что-то (пишем через дефис), будто — здесь нет частицы, это союз.

Частицы да(же), разве, неуже(ли) пишутся СЛИТНО (даже, разве, неужели)

5) Предлоги в течениЕ, в продолжениЕ, в заключениЕ, в отличиЕ, (в конце может быть И, если это не просто предлог, а предлог с существительным); в целях, в силу, в меру, в области, на протяжении, в отношении, за исключением, за счет, не считая пишутся всегда раздельно.

6) Предлоги несмотря на и невзирая на пишутся в два слова, а если перед нами деепричастия с частицей НЕ и предлогом «не _ смотря на, не_взирая на», то пишем в три слова.

7) Следует различать: иметь в виду, ввиду (из-за) непогоды, в виде.

8) Ввиду, вместо, вроде, вследствие, наподобие, насчет, сверх, вслед, навстречу пишем слитно, если это предлоги (можно заменить другими предлогами). Если это предлог + существительное, пишем раздельно. Как проверить: попытайтесь вставить слово между. Пример: Поговорить насчет (о) работы. Положить деньги на (твой) счет. 

9) Предлоги из-за, из-под, по-над пишем черед дефис.

10) Пол с существительными пишется слитно (полпомидора), если существительное начинается на согласную. Через дефис, когда существительное начинается на л (пол-лимона), прописную букву (пол-Москвы) и гласную (пол-арбуза). И если между пол и существительным есть еще прилагательное, пишется раздельно (пол чайной ложки)

11) Запомните, в большинстве случаев наречия все-таки пишутся СЛИТНО. Через дефис пишем, если есть приставки ПО-, В-, ВО- в сочетании с суффиксами -ОМУ, -ЕМУ, -ЫХ, -ИХ, -И (по-хорошему, во-первых, по-волчьи, в -третьих)

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ учёные установили, что магний играет важную роль в регуляции уровня калия в организме, а ТАК(ЖЕ) регулирует работу надпочечников.
С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.
(В)ДАЛЬНЕЙШЕМ исследователи не раз говорили о том, что апофеозом русской славы является картина «Богатыри», в которой В.М. Васнецов выразил своё романтическое и в ТО(ЖЕ) время глубоко гражданское понимание России
Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят (ОТ)ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, (НА)ОБОРОТ, достаточно удалён от них.

СЛИТНО:

ПРИМЕРЫ:

Ввиду
Вместо
Вроде
Вследствие
Наподобие
Насчет
Сверх
Несмотря на
Невзирая на
Вслед
Навстречу
Напротив
Ввиду сложностей
Вместо тебя
Вроде глубокой ямы
Вследствие непогоды
Наподобие зонта
Насчет урока
Сверх меры
Внизу (двери)
Вверху (письма)
Посередине (дороги)
Несмотря на ошибки
Невзирая на шторм
Вслед лету
Навстречу солнцу
Напротив школы

РАЗДЕЛЬНО:

ПРИМЕРЫ:

В виде
В связи с
В продолжение
В течение
В заключение
В отличие
В целях
В силу
В меру
В области
На протяжении
В отношении
За исключением
За счет
Не считая
В виде исключения
В связи с сильным дождем
В продолжение дня
В течение лета
В заключение встречи
Через дефис
Из-за
Из-под
По-над
По-за
ПРИМЕРЫ:
Из-за него
Из-под шкафа
По-над рекой стелется туман

Предлоги и омонимичные части речи.
 

Ввиду (предлог) – в виду (предлог + сущ.) города 

Вроде (предлог) него – в роде (предлог+ сущ) Романовых

Вследствие (предлог) непогоды – в следствии (предлог +сущ) по делу были допущены ошибки

В течение, в продолжение, в заключение – производные предлоги при обозначени времени, на конце пишем Е – НО! В течениИ реки, в продолжениИ романа, в заключениИ реферата (простой предлог В+ сущ, на конце И)

Поговорить насчет урока (насчет — предлог) – положить деньги на счет (предлог +сущ)

Внизу, вверху, посереди при отсутствии управляемого сущ. – наречия, но с управляемыми сущ. – предлоги (Внизу стоял человек(нар.) – внизу двери было отверстие (предлог) 

СЛИТНО: 

РАЗДЕЛЬНО:

Чтобы
Тоже
Также
Притом
Причем
Зато
Зачем
Затем
Отчего
Оттого
Почему
Потому
Итак
Коли
Поскольку
То есть (Тысячу лет, то есть много)
То бишь (вчера, то бишь третьего числа)
пока что
почти что
при этом
как будто
тогда как
так как
так что
не то… не то
то есть
оттого что
потому что
однако же
в связи с тем что
то…то

Омонимичные части речи: 

  • Местоимение с частицей пишутся раздельно: (Я слушал то же, что и ты. Что бы мне сделать? Во что бы то ни стало)
  • Сочетание союзов и наречий пишутся раздельно (И так, и сяк. Я прочитал много раз и так запомнил. 
  • Сочетание предлогов и местоимений. (При чем ты останешься? При том тексте есть задания. От того дома до этого недалеко. По тому лесу идти долго)

СЛИТНО

Даже, разве, неужели

ЧЕРЕЗ ДЕФИС

-то, -либо, -нибудь, -ка, -тка, -с, -де, кое- (кой-), -таки – с глаголами, наречиями и со словами всё-таки, так-таки

РАЗДЕЛЬНО

же (ж), бы (б), ли (ль), будто, дескать, как будто, почти что, кое, если после нее следует предлог (кое у кого)

СЛИТНО:

на -десят, -ста, -соти: пятьдесят, восьмидесятый, четыреста, пятисотый, семьсот, семисотый.

на -сотый, -тысячный, -миллионный: двухсотый, пятитысячный, стомиллионный

РАЗДЕЛЬНО:

Составные числительные: пять тысяч семьсот пятьдесят три

Дробные числительные: пять восьмых  

СЛИТНО:
Сущ. с соединительными гласными «о» и «е»: пароход. 

Сущ. с элементами борт- и -метр: бортпроводник. 

Сущ. и прил. с иноязычными элементами: анти-, авиа-, авто-, био-, вело-, гелио-, гидро-, зоо-, интер-, контр-, макро-, микро-, моно-, мото-, нео-, радио-, стерео-, теле-, ультра-, фото-, экстра-: антивирус, зоолог, велопрокат и т.д. 

Но! Контр-адмирал 

Сложные сущ., первая часть которых является глаголом в повелительном наклонении на -и: скопидом, сорвиголова. 

Но! Перекати-поле 

Сложносокращенные слова и аббревиатуры: вуз, США, спецкор. 

Названия жителей, народностей, племен, людей по роду их занятий, интересам, принадлежности к организации: мексиканец, яхтклубовец. 

Сложные сущ., прил., нар. наречия, первой частью которых является числительное в родительном падеже: пятитомник, двукратный. 

Прил., образованные от сложных существительных, пишущихся без дефиса: лакокрасочный (лакокраска). 

Прил., одна из частей которых самостоятельно не употребляется: всеядный. 

Прил., образованные от двух слов, одно из которых независимое, а другое – подчиненное: сельскохозяйственные (сельское хозяйство). 

Прил., образованные сочетанием «наречие + прилагательное (причастие): вечнозеленый. 

НО! пишется раздельно сочетание наречия и прилагательного (причастия), 

-если первая часть отвечает на вопрос как? каким образом?, а также 

-если наречие оканчивается на-ски: легко поддающийся, дружески нацеленный. 

Прил., первая часть которых – числительное: тридцатиградусный, сорокаминутный. 

Слова с полу-: полумесяц. 

Слова с пол- + согласной, кроме л: полвека, полдня

ЧЕРЕЗ ДЕФИС:

Сущ. состоящие из двух слов без соединительных гласных: царь-колокол, премьер-министр. 

Сущ. с иноязычными элементами: вице-, лейб-, обер-, унтер-, штаб-, экс-: вице-президент, экс-муж. 

Названия промежуточных сторон света: северо-запад, юго-восток. 

Названия растений с союзом и или глаголом: мать-и-мачеха. 

Прил., образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис: юго-западный. 

Прил., образованные из равноправных слов: русско-английский (русский и английский). 

Прил., обозначающие цвета: серо-голубой, желто-зеленый. 

Прил., обозначающие качество с дополнительным оттенком: кисло-сладкий. 

Слова с пол- перед гласным, прописной буквой или согласным л: пол-азбуки, пол-Африки, пол-лимона

  • Решать варианты ЕГЭ
  • Решать задание 14

Пол урока как пишется правильно

Как пишутся слова полдень» и « полуденный» и подобные им? Нужен ли дефис? Что такое «пол» и «полу»?

Представим себе картину. Солнце в летний полдень высоко над головой, и жар нестерпимый. Но вот полдня прошло, близок вечер и прохлада. Полуденное время часто связывают с отдыхом, а полдничать принято после обеда и перед ужином, когда солнце перестаёт «палИть»  и день постепенно переходит в вечер.

Это знакомая картина и знакомые слова. Но есть орфографические трудности, которые испытывают ученики, когда встречают слова с «пол» и «полу». Попробуем выяснить, с чем связаны проблемы написания и как помочь их избежать.

«Пол» может быть самостоятельным словом, означающим:

1) нижний настил в помещении, по которому ходят (паркетный пол);

2) совокупность признаков организма, по которым различаются мужские и женские особи (сильный и слабый пол);

3) одна из двух равных частей, вместе составляющих целое или то же самое, что и «половина» (пол фруктового сада).

Сложности возникают, как правило, с «пол» в значении «половина». Количественные сочетания, включающие слово «половина», мы без труда напишем раздельно, например: шесть с половиной метров.

Но возможны разные написания: раздельно, слитно или через дефис. Разница между написаниями существенная, и её можно выявлять несколькими способами.

Первый способ мы применили в толковании отдельного слова «пол», когда приводили пример к его третьему значению (пол чайной ложки, то есть половина ложки): между словом «пол» и существительным обязательно стоит прилагательное (пол учебного года, пол яблоневого сада, пол спелой тыквы), или же есть собственное наименование (пол Северного моря, пол Курской области, пол Великого Новгорода, пол «Комсомольской правды»), или имеется притяжательное местоимение (пол моей книги, пол нашей дачи).

Дефис ставится в сложных словах, у которых первая часть — это корень ПОЛ-, а следующий корень начинается, во-первых, с любой из девяти гласных, на Ы слов нет:

А (пол-абрикоса, пол-автомобиля);

О (пол-огурца, пол-ореха);

У (пол-урока, пол-утра);

И (пол-имения, пол-игры);

Э (пол-экрана, пол-экзамена);

Е (пол-евангелия, пол-ельника);

Ё (пол-ёлки, пол-ёжика);

Ю (пол-юбки, пол-юрты).

Я (пол-яблока, пол-яхты).

Во-вторых, следующий корень начинается с согласного Л и стоит в форме Родительного падежа: пол-ладьи, пол-ложки, пол-лужайки, пол-литра, пол-леса, пол-люстры, пол-лягушки.

Примечание.

Слово «поллитровка» пишется слитно, потому что вторая часть имеет форму именительного падежа.

В-третьих, следующий корень начинается с большой буквы (пол-Курска, пол-Якутска, пол-Европы, пол-Франции, пол-«Мурзилки»).

В-четвёртых, следующая присоединяемая часть состоит из слова, пишущегося в свою очередь через дефис (включая и имена собственные): пол-юго-запада, пол-конференц-зала, пол-мини-юбки, пол-Нью-Йорка, пол-Гусь-Хрустального.

Слитное написание возможно в случае наличия любого согласного, кроме Л: полбанки, полведра, полгорода, полдома, полжерди, ползанавески, полкарандаша, полманежа, полнавеса, полпенала, полреки, полстакана, полтетради, полфартука, полхалата, полцарства, полчебурека, полшарика, полщётки.

Возможны сочетания с пол- порядковых числительных, выполняющих функции существительных, если эти формы начинаются с согласной буквы, кроме Л: полвторого, полдесятого, полшестого.

Примечание.

В наречиях с первой частью впол- слитное написание не зависит от последующей буквы: вполоборота, вполуха, вполголоса.

Не проще ли все слова с пол писать слитно или через дефис, чтобы не путаться?

Давайте понаблюдаем за словами: полшарика и пол-Шарика, полправды и пол-«Правды».

Звучат слова одинаково, но значение разное. Полшарика — половина воздушного шарика и полправды — это не вся правда («шарик» и «правда» — нарицательные существительные). Кличка собаки Шарик и название газеты «Правда» — имена собственные.

А вот ещё несколько примеров для наблюдения: полочка и пол-очка, половина и пол-овина, поливы и пол-ивы. В чём разница? Слова-омонимы вслух неразличимы, а дефис помогает не только прочитать правильно слова, но и понять их верно, практически не прибегая к контексту: полочка для книг — выиграть пол-очка; половина дела — пол-овина (овин — строение для сушки снопов перед молотьбой); поливы (искусственное увлажнение почвы) — пол-ивы (ива — дерево с гибкими ветвями и узкими листьями).

Андрей Усачев

Что такое половина?

Что такое половина?
Это сразу не поймёшь:
Половина брюк — штанина.
Половина ножниц — нож.
Месяц мы считать должны
Половиною луны.
 
Полубокс, полуботинки,
Полдень есть и полночь есть.
Если взять арбуз на рынке,
Пол-арбуза можно съесть.
Съесть легко полбулки хлеба,
Видеть радугу в полнеба
И надеть полупальто.

Но подумал я: «А странно,
Что такое полстакана?
И полвазы — это что?»
 
Я поставил опыт сразу:
Взял и грохнул об пол вазу.
Ваза тут же — пополам!
А за вазой — два стакана
Разлетелись по углам.

Но, услышав в кухне грохот,
Прекратила мама опыт:
— Это что за тарарам? —
И сказала мама строго:
— Полпосуды — это хлам!

Пока папа не пришёл,
Подмети весь этот пол!

Корень ПОЛУ- пишется слитно в сложных словах, большая часть которых — это прилагательные (полупустой, полуденный, полурусский), существительные (полуостров, полуявь, полукруг, полуимпериал), малая часть глагольные формы (полуобнять, полусидеть, полусочувствующий, полулёжа) и наречия (полувсерьёз, полушёпотом).

Слова с полу- в известной эпиграмме на графа Михаила Воронцова, написанной А.С. Пушкиным в 1824 году, имеют значение, сходное со значением парных союзов то ли… то ли, не то… не то:

Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.

Поэт сознательно написал существительные с ПОЛУ- через дефис, чтобы подчеркнуть половинчатость образа несимпатичного ему влиятельного человека, верно приметив в нём склонность делать подлости. Хотя, напоминаем, эти слова нужно писать только слитно.

А. Шомахов

Полуделовой человек

Полкровати застелил я,
Полведра воды налил я,
Полминуты мёл я пол,
Пол-игры сыграл в футбол.

В магазин пришлось пойти,
Да вернулся с полпути…
Очень много всяких дел:
Пол-урока отсидел,

Дома сделал полпримера,
Пролистал пол-«Пионера»,
Подремал я с полчаса —
Тут и ужин начался…

— Ты, привыкший к половинкам,
После стольких «полудел»
Съел пол-ужина? Скажи нам!
— Нет, я ужин целый съел! 

Перевод с кабардинского Ю. Хазанова

Обратим внимание и на те случаи, когда привычное слитное написание ПОЛУ- невозможно.

В Полном академическом справочнике под редакцией В.В. Лопатина обозначено, что недопустимы слитные написания с одной прописной буквой в середине слова: полу-Африка.

В том же источнике отмечается недопустимость слитного или дефисного написания с первой частью сложного слова, если вторая часть содержит пробел, то есть представляет собой сочетание слов. В этом случае в парных конструкциях с полу- следует писать раздельно: полу дом отдыха, полу детский сад.

Литература

  1. Дружинина Т.В. Дефисное и слитное написание слов с рол- и полу- (VI класс) //Русский язык в школе. — 2009. — № 8. — С. 24-25, 30.
  2. Иомдин Б.Л. «Светит месяц, светит ясный, светит полная луна…» //Русский язык. Журнал ИД «Первое сентября». — 2013. — № 5. — С. 53-55.
  3. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. — М.: Эксмо, 2006.

Урок математики во 2 классе

Подготовила и провела учитель начальных классов МБОУ

«Соколовская сош», Мглинского р-на, Брянской области

Гришанова Нина Константиновна.

Тема урока: Названия компонентов и результата умножения

Тип урока: изучение нового материала.

Основные виды учебной деятельности: использовать математическую технологию при записи и выполнении арифметического действия умножения.

Планируемые предметные результаты: знание понятий при действии умножения: «множитель», «произведение»; читать примеры с использованием новых терминов; решать задачи различными способами.

Универсальные учебные действия: делать выводы на основе анализа банка данных, заменять умножение сложением одинаковых слагаемых и наоборот.

Оборудование урока:

Карточки с названиями компонентов сложения, вычитания, умножения;

индивидуальные карточки – подсказки.

Ход урока.

I. Организационный момент.

— Давайте подарим свои улыбки друг другу, пожелаем всем добра и здоровья.

Прозвенел звонок для нас!

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнём.

И урок математики с вами начнём.(Слайд1)

  1. Актуализация знаний.

-Давайте настроимся на урок и проведём его с пользой для нас.

1. «Разминка для ума»

Поднимаем правильно руки и быстро отвечаем на вопросы,

— Какой сегодня день недели?

— Сколько дней в неделе?

— В какой стране мы живём?

— Как называются компоненты сложения?

— А результат сложения?

— Как называются компоненты вычитания?

— А результат вычитания?

— Назовите свойства прямоугольника?

— Закончи выводы:

При умножении единицы на любое число, получается …

При умножении нуля на любое число, получается …

— Я шёл 5 рублей нашёл. А вдвоём пойдём, сколько найдём?

— А сколько хвостов у 7 котов?

-Сколько ушек у трёх старушек?

Молодцы! С разминкой справились отлично!

2. Устный счёт

— Какой приближается праздник? (Международный Женский день 8 марта)

— А что принято дарить в этот день всем лицам женского пола

— А у нас сегодня тоже цветы, но необычные.

А с числами. Начинаем устный счёт. Я показываю лепесток, а вы прибавляете к нему число, записанное в сердцевинке, и называете только ответ: (на доске нарисованы цветки, на лепестках написаны числа. У одного в середине написано+8, у другого – 8)

18 + 8 40 + 8 14 – 8 99 — 8

52 + 8 61 + 8 42 — 8

27 + 8 50 – 8 78 – 8

(если при счёте были допущены ошибки, то объясняется приём вычислений)

3. Работа в тетради.

— Откроем свои тетради, запишем число, классная работа.

Минутка чистописания.

— напишите цифру 8. Посмотрите на таблицу, как пишутся правильно цифры. Напишите ее всю строчку.

— Теперь возьмите данное число слагаемым 4 раза.(8+8+8+8+8)

— Как вы это записали? Прочитайте.

— Что заметили? (одинаковые слагаемые)

— Значит, что можно сделать с этими слагаемыми?(Заменить умножением)

— Замените. Что получили? Прочитайте.(8*4)

— Когда же можно заменить сложение умножением?

— Что обозначает первое число при умножении?

— А второе?

III. Самоопределение к деятельности.

— Мы заменяли сложение умножением, а теперь, давайте, наоборот заменим умножение сложением.

Посмотрите внимательно на доску и постарайтесь заменить умножение сложением.

На доске: (карточки)

9 * 2 = 12 + 2

2 * 4 = 1 + 1 + 1 + 1 + 1

1 * 5 = 9 — 2

12 * 2 = 2 * 3

9 + 9

2 + 2 + 2+2

12 + 12

Останутся выражения:

12 + 2 9 – 2 2 * 3

Найдите среди них разность

— Как называются компоненты вычитания?

— А почему их так назвали, как вы думаете?

( уменьшаемое, число, которое становится меньше, вычитаемое, число которое вычитают (появляются таблички: уменьшаемое, вычитаемое)

— А результат? (прикрепить табличку: разность)

— Прочитайте выражение, используя математические термины.

( Уменьшаемое 9, вычитаемое 2,

Разность чисел 9 и 2)

Найдите среди данных выражений сумму?

— Как называются компоненты сложения?

— А почему их так назвали?

( их складывают, слагают)

— А результат? (прикрепить: слагаемое, слагаемое, сумма)

— Прочитайте выражение, используя математические термины

(слагаемое 12, слагаемое 2. Сумма чисел 12 и 2)

— А это что за выражение?

Прочитайте его 2 х 3

( 2 умножить на 3, по 2 взять 3 раза)

— А по — другому можно его прочитать, используя математические термины?

— Ребята, а как вы думаете, могут они иметь свои названия компонентов умножения?

Какие вопросы у нас возникли?

Что мы должны узнать на уроке?

— Попробуйте назвать тему нашего урока.

«Названия компонентов умножения и результата умножения»(Слайд2)

— А какие задачи и цели мы поставим перед собой на данном уроке?(Слайд3)

2. Научиться читать выражения на умножение с использованием новых названий.

3. Развивать вычислительные навыки,

закреплять решение задач,

развивать мышление, смекалку,

воспитывать трудолюбие и аккуратность

МОЛОДЦЫ!

А как вы думаете, как могут называться компоненты умножения?

Может кто-нибудь из класса выдвинет свои предположения о том, как называются числа при умножении.

Подумайте, что мы делаем с данными числами?

(умножаем, множим…)

— Ну, делаем свои выводы…

ХОРОШО! Молодцы!

Таблички (множитель, множитель, произведение(Слайд4))

IV. Работа с учебником с. 54

Откройте учебник на стр.54. и узнаем, правильно ли вы дали ответ

Прочитайте правило в рамочке.

Как называются компоненты при умножении? (Множители.)

Как называется результат умножения? (Произведение.)

Хоровое чтение правила

Прочитайте последний пример на доске, используя новые знания.

(1- ый множитель- 2, 2-ой множитель- 3, произведение- 6; произведение чисел 2 и 3 равно 6.)

ФИЗМИНУТКА . (Слайд5)

  1. Работа с учебником с.54

Продолжаем работать с нашей страничкой учебника

Задание № 1 с. 54

Прочитайте задание.

— А сейчас давайте прочитаем данные выражения, используя математические термины, с которыми познакомились на уроке.

(Множитель 9, множитель 2,

Произведение чисел 9 и 2….) и т.д.

Что нам нужно сделать? (заменить умножение сложением и решить)

Кто понял задание, решите самостоятельно,

Кому нужна помощь, слушает объяснение товарищей.

Работа у доски учащихся с объяснением.

Проверка с доски.

Проверьте своё решение, кто выполнял самостоятельно.

Кто выполнил задание самостоятельно(Слайд6)

2 с 54 дополнительно

Проверка выполненного задания № 2 с 54

Кто не выполнял в тетради, тот решает устно сейчас.

Прочитайте, какие знаки вы поставили и почему?

При чтении желательно употреблять новые термины.

Решаем задачу№3стр.54

Прочитайте задачу

О чем говориться в задаче?

Что сейчас обычно называют лимонадом? А вы знаете почему этот напиток называют лимонадом?

В XVII веке лимонадом назывался напиток, приготавливаемый из лимонного сока и лимонной настойки. Отсюда и его название — Limonade, что значит «лимонизированный». А ещё его раньше называли «ситром», потому что слово «лимон» в переводе на французский означает «citron».

Что нам говорится в задаче о лимонаде.

Сколько таких бутылок?

Какой первый вопрос в задаче?

Выполним схематический рисунок к задаче

2 л.

2 л.

2 л.

2 л.

? л.

Как записать с помощью умножения? 2•4=8 (л.)

Назовите 1й множитель (2)

2й множитель? (4)

Чему равно произведение чисел 2 и 4? (8)

Ответ:

Как звучит второй вопрос в задаче?

Составим схему..

2 л.

2 л.

2 л.

? л.

Как записать с помощью умножения? 2•3=6 (л.)

Назовите 1й множитель (2)

2й множитель? (3)

Чему равно произведение чисел 2 и 3? (6)

Ответ:6л.

Задача № 4 на стр. 54 (Слайд7-9).

В бидоне 30 л молока. Из него налили молоко в банки: в одну 5 л, а в другую 3л. Сколько литров молока осталось в бидоне? Реши задачу разными способами.

Карточка 1.

Подумай, верно ли составлена краткая запись задачи:

Было — 30 л

Отлили – 5л и 3л — ?л

Осталось – ?л

Карточка 2.

Найди правильное условие задачи?

— Почему подходит это и не подходят другие.

Было — ? л
Отлили – 5л и 3л — ?л
Осталось – 30л

Было — 30 л
Отлили – 5л и 8л — ?л
Осталось – ?л

Было — 30 л
Отлили – 5л и 3л — ?л
Осталось -?

Карточка 3.

І способ.

1) + = (б.) – налили

2 ) — = (.)

ІІ способ.

5

1) — = (б.)

2 ) — = (.)

ІІІ способ.

3

1) — = (б.)

2 ) — = (.)

Задача на смекалку с.46

Прочитайте задачу на смекалку

— Кто из вас уже готов ответить?

Докажите?

— На сколько же больше лапок у 6 цыплят, чем ног у одной лошади?

2 • 6 = 12(лапок) – у цыплят

4 • 1 = 4 ( ноги) – у лошади

12 – 4 = на 8 лапок больше у цыплят

Тест (Слайд10-12)_______________________

1. Умножение можно заменить:

  • сложением одинаковых слагаемых;

  • сложением разных слагаемых.

2. При умножении числа на 0 получится:

  • 0;

  • тоже число.

3. При умножении числа на 1 получится:

  • 1;

  • тоже число.

4. Компоненты при умножении называются:

  • слагаемое, слагаемое;

  • множитель, множитель;

  • уменьшаемое, вычитаемое.

5. Результат умножения называется:

  • разность;

  • сумма;

  • произведение.

Посмотрите на слайд, здесь вы видите правильные ответы. Возьмите ручку другого цвета и проверьте свой тест.

— Встаньте те ребята, у кого нет ошибок?

Молодцы!

— Что бы вы посоветовали остальным ребятам?

Рефлексия. (Слайд13)

— Урок уже подходит к концу. Давайте вернёмся к нашей цели, которую мы поставили перед собой вначале урока.

Достигли мы её? Докажите?

Домашнее задание № 4, 6, узор с.54. (по выбору)

Посмотрите, какое задание вам предлагается на дом.

Выполняете на выбор любые 2 задания.

Итог урока. (Слайд14)

— Как называются компоненты умножения?

— Как называется результат умножения?

— Как вы думаете, знания, полученные на этом уроке, вам пригодятся в жизни?

— Где?

УРОК ОКОНЧЕН. (Слайд15)

СПАСИБО ЗА УРОК!

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В течение 7 дней как правильно писать». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если при написании слова возникает вопрос, как правильно, «в течении» или «в течение», следует для начала определить часть речи. Слово «в течение» пишется с «е» и этот производный предлог всегда сочетается с существительным в форме родительного падежа, имеющими временное значение: «в течение столетия», «в течение квартала», «в течение секунды» и т. д. В предложении слово «в течение» можно заменить синонимами «на протяжении», «в период», «за время» и др.

  • По условиям контракта Ирина в течение двух месяцев должна была пройти курсы повышения квалификации.
  • Заявка на кредит рассматривается банком быстро, буквально в течение нескольких часов.
  • В течение лета Вадим успел прочитать не только произведения школьной программы за 8 класс, но и несколько книг зарубежных писателей.

Сочетаясь с предлогом «в», слово «течение», которое имеет значение «направление движения воды», ставится в форме предложного падежа: в чём? – в течении.

Проверить правильность написания этого сочетания можно, используя такое правило: если между предлогом и именем существительным можно вставить какое-нибудь прилагательное, то будет писаться «в течении»: в (холодном) течении реки, в (стремительном) течении реки, в (тёплом) течении океана.

Как правильно: в течениЕ или в течениИ?

Если можно заменить на слово «из-за», пишем вследствие. Слитно и с Е на конце:

  • Васю выгнали с работы вследствие прогулов (выгнали из-за чего?)

Если имеется в виду «в следственных органах», «во время расследования», пишем раздельно и с И на конце:

  • В следствии по уголовному делу наметился прорыв
  • В следствии нашего района оперативники работают днями и ночами

Если можно заменить на слово «после чего-то», «затем», пишем впоследствии. Слитно и с И на конце:

  • Васю впоследствии выгнали с работы из-за прогулов (выгнали после чего?)

Да, окончание «Е» даёт основание полагать, что это служебная часть речи, а именно предлог. Рассмотрим же правило правописания «в течение» и поймём, в каких случаях этот предлог используется. Главное здесь – запомнить, что если имеется в виду временной отрезок, то пишется окончание «Е». Спросим себя: «Можно тут задать вопрос «за какое время? Долго ли? ». Если да, то смело решаем – это предлог, а значит, напишем «Е» в конце.

Можно добавить и такую памятку: если в сочетании «в течение» оба слова пишутся вместе (не слитно, а рядом), то есть между «в» и «течение» невозможно вставить зависимого слова, то и этот момент указывает нам на то, что это предлог. Кроме того, за отыменным предлогом непременно стоит существительное в форме родительного падежа, которое всегда означает какой-то промежуток времени: «в течение минуты, часа, столетия, дня, семестра». Это может быть и сезон: например, «в течение лета, зимы, осени». То есть если «в течение» можно заменить предлогом, который означает время, а смысл фразы не изменится, то и «в течение» — тоже предлог.

«В течении» с окончанием «И» — это существительное «течение» в предложном падеже с предлогом «в». Здесь тоже ничего сложного. Зададим себе вопрос: «Можно в данном предложении спросить «Где?» или «В чем?». Например, «в течении реки». Если можно, то в этом случае мы понимаем, что это именно существительное с предлогом и пишем окончание «И».

  • В (мутном) течении селевого потока то и дело мелькали огромные валуны.
  • В (стремительном) течении горной речки купаться крайне опасно.
  • Мальчишки с восторгом бултыхались в (неспешном) течении широкой реки.

Заключение

Мы разобрались, в каких случаях пишется окончание «Е» или «И»: в производном предлоге – «Е», в предлоге с существительным – «И». Проще говоря, если речь идёт о времени в его прямом значении и если между «в» и «течением» нельзя вставить слова, значит, пишем «в течениЕ». Если же речь о воде и если можно вставить определение этой самой воды, то пишем «в течениИ».

«В течение» в качестве предлога употребляется, когда нужно указать, что действие (явление, процесс) происходит на продолжении определённого промежутка времени. Т.е., если важно (нужно, желательно) высказать, что здесь имеет значение не только само действие, но и время, за которое оно совершалось; обычно таким образом выделяется время протекания наиболее существенной (значимой) части действия:

  • «Средства на счёт получателя зачисляются в течение часа»;
  • «Клиент имеет право оспорить принудительное списание со счёта (штраф, пеню, и т.д.) в течение трех дней»;
  • «Постараюсь выбраться к вам в течение дня»;
  • «В течение лекции студенты соблюдали академический этикет» (правила поведения).

«Время важности» события не обязательно выделяется некими временны́ми отметками, но, возможно, определяется самим ходом процесса:

  • «В течение некоторого времени по окончании совещания собравшиеся не расходились, обсуждая детали»;
  • «Уже в течение рассказа слушатели поняли, каков будет его финал».

Набор синонимов в данном случае сокращается до «в продолжение». Меняется и частичный обиходный синоним на «по ходу» («по ходу рассказа»).

Как сказано выше, словосочетание «в течение» может быть и простым, не устойчивым, т.е. не существующим в речи самостоятельно и не наделённым своим собственным значением. То есть, существительное «течение» в винительном или именительном падеже может употребляться с предлогом «в», если имеется в виду не отрезок времени действия, но собственно действующий субъект: поток газа или жидкости, ход событий. В этом контексте «в течение» употребляется преимущественно в специальных областях:

  • «В течение исходящих газов были введены цветовые маркеры, что позволило проследить развитие турбулентности в их струе»;
  • «Выпущенные в течение Гольфстрима буи уже более ста лет тому назад выявили его волнообразные колебания, но их природа остаётся неясной до сих пор».

Выражение «в течении» пишется взамен «в течение» как существительного с предлогом, если по контексту слово «течение» нужно поставить в предложный падеж:

  • «Купаться запрещено! В течении реки замечены водовороты!».

Синонимы те же, что и к «в течение» в смысле потока вещества: «поток», «ток»; частичные «струя», «стрежень».

  • «В течении глобальных финансовых потоков в последние годы наблюдаются явные признаки застоя»;
  • «После первых буйных порывов в течении наших встреч наметились сдвиги к некоторому плотскому охлаждению, но привязанности друг к дружке мы не потеряли».

Слово «течение» – неодушевлённое имя существительное среднего рода 2-го склонения. Состоит из корня «теч-», суффиксов «-ен-», «-и-» и окончания «-е». Постановка ударения и разделение переносами те-че́-ние. Падежные формы:

  • Именительный: тече́ние (ед. ч.); тече́ния (мн. ч.).
  • Родительный: тече́ния (ед. ч.); тече́ний (мн. ч.).
  • Дательный: тече́нию у (ед. ч.); тече́ниям (мн. ч.).
  • Винительный тече́ние (ед. ч.); тече́ния (мн. ч.).
  • Творительный: тече́нием (ед. ч.); тече́ниями (мн. ч.).
  • Предложный: тече́нии (ед. ч.); тече́ниях (мн. ч.).

Для закрепления темы рассмотрим, как пишется слово «в течении» и «в течение».

Окончание «ие»:

  1. «Он почти без сна работал в течение месяца, поэтому заслужил отдых и поездку на морское побережье».
  2. «Илья работал в течение суток над трудной задачей и успешно справился с ее решением».
  3. «Маша пообещала прийти в течение получаса и сделать прическу для свадебной церемонии».
  4. «Я ждал этого момента в течение полугода и был счастлив после принятия положительного решения».

По правилам русского языка словоформа “в течении” должна применяться, когда мы хотим сказать о местонахождении чего-либо, чаще всего реки. Пример: В течении реки я нашел много больших камушков. В рассмотренном предложении конструкция “в течении” будет являться обстоятельством, но указывать на место действия, а не на его время. Так, она напрямую указывает, что что-либо произошло или что-либо находится в реке. Важно! Если же разбирать тему с лексической стороны, то во втором случае словосочетание состоит из предлога “в” и слова “течение” в предложном падеже. При написании фраза будет являться существительным с предлогом, тогда как форма “в течении” должна полностью выделяться как предлог или вводная конструкция.

В течение или в течении: значение, правило и примеры предложений

Осталось разобраться с буквой «е» или «и» на конце.
Как мы будем писать «в течение» или «в течении»?
Тут всё не так однозначно, как со слитным и раздельным написанием.

В случае, когда «в течение» у нас предлог, мы всегда пишем «е» на конце!
Когда мы имеем предлог «в» и существительное «течение», то возможно, как «е», так и «и» на конце.

Важно понимать, что «в течение» в большинстве случаев является именно предлогом, за исключением тех случаев, где «течение» в предложении является самостоятельным существительным и употребляется в буквальном смысле.
Проще всего это понять на примерах. Рассмотрим несколько.

  • В течение часа нужно выполнить эту работу. (предлог)
  • Вова готовился к экзаменам в течение всего дня. (предлог)
  • Наша лодка неслась в течении этого огромного потока воды. (предлог и сущ.)
  • Грязная вода попала в течение. (предлог и сущ.)
  • В течении реки последние несколько лет наблюдаются изменения. (предлог и сущ.)

Похожие записи:

  • Пол устройства как пишется
  • Пол университета как пишется
  • Пол усадьбы как пишется правильно
  • Пол узбекистана как пишется
  • Пол урала как пишется