Пол солнца как пишется

1 простое, двусоставное, распространенное, осложнено обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. 2 простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными подлежащими и сказуемыми. 3

 1) простое, двусоставное, распространенное, осложнено обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами.

2) простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными подлежащими и сказуемыми.

3) сложное, состоит из двух простых.

4) сложное, состоит из трех простых.

2. Укажите повествовательное(-ые) предложение(-я):

1) Ну что за шейка! Что за глазки!

2) Что вы делаете сегодня вечером?

3) Неужели он смог решить эту задачу?

4) Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!

image044

Изучая орфограмму «Тире между подлежащим и сказуемым», нужно обращать внимание на части речи главных членов предложения и их грамматическую форму, а также на слова, стоящие между подлежащим и сказуемым.

Возможные задания к теме:

1. В каком предложении не нужно ставить тире?

1) Для меня жить значит работать.

2) Он умный мальчик.

3) Среднее расстояние от Земли до Солнца 150 миллионов километров.

4) Физика одна из древнейших наук.

2. Отметьте предложения, где тире между подлежащим и сказуемым ставится:

1) Усилие есть необходимое условие совершенствования.

2) Не навредить больному первая задача врача.

3) Лишнее говорить делу вредить.

4) Она девочка добрая.

5) Наш доктор, по-видимому, хороший человек.

6) Сердце не камень.

7)Язык это история народа.

image046  

В русском синтаксисе всего 5 членов предложения, и каждый имеет свою определенную функцию, свои вопросы и графическое обозначение. Внутри каждого есть свои типы. Данный конспект содержит основную информацию о второстепенных членах предложения, необходимую для запоминания в курсе 5-7 классов.

Возможные задания:

1. В каком предложении есть однородные определения? (знаки препинания не расставлены.)

1) В избушке мирно тикали старые стенные часы.

2) Жидкие северные ели кажутся слабыми больными.

3) Поэт продолжил традиции великой русской классической литературы.

4) В поле стояли округлые еще свежезеленые колоски.

2. Укажите грамматическую основу предложения: Пробивающимся из земли молодым росткам солнце щедро отдавало свое тепло.

1) отдавало тепло

2) солнце отдавало

3) солнце отдавало тепло

4) солнце щедро отдавало

image048

Однородные члены встречаются почти в каждом предложении, поэтому необходимо знание пунктуационных правил при написании однородных членов предложения. Постановка двоеточия и тире при обобщающих словах требует умения видеть обобщающее слово либо его отсутствие.

Возможные задания к данной теме:

1. В каком предложении нужно поставить одну запятую?

1) Первые лучи солнца торопливо и радостно озарили окрестность и отразились в зеркале реки.

2) Она обладала твердым характером и с ней обо всем можно было говорить.

3) Он коллекционировал и марки и значки и монеты.

4) Над полями и лесами над реками и озерами над лугами и болотами простирается голубое небо родины.

2. В каком предложении нужно ставить двоеточие?

1)  Весной возвращаются на родину журавли скворцы жаворонки.

2) Ружье собака лошадь все было предметом обмена.

3) Всюду в лесу торжественно стучат лесные барабанщики.

4) Все кипит все бушует вода кустарники сосны березы.

image050   

С обращением учащиеся знакомятся в 5 классе, вводные слова подробно изучают лишь в 8, но предложения с вводными словами активно используют и раньше. Поэтому вместе с пунктуационным правилом постановки знаков препинания при обращении целесообразно обратить внимание и на вводные члены предложения.

Возможные задания к данной теме:

1. В каком предложении нужно поставить одну запятую?

1) Друг мой почему ты мне не веришь?

2) Мы должны конечно выучить хорошо правило.

3) Скажи мне кудесник любимец богов что сбудется в жизни со мною?

4) Сыпь ты черемуха снегом…

2. В каком предложении есть обращение? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Только после ссоры я понял кто настоящий друг.

2) Расскажи мне друг о своих заботах.

3) Мой друг взял на себя часть проблем.

4) Они часто выручали друг друга в самых сложных ситуациях.

 
image052

При оформлении прямой речи необходимо видеть структуру предложения, учитывая различные варианты постановки знаков препинания в каждом конкретном случае (смотри конспект 23).

Задание к теме:

1. Отметьте предложения, в которых знаки препинания расставлены неверно.

1) «Мы решили, — продолжил заседатель, — с вашего дозволения остаться здесь ночевать.»

2) «Не воротиться ли? – говорил он. – А то будет поздно».

3) Таня быстро сказала: «Только не говорите Варе о нашем разговоре».

4) «На днях я уезжаю в Москву, — сказал он. – Что-нибудь передать вашим родным»?

5) «Можете в избе переночевать», — сказал мужик, глядя в землю,- «Изба только плохая у меня».

image054

Уметь определять части речи — крайне важное умение, необходимое для распознавания видов орфограмм, определения синтаксической роли слов, грамматического оформления предложений. Данный конспект представляет все части речи, сгруппированные в соответствии с изучаемым школьным материалом.

Варианты заданий к теме:

1. Какое слово  не является причастием?

1) заварен                                     3) вечный

2) собранный                               4) раскрыта

2. В каком предложении нет предлога?

1) Красиво здание, расположенное напротив.

2) Детская больница находится напротив остановки.

3) Для удобства посетителей вдоль стены поставлены кресла.

4) Поезда ходят согласно расписанию.

3. Выберите имя числительное.

1) утроить                          3) третий

2) тройной                         4) тройка

image056

Опорные конспекты по морфологии выглядят единообразно, что способствует лучшему запоминанию морфологических признаков каждой части речи и последовательности морфологического разбора.

Возможные задания к теме:

1. Отметьте отвлеченное существительное.

1) детвора                2) куница            3) масло            4) красота

2. Укажите склоняемое существительное.

1) путь                     2) кофе                3) тире               4) МГУ

3. В каком ряду все существительные относятся ко второму склонению?

1) повидло, огонь, племя                     3) учитель, село, фортепиано

2) тоннель, полотно, шампунь            4) путь, тюль, окно

4.Укажите слово(-а) с ошибкой в определении морфологических признаков существительного.

1) имя – нариц., неодуш., ср.р., 2 скл., ед. ч.

2) станция – нариц., неодуш, ж.р., 1 скл., ед.ч.

3) (в) лесу – нариц., неодуш., м.р., 2 скл., ед.ч., П.п.

4) (много) пешеходов – нариц., одуш., м.р., мн.ч., 2 скл., Д.п.

image058

Правописание данных суффиксов не представляет сложности, однако необходимо, чтобы ученики помнили о закономерности выбора той или иной буквы.

Возможные задания к теме:

1. В каком слове пишется буква Щ?

1) подска….ик

2) разно….ик

3) баке….ик

4) объез…..ик

2. В каком слове пишется буква Е?

1) дружоч..к

2)ларч…к

3) кирпич..к

4) ключ..к

3. В каком слове пишется И?

1) колод.. ц

2) пальт.. цо

3) каракат.. ца

4) полковод.. ц

image060

В данной схеме приведены суффиксы, требующие запоминания условия выбора той или иной буквы.

Возможные задания к теме:

1. В каком слове пишется суффикс –ОВА- (-ЕВА-)?

1) придум…вать         2) бесед..вать   3) рассказ…вать        4) откус..вать

2. Найдите слово(-а) с ошибочным написанием:

1) обрабатовать    2) пользоваться  3) наказывать  4) командывать

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется суффикс -СК-

Дул рез(1)ий ветер. Трудно было идти по скольз(2)ой дорожке. В такой декабрь(3)ий мороз только дерз(4)ий прохожий мог осмелиться выйти на улицу.

1) 1, 2, 3            2) 2, 3             3) 3            4) 1, 2, 3, 4

4. Укажите номера прилагательных, в которых допущена ошибка в написании суффиксов –К- или –СК-.

1) ткацский                 2) кавказский               3) городской

4) турецкий               5) матроский                   6) немецский

5. В каком слове пишется И?

1) никел…вый 2) обманч. .вый 3) алюмини…вый 4) сирен.. вый

image062

Задания к теме «Имя прилагательное»:

1. Выберите качественное прилагательное

1) шерстяной (свитер)              3) павлиний (хвост)

2) синее (платье)                       4) январский (мороз)

2. В каком словосочетании прилагательное имеет следующие признаки: притяжательное, в форме ед.ч., ж.р., Р.п.?

 1) в маминой комнате                      3) около лисьей норы

2) из вороньего гнезда                       4) к волчьему логову

3. Укажите, какое прилагательное не имеет степеней сравнения?

1) добрый          2) твердый       3) красивый      4) стальной

4. В каком ряду все слова являются прилагательными?

1) седьмой, безынициативный

2) свежезамороженный, столетний

3) вращающийся, красноватый

4) легкомысленный, такой

image064

Задания к теме:

1. Отметьте прилагательное в форме составной сравнительной степени.

1) величайший                      3) еще выше      

2) более взрослый                 4) самый главный

2. Отметьте прилагательное в форме составной превосходной степени.

1) более осторожный           3) самый удачный   

2) крупнейший                   4) менее храбрый

3. Укажите ошибку в образовании степеней сравнения.

1) плохой – плоше                        3) старый – более старый

2) ранний – раньше                    4) тонкий – тончайший

4. В каком предложении употреблено прилагательное в простой форме превосходной степени?

1) Мы расстались с самыми добрыми пожеланиями друг другу.

2) Призывники выглядели увереннее.

3) Чтобы добраться до поляны, мы выбрали кратчайший путь.

4) «Теперь работа написана более аккуратно», — похвалил учитель.

image066

Задания к теме:

1. Отметьте глагол в форме инфинитива:

1) учится           2) думаешь         3) спрячь         4) набрать

2. Отметьте глагол совершенного вида:

1) осветить         2) говорить         3) кланяться     4) покупать

3. Отметьте глагол в форме изъявительного наклонения:

1) сознавайся     2) выключают    3) строить        4) почитал бы 

4.Укажите ошибку в определении наклонения глагола:

1) Молчи и скрывай (повелит. накл.) свои чувства.

2) Он заменит (изъявит. накл.) заболевшего товарища.

3) Едва ли бы старик нашел (изъявит. накл.) ответ на этот вопрос.

4) Я сыграла бы (сослаг. накл.) эту роль с удовольствием.

5. Укажите ошибку в определении спряжения глагола.

1) дать – 2 спр.

2) вертеть – 2 спр.

3) гнать – 2 спр.

4) краснеть – 1 спр.

image068

Спряжение глаголов учащиеся начинают учить еще в 4 классе, однако для многих определение спряжения остается трудным и в старших классов. Данная схема помогает зрительно запомнить глаголы разных типов спряжения.

Варианты тестовых заданий к теме:

1. Отметьте глагол I спряжения.

1) бороться                3) молчать

2) смотреть                4) разобидеться

2. В каком глаголе пишется У?

1) поддерж..т              3) прогон..т

2) дыш..т                     4) шепч..тся

3. В каком ряду во всех словосочетаниях есть разноспрягаемый глагол?

1) почувствовали усталость, подбежать к остановке

2) хочется нового, бегут наперегонки

3) посоветуйся с другом, захотел подарки

4) съесть бутерброд, забрезжил рассвет

image070

Стилистика – предмет изучения в старших классах, однако уже с 5 класса формируется первоначальное представление о тексте, его особенностях, типах и стилях речи, изобразительных возможностях текстов разных стилей. Опорные конспекты 29-31 содержат первоначальные сведения из курса «Текстоведение. Стилистика».

Прочитайте текст и выполните предложенные задания.

<… Живые организмы, населяющие Землю, возникли в процессе длительного развития. Первые из них, по-видимому, образовались из химических соединений, находившихся в теплых минерализованных морях, существовавших на Земле примерно 3500 миллионов лет назад. …Молекулы этих веществ соединялись друг с другом, создавая более крупные. Таким образом возникли молекулы ДНК…>

1. Определите стиль текста.

1) официально-деловой               3) публицистический

2) научный                                    4) художественный

2. Какой тип речи представлен во фрагменте текста?

1) описание                                    3) повествование

2) рассуждение                              4)повествование с элементами рассуждения

image072

Прочитайте текст и выполните задания.

Дома в этой части Москвы строились с удивительной непринужденностью. Основная часть, вмещавшая парадные комнаты, была чаще всего одноэтажной. Но позади вырастали пристройки, и со двора дом выглядел двух-, а то и трехэтажным.

Несмотря на это отсутствие «порядка», архитектура переулков вокруг Арбата обладала подлинным обаянием и художественной ценностью.

1. Укажите ошибку(-и) в характеристике текста.

1) тема текста – архитектура переулков Арбата

2) стиль – официально-деловой

3) тип речи – описание с элементами рассуждения

4) в первом абзаце использован параллельный способ связи предложений

5) средства связи предложений – лексический повтор, союзы, слова одной тематической группы, местоимение.

image074

Возможные задания к теме:

1. Какое средство выразительности языка состоит в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию приписываются свойства или действия живого существа?

1) градация

2) эпитет

3) олицетворение

4) гипербола

2. Какое средство выразительности использовано в предложении: А ведь бывает так, что человек не просто говорит, а «плюется словами»?

1) эпитет

2) метафора

3) олицетворение

4) гипербола

image076

Правописание НЕ с разными частями речи – одна из трудных орфографических тем русского языка. При изучении этого правила нужно уметь определять часть речи и выбирать нужный случай слитного или раздельного написания именно для данной части речи.

Задания к теме:

1. В каком предложении частица НЕ пишется раздельно?

1) Этот человек (не)злой и (не)добрый, а просто расчетливый.

2) (Не)известный поэт посмел сказать правду, о которой молчали все.

3) Моя мать во всем потакала моему (не)насытному любопытству.

4) Этот рассказ (не)интересный.

2. В каком примере НЕ пишется раздельно?

1) (не)сколько вопросов               3) (не)с(кем) посоветоваться            

2) (не)кому советовать                  4) (не)которые подробности

3. Отметьте словосочетание, в котором слово с НЕ пишется слитно.

1) (не)вызубренные, а осознанные правила

2) (не)защищенный от ветра домик

3) сочинение (не)продумано

4) (не)прекращающийся дождь

image078

В таблице ОК — 33 приведены случаи слитного и дефисного написания сложных слов, изучающиеся в 6 классе.

Возможные задания к теме:

1. Какое прилагательное пишется через дефис?

1) (южно)африканский город               3) (ясно)глазая девушка

2) (светло)серый костюм                     4) (железно)дорожный вокзал

2. Отметьте слова, которые пишутся через дефис.

1) (мясо)молочный    4)(листо)пад               7) (культурно)деловой

2) (военно)полевой    5) (ярко)красный       8) (грусть)тоска

3) (контр)игра            6) (бело)мраморный  9) (двадцати)летний

3. В каком варианте ответа правильно указаны случаи дефисного написания слов?

 Счетно(1)аналитический отдел заявил, что научно(2)методическому центру здраво(3)охранения нужны новые кадры. Принимать было предложено двадцати- тридцати(4)летних юношей и девушек, чьи авто(5)биография и резюме не будут вызывать сомнений.

1) 1, 2               2) 1, 2 , 3              3) 1, 2, 3, 4           4) 1, 2, 4, 5

  image080

Варианты заданий к теме:

1. Отметьте слово, которое пишется слитно:

1) отрезали (пол)лимона

2) подожди (пол)минуты

3) съел (пол)апельсина

4) (пол)чайной ложечки

2. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) участвовал в (вело)гонках, вернулся (пол)одиннадцатого

2) (осенне)летний период, вышли в (полу)финал

3) (древне)русская книга, пропустил (пол)игры

4) занял (пол)лавки, заводится с (пол)оборота

image082

При изучении орфограммы «Правописание Н-НН» следует обращать внимание на часть речи того слова, в котором требуется применить орфограмму, а также на часть речи слова, от которого образовано данное. В ОК-35 отражено правило написания Н и НН для отыменных прилагательных.

Задания к теме:

1. В каком прилагательном пишется —НН-?

1) звери..ый

2) мужестве..а

3) песча..ый

4) ю..ый

2. В какой строке все слова пишутся с –НН-?

1) бритве..ый, комиссио..ый, комари..ый, цели..ый

2) безукоризне..ый, организацио..ый, ветре..ый, лимо..ый

3) бездо..ый, авиацио..ый, торжестве..ый, лу..ый

4) песча..ый, стекля..ый, отечестве..ый, карма..ый

image084

Примерные задания:

1. В каком причастии пишется одна буква Н?

1) ноше..ое два года пальто

2) приобрете..ые учебники

3) заасфальтирова..ая дорожка

4) стихотворение выуче..о

2. –НН— пишется во всех словах ряда:

1) огне..ый шар, сви..ые котлеты, руки труже..ика

2) с обветре..ым лицом, принцесса очень ю..а, сея..ая через сито мука

3) вяза..ая куртка, дельфи..ий язык, ошибка исправле..а

4) дикови..ая вещица, цивилизова..ое общество, количестве..ый состав

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

«Полдня» правильно пишется слитно. Это имя существительное, краткая форма полного «полудень» (ударение на «е»: «полуде́нь»; аналогично с «полутень»; не путать с «полдень», означающим середину светового или астрономического дня). Писать это слово через дефис («пол-дня») – грубая орфографическая ошибка, так как следующая за «пол-» буква не «л». Не менее грубо неправильно говорить с паузой («пол дня») или писать раздельно без вставных слов: «Проторчала в очереди пол дня» – неверно! Нужно сказать или написать как-то вроде «промаялась полдня» («проторчала» слово просторечное).

«Золотые правила» в данном случае несложны:

Пиша «полдня» и другие слова, начинающиеся на «пол-», слитно, вы почти никогда не ошибётесь, кроме как, возможно, в редчайших, да и то спорных случаях, см. далее.

Прилагательные и указательные местоимения, относящиеся к «полдня», нужно ставить во множественное число: «прошедшие полдня», «эти полдня», и т.д.

Однако, если в слове после «пол-» идёт «л», то такие слова пишутся через дефис (чёрточку): «пол-ложечки», «пол-лимона», «пол-ломтя», «пол-люстры», и т.п., или же «пол-» заменяется на «полу-», также см. далее.

Особенности правописания

Изюминка, так сказать, слова «полдня» в том, что оно простое, не сложное, как «полдень», и «пол-» в нём не первый корень, но и не приставка, а краткий префиксоид, имеющий и полную форму «полу-». Слов, начинающихся на «пол-»/«полу-», в русском языке, что называется, пруд пруди – тот же «полдень», «полметра», «полтарелки», «полупальто», «полусумрак», «полушаг», и мн. др., так что правила их написания сложились давно:

  • Писать «полдня», «полкучи», «полстакана», и др. слова на «пол-» раздельно можно в так называемой интерпозиции, то есть со вставными словами, дополняющими и поясняющими высказывание: «пол прошлого дня», «пол суетливого дня», «пол столовой ложки», и т.п.
  • Если существительное на «пол-» обозначает количество, имеющее количественную меру (длины, веса (массы) объёма, времени, и др.), то такие слова пишутся слитно: наше «полдня» (значение см. далее), «полчаса» (30 мин или 1800 с); «полметра» (500 мм); «полвершка» (22,225 мм; ныне в техническом просторечии приравнивается к дюйму, 25,4 мм); «полкило» (500 г); «полведра» (обычно 5 л, или 6 л, но тогда с уточнением: «полведра по венчик»); «полмешка» (по-нынешнему 25 кг); «полбочки» (по-старому половина сороковой бочки, или 245,98 л, а в наши дни либо 250 л (редко), либо, чаще, 100 л, половина обычной бочки для горючего).
  • В случае, когда корень исходного слова начинается на «л», то префиксоид «пол-» заменяется на «полу-» («полулёжа»; ещё об употреблении «полу-» см. ниже).
  • Если же по соображениям фонетики (внятности и разборчивости речи) присоединить «полу-» к корню на «л» нельзя, то такое слово пишется через дефис: «пол-ладони», «пол-листа», «пол-ложки», «пол-локтя», «пол-люмена» (люмен – системная единица освещённости).

Примечание: исключение тут просторечное «поллитра» (применительно к бутылке водки или др. расхожего крепкого спиртного). Если же речь идёт об объёме в 0,5 куб. дм., то правильно нужно писать «пол-литра»).

  • В случае, когда имеется в виду заполнение, загрузка чего-то приблизительно наполовину, но не подразумевая более-менее точного численного выражения, «пол» со значащим словом можно писать как вместе, так и врозь: «полкузова» = «пол кузова»; «полдвора» = «пол двора»; «полкуста» = «пол куста». Критерий выбора – как легче выговаривается или понимается.

Примечание: слова «полстакана», «полчашки», «полкружки», «полтарелки», «полбутылки», «полбанки», «полпальца», «полбагажника», «полсиденья», и подобные им пишутся всегда слитно, поскольку обозначают и некоторые обиходные или несистемные меры – насыщения человека либо утоления им жажды, длины («полпальца»), и др., или же относятся к предметам, вместимость которых выражается стандартными мерами («полбагажника», «полсиденья»). Поэтому к таким словам приложимы правила согласно пп. 2-4 и 6-10.

Когда вместо «пол-» нужно «полу-»

  • Префиксоид «пол-» чаще всего заменяется на «полу-» в словах, называющих вещественные предметы, вмещающее измеримое количество чего-то, цельные предметы (законченные изделия, конструкции) или самостоятельные части единого целого, примерно равные его половине: «полукруг»; «полубак» (отдельная часть корпуса судна); «полуботинок», «полусапожки» (фасоны обуви); «полубочка» (соответствующая полбочке тарная единица – в старину бочонок на полбочки, ныне – бочка на 100 л, в половину стандартной топливной бочки); «полувагон» (железнодорожная грузовая платформа с высокими бортами, передними и задними распашными створками, но без крыши), «полурота» (половина соответствующего воинского подразделения, выделенная для выполнения особой тактической задачи) «полутораплан» (самолёт с небольшим, меньшим, чем у биплана, нижним крылом); «полуштоф» (сейчас в торговой практике мера объёма и бутылка на 0,75 л).
  • На «полу-» пишутся также слова, обозначающие неполное заполнение не вещественной и не выражаемой в количественных мерах субстанцией: «полумрак», «полусвет», «полутон», и т.п.
  • Точно так же на «полу-» нужно писать и слова, описывающие физическое либо нравственное состояние равно как одушевлённых, так и к неодушевлённых предметов: «полубог»; «полудурок»; «полуживой»; «полукалека»; «полуползком»; «полусидя», «полусогнут», и др. («Движок полуживой, но пока тянет»; «Не телефон, а полудурок – ни одно приложение нормально не грузится»; «Займусь-ка трактором, он у нас после полевого сезона полукалека»).
  • Слова, начинающиеся префиксоидом, «полу-», как правило пишутся слитно.
  • При необходимости использования слова на «полу-» в интерпозиции «полу-» заменяется обратно на «пол-»: «Замесите-ка скоренько полубункер раствору» – «А на кой, мешалку только-только промыли? Вон, в корыте как раз на пол целого бункера ещё свеженького».

Что такое префиксоид

Префиксоиды это, в общем, самостоятельные части речи, в определённых случаях служащие приставками. Так, префиксоид «пол-»/«полу-» это в то же время и краткая форма существительного «половина», служащая как корнем в сложных словах, так и употребляемая самостоятельно, см. примеры выше.

Значение

Существительное «полдня» в русском языке употребляется в прямом и переносном значении:

  1. Прямое – часть светового дня от утренней зари до полудня (первые или зачинающие полдня) или от полудня до заката Солнца (вторые или завершающие полдня): «Обработку проводить в первые полдня, начиная опрыскивание немедленно по испарении с листьев росы». Синонимы «полудень», «половина дня» (оба – с единственным числом прилагательных и указательных местоимений: «текущий полудень», «этот полудень», «вечерняя половина дня»). Последний синоним может употребляться в интерпозиции, т.е. со вставными словами: «завершающая половина трудового дня».
  1. Переносное – промежуток времени, примерно равный половине светового или рабочего дня: «Как отдыхалось? – Активно, полдня провозился на огороде, а полдня – в гараже». Синонимов нет.

Примечание: порой употребляются также сходные по составу и схеме склонения (см. ниже) существительные «полвечера» (применительно чаще всего к долгим зимним вечерам) и, редко, «полутра» или «полутрени» (диалектное в глубинке Средней России), поскольку летние утра коротки, а зимой ну так не хочется вылезать из тёплой постели.

Грамматика

Слово «полдня» – неодушевлённое имя существительное общего рода (явственных родовых признаков лишено*), разносклоняемое. В академической традиции относится к мужскому роду I склонения (2-го в школьной традиции), так как склоняется в целом «по-мужски». Состоит из изменяющегося префиксоида «пол-» («полу-» в падежных формах, кроме винительного), корня «-дн-» и окончания «-я». Склоняется подобно советскому «трудодень» (не имевшему краткой формы), но во множественном числе именительного и винительного падежей используется также форма единственного числа:

  • Именительный: полдня́ (краткое) или полуде́нь (полное) (ед. ч.); полудни́ или полдня́ («летние утренние полудни́», но «следующие полдня» – относительное прилагательное «следующий» во множественном числе) (мн. ч.).
  • Родительный: полудня́ (ед. ч.); полудне́й (мн. ч.).
  • Дательный: полудню́ (ед. ч.); полудня́м (мн. ч.).
  • Винительный: полдня́ (краткое) или полуде́нь (полное) (ед. ч.); полудни́ или полудня́ («В два полудня уложишься?», но «Нет, тут работы на три-четыре полудни́») (мн. ч.).
  • Творительный: полуднём (ед. ч.); полудня́ми (мн. ч.).
  • Предложный: <в, на, о, при> полудне́ (ед. ч.); <в, на, о, при> полудня́х (мн. ч.).

*) – а) оканчивается «по-женски» на «-я», но происходит от «день», который мужского рода; б) обозначает часть общего времени дня. «часть» женского рода, «время» – среднего. Так что нечего этому слову делать ни в каком роде, кроме как в общем.

Примечание 4: надо же, когда и для чего пригодилась форма развито-социалистической сельскохозяйственной натуроплаты! Вот уж поистине, если не бывает отставных шпионов, то и забытых слов тоже.

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

  • Пол поселка как пишется
  • Пол помидора как пишется
  • Пол района как пишется
  • Пол с прилагательными как пишется
  • Пол размера как пишется